Содержание/>/>/> Введение1. Юридическое лицо субъектадминистративного права1.1 Понятие и виды юридических лиц1.2 Основы административно-правовогостатуса юридических лиц2. Административная ответственностьюридических лиц
2.1 Общие положения2.2 Особенности привлеченияюридических лиц к административной ответственностиЗаключениеСписок литературы
Введение
Участниками(сторонами) административно-правовых отношений являются различные по своемуправовому положению организации, создающие материальные и духовные ценности,среди которых значительное место занимают юридические лица.
Специфическойпроблемой административного права является выработка концепции вины юридическоголица (организации) при привлечении к административной ответственности занарушение таможенного, налогового, антимонопольного, природоохранного илихозяйственного законодательства. В теории административного права винаюридического лица понимается неоднозначно. Рассмотрение вины юридического лицакак субъективного явления, то есть как психического отношения к противоправномудеянию и его последствиям, дает ее понимание посредством проекции виныфизических и должностных лиц, непосредственно осуществляющих действия от имениюридического лица.
Целью работы являетсяизучение административно-правового статуса юридических лиц.
Задачами работы являются:
— определение понятияюридическое лицо,
— изучение особенностейадминистративного статуса юридических лиц,
— определение особенностейадминистративной ответственности юридических лиц.
/>/>/>1. Юридическое лицо субъектадминистративного права/> 1.1 />Понятие и виды юридических лиц
Коллективные субъекты административного правапредставляют собой организации, т. е. объединения физических лиц. Часть такихорганизаций, а именно органы исполнительной власти, были уже подробнорассмотрены ранее. Их отличает особое положение в обществе. Они не толькообязательные субъекты административно-правовых отношений, но и обладаютгосударственно-властными полномочиями. Кроме них существует многочисленная группадругих организаций, не обладающих государственно-властными полномочиями, нотакже являющихся субъектами административного права. Понятие «организация»имеет широкий смысл, и рассмотреть ее административно-правовой статусневозможно без использования норм других отраслей права, в том числегражданского, трудового и финансового.
Юридическиелица, в отличие от граждан, являются искусственно созданными субъектами права.Они существуют юридически — с момента внесения в государственный реестр записио регистрации нового субъекта права и до момента внесения записи о егоисключении из Единого государственного реестра юридических лиц.
Созданиеюридического лица как самостоятельного субъекта права преследует различныецели, которые в основном заключаются в объединении капиталов и профессиональномуправлении имуществом юридического лица, а также в ограничении имущественнойответственности учредителей.
Законодательноеопределение юридического лица дано в ст. 48 ГК РФ.
Юридическимлицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственномведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своимобязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать иосуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности,быть истцом и ответчиком в суде. Таким образом, юридическому лицу присущиследующие признаки.
Признакорганизационного единства означает наличие определенной внутренней структурыорганизации: во-первых, наличие системы органов управления; во-вторых, в рядеслучаев — структурных подразделений.
Правовуюоснову деятельности юридических лиц образуют не только нормативные акты, нотакже его учредительные документы, в которых должны быть определенынаименование юридического лица, место его нахождения, порядок управлениядеятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренныезаконом для юридических лиц соответствующего вида.
Большинствоюридических лиц имеет один учредительный документ — устав. Единственнымучредительным документом хозяйственного товарищества является учредительныйдоговор. Кроме того, некоторые юридического лица имеют два учредительныхдокумента — учредительный договор и устав (общества с ограниченнойответственностью, общества с дополнительной ответственностью, ассоциации исоюзы). В случаях, предусмотренных законом, некоммерческая организация можетдействовать на основании общего положения об организациях данного вида.
Признакимущественной обособленности юридического лица означает наличие у негоимущества на праве собственности либо на ограниченных вещных праваххозяйственного ведения или оперативного управления. Первоначальным, стартовымимуществом юридического лица является уставный капитал (складочный капитал,паевой фонд или уставный фонд), который формируется за счет вкладовучредителей. В дальнейшем имущество увеличивается за счет занятияпредпринимательской деятельностью и других источников. Внешним выражениемимущественной самостоятельности юридического лица является то, что оно должноиметь самостоятельный баланс, а учреждение — смету.
Признаксамостоятельной имущественной ответственности заключается в том, чтоюридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим емуимуществом, на которое может быть наложено взыскание (п. 1 ст. 56 ГК РФ).Например, согласно п. 5 ст. 21 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» по долгам религиозныхорганизаций не может быть обращено взыскание на имущество богослужебногоназначения. Частные и бюджетные учреждения отвечают по своим обязательствамлишь находящимися в их распоряжении денежными средствами (на остальноеимущество взыскание не обращается).
Посколькуюридическое лицо является самостоятельным, имущественно обособленным субъектомправа, то, с одной стороны, учредитель (участник) юридического лица илисобственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, сдругой стороны, юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя(участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФлибо учредительными документами юридического лица. Эти исключения сводятся кустановлению субсидиарной (дополнительной) ответственности учредителей илисобственника по долгам юридического лица.
Определеннойгарантией удовлетворения интересов кредиторов является уставный капитал, размеркоторого должен быть не ниже установленного законом. По общему правилу, если поокончании очередного финансового года стоимость чистых активов юридическоголица окажется меньше уставного капитала, юридическое лицо обязано объявить обуменьшении своего уставного капитала. Если же стоимость чистых активов окажетсяменьше определенного законом минимального размера уставного капитала, оноподлежит ликвидации.
Завершающийпризнак юридического лица — это выступление в гражданском обороте и в суде отсвоего имени. Юридическое лицо индивидуализируется посредством наименования иместа нахождения (ст. 54 ГК РФ).
Наименованиедолжно содержать указание на организационно-правовую форму юридического лица(например, общество с ограниченной ответственностью). Наименования юридическихлиц, обладающих по закону целевой правоспособностью, должны содержать указаниена характер деятельности юридического лица (например, научно-производственноеобъединение и т.д.). Коммерческая организация должна иметь фирменноенаименование, на которое с момента его государственной регистрации она имеетисключительное право.
