Реферат по предмету "Государство и право"


Анализ понятия и юридической значимости международных договоров

Содержание
Введение
Глава 1. Понятие и юридическая природа международногодоговора
1.1 Понятие и юридическая природамеждународного договора
Глава 2. Понятие международного договора во времени, впространстве и по кругу субъектов
2.1 Понятие международного договора во времени
2.2 Понятие международного договора в пространстве
2.3 Понятие международного договора по кругу субъектов
Глава 3. Республика Беларусь имеждународные договоры
3.1 Республика Беларусь и международные договоры
Заключение
Список использованных источников
/>Введение
Долгое время единственным источником права международных договоровявлялись обычаи и традиции народов мира. Межгосударственные отношения того временихарактеризовались нравственной вседозволенностью (например, в древнейших нормативно-правовыхи договорных актах Древней Месопотамии и Армянского нагорья, Египта и Древнего Китая,древнеиндийских Законах Ману и др. относительно мирных договоров говорилось, чтоони должны заключаться с равными или более сильными царями, а на слабого — надонападать; одновременно отмечалось, что “враг — это ваш сосед”, поэтому войны в историибыли повседневным явлением). Постепенно, в результате длительной истории применениядоговоров в качестве регулятора международных отношений выработались определенныемеждународно-правовые нормы, устанавливающие порядок заключения, применения, толкованияи прекращения действия договоров.
В настоящее время при появлении глобальных проблем, имеющих жизненноезначение для судеб многих государств, очевидно, что только международное сотрудничествос учетом интересов всех при полной свободе выбора участников международного сообществапоможет решить эти проблемы и идти по пути прогресса. В этих условиях международныйдоговор является основным инструментом правового регулирования международных отношений.Вот почему сегодня уделяется так много внимания теме международных договоров, чтоопределяет ее актуальность.
Целью данной работы является определение понятия международногодоговора во времени, в пространстве и по кругу субъектов. В соответствии с этойцелью выделены следующие основные задачи данной работы:
анализ понятия и юридической значимости международных договоров;
определение понятия международных договоров во времени, в пространствеи по кругу субъектов;
анализ места международных договоров в правовой системе РеспубликиБеларусь.
Методологическая основа курсовой работы основывается на международномправе — праве международных договоров, философии, истории и других науках. При этом,в качестве теоретической базы были исследованы не только нормативно-правовые акты,но и работы таких ученых, как А.Д. Лебедева, Ю.М. Колосова, И.И. Лукашука и др.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, спискаиспользованных источников.
/>Глава 1. Понятие и юридическаяприрода международного договора
 />1.1 Понятие и юридическая природа международного договора
Международные договоры образуют правовуюоснову межгосударственных отношений, являются средством поддержания мира и безопасности,развития международного сотрудничества, защиты основных прав и свобод человека иобеспечения законных интересов государств и других субъектов международного права[11]. Стабильность международного правопорядка в немалой степени обеспечиваетсядоговорной формой международных отношений.
Под международным договором, как следуетиз Венской конвенции 1969г. и Венской конвенции 1986г., понимается регулируемоемеждународным правом соглашение, заключенное государствами и другими субъектамимеждународного права в письменной форме, независимо от того, содержится ли такоесоглашение в одном, двух или более связанных между собой документах, а также независимоот конкретного наименования, которое может носить разные названия [16]. Хотя в Конвенцияхговорится лишь о договорах в письменной форме, это не означает, что государстване могут заключать договоры в устной форме и распространять на них действия.
Договорами в международно-правовом смыслевыступают только соглашения между субъектами международного права [16]. К такимдоговорам не относятся соглашения, заключаемые международными транснациональнымикомпаниями с какими-либо государствами. В свою очередь большинство юристов определяютмеждународный договор как соглашение [16]. «Термин „договор“, — писаламериканец Д. Филд в своем проекте Кодекса международного права, — означает письменноесоглашение между двумя или более нациями для установления или отмены акта, создающего,прекращающего или другим образом затрагивающего международное право или отношение».Л. Камаровский определял международные договоры как «соглашения между народами,имеющими своим предметом установление, регулирование или прекращение какой-либоюридической связи или международного отношения». По мнению В. Уляницкого,«международный договор — это соглашение двух или нескольких государств относительногосударственных верховных прав, с целью установления, определения, изменения илипрекращения политического или юридического отношения между ними».Ф. Лист писал,что «международно-правовой договор есть соглашение воль, состоявшееся междудвумя или несколькими государствами относительно государственных верховных прав».Немецкий юрист Ф. Бербера понимал международный договор как соглашение не толькомежду государствами, но и вообще субъектами международного права: «Международныйдоговор есть сознательное и добровольное объединение согласующихся волеизъявленийпо меньшей мере двух субъектов международного права, которое направлено на возникновение,изменение и отмену правовых отношений». Наиболее полным из всех вышеперечисленныхопределений международного договора является определение, данное английским юристомДж. Фицморисом в его первом докладе, представленном в Комиссию международного правана VIII сессии в 1956 году: «Договор есть международное соглашение, воплощенноев единый формальный акт (независимо от его названия, титула или обозначения), заключенноемежду сторонами, две или все из которых являются субъектами международного права,обладающими международной правосубъектностью и правоспособностью заключения международныхдоговоров, имеющее целью создавать права и обязанности или устанавливать отношения,регулируемые международным правом». В целом, приведенные определения международногодоговора содержат положения о том, что международный договор есть соглашение илисогласованное волеизъявление государств и других субъектов международного права.С учетом вышесказанного целесообразно использовать определение международного договора,вытекающее из Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969г.и Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациямиот 21 марта 1986г. [16].
