Реферат по предмету "Государство и право"


Виды и правовой статус субъектов Российской Федерации

СодержаниеВведение
Глава І. Понятие и виды субъектов Российской Федерации иих конституционно-правовое регулирование их статуса
1.1 Конституционное регулирование статуса субъектовРоссийской Федерации и их виды
1.2 Распределение компетенции между Российской Федерацией исубъектами Российской Федерации
Глава ІІ. Особенности правового статуса субъектовРоссийской Федерации
2.1 Особенности правового статуса республик РоссийскойФедерации
2.2 Особенности правового статуса краев, областей игородов федерального значения
2.3 Особенности правового статуса автономныхобразований
Заключение
Списокиспользуемой литературы
Приложения

Введение
Субъект федерации,согласно наиболее распространенным теоретическим воззрениям, — этогосударственное образование (не обладающее суверенитетом) в составефедеративного государства. Федеративные государства состоят из субъектов,которые в различных странах имеют неодинаковые официальные наименования и неодинаковый правовой статус. Кроме того, вподавляющем большинстве федераций мира субъекты наделены симметричными правами,а наличие льгот и привилегий является редким исключением из правил.Правильность этих суждений всегда вызывали споры, как в науке, так и средиполитиков.
Актуальность выбраннойтемы заключается в том, что субъекты Российской Федерации разнообразны посвоему территориальному, национальному признаку. Такое сложное, по своемусоставу, федеративное государство всегда вызывает интересы для изучения.
Цель курсовой работы — изучение федеративного устройства Российского государства,конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации.
Предметомисследования является государственно-территориальное устройство Российскойфедерации и конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.
Объектомисследования являются общественные отношения, связанные с государственнымустройствам Российской Федерации.
Задачи курсовой работы:
1. Датьпонятие и общую характеристику статусов субъектов Российской Федерации.
2. Раскрыть основные виды субъектов РФ;
3. Рассмотреть предметы ведения субъектов РоссийскойФедерации
4. Выявить особенности правового статуса республик всоставе Российской Федерации.
5. Отразить особенности статуса краев, областей игородов федерального значения.
6. Выявить особенности правового статуса автономныхобразований в составе Российской Федерации
7.Проанализировать и систематизировать полученные знания и обобщить их.
Метод:теоретический анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, классификация иобобщение.
Степеньразработанности темы: курсовой работы значительна с научно-практическойнаправленности аспекта правового положения субъекта федерации, а следовательносущности федерализма России. Разработкой этой тематики занимались такиесовременные ученые правоведы как Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Катков Д.Б., Корчиго Е.В., Кодлаев В.М., Хропанюк В.Н.и др. При освещении темы федеративного устройства неотъемлемой компонентойстановится, практически в каждом издании учебной литературы, именно освещениеаспектов правового положения в нем субъектов федерации, их взаимодействие изначение в составе России.
Структураработы: курсовая работа состоит из введения, двух глав (пяти параграфов),заключения, списка используемых нормативно-правовых актов и литературы иприложения.

ГлаваІ. Понятие и виды субъектов Российской Федерации и их конституционно-правовоерегулирование их статуса
1.1Конституционное регулированиестатуса субъектов Российской Федерации и их виды
Российская Федерация — это федеративное государство,созданное по воле ее многонационального народа. Ее правовой статус определяетсяКонституцией Российской Федерации, Декларацией о государственном суверенитетеРСФСР от 12 июня 1990 г. и Федеративным договором от 31 марта 1992 г.
Федеративное устройство в Российской Федерации,закрепляется в гл. 3 Конституции РФ. В соответствии со ст. 65 Конституции, всоставе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации и ст. 65[1]закрепляет конкретный численный, видовой и именной состав субъектов РоссийскойФедерации на момент принятия настоящей Конституции. Субъект РФ — входящее всостав РФ государство (республика), государственное образование (автономнаяобласть, автономный округ) или территориальное образование (край, область,город федерального значения)[2].
Видовой состав субъектов федерации предопределяется ч.1 ст. 5 Конституции. В состав Российской Федерации входят образования толькоустановленной формы:
· республика,
· край, область, город федеральногозначения,
· автономная область, автономныйокруг.
Вместе с темвсе виды субъектов федерации могут быть интегрированы в более общие группы исоставить 3 типа субъектов. Подобная типология основана, с одной стороны, наразличном объеме полномочий соответствующих субъектов (одни из них наделяютсяполномочиями государства как такового, остальные — государственногообразования), с другой — на введении новых, территориальных формгосударственности наряду с ранее существовавшими национальными.
Совмещениеуказанных оснований позволяет к национально-государственному типу отнестиреспублики в составе РФ (государства в собственном смысле) и оба видаавтономных единиц — автономную область и автономный округ(национально-государственные образования), к территориально-государственномутипу — края, области, города федерального значения. Таким образом, республики,формы административно-политической автономии и региональные государственныеобразования составляют отдельные типы субъектов Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации различаются и по ряду других признаков — уровню развития экономики в целом, наличию и развитию отдельных отраслейпромышленности и сельского хозяйства, историческим традициям, национальнойкультуре всего или части населения. Однако, как следует из Конституции, эти идругие особенности не влияют на конституционно-правовой статус субъектаРоссийской Федерации[3],и соответственно их я рассматривать не буду.
На момент принятия настоящей Конституции в РоссийскойФедерации 89 субъектов, в том числе 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов.Сейчас эта цифра несколько изменилась. Помимо перечисления в Конституциизакрепляется также правовой статус субъектов РФ.