Местонахождения юридического лица определяется местом его государственнойрегистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется поместу нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случаеотсутствия такого исполнительного органа по месту нахождения иного органа илилица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Юридическоелицо, будучи искусственно созданным субъектом, как таковое не может приобретатьи осуществлять гражданские права и обязанности. По общему правилу оно действуетчерез свои органы, в состав которых входят физические лица (граждане),способные к волеизъявлению. Органы юридического лица являются его частью,поэтому их действия считаются действиями самого юридического лица. Органыюридического лица могут быть коллегиальными (общее собрание, правление и т.п.)и единоличными, т.е. состоять из одного лица (директор, президент и т.п.).Единоличный исполнительный орган действует от имени юридического лица бездоверенности.
Впредусмотренных законом случаях юридическое лицо приобретает гражданские праваи обязанности через своих участников (например, в товариществах органыуправления не создаются, поэтому от имени товарищества действуют егоучастники).
Под организацией понимается объединение физических лицлюбой численности, возглавляемое своими органами управления, имеющее обособленноеимущество, созданное для производства материальных или духовных ценностей, атакже реализации иных потребностей его членов. Орган управления организации —ее администрация. Функции администрации может выполнять единоличныйруководитель (самостоятельно или через возглавляемый им управленческий аппарат)либо одновременно единоличный руководитель и коллективный исполнительный орган.Единоличными руководителями могут быть: директор, генеральный директор,начальник, ректор, заведующий, управляющий и др. Возглавляемый руководителеморганизации управленческий аппарат (администрация) в различных организацияхносит название либо просто администрация, либо дирекция, генеральная дирекция,ректорат, управление и т.д. Коллективный исполнительный орган, как правило, —совет директоров, правление, дирекция.
Администрация — орган, на который возложены функцииоперативного управления организацией[1].Администрация действует от имени организации, представляет ее интересы,заключает договоры, распоряжается ее средствами, издает приказы и даетуказания, обязательные для всех членов организации. В руках администрациинаходятся все распорядительные полномочия юридически властного характера,необходимые для непосредственного руководства процессамипроизводственно-хозяйственной, социально-культурной и иной деятельностиорганизации.
Администрация осуществляет управленческие функциивнутри самой организации, а также вступает во внешние административныеправоотношения с органами исполнительной власти, органами местногосамоуправления и иными субъектами административного права. Осуществляявнутриорганизационные управленческие отношения, администрация являетсясубъектом управления к подчиненным органам и работникам.
Внешним управлением, т. е. управлением другимиорганизациями и их работниками, в отличие от органов исполнительной власти,администрация организации не занимается, она не обладает необходимыми для этогогосударственно-властными полномочиями. Во внешних административно-правовыхотношениях администрация сама — объект управления со стороны органовисполнительной власти, других государственных органов, органов местногосамоуправления.
Принадлежащие организации права осуществляются как ееруководителем, так и по установленному распределению обязанностей другимидолжностными лицами. Руководитель организации персонально наделен определеннымиполномочиями по представительству, распоряжению имуществом и средствамиорганизации. Он действует от имени организации, представляет ее интересы,заключает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности, открывает вбанках расчетный и другие счета, пользуется правом распоряжения средствами,утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для всехработников организации.
Организации создаются для выполнения определенныхцелей: производства материальных или духовных ценностей; реализации законныхправ и интересов их членов. В этой связи по предназначению можно выделить такиевиды организаций, как:
предприятия;
учреждения;
общественные объединения,религиозные объединения;
фонды и иные организации (международные, иностранные идр.).
Организации возможно разделить также в зависимости оттого, является ли извлечение прибыли основной целью их деятельности или нет. Поэтому основанию организации делятся на:
коммерческие организации;
некоммерческие организации.
К коммерческим организациям могут принадлежать толькопредприятия. К некоммерческим относятся учреждения, фонды, общественные ирелигиозные объединения и др.
Предприятия и учреждения в зависимости от видовсобственности подразделяются на:
государственные;
муниципальные;
частные;
общественных организаций и др.
Особенности административно-правового статусагосударственных организаций обусловливаются тем, что государство — ихсобственник. К ведению государственных органов относится созданиегосударственных организаций; определение предмета и целей их деятельности, атакже дислокации; утверждение устава; назначение на должность и освобождение отдолжности руководителей; обеспечение их в установленных случаяхгосударственными заказами; реорганизация и ликвидация этих организаций и др.
Нормы, определяющие административно-правовой статусгосударственных организаций, закрепляют принципиальные позиции в ихвзаимоотношениях с государственными органами, и прежде всего с органамиисполнительной власти. Эти нормы устанавливают запрет на вмешательствогосударства и его органов в деятельность организаций; необходимость ихгосударственной регистрации; порядок осуществления регистрации и основания дляотказа в регистрации организаций; обязательность ведения бухгалтерской истатистической отчетности, предоставления государственным органам информации,необходимой для налогообложения и ведения общегосударственной системы сбора иобработки экономической информации. Должностные лица государственныхорганизаций наделены определенными полномочиями государственно-властногохарактера, на них распространяется ряд положений административно-правовогостатуса должностных лиц государственных органов./>/>/>1.2 Основыадминистративно-правового статуса юридических лиц
Предприятие— эторазновидность организации, созданной собственником для производства продукции,выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественныхпотребностей и получения прибыли. Предприятия являются самостоятельнымихозяйствующими субъектами. Их можно разделить по организационно-правовой формеи по отраслевой производственно-технологической специализации.
По организационно-правовой форме различаются:
полное товарищество;
товарищество на вере;
общество с ограниченной ответственностью;
общество с дополнительной ответственностью;
акционерное общество;
производственный кооператив;
потребительский кооператив;
унитарные предприятия и др.