Главным принципом права международныхдоговоров является принцип добросовестного выполнения международных обязательств,из них вытекающих [11]. Данный принцип считается одним из основных принципов международногоправа, имеющих императивный характер, и отклонение от него в отношениях между субъектамимеждународного права признано недопустимым.
Объект международногодоговора — это отношения субъектов международного права по поводу материальных инематериальных благ, действий и воздержания от них, т.е. все то, по поводу чегогосударства заключают договор, то есть вступают в договорные отношения [11]. Международноеправо не содержит каких-либо ограничений относительно выбора объекта для международныхдоговоров. Как правило, объект договора отражается в наименовании договора. Самигосударства определяют, что должно быть объектом международного договора. Как следуетиз международной практики, любой вопрос, как относящийся к международным делам,так и входящий во внутренние дела государства, может стать объектом международногодоговора. Однако государства воздерживаются от того, чтобы объектом договора становилисьвопросы, составляющие внутреннюю компетенцию государства.
Под целью международного договора подразумеваетсято, что именно стремятся осуществить или достигнуть субъекты международного права,заключая договор [13]. Объект международного договора определяется в названии либов контексте договора, а цель — в преамбуле либо в первых статьях договора.
Таким образом, международный договор- это регулируемое международным правом соглашение, заключенное государствами идругими субъектами международного права в письменной форме, независимо от того,содержится ли такое соглашение в одном, двух или более связанных между собой документах,а также независимо от конкретного наименования, которое может носить разные названия.Как и любой договор, международный договор имеет свой объект — это отношения субъектовмеждународного права по поводу материальных и нематериальных благ, действий и воздержанияот них, т.е. все то, по поводу чего государства заключают договор, то есть вступаютв договорные отношения. Цель международного договора — это то, что стремятся осуществитьили достигнуть субъекты международного права, заключая договор.
/>Глава 2. Понятие международногодоговора во времени, в пространстве и по кругу субъектов/>2.1 Понятие международногодоговора во времени
Международный договор начинает действоватьс момента вступления его в силу до прекращения и не имеет обратной силы. Это действиемеждународного договора во времени [8]. Государства до вступления международного договора в силу могутоговорить его временное применение. «Вступивший в силу договор» означает,что он начинает проявлять свое юридическое действие, становится обязательным длясторон в соответствии с его положениями. При этом следует учитывать некоторые особенностиправа международных договоров. Протокольные статьи договора о порядке выражениясогласия с ним обязательны сразу после принятия текста. Кроме того, государстваи организации, подписавшие договор, должны воздерживаться от действий, которые лишилибы договор его объекта и цели. Аналогичную обязанность несут и те, кто выразил согласиена обязательность договора до вступления его в силу (ст.18) [6].
Действующим международный договорявляется тогда, когда он обрел и не утратил юридическую силу [8]. Срок действиядоговора зависит от характера регулируемых отношений и намерений сторон [12]. Договорымогут вступать в силу с момента подписания, ратификации, обмена ратификационнымиграмотами или сдачи депозитарию определенного числа ратификационных грамот. Приэтом может быть предусмотрен срок, по истечении которого после сдачи на хранениеопределенного числа ратификационных грамот или других документов договор вступаетв силу [10].
В международно-правовых актах нередковместо термина «действие» используется термин «применение».В международном праве иногда считается, что с момента вступления международногодоговора в силу он действует, но не применяется, а применяется тогда, когда наступитситуация, которая обусловлена в самом международном договоре [8]. Так, например,соглашения о правилах ведения войны будут действовать, но применяться будут, когдавозникнет вооруженный конфликт.
Если стремиться к адекватности и юридическойточности в терминологии, то в указанной ситуации (т.е. когда возникает вооруженныйконфликт) более уместен был бы термин «реализация», ибо речь идет о действииили бездействии, соответствующих требованиям норм договоров (об исполнении, использованииили соблюдении договорных норм) [9]. О применении можно говорить, если положениядоговора в процессе реализации нарушены (или их исполнение ставится под угрозу)и по этому поводу принято решение (правоприменительный акт) государством, судомили каким-либо иным органом. Таким образом, термин «применение» следуетпонимать по-разному (в зависимости от ситуации) [9]:
1) как действие договора, подтверждениеего юридической силы (он является действующим);
2) как доказательство того, что договорявляется подходящим, приложимым к данной ситуации, что отношения, возникшие. в этомслучае, им регулируются, подпадают под его действие;
3) как особого рода юридическую деятельностьгосударств, органов или организаций, в результате которой принимается решение (правоприменительныйакт).
