Реферат по предмету "Государство и право"


Банкротство индивидуального предпринимателя в Республике Беларусь

План
 
Введение
Глава 1. Правовой статусиндивидуальных предпринимателей
1.1 Индивидуальный предприниматель как субъект хозяйственной деятельности
1.2 Государственная регистрация и прекращение деятельностииндивидуальных предпринимателей (общие положения)
1.3 Добровольное прекращение деятельности индивидуальныхпредпринимателей
1.4 Принудительное прекращение деятельности индивидуальныхпредпринимателей
Глава 2. Особенности банкротства индивидуальных предпринимателей
2.1 Банкротство индивидуальных предпринимателей: критерии,процедура, последствия
2.2 Защитный период
2.3 Конкурсное производство
2.4 Ликвидационное производство
Заключение
Список использованных источников
 
Введение
Закрепленному в действующем гражданском законодательстве правугражданина заниматься предпринимательской деятельностью противопоставляется обязанностьпредпринимателя удовлетворить требования кредиторов в случае признания его банкротом.
Правовой институт несостоятельности (банкротства) индивидуальныхпредпринимателей в условиях рыночных отношений является весьма актуальным. Это проявляетсяв возможности оградить эффективно действующих на рынке субъектов хозяйствованияот участников хозяйственного оборота, осуществляющих свою предпринимательскую деятельностьубыточно и нерентабельно, которые, зачастую заключая договор, впоследствии не всостоянии исполнить принятые на себя обязательства. Чтобы обезопасить предприятияот таких должников, возникает необходимость официального признания этих хозяйствующихсубъектов «несостоятельными» и, возможно, в дальнейшем полностью ликвидироватьих.
Целью данной курсовой работы является правовая характеристикапризнаков, критериев и особенностей банкротства индивидуальных предпринимателейв законодательстве Республики Беларусь.
Вместе с тем для исследования были поставлены следующие задачи:определение правового положения индивидуального предпринимателя как субъекта хозяйственнойдеятельности, понятия «банкротство индивидуального предпринимателя», егопризнаков, рассмотрение процедур применяемых в отношении индивидуального предпринимателя- банкрота, а также выявление недостатков, пробелов законодательства о несостоятельности(банкротстве) индивидуального предпринимателя.
Глава 1. Правовой статус индивидуальныхпредпринимателей1.1 Индивидуальный предприниматель как субъект хозяйственнойдеятельности
В соответствии со ст.1 Закона Республики Беларусь «О предпринимательствев Республике Беларусь» от 28.05.1991г. (далее — Закон) и ст.1 Гражданскогокодекса Республики Беларусь (Далее — ГК), предпринимательская деятельность — самостоятельная,инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личногодохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственностьили от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия).
Предпринимательская деятельность может осуществляться в видеиндивидуальной трудовой деятельности, а также в различных организационно-правовыхформах предприятий (юридических лиц). Статус предпринимателя приобретается посредствомгосударственной регистрации в порядке, установленном Законом и другим законодательствомРеспублики Беларусь.
Гражданин Республики Беларусь вправе заниматься предпринимательскойдеятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрациив качестве индивидуального предпринимателя. В случае нарушения этого требованиянаступают следующие неблагоприятные последствия:
доходы, полученные от такой деятельности, взыскиваются в местныебюджеты в судебном порядке;
на виновное физическое лицо судом налагается штраф в размереот 20 до 50 базовых величин с конфискацией изготовленной или реализуемой в пунктепродажи продукции (товаров), а также денежной выручки, полученной от ее реализации,других предметов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения,либо без конфискации (ст.154 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без государственнойрегистрации, также не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделокна то, что оно не имеет статуса индивидуального предпринимателя. К таким сделкамприменяются правила, установленные законодательством для регулирования предпринимательскойдеятельности (например, более строгая ответственность — ст.22 ГК). Это важная гарантиядля участников гражданского оборота, вступающих в отношения с лицом, которое представляетсебя в качестве субъекта предпринимательской деятельности. Аналогичное по своейсути правило содержится и в налоговом законодательстве: согласно ст. 19 Налоговогокодекса Республики Беларусь физические лица, осуществляющие предпринимательскуюдеятельность, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателейв нарушение требований законодательных актов, при исполнении обязанностей, возложенныхна них актами налогового законодательства, не вправе ссылаться на то, что они неявляются индивидуальными предпринимателями.
К индивидуальной предпринимательской деятельности применяютсяправила, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческимиорганизациями, если иное не вытекает из законодательства или существа правоотношения.Из этого правила следует, что индивидуальные предприниматели обладают таким же объемомправ и обязанностей, что и юридические лица (кроме прав и обязанностей, которымимогут обладать исключительно некоммерческие организации). К примеру, коммерческиеорганизации при заключении публичных договоров обязаны соблюдать требования ст.396ГК. Соответственно эти требования являются обязательными и для индивидуальных предпринимателей.
Предприниматель действует в гражданском обороте, не обособляяимущество, используемое для целей предпринимательской деятельности, от иного имущества,принадлежащего ему на праве собственности. Он несет имущественную ответственностьпо своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества,на которое в соответствии с законодательством не может быть обращено взыскание.Перечень такого имущества определен в Приложении 1 к Гражданскому процессуальномукодексу Республики Беларусь.
Взыскание денежных средств с индивидуального предпринимателя- должника по исполнительному документу, выдаваемому хозяйственным судом, обращаетсяв первую очередь на денежные средства (белорусские рубли и иностранную валюту),находящиеся в банке, небанковской кредитно-финансовой организации. В этих целяхвзыскатель либо по его просьбе хозяйственный суд представляют исполнительный документв банк, небанковскую кредитно-финансовую организацию вместе с платежным требованиемдля принудительного списания средств со счета.
При отсутствии у индивидуального предпринимателя денежных средств,достаточных для погашения задолженности, и невозможности получения их в течениемесяца со дня предъявления исполнительного документа к исполнению взыскание обращаетсяпо заявлению взыскателя на имущество индивидуального предпринимателя, принадлежащееему на праве собственности (в том числе на долю в общей собственности, в совместнойсобственности супругов, в имуществе крестьянского (фермерского) хозяйства).