Понятие статуса включает в себя: права, обязанности,правомочия, гарантии и ответственность. Ведущую роль в определении статусареспублики как субъекта Российской Федерации играет федеральная Конституция,закрепляющая основополагающие элементы указанного статуса. Согласно ееположениям, республика — равноправный субъект федерации, в том числеравноправный с другими ее субъектами во взаимоотношениях с федеральнымиорганами государственной власти. Она непосредственно входит в состав РоссийскойФедерации, обладает собственной территорией, принимает конституцию, вправеустанавливать свои государственные языки, имеет свои предметы ведения иполномочия, сферу вопросов совместного ведения с Российской Федерацией,образует собственные органы государственной власти, наделена правом издаватьзаконы и иные правовые акты, заключать договоры и соглашения о разграничениипредметов ведения и полномочий с федеральными органами государственной власти,ей гарантируется представительство в Совете Федерации Федерального Собрания,право законодательной инициативы в Государственной Думе, право вноситьпредложения о поправках и пересмотре положений Конституции России, отклонятьили одобрять поправки к главам 3-8 Конституции, обращаться с запросами вКонституционный Суд Российской Федерации, выражать свое мнение по поводукандидатур на должность прокурора республики. Статус республикиконкретизируется ее конституцией. Она является атрибутом государственностиданного субъекта федерации; в очерченных федеральной Конституцией границахобладает учредительными свойствами; имеет высшую юридическую силу по вопросам,отнесенным к ведению республики; принимается и изменяется парламентом или вином установленном республикой демократическом порядке; не нуждается вутверждении или регистрации со стороны федеральных органов государственнойвласти; закрепляет основы конституционного строя, основные права и свободычеловека и гражданина, организацию и деятельность органов государственнойвласти и местного самоуправления; гарантируется Конституционным Судом России иреспубликанскими органами конституционного контроля. Конституция республики — это не столько форма правового документа, сколько его содержание. Она можетименоваться иначе (например, в Республике Калмыкия действует Степное Уложение),но быть Основным законом, если заключает в себе конституирующие положения.
В части 2 статьи 66 Конституции РФ охватываетсявопросы статуса края, области, города федерального значения, автономной областии автономного округа. Он устанавливается, как и применительно к республике,прежде всего Конституцией Российской Федерации, которая проводит идею равенстваэтих статусов. Есть только два отличия: республика имеет конституцию, а иныесубъекты — устав; первая наделяется правом вводить государственные языки, авторые таковым не обладают, да и объективно не нуждаются в нем. Статус края,области, города федерального значения, автономной области, автономного округаопределяется также их уставами. Впервые право принятия уставов краями,областями было закреплено Законом Российской Федерации от 5 марта 1992 года«О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областнойадминистрации». Уставу присущи все признаки конституции. Не случайнонекоторые из них именуются Основным законом[4], объявляютсяконституционным или основным правовым актом, государственно-правовой основойсоциально-экономической, политической и культурной жизни соответствующегосубъекта федерации. Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая делоо проверке конституционности ряда положений Устава Читинской области, своимпостановлением от 1 февраля 1996 [5]г. подтвердил, чтоданный нормативный акт занимает особое, а именно высшее, место в иерархиинормативных актов, имеет высшую юридическую силу по отношению к высшим правовымактам области. В общую систему актов, определяющих статус названных вышесубъектов федерации, входят Федеративный договор и иные договоры, а такжесоглашения между исполнительными органами власти субъекта и федеральнымиорганами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий.
В части 3 статьи 66 Конституции РФ обращено вниманиена особенность правовой основы автономной области и автономного округа. Оназаключается в том, что каждый из указанных субъектов при необходимости можетиметь еще и специальный именной федеральный закон (эта возможность никем из нихпока не реализована). Его принятие находится на усмотрении автономной области,автономного округа; он самостоятельно разрабатывается ими и представляется нарассмотрение Федерального Собрания соответствующими законодательным иисполнительным органами их общим решением. В ходе законотворческого процессапроект, надо полагать, может быть и отозван внесшей его стороной. Конституциятакже раскрывает специфику статуса автономных округов, входящих в состав краяили области. Она не распространяется на Чукотский автономный округ, которыйЗаконом Российской Федерации от 17 июня 1992 г. «О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации» [6]считаетсянепосредственно входящим в состав Российской Федерации. Входящими в составкрая, области остальные девять автономных округов являются постольку, посколькуони не заявили иного. Признание данного факта не означает подтвержденияпрежнего характера отношений между ними. Входя в край, область, автономныйокруг не утрачивает обретенных в соответствии с Конституцией 1993 г. государственно-правовых атрибутов статуса самостоятельного субъекта федерации. Этосогласуется с выводами Конституционного Суда Российской Федерации, впостановлении которого от 11 мая 1993 г. по делу о Чукотском автономном округеконстатировалось: нахождение автономного округа в крае или области, равно как ивыход из них не влияют на его конституционно-правовой статус, а также нанационально-государственное устройство и состав Российской Федерации;нахождение автономного округа в крае или области не означает поглощения еготерритории, являющейся составной частью территории Российской Федерации.
Гарантии правсубъектов РФ. Они предусмотрены в Конституции РФ и представляют собойгосударственно-правовые механизмы, обеспечивающие юридическую и фактическуюсамостоятельность субъекта РФ в составе Федерации[7].К числу важнейших гарантий относятся:
1.  Закрепленные в Конституции принципыравенства субъектов Федерации, их независимости и самостоятельности.
