Реферат по предмету "Государство и право"


Анализ организации деятельности участников следственно-оперативной группы

Содержание
Введение
1. Деятельность участниковследственно-оперативно группы до выезда на место происшествия
2. Организация работыследственно-оперативной группы на месте происшествия
3. Оценка деятельности участниковследственно-оперативной группы на месте происшествия
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Создание и совместная деятельность в составе следственно оперативнойгруппы является одной из наиболее эффективных форм взаимодействия следователейс органами дознания, правоохранительными и иными государственными органами всфере предупреждения, пресечения и расследования преступлений.
Актуальность темы исследования объясняется тем, что организацияработы следственно – оперативной группы является важным аспектом напервоначальном этапе расследования преступления. Слаженность действий участниковСОГ, а так же грамотность указаний следователя позволяют установить объективнуюкартину происшествия.
Объектом исследования выступают общественные отношения,возникающие в ходе предварительного следствия.
Предметом работы, выступают общественные отношения,складывающиеся в процессе взаимодействия служб и подразделений ОВД, припоступлении сообщения о преступлении и непосредственном выезде на местопроисшествия.
Целью работы выступает анализ организации работы следственно-оперативной группы на месте происшествия.
Цель работы обусловила постановку задач, которыми являются:
1. Рассмотрениеспецифики деятельность участников следственно-оперативно группы до выезда наместо происшествия;
2. Анализорганизации работы следственно-оперативной группы на месте происшествия;
3. Рассмотрениеосновных критериев оценки деятельности участников следственно-оперативнойгруппы на месте происшествия.
Эмпирическую основу данной работысоставляют Конституция РФ, международные нормативно правовые акты, Кодексы,федеральные законы, постановления пленумов Верховного и Конституционного суда идругие нормативно правовые акты. А так же научная литература и комментарии кзаконодательству под редакцией Смирнова А.В., Радченко В.И. и труды другихавторов.
Структура исследования обусловлена еецелями и задачами. Работа состоит из введения, основной части (трех глав),заключения, списка нормативно-правовых источников и научной литературы. Вовведении обосновывается актуальность исследования, определяются цели и задачи,теоретическая и нормативная база исследования и др. Основная частьпоследовательно разрешает поставленные задачи, чем выполняется цель курсовойработы. Заключение посвящено выводам по результатам выполненного исследования.

1. Деятельность участниковследственно-оперативно группы до выезда на место происшествия
 
Получив сообщение о преступлении, один из руководителейоргана внутренних дел принимает решения:
1) направить на место происшествия ближайший патрульный нарядили иных сотрудников милиции для обеспечения охраны места происшествия; оказатьпомощь пострадавшим; организовать преследование по горячим следам;информировать руководителей органа внутренних дел об обстановке на местепроисшествия;
2) направить на место происшествия следственно-оперативнуюгруппу в составе следователя, оперативных работников, специалиста-криминалиста,инспектора-кинолога со служебно-розыскной собакой и иных специалистов,необходимых в данном конкретном случае[1].
В случае сложности и большого объема уголовного дела,расследование преступлений по данному делу может быть поручено следственнойгруппе, о чем выносится отдельное постановление или указывается в постановлениио возбуждении уголовного дела (ч.1 ст.163 УПК РФ).
В тех же случаях и для решения тех же задач могут создаватьсяследственно-оперативные группы (СОГ). Правовой основой образования идеятельности СОГ следует считать соответствующие положения уголовно-процессуальногозаконодательства и, в частности, положения ч.2 ст.163 УПК РФ из которойследует, что к работе следственной группы «могут быть привлечены должностныелица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность».
Поэтому, если в состав группы, созданной для расследованияпреступления, помимо следователя входят еще и сотрудники оперативных аппаратовправоохранительных органов или иные специалисты (например, криминалисты,взрывотехники, аудиторы и другие), такая группа именуется следственно-оперативной(СОГ).
Создание и совместная деятельность в составе СОГ являетсяодной из наиболее эффективных форм взаимодействия следователей с органамидознания, правоохранительными и иными государственными органами в сферепредупреждения, пресечения и расследования преступлений.
Следственно-оперативная группа (СОГ) представляет собойсозданное уполномоченными законом должностными лицами единовременное (либодействующее продолжительный период времени) специальное функциональноеобразование (группа должностных лиц), состоящее из следователя (следователей),оперативного сотрудника (сотрудников) правоохранительных органов и иныхспециалистов, согласованно применяющих предоставленные им полномочия, силы,средства и методы в сфере расследования преступлений.
Состав, численность и продолжительность работы СОГ законом неограничиваются. Данные параметры СОГ определяются в каждом конкретном случаеруководителями следственных и иных правоохранительных органов, принимающихрешения о создании СОГ, с учетом целей и задач, для решения которых формируетсята или иная следственно-оперативная группа.
