Реферат по предмету "Государство и право"


Банкротство в рыночной системе

Введение
 
Банкротствоявляется результатом развития кризисного состояния предприятия. Современныеэкономические проблемы имеют специфические формы проявления. Одна из них – банкротство,неизбежное явление рыночного пространства, которое используется в качестверыночного инструмента перераспределения капитала и отражает объективныепроцессы структурной перестройки национальной экономики.
ПереходРоссии к рыночной экономике обусловил появление в сферах политики и экономикиновых организационных формирований и понятий. Смена одной формы общественногоразвития и управления государства другой, даже более прогрессивной, всегдаболезнен и отличается нестабильностью, прежде всего в экономике.
Помимосуществующих казенных предприятий, государственных и муниципальных учрежденийсуществуют структуры частной формы собственности: открытые и закрытыеакционерные общества, товарищества, холдинги и т.д. К привычным понятиямдобавились новые: рынок и борьба за него, конкуренция, выживание в сферебизнеса и, как следствие, угроза банкротства предприятий и вероятность ихликвидации.
Федеральныйзакон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ,вступивший в силу 2 декабря 2002 г., устанавливает основания для признаниядолжника несостоятельным, регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждениюнесостоятельности, а также порядок и условия проведения процедур банкротства.Кроме того, Закон предусматривает возможность исполнения обязательств должникаперед кредиторами на любой стадии процедуры банкротства. Основная цель Закона –установление нормальной платежной дисциплины и нового баланса взаимоотношенийвсех участников процесса банкротства. В частности, он расширяет кругюридических лиц, которые могут быть признаны банкротами, уточняет порядокначала процедуры банкротства, а также вводит финансовое обеспечение последствийдеятельности арбитражного управляющего, в том числе путем страхованияответственности. Законом предусмотрено расширение прав государства каксобственника имущества должника – унитарного предприятия, усовершенствование порядказаключения мирового соглашения. Закон не преследует цели обязательнойликвидации предприятия при наличии признаков банкротства. Если имеютсявозможности оздоровить (восстановить) деятельность предприятия с цельюпредотвращения его ликвидации, предусматриваются специальные реорганизационныепроцедуры, а также вводится новая процедура – финансовое оздоровление.
СогласноЗакону «несостоятельность (банкротство) признанная арбитражным судом илиобъявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворитьтребования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанностьпо уплате обязательных платежей».
Актуальностьи практическая значимость темы настоящей курсовой обусловлена рядом причин:
– внастоящее время, в российской экономике ключевой проблемой является кризиснеплатежей, и добрую половину российских предприятий следовало уже давнообъявить банкротами, а полученные средства перераспределить в пользуэффективных производств, что несомненно бы способствовало оздоровлению российскогорынка;
– спроблемой банкротства предприятий юристам приходится с каждым днем сталкиватьсявсе чаще, а литературы, подробно освещающей данный вопрос, пока недостаточно;
– банкротствоявляется результатом развития кризисного финансового состояния, когдапредприятие проходит путь от эпизодической до устойчивой (хронической)неспособности удовлетворять требования кредиторов, в том числе по обязательнымплатежам в бюджет и внебюджетные фонды.
– устранениес рынка обанкротившихся предпринимательских структур – непременное условиеэффективного рыночного механизма. Однако предотвратить банкротство, обеспечитьпродолжительное процветание этих структур – задача значительно более важная.
– низкоекачество потенциала управленческих кадров;
– необоснованностьи поспешность проведения приватизации;
– замедленноеформирование организационно-правовых основ развития экономики;
– наличиесоциально-психологических стереотипов, не воспринимающих необходимость переходак рыночным отношениям;
– политическаяи экономическая нестабильностью;
– разрегулированиефинансового механизма и инфляционные процессы следует отнести к наиболеезначительным факторам, ухудшающим кризисную ситуацию российских государственныхи частных предприятий.
Цель данной курсовойработы – изучение банкротства как объективной необходимости рыночной системы.
Исходя изцели задачами курсовой работы являются:
– раскрытьпонятие банкротства,
– охарактеризоватьпричины банкротства,
– рассмотретьбанкротство, как спутник рыночной экономики,
– проанализироватьпроцедурыбанкротства.
При написанииработы использовались законодательные, правительственные источники, финансовыеи юридические документы предприятия, научная и учебно-методическая литература.
В настоящейкурсовой работе делается попытка на основе действующих нормативных документов,сложившейся арбитражной практики, мнения ведущих юристов и иных материалов,проанализировать действующее законодательство о несостоятельности(банкротстве).