2.  Вне пределов ведения РоссийскойФедерации и совместного ведения субъекты Федерации обладают всей полнотойгосударственной власти (ст. 73 Конституции РФ).
3.  Система органов государственнойвласти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно (ч. 1ст. 77).
4.  Наличие и способ формирования СоветаФедерации — верхней палаты российского парламента. Конституция особо выделяеткруг вопросов, по которым принятые Государственной Думой федеральные законыподлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
5. Целостность инеприкосновенность территории субъектов Российской Федерации. Границы междусубъектами Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия (ч. 3ст. 67).
Такимобразом, делая вывод по данному вопросу, стоит отметить, чтоконституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации в полной мерезакреплен в конституции Российской Федерации и других нормативно-правовых актахи включает в себя права, обязанности, правомочия, гарантии и ответственность.

1.2 Распределение компетенции между РоссийскойФедерацией и субъектами Российской Федерации
Предметы ведениясубъектов РФ — это сфера общественных отношений, регулирование которой отнесеноКонституцией РФ исключительно к компетенции субъектов РФ[8].К предметам исключительного ведения субъектов Российской Федерации относитсякруг тех полномочий, которые находятся вне пределов ведения РФ и полномочий РФпо предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. По вопросамисключительной компетенции органы власти республик, краев, областей, городовфедерального значения и автономий осуществляют собственное правовоерегулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов[9].Федеральный закон в соответствии с действующей Конституцией (ст. 73) не можетвторгаться в сферу исключительной компетенции субъектов РФ. Нарушение этойконституционной нормы влечет признание федерального закона неконституционным. Всоответствии с Конституцией Российской Федерации, статья 72, в совместномведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся: а) обеспечениесоответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иныхнормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения,автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам; б)защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальныхменьшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;режим пограничных зон; в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей,недрами, водными и другими природными ресурсами; г) разграничениегосударственной собственности; д) природопользование; охрана окружающей среды иобеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории;охрана памятников истории и культуры; е) общие вопросы воспитания, образования,науки, культуры, физической культуры и спорта; ж) координация вопросовздравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальнаязащита, включая социальное обеспечение; з) осуществление мер по борьбе скатастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; и)установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации; к)административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное,земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, обохране окружающей среды; л) кадры судебных и правоохранительных органов;адвокатура, нотариат; м) защита исконной среды обитания и традиционного образажизни малочисленных этнических общностей; н) установление общих принциповорганизации системы органов государственной власти и местного самоуправления; о)координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РоссийскойФедерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.
Вне пределов веденияРоссийской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместноговедения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъектыРоссийской Федерации обладают всей полнотой государственной власти[10].
 Разграничение предметов ведения и полномочий междуорганами государственной власти Российской Федерации и органами государственнойвласти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией РоссийскойФедерации, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметовведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией РоссийскойФедерации и федеральными законами. Как правило, предметы исключительноговедения субъекта Российской Федерации закрепляются в его Уставе (Конституции).В основном это такие вопросы, как[11]:
· Организацияи осуществление публичной власти (организация деятельности системы органовгосударственной власти, управление государственной гражданской службой,обеспечение деятельности правовых институтов).
· Регулированиеотношений в сфере информации (регулирование в сфере применения информационныхтехнологий, полномочия в области защиты государственной тайны, использованиесредств массовой информации).
· Полномочияв сфере обеспечения безопасности жизни (полномочия в области обороны, полномочияв сфере защиты государственной границы, полномочия в сфере деятельностивнутренних войск, полномочия в сфере гражданской обороны).
· Полномочияв социальной сфере (регистрация актов гражданского состояния, социальнаяподдержка и социальное обслуживание населения, полномочия в отношениивынужденных переселенцев, работа с детьми и молодежью, образование, труд изанятость населения).
· Защитаправ потребителей.
· Поддержкамалого предпринимательства, и другие полномочия.
Таким образом, наряду свопросами совместного ведения между органами государственной власти Российской Федерациии органами государственной власти субъектов Федерации, присутствуют вопросыисключительного ведения субъектов Российской Федерации.
Вне пределов веденияРоссийской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместноговедения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъектыРоссийской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
При противоречиифедеральных законов и законов субъектов Российской Федерации в областиисключительного ведения субъектов Российской Федерации действуют законы и иныенормативные акты субъектов Федерации.

ГлаваІІ. Особенности правового статуса субъектов РФ
статус субъект республика край
2.1Особенности правового статуса республик Российской Федерации
В данной главе необходимопо порядку рассмотреть конкретные особенности правового статуса республик иавтономий. И начнем с республик.
В отличие от другихсубъектов Федерации республики признаются государствами[12].Однако власть в этих государствах не является суверенной, республикисамостоятельны только в рамках, установленных федеральной Конституцией.Республики не вправе нарушать государственную целостность России, единствосистемы государственной власти. Их народы свободно реализовали свое право насамоопределение, создав сначала автономию, а затем преобразовав ее вгосударство, являющееся частью Российской Федерации. Изменить этот статус,вернуть назад переданные Федерации суверенные права можно только с согласияРоссийской Федерации, путем изменения Конституции РФ или в соответствии сфедеральным конституционным законом.