Создание СОГ оформляется совместным решением руководителясоответствующего следственного органа и руководителя правоохранительного органасоответствующего уровня. Руководителем СОГ всегда назначается один изследователей, включенных в её состав, либо включенный в её состав руководительследственного органа.
Процессуальные полномочия руководителя СОГ и следователей,работающих в ее составе, определяются уголовно-процессуальным законодательствоми реализуются с учетом положений ст. 163 УПК РФ.
Например, в соответствии с требованиями ч.3 и ч.4 ст. 163 УПКРФ, только руководитель СОГ принимает к своему производству уголовное дело опреступлении, для расследования которого создана СОГ, и только он вправепринять по данному уголовному делу следующие решения:
о выделении уголовного дела из основного производства;
о прекращении уголовного дела;
о приостановлении и возобновлении производства по делу;
о привлечении соответствующего лица в качестве обвиняемого;
о направлении обвиняемого в медицинский или психиатрическийстационар для производства экспертизы;
о возбуждении перед руководителем следственного органаходатайства о продлении срока предварительного следствия;
о возбуждении перед судом ходатайства об избрании мерыпресечения, а также о производстве следственных и иных процессуальных действий,требующих решения суда;
о составлении постановления о направлении уголовного дела всуд для решения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера;
о составлении обвинительного заключения и направленииуголовного дела прокурору для последующего направления данного дела в суд[2].
Иные должностные лица, входящие в состав СОГ по конкретномууголовному делу (следователи, оперативные сотрудники, специалисты), не вправепринимать по данному делу указанные процессуальные решения.
Входящие в состав СОГ оперативные сотрудники и иныеспециалисты действуют в рамках закона и в пределах полномочий, определяемых ихпроцессуальным положением, профессиональной компетенцией и должностнымифункциональными обязанностями, подчиняясь в вопросах организации расследованияруководителю СОГ.
Следственная практика указывает на то, что в настоящее время,в деятельности по расследованию преступлений могут участвовать СОГ следующихтипов:
дежурная следственно-оперативная группа;
целевая следственно-оперативная группа;
совместная следственно-оперативная группа (бригада);
специализированная следственно-оперативная группа.
Дежурная СОГ создается при дежурной части соответствующегоправоохранительного органа. Продолжительность ее работы – 24 часа дежурныхсуток, определяемых графиком дежурств правоохранительного органа. Основнаязадача дежурной СОГ – немедленное уголовно-процессуальное и оперативноереагирование на сообщения о преступлениях, в том числе с выездом на местопроисшествия и производством неотложных следственных действий иоперативно-розыскных мероприятий.
Целевая СОГ создается для производства расследования поконкретному уголовному делу. Действует, как правило, до завершениярасследования по данному уголовному делу.
Совместная СОГ (бригада) создается в тех же целях, что ицелевая следственно-оперативная группа, упомянутая выше, то есть дляпроизводства расследования по конкретному уголовному делу. Совместную СОГ, напрактике, именуют «бригадой», чтобы подчеркнуть, что в ее состав входятследователи, оперативные сотрудники и иные специалисты различныхправоохранительных органов. Например, МВД, ФСБ, прокуратуры и другихминистерств и ведомств.
Необходимость создания такой совместнойследственно-оперативной группы (бригады) возникает тогда, когда сложное имногоэпизодное уголовное дело предполагает расследование преступлений различнойподследственности, а также в тех случаях, когда в процессе расследованияпредполагается использование результатов оперативно-розыскной деятельности,оперативных и технических возможностей различных правоохранительных органов.
Специализированная СОГ создается для расследования отдельныхкатегорий преступлений, например, поджогов, криминальных взрывов, серийныхубийств и некоторых других.
2. Организация работыследственно-оперативной группы на месте происшествия
следственныйоперативный происшествие преступление
Целью выезда следственной оперативной группы на местопроисшествия, является обнаружение и сбор первичной информации, которая вдальнейшем поможет установить картину преступления[3].
Задача следователя — осмотр места происшествия, опроспострадавшего и очевидцев, а также иных лиц, располагающих сведениями обобстоятельствах происшедшего. Главная задача этих действий состоит в том, чтобысобрать криминалистически и юридически значимую информацию, необходимую дляпостроения версий о лицах, совершивших преступление, для розыска похищенногоимущества (если данный факт имел место) и для решения вопроса о возбужденииуголовного дела.
По прибытии следственно-оперативной группы (СОГ) на местопроисшествия и при наличии пострадавших, нуждающихся в помощи, оказывают ее (впростейших случаях) и вызывают скорую медицинскую помощь. После ознакомления собстановкой на месте происшествия определяется начальный план действийоперативного состава и следователя.
Следователь с участием понятых, специалистов иэксперта-криминалиста приступает к осмотру места происшествия, чтобы установитькомплекс обстоятельств, имеющих значение при расследовании преступления, а именно:характер обстановки места происшествия; пути подхода и ухода лица, совершившегопреступление, с места противоправного деяния; возможность подхода к меступреступления незамеченным; места возможного наблюдения очевидцами обстоятельствпроисшедшего; наличие следов на месте происшествия. Кроме того, он производитопросы пострадавших, очевидцев и других лиц, располагающих сведениями обобстоятельствах происшедшего.
