Министерствообразования и науки Российской Федерации
Ярославскийгосударственный университет
Им. П.Г. Демидова
Кафедра теории иистории государства и права
Трубникова
Виталия Владимировна
Студент группы Юр- 22(в)
Административные поощрения
Курсовая работа
г. Ярославль
2004г.
Работа выполнена на кафедре теории и истории государства иправа
Научный руководитель Л.А. Чувакова
Решение комиссии о защите курсовой работы___________________________________________________
Научный руководитель Л.А. Чувакова
Заведующий кафедрой В.Н. Карташов
План:
Введение
1. Сравнительная характеристикаи особенности поощрительного метода
2. Виды и функции поощрения
3. Структура поощрительных норм
Заключение
Список использованной литературы
Введение
С методом поощрения самым непосредственным образомсвязан такой способ воздействия, как стимулирование. В последние годы этоттермин стал достаточно популярным, часто употребляется в названиях и текстезаконодательных актов, в научной литературе, в публицистике. Но, к сожалению,до настоящего времени в юридической науке не выработано понятия стимулированиякак метода государственного управления, не раскрыто его соотношение с другимиметодами управленческого воздействия, нет достаточно четкого представления о стимулирующеммеханизме.
В целом среди ученых сложилось вполне определенноемнение о том, что стимулирование – это один из эффективных и демократическихметодов управления, применяемых в различных сферах, в том числе экономической,социально-культурной, административно-политической, правовой и др. Вместе с темопределились и расхождения во взглядах, и прежде всего по самому содержаниюстимулирования.
В укрупненном виде можно выделить две основныеконцепции по поводу содержательного аспекта стимулирования. Одна группа авторовпридерживается узкой трактовки этого термина, связывая стимулирование лишь стаким способом воздействия, как поощрение. Так В.Н. Кудрявцев вполнеоднозначно пишет: «Ясно, что правовое стимулирование- это поощрение заопределенную заслугу» Другие авторы рассматривают стимулирование в болеешироком плане — в виде синтетического способа воздействия, объединяющего в себемеры как поощрения, так и принуждения.
По моему мнению, узкое понимание данного методаотражает лишь часть сложного и многогранного процесса стимулирования, которыйпредставляет собой побуждение к определенным действиям и, в конечном счете, крезультатам, в которых заинтересован субъект управления. Считается, что такоепобуждение может осуществляться и «кнутом», и «пряником» — как с помощью угрозынаступления неблагоприятных воздействий за невыполнение юридическихобязанностей или за ненадлежащее их выполнение, так и с помощью мерыпоощрения, предоставление льгот, преимуществ.
В юридической литературе отмечается, что методпоощрения является одним из наиболее результативных способов повышениячеловеческой активности, а эффективность его заметно выше, чем у методапринуждения. Несмотря на то, что в последние годы проблема поощрения всё болеепривлекает к себе внимание учёных-юристов, многие важные вопросы продолжаютоставаться вне поля зрения.
1. Поощрение как метод государственного управления — это такой способ воздействия, который не подчиняет, а направляет волю лица насовершение определенных действий, полезных с точки зрения субъекта управления.Воздействиес помощью поощрения направлено на возбуждение у гражданина интереса всовершении каких-либо конкретных поступков и получении материального илиморального одобрения, в то время как убеждение – это способ формирования усоответствующих лиц определенного сознания, привычки добровольного выполненияуправленческой команды. Если метод убеждения, исходящий от управленческихструктур, может осуществляться как в юридической, так и в неюридической формах,то государственное поощрение выражается только в форме правовой деятельности ивсегда влечет юридические последствия.
Рассматривая далее соотношение между методамиубеждения и поощрения, можно заметить, что государственное поощрительноевоздействие осуществляется всегда только уполномоченными на то властнымисубъектами в форме определенной процедуры. Фактическим основаниям дляприменения поощрительного метода является заслуга, а нормативной базойсоответствующие материальные и процессуальные нормы права. Указанныеобстоятельства не характерны для метода убеждения, что позволяет сделать выводо том, что поощрительный метод не может быть составной частью илиразновидностью метода убеждения, а также наоборот.
Вместе с тем, методы поощрения и убежденияхарактеризуются общей направленностью, единством цели, каждый из них выступаетсредством воспитания организованности и дисциплины, условием формированияблагоприятного социально-психологического климата в обществе.
