СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Правовое определение малогобизнеса
1.1 Основные понятия
1.2 Субъекты малого бизнеса
Глава 2.Правовое регулирование деятельности малого бизнеса
2.1 Законодательство
Глава 3.Проблемы законодательства и пути их преодоления
3.1 Проблемы взаконодательстве
3.2 Основные направления посовершенствованию законодательства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Библиографическийсписок
Введение
Одним из основныхнаправлений Президента РФ Д.А.Медведева во внутренней политике страны являетсясоздания необходимых благоприятных условий для развития малого бизнеса. Но снаступившим финансовым, а затем и экономическим кризисом возникли угрожающиеобстоятельства для всей экономики в целом. У государства появились более важныезадачи, в первую очередь спасение крупного бизнеса, само собой, проблема малогобизнеса была отодвинута на второй план. В действительности малый бизнес от этогоне перестает быть менее актуальным, напротив, в какой то мере именно малыйбизнес поможет государству выйти из затруднительной экономической ситуации.Качества, которыми обладают данные субъекты такие как гибкость, мобильность иинновационная восприимчивость, позволяют быстро реагировать на внешниеизменения, это в свою очередь поможет в будущем встроиться в новуюэкономическую структуру. Поэтому возрождение экономики России в будущийпосткризисное время невозможно осуществить без соответствующего этому развитиюданного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, которыйбуквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.
К тому же малыепредприятия способствуют появлению среднего класса, а это формирует гражданскоеи демократическое общество, что будет полезно для развития страны в целом.
Как показывает мировойопыт, чем больше возможностей для расширения своей деятельности упредставителей класса малых предприятий, тем более высокими являются темпыразвития национальной экономики. В этих условиях весьма значимым факторомявляется обеспечение благоприятных условий развития предпринимательскойдеятельности в стране.
Значение для малогопредпринимательства, безусловно, имеет правое регулирование этого сектораэкономики, которое призвано способствовать созданию благоприятных условий дляэффективного функционирования малых предприятий.
В этом заключенаактуальность. То есть актуальность данной работы определяется существенноважным значением нормативной базы регулирующей малые предприятия, так какименно от правового регулирования зависит развитие этого жизненно важногосубъекта экономики.
Итак, можно выделитьследующие препятствия в законодательстве:
— недостаточность политических, правовых и экономических условий длясвободного развития малого бизнеса;
— несовершенное законодательство защищающее малые предприятия отнедобросовестной конкуренции;
— несовершенное налогообложение малых предприятий;
— излишнее количество административных процедур и издержек малыхпредприятий, связанных с регистрацией бизнеса;
— неэффективное и избыточное государственное регулирование в сферелицензирования, контроля (надзора) за предпринимательской деятельностью;
— большое количество сертифицируемой продукции;
— недоступность к недвижимости и инфраструктуре электросетевого игазового хозяйства;
— недостаточность государственной финансовой программы поддержки малого предпринимательства.
Глава1. Правовое определение малого бизнеса
1.1 Основные понятия
Значение малогопредпринимательства для развития современной экономики России труднопереоценить, поскольку именно оно призвано поддерживать здоровую конкурентнуюсреду и препятствовать монополизации рынка. Отличительной особенностью малогобизнеса является его доступность как сферы деятельности для широкого кругалюдей, которая обусловлена тем, что его функционирование не предполагаеткрупных финансовых вложений, не требует больших материальных и трудовыхресурсов.
Очевидно, что ранеедействовавший Федеральный закон от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ «Огосударственной поддержке малого предпринимательства в РоссийскойФедерации» не обеспечивал надлежащего уровня правового регулированияпредпринимательских отношений, который бы соответствовал современным требованиямразвития российского общества. Отдельные положения данного закона, закрепляющиете или иные меры государственной поддержки малого предпринимательства, носилидекларативный характер. Указанные обстоятельства обусловили необходимостьсовершенствования законодательства о малом предпринимательстве, в результатечего 6 июля 2007 года Государственная Дума РФ приняла Федеральный закон N209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РоссийскойФедерации».
Таким образом,нормативно-правовой основой дальнейшего развития малого и среднегопредпринимательства с 1 января 2008 года стал Федеральный закон N 209-ФЗ«О развитии малого и среднего предпринимательства в РоссийскойФедерации».
Одной из задач данного ФЗявляется определение основных понятий, используемые в сфере регулированияотношений по развитию малого и среднего предпринимательства. Так, ст.3закрепляет, что «субъекты малого и среднего предпринимательства — хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели),отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральнымзаконом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и среднимпредприятиям». Упомянутые условия установлены ст.4 Закона, которая имеетважное практическое значение, так как определяет требования, выполнение которыхдает возможность хозяйствующим субъектам получить статус субъекта малого илисреднего предпринимательства и, следовательно, воспользоваться предусмотреннымиспециальным законодательством гарантиями. Согласно ст.4 Закона к субъектаммалого и среднего предпринимательства относятся:
а) физические лица,занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридическоголица — индивидуальные предприниматели;
б) малые (включаямикропредприятия) и средние предприятия.
