КУРСОВАЯРАБОТА
по административномуправу
на тему:
«Административно-правовыеи организационные основы лицензирования отдельных видов деятельности вРеспублике Беларусь»
Содержание
Введение
1. Лицензированиеотдельных видов деятельности как институт административного права
2. Нормативно-правовоерегулирование лицензирования отдельных видов деятельности в республике Беларусь
3. Некоторые проблемыпрактического применения законодательства о лицензировании отдельных видовдеятельности
Заключение
Список использованныхисточников
Введение
Государствокак система управления во все времена и во всех странах оказывало ключевоевлияние на развитие общества и всех его институтов. Государство, обладаявластными полномочиями, образует широкий набор средств и методов регулированияобщественных отношений. Среди них можно назвать лицензирование отдельных видовдеятельности как один из примеров разрешительных систем регулированияобщественных отношений.
Согласно статье 23 КонституцииРеспублики Беларусь ограничение прав и свобод личностидопускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальнойбезопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения,прав и свобод других лиц.
Одним из таких ограничителей при осуществлении гражданских и иныхправ, предусмотренных Конституцией и законодательством Республики Беларусь, иявляется лицензирование отдельных видов деятельности, которые можетосуществлять гражданин Республики Беларусь для реализации положений статьи 41Конституции, гарантирующей право на трудкак наиболее достойный способ самоутверждения человека, и всоответствии с частью 4 статьи 17 Конституции, гдеговорится: «Государство гарантирует всем равные возможности свободногоиспользования способностей и имущества для предпринимательской и иной незапрещенной законом экономической деятельности».
Административно-правовое регулированиелицензирования включает в себя регламентацию данной деятельности назаконодательном уровне в виде издания нормативных правовых актов, деятельностьорганов исполнительной власти в области правоприменения, а также контроль инадзор в данной области.
Лицензирование – комплекс реализуемыхгосударством мер, связанных с выдачей лицензий, их дубликатов, внесениемизменений и (или) дополнений в лицензии, приостановлением, возобновлением,продлением срока действия лицензий, прекращением их действия, контролем засоблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельностисоответствующих лицензионных требований и условий. [17]
Объектом исследования данной курсовойработы являются общественные отношения, которые складываются между субъектамилицензирования, как вида деятельности специально уполномоченных органовисполнительной власти, которая выражается в официальном признании заопределёнными субъектами прав на занятие отдельными видами деятельности.
Предмет исследования составляют нормыадминистративного и гражданского законодательства, регулирующие разрешительнуюдеятельность в сфере лицензирования, а также практика их применения.
Целью данной курсовой работы являетсякомплексное исследование теоретических, законодательных и практических основлицензирования отдельных видов деятельности.
Исходя из намеченной цели, поставленыследующие задачи:
· установить и доказать принадлежность института лицензированияотдельных видов деятельности к сфере административного права;
· проследить путь становления института лицензирования в РеспубликеБеларусь;
· проанализировать действующую систему нормативно-правовогорегулирования разрешительно-лицензионной деятельности;
· попытаться выявить недостатки в сфере лицензирования отдельныхвидов деятельности и предложить способы их устранения.
В курсовой работе применены следующиеметоды: системный, сравнительный, конкретно-социологический,формально-логический и анализ.
Курсовая работа состоит из введения, 3-хглав, заключения и списка литературы, что обусловлено целью, задачами и логикойисследования.
1. Лицензирование отдельных видов деятельности как институт административногоправа
Тот факт, что лицензирование –самостоятельный правовой институт системы права Республики Беларусь, достаточноочевиден. Однако противоположные точки зрения относительно принадлежности этогоинститут к какой-то отрасли права существуют. Некоторые исследователи полагают,что лицензирование является гражданско-правовым институтом[7, с.90]. Другие жесчитают, что это институт административного права[32, с.7]. Чтобы точноответить на этот вопрос необходимо точно знать исходные позиции правовогорегулирования предпринимательства и основные черты, присущие упомянутым институтамнациональной системы права.
