Реферат по предмету "Государство и право"


Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации

Оглавление:
Введение.
Глава 1. Субъекты Российской Федерации.
Глава 2. Административно-территориальноеустройство СУБЪЕКТОВ Российской Федерации.
§1 Понятие и принципыадминистративно-территориального устройства.
§2. Республика всоставе Российской Федерации как субъект административно-территориальногоустройства.
§3. Край, область,город федерального значения как субъекты административно-территориальногоустройства РФ.
§4. Автономная область, автономныйокруг как единицы административно-территориального устройства РФ.
§5. Административно-территориальное устройство субъектовРоссийской Федерации.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение.
В этом столетии Россия прошла через разные формы государственногоустройства. При царе она была унитарным государством. При советской властиРоссия провозглашена в январе 1918 г. федерацией, с 1922 года существовал СоюзССР, в 1991 г. он упразднен, и на территории бывшего когда-то единымгосударства возникло 15 новых государств — самостоятельных субъектов международногоправа. Россия развивается сегодня как федеративное государство, состоящее изреспублик (государств), национально-территориальных автономных единиц итерриториальных образований.
Российская Федерация есть федеративное государство, состоящее изсубъектов Федерации, т.е. государственных образований, являющихся членамиданного единого государства. Это конкретизируется в положениях: о суверенитетеРоссии, верховенстве ее Конституции и законов на всей территории России и т.д.;о составе равноправных субъектов Федерации и основах федеративного устройства;о единстве российского гражданства; органах государственной власти РоссийскойФедерации и ее субъектов, о разграничении предметов ведения и полномочий междуфедеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации.
Видовой состав субъектов Федерации предопределяется в ч. 1 ст. 5 Конституции. Вюридическом смысле это означает, что членами Российской Федерации могут бытьобразования только установленной формы — республика, край, область, город федеральногозначения, автономная область, автономный округ.
Целью данной курсовой работы является на основе комплексногоанализа состава и конституционного статуса административно-территориальныхобразований Российской Федерации показать их сходство, различия, проблемныевопросы, имеющиеся в административно-территориальном устройстве субъектов, т.к.правильное понимание и уяснение указанных вопросов играет важное значение дляпроцесса Конституционного преобразования России, построения правовогогосударства.
В соответствие с поставленной целью можно выделить следующиезадачи: определение понятия и состава субъектов Российской Федерации и ихадминистративно — территориального устройства на базе определенных принципов.
Актуальность данной темыявляется очевидной, т.к. в условиях многонационального государства равноправноеи свободное положение субъектов Федерации и грамотное, с учетом мнениянационального принципа, разделение территории республики наадминистративно-территориальные единицы, позволит во многом избежать какэкономических, так и национально-этнических проблем и конфликтов.
Глава 1. СубъектыРоссийской Федерации.
Субъекты Российской Федерации всех видов перечислены в КонституцииРФ в алфавитном порядке. Тем самым указывается на государственные образования,учредившие Федерацию и являющиеся равноправными участниками соответствующих конституционно-правовыхотношений.
Закрепление в Конституции наименований всех субъектов Федерацииисключает возможность выхода какого-то ни было субъекта из состава Федерации водностороннем порядке. Конституция не исключает возможность расширения состава субъектовФедерации.
Российская Федерация — федеративное государство, в состав котороговходят республики, автономная область, автономные округа, созданные врезультате реализации права народов на самоопределение, края и области, городаМосква и Санкт-Петербург как полноправные субъекты Российской Федерации.
В составе Российской Федерации находятся:
Республика Адыгея (Адыгея), Республика Башкортостан, РеспубликаБурятия, Республика Горный Алтай, Дагестанская Советская Социалистическаяреспублика — Республика Дагестан, Ингушская Республика, Кабардино-БалкарскаяРеспублика, Республика Калмыкия — Хальмг Тангч, Карачаево-ЧеркесскаяРеспублика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл,Мордовская Советская Социалистическая Республика, Республика Саха (Якутия),Северо-Осетинская Республика, Республика Татарстан, Республика Тува, УдмуртскаяРеспублика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чувашреспублики;
Края: Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Приморский,Ставропольский, Хабаровский;
Области: Амурская, Архангельская, Астраханская, Белгородская,Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Вятская,Екатеринбургская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Калужская,Камчатская, Кемеровская, Костромская, Курганская, Курская, Ленинградская,Липецкая, Магаданская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская,Новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Пермская,Псковская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Сахалинская,Смоленская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Тюменская, Ульяновская,Челябинская, Читинская, Ярославская;
Города республиканского подчинения: Москва, Санкт-Петербург;
Автономная область: Еврейская;
Автономные округа: Агинский Бурятский, Коми-Пермяцкий, Корякский,Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский,Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий.
