СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Государственная Дума — представительныйи законодательный орган РФ
1.1 Правовое регулирование деятельности Государственной Думы РФ
1.2 Структура и порядок формирования Государственной Думы РФ
1.3 Полномочия Государственной Думы РФ
2. Взаимоотношения Госдумы сгосударственными органами
3. Правовой статус депутатов ГосударственнойДумы РФ
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
КонституцияРоссийской Федерации 1993г. в ст. 94 впервые закрепила понятие парламента– Федерального Собрания – как высшего представительного и законодательногооргана государственной власти РФ. Тем самым были положены конституционныеосновы для развития российского парламентаризма. Данный правовой институтпостоянно развивается и совершенствуется, меняется его нормативная основа.Поэтому исследование парламентаризма в современной России представляет научныйи практический интерес. В данной работе предполагается исследованиеконституционно-правовго статуса Государственной Думы Федерального Собрания РФ(далее в тексте ГД) как составной части парламента.
Парламент – правовой институт государственной представительной изаконодательной и власти, который является связующим звеном между обществом игосударством. Он выполняет две важнейшие функции: а) формируетзаконодательство Российской Федерации, на основании которого развиваютсяполитическая, экономическая и социальная системы, гарантируется защита прав исвобод человека и гражданина; б) осуществляет реализацию принциповнародовластия, совершенствует формы участия населения в управлении деламигосударства.
Всоответствии с политико-правовой теорией разделения властей, согласно которойгосударственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (нопри необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительнуюи судебную, ГД относится к законодательной власти и является составляющей(нижней палатой) Федерального собрания.
Объектом исследования данной работы является совокупность закрепленных Конституцией,ФЗ и регламентными нормами государственно-властных полномочий ГД, установленныхсамой Конституцией принципов, определяющие правовое регулирование работы ГД иособенности её правового положения в системе права.
Актуальностьтемы: проблемы реализации на практикеконституционно-правового статуса законодательного и представительного органагосударственной власти — ГД, как субъекта как главного выразителя воли населения(граждан), представляют собой мало исследованную область. Конституционнаяреформа, начавшаяся в 1990-х годах и затронувшая организацию и деятельностьвысших представительных органов субъектов Федерации, еще не завершена.Укрепление позиций отдельных элементов российской политической системы, в томчисле и ГД – способно придать новое направление совершенствованию механизмовосуществления государственной власти со всевозрастающим влиянием общества.
Цельработы: подвергнуть анализу конституционно-правовойстатус ГД.
Задачиработы: обосновать структуру и определитьпорядок формирования ГД и ее полномочий, а также обосновать правовой статусдепутатов ГД.
Работапредставляет собой исследование, состоящее из вводной части, основной части изаключения. Основная часть состоит их трех глав, каждая из которых имеетнесколько параграфов.
1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА — ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ОРГАНРФ
1.1 Правовое регулирование деятельности Государственной Думы РФ
Государственнаявласть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения назаконодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной,исполнительной и судебной власти самостоятельны. [1]Разделение властей является одним из важнейших принциповорганизации государственной власти и функционирования правового государства.Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельностьосуществляется законодательным (представительным) органом,исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти,судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебнаяветви власти самостоятельны и относительно независимы.
Функциизаконодательной власти в Российской Федерации осуществляет парламент –избираемый или частично назначаемый коллегиальный орган, за которым конституцияпризнает высшее право законодательства. Он представляет суверенитет народа, итолько он один правомочен выражать волю народа в форме закона.
Парламентымогут иметь двухпалатную и однопалатную структуру. В основном, в федеративныхгосударствах парламенты состоят из двух палат – верхней и нижней[2]. Такаясистема принята и в РФ. Это обусловлено, с одной стороны, необходимостьюпредставлять интересы субъектов федерации, разных по населению и занимаемойтерритории, но имеющих одинаковый конституционно-правовой статус, с другойстороны, стремлением к более устойчивому равновесию сил, когда ничем неограниченная власть одной палаты сдерживается созданием второй палаты,формируемой на иной основе. Двухпалатность ГД РФ призвана снизить разногласияразличных социальных групп населения[3].