По отраслевой производственно-технологическойспециализации принято выделять:
промышленные предприятия (заводы, фабрики, шахты,рудники, комбинаты и др.);
сельскохозяйственные предприятия (фермерскиехозяйства, крестьянские хозяйства, сельскохозяйственные кооперативы и артели,рыболовецкие артели, предприятия переработки сельскохозяйственной продукции идр.);
строительные предприятия (строительные истроительно-монтажные объединения, например строительные управления;строительные предприятия, в том числе строительные комбинаты; строительныекооперативы; дорожно-строительные предприятия; мостостроительные поезда и др.);
транспортные предприятия (железные дороги, отделенияжелезных дорог, станции, депо, товарные склады, ремонтные предприятияжелезнодорожного транспорта; пароходства, порты, ремонтные предприятия водноготранспорта; объединения гражданской авиации, аэропорты, авиационные отряды,ремонтные и другие предприятия гражданской авиации; автотранспортныеобъединения, автопредприятия, автокомбинаты, авторемонтные предприятия;объединения и предприятия трубопроводного транспорта и др.);
предприятия связи (узлы связи, почтамты, почтовыеотделения, телеграфы, телефонные узлы, автоматические телефонные станции,компании сотовой телефонной связи, пейджинговые компании и др.);
предприятия торговли (универмаги, гастрономы,универсамы, иные магазины, торговые базы и склады, овощные базы, хладокомбинатыи др.);
предприятия общественного питания (столовые, кафе,рестораны, закусочные, буфеты, бары и др.);
жилищно-коммунальные предприятия(жилищно-эксплуатационные конторы, дирекции по эксплуатации зданий,комендатуры, гостиницы, общежития, ремонтно-эксплуатационные предприятия,дорожно-ремонтные предприятия, котельные, теплоэнергоцентрали, энергосети идр.);
другие виды предприятий.
По общему правилу предприятия не входят в системукаких-либо отраслевых органов исполнительной власти в качестве их составныхэлементов. Исключения составляют предприятия отдельных отраслей, органичносвязанные между собой технологически в едином производственном процессе.Например, отдельные предприятия железнодорожного транспорта находятся виерархическом подчинении органов системы Федерального агентстважелезнодорожного транспорта, осуществляющих по определенным вопросамоперативное руководство этими предприятиями[2].
В соответствии со ст. 121 ГК РФ коммерческиморганизациям разрешается по договору между собой создавать объединения в форме союзовпли ассоциаций, являющихся некоммерческими организациями. Союзы и ассоциациисоздаются в целях координации предпринимательской деятельности коммерческихорганизаций, а также представления и защиты их общих имущественных интересов.Более четкой структурированной формой объединения юридических лиц и управленияими являются финансово-промышленные группы. Их статус регулируется Федеральнымзаконом «О финансово-промышленных группах». Входящие в объединения коммерческиеорганизации сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.
Предприятия независимо от видов собственности иорганизационно-правовых форм обязаны соблюдать законодательство об охранеокружающей среды, земельное законодательство, правовой режимприродопользования, правила безопасности на производстве,санитарно-гигиенические нормы и требования по защите здоровья работниковпредприятий, населения и потребителей продукции, антимонопольноезаконодательство и т. д. Уполномоченные государственные органы осуществляютконтроль за соблюдением этого законодательства и при наличии соответствующихнарушений могут вмешиваться в деятельность организаций, применять необходимыемеры административного принуждения.
Предприятие создается его собственником. Учредительнымдокументом предприятия является устав или учредительный договор. Предприятиесчитается созданным с момента его государственной регистрации в качествеюридического лица. Для осуществления отдельных видов деятельности предприятиюнеобходимо получение специального разрешения государства — лицензии. Ликвидацияпредприятия производится по решению его учредителей либо их органа; поистечении срока, на который оно было создано; по решению суда (в случаепризнания его банкротом, деятельности, запрещенной законом, недействительнойрегистрации и др.)- Контроль за созданием, реорганизацией и ликвидациейпредприятий осуществляет специальный государственный орган — Федеральнаяантимонопольная служба.
Административно-правовой статус предприятияопределяется не только нормами административного права, но и нормамигражданского, трудового, финансового, муниципального и других отраслей права. Ис этих позиций, в частности, имеются существенные различия вадминистративно-правовом статусе государственных и негосударственныхпредприятий. Государственные предприятия являются собственностью государства,поэтому и влияние государства на их деятельность больше, чем нанегосударственные предприятия. Так, соответствующие государственные органывыступают учредителями государственного предприятия; определяют предмет и целиего деятельности; утверждают устав; управляют госпредприятием; назначают надолжность и освобождают от должности их руководителей; в установленных случаяхдоводят государственные заказы; реорганизуют и ликвидируют государственныепредприятия. Некоторые виды деятельности разрешены только государственнымпредприятиям, например производство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ,изготовление и реализация наркотических веществ[3].
По смыслу ГК РФ государственное предприятие является унитарным.Государство передает государственным предприятиям свою собственность: на правехозяйственного ведения или на праве оперативного управления. При этомгосударственные предприятия второго типа, так называемые казенные предприятия (фабрики,хозяйства), обладают меньшей степенью хозяйственной самостоятельности посравнению с государственными предприятиями, основанными на праве хозяйственноговедения.
Собственник имущества унитарного предприятия:
принимает решение о создании унитарного предприятия;
определяет цели, предмет, виды деятельности унитарногопредприятия;
определяет порядок составления, утверждения иустановления показателей планов финансово-хозяйственной деятельности унитарногопредприятия;
утверждает устав унитарного предприятия, вносит в негоизменения;
принимает решение ореорганизации или ликвидации унитарного предприятия;
формирует уставный фонд государственного илимуниципального предприятия;
назначает на должность руководителя унитарногопредприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор;
утверждает бухгалтерскую отчетность и отчетыунитарного предприятия;
осуществляет контроль за использованием по назначениюи сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества;
дает согласие на создание филиалов и открытиепредставительств унитарного предприятия;
имеет другие права и несет другие обязанности,определенные законодательством РФ.
Собственник имущества казенного предприятия помимоэтого вправе:
изымать у казенного предприятия излишнее,неиспользуемое или используемое не по назначению имущество;
доводить до казенного предприятия обязательные дляисполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг длягосударственных или муниципальных нужд;
утверждать смету доходов и расходов казенногопредприятия.