Конституция и федеральное законодательство не содержат критериевобретения субъектом той или иной формы. Однако республики (до начала 90-х годов- автономные советские социалистические республики и автономные области — Адыгейская, Горно-Алтайская, Карачаево-Черкесская, Хакасская, находившиеся всоставе краев), автономные области и автономные округа рассматривались какгосударственно-правовые формы самоопределения соответствующих народовРоссийской Федерации, а края, области, города федерального значения (в прошлом- города республиканского значения) представляли собой наиболее крупные ееадминистративно-территориальные единицы.[1]
В настоящее время республики, автономную область и автономныеокруга по-прежнему отличают особенности национального состава населения, быта икультуры. Именно поэтому республики, где данные особенности выражены наиболеерельефно, наделяются некоторыми специфическими правами. Вместе с тем независимоот государственно-правовой формы все члены Российской Федерации объединеныодним понятием — «субъект Российской Федерации»; они равноправны вэтом качестве, а также равноправны между собой во взаимоотношениях сфедеральными органами государственной власти.
 Перечень субъектов Федерации дается по видам в тойпоследовательности, как они приводятся в ч. 1 ст. 5 Конституции, а внутрикаждого из них — в алфавитном порядке (на основе алфавита русского языка — государственногоязыка Федерации). Такой подход подчеркивает юридическую нейтральность данногоперечня: занимаемое в нем место никак не может повлиять на равныйконституционный статус включенных в него субъектов.
Названия субъектов Федерации даны в том варианте, которыйопределен (или подтвержден) ими. Они отражают исторические и иные особенностиместности, а названия республик, автономной области и автономных округов — имятитульных наций и народов.
Каждыйсубъект Федерации, имеет собственную территорию. Правовой статус территориисубъектов помимо федеральной Конституции определяется также их конституциями иуставами. Территория любого субъекта Федерации есть составная часть российскойтерритории, непосредственно входящая в нее. Например, факт нахождения автономногоокруга в составе края или области не означает, что он входит в состав Федерацииопосредованно. Территория автономного округа является составной частьютерритории Российской Федерации. К такому выводу пришел Конституционный Суд РФв постановлении по делу о проверке конституционности Закона РФ от 17 июня 1992г. «О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в составРоссийской Федерации». [2]
Территориисубъектов Федерации разделяются административными границами, установленными ещедо образования на территории России федеративного государства.
Важнойгарантией обладания собственной территорией являются положения конституций иуставов субъектов Федерации, согласно которым их территория не может бытьизменена без согласия субъекта.
Административныйхарактер границ субъектов Федерации вытекает из содержания ч. 1 ст. 74Конституции, запрещающей установление таможенных границ, пошлин, сборов идругих препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.
Глава 2. Административно-территориальное устройствоРоссийской Федерации. §1 Понятие и принципыадминистративно-территориального устройства
Административно-территориальное устройствогосударст­ва — это разделение его территории на определенные части, всоответствии с которыми строится система местных органов государственной властии органов местного самоуправления. Такие части принято называть административно-террито­риальнымиединицами.[3]
Административно-территориальное устройствоявляется атрибутом любого государства. Однако если унитарное госу­дарство самоделится на административно-территориальные единицы, то в федеративномгосударстве такое деление име­ют лишь субъекты федерации.
В Российской Федерацииадминистративно-территориальное устройство ее субъектов базируется на рядепринципов.
Важнейшим из них является экономическийпринцип, требующий при образовании административно-территори­альныхединиц учета особенностей хозяйственного профиля, направления развитияхозяйства, количества и плотности населения, наличия центров его экономическоготяготения, состояния путей сообщения. Реализация этого принципа спо­собствуеткак развитию производительных сил страны и от­дельных ее частей, так иуспешному выполнению местными органами государственной власти и органамиместного само­управления стоящих перед ними задач в хозяйственном и со­циальномразвитии соответствующих территорий.
В условиях многонационального государства, какимяв­ляется Российская Федерация, важную роль играет нацио­нальный принципадминистративно-территориального уст­ройства. Он предполагает всестороннийучет национального состава населения и его особенностей при создании и изме­ненииадминистративно-территориальных единиц, что спо­собствует социально-культурномуразвитию малочисленных наций и народностей Российской Федерации.
