Оглавление
Введение
1. Понятие политической системы
2. Понятие государства
3. Место и роль государства в политической системе
Заключение
Литература
Введение
Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это, безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым. Однако понять роль и место государства в истории общества можно только рассматривая его в контексте других — более широких и емких явлений, одним из которых является, например, политическая система.
Выявление закономерностей соотношения гражданского общества и государства позволяет правильно проанализировать весь путь, пройденный человечеством, понять современные проблемы государственности, увидеть перспективы политических и собственно государственных форм, в которых развиваются живые сообщества различных стран. В настоящее время видится актуальным познание законов взаимовлияния политической системы и государства для того, чтобы в критические моменты развития общества и государства знать способы и механизмы возможного предотвращения революционных взрывов и социальных катастроф, резкой смены действующих государственно-политических режимов, нейтрализации негативных тенденций в развитии общества.
Данная тема видится интересной не только в рамках курса “Теории государства и права”. Изучением взаимодействия государства и политической системы занимаются представители многих наук — философии, социологии, политологии, правоведения, экономических наук, психологии. С развитием общества идет развитие и политической системы и государства, как составной ее части.
Целью работы является рассмотрение вопроса о взаимосвязи политической системы и государства, месте государства в политической системе общества и его роли в ней, их взаимовлияния. Для достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо дать общую характеристику самих понятий “государство” и “политическая система”, определить их содержание, а затем выявить соотношение и роль государства в политической системе общества.
взаимодействие государство политика система
1. Понятие политической системы
Политическаясистема — (общества) -1) (как комплексный конституционно-правовой институт)совокупность норм, которые устанавливают конституционно-правовой статусгосударства, политических партий, общественных и религиозных организаций ирегулируют их взаимоотношения; 2) (в материальном смысле) совокупностьгосударственных и общественных органов и организаций, с помощью которых осуществляетсягосударственная (политическая) власть. В научной и учебной литературе существуютразличные определения политической системы [[1]].Более удобным, на мой взгляд, является определение, данное К.С. Гаджиев: «Политическаясистема – это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанныхна них политических институтов, учреждений и действий, организующих политическуювласть, взаимосвязь граждан и государства»[[2]].Основным ее назначением является обеспечение целостности, единство действийлюдей в политике. Компонентами политической системы являются:
1) совокупностьполитических объединений (государство, политические партии,общественно-политические организации и движения);
2) политическиеотношения, складывающиеся между структурными элементами системы;
3) политическиенормы и традиции, регулирующие политическую жизнь страны;
4) политическоесознание, отражающее идеологические и психологические характеристики системы;
5)политическая деятельность[[3]].
Политическаясистема представляет собой диалектическое единство четырех сторон: и институциональной,регулятивной, функциональной и идеологической.
Всвязи с этим целесообразно отметить, что политические нормы и возникающие наих основе отношения называются политическими институтами.
Процессвоплощения идей в нормы, правила, принципы существования политических организацийназывается институциализацией, так происходит формирование элементовполитической организации общества. В политическую систему входят не все учреждения,а только такие, которые берут на себя выполнение ее специфических функций в обществе.
Особенностьгосударства состоит в том, что оно представляет собой совокупность органов, осуществляющихвластные управленческие функции общества. Организационные отношения в сфере политикинаделены некоторыми чертами:
— общая цель для всех участников организации;
— иерархичность структуры отношений внутри организации;
— дифференцированность норм для руководителей и руководимых[[4]].
Разнообразныевиды действий людей, направленных на обеспечение функционирования, преобразованиеи защиту системы осуществления политической власти в обществе составляет сутьполитической деятельности.
Политическаядеятельность неоднородна, в ее структуре можно выделить несколько состояний – политическаяактивность и пассивность. При этом критерием активной деятельности служит стремлениеи возможность, воздействуя на политическую власть или непосредственно используяее реализовывать свои интересы.
Политическаяпассивность – это вид политической деятельности, в рамках которой субъект нереализует своих собственных интересов и находится под влиянием другойсоциальной группы.