Руководитель унитарного предприятия (директор,генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарногопредприятия. Руководитель действует от имени предприятия без доверенности,представляет его интересы, совершает сделки от имени унитарного предприятия,утверждает его структуру и штаты, осуществляет прием на работу сотрудниковпредприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издаетприказы и др.
Административно-правовой статус негосударственныхпредприятий также имеет свои особенности. Такие предприятия действуют впределах административно-правового режима, характерного для всех предприятийнезависимо от их организационно-правовых форм. Роль государства по отношению кним проявляется в установлении правовых норм и контроле за их соблюдением.Влияние государства на данные предприятия более ограничено, чем нагосударственные.
Роль государства заключается в созданииадминистративно-правового режима, связанного с регистрацией, лицензированием,налогообложением, и контроле за соблюдением этого режима. В вопросы направленияработы предприятия (его профиля), организации управления, персонального составаруководителей и во многие другие проблемы деятельности предприятия государствоне вмешивается (за исключением особых случаев, установленныхзаконодательством). По этим и многим другим вопросам решения принимаютсяучредителями или уполномоченными ими органами.
В негосударственных коммерческих организацияхустанавливается и действует система органов внутреннего управления и контроля.Так, например, согласно ст. 103 ГК РФ высшим органом в акционерном обществеявляется общее собрание акционеров. К его исключительной компетенции относится:изменение устава общества, в том числе изменение размера его уставногокапитала; избрание совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионнойкомиссии; образование исполнительных органов общества и досрочное прекращениеих полномочий (если уставом решение этих вопросов не отнесено к компетенциисовета директоров); утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счетовприбылей и убытков; принятие решения о реорганизации или ликвидации общества.
Статьей 48 Федерального закона «Об акционерныхобществах» к компетенции общего собрания акционеров отнесено более 20 вопросов.Для общего руководства деятельностью общества и для решения вопросов, кромеотнесенных к исключительной компетенции общего собрания, создаетсяколлегиальный орган. Это совет директоров (наблюдательный совет). Руководствотекущей деятельностью общества или кооператива осуществляет как единоличныйисполнительный орган, так и совместно с ним коллегиальный исполнительный орган.Предусмотрено участие (по договору) управляющей организации или управляющего.
Одним из каналов управления компаниями являетсяучастие представителей государства в акционерных обществах, акции которыхнаходятся в федеральной собственности. Отраслевые федеральные органыисполнительной власти представляют кандидатуры для назначения ихпредставителями государства. Правительство РФ назначает представителейгосударства в акционерных обществах из числа руководящих работников федеральныхорганов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ,крупных хозяйственных структур и др. Обеспечивается в установленном порядкеизбрание этих лиц в совет директоров акционерного общества. В отдельных случаяхпредусматривается введение института арбитражного управляющего (в условияхбанкротства) и временной администрации для кредитных организаций.
На каждом предприятии есть система структурныхподразделений, предназначенных для выполнения организационно-управленческих инормативно-информационных функций. Это различные службы, управления, отделы.Организация управления предприятием предполагает четкую схему действий всех егоработников. Разрабатываемые в организации должностные инструкции ихарактеристики, регламенты заседаний, нормативные документы, определяющиераспорядок работы, порядок подготовки передачи информации, принятия решений идр., служат достижению этой цели.
Коммерческие организации наделяются широкими правамидля осуществления своей деятельности и могут принимать не противоречащиезаконодательству решения по всем экономическим, производственным и социальнымвопросам. Задачи, возникающие в процессе реализации функций организации,разрешаются путем подготовки, принятия и исполнения локальных актов. В каждойкоммерческой организации принимается несколько видов локальных актов. Ихиспользование предопределяется статусом организации и ее внутренней структурой.Не случайно локальные акты нередко характеризуются в законодательстве каквнутренние документы. Но при этом должна обеспечиваться своеобразная иерархиялокальных актов, основным среди которых является устав коммерческойорганизации.
В уставе определяются цели и предмет деятельностикоммерческой организации; ее структура, компетенция, организация управления;порядок реорганизации и ликвидации и многое другое. В уставе, в частности,закрепляются виды локальных актов, издаваемых организацией, основания ихпринятия и круг разрешаемых вопросов, органы или должностные лица, принимающиеакты.
Традиционно для решения задач, стоящих передпредприятием, принимаются следующие виды локальных актов:
комплексные акты по основнымвопросам (целевые комплексные программы и т. п.);
положения;
инструкции;
приказы директора (иного руководителя) предприятия;
указания директора (иного руководителя) предприятия,его заместителей, главного инженера;
распоряжения директора (иного руководителя)предприятия, его заместителей, главного инженера;
указания и распоряжения руководителей структурныхподразделений предприятия;
приказы, указания и распоряжения директоров (иныхруководителей) заводов-филиалов;
совместные решения администраций и общественныхорганизаций;
протоколы совета бригадиров предприятия;
протоколы совета мастеров предприятия;
указания начальников отделов и служб предприятия;
распоряжения начальников цехов;
решения административно-общественных комиссий;
документы, принятые на собрании трудового коллектива;
решения совета трудового коллектива;
договоры (хозяйственные договоры) и др.
Учреждение — эторазновидность организации, образованной собственником для создания социальныхценностей в основном непроизводственного характера, а также для осуществленияуправленческих, социально-культурных и административно-политических функций. Кучреждениям, создающим социальные ценности непроизводственного характера,относятся учреждения образования, культуры, здравоохранения и др. Учреждения,осуществляющие управленческие функции, — аппараты законодательных, судебныхорганов, прокуратуры и т. д.
В зависимости от вида выполняемой имисоциально-культурной или административно-политической деятельности различаютсяучреждения:
здравоохранения (поликлиники, больницы, амбулаторныемедицинские консультации и др.);
образования (школы, гимназии, лицеи, детские сады,курсы, колледжи, институты, университеты и др.);
культуры (дома и дворцыкультуры, дома творчества, театры, кинотеатры, филармонии, концертные залы,библиотеки, музеи, выставки и др.);
науки (научно-исследовательские институты,лаборатории, научные центры, экспериментальные и испытательные полигоны,опытные производства, научные станции и др.);
иностранных дел (посольства, консульства, торговыепредставительства) и др.;
другие виды учреждений.