Успешное решение местными органамигосударственной власти и органами местного самоуправления стоящих перед нимизадач во многом зависит от их близости к населению,позволяющей имлучше удовлетворять повседневные нужды и запросы населения, опираться на егопомощь. Поэтому максимальное приближение, как государственного аппара­та,так и местного самоуправления к населениютоже яв­ляется важнымпринципом, в соответствии с которым стро­ится административно-территориальноеустройство субъек­тов Российской Федерации.[4]
Действующая Конституция Российской Федерации не ре­гулируетвопросы административно-территориального уст­ройства. Эти вопросы — областьдеятельности главным обра­зом субъектов Российской Федерации, каждый из которыхрешает их самостоятельно, применительно к своим специфи­ческим условиям вконституциях республик в составе Рос­сийской Федерации, а также в уставахдругих ее субъектов.§2. Республикав составе Российской Федерации как субъект административно-территориальногоустройства.
В составе Российской Федерации в качестве еесубъектов в настоящее время находится 21 республика. Эти республики существенноотличаются друг от друга по размеру территории, численности населения и т. д.На­пример, территория Республики Бурятия составляет 351,3 тыс. кв. км, аРеспублика Северная Осетия — Ала­ния имеет территорию размером в 8 тыс. кв. км.Население Республики Башкортостан более чем в 5 раз превышает на­селениеКабардино-Балкарской Республики и более чем в 16 paз — население РеспубликиТыва. Однако эти различия не оказывают влияния ни на их место в составеРоссийской Фе­дерации, ни на объем их полномочий. Таким образом, все республикиимеют равный конституционно-правовой статус в составе Российской Федерации.[5]
Республика в составе Российской Федерации — этодемократическое правовое государство, созданное в ее рамках.
Согласно Конституции Российской Федерации (ст.66), статус республики определяется Федеральной Конституцией и конституциейреспублики. Таким образом, Конституция Российской Федерации устанавливаетконституционно-правовой характер взаимоотношений между Федерацией и еесубъектами — республиками в составе Российской Федера­ции.[6]
Конституционно-правовой статус республикихарактеризуется, прежде всего тем, что республика является государ­ством всоставе Российской Федерации, обладающим всей полнотой государственной(законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, крометех полномочий, которые в соответствии с Конституцией России на­ходятся введении федеральных органов государственной власти. Государственная властьреспублики исходит от ее на­рода, реализовавшего свое право на самоопределениев фор­ме государства в составе Российской Федерации.
Конституционно-правовой статус республики всоставе Российской Федерации далее характеризуется тем, что каж­дая республикаимеет свою территорию.
Республика обладает территориальнымверховенством. Ее территория — пространственный предел ее власти. Вы­сшиеорганы государственной власти республики распрост­раняют свою власть на всютерриторию республики.
Территория республики не может быть изменена безее согласия, Границы между субъектами Российской Федера­ции, согласно федеральнойКонституции (ст. 67), могут быть изменены с их взаимного согласия.
Конституционно-правовой статус республики в составеРоссийской Федерации характеризуется и тем, что каждая республика имеет своюконституционно-правовую систему, которая включает конституцию республики,республиканские законы и другие нормативные правовые акты, изданные, в пределахее компетенции, договоры и соглашения республики с Российской Федерацией, сдругими ее субъектами. Каждая республика принимает свою конституцию, кото­раязакрепляет основы ее конституционного строя; права, свободы и обязанностичеловека и гражданина в республике; государственно-правовой статус республики;систему, прин­ципы организации и деятельности, а также компетенцию за­конодательных,исполнительных и судебных органов респуб­лики и органов местногосамоуправления.
Имеющиеся у республик конституции устанавливаютсяими самостоятельно. Они принимаются в порядке, опреде­ленном самой республикой,и не нуждаются в последующем их утверждении органами государственной властиРоссий­ской Федерации.
Являясь относительно самостоятельной,республиканская конституционно-правовая система входит в федеральнуюконституционно-правовую систему в качестве ее составной части. Поэтомуконституции, законы и иные нормативные правовые акты республик не могутпротиворечить Конститу­ции Российской Федерации и федеральным законам, приня­тымв пределах полномочий Российской Федерации. В слу­чае противоречия междуфедеральным законом и актом, из­данным в республике, действует федеральныйзакон.
Вместе с тем в случае противоречия междуфедеральным законом, изданным вне пределов полномочий Российской Федерации, инормативным правовым актом республики действует нормативный правовой актпоследней.
