Оглавление:
Введение.
Глава 1. Субъекты Российской Федерации.
Глава 2. Административно-территориальноеустройство СУБЪЕКТОВ Российской Федерации.
§1 Понятие и принципыадминистративно-территориального устройства.
§2. Республика всоставе Российской Федерации как субъект административно-территориальногоустройства.
§3. Край, область,город федерального значения как субъекты административно-территориальногоустройства РФ.
§4. Автономная область, автономныйокруг как единицы административно-территориального устройства РФ.
§5. Административно-территориальное устройство субъектовРоссийской Федерации.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение.
В этом столетии Россия прошла через разные формы государственногоустройства. При царе она была унитарным государством. При советской властиРоссия провозглашена в январе 1918 г. федерацией, с 1922 года существовал СоюзССР, в 1991 г. он упразднен, и на территории бывшего когда-то единымгосударства возникло 15 новых государств — самостоятельных субъектов международногоправа. Россия развивается сегодня как федеративное государство, состоящее изреспублик (государств), национально-территориальных автономных единиц итерриториальных образований.
Российская Федерация есть федеративное государство, состоящее изсубъектов Федерации, т.е. государственных образований, являющихся членамиданного единого государства. Это конкретизируется в положениях: о суверенитетеРоссии, верховенстве ее Конституции и законов на всей территории России и т.д.;о составе равноправных субъектов Федерации и основах федеративного устройства;о единстве российского гражданства; органах государственной власти РоссийскойФедерации и ее субъектов, о разграничении предметов ведения и полномочий междуфедеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации.
Видовой состав субъектов Федерации предопределяется в ч. 1 ст. 5 Конституции. Вюридическом смысле это означает, что членами Российской Федерации могут бытьобразования только установленной формы — республика, край, область, город федеральногозначения, автономная область, автономный округ.
Целью данной курсовой работы является на основе комплексногоанализа состава и конституционного статуса административно-территориальныхобразований Российской Федерации показать их сходство, различия, проблемныевопросы, имеющиеся в административно-территориальном устройстве субъектов, т.к.правильное понимание и уяснение указанных вопросов играет важное значение дляпроцесса Конституционного преобразования России, построения правовогогосударства.
В соответствие с поставленной целью можно выделить следующиезадачи: определение понятия и состава субъектов Российской Федерации и ихадминистративно — территориального устройства на базе определенных принципов.
Актуальность данной темыявляется очевидной, т.к. в условиях многонационального государства равноправноеи свободное положение субъектов Федерации и грамотное, с учетом мнениянационального принципа, разделение территории республики наадминистративно-территориальные единицы, позволит во многом избежать какэкономических, так и национально-этнических проблем и конфликтов.
Глава 1. СубъектыРоссийской Федерации.
Субъекты Российской Федерации всех видов перечислены в КонституцииРФ в алфавитном порядке. Тем самым указывается на государственные образования,учредившие Федерацию и являющиеся равноправными участниками соответствующих конституционно-правовыхотношений.
Закрепление в Конституции наименований всех субъектов Федерацииисключает возможность выхода какого-то ни было субъекта из состава Федерации водностороннем порядке. Конституция не исключает возможность расширения состава субъектовФедерации.
Российская Федерация — федеративное государство, в состав котороговходят республики, автономная область, автономные округа, созданные врезультате реализации права народов на самоопределение, края и области, городаМосква и Санкт-Петербург как полноправные субъекты Российской Федерации.
В составе Российской Федерации находятся:
Республика Адыгея (Адыгея), Республика Башкортостан, РеспубликаБурятия, Республика Горный Алтай, Дагестанская Советская Социалистическаяреспублика — Республика Дагестан, Ингушская Республика, Кабардино-БалкарскаяРеспублика, Республика Калмыкия — Хальмг Тангч, Карачаево-ЧеркесскаяРеспублика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл,Мордовская Советская Социалистическая Республика, Республика Саха (Якутия),Северо-Осетинская Республика, Республика Татарстан, Республика Тува, УдмуртскаяРеспублика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чувашреспублики;
Края: Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Приморский,Ставропольский, Хабаровский;
Области: Амурская, Архангельская, Астраханская, Белгородская,Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Вятская,Екатеринбургская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Калужская,Камчатская, Кемеровская, Костромская, Курганская, Курская, Ленинградская,Липецкая, Магаданская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская,Новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Пермская,Псковская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Сахалинская,Смоленская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Тюменская, Ульяновская,Челябинская, Читинская, Ярославская;
Города республиканского подчинения: Москва, Санкт-Петербург;
Автономная область: Еврейская;
Автономные округа: Агинский Бурятский, Коми-Пермяцкий, Корякский,Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский,Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий.
