СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ГЛАВА 1: Правовоерегулирование содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершениипреступлений
1.1 Основания и принципы содержания подстражей подозреваемых и обвиняемых
1.2 Места содержания под стражейподозреваемых и обвиняемых в совершении преступления
1.3. Правовой статус подозреваемых иобвиняемых во время содержания под стражей
3. ГЛАВА 2: Проблемыприменения меры пресечения в виде заключения под стражу
2.1 Подсудность вопросов избрания мерыпресечения в виде заключения под стражу
2.2 Порядок рассмотрения в судеходатайств о заключении под стражу
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ.
Содержаниепод стражей обвиняемых и подозреваемых по своей сущности представляет собойпрежде всего меру государственного принуждения, применяемую в связи ссовершенным преступлением от имени государства и реализуемую государственнымиорганами.
Содержаниепод стражей связано с существенным ограничением прав и свобод человека игражданина, закрепленных в Конституции. Именно поэтому в ней же установленыконституционные гарантии применения содержания под стражей. В ч. 2 ст. 22Конституции говорится, что арест, заключение под стражу и содержание подстражей допускается только по судебному решению. Отношение к свободе и личнойнеприкосновенности, степень их защищенности – безусловный показатель уровнязрелости и развитости правового государства.
ВРоссии существует институт судебной проверки законности и обоснованности арестаи избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. Его история напрямую связанас судебной реформой 60-х годов 19 века. Представленная в Уставе уголовногосудопроизводства 1864 года, она существовала на протяжении несколькихдесятилетий и была упразднена в первые годы Советской власти. Возрождениеинститута судебное проверки законности и обоснованности ареста и заключения подстражу связано с принятием Съездом народных депутатов СССР в сентябре 1991 годаДекларации прав и свобод человека, в которой права и свободы человека (в томчисле на свободу и личную неприкосновенность) объявлялись естественными инеотъемлемыми, соответствующими принятым ООН Всеобщей декларации прав человека1948 года, Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 года идругим нормам и общепризнанным принципам международного права в области правчеловека.
Внастоящей работе делается попытка анализа проблем, связанных с применением мерыпресечения в виде заключения под стражу.
ГЛАВА1: Правовое регулирование содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых всовершении преступлений
1.1 Основания и принципы содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых
Мерапресечения в виде заключения под стражей сходна с такими уголовныминаказаниями, как арест и лишение свободы, так как они представляют различныеформы лишения свободы. Однако между ними есть существенные отличия, которыепроявляются в социально-правовом назначении и основаниях содержания обвиняемыхи подозреваемых под стражей. Содержание под стражей реализуется в двух формах:задержание подозреваемых в совершении преступлений (ст. 91 УПК РФ) и избраниямеры пресечения в виде заключения под стражу (ст. 108 УПК РФ). И в той, и вдругой формах содержание под стражей не служит мерой уголовного наказания илидисциплинарного воздействия, оно осуществляется в интересах уголовногоправосудия.
Целиприменения меры пресечения в виде заключения под стражу состоят впредотвращении нежелательных последствий для интересов правосудия. Это вытекаетиз анализа оснований, которые установлены в ст. 97 УПК для применения мерпресечения: наличие достаточных оснований полагать, что обвиняемый скроется отдознания, предварительного следствия или суда; или может продолжать заниматьсяпреступной деятельностью; или может угрожать свидетелю, иным участникамсудопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствоватьпроизводству по уголовному делу.1
Содержаниепод стражей носит временный характер. Условия содержания подозреваемых и обвиняемыхкому избрана мера пресечения в виде заключения под стражу должны быть вмаксимальной степени приближены к условиям свободы.
Условиясодержания под стражей правовой статус подозреваемых и обвиняемыхрегламентируется Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых иобвиняемых в совершении преступлений», принятым 15 июля 1995 года и другимизаконодательными и нормативными правовыми актами.
В ихчисле Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания ввиде лишения свободы» от 21 июля 1993 года. Закон регулирует деятельностьследственных изоляторов. Сюда же следует отнести законы РФ, регламентирующиесоздание и основы функционирования мест содержания под стражей в Пограничныхвойсках РФ, в Федеральной службе безопасности. Устав гарнизонной и караульнойслужб Вооруженных Сил РФ от 14 декабря 1993 года регулирует порядок и условиясодержания подозреваемых и обвиняемых из числа военнослужащих на гауптвахтах.
Содержаниепод стражей подозреваемых и обвиняемых представляет собой социально значимуюсферу деятельности государства. Поэтому она должна подчиняться основополагающимидеям или принципам. В ст. 4 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых иобвиняемых в совершении преступлений» устанавливается, что содержание подстражей осуществляется согласно принципам законности, равенства всех граждан передзаконом, гуманизма, уважения человеческого достоинства в соответствии сКонституцией, принципами и нормами международного права, а также международнымидоговорами РФ. Оно не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющимицелью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым иобвиняемым в совершении преступлений.1
Данныепринципы через систему норм и путем непосредственного действия влияют напрактику обращения с подозреваемыми и обвиняемыми, корректируя её в пользуреализации прогрессивных идей законности, гуманизма, равенства граждан передзаконом и др.
