Реферат по предмету "Государство и право"


Анализ практического опыта социальной работы и социального проектирования в области работы с мигрантами

Федеральноеагентство по образованию.
Санкт — Петербургский Государственный Университет Сервиса и Экономики.
Курсоваяработа
подисциплине: Социальный проект и его социально-экономическое обоснование
на тему: Анализпрактического опыта социальной работы и социального проектирования в областиработы с мигрантами
Санкт –Петербург
2011

Введение
Социальная работа вомногих странах формировалась как инструмент социальной политики наряду ссоциальным страхованием и социальным обеспечением. Развитие системы общества,дальнейшая дифференциация социальных функций и структур имели своим следствиемвыделение направлений специализации социальной работы. Возникла и проблемавыделения работы с мигрантами как особого вида социальной деятельности.
Важнейшим направлениемсоциальной работы является поддержка молодых мигрантов на рынке труда. Молодыелюди активно включаются в трудовые миграции чаще всего по материальным ифинансово-экономическим причинам[1].
Актуальность темы –заключается в важности изучения миграции, а также возникающих в связи с этимявлениям, проблем. На данный момент трудовые мигранты, молодые мигранты, вцелом миграция рассматривается довольно разносторонне и охватывает предметнуюобласть различных дисциплин, но в рамках социальной работы это изучение так иостается больше теоретическим знанием.
Объект исследования – социальныепроекты, направленные общественные социальные отношения в области занятости вСанкт — Петербурге.
Предмет исследования – социальныепрограммы и проекты по совершенствованию системытрудоустройства и занятости населения, реализуемые для решения проблем молодыхмигрантов при трудоустройстве, возникающих проблем при выборе профессии, ихкультурная и психологическая адаптация, социальные программы и проекты,осуществляющие свою деятельность в области занятости молодых трудовых мигрантовна территории Санкт — Петербурга.
Цель работы – охарактеризоватьсовременные достижения социальной работы с мигрантами, проанализироватьпрактический опыт социальной работы и социального проектировании в областиработы с мигрантами, предложить инновационную идею для совершенствованияпрактического опыта посредством создания проекта.
Гипотеза исследования: положительные результаты социальной работы с мигрантамивозможны, если государство проявит наибольшую заинтересованность и возложитполномочия работы с мигрантами не только на ФМС, но и распределит обязанностисреди нового поколения социальных работников, демографов, этнологов,психологов, специалистов в области экономики и занятости населения.
Качественная проводимаясоциальная работа и социальная защита прав мигрантов будет осуществлятьсяэффективно при наличии разработанных Федеральных Законов, Программ и проектов, относящихсяк молодым мигрантам, а также при успешном завершении уже существующих иразработанных проектов и программ, и при разработке новых инновационных идей.
Основные задачи:
1)  проанализировать сегодняшнеесостояние социальной работы с мигрантами;
2)  обозначить наиболее значимые проблемымолодых мигрантов, но заострить внимание только на одной из них –трудоустройство, занятость и профориентация молодых мигрантов в России; дополнитьпонимание важности проведения данного исследования;
3)  выявить, насколько полезна социальнаяработа и социальное проектирование для решения проблем мигрантов на примерах;
4)  разработать социальный проект врамках социальной работы с мигрантами, который бы смог облегчить положениемолодых мигрантов на рынке труда в будущем.

Методы исследования:
1) метод анализалитературы (по теме работы), нормативно-правовой документации;
2) проведениесравнительного анализа между прошлым практическим опытом и сегодняшним вобласти социальных проектов, разработанных для мигрантов.
Глава 1. Проектная деятельность, виды проектов, социальноепроектирование 1.1Проект, его виды
В научной и учебной дисциплине«управление проектами» под проектом понимается система сформулированных в егорамках целей, создаваемых или модернизируемых для их реализации физическихобъектов, технологических процессов.
В этом определенииобращают на себя внимание две вещи. Во-первых, в одном понятии объединены два,для которых в русском языке используется одно слово, а в английском – дваслова. По-английски, проект – это что-либо, что задумывается или планируется,то, что изменяет наш мир[2].
Также имеется другоеопределение проекта: проект — индивидуальное или групповое предприятие,тщательно спланированное и предназначенное для достижения определенной цели,т.е. это метод, который позволяет двигаться вперед от идеи к действию,структурируя этапы всего процесса.
Черты проекта:
— всегда имеет цель;
— реалистичность;
— ограниченность вовремени и пространстве;
— уникальность;
— инновационность;
— проекты реализуютсяпоэтапно;
— проекты должныподвергаться оценке.
Социальный проект — этосконструированное инициатором проекта социальное нововведение, целью которогоявляется создание, модернизация или поддержание в изменившейся средематериальной или духовной ценности, которое имеет пространственно-временные иресурсные границы и, воздействие которого на людей, признается положительным посвоему социальному значению. Под социальным нововведением понимаетсяразновидность управленческого решения, замысел которого предусматривает целенаправленноеизменение того или иного социального явления или процесса, а реализация состоитв осуществлении этого замысла. 1.2 Классификациясоциальных проектов
В организационномотношении проекты оцениваются по следующим признакам:
—  масштаб проекта;
—  сроки реализации;
—  качество;
—  ресурсноеобеспечение;
—  место и условияреализации проекта.