Оперативные сотрудники предпринимают меры по ликвидациипоследствий происшествия, организации мероприятий по задержанию лица,совершившего преступление, выявлению очевидцев и других лиц, осведомленных обобстоятельствах происшедшего.
Следственным действием, непосредственно направленным нанепосредственное обнаружение исследование объектов, имеющих значение дляуголовного дела, является осмотр места происшествия.
В соответствии со статьей 176 УПК РФ. Осмотр местапроисшествия, местности, жилища, иного помещения, предметов и документовпроизводится в целях обнаружения следов преступления, выяснения другихобстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.
Однако это положение не значит, что на производствоосмотра места происшествия не распространяются общие правила производстваследственных действий, предусмотренные ст. 164 УПК РФ./>
Так производство следственного действия (осмотра местапроисшествия) в ночное время не допускается, за исключением случаев, нетерпящих отлагательства, так в соответствии с ч. 2 ст. 176 УПК РФ, в случаях нетерпящих отлагательств, осмотр места происшествия может быть произведен довозбуждения уголовного дела./> При производстве осмотра местапроисшествия недопустимо применение насилия, угроз и иных незаконных мер, аравно создание опасности для жизни и здоровья участвующих в них лиц.
/>Следователь, привлекая к участию вследственных действиях участников уголовного судопроизводства, удостоверяется вих личности, разъясняет им права, ответственность, а также порядок производствасоответствующего следственного действия. Если в производстве следственногодействия участвует потерпевший, свидетель, специалист, эксперт или переводчик,то он также предупреждается об ответственности, предусмотренной статьями 307 и 308Уголовного кодекса Российской Федерации.
/>При производстве осмотра местапроисшествия могут применяться технические средства и способы обнаружения,фиксации и изъятия следов преступления и вещественных доказательств.
/>Следователь вправе привлечь к участиюв следственном действии должностное лицо органа, осуществляющегооперативно-розыскную деятельность, о чем делается соответствующая отметка впротоколе.
/>В ходе производства осмотра местапроисшествия ведется протокол в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса.
Следственный осмотр — процессуальное действие,предусмотренное ст. 176 — 178 УПК РФ, состоящее в непосредственном наблюдении,обнаружении, восприятии, закреплении и анализе следователем различных объектовдля установления их признаков, свойств, состояния, взаиморасположения иопределения их значимости в качестве доказательств по делу. Цель следственногоосмотра заключается в том, чтобы получить доказательства, способствующиерасследованию преступления. Их следователь получает из двух источников — отлюдей и вещей.
Первые — это свидетели, потерпевшие, подозреваемые,обвиняемые. Вещи — все иные объекты материального мира, несущие информацию орасследуемом событии. Их форма, содержание, местонахождение и другие признакимогут отражать какие-либо обстоятельства совершения преступления. Иногда ихназывают «немыми свидетелями» преступления. Практически невозможно представитьсебе уголовное дело, где не фигурировали бы объекты материального мира, и ниодин из них не может оказаться в материалах дела без соответствующего осмотра.
Основания и порядок следственного осмотра регламентированыуголовно-процессуальным законом. Исходя из его содержания следственный осмотрпомогает решить следующие важные задачи расследования:
1) изучить обстановку места происшествия, выяснить, какразвивались события, понять действия лица, совершившего преступление;
2) выявить и зафиксировать в процессуальных документах следысовершенного преступления;
3) установить возможные источники получения другихдоказательств;
4) получить информацию для выдвижения следственных версий;
5) решить вопрос о приобщении к делу того или иного предметав качестве вещественного доказательства;
6) проверить уже имеющиеся в деле доказательства.
Понятие «следственный осмотр», является собирательным иохватывает собой отдельные виды осмотра, предусмотренные законом. В зависимостиот объектов, подлежащих осмотру, принято различать: осмотр места происшествия;осмотр предметов; осмотр документов; осмотр участков местности и помещений, неявляющихся местом происшествия; осмотр жилища; осмотр почтово-телеграфныхотправлений; осмотр трупа и некоторые другие виды осмотра.
Осмотр места происшествия, зачастую, включает в себя элементыдругих видов осмотра. На месте происшествия нередко присутствуют и предметы, идокументы, и трупы, само оно обычно является участком местности или помещением.
Осмотр места происшествия производится в двух случаях.Во-первых, когда преступление уже совершено и осмотр необходим в целяхобнаружения следов и предметов, способных стать вещественными доказательствами,выяснения обстановки места происшествия, а равно иных обстоятельств, имеющихзначение для дела. Во-вторых, когда имеются подозрения о совершенномпреступлении и в ходе осмотра требуется установить, что же в действительностипроизошло, например, было ли совершено самоубийство или убийство, имел ли местопожар вследствие неисправности электропроводки или поджог.