1.2 Субъекты малогобизнеса
Индивидуальнымпредпринимателемпризнается дееспособное физическое лицо (гражданин Российской Федерации,иностранный гражданин, лицо без гражданства), самостоятельно, на свой риск ипод свою личную имущественную ответственность осуществляющеепредпринимательскую деятельность и зарегистрированное для этих целей вустановленном порядке.
Для того чтобы занятьсяиндивидуальной предпринимательской деятельностью, необходимо государственнаярегистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Именнос момента государственной регистрации в качестве индивидуальногопредпринимателя (внесения соответствующей записи в государственный реестр)гражданин вправе начать соответствующую деятельность.
В соответствии сФедеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственнойрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» длягосударственной регистрации физического лица в качестве индивидуальногопредпринимателя в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителемзаявление о государственной регистрации по форме, утвержденной ПравительствомРФ;
б) копия основногодокумента физического лица, регистрируемого в качестве индивидуальногопредпринимателя;
в) копия документа удостоверяющего;
г) документ об уплатегосударственной пошлины.
Правовое положение индивидуального предпринимателяопределяется тем, что наряду с коммерческими организациями он признаетсяполноправным участником гражданского оборота. К индивидуальнойпредпринимательской деятельности применяются нормы права, регулирующиедеятельность коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона, иныхправовых актов или существа правоотношения (ч.3 ст.23 ГК РФ).
Малое предприятие
В настоящее времясогласно ст.4 данного закона для отнесения индивидуальных предпринимателей иорганизаций к числу субъектов малого и среднего предпринимательства имеютзначение следующие критерии:
1)«независимостьпроисхождения» – в уставном капитале юридических лиц доля участияРоссийской Федерации, субъектов Российской Федерации, благотворительных и иныхфондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическимлицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%;
2)средняя численность работников за отчетный период не превышает:
— 15 человек для микропредприятий;
— 100 человек для малых предприятий
— 250 человек для средних предприятий.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физическиелица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образованияюридического лица (индивидуальные предприниматели), в том числе крестьянские(фермерские) хозяйства.
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога надобавленную стоимость или балансовая стоимость активов за календарный год непревышает предельных значений, устанавливаемых Правительством РоссийскойФедерации.
Категория субъекта малогоили среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельныезначения выше или ниже предельных значений, установленных для соответствующихкатегорий, в течение двух календарных лет, следующих один за другим.
Глава 2. Правовое регулирование деятельностималого бизнеса
2.1 Законодательство
Согласно ст.2Федерального закона N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательствав Российской Федерации» нормативное правовое регулирование развития малогои среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается наКонституции РФ и осуществляется этим же ФЗ, другими федеральными законами,принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ,законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативнымиправовыми актами органов местного самоуправления.
Анализ предметарегулирования и содержания Федерального закона N 209-ФЗ «О развитии малогои среднего предпринимательства в Российской Федерации» позволяет сделатьвывод о том, что специальные нормативно-правовые акты о малом и среднемпредпринимательстве следует отнести к сфере административного законодательства,которое согласно ст.72 Конституции РФ относится к предметам совместного веденияРоссийской Федерации и ее субъектов. Следовательно, вопросы развития малого исреднего предпринимательства призваны регулировать как федеральное, так ирегиональное законодательство. С учетом этого обстоятельства к числунормативно-правовых актов, регулирующих вопросы развития малого и среднегопредпринимательства, относятся следующие:
I. Конституция РФ,которая закрепляет общие принципы правового регулирования предпринимательскойдеятельности, устанавливает минимум гарантий прав и интересов участниковпредпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен, закрепляетпредметы ведения Российской Федерации и субъектов РФ.
II. Федеральный закон N209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РоссийскойФедерации» и другие федеральные законы. Правовые основы деятельностималого и среднего предпринимательства во многом определяются Гражданскимкодексом РФ, Налоговым кодексом РФ, КоАП РФ и др.
Помимо кодифицированныхактов издано значительное число иных федеральных законов, регулирующихпредпринимательскую деятельность:
1) федеральные законы,устанавливающие государственные требования к организации и осуществлениюпредпринимательской деятельности:
а) ФЗ от 8 августа 2001года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей»;
б) ФЗ от 8 августа 2001года N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
в) ФЗ «О внесенииизменений в федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности»;
д) ФЗ от 8 августа 2001 года N 134-ФЗ «О защите прав юридических лици индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля(надзора)»;
е) ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные актыРоссийской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органоввнутренних дел Российской Федерации, касающейся проверок субъектов предпринимательскойдеятельности» — позволяет защитить предпринимателей от чрезмерногоадминистративного давления.