Социальные проектымногообразны по особенностям финансирования, масштабам, срокам реализации,степени сложности, характеру проектируемых изменений, направлениямдеятельности. Эти особенности важно осознать до начала работы по проекту, чтопозволит с максимальной эффективностью воспользоваться достоинствами каждого ихпроектных типов и заранее предусмотреть возможные трудности[3].
Основные типы проектов поразличным основаниям:
1) Типы проектов по характерупроектируемых изменений:
— инновационные, задачакоторых – внедрение принципиально новых разработок, чем определяется их теснаясвязь с научно-техническими проектами (например, создание Интернета).
— поддерживающие, которыерешают задачи экологического характера, в том числе в рамках экологии культуры.Поддерживающие проекты называются также реанимационными или реставрационными[4].
2) Типы проектов понаправлениям деятельности :
— образовательныепроекты, задача которых – представление образовательных услуг.
— научно-техническиепроекты, также могут выступать как проекты социальные, если своимипоследствиями непосредственно затрагивают общественную жизнь.Научно-технические проекты могут иметь поисковый, экспериментальный характер ичерез представление результатов общественному мнению приобретать социальнуюфункцию (вызывать общественный интерес, содействовать образованию ассоциаций иклубов, придавать качества публичных деятелей лицам, участвовавшим в проекте ит.д.)
— культурные проекты,могут по основной своей направленности выступать как проекты художественные,символические, экзотические и др.[5].
3) Типы проектов поособенности финансирования:
— инвестиционные проекты,предусматривающие вклад собственности в проект с целью извлечения прибыли. Вроли инвестора может выступить государство в лице органов государственнойвласти, органы местного самоуправления, частный собственник, сам инициаторпроекта.
— спонсорские проекты;
— кредитные проекты;
— бюджетные проекты.Осуществляются в рамках государственной социальной политики и решения местныхзадач. Такие проекты финансируются из соответствующих бюджетов в видеассигнований для осуществления плановой деятельности государственного или муниципальногоучреждения.
— благотворительныепроекты. Финансирование таких проектов имеет форму меценатства, когда лицо,обеспечивающее проект средствами, не ставит ни перед проектом, ни перед собойкоммерческих задач и само по возможности участвует в реализации проекта нетолько выделением финансов.
4) Типы проектов по ихмасштабам. Оценка масштаба проекта основывается на следующих показателях:
— насколько велико числолюдей (групп, организаций), которые смогут воспользоваться результатамипроекта;
— какова потребностьпроекта в кадровых ресурсах, сколько суммарного времени всех занятых в проектенеобходимо для его реализации;
— как много финансовыхсредств и материально-вещественных ресурсов нужно затратить, чтобы проект был реализованв планируемом объеме;
— насколько сложен проектпо своей структуре, формам организации, отчетности и т.д.;
— на какое время и длякакой территории рассчитано исполнение проекта.
С учетом этих показателейвыделяют:
— микропроекты – этоформа представления индивидуальной инициативы, получающей признание окружающих.Микропроект может не требовать внешнего финансирования, специальногооборудования. Такой проект является микросоциальным действием, но приопределенных условиях его масштабы могут быть расширены.
— малые проекты. Они непредусматривают большого числа потребителей, достаточно просты в управлении, нетребуют крупного финансирования. Специфика малых проектов состоит в том. что ихсоставление и реализация допускает некоторые упрощения в процедурепроектирования и реализации (простой график, руководитель – одно лицо, необязательно создание команды проекта).
— мегапроекты, в качествекоторых обычно выступают целевые программы, состоящие из взаимосвязанныхпроектов. Их специфика состоит в необходимости масштабной координацииисполнителей; анализе макропоказателей Среды (страна, регион мира); выделенииразработки концепции проекта в качестве самостоятельной фазы; необходимостимониторинга проекта и т.д.
5) Типы проектов по срокамих реализации:
— краткосрочные(1-2года);
— среднесрочные(3-5лет);
— долгосрочные (10-15лет).
6) Существуют еще такназываемые “псевдопроекты”, т.е. это форма, которой прикрывает какое-то другоесодержание, не представленное в самом псевдопроекте. Выделяют две разновидностипсевдопроектов: проекты – фикции и квазипроекты[6].
Инициаторы проекта-фикциизаинтересованы в получении финансирования под проект, которое на самом делепланируется или использовать на другие цели, или использовать на проект толькочастично, позже составив отчет о расходовании средств и представив реализациюпроекта на отдельных удавшихся объектах. Квазипроекты обладают всеми признакаминастоящего проекта, но планируют нововведения, которые на самом деле таковымине являются.
Многообразие типовпроектов – одна из примечательных черт социального проектирования. Возможностьприменять в проектировании различные формы проектов, интересные варианты,подходы и технологии придают социальному проектированию гибкость, мобильность иуникальность[7].
В данной главепроанализировано многообразие видов социальных проектов, множество его форм,видов и типов. В подробной классификации проектов расписаны возможные видыпроектов по различным типологиям, описаны их черты и основные характеристики.