ФедеральноеСобрание – парламент Российской Федерации; оносовместно с Президентом, Правительством, судами Российской Федерацииосуществляет государственную власть и является законодательным органом в системеразделения властей (ст. 10 Конституции).
ФедеральноеСобрание состоит из двух палат – Совета Федерации (верхняя палата) и ГД(нижняя палата).
Важнейшаяроль в процессе демократизации российского общества принадлежит именнопарламенту — Федеральному Собранию Российской Федерации и, прежде всего, егонижней палате — ГД — как представительному и законодательному органувласти.
ГД, в соответствии с теорией разделения властей – представляет собойобщегосударственный представительный и законодательный орган, главной функциейкоторого является осуществление законодательной власти.
Основнойзакон, регулирующий деятельность ГД РФ – Конституция РФ. Итак, государственнуювласть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации иГосударственная Дума), Правительство РФ, суды РФ[4]. ТакжеКонституцией определен из скольких депутатов состоит ГД РФ, на какой срок ониизбираются, кто назначает выборы в ГД и др. важные вопросы, которые будутрассмотрены далее в работе. ФЗ от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общихпринципах организации законодательных (представительных) и исполнительныхорганов государственной власти субъектов РФ», ФЗ от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от19.07.2009) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального СобранияРФ» (принят ГД ФС РФ 22.04.2005), ФЗ от 08.05.1994 N 3-ФЗ (ред. от12.05.2009) «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутатаГосударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и др.нормативные акты создают основу правового регулирования деятельности ГД.
1.2 Структура и порядок формирования Государственной Думы РФ
ГД в РФявляется палатой Федерального Собрания, органом законодательной власти. [5] Обэтом говорит Конституция: «Федеральное Собрание состоит из двух палат — СоветаФедерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителяот каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительногоорганов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов[6].Согласно Конституции РФ ГД формируется путем выборов и представляет населениевсей страны. Порядок выборов депутатов ГД устанавливаются ФЗ.[7]
ФЗ от18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 19.07.2009) «О выборах депутатовГосударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (принятГД ФС РФ 22.04.2005) определяет переход к пропорциональной системе выборовдепутатов ГД. «Депутаты Государственной Думы избираются по федеральномуизбирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральныесписки кандидатов в депутаты Государственной Думы (далее — федеральные спискикандидатов)»[8].
Припереходе на пропорциональную систему выборов депутатов в ГД теоретически будутсозданы крупные партии. Они будут обладать всеми положительными признаками обладающиевсеми признаками таковых: массовое членство, широкая региональная сеть, участиене только в электоральной, но и парламентской политике. Это явно будетспособствовать переходу страны к настоящему демократическому режиму.
Но многихполитиков волнует вопрос: насколько эти крупные партии будут контролироваться иуправляться властью? Ведь помимо укрупнения партий закон направлен наустранение и «одномандатников», и мелких партий, способных при определенномраскладе влиять на расстановку политических сил в парламенте.
ДепутатомГосударственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации,достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.[9]
ГосударственнаяДума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. ПрезидентРоссийской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этогосрока.
Структура ГД представляет собой следующие звенья:
ПредседательГосударственной Думы. ГД возглавляетПредседатель. Он избирается из числа депутатов ГД тайным голосованием. Дляизбрания Председателя ГД требуется, чтобы за него проголосовало более половиныот общего числа депутатов. Наряду с Председателем, ГД избирает первогозаместителя и заместителей Председателя. Порядок их избрания урегулированРегламентом ГД.
Регламент ГДустанавливает, что Председатель, первый заместитель и заместители Председателяне могут быть представителями одной фракции, депутатской группы.
ПолномочияПредседателя ГД схожи с полномочиями Председателя Совета Федерации. Кругполномочий Председателя Государственной Думы определен в ст. 11 РегламентаГосударственной Думы.