2) федеральные законы,определяющие основные принципы рыночной экономики:
а) ФЗ от 26 июля 2006года N 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
б) Закон РФ от 20 февраля1992 года N 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле»;
в) ФЗ от 22 апреля 1996года N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;
3) федеральные законы,устанавливающие правовое положение хозяйствующих субъектов:
а) ФЗ от 26 декабря 1995года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
б) ФЗ от 8 февраля 1998года N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
в) ФЗ от 8 мая 1996 годаN 41-ФЗ «О производственных кооперативах»;
г) ФЗ «Обособенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственнойсобственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности,и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства» — позволяетприобрести в собственность предпринимателям арендуемую у государстванедвижимость.
4) федеральные законы,регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности:
а) ФЗ от 29 октября 1998года N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»;
б) ФЗ от 8 августа 2001года N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
в) ФЗ от 29 ноября 2001года N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»;
г) ФЗ от 13 марта 2006года N 38-ФЗ «О рекламе» и т.д.
III. Иные нормативно-правовыеакты Российской Федерации:
1) Указы Президента РФ(например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 года N 314 «О системе иструктуре федеральных органов исполнительной власти»);
2) ПостановленияПравительства РФ (Например, Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002года N 584 «Об утверждении положения о проведении конкурса по продажегосударственного или муниципального имущества»);
3) Нормативные актыфедеральных органов исполнительной власти (министерств, ФАС РФ и др.);
IV. Законы и иные нормативно-правовыеакты субъектов РФ;
V. Нормативные правовыеакты органов местного самоуправления.
В условиях расширениясотрудничества отечественных предпринимателей с иностранными хозяйствующимисубъектами важную роль в регулировании предпринимательских отношений играюттакже общепризнанные принципы и нормы международного права и международныедоговоры РФ. Так, международным договором Российской Федерации признаетсямеждународное соглашение, заключенное Россией с иностранным государством (илигосударствами) либо с международной организацией в письменной форме ирегулируемое международным правом.
В числе международныхдокументов, регулирующих предпринимательскую деятельность можно назватьследующие:
1) Конвенция о договоремеждународной дорожной перевозки грузов (заключена в Женеве в1956 году);
2) Конвенция ООН одоговорах международной купли-продажи товаров (заключена в Вене в1980 году);
3) Принципы международныхкоммерческих договоров (Принципы УНИДРУА);
4) Евразийская патентнаяконвенция 1994 года и др.
Глава 3. Проблемы законодательства и пути ихпреодоления
3.1 Проблемы в законодательстве
Начальные трудности
Для всех этапов начала предпринимательской деятельности характерна общаячерта – значительное количество требуемых государственными органами разрешений,согласований, заключений и существенное затягивание сроков рассмотрениясоответствующих заявок.
При открытии практически любого бизнеса в сфере торговли и бытовогообслуживания населения, а равно некрупного производственного предприятия кпомещениям предъявляются требования, которые не описываются в законодательныхактах, но содержатся во внутриведомственных документах. Так, для открытияпредприятия общественного питания нормативными актами требуется не менее 20документов (без учета сертификации) с реальным сроком рассмотрения до полугода– года и стоимостью до 20 тыс.руб. за кв.м.
Кроме того, большинство необходимых разрешений дублируют друг друга иимеют ограниченный срок действия. Так, например, при создании малогопредприятия, оказывающего типографские услуги, объем документации, подтверждающейвыполнение только природоохранных, требований составляет около 40 позиций. Приэтом получение разрешительных документов по 17 позициям представляет собойдублирование ранее полученных документов.
Зачастую для открытия бизнеса требуется перепланировка, которая может встоимостном выражении составлять до 7000000 рублей (данные на начало 2007 года)и процесс согласования которой длится более года. Так, для открытия торговогопредприятия (продовольственного магазина) в орган исполнительной властинеобходимо подать около 15 документов.
Для открытия малого производственного бизнеса (без учета проведениястроительных работ) необходимо подать не менее 12 документов со сроком ожиданиярассмотрения документов от 7 до 11 месяцев (установлено актами), приреалистичном прогнозе до полутора лет и повышая непроизводственные издержки с1,4 млн.руб. до 6 млн.руб.