Конституция и федеральное законодательство не содержат критериевобретения субъектом той или иной формы. Однако республики (до начала 90-х годов- автономные советские социалистические республики и автономные области — Адыгейская, Горно-Алтайская, Карачаево-Черкесская, Хакасская, находившиеся всоставе краев), автономные области и автономные округа рассматривались какгосударственно-правовые формы самоопределения соответствующих народовРоссийской Федерации, а края, области, города федерального значения (в прошлом- города республиканского значения) представляли собой наиболее крупные ееадминистративно-территориальные единицы.[1]
В настоящее время республики, автономную область и автономныеокруга по-прежнему отличают особенности национального состава населения, быта икультуры. Именно поэтому республики, где данные особенности выражены наиболеерельефно, наделяются некоторыми специфическими правами. Вместе с тем независимоот государственно-правовой формы все члены Российской Федерации объединеныодним понятием — «субъект Российской Федерации»; они равноправны вэтом качестве, а также равноправны между собой во взаимоотношениях сфедеральными органами государственной власти.
Перечень субъектов Федерации дается по видам в тойпоследовательности, как они приводятся в ч. 1 ст. 5 Конституции, а внутрикаждого из них — в алфавитном порядке (на основе алфавита русского языка — государственногоязыка Федерации). Такой подход подчеркивает юридическую нейтральность данногоперечня: занимаемое в нем место никак не может повлиять на равныйконституционный статус включенных в него субъектов.
Названия субъектов Федерации даны в том варианте, которыйопределен (или подтвержден) ими. Они отражают исторические и иные особенностиместности, а названия республик, автономной области и автономных округов — имятитульных наций и народов.
Каждыйсубъект Федерации, имеет собственную территорию. Правовой статус территориисубъектов помимо федеральной Конституции определяется также их конституциями иуставами. Территория любого субъекта Федерации есть составная часть российскойтерритории, непосредственно входящая в нее. Например, факт нахождения автономногоокруга в составе края или области не означает, что он входит в состав Федерацииопосредованно. Территория автономного округа является составной частьютерритории Российской Федерации. К такому выводу пришел Конституционный Суд РФв постановлении по делу о проверке конституционности Закона РФ от 17 июня 1992г. «О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в составРоссийской Федерации». [2]
Территориисубъектов Федерации разделяются административными границами, установленными ещедо образования на территории России федеративного государства.
Важнойгарантией обладания собственной территорией являются положения конституций иуставов субъектов Федерации, согласно которым их территория не может бытьизменена без согласия субъекта.
Административныйхарактер границ субъектов Федерации вытекает из содержания ч. 1 ст. 74Конституции, запрещающей установление таможенных границ, пошлин, сборов идругих препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.
Глава 2. Административно-территориальное устройствоРоссийской Федерации. §1 Понятие и принципыадминистративно-территориального устройства
Административно-территориальное устройствогосударства — это разделение его территории на определенные части, всоответствии с которыми строится система местных органов государственной властии органов местного самоуправления. Такие части принято называть административно-территориальнымиединицами.[3]
Административно-территориальное устройствоявляется атрибутом любого государства. Однако если унитарное государство самоделится на административно-территориальные единицы, то в федеративномгосударстве такое деление имеют лишь субъекты федерации.
В Российской Федерацииадминистративно-территориальное устройство ее субъектов базируется на рядепринципов.
Важнейшим из них является экономическийпринцип, требующий при образовании административно-территориальныхединиц учета особенностей хозяйственного профиля, направления развитияхозяйства, количества и плотности населения, наличия центров его экономическоготяготения, состояния путей сообщения. Реализация этого принципа способствуеткак развитию производительных сил страны и отдельных ее частей, так иуспешному выполнению местными органами государственной власти и органамиместного самоуправления стоящих перед ними задач в хозяйственном и социальномразвитии соответствующих территорий.