Если индивидуальный предприниматель имеет доходы в виде заработнойплаты, пенсии, стипендии и приравненных к ним доходов, в том числе и доходы от предпринимательскойдеятельности (ст.293 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь),то взыскание на них обращается лишь при отсутствии или недостаточности у предпринимателяимущества. Однако есть два исключения, при которых независимо от наличия имуществана такие доходы может быть обращено взыскание:
исполнения решения о взыскании периодических платежей;
когда размер взыскания не превышает установленной доли (по общемуправилу — 20 %; при взыскании по нескольким приказам — 50 %) удержания из месячнойзаработной платы, пенсии, стипендии и приравненных к ним доходов [22, С.65].
Таким образом, индивидуальный предприниматель — физическое лицо,зарегистрированное в установленном порядке и осуществляющее предпринимательскуюдеятельность без образования юридического лица, и его правовому статусу присущиследующие характерные черты:
1) этот статус приобретается с момента государственной регистрациигражданина в качестве индивидуального предпринимателя. Гражданин, фактически занимающийсяпредпринимательской деятельностью, но не прошедший регистрации, не приобретает статусаиндивидуального предпринимателя.
2) к предпринимательской деятельности этих граждан соответственноприменяются правила ГК РБ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихсякоммерческими организациями.
3) имущественные споры между индивидуальными предпринимателямиили между ними и юридическими лицами подведомственны хозяйственному суду, но тольков случае, если связаны с предпринимательской деятельностью.
4) индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворитьтребования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности,может быть признан по решению суда несостоятельным (банкротом).
5) требования кредиторов, в случае признания индивидуальногопредпринимателя банкротом, удовлетворяются за счет принадлежащего ему имущества,за исключением того имущества, на которое не может быть обращено взыскание.1.2 Государственная регистрация и прекращение деятельностииндивидуальных предпринимателей (общие положения)
С принятием в 2009 году нового Декрета Президента РеспубликиБеларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации(прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (Далее — Декрета №1),был значительно упрощен порядок государственной регистрации и ликвидации субъектовхозяйствования.
Так, согласно Положению «О государственной регистрации субъектовхозяйствования», утвержденного Декретом №1 (Далее — Положения), можно выделитьнесколько этапов государственной регистрации субъектов хозяйствования:
— на основании представленных документов и дополнительных сведений регистрирующийорган принимает решение о государственной регистрации либо об отказе в ней с указаниемпричин отказа;
— на основании решения о государственной регистрации субъекта хозяйствованиярегистрирующий орган присваивает субъекту хозяйствования соответствующий регистрационныйномер и выдает свидетельство о государственной регистрации установленного ПравительствомРеспублики Беларусь образца. На учредительных документах коммерческих и некоммерческихорганизаций проставляется штамп регистрирующего органа;
— регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней со дня внесения записи огосударственной регистрации субъекта хозяйствования в Единый государственный регистрюридических лиц и индивидуальных предпринимателей выдает документы, подтверждающиепостановку на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органахФонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, регистрациюв Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах»;
— Министерство юстиции вносит запись о включении субъекта хозяйствования вЕдиный государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателейдатой внесения регистрирующим органом соответствующей записи о государственной регистрациисубъекта хозяйствования в данном регистре [23, С.60].
На основании п.14 Положения «О государственной регистрациисубъектов хозяйствования», утвержденного Декретом №1 (Далее — Положения) длягосударственной регистрации индивидуального предпринимателя в регистрирующий органпредставляются:
заявление о государственной регистрации;
фотография гражданина, обратившегося за государственной регистрацией;
оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплатугосударственной пошлины.
Декрет №1 значительно упростил требования к учредительным документамсубъектов хозяйствования. Отменена необходимость указания в учредительных документахо предполагаемых к осуществлению видах деятельности, а также внесения в них измененийпри изменении местонахождения организации, создании (ликвидации) обособленных подразделений(представительств, филиалов). Смысл п. 19 Положения сводится к тому, что юридическиелица и индивидуальные предприниматели вправе осуществлять любые виды деятельностибез необходимости указывать в уставе (учредительном договоре) юридического лицалибо в свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателяконкретный перечень таких видов деятельности [21, С.59].
Индивидуальный предприниматель считается зарегистрированным содня подачи документов, представленных для государственной регистрации, и внесениязаписи о его государственной регистрации в Единый государственный регистр юридическихлиц и индивидуальных предпринимателей.
Для осуществления предпринимательской деятельности наличие расчетногосчета не всегда является обязательным. Например, если деятельность состоит в приобретенииза наличные деньги товара на рынках России и продаже этих товаров за наличные деньгина рынках Беларуси, то такую деятельность возможно осуществить и без открытия расчетногосчета.
Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 22 февраля 2000г. № 82 «О некоторых мерах по упорядочению расчетов в Республике Беларусь»индивидуальные предприниматели обязаны открывать в банках текущие (расчетные) счетатолько в двух случаях. А именно, если:
1) ежемесячный размер выручки от реализации товаров (работ, услуг),кроме выручки, полученной от осуществления видов деятельности, по которым эти предпринимателиуплачивают единый налог, превышает сумму 1000 базовых величин;
2) прием наличных денежных средств осуществляется ими с использованиемкассовых суммирующих аппаратов или специальных компьютерных систем.
В случае невыполнения вышеуказанных условий расчетный счет индивидуальныйпредприниматель открывает по желанию.
Декрет № 1 также упрощает процедуру ликвидации субъектов хозяйствования,закрепляет принцип одного окна во взаимоотношениях государственных органов при проведенииликвидационной процедуры. Все необходимые для проведения процедуры ликвидации сведениябудут направляться регистрирующему органу государственными органами, а не субъектомхозяйствования. При этом устанавливается жесткий 30-дневный срок представления уполномоченнымиорганами информации о задолженности субъектов хозяйствования перед бюджетом, наличиекоторой препятствует завершению процедуры ликвидации. Если в этот срок информацияне будет представлена, субъект хозяйствования ликвидируется независимо от того,имеются ли у него такие долги.
Перечень оснований для ликвидации юридических лиц и прекращениядеятельности индивидуальных предпринимателей максимально сокращен. Субъект хозяйствованияможет быть ликвидирован только по собственному желанию, по решению хозяйственногосуда (за нарушения законодательных актов, при банкротстве) и регистрирующего органа(при признании задолженности субъекта безнадежным долгом, неосуществлении предпринимательскойдеятельности в течение 12 месяцев подряд).
