План
Введение
1.Предмет и объект административной юрисдикции
2.Принципы административной юрисдикции
3.Система административной юрисдикции
4.Задачи и функции административной юрисдикции
Заключение
Списокиспользуемой литературы
Введение
В правовом государстве формирование ипорядок деятельности административной ветви государственной власти должны бытьчетко отрегулированы юридическими нормами и в этом случае административноезаконодательство и его совершенствование является основой построениясовременного общества и развития совершенных общественных отношений. В этойсвязи административная юрисдикция не может рассматриваться отдельно отадминистративного права — как важнейшей отрасли правовой системы ПМР. Отрасльпубличного права закрепляет права и обязанности граждан и иных невластныхсубъектов в отношениях с органами управления исполнительной власти, в том числеорганизационные основы и систему государственной администрации с наличиемпринципов, методов и форм их деятельности. И в этой связи административная юрисдикцияявляет собой разграничение властных полномочий среди субъектовадминистративного права, тем самым регулируя и совершенствуя общественныеотношения, складывающиеся в процессе организации деятельности исполнительнойвласти, которая преследует следующие цели:
1. Строгое соблюдение нормадминистративного права при возникновении административно — правовых споров,для создания условий эффективной деятельности административной власти,выступающей важным инструментом обеспечения безопасности интересов государстваи личности (граждан, общества, государственного аппарата).
2. Обеспечение демократических основ вдеятельности исполнительной власти, реализации гражданами и их объединениямиправ и свобод, осуществление которых принадлежит функциям исполнительной власти.
3. Обеспечение правового регулирования вцелях защиты законных интересов и прав граждан и общества.
1. Предмет и объект административнойюрисдикции
Для целостного понимания предмета«Административная юрисдикция» следует учитывать то, что не все субъектыисполнительной власти наделены всей полнотой полномочий административно — юрисдикционного характера. Как правило, это полномочия, связанные с реализациейдисциплинарной власти, с разрешением жалоб граждан. Правомочия же по разрешениюиндивидуальных дел об административных правонарушениях, по применениюадминистративного воздействия, закреплены не за всеми такими субъектами,которые имеют свою подведомственность или административно юрисдикционное право.
Предмет административной юрисдикции — совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе разрешениявозникающих споров (например, производство по делам об административныхправонарушениях).
Метод административной юрисдикцииопределяется ее предметом. Но если предмет — это, какие отношения регулируются,то метод — как, каким образом регулируются эти общественные отношения. Методхарактеризует волевую сторону регулятивных свойств данной отрасли. Вадминистративной юрисдикции метод проявляется в следующих характерныхпризнаках: юридическое положение сторон; юридические факты породившиевозникновение спора; как определяются права и обязанности субъектов;защищенность прав субъектов — участников спора.
Основу метода административнойюрисдикции составляет исследование и анализ основных свойств и закономерностейюрисдикционной деятельности государства, складывающихся в этой сфереобщественных отношений, а также норм права, регулирующих эти отношения.
Административно-правовой метод имеетсвей особенности. Возникшие споры решаются в административном порядке, самимсубъектом, либо вышестоящим, и лишь, в крайнем случае, в судебном порядке, Агражданско-правовой метод, например, предполагает, как правило, защитуинтересов при споре в суде.
Законодательстве ПМР, ПостановленияхВерховного Совета ПМР, Указах, Распоряжениях Президента ПМР, решениях местныхорганов управления. Учтены изменения норм права в ПМР на современном этапестроительства правового государства, а как же достижения правовой наукиРоссийской Федерации.
2. Принципы административной юрисдикции
Административно-процессуальнаядеятельность базируется на определенных принципах, которые, во-первых,характерны для государственно-управленческой деятельности в целом, во-вторых,близки по своему характеру к принципам правосудия, в-третьих, отражают спецификуадминистративной юрисдикции. К числу таких принципов А.П. Алехин относит:законность, компетентность, процессуальное равенство сторон, охрана интересовгосударства и личности, достижение материальной истины, доступности гласность,экономичность, состязательность. Эти принципы применяются при объективнойнеобходимости при тщательном разборе дел, например, при разрешении споров вКонституционном суде. В большинстве случаев административно — правовые спорыпросты по своему содержанию, и потому правовая оценка поведения сторон нетребует особой скрупулезности, но это не означает несоблюдение основныхпринципов:
1. Принцип законности. Базируется натребованиях Конституции ПМР. Означает неукоснительное исполнение требованийзакона всеми участниками административно-процессуальной деятельности. Онобуславливает защиту общих интересов и прав граждан.