В условиях многонационального государства, какимявляется Российская Федерация, важную роль играет национальный принципадминистративно-территориального устройства. Он предполагает всестороннийучет национального состава населения и его особенностей при создании и измененииадминистративно-территориальных единиц, что способствует социально-культурномуразвитию малочисленных наций и народностей Российской Федерации.
Успешное решение местными органамигосударственной власти и органами местного самоуправления стоящих перед нимизадач во многом зависит от их близости к населению,позволяющей имлучше удовлетворять повседневные нужды и запросы населения, опираться на егопомощь. Поэтому максимальное приближение, как государственного аппарата,так и местного самоуправления к населениютоже является важнымпринципом, в соответствии с которым строится административно-территориальноеустройство субъектов Российской Федерации.[4]
Действующая Конституция Российской Федерации не регулируетвопросы административно-территориального устройства. Эти вопросы — областьдеятельности главным образом субъектов Российской Федерации, каждый из которыхрешает их самостоятельно, применительно к своим специфическим условиям вконституциях республик в составе Российской Федерации, а также в уставахдругих ее субъектов.§2. Республикав составе Российской Федерации как субъект административно-территориальногоустройства.
В составе Российской Федерации в качестве еесубъектов в настоящее время находится 21 республика. Эти республики существенноотличаются друг от друга по размеру территории, численности населения и т. д.Например, территория Республики Бурятия составляет 351,3 тыс. кв. км, аРеспублика Северная Осетия — Алания имеет территорию размером в 8 тыс. кв. км.Население Республики Башкортостан более чем в 5 раз превышает населениеКабардино-Балкарской Республики и более чем в 16 paз — население РеспубликиТыва. Однако эти различия не оказывают влияния ни на их место в составеРоссийской Федерации, ни на объем их полномочий. Таким образом, все республикиимеют равный конституционно-правовой статус в составе Российской Федерации.[5]
Республика в составе Российской Федерации — этодемократическое правовое государство, созданное в ее рамках.
Согласно Конституции Российской Федерации (ст.66), статус республики определяется Федеральной Конституцией и конституциейреспублики. Таким образом, Конституция Российской Федерации устанавливаетконституционно-правовой характер взаимоотношений между Федерацией и еесубъектами — республиками в составе Российской Федерации.[6]
Конституционно-правовой статус республикихарактеризуется, прежде всего тем, что республика является государством всоставе Российской Федерации, обладающим всей полнотой государственной(законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, крометех полномочий, которые в соответствии с Конституцией России находятся введении федеральных органов государственной власти. Государственная властьреспублики исходит от ее народа, реализовавшего свое право на самоопределениев форме государства в составе Российской Федерации.
Конституционно-правовой статус республики всоставе Российской Федерации далее характеризуется тем, что каждая республикаимеет свою территорию.
Республика обладает территориальнымверховенством. Ее территория — пространственный предел ее власти. Высшиеорганы государственной власти республики распространяют свою власть на всютерриторию республики.
Территория республики не может быть изменена безее согласия, Границы между субъектами Российской Федерации, согласно федеральнойКонституции (ст. 67), могут быть изменены с их взаимного согласия.
Конституционно-правовой статус республики в составеРоссийской Федерации характеризуется и тем, что каждая республика имеет своюконституционно-правовую систему, которая включает конституцию республики,республиканские законы и другие нормативные правовые акты, изданные, в пределахее компетенции, договоры и соглашения республики с Российской Федерацией, сдругими ее субъектами. Каждая республика принимает свою конституцию, котораязакрепляет основы ее конституционного строя; права, свободы и обязанностичеловека и гражданина в республике; государственно-правовой статус республики;систему, принципы организации и деятельности, а также компетенцию законодательных,исполнительных и судебных органов республики и органов местногосамоуправления.
Имеющиеся у республик конституции устанавливаютсяими самостоятельно. Они принимаются в порядке, определенном самой республикой,и не нуждаются в последующем их утверждении органами государственной властиРоссийской Федерации.