Таким образом, кроме того, что для регистрации индивидуальногопредпринимателя требуется гораздо меньше различных бумаг, юридическое лицо и послерегистрации продолжает нести определенные организационные расходы в большем размере,чем индивидуальный предприниматель. Так, индивидуальный предприниматель получаетиз регистрирующего органа только одно свидетельство, снимать копии с которого изаверять их у нотариуса (например, для открытия расчетного счета) значительно прощеи дешевле, чем с устава вместе с учредительным договором юридического лица, помимосвидетельства. Кроме того, индивидуальные предприниматели могут осуществлять своюдеятельность без открытия расчетного счета, сами определяют формы и способы расчетовсо своими контрагентами и не должны становиться на учет в органы государственнойстатистики и предоставлять отчеты.1.3 Добровольное прекращение деятельности индивидуальныхпредпринимателей
В соответствии с п.12 Декрета № 1, деятельность индивидуальногопредпринимателя может быть прекращена по соответствующим основаниям и в порядке,как для ликвидации коммерческих организаций.
Существует 3 способа ликвидации субъектов хозяйствования, в томчисле индивидуальных предпринимателей:
1. Ликвидация на основании принятого решения без подачи заявленияо банкротстве в хозяйственный суд, в случае наличия достаточного объема имуществадля расчетов с кредиторами.
2. Ликвидация на основании решения регистрирующего органа попредставлению налоговых органов и комитета госконтроля.
3. Ликвидация по решению суда (в том числе и в случае признанияиндивидуального предпринимателя — должника банкротом с обязательным участием в процедуребанкротства антикризисного управляющего).
При добровольном прекращении деятельности индивидуального предпринимателяв регистрирующий орган представляется:
заявление о прекращении деятельности по форме, установленнойМинистерством юстиции, с указанием в нем сведений о порядке и сроках прекращениядеятельности, привлечении физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовымдоговорам.
печати и штампы либо заявление индивидуального предпринимателяоб их неизготовлении или сведения о публикации объявлений об их утрате;
подлинник свидетельства о государственной регистрации индивидуальногопредпринимателя, а при его отсутствии — заявление о его утрате с приложением сведенийо публикации объявления об утрате;
копию публикации в газете «Рэспублiка» о прекращениидеятельности.
Индивидуальный предприниматель прекращает свою предпринимательскуюдеятельность с момента принятия регистрирующим органом решения о прекращении егодеятельности и исключения его из Единого государственного регистра юридических лици индивидуальных предпринимателей.
Для исключения индивидуального предпринимателя из ЕГР, в случаепривлечения физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, необходимосдать документы на хранение, в том числе по личному составу, подтверждающие трудовойстаж и оплату труда его работников, в Государственное учреждение «Минский городскойархив».
Таким образом, добровольное прекращение предпринимательской деятельностивозможно посредством подачи заявления в регистрирующий орган — местные исполнительныеи распорядительные органы индивидуальным предпринимателем при условии, что исполненывсе денежные обязательства перед кредиторами и бюджетом.1.4 Принудительное прекращение деятельности индивидуальныхпредпринимателей
В соответствии с п.3 Положения о ликвидации, решение о принудительнойликвидации может быть принято:
1. Хозяйственным судом в случае:
осуществления деятельности без надлежащего специального разрешения(лицензии), либо запрещенной законодательными актами, либо с иными неоднократнымиили грубыми нарушениями законодательных актов, аннулирования государственной регистрациииндивидуального предпринимателя;
экономической несостоятельности (банкротства) индивидуальногопредпринимателя;
в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.
2. Регистрирующего органа в случае:
внесения налоговым органом представления (предложения) о ликвидациииндивидуального предпринимателя в связи с признанием задолженности безнадежным долгоми ее списанием.
Право на подачу в хозяйственный суд заявления о банкротстве индивидуальногопредпринимателя имеют должник — индивидуальный предприниматель, кредиторы по обязательствам,связанным с предпринимательской деятельностью, прокурор, налоговые и иные уполномоченныеорганы по требованиям по обязательным платежам.
Кредиторам, желающим инициировать процедуру признания индивидуальногопредпринимателя экономически несостоятельным (банкротом) следует учитывать установленныеУказом № 508 основания подачи заявления, которые должны иметь место в совокупности:
наличие у кредитора достоверных, документально подтвержденныхсведений о неплатежеспособности индивидуального предпринимателя, имеющей или приобретающейустойчивый характер;
применение к индивидуальному предпринимателю принудительногоисполнения, не произведенного в течение трех месяцев, либо выявление в процессепринудительного исполнения факта отсутствия у него имущества, достаточного для удовлетворенияпредъявленных к нему требований;
наличие задолженности перед кредитором, подавшим заявление кредитора,в размере 100 базовых величин и более, а в случае если должник является индивидуальнымпредпринимателем, имеющим государственные и международные заказы, в размере 2 500базовых величин и более.
В соответствии со ст.23 Закона о банкротстве в случае инициациипроцедуры банкротства должником, в его заявлении должны быть указаны:
размер требований кредиторов по денежным обязательствам, не оспариваемымдолжником;
размер задолженности по обязательным платежам;
сведения об имеющемся у должника имуществе, в том числе о денежныхсредствах и дебиторской задолженности;
сведения о наличии у должника имущества, достаточного для покрытиясудебных расходов по делу о банкротстве;
сведения об обязательствах должника, срок исполнения по которымне наступил;
сведения об обязательствах должника — индивидуального предпринимателя,не связанных с предпринимательской деятельностью.
К заявлению индивидуального предпринимателя о своем банкротствеможет быть приложен план погашения егодолгов, копии которого направляютсякредиторам и иным лицам, участвующим в деле о банкротстве индивидуального предпринимателя.При отсутствии возражений кредиторов хозяйственный суд может утвердить план погашениядолгов индивидуального предпринимателя. Утверждение хозяйственным судом плана погашениядолгов индивидуального предпринимателя является основанием для приостановления производствапо делу о банкротстве на срок не более трех месяцев.
На основании статьи 7 Закона Республики Беларусь «Об экономическойнесостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон) должник вправе подать в хозяйственныйсуд заявление должника при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том,что он будет не в состоянии в установленный срок исполнить платежные обязательстваи (или) обязательства, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений, ввидусвоей неплатежеспособности, приобретающей устойчивый характер (в предвидении банкротства).