1.2Места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершениипреступления
Подозреваемыеи обвиняемые после вынесения решения об их содержании под стражей могутсодержаться лишь в тех учреждениях, которые предусмотрены ФЗ «О содержании подстражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Все учреждениямогут быть подразделены на три вида.
1.Основной – это следственные изоляторы. В следственных изоляторах содержитсяподавляющее большинство подозреваемых и обвиняемых. Они имеются в каждомсубъекте РФ и крупных городах. Всего их в России свыше 150 единиц.
2.Изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутреннихдел и Пограничных войск РФ. Они предназначены для кратковременного задержанияподозреваемых в совершении преступления. Изоляторы временного содержаниясоздаются только в пограничных частях, непосредственно охраняющихГосударственную границу России. Они предназначены для содержания под стражейзадержанных и подозреваемых в совершении преступлений, связанных с нарушениемправил несения пограничной или караульной службы. Изоляторы временногосодержания (ИВС) предназначены для содержания под стражей задержанных поподозрению в совершении преступления. Подозреваемые и обвиняемые в отношениикоторых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, могутвременно содержаться в ИВС только в случаях, предусмотренных законодательствомРФ. Согласно ст. 13 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых всовершении преступлений» подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся вследственных изоляторах, могут переводиться в ИВС в случаях, когда этонеобходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел запределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которыхежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий исудебного процесса, но не более, чем на десять суток в течение месяца.
3.Учреждения, для которых содержание под стражей не является основной задачей.Так, по основаниям, предусмотренным ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых иобвиняемых в совершении преступлений» местами содержания под стражейподозреваемых и обвиняемых могут быть учреждения уголовно — исполнительнойсистемы, исполняющие уголовное наказание в виде лишения свободы. В этом случаедолжны содержаться изолированно от других осужденных лица, задержанные поподозрению в совершении другого преступления во время отбывания наказания.Подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресеченияприменено заключение под стражу, могут содержаться в исправительныхучреждениях. Исполняющих наказания, в специально оборудованных для этих целейпомещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов.
Местамисодержания под стражей являются воинские гауптвахты, где могут содержатьсяподозреваемые и обвиняемые из числа военнослужащих как задержанные поподозрению в совершении преступления, так и заключенные под стражу в порядкеприменения меры пресечения.
Вслучаях, когда задержание по подозрению в совершении преступленияосуществляется в соответствии с УПК РФ капитаном морских судов, находящихся вдальнем плавании, или начальником зимовок в период отсутствия транспортныхсвязей с зимовками, подозреваемые содержаться в помещениях, которые определеныуказанными должностными лицами и приспособлены для этих целей.
Основнымизадачами следственного изолятора являются:
1.Создание условий, исключающих возможность подозреваемым и обвиняемым,содержащимся под стражей, скрыться от следствия и суда, а осужденным к лишениюсвободы уклониться от отбывания наказания;
2.Осуществление мер, препятствующих попыткам подозреваемых и обвиняемых помешатьустановлению истины по уголовному делу;
3.Обеспечение законности и правопорядка в следственном изоляторе, личнойбезопасности подозреваемых и обвиняемых и иных лиц, содержащихся под стражей, атакже персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на его территории;
4.Обеспечение соблюдения прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых.
Дляреализации указанных задач на персонал следственных изоляторов возлагаютсяопределенные функции, основными из которых являются:
· приемподозреваемых, обвиняемых и осужденных в следственный изолятор и размещение ихпо камерам;
· охрана и надзорза ними;
· обеспечение изоляции;
· выявление,предупреждение и пресечение преступлений и других правонарушений со сторонылиц, содержащихся в следственном изоляторе, обеспечение внутреннего распорядка;
· организация иобеспечение безопасности в следственном изоляторе и на прилегающей территории;
· материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение лиц, содержащихся под стражей;
· освобождение изпод стражи лиц, в отношении которых вынесено соответствующее судебное решение,истек срок содержания под стражей, состоялись акты об амнистии или помилованиилибо истек назначенный приговором срок отбывания наказания в виде лишениясвободы;
· исполнениенаказания в виде лишения свободы в отношении осужденных, оставленных вследственном изоляторе для работы по хозяйственному обслуживанию, а такжеоставленных в нем или переведенных из учреждений, исполняющих наказания, всвязи с производством следственных действий по делам о преступлениях,совершенных другими лицами, или в связи с рассмотрением дел в судах, а такжеосужденных, переведенных из учреждений, исполняющих наказания, в связи спривлечением к уголовной ответственности по другому делу, если в отношении ихизбрана мера пресечения в виде заключения под стражу;
· проведениеоперативно-розыскных мероприятий в порядке, предусмотренном законом. Оказаниесодействия органам и подразделениям, осуществляющим оперативно-розыскнуюдеятельность, в проведении соответствующих мероприятий в отношений лиц,содержащихся под стражей;
· осуществлениефинансово-хозяйственных мероприятий, обеспечивающих жизнедеятельностьучреждения, в и ведение соответствующего делопроизводства. 1
Финансированиеследственных изоляторов осуществляется за счет средств федерального бюджета.Структура и штаты следственных изоляторов утверждается органамиуголовно-исполнительной системы. Следственный изолятор возглавляет начальник,который назначается на должность и освобождается от неё начальникомтерриториального органа управления уголовно-исполнительной системы. В состав руководстваследственного изолятора кроме начальника входят заместители по оперативнойработе, охране и режиму, воспитательной работе.