1. Банкротствокак объективная необходимость рыночной системы
 
1.1 Понятие банкротства
 
Институт банкротства – обязательное условие функционированияорганизаций в рыночной экономике. Процедура банкротства является важнейшимправовым инструментом регулирования имущественных отношений[1].
С развитием рыночной экономики в России меняется и сама процедурабанкротства. Первый Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий»был принят в 1992 г., затем он получил развитие в 1998 г. вФедеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)». В настоящее времядействует Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», принятыйГосударственной Думой 27 сентября 2002 г.
Новый Закон состоит из 232 статей и по своему объему в три разапревосходит Закон 1998 г., состоящий из 189 статей[2].
Закон имеет целый ряд принципиально новых положений, регулирующихвопросы банкротства. Он предполагает решение двух основных задач[3]:
во-первых, в тех случаях, когда должник временно не способенисполнить свои денежные обязательства или выполнить обязанности по уплатеобязательных платежей, дать должнику возможность восстановить своюплатежеспособность при соблюдении установленных законом компромиссных условий;
во-вторых, если будет установлено, что восстановлениеплатежеспособности должника невозможно, то осуществляется процесс ликвидации, входе которого должно быть обеспечено наиболее полное и наиболее справедливое (сточки зрения закона) удовлетворение требований всех кредиторов.
Основными признаками банкротства юридического лица являются:
– неспособность должника удовлетворитьтребования кредиторов по денежным обязательствам;
– неспособность исполнить обязанность поуплате обязательных платежей;
– неисполнение соответствующих обязательстви (или) обязанности в течение трех месяцев с даты, когда они должны бытьисполнены.
Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом приусловии, что требования к должнику – юридическому лицу в совокупностисоставляют не менее 100 000 руб. Обратиться в суд с заявлением о признаниидолжника банкротом может сам должник, конкурсный управляющий и уполномоченныеорганы (ст. 7 Закона). Однако новый Закон не содержит понятия«добровольное банкротство». Данная процедура, предусмотренная Законом 1998 г.,вызывала многочисленные споры[4].
3aконо банкротстве распространяет свое действие на коммерческие юридические лица (заисключением казенных предприятий), а также на некоммерческие юридические лица,за исключением учреждений, политических партий и религиозных организаций.
Требования кредиторов удовлетворяются в определеннойпоследовательности: внеочередные платежи и три очереди платежей. Первая очередь– расчеты по требованию граждан, перед которыми должник несет ответственностьза причинение вреда жизни и здоровью, а также компенсация морального вреда.Вторая очередь – расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц,работающих или работавших по трудовому договору и по выплате вознаграждений поавторским гонорарам. Третья очередь – расчеты с другими кредиторами.
Особую очередь составляют требования кредиторов по обязательствам,обеспеченным залогом имущества должника. Эти требования погашаются в основномперед третьей очередью.
Требования кредиторов третьей очереди делят на две группы: сначала погашается основная сумма задолженности, а затем – убытки в формеупущенной выгоды, неустойки (пени, штрафы) и иные финансовые санкции, в томчисле за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательныхплатежей.
1.2 Причины банкротства
 
Успехи и неудачи деятельности предприятия являются результатомвзаимодействия целого ряда факторов: внешних, на которые предприятие не можетвлиять вообще или может оказывать лишь слабое влияние, и внутренних, зависящихот организации работы самого предприятия.
К числу внешних факторов, влияющих на деятельность предприятия,обычно относятся: размер и структура потребностей; уровень доходов и накопленийнаселения, а следовательно, и его покупательная способность; политическаястабильность и направленность внутренней политики; развитие науки и техники,которое определяет все составляющие процесса производства товара и егоконкурентоспособности; уровень культуры, проявляющийся в привычках и нормахпотребления, предпочтении одних товаров и отрицательном отношении к другим;экологическая, демографическая ситуация в регионе (районе и т.п.).
Одним из наиболее сильных внешних факторов банкротства являютсятак называемые технологические разрывы. Для каждой производственной (технологической)системы существуют определенные пределы роста объемов деятельности – те жесамые процессы, которые сформировали систему, на поздних этапах развитиястановятся ее ограничителями. Дальнейшее развитие требует скачка в базовыххарактеристиках системы. В экономической литературе эти моменты называютсяпереломными точками, технологическими разрывами. В результате хозяйственное(технологическое) развитие приобретает форму последовательных S-образных кривых сразрывами между концом одной и началом другой. Перемены готовятся подспудно,незаметно для большинства, но происходят лавинообразно. В результатепредприятие, имеющее престиж лидера, почти сразу оказывается безнадежноотставшим. По оценкам специалистов, при технологических разрывах семь из десятилидеров становятся отстающими. Для основной массы предприятий значение имеют нетолько крупные научно-технические сдвиги, но и мелкие оригинальные изменения,которые подрывают их преимущества в данной сфере деятельности. Идея прокатадетских пеленок, например, нанесла ущерб экономике предприятий, ориентированныхна их продажу, а последующее изобретение одноразовых пеленок отразилось надеятельности фирм, производящих текстильные изделия[5].
К внешним причинам банкротства следует также отнести усилениемеждународной конкуренции. Зарубежные предприятия в одних случаях выигрывают засчет более дешевого труда, а в других – за счет более совершенных технологий.
Внешним фактором, способным привести к банкротству предприятия,является общий экономический спад. Нередко на стадии циклического подъемаосторожность покидает даже банковские структуры, которые начинают увеличиватьсверх меры кредиты предприятиям. Предприятия, в которые они вкладываютсредства, выглядят устойчивыми и сильными. Но их крах наступает почти мгновенноиз-за резкого спада рентабельности, который является результатом столь жерезкого изменения цен на товары.
В реальном хозяйственном процессе к банкротству предприятия могутприводить различные факторы, усиливающие или ослабляющие взаимное воздействие.Тем не менее, если удается условно выделить преобладающий фактор, тобанкротство предприятия обычно подразделяется на[6]:
– банкротство, связанное с неэффективнымуправлением предприятием, непродуманной маркетинговой стратегией и т.д.;
– банкротство, вызванное недостаткоминвестиционных ресурсов, необходимых для развития предприятия;
– банкротство, обусловленное производствомнеконкурентоспособной продукции, просчетами в производственной программе;
– другиевиды банкротства.
 