Конституция РФ незакрепляет право выхода республик из состава Федерации, чего не делает и ниодна другая федерация мира. Основания для этого носят не только юридический, нои этический характер. Экономика республик была создана на средства всегомногонационального народа России, она может успешно функционировать только каксоставная часть всей экономики страны. С национальной точки зрения населениереспублик давно носит смешанный характер, вследствие чего выделение той илииной республики в самостоятельное государство неизбежно породило быдискриминацию и межнациональные конфликты. Отделение от России привело бы такжек культурному отставанию народов, ни о какой подлинной независимости в этомслучае не могло бы быть и речи. Сепаратизм, следовательно, противоречиткоренным интересам как народов республик, так и их титульной нации.
В период «парадасуверенитетов», т. е. до принятия Конституции РФ в 1993 г., ряд республик — Татарстан, Саха (Якутия), Башкортостан, Тува и др. — закрепили в своихконституциях статус суверенного государства, субъекта международного права[13].Татарстан, не упоминая о вхождении в состав Российской Федерации, в то же времязакрепил свое положение как государство, «ассоциированное с РоссийскойФедерацией». В основе такого подхода лежало необоснованное предположение,будто Российская Федерация является объединением, получившим полномочия из рукнезависимых республик, что противоречит историческим фактам, ибо автономии, изкоторых выросли республики, были созданы Российским государством. Республики, каки другие субъекты Федерации, равноправны только между собой во взаимоотношенияхс федеральными органами государственной власти, но они не равноправны с самойФедерацией. В договорах, которые республики, как края и области, заключают сФедерацией, речь идет о разграничении предметов ведения и полномочий, а не оразделе суверенитета или территории Российской Федерации. Конституции республикдолжны соответствовать Конституции РФ, составлять единое конституционноепространство, основанное на общих принципах. Отступления от федеральнойКонституции особенно недопустимы, когда они ведут к вторжению в предметыведения и полномочия федеральных органов, нарушают принцип равноправия гражданРоссии независимо от национальности и места проживания, принцип разделения властей.Неправомерность постановки вопроса о суверенитете республик раскрыта впостановлении Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000г. В нем говорится:«Содержащееся в Конституции Российской Федерации решение вопроса осуверенитете предопределяет характер федеративного устройства, историческиобусловленного тем, что субъекты Российской Федерации не обладаютсуверенитетом, который изначально принадлежит Российской Федерации в целом. Посмыслу преамбулы, ст. 3, 4, 5, 15 (ч. 1), 65 (ч. 1), 66 и 71 (п. „б“)Конституции Российской Федерации в их взаимосвязи, республики как субъектыРоссийской Федерации не имеют статуса суверенного государства; решить же этотвопрос иначе в своих конституциях они не могут, а потому не вправе наделитьсебя свойствами суверенного государства, даже при условии, что этот суверенитетпризнавался бы ограниченным. Конституция Российской Федерации[14],исходит из относящегося к основам конституционного строя Российской Федерациии, следовательно, к основам конституционного строя республик, принципаравноправия всех субъектов Российской Федерации, в том числе в ихвзаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Признание жеза республиками суверенитета, при том что все другие субъекты РоссийскойФедерации им не обладают, нарушило бы конституционное равноправие субъектовРоссийской Федерации, сделало бы невозможным его осуществление в принципе,поскольку по своему статусу суверенное государство не может быть равноправно ссубъектом РФ, не обладающим суверенитетом.
Признание КонституциейРоссийской Федерации суверенитета только за Российской Федерацией воплощенотакже в конституционных принципах государственной целостности и единствасистемы государственной власти (ст. 5, ч. 3), верховенства КонституцииРоссийской Федерации и федеральных законов, которые имеют прямое действие иприменяются на всей территории Российской Федерации, включающей в себятерриторию ее субъектов (ст. 4, ч. 2; ст. 15, ч. 1; ст. 67, ч. 1). Отсутствие усубъектов Российской Федерации, в том числе республик, суверенитетаподтверждается и положениями ст. 15 (ч. 4) и 79 Конституции РоссийскойФедерации, из которых вытекает, что только Российская Федерация вправезаключать международные договоры, приоритет которых признается в ее правовойсистеме, и только Российская Федерация как суверенное государство можетпередавать межгосударственным объединениям свои полномочия в соответствии смеждународным договором. Исходя из этих конституционных принципов все правовыеакты, принимаемые в Российской Федерации, в том числе конституции республик, недолжны противоречить Конституции Российской Федерации».
С пониманиемгосударственной природы республик тесно связан вопрос о правовом статусе ихтерриторий. Каждая республика обеспечивает свою территориальную целостность, аграницы республики, находящиеся в режиме не государственных, а административныхграниц, не могут быть изменены без ее согласия[15]. Гарантиейтерриториального статус-кво является сама Российская Федерация, что, однако, невсегда обеспечивает быстрое и эффективное разрешение территориальных споров.Такой спор, например, несколько лет не затихает в отношениях между РеспубликойСеверная Осетия — Алания и Республикой Ингушетия. Для определения границ междуРеспубликой Ингушетия и Чеченской Республикой Правительством РФ (постановлениемот 16 марта 1996 г.)[16] созданаГосударственная комиссия, действующая на основе утвержденного Положения.