Глава 2. Социальные проекты в области проблем молодыхмигрантов в Санкт-Петербурге 2.1 Молодыемигранты, как целевая группа социального проектирования
трудовоймигрант социальный поведение
Миграция населения – этохарактерная черта современного развития общества.
Мигрантом называютчеловека, покинувшего место своего постоянного проживания более чем на шестьмесяцев под влиянием выталкивающих или притягивающих факторов[8].
Подавляющее большинстводобровольных мигрантов – это молодежь (как правило, их возраст – не старше 35лет). Молодые люди являются наиболее динамичной социальной группой, котораяцеленаправленно стремится улучшить свою жизнь. Период молодости связан споиском идентичности (Э. Эриксон), интенсивной социализацией (И. С. Кон), профессиональнымстановлением и поиском спутника жизни[9].
Перечисленные возрастныеособенности позволяют выделить некоторые характерные черты, свойственныемолодым мигрантам.
Во-первых,целеустремленность и стремление в сжатые сроки получить для себя максимальноеудовлетворение потребностей (в широком смысле слова). Покидая родительский дом,молодые люди вынуждены самостоятельно себя обеспечивать, а часто еще иподдерживать свою семью, поэтому они берутся за любую работу, которая можетприносить им доход.
Во-вторых, готовность кограничениям и лишениям в процессе достижения поставленных целей. Молодыемигранты способны жить при минимальном комфорте, в не приспособленных дляпроживания помещениях, ограничивая себя в питании, пренебрегая личной гигиенойи т. п.
В-третьих, затруднительноематериальное положение. Так как расходы у молодых мигрантов в несколько развыше, чем у их сверстников (оплата жилья, питание, транспортные расходы,расходы на одежду, обувь, предметы первой необходимости), а возможности получениядоходов примерно равны.
В-четвертых, большоезначение для данной категории имеют тесные эмоциональные контакты с новымокружением. Молодые люди стремятся найти среди новых знакомых эмоциональнуюподдержку, легко заводят друзей. Но часто эти контакты имеют исоциально-экономический контекст, связанный со стремлением закрепиться на новомместе (например, вступление в брак с жителем данной местности).
Наиболее сложным периодомдля молодых мигрантов ученые называют период адаптации к новому местужительства. Существует тенденция рассмотрения адаптационного процесса мигрантовв контексте так называемой кривой процесса адаптации.
В соответствии с этойкривой Г. Триандис выделяет пять этапов процесса адаптации мигрантов.
Первый этап — «медовыймесяц», характеризуется энтузиазмом, приподнятым настроением и большиминадеждами мигрантов.
На втором этапенепривычная среда начинает оказывать свое негативное воздействие. Возникает чувстводискомфорта, взаимного непонимания с местными жителями и неприятия ими. Все этоприводит к разочарованию, замешательству, фрустрации и депрессии. В этот период«чужак» пытается убежать от реальности, общаясь исключительно с земляками иобмениваясь с ними впечатлениями.
На третьем этапе симптомыдезадаптации могут достигать критической точки, что проявляется в серьезныхболезнях и чувстве полной беспомощности. Не сумевшие успешно адаптироваться кновой среде молодые люди пытаются вернуться домой. Однако намного чаще мигрантыполучают социальную поддержку окружения и преодолевают межкультурные различия —изучают язык, знакомятся с местной культурой.
Четвертый этап депрессиямедленно сменяется оптимизмом, ощущением уверенности и удовлетворения. Человекчувствует себя более приспособленным и интегрированным в жизнь общества.
Пятый этапхарактеризуется полной адаптацией, которая подразумевает относительностабильные изменения личности в ответ на требования среды.
В идеале процессадаптации мигранта приводит к взаимному соответствию среды и индивида, и можноговорить о его завершении. В случае успешной адаптации ее уровень сопоставим суровнем адаптации молодого человека на родине. Однако не следует отождествлятьадаптацию в новой культурной среде с простым приспособлением к ней.
Продолжительностьпроцесса адаптации у молодых мигрантов может быть различна: от несколькихмесяцев до 4-5 лет — в зависимости от характеристик самих мигрантов иособенностей своей и чужой для них культур. Но в любом случае процесс адаптации,протекающий в условиях смены социальной ситуации жизнедеятельности, — этопроцесс сложный и значимый для дальнейшего развития личности, требующий учетаспецифики ситуации и оказания поддержки со стороны окружающих.
Молодые мигранты ввидуособенностей их положения на новом месте жительства являются, с одной стороны,социально уязвимой, а с другой — потенциально важной для развития территорийкатегорией населения. Поэтому государство обращает особое внимание на мерысоциальной поддержки молодых мигрантов.
Социальная работа смолодыми мигрантами строится в соответствии с основными направлениямиГосударственной молодежной политики, согласно которой молодежь является особойкатегорией населения, нуждающейся в государственной поддержке.