1.3 Банкротство – спутник рыночной экономики
 
Темппроводимых в стране реформ и рост экономического потенциала в значительной мерезависят от эффективности осуществления процедур финансового оздоровления вреальном секторе экономики. Здесь не последнюю роль играет применение механизмабанкротства.
До недавнеговремени объявление о банкротстве воспринималось как финансовый крах иликвидация предприятия. За прошедшее время изменилось очень многое, и преждевсего общественное сознание. Революция в умах произошла не в начале 90-х, когдаэкономические реформы казались чем-то вроде скоростной езды по гладкоймагистрали, а только теперь, когда мы осознаем, с какой жесткой, болезненной,неотвратимой ответственностью связана рыночная экономика. Понадобилсядлительный процесс адаптации к этому понятию и самому институту банкротства.Сегодня все большее число людей, в том числе должностных лиц всех уровней,начинают понимать, что без цивилизованного, эффективного рычага воздействия нанеплательщиков долгов невозможно функционирование нормальной рыночнойэкономики. Банкротство – вовсе не чье-то изобретение, это неизбежный спутникэффективно функционирующей рыночной экономики.
Системанесостоятельности является одним из важных факторов надежного экономическогоразвития. Она повышает доступность кредита, стимулирует выполнение договоров,обеспечивает предсказуемое распределение рисков в случаи возникновенияфинансовых кризисов». Именно эта позиция является главной. Предсказуемостьраспределения рисков и возврата денежных средств должны обеспечиваться Закономо банкротстве.
Юридическиелица и граждане вступают в многочисленные отношения друг с другом, сгосударственными, в том числе налоговыми органами, банками и другимиорганизациями. В этих отношениях возникают денежные обязательства, определенныезаконом или договорами. В тех случаях, когда денежный размер этих обязательствпревышает определенный предел и очевидна невозможность погашения обязательстваиз стоимости имущества должника, такие лица могут быть объявленынесостоятельными (банкротами).
Такимобразом, банкротство является той гранью, которая может быть обусловленаразличными причинами: это и неполучение средств за отпущенные товары, изатоваривание собственного производства продукцией, не имеющей сбыта, инеэффективная финансовая деятельность, и прямые злоупотребления топ-менеджеров[7].Однако необходимо учитывать и объективные причины – опыт прошлого. Ведьгосударственные предприятия в нашей стране долгое время действовали на основецентрализованного планирования при низкой оплате труда, низких транспортных иэнергетических тарифах, в условиях монополизма, когда имели возможностьповышать цены произвольно, в зависимости от конкретных затрат. Сказывается инесовершенство нашего законодательства, особенно налогового, а такжеобщеэкономические условия, в частности, нехватка оборотных средств (отсутствиенормальной системы кредитования).
Институтбанкротства известен всем странам с рыночной экономикой, поскольку последняяпредполагает получение прибыли от коммерческой деятельности и платежеспособныйспрос потребителей. Ликвидация безнадежно неплатежеспособных должников являетсяположительной мерой. Она выводит неэффективные предприятия из числадействующих. Однако признание должника банкротом имеет и негативныепоследствия, поскольку затрагивает не только имущественные интересы должника,но и права и интересы большого круга лиц – его работников, партнеров,кредиторов и других, во многих случаях порождая значительные социальные издержки.Угроза банкротства побуждает не только предпринимателя, но и органыгосударственного управления принимать активные меры, влиять на происходящиепроцессы.
В то же времяпроцедура банкротства является положительной мерой и для должника. Она позволяетему погасить свои обязательства за счет имеющегося имущества и затем,освободившись от долгов, начать новое дело. Другое дело, что в наших условиях,когда произошли коренные изменения в принципах хозяйствования, банкротствоприобретает невиданный размах.
Наибольшееколичество дел о банкротстве, находящихся в настоящее время в производстве,связано с ликвидационной процедурой (90,8%). Более 40 тысяч предприятий – такназываемые отсутствующие должники, давно не работающие, брошенные юридическиелица. Всего в стране более 1 млн. таких предприятий, и их необходимоликвидировать. Хотя общее количество дел о банкротстве возрастает, числопроцедур внешнего управления изменяется непропорционально общему ростуколичества дел, более того, имеет устойчивую тенденцию к снижению[8].