Являясь относительно самостоятельной,республиканская конституционно-правовая система входит в федеральнуюконституционно-правовую систему в качестве ее составной части. Поэтомуконституции, законы и иные нормативные правовые акты республик не могутпротиворечить Конституции Российской Федерации и федеральным законам, принятымв пределах полномочий Российской Федерации. В случае противоречия междуфедеральным законом и актом, изданным в республике, действует федеральныйзакон.
Вместе с тем в случае противоречия междуфедеральным законом, изданным вне пределов полномочий Российской Федерации, инормативным правовым актом республики действует нормативный правовой актпоследней.
Республика в составе Российской Федерации пользуетсяправом законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации.Она вправе участвовать в разработке федеральных нормативных правовых актов попредметам совместного ведения Федерации и республик в ее составе.
При нарушении федеральными властями прерогатив республикив области нормотворческой деятельности она вправе обратиться за защитой своихинтересов в Конституционный Суд Российской Федерации. Республика в составеРоссийской Федерации самостоятельно определяет систему своих органовгосударственной власти в соответствии с основами конституционного строя, общимипринципами организации представительных и исполнительных органовгосударственной власти в Российской Федерации и республиканскимзаконодательством.
Каждая республика имеет свой законодательный(представительный) орган — парламент; главу исполнительной власти или главуреспублики (Президента); свое правительство; свои Верховный суд и Высшийарбитражный суд. Многие республики имеют свой Конституционный суд. Системуорганов прокуратуры в республике возглавляет прокурор республики, подчиненныйГенеральному прокурору Российской Федерации.
В пределах ведения Российской Федерации и ееполномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и республик вее составе органы исполнительной власти этих республик входят в единую системуисполнительной власти в Российской Федерации. Каждая республика имеетсвое гражданство, которое определяется республиканским законом.
§3. Край,область, город федерального значения как субъектыадминистративно-территориального устройства РФ.
В составе Российской Федерации б краев, 49областей 2 города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург. Ониявляются государственно-территориальными образованиями в составе РоссийскойФедерации, которым в соответствии с действующей Конституцией Российской Федерации(ст. 65) придан статус субъектов Российской Федерации.[7]
Статус краев, областей и приравненных к нимгородов федерального значения определяется Конституцией Российской Федерации(гл. 3), Федеративным договором от 31 марта 1992 г. И другими федеральнымиактами.
Являясь субъектами Российской Федерации, края,области и города федерального значения обладают определенной учредительнойвластью. Они вправе принимать свои уставы, законы и иные нормативныеправовые акты.
Устав закрепляет конституционно-правовой статускрая, области, города федерального значения; организацию государственнойвласти, порядок нормотворческой деятельности; административно-территориальноеделение и организацию местного самоуправления.
Края, области, города федерального значениярасполагают своей территорией, которая не может быть изменена без их согласия.Границы между ними и другими субъектами Российской Федерации могут бытьизменены с их согласия. Каждый край, область, город федерального значения образуюторганы представительной, исполнительной и судебной власти, которые действуютна основе Конституции Российской Федерации, а также уставов края, области,города федерального значения.
Надо сказать, что если прежде органы властикраев, областей, городов республиканского значения относились законодательствомк местным органам власти, то в настоящее время они к таковым не относятся, аявляются органами государственной власти субъектов Федерации.
Края, области, города федерального значениявправе иметь свою символику. Края, области, города Москва и Санкт-Петербургявляются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономическихсвязей, соглашений с другими краями, областями, а также республиками,автономной областью, автономными округами, если это не противоречитКонституции и законам Российской Федерации. Координация международных ивнешнеполитических связей краев, областей, городов Мосты иСанкт-Петербургаосуществляется федеральными органами государственной власти РоссийскойФедерации совместно с органами власти краев, областей, городов Москвы иСанкт-Петербурга.
Статус края, области, города федеральногозначения; может быть изменен только по взаимному согласию Российской Федерациии соответствующего края, области, города федерального значения
Края и области имеют свои административные центры.
Определенными особенностями характеризуетсястатус такого субъекта Российской Федерации, как Москва, являющегося столицейРоссии. 15 апреля 1993 г. был принят Закон Российской Федерации «О статусестолицы Российской Федерации».
