Реферат по предмету "Государство и право"


Безопасность Республики Беларусь в информационной сфере

Безопасность Республики Беларусь в информационной сфере

План
1. Безопасность в информационнойсфере: сущность, основные понятия
2. Жизненно важные интересы и факторы угроз РеспубликиБеларусь в информационной сфере
3. Приоритетные направленияобеспечения безопасности Республики Беларусь в информационной сфере, ихполитическая и социальная значимость
1. Безопасность в информационной сфере: сущность, основныепонятия
Процесс поступательного формированияРеспублики Беларусь, как сильного и процветающего государства, невозможно рассматриватьвне контекста развития новых общемировых тенденций и реалий. Одной из таких реалийявляется тот факт, что в настоящее время мир переживает переход от индустриальногообщества к обществу информационному. Нельзя не заметить, что только в последниедесятилетия значительному изменению подверглись способы производства, межгосударственныеотношения, объемы потребления и механизмы распределения материальных благ. Кореннымобразом изменилось и мировоззрение людей. По своему значению и характеру воздействияна общество этот переход сравним с новой всемирной промышленной революцией. Фактическиречь идет о реализации новой промышленной революции, получившей название «информационной»,которая приведет к созданию информационного общества. Уровень развития информационногопространства общества определяющим образом влияет на процесс функционирования государственныхинститутов, экономику, обороноспособность, во многом определяет вопросы внешнейи внутренней политики.
Значительная часть исследователей считает,что информационное пространство определяется прежде всего следующими основными компонентами:
информационными ресурсами;
информационно — телекоммуникационнойинфраструктурой;
системой массовой информации;
наличием и функционированием рынка информационныхтехнологий, продуктов и услуг;
сопряженностью с мировыми открытымисетями;
системой информационного законодательства.
Следуя предложенной логике, нетрудносделать вывод о том, что наличие и состояние информационного пространства общества,в современных условиях приобретает роль нового государственнообразующего признака.Таким образом, нельзя не согласиться с тем, что обустроенность информационногопространства является необходимым условием общественного развития Республики Беларусь.Вместе с тем, информационное пространство должно быть открытым для общества и должнов полной мере обеспечивать реализацию прав и законоохраняемых интересов личности,общества, государства. Очевидно, что такое информационное пространство может бытьсоздано лишь на основе целенаправленной реализации государственной информационнойполитики.
Достижения научно-технического прогрессаобеспечили гигантское ускорение в развитии человечества в XX веке, изменили условия жизни людей и облик нашей планеты. Современноеобщество характеризуется особым динамизмом и сложностью процессов происходящих внем. Возникновение качественно новых условий, усложнение социально-экономическихсвязей, внедрение новых форм организации и методов управления, усиление значимостисоциально-психологических факторов, ужесточение экологических требований делаюттрадиционные отношения, основанные на рыночных постулатах, менее стабильными и устойчивыми.
Информационные процессы лежат в основевсех эволюционных изменений окружающего нас мира, поскольку информация есть всеобщеесвойство материи. Любой предмет в окружающем мире обладает информационными свойствами.Любой процесс производства материальных благ, является процессом информационноговзаимодействия. Как уже указывалось, наличие четко очерченной информационной инфраструктуры,на современном этапе приобретает значение основного государственнообразующего признака.Организация института государства предполагает наличие различных системообразующихпризнаков, где одним из основных является централизация управления, реализуемогов целях обеспечения свободного развития личности и общества.
«Управление по своей сути сводитсяк управляющему воздействию субъекта на объект, цель которого — упорядочение соответствующейструктуры и обеспечение эффективного ее функционирования в полном соответствии сзакономерностями существования и развития данной системы».
Хорошо известно, что проще всего управлятьсистемой когда ее состояние неустойчиво — для изменения ее структуры достаточнымявляется лишь малое управляющее воздействие. Что же касается таких сложнейших систем,как государство и цивилизация, то и они подвластны общим законам управления, толькоуправляющие воздействия в них обладают определенной спецификой.