СоветГосударственной Думы — коллегиальный, постояннодействующий орган палаты, созданный для предварительной подготовки ирассмотрения организационных вопросов деятельности палаты. В состав Совета ГДвходят Председатель Государственной Думы, руководители депутатских объединенийс правом решающего голоса. Заместители Председателя Государственной Думы ипредседатели комитетов Государственной Думы участвуют в работе СоветаГосударственной Думы с правом совещательного голоса. В число полномочий Совета ГДвходят: формирование проекта примерной программы законопроектной работы ГД натекущую сессию; формирование проекта календаря рассмотрения вопросов наочередной месяц; формирование проекта работы ГД на очередное заседание и др.
Целый рядполномочий Совета ГД связан с техническим обеспечением законотворческойдеятельности.
Депутатскиеобъединения. В ГД создаются депутатские фракции. Под депутатской фракциейпонимается «объединение депутатов Государственной Думы, избранных в составефедерального списка кандидатов, который был допущен к распределению депутатскихмандатов в Государственной Думе»[10]. Депутаты,не вошедшие во фракции, вправе образовывать депутатские группы. Регистрацииподлежат депутатские группы численностью не менее 35 депутатов ГосударственнойДумы объединения: депутатские фракции и депутатские группы.
Фракции идепутатские группы обладают равными правами. Депутат Государственной Думывправе состоять только в одном депутатском объединении.
Комитеты икомиссии. Основными структурными подразделениями ГДявляются комитеты. Комитеты ГД по вопросам, отнесенным к их ведению:осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрениюГД; осуществляют подготовку заключений по законопроектам и проектампостановлений, поступившим на рассмотрение; в соответствии с решениями палатыподготавливают запросы в Конституционный Суд РФ: организуют проводимые ГД Д парламентскиеслушания; дают заключения и предложения по соответствующим разделам проектафедерального бюджета; решают вопросы организации своей деятельности. ГД образуеткомитеты:
— позаконодательству и судебно-правовой реформе;
— по трудуи социальной политике;
— по деламветеранов;
— по охранездоровья;
— пообразованию и науке;
— по деламженщин, семьи и молодежи;
— побюджету, налогам, банкам и финансам;
— поэкономической политике;
— пособственности, приватизации и хозяйственной деятельности;
— поаграрным вопросам;
— по промышленности,строительству, транспорту и энергетике;
— поприродным ресурсам и природопользованию;
— поэкологии;
— пообороне;
— побезопасности;
— помеждународным делам;
— по деламСНГ и связям с соотечественниками;
— по деламнациональностей;
— по деламФедерации и региональной политике;
— повопросам местного самоуправления;
— по деламобщественных объединений и религиозных организаций;
— поРегламенту и организации работы Государственной Думы;
— поинформационной политике и связи;
— повопросам геополитики;
— поконверсии и наукоемким технологиям;
— покультуре;
— потуризму и спорту;
— попроблемам Севера и Дальнего Востока.
Комитетыобразуются на срок полномочий Государственной Думы данного созыва. Рабочимиорганами ГД являются также комиссии. В отличие от комитетов — постояннодействующих органов палаты — деятельность комиссий ограничена определеннымсроком или конкретной задачей, по мере выполнения которой они прекращают своюдеятельность.
Комитеты икомиссии образуются из числа депутатов палаты, как правило, на основе принципапропорционального представительства от депутатских объединений. Численныйсостав данных органов определяется ГД. Он не может быть менее 12 и более 35депутатов. Все депутаты Государственной Думы, за исключением ПредседателяГосударственной Думы, его заместителей, руководителей депутатских объединений,обязаны состоять в одном из комитетов палаты. При этом депутат ГосударственнойДумы может быть членом только одного комитета. Основной формой работы комитетови комиссий являются заседания, которые проводятся по мере необходимости, но нереже двух раз в месяц. Другой формой работы комитетов и комиссий, являютсяпарламентские слушания, конференции, совещания, семинары, проводимые в целяхвыяснения фактического положения дел и общественного мнения по вопросамзаконопроектной деятельности, а также по другим вопросам, находящимся в ведениикомитетов и комиссий.