2.Принцип гласности. Все деларассматриваются гласно, в присутствии лица, привлекаемого к ответственности.Исключением могут быть лишь случаи, когда известно, что лицо своевременно былоуведомлено о месте и времени рассмотрения дела, от лица поступило заявлениерассмотрении дела в его отсутствие.
3.Принцип презумпции невиновности. Лицо,привлекаемое к административной ответственности считается невиновным до тех пор,пока его виновность не будет доказана в установленном законом порядке. Данныйпринцип предполагает, что бремя доказывания лежит на обвинителе. Привлекаемый кответственности не обязан доказывать свою невиновность, хотя, и имеет на этоправо. Из этого принципа вытекает и такое положение, как любое сомнениетолкуется в пользу лица, привлекаемого к ответственности. Оно относится к тем случаям,когда сомнения не были устранены в ходе разрешения дела. Указанноеобстоятельство является одним из оснований вынесения оправдательногопостановления.
4. Принципоперативности и экономичности, появляется, прежде всего, в сжатости сроков,определяющих прохождение дела, что позволяв сократить срок между совершениемпроступка и его юридической оценкой. Минимальности затрат на производство.
5. Принципправа на защиту. Этот принцип реализуется путем предоставления гражданинуправовых возможностей для доказывания своей невиновности либо приведенияобстоятельств смягчающих ответственность.
Он имеет право знакомиться со всеми материаламидела, заявлять ходатайства и т.п., пользоваться при рассмотрении дела помощьюадвоката. Пользоваться юридической помощью могут и потерпевшие.
6. Принциправенства граждан перед законом. Этот принцип закрепляет положение о том, чтовсе граждане равны перед законом независимо от происхождения, социального иимущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола,образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, местажительства и других обстоятельств.
7. Принципответственности должностных лиц за принятие решение. Сущность этого принципазаключается в том, что каждое должностное лицо подлежит ответственности занезаконное решение или неправомерные действия (бездействия) по отношению кгражданам или юридическим лицам.
Эти принципы тесно связаны между собой,они осуществляются в неразрывном единстве, образуя гармоничную системупроизводства.
Нельзя ради гласности жертвоватьистиной, ради оперативности — законностью и т.п. только последовательнаяреализация всех принципов соответствует демократической природе производства ипозволяет лучшим образом достичь целей процесса.
Однако целесообразно было бы рассмотретьи некоторые принципы, имеющиеся за рубежом. Например, принцип доверия и веры(Германия, Швейцария). Эти принципы определяют не только отношения междуадминистрацией и гражданами, но и поведение граждан по отношению к органамвласти. Гражданин имеет право на защиту своего доверия по отношению к поведениюадминистрации. Принцип запрета произвола. Под произволом понимается такоеповедение администрации, которое не может быть объяснено при помощи разумныхаргументов. Произвол часто связан со злоупотреблением властью.
3. Система административной юрисдикции
Юрисдикция — (от латинского jurisdictioсуд, судопроизводство) — круг полномочий судебного или административного органапо правовой оценке конкретных фактов, в том числе по разрешению споров иприменению предусмотренных законом санкций. Определяющим источником в сферегосударственного управления является возникновения специфического спора междусторонами, требующими урегулирования административно правовыми нормами.Проявляются административно — правовые споры лишь тогда, когда у одной сторонывозникает представление о нарушении ее права и интересов. Как правило, инициативаисходит от управляемой стороны, испытывающей на себе властные полномочия.Основанием к юрисдикционному производству служит обращение участниковадминистративно правовых отношений в юрисдикционный орган. В основе жеадминистративно правовых споров, в процессе разрешений которых осуществляетсялавовая оценка действий спорящих сторон, -лежат индивидуальные административныедола, которые рассматриваются в судебных инстанциях (между субъектамиадминистративного права, субъектами и гражданами и их общественнымиобъединениями).