Органы государственной власти города Москвы всвязи с осуществлением функций столицы: предоставляют в установленном закономпорядке федеральным органам государственной власти Российской Федерации,представительствам республик в составе Российской Федерации, автономной области,автономных округов, краев, областей, города Санкт-Петербурга, а такжедипломатическим представительствам иностранных государств в РоссийскойФедерации земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения, жилойфонд, жилищно-коммунальные, транспортные и иные услуги; обеспечиваютнеобходимые условия для проведения общегосударственных и международныхмероприятий; участвуют в разработке и осуществлении целевых федеральныхпрограмм развития города Москвы; участвуют в содержании и развитии систем связи,федеральных автомобильных дорог общего пользования и иных транспортных системна территории города Москвы; согласовывают проект генерального плана развитиягорода Москвы с федеральными органами государственной власти РоссийскойФедерации.
Затраты Москвы, связанные с осуществлением еюфункций столицы, полностью компенсируются за счет субвенций изреспубликанского бюджета Российской Федерации.
Здания, строения, сооружения и помещения,находящиеся в собственности города Москвы, предоставляются его органамигосударственной власти федеральным органам государственной власти,представительствам субъектов Федерации в аренду в порядке, установленном законодательствомРоссийской Федерации.
В таком же порядке предоставляются в арендунаходящиеся в собственности города Москвы здания, строения, сооружения ипомещения дипломатическим представительствам иностранных государств вРоссийской Федерации, если иное не установлено международными договорами РоссийскойФедерации.§4. Автономнаяобласть, автономный округ как единицы административно-территориальногоустройства РФ.
В составе Российской Федерации в качестве еесубъект находятся: Еврейская автономная область, а также Эвенкийский иТаймырский (в составе Красноярского края); Ненецкий (в составе Архангельской области);Коми-Пермяцкий (в составе Пермской области); Мансийский и Ямало-Ненецкий (всоставе Тюменской области); Усть-Ордынский Бурятский (в составе Иркутской области);Корякский (в составе Камчатской области); Агинский Бурятский (в составеЧитинской области) и Чукотский автономные округа.
Еврейская автономная область является одной из формнациональной государственности народов Российской Федерации.
Автономный округ — национальное государственноеобразование, отличающееся особым национальным составом и бытом населения. Онявляется формой национальной государственности малых народностей и этническихгрупп Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. До 1990 года все автономныеокруга находились в составе краев или областей. Законом от 15 декабря 1990 г.[8]автономным округам была предоставлена возможность самостоятельно решать вопросо вхождении в состав Федерации через край, область или непосредственно. Этимправом воспользовался Чукотский автономный округ, который в соответствии сЗаконом Российской Федерации от 17 нюня 1992 г. входит непосредственно всостав Российской Федерации.[9]
Однако действующая Конституция Российской Федерациитакой возможности не предусматривает. В ней указывается (ст. 66), чтоотношения автономных округов, находящихся в составе края или области, могутрегулироваться федеральным законом и договором между органами государственнойвласти автономного округа к соответственно органами государственной власти краяили области. В ней также указывается (ст. 67), что границы между субъектамиРоссийской Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия.
Автономные округа обладают огромной территориейпри небольшой численности населения. Семь автономных округов имеют территориюот 181,5 тыс. кв. км (Ненецкий) до 860,2 тыс. кв. км (Таймырский), причем пятьиз них — более полумиллиона квадратных километров. В то же время только водном из них, Ханты-Мансийском, население составляет более полумиллионачеловек.
В каждом автономном округе проживает, какправиле, несколько народностей. Например, в Ханты-Мансийском автономном округепроживают ханты, манси, коми и ненцы; в Корякском — коряки, чукчи, ительмены иламуты; в Чукотском — чукчи, эскимосы, эвены, коряки и юкагиры.
Статус автономной области и автономного округаопределяется Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором от 31марта 1992 г.
Согласно Конституции Российской Федерации (ст.66)по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области,автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области,автономном округе.
Кроме того, отношения автономных входящих всостав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договороммежду органами государственной власти соответственно края или области.
Автономная область и автономные округа обладают элементамиучредительной власти. Это проявляется в их праве принимать своя уставы,законы я иные нормативные правовые акты.
Автономная область и автономный округ располагаютсвоей территорией, которая не может быть измена без их согласия.