Республика в составе Российской Федерации пользуетсяправом законодательной инициативы в Федеральном Собра­нии Российской Федерации.Она вправе участвовать в раз­работке федеральных нормативных правовых актов попред­метам совместного ведения Федерации и республик в ее со­ставе.
При нарушении федеральными властями прерогатив ре­спубликив области нормотворческой деятельности она вправе обратиться за защитой своихинтересов в Конституционный Суд Российской Федерации. Республика в составеРоссийской Федерации самостоя­тельно определяет систему своих органовгосударственной власти в соответствии с основами конституционного строя, общимипринципами организации представительных и ис­полнительных органовгосударственной власти в Российской Федерации и республиканскимзаконодательством.
Каждая республика имеет свой законодательный(пред­ставительный) орган — парламент; главу исполнительной власти или главуреспублики (Президента); свое правитель­ство; свои Верховный суд и Высшийарбитражный суд. Мно­гие республики имеют свой Конституционный суд. Системуорганов прокуратуры в республике возглавляет прокурор ре­спублики, подчиненныйГенеральному прокурору Россий­ской Федерации.
В пределах ведения Российской Федерации и ееполно­мочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и республик вее составе органы исполнительной вла­сти этих республик входят в единую системуисполнительной власти в Российской Федерации.        Каждая республика имеетсвое гражданство, которое определяется республиканским законом.

§3. Край,область, город федерального значения как субъектыадминистративно-территориального устройства РФ.
 
В составе Российской Федерации б краев, 49областей 2 города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург. Ониявляются государственно-территориальными образованиями в составе РоссийскойФедерации, которым в соответствии с действующей Конституцией Российской Федерации(ст. 65) придан статус субъектов Российской Федерации.[7]
Статус краев, областей и приравненных к нимгородов федерального значения определяется Конституцией Российской Федерации(гл. 3), Федеративным договором от 31 марта 1992 г. И другими федеральнымиактами.
Являясь субъектами Российской Федерации, края,обла­сти и города федерального значения обладают определенной учредительнойвластью. Они вправе принимать свои уста­вы, законы и иные нормативныеправовые акты.
Устав закрепляет конституционно-правовой статускрая, области, города федерального значения; организацию госу­дарственнойвласти, порядок нормотворческой деятельности; административно-территориальноеделение и организацию местного самоуправления.
Края, области, города федерального значениярасполага­ют своей территорией, которая не может быть изменена без их согласия.Границы между ними и другими субъектами Российской Федерации могут бытьизменены с их согласия. Каждый край, область, город федерального значения об­разуюторганы представительной, исполнительной и судеб­ной власти, которые действуютна основе Конституции Рос­сийской Федерации, а также уставов края, области,города федерального значения.
Надо сказать, что если прежде органы властикраев, об­ластей, городов республиканского значения относились зако­нодательствомк местным органам власти, то в настоящее время они к таковым не относятся, аявляются органами го­сударственной власти субъектов Федерации.
Края, области, города федерального значениявправе иметь свою символику. Края, области, города Москва и Санкт-Петербургявля­ются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономическихсвязей, соглашений с другими края­ми, областями, а также республиками,автономной обла­стью, автономными округами, если это не противоречитКонституции и законам Российской Федерации. Координа­ция международных ивнешнеполитических связей краев, областей, городов Мосты иСанкт-Петербургаосуществляется федеральными органами государственной власти РоссийскойФедерации совместно с органами власти краев, областей, городов Москвы иСанкт-Петербурга.
Статус края, области, города федеральногозначения; может быть изменен только по взаимному согласию Российской Федерациии соответствующего края, области, города федерального значения
Края и области имеют свои административные центры.
Определенными особенностями характеризуетсястатус такого субъекта Российской Федерации, как Москва, являю­щегося столицейРоссии. 15 апреля 1993 г. был принят Закон Российской Федерации «О статусестолицы Российской Фе­дерации».
Органы государственной власти города Москвы всвязи с осуществлением функций столицы: предоставляют в установленном закономпорядке феде­ральным органам государственной власти Российской Феде­рации,представительствам республик в составе Российской Федерации, автономной области,автономных округов, кра­ев, областей, города Санкт-Петербурга, а такжедипломати­ческим представительствам иностранных государств в Рос­сийскойФедерации земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения, жилойфонд, жилищно-комму­нальные, транспортные и иные услуги; обеспечиваютнеобходимые условия для проведения об­щегосударственных и международныхмероприятий; участвуют в разработке и осуществлении целевых феде­ральныхпрограмм развития города Москвы; участвуют в содержании и развитии систем связи,феде­ральных автомобильных дорог общего пользования и иных транспортных системна территории города Москвы; согласовывают проект генерального плана развитиягоро­да Москвы с федеральными органами государственной власти РоссийскойФедерации.
