Оглавление
Введение
ГЛАВА I.Правовая регламентация пребывания иностранных граждан в РФ
1.1 Характеристиканормативно-правовых актов, регулирующих пребывание иностранных граждан в РФ
1.2 Правила пребывания иностранныхграждан в РФ
ГЛАВА II.Правовая основа, способы и содержание вида на жительство
2.1 Правовая основа и значение видана жительство
2.2 Основание получения вида нажительство и содержание данного документа
ГЛАВА III.Порядок получения вида на жительство
3.1 Документы необходимые дляоформления вида на жительство и сроки
3.2 Основания отказа в выдаче либоаннулирования вида на жительство
3.3 Некоторые вопросы о порядкеполучения российского гражданства и вида на жительство гражданами бывшего СССР
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Актуальность темы и практическая и научная важность. Вид на жительство — документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию.
Данная работа посвященапорядку получения вида на жительство. Актуальность данной проблемы обусловленанеобходимостью обеспечения реализации провозглашенных и закрепленных вКонституции РФ основных прав и свобод граждан; созданием и поддержанием режимазаконности не только в нашей стране, но и в рамках международного права. А также в области функционирования административно-властных правовых отношений,обеспечении защиты государства, поддержанием общего правопорядка, механизмагосударственного управления, экологии и общественного порядка.
Обновление Российскогозаконодательства сегодня происходит достаточно стремительно. Однако этотпроцесс сопровождают многочисленные противоречия: нормы одного законаисключают установления другого, часто неясны и неконкретны законодательныеположения, разрабатываются и принимаются многочисленные инструкции и положения.Все это затрудняет процесс административного правоприменения, поэтому говоритьо глубокой исследованности этой темы очень трудно.
Пограничная службаРоссийской Федерации относится к числу органов которые являютсянепосредственными субъектами административного права. Например: в КоАП РФ вразделе «Органы и войска пограничной службы» значатся двенадцать должностныхлиц, уполномоченных налагать административные штрафы.
При написании этогокурсового проекта я ставил перед собой следующие цели: рассмотретьтеоретические основы понятия вида на жительство, изучить порядок получения видана жительство, систематизировать знания, уже имеющиеся у меня по данномувопросу.
Исходя из целей можновыделить основные задачи:
-выяснить правовуюрегламентацию пребывания иностранных граждан в Российской Федерации
— выяснить, что же такоевид на жительство и его значение;
— охарактеризоватьсодержание и порядок получения вида на жительство;
— установить какиедокументы необходимы для получения вида на жительство в РФ;
— рассмотреть основныевопросы, связанные с приобретением вида на жительство, а так же основанияотказа в выдаче либо аннулирования вида на жительство.
Положения, выносимые назащиту:
- под национальным режимомпонимается предоставление иностранным гражданам такого же правового режима,какой предоставляется российским гражданам;
- срок временногопребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего вРоссийскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышатьдевяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральнымзаконом;
- иностранныеграждане или лица без гражданства, прибывающие в Российскую Федерацию, могутобратиться за получением вида на жительство;
- иностранный гражданин, проживший на территории Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание вправе обратиться в органы внутренних дел РФ с заявлением о выдаче вида на жительство. Приступим к рассмотрению первой главы.
ГЛАВА I. Правовая регламентация пребывания иностранных граждан в РФ
1.1 Характеристика нормативно-правовых актов, регулирующихпребывание иностранных граждан в РФ
Традиционным принципомроссийского законодательства закреплен принцип национального режима поднациональным режимом понимается предоставление иностранным гражданам такого жеправового режима, какой предоставляется российским гражданам. Они пользуютсятеми же правами и несут те же обязанности, что и российские граждане, если иноене установлено федеральным законом «О правовом положении иностранныхграждан в Российской Федерации»[1]. Данным закономустановлены определенные ограничения свободы передвижения иностранных гражданпо территории Российской Федерации, установлены условия участия иностранныхграждан в трудовых отношениях[2]. Постоянно проживающие вРоссии иностранные граждане обладают ограниченным избирательным правом, онимогут избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Федеральныйзакон «О правовом положении иностранных граждан в РоссийскойФедерации» определяет отношение иностранных граждан к государственной имуниципальной службе, к отдельным видам деятельности, а также к военной службе.