1.3 Полномочия Государственной Думы РФ
КонституцияРФ (статья 103) определяет следующие полномочия ГД и даёт право выноситьпостановления по ним:
· дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение ПредседателяПравительства Российской Федерации;
· заслушивание ежегодных отчётов Правительства Российской Федерациио результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленнымГосударственной думой;
· решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
· назначение на должность и освобождение от должности председателя Центральногобанка России;
· назначение на должность и освобождение от должности председателяСчётной палаты Российской Федерации и половины состава её аудиторов;
· назначение на должность и освобождение от должностиУполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральнымконституционным законом;
· объявление амнистии;
· выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации дляотрешения его от должности.
· Государственная дума принимает федеральные законы большинствомголосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено КонституциейРоссийской Федерации.
Подпринятым федеральным законом по смыслу ч. 1 ст. 107 Конституции РФ понимаются:законы, принятые Государственной думой и одобренные Советом Федерации всоответствии с ч.ч. 1, 2, 3 и 4 ст. 105 Конституции РФ; законы, повторнопринятые ГД в соответствии с ч. 5 ст. 105 Конституции РФ; законы, одобренныеГосударственной думой и Советом Федерации в соответствии с ч. 3 ст. 107Конституции РФ. Кроме того, принятый федеральный закон подписывается иобнародуется Президентом РФ[11].
В том жепорядке должен приниматься, подписываться и обнародоваться и акт законодательногооргана, посредством которого осуществляется официальное, имеющее силу законаразъяснение федерального закона. Если же разъяснение предпринято в формепостановления ГД, то есть без соблюдения требований ст.ст. 105, 106, 107Конституции РФ, предъявляемых к принятию ФЗ, то оно не может рассматриваться вкачестве акта Федерального собрания — законодательного органа РФ. Будучи актомлишь одной из его палат, такое постановление не является аутентичнымофициальным разъяснением закона. Нельзя его признать и делегированнымофициальным разъяснением закона, поскольку Конституция РФ не предоставляетГосударственной думе соответствующего права[12].
2. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ГОСДУМЫ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ
Каждыйгосударственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственнойвласти, взаимодействует с другими государственными органами. В этомвзаимодействии они ограничивают друг друга. Вкратце попробуем охарактеризоватьэто взаимодействие.
Нормативноерегулирование взаимодействия обеих палат Федерального Собрания определяетсяКонституцией и ФЗ. В основном имеют место три вида взаимодействия: совместныесобрания палат, создание специальных органов и совместная деятельность палат взаконодательном процессе.
Правозаконодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, СоветуФедерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы,Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органамсубъектов Российской Федерации. (ст. 104 ч. 1). Законопроекты вносятся вГосударственную Думу (104 ч. 2). Значит, Совет Федерации может вносить в ГДзаконопроекты.
Обязательномурассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые ГД федеральные законы повопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового,валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификациии денонсации международных договоров РФ, статуса и защиты государственнойграницы РФ, войны и мира. (ст. 106 Конституции). Значит неизбежновзаимодействие при рассмотрении этих вопросов. Конституционные нормы получилиразвитие в Положениях Регламента Совета Федерации Федерального Собрания РФ от30 янв. 2002 г, также перечень норм, реализующих взаимодействие между палатамисодержаться в регламенте ГД. Например, п. к ст. 11 Председатель ГД направляет вСовет Федерации для рассмотрения одобренные ГД проекты законов РоссийскойФедерации о поправках к Конституции РФ, федеральные конституционные законы ипринятые федеральные законы или п.2 ст. 113 и многие др. При разногласияхпалаты создают согласительные комиссии, что играет немаловажную роль вслаженности их работы. Практикуются совместные заседания палат. Депутаты однойпалаты могут присутствовать на заседании другой. Вот, например, в ст. 32Регламента Совета Федерации указано, что комитет или комиссия верхней палаты,организовывая слушания, может пригласить депутатов нижней палаты (ГД).
ГДвзаимодействует также с Правительством, Президентом и судами,что также определяется её конституционно-правовым статусом. В каждой палатезакреплены должности представителей Президента. Они предлагают по поручениюПрезидента кандидатуры на должности, указанные в Конституции (ПредседательПравительства, глава ЦБ), имеют право согласовывать проекты законов,предлагаемые к внесению Федеральному собранию, получать необходимые сведения иэкспертные заключения, участвовать в подготовке предложений Президенту и др.