2. Процедурыбанкротства
 
2.1 Виды и порядок осуществления процедурбанкротства
При рассмотрении дела о банкротстве должника – юридическоголица применяются следующие процедуры банкротства[9]:
1) наблюдение;
2) финансовое оздоровление;
3) внешнее управление;
4) конкурсное производство;
5) мировое соглашение.
В случае проведения процедур банкротстваобязательному опубликованию подлежат сообщения о введении в отношении должникапроцедуры наблюдения, признании должника банкротом и об открытии конкурсногопроизводства, о прекращении производства по делу о банкротстве.
При отсутствии возражений кредиторов должник – юридическоелицо может объявить о своем банкротстве и добровольной ликвидации.
Государственную политику в сфере финансовогооздоровления и несостоятельности (банкротства) проводит государственный органпо финансовому оздоровлению и банкротству, имеющий территориальные органы – Федеральнаяслужба финансового оздоровления (ФСФО России). Ее структура представлена нарис. 1 (см. приложение)
В случае возникновения признаков банкротстваруководитель должника обязан сообщить об этом своим учредителям. Предписание онеобходимости такого уведомления направляет должнику ФСФО России. Всесоучастники до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должникабанкротом обязаны принимать меры по предупреждению банкротства предприятий, т.е.меры, направленные на финансовое оздоровление. В этом случае должнику можетбыть представлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашенияденежных обязательств и обязательных платежей и восстановленияплатежеспособности должника (досудебная санация).
Дела о банкротстве юридических лиц, в том числезарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, рассматриваютсяарбитражным судом по правилам, предусмотренным АП К РФ, месту нахождениядолжника.
Заявление о признании должника банкротомпринимается арбитражным судом, если требования к должнику – юридическому лицу всовокупности составляют не менее 1000 МРОТ и указанные требования не погашены втечение трех месяцев.
Дело о банкротстве не может быть передано нарассмотрение
третейского суда.
Лицами, участвующими в деле о банкротстве,являются:
1) должник;
2) арбитражный управляющий;
3) конкурсные кредиторы с момента предъявленияими требования к должнику;
4) уполномоченные органы по требованиям пообязательным платежам с момента предъявления ими требования к должнику;
5) органы местного самоуправления по местунахождения должника, а также федеральные органы исполнительной власти, органыисполнительной власти субъектов РФ по месту нахождения должника в случаях,предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»;
6) лица, предоставившие обеспечение дляпроведения процедуры финансового оздоровления.
В арбитражном процессе по делу о банкротствеучаствуют:
1) представитель работников должника;
2) представитель собственника имущества должника –унитарного предприятия;
3) представитель учредителей (участников)должника юридического лица;
4) представитель собрания кредиторов;
5) представитель комитета кредиторов;
6) саморегулируемые организации.
Производство по делу о банкротстве возбуждаетсяарбитражным судом в течение пяти дней с момента поступления заявления опризнании должника банкротом в арбитражный суд.
Кредиторы вправе объединить свои требования кдолжнику и обратиться в суд с одним заявлением кредитора. Такое заявлениеподписывается кредиторами, объединившими свои требования.
Заявление уполномоченного органа о признаниидолжника банкротом должно отвечать определенным требованиям. Порядок подачизаявления уполномоченного органа определяется Правительством РоссийскойФедерации.
К заявлению уполномоченного органа о признаниидолжника – юридического лица банкротом должны быть приложены доказательствапринятия мер к получению задолженности по обязательным платежам в установленномЗаконом порядке.
Судья арбитражного суда принимает заявление опризнании должника банкротом, поданное с соблюдением требований,предусмотренных АПК РФ и Законом. Подготовка дела о банкротстве к судебномуразбирательству производится судьей арбитражного суда в порядке, предусмотренномАПК РФ.
Для определения финансового состояния должникапри подготовке дела о банкротстве к судебному разбирательству, а также прирассмотрении дела о банкротстве арбитражный суд вправе назначить экспертизу, втом числе по собственной инициативе.
Дело о банкротстве должно быть рассмотрено взаседании арбитражного суда в срок, не превышающий семи месяцев с датыпоступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд.
По результатам рассмотрения дела о банкротствеарбитражный суд принимает один из следующих судебных актов:
1) решение о признании должника банкротом и оботкрытии конкурсного производства;
2) решение об отказе в признании должникабанкротом;
3) определение о введении финансовогооздоровления;
4) определение о введении внешнего управления;
5) определение о прекращении производства по делуо банкротстве;
6) определение об оставлении заявления опризнании должника банкротом без рассмотрения;
7) определение об утверждении мировогосоглашения. Принятый судебный акт подлежит немедленному исполнению. Решениеарбитражного суда о признании должника банкротом
и об открытии конкурсного производствапринимается в случаях установления признаков банкротства должника приотсутствии оснований для введения финансового оздоровления, внешнего управления,утверждения мирового соглашения или прекращения производства по делу обанкротстве.
В случаях, предусмотренных Законом по ходатайствусобрания кредиторов или конкурсного управляющего арбитражный суд вправе вынестиопределение о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнемууправлению в случаях, когда при осуществлении конкурсного производствавыявляются обстоятельства, свидетельствующие о возможности восстановленияплатежеспособности должника – юридического лица.