Преувеличенноепредставление о суверенитете подталкивает некоторые республики к провозглашениюсвоей собственности на землю, недра и природные богатства, для чего нетправовых оснований. Вопросы владения, пользования и распоряжения землей,недрами, водными и другими природными ресурсами относятся к совместному ведениюФедерации и ее субъектов. Республика Саха (Якутия) закрепила в Конституцииположение о своей территории как «исконной земле традиционного расселенияее коренных народов», хотя трудно себе представить, как на огромныхпросторах в 3,1 млн. кв. км могли утвердиться «коренные народы»,которых и сейчас насчитывается не более 1 млн. человек. Произвольноопределенные в советское время границы некоторых республик ныне рассматриваютсяв республиках как якобы сложившиеся исторически.
Между тем происходившаяв то время частая перекройка границ носила чисто административное значение, врезультате чего, например, в территорию нынешней Чеченской Республики быливключены районы из соседнего Ставропольского края[17].Территорию республик, следовательно, можно рассматривать только во взаимосвязис их пребыванием в составе Российской Федерации. Вместе с тем должно быть,безусловно, признано, что закрепленная за ними территория являетсяпространственным пределом их власти, на эту территорию не можетраспространяться власть других субъектов Федерации.
Неправомерны ипретензии многих республик на приоритет (верховенство) своих законов надфедеральными. Закрепление в конституционных актах республик такого родаположений противоречит основам конституционного строя Российской Федерации иведет к ослаблению конституционной законности и охраны прав человека.
Республикисамостоятельны в определении своих государственных языков. В органахгосударственной власти, органах местного самоуправления, государственныхучреждениях республик эти языки употребляются наряду с государственным языкомРоссийской Федерации, т. е. русским языком. В республиках, в которых титульнаянация составляет большинство населения (таковых б из 21), законодательно закрепленодвуязычие. Многоязычие закреплено в многонациональном Дагестане. Двуязычиепринято и в некоторых республиках, где титульная нация не составляетбольшинства (Татарстан, Калмыкия). Но в ряде республик законы о языках пока неприняты. Практически все республики признают и гарантируют права всех наций напользование своим языком и на его развитие.
Конституции республикобычно предусматривают свое гражданство, хотя подчас не учитывают, чтогражданство в РФ относится к ведению Федерации. Так, в силу того, что этогражданство одновременно означает и гражданство Российской Федерации, правомпринятия в гражданство обладает только Российская Федерация[18].
Республикисамостоятельно утверждают свою государственную символику — герб, флаг, гимн,определяют столицу. Государственная символика отражает национально-историческуюсимволику народа. Республики вправе учреждать свои почетные звания игосударственные награды. В связи с экстраординарной обстановкой, сложившейся вЧеченской Республике, отсутствием там государственно-правовых институтов,соответствующих конституционному строю в Российской Федерации Указом ПрезидентаРФ от 8 июня 2000- г. утверждено Положение об организации временной системыорганов исполнительной власти в Чеченской Республике.
Президент РоссийскойФедерации как глава государства осуществляет свои полномочия по обеспечению натерритории Чеченской Республики законности и правопорядка, прав и свободчеловека и гражданина, по восстановлению государственно-правовых институтовЧеченской Республики в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами[19].Правительство РФ осуществляет свои полномочия по обеспечению восстановленияэкономики и социальной сферы Чеченской Республики в соответствии с КонституциейРФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РоссийскойФедерации.
Во временную системуорганов исполнительной власти в Чеченской Республике входят: АдминистрацияЧеченской Республики и территориальные органы федеральных органовисполнительной власти.
Федеральные органыисполнительной власти для осуществления своих полномочий создают на территорииЧеченской Республики свои территориальные органы и назначают в установленномпорядке соответствующих должностных лиц.
Таким образом,республика в составе Российской Федерации обладает широким перечнем прав,своими полномочиями и статусом копирует государство, образована какнационально- территориальная единица, имеет свой язык и свое гражданство,награды и тд.
2.2Особенности правового статуса краев, областей и городов федерального значения
После 1992 годаРоссийская Федерация была преобразована таким образом, что бывшиеадминистративно-территориальные единицы — области и края смогли уравнять свойстатус со статусом бывших автономных образований в составе РоссийскойФедерации.
Сейчас в качествесубъектов Федерации в состав Российской Федерации входят, 9 краев (Алтайский,Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский,Забайкальский, Камчатский), 46 областей и 2 города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург. Они являются государственно-территориальнымиобразованиями, которым в соответствии с Конституцией (ст. 5, 65) придан статуссубъектов РФ.
Статус краев, областейи приравненных к ним городов федерального значения определяется КонституциейРФ, Федеративным договором от 31 марта 1992 г., включающим в себя Договор оразграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органамигосударственной власти РФ и органами власти краев, областей, городовфедерального значения; другими федеральными актами.
Являясь субъектамиРоссийской Федерации, края, области и города федерального значения обладаютопределенной учредительной властью. Они вправе принимать свои уставы, законы ииные нормативные правовые акты.
Устав закрепляетконституционно-правовой статус края, области, города федерального значения;организацию государственной власти, порядок нормотворческой деятельности;административно-территориальное деление и организацию местного самоуправления.
Края, области, городафедерального значения располагают своей территорией, которая не может быть измененабез их согласия.
Каждый край, область,город федерального значения образуют органы представительной, исполнительной исудебной власти, которые действуют на основе Конституции РФ, а также уставовкрая, области, города федерального значения.
Надо сказать, что еслипрежде органы власти краев, областей, городов республиканского значенияотносились законодательством к местным органам власти, то в настоящее время оник таковым не относятся, а являются органами государственной власти субъектовФедерации.