Статус автономной области и автономного округаможет быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и автономнойобласти или автономного округа в соответствии с федеральным конституционнымзаконом.
Взаимоотношения между автономными округами, находящимисяв составе краев или областей, определяются уставами этих краев, областей иуставами соответствующих автономных округов. § 5.Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации.
Территориальной единицей признается обособленнаячасть территории области в виде одного или нескольких поселений с прилегающимиземлями и установленными границами. Территориальные единицы областиподразделяются на единицы базового и первичного уровня территориальногоустройства области.
К базовому уровню территориального устройстваобласти относятся города областного значения и районы. К первичному уровнютерриториального устройства области относятся иные территориальные единицы. Позакону Воронежской области – высший уровень и первичный.[10]
Таким образом, конституции и уставы субъектовРоссийской Федерации различают базовые и первичные административно-территориальныеединицы субъектов.
К первым из них относятся районы (уезды) и городареспубликанского, областного (краевого) значения.
Ко вторым — города районного значения, районы вгородах, поселки, сельские поселения.
Район (уезд) — административно-территориальнаяединица, составляющая часть республики, края, области, автономной области,автономного округа. В экономическом отношении каждый район (уезд) представляетсобой сложный многоотраслевой организм, включающий сельскохозяйственные предприятия,как правило, небольшие промышленные предприятия главным образом, по переработкесельскохозяйственного сырья, коммунально-бытовые предприятия и торгово-закупочныеорганизации. Ведущее место в районе (уезде) принадлежит сельскохозяйственномупроизводству. Кроме того, каждый район (уезд) является базой для всех видовсоциально-культурного обслуживания сельского населения. Исключительно важнуюроль в политической, хозяйственной и культурной жизни страны играют города.Они являются местом сосредоточения большинства промышленных предприятий,значительного числа предприятий и учреждений коммунального хозяйства, жилогофонда, медицинских, культурно-просветительных и других учреждений, связанных собслуживанием населения.
По подчиненности, зависящей от значения города,численности его населения, его промышленного и культурного уровня, перспективразвития ряда других условий все города подразделяются на следующие основныевиды: города республиканского (республики в составе Российской Федерации)значения; города краевого областного, окружного (автономный округ) значения;города районного значения.
Обеспечение нормального функционирования крупныхгородов с их сложным хозяйством, обширной территорией и многочисленнымнаселением обусловило их деление на менее крупныеадминистративно-территориальные единицы — городские районы.
Городские районы созданы во многих городах республиканского,краевого и областного значения, насчитывающих свыше 100 тыс. человек. Ониявляются частью этих городов и представляют собой низовуюадминистративно-территориальную единицу.
К городским поселениям относятся также поселки,являющиеся одним из видов административно-территориальных единиц. Ониотличаются от городов меньшими размерами территории я меньшей численностьюнаселения. Поселки делятся на три категории: рабочие, курортные и дачные.
К категории рабочих поселков относятся населенныепункты, на территории которых имеются промышленные предприятия, стройки,железнодорожные узлы и другие, экономически важные объекты. Курортнымипоселками являются населенные пункты, расположенные в местностях, имеющихлечебное значение. К дачным поселкам относятся населенные пункты, основноеназначение которых заключается в обслуживании городов в качестве места летнегоотдыха или санаторного лечения.
Самой многочисленной административно-территориальнойединицей в настоящее время являются сельские поселения(села, станицы,деревин, хутора, аулы и др.), подавляющее большинство жителей которых занятосельским хозяйством. Территория сельского поселения как административно-территориальнойединицы может охватывать одно село или несколько сел, образуя сельский округ(волость, сельсовет я т. д.).
Помимо перечисленных административно-территориальныхединиц, ставших давно уже традиционными, на территории Российской Федерации впоследние годы созданы и другие административно-территориальные единицы. Так, территорияМосквы сегодня делятся не на районы в городе, как это было прежде, а наадминистративные округа, которые включают в себя муниципальные районы.[11]
Административный округ — внутригородскаяадминистративно-территориальная единица, система органов власти которойстроятся на основе централизованного управления.
