Реферат по предмету "Государство и право"


Анализ правового статуса Центрально банка РФ

План
Введение
1. Конституционныйстатус Центрального банка России
2. Организационно-правоваяформа Банка России
3. ВзаимоотношениеЦентрального банка РФ с кредитными организациями
Заключение
Список использованных источников илитературы

Введение
Кардинальные изменения вовсех сферах общественной жизни в начале 90-х гг. прошлого века привели кзакреплению принципиально новых основ построения банковской системы страны.Законодателем была разработана и внедрена двухуровневая банковская система, наверхнем уровне которой находится независимый центральный банк, обладающийширокими полномочиями по управлению банковской системой.
«В связи с изменениемроли Банка России в урегулировании экономических процессов, происходящих вгосударстве, ему посвящены многочисленные исследования, ведутсянепрекращающиеся дискуссии вокруг спорных вопросов, возникающих в различныхсферах деятельности Центрального банка РФ».
Несмотря на то, чторазработке Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)»предшествовали многочисленные научные дискуссии, с его принятием так и неразрешилась одна из ключевых проблем – неопределенность правового статуса БанкаРоссии. Правовой статус Банка России, сочетающий в себе черты учрежденияпубличного права и частноправовой организации, вызывает массу разнообразныхоткликов среди ученых и практиков. До сих пор в научных кругах не прекращаетсяполемика относительно вопроса о том, является Центральный банк РоссийскойФедерации органом государственной власти или негосударственной организацией. Несформировалась в науке пока и единая точка зрения на место Центрального банка вгосударственном механизме Российской Федерации. Учитывая дискуссионностьпроблемы о правовом статусе Банка России и важность этого органа, как длябанковской системы так и для государства и общества в целом, вопрос правовогостатуса Центрально банка России продолжает оставаться актуальным и требуеттеоретического осмысления.
Между тем нельзя забыватьо двойственности правовой природы Банка России, заключающейся в том, чтосогласно законодательству он не только наделен властным полномочиями поотношению к кредитным организациям, но и является неотъемлемой частьюбанковской системы России, юридическим лицом, организационно-правовая формакоторого не сводится к известным российскому гражданскому праву формам.
Именно в связи со всемиперечисленными проблемами анализ правового статуса Центрально банка РФ являетсяактуальным для исследования с целью выработки научно обоснованных выводов.
Правовой статус БанкаРоссии включает в себя отраслевые статусы: конституционный,гражданско-правовой, банковский. В таком порядке мы их и рассмотрим.

1. Конституционныйстатус Центральногобанка России
Современныекредитно-банковские системы имеют сложную, многоуровневую, многозвеннуюструктуру. В Российской Федерации двухуровневая банковская система. Первоеместо в данной системе занимает Центральный банк, поскольку его можно назвать«банк банков». Центральный банк – это банк, возглавляющий кредитную системустраны, имеющий монопольное право эмиссии и осуществляющий денежно-кредитнуюполитику в интересах национальной экономики.
«С принятием навсенародном референдуме Конституции Российской Федерации в 1993 году вроссийском праве получила закрепление абсолютно новая концепция независимогоцентрального банка. Впервые в российской истории в п. 2 ст. 75 Конституции РФзакреплено, что Центральный банк (Банк России) в своей деятельности по защите иподдержанию стабильности рубля «независим от других органов государственнойвласти». Для любого современного государства вопросы обеспечения устойчивостинациональной валюты составляют важную часть понятия «экономическая безопасностьстраны»».