Информационные ресурсы, информационныетехнологии, и информационная инфраструктура в совокупности образуют информационнуюсреду современного общества. Эта информационная среда является системообразующимфактором всей общественной жизни, фундаментальным основанием современной политикигосударств во всех ее областях. Традиционный рыночный тип хозяйствования, основукоторого составляет индустриальный способ производства, трансформируется под влияниемдостижений научно-технической и информационной революции. Области практически любойпрофессиональной деятельности (и управления в частности) становятся информационнонасыщенными и высоко технологичными, а сама эта деятельность — наиболее эффективной.Информационный ресурс является весьма специфической составляющей в совокупностиресурсов развития государства. Его объекты и объединяющая их инфраструктура имеютсвоеобразные особые пространственно-временные характеристики, не ограничивающиесяпределами национальной территории. Кроме этого, сама информация обладает уникальнымисвойствами делимости и воспроизводимости. Все эти факторы заметно сказываются наобщей оценке потенциала того или иного геополитического субъекта, на его способностик устойчивому развитию, на возможности воздействовать на него извне, восприимчивостик скрытому перераспределению информационного ресурса специальными силами, средствамии способами информационной борьбы. Соперничество, борьба за обладание этим ресурсом,достижение и удержание «информационного превосходства, сегодня занимает значительноеместо в геополитической конкуренции развитых стран.
Кроме этого, по оценкам российских экспертов,».в информационном обществе первичным становится не стоимость труда, а стоимость знаний.Наряду с традиционными формами богатства все большее значение приобретает накоплениеинформационного богатства. Так свыше 60% всех ресурсов США приходится сегодня наинформационные ресурсы. Обработка информации превратилась в новую индустрию, в структуреэкономики сложился мощный информационный сектор. Быстро увеличивается доля трудоспособногонаселения занятого в информационной сфере. В США, например, до 80% занятого населениятрудится в сфере, связанной с переработкой информации".
Информационное преимущество являетсяважной социальной силой, способствующей перераспределению экономических, социальныхи политических (властных) ресурсов. Вместе с тем, как отмечают эксперты, информационноенеравенство ведет и к социальному неравенству. Представляется, что именно это определяетосновную угрозу национальной безопасности любого государства.
Противоборство при реализации национальныхинтересов испокон веков считалось лишь продолжением государственной политики. Насилие- лишь одна из форм организации противоборства. Формы же насилия меняются вместес прогрессом. На смену физическому насилию меча, пушек и кандалов, а затем экономическомунасилию безработицы, конкуренции и денежного кредита пришло информационное насилие:манипулирование сознанием людей, вторжением в их психику. «Сетевой компьютинг»- это одновременно и инструмент информационной, политической и культурной экспансииразвитых стран. С его помощью возможны изменения политической карты мира и сложившегосясоотношения между геополитическими центрами сил.
Поднимая проблему «новой колонизации»,русский философ Александр Зиновьев среди исторических видов колонизации выделялзахват с принудительным преобразованием по собственному образцу. Этот вид колонизациипринадлежит настоящему времени. Имеется ввиду «захват» не военный, а идеологический:внесение в структуру жизненных ценностей колонизируемой страны несвойственных идеалови устремлений, то есть ведение «информационной войны». Результатом этогопроцесса («западнизации», как его называет А.А. Зиновьев) является то,что в «колонизируемой стране принудительно создается социально-политическийстрой колониальной демократии. Колониальная демократия — нечто искусственное, навязанноестране извне и вопреки исторически сложившимся возможностям и тенденциям эволюции.Сохраняется видимость суверенитета. Создаются очаги экономики западного образцапод контролем западных банков или с иной формой участия западного капитала. Внешниеатрибуты западной демократии используются как средства совсем не демократическогорежима, а как средства манипулирования массами».
Сегодня в список информационно колонизируемыхстран входит и Республика Беларусь. Поскольку единое информационное пространствотребует унификации информационных и телекоммуникационных технологий всех стран- субъектов информационного сообщества, а необходимая сегодня степень информатизацииможет быть достигнута лишь в обществе с высоким научно-техническим и промышленнымпотенциалами и достаточным культурно-образовательным уровнем населения. Страны- лидеры в использовании информационных технологий и услуг проявляют самую«трогательную» заботу и участие в формировании и развитии белорусскогоинформационного рынка и образовании персонала. Опыт показывает, что деятельность,которая приводит к господству в информационной среде, в области культуры, так называемой«сфере смыслов», и как следствие в политике, всегда начинается с экономическихакций, с проникновения иностранного капитала в сферу СМИ и информатизации. Представляется,что тщательному анализу подлежит установление точных объемов иностранных явных инеявных инвестиций в белорусские СМИ и объекты информатизации. Выделяя социально-политическийаспект этой проблемы, следует заметить что произошедший в ходе развала СССР разрывэпох и поколений уже нанес белорусской государственности колоссальный урон. Происходитразрушение национального менталитета и самобытности белорусского общества. В образовавшийсявакуум хлынул поток западной пропаганды, призванной «американизировать»общественное сознания белорусов, подготовить их к восприятию идеи колониальной демократии.