В отличие от метода принуждения, связанного с угрозойили непосредственным претерпеванием гражданами воздействия негативного для ниххарактера, поощрительный метод основан на стремлении лиц приобрести какое-либоматериальное или моральное благо, на желании улучшить свое положение и т.д. Дляреализации методов поощрения и принуждения требуется разная материальная база:в первом случае поощрительные, а во втором — охранительные нормы права, которыев свою очередь предусматривают противоположные фактические обстоятельства — заслугу или правонарушение.
Метод поощрения опирается на соответствующуюнормативно-правовую базу, состоящую из материальных и процессуальных норм.Материальные нормы закрепляют: показатели поощряемого поведения; вид и размер поощрения;круг адресатов, к которым могут быть применены поощрительные меры; составорганов или должностных лиц, уполномоченных решать вопрос о поощрении. Спомощью процессуальных норм регулируется порядок предоставления к награде,принятия решения о поощрении и другие аспекты процедурного характера.Процессуальные нормы данной ситуации регулируют организационные отношения,адресованы в первую очередь уполномоченным органам и не могут быть отнесены кразряду поощрительных норм. Они лишь призваны обслуживать последние,способствовать созданию условий для их нормальной организации.
Поощрительный метод реализуется через юридическуюдеятельность уполномоченных субъектов, через возникновения и развития соответствующихправоотношений. Эта деятельность включает в себя издание нормативных актов изатем завершается принятием индивидуального акта о назначении конкретной мерыпоощрения.
В литературе отмечалось, что метод поощрения отражаетобщую возможность взаимоотношения участников управленческих отношений повертикали, и это вполне объяснимо, так как поощрительными полномочияминаделяются органы государства по отношению к субъектам права, стоящим на болеенизких ступенях иерархической лестницы, и между ними складываются отношениявластного характера. Представляется, что использование метода поощрениявозможно и в регулировании горизонтальных правоотношений, напримергражданско-правовых. Но основное его назначение-обеспечение взаимодействия ввертикальных правоотношениях, то есть между субъектом и объектом управления.
У поощрительных норм есть ряд специфических особенностей,которые отличают их от других методов воздействия. Они прослеживаются понескольким направлениям. Основные из них выражаются в следующем.
Во-первых, с помощью поощрительных норм создаетсяособый способ воздействия государства на волю и поведение людей. Поощрительнаянорма не заставляет, а побуждает адресата осознанно и добровольно выбирать тотвариант поведения, который с точки зрения властного субъекта считаетсянеобходимым, а для основного адресата нормы должен казаться наиболеепривлекательным .
Во-вторых, в содержании поощрительной нормы заложен особыйспособ обеспечения соответствующего поведения. Сущность поощрительных нормсостоит в том, что они ”обеспечивают возможное совершение действий,желательных и выгодных как государству, адресатам указанных норм ”. Средстватакого обеспечения – это получение благ материального или моральногохарактера.
В-третьих, на основе поощрительных норм возникаютспецифические правовые отношения, которые отличаются от других способом своеговозникновения, содержанием, субъектным составом, своеобразием объектов.
В- четвертых, поощрительные нормы имеют свою особуюструктуру.
В-пятых, поощрительные нормы отличаются своеобразиемфункций.
2. Для поощрительного метода, как и любого другогометода управления, характерно многообразие форм выражения. Поощрительноевоздействие может быть государственным и негосударственным, непосредственным иопосредованным, абсолютным и относительным, материальным и моральным,централизованным и децентрализованным.
В зависимости от поощряющих субъектов условно можновыделить государственное и негосударственное поощрение. Государственноепоощрение имеет официальный характер, в управлении ведущее место. Субъектаминегосударственного поощрения могут являться общественные и иныенегосударственные организации, а также индивидуальные лица. Примером можетявляться проведение конкурсов и учреждение призов общественными организациями.Индивидуальные лица иногда устанавливают вознаграждение за возвращениепотерянной вещи и т.п. Однако и формы негосударственного поощрения должнысоответствовать требованиям действующего законодательства.
По механизму воздействия поощрение может бытьнепосредственным и опосредованным. Непосредственное поощрение осуществляется наоснове поощрительных норм в форме односторонних правоприменительных актов поотношению к конкретному субъекту. Это может быть награждение орденом, премией,ценным подарком и т.д. Особенность непосредственного поощрения заключается втом, что оно применяется за определенную заслугу.