Проведем небольшойисторический экскурс. Рассмотрим процесс эволюции Центрального банка РФ с 1860года, момента создания государственного банка Российской Империи, до начала90-х годов XX века. Во второй половине XIX века Российская Империя подошла ктому этапу своего развития, когда назрела необходимость созданияспециализированного учреждения для проведения экономической политики страны.Основными направлениями деятельности банка Российской Империи были эмиссия икоммерческое кредитование. Он служил гарантом национального благосостояниягосударства благодаря его золотому запасу. Политические преобразования в странеповлияли на правовое положение главного банка государства, что привело кпреобразованию Государственного банка Российской Империи в Народный банк РСФСР.С осени 1918 года на отделения Народного банка была возложена обязанностькассового исполнения бюджета, что привело к слиянию Казначейства и Народногобанка, а с мая 1919 года предоставлено право выпускать денежные знаки впределах действительной потребности экономики. Таким образом Народный банк былпоставлен на службу революции. В конце 1919 года Народный банк стал утрачиватьи функцию расчетного центра, поскольку ограничивался лишь расчетами предприятийс государственным бюджетом, что привело к его ликвидации 19 января 1920 года, кпередаче его активов и пассивов Центральному бюджетно-расчетному управлениюНаркомфина, который принял на себя осуществление операций, связанных ссохранением денег. После проведения реформы в 1930-1932 годах деятельностьгосбанка значительно утратила коммерческий характер на данном этапе и былисформированы основные функции Госбанка: плановое кредитование хозяйства,организация денежного обращения и расчетов, кассовое исполнениегосударственного бюджета и осуществление международных расчетов. Особоезначение имеет выделение в 1949 году главного банка государства из системыМинистерства финансов, что обусловило его становление в качестве центральногозвена банковской системы и непосредственное подчинение Правительству, котороесохранилось и в настоящее время. На данном этапе развития в нормативно-правовыхактах была сформулирована и закреплена такая задача как осуществление политикигосударства в области денежного обращения, кредита и расчетов, что в настоящеевремя является целями деятельности Банка России.
Конституция РФ закрепляетосновы денежной системы в Российской Федерации. Характер денежной системыопределяют эмиссия денег и независимость центрального банка, его независимыйконституционный статус и соответственно его место и роль в системегосударственного разделения властей. Независимость в проведении эмиссии денегдополняется предусмотренным в Конституции РФ порядком формирования руководящихорганов Банка России и его ответственностью. Эти нормы одновременно являются иосновополагающими нормами банковского права.
В Конституции РФ (п.2 ст.75) сказано, чтоЦентральный банк РФ осуществляет свою основную функцию (защита и обеспечениеустойчивости рубля) «независимо от других органов государственной власти».Упоминание о «других органах государственной власти» не означает, чтоЦентробанк является органом государственной власти. Согласно Конституции РФ(ст.10), «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется наоснове разделения на законодательную, исполнительную и судебную». Центральныйбанк не является ни законодательной, ни исполнительной, ни судебной властью, аего служащие не относятся к государственным служащим. Ведь в п. 1 ст. 3 ФЗ от5.07.1995г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» говоритсяследующее: «государственным служащим является гражданин Российской Федерации,исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности погосударственной должности государственной службы за денежное вознаграждение,выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджетасоответствующего субъекта РФ». Денежное вознаграждение служащим выплачиваетсяне из федерального бюджета, а тем более не из бюджета субъекта Федерации.
Вопрос о том, является ли Банк Россиигосударственным органом, имеет не только теоретическое, но и практическоезначение. Например, в п. 1 ст. 417 ГК РФ записано: «Если в результате изданияакта государственного органа исполнение обязательства становится невозможнымполностью или частично, обязательство прекращается полностью или всоответствующей части. Стороны, понесшие в результате этого убытки, вправетребовать их возмещения в соответствии со статьями 13 и 16 настоящего Кодекса».
В ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» несказано, кто из высших руководителей Банка России является должностным лицом.Можно предположить, что к должностным лицам относятся только Председатель БанкаРоссии и члены Совета его директоров. Однако прямых указаний на этот счет взаконе нет. Такое положение противоречит ряду других законов. Например, ст. 239ГПК предусматривает право гражданина обратится в суд с жалобой, если онсчитает, что неправомерными действиями государственного органа, общественнойорганизации или должностного лица нарушены его права и свободы. Допустим,гражданин решил обжаловать действия руководителя территориального учрежденияБанка России или, скажем, одного из филиалов Банка России. Но они не являютсягосударственными служащими. В этом случае возникает проблема с реализацией егоправа на жалобу.