Следственныйизолятор имеет в своем составе дежурную службу и отделы: режима и охраны;оперативный; специальный; кадров; по воспитательной работе среди содержащихсяпод стражей и осужденных; по работе с личным составом; интендантского ихозяйственного обеспечения; коммунально-бытовой, а также медицинскую ифинансовую части.
Контрольза деятельностью следственных изоляторов осуществляется органамигосударственной власти Российской Федерации и субъектов РФ в пределах ихкомпетенции.
1.3Правовой статус подозреваемых и обвиняемых во время содержания под стражей
Согласност. 6 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершениипреступлений» лица, находящиеся под стражей, считаются невиновными, пока ихвиновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке иустановлена вступившим в законную силу приговором суда.
Такимобразом, в этой статье сформулирована презумпция невиновности подозреваемых иобвиняемых в совершении преступлений. Она, в свою очередь, базируется наположениях ч. 1 ст. 49 Конституции РФ, где установлено, что «Каждый обвиняемыйв совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будетдоказана в предусмотренном федеральном законе порядке и установлена вступившимв законную силу приговором суда». Гарантией обеспечения презумпции невиновностислужит установленный УПК РФ порядок доказывания их вины, которым предусмотренапоследовательная и строго регламентированная процедура расследования уголовныхдел, судебное разбирательство, апелляционное и кассационное обжалованиевынесенного приговора, надзорное производство.
Презумпцияневиновности определяет также общий подход законодателя к закреплению правовогостатуса подозреваемых и обвиняемых во время содержания под стражей.
Принципиальнаяпозиция такого подхода состоит в том, что граждане РФ, подозреваемые и обвиняемыев совершении преступлений, не лишаются и не могут быть лишены гражданства РФ помотивам содержания под стражей. Согласно ст. 20 ФЗ «О гражданствеРоссийской Федерации» от 31 мая 2002 года в случае привлечения гражданинаРоссии к уголовной ответственности и вынесения постановления о привлечении егов качестве обвиняемого, не допускается выход из гражданства по желаниюходатайствующего об этом лица.1
Подозреваемыеи обвиняемые в совершении преступлений пользуются правами и несут обязанности,установленные для граждан РФ с определенными ограничениями. Согласно п. 3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограниченыфедеральным законом только в той мере, в которой это необходимо в целях основконституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересовдругих лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Исходя изданного конституционного принципа, законодатель установил в ст. 6 ФЗ «Осодержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»,что ограничения прав и свобод подозреваемых и обвиняемых могут устанавливатьсянастоящим ФЗ и иными федеральными законами.
Кчислу ограничений, установленных этим законом, следует отнести правила,обеспечивающие изоляцию подозреваемых и обвиняемых от внешнего мира и внутримест содержания под стражей (ст.32), возможность личного обыска,дактилоскопирования и фотографирования осужденных по решению администрации,досмотра их вещей, посылок, передач (ст.34), цензуры корреспонденции (ст.20) ит.п. ограничения прав и свобод этих лиц установлены и другими законами,например ст. 13 ФЗ «Об оружии».
Такаяпозиция законодателя свидетельствует о том, что права и свободы подозреваемых иобвиняемых, принадлежащие им как гражданам России, не могут быть ограниченызаконами субъектов РФ, а также указами Президента РФ, ведомственныминормативными актами. Они должны приниматься на основе и во исполнениеуказанного Федерального закона и не содержать дополнительных ограничений прав исвобод подозреваемых и обвиняемых.
Подозреваемыеи обвиняемые иностранные граждане и лица без гражданства, содержащиеся под стражейна территории РФ. Несут обязанности и пользуются правами и свободами наравне сгражданами РФ, кроме случаев, установленных Конституцией РФ, федеральнымизаконами и международными договорами РФ. Как и на граждан РФ, на иностранныхграждан и лиц без гражданства в случае содержания под стражей распространяютсяограничения их прав и свобод, установленные только федеральными законами.
Содержаниеправового статуса подозреваемых и обвиняемых складывается из их прав, законныхинтересов и обязанностей, которыми они обладают во время содержания подстражей, права подозреваемых и обвиняемых сформулированы в ст. 17 ФЗ «Осодержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».Их можно разделить на три вида.