Подполитическим сознанием имеется в виду многообразие проявлений духовности, отражающихдеятельность механизмов политической власти и направляющих поведение людей всфере политических отношений. В политическом сознании выделяются два уровня:концептуальный и обыденный. В характеристику политической системы входит политическаякультура. Это система ценностей, политических идей, символов, убеждений, принятыхчленами политической общности, используемых для регуляции деятельности иотношений[[5]].
Посколькув сфере политических отношений люди имеют дело с выбором порядка действий,ценности играют огромную роль в становлении характера, направленностиполитических действий и процессов. В значительной степени они определяют тип политическихсистем, приоритетных государственных механизмов. Отражением их эволюции служит сменагосподствующих в политической системе ценностей.
Центральнымэлементом политической системы является государство.
Государствовыполняет такую политическую функцию, как авторитарное распределение ценностей,в качестве которых могут выступать материальные блага, социальные преимущества,культурные достижения и др. Следующей функцией политической системы является интеграцияобщества, обеспечение взаимосвязи, единства действий различных компонентов егоструктуры.
Очереднойфункцией политической системы является упорядочивание политических процессов.Как вид деятельности она направлена на реализацию целей обновления истабилизации.
Влитературе выделяют и другие функции политической системы[[6]].Неспособность реализации политической системой своих важнейших функций вызываютее кризис.
Взависимости от факторов и господствующего политического режима, формируютсяразличные типологии политических систем:
— командную – ориентированную на использование принудительных, силовых методовуправления;
— соревновательную– основанную на противостоянии, противоборстве различных политических исоциальных сил;
— социопримерительная – нацеленная на поддержание социального консенсуса ипреодоление конфликтов[[7]].
Очереднойпроблемой, требующей рассмотрения, является характеристика основных субъектовполитической системы. Одним из них является политическая партия. Она осуществляетфункцию представительства интересов различных социальных групп; Интегрирует социальнуюгруппу, входящую в сферу политических отношений; в снятие ее внутреннихпротиворечий. Партии имеют свою программу, систему целей, более или менееразветвленную организационную, накладывают на своих членов определенныеобязанности и формируют нормы поведения.
Партиимогут быть классовыми, национальными, религиозными, проблемными, государственно-патриотическими,формирующимися вокруг популярной политической фигуры [[8]].Другим субъектом
политическойсистемы выступает движение. В них отсутствует жесткая централизованная организация,нет фиксированного членства. Программу и доктрину заменяет цель или система политическихцелей. Доминирующая тенденция в современных условиях-предпочтение движениямперед партиями.
Очереднымсубъектом политической системы выступают группы давления. Для них характерны строгаяконспирация, сокрытие целей, жесткая иерархичность построения, строгая распределениео структуре и деятельности организации[[9]].
Политическаясистема состоит из противоположных сторон, находящихся в отношениях противоречия.Разрушение таких противоречий и составляет внутренний источник ее саморазвития.
Важноезначение для процесса развития имеют внутренние противоречия объективногоплана. Разрушение такого рода противоречий означает обретение качественноновой, более высокой формы движения. Примером может служить деятельностьдемократического государства по преодолению одного из основных противоречиймежду государством и гражданином.
Противоречиясубъективного плана, вызванные несовпадением идейно- политических, психологическихи правовых установок господствующей в обществе морали, законностью и правопорядком,разрешается или путем искоренения негативных проявлений, или путем достиженияконсенсуса.
Средивсех многообразных оснований классификации политических закономерностей, наиболееобщее значение имеют такие критерии, как институционность, глубина и универсальностьих исторического действия, классовая сущность[[10]].
Совокупностьприемов, методов, способов, средств осуществления политической властиназывается политическим режимом[[11]].
Выделяютследующие их типы:
— демократические – когда обеспечивается право на участие народа в решениигосударственных дел, уважаются и охраняются права человека;
— авторитарные – когда функции управления обществом сосредоточиваются в одномлице или узком социальном слое;
— тоталитарные – когда отрицаются или значительно ограничиваются права и свободыличности, жестко контролируются авторитарным государством все стороны жизниобщества.