Опосредованное поощрение имеет иной механизмреализации. Оно также начинается с издания нормативного акта, содержащегопоощрительную норму. Тем самым государство выражает одобрительное отношение ксовершению достаточно широким или относительно неопределенным кругом лицкаких-либо полезных действий. К этим лицам обращен призыв к выбору имижелательного с точки зрения государства варианта поведения. Но само поощрениереализуется непосредственно адресатом поощрительной нормы через достижениеболее высоких показателей и не требует каких-либо дополнительных решений состороны властных органов, как это происходит при непосредственном поощрении. Воснове опосредованного поощрительного механизма лежат, например, такие примеры,как снижение налога или освобождение от него предприятий в приоритетныхотраслях народного хозяйства, изменение нормативов, процентных ставок и другихподобных регуляторов.
Необходимо уточнить, что непосредственное поощрение неследует отождествлять с прямыми методами управленческого воздействия, так какпоощрение- это всегда метод не прямого, а косвенного управления. В данномслучае речь идет не о степени категоричности того или иного поощрительногопредписания, а о способе приобретения самой поощрительной меры.
При рассмотрении поощрительного метода под другимуглом, например с точки зрения характера проявления, можно выделить поощрениеабсолютное и относительное. Абсолютное поощрение выражается в форме награжденияили предоставления благ иным предусмотренным законом способом, когда поощряемоелицо получает конкретные дополнительные блага материального или моральногохарактера, которыми он ранее не обладал. Допустим, если за самоотверженныедействия при тушении пожара гражданин награжден медалью « За отвагу припожаре», то в этой ситуации он непосредственно получает «новое благо», новыеправа и обязанности дополнительно к тому, что у него было до этого момента.
Относительное поощрение как одна из модификацийпоощрительного метода наблюдается на фоне противоположного метода- принуждения.Примером может служить уголовно-правовое поощрение и аналогичное поощрение вадминистративном праве. Эти меры имеют своим содержанием не предоставлениегражданам-объектам управления каких-либо вознаграждений в виде определенныхблаг, а лишь снижение или устранение уголовно-правового илиадминистративно-правового обременение. Можно ли в обычной обстановке считатьблагом незначительное административное взыскание? Безусловно, нет. Благом оно может восприниматься лишь относительно применения более серьезных карательныхуголовно-правовых или административно-правовых мер. Относительность подобноговида поощрения проявляется в том, что происходит как бы наложение напринуждение. В отличие от абсолютного, относительное поощрение может частичноили даже полностью нейтрализовать наказание (взыскание). Представив наказание ипоощрение в виде векторов с противоположной направленностью, можно заметить,что абсолютная величина поощрительного вектора не может превышать величинуотрицательного.
Исходя из территориального масштаба воздействия методпоощрения может быть централизованным и децентрализованным. Это связанно с тем,что государственные органы представляют собой развитую систему, в которойопределенными полномочиями поощрительного характера обладают практически всезвенья. Несмотря на некоторую условность данного деления, можно полагать, чтоприменения поощрительного воздействия верхними звеньями иерархической лестницыотносится к централизованному поощрению, что адресатами и общественным мнениемвоспринимается чаще всего как более ценное и авторитетное, например присуждениевысших наград и отличий РФ, входящих в нее республик.
Важную роль выполняет и децентрализованное поощрение.Оно более динамично, оперативно и соответственно может значительно усилитьэффективность управляющего воздействия. Примером децентрализованного поощренияможет служить применение поощрительных санкций местными Советами народныхдепутатов, установление советом трудового коллектива предприятия премий для некурящих,советом руководителей колхозов и совхозов вознаграждения за поиск поджигателейсельскохозяйственных объектов и т.п.[1]
В целом централизованные и децентрализованные методыпоощрения должны не противоречить, а, наоборот, дополнять друг друга, тем самымповышая трудовую и общественную активность граждан. Так, на некоторыхпредприятиях размер премий по итогам года для работников, награжденных орденомили медалью, был увеличен на и10%, двумя и более наградами- на 15%
Более полную характеристику метода поощрения даетуточнение функций, которые выполняет этот метод в процессе управления. Общееназначение поощрительного метода, на мой взгляд, проявляется в следующих функциях:
a) Ориентационная функция:устанавливая те или иные виды поощрения, государство тем самым определяет цели,к которым следует стремиться объектам управления- основным адресатампоощрительной нормы;
b) Оценочная функция: поощряя субъектовправа, государство, таким образом, дает соответствующую оценку поведению этихлиц;
c) Стимуляционная функция:проявляется в том, что заранее обещанное поощрение является одним из средствпобуждения граждан к достижению полезного результата
d) Обеспечительная функция: следуетиз того обстоятельства, что с помощью мер поощрения властный субъект недирективно, а косвенным образом «обеспечивает» полезное поведение граждан. Входе управленческого воздействия меры поощрения наряду с мерами принужденияпо-своему обеспечивают, приближают достижение намеченного результата;
e) Функция согласованияинтересов (компромисса) состоит в том, что с помощью применения мер поощренияможет достигаться цель согласования интересов государства и различных слоевграждан. Но в случае, видимо, должна идти речь не о стабильном, долговременном,а о промежуточном, временном выравнивании положения субъектов.