Как уже отмечалось выше, учреждение представляет собойвид некоммерческой организации. Оно не является собственником имущества изакрепляется за учреждением на праве оперативного управления. Различия междупредприятиями и учреждениями заключаются в результатах их основнойдеятельности: первые производят материальные блага и получают прибыль; вторыесоздают ценности в основном непроизводственного характера или осуществляютуправленческие функции. В реальной действительности такое разделение достаточноусловно, так как нередко деятельности предприятий сопутствует выполнениеотдельных функций, характерных для учреждений, и наоборот, учреждения частовыполняют работу, свойственную предприятиям.
Эти обстоятельства делают во многом похожимиадминистративно-правовые статусы предприятий и учреждений. Учредительнымдокументом на создание учреждения являются устав или положение. Так же, как ипредприятие, учреждение подлежит государственной регистрации, а наосуществление некоторых видов деятельности необходимо получение лицензии(например, на образовательную, медицинскую и др.).
Однако в отличие от предприятий некоторые учрежденияподлежат государственной аттестации и аккредитации. Например, образовательныеучреждения проходят аттестацию один раз в пять лет. Для того чтобыобразовательное учреждение имело право выдавать своим выпускникам документыгосударственного образца о соответствующем образовании, оно должно иметь отгосударства (в данном случае от Федерального агентства по образованию)свидетельство о государственной аккредитации. Государственная аккредитациягарантирует качество образовательных услуг не ниже требований государственногостандарта.
Государственные учреждения имеют большую зависимостьот государства, чем негосударственные. На работу учреждений, в том числе инегосударственных, влияние государства сильнее, чем на деятельностьпредприятий. Государство обеспечивает проведение единой политики во всехучреждениях, относящихся к той или иной сфере, например в области образования,медицины, культуры и др.
В учреждениях, как правило, издаются следующие акты:
положения;
инструкции;
приказы директора (иного руководителя) учреждения;
указания директора (иного руководителя) учреждения,его заместителей;
распоряжения директора (иного руководителя)учреждения, его заместителей;
указания и распоряжения руководителей структурныхподразделений учреждения;
приказы, указания и распоряжения руководителейфилиалов учреждения;
совместные решения администрации и общественныхорганизаций;
документы, принятые на собрании трудового коллектива;
решения совета трудового коллектива;
договоры (хозяйственные договоры и др.).
/>2.Административная ответственность юридических лиц
2.1 Общие положения
Вотличие от прежнего КоАП РСФСР действующий Кодекс РФ об административныхправонарушениях (2001 г.) содержит дополнительный виновный субъект — юридическое лицо.
Всоответствии со ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, котораяимеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управленииобособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом,может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личныенеимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.Кроме того, юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
Правовоеположение юридических лиц регулируют следующие Федеральные законы:
Федеральныйзакон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» — открытые и закрытые акционерные общества;
Федеральныйзакон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченнойответственностью» — общества с ограниченной ответственностью;
Федеральныйзакон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальныхунитарных предприятиях» — государственные унитарные предприятия и казенныепредприятия;
Федеральныйзакон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» — некоммерческие организации (некоммерческие партнерства, фонды, учреждения ит.д.);
Федеральныйзакон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» — общественные объединения; иные нормативно-правовые акты.
Всвязи с этим при применении к юридическим лицам административно-правовыхсанкций необходимо учитывать их правовой статус в соответствии с федеральным ирегиональным законодательством, так как любая организационно-правовая формапредполагает различия в правовом положении определенного юридического лица вРФ.
Часть2 ст. 2.1 КоАП РФ устанавливает, что юридическое лицо может быть признановиновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено,что у организации имелась возможность для соблюдения правил и норм, занарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотренаадминистративная ответственность, но данным юридическим лицом не были принятывсе зависящие от него меры по их соблюдению.
Вданном случае одновременно возникает и дополнительный (смежный) субъект — должностное лицо данного юридического лица, ответственное за осуществлениеопределенных функций. Это означает, что привлечение должностного лицаорганизации к административной ответственности не освобождает от неесоответствующее юридическое лицо и, наоборот, наложение административногоштрафа на юридическое лицо не является основанием для оправдания виновногодолжностного лица и для назначения ему наказания.
Всилу ч. 1 ст. 1.4 КоАП РФ юридические лица подлежат административнойответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм,подчиненности, а также других обстоятельств.
Необходимоотметить, что, согласно ч. 3 ст. 1.7 КоАП РФ, производство по делу обадминистративном правонарушении осуществляется на основании закона,действующего во время производства по данному делу.
Такимобразом, для лиц, виновных в совершении административного правонарушенияустановлены дополнительные гарантии, а у государственных органов, компетентныхрассматривать дела об административных правонарушениях, ограниченадееспособность по применению в отношении виновных более сурового наказания илииспользованию более трудоемкого процессуального законодательства.
Часть2 ст. 2.10 КоАП РФ определяет, что, если в статьях разд. I, III — V КоАП РФ неуказано, что установленные данными статьями нормы применяются только кфизическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мередействуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключениемслучаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только кфизическому лицу.
Вдальнейшем административные нормы ст. 2.10 КоАП РФ корреспондируют с ГК РФ вотношении реорганизации юридических лиц в соответствии с действующимгражданским и налоговым законодательством.
Так,третья часть названной статьи предусматривает, что при слиянии несколькихюридических лиц к административной ответственности за совершение административногоправонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. Согласно п. 1 ст.58 ГК РФ при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из нихпереходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточнымактом. Следовательно, российское законодательство во избежание разночтениймежду требованиями административного и гражданского права и ухода отответственности юридического лица, виновного в совершении административногоправонарушения, воспроизвело в КоАП РФ смысловую нагрузку гражданско-правовыхнорм (по аналогии с правовыми нормами Гражданского, Земельного и Водногокодексов РФ).
Приприсоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административнойответственности за совершение административного правонарушения привлекаетсяприсоединившее юридическое лицо. Это правило, на наш взгляд, вполне логично,так как п. 2 ст. 58 ГК РФ предусматривает, что при присоединении юридическоголица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанностиприсоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.Вследствие данного присоединения ответчиком в общегражданском и арбитражномсудопроизводстве будет выступать оставшееся после государственной регистрациитакой реорганизации юридическое лицо. В административном праве ситуация схожа:согласно ч. 4 ст. 2.10 КоАП РФ к административной ответственности насовершенное правонарушение должно привлекаться присоединившее юридическое лицо.Это проистекает в соответствии с требованиями ГК РФ и Федерального закона«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей», которые содержат общее правило: присоединившеесяюридическое лицо утрачивает самостоятельность, а значит, и правосубъектность.
Приразделении юридического лица или при выделении из его состава одного илинескольких юридических лиц к административной ответственности за совершениеадминистративного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому,согласно разделительному балансу, перешли права и обязанности по заключеннымсделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административноеправонарушение. В то же время, согласно п. п. 3, 4 ст. 58 ГК РФ, при разделенииюридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшимюридическим лицам в соответствии с разделительным балансом, а при выделении изсостава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому изних переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица всоответствии с разделительным балансом.
Идентичнаяситуации и в случае с ч. 6 ст. 2.10 КоАП РФ и п. 5 ст. 58 ГК РФ: при измененииорганизационно-правовой формы юридического лица в юридическое лицо инойорганизационно-правовой формы к административной и гражданской ответственностипривлекаются по общему межотраслевому праву вновь созданные юридические лица.
Обобщаяизложенное, следует заметить, что при любой реорганизации юридических лиц(слияние, присоединение, выделение, разделение или преобразование)административную ответственность несут их правопреемники независимо от того,было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическомулицу о факте административного правонарушения до завершения и государственнойрегистрации соответствующей реорганизации.
Единственнымисключением из названного правила является порядок назначения административныхнаказаний в форме административного штрафа, возмездного изъятия орудиясовершения или предмета административного правонарушения или конфискации орудиясовершения или предмета административного правонарушения. В этих случаях прислиянии, присоединении, разделении, выделении и преобразовании административныенаказания в соответствии с ч. 8 ст. 2.10 КоАП РФ не применяются к юридическомулицу за совершение административного правонарушения до завершениясоответствующей реорганизации юридического лица.2.2 Особенности привлечения юридических лиц кадминистративной ответственности
КоАПРФ провозглашает распространяющийся и на юридических лиц принцип презумпцииневиновности и устанавливает вину как обязательное условие для привлеченияюридического лица к административной ответственности. Согласно ч. 1 ст. 1.5КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за теадминистративные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, приэтом лицо, в отношении которого ведется производство по делу обадминистративном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будетдоказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим взаконную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревшихдело.
Всоответствии со ст. ст. 26.1, 26.2 КоАП РФ при производстве по делу обадминистративном правонарушении, в том числе совершенном и юридическими лицами,фактор виновности в совершении административного правонарушения подлежитобязательному выяснению и доказыванию наряду с другими обстоятельствами.Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административномправонарушении являются любые фактические данные, на основании которых орган, впроизводстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствиесобытия административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого кадминистративной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значениедля правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются, в том числе, ипротоколом об административном правонарушении.
Приэтом необходимо помнить, что виновность юридического лица должна быть доказанаорганами власти, инициировавшими привлечение юридического лица к административнойответственности, поскольку ч. 3 ст. 1.5 четко установлено, что лицо,привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать своюневиновность. Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимыесомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности,толкуются в пользу этого лица.
Такимобразом, при рассмотрении дела о привлечении юридического лица кадминистративной ответственности необходимо обратить внимание органа илидолжностного лица, рассматривающих такое дело, на нижеследующее.
Всоответствии с ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административномправонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежитпрекращению, если отсутствует состав административного правонарушения. В данномслучае виновность в совершении административного правонарушения является однойиз обязательных составляющих субъективной стороны состава административногоправонарушения, без которой привлечь юридическое лицо к административнойответственности невозможно.
Недоказанностьвиновности юридического лица в совершении административного правонарушенияявляется самостоятельным основанием для отказа в привлечении к административнойответственности или обжалования постановления о привлечении юридического лица кадминистративной ответственности в вышестоящие инстанции.
Второйважный момент в делах о привлечении к административной ответственности — этособственно сам протокол об административном правонарушении. Данный документнеобходимо рассматривать с позиций его соответствия по форме и содержанию темтребованиям, которые установлены федеральным законодательством.
Пообщему правилу в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ о совершенииадминистративного правонарушения составляется протокол. Исключения из данного правилапредусмотрены ст. 28.4, частями 1, 1.1 и 3 ст. 28.6 КоАП РФ.
Подпротоколом об административном правонарушении понимается такой процессуальныйдокумент, в котором отражаются сведения, связанные с фактом противоправногодеяния, а также характеризующие личность нарушителя. Кроме того, протоколомосуществляется фиксация стадии возбуждения дела об административномправонарушении.
Всоответствии с ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административномправонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия иинициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении котороговозбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества,адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие,место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАПРФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административнуюответственность за данное административное правонарушение, объяснениефизического лица или законного представителя юридического лица, в отношениикоторых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Положенияст. 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола обадминистративном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам,в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Так,при составлении протокола об административном правонарушении законномупредставителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административномправонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются ихправа и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись впротоколе.
Согласноч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ законному представителю юридического лица, в отношениикоторого возбуждено дело об административном правонарушении, должна бытьпредоставлена возможность ознакомления с протоколом об административномправонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания посодержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Болеетого, в соответствии с ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ законному представителююридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административномправонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола обадминистративном правонарушении. Причем из данного правила никаких изъятийфедеральным законом не установлено. Даже в случае неявки законногопредставителя юридического лица, в отношении которого ведется производство поделу об административном правонарушении, если оно уведомлено в установленномпорядке, и согласно ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административномправонарушении составлен в его отсутствие, копия протокола об административномправонарушении должна быть направлена лицу, в отношении которого он составлен,в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Такимобразом, федеральным законодательством в данном случае предоставляется правопредставителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело обадминистративном правонарушении, ознакомиться с протоколом об административномправонарушении, представить свои замечания и возражения, получить под распискукопию протокола об административном правонарушении, а на должностное лицо, впроизводстве которого находится дело об административном правонарушении,соответственно, возлагается обязанность предоставить возможность ознакомиться спротоколом и предоставить его копию.