Края, области, городафедерального значения вправе иметь свою символику. Так, согласно УставуИркутской области, область имеет свои герб и флаг, утверждаемые Собраниемобласти[20]. Порядокиспользования официальной символики области определяется ее законом.
Края, области, городаМосква и Санкт-Петербург являются самостоятельными участниками международных ивнешнеэкономических связей, соглашений с другими краями, областями, а такжереспубликами, автономной областью, автономными округами, если это непротиворечит Конституции и законам РФ. Координация международных ивнешнеполитических связей краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербургаосуществляется федеральными органами государственной власти РФ совместно сорганами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Статус края, области,города федерального значения может быть изменен только по взаимному согласию РФи соответствующего края, области, города федерального значения, согласно федеральномуконституционному закону. В некоторых уставах краев и областей устанавливаетсяпорядок изменения их статуса. Так, по Государственному Уставу Краснодарскогокрая лишение его статуса субъекта Российской Федерации или придание ему статусаиного субъекта РФ возможно только на основе Конституции РФ и Федеративногодоговора при условии одобрения соответствующего решения на краевом референдуме[21].
Конституция РФобеспечивает участие представителей краев, областей, городов федеральногозначения в решении вопросов, отнесенных к компетенции Российской Федерации. Дляэтого от краев, областей и городов федерального значения избираются депутаты вГосударственную Думу и входят по два представителя в Совет Федерации: главазаконодательного (представительного) и глава исполнительного органовгосударственной власти по должности.
Края и области имеютсвои административные центры.
Конституция РФ,Федеративный договор и уставы краев, областей и городов федерального значенияопределяют предметы ведения краев, областей и городов федерального значения.Они подразделяются на предметы совместного ведения Федерации и краев, областейи городов федерального значения и предметы, находящиеся в исключительномведении последних.
Согласно Конституции РФи Федеративному договору, в совместном ведении Федерации и краев, областей игородов федерального значения в сфере государственного строительства находятсяобеспечение соответствия уставов, законов и иных нормативных правовых актовкрая, области, города федерального значения Конституции РФ и федеральнымзаконам; защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальныхменьшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;режима пограничных зон[22].
В совместное ведение РФи краев, областей и городов федерального значения входит широкий круг вопросовзаконодательного регулирования, включающий административное,административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное,водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охранеокружающей среды и др.
Введение чрезвычайногоположения на территории края, области, городов Москвы и Санкт-Петербургаосуществляется федеральными органами государственной власти РФ с уведомлениеморганов власти края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Согласно КонституцииРФ, по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов издаютсяфедеральные законы, в соответствии с которыми органы государственной властикраев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляют собственноеправовое регулирование в пределах своей компетенции, принимая правовые акты.
Законопроекты попредметам совместного ведения направляются краям, областям, городам Москве иСанкт-Петербургу для обсуждения и представления своих предложений. Всеполномочия, не относящиеся к ведению федеральных органов государственной властии к совместному ведению федеральных органов государственной власти и органовгосударственной власти краев, областей и городов федерального значения,осуществляются органами государственной власти последних самостоятельно всоответствии с Конституцией РФ.
Федеральные органыисполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти края,области, городов Москвы и Санкт-Петербурга могут передавать этим органамосуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции изаконам РФ. И наоборот, органы исполнительной власти края, области, городовМосквы и Санкт-Петербурга по соглашению с федеральными органами исполнительнойвласти могут передавать им осуществление части своих полномочий.
Определеннымиособенностями характеризуется статус такого субъекта РФ, как Москва,являющегося столицей России. 15 апреля 1993 г. был принят Закон РФ «Остатусе столицы РФ»[23].
Органы государственнойвласти города Москвы в связи с осуществлением функций столицы: предоставляют вустановленном законом порядке федеральным органам государственной власти РФ,представительствам республик в составе РФ, автономной области, автономныхокругов, краев, областей, города Санкт-Петербурга, а также дипломатическимпредставительствам иностранных государств в РФ земельные участки, здания,строения, сооружения и помещения, жилой фонд, жилищно-коммунальные,транспортные и иные услуги; обеспечивают необходимые условия для проведенияобщегосударственных и международных мероприятий; участвуют в разработке иосуществлении целевых федеральных программ развития города Москвы; участвуют всодержании и развитии систем связи, федеральных автомобильных дорог общегопользования и иных транспортных систем на территории города Москвы;согласовывают проект генерального плана развития города Москвы с федеральнымиорганами государственной власти РФ.
Затраты Москвы,связанные с осуществлением ею функций столицы, полностью компенсируются за счетсубвенций из республиканского бюджета РФ, за счет платежей за предоставляемыегородом услуги, вносимых федеральными органами государственной власти,представительствами республик в составе РФ, автономной области, автономныхокругов, краев, областей, города Санкт-Петербурга, а также дипломатическимипредставительствами иностранных государств в РФ.
Земельные участки,находящиеся в собственности города Москвы, предоставляются его органамигосударственной власти для размещения зданий, строений и сооружений,необходимых для выполнения полномочий федеральными органами государственнойвласти РФ, в соответствии с перечнем, формируемым Правительством РФ. Этиземельные участки в установленном законом порядке приобретаются федеральнымиорганами государственной власти в федеральную собственность или предоставляютсяим в аренду в соответствии с Генеральным планом развития города Москвы ипрограммами развития отдельных городских территорий.