Политическаясистема правового государства базируется на:
во-первых,изменении истолкования источника права, когда им становится не государство, аличность; во-вторых, изменении представления о соотношении между государством изаконом. Согласно концепции правового государства не любая возведенная в законволя есть право, а только такая, которая не противоречит и не нарушает правачеловека, но укрепляет и защищает их; в-третьих, утверждение в обществе и его политическойсистеме такого политического качества, как уважение к закону, исходя из рассмотренияего как основного, доминирующего фактора[[12]].
Политическиесистемы, действующие на основе принципов правового государства имеютсущественные признаки, к которым следует отнести: легитимность (принятиемнаселением государственной власти, признание ее права управлять и согласияподчиняться); легальность, т.е. нормативность, выражающаяся в способностиоперировать и ограничиваться законом; безопасность, важнейшими аспектамикоторой являются:
— военный, т.е. способность государства защитить общество;
— правовой, т.е. наличие реальных гарантий личности;
— экологический;
— технологический;
— информационный;
— экономический[[13]].
Исходяиз этих принципов, сущностными чертами политического режима демократииявляются:
— правление большинства;
— свобода критики и оппозиции правительству;
— защита меньшинства;
— лояльность меньшинства к политическому сообществу. Закономерности развития политическойсистемы представляют собой объективные, устойчивые, повторяющиеся связи, характеризующиесущностное единство и динамизм политических явлений на различных этапах бытия.
Политическаясистема состоит из противоположных сторон, находящихся в отношениях противоречия.Решение, преодоление таких противоречий и составляет внутренний источник ее саморазвития.Разрешение внутренних противоречий не означает их ликвидацию путем уничтожения однойиз противоборствующих сторон, а обретение этой стороной новых качеств, новых формдвижения. В качестве примера может выступить деятельность демократическогогосударства по преодолению одного из основных противоречий классового общества– между государством и гражданином. По мере своего развития государство под воздействиемдемократических институтов гражданского общества создает комплекс политическихи правовых институтов и режимов регулирования, обеспечивающих свободу и развитиеличности. Это получает отражение в конституциях и других правовых актах. Идет постояннаяборьба по изменению соотношения между потребностями граждан в самоуправлении и противодействиемэтому бюрократического аппарата государства в сторону возрастания степени участиянародных масс в управлении государственными делами.
Внутренниепротиворечия политической системы, а именно политический конфликт, политическийкризис, социально-политический кризис для демократической политической системы вполнедопустимы и конституционны. Именно поиск выходов из этих противоречий и объясняетзакономерности развития самой политической системы общества.
Противоречиясубъективного плана, вызванные несовпадением идейно-политических,психологических и правовых установок отдельных личностей, организаций с господствующейв общество моралью, законностью, правопорядком, разрешаются путем уничтожения, искоренениянегативных проявлений, или путем достижения согласия между заинтересованными сторонами.Появление и разрешение противоречий в политической сфере жизни общества –реальный процесс, соотносящийся с внутренним и внешним порядком. Это процесс,обусловливающий закономерность развития политической системы. Таким образом, всвете исторического опыта становится все более ясным, что демократическая политическаясистема — это организация легальной, опирающейся на законы и подконтрольный обществувласти. Она работает на основе понятных и принятых обществом принципов, имеетясные цели и способна содействовать реализации общих интересов.
Решающуюроль среди всех вышеназванных объединений — составляющих элементов политическойсистемы общества — играло и продолжает играть государство. Имея в своем оснащенииспециальный аппарат управления, принуждения и подавления, государство как бывозвышается над всеми прочими элементами.
2. Понятие государства
Государство выступает в качестве основного средства осуществления политической власти. Это обстоятельство придает ему статус центрального института политической системы. В качестве такового государство само обладает сложной институциональной структурой, выполняет специфические функции, характеризуется определенными формами устройства и типологическими чертами.
В зависимости от особенностей взаимоотношений власти и личности, воплощения в государственном устройстве рациональности, принципов свободы и прав человека в политической науке выделяются следующие типы государства: традиционные, сложившиеся преимущественно стихийно и имеющие неограниченную власть над подданными, и конституционные, ограничивающие власть правом (конституцией) и строящиеся на основе разделения властей. Государство Нового времени (современное государство) имеет ряд характерных черт, важнейшие из которых признаны мировым сообществом и используются им в качестве критериев признания отдельных государств субъектами международных отношений, обладающими определенными правами и обязанностями. Такими критериями выступают три важнейших конституирующих элемента государства: территория, население (народ) и суверенная власть.