3. Механизм поощрительного воздействия на общественныеотношения неразрывно связан со структурой поощрительных норм, так какпоощрительный характер «закодирован» в норму с помощью составляющих ееэлементов и особенностей их взаимодействия. Структура поощрительной, как илюбой другой правовой нормы, подчинена общей логике взаимодействияинформационных элементов, ее способности регулировать поведение людей.
Структура нормы не произвольна, она всегда объективнонеобходима, закономерна и не зависит от субъективного отношения тех или иныхлиц. Такая закономерность выражается в зависимости этой структуры от особенностейрегулируемых правовыми нормами общественных отношений. Поэтому структурапоощрительных норм должна отличатся от структуры иных правовых норм, напримерохранительных, которые регулируют общественные отношения абсолютно иногохарактера и воздействие которых основано на применении принудительных мер.Кроме того, чтобы решить проблему структуры поощрительной нормы, нужно«правильно смоделировать регулирующие, и в первую очередь стимулирующие,свойства этих норм, их «потенцию», особенности и качественное своеобразие»[2]
Дробление поощрительной нормы на отдельные более мелкиеэлементы и даже звенья затрудняет выяснение специфики механизма поощрительноговоздействия. Поощрительная норма проявляет свои качества не в каждомструктурном элементе или звене, а только в их соединении и представляет собойвесьма сложное сочетание предписаний, «образующих целостный комплекс и именно всвоей целостности обеспечивающих с правовой стороны проведение в жизнь началматериальной и моральной заинтересованности, которые выражены в поощрении.»
Кроме того, для определения структуры поощрительнойнормы важное значение имеет уточнение такого обстоятельства: кто являетсяадресатом это нормы? В юридической науке общепринята двухсторонняянаправленность правовых норм- одновременно в адрес субъекта и объектауправления, одной и другой стороны договора и т.п. Следовательно, если однасторона наделяется юридической обязанностью, то другая- корреспондирующимправом.
По поводу адресатов поощрительной нормы в литературевысказаны разные мнения. С.С.Алексеев считает, что поощрительные нормы«являются императивными нормами, обращенными к государственным органам».Аналогичную позицию занимает В.М.Баранов. Именно такой смысл вытекает издаваемого им определения поощрительной нормы как указания «общего характера овозможном или должном предоставлении определенной меры поощрения».С этихпозиций данными авторами дается и анализ структуры поощрительной нормы: приналичии определенных оснований компетентный орган имеет право (обязан)предоставить меру поощрения.
Иную позицию занимает В.М.Галкин, который видит упоощрительной нормы двух адресатов. Ближний (но не главный!) адресат- властныйсубъект, который уполномочивается или обязывается государством применитьпоощрительную норму. Главным же адресатом являются заинтересованные лица, откоторых ожидается поощрительное поведение. Применение поощрительных мерявляется лишь реакцией на такое поведение. Данная точка зрения мнепредоставляется более логичной и соответственно более предпочтительней. Дело втом, что поощрительные нормы устанавливаются не для того, чтобы в первуюочередь должностные лица выполняли соответствующую деятельность по поощрению,так как это промежуточная, а не основная задача, к решению которой стремитсягосударство при принятии поощрительного нормативного акта. Главное заключаетсяв другом- чтобы граждане или иные объекты управления совершали действия, вкоторых заинтересованы государство и общество. Поэтому именно к данным лицам,прежде всего направлен призыв поощрительной нормы.