Затраты Москвы, связанные с осуществлением еюфунк­ций столицы, полностью компенсируются за счет субвенций изреспубликанского бюджета Российской Федерации.
Здания, строения, сооружения и помещения,находящи­еся в собственности города Москвы, предоставляются его органамигосударственной власти федеральным органам государственной власти,представительствам субъектов Федерации в аренду в порядке, установленном законодательствомРоссийской Федерации.
В таком же порядке предоставляются в арендунаходящиеся в собственности города Москвы здания, строения, сооружения ипомещения дипломатическим представительствам иностранных государств вРоссийской Федерации, если иное не установлено международными договорами РоссийскойФедерации.§4. Автономнаяобласть, автономный округ как единицы административно-территориальногоустройства РФ.
В составе Российской Федерации в качестве еесубъект находятся: Еврейская автономная область, а также Эве­нкийский иТаймырский (в составе Красноярского края); Ненецкий (в составе Архангельской области);Коми-Пермяцкий (в составе Пермской области); Мансийский и Ямало-Ненецкий (всоставе Тюменской области); Усть-Ордынский Бурятский (в составе Иркутской области);Корякский (в составе Камчатской области); Агинский Бурятский (в составеЧитинской области) и Чукотский автономные округа.
Еврейская автономная область является одной из формнациональной государственности народов Российской Федерации.
Автономный округ — национальное государственноеоб­разование, отличающееся особым национальным составом и бытом населения. Онявляется формой национальной госу­дарственности малых народностей и этническихгрупп Край­него Севера, Сибири и Дальнего Востока. До 1990 года все автономныеокруга находились в составе краев или областей. Законом от 15 декабря 1990 г.[8]автономным округам была предоставлена возможность самостоятельно решать вопросо вхождении в состав Федерации через край, область или не­посредственно. Этимправом воспользовался Чукотский ав­тономный округ, который в соответствии сЗаконом Россий­ской Федерации от 17 нюня 1992 г. входит непосредственно всостав Российской Федерации.[9]
Однако действующая Конституция Российской Федера­циитакой возможности не предусматривает. В ней указы­вается (ст. 66), чтоотношения автономных округов, нахо­дящихся в составе края или области, могутрегулироваться федеральным законом и договором между органами госу­дарственнойвласти автономного округа к соответственно органами государственной власти краяили области. В ней также указывается (ст. 67), что границы между субъектамиРоссийской Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия.
Автономные округа обладают огромной территориейпри небольшой численности населения. Семь автономных окру­гов имеют территориюот 181,5 тыс. кв. км (Ненецкий) до 860,2 тыс. кв. км (Таймырский), причем пятьиз них — бо­лее полумиллиона квадратных километров. В то же время только водном из них, Ханты-Мансийском, население со­ставляет более полумиллионачеловек.
В каждом автономном округе проживает, какправиле, несколько народностей. Например, в Ханты-Мансийском ав­тономном округепроживают ханты, манси, коми и ненцы; в Корякском — коряки, чукчи, ительмены иламуты; в Чукот­ском — чукчи, эскимосы, эвены, коряки и юкагиры.
Статус автономной области и автономного округаопре­деляется Конституцией Российской Федерации, Федератив­ным договором от 31марта 1992 г.
Согласно Конституции Российской Федерации (ст.66)по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области,автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области,автономном округе.
 Кроме того, отношения автономных входящих всостав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договороммежду органами государственной власти соответственно края или области.
Автономная область и автономные округа обладают элементамиучредительной власти. Это проявляется в их праве принимать своя уставы,законы я иные нормативные правовые акты.
Автономная область и автономный округ располагаютсвоей территорией, которая не может быть измена без их согласия.
Статус автономной области и автономного округаможет быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и автономнойобласти или автономного округа в соответствии с федеральным конституционнымзаконом.
 Взаимоотношения между автономными округами, нахо­дящимисяв составе краев или областей, определяются уста­вами этих краев, областей иуставами соответствующих ав­тономных округов.  § 5.Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации.
Территориальной единицей признается обособленнаячасть терри­тории области в виде одного или нескольких поселений с прилегающимиземлями и установленными границами. Тер­риториальные единицы областиподразделяются на единицы базового и первичного уровня территориальногоустройства области.