Решение арбитражного суда об отказе в признаниидолжника банкротом принимается в случаях отсутствия признаков банкротства.Принятие арбитражным судом решения об отказе в признании должника банкротомявляется основанием для прекращения действия обстоятельств, являющихсяпоследствием принятия заявления о признании должника банкротом и (или) введениянаблюдения в срок не позднее 30 дней со дня вынесения определения. Вопределении о введении наблюдения указывается о назначении временногоуправляющего, который назначается арбитражным судом для осуществления процедурнаблюдения. Введение наблюдения не является основанием для отстраненияруководителя должника и иных органов управления должника, которые продолжаютосуществлять свои полномочия с ограничениями.
Временный управляющий обязан:
– принимать меры по обеспечению сохранностиимущества должника;
– проводить анализ финансового состояниядолжника;
– определять наличие признаков фиктивногобанкротства и преднамеренного банкротства;
– устанавливать кредиторов должника, вестиреестр требований кредиторов, уведомлять кредиторов о введении в отношениидолжника наблюдения;
– созывать и проводить первое собраниекредиторов.
После назначения он определяет дату проведенияпервого собрания кредиторов. К компетенции собрания относится принятие решениео применении той или иной процедуры банкротства по отношению к должнику. Сэтого момента наблюдение прекращается.
Финансовое оздоровление вводится арбитражнымсудом на основании решения собрания кредиторов. К этому решению прилагаютсяплан финансового оздоровления и график погашения задолженности. Вводитсяфинансовое оздоровление на срок не более двух лет. Исполнение обязанностейруководителя должника в этом случае возлагается на административногоуправляющего, который действует до окончания финансового оздоровления или егодосрочного прекращения. Административный управляющий назначается арбитражнымсудом для осуществления финансового оздоровления. В случае погашения должникомвсех требований кредиторов, предусмотренных графиком погашения задолженностей,до истечения установленного срока финансового оздоровления руководительдолжника представляет в суд отчет о досрочном окончании финансовогооздоровления. Основанием для досрочного прекращения финансового оздоровленияявляются неоднократное либо существенное (на срок более одного месяца)нарушение должником в ходе финансового оздоровления сроков погашения требованийкредиторов, установленных графиком погашения задолженности.
По итогам заключения административногоуправляющего и отчета руководителя должника собрание кредиторов принимаетрешение об обращении в суд с одним из ходатайств: о введении внешнегоуправления или признании должника банкротом и об открытии конкурсногопроизводства. Если установлена реальная возможность восстановленияплатежеспособности должника, вводится внешнее управление. Если такойвозможности нет и должник признается банкротом, то открывается конкурсноепроизводство. Внешнее управление вводится на срок не более 18 месяцев, которыйможет быть продлен не более чем на шесть месяцев. Внешний управляющий назначаетсяарбитражным судом для проведения внешнего управления. Не позднее одного месяцас момента своего назначения внешний управляющий должен разработать планвнешнего управления, предусматривающий меры по восстановлениюплатежеспособности должника (ст. 117 Закона). Внешний управляющий вправезаключать мировое соглашение. Он отчитывается перед собранием кредиторов, а егоотчет подлежит обязательному рассмотрению арбитражным судом. Если вустановленный срок не произведены расчеты с кредиторами, арбитражный судпринимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсногопроизводства.
С момента принятия арбитражным судом решения опризнании должника банкротом и об открытии конкурсного производства[10]:
– срок исполнения всех денежных обязательствдолжника, а также отсроченных обязательных платежей должника считаетсянаступившим;
– прекращается начисление неустоек (штрафов,пени), процентов и иных финансовых (экономических) санкций по всем видамзадолженности должника;
– сведения о финансовом состоянии должникапрекращают относиться к категории сведений, носящих конфиденциальный характерлибо являющихся коммерческой тайной; прекращается исполнение исполнительныхдокументов.
Конкурсное производство вводится сроком на одингод, но он может быть и продлен (по суду) на шесть месяцев.
При принятии решения о признании должникабанкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд назначает конкурсногоуправляющего в порядке, предусмотренном для назначения внешнего управляющего.По ходатайству конкурсного управляющего, одобренному собранием кредиторов иликомитетом кредиторов, арбитражным судом может быть назначено несколькоконкурсных управляющих. Арбитражный суд распределяет обязанности междуконкурсными управляющим на основании решения собрания (комитета) кредиторов иопределяет пределы ответственности каждого из них.
Конкурсный управляющий действует до моментазавершения конкурсного производства. Сведения о признании должника банкротом иоб открытии конкурсного производства направляются конкурсным управляющим непозднее 10 дней с момента его назначения. С момента назначения конкурсногоуправляющего к нему переходят все полномочия по управлению делами должника, втом числе полномочия по распоряжению имуществом должника.
Органы управления должника в течение трех дней смомента назначения конкурсного управляющего обеспечивают передачу бухгалтерскойи иной документации должника, печатей и штампов.
Конкурсный управляющий с момента своегоназначения осуществляет следующие функции[11]:
– принимает в ведение имущество должника,проводит его инвентаризацию и оценку, принимает меры по обеспечению егосохранности, анализирует финансовое состояние должника;
– предъявляет к третьим лицам, имеющимзадолженность перед должником, требования о ее взыскании;