Таким образом, субъекты Российской Федерации, в частности края, области игорода федерального значения имеют специфический конституционно-правовойстатус, который отличает их от республик. Являясь субъектами РФ, края, области и города федеральногозначения обладают определенной учредительной властью. Они вправе принимать своиуставы, законы и иные нормативные акты. Располагают своей территорией, котораяне может быть изменена без их согласия.
Каждый край,область, Москва и Санкт-Петербург образуют органы законодательной,исполнительной и судебной власти, которые действуют на основе Конституции РФ, атакже уставов краев, области, города федерального значения, и также вправеиметь свою символику.
2.3Особенности правового статуса автономных образований
В Российскую Федерациювходят одна автономная область (Еврейская автономная область) и четыреавтономных округа. Что касается автономной области, то ее сохранение являетсяскорее данью традиции, поскольку еврейского населения в ней почти нет. Почисленности и структуре населения все округа невелики и многонациональны.Наибольший удельный вес коренной национальности в Ненецком автономном округе(16,5%), наименьший — в Ханты-мансийском (1,4%)[24].
Еврейская автономнаяобласть входит в Российскую Федерацию непосредственно (Законом от 15 декабря 1990 г. все автономные области были выведены из краев и включены в Российскую Федерациюнепосредственно). Автономные округа имеют возможность самостоятельно решатьвопрос о вхождении в Российскую Федерацию непосредственно и через другойсубъект Федерации (край, область). На этом основании, например, Чукотскийавтономный округ в 1992 г. выделился из Магаданской области и непосредственновошел в состав Российской Федерации (в этом положении его название«автономный округ» теряет смысл, ибо по всем своим правам онпревращается в обычную область). Другие же округа (их 9) сохраняют прежнеесостояние. Конституция РФ предусматривает, что по представлению законодательныхи исполнительных органов автономной области, автономного округа может бытьпринят федеральный закон об автономной области, автономном округе. Принятиетакого закона, следовательно, необязательно, это зависит от желания самойавтономии.
Правовое положениеавтономных округов в известной мере противоречиво. С одной стороны, автономныйокруг, как вытекает из Конституции РФ, может входить «в состав края илиобласти» (и 9 из 10 являются как раз такими). С другой, округ, как и край,и область, рассматривается Конституцией как равноправный субъект РоссийскойФедерации. Это пример коллизии в конституционном праве. Чтобы разрешить этопротиворечие, Конституция РФ предусматривает, что отношения таких округов могутрегулироваться федеральным законом и договором между органами государственнойвласти автономного округа и соответственно органами государственной власти краяили области (могут, но не должны!). Такой договор тем не менее был заключенмежду администрацией Тюменской области и администрациями Ханты-мансийского иЯмало-Ненецкого автономных округов, но он не снял напряжения между сторонами вотношении понимания самостоятельности округов. Договорная форма отношений«вхождения» не устраняет в полной мере разногласий в отношении того,является ли территория округа частью территории области (края) или нет, из чегоследует решение вопроса о пределах властвования органов государственной властиобласти (края).
Конституционный Суд РФв постановлении от 11 мая 1993 г. по делу о проверке конституционности ЗаконаРФ от 17 июня 1992 г. «О непосредственном вхождении Чукотского автономногоокруга в состав Российской Федерации» отметил, что «нахождениеавтономного округа в крае или области не означает, по действующемузаконодательству, поглощения его территории, являющейся составной частьютерритории Российской Федерации»[25].
Однако данноепостановление не решило всех вопросов, а принятие необходимых законовзадерживалось.
В постановлении от 14июля 1997 г. по делу о толковании конституционного положения о вхождении округав состав края, области Конституционный Суд РФ признал, что равноправиесубъектов РФ не исключает вхождения округа в край, область, вхождение одногосубъекта в состав другого, является реальным лишь в том случае, если происходитвключение его территории и населения в состав территории и населения другогосубъекта, что не означает поглощения. В связи с этим население округа вправеучаствовать в выборах органов государственной власти края, области.
Автономная область иавтономные округа в равной мере со всеми субъектами Федерации представлены вСовете Федерации Федерального Собрания (по два представителя от каждогосубъекта Федерации), а также избирают депутатов в Государственную Думу. Этообеспечивает им представительство в законодательном органе Федерации.
Автономия как способзащиты национальных интересов граждан РФ в процессе выбора ими путей и формсвоего национально-культурного развития нашла отражение в Федеральном законе«О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996 г[26].
Итак, автономныеобразования в составе Российской Федерации имеют статус национально-культурныхединиц, защита индивидуальности и самобытности которой установлена федеральнымзаконом.

Заключение
Из анализа юридическойприроды субъектов РФ следует вывод, что все они наделяются Конституцией Россиистатусом государственных образований, о чем свидетельствует наличие у нихэлементов учредительной власти, собственного законодательства, территориальноговерховенства, особого характера взаимоотношений с федеральной властью. Еслиобычные административно-территориальные единицы не обладают правосубъектностьюименно в составе федерации, то членам федерации присуща природаквазигосударственного союза как субъекта права по ряду признаков идентичногогосударству в собственном смысле.
В настоящее время невозникла потребность, и не появились политико-правовые основания для принятияфедерального конституционного закона позволяющего изменять статус субъектов РФ.Это связано с отсутствием дополнительных юридических прав, предоставляемыхсубъекту в рамках действующей Конституции РФ, с опасностью воссоздания новоймодели дифференциации субъектов на какие-либо группы в ущерб принципуравноправия субъектов РФ.