Из сказанного следует еще один юридически значимыйвывод. Центральный банк РФ не осуществляет государственный надзор, поскольку неявляется государственным органом. В федеральном законе «О Центральном банкеРоссийской Федерации (Банке России)» говорится о надзоре, осуществляемом вцелях регулирования банковской системы. Непонимание этого обстоятельстваусматривается в тех случаях, когда Банк России пытаются наделить несвойственнымиЦентральному банку функциями. В частности, он не должен подменять деятельностьправоохранительных органов. Банковское право не содержитадминистративно-правовых санкций. Поэтому роль административного права здесь невелика. Между тем, необходимость применения санкций не только к кредитнойорганизации как юридическому лицу, в случае нарушения норм, но и к конкретнымдолжностным лицам очевидна. Однако это должно делаться в рамкахадминистративного производства. Иными словами, эти вопросы должны находится введении соответствующего государственного органа.
В ст.75 Конституции РФ предусмотрено, что денежнойединицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляетсяисключительно Центральным банком. Введение и эмиссия других денег в РоссийскойФедерации не допускаются. Защита и обеспечение устойчивости рубля – основнаяфункция Центрального банка, которую он осуществляет независимо то другихорганов государственной власти.
Важным элементом конституционного статуса БанкаРоссии является формирование его высшего руководства. Согласно п. «в» ст. 103Конституции РФ, назначение на должность и освобождение от должностипредседателя Центрального банка России относится к ведению ГосударственнойДумы. При этом п. «г» ст. 83 Конституции РФ предусматривает, что Президент РФ представляетГосударственной Думе кандидатуру для назначения на должность ПредседателяЦентрального банка, ставит вопрос перед Государственной Думой вопрос обосвобождении его от должности.
«Проблемы правовогоположения Банка России в последнее время стали объектом многих экономических,юридических, политологических научных исследований. Значительное число работ,затрагивающих вопросы правового статуса Банка России, объясняетсянеопределенностью его места в системе органов государственной власти и большим количествомпробелов в действующем российском банковском законодательстве».
Такая неопределенностьсуществует уже давно. В. Гутник в одном из циклов публичных дискуссий отмечал:«Вопрос о существенном изменении конституционно-правового статуса ЦентральногоБанка РФ дебатируется уже довольно долго. ФЗ «О Центральном Банке РФ» былпринят еще 2.12.1990. В течение 1995-1999гг. в него было внесено несколькопоправок, но они не носили принципиального характера. Однако уже послебанковского кризиса1994г. и особенно после августа 1998г. ряд депутатов Госдумыактивно выступали не только за смену председателя банка, но и за изменениестатуса ЦБР: за изъятие положения о его независимой деятельности и сокращениеего полномочий».

2. Организационно-правоваяформа Банка России
Выборорганизационно-правовой формы Банка России должен определяться на основе техтребований, которые установлены в Конституции РФ. Критерий независимости,определенный ст. 75 основного закона РФ должен определятьорганизационно-правовую форму Банка России, а также степень егосамостоятельности в распоряжении своим имуществом.[1]
Принцип независимости –ключевой элемент статуса ЦБР – проявляется прежде всего в том, что Банк Россиине входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступаеткак особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии иорганизации денежного обращения. Относительно независимости Центрального БанкаГутник говорил, что, раньше она была в некоторой степени условной, и в случаеострой нужды Банк действовал в соответствии с политическими пожеланиями,скажем, администрации Президента (прежде всего, в отношении кредитования).Однако эти возможности воздействия на политику ЦБР все же были ограниченными, итривиальный лоббизм министров или депутатов тут не проходил.[2]
В настоящее время ученыесходятся во мнении, что Центральный Банк является независимым органом.Например, Антропцева И.О. полагает, что Банк России является самостоятельнымнезависимым звеном единой системы государственной власти РФ, органомгосударства в области управления.[3]Такого же мнения придерживается Чебыкина Н.Р.[4]
Перейдем непосредственнок рассмотрению гражданско-правового статуса Банка России и его организационно-правовойформы, которая является элементом его правового статуса.
В ст. 2 ФЗ «О ЦентральномБанке Российской Федерации (Банке России)», говорится, что Банк России являетсяюридическим лицом. Следовательно, он выступает субъектом гражданско-правовыхправоотношений.