Каждая поощрительная норма несет в себе определеннуюинформацию, стержнем которой является правовая информация, где содержатсясведения:
a) О круге лиц, от которыхожидается поощряемое поведение;
b) Об условиях, при которых такоеповедение может осуществляться;
c) О дозволении лицамсовершения таких действий, в которых заинтересованно государство;
d) О показателях, при достижениикоторых предусматриваются меры поощрения;
e) О том или ином компетентноморгане, решающем вопрос о предоставлении поощрения;
f) О правомочии или обязанностикомпетентного органа назначить меру поощрения;
g) О том или ином виде иконкретной мере поощрения, которую может использовать властный субъект.
Все эти сведения распределяются по структурнымэлементам поощрительной нормы, среди которых центральное место занимаетДИСПОЗИЦИЯ. Это элемент юридической нормы, указывающий на правило поведения,которому должны следовать участники правоотношений. Лишь в сочетании сгипотезой и санкцией, которые группируются вокруг нее, диспозиция обретает своюжизнь, приобретает свои регулирующие способности. Диспозиция- это всегда модельправомерного поведения. В силу этих обстоятельств прослеживается тесная связьдиспозиции правовой нормы с целью, которую имело государство при принятиинормы. Цель- выступает в качестве причины, основания возникновения диспозиции,а реализация диспозиции- это средство достижения цели. Цель государства,задуманная при издании поощрительной нормы, реализуется в момент достиженияобъектами управления результатов, показателей, определенных в норме.Компетентному органу остается лишь реализовать свое право или выполнятьобязанность по поощрению лица за это достижение. Главным здесь является ненаграждение достойных лиц, а непосредственно проявление ими активности,совершение полезных действий, одобряемых государством. Главное в поощрительнойполитике государства- это совершение людьми действий, в которых государство заинтересованно.Содержанием диспозиции поощрительной нормы следует считать указание не нахарактер, размер и вид поощрения, а на показатели, результаты, параметрыжелательного поощрения, достижение которых одновременно является и цельюдеятельности государства. При обращении государства к гражданину цельуправленческого воздействия не может выражаться ни в гипотезе, ни в санкцииправовой нормы.
Особенность диспозиции поощрительной нормы состоит втом, что объект управления- основной адресат нормы не обязан ( в юридическомсмысле), а имеет право совершить поощряемое действие. При этом компетентныеорганы и должностные лица не имеют права требовать их совершения .
Это свойство в равной мере относится к обоим типампоощрительных норм (А и Б). Диспозиция- это описание «требуемых» действий,термин «требуемых» нужно применять в широком смысле, как действие правомерных,позитивных, ненаказуемых и т.д., то есть действий, признанных государствомсоответствующими интересам общества. Действительно, на примере поощрительныхнорм нельзя считать, что государство требует от граждан- объектов управлениявыполнение действий, в которых оно заинтересованно. Государство ДОЗВОЛЯЕТ ихсовершать.
В отличие от обычной обязывающей или запрещающей нормы,где диспозиция становится командой: « действуй так-то», диспозицияпоощрительной нормы лишь предоставляет право достигнуть поощряемогорезультата. Кстати, это характерно для любой правовой нормы, содержащейдозволение, где информация не несет характера команды. В поощрительной нормепод воздействием стимулов осознание выгодности, удобства и т.п. приводит к«самокомандыванию в сознании человека»
Сведения об условиях, в которых поощряемое поведениеможет осуществляться, должно быть отнесено к ГИПОТЕЗЕ поощрительной нормы. Вюридической литературе этот структурный элемент также понимается неоднозначно.Многие авторы подразумевают под гипотезой конкретный юридический факт, влекущийюридические последствия. Однако высказаны и иные взгляды, трактующие гипотезуболее широко. По мнению Ф.Н.Фаткуллина, в гипотезе правовой нормы «содержитсяуказание на те жизненные ситуации, при которых приходит в рабочее состояние,«срабатывает» ее диспозиция»[3] Такую же позицию занимают и ряд другихавторов. По их представлению, в соотношении гипотезы и дисциплины нет теснойсвязи (если…, то…») с обязательным «то». Но и по средством такой гипотезыопределенный вариант поведения «привязывается» к конкретной жизненной ситуацией,к конкретному субъекту, времени и месту. Как замечает В.К.Бабаев, «еепредположительный характер не ставит под сомнение достоверность существованияобстоятельств, с которыми связывается действие (недействие) правила поведения,и не колеблет поэтому его обязательности, а подчеркивает лишь ситуативностьэтих обстоятельств».
