Конспектобзорной лекции по Модулю «Актуальные вопросы правового регулирования всфере защиты и поддержки конкуренции и антимонопольного контроля»
Тема 1. Общие положения антимонопольного права
1. Виды и сущностьмонополий. Естественные и государственные монополии
2. Понятие и значениеконкуренции. Недобросовестная конкуренция как форма злоупотребления правом
3. Понятие доминирующегоположения. Злоупотребление доминирующим положением
4. Группа лиц иаффилированные лица
1. Виды и сущностьмонополий. Естественные и государственные монополии
В настоящий моментотсутствует легальное определение монополии.
Монополия –исключительное положение, в которое поставлен хозяйствующий субъект на рынке(исключительность заключается в том, что он сосредотачивает в своих рукахзначительную часть производства и сбыта определенного товара).
Под монополией так жепонимают:
— особое поведениегосподствующего на рынке субъекта
— явление, способствующеенесправедливому перераспределению дохода от потребителей к монополистическойфирме за счет установления монопольных цен.
— исключительное право(может предоставляться государством одному или нескольким субъектам наосуществление определенной деятельности).
В зависимости отобстоятельств, ведущих к возникновению монополий, выделяют три вида монополий:
1) временная – одинхозяйствующий субъект на определенный период становится единственнымпоставщиком товаров (предприятие, впервые предложившее определенную продукцию);
2) государственная;
3) естественная.
Естественная монополия (ФЗ «Оестественных монополиях» 1995 г.) — состояние товарногорынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствиеконкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи ссущественным понижением издержек производства на единицу товара по мереувеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественноймонополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чемспрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественныхмонополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спросна другие виды товаров.
Под естественными монополиями понимают такие сферыдеятельности, в которых наличие более одного хозяйствующего субъекта ведет кпотерям эффективности общественного производства.
Основными признаками естественноймонополии являются следующие:
1. Деятельностьсубъектов естественных монополий эффективнее в отсутствии конкуренции, чтосвязано с существенной экономией на масштабах производства и высокимиусловно-постоянными издержками. К таким сферам относят, например, транспорт.Затраты на доставку груза или перевозку одного пассажира тем ниже, чем большегрузов или пассажиров перевозятся в данном направлении.
2. Высокие барьерывхода на рынок, поскольку фиксированные издержки, связанные со строительствомтаких сооружений, как дороги, линии связи, столь высоки, что организацияподобной параллельной системы, выполняющей те же самые функции (строительстводорог и трубопровода или прокладка железнодорожного полотна проблематична) врядли может окупиться.
3. Низкаяэластичность спроса, поскольку спрос на продукцию или услуги, производимыесубъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены,чем спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку их не возможно заменитьдругими товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребностинаселения или других отраслей промышленности. К таким товарам относится,например, электроэнергия. Если предложим, рост цен на автомобили заставитмногих потребителей отказаться от приобретения собственной машины, и они будутпользоваться общественным транспортом, то даже значительное повышение тарифовэлектроэнергию вряд ли приведет к отказу от ее потребления, поскольку заменитьее эквивалентным энергоносителем сложно.
4. Сетевой характерорганизации рынка, то есть наличие целостной системы протяженных в пространствесетей, посредством которых производится оказание определенной услуги, в томчисле наличие организованной сети, для которой необходимо Управление и контрольиз единого центра в реальном масштабе времени.
Существуют два типа естественныхмонополий:
а) природные монополии. Рождениетаких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самойприродой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружилиместорождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права наземельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой этоместорождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, дажеесли он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующеговмешательства государства в деятельность такого монополиста).
б) технико-экономические монополии.Так условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либотехническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффектамасштаба.
Сферы естественных монополий:
— транспортировка нефти,нефтепродуктов и газа по трубопроводам;
— услуги по передачеэлектрической и тепловой энергии;
— железнодорожныеперевозки;
— услуги транспортныхтерминалов, портов, аэропортов;
— услуги общедоступнойэлектрической и почтовой связи;
— услуги по оперативно-диспетчерскому управлению вэлектроэнергетике;
— услуги по использованию инфраструктуры внутреннихводных путей.
Деятельность естественныхмонополий подвержена государственному регулированию и контролю. Органы порегулированию и контролю:
· Федеральная службапо тарифам (Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 №332);
· Федеральная антимонопольнаяслужба
Закон выделяет два методагос. регулирования: ценовое регулирование (установление тарифов) и определениепотребителей, подлежащих обязательному обслуживанию.