Муниципальный район — административно-территориальнаяединица города Москвы, в границах которой осуществляется самоуправлениенаселения, проживающего на данной территории. Муниципальные районы образуютсяс учетом социально-экономических характеристик соответствующих территорий, ихградостроительных иисторических особенностей, наличия жилых комплексов,объектов муниципальной инфраструктуры. Границы и названия муниципальныхрайонов устанавливаются Московской городской думой по представлению мэра городаМосквы.
Муниципальный район делится на микрорайоны (поселения),в которых могут создаваться органы территориального общественногосамоуправления. Границы и название микрорайона определяются органами местногосамоуправления муниципального района.
На территории некоторых субъектов Федерации длякомпактно проживающих численно небольших групп национальностей создаютсянациональные районы. Немецкие национальные районы созданы в Алтайском крае и вОмской области.
В Российской Федерации имеются также закрытыеадминистративно-территориальные образования. Согласно Закону Российской Федерацииот 14 июля 1992 г. «О закрытом административно-территориальном образовании»,им признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование,в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке,изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработкерадиоактивных к других материалов, военные и иные объекты, для которыхнеобходим особый режим безопасного функционирования и охраны государственнойтайны, включающий специальные условия проживания граждан.
Закрытое административно-территориальное образованиеявляется административно-территориальной единицей. Его территория и границыопределяются исходя из особого режима безопасного функционирования предприятий иобъектов, а также с учетом потребностей развития населенных пунктов.
Границы закрытогоадминистративно-территориального образования могут не совпадать с границамиреспублик в составе Российской Федерации, автономной области, автономныхокругов, краев, областей, районов. В ведение органов местного самоуправлениязакрытого административно-территориального образования передаются другиенаселенные пункты, расположенные на его территории.
Населенные пункты, расположенные в закрытом административно-территориальномобразовании, имеют официальные географические названия и вносятся всоответствующие картографические и иные документы, за исключением случаев,специально устанавливаемых органами государственной власти РоссийскойФедерации.
Закрытое административно-государственноеобразование находится в ведении федеральных органов государственной власти повопросам установления административной подчиненности, границ этого образованияя земель, отведенных предприятиям и (или) объектам; определения полномочийорганов государственной власти республик в составе Российской Федерации,автономной области, автономных округов, краев, областей в отношении этогообразования; введения и обеспечения особого режима безопасного функционированияпредприятий и (или) объектов, включающего специальные условия проживанияграждан.
Важным является вопрос о порядке образования ипреобразования, различных административно-территориальных единиц. Образование,упразднение, объединение, установление границ базовыхадминистративно-территориальных единиц осуществляются органами государственнойвласти соответствующих субъектов Федерации, а первичных административно-территориальныхединиц — органами государственной власти или органами местного самоуправлениябазовых административных единиц, в состав которых входят соответствующиепервичные административно-территориальные единицы.[12]
Решение о создании закрытогоадминистративно-территориального образования с установлением его административно-территориальнойподчиненности принимается Президентом Российской Федерации по представлениюПравительства Российской Федерации в случаях, когда иные меры не могутобеспечить безопасное функционирование предприятий и объектов.
Заключение.
Наоснове комплексного теоретического исследования проведенного в данной курсовойработе по теме «Административно-территориальное устройство субъектов РоссийскойФедерации» можно сделать вывод о том, что современные тенденции в областигосударственного строительства все более активно требуют ревизии всегоогромного массива федерального законодательства, затягивание с которой искажаетперспективу модернизации государства, ее тактику и стратегию.
Субъектныйсостав Российской Федерации. Недостатки субъектного состава РоссийскойФедерации, закрепленного в ст.5 и 65 Конституции, хорошо известны: это ислишком большое количество субъектов, и «пестрота» их статуса, инеопределенность в правовом положении отдельных субъектов. Существующее сегодняколичество субъектов Федерации (89) явно чрезмерно. Управление такимколичеством субъектов малоэффективно, поэтому одним из главных обоснованийнеобходимости укрупнения субъектов является обеспечение большей эффективностиуправления. При этом очевидно, что само по себе укрупнение является всего лишь«верхушкой айсберга» на фоне решения проблем модернизации федерализмав целом. Укрупнение субъектов Федерации неизбежно вызовет ломку всей структурыфедеративного устройства и потребует создания новой, более жизнеспособной всовременных условиях.