В соответствии со ст.8 Закона должник обязан подать заявлениедолжника в хозяйственный суд при наличии следующих условий:
когда удовлетворение требований одного кредитора или несколькихкредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника вполном объеме перед другими кредиторами либо прекращению деятельности должника- юридического лица;
когда органом, уполномоченным в соответствии с учредительнымидокументами должника — юридического лица на принятие решения о его ликвидации, приняторешение о подаче в хозяйственный суд заявления должника;
когда органом, уполномоченным собственником имущества должника- унитарного предприятия, принято решение о подаче в хозяйственный суд заявлениядолжника;
если стоимость имущества должника — юридического лица, в отношениикоторого в соответствии с законодательством принято решение о ликвидации, недостаточнадля удовлетворения требований кредиторов.
Заявление должника должно быть подано в хозяйственный суд в письменнойформе не позднее одного месяца с момента возникновения соответствующего основания.Неподача должником заявления влечет субсидиарную ответственность виновных в этомлиц.
Действующим законодательством не установлены общие критерии устойчивойнеплатежеспособности должника — индивидуального предпринимателя.
В то же время представляется, что возвращение заявления о банкротствев связи с наличием у индивидуального предпринимателя источника постоянного доходаявляется необоснованным и противоречит положениям законодательства об экономическойнесостоятельности (банкротстве).
Учитывая, что на стадии принятия заявления суд не имеет возможностидостоверно определить устойчивость неплатежеспособности должника и наличие основанийдля банкротства, вопрос о принятии заявления должника — индивидуального предпринимателядолжен решаться хозяйственным судом в каждом конкретном случае, принимая во вниманиеразмер имеющейся кредиторской задолженности, имущественное положение должника, размерполучаемого дохода, возраст и т.д.
Наличие у индивидуального предпринимателя постоянного доходав виде заработной платы или пенсии не может однозначно свидетельствовать о его платежеспособности.
Заявление о банкротстве должника может быть возвращено заявителюна основании статьи 47 Закона в том случае, если все перечисленные факторы объективнопозволяют произвести погашение задолженности в течение непродолжительного периодавремени.
Налоговые и другие уполномоченные государственные органы подаютв хозяйственный суд заявление об экономической несостоятельности (банкротстве) индивидуальныхпредпринимателей, имеющих государственные и международные заказы, только в случаепринятия должником, местными исполнительными и распорядительными органами, республиканскимиорганами государственного управления, иными государственными органами и организациямирешения о нецелесообразности проведения досудебного оздоровления [18].
Таким образом, принудительное прекращение деятельности можетбыть осуществлено по решению хозяйственного суда при осуществлении деятельностибез надлежащего разрешения (лицензии), а также осуществления запрещенной законодательствомдеятельности или в случае экономической несостоятельности предпринимателя, процедуракоторой может быть инициирована им самим либо его кредиторами, либо регистрирующегооргана.
Глава 2. Особенности банкротстваиндивидуальных предпринимателей2.1 Банкротство индивидуальных предпринимателей: критерии,процедура, последствия
Указом Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 г. №508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)»(далее — Указ № 508) разграничены такие понятия, как:
экономическая несостоятельность (неплатежеспособность, имеющаяили приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда обэкономической несостоятельности с санацией должника);
банкротство (неплатежеспособность, имеющая или приобретающаяустойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда о банкротстве с прекращениемдеятельности должника — индивидуального предпринимателя).
В теории конкурсного права под критерием несостоятельности (банкротства)понимается принятый законодательством общий подход к неплатежеспособным должникам.Также в теории были разработаны две группы признаков: признаки инициирования (дляпараметров, необходимых для возбуждения производства по делу о несостоятельности)и признаки признания банкротства (для параметров, которые необходимы для принятиярешения о признании должника банкротом).
В мировой практике встречается два критерия несостоятельности- неоплатность и неплатежеспособность. Под неоплатностью понимается ситуация, когдадля решения вопроса о банкротстве должника необходимо доказать, что его пассивыпревышают активы. Неплатежеспособность предполагает лишь наличие факта неисполнениядолжником своих обязательств.
Оба критерия имеют как положительные, так и отрицательные стороныприменения. При принятии критерия неоплатности, с одной стороны невозможно признаниенесостоятельным должника, испытывающего временные финансовые трудности, с другойстороны должники могут не исполнять обязательства, пользуясь тем, что их активыпревышают пассивы, так как к ним не может быть применена процедура банкротства.При неплатежеспособности, с одной стороны легко возбудить производство по делу обанкротстве, с другой стороны должники не могут прикрываться «положительным»балансом, не исполняя обязательства.
Большое значение в процедуре несостоятельности имеют и признакиинициирования банкротства.
Указом № 508 установлен совокупный перечень оснований подачизаявления кредитором, желающим инициировать процедуру признания индивидуальногопредпринимателя экономически несостоятельным, а также перечень обязательных к указаниюв заявлении сведений в случае инициировании процедуры банкротства должником. Отсутствиеодного из указанных оснований (недостоверность указанных сведений) влечет возвращениезаявления кредитора (должника).
Процедура признания предпринимателя банкротом имеет своей цельюлишение его статуса индивидуального предпринимателя. Поэтому в решении хозяйственногосуда об открытии ликвидационного производства в отношении должника — индивидуальногопредпринимателя указывается о признании утратившим силу решения о регистрации должникав качестве индивидуального предпринимателя. Но при этом физическое лицо не лишаетсяправа вновь начать предпринимательскую деятельность, пройдя государственную регистрациюв установленном порядке.
При осуществлении процедуры признания индивидуального предпринимателябанкротом его кредиторы по обязательствам, не связанным с осуществлением им предпринимательскойдеятельности (взыскание алиментов, причинение вреда жизни и здоровью граждан и т.д.),также вправе предъявить свои требования. Но они не могут сами инициировать эту процедуру,т.е. обратиться в суд с заявлением о банкротстве индивидуального предпринимателя.Требования таких кредиторов, не заявленные ими в процедуре банкротства, сохраняютсилу после ее завершения. Требования кредиторов индивидуального предпринимателяв случае признания его банкротом удовлетворяются за счет принадлежащего ему имущества,на которое может быть обращено взыскание.
Процедура признания индивидуального предпринимателя экономическинесостоятельным (банкротом) имеет ряд особенностей.
Во-первых, не применяется защитный период. При рассмотрении делавозможны такие процедуры, как конкурсное производство, мировое соглашение, иныепроцедуры, предусмотренные Законом Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности(банкротстве)». Конкурсное производство включает в себя процедуры санации иликвидационного производства.