Осмотр места происшествия — это неотложное следственноедействие, которое состоит в непосредственном изучении и фиксации следователемобстановки места происшествия, находящихся на нем следов и иных объектов вцелях получения фактических данных, имеющих значение для дела. Осмотр местапроисшествия имеет важное значение для расследования преступлений[4].
Общая задача осмотра места происшествия заключается вследующем, установить, что же произошло на месте осмотра. Чтобы ответить наэтот вопрос, следователю при осмотре необходимо, вначале, решить ряд частныхзадач: установить место, время и иные обстоятельства исследуемого события;выявить, изучить и зафиксировать следы, оставленные преступником, иные следы, атакже предметы, способные стать вещественными доказательствами; выявитьизменения в расположении и свойствах отдельных объектов до исследуемого событияи после него; выявить и зафиксировать так называемые «негативныеобстоятельства».
Негативные обстоятельства — это любые фактические данные,имеющие отношение к делу, которые невозможно объяснить, исходя из версии,кажущейся вначале наиболее вероятной.
Негативные обстоятельства имеют важное значение, длявыявления инсценировок, то есть фактов искусственного создания лицом,заинтересованным в определенном исходе следствия, обстановки, несоответствующей обстоятельствам действительно происшедшего события.
Не всегда удается решить все вышеперечисленные задачи врезультате одного лишь осмотра места происшествия. Однако квалифицированно итщательно проведенный осмотр является непременным условием успеха расследованияпреступления.
Осмотр места происшествия можно условно разделить на двестадии: начальную (общий осмотр) и стадию детального осмотра.
При общем осмотре следователь изучает, фиксирует ивоспринимает обстановку места происшествия в целом: наличие или отсутствиеопределенных объектов, их состояние и взаимное расположение. В этой стадии онуточняет сведения о том, что произошло и каковы последствия преступления;определяет границы места происшествия, в которые надлежит включать несколькобольшую территорию, чем та, на которой на первый взгляд должны иметься следыпреступления. В противном случае часть доказательств может быть уничтоженазаинтересованными лицами или просто любопытствующими.
Далее следователь фиксирует первоначальную картинупроисшествия (ориентирующая, обзорная и узловая фотовидеосъемка); производитзамеры для составления плана или схемы места происшествия; принимает меры ксохранению следов и предметов, имеющих значение для дела, особенно если осмотрпроизводится в дождь или снегопад; отмечает негативные обстоятельства;выдвигает и проверяет версии о произошедшем событии и причастных к нему лицах.
В этой стадии следователь выбирает способ дальнейшегодетального осмотра места происшествия. Рекомендуются следующие основныеспособы:
плановый осмотр (по квадратам);
осмотр по пути следования преступника;
осмотр по архимедовой спирали;
осмотр по концентрическим кругам;
линейный осмотр;
узловой осмотр[5].
При осмотре места происшествия эти способы могутиспользоваться в различных комбинациях. Тщательный осмотр позволяет бытьуверенным, что от внимания его участников не ускользнула ни одна деталь, ниодин предмет или след, имеющий значение для дела.
Производя осмотр места происшествия, следователь долженстремиться получить ответы на следующие основные вопросы: где, что и когдапроизошло, кто и почему это сделал, каким образом и с чьей помощью.
Осмотром места происшествия руководит следователь. Единоеруководство осмотром необходимо потому, что следственный осмотр — сложноедействие, связанное с привлечением значительного числа лиц, выполняющихразличные функции. Успех в этой работе зависит от того, насколько четко юридическии криминалистически грамотно будет организована деятельность каждого участникаосмотра, что осуществимо лишь при едином руководстве осмотром.
Следователь как самостоятельная процессуальная фигураруководит действиями всех присутствующих и лично отвечает за результатыосмотра.
Своевременность осмотра заключается в том, что послесообщения о происшествии следователь и другие лица безотлагательно выезжают наместо происшествия для его осмотра. Это требование направлено на обеспечениемаксимальной сохранности обстановки места происшествия и непосредственно влияетна эффективность и результативность осмотра. Именно поэтому осмотр местапроисшествия относится к неотложным следственным действиям.
Однако анализ практики расследования краж чужого имуществаподразделениями дознания ОВД показал, что осмотр места происшествия осуществлялсятолько в 40% случаев, мри этом следует отметить, что нередко это действиепроводится «на всякий случай», при отсутствии к тому необходимости, и непроводится тогда, когда фиксация материально-следовой картины и обстановки наместе события могли бы обеспечить качественное расследование преступления[6].
Объективность осмотра предполагает исследование и фиксациювсех объектов в том виде, в каком они были обнаружены; недопустимость отраженияв протоколе выводов, заключений и предположений следователя, оперативногоработника или других участников осмотра.