Всоответствии с п. п. 3, 5 ст. 28.2 КоАП РФ протокол должен быть подписандолжностным лицом, его составившим, и законным представителем юридическоголица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении,и, как указывалось выше, должна быть соответствующая запись в протоколе о том,что участникам производства разъяснялись их права и обязанности[4].
Нарушениепорядка составления протокола, а именно п. п. 3 — 6 ст. 28.2 КоАП РФ,выразившееся в том, что законный представитель юридического лица был лишенвозможности принимать участие при составлении протокола об административномправонарушении и ему не разъяснялись права и обязанности, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ, влечет нарушение прав лица, привлекаемого к ответственности, иможет являться одним из оснований для отказа в привлечении юридического лица кадминистративной ответственности или отмене постановления о привлеченииюридического лица к административной ответственности[5]
Вп. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 года N 2 «О некоторыхвопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации обадминистративных правонарушениях» четко установлено, что суду прирассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела обоспаривании решения административного органа о привлечении к административнойответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 КоАП РФ,направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело обадминистративном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основаниемдля отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении кадминистративной ответственности в силу ч. 2 ст. 206 АПК РФ либо для признаниянезаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (ч. 2 ст.211 АПК РФ).
Важностьстрогого соблюдения правила о предоставлении законному представителю копиипротокола об административном правонарушении обусловлена еще и тем, что вданном протоколе зачастую указывается время и место рассмотрения дела обадминистративном правонарушении. Соответственно, если не вручена копияпротокола об административном правонарушении, то автоматически получается, чтоюридическое лицо не уведомлено о времени и месте рассмотрения дела обадминистративном правонарушении, что влечет соответствующие правовыепоследствия, о которых пойдет речь ниже.
3.В соответствии с п. 3 ст. 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении,совершенном юридическим лицом, должно рассматриваться с участием его законногопредставителя или защитника. Таким образом, юридическому лицу предоставляетсяправо защищать свои права и интересы, а на должностное лицо, в производствекоторого находится дело об административном правонарушении, возлагаетсяобязанность надлежащим образом известить лицо, в отношении которого возбужденодело об административном правонарушении, о времени и месте рассмотрения этогодела.
Вотсутствие законного представителя или защитника дело может быть рассмотренолишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте ивремени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложениирассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Такимобразом, ненадлежащее уведомление юридического лица, привлекаемого кадминистративной ответственности, о времени и месте рассмотренияадминистративного правонарушения грубо нарушает права и законные интересытакого лица и является основанием для отмены постановления о привлеченииюридического лица к административной ответственности[6].
Ещеодин важный вопрос, на который хотелось бы обратить внимание, это датасоставления протокола и дата обнаружения правонарушения, особенно когда делокасается длящихся административных правонарушений, т.е. административныхправонарушений (действий или бездействия), которые выражаются в длительномнепрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей,возложенных на нарушителя законом (например, нарушений земельногозаконодательства).
Данныепонятия необходимо определить для того, чтобы установить, не пропущен ли срокдавности привлечения к административной ответственности. Истечение срокадавности в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством,исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Зачастуюсуды, рассматривая заявления об оспаривании постановлений о привлеченииюридического лица к административной ответственности, ошибочно отождествляютдату составления протокола с датой обнаружения правонарушения. В соответствии сп. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 года N 2 «О некоторыхвопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации обадминистративных правонарушениях» при проверке соблюдения давностногосрока в целях применения административной ответственности за длящеесяправонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаруженияадминистративного правонарушения считается день, когда должностное лицо,уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении,выявило факт совершения этого правонарушения.
Междутем ст. 28.5 КоАП РФ предоставляет право должностному лицу, обнаружившемуадминистративное правонарушение, составить протокол немедленно либо в течение2-х суток, а в особых случаях после проведения административного расследованияв сроки, установленные ст. 28.7 КоАП РФ.
Такимобразом, момент выявления факта административного правонарушения и составленияпротокола могут не совпадать. Кроме того, ст. 28.2 КоАП РФ установлены вкачестве обязательных сведений, которые должен содержать протокол, дата и местосоставления протокола, а также место, время совершения (обнаружения) и событиеадминистративного правонарушения. Следовательно, федеральным законодательствомустанавливаются два различных понятия — дата составления протокола и датафактического обнаружения правонарушения.
Всоответствии с п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КодексаРоссийской Федерации об административных правонарушениях»[7]срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правиламисчисления сроков — со дня, следующего за днем совершения административногоправонарушения (за днем обнаружения правонарушения), а не за днем составленияпротокола.
Вслучае совершения административного правонарушения, выразившегося в формебездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется содня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнениясоответствующей обязанности.
Проверяясоблюдение срока давности привлечения к административной ответственности,следует также учитывать, что КоАП РФ не предусматривает возможности перерываданного срока. Приостановление срока давности привлечения к административнойответственности возможно только в случае, установленном ч. 5 ст. 4.5 КоАП РФ.
Такимобразом, ошибочное отождествление судом даты составления протокола с датойобнаружения правонарушения не позволяет достоверно в соответствии с федеральнымзаконодательством исчислить срок давности привлечения к административнойответственности и нарушает единообразие в применении норм материального права,что также является основанием для отмены такого судебного акта.
Крометого, хотелось бы обратить внимание на нижеследующее. Поскольку в соответствиис п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерацииадминистративное законодательство находится в совместном ведении РоссийскойФедерации и субъектов Российской Федерации, то субъекты РФ вправе в пределахсвоих полномочий принимать в данной сфере законодательные и иные правовые акты.