В литературе не раз высказывались различные точки зрения относительновремени — когда начинается регулирующая роль нормы права. Одни считали, что этопроисходит с момента вступления нормы права в силу (П.Н. Недбайло, А.И. Процевский,Л.С. Явич и др.). С другой стороны, многие авторы утверждали, что «начальноезвено правового регулирования — это не момент издания нормы, представляющий собойтолько результат правотворчества, а вся правотворческая деятельность» [12].Довольно четкий ответ содержится в Венских конвенциях. Обязателен каждый вступившийв силу договор. При этом следует учитывать некоторые особенности права международныхдоговоров. Его протокольные статьи о порядке выражения согласия с ним обязательнысразу после принятия текста. Кроме того, государства и организации, подписавшиедоговор, должны воздерживаться от действий, которые лишили бы договор его объектаи цели. Аналогичную обязанность несут и те, кто выразил согласие на обязательностьдоговора до вступления его в силу (ст.18) [12].
Договоры не имеют обратной силы, т.е. положения договора не обязательныдля участника в отношении любого действия или факта, которые имели место до датывступления договора в силу для него, или в отношении любой ситуации, которая пересталасуществовать до этой даты. Исключением является случай, когда иное намерение неявствует из договора или не установлено иным образом.
В прошлом для придания особого значения договору он заключалсяна «вечные времена». Чаще всего на вечные времена заключались мирные договоры.В основном это относится к постановлениям о границах. Было подсчитано, что такиедоговоры в среднем оставались в силе в течение двух лет. Л.А. Камаровский и В.А.Уляницкий писали: «Как исторические формы проявления права, договоры, по самойсвоей природе, вечными быть не могут… Поэтому „на вечные времена“ в сущности,должно обозначать, пока времена и обстоятельства существенно не изменились»[6]. В этом крылась причина того, что договоры перестали заключаться на вечные времена.Это выражение было заменено термином «бессрочные». В тех случаях, когдабессрочные договоры означали то же, что и на вечные времена, советская дипломатияотносилась к ним скептически. При подписании протоколов о продлении пактов о ненападениис рядом стран в 1934 году М.М. Литвинов сказал: «У нас была мысль предложитьбессрочные пакты, но бессрочность — абстрактное, философское понятие, и мы опасались,что подобное предложение могло бы показаться декларативным, а мы имели в виду конкретноедействие». Тем не менее, советской практике известны и случаи, когда стремилисьдобиться бессрочного действия договора. СССР выступал за то, чтобы подписанный в1972 году бессрочный Договор по ПРО сохранялся, и сохранялся бессрочно [6].
Бессрочное действие договора можетиметь и иное значение. Договор не устанавливает временные рамки действия, но вместес тем оговаривает право сторон выйти из него на определенных условиях. В Договорепо открытому небу 1992 г. указывается: «Настоящий Договор является бессрочным».А далее следуют правила, в соответствии с которыми государство-участник может выйтииз договора (ст. XV) [6].
Что же касается иных, ограничительных постановлений мирных договоров,то срок их действия должен определяться интересами мира, безопасности и сотрудничества.
Советская дипломатия не раз отмечала, что длительными могут бытьлишь справедливые договоры. В ноте заместителя народного комиссара по иностраннымделам на имя временного поверенного в делах Норвегии от 23 июля 1929 г. говорилось, что Правительство СССР «считает необходимым установление длительного соглашенияпо спорным вопросам в возможно короткий срок и полагает, что такое длительное соглашениеможет быть достигнуто лишь при равноправном трактовании обеих сторон и при сохранениивзаимного достоинства и уважения» [12] .
Порою установление весьма длительного срока отражает неравноправноеположение контрагентов. Заключенное в 1947 г. соглашение о военных базах между США и Филиппинской республикой предусматривало, что оно «остается в силе напериод в 99 лет, с последующим продлением срока по согласию обоих правительств»[6].
В большинстве многосторонних договоровсрок вступления в силу зависит от количества субъектов, выразивших согласие на егообязательную силу. Порою в интересах эффективности договора в число его обязательныхучастников включаются государства, отвечающие особым условиям. Конвенция о межправительственнойморской консультативной организации предусматривала, что она вступит в силу послератификации 21 государством, из которых 7 будут обладать общим тоннажем кораблейне менее 1000000 т. [6].
Договоры могут заключаться на определенныйсрок (срочные договоры), на неопределенный срок, без указания срока действия либос указанием на бессрочность действия [10]. Положение о сроке международного договорауказывается в самом договоре. На определенный срок заключаются двусторонние и многосторонниедоговоры. Двусторонние договоры могут содержать условие того, что по истечении определенногосрока действия они будут оставаться в силе до тех пор, пока один из участников договоране заявит о своем выходе из него. Некоторые договоры могут содержать положения,по которым срок международного договора будет продлен автоматически на 3 года или5 лет [14]. Договор может быть также молчаливо продлен, если после истечения егосрока действия стороны продолжают соблюдать его. Продление будет осуществлятьсядо тех пор, пока один из участников международного договора не денонсирует договорлибо откажется продлевать его действие. Продление договора называется пролонгацией [8]. Она осуществляется до истечениясрока действия договора. Пролонгация может быть инициативной, когда договором онане предусмотрена и осуществляется специальным соглашением сторон. Заключаемые такимобразом соглашения могут вносить изменения в продлеваемый договор. Пролонгация можетбыть автоматической, когда продление срока действия предусмотрено договором, еслине будет иного заявления одной из сторон [6].