Полнота осмотра гарантирует, что все находящиеся на местепроисшествия следы и предметы, имеющие отношение к расследуемому делу, будутобнаружены, исследованы и надлежащим образом отображены в протоколе осмотра иприложениях к нему. Полнота, кроме того, означает такое его проведение, котороеисключает необходимость в повторном осмотре по мотивам недостаточностипервоначального. В любом случае повторный осмотр не может заменитьпервоначального, поскольку отделен от преступного события большим промежуткомвремени. Вследствие этого осматриваемые объекты под воздействиемнеблагоприятных погодных условий, технических средств, людей, животных инасекомых могут претерпеть существенные изменения или быть уничтожены.
Планомерность осмотра состоит в правильном определениипоследовательности действий следователя и всех участников осмотра,заключающейся в объективном анализе полученной информации, конкретизациирешаемых задач и необходимых для этого средств; уточнении круга и очередностиконкретных действий и операций; распределении имеющихся сил и средств.Планомерность обеспечивает полноту, своевременность и качество выполнения всехнеобходимых действий, а в итоге — максимальную эффективность следственногоосмотра.
При производстве осмотра, необходимы: полностьюукомплектованный чемодан следователя, фотоаппарат с запасными пленками иимпульсной лампой, иные технические средства, обусловленные характером и обстоятельствамипроисшедшего. Применяя технико-криминалистические средства и методы приосмотре, надлежит исходить из того, что их выбор определяется целью ихарактером проводимого осмотра, особенностями объектов и следов, дляобнаружения и фиксации которых эти средства используются.
Специалист — это квалифицированный участник осмотра местапроисшествия. Он может обратить внимание следователя на обстоятельства, трудновоспринимаемые в конкретных специфических условиях, оказывает содействие визъятии объектов, высказывает суждения о механизме и причинах образования техили иных следов, что способствует выдвижению обоснованных следственных версий.
Методически важным участие специалистов считается тогда,когда в ходе следственного действия могут встретиться объекты, осмотр,исследование или фиксация которых требуют специальных познаний, отсутствующих уследователя. Это, например, осмотр мест пожара, взрыва, крушения, аварии.
Если при осмотре места происшествия появилась возможностьорганизовать преследование и захват лица, совершившего преступление, этопоручается оперативным работникам. По окончании осмотра они принимают меры ксохранению тех объектов, имеющих значение для дела, изъять которые с местапроисшествия невозможно.
Использование в процессе осмотра сил и средств оперативныхподразделений дает следователю возможность получить дополнительную информацию отом, что произошло, каким образом, когда, кто совершил, с какой целью, с чьейпомощью, кому и какой ущерб причинен, кто может знать о произошедшем.
Безопасность осмотра обеспечивается его правильнойорганизацией; четким распределением функций между его участниками;использованием знаний специалистов, например, баллиста (оружейника), пожарного,химика, взрывотехника, специалиста по работе с радиоактивными материалами,своевременным привлечением к осмотру кинолога со служебно-розыскной собакой дляобнаружения взрывных устройств; правильным применением криминалистическихсредств, приемов и методов.
Помимо состава следственно-оперативной группы, определенныефункции на месте происшествия могут выполнять и другие лица.
Отдельную группу составляют лица, присутствующие при осмотре.Это понятые и представители учреждений, коммерческих организаций, предприятий,где производится осмотр. Участие понятых регламентируется законом. Чтобы неиспытывать затруднений в их подборе, не опасаться привлечения лиц,заинтересованных в исходе дела, а также разглашения ими результатов осмотра,понятых рекомендуется подбирать до выезда на место происшествия.
Пострадавшие, очевидцы, подозреваемые — еще одна группавозможных участников осмотра места происшествия. Они могут быть полезны инеобходимы в силу своей осведомленности об обстоятельствах произошедшего.
К участникам осмотра относится также вспомогательныйперсонал. Его задача — оказывать следователю техническую помощь. Им могутпоручаться расчистка завалов, раскопки, водолазные работы, охрана места осмотраи другие функции.
Присутствие представителей учреждений и организацийнеобходимо потому, что они могут дать необходимые пояснения, дать требуемыедокументы, провести в нужное место, открыть помещение, организоватьвспомогательные работы.
Осмотр места происшествия сочетается с действиями,направленными на поиск и задержание преступников по горячим следам. К числутаких действий относятся: применение служебно-розыскной собаки, прочесывание местности,поквартирные (подворные) обходы.
При совершении преступления вне пределов населенных пунктовпроводится прочесывание местности и опрос лиц, которые могли наблюдать противоправноедеяние или обстоятельства, связанные с ним (лица, занятые полевыми работами,водители проезжающего автотранспорта, работники сельского хозяйства).
Для прочесывания местности несколько работников милиции (либоспециально выделенное подразделение) выстраиваются в цепочку и по ходу передвиженияведут обследование заранее определенного участка местности. Последнеепредназначено для розыска похищенного имущества, преступника, его следов,предметов, которые использовались для совершения преступления и т.п. Число лиц,задействованных в этом мероприятии, зависит от размеров района, подлежащегообследованию, характера местности, специфики объектов розыска. В процессепрочесывания местности производится раскопка грунта, разбор завалов, осмотрпредметов, опрос жителей, проверка документов у лиц, вызывающих подозрение ит.п.