Федеральныйзакон 2002 г. предусматривает разделение всех иностранцев на следующиекатегории: временно пребывающие; временно проживающие; постоянно проживающие[3].
Практическикаждый иностранный гражданин, пересекающий границу Российской Федерации, должензаполнить миграционную карту. Это документ, содержащий основные сведения овъезжающем. А также служащий для контроля за временным пребыванием иностранногогражданина в России. Срок временного пребывания иностранного гражданина вРоссии, если он более 90 суток, определяется сроком действия выданной ему визы.
Разрешениена временное проживание выдается иностранному гражданину в пределах квоты,утвержденной Правительством Российской Федерации. Квота на выдачу иностраннымгражданам разрешений на временное проживание ежегодно утверждаетсяПравительством по предложениям исполнительных органов государственной властисубъектов России с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте ивозможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан и лиц безгражданства. Срок действия разрешения на временное проживание составляет тригода. Без учета утвержденной Правительством квоты разрешение на временноепроживание может быть выдано только отдельным категориям иностранных граждан. Вих число входят те, кто родился на территории РСФСР и состоял в гражданствеСССР или родился в России; а также признанные нетрудоспособными и имеющиедееспособных сына или дочь — граждан России; состоящие в браке с гражданиномРоссии, имеющие место жительства в России; осуществляющие инвестиции в России вразмере, установленном Правительством РФ. Для получения разрешения на временноепроживание лицу следует обратиться в территориальный орган федерального органаисполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел или в дипломатическоепредставительство (консульское учреждение) Российской Федерации. Решениесоответствующим органом принимается в шестимесячный срок.
Втечение срока действия разрешения на временное проживание и при наличиизаконных оснований иностранному гражданину или лицу без гражданства по егозаявлению может быть выдан вид на жительство, дающий право на постоянноепроживание в Российской Федерации. До получения вида на жительство лицо обязанопрожить в России не менее одного года на основании разрешения на временноепроживание. Вид на жительство выдается на пять лет. Основания отказа в выдачелибо аннулирования вида на жительство те же, что и в случае отказа в выдачеразрешения на временное проживание. Порядок выдачи вида на жительство иперечень документов, представляемых одновременно с заявлением, а также порядокперерегистрации вида на жительство утверждается Правительством РоссийскойФедерации.
1.2 Правила пребывания иностранныхграждан в РФ
Сроквременного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерацииопределяется сроком действия выданной ему визы.
Сроквременного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина,прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, неможет превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренныхнастоящим Федеральным законом.
Временнопребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать изРоссийской Федерации по истечении срока действия визы или срока, установленногонастоящим Федеральным законом, если на момент истечения указанных сроков им неполучено разрешение на продление срока пребывания либо разрешение на временноепроживание.
3.Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации можетбыть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условияили перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешенвъезд в Российскую Федерацию.
Решениео продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданинав Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти,ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительнойвласти, ведающим вопросами внутренних дел, или его территориальными органами.
Сроквременного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина,прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, изаключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнениеработ (оказание услуг) с соблюдением требований настоящего Федерального закона,продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на одингод, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию.Решение о продлении срока временного пребывания иностранного гражданина вРоссийской Федерации принимается территориальным органом федерального органаисполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, о чем делаетсяотметка в миграционной карте.
Сроквременного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина,прибывшего в Российскую Федерацию и поступающего на военную службу поконтракту, устанавливается в порядке, определяемом Правительством РоссийскойФедерации.
Разрешениена временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты,утвержденной Правительством Российской Федерации. Срок действия разрешения навременное проживание составляет три года.
Квотана выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание ежегодноутверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительныхорганов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетомдемографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации ивозможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.