После прекращения действия договораречь может идти о его восстановлении (реновация). Реновация осуществляется по соглашениюучастников. Массовая реновация в одностороннем порядке довоенных договоров былапредусмотрена мирными договорами 1947 г. Она осуществлялась путем нотификации держав-победительниц[6].
Таким образом, международный договорначинает действовать с момента вступления его в силу до прекращения и не имеет обратнойсилы. Это действие международного договора во времени. Государства до вступлениямеждународного договора в силу могут оговорить его временное применение. Договорымогут заключаться на определенный срок (срочные договоры), на неопределенный срок,без указания срока действия либо с указанием на бессрочность действия. Договор можетбыть продлен (пролонгация) и восстановлен (реновация).
Также следует различать термин«действие» международного договора от термина «применение» международногодоговора. Считается, что с момента вступления международного договора в силу ондействует, но не применяется, а применяется тогда, когда наступит ситуация, котораяобусловлена в самом международном договоре./>2.2 Понятие международногодоговора в пространстве
Каждый договор имеет территориальнуюили пространственную сферу действия. Сфера действия договора определяется участниками.Если иное намерение не указано в договоре или не установлено иным образом, то договоробязателен для каждого участника в отношении всей его территории. Это действие международногодоговора называется «действие в пространстве» [8].
В отзывах на проект соответствующей статьи Венской конвенциио праве международных договоров, предложенный Комиссией международного права, некоторыеправительства настаивали на том, чтобы эта статья касалась и экстратерриториальногоприменения договоров. Комиссия сочла, что такая норма породит немало сложных проблем,касающихся экстратерриториальной компетенции государства. Поэтому Комиссия решилаустановить общее правило, которое должно применяться в случае, если договор не содержитположений о территориальной сфере действия. При этом Комиссия опиралась на государственнуюпрактику, решения международных судов и на труды ученых, согласно которым договорприменяется ко всей государственной территории, если иное не оговорено. Под«всей территорией каждой стороны» понимается вся сухопутная территория,прилегающие к ней воды и воздушное пространство. Комиссия отказалась использоватьвыражение «вся территория или территории, за которые государства несут международнуюответственность», с тем, чтобы избежать ассоциации формулировки с так называемойколониальной оговоркой [6].
Комиссия предложила следующую редакциюст.25 Венской конвенции о праве международных договоров: «Если иное намерениене явствует из договора или не установлено иным образом, то договор применяетсяна всей территории каждого участника» [12]. В результате презюмировалось прямоеприменение договора на государственной территории. Между тем вопрос о применениидоговора на территории государства решается его внутренним правом по-разному. Однигосударства придерживаются непосредственного действия договора во внутренних отношениях.Другие считают, что для этого необходимо издание специального закона. В связи сэтим на Венской конференции 1986 г. была предложена поправку к проекту статьи, указав,что «договор является обязательным для каждого участника в отношении всей еготерритории». Иными словами, договор не применяется непосредственно на всейтерритории государства, он обязывает государство, которое определяет порядок применениядоговора на своей территории [12].
При подготовке проекта конвенции о праве договоров с участиеморганизаций возник вопрос о применимости в данном случае положения о территории.Учитывая, что организации не имеют своей территории, Комиссия международного праваустановила, что договоры организации распространяются на все ее органы, где бы онине находились. Статья 29 Венской конвенции о праве международных договоров«Территориальная сфера действия договоров» определила, что договор междуодним или несколькими государствами и одной или несколькими международными организациямиобязателен для каждого государства-участника в отношении всей его территории. Иноенамерение может явствовать из договора или быть установлено иным образом" [12].
Ряд многосторонних договоров предусматривает пространственнуюсферу иную, чем территория государств, или не имеют четко определенной территориальнойсферы действия. При всех условиях они должны иметь ту же сферу действия, что и суверенитетучастников. В прошлом было распространено понятие договорной территории, котораямогла распространяться и на территории, не принадлежавшие сторонам. Таким путемоформлялись сферы влияния и интересов, что противоречит современному международномуправу. В качестве примера можно привести принятое странами НАТО в связи с его пятидесятымюбилеем положение о распространении ст.5 Венской конвенции 1969 г. далеко за пределы участников [12].
Большинство договоров имеет четкую территориальную сферу действия.В некоторых случаях такие территории специально указываются. В качестве примераможно указать на Парижский договор 1920 г. о Шпицбергене или Договор об Антарктике 1959 г., Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованиюкосмического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 года. Сложнаятерриториальная сфера действия предусмотрена в Конвенции ООН по морскому праву 1982года, которая охватывает пространства, начиная от внутренних морских вод и кончаявоздушным пространством над открытым морем [10].
Многие договоры, имеющие территориальное действие, не указываютего пределы. В качестве примера можно привести договоры о выдаче.
По субъектно-территориальной сфере действия международные договорыделятся на [9]:
универсальные, охватывающие все илиподавляющее большинство государств (и их территории);
локальные, в которых участвуют два илинесколько государств, действие договора распространяется на ограниченное пространство.