– уведомляет работников должника опредстоящем увольнении в соответствии с российским законодательством о труде;рассматривает в установленном порядке требования кредиторов, предъявленные кдолжнику, ведет реестр требований кредиторов должника;
– проверяет обоснованность этих требований.
В ходе конкурсного производства конкурсныйуправляющий осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника, для чегопривлекает независимых оценщиков с оплатой их услуг за счет имущества должника.Оценка имущества должника, являющегося предметом залога производитсянезависимым оценщиком. Если движимое имущество должника имеет оценку побалансовой стоимости на последнюю отчетную дату, предшествующую признаниюдолжника банкротом, менее 100 000 рублей, оценка может быть сделана безпривлечения независимого оценщика. Все имущество должника, имеющееся на моментоткрытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства,составляет конкурсную массу.
Конкурсный управляющий обязан использовать толькоодин счет должника в банке, а при его отсутствии открыть в ходе конкурсногопроизводства такой счет (основной счет должника). Остатки денежных средствдолжника с указанных счетов должны быть перечислены на основной счет должника.С основного счета должника оплачиваются расходы, связанные с выплатойвознаграждения конкурсному управляющему и другие обязательные расходы. Отчет обиспользовании денежных средств должника конкурсный управляющий представляетарбитражному суду по его требованию, а собранию или комитету кредиторов одинраз в месяц.
Затем конкурсный управляющий приступает к продажеимущества должника на открытых торгах. Имущество, балансовая оценка которогопревышает 1 млн. руб., должно продаваться только на открытых торгах.
Конкурсный управляющий производит расчеты скредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов. Требования каждойочереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущейочереди.
В случае неполучения данной суммы кредитором втечение трех лет с момента ее внесения в депозит нотариуса указанная суммаперечисляется соответствующим нотариусом в федеральный бюджет.
При недостаточности денежных средств должника онираспределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммамтребований, подлежащих удовлетворению. Требования удовлетворяются из имуществадолжника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных вустановленный срок.
После завершения расчетов с кредиторамиконкурсный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о результатахпроведения конкурсного производства. После рассмотрения арбитражным судомотчета он выносит определение о завершении конкурсного производства, котороеподлежит немедленному исполнению и является основанием для внесения в единыйгосударственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника не позднеетрех дней с момента представления.
Предприятие считается банкротом после признанияфакта о его несостоятельности арбитражным судом, а также если оно официальнообъявляет о своем банкротстве и ликвидации, которая осуществляется в процессеконкурсного производства. Цели конкурсного производства: соразмерноеудовлетворение всех требований кредиторов; объявление предприятия свободным отзадолженности; охрана противоборствующих сторон от незаконных действий вотношении друг друга[12].
Конкурсный управляющий может быть освобожденарбитражным судом от исполнения обязанностей по заявлению. В этом случаеарбитражный суд назначает нового конкурсного управляющего.
2.2 Мировое соглашение
Если в отношении должника не вводилась процедурафинансового оздоровления и (или) внешнего управления, а в ходе конкурсногопроизводства у конкурсного управляющего появились основания, подтвержденныеданными финансового анализа, полагать, что платежеспособность должника можетбыть восстановлена, конкурсный управляющий обязан созвать собрание кредиторовдолжника в месячный срок с момента выявления указанных обстоятельств с цельюрассмотрения вопроса об обращении в суд с ходатайством о прекращенииконкурсного производства и переходе к внешнему управлению[13].
Принятие решения о прекращении конкурсногопроизводства и переходе к внешнему управлению может быть принято в случаеналичия имущества должника для осуществления самостоятельной хозяйственнойдеятельности.
На любой стадии рассмотрения арбитражным судомдела о банкротстве должник, конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправезаключить мировое соглашение, которое принимается собранием кредиторов ивступает в силу со дня его утверждения. Односторонний отказ от исполнениявступившего в силу мирового соглашения не допускается.
При финансовом оздоровлении решение о заключениимирового соглашения принимается административным управляющим. В случаезаключения мирового соглашения во внешнем управлении, решение о заключениимирового соглашения со стороны должника принимается внешним управляющим.
Мировое соглашение распространяется на требованияконкурсных кредиторов и уполномоченных органов, срок исполнения которыхнаступил на дату введения внешнего управления, за исключением требований пообязательствам, возникшим в процедурах банкротства.
При заключении мирового соглашения в конкурсномпроизводстве решение о заключении мирового соглашения со стороны должникапринимается конкурсным управляющим. Мировое соглашение распространяется на всетребования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.
Мировое соглашение заключается в письменной формеи должно содержать положения о порядке и сроках исполнения обязательствдолжника в денежной форме. Также в него могут входить положения об изменениисроков и порядка уплаты обязательных платежей в соответствии с налоговым ибюджетным законодательством
Погашение обязательств конкурсных кредиторов внеденежной форме не должно создавать преимуществ для таких кредиторов посравнению с кредиторами, требования которых исполняются в денежной форме.