Приоритетными задачами вобласти социальной поддержки молодых мигрантов можно назвать:
— создание условий дляполучения профессионального образования (квотирование мест в среднихспециальных и высших учебных заведениях для особо нуждающихся мигрантов ижителей сельской местности);
— социально-экономическуюподдержку (стипендии, пособия, льготы);
— медико-социальнуюподдержку (медицинское страхование, льготное медицинское обслуживание,бесплатная экстренная медицинская помощь, организация диспансеризации);
— социально-правовуюподдержку (юридические консультации, правовое просвещение);
— информационную поддержку(создание молодежных информационных служб и бесплатных консультационных пунктов);
— помощь втрудоустройстве (молодежные биржи труда организация дополнительных рабочих местдля молодых специалистов);
Важным направлениемсоциальной работы является поддержка молодых мигрантов на рынке труда[10].Молодые люди активно включаются в трудовые миграции чаще всего по материальными финансово-экономическим причинам (выезд на заработки). Кроме того, средипричин переезда они называют «стремление быть самостоятельным», «выйти из-подопеки родителей», «желание заработать деньги», «приобрести престижныйавтомобиль». Эти причины в своей основе также имеют материальное происхождение.К этому могут присоединяться и авантюристические мотивы: «любопытство», «желаниеувидеть мир», «стремление разнообразить жизнь», «поступить как все». В качествеместа поиска работы молодые трудовые мигранты выбирают крупные города либовыезд за рубеж. Этот факт объясняется ими тем, что в данных местах «легче найтиработу», «возможно быстро заработать значительные средства», «кроме работыможно развлечься, весело провести время», «найти возможности остаться тамнавсегда». Таким образом, типичными для молодых мигрантов можно назватьтрудовые миграции (легальные и нелегальные) в крупные города и международныетрудовые миграции[11].
Принимая решение об участиив трудовой миграции, молодой человек часто не имеет достоверной и полнойинформации о будущем месте работы. Он опирается в своем выборе либо нарекламные буклеты, либо на впечатления от подобных поездок своих друзей изнакомых, значительно реже — на объективные источники информации. На принятиеокончательного решения о выезде на заработки оказывают влияние различныеситуативные факторы. Среди них: наличие ближайших или дальних родственников,друзей, знакомых, которые находятся (проживают или работают) на принимающейтерритории и которые обещают помочь с трудоустройством; обсуждение и принятиерешения о поездке на семейном совете; информация о наборе на работу (отгосударственной структуры, частной фирмы, физического лица). То есть основнымфактором, оказавшим окончательно влияние на принятие решения о поездке назаработки, выступают неформальные источники, составляющее непосредственное,ближнее окружение потенциального трудового мигранта. Более того, чаще всегоближнее окружение выступает тем «социальным буфером, который облегчает исмягчает процессы социальной адаптации и начальной интеграции молодоготрудового мигранта новый социум во всем многообразии ее проявлений и проблем.Государственные структуры практически не представлены на этом «поле влияния»[12].
Большое значение дляпроцесса социальной адаптации интеграции в принимающее общество оказываетправовой статус (легальный — нелегальный) нахождения трудового мигранта.Подавляющее большинство молодых трудовых мигрантов находится на принимающейтерритории нелегально. Один из существенных недостатков российской политики вобласти миграции заключается в сложности трансформации нелегального статуса влегальный, в целом ограничительный характер миграционной политики, хотя впоследние годы в направлении предпринимаются значительные усилия. Молодыетрудовые мигранты активно предпринимают усилия собственной легализации(фиктивный брак, приобретение фальшивых документов).
Нелегальныйстатус ставит трудового мигранта вне социума. Все его отношения с принимающимобществом приобретают неравноправный и неправовой характер. Это касается всегокомплекса отношений «трудовой мигрант—принимающее общество» как в сферетрудовой деятельности, так и в сфере жизнедеятельности. Подавляющее большинствонелегальных молодых трудовых мигрантов в Российской Федерации оформляеттрудовые отношения посредством устной договоренности, что нередко выступает основанием и риском для нарушения трудового соглашения. Трудовой контракт является большой редкостью. Часто мигрантысталкиваются с отсутствием техники безопасности, ненормированным рабочим днем.
Вданном контексте следует рассматривать и проблему, связанную с наличиеммедицинской страховки и медицинским обслуживанием в случае полученияпроизводственной травмы или болезни. Подавляющее большинство молодых трудовых мигрантов стремится лечиться дома, необращаться за помощью к врачу или в медицинское учреждение в стране (городе,территории) пребывания. Это объясняется как нелегальным статусом мигранта, таки высокой стоимостью медицинских услуг[13].
Существенным фактором,влияющим на процесс адаптации и интеграции трудовых мигрантов в принимающееобщество, являются жилищные условия, в которых они находятся и проводятопределенную часть своей жизни. Подавляющее большинство молодых трудовыхмигрантов попадают в ситуацию жилищной неустроенности. Варианты стандартные: снимаютквартиру, проживают в общежитии, в гостинице, в оборудованных и необорудованныхвагончиках, живут у родственников. Важным компонентом жизни трудового мигрантаявляется питание. Как правило, молодые люди стремятся сэкономить на собственномпитании. Питание становится неполноценным, некачественным и несистематическим.
