Реферат по предмету "Государство и право"


Анализ нормативно-доктринальной теории конституционно-правового статуса РФ

Содержание
 
Введение
1. Конституционные принципы государственногоустройства РФ
2.Элементы конституционно-правового статуса РФ
3.Этапы развития федерализма в РФ
Заключение
Список использованных источников

Введение
 
Конституционное(государственное) право является основополагающей отраслью права РоссийскойФедерации. Основным нормативным источником этой отрасли права являетсяКонституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря1993 года.
Конституцияподчеркивает, что федеральные законы имеют верховенство на всей территорииРоссии, а самой территории нашей страны обеспечивается целостность инеприкосновенность.
Правовой характергосударства и права России проявляется в том, что все основные общественныеотношения, все права и обязанности граждан должны определяться правом ификсироваться, прежде всего, на уровне закона. Кроме того, соблюдение законадолжно быть обязательным не только для отдельных граждан и организаций, но идля органов государственной власти, в том числе для высших органов власти иуправления.
Посколькулюбое федеративное государство состоит из частей, для него чрезвычайно важнодостичь гармонии в отношениях частей и целого. Федерацию всегда подстерегаютдве противоположные опасности, скатиться к унитаризму и распасться на независимыегосударства. Каждая из этих опасностей, всегда имеющих какую-то объективнуюоснову, эксплуатируется соответствующими политическими силами, согласованиеинтересов которых возможно только в четких правовых установлениях как в отношениисамой федерации, так и ее субъектов. Эту задачу и решает Конституция,закрепляющая статус (правовое положение) федерации и ее субъектов, т. е. основыих взаимоотношений между собой.
Вмире нет легких федераций, все федеративные государства сталкиваются с какими-тотрудностями или проблемами. Особенностью России на ее нынешнем этапе развитияявляется то, что ее федерализм переживает переходный период, обретаядемократические формы всложныхэкономических и политических условиях, и прежде всего обострения межнациональныхотношений. Отсюда незавершенность, а иногда и противоречивость норм,определяющих правовой статус Федерации и ее субъектов. Еще не приняты многиефедеральные законы, предусмотренные Конституцией, не сложилась судебнаяпрактика по спорам о компетенции, нет отрегулированной вертикали исполнительнойвласти.
Степень темы исследования. Необходимо отметить, чторазработкой спорных вопросов, касающихся изучаемой темы, занимались многиеизвестные юристы. Среди них можно назвать Абдулаев М. И., КомаровС. А., Авакьян С.А., Баглай М.В., Болотин Э. Л., Васильцов В.Ф., ВикторовА.Н., Галаган П.С., Золотарева М.В., Калина В.Ф и другие авторы.
Объектомисследования выступает статус Российской Федерации как государства.
Предметисследования — конституционно-правовой статус РФ.
Цельюисследования является осмысление и построение нормативно-доктринальной теорииконституционно-правового статуса РФ.
Задачиисследования непосредственно обусловлены достижением поставленной цели курсовойработы и сводится к следующему:
1.раскрытьконституционные принципы государственного устройства РФ;
2.исследоватьэлементы конституционно-правового статуса РФ;
3.проанализировать этапы развития федерализма в РФ.
Припроведении исследования применялись методы статистического, логического,формально-юридического, функционального, сравнительно-правового исистемно-структурного анализа.
Курсоваяработа состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка использованныхисточников.