Территория — это физическая, материальная основа государства. Территориальный признак построения отличает государство от родоплеменных, религиозных, общественно-политических и других объединений. Территория как признак государства нераздельна (принадлежность земли многим частным собственникам не делит между ними территорию); неприкосновенна, что находит свое выражение, в частности, в принципе невмешательства публичной власти в дела другого государства исключительна (на территории государства господствует власть только этого государства); неотчуждаема (государство, лишившееся территории, перестает быть государством).
Население как составляющий элемент государства есть человеческое сообщество, проживающее на территории данного государства и подчиняющееся его власти. В международном праве народ фактически отождествляется с населением, которое может быть полинациональным, состоять из различных племен, народностей и даже наций, при этом необязательно, чтобы все они идентифицировали себя с государством или титульной нацией (таковы, например, курды в Турции).
Целостность народа, т.е. всеобщее подчинение населения существующей власти, является важнейшим условием целостности государства. Раскол населения по социально-классовому или иному (этническому, религиозному) признаку представляет серьезную угрозу существованию государства.
Суверенная власть является определяющим элементом (признаком) государства. Суверенитет (лат. «Super» — над) — не зависимое от каких-либо сил, обстоятельств и лиц верховенство. Основоположник теории абсолютного суверенитета Жан Боден отмечал, что «без единой и неделимой Государственной воли не может быть и единого национального интереса».
Государственная власть суверенна, т.е. обладает верховенством внутри страны и независимостью в отношениях с другими государствами. Будучи суверенной, государственная власть, во-первых, является универсальной, распространяясь на все население и на все общественные, в том числе политические организации; во-вторых, обладает прерогативой отменить любые проявления всех иных общественных властей; в-третьих, имеет исключительные средства воздействия, которыми никто, кроме нее, не располагает (армия, полиция, тюрьмы и т.д.).
В отличие от коллективной власти родового общества государственная власть непосредственно не совпадает с населением. Осуществление публичной власти требует определенной организации — формирования государственных учреждений, становления специального аппарата (чиновников, армии, судей и т.д.).
Предшествующий анализ позволяет сформулировать следующее обобщенное определение государства как центрального института политической системы. Государство — особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом, монополией на применение узаконенного насилия, осуществляющая управление обществом с помощью специального механизма (аппарата).
Общечеловеческое предназначение государства состоит в том, чтобы быть инструментом социального компромисса, смягчения и преодоления противоречий, поиска согласия и сотрудничества различных слоев населения и общественных сил, обеспечения общесоциальной направленности осуществляемых им функций.
В современных условиях отдается приоритет общечеловеческим ценностям. Таким образом, государство соответствует уровню развития демократии и характеризуется развитием идеологического плюрализма, гласности, верховенства закона, охраны прав и свобод личности, наличием независимого суда и т.д.[[14]]
Важно также подчеркнуть, что значение общесоциальной стороны государственной деятельности будет возрастать. одновременно с развитием данной тенденции будет сжиматься доля классового содержания[[15]].
Кроме всего вышеизложенного, наконец, на сущность государства влияет конкретно-исторические условия развития отдельных стран, религиозный и национальный факторы[[16]].
3. Место и рольгосударства в политической системе общества
Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других политических институтов. Функции отражают главные направления в деятельности государства по выполнению им своего предназначения. К внутренним функциям государства можно отнести экономическую, социальную, организаторскую, правовую, политическую, образовательную, культурно-воспитательную и т.д.
Экономическая функция выражается в организации, координации, регулировании экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, создания стимулов экономического роста или осуществления санкций, в обеспечении макроэкономической стабильности.
Исторический опыт свидетельствует, что оптимальной экономической основой могут служить социально ориентированная рыночная экономика, опирающаяся на конкурирующие между собой различные формы собственности.
Социальную основу государства составляют те слои, классы и группы общества, которые в нем заинтересованы, активно его поддерживают. Таким образом, от широты социальной базы государства, активной поддержки его обществом зависит устойчивость, сила и мощь государства, способность решать встающие перед ним задачи. Государство, имеющее узкую социальную основу неустойчиво.