Основой экономики постиндустриального(информационного) общества стало получение избыточной прибавочной стоимости. Сампринцип получения максимальной прибыли на основе избыточной прибавочной стоимостипостоянно распространяется на все сферы жизни общества. Возникло общество потребления,в котором искусственно создаются все новые потребительские потребности, активнофункционирует отлаженная индустрия моды, кумиров, «звезд», престижа. Компьютерно-телевизионнаякомпонента индустрии досуга усиливает непосредственное воздействие СМИ на психикучеловека, его образовательный потенциал, его жизненные интересы и поведение. Напрактике воздействия СМИ, и прежде всего телевидения, зачастую перекрывают и трансформируютвоздействие таких факторов формирования духовного мира личности, как семья, школа,материальные условия жизни.
Происходящие в настоящее время процессыпреобразования в политической жизни и экономике Республики Беларусь оказывают непосредственноевлияние на состояние информационной безопасности, и как следствие — на состояниенациональной безопасности Республики Беларусь. При этом возникают принципиальноновые факторы, которые необходимо учитывать при оценке реального состояния информационнойбезопасности и определения ключевых проблем в этой области.
Факторы, подлежащие учету при оценкесостояния информационной безопасности, с достаточной степенью условности, можноразделить на социально-политические, экономические и организационно-технические.
Социально-политическими факторамиявляются:
изменение геополитической обстановки,вследствие фундаментальных перемен в различных регионах мира, сведение к минимумувероятности мировой ядерной и обычной войн;
информационная экспансия стран с развитымиэкономическими системами, осуществляющими глобальный мониторинг политических, экономических,военных, экологических процессов, распространяющих информацию в целях полученияодносторонних преимуществ;
активизация деятельности спецслужб иностранныхгосударств по добыванию сведений, составляющих государственные секреты РеспубликиБеларусь;
реализация конституционной реформы наоснове принципов демократии, законности, информационной открытости;
преодоление децентрализации системыгосударственного управления, преобразование в системе обеспечения безопасности страны;
нарушение информационных связей междугосударствами — участниками СНГ;
низкая общая правовая и информационнаякультура населения республики;
обострение криминогенной обстановки,рост числа преступлений в информационной сфере, в том числе в отношении кредитно-финансовыхучреждений.
Среди экономических факторов,наиболее существенными являются:
включение информационной продукции всистему товарных отношений;
переход экономики Республики Беларусьна недостаточно регулируемые рыночные отношения в экономике, появление множествакоммерческих структур (в том числе и с участием зарубежного капитала) — производителейи потребителей информации, средств информатизации и защиты информации;
критическое состояние отечественныхотраслей промышленности и науки, разрабатывающих и производящих средства информатизациии защиты информации;
неконтролируемое расширение сотрудничествас зарубежными странами в развитии информационной инфраструктуры Республики Беларусь.
Из организационно-технических факторов,определяющими являются:
бессистемность, непоследовательностьразвития и недостаточная разработанность нормативно-правовой базы в сфере информационныхправоотношений, в том числе, в области обеспечения информационной безопасности;
слабое регулирование государством процессовфункционирования и развития рынка средств информатизации, информационных продуктови услуг в Республике Беларусь;
широкое использование в сфере государственногоуправления и кредитно-финансовой сфере незащищенных от утечки информации импортныхтехнических и программных средств, предназначенных для хранения, обработки и передачиинформации;
возрастание объемов передали информации,циркулирующей по открытым каналам связи, в том числе по сетям передачи данных имежмашинного обмена.