Безучета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты разрешение навременное проживание может быть выдано иностранному гражданину:
1)родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР илиродившемуся на территории Российской Федерации;
2)признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь, состоящих вгражданстве Российской Федерации;
3)имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданствеРоссийской Федерации;
4)состоящему в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительствав Российской Федерации;
5)осуществившему инвестиции в Российской Федерации в размере, установленномПравительством Российской Федерации;
6)поступившему на военную службу, на срок его военной службы;
7) виных случаях, предусмотренных федеральным законом.
Территориальныйорган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутреннихдел, по заявлению, поданному в указанный орган временно пребывающим вРоссийской Федерации иностранным гражданином, либо по заявлению, поданномуиностранным гражданином в дипломатическое представительство или консульскоеучреждение Российской Федерации в государстве проживания этого гражданина, вшестимесячный срок выдает иностранному гражданину разрешение на временноепроживание либо отказывает ему в выдаче такого разрешения.
Территориальныйорган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутреннихдел, при рассмотрении заявления иностранного гражданина о выдаче разрешения навременное проживание направляет запросы в органы безопасности, службу судебныхприставов, налоговые органы, органы социального обеспечения, органыздравоохранения, органы миграционной службы и другие заинтересованные органы,которые в двухмесячный срок со дня поступления запроса представляют информациюо наличии либо об отсутствии обстоятельств, препятствующих выдаче иностранномугражданину разрешения на временное проживание.
Вслучае, если иностранному гражданину было отказано в выдаче разрешения навременное проживание, он вправе повторно подать в том же порядке заявление овыдаче разрешения на временное проживание не ранее чем через один год со дняотклонения предыдущего заявления.
Разрешениена временное проживание содержит следующие сведения: фамилию, имя (написанныебуквами русского и латинского алфавитов), дату и место рождения, пол,гражданство иностранного гражданина, номер и дату принятия решения о выдачеразрешения, срок действия разрешения, наименование органа исполнительнойвласти, выдавшего разрешение.
Порядоквыдачи разрешения на временное проживание и перечень документов, представляемыходновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание,утверждаются Правительством Российской Федерации.
ГЛАВА II. Правовая основа, способы и содержание вида на жительство
2.1 Правовая основа и значение видана жительство
Иностранныеграждане или лица без гражданства, прибывающие в Российскую Федерацию, могутобратиться за получением вида на жительство.
Видна жительство — документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства вподтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а такжеих права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в РоссийскуюФедерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, являетсяодновременно и документом, удостоверяющим его личность;
Иностранныеграждане или лица без гражданства, которым в соответствии с настоящим Закономпредоставлен статус иммигранта, получают вид на жительство в соответствии с ФедеральнымЗаконом «О миграции в Российской Федерации».
Порядокоформления и выдачи вида на жительство устанавливается ПравительствомРоссийской Федерации.
В Российской Федерациивиды на жительство выдаются Министерством внутренних дел Российской Федерации всоответствии с Федеральным Законом «О миграции в РоссийскойФедерации».
Такжеправовой основой вида на жительство является Федеральный закон «О правовомположении иностранных граждан в Российской Федерации»[4]
ЭтотФедеральный закон определяет правовое положение иностранных граждан вРоссийской Федерации, а также регулирует отношения между иностраннымигражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органамиместного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другойстороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан вРоссийской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерациитрудовой, предпринимательской и иной деятельности.
Законодательствоо правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации основывается наКонституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона «Оправовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и иныхфедеральных законов. Наряду с этим правовое положение иностранных граждан вРоссийской Федерации определяется международными договорами РоссийскойФедерации.
Иностранныеграждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравнес гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренныхфедеральным законом.
Всоответствии с Европейской Конвенцией «О правовом статусетрудящихся-мигрантов» каждая Договаривающаяся Сторона выдает вид нажительство трудящимся-мигрантам, которым было разрешено заниматься оплачиваемойтрудовой деятельностью на своей территории в соответствии с условиями,установленными данной Конвенцией[5].
Видна жительство в соответствии с положениями национального законодательствавыдается и, если необходимо, продлевается на период, как правило, равный, покрайней мере, периоду разрешения на работу. В случае, если разрешение на работуне содержит указания на срок окончания его действия, вид на жительство, какправило, выдается и, если необходимо, продлевается на период не менее чем одингод. Он выдается и продлевается бесплатно или за сумму, покрывающуюисключительно административные расходы.