Выводы по работе:
1) Субъект РФ — входящее в состав РФ государство (республика),государственное образование (автономная область, автономный округ) илитерриториальное образование (край, область, город федерального значения).
2) Видовой состав субъектов федерации предопределяется ч. 1 ст. 5Конституции. В юридическом смысле это означает, что членами РоссийскойФедерации могут быть образования только установленной формы республика, край,область, город федерального, значения, автономная область, автономный округ.
3)  К предметам исключительного ведениясубъектов Российской Федерации относится круг тех полномочий, которые находятсявне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного веденияФедерации и ее субъектов.
4) В отличие от других субъектов Федерации республики признаютсягосударствами. Однако власть в этихгосударствах не является суверенной, республики самостоятельны только в рамках,установленных федеральной Конституцией. Имеют собственный язык, гражданство,наградные знаки и т.д.
5) Края, области и города федерального значения обладают определенной учредительной властью. Онивправе принимать свои уставы, законы и иные нормативные акты. Располагают своейтерриторией, которая не может быть изменена без их согласия.
Каждый край,область, Москва и Санкт-Петербург образуют органы законодательной,исполнительной и судебной власти, которые действуют на основе Конституции РФ, атакже уставов краев, области, города федерального значения, и также вправеиметь свою символику.
6) Автономные округа имеют возможность самостоятельно решать вопрос овхождении в Российскую Федерацию, Конституция РФ предусматривает, что попредставлению законодательных и исполнительных органов автономной области,автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области,автономном округе.
Таким образом,в ходе рассмотрения конкретных задач, мы достигли цели курсовой работы — изучили федеративноеустройства Российского государства, особенности конституционно-правовогостатуса субъектов Российской Федерации, предметы их ведения.

Список используемойлитературы:
Нормативно-правовыеакты:
1. КонституцияРоссийской Федерации 1993 г.
2. 17 декабря 2001 г. N 6-ФКЗ«О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе новогосубъекта Российской Федерации».
3. 14 октября 2005 года N6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта РоссийскойФедерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского(Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского»
4. ФЗ «О национально-культурнойавтономии» от 17 июня 1996 г.
5. ФЗ № 184-ФЗ «Об общих принципах организациизаконодательных (представительных) и исполнительных органов государственнойвласти субъектов Российской Федерации»
6. Закон Российской Федерации от 5 марта1992 года «О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой,областной администрации»
7. Устав Мурманскойобласти.
8. Устав Иркутскойобласти.
9. Основной ЗаконОренбургской области
Научная и учебнаялитература:
1. Баглай М.В. Учебник«Конституционное право РФ», М., изд. «Норма», 2002.
2. Козлова Е.И. иКутафин О.Е. Учебник «Конституционное право», М., изд. «Юристъ», 2003.
3. Авакьян С.А.«Конституционное право России», М., изд. ИКД «Зерцало», 2001.
4. Общая теория правчеловека. Издат. НОРМА, Москва, 1996
5. Драгош Н.К. Учебник«Конституционное право России», М., РИОР, 2003.
6. Габричидзе Б.П.Учебник «Конституционное право современной России», М., изд. «Дело и сервис»,2001.
7. Глущенко П.П.,Зиновьев А.В., Поляшова И.С. Учебник «Конституционное право России», Питер2005.
8.Ржевский В.А. Территориальная организация Советского государства. Саратов.1966.
9. Страшун. Б. А. Конституционное(государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Издание 3,дополненное, переработанное М.: НОРМА, 2007.
10. Энциклопедический словарьКонституционного права., М: Норма, 2002.
Другие источники:
1. Ведомости Съезданародных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1990, № 16, ст. 267.
2. http://www.budgetrf.ru

ПриложениеКонституцияРФ. Глава 3: Федеративное устройство. Статья 65.
1.В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:
Республика Адыгея(Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия,Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика,Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия,Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха(Якутия), Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан(Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия,Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чувашия;
Алтайский край,Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край,Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;
Амурская область,Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянскаяобласть, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область,Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградскаяобласть, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромскаяобласть, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкаяобласть, Магаданская область, Московская область, Мурманская область,Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омскаяобласть, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковскаяобласть, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовскаяобласть, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область,Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область,Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославскаяобласть;
Москва, Санкт-Петербург- города федерального значения;
Еврейская автономнаяобласть;
Ненецкий автономныйокруг, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Чукотский автономный округ,Ямало-Ненецкий автономный округ.
2.Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъектаосуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Бизнес план турагенства (туроператора)
Реферат Социальное поведение медоносных пчел
Реферат Драма Эсхила
Реферат Русский художник 18 века Антон Павлович Лосенко
Реферат Строение атомов, концепция непрерывной дескрепы и электромагнитных свойств атомов и материи
Реферат Использование информационных технологий в деятельности правоохранительных органов: теоретико-правовой аспект
Реферат Риски в деятельности предприятия и способы их снижения
Реферат Спор как искусство
Реферат Опыт планирования в США. Пути и формы его использования в специфических условиях Российской Федерации
Реферат «Грех не беда, молва не хороша.» (Нравственный облик «фамусовской Москвы» в комедии «Горе от ума».)
Реферат Правосторонняя нижнедолевая пневмония. История болезни
Реферат Роль и значение венчурного капитала в экономике России
Реферат «проверочная закупка»
Реферат Юридична характеристика складу злочину \"Диверсія\"
Реферат Розробка виробничої програми та необхідних економічних ресурсів фірми в умовах орієнтації на ринкову кон’юнктуру