В мировом соглашении допускается участие третьихлиц, если их участие не нарушает права и законные интересы кредиторов.
Утверждается мировое соглашение арбитражным судомпосле погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второйочереди.
Должник, или внешний управляющий, или конкурсныйуправляющий не ранее пяти и не позднее 10 дней с момента заключения мировогосоглашения должен представить в арбитражный суд заявление об утверждениимирового соглашения, о чем суд извещает заинтересованные стороны. Неявкаизвещенных лиц, не препятствует рассмотрению заявления об утверждении мировогосоглашения.
Утверждение мирового соглашения арбитражным судомв ходе наблюдения, финансового оздоровления или внешнего управления являетсяоснованием для прекращения производства по делу о банкротстве. В случаеутверждения мирового соглашения арбитражным судом в ходе финансовогооздоровления прекращается исполнение графика погашения задолженности. В случаеутверждения мирового соглашения в ходе внешнего управления прекращаетсядействие моратория на удовлетворение требований кредиторов. В случае когдамировое соглашение утверждено арбитражным судом в ходе конкурсногопроизводства, решение арбитражного суда о признании должника банкротом и оботкрытии конкурсного производства не подлежит исполнению.
С момента утверждения мирового соглашенияарбитражным судом прекращаются полномочия административного управляющего,временного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего исоответственно должник или третье лицо приступает к погашению задолженностиперед кредиторами. В случае неисполнения обязанности по погашению задолженностипо требованиям кредиторов первой и второй очереди арбитражный суд отказывает вутверждении мирового соглашения.
Определение об отказе в утверждении мировогосоглашения не препятствует заключению нового мирового соглашения.
Определение об утверждении мирового соглашенияможет быть обжаловано, если:
– обстоятельства, препятствующие утверждениюмирового соглашения, не были известны заявителю на момент утверждения мировогосоглашения;
– заявитель не участвовал в заключениимирового соглашения, а мировым соглашением были нарушены его законные права иинтересы.
В этих случаях заявитель вправе подать заявлениео пересмотре определения об утверждении мирового соглашения.
Отмена определения об утверждении мировогосоглашения является основанием для возобновления производства по делу обанкротстве.
Требования кредиторов, с которыми произведенырасчеты на условиях мирового соглашения, считаются погашенными.
Расторжение мирового соглашения, утвержденногоарбитражным судом, по соглашению между отдельными кредиторами и должником недопускается. Мировое соглашение может быть расторгнуто арбитражным судом вотношении отдельного конкурсного кредитора и (или) уполномоченного органа и невлечет его расторжения в отношении остальных кредиторов. Также оно может бытьрасторгнуто арбитражным судом в отношении всех конкурсных кредиторов иуполномоченных органов по их заявлению, если на момент утверждения мировогосоглашения они обладали не менее, чем одной четвертью требований.
Расторжение мирового соглашения в отношении всехконкурсных кредиторов является основанием для возобновления производства поделу о банкротстве.
Расторжение мирового соглашения не влечетобязанность кредиторов первой и второй очереди возвратить должнику полученноеими в счет погашения задолженности.
В случае неисполнения мирового соглашениядолжником кредиторы вправе без расторжения мирового соглашения предъявить кнему свои требования в объеме, предусмотренном мировым соглашением.
В целях удовлетворения требований кредиторов входе внешнего управления может быть осуществлена продажа предприятия.
При наличии Ходатайства органа местногосамоуправления или федерального органа исполнительной власти либо органаисполнительной власти субъекта Российской Федерации продажа предприятияпроизводится путем проведения конкурса. Обязательным условием конкурса являетсясохранение рабочих мест не менее чем для 50% работников, занятых на предприятиина момент его продажи.
Если ходатайство не было подано или предприятиене было продано на условиях конкурса, предприятие подлежит продаже на аукционе.
Арбитражный суд прекращает производство по делу обанкротстве в случаях:
– восстановления платежеспособности должникав ходе внешнего управления;
– удовлетворения требований кредиторов входе финансового оздоровления, заключения мирового соглашения;
– аннулирования в наблюдении требованиязаявителя по каким-либо основаниям, в частности, отмена судебного акта,признание недействительным договора, послуживших основанием для возбуждениядела о банкротстве при условии отсутствия заявленных и установленных в порядке,предусмотренном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»,требований иных кредиторов, соответствующих требованиям ст. 5 Закона;
– отказа всех кредиторов, участвующих в делео банкротстве от своих требований.
В соответствии с Законом государственный орган пофинансовому оздоровлению[14]:
1) контролирует и проводит проверки деятельностиарбитражных управляющих;
2) обращается в арбитражный суд с заявлением оботстранении арбитражного управляющего от исполнения им своих обязанностей;
3) представляет арбитражному суду кандидатурывременных управляющих.
Административный управляющий, внешний управляющийи конкурсный управляющий назначаются арбитражным судом по предложению собраниякредиторов. В течение одного года они освобождаются от сдачи теоретическогоэкзамена и прохождения стажировки, предусмотренных Законом, и могут бытьвнесены в реестр арбитражных управляющих, а значит, назначаться арбитражнымсудом для исполнения обязанностей, предусмотренных Законом.
Сведения повопросам, связанным с несостоятельностью (банкротством), подлежат опубликованиюв официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации, – «ВестникеВысшего Арбитражного Суда Российской Федерации».