1.Конституционные принципы государственного устройства РФ
 
Федерациянаряду с унитарной формой, представляет собой одну из основных формтерриториальной организации государства. Как форма государственного устройстваона предполагает особый характер отношений между федеральными органами власти иорганами составляющих федеративное государство территориальных частей — субъектовфедерации.
Федерацияпредставляет собой юридически единое союзное государство, в состав котороговходят определенные государства или государственные образования, обладающиевластью и полномочиями в решении тех вопросов, которые не входят в компетенциюфедеральной власти. Ее характеризуют следующие признаки.
Федерация- единое союзное государство, существующее наряду и сверх тех государств,которые входят в его состав. Федерация обладает суверенитетом. Федерацияобладает необходимыми государственно-правовыми институтами, т. е.законодательными и исполнительными органами, которые избираются населением всехсубъектов федерации, причем парламенты федерального типа, как правило, имеютдвухпалатную структуру. Наряду с общей палатой, которая выражает интересы всегогосударства, существует палата, выражающая интересы субъектов федерации. Актыфедеральных органов являются обязательными на всей территории федерации. Они неподлежат рецепции, т.е. утверждению со стороны органов субъектов федерации, иадресованы непосредственно населению. Субъекты федерации не имеют права отменыактов Федерации[1].
Федерацияобладает единой территорией и единым гражданством, причем территория федерацииможет состоять из территорий ее субъектов, но вместе с тем может существоватьобщефедеральная территория, которая в состав субъектов не входит.
Федерацияобладает компетенцией компетенции. Это означает, что она сама, без согласиявходящих в нее субъектов, может расширять или сужать пределы своей компетенции,что и закрепляется в ее конституции. По сути это компетенция федерации наизменение своей компетенции.
Федерацияюридически нерасторжима, т.е. ее субъекты не обладают суверенитетом и не имеютправа сецессии (выхода из состава федерации).
Напримере Российской Федерации выделяются следующие конституционные принципыправового регулирования федеративных отношений:
1)суверенитет Российской Федерации над всей ее территорией (ст. ст. 4, 71);
2)верховенство на всей территории России Конституции РФ и федеральных законов(ст. 67);
3)целостность государственной территории (ст. ст.1, 3, 67);
4)прямое действие Конституции Российской Федерации на всей территории Федерации(ст. 15);
5)конституционное закрепление порядка изменения внешних и внутренних границ государства(ст.ст. 67, 71, 131);
6)единство правового режима территории Российской Федерации в вопросах экономики(единство экономического пространства), свободного перемещения товаров, услуг ифинансовых средств на всей территории, поддержки конкуренции и свободы экономическойдеятельности (ст. 8)[2].
ЗакрепленнаяКонституцией Российской Федерации 1993 г. новая система территориальнойорганизации призвана придать неизменность старой структуре, прибавив к нейжесткость и неизменность границ между субъектами Федерации. И все же это уже ненационально-государственная организация с различным статусом составляющих ееэлементов, а государственно-территориальная Федерация, пусть и асимметричная.Согласно ч. 1 ст. 5 Конституции, в состав Российской Федерации входят республики,края, области, городов федерального значения, автономной области, автономныхокругов — равноправных субъекты Российской Федерации[3].
Обращаяськ государственно-правовым механизмам разграничения полномочий и гарантиямобеспечения единства правового регулирования на всей территории РоссийскойФедерации, следует выделить два базовых конституционных положения:
1.О высшей юридической силе и прямом действии Конституции Российской Федерации навсей территории Федерации (ч. 1. ст. 15 Конституции России).
2.О верховенстве на всей территории страны федеральных законов, принятых по предметамведения Российской Федерации (ч. 1,3 ст. 76 Конституции России).
Исходяиз принципа суверенитета государства и территориального верховенства, действиенорм права на территории государства является неограниченным, безусловным иабсолютным. Под высшей юридической силой нельзя понимать большую обязательностькакого-либо акта, превышающую обязательность другого акта. Федеральноезаконодательство сопоставимо в этом смысле с любым другим актом, от какого быоргана субъекта Федерации он ни исходил[4]. Сутьдела в другом: высшая юридическая сила федеральной Конституции состоит в том,что все законы и иные акты издаются на ее основе и в ее исполнение и не должныей противоречить (ст. 15 Конституции России). Антиконституционные акты не могутпорождать никаких правоотношений в силу того, что они юридически ничтожны, т.е.не являются юридическими актами.
Верховенствои единство государственной власти обеспечивается прежде всего черезверховенство правовых актов Федерации. Конституция Российской Федерации ифедеральные законы в полной мере закрепляют свое верховенство. Как отмечалосьранее, верховенство конституции — одна из обязательных черт правовогогосударства. Это предопределяет юридическую ничтожность любого нормативногоакта, расходящегося с конституционными установлениями, вне зависимости оторгана, его издавшего, от сферы и направленности его применения. КонституцияРоссии закрепила достаточно строгую концепцию единого суверенитета РоссийскойФедерации, который распространяется на всю территорию страны.
ВКонституции РФ закреплены следующие принципиальные положения:
1.Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации.