Молодые трудовые мигрантыимеют негативный опыт социальных взаимодействий и с местным населением.Трудовые мигранты нередко выступают в качестве замкнутой общины, противостоящейпринимающему обществу. Данное обстоятельство минимизирует возможностьполноценного знакомства мигрантов и принимающего общества, взаимногокультурного обмена и кросскультурного поведения, преодоления существующихстереотипов восприятия и поведения. А это затрудняет процессы адаптации иинтеграции в новый социум[14].
Другой существеннойпричиной, оказывающей влияние на нетерпимость принимающего общества, являетсяопасение, что трудовые мигранты отнимают у местного населения работу. Хотяреально проблема конкуренции на рынке труда не столь однозначна. Конкуренция зарабочие места зачастую носит более сложный, иерархизированный характер, исходитиз наличия секторов экономики, созданных специально для трудовых мигрантов, гдеконкуренции для местных работников реально нет. А конкуренция имеет место средитрудовых мигрантов, между старыми и новыми трудовыми мигрантами, каксвидетельствует опыт исследований в странах ЕС. В то же время имеются секторыэкономики, где конкуренция с местным населением — реальность. Но эта реальностькасается нередко малоквалифицированных категорий рабочей силы (в том числе и всилу пониженного социального и профессионального статуса молодых трудовыхмигрантов, обусловленного их нелегальным статусом, и т. Д.). В этих секторахконкуренция между трудовым мигрантом и местным работником часто носитнадуманный характер, потому что местный работник изначально в силу различныхпричин не желает включаться в трудовой процесс. И конкуренция возникает не всилу наличия в этих сегментах рынка труда местных работников, а вопреки этому —в силу их отсутствия.
Молодые трудовые мигрантыимеют ограниченные контакты с институтами гражданского общества (кроме правоохранительныхорганов по вопросам регистрации и легализации пребывания на данной территории).Это объясняется в том числе и тем, что трудовые мигранты не ожидают помощи ниот государственных органов принимающей стороны, ни от структур гражданскогообщества. Они рассчитывают только на себя, своих ближних.
Государственнаясоциальная поддержка молодых трудовых мигрантов направлена, в первую очередь,на оказание помощи легальным молодым мигрантам, трудоустраивающимся либо нагосударственные предприятия и организации, либо в те отрасли экономики, которыемалопривлекательны для коренного населения. В отношении нелегальных трудовыхмигрантов государственная миграционная политика направлена на выявление,контроль и выдворение их из страны. Но, учитывая тот факт, что легально можеттрудоустроиться лишь незначительная часть трудовых молодых мигрантов (ввидуотсутствия соответствующего образования, квалификации, опыта работы),государственные меры социальной поддержки данной категории мигрантов не могутбыть названы достаточными.
Из всеговышеперечисленного следует сделать вывод, что социальная работа с такойкатегорией граждан как молодые мигранты, находится на пути своеготеоретического и практического становления. Но с другой стороны, виднырезультаты прошлых практик и лет в этой области, разрабатываются новыетехнологии и подходы в социальной работе с мигрантами, велика роль социальногопроектирования и прогнозирования в минимизации последствий растущей миграции.
2.2 Проекты, направленные на помощь мигрантам в Санкт-Петербурге 2.2.1Трудовые мигранты из Средней Азии: проблемы и риски здоровья (2009-2010)
Координаторы: Ольга Бредникова, Елена Чикадзе.
Цель проекта — определитьнаиболее эффективные формы и пути информирования трудовых мигрантов о ВИЧинфекции (способах ее распространения, предохранения, лечения и т.п.) с тем,чтобы способствовать снижению уровня заражения ВИЧ и ИППП среди мигрантов ичленов их семей. В задачи проекта входит сбор информации и анализ следующихтем: сексуальное поведение трудовых мигрантов из Средней Азии; отношениемигрантов к здоровью и практики лечения; уровень информированности о ВИЧ/СПИДе;пути передачи информации и авторитеты в среде трудовых мигрантов.
Исследование проводитсяметодом наблюдения и интервьюирования в Санкт-Петербурге, Кыргызстане иТаджикистане.
Участники проекта отЦНСИ: Ольга Бредникова, ЕленаЧикадзе.
Проект поддержан Датской церковной помощью[15]. 2.2.2Экономические мигранты из Центральной Азии: исследование трансформацииидентичности, норм поведения и типов социальных связей (2007-2008)
Координаторы: Сергей Абашин (Институт этнографии иантропологии РАН, Москва), Елена Чикадзе(ЦНСИ).
Международный проект былнаправлен на изучение экономической миграции из Узбекистана в Россию и вКазахстан.
Цель проекта — исследовать процесс формирования нового трансграничного сообщества, котороескладывается на пересечении разных социальных, политических и культурныхпространств. В фокусе исследования — мотивации и стратегии поведенияиммигрантов, их социальные сети и идентификации, практики сегрегации и/илиинтеграции в «принимающее общество», а также обратное влияние, котороеоказывает мигрантский опыт на социальные нормы и институты центральноазиатскогообщества.