Первый– это права определяемые наличием у подозреваемых и обвиняемых правовогостатуса гражданина РФ (для иностранных граждан и лиц без гражданства – фактомприравнивания к правовому статусу гражданина РФ).
Второйвид – это права, возникающие в связи с их задержанием .
Третийвид – это права, обусловленные нахождением этих лиц в режимном учреждении сособым внутренним распорядком.
Согласноч. 4 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местногосамоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможностьознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими егоправа и свободы, если иное не предусмотрено законом. В условиях содержания подстражей конституционная норма о праве на информацию конкретизируется идополняется. Подозреваемые и обвиняемые имеют право получать информацию о своихправах и обязанностях, порядке и условиях содержания под стражей. Онапредоставляется при приеме их в места содержания под стражей, как в письменном,так и в устном виде. Кроме того, она доводится по радио, телевидению, во времяпосещения камер сотрудниками мест содержания под стражей, на личном приемеподозреваемых и обвиняемых начальниками этих учреждений и уполномоченными имилицами.
Законодательствомзакрепляется право подозреваемых и обвиняемых на личную безопасность во времясодержания под стражей. В Законе РФ «Об учреждениях и органах, исполняющихуголовные наказания в виде лишения свободы» в числе задачуголовно-исполнительной системы предусмотрено обеспечение личной безопасностисодержащихся в следственных изоляторах лиц. Необходимость закрепления в законе,с одной стороны, права подозреваемых и обвиняемых на личную безопасность, сдругой – обязанности персонала обеспечить таковую, вызвана повышеннойкриминогенностью содержащихся под стражей лиц, агрессивностью поведения,возможностью нападения со стороны лиц, объединенных нередко в организованныепреступные группы и сообщества.
Подозреваемыеи обвиняемые могут обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами, в томчисле по вопросам нарушений их прав и законных интересов, к прокурору, в суд,органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественныеобъединения. Они направляются через администрацию места содержания под стражейне позднее следующего дня с момента подачи и не подлежит цензуре.
Жалобына действия и решения суда, лица, производящего дознание, следователя илипрокурора направляются в порядке, предусмотренном главой 16 УПК РФ, не позднеетрех дней с момента их подачи. Ответы на предложения, заявления, жалобыобъявляются подозреваемым и обвиняемым под расписку и приобщаются к их личнымделам. Не допускается преследование в любой форме за обращение с предложениями,заявлениями или жалобами. Должностные лица мест содержания под стражей,виновные в таком преследовании, несут ответственность в соответствии с законом.
Согласност. 28 Конституции каждому гарантируется свобода совести, свободавероисповедания. Исходя из конституционных положений, ч. 3 ст. 16 ФЗ « Освободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 годапредусмотрена возможность проведения религиозных обрядов в помещениях местсодержания под стражей с соблюдением требований уголовно-процессуальногозаконодательства РФ. Подозреваемые и обвиняемые могут отправлять (совершатьобряды и участвовать в них) религиозные обряды в камерах, а при наличиивозможности – в специально оборудованных для этих целей помещениях.1Им разрешается получать в посылках и передачах, приобретать, иметь при себе ипользоваться религиозной литературой, предметами религиозного культаиндивидуального пользования (нательные крестики, библии и т.д.), кромепредметов культа, выполненных в виде колюще-режущих предметов, а также изделийиз драгоценных металлов, камней либо представляющих собой культурную или историческуюценность. Для оказания духовной помощи допускается приглашение в СИЗОслужителей религиозных культов. Услуги служителей религиозных культов, если онине являются благотворительными, оплачиваются из средств находящихся подстражей, имеющихся на их лицевых счетах.
Содержащиесяпод стражей могут заниматься самообразованием и пользоваться специальнойлитературой. Для этого несовершеннолетним создаются условия для полученияобщего среднего образования, им разрешается приобретать и получать учебники и школьно-письменныепринадлежности, а также получать их в посылках и передачах сверх норм,предусмотренных законодательством. Реализацией права на самообразование служитпредоставление возможности пользоваться художественной и иной, в том числеспециальной литературой из библиотеки, получать ее через администрацию местсодержания под стражей из торговой сети, подписываться на периодику – журналы,буклеты, газеты и т.д.
Определеннаячасть общегражданских прав подозреваемых и обвиняемых ограничивается требованиемизоляции. Такими правилами являются право на свидание с родственниками и инымилицами, на переписку, получение посылок и передач, получение и отправлениеденежных переводов, приобретение продуктов и предметов первой необходимости.Подозреваемым и обвиняемым на основании письменного разрешения лица или органа,в производстве которых находится уголовное дело, может быть предоставлено неболее двух свиданий в месяц с родственниками и иными лицами продолжительностьюдо трех часов. Каждое свидания с родственниками проходят под контролем сотрудниковмест содержания под стражей, и в случае попытки передачи подозреваемому илиобвиняемому запрещенных предметов, веществ и продуктов питания либо сведений,которые могут препятствовать установлению истину по уголовному делу илиспособствовать совершению преступления, прерываются досрочно.