Видна жительство, выданный в соответствии с положениями закрепленными вЕвропейской Конвенции «О правовом статусе трудящихся-мигрантов»,может быть аннулирован:
а) попричинам национальной безопасности, государственной политики и нравственности;
б)если владелец отказывается, после того, как он был должным образом уведомлен опоследствиях такого отказа, подчиняться мерам, предписанным для негоофициальным медицинским учреждением с целью охраны здоровья населения;
в)если не выполняется условие, необходимое для его выдачи или действительности.
Тем не менее, каждаяДоговаривающаяся Сторона обязуется предоставлять трудящимся-мигрантам, вид нажительство которых был аннулирован, реальное право на апелляцию, в соответствиис процедурой, положение о которой существует в ее законодательстве, в судебныйили административный орган.
2.2 Основание получения вида на жительство и содержание данного документа
Иностранный гражданин, проживший на территории Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание вправе обратиться в органы внутренних дел РФ с заявлением о выдаче вида на жительство.
Заявлениео выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальныйорган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутреннихдел, не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения навременное проживание.
Заявление о выдаче вида на жительство подается дееспособным иностранным гражданином, достигшим 18-летнего возраста. Заявления о выдаче вида на жительство иностранному гражданину, не достигшему 18 летнего возраста или являющемуся недееспособным, подаются одним из родителей или законным представителем. Однако до получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.
Не принимается к рассмотрению заявление о выдаче вида на жительство иностранного гражданина, если на день подачи заявления документ, удостоверяющий его личность и гражданство и/или разрешение на временное проживание имеют (имеет) срок действия менее 6 месяцев.
Заявление на выдачу вида на жительство подается лично дееспособным иностранным гражданином, имеющим разрешение на временное проживание и достигшим 18-летнего возраста в Паспортно-визовое управление (отдел, отделение, группу) МВД, ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации по разрешенному месту проживания.
Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.
Видна жительство содержит следующие сведения: фамилию, имя (написанные буквамирусского и латинского алфавитов), дату и место рождения, пол, гражданствоиностранного гражданина, номер и дату принятия решения о выдаче вида нажительство, срок действия вида на жительство, наименование органаисполнительной власти, выдавшего вид на жительство, и оформляется в виде документаустановленной формы[6].
Порядок выдачи вида на жительство и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче вида на жительство, а также порядок перерегистрации вида на жительство утверждается Правительством Российской Федерации[7].
ГЛАВА III. Порядок получения вида на жительство
3.1 Документы необходимые для оформления вида на жительство и сроки
Перечень документов необходимый для оформления вида на жительство:
1. 4 фотографии размером 35 х 45 мм.
2. Паспорт заявителя.
3. Свидетельство о рождении заявителя.
4. Документ, выданный полномочным органом государства постоянного проживания, подтверждающий отсутствие судимости у заявителя.
5. Разрешение на временное проживание, оформленное в установленном порядке.
6. Подтверждение наличия средств, обеспечивающих прожиточный минимум, или подтверждение нетрудоспособности (это может быть: справка о доходах, декларация о доходах с отметкой налогового органа, справка с места работы, трудовая книжка, пенсионное удостоверение, справка органа социальной защиты о получении пособий, подтверждение о получении алиментов, справка о наличии вклада в кредитном учреждении с указанием номера счета, свидетельство о праве на наследство, справка о доходах лица, на иждивении которого находится заявитель, иной документ, подтверждающий получение доходов от не запрещенной законом деятельности или нетрудоспособность).
7. Документ, подтверждающий наличие индивидуального жилья, жилого помещения по месту проживания на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
8. Свидетельство о заключении (или расторжении) брака.
9. Свидетельство о рождении ребенка и документ, удостоверяющий личность ребенка, не достигшего 18-летнего возраста (паспорт — при его наличии).
10. Нотариально удостоверенное согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на переезд в Российскую Федерацию для проживания.