В связи с тем, что большинство новых компаний не являются собственникамипомещений, они вынуждены быть арендаторами помещений у муниципалитетов и госучреждений.Однако получение прав аренды нежилого помещения в органе исполнительной властитребует ожидания решения до полугода и подачи более 20 документов. Такжепоказательным является процесс подготовки документации к проведениюстроительных работ. Для этого в орган исполнительной власти необходимо податьоколо 80 документов.
Многие нормы о предварительных заключениях как федеральных, так ирегиональных инстанций должны заменяться уведомительными. Подобные положенияпредусмотрены законе «Технический регламент „О пожарной безопасности“,принятом Государственной Думой в первом чтении, которым вводится декларациясоответствия пожарной безопасности вместо заключения пожнадзора, подаваемаяпредпринимателем в уведомительном порядке. Аналогичные положения необходимовводить для других видов контроля.
Помимо указанных затрат на начальном этапе, можно выделить издержкипредпринимателей, связанные с обязанностью плательщиков единого налога навмененный доход применять (и, соответственно, приобретать) контрольно-кассовуютехнику. За время, в течение которого решается вопрос об освобождения большогочисла предпринимателей от контрольно-кассовой техники (ККТ), стоимостьконтрольно-кассовой машины достигла 25000 рублей, приобретение электроннойленты криптозащиты – 7 500 рублей, ежегодное обслуживание – 3000 рублей.Совокупные ежегодные затраты малых предпринимателей на приобретение иобслуживание ККТ оцениваются в 30,5 млрд. рублей и составляет более 50% суммысобираемого ЕНВД (данные за 2007 год).
18 октября 2008 года Государственная Дума Федерального СобранияРоссийской Федерации приняла в первом чтении проект федерального закона №471693-4 „О внесении изменения в статью 2 Федерального закона “Оприменении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и(или) расчетов с использование платежных карт», который был поддержанКомиссией по законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации.
Указанный проект федерального закона предусматривает предоставление праваорганизациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся плательщикамиединого налога на вмененный доход, применять контрольно-кассовую технику, неоснащенную фискальной памятью, а в случае продажи товара также право неприменять контрольно-кассовую технику при условии предоставления по требованиюпокупателя товарных чеков.
Проблемы при регистрация малых предприятий
Порядок государственной регистрации юридических лиц определяетФедеральный закон от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственнойрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее –Закон о государственной регистрации), который ввел заявительную системусоздания юридических лиц, что в целом соответствует общемировой тенденции.
Вместе с тем, идея «устранения административных барьеров»оказалась не в полной мере реализованной. Значительное сокращениеконтрольно-надзорных функций государственных органов привело к тому, чтопотребность в государственном регулировании оказалась неудовлетворенной, атакже существенно ухудшилось правовое положение кредиторов, посколькунедобросовестные предприниматели зачастую учреждают юридические лица в целяхуклонения от исполнения обязательств, в том числе налоговых. Учитывая то, чтосуществующие механизмы привлечения указанных лиц к ответственностинеэффективны, экономическому обороту наносится серьезный ущерб.
В целях защиты прав и интересов третьих лиц предлагается установитьобязательность нотариального свидетельствования подписей всех учредителей научредительных документах, одновременно установив повышенную ответственностьнотариусов.
Также в целях создания комфортных условий для предпринимателей вводитсяединый федеральный регистрационный номер юридического лица, в будущемпредполагается возможность государственной регистрации организаций с помощьюсети «Интернет» при условии использования электронной цифровойподписи и типовых документов, а также возможности электронной обработкидокументов в регистрирующем органе.
3.2 Основные направления по совершенствованию законодательства
На основании имеющихся данных можно выделить несколько основных проблем,мешающих развитию малого бизнеса. В первую очередь это несовершенствонормативной базы, регулирующей взаимоотношения государства и малого бизнеса.Колоссальные бюрократические препоны и, как следствие, коррупция; огульное налогообложение,единое как для начинающего предприятия, где работает два-три человекапрактически с нулевым оборотом, так и для коммерческих предприятий,численностью 40-50 человек с ежемесячным оборотом по миллиону долларов;отсутствие механизма льготного кредитования и поддержки новых растущихпредприятий в сфере производства; неразвитая, если не сказать больше, системаподготовки и переподготовки кадров для малого и среднего бизнеса.
Чтобы определить приоритетный механизм преодоления перечисленных проблемнужно в первую очередь определиться с основополагающими целями развития малогобизнеса: что здесь первично — экономическая или социальная составляющая?
После долгих размышлений можно прийти к единому выводу, что, не принижаязначимости экономической составляющей в сфере малого предпринимательства,главным приоритетом государственной политики следует признать социальную миссиюразвития малого бизнеса. С этим выводом, кстати, согласны и Министерствофинансов, и Министерство по налогам и сборам, и Министерство экономическогоразвития.