По ценообразованию есть, например, ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФЭКРФ от 27.11.2002 N 84-э/3 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОПЛАТЫ УСЛУГ СУБЪЕКТОВЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТИРОВКИ НЕФТЕПРОДУКТОВ ПО МАГИСТРАЛЬНЫМТРУБОПРОВОДАМ», ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФЭК РФ от 16.10.2002 N 70-э/5
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ „МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯТАРИФОВ НА УСЛУГИ ПО ТРАНСПОРТИРОВКЕ НЕФТЕПРОДУКТОВ ПО МАГИСТРАЛЬНЫМТРУБОПРОВОДАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ“
Субъекты естественных монополий, в отношении которыхосуществляется государственное регулирование, включаются в соответствующийреестр. В каждой сфере естественных монополий есть свой реестр (см. ПРИКАЗ ФСТРФ от 26.08.2004 N 59 „ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ О РЕЕСТРЕСУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕРЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ“; ПРИКАЗ МАП РФ от 15.11.2001 N 1184 „ОБУТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О РЕЕСТРЕ СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В ОБЛАСТИСВЯЗИ“)
Особенности деятельности естественных монополийзаключаются в том, что Субъекты естественных монополий не вправе отказыватьсяот заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию)товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии снастоящим Федеральным законом, при наличии у субъекта естественной монополии возможностипроизвести (реализовать) такие товары. Так же Субъекты естественных монополийобязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить(реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулированиев соответствии с настоящим Федеральным законом, на недискриминационных условияхсогласно требованиям антимонопольного законодательства. Например, Снижениеоператорами связи тарифов на основные услуги является нарушениемантимонопольного законодательства (ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА от23.12.2004 N А39-916/2004-92/2).
Государственные монополии– это монополии, созданные в соответствии с законодательством РФ, определяющимтоварные границы монопольного рынка, субъект монополии (монополиста), формыконтроля и регулирования его деятельности, а так же компетенцию контролирующегооргана (Раздел 1 Программы демонополизации утв. Постановлением Правительства РФ09.03.1994 № 191).
О режиме гос. монополий упоминается в ФЗ от08.12.2003 N 164-ФЗ „ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ“, ФЗ от 10.07.2002 N 86-ФЗ „О ЦЕНТРАЛЬНОМБАНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БАНКЕ РОССИИ)“, ФЗ от 19.07.1998 N 114-ФЗ»О ВОЕННО — ТЕХНИЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ИНОСТРАННЫМИГОСУДАРСТВАМИ", ФЗ от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О ГОСУДАРСТВЕННОМРЕГУЛИРОВАНИИ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА ЭТИЛОВОГО СПИРТА, АЛКОГОЛЬНОЙ ИСПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ», ФЗ от 26.03.1998 N 41-ФЗ «О ДРАГОЦЕННЫХМЕТАЛЛАХ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЯХ».
Исключительный режим гос. монополии выражается втом, что права на осуществление конкретных видов экономической деятельностипринадлежит лишь ограниченному кругу субъектов.
Субъектный состав гос. монополий двухуровневый:
1-й уровень – государство в лице компетентныхорганов, 2-й уровень – предприятия, непосредственно осуществляющиеэкономическую деятельность в режиме гос. монополии (Как правило это ГУПы).
Например, предусмотрена гос. монополия наэкспорт/импорт отдельных видов товаров (ст. 26 Закона № 164 ФЗ).
Гос. монополия осуществляется с помощью специальныхправовых средств:
1) ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНКРЕТНОГО ПЕРЕЧНЯ ТОВАРОВ (ПРЕДЕЛОВГОС. МОНОПОЛИИ);
2) применение в соответствии с п. 1 ст. 49 ГК РФразрешений (лицензий);
3) использование особых организационно-правовых формюридических лиц (субъектов гос. монополии);
4) установление обязанности коммерческихорганизаций, входящих в субъектный состав гос. монополии, совершатьопределенные сделки;
5) объявление сделок, нарушающих гос. монополию,ничтожными.
Еще один вид гос. монополии – эмиссия наличныхденег, осуществляется ЦБ РФ. Закон о драг. Металлах устанавливает два вида гос.монополий: на пробирование и клеймение гос. пробирным клеймом ювелирныхизделий; на регулирование экспорта необработанных алмазов.
2. Понятие и значениеконкуренции. Недобросовестная конкуренция как форма злоупотребления правом
Конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиямикаждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них водностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров насоответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции).