«В Федеральном законе нетуказаний на то, что Банк России является главным банком. Определение «главныйбанк» предлагалось в различных законопроектах, но в окончательном вариантезакона оно не было закреплено. Поэтому юридически он, на наш взгляд, не долженсчитаться «банком банков». Но здесь возникает вопрос, является ли Банк Россиибанком, т.е. насколько применимо к нему юридическое значения понятия «банк»».[5]
В ст. 1 ФЗ «О банках ибанковской деятельности» сформулированы основные юридические понятия, изкоторых складывается банковская система, — «кредитная организация» и «банк». Вструктуре банковской системы Банк России – один из её элементов.
Банк – разновидностькредитной организации. Согласно Гражданскому Кодексу РФ, кредитная организацияможет быть создана только в форме хозяйственного общества. Последнее – этокоммерческая организация. Поскольку Банк России не является ни хозяйственнымобществом, ни коммерческой организацией, а представляет собой учреждение,следовательно понятие «банк» к Банку России не применимо. В юридическом смыслеБанк России не является банком. Этот вывод имеет практическое значение длябанкиров и банковских юристов в тех случаях, когда в законодательстве и вподзаконных актах используется термин «банк» и соответственно возникаетпротиворечие между понятиями «банк» и «Банк России».
Казалось бы, в интересахправопорядка терминология должна быть единообразной. В противном случае могутвозникать противоречия между законами, в трудности в их понимании и применении.Однако, на практике не все так просто. В законодательстве имеется многопротиворечий и это одно из них.
Для наглядности сравнимдва закона. В ФЗ «О Центральном Банке (Банке России)» по отношению к БанкуРоссии используется термин «учреждение», в то время как в ФЗ «О банках ибанковской деятельности» указано, что банк – разновидность «кредитнойорганизации». По этому формальному признаку, предусмотренному Федеральнымзаконом, банк не может быть разновидностью учреждения, а соответственно БанкРоссии не является банком в буквальном смысле, который имеется в виду вФедеральном законе «О банках и банковской деятельности». Кроме того, БанкРоссии не является банком и в том значении, которое должно соответствоватьнормам Гражданского Кодекса РФ, определяющим организационно-правовые формы, вкоторых создаются банки. Ведь Банк России – это не акционерное общество, необщество с ограниченной ответственностью, не общество с дополнительнойответственностью. Между тем, согласно Гражданскому кодексу РФ, банк должен бытьодним из них. В ряде случаев сказанное имеет чисто практическое значение.Известно, что судебные исполнители практикуют арест денежных средств, которыенаходятся на корреспондентском счете, открытом в расчетно-кассовом центре территориальногоучреждения Банка России. При этом они руководствуются процессуальными законами,регулирующими их деятельность. Между тем ФЗ «Об исполнительном производстве»,регулирующий их деятельность, использует термин «банк». О Банке России тамничего не сказано. Поскольку в Законе нет специальной статьи с расшифровкойприменяемых им термином, то, стало быть, должны применяться те понятия, которыеприводятся в ст. 1 ФЗ «О банках и банковской деятельности» и имеют общеезначение. А так как Банк России не подпадает под родовое понятие «банк», тоположения ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве» к нему не применимы.Получается, что понятия «банк банков», «главный банк» при всей их теоретическойзначимости, строго говоря, не являются понятиями относительно к Банку России.[6]
Павлодский Е.А говорит,что если бы в российском законодательстве было деление юридических лиц начастные и публичные, то было бы проще характеризовать организационно-правовоеположение главного Банка страны.
В литературе встречается3 точки зрения о статусе Банка России: государственное учреждение, унитарноепредприятие и государственная корпорация.
Закон о Банке Россиисодержит положения, которые в равной мере дают основания согласится иопровергнуть каждое из указанных мнений.
Банк России, как отмечаютодни авторы, является государственным учреждением, поскольку для него присущивластные управленческие полномочия. Действительно, министерства и ведомства,как правило, наделяются статусом государственных учреждений. Но наличиеуправленческих функций не определяет организационно-правовой статусюридического лица.