Во-вторых, предприниматель, заявивший о своей экономической несостоятельности(банкротстве), получает возможность отсрочить погашение своих долгов, представивсуду план их погашения. При отсутствии возражений кредиторов хозяйственный суд можетутвердить план погашения долгов индивидуального предпринимателя, что является основаниемдля приостановления производства по делу на срок до трех месяцев. Если в результатевыполнения предпринимателем плана погашения его долгов требования кредиторов погашеныв полном объеме, производство по делу подлежит прекращению. Отметим, что согласноУказу № 508 обязательным условием для подачи заявления должника о своей экономическойнесостоятельности (банкротстве) является наличие коэффициента обеспеченности финансовыхобязательств активами более 0,85. Указанный коэффициент определяется отношениемвсех (долгосрочных и краткосрочных) обязательств субъекта хозяйствования, за исключениемфондов потребления, резервов предстоящих расходов и платежей, к общей стоимостиимущества (активов).
В-третьих, для осуществления предпринимателем расчетов с кредиторамиили заключения мирового соглашения на основании его заявления хозяйственный судвправе отложить рассмотрение дела не более чем на один месяц. Если индивидуальныйпредприниматель в этот срок не представит доказательств об удовлетворении требованийкредиторов либо в указанный срок не будет заключено мировое соглашение, хозяйственныйсуд выносит определение об открытии конкурсного производства.
В-четвертых, если в связи с производством по делу предпринимательостается без средств к существованию, то по его заявлению или заявлению лиц, состоящихна его иждивении, хозяйственный суд назначает ему и (или) лицам, состоящим на егоиждивении, за счет имущества индивидуального предпринимателя необходимые прожиточныесредства на период производства по делу. Прожиточные средства назначаются и выплачиваютсяежемесячно из расчета не более одного прожиточного минимума на человека. Выплататаких средств осуществляется во внеочередном порядке.
После завершения расчетов с кредиторами индивидуальный предприниматель,признанный банкротом, освобождается от исполнения оставшихся неудовлетвореннымиобязательств, как связанных с его предпринимательской деятельностью, так и не связанныхс ней, но требования по которым были предъявлены к исполнению и учтены в процедуребанкротства. Несмотря на это правило, требования граждан, перед которыми предприниматель,признанный банкротом либо объявивший им о своем банкротстве, несет ответственностьза причинение вреда их жизни или здоровью, а также иные требования личного характерасохраняют свою силу [22, С.61].
Таким образом, принимая во внимание возможное наличие у индивидуальногопредпринимателя значительного числа кредиторов, законодатель предусмотрел возможностьпризнания предпринимателя, не способного удовлетворить требования кредиторов, связанныес осуществлением им предпринимательской деятельности, экономически несостоятельным(банкротом). Признание индивидуального предпринимателя банкротом может быть произведенокак в судебном порядке, так и путем объявления им о своем банкротстве.
Предприниматель отвечает по обязательствам, включая и связаннымс предпринимательской деятельностью, всем своим имуществом, кроме того, на котороев соответствии с законом не может быть обращено взыскание.
Для банкротства индивидуальных предпринимателей используетсякритерий неплатежеспособности (это означает, что соотношение обязательств и имуществадолжника при решении вопроса о его банкротстве во внимание не берется).
При банкротстве предпринимателя дифференцированный режим имеютпредпринимательские требования; требования из обязательств, не связанных с предпринимательскойдеятельностью; требования личного характера (в частности, требования из причинениявреда жизни и здоровью, о взыскании алиментов). Требования последней категории невключаются в размер требований кредиторов при заявлении о банкротстве, но могутбыть заявлены в ходе конкурсного процесса.2.2 Защитный период
Гражданский кодекс Республики Беларусь указывает на два видасубъектов хозяйствования, которые могут быть признаны экономически несостоятельными(банкротами) — это гражданин, являющийся индивидуальным предпринимателем, а такжеюридическое лицо. Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворитьтребования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности,может быть признан экономически несостоятельным (банкротом) в судебном порядке(ч.1 п.1 ст.24 ГК Республики Беларусь).
Раздел XI Закона предусматривает особый порядок ведения производствапо делу об экономической несостоятельности (банкротстве) в отношении ликвидируемогодолжника — юридического лица и отсутствующего должника. Данный порядок являетсяупрощенным.
В частности, упрощенный порядок банкротства ликвидируемого должника- юридического лица заключается в том, что, в силу ч.6, 7 ст.248 Закона, защитныйпериод в производстве по делу о банкротстве ликвидируемого юридического лица неприменяется, а санация и мировое соглашение могут применяться лишь после отменырешения о ликвидации этого юридического лица в соответствии с гражданским законодательствоморганом или лицами, принявшими это решение.
Особенности рассмотрения дел об экономической несостоятельности(банкротстве) индивидуальных предпринимателей предусмотрены статьями 235 — 247 Закона.
Согласно части второй статьи 12 Закона при рассмотрении делаоб экономической несостоятельности (банкротстве) должника — индивидуального предпринимателяне применяется защитный период.
На основании изложенного, учитывая, что в соответствии со статьей235 Закона к отношениям, связанным с банкротством индивидуального предпринимателя,применяются только положения разделов I — VIII Закона, если иное не предусмотреноразделом X Закона, а также принимая во внимание, что раздел XI определяет конкретнуюсферу своего распространения на должников — юридических лиц, полагаем, что нормыстст.247 — 249 Закона не применяются к индивидуальному предпринимателю, ликвидируемомув порядке, предусмотренном Положением о ликвидации.
В соответствии с Указом № 508 и ч.1 ст.15 Закона индивидуальныепредприниматели обязаны своевременно принимать меры по предупреждению экономическойнесостоятельности (банкротства).
Для проведения досудебного оздоровления индивидуальные предпринимателиосуществляют меры по улучшению финансового состояния, созданию условий для их стабильнойи эффективной хозяйственной (экономической) деятельности. В этих целях в соответствиис законодательством они могут:
1. Взыскивать дебиторскую задолженность.
2. Принимать меры по выделению юридическим лицам и индивидуальнымпредпринимателям бюджетных средств для погашения задолженности перед кредиторами,заключению договоров займа (кредитных договоров), погашению кредиторской задолженностиза счет иных источников.
3. Привлекать инвестиции, в том числе иностранные.
4. Содействовать достижению соглашений юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей с кредиторами о реструктуризации их кредиторской задолженности,в том числе путем предоставления необходимых гарантий.