К базовому уровню территориального устройстваобласти относятся города областного значения и районы. К первичному уровнютерриториального устройства области относятся иные территориальные единицы. Позакону Воронежской области – высший уровень и первичный.[10]
Таким образом, конституции и уставы субъектовРоссий­ской Федерации различают базовые и первичные админист­ративно-территориальныеединицы субъектов.
К первым из них относятся районы (уезды) и городареспубликанского, областного (краевого) значения.
Ко вторым — города район­ного значения, районы вгородах, поселки, сельские поселе­ния.
Район (уезд) — административно-территориальнаяеди­ница, составляющая часть республики, края, области, автономной области,автономного округа. В экономическом отно­шении каждый район (уезд) представляетсобой сложный многоотраслевой организм, включающий сельскохозяйственные предприятия,как правило, небольшие промышленные предприятия главным образом, по переработкесельскохозяй­ственного сырья, коммунально-бытовые предприятия и торгово-закупочныеорганизации. Ведущее место в районе (уез­де) принадлежит сельскохозяйственномупроизводству. Кро­ме того, каждый район (уезд) является базой для всех видовсоциально-культурного обслуживания сельского населения. Исключительно важнуюроль в политической, хозяйст­венной и культурной жизни страны играют города.Они являются местом сосредоточения большинства промышленных предприятий,значительного числа предприятий и учреждений коммунального хозяйства, жилогофонда, медицинских, культурно-просветительных и других учреждений, связанных собслуживанием населения.
По подчиненности, зависящей от значения города,численности его населения, его промышленного и культурного уровня, перспективразвития ряда других условий все города подразделяются на следующие основныевиды: города республиканского (республики в составе Российской Федерации)значения; города краевого областного, окружного (автономный округ) значения;города районного значения.
Обеспечение нормального функционирования крупныхгородов с их сложным хозяйством, обширной территорией и многочисленнымнаселением обусловило их де­ление на менее крупныеадминистративно-территориальные единицы — городские районы.
Городские районы созданы во многих городах республи­канского,краевого и областного значения, насчитывающих свыше 100 тыс. человек. Ониявляются частью этих городов и представляют собой низовуюадминистративно-территориальную единицу.
К городским поселениям относятся также поселки,явля­ющиеся одним из видов административно-территориальных единиц. Ониотличаются от городов меньшими размерами территории я меньшей численностьюнаселения. Поселки де­лятся на три категории: рабочие, курортные и дачные.
К категории рабочих поселков относятся населенныепун­кты, на территории которых имеются промышленные пред­приятия, стройки,железнодорожные узлы и другие, эконо­мически важные объекты. Курортнымипоселками являются населенные пункты, расположенные в местностях, имеющихлечебное значение. К дачным поселкам относятся населен­ные пункты, основноеназначение которых заключается в об­служивании городов в качестве места летнегоотдыха или са­наторного лечения.
Самой многочисленной административно-территориаль­нойединицей в настоящее время являются сельские посе­ления(села, станицы,деревин, хутора, аулы и др.), подав­ляющее большинство жителей которых занятосельским хозяйством. Территория сельского поселения как административно-территориальнойединицы может охватывать од­но село или несколько сел, образуя сельский округ(волость, сельсовет я т. д.).
Помимо перечисленных административно-территори­альныхединиц, ставших давно уже традиционными, на территории Российской Федерации впоследние годы созданы и другие административно-территориальные единицы. Так, территорияМосквы сегодня делятся не на районы в городе, как это было прежде, а наадминистративные округа, кото­рые включают в себя муниципальные районы.[11]
Административный округ — внутригородскаяадминистративно-территориальная единица, система органов власти которойстроятся на основе централизованного управления.
Муниципальный район — административно-территориальнаяединица города Москвы, в границах которой осуще­ствляется самоуправлениенаселения, проживающего на дан­ной территории. Муниципальные районы образуютсяс уче­том социально-экономических характеристик соответствующих территорий, ихградостроительных иисторических особенностей, наличия жилых комплексов,объектов муни­ципальной инфраструктуры. Границы и названия муници­пальныхрайонов устанавливаются Московской городской думой по представлению мэра городаМосквы.
Муниципальный район делится на микрорайоны (поселе­ния),в которых могут создаваться органы территориального общественногосамоуправления. Границы и название микро­района определяются органами местногосамоуправления муниципального района.
На территории некоторых субъектов Федерации дляком­пактно проживающих численно небольших групп национальностей создаютсянациональные районы. Немецкие на­циональные районы созданы в Алтайском крае и вОмской области.