Для реализации поставленных целей необходимо обеспечить решениенеотложных задач:
— создание политических, правовых и экономических условий для свободногоразвития малого бизнеса, обеспечивающих повышение социальной направленности деятельностималых предприятий;
— упрощение административных процедур и снижение связанных с нимииздержек малых и средних предприятий при регистрации бизнеса и началепредпринимательской деятельности;
— устранение неэффективного и избыточного государственного регулированияв сфере лицензирования, контроля (надзора) за предпринимательскойдеятельностью;
— значительное сокращение количества сертифицируемой продукции за счетрасширения декларирования, пересмотр технических норм и правил;
— совершенствование налогообложения малых предприятий;
— расширение доступа к недвижимости и инфраструктуре электросетевого игазового хозяйства;
— обеспечение доступности различных форм финансированияпредпринимательской деятельности;
— поддержка программ развития малого бизнеса, реализуемых общественнымиорганизациями предпринимателей;
— расширение государственной финансовой программы поддержки малого исреднего предпринимательства.
— Проведение на всех уровнях активной оптимальной политики и защиты малыхпредприятий от недобросовестной конкуренции;
Существует необходимость внесения конкретных изменений в конкретныефедеральные законы, что позволит сформировать систему государственной поддержкипредпринимательства, обеспечит создание завершенной нормативно-правовой базырегулирования малого предпринимательства, повысит защищенность российскихпредпринимателей.
Следует отметить необходимость особого внимания к уровню социальнойзащищенности тех, кто сегодня работает в этом секторе. Всем известно, чтосегодня значительная часть заработка выплачивается в конвертах с цельюуклонения от уплаты подоходного налога и единого социального налога. Дажеснижение ставки подоходного налога до 13 процентов не решило всех этих проблем.Но ведь невысокие выплаты за каждого работника в социальные фонды — это нетолько слабая наполняемость этих фондов сегодня, это и низкие пенсии, исоциальные выплаты завтра уже самим этим работникам, в отношении которых хитрятруководители этих предприятий.
Для решения данной задачи разумно было бы ввести специальные налоговыельготы для тех частных предприятий, средняя заработная плата на которых вышепрожиточного минимума в конкретном субъекте Федерации.
Особый разговор о людях, работающих по найму у предпринимателей безобразования юридического лица. Такие предприниматели по закону не обязаныуплачивать единый социальный налог за наемных работников. В результате наемныеработники вообще не могут рассчитывать на оплату больничных, отпусков, в томчисле по беременности и уходу за ребенком. Более того, период работы напредприятии без образования юридического лица не засчитывается в трудовой стаждля начисления пенсии в отличие от самих предпринимателей. Будет справедливо, еслиограничить возможности использования наемного труда предпринимателями безобразования юридического лица. Либо ты — индивидуальный предприниматель, своимличным трудом зарабатывающий деньги, либо, если ты хочешь привлекатьдополнительную рабочую силу, регистрируй малое предприятие и работай, не наносяущерба социальной защищенности своих работников.
Важно обратить внимание на позицию и принципы подхода к налогообложениюмалого бизнеса, из которых выделяются два направления.
Первое — применять по отношению к малым предприятиям только экономическиобоснованные и более низкие по сравнению с действующими сегодня налоги,исчисление которых не требует ведения полномасштабного бухгалтерского учета иотчетности — это единый налог на вмененный доход и налог, уплачиваемый поупрощенной системе.
Второе — предприниматель должен иметь возможность выбора между системаминалогообложения, а также выбор налогооблагаемой базы, естественно, в рамкахНалогового кодекса.
Следует признать, что вряд ли удастся решить проблему малого бизнеса безоблегчения его доступа к финансовым ресурсам. Жизненно важно разработать путисоздания финансово-кредитного механизма поддержки малого бизнеса, из которых выделяются:государственная помощь в организации ориентированных на малый бизнес обществвзаимного кредитования и других небанковских кредитных институтов; второе — формирование системы распределения кредитных рисков в сфере малогопредпринимательства с участием государственных федеральных и региональныхгарантийных фондов и кредитных бюро; третье — распространение льгот на малыйбизнес аналогично тем, которые применяются сегодня при кредитовании предприятийсельского хозяйства, когда ими оплачивается только одна треть процентной ставкиЦентрального банка.
Кроме того, обоснованы своей значимостью основные концептуальныенаправления реализации имущественной, инфраструктурной и информационнойподдержки малого предпринимательства, в том числе, что особенно важно,направления по созданию и развитию кадрового потенциала для сферыпредпринимательства.