В целях эффективного проведения прочесывания местности лица,принимающие участие в этом, должны тщательно инструктироваться и вооружатьсянеобходимыми криминалистическими и специальными средствами в зависимости отобъектов поиска. Прочесывание местности может быть сплошное и выборочное,одностороннее и двустороннее.
В случае обнаружения на своем пути характерных дляпреступления следов или имущества лица, осуществляющие прочесывание, подаютусловный сигнал для того, чтобы передать информацию следователю или другомулицу из состава следственно-оперативной группы.
Поквартирные (подворные) обходы проводятся с целью выявленияочевидцев происшедшего и получения соответствующих сведений от них. Преждевсего устанавливаются люди, которые случайно или в силу выполнения служебныхобязанностей могли оказаться на месте происшествия: дворники, сторожа, рабочие,занятые уборкой территории, строительными, дорожными, монтажными работами,почтальоны, продавцы, родители, гуляющие с детьми, хозяева собак, старики,сидящие на скамейках возле домов, и т.д. Если противоправное деяние совершено вмомент, близкий к окончанию или началу работы расположенных в данном районепредприятий, организаций и учреждений, то лиц, осведомленных о случившемся,следует искать среди работающих в них.
При совершении преступления в многоэтажном жилом домедейственным может оказаться поквартирный обход и опрос проживающих в данномподъезде, так как преступников могли видеть на путях подхода к зданию, в лифте,на лестничных площадках.
В частном секторе города, в сельских населенных пунктахосуществляется подворный обход и опрос всех проживающих. При отсутствии данныхо конкретных лицах, располагающих необходимой информацией о происшедшем, поискочевидцев осуществляется в массе людей, в основном, неосведомленных. От такихлиц вначале получают объяснения (проводят опросы), носящие розыскнуюнаправленность (обычно это короткие неформальные беседы). Если выясняется, чтособеседник располагает сведениями, которые могут представлять интерес длярасследования преступления, то об этом незамедлительно сообщается следователю.
Помимо перечисленных мероприятий, необходимо так жепроизвести, допрос потерпевшего и возможных свидетелей. Показания указанныхлиц, в дальнейшем помогут построить возможные версии происшедшего события.
3. Оценка деятельности участников следственно-оперативнойгруппы на месте происшествия
 
После проведения всех намеченных мероприятий на местепроисшествия, следственно оперативная группа подводит итог соей работы.
А именно, на заключительном этапе осмотра места происшествияпроизводится фиксация его хода и результатов. Составляется протокол,обрабатываются планы, схемы и чертежи, объекты, обнаруженные и изъятые в ходеосмотра, упаковываются, в необходимых случаях производится дактилоскопированиетрупа, а также принимаются меры по обеспечению сохранности объектов, которыеневозможно изымать с места происшествия.
Главное средство фиксации, основной процессуальный документ,отражающий результаты осмотра, — протокол осмотра места происшествия. Протоколдолжен отвечать следующим требованиям:
1. Полнота и объективность. Это означает, что относительнокаждого объекта в протоколе должна быть указана такая совокупность егопризнаков, которая позволила бы выделить данный объект из числа других, емуподобных; что в протоколе должно быть описано само место происшествия и всёобнаруженное на нем и имеющее отношение к делу именно в том виде, в каком онобыло обнаружено; в нем не могут иметь место различные выводы и предположения,касающиеся происхождения найденных следов или объектов, механизма образованияследов.
2. Точность и последовательность описания. Это означает, чтовсе указанные в протоколе определения размеров, формы, цветов объектов должныбыть точными и излагаться четким языком, с употреблением соответствующейтерминологии.
3. Целеустремленность – сочетается с требованиями полноты иточности описания. Означает, что протокол не следует загромождать излишнимиподробностями и описанием объектов, не имеющих значения для дела. Следовательдолжен уметь выделить из всей совокупности объектов на месте происшествия те,которые имеют доказательственное значение, и описать их с максимальнойтщательностью; остальные объекты, представляющие интерес только для общей характеристикиместа происшествия, описываются лишь в общих чертах. Это относится и к фиксациирасположения объектов на месте происшествия.
4. Процессуальная форма или наличие необходимых реквизитов. Вэтой части следует руководствоваться ст.ст. 166 и 180 УПК РФ. Статья 166содержит перечень обязательных требований, предъявляемых к протоколу любогоследственного действия, а статья 180 регламентирует порядок составленияпротоколов осмотра и освидетельствования.
Планы места происшествия могут быть масштабные и схематичные.На планах-схемах обязательно указываются кратчайшие расстояния от каждогообъекта до двух неподвижных ориентиров, а также между объектами. В любом случаена плане стрелкой обозначаются север и юг, даются пояснения условныхобозначений, указывается дата его составления. План подписывается понятыми,следователем и иными участниками осмотра.