Анализ условий действия поощрительных норм мажетпривести к мысли о том, что эти нормы «работают» в любых условиях. На этомосновании некоторые авторы приходят к выводу о том, что «положение существенноменяется, когда регулируются общественные отношения непрерывного, постоянногохарактера. Регулирующие их нормы находятся в постоянном рабочем состоянии, дляприведения их в движение вовсе не требуется наступления каких-то конкретныхжизненных ситуаций. Поэтому в таких нормах не только могут не быть, а не могутбыть гипотезы». Но все же с такими утверждениями согласиться нельзя, так какнет ни одного нормативного, в том числе поощрительного, предписания, изсодержания которого не следовала бы воля законодателя об условиях действиядонного предписания. Эти условия – могут быть всеобщими либо могут сводиться куказанию на субъективный состав ( граждане, военнослужащие, студенты и т.д.),но они непременно существуют, что так или иначе отражено в содержанииюридической нормы.
Таким образом, гипотезой поощрительной нормы будет неуказание на условия, достижение которых влечет или может повлечь поощрение, ауказание на жизненные обстоятельства, в которых основной адресат может руководствоватьсятребованиями диспозиции,- то есть на то, в какой ситуации объект управленияимеет право совершать поощряемые действия. Если налицо указанные условия,вопрос о необходимости совершения тех или иных действий, в которыхзаинтересовано государство, решает только основной адресат поощрительной нормы,и никто иной.
Основной интерес, а также важное теоретическое ипрактическое значение представляет проблема САНКЦИЙ поощрительной нормы. Вчасть правовой нормы, указывающую на меры воздействия, которые могут бытьприменены к лицам, не соблюдающим ее предписаний. По их мнению, санкцияправовой нормы- Это всегда мера государственного принуждения, применяемая вслучае правонарушения, что, как они полагают, и придает социальной нормеправовой характер.
Видимо, такой подход к пониманию санкции правовой нормыдалеко не случаен. В учебной и научной литературе при определениисоциалистического права, как и права вообще, не редко по прежнему утверждается,что оно состоит из норм, которые обеспечиваются только государственнымпринуждением. Связь такого подхода прослеживается с концепцией, выдвинутой А.Я.Вышинским, согласно которой советское право сводилось исключительно к мерампринуждения, а его применение обеспечивалось «всей принудительной силой социалистическогогосударства». Подобное представление о праве и структуре правовой нормы неможет привести к правильному пониманию механизма воздействия некоторыхнормативных предписаний, в том числе и поощрительных, и не охватываетпреобразований, происходящих в нормах конституционного, административного,хозяйственного, гражданского, трудового, международного экономического права идругих отраслей. Конечно, можно не замечать этого противоречия, называть этиявления «внеправовыми механизмами» и вывести из сферы юридического анализа.Однако реальная действительность, потребности правотворческой иправоприменительной практики ставят эти проблемы все более остро.
Попытку разрешения данной коллизии предпринялВ.Н.Кудрявцев. Он считает, что « принуждение не обязательно должно бытьнепосредственным методом воздействия на поведение человека. Возможномногоступенчатое построение нормы: во-первых, действуют ПОЗИТИВНЫЕ последствияее соблюдения…» Здесь верно подмечается необходимость юридической оценкипозитивных последствий правомерного поведения и принадлежность этогоструктурного элемента правовой норме.
Необходимо учитывать, что в социологии и этике подсанкциями понимаются разные способы «воздаяния», в том числе как поощрение, таки наказание. Санкционировать- значит что-либо своим авторитетом одобрять,признавать законным, правильным. Поэтом санкции могут быть как отрицательнымитак и положительными. Первые предназначаются для пресечения антиобщественногоповедения, вторые- для стимуляции и одобрения ожидаемых субъектом управленияобщественно полезных поступков.
Поощрительные меры, как и меры принуждения обеспечиваютустанавливаемую государством модель правомерного поведения. Особенностьпоощрительной санкции- в обеспечении тех социальных целей (благ), радидостижения которых такая модель поддерживается юридическими средствами, иособенно тех целей, достижение которых иным способом невозможно. И вряд ли естьсерьезные причины для того, чтобы не считать применением санкционируемойгосударством или работодателем меры выдачу премий или других форм поощрений,прямо предусмотренных законом за выполнение определенных показателей, законкретные заслуги.