А.Д. Лебедев предлагает следующую классификациюдоговоров [4, с.187]:
универсальные договоры, в которых предполагаетсяучастие государств всего мира (например, Устав ООН, Венская конвенция 1969г., Договоро нераспространении ядерного оружия 1968г.);
региональные, в которых предполагаетсяучастие только государств данного географического региона (например, Договор о безъядернойзоне южной части Тихого океана 1985г.);
субрегиональные (например, Андский пакт- Картахенский договор 1969г. и др.);
локальные, сфера которых ограниченапределами небольшого числа государств.
Таким образом, каждый договор имееттерриториальную или пространственную сферу действия. Сфера действия договора определяетсяучастниками. Если иное намерение не указано в договоре или не установлено иным образом,то договор обязателен для каждого участника в отношении всей его территории.
 />2.3 Понятие международногодоговора по кругу субъектов
Международный договор обязателен длявсех участников договора. Это действие международного договора называется«действие по кругу лиц (субъектов)» [8].
Субъектами права международных договоровмогут быть только субъекты международного права, которые имеют равную правоспособностьзаключать договоры [11, с.49]. «Каждое государство обладает правоспособностьюзаключать договоры», — говорится в ст.6 Венской конвенции о праве международныхдоговоров [16]. Государства, в силу своего суверенитета, обладают полной (универсальной)правоспособностью. В соответствии с принципом суверенного равенства, уважения прав,присущих суверенитету, они имеют право быть или не быть участниками двустороннихили многосторонних договоров, включая право быть или не быть участниками союзныхдоговоров. Главным при решении вопроса об участии государства в конкретном международномдоговоре является его заинтересованность в отношении объекта и цели договора. Договоры,которые касаются кодификации и прогрессивного развития международного права, а такжедоговоры, объект и цели которых представляют интерес для международного сообществав целом (общие договоры), должны быть открытыми для всеобщего участия. В этом положенииДекларации о всеобщем участии в Венской конвенции о праве международных договороввыражена сущность принципа универсальности общих международных договоров. Договорнаяпрактика последних десятилетий подтверждает стремление государств следовать этомупринципу. Решение вопроса об участии в договоре принимает само государство в зависимостиот его заинтересованности. Это его право. Вместе с тем эффективность некоторых международныхдоговоров напрямую зависит от числа их участников. Например, серьезную озабоченностьвызывает отказ ряда государств от присоединения к Договору о нераспространении ядерногооружия. А в федеративных государствах возникает вопрос о договорной правоспособностикак самих федераций, так и их составных частей.
Первичные (суверенные)субъекты международного права — государства, борющиеся за свою независимость колониальныенации и народы — заключают международные договора практически по любым вопросаммеждународно-правового регулирования. Производные (несуверенные) субъекты международногоправа — международные межгосударственные организации, государственно-подобные образования- имеют такую же правоспособность, но ограниченную их учредительными документами.Государство, согласившееся на обязательство договора независимо от вступления егов силу, именуется договаривающимся государством [11, с.49].
Действие договоровтесно связано с проблемой третьих государств или третьих международных организаций,под которыми понимаются такие государства или организации, которые не являются участникамидоговора [10].
Категории третьихорганизаций:
а) организация, неимеющая никакого отношения к договору, т.е. абсолютно третья организация. Для такойорганизации договор не порождает никаких правовых последствий (res inter alios acta);
б) участвовавшая впереговорах организация — организация, которая принимала участие в составлении ипринятии текста. Такая организация имеет право подписать договор, выразить согласиена его обязательность, принимать оговорки или возражать против них, участвоватьв назначении депозитария. Депозитарий препровождает таким организациям заверенныекопии договора, уведомляет их о получении всех документов, относящихся к договору;
в) договаривающаясяорганизация — организация, которая согласилась на обязательность для нее договора,независимо от того, вступил ли договор в силу. Такая организация имеет кроме указанныхправо быть уведомленной о любом предложении, касающемся поправок к многостороннемудоговору, и принимать участие в решении вопроса о его принятии. Особое значениеимеет то, что в этом случае организация обязана не лишать договор его объекта ицели до вступления его в силу (ст.18). Многосторонний договор может быть прекращен«по консультации» с договаривающимися организациями.
В принципе договорне создает обязательств или прав для третьих государств или международных организацийбез их на то согласия. В то же время государства или другие субъекты международногоправа, заключая договор, нередко предусматривают права и обязанности для третьихсторон. Право для третьего государства возникает из положения договора, если егоучастники имели такое намерение и если само третье государство соглашается с этим[10]. Третьи государства или третьи международные организации не могут применятьположения договора в качестве обычных норм международного права. Если же международныйдоговор заключается с участием лиц, не являющихся субъектами международного права,он будет международно-правовым в части отношений между субъектами международногоправа и частно-правовым — в области отношений между субъектами международного праваи лицами, не являющимися таковыми.
По кругу участников международные договорыподразделяются на [7]:
двусторонние (т.е. договоры, в которыхучаствуют два государства, либо договоры, когда с одной стороны выступает одно государство,а с другой — несколько);
многосторонние:
с неограниченным числом участников(универсальные или общие)
с ограниченным числом участников (региональныеили партикулярные).
