Реферат по предмету "Государство и право"


Взаимоотношения президента и парламента в США и ФРГ

Содержание:
1. ПРЕЗИДЕНТ, ПАРЛАМЕНТ – ПРАВОВОЙ СТАТУС И МЕХАНИЗМ ИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ… 2
2. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ… 5
а) Конгресс США. Статус президента… 8
б) Бундестаг и Бундесрат. Федеральный президент… 9
3. Взаимоотношения президента и  парламента в США и ФРГ… 11
а) Вооруженные силы… 11
б) Международные договоры… 13
в) “Контролирующие рычаги” парламента… 14
Выводы:… 16
/>1. ПРЕЗИДЕНТ,ПАРЛАМЕНТ – ПРАВОВОЙ СТАТУС И МЕХАНИЗМ ИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ.
Заступление на пост президента и  пребывание в этойдолжности обычно сопровождается рядом условий. Президент должен состоять вгражданстве, удовлетворять возрастному цензу, не может выполнять какую-либооплачиваемую работу, быть депутатом,  состоять на другой службе, участвовать вуправлении объектами, приносящими доход, и вообще в коммерческой деятельности.
Президент — лицо ответственное. Однако режим егоответственности особый. Политическая ответственность главы респуб­лики весьмаусловна. Это ответственность перед избирателями. Причем выразить своенегативное отношение к политике прези­дента избиратели могут, как правило,только на очередных выбо­рах и лишь при условии, если президент будет повторнобалло­тироваться. Ответственность президента перед гражданами отражается науспехах его политической партии, которой избиратели могут  отказать вподдержке, если посчитают деятельность главы государства неудачной.
С президентской должностью связаны нетолько привилегии, но и свои правоограничения. Еще в начале XX века в СШАсчитался недопустимым отъезд президента за границу, даже для, участия вучреждении Лиги наций.
Государственное право регулируетотношения, связанные с выбытием президента до истечения срока его полномочий.Тако­вое может состояться в случае его смерти, отрешения от должно­сти(импичмента), невозможности выполнения обязанностей гла­выгосударства.                            
Невозможность выполнения обязанностейустанавливается либо по заявлению самого президента, либо без его участия. Впервом случае он может объявить о возобновлении своей дея­тельности. Во втором— невозможность исполнения президентом  обязанностей устанавливает суд,парламент либо коллегия из числа министров, руководителей парламента и прочих.При этом у президента остается право оспорить их решение и возобновить осу­ществлениеполномочий.
Парламент — это коллегиальныйпредставительный орган го­сударственной власти. Обобщенная характеристикапарламента содержит следующие его отличительные свойства:
-    всякий парламент наделен властными полномочиями. Пол­номочия парламентамогут быть закреплены за ним прямо, в фор­ме прерогатив, в пределах которых онвправе принимать самостоятельные политические решения. Но возможно, чтоконкретные права за парламентом не закреплены. Однако в действительности онисуществуют;
 — без его согласия некоторыеважные политические решения не могут получить законную силу;
— каждый парламентпредставляет собой собрание государ­ственных деятелей, которые принимают толькоколлегиальные решения и несут за них коллективную ответственность;
— парламент — представительный орган.Это предполагает, что хотя бы часть входящих в него членов облечена довериемизбирателей, представляет интересы территориальных, сословных общностей илинарода в целом. Если в коллегиальном органе отсутствуют выборные лица, егонельзя считать парламентом, даже если он участвует в законодательстве. Когдаколлегия законода­телей не может формально подтвердить доверие избирателей, онаможет быть органом партии или политического движения, но только не парламентом.Если коллегиальный орган назначается, его можно считать законосовещательнымучреждением. Его чле­ны состоят на службе. Если лица наследуют место взаконодательном органе, они также не ответственны перед избирателями.