Каждыйисполнительный орган имеет стаст-серктаря, который координирует взаимоотношенияпалат парламента и органов исполнительной власти в вопросах законотворчества. Внекоторых случаях, они специально приглашаются и не должны отказываться. ЧленыПравительства вправе присутствовать и выступать на заседаниях палат Парламента.Правительство предоставляет ГД федеральный бюджет и отчет о его исполнении. Вцелях обеспечения взаимодействия палат Федерального собрания (и ГД тоже) былопринято Постановление Правительства РФ от 01.02.2000 N 94 (ред. от 28.03.2008)«О Полномочных представителях Правительства Российской Федерации в палатахФедерального Собрания Российской Федерации», в этом документа утверждалисьна должностях полномочный представитель Правительства Российской Федерации вСовете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и полномочныйпредставитель Правительства Российской Федерации в Государственной ДумеФедерального Собрания Российской Федерации. Они участвуют заседаниях, выступаютот имени Правительства, согласовывают проекты документов, направляемые палатамив Федеральное собрание, информируют Правительство о ходе законодательногопроцесса и т.д.
Общепринятымсредством сдержек и противовесов одной власти к другой является правораспускать орган, либо отстранять от должности его должностных лиц. Такимиправами наделены и парламент, и Президент. Например, Дума может привлечьПрезидента к ответственности и лишить должности. Президент Российской Федерацииможет быть отрешен от должности Советом Федерации только на основаниивыдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене илисовершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением ВерховногоСуда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерациипризнаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерациио соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения[13] Президент же может распустить Думу в трех случаях,предусмотренных ст. 111 и 117. После трехкратного отклонения представленныхкандидатур Председателя Правительства Российской Федерации ГосударственнойДумой Президент Российской Федерации назначает Председателя ПравительстваРоссийской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РоссийскойФедерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерациипринимается большинством голосов от общего числа депутатов ГосударственнойДумы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству РоссийскойФедерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставкеПравительства Российской Федерации либо не согласиться с решениемГосударственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцевповторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, ПрезидентРоссийской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускаетГосударственную Думу. А также при выдвижении Думой обвинения против Президента онаможет быть распущена Советом Федерации, чтобы не вмешивалась в процедуруотрешения президента от должности.
Такимобразом, при взаимодействии Государственной Думы как представительного изаконодательно органа с другими ветвями власти (исполнительной, судебной), атакже с Президентом, обеспечивается во-первых слаженная работа взаконотворчестве и исполнению законов, а также имеет значение в системапротивовесов и сдержек. Недопустимо, когда власть сосредотачивается в рукаходной власти, это ведет к тирании.
3. ПРАВОВОЙ СТАТУС ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ РФ
Статусдепутата определен в Конституции РФ, а также в ФЗ от 08.05.1994 N 3-ФЗ (ред. от12.05.2009)«О статусе члена Совета Федерации и статусе депутатаГосударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
· Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданинРоссийской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.
· Одно и то же лицо не может одновременно являться членом СоветаФедерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы неможет быть депутатом иных представительных органов государственной власти иорганов местного самоуправления.
· Депутаты Государственной Думы работают на профессиональнойпостоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться нагосударственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кромепреподавательской, научной и иной творческой деятельности.[14]
· Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладаютнеприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут бытьзадержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на местепреступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев,когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности другихлюдей.
· Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлениюГенерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатойФедерального Собрания.
Принципсвободы мандата
· парламентарии рассматриваются как представители всего народа;
· никто не может давать парламентарию обязывающих наказов;
· отзыв парламентария избирателями не возможен.
Досрочноепрекращение полномочий депутата
· письменное заявление о сложении полномочий;
· избрание депутатом иного законодательного органа;
· утрата гражданства РФ либо приобретение гражданства иногогосударства;
· вступление в силу обвинительного приговора суда;
· ограничение дееспособности.