Самодостаточность норм, регулирующихвопросы предпринимательской деятельности, которые обозначены в Гражданскомкодексе Республики Беларусь (далее – ГК Республики Беларусь), вызываетсомнения. Безусловно, частные правоотношения гражданское законодательствоохватывает в достаточной мере, что и неудивительно, ведь именно на этонаправлена его деятельность. Однако есть вопросы, которые необходимо решать нес позиций частных интересов, например, отношения, возникающие между субъектамихозяйствования и государственными органами, а с позиций сферы интересовпубличного права[27, с.66].
В плане конструирования правовой регламентациипредпринимательства следует иметь в виду, что публичное право служит:
· Пусковым механизмомреализации прав (например, на ведение предпринимательской деятельности);
· Условием осуществленияправ (например, на осуществление отдельных видов деятельности);
· Средством ограничениячастных интересов, что является объективно необходимым[15, с.58].
В ч.1 ст.45 ГК Республики Беларусьзакреплено правило о том, что юридические лица могут заниматься отдельнымивидами деятельности на основании лицензии. Однако это правило не создаёт ни каких-либодозволений, ни запретов. Также, предмет и метод регулирования отношений, возникающихв сфере лицензирования, выходят за рамки гражданско-правового регулирования ине могут быть регламентированы только с позиции свободы частных интересов.
Определение отраслевой принадлежностилицензирования зависит от уяснения предмета и метода правового регулированияданного института[15, с.58].
Предметом института лицензированияявляются правоотношения, опосредующие управляющие воздействия управомоченныхорганов управления на хозяйствующие субъекты, исходя из публичных интересовобщества и государства[14, с.131].
Лицензионным правоотношениям присущатрадиционная структура, т.е. субъект, объект, содержание.
Одним из субъектов лицензионныхправоотношений является соискатель лицензии. Соискателем лицензии может бытьюридическое лицо, индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующийорган с заявлением с приложением необходимых документов для получения лицензии,а также физическое лицо, ходатайствующее о предоставлении ему права занятияадвокатской или частной нотариальной деятельностью[17].
Другим обязательным субъектомправоотношений, возникающих в процессе лицензирования, является лицензирующийорган, которым согласно Декрету Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003года №17 (далее – Декрет №17) с последующими изменениями и дополнениями можетбыть республиканский орган государственного управления и иная государственнаяорганизация, подчинённая Правительству Республики Беларусь, Национальный Банк,местные исполнительные и распорядительные органы, а также другойгосударственный орган, уполномоченный осуществлять лицензирование.
Лицензирующий орган занимает позициюконтролирующей инстанции и имеет право вмешиваться в деятельностьхозяйствующего субъекта в целях приведения его деятельности в соответствие сустановленными условиями и требованиями законодательства. Лицензирующие органывправе не только проводить проверки соблюдения лицензионных требований иусловий, но и своим волевым решением приостановить или прекратить действие лицензии[15,с.60].
К объекту лицензионных правоотношенийотносят хозяйственную деятельность, которая не ограничена количественнымикритериями и носит длящийся характер[27, с.16].
Содержание лицензионных правоотношенийсоставляют субъективные права и обязанности субъектов правоотношения.Субъективные права – предусмотренные нормами права возможности определённогоповедения. Субъективные обязанности – меры должного поведения участников правоотношения.
Характерной особенностью лицензионныхправоотношений является преобладание правоотношений, в которых властным правамлицензионных органов корреспондируются обязанности хозяйствующих субъектов, имеющихлицензию либо изъявивших желание её получить. Объём субъективных правлицензирующих органов значительно превышает объём субъективных прав субъектовхозяйствования.
Метод правового регулирования, по общемуправилу, — совокупность приёмов и способов, с помощью которых осуществляетсявоздействие на участников правовых отношений[30, с.30]. В сфере лицензированияотдельных видов деятельности основным способом регулирования правоотношенийвыступает императивный метод, который существенно ограничивает автономию волисубъектов этих правоотношений и предписывает им модель поведения, или жезапрещает какие-либо юридически значащие действия.