Основной метод сбораинформации — глубинное интервью. В завершение проекта 13 марта 2008 года в ЦНСИбыл проведен семинар 'Экономические мигранты из Центральной Азии' с участиемисследователей из Петербурга, Москвы, Казани и Пскова.
Участница проекта отЦНСИ: Елена Чикадзе.
Проект поддержан Институтом «Открытоеобщество». 2.2.3«Номадический дом»: концепция «дома» в ситуации миграции(на примере женщин-гастарбайтеров Санкт- Петербурга) (2005-2006)
Проект был нацелен наизучение трансформации восприятия домашнего пространства, а также правил испособов его организации в ситуации миграции. В фокусе внимания исследователей- женщины, прибывшие в Санкт-Петербург в качестве гастарбайтеров спостсоветского пространства более трех лет назад и работающие по найму в сферемелкой розничной торговли на продуктовых рынках города. В исследованииприменялись метод наблюдения, в том числе за повседневной жизнью мигранток, иглубинные проблемно-ориентированные интервью, в которых обсуждались жизненныетраектории женщин. По результатам проекта опубликован ряд статей.
Исследователи: Ольга Бредникова, Ольга Ткач.
Проект поддержан Фондом имени Генриха Бёлля и ЦНСИ[16].
2.2.4 Программы профилактики ВИЧ среди трудовых мигрантов
В 2007 году ОткрытымИнститутом Здоровья было поддержано новое направление деятельности— профилактикаВИЧ среди мигрантов. До начала практической работы проектов среди даннойцелевой группы была проведена экспресс-оценка ситуации (ЭОС), целью которойбыло выявить основные потребности целевой группы, степень распространенностирискованных поведенческих практик и определить основные направления и приоритетыдеятельности профилактических проектов, а также адекватность их внедрения в выбранныхгородах[17].
ЭОС была проведена в 5 городахРФ: Улан-Удэ, Казань, Вологда, Томск, Санкт-Петербург. В каждом из городов былоопрошено по 100 рабочих мигрантов, 50 человек из которых — преобладающая в регионеэтническая группа мигрантов, 20 человек — вторая по численности национальнаягруппа мигрантов и по 15 человек — третья и четвертая группы мигрантов. Анкета,по которой проводилось интервью, состояла из 36 вопросов, касающихсясоциально-демографических характеристик, сфер занятости мигрантов в России,состояния здоровья, знаний о ВИЧ/СПИДе и т.п.
Результаты экспресс-оценкиситуации выявили низкий уровень знаний целевой группы о ВИЧ-инфекции. Так,более трети респондентов полагали, что ВИЧ можно заразиться воздушно-капельнымпутем, почти половина — через укус комара. Значительное число сексуальноактивных респондентов ни разу не использовали презервативов при половых актахза последние 30 дней до проведения интервью. Результаты проведенной ЭОСпозволили определить основные акценты, на которых следует сфокусироватьдеятельность профилактических проектов, а именно — повышение уровня знанийцелевой группы о ВИЧ/СПИДе и пропаганда использования презерватива какнадежного средства профилактики ВИЧ и ИППП.
Также для разработкидальнейшей стратегии и возможных направлений деятельности по работе с мигрантамиОткрытым Институтом Здоровья был проведен обзор миграционной политики и миграционнойситуации в РФ в контексте мер по борьбе с ВИЧ/СПИДом. На основании обзорасделаны выводы о ключевых элементах программ, необходимых для ограниченияраспространения инфекционных заболеваний, связанного с миграцией.
На основании всех обозначенныхпроектов можно сказать, что в разное время, начиная с 2004 года, в Санкт-Петербургепроводились различные мероприятия, направленные на трудовых мигрантов. В целом,каждый из проектов решает какую-либо проблему мигрантов (здоровье,трудоустройство, проблемы адаптации и т.д.) И, несомненно, это основной плюс иглавная задача социального проектирования.
Глава 3. Практическая часть
Название проекта: созданиеспециализированного профориентационного образовательного учреждения для молодыхтрудовых мигрантов в Санкт-Петербурге.
Санкт-Петербург, 2011 г. внегласно объявил наступивший год, годом мигрантов.
Сроки: март 2011г.- июнь2011.
Цель: предоставить возможностьбесплатно каждому желающему мигранту (до 35 лет) пройти процедурупрофориентации (бесплатно) для облегчения выбора будущей профессии ивозможности заниматься квалифицированным высокооплачиваемым трудом.
Подцели:профориентировать каждого учащегося в выборе профессии и дать ребятамнеобходимые навыки для будущей работы (речь идет не о высшем образовании, а отаких профессиях как механик, столяр, электрик; для девочек швея, мед.сестра,кассир, сиделка)
Деятельность центра будетосуществляться поэтапно, курс профориентационных и образовательных процедурдлится 2,5 месяца, в группе по 8 человек.
Целевая группа: молодыетрудовые мигранты, (мужчины и женщины, их возраст – не старше 35 лет)
Задачи:
1.Выявить навыки ипредпочтения будущей профессии каждого учащегося.
2. Вселить уверенностькаждого из молодых людей уверенность в своих силах.
3.Профориентировать наузкую специальность
4.Дать возможностьсделать выбор профессии самостоятельно.