Кроме того административно — процессуальные нормы устанавливают границы юрисдикционной деятельности и служатправоохранительным целям, обеспечивают стабильный правопорядок в сферахгосударственного управления, осуществляет защиту административно-правовыхобщественных отношений. Таким образом, в административно-процессуальнуюдеятельность юрисдикционного характера входит не только защита, но и реализациянорм права. Исключительной прерогативой административной юрисдикции являетсядеятельность исполнительных органов власти, которая осуществляется не столько всудебном (Конституционный суд), а в основной своей массе — в административномпорядке.
Хотя ближе к указанному переводу понятие- justitio т.е. справедливость. Существует точка зрения о том, что упомянутоепонятие возникло от иных латинских сочетаний слов — jus и dicere как праворазрешения конфликтов.[1] Так или иначе, но вэнциклопедических словарях советского периода юрисдикция определялась как кругполномочий суда или административных органов по правовой оценке конкретныхфактов, в т.ч. по разрешению споров и применению предусмотренных закономсанкций. В.В. Денисенко предлагает определить понятие «административнаяюрисдикция» как — подведомственность и компетенция по осуществлениюправоприменительной, государственно — властной, квазисудебной деятельности порассмотрению и разрешению юридических споров и дел об административныхправонарушениях, осуществляемая государственными органами и органами местногосамоуправления, включающая в себя юрисдикционное производство по делам обадминистративных правонарушениях, производство по жалобам и согласительноепроизводство. Существует еще и составная часть административной юрисдикцииадминистративно — деликтная (лат. Нарушение, вина) юрисдикция — этоподведомственность, а также компетенция по осуществлению и самоосуществлениеправоприменительной, государственно — властной, квазисудебной (подобносудебной) деятельности по рассмотрению и разрешению дел об административныхправонарушениях. Это производство по делам о применении принудительных мер всфере управления в административном процессе, имеющего совокупностьадминистративных производств: по принятию правовых, нормативных актовгосударственного управления; по рассмотрению в аппарате управления обращенийгосударственных и общественных организаций; по жалобам и спорам в т.ч. пожалобам граждан на действия должностных лиц органов управления; по рассмотрениюпредложений и заявлений граждан (в порядке реализации прав); по делам оприменении принудительных мер в сфере управления(по административнымправонарушениям; о возмещении материального ущерба; о дисциплинарныхпроступках. В ОВД два вида административных производств — по делам обадминистративным правонарушениям и по жалобам.
Таким образом, подводя итоговоезаключение в понятии, можно сделать вывод — определение: «Административнаяюрисдикция» — установленная законодательными актами деятельность органовгосударственного управления и их должностных лиц по разрешению индивидуальныхадминистративных дел и применению соответствующих административных санкций.Рассмотрение этой деятельности непосредственно связано с этимологическимаспектом понятия «юрисдикция», происходящего от латинских слов jus — право иdico – говорю, или правильно произношу, применяю. Отсюда — «право применение».Под «юрисдикцией» также подразумевают «подведомственность»,подсудность разрешаемых дел, полномочия разрешать дела и применять санкции.
4. Задачи и функции административной юрисдикции
Существуют следующие функцииадминистративной юрисдикции:
Охранительная функция — обусловлена еепринадлежностью к правоохранительной деятельности. Юрисдикция всем своимназначением призвана осуществлять данную функцию. Охранительная функцияреализуется, прежде а его, при разрешении дел об административныхправонарушениях, оказании юридической защиты оспариваемым правам и интересам.
Особенностью охранительной функцииадминистративной юрисдикции является то, что она осуществляется в основномпосле совершения правонарушения. Полезный результат этого действия, незатрагивающего почти генезиса правонарушений, по мнению В.Н. Кудрявцева,состоит в предупреждении рецидива и общем профилактическом воздействии надругих неустойчивых членов общества.