2.Равноправие всех субъектов Российской Федерации.
3.Строительство и развитие Российской Федерации на двух равнозначных принципах:национально-государственном и территориально-государственном.
4.Суверенитет Российской Федерации (субъекты Российской Федерации не являютсясуверенными[5]).
Формированиена части территории Российской империи федеративного государства РСФСР былопродекларировано Конституцией РСФСР 1918 г. Однако разделение этого государствана составные части субъекты Федерации — происходило на основе Конституции.
Ниодин субъект Федерации не входил в состав РСФСР на основе договора. РоссийскаяФедерация является конституционной федерацией. В тысячелетней историироссийской государственности нельзя найти некий нормативный акт, документ,провозглашавший создание Российского государства. Россия — историческисформировавшееся государство, разделение которого на административныесоставляющие происходит на основе конституционных актов. Принятию КонституцииРоссии 1993 г., закрепившей федеративную форму ее государственного устройства,предшествовало подписание 31 марта 1992 г. Федеративного договора. Этотдокумент по своему содержанию не соответствует названию[6].Суть договора — разграничение предметов ведения и полномочий между федеральнымиорганами государственной власти и органами власти субъектов РоссийскойФедерации. Речь не шла об образовании федеративного государства. ФормаФедеративного договора была использована в политических целях для стабилизациивзаимоотношений центральной и региональных элит. По сути это было соглашениемежду федеральными органами государственной власти России и органами властисубъектов Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий.
Сопряжениедвух тенденций — конституционное стремление восстановить правовое единствостраны, с одной стороны, и предусмотренное Федеративным договором разграничениеполномочий между Федерацией и ее субъектами по конкретным предметам ведения — сдругой привели к усилению конфликта между федеральной правовой системой иправовыми системами целого ряда субъектов Федерации.
Сраспадом в августе-декабре 1991 г. Советского Союза вопрос о взаимоотношенияхреспублик в составе России с федеральной властью потребовал активизации работыпо подготовке соглашения о разграничении полномочий. В республиках началипроявляться сепаратистские тенденции, процесс передела собственности и властипринял характер, опасный для российской государственности. Рабочая группапредложила в этих условиях подписать Соглашение по разграничению предметовведения и полномочий между федеральными органами государственной властиРоссийской Федерации и органами власти республик в составе РоссийскойФедерации.
Руководителибольшинства республик отвергли такой подход и выступили за подписаниеФедеративного договора. Требования все больших прав и полномочий, раздававшиесяиз столиц республик-субъектов Федерации, сводились к минимизации ролифедеральных органов власти, увеличению прав местных правящих элит.
31марта 1992 г. был подписан (а не «заключен») Федеративный договор, который натом этапе развития позволил избежать нарастания противостояния, сгладитьпротиворечия, закрепить сложившееся на том историческом этапе соотношение сил[7].При всех сложностях, предшествовавших ее принятию, и при всей неоднозначноститого этапа российской новейшей истории Конституция России 1993 г. объективноспособствовала выходу страны из государственно-правового кризиса,документальным олицетворением которого стало подписание Федеративного договора.Президент РФ В.В. Путин в своем выступлении при представлении ежегодногоПослания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РоссийскойФедерации 8 июля 2000 г. был вынужден признать, что в России федеративныеотношения недостроены и недоразвиты. Региональная самостоятельность часто трактуетсякак санкция на дезинтеграцию государства. Мы все время говорим о федерации и ееукреплении, годами об этом же говорим. Однако надо признать: у нас еще нетполноценного федеративного государства… у нас создано децентрализованноегосударство[8].
Сегодняпроцесс формирования Российской Федерации еще далеко не завершен как вконтексте наполнения прав и полномочий субъектов Федерации, закреплениястабильного и уверенного положения федеральных органов власти, так и в вопросеформирования самих субъектов Федерации. Российская Федерация представляет собойуникальное явление в государственно-правовой практике: это единственная странав мире, в которой на федеральный уровень власти непосредственно выходят 89субъектов. Отсутствие промежуточных звеньев затрудняло государственноеуправление страной, взаимодействие различных властных уровней снижаловозможности центральной власти при осуществлении эффективного контроля надпроцессами в регионах, способствовало усложнению системы органов власти[9].Одним из вариантов преодоления подобных недостатков является формированиедополнительного уровня власти — межрегионального.
Начинаяс 1994 г. в России сформировалась система межрегиональных ассоциаций, в которыевходили соседствующие субъекты Федерации (были сформированы 7 ассоциаций). В2000 г. были образованы федеральные округа: Центральный (г. Москва),Северо-Западный (г. Санкт-Петербург), Северо-Кавказский (г. Ростов-на-Дону),Приволжский (г. Нижний Новгород), Уральский (г. Екатеринбург), Сибирский (г.Новосибирск), Дальневосточный (г. Хабаровск). Указ Президента РоссийскойФедерации от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе ПрезидентаРоссийской Федерации в федеральном округе»[10],которым на территории России было образовано семь федеральных округов во главес Полномочными представителями Президента Российской Федерации, направлен навосстановление вертикали исполнительной власти.