безопасность беларусь информационная сфера
В настоящее время определяющим факторомдля информационной безопасности республики является активное внедрение информационно-телекоммуникационныхтехнологий на основе компьютерной техники во все сферы жизнедеятельности общества,в первую очередь в республиканские органы государственного управления и кредитно-финансовуюсферу, представляющие собой совокупность программных, технических и организационно-экономическихсредств, объединенных структурно и функционально для решения задач передачи и обработкиинформации.
Для информационного обеспечения деятельностиорганов государственного управления создаются ведомственные и локальные информационныесети. Стоит вопрос о создании единой республиканской сети с использованием новыхэффективных информационных технологий с выходом в мировые информационные среды ипространства (типа «Интернет»). В связи с этим, возникает необходимостьсоблюдения интересов Беларуси при международном информационном обмене и обеспечениябезопасности национальных информационных ресурсов и информационно-телекоммуникационнойинфраструктуры. Развитие информационного пространства при соблюдении безопасностисоздания и использования информационных ресурсов требует наличия и поддержания встране необходимого научно-производственного потенциала. Это требование вытекаетиз высокой наукоемкости всех технологических составляющих, образующих информационноепространство и обеспечивающих его безопасность и эффективное функционирование. 2. Жизненно важные интересы и факторы угроз РеспубликиБеларусь в информационной сфере
В целом жизненно важные интересыРеспублики Беларусь в информационной сфере согласно Концепции национальной безопасностивключают:
1. Обеспечение информационных потребностей личности, общества и государстваво всех сферах их жизнедеятельности.
2. Обеспечение прав граждан на тайну корреспонденции, телефонных и иных сообщений.
3. Эффективное использование национальных информационных ресурсов, созданиеусловий по поддержанию сохранности и систематическому их пополнению.
4. Защита сведений, составляющих государственную, служебную, коммерческую ииную охраняемую законодательством тайну.
5. Развитие современных информационных технологий, национальной индустрии средствинформатизации и связи, расширение участия республики в международной кооперациипроизводителей таких средств и систем.
6. Обеспечение безопасности информационных систем и сетей связи.
7. Участие Республики Беларусь в работе международных организаций, определяющихпринципы и направления сотрудничества в информационной области.
В соответствии с Концепцией национальнойбезопасности основными факторами создающими угрозу безопасности Республики Беларусьв информационной сфере являются:
1. Распространение недостоверной или умышленно искаженной информации, направленноена разрушение общественного согласия, духовных и нравственных ценностей общества,а также возбуждение национальной и религиозной вражды, социальной розни.
2. Зависимость информационной инфраструктуры Беларуси от импорта зарубежныхинформационных технологий, средств и систем информатизации, связи и программногообеспечения.
3. Недостаточная обеспеченность квалифицированными кадрами в области информационныхтехнологий и защиты информации. Выезд на постоянное место жительства за рубеж высококвалифицированныхспециалистов и правообладателей интеллектуальной собственности.
4. Несоответствие информационного обеспечения государственных и общественныхинститутов современным требованиям управления экономическими, политическими и социальнымипроцессами.
5. Недостаточное развитие государственной системы лицензирования, сертификациипродуктов и систем информационных технологий и аттестации объектов информатизациив соответствии с требованиями информационной безопасности. Использование при созданиии модернизации национальной инфраструктуры несертифицированных отечественных и зарубежныхинформационных технологий, средств защиты информации, средств информатизации и связи.
6. Рост числа преступлений, совершаемых с использованием информационных технологий.Несанкционированная разработка и распространение программ, нарушающих функционированиеинформационных систем и сетей связи.
7. Отсутствие в республике эффективной системы обеспечения сохранности открытойинформации, в том числе представляющей интеллектуальную собственность. 3. Приоритетные направления обеспечения безопасностиРеспублики Беларусь в информационной сфере, их политическая и социальная значимость
Основными приоритетными направлениямиобеспечения информационной безопасности в Республике Беларусь в соответствии с Концепциейнациональной безопасности являются:
Совершенствование механизмов реализации прав граждан на получениеинформации, форм и способов взаимодействия государства со средствами массовой информации.Обеспечение доступа к открытым информационным ресурсам государственных органов,органов местного управления и самоуправления, к архивным материалам, к другой открытойсоциально значимой информации.
Разработка и внедрение современных методов и средств защиты информационныхтехнологий, прежде всего используемых в системах управления войсками и оружием,экологически опасными и экономически важными производствами.