Обычно парламент считают органомзаконодательной власти. Однако законотворчеством его роль не ограничивается. Впред­мет его деятельности входят также утверждение бюджета; при­нятиеучредительных решений (о конституции, о династии); пред­ставительство нации,государства (он принимает присягу главы государства, выражает доверие и вручаетполномочия правитель­ству, делает заявления по международным и внутриполитичес­кимвопросам); контрольные полномочия в отношении админис­трации; участие вформировании правительства; участие во внеш­ней политике (ратификация иденонсация международных договоров), в решении вопросов войны и мира.
Парламенты самостоятельно либо вовзаимодействии с пра­вительством осуществляют функцию администратора в некото­рыхсферах управления. В сфере юстиции за парламентом резервируются полномочия,позволяющие ему участвовать в формировании высших судов, а также собственносудебные полномочия, которыми они пользуются для привлечения к ответственностидолжностных лиц.
Парламенты делятся на две большие группы: одну изних составляют однопалатные национальные ассамблеи, диваны, меджлисы,фолькетинг, эдускунт, законодательный юань и прочие парламенты. В другую входятдвухпалатные (бикамеральные) парламенты (конгресс, народное или федеральноесобрание, стортинг, альтинг).
2. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ.
Джон Адамс, говорил, что целью конституционногоправительства является создание правительства законов, а не правительствалюдей. Это значит, что он хотел быть управляемым установленными ибеспристрастными правилами, а не предрассудками или пристрастиями, которыесвойственны человеку. Для Адамса великой идеей к наделению широкимиполномочиями правительства и, в то же время, подчинению его букве закона, сталпринцип разделения правительственных полномочий. Эта концепция разделениявластей, исторически ассоциируемая со школой французского философа Монтескье,предотвратила злоупотребление властью путем отказа от концентрации власти водной ветви или одном институте правительства. Амбиции одной ветви будут всегдасдерживаться амбициями других. Таким образом, независимая судебная система какодин из примеров считалась ключом к предотвращению использования системыуголовного права для подавления политических оппонентов.
В соответствии с принципом разделении властей каждаяиз трех ветвей правительства (исполнительной, законодательной и судебной)функционирует относительно независимо от других. Вместе с тем “встроенная” вэтот принцип система сдержек и противовесов наделяет каждую ветвь способностьюконтролировать действия других. Например, Конгресс может осуществлять контрольдействий Президента через бюджет, принятие которого является главнымприоритетом законодательного органа. С другой стороны, Президент можетиспользовать право вето законов, принимаемых Конгрессом. Этот принципразделения властей с учетом системы сдержек и противовесов вошел в историю какМэдисоновская модель правительства.
Относительная независимость властей связана и сразличным способом их формирования: Конгресс  — прямым голосованием избирателей(правда, на различные сроки для обеих палат); Президент – через избираемуюпрямым голосованием коллегию выборщиков. Верховный Суд – пожизненнымназначением судей Президентом с согласия Сената
Двух партийность, установившаяся в США, также влияетна систему сдержек и противовесов. Постоянное соперничество и противоборствопартий ведет к их взаимоконтролю на всех уровнях власти, и, с другой стороны,не дает “разброса” и не вызывает недоумения избирателей, которое создаетмногопартийная система. Партия меньшинства в США контролирует правительственноебольшинство, обе фракции Конгресса – Президента и исполнительную власть.
Несмотря на многие проблемы, связанные со сложностьюмеханизма разделения властей (например, затягивание на столетие принятия Законаоб избирателях,   расовой дискриминации негров), Мэдисоновская модель оградилаСША от диктатуры (ее в истории страны просто не было, что нехарактерно для, кпримеру, европейских держав) и надежно защитила конституционные основыдемократии. Многие американцы верят, что именно этот реализм в отношениичеловеческой природы и внимание к институционным проверочным механизмамявляются одним из главных вкладов основателей в образование системы, котораябыла эффективной в гарантировании свободы и предотвращения тирании.
/>а) Конгресс США.Статус президента.
Итак, Конгресс США состоит из двухпалат: Палаты представителей и Се­ната. Палата представителей является органомобщенацио­нального представительства.
Конституцией установлены следующиетребования к кандидатам: член Палаты представителей должен достичь 25 лет, бытьгражданином США не менее семи лет и жите­лем того штата, от которого онизбирается.