Одним из основополагающихпризнаков учреждения является их обязательное финансирование собственником (п.2 ст.48 ГК). Согласно ст. 2 ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (БанкеРоссии)» собственником имущества Банка России является Российская Федерация.Однако, собственник не финансирует Банк России. Банк России не являетсябюджетной организацией, поскольку он осуществляет свои расходы за счетсобственных средств и имеет уставной капитал в размере 3 млрд. рублей.
Учреждение, согласно п. 2ст. 120 ГК, отвечает по своим обязательствам денежными средствами. В случае ихнедостаточности собственник имущества учреждения несет субсидиарнуюответственность по долгам учреждения. Однако, государство не отвечает пообязательствам Банка России, а Банк России не отвечает по обязательствамгосударства, если иное не установлено федеральными законами.
Перечисленные обстоятельстваисключают возможность отнесения Банка России к государственным учреждениям.
Нет оснований такжеполагать, что ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)»предусматривает такую организационно-правовую форму, как государственноеунитарное предприятие, несмотря на наличие отдельных черт, присущих унитарнымпредприятиям.
К Банку России перешлоимущество Госбанка СССР. Собственником этого имущества является РоссийскаяФедерация. Коммерческая деятельность Центрального Банка соответствует признакамунитарного предприятия. Укладываются в рамки данной организационно-правовойформы положения ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)»,согласно которым Российская Федерация не отвечает по долгам Банка России, онимеет уставной фонд и осуществляет расходы за счет доходов, полученных отбанковской деятельности.
Вместе с тем, имеется рядобстоятельств, исключающих указанную организационно-правовую форму. Банк Россиине имеет Устава. Он не в праве осуществлять операции с недвижимостью, тогда какГК (п. 2 ст. 295) разрешает унитарным предприятиям совершать любые сделки снедвижимостью и реализовывать её с разрешения собственника. В отдельных случаях(для собственных нужд) Центральный Банк может распоряжаться своей недвижимостьюбез согласия собственника. Унитарные предприятия вправе создавать другиеунитарные предприятия (п. 7 ст. 114 ГК). Банк России имеет право лишьучаствовать в капиталах других кредитных организаций в случаях, указанных в ст.8 ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)».
Как видим, спорнополагать, что Банк России является унитарным предприятием.
Недавно, в связи свнесением изменений в ФЗ «Некоммерческих организациях», в литературе высказаномнение об отнесении Банка России к государственным корпорациям. Некоторыеположения ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)»корреспондируют с нормами Закона о некоммерческих организациях. Банк учрежденРоссийской Федерацией на основе имущественного взноса (имущество Госбанка СССРперешло к Банку России); Центральный Банк не имеет членства и уставныхдокументов. Все это соответствует ст. 7.1 ФЗ «Некоммерческих организациях».Вместе с тем ряд правовых предписаний исключают возможность отнесения БанкаРоссии к некоммерческим организациям: он имеет уставной фонд, а имущество банкане является его собственностью.
На основе вышеизложенногоможно сделать следующий вывод: Статус Банка России не «укладывается» в рамкиорганизационно-правовых форм, предусмотренных Гражданским Кодексом.
3. ВзаимоотношениеЦентрального банка РФ с кредитными организациями
 
«Центральный Банк РФ,регулируя кредитные отношения, взаимодействует с кредитными организациями поразличным основаниям: как орган банковского надзора, как органрефинансирования, как консультационный орган и как орган, издающийнормативно-правовые акты в банковской сфере».[7]
Переход к рыночнымотношениям не исключает государственного регулирования различных сферобщественной жизни, в том числе и в кредитной сфере. С целью осуществлениясогласованных мер по реализации единой государственной политики в областиденежно-кредитных отношений расширена компетенция национального банковскогосовета, сохранено взаимное представительство Правительства РФ на заседанияхСовета директоров Центрального банка РФ (министр финансов РФ и министрэкономического развития и торговли РФ или по их поручению по одному из их заместителейучаствуют в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса) ипредседателя Банка России или по его поручению один из его заместителей взаседаниях Правительства РФ. Банк России и Правительство РФ информируют другдруга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение,координирует свою политику, проводят регулярные консультации.