Построим логико-юридическую модель поощрительной нормы.Сделаем это на следующем примере: «Лица, обнаружившие нарушения правил охоты,премируются в размере 50% от суммы наложенного штрафа» Хотя в семантическомплане это предписание направлено компетентному органу, но в нем содержитсяпризыв гражданам, которых следует считать основными адресатами данной поощрительнойнормы.
По отношению к гражданам эта норма будет выглядетьследующим образом:
A. Если гражданин обнаружит нарушениеправил охоты (гипотеза);
B. Он имеет право сообщить об этомкомпетентному органу (диспозиция);
C. Компетентный орган обязан выдатьгражданину вознаграждение установленного размера (поощрительная санкция).
Примерно такую же схему предлагают В.С.Константинова иС.Т.Максименко: «Если при наличии нескольких вариантов поведения (гипотеза),лицо выбирает оптимальный (и во всяком случае правомерный) (диспозиция), то онозаслуживает меры поощрения (поощрительнаясанкция)».
Данное правило имеет другой вид, если адресатомявляется государственный орган или должностное лицо: Если гражданин обнаружитнарушение правил охоты и сообщит об этом (гипотеза), компетентный орган обязанвыдать вознаграждение в размере 50% суммы наложенного штрафа (диспозиция), впротивном случае для должностного лица наступят негативные последствия, напримердисциплинарного характера (санкция).
При смене адресатов мы наблюдаем ситуацию, когдаструктурные элементы меняются ролями, а система норм приобретает вид цепочкиили «лестницы». Можно заметить, что санкция для предыдущего адресата-это ни чтоиное, как диспозиция для следующего уровня. То есть информация, содержащаяся всанкции становится моделью поведения адресата, реализующего требования санкции.На схеме это будет выглядеть так:
С) гипотеза-диспозиция-санкция(негативная)
В) гипотеза-диспозиция-санкция (негативная)
А) гипотеза-диспозиция-санкция (поощрительная)
Необходимо отметить, что данная цепочка предписанийвсегда начинается с определенного звена. Ю.В.Кудрявцев пишет: «Очевидно этимзвеном выступают, скорее всего, те адресаты, которые не являютсяпредставителями государства и не могут в силу этого назначать или реализовыватьсанкции»[4]
Заключение
Поощрительный метод как один из методовгосударственного управления занимает самостоятельное место в системеуправленческих методов и в соответствии с «разделением труда» играет важную,строго отведенную ему роль в осуществлении тех или иных государственных задач ифункций.
Проблема исследования и эффективного использованияпоощрительного метода приобретает особое значение в новых условиях развитияроссийского общества, так как возрастание роли стимуляционных механизмов всистеме государственного управления самым тесным образом связанно с процессомуглубления демократии. Систему поощрений нельзя рассматривать как застывшую,раз и навсегда данную реальность. Условия и показатели поощрения должныпостоянно совершенствоваться и соответствовать изменению ситуации,общественным, групповым и личным потребностям. Иначе любой вид поощрениянеминуемо придет в несоответствие с новым содержанием заинтересованности.Поэтому если возникают недостатки в системе поощрений, то это вовсе не значит,что метод поощрения себя изжил- просто данная система нуждается всовершенствовании, а иногда и в кардинальном пересмотре.
Список используемойлитературы:
1. «Поощрение в государственномуправлении» (Правовые аспекты) Петров Г.М.
2. «Административное право» подред. Ю.М.Козлов, Л.Л. Попов
3. «Административное право.История развития и основные современные концепции» Д.Галлиган, В.В.Полянский.
4. «Административное правоРоссийской Федерации»А.П.Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М.Козлов.
5. «Проблемы теории государстваи права» Ф.Н.Фаткуллин Казань 1987г.
6. «Нормы права как социальнаяинформация» Ю.В.Кудрявцев Москва 1981г.
7. Десять тысяч заподжигателя…Л.Левицкий // Известия 1989г.ноябрь
Специальнаялитература:
1. Конституция Р.Ф.Москва2002г.
2. Кодекс Р.Ф.обадминистративных правонарушениях Москва 2003г.