11. Сертификат об отсутствии у заявителя (членов его семьи) ВИЧ-инфекции.
12. Документ, выданный полномочным органом иностранного государства или полномочным учреждением здравоохранения Российской Федерации, подтверждающий, что заявитель (члены его семьи) не болен наркоманией и не страдает ни одним из инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Оформленные на территории иностранных государств официальные документы, копии которых представляются для получения разрешения, должны быть легализованы в установленном порядке. Документы, составленные на иностранном языке, подлежат переводу на русский язык. Верность перевода и подлинность подписи переводчика должны быть нотариально удостоверены.
Оригиналы представленных заявителем документов для получения разрешения вида на жительство, удостоверяющих личность, рождение, брак, право на наследование, трудовой книжки, пенсионного удостоверения, а также подтверждающих наличие индивидуального жилья, жилого помещения по месту проживания на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, подлежат возврату, а их копии и нотариально удостоверенный перевод на русский язык приобщаются к заявлению.
Видна жительство иностранному гражданину выдается на срок действия документа,удостоверяющего его личность, но не более чем на пять лет. Вид на жительстволицу без гражданства выдается на пятилетний срок. По окончании срока действиявида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может бытьпродлен еще на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительствоне ограничено.
При выдаче вида на жительство в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина, делается отметка о выдаче вида на жительство, которая заверяется подписью должностного лица и скрепляется печатью «Для заграничных документов».
Разрешение на временное проживание, оформленное в виде документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, изымается и приобщается к учетному делу.
Завыдачу иностранному гражданину разрешения на временное проживание, а так же завыдачу иностранному гражданину вида на жительство взимается государственнаяпошлина.
3.2 Основания отказа в выдаче либо аннулирования вида нажительство
Вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин:
1. выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации;
2. финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;
3. подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации либо депортации;
4. представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;
5. осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;
6. имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;
7. неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации;
8. не может представить доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства, за исключением случая, если иностранный гражданин признан нетрудоспособным;
9. по истечении трех лет со дня въезда не имеет в Российской Федерации жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
10. выехал из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания;
11. находится за пределами Российской Федерации более шести месяцев;
12. заключил брак с гражданином Российской Федерации, послуживший основанием для получения вида на жительство и этот брак признан судом недействительным;
13. является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. Перечень таких заболеваний и порядок подтверждения их наличия или отсутствия утверждаются Правительством Российской Федерации.
Вслучае если разрешение на временное проживание или вид на жительство, выданныеиностранному гражданину, аннулированы, данный иностранный гражданин обязанвыехать из Российской Федерации в течение пятнадцати дней.
Иностранныйгражданин, не исполнивший данную обязанность, подлежит депортации.
4.Депортация иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящей статьей,осуществляется федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросамивнутренних дел, или его территориальными органами.
Депортацияосуществляется за счет средств депортируемого иностранного гражданина, а вслучае отсутствия таких средств либо в случае, если иностранный работник принятна работу с нарушением установленного Федеральным законом порядка привлечения ииспользования иностранных работников, — за счет средств пригласившего егооргана, дипломатического представительства или консульского учрежденияиностранного государства, гражданином которого является депортируемыйиностранный гражданин, международной организации либо ее представительства.
3.3 Некоторые вопросы о порядке получения российского гражданства и вида на жительство гражданами бывшего СССР
Вопросы о порядке получения российского гражданства и вида на жительство гражданами бывшего СССР возникают довольно часто.
19 апреля 2002 года Государственная дума приняла новый Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», который 15 мая был одобрен Советом Федерации, а 1 июля вступил в силу.
Однако ни паспортно-визовые службы внутри страны, ни консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за ее пределами, в настоящее время не принимают документы по вопросам гражданства. Пункт 2 статьи 44 Закона «О гражданстве Российской Федерации» определил шестимесячный срок для приведения всех нормативно-правовых актов в соответствие c настоящим законом. Видимо, по истечении этого срока будет принято Положение «О порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» и возобновится подача документов по вопросам гражданства РФ. Однако уже сейчас можно утверждать, что получение гражданства будет возможно только для имеющих вид на жительство в Российской Федерации.