«Правовое положение БанкаРоссии и его взаимоотношения с кредитными организациями определяются тем, что,с одной стороны, Банк России наделен широкими властными полномочиями поуправлению денежно-кредитной системой Российской Федерации, а с другой стороны– Банк России – юридическое, выступающее в определенные гражданско-правовыеотношения с банками и небанковскими кредитными организациями.
Банк России,непосредственно не контролируя деятельность хозяйствующих субъектов и кредитныхорганизаций, принимает меры по защите интересов вкладчиков и кредиторов, дляобеспечения стабильности банковской системы Банк России определяет порядокформирования и размер образуемых до налогообложения резервов (фондов) кредитныхорганизаций»[8].
Банк России имеет правопредоставлять российским и иностранным кредитным организациям, Правительству РФкредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и инымиактивами, если иное не установлено законом о федеральном бюджете. Обеспечениемдля кредитов Банка России могут выступать:
золото и другиедрагоценные металлы в стандартных и мерных слитках; иностранная валюта;
векселя, нормированныероссийской и иностранной валюте;
государственные ценныебумаги.
Списки векселей игосударственных ценных бумаг, пригодных для обеспечения кредитов Банка России,определяется Советом директоров. В случаях, устанавливаемых Советом директоров,обеспечением могут выступать другие ценности, а также банковские гарантии ипоручительства.
В целях воздействия наликвидность банковской системы Банк России рефинансирует банки путемпредоставления им краткосрочных кредитов по учетной ставке Банка России иопределяет условия предоставления кредитов под залог различных активов.
Согласно законодательствуБанк России является кредитором последней инстанции. Он способствует созданиюусловий для устойчивого функционирования кредитных организаций, не вмешиваясь вих оперативную деятельность.
Как орган управлениякредитной системы, Банк России, осуществляя функции регулирования, вправеиздавать нормативные акты по вопросам, отнесенным к его компетенции в областибанковского кредитования.
В соответствии сзаконодательством Банк России осуществляет контроль за законностью ицелесообразностью создания банков и небанковских организаций. Указанныйконтроль осуществляется в процессе рассмотрения вопроса о регистрации кредитнойорганизации в Книге государственной регистрации кредитных организаций, выдаче,приостановлении, отзыве лицензии на право совершения банковских операций, как врублях, так и в иностранной валюте.
Отказ в государственнойрегистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковскихопераций, а также непринятие Банком России в установленный сроксоответствующего решения могут быть обжалованы в арбитражный суд.
Банк России всоответствии с федеральным законодательством в целях обеспечения устойчивости кредитныхорганизаций и гарантии прав кредиторов (вкладчиков) может устанавливатькредитным организациям определенные обязательные нормативы:
минимальный размеруставного капитала для создаваемой кредитной организации, предельные размерыимущественных (неденежных) вкладов в уставной капитал кредитной организации.
Норматив минимальногоразмера уставного капитала кредитной организации может устанавливаться взависимости от вида кредитной организации. Банк России не имеет права требоватьот ранее зарегистрированных кредитных организаций изменения их уставногокапитала, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.Внесенные в уставный капитал кредитной организации в установленном порядкенематериальные активы (здания, помещение, в котором располагается кредитнаяорганизация, банковское оборудование и другое имущество) становятся еёсобственностью. Не могут вносится в уставный капитал нематериальные активы (втом числе право аренды помещения) и ценные бумаги; максимальный размер риска наодного заемщика или группу заемщиков.
Данный нормативустанавливается в процентах от размера собственных средств кредитнойорганизации и не может превышать 25% собственных средств. При определенииразмера риска учитываются вся сумма кредитов кредитной организации данномузаемщику или группе связанных заемщиков, а также суммы гарантий и поручительств,предоставленных организацией заемщику или группе заемщиков;
максимальный размеркрупных кредитных рисков.
Указанный нормативустанавливается как в процентное соотношение совокупной величины крупных рискови собственных средств кредитной организации. Крупным кредитным риском являетсясумма кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного клиента в размере выше5% собственных средств кредитной организации. Максимальный размер крупныхкредитных рисков не может превышать 800% собственных средств кредитнойорганизации. Банк России вправе вести реестр крупных кредитных рисков кредитныхорганизаций.