5. Предоставить молодымлюдям места прохождения практики и место трудоустройства
6. По окончании курсапрофориентации будет выдан документ об окончании заведения.
Методология:
Мониторинг молодыхмигрантов, нуждающихся в профориентации, сбор и анализ статистическойинформации, организация опроса среди данной категории людей о необходимостипроекта с помощью интервьюирования, поиск необходимого персонала, наладитьконтакт с органами МСУ.
Методы:
1.С помощью тестированийпроводить профориентацию.
2. Выявлять предпочтенияи уже имеющиеся навыки при помощи открытой беседы.
3. Практические выездныезанятия.
4. Проведение лекций исеминаров в интересной форме на доступном языке.
5. Обучение с помощьюкомпьютерных тестирований.
6.Открытые уроки.
Мероприятия: (этапыреализации проекта и сроки.)
1. Аренда здания (подготовкаего к приему учащихся), либо, можно попросить районный ЦЗН о предоставлениибазы для данных мероприятий.
01.03. 2011
2. Проинформировать ФМС овозможности молодым мигрантам бесплатно пройти курс профориентации.
03.03.2011 – 04.03.2011
3. Поиск необходимыхспециалистов в районном ЦЗН., психологов и т.д.
05.03.2011- 10.03.2011
4. Снабдить ФМСнеобходимыми буклетами и брошюрами с важной контактной информацией.
11.03.2011
5. Наладить контакт стеми учреждениями, которые могли бы дать возможность проводить практические выездныезанятия. Проработать и подготовить базу учреждений, куда бы в будущем молодыелюди смогли бы пойти работать.
11.03.2011 – 15.03.2011
6. Сбор групп, запись вгруппы, определение расписания занятий.
15.03.2011
7. Провести первоепробное занятие, познакомить учащихся друг с другом.
16. 03.2011
8. Непосредственнаяработа с молодыми людьми, профориентация.
17.03.2011 – 15.05.2011
9. Оценка и подведение промежуточныхитогов.
15.05.2011 – 30.05.2011
Обоснование проблемы
В современном обществесуществует такое явление как миграция. Зачастую, мы даже не замечаем, как многоприезжих людей живет рядом с нами. И, несомненно, насущные проблемы мигрантовнас не интересуют. А их не мало, и они требуют особого отношения и внимания состороны принимающего государства. В «состав» или список этих «незадач» входят поискжилье, воспитание детей (поиск для них учебного заведения), и конечно же,трудоустройство и профориентация. На последней проблеме хотелось быостановиться подробнее.
Любая приезжая семья (иззаграницы) стремиться в первую очередь наладить социальные контакты и связи,для того, что бы с помощью них искать пути решения проблем. И также для любойсемьи мигрантов очень важно обеспечить работой себя, а в дальнейшем и своихдетей. Очень часто мы наблюдаем такую печальную картину, как то, что почти весьнеквалифицированный труд держится в руках мигрантов. Среди них очень много тех,кто способен на большее, на труд, который достоин большей з/п и большегоуважения. Да, здесь палка о двух концах — не всегда иностранец, недавноприехавший в чужую страну и не знающий языка, осмелится пойти на какую-либодругую работу. Языковой барьер, страх нетолерантного отношения, да и в принципеотсутствие государственного органа который бы занимался проблемами мигрантов (помимоФМС) – все это вертится в головах мигрантов и толкает их зачастую на отчаянныепоступки.
По подсчетам ФМСмигрантов в СПб 14,5 тыс. чел., и это только те, кто официально зарегистрированв органах миграционной службы.
Поиск работы для молодогомигранта – это на сегодняшний день не проблема, в большинстве организациятребуется на работу неквалифицированные рабочие, зачастую даже без документов исанитарной книги. Но загвоздка состоит в том, что этот неблагодарный труд ничемне поощряется, а желание поучиться и пойти на хорошую работу пропадает из-заотсутствия в СПб такого учреждения, в котором бы молодежь, да может и взрослые,могли бы обучаться каким-то средне профессиональным специальностям, получатьнавыки работы на компьютере, различных заводских станках, швейных машинах и вдальнейшем получить гарантию того, что они будут трудоустроены.
В настоящее время вСанкт-Петербурге принята программа по ассимиляции мигрантов, которая включает всебя обучение языку приезжих, а «питерскую» молодежь — терпимости. Очень здорово,что государство работает в этом направлении.
Наша организация «»предлагает создать один из таких профориентационных центров, где будутвыполняться ряд мероприятий и задач. Это поможет решить главную проблемубезграмотности приезжих и облегчить выбор будущей профессии и возможностизаниматься квалифицированным высокооплачиваемым трудом.

Оценка рисков проекта ивозможные пути их решения.Риск Возможный путь решения Молодые мигранты не захотят участвовать в программе. Объяснять, привлекать волонтеров с опытом уличной работы к проведению акций У молодых людей может возникнуть языковой барьер. Во избежание этого, к работе будут привлекаться опытные сотрудники, со знанием одного их азиатских языков. Молодые мигранты могут и вовсе не узнать о проходящей акции. Проводить качественную рекламную деятельность, сотрудничать с ФМС, прилагать усилия к тому, чтобы информация была доступно донесена. Молодые мигранты не захотят тратить на это свое время. Все занятия будут проходить ближе к вечеру и много времени отнимать не будут.