Закон Республики Беларусь «О международныхдоговорах республики Беларусь» в ст.1 определяет двусторонний международныйдоговор как международный договор, заключенный между двумя и более государствамии (или) международными организациями, которые выступают в качестве двух самостоятельныхсторон международного договора. В той же статье определяется многосторонний международныйдоговор как международный договор, заключенный тремя и более государствами и (или)международными организациями, которые выступают в качестве трех и более самостоятельныхсторон международного договора [5, с.8]. К универсальным договорам относятся договоры,в которых участвуют или могут участвовать все субъекты международного права. Инымисловами, объект таких договоров представляет интерес для всех субъектов международногоправа. Договоры с ограниченным числом участников, которые называются региональнымиили партикулярными, это такие договоры, число участников которых ограничено [16].
По возможности присоединения договорыподразделяют на открытые и закрытые [5, с.8]. К закрытым договорам относятся, какправило, уставы организаций, двусторонние договоры. Участие в таких договорах длятретьих государств предполагает согласие их участников. В открытых договорах можетучаствовать любой субъект международного права и такое участие не зависит от согласиясторон договора [16]. Подавляющее число договоров являются закрытыми, открытые договорывстречаются крайне редко, например: Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 г., Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственнойсобственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г., Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями 1986 годаи др.
В зависимости от субъекта, заключающегодоговор, различают три вида международных договоров [13]:
межгосударственные — заключаются отимени государства,
межправительственные — заключаются отимени правительства,
межведомственные, от имени ведомств- заключаются от имени органов исполнительной власти.
Что касается Республики Беларусь, несмотряна такую классификацию, такие договоры, заключенные с Республикой Беларусь, будутсчитаться договорами Республики Беларусь, независимо от того, какой государственныйорган заключил договор, и этот договор создает права и налагает обязанности на государствов целом.
Различают, также следующие виды договоров[15]:
соглашения, устанавливающие общие правилаповедения субъектов международного права (например, устав ООН),
соглашения, регулирующие конкретныеотношения между государствами: например, договор об оказании взаимопомощи.
Также международные договоры классифицируются:на политические, экономические и соглашения по культурным вопросам. К политическимдоговорам относятся: союзные договоры, договоры о взаимной помощи, пакты о не нападении,соглашения о нейтралитете, мирные договоры. Союзные договоры — это политическоесоглашение в силу которых заключающие их государства, договариваются об охране существующегополитического положения (создание военного блока). Договоры о взаимной помощи — это политическое соглашение, которое обязывает участников этих договоров оказыватьдруг другу определённую взаимную помощь. Пакты о ненападении — это политическиесоглашения, по которым страны обязуются воздержаться от нападения на другое государство.Соглашение о нейтралитете — это политический договор между государствами, которыйобязывает их не участвовать в войне в случаи её возникновения, между договорившимисягосударствами и третьими государствами. Мирный договор — это политический договор,который прекращает состояние войны и устанавливает между государствами политические,экономические и иные отношения. Экономические соглашения — это договоры между субъектами,которые устанавливают определённый режим в сфере международно-экономических отношений[15].
Таким образом, субъектами права международныхдоговоров могут быть только субъекты международного права, которые имеют равнуюправоспособность заключать договоры. Решение вопроса об участии в договоре принимаетсамо государство в зависимости от его заинтересованности. Международный договоробязателен для всех участников договора. По кругу участников международные договорыподразделяются на двусторонние и многосторонние. По возможности присоединения договорыбывают открытые и закрытые. В зависимости от субъекта, заключающего договор, различаютмежгосударственные, межправительственные и межведомственные международные договора.
/>Глава 3. Республика Беларусьи международные договоры />3.1 Республика Беларусьи международные договоры
27 июля 1990 г. Верховный Совет Республики Беларусь издал Декларациюо государственном суверенитете Республики Беларусь. Определенное внимание в Декларациибыло уделено международному праву. Так, в Преамбуле была торжественно провозглашенполный государственный суверенитет Республики Беларусь, «действуя в соответствиис принципами Всеобщей декларации прав человека и другими общепризнанными международно-правовымиактами» [17]. Таким образом, Республика Беларусь выразила opinio juris в отношенииВсеобщей декларации прав человека. Многие положения Всеобщей декларации впоследствиибыли трансформированы в Конституцию Республики Беларусь, равно как и положения Международногопакта о гражданских и политических правах и Международного пакта об экономических,социальных и культурных правах. Декларация о государственном суверенитете РеспубликиБеларусь имела статус конституционного закона, который она утратила со вступлениемв силу Конституции Республики Беларусь 30 марта 1994 г.
Статья 8 Конституции Республики Беларусь гласит: «РеспубликаБеларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечиваетсоответствие им законодательства, в соответствии с нормами международного праваона может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходитьиз них. Не допускается заключение международных договоров, которые противоречатКонституции». Статья 18 Конституции предусматривает, что «Республика Беларусьв своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменениясилы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательстваво внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права».
В законодательстве республики в вопросе международногоправа наблюдается определенный прогресс. С 1990 г. в Республике Беларусь было издано значительное число законов, содержащих отсылки к международнымдоговорам. Большинство законов включают статью о приоритете положений международныхдоговоров Республики Беларусь в случае коллизии с положениями законов.