Развитые государства должно осуществляться на научной основе. Поэтому необходимы научные экспертизы, оптимальные варианты, согласованность решений и результаты поступательного развития.
Одной из основных закономерностей эволюции государства на пути поступательного развития является то, что по мере совершенствования цивилизации и развития демократии оно превращается в политическую организацию общества, где активно функционирует весь комплекс институтов государства в соответствии с принципом разделения властей.
Организаторская функция заключается в упорядочении всей властной деятельности: принятии, организации и исполнении решений, формировании и использовании управленцев, осуществлении Контроля за исполнением законов, осуществлении координации деятельности различных субъектов политической системы и т.д.
Правовая функция включает обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан. Политическая функция государства состоит в обеспечении политической стабильности, осуществлении властных полномочий выработке программно-стратегических целей и задач развития общества.
Образовательная функция реализуется в деятельности государства по обеспечению демократизации образования, его непрерывности, предоставлении людям равных возможностей получения и т.д.
Культурно-воспитательная функция государства направлена на создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности. Среди внешних функций следует выделить функцию взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами и функцию обороны страны.
Ученые акцентируют внимание на возрастании роли государства в жизни общества[[17]]. Аргументом тому служит распространение своей организующей деятельности на все сферы жизни общества через вновь создаваемые учреждения и органы.
Под воздействием научно-технической революции и процесса мировой интеграции, создания мирового рынка в развитии государства появилась новая закономерность – сближение государств, их взаимообращение в результате взаимодействия.
Государство выступает важнейшим интегрирующим фактором, связывающим воедино политическую систему и гражданское общество. В силу своего социального происхождения государство берет на себя заботу об общих делах. Оно вынуждено заниматься общесоциальными проблемами – от строительства домов для престарелых, устройства связи, транспортных артерий до энергетического, экологического обеспечения будущих поколений людей. Как основной собственник средств производства, земли, ее недр, оно финансирует наиболее капиталоемкие отрасли науки и производства, несет бремя расходов на оборону. В качестве органа, управляющего общественными делами, государство посредством аппарата (полиция, тюрьма и т.д.) сохраняет целостность политической системы, обеспечивает правопорядок в обществе.
Неизбежно, здесь возникает масса противоречий, которые могут быть условно сведены к гипертрофированному пониманию роли государства в жизни общества и принижению значения отдельной личности. Поэтому только то государство может считаться социальным и демократическим, в котором созданы условия для реализации прав и свобод человека.
Для политической системы общества важное консолидирующее значение имеет суверенный характер государственной власти. Только государство имеет право выступать внутри и вне страны от имени народа и общества. Вхождение политической системы конкретного общества в мировое политическое сообщество во многом зависит от реализации суверенных качеств государства. Политическая система в силу подвижности экономических, социально-классовых отношений, изменчивости идеологической и психологической ауры находится в постоянном движении. Все ее элементы и компоненты работают как бы в равной степени, увязывая, согласовывая интересы социальных групп, вырабатывая политические решения. Когда же возникают чрезвычайные общественные ситуации (происходят стихийные бедствия, изменяется форма правления или политический режим), особая роль в разрешении их отводится государству. Причем в этом случае речь имеет не просто о государстве, а о его субстанциональном проявлении – государственной власти. Только законная государственная власть может обеспечить относительно безболезненный и бескровный переход к новому состоянию общества.
Таким образом, проблемы понимания государства, его сущности и закономерности развития позволяют определить его как сложное и исторически развивающееся общественно-политическое явление; подтвердить наличие плюрализма в понимании и определении государства; определить его признаки, сущность, основы и закономерности развития.
Политическая система представляет собой одну из частей или подсистем совокупной общественной системы. Она взаимодействует с другими ее подсистемами: социальной, экономической, идеологической, этической, правовой, культурной образующими ее общественное окружение, ее общественные ресурсы наряду с ее природным кружением и природными ресурсами (демографическими, пространственно-территориальными), а также внешнеполитическим окружением. Центральное положение политической системы в этой структуре ее внешнего и внутреннего окружения определяется ведущей организационной и регулятивно-контрольной ролью самой политики.