Подозреваемыми обвиняемым разрешается вести переписку с родственниками и иными лицами безограничения числа получаемых и отправляемых телеграмм и писем. Отправление иполучение корреспонденции осуществляются за счет средств подозреваемых иобвиняемых.
Винтересах обеспечения расследования преступлений переписка осуществляетсятолько через администрацию мест содержания под стражей и подвергается цензуре.Письма, содержащие сведения, которые могут помешать установлению истины поуголовному делу или способствовать совершению преступления, выполненытайнописью, шифром, содержащие государственную или иную охраняемую закономтайну, адресату не отправляются, подозреваемым и обвиняемым не вручаются ипередаются лицу или органу, в производстве которых находится уголовное дело.
Вручениеписем, поступающих на имя подозреваемого или обвиняемого, а также отправлениеего писем адресатам производятся администрацией места содержания под стражей непозднее чем в трехдневный срок со дня поступления письма. При необходимостиперевода письма на государственный язык РФ – русский или государственный языксубъекта РФ срок передачи письма может быть увеличен на время перевода письма.Исходя из принципа гуманизма сведения о смерти или тяжком заболевании близкогородственника сообщаются подозреваемому или обвиняемому незамедлительно после ихполучения.
Праваподозреваемых и обвиняемых, относящиеся ко второму виду, включают в себя правона свидание с защитником, право хранить при себе документы и записи,относящиеся к уголовному делу, право обращаться в суд по вопросу о законности иобоснованности содержания под стражей, нарушение их прав и законных интересов.Участие защитника является важной формой реализации конституционного правагражданина на защиту. В ч. 2 ст. 48 Конституции установлено, что каждыйзадержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления,имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента задержания,заключения под стражу или предъявление обвинения. Соответственнозаконодательством установлено, что с момента задержания подозреваемым иобвиняемым предоставляются свидания с защитником наедине. Количество ипродолжительность свиданий не ограничиваются. Свидания предоставляются: садвокатом, участвующем в деле в качестве защитника, — по предъявлении им ордераюридической консультации; с иным лицом, участвующим в деле в качествезащитника, — по предъявлении определения суда и постановления судилипостановление судьи, а также документа, удостоверяющего его личность.
Свиданияподозреваемого или обвиняемого с его защитником могут иметь место в условиях,позволяющих сотруднику правоохранительных органов видеть их, но не слышать.Подозреваемый и обвиняемый могут при себе хранить документы или записи,относящиеся к уголовному делу. Например, копии протоколов выемки, обыска,которые согласно ст. 182 УПК РФ вручаются лицу, у которого были произведены этиследственные действия.
Подозреваемыеи обвиняемые имеют право хранить при себе документы и записи, касающиесявопросов реализации своих прав и законных интересов. Например, решения суда погражданским дела, касающиеся обвиняемого и подозреваемого, ответы на жалобы изаявления, квитанции на сданные документы, деньги и т.д. при этом личныедокументы подозреваемого и обвиняемого (паспорт, удостоверение личности и др.)передаются на хранение администрации места содержания под стражей.Подозреваемые и обвиняемые вправе обращаться с жалобами в суд по вопросузаконности содержания их под стражей. В соответствии ч. 11 ст. 108 УПКпостановление судьи об избрании меры пресечения в виде содержания под стражуили постановление об отказе в избрании меры пресечения в виде заключения подстражу может быть обжаловано в кассационном порядке в течение трех суток смомента его провозглашения.
Праваподозреваемых и обвиняемых относящиеся к третьему виду- разнообразны. Например,они могут обращаться с просьбой о личном приеме к начальнику места содержанияпод стражей и лицам, контролирующим деятельность этого учреждения. Личный приемежедневно в течении рабочего дня, а запись на прием осуществляется во времяобхода камер сотрудником СИЗО. Подозреваемые и обвиняемые имеют право наполучение бесплатного питания, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение.
Подозреваемыеи обвиняемые имеют право на 8-часовой сон в ночное время в течении которогозапрещается их привлечении к участию в процессуальным и иным действиям, заисключением случаев, предусмотренных УПК РФ. Подозреваемые и обвиняемые имеютправо пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одногочаса. Также им предоставляется право на труд. 1
Помимоправ подозреваемые и обвиняемые обладают рядом юридических обязанностей. Ониобязаны: соблюдать порядок содержания под стражей, установленный ФЗ и правиламивнутреннего распорядка; выполнять законные требования администрации местсодержания под стражей; соблюдать требования гигиены и санитарии; соблюдатьправила пожарной безопасности; бережно относится к имуществу мест содержанияпод стражей; проводить уборку помещений и др.
заключение стража мера пресечения
ГЛАВА2: Проблемы применения меры пресечения в виде заключения стражу
2.1Подсудность вопросов избрания меры пресечения в виде заключения под стражу
Определениеподсудности не является чисто механической процедурой, посколькуконституционное положение о том, что никто не может быть лишен права нарассмотрение его дела тем судом и тем судьей, к подсудности которых отнесеноданное дело ( ч. 1 ст. 47 Конституции РФ) трактуется иногда широко, сраспространением его на любые вопросы, связанные с уголовным преследованием ивключенные законом в предмет судебного контроля.