Можно привести следующую схему иерархического соотношения нормативныхактов, входящих в правовую систему Республики Беларусь [17]:
1) общепризнанные принципы международного права;
2) Конституция Республики Беларусь;
3) ратифицированные договоры;
4) законы, декреты, указы Президента, международные обязательстваРеспублики Беларусь, вытекающие из договоров, не подлежащих ратификации, и обычныхнорм международного права;
5) акты межгосударственных образований, участником которых являетсяРеспублика Беларусь, подзаконные нормативные акты, принятые Советом Министров, Верховнымсудом, Высшим хозяйственным судом, Генеральным прокурором.
Кроме Конституции немаловажное значение имеетЗакон Республики Беларусь «О международных договорах Республики Беларусь»от 23.07.2008г. (далее Закон): он определяет место международных договоров в системебелорусского права, органы, имеющие право заключать подобные договоры, порядок ратификациимеждународных договоров и т.д. В частности, Закон подробно регулирует такие вопросыкак порядок заключения, выполнения, прекращения и приостановления действия международныхдоговоров, а также порядок регистрации в международных органах, хранения подлинниковмеждународных договоров и официальной публикации. Закон содержит положения о подготовкепроектов международных договоров, в соответствии с которыми государственные органыРеспублики Беларусь имеют возможность проведения консультаций с органами иностранногогосударства или с международной организацией в целях определения возможности заключениямеждународного договора, уточнения намерений сторон относительно объекта, цели исодержания международного договора, а также определения предварительного порядкаи сроков работы по подготовке проекта международного договора. В статьях Законауточнено содержание обоснования целесообразности заключения международного договора,которое должно содержать оценку финансовых и (или) экономических, политических ииных последствий для Республики Беларусь в случае заключения международного договора.Законом определены основания для ратификации международных договоров и порядок правопреемстваРеспублики Беларусь в отношении международных договоров СССР. Закон включает положенияо поправках к международным договорам, в него включены положения, закрепляющие функциигосударственных органов Республики Беларусь в отношении международных договоровгосударства [3].
Следует сказать, что существующий механизм регулирования международныхотношений в Республике Беларусь еще недостаточно совершенен. Однако, несмотря наэто, имеются основания ожидать, что в будущем эти недостатки будут устранены. Обэтом свидетельствует ориентация белорусского законодателя на международное право:Конституцией закреплен приоритет общепризнанных принципов международного права;Государство достаточно внимательно относится к своим международно-правовым обязательствам;Заключению каждого международного соглашения предшествует тщательная правовая экспертиза.Повышению в республике авторитета международного права способствует также его преподаваниев вузах страны.
Таким образом, для успешного взаимодействия нашего государствав области международного права еще необходимо проделать значительную работу, котораядолжна коснуться едва ли не всех отраслей национального права. Для того чтобы«подключить» международное право к правовой системе Республики Беларусь,понадобятся усилия не только юристов-международников. Как представляется, особенноценным был бы также вклад специалистов по конституционному праву, гражданскому,хозяйственному и уголовному праву и процессу, а также административному и финансовомуправу.
/>Заключение
Таким образом, подводя итоги данному исследованию, можно сказатьследующее.
Международный договор является типичной юридической формой установлениясотрудничества между субъектами международного права. Существуют различные наименованиямеждународных договоров: пакт, трактат, конвенция, протокол, соглашение, декларация,договор — эти различия не имеют юридического значения и на практике критерий ихприменения не выработан. Стороны при заключении договоров самостоятельно решают,которое название дать договору.
Как и всякая объективная реальность,договор действует во времени и пространстве. Договор определяет, в каком месте ив какое время предписанное им поведение должно осуществляться, и тем самым его действиеимеет одновременно временной и пространственный характер. Даже в тех случаях, когдав договоре не указаны время и место действия, это не значит, что он независим отвремени и места действия, ибо явления, которым он посвящен, происходят в определенномместе и в определенное время.
Международный договор обязателен длявсех участников договора. Субъектами права международных договоров могут быть толькосубъекты международного права, которые имеют равную правоспособность заключать договоры.Решение вопроса об участии в договоре принимает само государство в зависимости отего заинтересованности.
Различают международные договора:
по кругу участников: двусторонние имногосторонние (с неограниченным числом участников (универсальные или общие) и сограниченным числом участников (региональные или партикулярные));
по возможности присоединения: открытыеи закрытые;
в зависимости от субъекта, заключающегодоговор: межгосударственные, межправительственные и межведомственные;
по сфере регулирования: соглашения,устанавливающие общие правила поведения субъектов международного права и соглашения,регулирующие конкретные отношения между государствами.
по вопросам, регулируемым договором:политические, экономические и соглашения по культурным вопросам.
Что касается Республики Беларусь, несмотряна такую классификацию, такие договоры, заключенные с Республикой Беларусь, будутсчитаться договорами Республики Беларусь, независимо от того, какой государственныйорган заключил договор, и этот договор создает права и налагает обязанности на государствов целом.
В законодательстве Республики Беларусь ввопросе международного права наблюдается определенный прогресс. Конституции РеспубликиБеларусь, а также Закон Республики Беларусь «О международных договорах РеспубликиБеларусь» определяют место международных договоров в системе белорусского права,органы, имеющие право заключать подобные договоры, порядок ратификации международныхдоговоров и т.д.