Верхняя палата – Сенат являетсяорганом представительства штатов. Независимо от численности населения ка­ждыйиз штатов представлен в нем двумя депутатами. Се­та представителей. Но вотличие от последней каждые два года состав Сената переизбирается на однутреть. Это обстоятельство придает ему особый статус постоянно действующего органа.
Особая роль Сената определяется такжетем, что за ним по Конституции закреплен ряд самостоятельных полномочий (Ст. I, раз. 3). По совету и с согласияСената заключаются меж­дународные договоры. С его одобрения Президент назнача­етна должности федеральных судей и должностных лиц федеральной администрации.Немалое значение приобре­тает и небольшой по сравнению с Палатойпредставителей  численный состав Сената, что предопределяет его роль какэлитарного института власти.
Согласно Конституции США (Ст. II, раз 1). Вся исполнительная властьпринадлежит Президенту. Он руководит и осуществляет контроль за деятельностьюсистемы   органов федерального управления, о которой Конституция упоминает лишьв связи с импичментом, правом Президента, правом Президента назначать надолжности в государственном аппарате США (ст. II, раз. 2) и полномочием требовать предоставления отчетов  отподчиненных ему органов.
/>б) Бундестаг иБундесрат. Федеральный президент.
 Исходя из буквы Основного закона исогласно теоретическим концепциям, на которые он опирается, парламентом странысчитается однопалатный Бундестаг (буквально Федеральный съезд). Что же касаетсядругого коллегиального органа — Бундесрата (Федеральный совет), то его действующаяредакция Основного закона  характеризует как орган, через который землиучаствуютв законодательстве и администрации  Федерации и в делах Европейского союза.  Можно сказать, что Бундесрат играетроль второй (верхней палаты) германского парламента.
Функции Бундестага традиционныдля современных парламентов и обеспечиваются конституционными полномочиями. Оносуществляет законодательную деятельность (разд. VII Основного закона), это егоглавная функция. Он также полностью или частично формирует некоторые государственныеорганы. В частности, Бундестаг избирает Федерального канцлера (ст. 63 Основногозакона), Уполномоченного по обороне (ст. 45-б), избирает половину составаФедерального конституционного суда (ст. 94), участвует в выборах федеральныхсудей (ч. 2 ст. 96). И, наконец, он контролирует деятельность федеральногоправительства посредством депутатских запросов, создания следственных комитетов(ст. 44), принимая бюджет государства (ст. 110), а в качестве санкции можетприменить вотум недоверия (ст. 67).
Полномочия Бундесрата менеешироки. Согласно положени­ям разд. VII, его согласие требуется для принятиялишь определенной части законов. Он участвует в федеральном надзоре заисполнительной деятельностью земель и осуществляет контроль за применением полицейских:сил в случае угрозы существованию или свободному демократи­ческому строюФедерации.
 Бундесрат избирает половину составаФедерального консти­туционного суда.
Федеральный президент является в Германии главойгосударства. Согласно ч. 4 ст. 60. Основного закона, он обладает  таким жеиммунитетом, как и депутаты Бундестага.
Федеральный президент назначает исмещает федеральных судей, федеральных чиновников, офицеров и унтер-офицеров. Вотдельных случаях от имени Федерации он осуществляет право помилования. Указанные полномочия Федеральный президент может передавать другим органам (ч.1-3 ст. 60).
Приказы и распоряжения Федеральногопрезидента действительны лишь при условии контрасигнатуры Федерального канцлераили компетентного федерального министра. Это, однако, не относится к назначениюи смещению Федерального канцлера, роспуску Бундестага, согласно ст. 63Основного закона.
/>3.Взаимоотношения президента и  парламента в США и ФРГ.
/>а) Вооруженныесилы.