В ч.4 ст. 108 УПК РФ установлено, что постановление о возбуждении ходатайства обизбрании меры пресечения заключения под стражу подлежит рассмотрению единоличносудьей районного суда или военного суда соответствующего уровня по меступроизводства предварительного расследования либо по месту задержанияподозреваемого. Таким образом, несмотря на то, что подсудность уголовных делстрого дифференцирована законом (ст. ст. 31-36 УПК РФ), она никак неучитывается правилами рассмотрения ходатайств об избрании в качестве мерыпресечения заключения под стражу.
Формулированиезаконодателем именно таких правил подсудности ходатайств о заключении подстражу обусловлено следующими причинами.
Во-первых,поскольку орган уголовного преследования может удерживать под стражей подозреваемогобез судебного решения только в течение 48 часов, необходимо обеспечиватьоперативность рассмотрения вопросов об аресте обвиняемых (подозреваемых), чтолегче делать в судах первого звена, которым подсудно большинство уголовных дел.
Во-вторых,законом предусмотрено обжалование постановления судьи, вынесенного порезультатам рассмотрения ходатайства. Жалоба должна быть проверена вышестоящимсудом не позднее чем через 3 суток со дня поступления. В рамках конкретногосубъекта РФ реализация этого требования закона возможна, за его пределами –затруднительна. Кроме того, участие обвиняемого (подозреваемого) в судекассационной инстанции, его защитника, если они об этом ходатайствуют, связанос серьезными организационными трудностями.
В-третьих,ни мировой судья, ни вышестоящий суд (судья вышестоящего суда) при рассмотренииуголовного дела по существу не связаны с решением судьи районного суда обизбрании меры пресечения в виде заключения под стражу.
В-четвертых,особый порядок решения вопроса о заключении под стражу в отношении должностныхлиц, имеющих иммунитет, является исключением из общих правил уголовногосудопроизводства и не может быть использован в качестве ориентира дляконструирования порядка рассмотрения ходатайств о заключении под стражу.1
Актуальнойи требующей вмешательства законодателя является проблема определенияподсудности вопроса о заключении под стражу по месту задержания подозреваемого.
Буквальноетолкование закрепленного в ч. 4 ст. 108 УПК РФ предписания о возможностивозбуждения перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в видезаключения под стражу по месту задержания подозреваемого означает, что им неохватываются случаи обнаружения и задержания обвиняемого, находящегося врозыске. Если в отношении разыскиваемого обвиняемого избрана мера пресечения,не связанная с заключением под стражу, то при его розыске положения ст. ст. 91и 92 УПК РФ не применяются, так как они распространяются на подозреваемых.
Вопрособ избрании меры пресечения в виде заключения под стражу подозреваемого поместу его задержания возникает тогда, когда расследование уголовного делаведется в другом административном районе, а доставить подозреваемого кдознавателю, следователю в течение установленного законом срока задержаниявозможности нет. Подобные случаи встречаются при задержании подозреваемого попостановлению дознавателя, следователя.
Если поподозрению в совершении преступления задерживается лицо, которое уже привлекаетсяк уголовной ответственности по другому делу, о чем становится известноследователю, дознавателю, задержавшему подозреваемого, вопрос о заключении егопод стражу разрешается в общем порядке. В дальнейшем уголовные дела в отношенииданного лица подлежат соединению по правилам ст. 153 УПК РФ.
Избраниев качестве меры пресечения заключения под стражу по месту задержанияподозреваемого сопряжено с определенными трудностями. Закон (ч. 3 ст.108 УПКРФ) требует прилагать к постановлению о возбуждении ходатайства материалы,подтверждающие обоснованность ходатайства. К ним относятся: постановление овозбуждении уголовного дела; протокол задержания; протоколы следственныхдействий, подтверждающих совершение преступления данным лицом, документы,подтверждающие основания применения меры пресечения в виде заключения подстражу; материалы, содержащие сведения о личности подозреваемого. При получениисообщения о задержании подозреваемого, следователь или дознаватель,расследующие уголовное дело, должны выслать органу расследования,осуществившему задержание, копии соответствующих процессуальных документов.Почтовой связью в таком случае воспользоваться нельзя в связи скраткосрочностью задержания. Копии названных процессуальных документов следуетотправлять либо с нарочным, либо с помощью факсимильной связи.
Такимобразом, можно с большой степенью уверенности предполагать, что фактывозбуждения перед судом ходатайства о заключении под стражу подозреваемого поместу его задержания будут встречаться на практике крайне редко. Вместе с темполностью их исключать из практики нельзя. Поэтому представляетсяцелесообразным оптимизировать нормы, регламентирующие вопросы избрания мерыпресечения в виде заключения под стражу подозреваемых по месту их задержания.
