Реферат по предмету "Макроэкономика"


Потребность как основной мотив экономической деятельности

При рассмотрении роли потребности в экономике и, в особенности, той роли, которая отводится потребности в современной экономической теории, имеет смысл привести несколько определений. Наиболее распространенное определение экономики как науки - поиск оптимальных вариантов решения противоречия между постоянно растущими потребностями и ограниченными экономическими ресурсами. Такое определение, принятое большинством современных экономистов, наделяет потребность ролью абсолютного


двигателя экономики, определяет ее как бродильные дрожжи всего экономического процесса. Обратимся теперь к определению самого понятия потребность. Ясно, что потребность, не будучи категорией объективной, имеет несколько толкований, различных концепций в зависимости от того, с точки зрения какой науки она рассматривается. Итак, в самом общем смысле потребность - необходимость, надобность, нужда в чем-либо 1.


Более подробное определение датся в Социологическом энциклопедическом словаре Осипова потребность - нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом побудитель активности 2. В этом определении мы уже сталкиваемся с определением потребности как побудителя к деятельности. И, наконец, определение, отражающее психологическую сущность потребности это внутреннее состояние психологического


или функционального ощущения недостаточности чего-либо. Потребности по-разному проявляются в зависимости от ситуационных факторов - по сферам деятельности потребности труда, познания, общения, отдыха - по объекту потребностей материальные, духовные, этические, эстетические и др. потребности - по функциональной роли доминирующиевторостепенные, центральныепериферические, устойчивыеситуативные потребности - по субъекту потребностей - групповые, индивидуальные, коллективные,


общественные. 3 Обращаясь же к семантике слова потребность, легко заметить, что оно сопоставимо по значению с глаголом требовать, что, как видно из определений, не совсем сходится с его истинным значением. Итак, мы выяснили, что такое потребность. Но каков механизм воздействия потребности непосредственно на экономику и каковы инструменты такого воздействия Австрийский экономист Фридрих Хаек писал Погоня за прибылью единственный способ, при помощи которого


люди могут удовлетворять потребности тех, кого они вовсе не знают. В этом емком выражении определяется экономическая сущность потребности для того, чтобы удовлетворять свои, нужно научиться удовлетворять чужие. Глагол научиться, на мой взгляд, наиболее полно соотноситься с высказанной идеей. Предприниматели, которых современная экономическая наука даже выделяет в отдельный предпринимательский ресурс, соединяющий ресурсы классической триады воедино, являются теми, для кого


выявление потребностей потребителя напрямую связано с их собственной прибылью, а значит, с удовлетворением их потребностей. Вскрывая далее этот механизм, обратимся к исследованиям П.Я. Гальперина, который различает два типа потребностей человека -органические возникают из цикла физиологических процессов и служат выражением недостатка или отсутствия условий дальнейшего существования или избытка отходов жизнедеятельности, от которых необходимо избавиться - социальныенеорганические возникают в результате


жизнедеятельности человека, отсутствиенеприобретение которых не ущемляет физиологические процессы жизнедеятельности. Удовлетворение потребностей первого типа является насущной проблемой для каждого из нас. Неудовлетворение их, как видно из определения, могут сделать невозможным дальнейшее существование человека не менее важными являются потребности второго типа. Они представляют особый интерес для экономики, так как именно эти потребности, в основной своей массе,


подчиняются закону возвышения потребностей каждая удовлетворенная порождает неудовлетворенную. Очевидно, что каждому человеку необходимо удовлетворять свои потребности хотя бы первого уровня. Из существующих четырех способов - натуральное хозяйство, криминальный, иждивенчество и обмен остановимся на последнем, так как именно принцип обмена лежит в основе современных экономических отношений как в рыночной, так и в командной экономике, хотя последний вариант специфичен, потому что в командной экономике


потребности человека определяет государство, что само по себе лишает производителя стимулов к производству, а потребителя к труду см. ниже. В этом случае действует простой экономический принцип принуждения к труду для удовлетворения потребностей необходимо работать, чтобы производить что-то, что может быть обменено на любой необходимый товар или услугу, произведенный, в свою очередь, другим человеком. Здесь вскрывается двойственная сущность потребности наши потребности побуждают к труду для их удовлетворения


не только нас самих, но и предпринимателей, которые, ориентируясь на наши потребности, принимают решения о производстве того или иного продукта. Здесь необходимо сделать важное замечание. Сама по себе наша потребность не является необходимым экономическим стимулом для деятельности предпринимателя. Реальный интерес представляет для него спрос потребность, которая стала платежеспособной. Из определения спроса, данного в Современном экономическом словаре


Райзберг Б.А Лозовский Л.Ш Стародубцева Е.Б спрос - фундаментальное понятие рыночной экономики, означающее подкрепленное денежной возможностью желание, намерение покупателей, потребителей приобрести данный товар видно, что потребность становится экономическим стимулом для предпринимателя только тогда, когда превратилась в спрос, то есть когда потребитель хочет и может платить деньги за ее удовлетворение. В связи с этим можно даже представить себе цепочку желание потребность спрос, где потребность выступает