Для большей наглядности обычно составляются два плана – планместа происшествия с прилегающей территорией (общий) и план самого местапроисшествия со всеми обнаруженными на нем объектами (частный). Планы и схемысоставляются на месте происшествия, непосредственно после составления протоколаосмотра или одновременно с ним.
Другимприложением к протоколу осмотра могут быть фототаблицы. Они обычно составляютсяспециалистом после того, как будет обработана пленка и отпечатаны фотоснимки. Впояснительных надписях в фототаблицах указывается, что именно изображено накаждом снимке и условия съемки. Фототаблицы подписывает специалист. Дляфиксации хода и результатов осмотра места происшествия может также применятьсявидеозапись и иные технические средства. Результаты применения дополнительныхспособов фиксации имеют юридическое значение приложений к основному протоколу.Они недействительны без протокола или без оформления их в протоколе;предъявляются для ознакомления, оглашаются в таком же порядке, как и протокол,но обычно после оглашения самого протокола (ч. 3 ст. 276; ч. 3 ст. 281)[7].
Нарушениеправил составления протокола может повлечь признание его недопустимымдоказательством (ст. 75). В частности, исполнение протокола почерком, неподдающимся прочтению, ВС РФ признает существенным нарушением процессуальногозакона[8].
Содержаниепротокола должно охватывать все юридически значимые моменты следственногодействия, которые заносятся в протокол при предположении о том, что они имеютзначение для дела. Дополнительно в протоколе необходимо указывать:
а)сведения о факте приостановления аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки,причине и длительности остановки их записи (п. 2 ч. 4 ст. 190); б)отрицательные результаты следственного действия (не обнаружение следов там, гдеони должны или могли быть; вопросы, которые были отведены следователем или накоторые отказались ответить);
в)запись показаний (не только при допросе, но при опознании, проверке показанийна месте и др.), заявлений, замечаний производится от первого лица и повозможности дословно.
Всоответствии с ч. 9 ст. 166 УПК РФ следователь должен обеспечит безопасностьпотерпевшего, его представителя, их близких родственников, для этого впротоколе следственного действия не приводятся данные о их личности. Вместоэтого указывается псевдоним. Данная мера корреспондирует с возможностью в судедавать показания в условиях, исключающих визуальное наблюдение свидетелядругими участниками судебного разбирательства (ч. 5 ст. 278 УПК). Заразглашение сведений о принятых мерах безопасности возможна уголовная ответственность(ст. 311 УК). Как верно отмечено в литературе, в протоколах следственныхдействий не указываются не только подлинные данные, но и любые сведения,которые позволяют установить личность засекреченного свидетеля[9].К дополнительным гарантиям этой меры безопасности относятся:
а)наличие достаточных оснований для применения мер безопасности, т.е.процессуальных доказательств о реальной угрозе жизни, здоровью или имуществууказанных лиц. Любые меры, ограничивающие права защиты, должны диктоватьсястрогой необходимостью, поэтому сохранение в тайне от защиты сведений оличности свидетеля допускается лишь при невозможности использования иных, менеерадикальных, мер;
б)удостоверение личности свидетелей органами, ведущими процесс, обоснованиенадежности и доверия к показаниям этих свидетелей) показания засекреченныхсвидетелей должны подкрепляться другими доказательствами, а обвинение не должноосновываться единственно или в решающей степени на анонимных утверждениях;
г)исключительность применения мер безопасности в отношении сотрудниковправоохранительных органов.
Помимотого, если лицо совершившее преступление скрылось с места происшествия, то оно,на него составляется ориентировка и оно объявляется в розыск.
К окончанию работы следственно — оперативной группы на месте происшествия так же намечаются определенные версиии составляется единый план первоначальных следственных и оперативно-розыскныхдействий. Следователь и оперативный работник обязаны совместно обсудить ипроанализировать результаты осмотра и на основе полученных данных разработатьсогласованные следственные и розыскные действия. При этом оперативный работниксамостоятельно определяет средства и методы производства оперативно-розыскныхдействий, а следователь — если есть основания — немедленно возбуждает уголовноедело и начинает производство необходимых следственный действий.
Таким образом, наокончательном этапе работы следственно оперативной группу на месте происшествия,является сбор и последующий анализ информации, способствующей расследованию ираскрытию преступления.
Полнота и достоверностьсобранной информации позволяет построить наиболее вероятные версии происшедшегособытия.

Заключение
 
Подводя итог, отметим, в случае сложности и большого объемауголовного дела, расследование преступления может быть поручено следственнойгруппе, о чем выносится отдельное постановление или указывается в постановлениио возбуждении уголовного дела .