Осуществление государственного контроля за разработкой, созданием,развитием и использованием средств защиты информации.
Обеспечение правовых и организационных условий предупреждения,выявления, пресечения преступлений в информационной сфере.
Участие Беларуси в международных соглашениях, регулирующих наравноправной основе мировой информационный обмен, в создании и использовании межгосударственныхи международных глобальных информационных сетей и систем.
Важнейшей задачей сегодня является организацияскоординированной деятельности республиканских органов государственного управленияпо обеспечению безопасности информационной среды белорусского общества, разработкастратегии обеспечения информационной безопасности Беларуси.
Анализ мировой практики показывает,что для органов государственного управления в информационной сфере приоритетнымиявляются следующие направления деятельности:
обеспечение прав, технических и экономическихвозможностей доступа к информационным ресурсам для всех категорий пользователей;
определение приоритетов и государственнаяподдержка информационных технологий и производств;
создание и развитие системы непрерывногообразования в области информационных технологий;
обеспечение формирования государственныхинформационных ресурсов путем создания эффективной сети сбора и накопления информации,системы стандартизации, сертификации и контроля качества информационных продуктови сетей;
создание единой развитой системы классификациии кодирования информации;
обеспечение информационной безопасностигосударства, юридических и физических лиц, защита от недостоверной информации, охранакоммерческой тайны и государственных секретов, защита персональных данных;
защита национального информационногои культурного пространства;
создание системы противодействия компьютернымпреступлениям;
охрана авторских прав и интеллектуальнойсобственности;
создание и развитие рынка информационныхтехнологий, продуктов и услуг;
обеспечение взаимодействия с международнымиорганизациями в сфере информационной безопасности;
контроль за эффективностью осуществленияинформационной безопасности государственных учреждений и расходованием бюджетныхсредств на эти цели.
Как отмечалось выше, в республике существуетопределенный пробел в разработке нормативно-правовой базы деятельности в областиинформационной безопасности.
Прежде всего вызывает обеспокоенностьсуществующее состояние межведомственного взаимодействия и координации в областиобеспечения информационной безопасности Беларуси. Рост влияния информационных факторовв системе обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, обусловленныйусилением информатизации общества, объективно требует эффективного функционированиясистемы информационно-психологического обеспечения национальной безопасности (ИПОНБ) республики.
При этом следует иметь в виду, что привозникновении конфликтных ситуаций и усилении степени антагонизма между нациямии государствами с различной идеологией и культурой, «информационная борьба»,ведущаяся ими практически постоянно в мирное время, может легко перерасти в агрессивную«информационную войну» как особую форму информационного империализма,вмешательства во внутренние дела населения и вооруженных сил других стран, попирающуюсуверенитет, культуру народов и разжигающую недоверие и вражду между ними, как прямуюполитико-психологическую подготовку к настоящей войне, а также как форму решениязадач дестабилизации экономики, дезинформации противника и др. как в мирное, таки в военное время. Пример Югославии более чем нагляден. Широкое развитие исламскогофундаментализма за последние десятилетия также можно объяснить неосознанной (илипроводимой осознанно) попыткой менее развитых стран и народов противостоять информационнойэкспансии с запада.
Исходя из этого основными целями ИПОНБ должны являться:
защита от деструктивных информационно-психологическихвоздействий общественного мнения, психики населения, социальных групп, граждан;
противодействие попыткам манипулированияпроцессами восприятия информации населением со стороны враждебных Республике Беларусьполитических сил, проводимых с целью ослабления политической стабильности и обороноспособностигосударства;
отстаивание национальных интересов,целей и ценностей Беларуси в информационном пространстве (глобальном, европейском,стран СНГ, национальном);
постоянное изучение отношения белорусскогообщества к важнейшим проблемам национальной безопасности (социальные показатели,диагностика общественного мнения);
противодействие враждебной информационнойэкспансии в духовно-нравственной сфере.
Таким образом, можно сделать вывод отом, что национальная безопасность Беларуси во многом будет зависеть от эффективностиобеспечения её информационной безопасности. Основными организационными направлениямиразвития технологии ИПО НБ на перспективу и в порядке важности являются:
1. Создание и внедрение специальныхинформационных технологий, ориентированных на инфраструктуру страны, достиженияотечественной науки и техники, менталитет и техническую культуру персонала организаций(учреждений), различного государственного уровня.