Есть хорошая народная мудрость: «Выход из нищеты начинается вголове». В этой связи полезно будет привести некоторые статистическиеданные, которые достаточно показательны. Только 4 процента работников малыхпредприятий имеют высшее образование, что существенно меньше, чем в целом пороссийской экономике. Тот же вывод можно сделать и в отношении работников сосредним специальным образованием, доля которых едва превышает 30 процентов.Необходимо готовить сегодня не только кадры для малого предпринимательства, ноготовить и преподавателей, способных осуществлять такую подготовку.
Многочисленные обследования показали, что только 7 процентовпредпринимателей не испытывает проблем с информационным обеспечением, хотясуществуют государственные информационные ресурсы — как официальная статистика,так и ведомственная. Необходимо обеспечить расширение доступа к ним малыхпредприятий.
МероприятияМинэкономразвития по поддержке малого бизнеса.
Минэкономразвитияразработало и активно осуществляет меры по антикризисной поддержке малогобизнеса. МЭР является «головным исполнителем» по данному направлениюантикризисного плана правительства.
В частности, введенообязательное проведение всеми государственными и муниципальными заказчикамиспециальных торгов с участием исключительно субъектов малогопредпринимательства, существенно расширена номенклатура продукции, закупаемой умалого бизнеса путем проведения специальных торгов, установлен приоритетзакупок отечественных товаров.
Важной антикризисноймерой станет пакет принятых законов о проверках. С 1 июля 2009 года в 13 самыхмассовых видах деятельности от услуг общественного питания до производстваобуви новое дело можно будет начать, отправив уведомление, а внеплановыепроверки малого бизнеса станут возможными только с согласия прокурора.
Уже вступил в силу закон,предусматривающий сокращение полномочий милиции при проведении проверок иисключающий возможность осуществления органами внутренних дел полномочий попроверке предпринимателей вне рамок административного и уголовного процессов.
Кроме того, МЭРразработало пакет документов, упрощающих и удешевляющих процедурутехнологического присоединения к сетям для населения и малого бизнеса.
В прошлом году МЭРупредстоит реализовать принятые решения по сокращению административных барьеров,наладить мониторинг эффективности принятого закона о проверках. Также должнывнесены поправки в КоАП в части сокращения полномочий милиции по составлениюпротоколов по 32 составам административных правонарушений, поработать надвыявлением отраслевых административных барьеров.
Кроме того,Минэкономразвития предстоит вместе с регионами реализовать модернизированнуюпрограмму поддержки малого бизнеса, увеличенную до 10,5 млрд. рублей.
При активном участииМинэкономразвития разработаны новые правила предоставления кредитов маломубизнесу через Банк развития, причем объем выделяемых средств увеличен до 30 млрд.рублей. При этом кардинально изменена схема финансирования — от двухуровневойсистемы кредитования перейдем к рефинансированию портфелей кредитов субъектовмалого и среднего предпринимательства на основе стандартизации кредитов. Это вбудущем позволит создать условия для рефинансирования этих кредитов ЦентральнымБанком.
Важным решением сталоодобрение Программы развития конкуренции, которая кроме общесистемных мервключает конкретные действия на конкретных рынках.
Антирейдерские мероприятия. Когда идет речь о собственности малого бизнеса, здесь как развозникает риск рейдерских захватов. То есть малый бизнес становится оченьпривлекательным для рейдеров, потому что у них появляется собственность,недвижимость. Здесь необходимо защитить малый бизнес, потому что он, очевидно,может столкнуться с таким риском.
Поэтому хотелось бы об этом специально сказать несколько слов, с чем этоможет быть связано. Часто рейдеры пользуются и тем, что малый бизнес не защищёнюридически. Когда он создаётся, у малого бизнеса не всегда есть возможности приподготовке своих документов привлекать квалифицированных юристов, этим частопользуются. Поэтому необходимо создать все условия для того, чтобы у малогобизнеса были возможности (необременительные для него) иметь профессиональныхсоветников, специалистов в области юриспруденции.
В регионах уже стали создаваться такие центры правовой защиты, правовойинформации, правового консультирования – они показывают свою эффективность. Такиецентры правовой защиты должны создаваться во многих субъектах Федерации. Приэтом инициаторами могли бы выступать как органы исполнительной власти субъектовФедерации, органы местного самоуправления, так и некоммерческие объединениямалого и среднего предпринимательства.
К основным направлениям работы таких центров могло бы относиться иправовое консультирование, консультирование при подготовке юридическихдокументов, представительство интересов малого бизнеса при проведении контроляи надзора, чтобы не нарушались права малого бизнеса при контрольных и надзорныхмероприятиях, представительство в суде при рассмотрении спора с участиемпредпринимателей, представительство предпринимателей в рассмотрении споров вдосудебном порядке (например, Федеральная налоговая служба, Федеральная антимонопольнаяслужба) и также реагирование на случаи возможной попытки рейдерских захватов.