Охранительная функция административнойюрисдикции охватывает также деятельность компетентного органа (должностноголица) по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушения(профилактика: ранняя, индивидуальная, общая).
Регулятивная функция — юрисдикция какправоприменительная деятельность участвует в индивидуальном правовомрегулировании. Она выполняет функции регулятора посредством переводанормативных предписаний в реальные действия субъектов, в правоотношения.Поэтому регулятивная функция административной юрисдикции отражает ееуправленческий аспект. Посредством актов юрисдикции органы управления и другиесубъекты осуществляют регулирование общественных отношений.
Воспитательная функция — весь процесснаправлен на возможность воспитания уважения к действующему закону. Исходя изэтого значение имеет правильная и четкая организация и культура юрисдикционногопроцесса, которые обоснованно рассматриваются в качестве факторов, определяющихзаконность. Законное и справедливое постановление, принятое по делу повышаетавторитет органа административной юрисдикции, способствует формированиюпозитивных правовых установок граждан, воспитывает их в духе уважения к закону.
Административная юрисдикция имеет многосходного с судебной юрисдикцией[2]. Юрисдикция какгосударственно-властная деятельность полномочного органа состоит в применениизакона к юридическим конфликтам и принятия по ним правовых индивидуальныхактов.
Наличие правового спора обязательный, ноне единственный признак административной юрисдикции. Исходя из этого,необходимо определение признаков административной юрисдикции.
Признаки административной юрисдикции:
-наличие в конкретном деле правовогоспора или признаков правонарушения, требующего властного вмешательствакомпетентного органа для разрешения конфликтной ситуации и восстановленияправопорядка в соответствии с предписанием закона. Юрисдикция возникает лишьтогда, когда необходимо решить спор о праве, о нарушении правовых предписаний.«Как правило, основаниями административно правовых споров являются жалобыграждан или иных участников административно — правовых отношений, а такжепротесты прокуроров»2, (при опротестовании актов или действийисполнительных органов);
-состязательная процедура разрешениядел, которая обусловлена необходимостью установления и доказывания егофактических обстоятельств, что предполагает активность не только органа(должностного лица), рассматривающего дело, но и заинтересованных участниковпроцесса по данному делу;
-издание юрисдикционного акта посоответствующему делу.
Совокупность перечисленных признаков,как отмечает позволяет таким образом рассматривать юрисдикционную деятельность:
как часть административного процесса, присущегострого определенным видам административного производства;
как определенный вид административноправоохранительной деятельности, качественно отличный от надзорно-контрольнойдеятельности органов управления, деятельности по обеспечению исполнения норамправа (правообеспечения), а также деятельности по непосредственному исполнению(реализации) государственного принуждения;
- какспецифическую разновидность правоприменения, носящую строго административно-процессуальныйхарактер в сфере государственного управления,
1)три месяца со дня, когда гражданинустало известно о нарушении его прав и свобод;
2) один месяц со дня получениягражданином уведомления об отказе вышестоящих в порядке подчиненностигосударственного органа, общественной организации, должностного лица вудовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы,если гражданином не был получен на нее ответ.
Жалоба должна быть рассмотрена судом вдесятидневный срок с участием гражданина, подавшего жалобу, и руководителягосударе генного органа, общественной организации или должностного лица,действия которых обжалуются, либо их представителей. С согласия лица, подавшегожалобу, она может быть рассмотрена судьей единолично. Неявка в судебноезаседание по неуважительной причине гражданина, подавшего жалобу, илируководителя государственного органа, общественной организации либодолжностного лица, действия которых обжалуются, или их представителей не служитпрепятствием к рассмотрению жалобы, однако суд может признать явку указанныхлиц обязательной.
В судебном разбирательстве могутучаствовать представители общественных организаций и трудовых коллективов, атакже должностные лица вышестоящих в порядке подчиненности органов или ихпредставители. Судом должны быть исследованы материалы, представленныевышестоящим в порядке подчиненности государственным органом, общественнойорганизацией, или должностным лицом, признавшими обжалуемые действия законными,а также могут быть выслушаны объяснения других лиц, исследованы необходимыедокументы и иные доказательства.[3]
Суд, признав жалобу обоснованной,выносит решение об обязанности соответствующих государственного органа,общественной организации или должностного лица устранить в полном объемедопущенное нарушение прав и свобод гражданина.