Из всего вышесказанного следует, чтолицензионным правоотношениям свойственны следующие признаки:
1. в качестве обязательносубъекта правоотношений выступает государственный орган;
2. лицензионныеправоотношения характеризуются отношениями власти-подчинения и юридическимнеравенством сторон;
3. лицензионные отношениявозникают в целях удовлетворения, как частных, так и публичных интересов.
Таким образом, на основании приведённыхдоводов можно констатировать, что институт лицензирования в большей степениотносится к сфере регулирования административного права и представляет собойсистему административно-правовых норм.
2. Нормативно-правовоерегулирование лицензирования отдельных видов деятельности в Республике Беларусь
До 2003 года в Республике Беларусь общиевопросы лицензирования находились в компетенции Правительства РеспубликиБеларусь, а именно данные отношения регулировались постановлением СоветаМинистров Республики Беларусь от 16 октября 1991 г. N 386 «О порядке выдачисубъектам хозяйствования специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельныхвидов деятельности и государственной регистрации предпринимателей, осуществляющихсвою деятельность без образования юридического лица» и постановлением КабинетаМинистров Республики Беларусь от 21 августа 1995 г. N 456 «О перечне видовдеятельности, на осуществление которых требуется специальное разрешение(лицензия), и органов, выдающих эти разрешения (лицензии)», а отдельные – введении лицензирующих органов.
За период с 21 августа 1995 года по 2 мая2003 года в названное постановление Кабинета Министров внесено более 70изменений и дополнений[32, с.5], поэтому в целях совершенствованиягосударственного регулирования отдельных видов деятельности и в соответствии сч. 3. ст. 101 Конституции Республики Беларусь, Президентом Республики Беларусьиздан Декрет № 17.
Его главным достоинством стало то, что водном нормативном акте собраны все основополагающие нормы, касающиесялицензирования: условия и порядок выдачи лицензий, уполномоченные органыгосударственного управления, требования, Перечень лицензируемых видовдеятельности.
Принципиальным отличием нового документастало существенное сокращение количества лицензируемых видов деятельности со165 до 49, а с учетом подвидов работ и услуг – с более 1,5 тыс. до 487.Наиболее существенные сокращения подвидов произошли в Министерстве здравоохранения.Из 731 медицинского и 61 фармацевтического остались соответственно 182 и 5[6,с.4].
В утвержденном Декретом Положении о лицензированиисодержится закрытый перечень оснований, по которым лицензирующий орган может отказатьв выдаче лицензии.
Перечисленные выше постановления были признаны утратившимисилу с 1 ноября 2003 года в соответствии с Постановлением Совета МинистровРеспублики Беларусь от 20 октября 2003 года № 1389 «О внесении изменений идополнений в некоторые постановления Правительства Республики Беларусь ипризнании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Беларусьпо вопросам лицензирования».
Пунктом 1 Декрета № 17 определено, что в интересахнациональной безопасности, общественного порядка, защиты прав и свобод,нравственности, здоровья населения, охраны окружающей среды, право на осуществлениеюридическими и физическими лицами отдельных видов деятельности, определяемыхДекретом № 17, может быть реализовано после получения в установленном порядкеспециального разрешения – лицензии.
Декретом № 17 установлено, что в случае расхождения егонорм с нормами других законодательных актов, регулирующих осуществление отдельныхвидов деятельности на основании лицензий, применяются нормы Декрета № 17.
Декретом № 17 утверждено Положение о лицензированииотдельных видов деятельности (далее – Положение от 14 июля 2003 года) иПеречень видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения(лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и организаций(далее – Перечень). Указанный перечень является исчерпывающим. Виды деятельности,не подлежащие лицензированию в соответствии с Декретом № 17, осуществляются безналичия соответствующих специальных разрешений.
В соответствии с Перечнем все виды лицензируемойдеятельности можно условно подразделить на три основные группы:
· в первую входят виды деятельности,которые не ограничены количественными и качественными показателями, которыеимеют длительный характер (например, деятельность, связанная со строительствомобъектов);
· второй вид деятельности – деятельность,исчерпывающаяся однократным действием и имеющая количественные критерии(например, перевод валютных ценностей за рубеж);
· третий вид объединяет в себя первый ивторой виды деятельности (например, внешнеторговая деятельность)[29, с.28-29].