5. Принимать меры по:
погашению задолженности по государственному заказу, реструктуризациизадолженности по обязательным платежам и платежам за потребленные энергоресурсы,а также по реструктуризации иной кредиторской задолженности юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей;
изменению сроков уплаты налогов, сборов (пошлин), штрафов (пени)и иных обязательных платежей путем отсрочки с единовременной уплатой суммы налогов,сборов (пошлин) и иных обязательных платежей, рассрочки с поэтапной уплатой суммыналогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей, а также налогового кредитас единовременной либо поэтапной уплатой суммы налогов в период действия такого кредита;
предоставлению кредитов, бюджетных ссуд, субсидий, иных видовфинансовой помощи в установленном законодательством порядке;
реорганизации юридически лиц.
6. Принимать иные меры, не противоречащие законодательству.
На период принятия мер по досудебному оздоровлению юридическиелица и индивидуальные предприниматели освобождаются от обязанности подачи в хозяйственныйсуд заявления должника.
Таким образом, ввиду прямого указания закона на отсутствие впроцедуре признания индивидуального предпринимателя экономически несостоятельнымстадии защитного периода, порядок ведения производства по делу об экономическойнесостоятельности (банкротстве) должника — индивидуального предпринимателя такжеможно определить как упрощенный. Однако это не исключает необходимости примененияк нему досудебного оздоровления.
Законодательство Республики Беларусь обязывает субъектов хозяйствования- индивидуальных предпринимателей принимать своевременные меры по предупреждениюэкономической несостоятельности: разрабатывать и осуществлять меры по досудебномуоздоровлению или принимать решение о нецелесообразности проведения досудебного оздоровления.Помимо установления такой обязанности, Указ №598, кроме того, предусматривает административнуюответственность индивидуальных предпринимателей за необоснованное непринятие своевременныхмер по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства), не соответствующеедействительности обоснование отказа в принятии таких мер, а также за принятие мер,приведших к экономической несостоятельности (банкротству).2.3 Конкурсное производство
Согласно ст.237 Закона к заявлению индивидуального предпринимателяо своем банкротстве может быть приложен план погашения его долгов, копии которогонаправляются кредиторам и иным лицам, участвующим в деле о банкротстве индивидуальногопредпринимателя.
Это, пожалуй, одна из наиболее важных особенностей с точки зренияпроцессуальных последствий, поскольку при отсутствии возражений кредиторов хозяйственныйсуд может утвердить план погашения долгов индивидуального предпринимателя. Утверждениехозяйственным судом плана погашения долгов индивидуального предпринимателя являетсяоснованием для приостановления по делу о банкротстве индивидуального предпринимателяна срок не более трех месяцев.
Фактически в ст.237 Закона установлена возможность применениясудом на основании волеизъявления должника и его кредиторов самостоятельной процедурыв деле о банкротстве индивидуального предпринимателя, которая не применяется прибанкротстве иных категорий должников.
В плане погашения долгов индивидуального предпринимателя должныбыть указаны:
1) срок его выполнения;
2) размеры сумм, которые предполагается ежемесячно направлятьна погашение требований кредиторов.
Хозяйственный суд вправе по мотивированному ходатайству лиц,участвующих в деле о банкротстве индивидуального предпринимателя, изменить планпогашения его долгов, в том числе увеличить или уменьшить срок выполнения плана,а также размеры прожиточных средств.
Если в результате выполнения индивидуальным предпринимателемплана погашения его долгов требования кредиторов погашены в полном объеме, производствопо делу о банкротстве предпринимателя подлежит прекращению в соответствии со ст.47Закона о банкротстве [18].
Основания для возбуждения конкурсного производства определеныв ст.41 Закона, однако по делу о признании банкротом индивидуального предпринимателяч.5 ст.239 Закона о банкротстве устанавливает дополнительные основания для возбужденияконкурсного производства, а именно:
если индивидуальный предприниматель в месячный срок не представилдоказательств об удовлетворении требований кредиторов;
в указанный срок не заключено мировое соглашение.
В соответствии со статьей 155 Закона на любой стадии производствапо делу о банкротстве может быть заключено мировое соглашение после погашения задолженностипо требованиям кредиторов первой и второй очереди.
Решение о заключении мирового соглашения от имени конкурсныхкредиторов принимается в соответствии со статьями 53, 55, 155 Закона собранием кредиторовбольшинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов. От имени должника мировоесоглашение подписывается управляющим, а от имени конкурсных кредиторов — лицом,уполномоченным собранием кредиторов.
Хозяйственный суд одновременно с принятием заявления обязан произвестиарест имущества должника — индивидуального предпринимателя и это, по сути, являетсяодной из мер по обеспечению требований кредиторов.
По ходатайству индивидуального предпринимателя имущество (частьимущества) может быть освобождено из-под ареста в случае дачи третьими лицами поручительстваили иного обеспечения исполнения обязательств индивидуального предпринимателя.
В соответствии с положениями Закона со дня вынесения хозяйственнымсудом определения об открытии конкурсного производства вводится приостановлениеудовлетворения требований кредиторов по платежным обязательствам должника до завершенияликвидационного производства или вынесения хозяйственным судом определения о завершениипроизводства по делу о банкротстве, за исключением случаев, предусмотренных Законом.
В силу ч.5 ст.91 Закона приостановление удовлетворения требованийкредиторов по платежным обязательствам не распространяется на требования, предусмотренные,в частности, ч.1 ст.144 Закона, в положениях которой перечислены категории платежей,подлежащих выплате во внеочередном порядке.
Ч.1 ст.144 Закона предусматривает, что вне очереди покрываютсясудебные расходы и расходы, связанные с выплатой вознаграждения управляющему, производятсятекущие платежи должника в процессе конкурсного производства за коммунальные, эксплуатационныеи иные услуги, а также удовлетворяются требования кредиторов по денежным обязательствамдолжника, возникшим в процессе конкурсного производства. Вместе с тем, ч.1 п.п.1.31п.1 Указа №508 установлено, что в процессе конкурсного производства, наряду с платежами,предусмотренными законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве),вне очереди производятся возникшие после открытия конкурсного производства платежи,в частности, по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих у должникапо трудовому договору, а также по выплате вознаграждений по авторским договорам.
Таким образом, в рассматриваемом случае, требования кредиторовпо платежам по выплате выходного пособия, возникшим после вынесения хозяйственнымсудом определения об открытии конкурсного производства в отношении должника и допринятия хозяйственным судом решения о признании такого должника банкротом и открытиив отношении него ликвидационного производства, подлежат удовлетворению во внеочередномпорядке.