Формыдеятельности депутата (см. ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статуседепутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»от 08.05.1994 N 3-ФЗ ст. 7)
· участие в заседаниях Совета федерации и Государственной думы;
· участие в работе комитетов и комиссий палат;
· участие в выполнении поручений Совета федерации, Государственнойдумы и их органов;
· участие в парламентских слушаниях;
· внесение законопроектов в Государственную думу;
· внесение парламентского запроса;
· обращение с вопросами к членам Правительства РФ;
· обращение к соответствующим должностным лицам и органам стребованием принять меры по пресечению нарушения соответствующих прав, свобод изаконных интересов граждан.
Гарантиидепутатам Государственной думы и членам Совета федерации
· неприкосновенность личности;
· социальное обеспечение;
· материально-финансовое обеспечение;
· свидетельский иммунитет
· гарантии, обеспечивающие непосредственную работу парламентария.
ЧленыСовета федерации и депутаты Государственной думы без согласия соответствующейпалаты Федерального Собрания не могут быть привлечены к уголовнойответственности или административной ответственности, не могут быть задержаны,арестованы, подвергнуты обыску или допросу, кроме случаев задержания на местесовершения преступления[15].Вопрос о лишении депутата неприкосновенности решается по представлениюГенерального прокурора соответствующей палате Федерального Собрания в порядке,предусмотренном в регламенте соответствующей палаты. Отказ соответствующейпалаты дать согласие на лишение неприкоснованности депутата Государственнойдумы или члена Совета федерации является обстоятельством, исключающимпроизводство по уголовному делу и по делу об административном правонарушении.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конституционно-правовойстатус Государственной Думы– это закрепленное Конституцией РФ и инымиисточниками конституционного, парламентского права положение ГД какпредставительного и законодательного органа государственной власти страны всоставе Федерального Собрания (парламента). Этот статус характеризуется социально-политическимназначение данного органа государственной власти, его ролью, задачами ифункциями, порядком формирования и полномочиями, внутренней структурой,взаимоотношениями с иными органами государственной власти, статусом его членов– депутатов и др. В данной работе были рассмотрены лишь некоторые аспектыконституционно-правового статуса ГД.
Важнейшаяроль в процессе демократизации российского общества принадлежит именнопарламенту — Федеральному Собранию Российской Федерации и, прежде всего, егонижней палате — Госдуме — как представительному и законодательномуоргану власти. Она является палатой Федерального Собрания, главной функциейкоторого является осуществление законодательной власти.
Основнойзакон, регулирующий деятельность ГД РФ – Конституция РФ. Возглавляет еёПредседатель, также в её состав входят Совет Госдумы, депутатские объединения,комитеты и комиссии. Депутаты обладают статусом неприкосновенности.
Работа вГосдуме представляет собой кропотливое изучение предмета законопроекта,области, в которой он будет реализовываться, практики его исполнения.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенароднымголосованием 12.12.1993)
2. ФЗ от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 19.07.2009) «О выборах депутатовГосударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (принятГД ФС РФ 22.04.2005)
3. ФЗ от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организациизаконодательных (представительных) и исполнительных органов государственнойвласти субъектов РФ»
4. ФЗ от 08.05.1994 N 3-ФЗ (ред. от 12.05.2009) «О статусе членаСовета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального СобранияРоссийской Федерации»
5. Постановление Конституционного Суда РФ от 12.04.1995 N 2-П«По делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции РоссийскойФедерации»
6. Регламент Государственной Думы Принят постановлениемГосударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22января 1998 года № 2134-II ГД
7. Комментарий к отдельным статьям Регламента Государственной ДумыФедерального Собрания Российской Федерации (Москва, 2003) (Ивлиев Г.П., ИгумновЕ.И., Кириллов А.В. и др.)
8. Булаков О.Н, Рязанцев И.Н. Парламентское право России курс лекцийМ: Юстицинформ, 2007
9. Выстропова А.В. Парламентское право России: Учебное пособие. М:Юрайт 2008
10. Самигуллин В.К. Конституционное право России — курс лекций. М:Юрайт 2004 г