Чтокасается самих федеральных округов, то на современном этапе развития Российскойгосударственности это не оговоренный Конституцией России механизмреформирования системы государственного управления, а не изменениегосударственного устройства страны или территориальной организациигосударственной власти. Ключевым при оценке процесса формирования реальнойфедеративной структуры государственного устройства страны являетсяконституционное положение о том, что субъекты Российской Федерации находятся всоставе России (ч. 1 ст. 65 Конституции), а ни в коей мере не образуют и необъединяются в Федерацию.
Средифункций Российского государства особое значение имеет обеспечение целостности инеприкосновенности территории Российской Федерации. Федеративное устройствоРоссийского государства — не самодостаточная ценность, а средствопрогрессивного развития страны, осуществления эффективного управлениягосударством.
Вструктуре современного российского государства федеральные власти должны бытьскорее всего заинтересованы не в победе одной из постоянно действующих в любомфедеративном государстве тенденций — унитаризма и федерализма, — а в нахождениинекоего баланса сил, при котором в наибольшей степени будут соблюдаться принципыфедеративного устройства России, закрепленные в ч. 3 ст. 5 КонституцииРоссии:
1)государственной целостности;
2)единства системы государственной власти;
3)разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органамигосударственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации;
4)равноправия и самоопределения народов[11].
Приэтом меняется само предназначение российского федерализма, переставшего бытьтолько и исключительно средством решения национального вопроса, превращающегосяв форму демократизации управления государством.
2. Элементыконституционно-правового статуса РФ
Российская Федерация — федеративное государство, созданное по воле ее многонационального народа. Ееправовой статус определяется Конституцией РФ, Декларацией о государственномсуверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Федеративным договором от 31 марта 1992г.
Конституционно — правовой статус Российской Федерации характеризуется, прежде всего, тем, чтоона является суверенным государством, обладающим всей полнотой государственной(законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, крометех полномочий, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерациинаходятся в ведении органов власти ее субъектов.
Российская Федерация имеетсвою Конституцию, которая устанавливает основы конституционного строягосударства, взаимоотношений между человеком, гражданином, обществом,государством, форму государственного устройства России и взаимоотношенияФедерации с ее субъектами, форму правления, взаимоотношения с другимисуверенными государствами.
Неотъемлемым элементомконституционно — правового статуса российской Федерации является еетерриториальное единство. Российская Федерация имеет свою территорию,складывающуюся из территории ее субъектов и включающую сушу, внутренние воды итерриториальное море, воздушное пространство над ними, которые образуютматериальное содержание государственного суверенитета[12].
Важнымэлементом конституционно — правового статуса Российской Федерации является ееединое гражданство. Вопросы гражданства российской Федерации регулируются ееКонституцией, Федеральным законом от 31 мая 2002 г. «О гражданстве РоссийскойФедерации»[13]. РоссийскаяФедерация определяет основания и процедуру приобретения и прекращения гражданства,административный и судебный порядок обжалования решений по вопросамгражданства; порядок разрешения споров между Федерацией и ее субъектами повопросам гражданства. Защита прав граждан РФ за границей осуществляетсягосударственными органами Федерации, ее дипломатическими представительствами иконсульскими учреждениями.
Конституционно — правовой статус Российской Федерации означает наличие общих для всей Федерацииорганов государственной власти. Российская Федерация имеет Президента — главугосударства; Федеральное собрание – представительный и законодательный органРоссийской Федерации; Правительство, осуществляющее исполнительную власть РФ;Конституционный суд, Верховный суд и высший Арбитражный суд, осуществляющиевысшую судебную власть в стране. Систему органов прокуратуры возглавляетГенеральный прокурор РФ.
Всистеме, структуре и процедурах деятельности органов законодательной,исполнительной и судебной власти отражена федеральная природа России[14].Так, в Совет Федерации — одну из палат федерального парламента — входят по двапредставителя от каждого субъекта Российской Федерации. В ст. 5 Конституции РФуказывается, что федеративное устройство Российской Федерации основано на еегосударственной целостности, единстве системы государственной власти,разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственнойвласти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов[15].
Конституционно — правовой статус РФ характеризуются наличием единой федеральной системы права. Основусистемы права составляет Конституция РФ, обладающая высшей юридической силой ипрямым действием на всей территории страны. Конституция РФ устанавливаетверховенство федерального закона. По предметам ведения РФ принимаютсяфедеральные конституционные законы и федеральные законы. По предметамсовместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и нормативныеправовые акты субъектов РФ. Причем последние не могут противоречить федеральнымзаконам, в случае же такого противоречия действуют согласно Конституциифедеральные законы[16].