Заключение
 
В заключениеможно сделать следующие выводы:
Предприятиесчитается банкротом после признания факта о несостоятельности арбитражнымсудом, а также, если оно официально объявляет о своем банкротстве и ликвидации,которая осуществляется в процессе конкурсного производства.
Любое самоеболезненное событие в жизни общества не проходит бесследно и бесполезно длянего в будущем. Так и банкротство предприятий несет в себе созидающую силу.Главная его цель видится в проведении структурной перестройки всего народногохозяйства страны в соответствии с рыночным спросом населения при условиидостижения прибыльной работы каждого предприятия. В ходе реализации этой целиопределяется практическое значение банкротства для всех его участников, котороепроявляется в следующем:
– дляобщества – формируется структура экономики, приспособленная к рынку;
– длянаселения – производятся нужные ему товары;
– кредиторыполучают шанс спасти свои деньги;
– персоналпредприятия в конечном итоге создает или получает полезную и ценимую работу.
Такимобразом, явление банкротства предприятий – неизбежный спутник рыночнойэкономики, выполняющий роль санитара, контролирующего состояние ее здоровья иобеспечивающего условия для ее дальнейшего развития.
Начиная с1992 г. в России законодательно закреплено право на существование такогоатрибута полноценных рыночных отношений, как банкротство. Это историческизакономерное явление в экономике имеет строго определенные признаки иотличительные особенности в разные периоды своей «зрелости», что позволяетраспознать его в процессе мониторинга на макроуровне и диагностирования – намикроуровне хозяйственной деятельности.
Несмотря наобъективность закономерностей, банкротство поддается влиянию в процессеантикризисного управления деятельностью предприятия. Сущность этого управлениясостоит в своевременном выявлении негативных тенденций и упреждающем принятиипрофилактических мер по их преодолению либо ослаблению. В случаепессимистичного прогноза, когда деятельность предприятия становитсянеперспективной, задача антикризисного управления сводится к обоснованиюнаправлений и организации перепрофилирования ее.
Любоепредприятие, а значит, и экономика страны может развиваться в бескризисномпространстве лишь при условии применения комплекса мер: безошибочной постановкидиагноза их состояния, правильно прописанного рецепта финансового оздоровленияи эффективного лечения в стихии рискового бизнеса.
Законодательствоо банкротстве действует в России с 19.11.1992 года и накопленный опыт пока невелик. Поэтому при разработке нового закона законодателям пришлось не толькоучитывать имеющийся российский опыт, но и восполнять существующие пробелы засчет опыта ряда зарубежных стран, в которых институт банкротства занимает одноиз важнейшим мест в правовом регулировании хозяйственного оборота.
Проведенный вданной курсовой работе сравнительный анализ нового Закона РФ «Онесостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. и Закона РФ «Онесостоятельности (банкротстве) предприятий от 1 января 1998 года позволяетоднозначно сделать вывод, что сегодняшнее законодательство более совершенно игибко, что, несомненно, будет способствовать созданию нормальногоэкономического оборота.

Списокиспользованной литературы
 
1.  Федеральный Закон «Онесостоятельности (банкротстве)» (новая редакция). – М.: ООО «ТКВелби», 2003.-160 с.
2.  Арбитражный процессуальный кодекс РФ.
3.  Гражданский кодекс РФ.
4.  Астахов В.П. Анализфинансовой устойчивости фирмы и процедуры, связанные с банкротством – М. Ось-892008.
5.  Весенева Н. «Слушается дело обанкротстве», газета «Бизнес адвокат», №9, 2005 г.
6.  Витрянский В.В. Новоев правовом регулировании несостоятельности (банкротства) // Хозяйство иправо, 2008 г., №1.
7.  Завадников В.Н. Новыйзакон о банкротстве не закрывает всех лазеек для финансовых махинаций, ноликвидирует самые вопиющие из них. // Новые законы и нормативные акты, 2007 г.,№45.
8.  Ковалев А.П. Финансовыйанализ и диагностика банкротств. Учебное пособие Минэкономики РФ – М. Экономическаяакадемия 2008.
9.  Ковалев А.П. Диагностикабанкротства. – М.: Финстатинформ, 2005
10.     Макаров А., Мизиковский Е. Оценкабаланса и несостоятельности предприятия // Бухгалтерский учет. – 2008. – №3
11.     Никитина О.А. Банкротствопредприятий. // Журнал для акционеров, 2008 г., №1.
12.     Свиридов А.К. Антикризисноеуправление: принятие решений на краю пропасти // Проблемы теории ипрактики управления. – 2004. – №4.
13.     Свит Ю.Восстановительные процедуры – способ предотвращения банкротства. //Российская юстиция, 2004 г., №3.
14.     Теория и практика антикризисногоуправления. Под ред. Беляева С.Г. Кошкина В.И – М. ЮНИТИ 2005.
15.     Уткин Э.А. Антикризисноеуправление. – М.: ЭКМОС, 2007.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Состав и продуктивность микрогруппировок луговых сообществ поймы р.Сож пригорода г.Гомеля
Реферат Роль П.А.Столыпина в истории России
Реферат Александр николаевич гвоздев очерки по стилистике русского языка
Реферат Понятия формы и признаки множественности преступлений
Реферат Методы оценки обыкновенных акций 2
Реферат Исковое производство
Реферат Ernest Hemingway Essay Research Paper Ernest HemingwayHis
Реферат Порушення основних припущень лінійного регресійного аналізу
Реферат Анненков Иван Александрович
Реферат George W Bush First Son Essay Research
Реферат Финансовая отчетность на примере ТОО Торговый Дом ЕПК Казахстан 2
Реферат Информационное телевизионное вещание в г. Красноярске: основные принципы, приемы
Реферат Типологія антигероя в чарівних казках слов’ян
Реферат Роль налогов в государственном регулировании международно экономических отношений
Реферат Государственная статистическая отчетность о преступности. Использование криминалистических и иных учетов в профилактике наркомании и наркопреступности