Обязательные нормативы, спомощью которых Банк России воздействует на деятельность кредитных организаций,способствует созданию условий для устойчивого их функционирования, поддерживаетстабильность кредитной системы России. При установлении обязательных нормативовдля кредитных организаций возникают общественные отношения, по своему характеруотносящиеся к сфере финансовой деятельности данных хозяйствующих субъектов; приих правовом регулировании применяется метод «власти и подчинения» (неоснованный на отношениях субординации). Кредитные организации (юридическиелица) не входят в систему Банка России. Поэтому, рассмотренные выше отношенияявляются финансово-правовыми.

Заключение
 
Центральный БанкРоссийской Федерации занимает особое место в банковской системе России,поскольку он является органом государства, наделенным специальной компетенциейв сфере управления банковской системой.
Банк России является юридическимлицом, исходя из положений закона. Некоторые ученые полагают, что ЦентральныйБанк должен иметь организационно-правовую форму и она должна соответствоватьнормам Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом высказываютсямнения, что Центробанк является либо государственным учреждением, либогосударственным унитарным предприятием, либо государственной корпорацией.
Сложности в определенииорганизационно-правовой формы Банка России возникают в связи с тем, что понятиеюридического лица сводится в основном к участию в гражданско-правовыхотношениях выразить не удается, т.к. это положение включает в себяпублично-правовые компоненты. При этом необходимо констатировать, что внастоящее время в российском праве нет института, который смог бы выразитьспецифику правового положения Банка России. В качестве такого институтапредлагается считать категорию юридического лица публичного права.
Центральный Банк каксубъект управления во взаимоотношениях с кредитными организациями осуществляетвластную деятельность через лицензирование банковской деятельности;установление экономических нормативов; осуществление нормотворческойдеятельности а также контрольной и надзорной.
Таким образом, мырассмотрели правовое положение Центрального Банка Российской Федерации и еговзаимоотношения с кредитными организациями.

Список использованныхисточников и литературы
Нормативно-правовые акты
1. КонституцияРоссийской Федерации. 1993г.
2. Гражданскийкодекс Российской Федерации. 30.11.1994г.
3. ФЗ «О банках ибанковской деятельности» от 2 декабря 1990 года N 395-1 (вред. Федерального закона от 17.05.2007 N 83-ФЗ).
4. ФЗ «Обисполнительном производстве» от 21 июля 1997 года N 119-ФЗ(в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ).
5. ФЗ «ЦентральномБанке (Банке России)» От 10 июля 2002 года N 86-ФЗ (в ред.Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ).
Литература.
1. Антропцева И.О.Правовой статус Банка России: финансово-правовой аспект. Авторефератдиссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. М., 2006.
2. Бородина М.Н.Правовое регулирование деятельности территориальных учреждений Центрально банкаРоссийской Федерации/ под ред. Н.И.Химичевой. Саратов, 2001.
3. Братко А.Г.Центральный Банк в банковской системе России. М.,2001.
4. Голубев С.А. РольЦентрального банка Российской Федерации в регулировании банковской системыстраны. М., 2000.
5. Гутник В. Борьбавокруг статуса ЦБР// Цикл публичных дискуссий «Россия в глобальном контексте».Выпуск 4. Конституционная экономика и статус Центрального банка. М., 2001.
6. Рахмилович В.А. Квопросу о придании Банку России организационно-правовой формы учреждения. /Гражданско-правовой статус Центрального Банка России. / Под ред. БаренбоймаП.Д., Лафитского В.И. М., 2001.
7. Чебыкина Н.Р.Центральный Банк РФ как орган государственной власти в денежно-кредитной ибанковской сферах (финансово-правовое исследование). Автореферат диссертации насоискание ученой степени кандидата юридических наук. Омск, 2006.
8. Финансовое право:учебник/ отв. ред. Н.И. Химичева. М.,2003.
9. Химичева Н.И.,Покачалова Е.В. Финансовое право. М.,2005.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.