Согласно статье 13 Закона с момента обретения вида на жительство до дня подачи заявления о получении российского гражданства требуется в течение пяти лет непрерывно проживать на территории России. Исключение составляют следующие случаи:
1. рождение лица на территории РСФСР и имевшееся у него в прошлом гражданство СССР;
2. не менее чем трехлетний брак с гражданином РФ;
3. наличие у нетрудоспособного лица дееспособных детей, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами РФ и т. д.
В перечисленных ситуациях срок непрерывного проживания сокращается до одного года.
Новым Законом наряду с общим порядком приобретения российского гражданства, то есть через Президентскую комиссию по гражданству, предусмотрен и упрощенный порядок. Это порядок рассмотрения вопросов гражданства РФ в отношении лиц, на которых распространяются льготные условия, предусмотренные настоящим Федеральным законом. В первую очередь это касается тех иностранных граждан и лиц без гражданства, кто:
1. имеет хотя бы одного нетрудоспособного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации;
2. имел гражданство СССР, проживал и проживает в государствах, входивших в состав СССР, не получил гражданства этих государств и остается в результате этого лицом без гражданства.
К тому же ранее заключенные международные соглашения между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства скорее всего будут действовать и в новых условиях.
В соответствии со статьей 6 Закона гражданин России, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.
И второе, очень важное, положение. Получение гражданином РФ иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.
На сегодня существует только два международных соглашения о двойном гражданстве с бывшими союзными республиками — с Таджикистаном и Туркменией.
В июле 2002 года был опубликован еще один очень важный документ – Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Он вступает в силу с 1 ноября 2002 года. Данный акт определяет правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, а также регулирует отношения, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) и осуществлением трудовой, предпринимательской и иной деятельности, между ними и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов. Здесь применены следующие основные понятия:
1. миграционная карта, разрешение на временное проживание, вид на жительство,
2. временно проживающий в РФ иностранный гражданин, постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин и т. д.
Вид на жительство это документ, который выдается иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение его права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также права на свободный въезд и выезд из России. Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании этого срока по заявлению иностранного гражданина вид на жительство может быть продлен на пять лет. Количество продлений не ограничено.
Территориальное учреждение федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, по заявлению временно пребывающего в России иностранца в шестимесячный срок выдает ему разрешение на временное проживание либо отказывает в выдаче. Разрешение на временное проживание это подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина. Оно может быть выдано сроком на три года в пределах квоты, установленной Правительством России.
Квота на выдачу разрешений на временное проживание иностранным гражданам будет ежегодно утверждаться Правительством Российской Федерации по предложениям субъектов РФ с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте и его возможностей по обустройству иностранных граждан. В течение срока действия разрешения на временное проживание, при наличии у иностранного гражданина оснований, ему может быть выдан вид на жительство.
Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по своему желанию избирать или менять место жительства вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временно проживать.
Иностранные граждане имеют право трудиться в России только при наличии разрешения на работу, которое выдается миграционной службой. Разрешение на привлечение и использование труда иностранных работников должен также иметь и работодатель. Правда, данное положение не распространяется на отдельные категории иностранных граждан. Например, на постоянно проживающих в Российской Федерации, то есть имеющих вид на жительство в РФ.
Иностранный гражданин не может быть призван на военную службу (или альтернативную гражданскую службу), не может поступить на военную службу в добровольном порядке и не может быть принят на работу в Вооруженные Силы РФ, воинские формирования и органы в качестве гражданского персонала.
Статьей 9 Закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, когда вид на жительство не выдается, а ранее выданный аннулируется. В основном, это касается граждан, имеющих проблемы с законом.
Иностранный гражданин, имеющий в собственности жилье (дом, квартиру), не имеет право зарегистрироваться по месту жительства, или, выражаясь старым термином, прописаться
В данном случае он имеет право зарегистрироваться по месту пребывания на срок до трех месяцев. Только после решения вопроса о выдаче ему вида на жительство иностранный гражданин регистрируется по месту жительства.