Конституционно — правовой статус РФ характеризуется наличием федеральной собственности. Всоответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. «Оразграничении государственной собственности в Российской Федерации нафедеральную собственность, государственную собственность республик в составеРоссийской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов.Городов Москвы и Санкт — Петербурга и муниципальную собственность»[17].К объектам исключительно федеральной собственности относятся объекты,составляющие основу национального богатства страны; объекты, необходимые дляобеспечения функционирования федеральных органов государственной власти ирешения общероссийских задач, объекты оборонного производства; объектыотраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства, России в целоми развитие других отраслей народного хозяйства и прочие объекты.
Конституционно — правовой статус РФ характеризуетсяналичием единой денежной и кредитной системы. Денежная система РФ включает всебя денежную единицу, порядок эмиссии наличных денег, организацию ирегулирование денежного обращения. Официальной денежной единицей (валютой) РФявляется рубль. Введение на ее территории другихденежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.
Организация денежного обращения возлагается наЦентральный банк России, который планирует объем производства, перевозки ихранения банкнот и монет, создание их резервных фондов; устанавливает правилахранения, перевозки и инкассации наличных денег, устанавливает признакиплатежности денежных знаков и порядок замены поврежденных банкнот и монет, атакже их уничтожение; определяет порядок ведения кассовых операций в РФ.
Расчеты на территории Российской Федерацииосуществляются в валюте Российской Федерации, за исключением случаев,предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Порядок и условиярасчетов в иностранной валюте на территории Российской Федерации определяютсяЦентральным банком России в соответствии с ее законодательством.
В Российской Федерации существуют единые правилакредитования и кредитных расчетов.
К числу наиболее важных элементов конституционно — правового статуса РФ относится наличие единых Вооруженных Сил, которыеосуществляют защиту суверенитета и территориальной ценности РФ[18].Не имеют право создавать свои Вооруженные Силы и субъекты РФ, включаяреспублики. Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ согласно Конституцииявляется Президент РФ.
К числу основных элементов конституционно — правового статуса РФ относится ее право внешних сношений с иностраннымигосударствами, реализуя которое она представляет и защищает как интересыФедерации в целом, так и интересы каждого ее субъекта.
Российская Федерация как суверенное государствообладает абсолютной правосубъектностью: она заключает международные имежгосударственные договоры и соглашения, участвует в работе международныхорганизаций, системах коллективной безопасности, региональных государственных имежгосударственных союзах[19].
Проводя единую внешнюю политику, РоссийскаяФедерация признает и уважает государственный суверенитет и суверенное равенствовсех стран, неотъемлемое право на самоопределение, принципы равноправия иневмешательства во внутренние дела, территориальную целостность и нерушимостьсуществующих границ, отказ от применения силы и угрозы силой, экономических илюбых других методов давления, принципы мирного урегулирования споров, права исвободы человека, включая права национальных меньшинств, добросовестноевыполнение обязательств и другие общепризнанные принципы и нормы международногоправа.
Приоритетными для Российской Федерации являютсяотношения с бывшими союзными республиками Союза ССР, и в первую очередь сучастниками Содружества Независимых Государств.
Российская Федерация обладает исключительным правомобъявлять войну и заключать мир.
Существенным элементомконституционно — правового статуса РФ является государственный язык. ВКонституции (ч.1 ст. 68) установлено, что государственным языком РФ на всей еетерритории является русский язык[20].
В Российской Федерации 25 октября 1991 г. принятЗакон «О языках народов РСФСР», согласно которому русский язык являетсяосновным средством межнационального общения народов Российской Федерации[21].
Вместе с тем Закон признает равные права народовРоссии на сохранение, развитие и государственную поддержку их языков.Российская Федерация гарантирует всем народам и каждой личности право насохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора ииспользования языка общения, обучения, воспитания, интеллектуальноготворчества; равные возможности для сохранения, изучения и развития, равнуюсоциальную, экономическую и юридическую защиту всех языков народов РоссийскойФедерации; особую заботу и внимание к языкам малочисленных народов, а такженародов, не имеющих своих национально-государственных и национально-территориальныхобразований; желательность овладения языком межнационального общения и другимиязыками народов Российской Федерации, проживающих на одной территории[22].
Важным компонентомконституционно — правового статуса РФ являются ее государственные символы — государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн, в которых всвоеобразной форме выражается государственный суверенитет РФ, а также еестолица — город Москва. Согласно ч. 1 ст. 70 конституции РФ государственныйфлаг, герб и гимн РФ, их описание и порядок официального использованияустанавливаются федеральным конституционным законом[23].
конституционныйправо государство федерация статус
3. Этапы развитияфедерализма в РФ
 