2.2Порядок рассмотрения в суде ходатайств о заключении под стражу
Несмотряна относительную детальность и полноту законодательной регламентации порядкапринятия судебного решения о заключении под стражу подозреваемого илиобвиняемого, он нуждается в определенном усовершенствовании.
1.Согласно ч. 4 ст. 108 УПК РФ постановление о возбуждении ходатайства обизбрании в качестве меры пресечения заключения под стражу подлежит рассмотрениюсудьей в течение 8 часов с момента поступления. Установление в данном случаеименно 8-часового срока обусловлено тем, что ходатайство о заключении подстражу в отношении подозреваемого, задержанного в соответствии со ст. ст. 91 и92 УПК РФ, разрешено вносить в суд не позднее чем за 8 часов до истечения сроказадержания (ч. 3 ст.108 УПК РФ). На практике это затруднено по объективнымпричинам и способно создать неопределенные неудобства для всех участниковсудебного заседания. Например, поступление в конце рабочего дня судьеходатайства о заключении под стражу обязывает его рассмотреть его в течение 8часов, то есть в вечернее или ночное время.
2.Одной из существенных и интересных в научном аспекте законодательных новелл,относящихся к мерам процессуального принуждения в виде задержания и заключенияпод стражу является норма, закрепленная в п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК РФ, судьявправе отложить принятие решения исключительно при наличии ходатайства одной изсторон «для представления ею дополнительных доказательств обоснованностизадержания». Здесь законодатель не совсем точно изложил причины и целиотложения принятия судьей решения по ходатайству о заключении под стражу вуказанной ситуации. В ст. 108 УПК РФ не прописан порядок предоставлениясторонами дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности заключенияпод стражу.
3. Порезультатам рассмотрения ходатайства о заключении под стражу судья выносит одноиз постановлений, перечисленных в ч. 7 ст. 108 УПК РФ. В том числепостановление об отказе в удовлетворении ходатайства. В соответствии с ч. 8 ст.108 УПК РФ оно направляется лицу, возбудившему ходатайство, прокурору иподлежит немедленному исполнению. Из содержания ч. 4 ст. 94 УПК РФ вытекает,что подозреваемый должен быть возвращен в место содержания под стражей и ужетам подлежит освобождению с выдачей ему копии судебного решения. Необходимоотметить, что если на момент вынесения судьей постановления об отказе вудовлетворении ходатайства истек предельный срок задержания, а место содержанияпод стражей удалено от суда, то его содержание под стражей противоречитконституционному положению о задержании гражданина без судебного решения толькодо 48 часов. 1
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Применениемеры пресечения в виде заключения под стражу допускается в отношении, какобвиняемого, так и подозреваемого на основании судебного решения. Всоответствии со ст. ст. 107 и 108 УПК РФ прокурор, проверив наличие законныхоснований для применения одной из указанных мер пресечения, дает согласиедознавателю, а руководитель следственного органа следователю, на возбуждениеходатайства перед судом о заключении подозреваемого, обвиняемого под стражу.Предметом внимания при этом являются обстоятельства (наличие конкретныхоснований и соблюдение процессуального порядка принятия решения), которыедолжны учитываться следователем или дознавателем при решении вопроса онеобходимости избрания конкретной меры пресечения. Заключение под стражуявляется наиболее строгой мерой пресечения, с применением которой существенноограничиваются важнейшие конституционные права личности, потому прокурору ируководителю следственного органа следует обращать особое внимание наобоснованность и законность постановки перед судом вопроса об избрании такоймеры пресечения. Основания для избрания меры пресечения в виде заключения подстражу установлены в статье 108 УПК РФ. При вынесении ходатайства об избрании вкачестве меры пресечения заключения под стражу дознаватель, следователь должныне только указать на одно из оснований, предусмотренных статьей 97 УПК РФ, но иобосновать, почему в данном случае невозможно применение другой, более мягкоймеры пресечения. Однако такое толкование указанной нормы проводится далеко невсеми. Хотя в части 1 ст. 108 УПК РФ указано, что заключение под стражуприменяется при невозможности применения иной, более мягкой меры пресечения,это обстоятельство не требуется обосновывать в постановлении о возбужденииходатайства пред судом об избрании заключения под стражу в качестве мерыпресечения. Закон обязывает дознавателя, следователя мотивировать избраниеименно заключения под стражу. При этом в постановлении должны быть указаныконкретные фактические обстоятельства, на основании которых инициируется вопросо заключении лица под стражу. В качестве обоснования, подтверждающегонеобходимость изоляции подозреваемого, обвиняемого от общества могут бытьприведены данные о том, что он может продолжить преступную деятельность,скрыться, сфальсифицировать доказательства, оказать давление на потерпевшего,свидетелей либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.Такая позиция не совсем оправданна. Прежде всего, порядок уголовногосудопроизводства устанавливается только нормами УПК РФ и является обязательнымдля всех участников уголовного судопроизводства (ч. 2 ст. 1 УПК РФ).