Второй вопрос, который также важен, – это вопрос представительстваинтересов малых бизнесменов, малых предпринимателей в судах. Сейчас вэкономических спорах в арбитражном процессе общественные организации не могутпредставлять интересы предпринимателей, выступая от своего лица. Поэтомупредлагается внести изменения в законодательство, которое позволило быобщественным объединениям предпринимателей от своего имени обращаться в суд зазащитой прав и законных интересов предпринимателей. Такие же права должны бытьданы и саморегулируемым организациям.
Третий вопрос, который очень важен, – это формирование механизмаоперативного реагирования на случаи, связанные с угрозой захвата акций, долейпредприятий, отъёма собственности у предпринимателей, то есть, собственно,антирейдерская защита. Есть опыт защиты бизнеса от рейдерских захватов в рядерегионов, прежде всего в крупных городах, потому что там начались прежде всегоэти случаи, и в крупных городах это приобрело особый размах. Дляпротиводействию этой проблеме во многих городах существуют антирейдерскиекомиссии. В основном эти комиссии работают по случаям, связанным с крупнымбизнесом, но механизм отработан, и можно этот опыт полезно было учесть длятого, чтобы использовать его для защиты предприятий малого и среднего бизнеса.И чтобы такие штабы или комиссии по оперативному реагированию не былидекоративными и декларативными, нужно, конечно, активное взаимодействие и региональных,и федеральных органов власти, и взаимодействие в первую очередь справоохранительными органами. Такие комиссии было бы необходимоспециализировать на малом и среднем бизнесе.
Четвёртое, может быть, самое главное – это развитие всех институтов защитыправ собственности. Здесь важно развитие всей системы правоприменения по спорамс участием предпринимателей, защита прав предпринимателей, ведущих бизнес вформе обществ с ограниченной ответственностью – потому что это та форма, вкоторой прежде всего создаются предприятия малого бизнеса, – исовершенствование системы госрегистрации юридических лиц.
Сегодня рейдеры активно используют нечёткость процессуальных норм,подведомственности и подсудности дел и путём подачи множества однородных исковв различных судах, по сути, изматывают компании, добиваясь вынесения нужных имрешений. На наш взгляд, необходимо закрепить принцип локализации корпоративныхспоров в одном суде, в одном деле, желательно по месту регистрации компании,для того чтобы здесь не было возможности использовать такую нечёткостьпроцессуальных норм, а также исключать выявленные судебной практикой нормыкорпоративных законов, которые провоцируют конфликты.
В последнее время рейдеры переключились на небольшие компании, которыеработают в форме обществ с ограниченной ответственностью, и понятно, что здесьнужно меньше издержек, для того чтобы захватить такую компанию, чем крупнуюкомпанию. И возбуждаются дела.
Необходимо, на наш взгляд, внести изменения в законодательство, которыебы ужесточили и сделали прозрачнее всю процедуру внесения изменений вдокументы, которые связаны со сделками, с паями и с долями, то есть с переходомправ. Ввести нотариальное удостоверение соответствующего договора-соглашения опереходе доли, потому что достаточно часто просто в регистрирующий органприносится договор купли-продажи долей, подписанный неизвестно кем, ничего непроверяется, и переводится доля на подконтрольное юридическое лицо. То есть этосамый распространённый способ осуществления вот этого рейдерского захвата. Идать регистрирующему органу в случае перехода долей полномочия по проверкедостоверности фактов о лице, которое отчуждает или приобретает долю, онотариусе, который удостоверяет сделку, а также полномочия по отказу вовнесении изменений в Единый реестр юридических лиц в случае недостоверностиуказанных фактических сведений.
Полезно будет ужесточать нормы, которые связаны с первичной регистрациейюр. лица. То есть вход на рынок, создание новых юридических лиц оставитьдостаточно либеральным, это то преимущество, которое было создано в последниегоды, и здесь не нужно никаких особых ужесточений, но всё-таки сделатьпроцедуры изменения, которые связаны с переходом долей, то есть собственности,достаточно контролируемыми. Потому что иначе не получится защитить малыйбизнес, и не только малый бизнес, от рейдерских захватов.
Вот это основные изменения, которые предлагаются, то есть развиватьцентры правовой защиты, создавать штабы оперативного реагирования, ускоритьпринятие антирейдерского пакета и внести изменения в систему регистрации долей.
Заключение
В ходе работы удалосьрешить поставленные изначально задачи. Проведен анализ правовой базырегулирующий малый бизнес, изучены основные проблемы связанные с несовершеннымзаконодательством, дано нормативное определение субъекта малого бизнеса,выявлены недостатки нормативной базы и определены методы решения этихтрудностей.