Дореволюции 1917 г. Россия развивалась как унитарное государство на протяжениипочти тысячи лет. Поэтому федерализм в России нами рассматривался с 1918 г., с III Всероссийского съезда Советов. В своем развитии российский федерализм прошел триосновных этапа:
1)создание основ социалистического федерализма (1918— 1936);
2)утверждение фактического унитаризма в государственном устройстве России(1937—1985);
3)реформы государственного устройства перед принятием Конституции 1993 г.
1. Федерализм в России возник и развивался поидеологическим схемам большевизма, положившего в основу федерации не реальнуюдемократизацию власти, а преодоление «национального гнета». В федерации виделсягосударственно-правовой базис мировой социалистической революции, которуюпроповедовали большевики. Оснований для цивилизованного федерализма в стране,до 1917 г. бывшей унитарным государством, не было, ибо подавляющую частьнаселения составляли русские, и поэтому РСФСР могла сложиться только какфедерация, основанная на автономии небольшого числа других наций спроизвольными границами.
Российская Федерация была провозглашена на IIIВсероссийском съезде Советов в январе 1918г. Этим устанавливалось новоегосударственное устройство не только России, но и всей бывшей Российскойимперии[24]. Но напервых порах федерации всех бывших окраинных территорий Российской империи неполучилось. Была провозглашена независимость Финляндии, Польши, Литвы, Латвии,Эстонии, а Украина, Белоруссия, Туркестан и закавказские республики, такжеобъявленные независимыми, вступили в договорные отношения с РоссийскойФедерацией.
На собственно российской территории началсяхаотичный процесс создания автономий по национальному или географическомупризнаку, хотя ясных границ национального расселения не существовало. Тем неменее этот процесс активизировался после принятия Конституции РСФСР от 10 июля 1918 г. Были созданы Башкирская, Татарская и другие АССР, а также ряд автономных областей. Нобольшинство административно-территориальных частей России оставались в статусеобластей и губерний, в которых были созданы административные органы для решениявопросов национальных меньшинств. Всего в 1923 г. в составе РСФСР находились 11 автономных республик, 14 автономных областей и 63 губернии иобласти.
Процесс создания автономий, изменение их границ иполномочий продолжался и после принятия в 1925 г. новой Конституции РСФСР.
Созданный в 1922 г. СССР являл собой совершенно иное федеративное государство, ибо состоял из равных субъектов с правом выхода изФедерации. Это объединение народов было тесно увязано с антидемократическойсущностью тоталитарного государства и представляло собой фиктивную федерацию[25].Считалось, что субъекты федерации являются национальными по форме исоциалистическими по содержанию, но главное звено реального управления, каковойбыла коммунистическая партия, рассматривалось как сила интернациональная, что ипревращало формально федеративное государство в фактически унитарное.
После создания СССР внимание к процессамгосударственного устройства РСФСР было существенно ослаблено. Во-первых, кэтому времени всем стало ясно, что нелепая идея мировой революции и ожиданиясоответствующего расширения территориальных границ РСФСР потерпели полный крах.Во-вторых, в центре внимания правящей партии встали вопросы укрепления СоюзаССР, который преподносился как шедевр национальной политики партии[26].
2. Ко времени принятия Конституций СССР (1936 г.) и РСФСР (1937 г.) государство стало уже по существу унитарным. В Конституции РСФСР былипоименно перечислены 16 автономных республик и 5 автономных областей.
Конституционные гарантии не оказали какого-либосдерживающего влияния на политику репрессий, которая осуществлялась подруководством коммунистической партии. Без какого-либо камуфляжа былиликвидированы многие автономии, а целые народы подвергнуты массовой депортации.В 1941 г. эта варварская акция была осуществлена в отношение немцев Поволжья, в 1943 г. — калмыков и карачаевцев, в 1944 г. — чеченцев, ингушей и балкарцев[27].В послесталинский период автономии некоторых из этих народов быливосстановлены, но только в 1991 г. Законом РСФСР о реабилитациирепрессированных народов эти акции были объявлены преступными, а народыреабилитированы.
3.Мощная демократическая волна, вызванная перестройкой и последующими реформами,обострила процессы государственно-правового развития страны в целом и России вчастности. Народные массы поддерживали меры по преодолению наследиятоталитаризма, ликвидации формализма федеративного устройства. Они требовалиподлинной свободы и самостоятельности в решении вопросов собственного развития.Неумение властей найти адекватные политические ответы на этот вызов времени всоединении с нараставшими объективными потребностями в демократизациигосударственного устройства привели к распаду СССР и «параду суверенитетов»автономных образований РСФСР.