Политическая система конкретного общества определяется его классовой природой, социальным строем, формой правления (парламентского, президентского и т.п.), типом государства (монархия, республика), характером политического режима (демократического, тоталитарного, деспотического и др.), социально-политических отношений (стабильных или нет, умеренно или остро-конфликтных либо консепсусных и т.п.), политико-правового статуса государства (конституционного, с развитыми или не развитыми правовыми структурами), характером политико-идеологических и культурных отношений в обществе (сравнительно открытых либо закрытых), историческим типом государственности (централистским, с иерархическими бюрократическими структурами и т.п.), исторической и национальной традицией уклада политической жизни (политически активным или пассивным населением, с кровно-родственными связями или без них, с развитыми или не развитыми гражданскими отношениями и т.д.)[[18]].
Огромную теоретическую и практическую значимость, особенно в современных условиях, имеет рассмотрение проблемы, связанной с определением соотношения политической системы общества и государства, выявление экономических и социально-политических факторов, влияющих на определение его места и роли в политической системе общества.
Следует сразу же оговориться, что государство нельзя отождествлять с политической системой, его следует рассматривать в качестве важной составной части этой системы, входящей в нее не как совокупность разрозненных органов, а как целостный политический институт.
В отечественной и зарубежной литературе исследование вопросов, касающихся различных сторон внутренней организации и деятельности государства, уделяется значительное внимание. Государство обстоятельно изучается в различных направлениях: в структурном и функциональном плане, с точки зрения его статики и динамики, с позиции философских категорий формы, содержания, сущности. Однако при этом нередко остается без внимания ряд вопросов, непосредственно связанных с функционированием государства как составного элемента политической системы общества. Рассмотрение государства в этом ракурсе представляет несомненный интерес, поскольку позволяет охарактеризовать государственный механизм через опосредуемые им политические отношения и тем самым дает возможность более точно определить место и роль государства в политической системе общества.
Государство выступает как особое звено в структуре политической системы общества. Его роль и место в этой системе не отождествляется с ролью и местом, с одной стороны, правящей партии, а с другой – иных звеньев этой системы[[19]].
Государство не просто самое массовое политическое объединение граждан, а объединение всех без исключения граждан, всех членов общества, находящихся в политико-правовой связи с государством, независимо от классовой, возрастной, профессиональной и прочей принадлежности. Государство есть выразитель их общих интересов и мировоззрения.
В юридической литературе встречается понимание государства как основы политической системы. Следует присоединиться к точке зрения М.Н. Марченко, что государство не выступает, да и не может выступать в качестве основы или главного структурного элемента политической системы. Рассмотрение государства в качестве основы привело к смешению его с такими разнопорядковыми явлениями, какими представляются действительные экономические, социальные, идеологические основы политической системы[[20]]. Место и роль государства в политической системе общества определяются следующими основными моментами:
во-первых, государство играет немаловажную роль в совершенствовании общества как собственника основных орудий и средств производства, определяет основные направления его развития в интересах всех и каждого;
во-вторых, государство выступает организацией всех граждан;
в-третьих, государство располагает специальным аппаратом управления и принуждения;
в-четвертых, государство располагает разветвленной системой
юридических средств, позволяющих использовать различные методы убеждения и принуждения;
в-пятых, государство обладает суверенитетом;
Наконец, государство обладает единством законодательных,
управленческих и контрольных функций, это единственная полновластная организация в масштабе всей страны.
Негосударственные организации такими свойствами и функциями не обладают.
Таким образом, не противопоставляя государство как «особое звено» в политической системе общества всем другим объединениям, не приуменьшая его роли в системе иных демократических организаций, следует еще раз подчеркнуть, что понятия главного и особого звена (элемента) в структуре политической системы не являются идентичными. Роль главного звена, охватывающего своей организующей и направляющей деятельностью активность всех структурных элементов, выполняет личность, в то время как особым звеном является государство.
Следует присоединиться к точке зрения М.Н. Марченко, который считает, что государство относится к числу собственно политических организаций, что, будучи оснащенным специальным аппаратом принуждения и подавления с соответствующими «вещественными придатками» в виде тюрем и иных принудительных учреждений, государство выступает как главная сила в руках политических сил, стоящих у власти, как главный проводник их воли и интересов в жизнь, как важнейшее средство осуществления политической власти[[21]].