В экономике конкуренциюпонимают как:
1. особую ситуацию нарынке, характеризуемую двумя факторами:
— наличием большого числанезависимых покупателей и продавцов товара;
— свободой дляпокупателей и продавцов входить на рынок и покидать его.
2. постоянно действующиймеханизм соперничества, позволяющий достичь лучших результатовпредпринимательской деятельности;
3. элемент рынка,позволяющий наиболее эффективно распределить имеющиеся хозяйственные ресурсы.
Необходимые для возникновения и существованияконкуренции условия:
1) на рынке действуют независимые поставщикидостаточного количества товаров;
2) на рынке присутствует достаточное количествонезависимых покупателей товаров;
3) поставщики и потребители не прибегают ксоглашениям, ограничивающим конкуренцию;
4) на рынке существует свободный доступ к сырью,капиталам и другим хозяйственным ресурсам.
Функции конкуренции.
Регулирование. Основные производственные ресурсынаправляются в те сферы, где в них существует наибольшая потребность, и где онимогут быть использованы с максимальной эффективностью.
Мотивация. Конкуренция мотивирует хозяйствующихсубъектов предлагать на рынке наилучшую по качеству и цене продукцию.
Распределение. Доход от предпринимательскойдеятельности перераспределяется в пользу тех субъектов, которые используют своиресурсы наиболее эффективно.
Контроль. Конкуренция ограничивает односторонниедействия предпринимателя и предоставляет потребителю возможность выбора.
Недобросовестная конкуренция – действияхозяйствующих субъектов, направленные на приобретение преимуществ впредпринимательской деятельности. Такие действия противоречат законодательству,обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности исправедливости и способны причинить/причиняют убытки другим хозяйствующимсубъектам (ХС), либо способны нанести/наносят вред их деловой репутации (п. 9ст. 4 Закона о защите конкуренции).
Недобросовестная конкуренция это правонарушение, егообъективной стороной является активное поведение на рынке, бездействие неотносится к недобросовестной конкуренции. Это одна из форм злоупотребленияправом (ст. 10 ГК РФ).
Выделяют формы недобросовестной конкуренции (ст. 14Закона о защите конкуренции):
Первая группа нарушений касается информации оконкуренте и его продукции:
1) распространение ложных, неточных или искаженныхсведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанестиущерб его деловой репутации;
2) введение в заблуждение в отношении характера,способа и места производства, потребительских свойств, качества и количестватовара или в отношении его производителей;
3) некорректное сравнение хозяйствующим субъектомпроизводимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми илиреализуемыми другими хозяйствующими субъектами;
Вторая группа нарушений – действия, связанные сдезорганизацией производственного процесса конкурента, т.е. незаконноеполучение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую,служебную или иную охраняемую законом тайну.
Третья группа нарушений связана с осуществлениемэкономической деятельности посредством нарушением исключительных прав нарезультаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации другихлиц, а так же посредством регистрации и использования средств индивидуализации,не являющихся объектами исключительных прав, которые какое-то времяиспользуются другими лицами.
Достаточно противоречива практика применения п. 2ст. 10 бывшего Закона о конкуренции (соответственно п. 2 ст. 14 нового закона озащите конкуренции). Есть прецеденты, когда недобросовестной конкуренциейпризнавалась регистрация одним лицом в качестве товарного знака обозначения,которое использовалось для индивидуализации товаров другим лицом (последнее жене регистрировало такой товарный знак) (Постановление ФАС Восточно-Сибирскогоокруга от 22.05.2006). Признано актом недобросовестной конкуренции регистрацияи использование товарного знака, сходного с названием запатентованного товарадругого субъекта, если это сделано с целью создания препятствий дляраспространения на рынке продукции конкурирующей компании (Постановление ФАС МОот 02.12.2005).
3. Понятие доминирующегоположения. Злоупотребление доминирующим положением
С понятием доминирующего положения тесно связанопонятие монополистической деятельности. По Закону о защите конкуренции 2006 г.монополистическая деятельность — злоупотребление хозяйствующим субъектом,группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия,запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия(бездействие), признанные в соответствии с федеральными законамимонополистической деятельностью. Таким образом, злоупотребление доминирующимположением (ДП) есть частный случай монополистической деятельности.
ДП само по себе правонарушением не является, егосуществование на рынке объективно и неизбежно.
Доминирующее положение – это такое положение ХС(группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынкеопределенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) илитаким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающеевлияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и(или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или)затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Новый закон рассматривает доминирование как дляотдельных ХС, так и нескольких ХС в совокупности на определенном рынке.