В1990-1991 гг. большинство автономных республик и многие автономные областиРоссии провозгласили себя суверенными государствами в составе РСФСР. В рядереспублик (Чечня, Татарстан и др.) сепаратистские силы стали требовать выходаиз состава Федерации. На IV Съезде народных депутатов РСФСР было приняторешение об исключении из названия республик термина «автономная», они приобреликонституционный статус «республика в составе Российской Федерации».
Вусловиях усилившихся центробежных тенденций, создававших опасность распадаРоссийской Федерации, большое значение имело заключение 31 марта 1992 г.Федеративного договора[28].
Федеративныйдоговор — совокупное название трех договоров, заключенныхмежду Российской Федерацией в лице ее Президента Б. Н. Ельцина и органамигосударственной власти субъектов РФ влицеих высших должностных лиц или глав администраций (президентов, губернаторов).
Всетри договора были одобрены Съездом народных депутатов РФ и сталирассматриваться как составная часть действовавшей тогда Конституции[29].
Вдоговоры были включены некоторые положения, которые не имели достаточногоправового или исторического обоснования. Так, первый из договоров закрепил зареспубликами статус «суверенных республик», в то время как эти новеллыопирались только на произвольное самопровозглашение суверенитета отдельнымиреспубликами. Договоры не пытались изменить прежнюю природу российскогофедерализма, в котором не было равноправных субъектов Федерации. Но они создалинеравное положение различных частей Федерации, прямо закрепив более широкиеполномочия республик. Другие же части Федерации (края, области) оставались наположении административно-территориальных единиц.
Темне менее можно утверждать, что все три договора, особенно первый, оказалиположительное влияние на политическую обстановку в стране, способствовалиослаблению сепаратистских тенденций в ряде регионов и укреплению Федерации.Многие из положений Федеративного договора, и прежде всего разграничениепредметов ведения и полномочий на федеральные, совместные и предметы ведениясубъектов Федерации, были в принципе восприняты Конституцией 1993 г. В ч. 3 ст.11 Конституции РФ установлено, что разграничение предметов ведения и полномочиймежду органами государственной власти Российской Федерации и органамигосударственной власти субъектов РФ осуществляется настоящей Конституцией,Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий[30].
Договорыне решили основных проблем государственного устройства Российской Федерации ине привели к полной ликвидации националистических устремлений в ряде регионов.Хотя права субъектов Федерации и были расширены, но их равноправие, посуществу, закреплено не было.
Конституция1993 г. продолжила процесс совершенствования федеративных отношений. Оназакрепляет положение, которое позволяет преодолеть крайние подходы кгосударственному устройству, которые культивируются определенными политическимисилами: сепаратизм республик, т. е. их выход из состава Российской Федерации, содной стороны, и возврат к унитарной структуре регионов — с другой[31].Таким образом, только демократический федерализм способен внести политическуюстабильность в межнациональные отношения. Идя по этому пути, новая Конституциязакрепила равенство всех субъектов Федерации, провела более четкое разделениепредметов ведения и полномочий федеральной власти ивластисубъектов Федерации.
РоссийскаяФедерация возникла в силу определенных исторических причин. И хотя эти причиныв наше время потеряли смысл, федерализм выступает как единственно возможнаяформа демократического управления столь обширным государством. Вхождение всостав Федерации 85 субъектов (самая большая по числу субъектов федерация вмире) явилось результатом включения всех автономий и административно-территориальныхединиц, далеко не равных в экономическом отношении. Отсюда выдвижениеопределенными кругами различных проектов по сокращению числа субъектовФедерации, часто обоснованных необходимостью создания крупных экономическихкомплексов[32].
Нельзясчитать бесспорным и закрепление национально-государственных основ российскогофедерализма, особенно в отношении прав и обязанностей национальных итерриториальных субъектов Федерации. Сегодняшняя Российская Федерация включает28 весьма неоднородных национальных государств или образований, а 57 субъектовимеют территориальную основу.
Незавершенностьпроцессов создания нового федерализма, весьма естественная для сложной обстановки,в которой принималась Конституция 1993 г., порождает асимметрию правэкономически неоднородных субъектов Федерации, которая часто приобретаетнациональную окраску. Выравнивание прав и обязанностей субъектов Федерациисоставляет важное направление совершенствования государственного устройстваРоссии.
 