В Российской Федерации имеются также закрытыеадми­нистративно-территориальные образования. Согласно Закону Российской Федерацииот 14 июля 1992 г. «О закрытом адми­нистративно-территориальном образовании»,им признает­ся имеющее органы местного самоуправления территориальное образование,в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке,изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработкерадиоактивных к других материалов, военные и иные объекты, для которыхнеобходим особый режим безопасного функционирования и охраны государственнойтайны, включающий специальные условия проживания граждан.
Закрытое административно-территориальное образованиеявляется административно-территориальной единицей. Его территория и границыопределяются исходя из особого режима безопасного функционирования предприятий иобъектов, а также с учетом потребностей развития на­селенных пунктов.
Границы закрытогоадминистративно-территориального образования могут не совпадать с границамиреспублик в со­ставе Российской Федерации, автономной области, автоном­ныхокругов, краев, областей, районов. В ведение органов местного самоуправлениязакрытого административно-тер­риториального образования передаются другиенаселенные пункты, расположенные на его территории.
Населенные пункты, расположенные в закрытом адми­нистративно-территориальномобразовании, имеют офици­альные географические названия и вносятся всоответствую­щие картографические и иные документы, за исключением случаев,специально устанавливаемых органами государст­венной власти РоссийскойФедерации.
Закрытое административно-государственноеобразование находится в ведении федеральных органов государствен­ной власти повопросам установления административной подчиненности, границ этого образованияя земель, отведен­ных предприятиям и (или) объектам; определения полномо­чийорганов государственной власти республик в составе Рос­сийской Федерации,автономной области, автономных окру­гов, краев, областей в отношении этогообразования; введения и обеспечения особого режима безопасного функ­ционированияпредприятий и (или) объектов, включающего специальные условия проживанияграждан.
Важным является вопрос о порядке образования ипре­образования, различных административно-территориальных единиц. Образование,упразднение, объединение, установ­ление границ базовыхадминистративно-территориальных единиц осуществляются органами государственнойвласти соответствующих субъектов Федерации, а первичных адми­нистративно-территориальныхединиц — органами государ­ственной власти или органами местного самоуправленияба­зовых административных единиц, в состав которых входят соответствующиепервичные административно-территори­альные единицы.[12]
Решение о создании закрытогоадминистративно-терри­ториального образования с установлением его администра­тивно-территориальнойподчиненности принимается Прези­дентом Российской Федерации по представлениюПравитель­ства Российской Федерации в случаях, когда иные меры не могутобеспечить безопасное функционирование предприя­тий и объектов.
Заключение.
Наоснове комплексного теоретического исследования проведенного в данной курсовойработе по теме «Административно-территориальное устройство субъектов РоссийскойФедерации» можно сделать вывод о том, что современные тенденции в областигосударственного строительства все более активно требуют ревизии всегоогромного массива федерального законодательства, затягивание с которой искажаетперспективу модернизации государства, ее тактику и стратегию.
Субъектныйсостав Российской Федерации. Недостатки субъектного состава РоссийскойФедерации, закрепленного в ст.5 и 65 Конституции, хорошо известны: это ислишком большое количество субъектов, и «пестрота» их статуса, инеопределенность в правовом положении отдельных субъектов. Существующее сегодняколичество субъектов Федерации (89) явно чрезмерно. Управление такимколичеством субъектов малоэффективно, поэтому одним из главных обоснованийнеобходимости укрупнения субъектов является обеспечение большей эффективностиуправления. При этом очевидно, что само по себе укрупнение является всего лишь«верхушкой айсберга» на фоне решения проблем модернизации федерализмав целом. Укрупнение субъектов Федерации неизбежно вызовет ломку всей структурыфедеративного устройства и потребует создания новой, более жизнеспособной всовременных условиях.
Принциправноправия субъектов Российской Федерации. В части 4 ст.5 Конституцииговорится о том, что «во взаимоотношениях с федеральными органамигосударственной власти все субъекты Российской Федерации между собойравноправны». Однако в части 1 той же статьи сказано, что «РоссийскаяФедерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения,автономной области, автономных округов — равноправных субъектов РоссийскойФедерации».
«Окаком равноправии может идти речь, если в самой Конституции предусматриваетсяналичие шести разновидностей субъектов?»[13] Кроме того, в части 2ст.5 предусматривается, что республика (государство) имеет свою конституцию, апрочие субъекты — только уставы. В данном случае налицо явное противоречие,поскольку субъектам конституционных правоотношений предписываются разные моделиповедения, следовать которым в практической деятельности весьма проблематично.