Итак необходимо отметить,что малый бизнес в России уже имеет довольно широкую правовую основу, но онанедостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовыеаспекты не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новыхнормативно-правовых актов.
Очевидно, что на данном этапе развития малого бизнеса в качестве основныхпроблем выделяют: пока еще несовершенное законодательство бюрократизм икоррупцию, которые поразили всю Россию; развитие среди субъектов малого бизнесав основном торгово-посреднических фирм; неравномерность и непредсказуемостьразвития всей экономики, как в территориальном плане, так и во временном;недостаточность и недоработанность правовой базы, которая является однобокой.Негативное отношение к малому предпринимательству государства и общества, такжеявляется очень серьезной проблемой, хотя в последние годы отношение меняется.Это связано с тем, что даже в данных условиях малый бизнес оказываетположительное влияние на экономику. Если затронуть проблему финансирования, тоее разрешение находится на нулевой стадии. И как следствие — очень высокаякриминализация малого бизнеса.
Говоря о взаимоотношениях малого бизнеса и государства, можно заметить,что здесь до сих пор происходит монолог со стороны государства (несмотря натенденцию по либерализации малого бизнеса), которое не хочет услышать малыйбизнес и вывести взаимоотношения на более качественно высокий уровень. Малыйбизнес замучили проверки и всякого рода «наезды» по коммерческимнаводкам. Как было сказано Президентом, — «Вообще, надо, чтобы и нашиправоохранительные органы, и органы власти перестали „кошмарить“бизнес.
С другой стороны, и бизнесу нужно вести себя ответственно: и налогиплатить, и действовать в законодательном поле, в нормальном законодательномполе, не используя чудовищных нецивилизованных схем оптимизации. Потому что,понятно, налоги никто платить не любит, и все пытаются найти способоптимизировать их, но то, как у нас это делается, когда оптимизациейдостигается четырёх-, пятикратное сокращение налоговой обязанности, это тоженеприемлемо.
В результате можно сказать, что существует порочный круг: с однойстороны, из бизнеса тянут деньги всякими незаконными способами, а сам бизнескоррумпирует правоохранительные органы.
И если этот порочный круг не будет разорван, то у нас так и будет всё взачаточном состоянии. Несмотря на существующие проблемы, нельзя сказать, чтогосударство ничего не делает. За последнее время принято множество законов, неменьше внесено поправок. Стоит только упомянуть быль приняты такие законы „Оразвитии малого и среднего предпринимательства в РФ“, „О защите правюридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведениигосударственного и муниципального контроля“, „Об особенностяхотчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственностисубъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малогои среднего предпринимательства“, так же были внесены изменения в следующиезаконодательства „О лицензировании отдельных видов деятельности“, „Огосударственной регистрации юридических лиц“, НК.
Но всех этих законов и поправок будет абсолютно недостаточно, они простодадут нулевой эффект, если не будет создан полноценный благоприятный деловойклимат. И эту задачу в первую очередь должно решать государство. Для этогонеобходимы системные реформы, которые помогут установить понятные иобязательные для всех правила ведения бизнесом, реформы позволяющие гарантироватьнеприкосновенность частной собственности, противодействовать рейдерскимзахватам, снизить коррумпированность власти, и наконец, необходимо реформированиесудебной системы, которая должна быть независимой.
Подводя итог, можно сказать, что малый бизнес в России — уже реальность,от его развития, от отношения общества и государства к этой сфере экономикизависит и развитие всей России в целом.
Библиографический список
1. ФЗ „Оразвитии малого и среднего предпринимательства в РФ“. № 164, от 01.02.08.
2. ФЗ „О защитеправ юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведениигосударственного и муниципального контроля (надзора) “. № 342 от 15.04.08.
3. ФЗ „О защитеправ юридических лиц при проведении госконтроля“. № 403 от 03.07.08.
4. ФЗ „Огосударственной поддержке малого предпринимательства в РФ“. № 301 от06.04.06.
5. ФЗ „Огосударственной регистрации юридических лиц“. № 298 от 04.03.01.
6. ФЗ „Овнесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ“. № 602 от05.06.08.
7. ФЗ „Олицензировании отдельных видов деятельности“. № 405 от 04.04.07.
8. Дедул.В.А. Малыйбизнес России: Достижения, проблемы, перспективы. — М., 2008. — 200с
9. Гаврелюк.И.С.Проблемы малого предприятия. — М.,2007. – 11 с
10. Токарев.П.П.,Семенов.Е.Д. Перспективы развития малого бизнеса в России. – М., 2008. – 48 с
11. Зайкин.Ю.Ю.,Волков.А.А. Перспективы бизнеса в России. – М., 2008.