Ч.4 ст.239 Закона предоставляет хозяйственному суду право приостановитьпроизводство по делу о банкротстве индивидуального предпринимателя при наличии сведенийоб открытии наследства в пользу индивидуального предпринимателя. При этом времяприостановления определяется сроком решения вопроса о судьбе наследства в порядке,установленном законодательством, то есть ГК и ГПК.2.4 Ликвидационное производство
Если суд признает должника банкротом, открывается ликвидационноепроизводство. Эта процедура имеет целью продажу имущества должника для максимальногои соразмерного удовлетворения требований кредиторов, признание долгов должника погашенными.
Хозяйственный суд информирует государственные органы, в том числерегистрирующие, местные исполнительные и распорядительные органы, органы по трудоустройствупо месту нахождения организации, признанной банкротом, о начале ликвидационногопроизводства.
Для удовлетворения требований кредиторов законодательством обанкротстве предусмотрено наличие 5 очередей (помимо внеочередных платежей) в процесселиквидации должника.
Внеочередные платежи: вознаграждение антикризисному управляющему,заработная плата сотрудников в процедуре банкротства или ликвидации и другие платеживозникшие после возбуждения дела о банкротстве.
1 очередь: Задолженность перед физическими лицами за причиненныйвред их жизни или здоровью путем капитализации повременных платежей.
2 очередь: Задолженность по оплате труда лиц работающих в предприятияхпо трудовому договору (контракту), а также по выплате выходных пособий.
3 очередь: Задолженность по обязательным платежам — налоги сборы,пошлины и иные платежи в бюджет соответствующего уровня, в том числе экономические(финансовые санкции), применяемые к предприятию.
4 очередь: Задолженность по обязательствам кредиторов, обеспеченныхзалогом имущества предприятия.
5 очередь: Задолженность по обязательствам перед всеми другимикредиторами.
В имущество индивидуального предпринимателя не включается имущество,на которое в соответствии с гражданским процессуальным законодательством не можетбыть обращено взыскание.
Хозяйственный суд вправе по мотивированному ходатайству индивидуальногопредпринимателя и иных лиц, участвующих в деле о банкротстве индивидуального предпринимателя,исключить из имущества индивидуального предпринимателя имущество, на которое в соответствиис Приложением 1 к ГПК не может быть обращено взыскание, а также имущество, котороеявляется неликвидным или доход от реализации которого существенным образом не повлияетна удовлетворение требований кредиторов.
Перечень имущества, исключаемого из имущества индивидуальногопредпринимателя, подлежит утверждению хозяйственным судом. В этом случае хозяйственныйсуд выносит определение об утверждении перечня имущества, исключаемого из имуществаиндивидуального предпринимателя, которое может быть обжаловано [19, С.115].
В силу ст.245 Закона после завершения расчетов с кредиторамииндивидуальный предприниматель, признанный банкротом в соответствии с Законом, освобождаетсяот дальнейшего исполнения требований кредиторов, заявленных при осуществлении процедурбанкротства в отношении этого индивидуального предпринимателя, за исключением требований,предусмотренных статьей 246 Закона.
В соответствии с ч.1 ст.246 Закона требования кредиторов о возмещениивреда, причиненного жизни или здоровью физических лиц, требования по выплате алиментов,а также иные требования личного характера, не погашенные в порядке исполнения решенияхозяйственного суда об открытии ликвидационного производства в отношении индивидуальногопредпринимателя, либо погашенные частично, либо не заявленные при осуществлениипроцедур банкротства в отношении индивидуального предпринимателя, сохраняют силуи могут быть предъявлены после завершения производства по делу о банкротстве индивидуальногопредпринимателя соответственно в полном объеме либо в непогашенной их части. Аналогичныенормы содержатся в п.4 ст.24 ГК.
Порядок завершения ликвидационного производства регулируетсяст.154 Закона и пунктом 24 Положения о ликвидации. Основанием для внесения записио ликвидации должника в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей является определение хозяйственного суда о завершении ликвидационногопроизводства, которое представляется управляющим в течение десяти дней в соответствующийрегистрирующий орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лици индивидуальных предпринимателей.
При проведении процедур банкротства в отношении индивидуальногопредпринимателя его кредиторы по обязательствам, не связанным с предпринимательскойдеятельностью, а также кредиторы по требованиям личного характера так же вправепредъявить свои требования.
Таким образом, согласно части четвертой статьи 154 Закона с моментавнесения записи о ликвидации должника в Единый государственный регистр юридическихлиц и индивидуальных предпринимателей ликвидационное производство считается завершенным,должник — индивидуальный предприниматель — свободным от долгов. После завершениярасчетов с кредиторами индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, освобождаетсяот исполнения оставшихся обязательств, связанных с его предпринимательской деятельностью,и иных требований, предъявленных к исполнению и учтенных при признании предпринимателябанкротом. Однако сохраняют силу требования граждан, перед которыми индивидуальныйпредприниматель, признанный банкротом, несет ответственность за причинение вредаих жизни или здоровью, а также иные требования личного характера.
Заключение
Индивидуальные предприниматели по сравнению с юридическими лицамиимеет упрощенную систему создания и ликвидации бизнеса, более простую систему налогообложения,упрощенный порядок ведения учета результатов хозяйственной деятельности и предоставлениявнешней отчетности. В определенном смысле по сравнению с другими субъектами предпринимательскойдеятельности, для индивидуального предпринимателя ввиду особенностей его правовогостатуса процедура экономической несостоятельности (банкротства) также имеет упрощеннуюформу.
В ст.24 ГК определен порядок объявления об экономической несостоятельности(банкротстве) индивидуального предпринимателя. Установлено, что индивидуальный предпринимательможет быть признан экономически несостоятельным (банкротом) в судебном порядке втом случае, когда он не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанныес осуществлением им предпринимательской деятельности, при этом с момента вступленияв силу решения суда утрачивает силу его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.
Индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствамвсем принадлежащим ему имуществом, за исключением того имущества, на которое в соответствиис законодательством не может быть обращено взыскание.
После завершения расчетов с кредиторами индивидуальный предприниматель,признанный банкротом, освобождается от исполнения оставшихся обязательств, связанныхс его предпринимательской деятельностью, и иных требований, предъявленных к исполнениюи учтенных при признании предпринимателя банкротом. Однако сохраняют силу требованияграждан, перед которыми индивидуальный предприниматель несет ответственность запричинение вреда их жизни или здоровью, а также иные требования личного характера.