Согласно резолюция о военныхполномочиях 1973 г. прежде чем применить во­енную силу,  Президент «вкаждом возможном случае» дол­жен консультироваться с Конгрессом. Есливоенные дейст­вия начались, Президент обязан в течение 48 часов пред­ставитьКонгрессу доклад в письменном виде. В докладе должны указываться:обстоятельства, вызвавшие необходимость использования Вооруженных силСоединенных Штатов; полномочия по Конституции и законодательству, в соответствиис которыми было осуществлено их использо­вание; оценка масштаба ипродолжительности военных дей­ствий или угрозы вовлечения в них. Без санкцииКонгресса военные действия могут продолжаться не более 60 дней. В крайних,случаях указанный срок продлевается еще на 30 дней, если Президент полагает,что это необходимо для безо­пасного вывода Вооруженных сил США. Однако если Кон­гресспримет совпадающую или совместную резолюцию, в которой содержится требованиепрекратить военные дей­ствия, Президент обязан подчиниться до истечения как пер­вого,так и второго срока.
В соответствии с ч. 1 ст. 115-аОсновного закона ФРГ Бундестаг с согласия Бундесрата по инициативе Федеральногоправительства констатирует в необходимых случаях, что территория подвергласьвооруженному нападению или что такое нападение непосредственно угрожает(состояние обороны). Эта констатация требует в Бундестаге  голосов абсолютногобольшинства  депутатов. Если же обе законодательные палаты и  Совместныйкомитет не в состоянии действовать, констатация считается сделанной ипровозглашенной в момент начала нападения, который объявляется  Федеральнымпрезидентом, как только обстоятельства позволяют (ч. 4 ст. 115-а).
В соответствии с ч. 5 ст. 115-а вслучае, если объявлено состояние обороны и федеральная территория подвергласьвооруженному нападению., Федеральный президент с согласия Бундестага илиСовместного комитета может сделать международно-правовое заявление о наличиисостояния обороны.
Бундестаг с согласия Бундесратаможет  в любое время объявить оконченным провозглашенное Федеральнымпрезидентом состояние обороны, причем Бундесрат может этого потребовать; этонужно сделать немедленно по отпадении предпосылок к  объявлению состоянияобороны. Мир заключается путем принятия федерального закона (ч. 2, 3 ст.115-л).
/>б) Международныедоговоры.
Договоры в США  заключаютсяпод непосредственным контролем Президента и передаются на одобрение  Сената.Сам процесс ратификации договоров состоит из двух самостоятельных стадий: напервой Сенат утверждает договоры, на второй, Президент определяет по своемуусмотрению, следует ли ему воспользоваться полученным согласием иратифицировать договор.  Позиции Сената в этих вопросах достаточно сильны.Сенат может не только отклонить договор, но и внести в его текст поправки илиоговорки, либо просто его не рассматривать.
В ФРГ  Федеральный президент представляетФедерацию в международно-правовом отношении (ч. 1 ст. 59). От ее имени онзаключает договоры с иностранными государствами, аккредитирует и принимаетдипломатических представителей. Тем не менее,  обе законодательныепалаты (Бундестаг и Бундесрат)  участвуют в заключение международных договоров.Согласно ч. 2 ст. 59, Основного закона, договоры, регулирующие политическиеотношения Федерации и относящиеся к предметам федерального законодательства,нуждаются в согласии или участии в их заключении законодательных корпораций,что осуществляется в форме федерального закона.
Согласно ч. 2 – 7 ст. 23 Основногозакона, Бундестаг и земли через Бундесрат участвуют в делах Европейского союза.Федеральное правительство обязано,  возможно раньше и в широком объеме даватьпалатам необходимую информацию
/>в)“Контролирующие рычаги” парламента.
Система “сдержек и противовесов” даетсбои, обрекая Конгресс США в основном на роль контролирующей ветви власти.Однако формы законодательного контроля разнообразны и результативны.
Традиционно наиболее эффективнымсредством воз­действия остается, «власть кошелька». Нередко только уг­розасокращения ассигнований вынуждает Президента или отдельные звеньяисполнительной власти более вниматель­но прислушиваться: к требованиямКонгресса и учитывать возможную реакцию законодателей на те или иные ихдействия.