Существующий механизм регулирования международных отношений вРеспублике Беларусь еще недостаточно совершенен. Для успешного взаимодействия нашегогосударства в области международного права еще необходимо проделать значительнуюработу, которая должна коснуться едва ли не всех отраслей национального права.
/>Список использованных источников
1. Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994г. №2875 (с изменениямии дополнениями) // Газета «Звязда». — 1996г. — №276. — С.1;
2. О международных договорах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусьот 23.07.2008. Электронный ресурс. — Режим доступа: www.tamby. info/zakon/zakon-421_2008.htm — Дата доступа: 10.08.2010г.;
3. Комментарий к Закону Республики Беларусь «О международных договорахРеспублики Беларусь». Национальный центр законодательства и правовых исследованийРеспублики Беларусь. Режим доступа: www.center.gov. by/article69.html. — Дата доступа: 23.08.2010г.;
4. Лебедев А.Д. Международное публичное право: учеб. — метод. комплексдля студентов юридических специальностей / А.Д. Лебедев; Минский институт управления.- Мн.: Изд-во МИУ, 2006. — 432 с.;
5. Международное публичное право (Особенная часть): курс лекций / А.В.Гурин. — Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2010. — 177 с.;
6. Актуальная правовая информация. Электронный ресурс. — Режим доступа:www.lawmix.ru/comm/1411/. — Дата доступа: 12.08.2010г.;
7. Википедия. Электронный ресурс. — Режим доступа: ru. wikipedia.org/wiki/Международный_акт#.D0.9A. D0. BB. D0. B0. D1.81. D1.81. D0. B8. D1.84. D0. B8. D0. BA. D0. B0. D1.86.D0. B8. D1.8F_. D0. BF. D0. BE_. D0. BA. D1.80. D1.83. D0. B3. D1.83_. D1.83. D1.87.D0. B0. D1.81. D1.82. D0. BD. D0. B8. D0. BA. D0. BE. D0. B2 — Дата доступа: 10.08.2010г.;
8. Вирко Н.А. Международное право. Электронный ресурс. — Режим доступа:fictionbook.ru/author/n_a_virko/mejdunarodnoe_ pravo/read_online.html? page=2#part_191- Дата доступа: 10.08.2010г.;
9. В помощь студенту. Электронный ресурс. — Режим доступа: test.
texttohtml.ru/? q=node/6023. — Дата доступа 11.08.2010г.;
10. Колосов Ю.М., Кузнецов В.И. Международное право. Электронный ресурс.- Режим доступа: iir-mp. narod.ru/books/intlaw_book/ — Дата доступа: 10.08.2010г.;
11. Кудинов О.А. Международное публичное право: Учебно-практическоепособие, руководство по изучению дисциплины / Московский государственный университетэкономики, статистики и информатики. — М.: МЭСИ, 2004. — 200 с.;
12. Лукашук И.И. Современное право международных договоров. Том II.Действие международных договоров. Электронный ресурс. — Режим доступа: www.pravo. vuzlib.net/book_z1058_page_16.html. — Дата доступа: 10.08.2010г.;
13. Международное право. Бирюков П.Н. Учебное пособие. Часть 1. М.: Юристъ. 1998г. Электронный ресурс. — Режим доступа: www.ex-jure.ru/law/news. php? newsid=910.- Дата доступа: 10.08.2010г.;
14. Первая полнотекстная справочная. Электронный ресурс. — Режим доступа:www.hf1.ru/biografii/5991-ponjatie-iklassifikatsija-mezhdunarodnyh-dogovorov.html- Дата доступа: 12.08.2010г.;
15. Rafererru. Электронный ресурс. — Режим доступа: works. tarefer.ru/52/100054/index.html.- Дата доступа 11.08.2010г.;
16. Сайт рефератов. Понятие международного договора. — Режим доступа:www.ref. by/refs/51/40153/1.html — Дата доступа: 10.08.2010г.;
17. Белорусский журнал международного права и международных отношений2001 — № 4. Алексей Барбук. Имплементация международного права в Республике Беларусь.Режим доступа: www.evolutio. info/index. php? option=com_content&task=view&id=449&Itemid=52.- Дата доступа: 28.08.2010г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Манифест 17 октября 1905 года его политическое и юридическое значение
Реферат Духовно-нравственное развитие личности ребёнка в семье
Реферат Кредитование физических лиц в Сберегательном банке РФ на примере дополнительного офиса универсал
Реферат Методы принятия управленческих решений 2
Реферат Социально-психологические закономерности общения и взаимодействия людей
Реферат Расчет поля симметричного распределения зарядов в неоднородной среде по теореме Гаусса
Реферат Бесконтактные датчики положения
Реферат Инвестиции понятие, виды, эффективность
Реферат Особенности культуры жизнеобеспечения немцев в условиях иноэтничного окружения (Верхнее Приобье, первая треть XX в.)
Реферат Александр Полежаев
Реферат Вплив вітамінів на організм людини
Реферат Medical Treatment Essay Research Paper Throughout the
Реферат ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ В САМОДЕЯТЕЛЬНОМ ХОРОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Реферат Культура Наска
Реферат Житие Юлиании Лазаревской