В тех же случаях и для решения тех же задач могут создаватьсяследственно-оперативные группы (СОГ). Правовой основой образования идеятельности СОГ следует считать соответствующие положенияуголовно-процессуального законодательства, в соответствии с которым к работеследственной группы могут быть привлечены должностные лица органов,осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Создание СОГ оформляется совместнымрешением руководителя соответствующего следственного органа и руководителяправоохранительного органа соответствующего уровня. Руководителем СОГ всегданазначается один из следователей, включенных в её состав, либо включенный в еёсостав руководитель следственного органа. Результаты работыследственно-оперативной группы зависят как от эффективности совместнойдеятельности (анализа, планирования, оценки полученных материалов), так и отэффективности деятельности каждого ее работника.
Основным следственным мероприятием, провидимым СОГ на местепроисшествия, является осмотр места происшествия. Производство которогонаправленно на обнаружение и сбор объектов материального мира, несущих в себеинформацию о преступлении. Помимо осмотра места происшествия, так жецелесообразно проводить прочесывание местности и поквартирные обходы.Поквартирные обходы производятся с целью установления свидетелей и очевидцевсобытия.
При завершении работы СОГ на месте происшествия, составляютсяпротокол осмотра места происшествия, берутся объяснения с потерпевших,свидетелей и очевидцев преступления. Так же к окончанию работы следственно — оперативной группы на месте происшествия намечаются определенные версии опроизошедшем преступлении, а затем составляется единый план первоначальныхследственных и оперативно-розыскных действий. Участники следственно оперативнойгруппы, собрав все сведения, касающиеся преступления, в дальнейшем с их учетомпланируют свою работу по его раскрытию, однако и здесь руководство, длянаправления расследования осуществляет следователь.

Список использованной литературы
 
1. КонституцияРоссийской Федерации от 12 декабря 1993 г.;
2. Уголовно-процессуальныйкодекс РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ (в редакции от 29.03.2010);
3. Федеральный Законот 12 августа 1995 г. «Об оперативно розыскной деятельности» № 144 ФЗ;
4. Федеральный Закон«О государственной защите потерпевших, свидетелей и других участниковуголовного судопроизводства.» № 119- ФЗ
5. Закон от 18апреля 1991 г. «О милиции» № 1026-1;
6. Приказ МВД Россииот 20 июня 1996 г. № 334 «Инструкция по организации взаимодействияподразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытиипреступлений»;
7. ПриказГенпрокуратуры России № 39, МВД России № 1070, МЧС России № 1021, МинюстаРоссии № 253, ФСБ России № 780, Минэкономразвития России № 353, ФСКН России №399 от 29.12.2005 «О едином учете преступлений»;
8. ПостановлениеПленума Верховного Суда РФ от 5 марта 2004 г. № 1 «О применении судами нормУголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (в ред. 23 декабря 2008г.)
9. Брусницын Л.Псевдонимы в уголовном процессе // Законность. 2005. № 1.
10. БелкинА.Р. Теория доказывания в уголовном судопроизводстве. М.: Норма, 2005. 670 с.
11. Волынский А.Ф. ЛавровВ.П. Криминалистика. М.: Юнити- Дана: Закон и право. 2008 г. 943 с.
12. М. В. Мешков. Предварительноеследствие. Учебное пособие /– М., 2009 г. 719 с.
13. Назаров С.Д.Актуальные проблемы раскрытия и расследования преступлений: межвузовскийсборник научных трудов. Выпуск 9, Сибирский юридический институт МВД России.; — Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2006 г. – 134 с.
14. ПетрухинИ.Л. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. М.:Норма, 2003. С. 312.
15. СмирновА.В., Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации.Постатейный. М.: Кнорус, 2009. 704 с.
16. СмирновА.В., Калиновский К.Б. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексуРоссийской Федерации. Постатейный. СПб.: Питер, 2002; 2004 (1 и 2 изд.); М.:Кнорус, 2007 (3 изд.). 653 с.
17. Тихомирова, Л.В.,Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия./ Л.В., Тихомирова — М., 2002.-400 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Альтернативные пути выхода из кризиса РФ
Реферат Возмущенные вариации магнитного поля высоких широт: геоэкологические аспекты
Реферат 1 Нормативный срок освоения образовательно-профессиональной программы при очной форме обучения 5 лет; квалификация менеджер
Реферат Россия XV-XIX веков глазами иностранцев
Реферат Программа вступительных экзаменов по литературе в 2004г МГУ
Реферат Гидроусилитель рулевого управления автомобиля КамАЗ-5320
Реферат Общественная педагогика
Реферат Способы и механизмы защиты интеллектуальной собственности
Реферат Методика психології
Реферат The Economics Of The Causes Of The
Реферат Москва в произведении Пушкина "Евгений Онегин"
Реферат Конкурентоспособность машинотехнической продукции
Реферат Экспериментальное исследование особенностей психических состояний специалистов Бухгалтерский учет и аудит студентов 3 курса
Реферат Анализ системы и структуры органов государственной власти на примере Новосибирской области
Реферат Политика администрации Дж Буша младшего в отношении национальной безопасности