2. Создание специальных информационныхи технологических сил и средств, предназначенных для успешного ведения информационногопротивостояния (информационной борьбы) с противостоящими и противоборствующими информационнымисистемами других государств.
3. Осуществление международной политикив области информационной безопасности, направленной на создание взаимобезопасныхобщих (общего назначения) информационных технологий и единых информационных сред(типа мегасети «Интернет»), гарантирующих возможность информационногосотрудничества на основе соблюдения норм международного права всеми субъектами информационногосотрудничества.
Все сказанное выше требует целенаправленнойскоординированной деятельности, которые характеризуются: непрерывностью; планомерностью;конкретностью; активностью; надежностью; универсальностью; комплексностью.
Становится очевидным, что в настоящеевремя информация становится товаром и приобретает ряд потребительских свойств:
информация имеет потребителя;
информация имеет производителя;
информация имеет собственника;
информация имеет качественные характеристики;
в отношении информации установлены определенныеправовые режимы.
Совокупность потребительских свойствинформации и ее качественных характеристик определяет степень удовлетворения информационныхпотребностей личности, общества, государства.
Именно полнота удовлетворения информационныхпотребностей личности, общества, государства является основным фактором информационнойбезопасности.
Одновременно следует заметить, что основныецели и задачи обеспечения информационной безопасности определяются на основе устойчивыхприоритетов национальной безопасности, отвечающих долговременным интересам общественногоразвития, к которым относятся:
реализация прав личности, общества игосударства на своевременное получение, использование и распространение достовернойи полной информации.
обеспечение реализации иных конституционногарантированных прав и свобод граждан Республики Беларусь, сохранение и развитиедемократических институтов;
сохранение общественного согласия иполитической стабильности в Республике;
экономическое развитие, направленноена благо народа Республики Беларусь;
незыблемость народного, национальногои государственного суверенитета, конституционного строя, в том числе государственнойнезависимости, целостности, неприкосновенности государственной границы и неотчуждаемоститерритории страны;
сохранение национальной самоидентификации,воспитание патриотизма и укрепление единства народа;
сохранение и приумножение моральныхи духовных ценностей белорусского народа, сохранение национальных культурных ценностейи традиций;
устойчивое функционирование государственныхинститутов, укрепление и повышение эффективности их деятельности;
обеспечение оснащенности и боевой готовностивооруженных сил, войск и воинских формирований государства;
безусловное исполнение законов, международныхобязательств и поддержание правопорядка;
обеспечение достойной роли РеспубликиБеларусь в мировом сообществе;
развитие международного сотрудничествана основе равноправного партнерства.
Целии задачи обеспечения информационной безопасности Республики Беларусь.
В соответствии с указанными приоритетами,основными целями информационной безопасности являются;
обеспечение доступности, целостностии достоверности информации, являющейся основой инфосферы общества;
обеспечение конфиденциальности охраняемойинформации в соответствии с правом доступа;
защита народного, национального и государственногосуверенитета Республики Беларусь в условиях глобализации информационных процессов,использования мировых информационных сетей, стремления иностранных государств, ихсообществ, партий, конфессий, внеконфессиальных форм и отдельных социальных группк информационному доминированию, противодействие попыткам инспирирования информационныхповодов для вмешательства во внутренние дела Республики Беларусь;
обеспечение органов государственнойвласти и управления, предприятий и граждан достоверной, полной и своевременной информацией,необходимой для принятия обоснованных решений, а также предотвращения нарушенийцелостности и неправомерного использования информационных ресурсов.
К основным задачам обеспечения информационнойбезопасности относятся:
прогнозирование, выявление и оценкаисточников угроз информационной безопасности;
разработка мер государственной политикиобеспечения информационной безопасности, комплекса мер и механизмов ее реализации;
разработка нормативно-правовой базыобеспечения информационной безопасности, координация деятельности органов государственнойвласти и управления по обеспечению информационной безопасности;
развитие системы обеспечения информационнойбезопасности, совершенствование ее организации, форм, методов и средств предотвращения,парирования и нейтрализации угроз информационной безопасности, локализации и ликвидациипоследствий ее нарушения;
обеспечение активного участия РеспубликиБеларусь в процессах создания и использования глобальных информационных сетей исистем.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.