Из двух критериев экономической несостоятельности в РеспубликеБеларусь применяется критерий неплатежеспособности (наличия факта неисполнения должникомсвоих обязательств). Вместе с тем, несмотря на достаточно исчерпывающее процессуальноерегулирование отдельных аспектов экономической несостоятельности индивидуальногопредпринимателя, все еще остаются моменты, требующие к себе более пристального вниманиязаконодателя. Так, действующим законодательством не установлены общие критерии устойчивойнеплатежеспособности должника — индивидуального предпринимателя.
Кроме того, на наш взгляд, в законодательстве не проведена четкаягрань между правом и обязанностью на подачу заявления должника в хозяйственный суд.По мнению ряда правоведов, речь о «праве» идет в ситуациях, когда срокисполнения обязательств, удовлетворение которых приведет должника к несостоятельности,еще не наступил, но имеются обстоятельства, с очевидностью свидетельствующие о том,что через некоторое время должник окажется неспособным рассчитываться по денежнымобязательствам с кредиторами, а также вносить обязательные платежи в бюджет и внебюджетныефонды. По нашему мнению, данное толкование также не решает вопроса о том, в какихконкретно случаях у должника индивидуального предпринимателя возникает обязанностьпо обращению в суд, т.к. даже в случае наступления срока исполнения соответствующихобязательств должник оказывается в ситуации предвидения банкротства.
Список использованных источников
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями,принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.).- Минск: Амалфея, 2005. — 48 с.
2. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 11 января 1999 г. // НРПА РБ.- 1999 г. — № 18-19, 2/13.
3. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля2003 г. // НРПА РБ. — 2003. — № 87. — 2/980.
4. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь от 15 декабря 1998г. № 219-З // НРПА РБ. — 1998. — № 136. — 2/902.
5. Об экономической несостоятельности (банкротстве): Закон Республики Беларусьот 18 июля 2000 г. № 423-З // НРПА РБ. — 2000. — № 8. — 2/932.
6. О предпринимательстве в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от28 мая 1991 г. // Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь,. — 1991. — №6. — ст.105.
7. О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектовхозяйствования: Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1// НРПА РБ. — 2009. — №1/10418.
8. О лицензировании отдельных видов деятельности: Декрет Президента РеспубликиБеларусь от 14 июля 2003 г. № 17 // НРПА РБ. — 2003. — № 71. — 1/5490.
9. О некоторых мерах по упорядочению расчетов в Республике Беларусь: Указ ПрезидентаРеспублики Беларусь от 22 февраля 2000 г. № 82 // НРПА РБ. — 2002. — № 43. — 1/3612.
10.О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства): УказПрезидента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 г. № 508 // НРПА РБ. — 2003. — № 145. — 1/9789.
11.О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности: УказПрезидента Республики Беларусь от 18 июня 2005 № 285 // НРПА РБ. — 2005. — № 4.- 1/8211.
12.Об обзоре судебной практики рассмотрения дел об экономической несостоятельности(банкротстве): Постановление Президиума Высшего Хозяйственного суда Республики Беларусьот 17 июня 2007 №04-11/582 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронныйресурс]
13.Постановление Президиума Высшего Хозяйственного суда Республики Беларусь«Об отдельных вопросах организации работы хозяйственных судов по рассмотрениюдел об экономической несостоятельности (банкротстве) и соблюдению законодательстваоб экономической несостоятельности (банкротстве)» от 15 июля 2006. № 02-21/672// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]
14.О банкротстве индивидуального предпринимателя: Разъяснение Высшего Хозяйственногосуда от 7 июня 2007 г. № 03-30/986 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000[Электронный ресурс]
15.Об очередности платежей в процедуре конкурсного производства: РазъяснениеВысшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 30 ноября 2005 № 03-24/2229// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]
16.Об очередности удовлетворения доначисленных налогов и санкций: РазъяснениеВысшего Хозяйственного суда от 13 ноября 2008 г. № 03-32/2438 // Консультант Плюс:Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]
17.Об удовлетворении требований кредиторов: Разъяснение Высшего Хозяйственногосуда от 17 марта 2009 г. № 02-43/657 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000[Электронный ресурс]
18.Постатейный научно-практический комментарий к Закону Республики Беларусь«Об экономической несостоятельности (банкротстве)» / В.С. Каменков [идр.]; под общ. ред. В.С. Каменкова, Л.Г. Козыревой — Мн.: ГИУСТ БГУ. — 2005. — 496с.
19.Банкротство: Практ. пособие / B.C. Каменков, В.В. Жандаров, А.И. Мирониченко;Ред. B.C. Каменков. — Минск: Молодежное науч. общество. — 2006. — 142 с.
20.Правовые основы управления предприятием в условиях банкротства.2-е изд. доп./ В.Г. Гавриленко. — Минск: Право и экономика, 2007. — 472 с.
21.Королева Н.А. Новации в правовом регулировании порядка создания субъектовхозяйствования // Юстиция Беларуси. — 2009. — №6. — С.59-61.
22.Коршекевич М.Г. Особенности правового регулирования предпринимательской деятельности// Право Беларуси. — 2004. — №32 (104). — С.65-67.
23.Куницкая О.М. Проблемы регистрации субъектов малого предпринимательства// Право Беларуси. — 2004. — №32 (104). — С.60-64.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Moby Dick Religion Essay Research Paper
Реферат Постоянный электрический ток
Реферат Реализация жанра пародии в коротких литературных формах
Реферат Анализ социально-психологического климата на муниципальном предприятия "Тепловые сети"
Реферат Характеристика осередків ураження що виникають внаслідок аварій стихійних лих і застосування
Реферат The American Essay Research Paper At night
Реферат Русские и советские композиторы. Жизнь и творчество Михаила Ивановича Глинки (1804 – 1857 гг.)
Реферат Альтернативный веб-дизайн
Реферат Файловая система
Реферат #G0 федеральный горный и промышленный надзор россии постановление от 18 марта 2003 года n 8 Об утверждении Положения о порядке проведения экспертизы промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности
Реферат Абельмас Н. В. «Занимательные игры и задания на развитие логического мышления. Математика, русский язык»
Реферат Мужской костюм эпохи позднего средневековья
Реферат Исследование распределения и накопления трихлоруксусной кислоты в модельных системах и природных водах
Реферат Электроснабжение садоводства
Реферат Чацкий и Онегин сложная жизнь героев