В распоряжении Конгресса находится итакое оружие как импичмент.
Основания привлечения к импичменту —«измена, взяточничество или иное тяжкое преступление» (разд. 4 ст.II). Инициатива возбуж­дения импичмента принадлежит Палате представителей, осуществлениесуда — Сенату. Однако импичмент только по названию и определенному сходству ссудопроизводством может считаться судом. Это “политический процесс”, целькоторого отстранить от должности лиц, виновных в совершении преступления, чтоне освобождает их от ответственности в общем судебном порядке.
Основной закон ФРГ в ст. 61урегулировал должностную ответственность Федерального президента. Бундестаг илиБундесрат могут обвинить Федерального президента  в умышленном нарушенииОсновного закона или другого федерального закона или другого федеральногозакона, обратившись в Федеральный  конституционный суд. Предложение овыдвижении обвинения должно быть поддержано ¼ членов Бундестага или ¼голосов Бундесрата. Соответствующее постановление палаты  должно быть принято вБундестаге 2/3 членов, а в Бундесрате – 2/3 голосов. Обвинение представляетуполномоченный  соответствующий палаты.
После предъявления обвиненияФедеральный конституционный суд может распорядиться о приостановленииисполнения Федеральным президентом своих функций. Если Федеральныйконституционный суд установит, что Федеральный президент виновен в умышленномнарушении Основного закона или другого федерального закона, то моет объявитьФедерального президента утратившим должность.
/>Выводы:
Подводя итоги, отметим, что междуКонгрессом и Пре­зидентом США нет партнерства. В системе разделения властейявный перевес оказался на стороне исполнитель­ной власти, оттесняющейзаконодателей на второй план. Эта тенденция, судя по всему, необратима.Положение Прези­дента как главы исполнительной власти и государства пре­допределяетего доминирование в сфере законотворчества, бюджета и финансов, государственного управления и внешней политики. Переломить соотношение силмежду законодательной и исполнительной властью Конгресс не может.
Бундестаг, согласно Основному законуФРГ, имеет больше полномочий, чем Конгресс США. Бундесрат создает различныекомитеты – следственный комитет,  комитет по делам Европейского союза,  комитетпо обороне, иностранным делам, комитет по петициям, важным полномочиемзаконодательных корпораций в ФРГ является принятие федерального бюджета.Согласно Основному закону, для действенность приказаний и распоряженийфедерального Президента необходима их контрассигнатура федеральным Канцлеромили компетентным федеральным министром (ст. 58). Таким, образом, в ФРГ всистеме разделения властей исполнительная власть не оттесняет законодательную,как происходит в США.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.  Арановский К.В.Государственное право зарубежных стран. – М… 2000.
2.  Конституциигосударств Европейского Союза – М., 1997.
3.  Лифитский В.И.Основы конституционного строя США. – М., 1998.
4.  Соединенные ШтатыАмерики: Конституция и законодательные акты. – М… 1993.
5.   Сравнительноеконституционное право. – М., 1996.
6.  Энтин Л.М.Разделение властей. – М., 1995.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Фэнтези для взрослых: редакторский анализ повести Лады Лузиной "Киевские ведьмы. Меч и крест"
Реферат Проектирование основных составляющих процесса управления по функциям: планирование, организация, мотивация и контроль для фирмы Оптика
Реферат Нестабильность тонких пленок под действием внешних сил
Реферат Принципы построения систем сбора и передачи информации для объектов электроэнгергетики
Реферат Пир во время чумы 2
Реферат Шпора для сдачи культурологии
Реферат Кудрявцев, Дмитрий Иванович
Реферат Родная земля требует Думайте
Реферат Assimilation Essay Research Paper Chinese
Реферат «Я в восторге от ваших казаков…». Из истории 12-го Донского казачьего полка
Реферат Роль средств массовой информации в PR-процессе
Реферат Heroes The Child Within Essay Research
Реферат СМИ и культура речи 2
Реферат Свобода слова и печати конституционное развитие СМИ
Реферат Рыночный спрос 2