Принциправноправия субъектов Российской Федерации. В части 4 ст.5 Конституцииговорится о том, что «во взаимоотношениях с федеральными органамигосударственной власти все субъекты Российской Федерации между собойравноправны». Однако в части 1 той же статьи сказано, что «РоссийскаяФедерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения,автономной области, автономных округов — равноправных субъектов РоссийскойФедерации».
«Окаком равноправии может идти речь, если в самой Конституции предусматриваетсяналичие шести разновидностей субъектов?»[13] Кроме того, в части 2ст.5 предусматривается, что республика (государство) имеет свою конституцию, апрочие субъекты — только уставы. В данном случае налицо явное противоречие,поскольку субъектам конституционных правоотношений предписываются разные моделиповедения, следовать которым в практической деятельности весьма проблематично.
Такимобразом, существует неразрешенное конституционное противоречие, касающеесяправового статуса субъектов Федерации, грозящее деструктивными тенденциямифедеративного устройства. Помимо ст.5, Конституция содержит еще ряд основанийдля дифференциации статуса субъектов РФ, которые вместе с внеконституционнымисоставляют внушительный перечень. Не исключена ситуация, при которой каждыйсубъект Федерации будет иметь свой собственный исключительный статус. Укажем нанекоторые конституционные же противоречия принципу равноправия субъектовРоссийской Федерации:
— предусматривается существование шести разновидностей субъектов: республик, краев,областей, городов федерального значения, автономной области и автономныхокругов (ч.1 ст.5, а также ст.65);
— только республика является государством (ч.2 ст.5);
— республика имеет свою конституцию, а другие субъекты — только уставы (ч.2 ст.5,ч.1 и 2 ст.66);
— республики вправе устанавливать свои государственные языки (ч.2 ст.68);
— вперечне ст.65 субъекты Федерации указаны не в алфавитном порядке (впоследовательности их перечисления большую роль сыграли представления о разныхвидах субъектов);
— существуеттакая разновидность субъектов Федерации, как автономные округа, входящие всостав других субъектов — краев и областей (ч.4 ст.66), вследствие чегопоявляется феномен «сложносоставных субъектов РФ»;
— особый статус имеет город Москва — столица Российской Федерации, что такжеотражено в Конституции (ч.2 ст.70).
Список использованнойлитературы
1. КонституцияРФ. М.: НОРМА-ИНФРА М, 1999.-80с.
2. КонституцияРоссийской Федерации: Официальный текст с историко-правовым комментарием. М.:Издательская группа ИНФРА.М- НОРМА,1996.
3. БаглайМ.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юрид. вузов ифакультетов. 3-е изд.- М.: Норма, 2001.-766с.
4. БаглайМ.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации: Учебник дляюридических вузов и факультетов. М.: Изд. группа «Инфра-М — Кодекс»,1996.- 720с.
5. Глигич-ЗолотареваМ.В. Законодательная база федеративных отношений: перспективысовершенствования//«Журнал российского права», 2002.- N 7.
6. ЕскинаЛ.Б. Конституционная реформа в России: кризис или очередной этап? //Правоведение, 2001.- N2.
7. ЗиновьевА.В. Конституционное право России: проблемы теории и практики.- СПб.: Изд.Торг. Дом «Герда», 2000.- 321с.
8. Конституционноеправо России: Сборник конституционно-правовых актов. Том 1-2 / Составитель Н.А.Михалева; Отв. ред. О.Е. Кутафин.- М.: Юристъ, 2001.- 516с.
9. Комментарийк Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева.- М.: Фонд«Правовая культура», 1996.-473с.
10. Постатейныйкомментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д.Карповича.-М.: Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002.-959 с.
11. Конституционноеправо России: Сборник нормативных правовых актов и документов (по состоянию на1 августа 1996 г.) / Сост. и автор вступит. статьи А.Е. Козлов. М.: Бек, 1996.-654с.
12. СмоленскийМ.Б. Конституционное государственное право России.- Ростов н/Дону: Феникс,2002.- 415с.
13. ЗаконВоронежской области “Об административно-территориальном устройстве Воронежскойобласти от 17.05.1995г./ СЗ РФ 2002 г. №1254 ст128.