Установив, что обжалуемые действия былисовершены в соответствии с законом, в пределах полномочий государственногооргана, обще: венной организации или должностного лица и права либо свободыгражданина не были нарушены, суд выносит решение об отказе в удовлетворениижалобы.
Решение суда по жалобе направляется дляустранения допущенных нарушений закона или другого нормативного актаруководителю государственного органа, общественной организации или должностномулицу, действия которых были обжалованы, либо вышестоящим в порядкеподчиненности государственному органу, общественной организации илидолжностному лицу, а также гражданину не позднее десяти дней после вступленияданного решения в законную силу.
Решение суда, вступившее в законнуюсилу, обязательно для государственного органа, общественной организации,должностного лица, которых оно касается. С момента вступления в законную силурешения суда о признании индивидуального или нормативного акта либо отдельнойего части незаконными этот акт или его отдельная часть считаютсянедействующими. Об исполнении решения должно быть сообщено суду и гражданину непозднее чем в месячный срок со дня получения решения суда. В случаенеисполнения решения суд принимает меры, предусмотренные законодательством ПМР,в полоть до применения штрафных санкции к виновным в этом должностным лицам.
Все это определяет особенностирассматриваемого вида административного производства, и позволяет выделить егокак самостоятельную структурную часть административно юрисдикционного процесса.
Юрисдикция возникает там, где необходимс решить спор о праве, о нарушении правовых предписаний. Административнаяюрисдикция, равно как и все правоприменение, представляет собой управленческуюдеятельность, содержанием которой является сбор, исследование, оценкаинформации и принятие управленческого решения.
Юрисдикционное вмешательствогосударственных органов, не требуется, пока не возникают правовые конфликты[4].Именно решение этих конфликтов составляет основное содержаниеадминистративно-юрисдикционной деятельности. Административная юрисдикция — этоспоры о праве административном, или же административно-правовые споры.
административная юрисдикция государственное законодательное
Заключение
Определяющим источником в сферегосударственного управления является возникновения специфического спора междусторонами, требующими урегулирования административно правовыми нормами.Проявляются административно — правовые споры лишь тогда, когда у одной сторонывозникает представление о нарушении ее права и интересов. Как правило,инициатива исходит от управляемой стороны, испытывающей на себе властныеполномочия. Основанием к юрисдикционному производству служит обращениеучастников административно правовых отношений в юрисдикционный орган. В основеже административно правовых споров, в процессе разрешений которыхосуществляется лавовая оценка действий спорящих сторон, -лежат индивидуальныеадминистративные дола, которые рассматриваются в судебных инстанциях (междусубъектами административного права, субъектами и гражданами и их общественнымиобъединениями).
Кроме того административно — процессуальные нормы устанавливают границы юрисдикционной деятельности и служатправоохранительным целям, обеспечивают стабильный правопорядок в сферахгосударственного управления, осуществляет защиту административно -правовыхобщественных отношений. Таким образом, в административно — процессуальнуюдеятельность юрисдикционного характера входит не только защита, но и реализациянорм права. Исключительной прерогативой административной юрисдикции являетсядеятельность исполнительных органов власти, которая осуществляется не столько всудебном (Конституционный суд), а в основной своей массе — в административномпорядке.
Список используемой литературы
1. КонституцияПМР от 24 декабря 1995 года, в редакции на 10 февраля 2006 года.
2. КодексПМР Об Административных правонарушениях от 10 июля 2002
года в редакции на 22 мая 2006 года.
3. БахракД.Н. «Административная ответственность граждан» учебник,
Свердловск 1989 год.
4. В.В.денисенко.А.Н.Позднышов, А.А.Михайлов «Админ. юрисдикция ОВД» учебник М.2002г
5. Юридическая эцеклопедия. М., 1998 г.
6. Алехин А.П., Кормолицкий А.А.,«Административное право Р.Ф.» учебник М.2001г
7. Юридическая советская энциклопедияМ.1982 г.