Также необходимо отметить, что в соответствии с п. 1Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 декабря 2003 года №1666 «О некоторых мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от14 июля 2003 г. N 17 и о внесении изменений и дополнений в отдельныеПостановления Совета Министров Республики Беларусь» с последующими изменениямии дополнениями виды деятельности, на осуществление которых требуются лицензии,подлежат указанию в учредительных документах юридических лиц, свидетельствах огосударственной регистрации индивидуальных предпринимателей в соответствии сПеречнем.
Необходимость принятия таких мер была обусловлена, вчастности, несоответствием между наименованиями видов экономической деятельности,содержащимися в Общегосударственном классификаторе видов экономическойдеятельности, и наименованиями видов деятельности, на осуществление которыхтребуются лицензии, указанными в перечне, утверждённом Декретом № 17[31, с.6].
Положением же от 14 июля 2003 года регулируются отношенияпо лицензированию отдельных видов деятельности, указанных в Перечне, за исключениемдеятельности, связанной со специфическими товарами (работами, услугами),внешнеэкономической деятельности по ввозу (вывозу) отдельных товаров,деятельности, осуществляемой воинскими частями (учреждениями) Вооружённых Сил идругими воинскими формированиями, органами внутренних дел, органами иподразделениями по чрезвычайным ситуациям республики Беларусь, в соответствии сзадачами, возложенными на них законодательством, а также деятельности,лицензируемой Национальным банком.
Виды деятельности, связанные со специфическими товарами(работами услугами), на осуществления которых требуются специальные разрешения(лицензии), и порядок лицензирования определены Указом Президента РеспубликиБеларусь от 21 октября 2003 года № 459 «О порядке лицензирования видовдеятельности, связанных со специфическими товарами (работами, услугами)» вредакции Указа Президента Республики Беларусь от 04.06.2004 года № 269.
Национальным банком, в соответствии сПеречнем, лицензируется аудиторская деятельность и банковская деятельность. Внастоящее время действуют Правила лицензирования и осуществления аудиторскойдеятельности в банковской системе Республики Беларусь, утверждённые ПостановлениемПравления Национального банка Республики Беларусь от 2 июля 2003 года № 129 сизменениями и дополнениями.
Также не стоит забывать о том, чтоПоложением от 14 июля 2003 года установлено, что если нормами международныхдоговоров, действующими для Республики Беларусь, установлены иные правила, чемте, которые в нём содержатся, то применяются правила международных договоров.
В постановлениях Совета Министров, а такжев постановлениях отдельных министерств содержатся частные и болееконкретизированные аспекты о лицензировании отдельных видов деятельности, как правило,присущие только указанному в названии виду деятельности. Так, например, постановлениемМинистерства экономики от 27 октября 2003 года № 206 утверждено положение обаттестации физических лиц на их соответствие профессионально-квалификационнымтребованиям, предъявляемым к антикризисному управляющему в производстве по делуоб экономической несостоятельности (банкротству). Этим же постановлениемпризнано утратившим силу постановление Министерства экономики от 16 января 2002года «Об утверждении Положения об аттестации физических лиц на их соответствие профессионально-квалификационнымтребованиям, предъявляемым к управляющему в производстве по делу обэкономической несостоятельности (банкротству)».
Некоторые комитеты также могутрегулировать в силу своих полномочий определённые аспекты лицензирования.Например, постановлением Государственного таможенного комитета от 30 октября2003 года № 67 утверждена Инструкция о порядке выдачи специальных разрешений(лицензий) на осуществление деятельности в области таможенного дела.
Следует также обратить внимание на то, чтов законодательстве Республики Беларусь предусмотрена ответственность запредпринимательскую деятельность, осуществляемую без лицензии, когда такаялицензия обязательна: административная, согласно части 1 статьи 12.7 КодексаРеспублики Беларусь об административных правонарушениях, а также уголовная, почасти 1 статьи 233 Уголовного кодекса Республики Беларусь, если этадеятельность была сопряжена с получением дохода в крупном размере.