Такимобразом, существует неразрешенное конституционное противоречие, касающеесяправового статуса субъектов Федерации, грозящее деструктивными тенденциямифедеративного устройства. Помимо ст.5, Конституция содержит еще ряд основанийдля дифференциации статуса субъектов РФ, которые вместе с внеконституционнымисоставляют внушительный перечень. Не исключена ситуация, при которой каждыйсубъект Федерации будет иметь свой собственный исключительный статус. Укажем нанекоторые конституционные же противоречия принципу равноправия субъектовРоссийской Федерации:
— предусматривается существование шести разновидностей субъектов: республик, краев,областей, городов федерального значения, автономной области и автономныхокругов (ч.1 ст.5, а также ст.65);
— только республика является государством (ч.2 ст.5);
— республика имеет свою конституцию, а другие субъекты — только уставы (ч.2 ст.5,ч.1 и 2 ст.66);
— республики вправе устанавливать свои государственные языки (ч.2 ст.68);
— вперечне ст.65 субъекты Федерации указаны не в алфавитном порядке (впоследовательности их перечисления большую роль сыграли представления о разныхвидах субъектов);
— существуеттакая разновидность субъектов Федерации, как автономные округа, входящие всостав других субъектов — краев и областей (ч.4 ст.66), вследствие чегопоявляется феномен «сложносоставных субъектов РФ»;
— особый статус имеет город Москва — столица Российской Федерации, что такжеотражено в Конституции (ч.2 ст.70).
Список использованнойлитературы
1.       КонституцияРФ. М.: НОРМА-ИНФРА М, 1999.-80с.
2.       КонституцияРоссийской Федерации: Официальный текст с историко-правовым комментарием. М.:Издательская группа ИНФРА.М- НОРМА,1996.
3.       БаглайМ.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юрид. вузов ифакультетов. 3-е изд.- М.: Норма, 2001.-766с.
4.       БаглайМ.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации: Учебник дляюридических вузов и факультетов. М.: Изд. группа «Инфра-М — Кодекс»,1996.- 720с.
5.       Глигич-ЗолотареваМ.В. Законодательная база федеративных отношений: перспективысовершенствования//«Журнал российского права», 2002.- N 7.
6.       ЕскинаЛ.Б. Конституционная реформа в России: кризис или очередной этап? //Правоведение, 2001.- N2.
7.       ЗиновьевА.В. Конституционное право России: проблемы теории и практики.- СПб.: Изд.Торг. Дом «Герда», 2000.- 321с.
8.       Конституционноеправо России: Сборник конституционно-правовых актов. Том 1-2 / Составитель Н.А.Михалева; Отв. ред. О.Е. Кутафин.- М.: Юристъ, 2001.- 516с.
9.       Комментарийк Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева.- М.: Фонд«Правовая культура», 1996.-473с.
10.     Постатейныйкомментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д.Карповича.-М.: Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002.-959 с.
11.     Конституционноеправо России: Сборник нормативных правовых актов и документов (по состоянию на1 августа 1996 г.) / Сост. и автор вступит. статьи А.Е. Козлов. М.: Бек, 1996.-654с.
12.     СмоленскийМ.Б. Конституционное государственное право России.- Ростов н/Дону: Феникс,2002.- 415с.
13.      ЗаконВоронежской области “Об административно-территориальном устройстве Воронежскойобласти от 17.05.1995г./ СЗ РФ 2002 г. №1254 ст128.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Вугільна промисловість України і Польщі сучасний стан та перспективи
Реферат Аллегорически-моральное содержание сюжета драмы Визит старой дамы
Реферат Человек в мире культуры, цивилизации и ценностей
Реферат Монтаж наружного трубопровода
Реферат Генетично модифіковані рослини
Реферат Факторы опасности, меры предупреждения и действия населения при ураганах, смерчах, бурях, цунами
Реферат Писарев - "Лирика Тютчева"
Реферат Пассажирский транспорт республики Карелия история перспективы современность
Реферат Исследование влияния изменения параметров и структуры ПТС ПТУ с турбиной типа ПТ-145130 на показ
Реферат Медовий рік української преси як історичний факт
Реферат Отзыв на роман "Евгений Онегин"
Реферат Праздник как форма культурной памяти: проблема «забвения» и реконструкции прошлого
Реферат Asian Theatre Essay Research Paper Asian theatre
Реферат Изучение динамики затрат на машиностроительном предприятии
Реферат Создание нескончаемого удовольствия