Неисполнение правовых предписаний уголовно-процессуального закона являетсянарушением основополагающего принципа уголовного процесса — принципа законности(ст. 7 УПК РФ). Буквальное толкование требований ч. 1 ст. 108 УПК РФ в частиприменения заключения под стражу позволяет однозначно установить, что эта мерапресечения применяется, если не возможно применение другой, более мягкой мерыпресечения. В логике суждения следует, что утверждение, а точнее – вывод онеобходимости применения меры пресечения в виде заключения под стражу возможентолько при условии, если имеются в наличии обстоятельства, которые не позволяютприменить другие меры пресечения. Современная следственная практика не свободнаот недостатков и нарушений закона при избрании и применении меры пресечения ввиде заключения под стражу. Некоторые следователя и дознаватели смотрят назаключение под стражу не как на процессуальные действия, связанные спресечением преступной деятельности подозреваемого или обвиняемого или попыткискрыться от следствия и суда, а как на средство доказывания обнаруженного, ноне раскрытого преступления. Кроме того, в практике производства порасследований по уголовным делам имеют место две негативные взаимоисключающиетенденции относительно избрания меры пресечения в виде заключения под стражу.Первая состоит в том, что получив от суда решение следователь, не оцениваякритически изменяющуюся ситуацию, продолжает держать его без необходимости подстражей. Основным мотивом при этом является стремление иметь обвиняемого «подрукой». Вторая тенденция заключается в том, что нередко следователь самымиразличными предлогами стремится уклонится от применения данной меры пресечения.Это, как правило, вызвано ужесточением порядка продления срока содержания подстражей, когда следователь, не желая брать на себя ответственность за движение«арестантского дела», уходит от решения вопроса о заключении подозреваемого,обвиняемого под стражу. Еще одной из проблем является то, что в действующем УПКРФ не установлен перечень документов, которые должны быть приложены кпостановлению о возбуждении ходатайства об избрании меры пресечения в видезаключения под стражу в его обоснование. Решение, какие именно документы,материалы, сведения необходимо представить в каждом конкретном случае остаетсяза лицом, вносящим ходатайство. Документальное обоснование ходатайства обизбрании меры пресечения виде заключения под стражу должны отвечать требованиямразумной достаточности для его рассмотрения судом. Данное правило продиктованозаботой об интересах сохранения тайны следствия, так как в ходепредварительного расследования обвиняемый и его защитник имеют право наознакомление лишь с ограниченным кругом процессуальных документов, но они не могутбыть лишены права на ознакомление со всеми материалами, представленными в суд.Правоприменительная практика свидетельствует о том, что изменение процедурызаключение под стражу не усилило процессуальных гарантий защиты прав личности.Имеются случаи несоблюдения принципов уголовного судопроизводства, при этомсуды не всегда проявляют должной объективности и не обращают внимание наимеющиеся местные нарушения норм закона.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция РФ(принята на всенародном голосовании 12.12.1993 года).
2.Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. N 177-ФЗ (УПК РФ) посостоянию на 20 сентября 2007 года.
3. Закон РФ от 21 июля1993 г. N 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовныенаказания в виде лишения свободы» (с изм. и доп. от 15 июня 1996 г., 13апреля, 21 июля 1998 г., 20 июня 2000 г., 9 марта 2001 г., 24 декабря 2002 г.,8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 29 июня, 22 августа 2004 г., 5 февраля 2007г.).
4. Федеральный закон от15 июля 1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых иобвиняемых в совершении преступлений» (с изм. и доп. от 21 июля 1998 г., 9марта 2001 г., 31 декабря 2002 г., 30 июня, 8 декабря 2003 г., 29 июня, 22августа 2004 г., 7 марта 2005 г., 15 апреля 2006 г., 5 февраля 2007 г.).
5. Федеральный закон от31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (с изм. идоп. от 11 ноября 2003 г., 2 ноября 2004 г., 3 января, 18 июля 2006 г.).
6. Федеральный закон от13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» (с изм. и доп. от 21, 31июля, 17 декабря 1998 г., 19 ноября 1999 г., 10 апреля 2000 г., 26 июля, 8августа, 27 ноября 2001 г., 25 июня, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня, 8декабря 2003 г., 26 апреля, 29 июня 2004 г., 18 июля, 29 декабря 2006
7. Федеральный закон от26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозныхобъединениях» (с изм. и доп. от 26 марта 2000 г., 21 марта, 25 июля 2002г., 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г., 6 июля 2006 г.).
8. Уголовный процесс подред. профессора Божьева В.П… – М: Высшее образование, 2007.
9. Трунов И.Л., Трунова Л.К.Меры пресечения в уголовном процессе. – СПб Юридический центр Пресс, 2003.
10. «Судебный порядокзаключения под стражу» — Законность, 2005 г. №5 (стр. 28-29).
11. «О понятии и сущностизаключения под стражу» — Российский следователь, 2005 г. № 3 ( стр. 9-13).