Существующими правилами не предусмотрена возможность получения вида на жительство без личного присутствия, то есть через доверенное лицо, скажем, через адвоката. Необходимо присутствие самого гражданина, причем на всех этапах решения данного вопроса, будь то регистрация по месту пребывания, подача документов для получения вида на жительство или получение самого удостоверения Вид на жительство иностранного гражданина в Российской Федерации.
Необходимо помнить, что не желательно откладывать на потом решение вопроса о приобретении гражданства или вида на жительство в Российской Федерации. Люди приезжают в Россию в основном трудолюбивые, инициативные, имеющие профессиональную подготовку и образование.
Многие из них в силуразличных обстоятельств оказались на территории ближнего зарубежья. Сейчас жепо возвращении в Россию им приходится сталкиваться с массой проблем. Так что впервую очередь, конечно, необходимо решить вопрос своей легализации в России
Заключение
Таким образом, рассмотрев вопросы моей курсовой работы, можно сделать следующие выводы:
1. Иностранные граждане пользуются теми же правами и несут те же обязанности, что и российские граждане, если иное не установлено законом. Иностранные граждане ограничены в свободе передвижения по территории Российской Федерации. Постоянно проживающие в России иностранные граждане обладают ограниченным избирательным правом, они могут избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
2. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.
3. Вид на жительство – документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд и въезд в Российскую Федерацию.
4. Порядок выдачи вида на жительство и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче вида на жительство, а также порядок перерегистрации вида на жительство утверждается Правительством Российской Федерации.
5. Для получения вида на жительство необходимо:4фотографии размером 35х45 мм, паспорт, свидетельство о рождении, документ, подтверждающий отсутствие судимости, разрешение на временное проживание, подтверждение наличия средств, обеспечивающих прожиточный минимум, документ, подтверждающий наличие индивидуального жилья, свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении ребенка и документ, удостоверяющий личность ребенка, нотариально удостоверенное согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на переезд в Российскую Федерацию, сертификат об отсутствии ВИЧ – инфекции, документ, подтверждающий, что заявитель не болен наркоманией и не страдает ни одним из инфекционных заболеваний.
6. Существует перечень случаев, когда вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а ранее выданный аннулируется. В таком случае данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение пятнадцати дней.
7. С момента обретения вида на жительство до дня подачи заявления о получении российского гражданства требуется в течение пяти лет непрерывно проживать на территории России.
Подводя итог, можно сказать, что цели, которые я ставил перед собой при написании курсовой работы достигнуты. Я попытался наиболее полно осветить данную проблему, а также многочисленные вопросы и порядок их разрешения, связанные с получением вида на жительство.
Список нормативных актов и учебной литературы
1. Конституция РФ 1993г.
2. Европейская Конвенция о правовомстатусе трудящихся-мигрантов ETS N 093 (24 ноября 1977 г.)
3. Кодекс РФ «Обадминистративных правонарушениях» от 1 июля 2002 года.
4. Трудовой кодексРоссийской Федерации, 01 февраля 2002года.
5. Федеральный законот 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан вРоссийской Федерации» (с изменениями от 30 июня, 11 ноября 2003 г.)
6. Федеральный законот 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (сизм. и доп. от 11 ноября 2003 г.)
7. Федеральный законот 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации ивъезда в Российскую Федерацию» (с изм. и доп. от 18 июля 1998 г., 24 июня1999 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 29 июня 2004 г.)
8. Конституционноеправо России: Сб. норм. Правовых актов и документов. М.: БЕК,1996.
9. Коренев А.П.Административное право России: Учебник. В 3 ч. М. Сотрап., 1997. Ч. 1
10. Полянский В.В. Административноеправо история развития и современные основные концепции. М.: Юрист. 2002.
11. Административное право.Учебник. /Под ред.Ю.М. Козлова, Л.Л.Попова.-М.:.Юристъ,2000.
12. Курс Административного права ипроцесса./Ю.А.Тихомиров.-М.:-1998.
13. Д.Н. Бахрах. Административноеправо. Учеб ник. — М., БЕК, 1993.