Заключение
 
Российская Федерация — это федеративное государство,созданное по воле ее многонационального народа. Ее правовой статус определяетсяКонституцией РФ, Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня1990 г., Федеративным договором от 31 марта 1992 г.
Конституционно-правовой статус Российской Федерациихарактеризуется прежде всего тем, что, как уже отмечалось, она являетсясуверенным государством, обладающим всей полнотой государственной(законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, крометех полномочий, которые в соответствии с Конституцией РФ находятся в веденииорганов власти ее субъектов.
Российская Федерация имеет свою Конституцию, котораяустанавливает основы конституционного строя государства, взаимоотношений междучеловеком, гражданином, обществом, государством, форму государственногоустройства России и взаимоотношения Федерации с ее субъектами, форму правления,взаимоотношения с другими суверенными государствами. Возможность самостоятельнорешать все эти вопросы свидетельствует об учредительном характере федеральнойгосударственной власти. Это свидетельствует и о том, что Российская Федерацияносит конституционно-правовой характер и не может рассматриваться в качестведоговорно-конституционной модели федерации.
Конституционно-правовой статус Российской Федерациихарактеризуется наличием единой федеральной системы права, которая включаетфедеральные нормативные правовые акты; нормативные правовые акты государственныхорганов субъектов Федерации, а также нормативные правовые акты местных органовгосударственной власти и органов местного самоуправления.
Таким образом,конституционно — правовой статус Российской Федерации имеет следующиехарактеристики: она является суверенным государством, имеет территориальноеединство, единое гражданство, Конституцию, наличие общих для всей Федерацииорганов государственной власти, единой федеральной системы права, федеральнойсобственности, единой денежной и кредитной системы, единых Вооруженных Сил,право внешних сношений с иностранными государствами, наличие государственногоязыка и государственные символы (флаг, герб, гимн).
В состав РФ в качествеее субъектов входит 21 республика, 7 краев, 48 областей, 2 города федеральногозначения, 1 автономная область и 9 автономных округов. Субъекты РФ имеют своюсистему государственных органов, законодательство, официальную символику,элементы международной правосубъектности.
Конституционно — правовой статус РФ находит свое конкретное юридическое выражение в закрепленныхКонституцией РФ предметах ведения РФ, реализуемых органами государственнойвласти. Под предметом ведения РФ понимаются те сферы государственной иобщественной жизни, в которых федеральные органы государственной властинаделяются определенными полномочиями.
Предметы ведения РФ иее субъектов по содержанию регулируемых вопросов делятся на три группы:
— предметы исключительного ведения РФ;
— предметы ведения субъектов;
— предметы совместного ведения субъектов.
Перечень предметовведения первых двух групп дан в Конституции РФ (статьи 71 и 72). В отношениитретьей группы в Конституции РФ лишь сказано, что вне пределов ведения РФ иполномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФобладают всей полнотой государственной власти.

Списокиспользованных источников
 
Нормативно-правовыеакты
 
1.  КонституцияРоссийской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (споправками от 30 декабря 2008г)) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. N237
2.  ФедеративныйДоговор от 31 марта 1992 г. // Ведомость Съезда народных депутатов РФ иВерховного Совета РФ. 1992. № 67. Ст. 898
3. Федеральныйзакон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (ред. от 28июня 2009 г. N 127) // «Российская газета» от 5 июня 2002 г. N 100
4. ЗаконРСФСР 25 октября 1991 г. N 1808-I «О языках народов РСФСР» (ред. от 24 июля1998 г. N 126-ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов иВерховного Совета Российской Федерации от 12 декабря 1991 г., N 50, ст. 1741
5. УказПрезидента РФ от 13 мая 2000 г. N 849 «О полномочном представителе ПрезидентаРоссийской Федерации в федеральном округе» (ред. от 7 сентября2010 г. N 1099) // «Парламентская газета» от 16 мая 2000 г., N 89
6.  ПостановлениеВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 «О разграничении государственнойсобственности в Российской Федерации на федеральную собственность,государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев,областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы иСанкт-Петербурга и муниципальную собственность» (ред. от 24.12. 1993 г.) //Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 16января 1992 г., N 3, ст.89

Учебная литература
 
1. АбдулаевМ. И., Комаров С. А. Проблемы конституционного статуса Российской Федерации.СПб.: Питер, 2004
2. АвакьянС.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. М.: РЮИД,«Сашко», 2000
3. БаглайМ.В.Конституционное право Российской Федерации: учебник. М.: Норма, 2007
4. БолотинЭ. Л. Боль нашего федерализма. М., 1998
5. ВасильцовВ.Ф. Конституционное право Российской Федерации — М.: издат. Полит. Книга, 2002
6. ВикторовА.Н. Из истории российского федерализма// Российская Федерация.1998. № 3
7. ГалаганП.С. Конституция РФ. Комментарий. — М., 2000
8. ЗолотареваМ.В Федерация в России: проблемы и перспективы. М.: Пробел,2004
9. КалинаВ.Ф Федерализм в России//Социально – гуманитарные знания. 1999. № 3
10. КозловаЕ. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М.: Юрист, 2005
11. Конституционноеправо России: учебник / А.Е. Постников, В.Д. Мазаев, Е.Е. Никитина. М.: ТКВелби, изд-во Проспект, 2008
12. КорнееваН.В.Конституционное право России: учеб. пособие. — СПБ.: ПИТЕР, 2009
13. ПосланиеПрезидента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации«Государство Россия. Путь к эффективному государству (О положении в стране иосновных направлениях внутренней и внешней политики государства)». М., 2000


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.