Привлечьюридическое лицо к административной ответственности в данном случае невозможно,поскольку закон субъекта Российской Федерации нарушает ст. 73, п. п. 2, 5 ст.76 Конституции РФ и противоречит федеральному закону, принятому в рамкахполномочий Российской Федерации по предмету совместного ведения.
Такаяпозиция признана обоснованной и нашла свое отражение в судебных актах[8].
Чтокасается правовых оснований привлечения юридического лица к административнойответственности, то хотелось бы обратить внимание не только на законностьсамого нормативного правового акта, устанавливающего определенные правилаповедения и ответственность за их нарушение, но и на полномочия должностноголица, составившего протокол об административном правонарушении, а такжедолжностного лица или органа, рассмотревшего дело о привлечении кадминистративной ответственности.
Нередкислучаи, когда протоколы об административном правонарушении составляютсядолжностными лицами, не имеющими на то соответствующих полномочий, или дела опривлечении к административной ответственности рассматриваются органами внерамок их компетенции[9].
/>/>/>Заключение
/>/>Административнаяответственность распространяется не только на физических лиц, но все в большеймере и на юридические лица. Законодательство об административнойответственности организаций еще не представляет собой систему, сложившуюся наоснове четкой научной концепции. Но данный институт административного права впоследние годы динамично развивается, и в действующем Кодексе обадминистративных правонарушениях значительное место отведено правовым основамназначения административных наказаний юридическим лицам (предприятиям, учреждениям,организациям).
Характеризуяадминистративную ответственность, следует заметить, что она распространяется навсе правонарушения (независимо от их отраслевой принадлежности), в которыхнаходит свое выражение административно-правовой метод регулированияобщественных отношений. Данное положение касается и ответственности юридическихлиц. Поэтому должны быть признаны несостоятельными появляющиеся суждения офинансовой, экологической, земельно-правовой, таможенной и иных видахответственности, поскольку все это суть разновидности одного и того же явления- административной ответственности, субъектами которой во многих случаяхявляются юридические лица.
Средисубъектов административной ответственности появились субъекты, охватываемыецивилистическим понятием «юридические лица», которое дается в ст. 48ГК РФ.
Административнуюответственность юридических лиц характеризуют традиционные признаки составаадминистративного правонарушения (объект, объективная сторона, субъект,субъективная сторона). Однако они обладают существенными особенностями,отличающими их от аналогичных признаков, характеризующих составадминистративного правонарушения, совершаемого физическими лицами. Прежде всегои в основном это касается понятия вины.
Вина- необходимое условие всякой ответственности. Не может быть ниадминистративной, ни дисциплинарной, ни уголовной ответственности без наличиявины, т.е. виновного совершения противоправного действия (бездействия).
Рассмотрениевины юридического лица как элемента субъективной стороны состава правонарушения(финансовое и налоговое право) посредством субъективного подхода как продуктавысшей нервной деятельности людей позволяет определить вину юридического лицачерез вину его коллектива, но не всего коллектива, а только той его части, котораяявляется носителем доминирующей воли и каковая и привела к совершениюадминистративного правонарушения. Носитель доминирующей в коллективе воли — администрация юридического лица, ее полномочные должностные лица, виновностькоторых является основой для признания организации виновной и привлечения кадминистративной ответственности.
/>Список литературы
Нормативные правовые акты
Кодекс РФ об административных правонарушениях от30.12.2001 N 195-ФЗ // Парламентская газета. — N 2-5. — 05.01.2002
Научная литература
1. Административное право/ Под ред.В.Я. Кикотя. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 507 с.
2. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., КозловЮ.М. Административное право Российской Федерации. – М.: Зерцало — М, 2004 – 595с.
3. Атаманчук Г.В. Государственноеуправление: проблемы методологии правового исследования. М.: Юрид. лит, 1975.
4. Административное право РоссийскойФедерации: Учебник. М.: Юристъ, 2004.
5. Бахрах Д. Административное право.– М., 2007
6. Белова Л.В. Вина юридического лицапо административному праву // Вестник Федерального арбитражного судаЗападно-Сибирского округа. 2007. N 4. – С. 12-14
7. Габричидзе Б.Н. Административноеправо. – М.: Дело, 2008. – 623 с.
8. Габричидзе Б.Н. Курсадминистративного права РФ. – М.: Дашков и К, 2003. – 978 с.
9. Государственное управление: основы теории и организации — Т.1. / В.А. Козбаненко. – М., 2002.
10. Государственное управление: основы теории и организации — Т.2. / В.А. Козбаненко. – М., 2002.
11. Иванов Л. Административная ответственность юридических лиц // Российская юстиция. 2001. N 3… – С. 11
12. Козлов Ю.М. Административноеправо: Учебник. М.: Юристъ, 2005
13. Комментарий к кодексу обадминистративных правонарушениях РФ./ Под ред. Ренова Э.Н. – М.: Норма, 2003. –1027 с.
14. Лукаш Ю.А. Все об административныхправонарушениях. – М., 2003. – 706 с.
15. Черканов Д.И. Административнаяответственность юридических лиц // Законодательство. 2002. N 6. – С. 14-15.
Материалы судебной практики
Постановление ФАС МО от 12 декабря 2007 года по делу NА40-239867/07-152-274
Постановление ФАС МО от 6 декабря 2007 года по делу NА40-32713/07-153-219
Постановление ФАС МО от 26 ноября 2007 года по делу NА40-22276/07-106-160
Постановление ФАС МО от 16 июня 2006 года по делу NА40-73969/05-94-483
Постановление ФАС МО от 6 ноября 2007 года по делу NА41-К2-4155/07
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КодексаРоссийской Федерации об административных правонарушениях»
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31мая 2006 года по делу N 09АП-5249/2006-АК
Постановление ФАС МО от 24 мая 2007 года по делу NКА-А41/4177-07
Постановление ФАС МО от 21 марта 2007 года по делу NКА-А40/1860-07
Постановление от 18 октября 2006 года по делу NКА-А40/10042-06
Постановление Федерального арбитражного суда Московскогоокруга от 16 июня 2006 года по делу N А40-73969/05-94-483.