предпосылкой для спроса. Несмотря на это, нужно помнить, что вовремя прочувствованные потребности потребителя могут принести огромную прибыль предпринимателю. Некоторые экономисты проводят разделение всех товаров исходя из того, какие потребности потребителя они удовлетворяют. Согласно такому делению, существуют товары так называемого пятого уровня удовлетворяющие скрытые потребности потребителя. То есть это означает, что нам никогда бы не пришло в голову, например, как удобно было


бы чистить зубы электрической зубной щеткой, пока она не появилась на рынке и с помощью умелой рекламной политики нам не объяснили, сколько неудобств в использовании обычной зубной щетки по сравнению с новой, электрической здесь к обслуживанию системы удовлетворения потребностей подключается еще один важнейший элемент функционирования экономики реклама, которая во многом формирует наши потребности. Но как определить, что какие потребности общества существуют в данный момент и какие из них в скором


времени превратятся в спрос Предприниматель человек, который идет на риск, отдавая предпочтение производству того или иного товара. Кандидат философских наук Орлов В.И. выделяет четыре волны эволюции концепции предпринимательства, и в рамках первой из них, относящейся по времени возникновения и развития к 18 веку, основной функциональной характеристикой предпринимательства является риск. Верно предугаданные потребности могут принести колоссальные доходы, в противном случае


предпринимателя ждет разорение и банкротство, в чем и заключается предпринимательский риск. Если же рассматривать концепцию предсказывания, предусмотрения потребностей для получения максимальной прибыли, более интересной оказываются взгляды второй волны. Вторая волна эволюции концепций предпринимательства связана с инновационностью как его основной характеристикой. Основоположником этой волны считается Й. Шумпетер.


Согласно его гипотезе, двигателем экономического развития является инновационная деятельность предпринимателя. Фигура предпринимателя-инноватора как создателя новых комбинаций факторов производства, новых продуктов, рынков и технологий ставится Й. Шумптером в центр теории экономического развития. Согласно Й. Шумпетеру, функция предпринимателей заключается в том, чтобы реформировать или революционизировать производство, используя изобретения или, в более общем смысле, новые технологические решения для выпуска


новых товаров или производства старых товаров новым способом, открывая новые источники сырья и материалов или новые рынки, реорганизуя отрасль и т.д. Здесь и вскрывается сущность идеи предсказания, предугадывания потребностей часто даже невысказанных, неоформленных или скрытых если предсказание было сделано верно, риск и расходы, связанные с реорганизацией производства, оказались оправданными, предприниматель становится инноватором в своей области, что дает ему неоспоримое преимущество перед конкурентами и делает его продукцию


уникальной. Здесь возникает закономерный вопрос существует ли способ предвидеть, угадать эти самые потребности Конечно, сегодня на помощь предпринимателю приходят бесчисленные маркетинговые исследования, статистические данные которых, при умелом использовании, могут натолкнуть производителя на чрезвычайно удачные решения. Но ведь речь идет не только о насущных потребностях для динамичного развития экономики и получения максимальной прибыли необходимо смотреть еще дальше.


Вспомним неценовые факторы изменения спроса на вкусы и привычки потребителя, определяющие, в конечном счете, спрос, влияет, в числе других факторов, мода и реклама сегодня эти понятия могут, до известной степени, быть отождествлены. Реклама, ставшая величайшим искусством 20 века это, по выражению Мартти Ларни, средство заставить людей нуждаться в том, о чем они раньше не слыхали. Это высказывание очень четко определяет механизм искусственного формирования человеческих потребностей


посредством рекламы. Как удобно - думаем мы, когда держим в руке, например, мобильный телефон со встроенной камерой, и уже готовы работать больше и экономить ради покупки такого телефона, хотя еще вчера не испытывали ни малейшей потребности в этой вещи. Далее мне бы хотелось подробнее рассмотреть механизм воздействия потребностей на производство в командно-административной экономике, где человеческие потребности делятся на три группы первая группа потребностей насущных удовлетворяется всем членам общества жилье, образование,


питание и т.д. вне зависимости от их фактической экономической активности удовлетворение второй группы потребностей машина, дача было доступно только элите чиновники, культурная и интеллектуальная элита, а третья группа потребностей например, личный самолет объявлялась неразумной и потому вне надобности к удовлетворению. На практике это означало игнорирование провозглашенного в 30-40 годы 20в. социалистического принципа От каждого по способностям, каждому по потребностям.


Точнее, произошло вырождение этого принципа, ведь, если минимальные потребности будут так или иначе удовлетворены, а дачу все равно никто не даст, то исчезает мотивация для развития способностей. Логичным результатом, а точнее, аспектом существования командной системы является отсутствие предпринимательского ресурса, а вместе с тем отсутствие инновации на производстве, что, как показывает опыт СССР, отрицательно и даже губительно сказывается на экономическом росте и развитии.


Таким образом, механизм влияния потребностей на командную экономику просто-напросто отсутствует. Итак, мы видим, что потребность, в конечном или в начальном счете заставляет двигаться экономику, провоцирует ее развитие и рост, дает поле для деятельности многим видам экономической активности предпринимательству, рекламе, маркетинговым исследованиям. Все это направлено на то, чтобы своевременно выявить и предопределить зарождающиеся потребности, ведь, по словам И. Кирцнера, ключ к успеху предпринимательства, а значит,


получению большей прибыли и возможности удовлетворить как можно больше потребностей самого предпринимателя - в бдительности к ранее незамеченным возможностям.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.