Такимобразом, в различных сферах жизни общества государство неизменно выступает каксобственно политическая организация, как институт сугубо политический. Однако,абсолютизировать политический характер государства было бы ошибочным: вмногогранной деятельности государства, равно как и его различных органов,присутствуют не только “чисто” политические, но и другие аспекты — такие,например, как организационные, финансовые, технико-экономические (нормативы,стандарты и т.п.). Перечисленные мероприятия хотя и ассоциируются сполитической деятельностью государства, но сами таковыми не являются.
То жесамое можно сказать и об отдельных государственных органах — парламенте,правительстве, конституционном суде, различных министерствах и ведомствах и др.Будучи неотъемлемыми составными частями политического по своей сути и характеругосударственного механизма, они в то же время выполняют и неполитическиефункции — экономические, финансовые и т.п.
Заключение
Понимание государства, его сущности и закономерности развития позволяют определить его как сложное и исторически развивающееся общественно-политическое явление; подтвердить наличие плюрализма в понимании и определении государства.
Под политической системой понимается совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны. Эта система обеспечивает интеграцию всех элементов общества и само его существование как единого, управляемого политической властью организма. В зависимости от места и времени понятие «политическая система» имеет различное содержание, т. к. ее компоненты варьируются соответственно отношениям власти, типу политического режима (авторитаризм, демократия, диктатура), типу политической системы (президентская, парламентская).
Современным политическим системам присуща структурная дифференциация — относительно высокая степень расслоения между структурами по функциональному признаку, т. е. имеются и законодательные собрания, и административные и исполнительные органы, и судебные институты, и политические партии, и группы интересов, и органы информации, причем каждая структура должна выполнять какую-то функцию. Однако для примитивных, или традиционных, структур характерно отсутствие такой дифференциации: специализированные структуры там выполняют и политические функции; многие функции выполняются одними и теми же органами.
Сильная структурная дифференциация необходима политической системе, чтобы своевременно реагировать на новые требования, обращенные к ней извне или изнутри, а также, чтобы удовлетворять новые потребности.
Рассматривая структуру политической системы, можно выделить один из её главных элементов – государство.
Можно спорить о том, какие факторы лежали в основе возникновения государства, чьи интересы выражают те или иные современные государственные образования. Но результатом политической деятельности людей и их объединений, является государственная власть. И что бы ни было зафиксировано в программных документах различных политических партий разных времен, ясно одно: государственная власть необходима для осуществления управления.
Литература
1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Документ опубликован в издании «Российская газета», N 237, 25.12.1993.
2. Алексеев С.С. Государство и право. –М.,1993.
3. Большой юридический словарь/под ред. А.Я.Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. – М.: ИНФРА-М, 1999.
4. Дмитриев Ю.А.Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества. //Государство и право. – 1994. -№7.
5. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права: Пособие для поступающих в юридические вузы. – М., Зерцало, 1997г.
6. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций/Издание 2-е, исправленное и дополненное. — М.: Манускрипт. 1996. – 312с.
7. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА М, 1999г.
8. Манов Г.Н. Государство и политическая организация общества.- М.: Изд-во “Наука,1974. – 275с.
9. Марченко М.Н. Политическая система современного буржуазного общества (политико-правовое исследование). -М.: Изд-во МГУ, 1981. – 340с.
10.Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазрева. –С.74; Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов/ Под ред.В.М.Корельского и В.Д.Перевалова. – С.70.
11. Политология: Энциклопедический словарь/Общ.ред. и сост.: Ю. И. Аверьянов. – М.: Изд-во Моск.коммерч.ун-та. 1993.
12. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА М,1999г.
13. Теория государства и права: Курс лекций / Под Ред.Н.И. Матузова и А.В.Малько. –М., 1997.
14. Теория государства и права: Курс лекций /Под ред.М.И. Марченко. – М., 1996.
15. Чудинова И. М. Основы политологии. Учебное пособие. Красноярск: КГПУ,1995. – 385с