Бюджет проекта.№
Статьи расходов
(примерные) Необходимые средства Фонд Другие источники Всего 1.
Аренда нежилого
Помещения в СПб
450х70дней=
31500 руб. - 31500руб. 2. Печать брошюр, буклетов 3000 руб. 5000 руб. 4. Оплата труда специалистов.(2 спец-ста в сфере занятости, переводчик, психолог, соц.работник, администратор)
50000руб.
На 3 месяца
-
45000
-
95000 руб
- 5 Обеспечение учащихся необходимыми канцелярскими принадлежностями 5000 руб. 1200 руб. 6200руб. 6.  Аренда компьютерного класса 7200 руб. 7200 руб. 7
Другие расходы
(поощрение волонтеров) 9000 руб. 9000руб
  Итого: 153 900 руб.
  /> /> /> /> /> /> /> /> />
Заключение
Социальноепроектирование, как один из основных механизмов социальной работы с мигрантаминаходит в науке все большее развитие и популярность. Так, в данном исследованиибыли описаны не только заслуги теоретиков в области социального проектирования,но и определенный практический опыт и положительный результат, достигнутый, вцелом, за небольшой срок.
В рамках проводимогоисследования была выявлена тенденция на улучшения социальной работы с молодымимигрантами, а также, с помощью социального проектирования – усовершенствованиесферы занятости и трудоустройства населения в Российской Федерации.
Выдвинутая гипотезаисследования подтверждается всеми пунктами работы, положительные тенденциипросматривается как в прошлом опыте, так и в современных практиках.
Разработка социальногопроекта по усовершенствованию сфера занятости населения (мигрантов) в настоящеевремя, при его реализации, принесет полезный практический опыт, а также, пустьи не на длительное время, но минимизирует негативные последствия одной изважных проблем молодых мигрантов – устройство на высокооплачиваемую достойнуюработу.
— В первой главепроанализировано многообразие видов социальных проектов, множество его форм,видов и типов. В подробной классификации проектов расписаны возможные видыпроектов по различным типологиям, описаны их черты и основные характеристики;
— следует сделать вывод,что социальная работа с такой категорией граждан как молодые мигранты,находится на пути своего теоретического и практического становления. Но сдругой стороны, видны результаты прошлых практик и лет в этой области,разрабатываются новые технологии и подходы в социальной работе с мигрантами,велика роль социального проектирования и прогнозирования в минимизациипоследствий растущей миграции;
— На основании всехобозначенных проектов можно сказать, что в разное время, начиная с 2004 года, вСанкт-Петербурге проводились различные мероприятия, направленные на трудовыхмигрантов. В целом, каждый из проектов решает какую-либо проблему мигрантов(здоровье, трудоустройство, проблемы адаптации и т.д.) И, несомненно, этоосновной плюс и главная задача социального проектирования.
Список литературы
1) Аверин А.Н.Социальная политика и подготовка управленческих кадров: Учебное пособие. – М.:«Дашков и К», 2004.
2) Акмалова А.А.,Капицын В.М. Социальная работа с мигрантами и беженцами: Учеб. пособие / Отв.Ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2010.
3)  Курбатов,В. И. Социальное проектирование: учеб. пособие. / О. В. Курбатова. – Ростов-н/Д: Феникс, 2001.
4) Кутьин А.Д.Миграция в России: проблемы, прогнозы и перспективные направления государственнойполитики // Миграционное право. 2006, № 3.
5)  Луков В.А. Социальное проектирование [Текст]: учебное пособие для студентов высшихучебных заведений, обучающихся по специальности 350500 — Социальная работа.Москва: Московский гуманитарный ун-т: Флинта,2010.
6) Луков В.А.Социальное проектирование: Учеб.пособие. – 4е изд., испр. – М.: Флинта, 2003.
7)  Проектныйменеджмент. Издание Совета Европы – Ти-Кит № 3
8) Рыбаковский Л.Л. (2008) Миграция населения (вопросы теории).М., 2003.
9) Социальная работас молодежью: учебное пособие: для студентов высших учебных заведений,обучающихся по направлению и специальности «Социальная работа» / [Н.Ф. Басов и др.] / под ред. Н. Ф. Басова. М.: Дашков и К, 2010.
10) Социальнаяработа с молодежью, уч. пособие — 3 — е издание, под ред. д.п.н. профессораН.Ф. Басова. Москва .: Издательско — торговая корпорация «Дашков иК'» 2010.
11)Технологиисоциальной работы: Учебник под общ. Ред. Проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М,2002.
12)Холостова Е.И.Социальная работа: Учебное пособие. – 5-е изд. – М.: «Дашков и К», 2007.
13)http://www.ilo.org/public/russian/region/eurpro/moscow/projects/migration2
14)http://soc-work.ru/category/article/migrant
15)http://soc-work.ru/article/284
16)www.cisr.ru/projects_etnos.html


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.