Таким образом, исходя из характера исодержания, обозначенных в данной главе, нормативных правовых актов, видно, чтов Республике Беларусь на достаточном уровне регламентировано осуществление лицензированияотдельных видов деятельности. Также оправдано и то, что базу по данному вопросусоставляет именно Декрет Президента Республики Беларусь, а не Закон РеспубликиБеларусь, т.к. лицензирование – очень быстро и динамично развивающийсяинститут, и внесение изменений и дополнений в Декрет представляется куда болеелёгкой задачей, нежели в Закон.
3. Некоторыепроблемы практического применения законодательства о лицензировании отдельныхвидов деятельности
Поскольку ни один нормативный правовойакт не может быть совершенен, то никто не может утверждать, что Декрет № 17является безошибочным решением всех проблем, связанных с вопросомлицензирования. Поэтому именно анализ норм этого Декрета, а точнее Положения от14 июля 2003 года, которое этот Декрет утверждает, будет предметом рассмотренияв данной главе.
Пункт 2 Положения содержит определенияосновных терминов, употребляемых в нем.
Так, под лицензиатом понимаетсяюридическое лицо, индивидуальный предприниматель, а также физическое лицо,осуществляющее адвокатскую или частную нотариальную деятельность, имеющеелицензию.
Соискатель лицензии – юридическое лицо,индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлениемс приложением необходимых документов для получения лицензии, а также физическоелицо, ходатайствующее о предоставлении ему права занятия адвокатской иличастной нотариальной деятельностью.
На практике возникает вопрос: с какогомомента соискатель лицензии становится лицензиатом? В научно-исследовательскойлитературе предлагаются два решения указанного вопроса: с момента фактическойвыдачи лицензии соискателю или с момента принятия решения о выдаче лицензии[2].
Буквальное толкование термина«лицензиат» позволяет утверждать, что именно момент выдачи лицензииявляется точкой отсчета для начала осуществления соответствующего видадеятельности.
Однако Положение в п. 34 даетвозможность сделать и иной вывод. В соответствии с данным пунктом лицензияможет быть аннулирована по решению лицензирующего органа в случае, еслилицензиат не обращался за получением лицензии в течение шести месяцев со дняпринятия решения о ее выдаче. Да и аннулировать или, иными словами, отменитьможно лишь уже действующее разрешение.
И все же правильной представляетсяпозиция о том, что только с момента выдачи лицензии можно осуществлятьопределенный вид деятельности.
В соответствии с абзацем вторым п. 37Положения за выдачу лицензии взимается лицензионный сбор в сумме, эквивалентной90 евро. Если допустить, что после рассмотрения пакета представленныхдокументов и принятия соответствующего решения о выдаче лицензии возникаетправо на осуществление лицензируемой деятельности, то это открывает простор длянедобросовестных субъектов хозяйствования, которые станут затягивать с обращениемв соответствующий лицензирующий орган, что не будет мешать им осуществлятьсоответствующую деятельность в течение шести месяцев после принятия решения овыдаче лицензии. Кроме того, в течение срока между принятием решения о выдачелицензии и ее выдачей соискатель лицензии не сможет соблюсти некоторыетребования законодательства (например, предоставлять лицензию или ее копию дляознакомления в соответствии с п. 2 ст. 6 Закона Республики Беларусь «Озащите прав потребителей» с последующими изменениями и дополнениями).
В соответствии с Положениемлицензирующие органы – республиканские органы государственного управления ииные государственные организации (например, Белорусский государственный концернпо нефти и химии (концерн «Белнефтехим»), подчиненные ПравительствуРеспублики Беларусь, Национальный банк, местные исполнительные и распорядительныеорганы, другие государственные органы, уполномоченные в соответствии с ДекретомПрезидента Республики Беларусь «О лицензировании отдельных видовдеятельности» осуществлять лицензирование. Как видно, в перечень возможныхлицензирующих органов попали государственные организации. Часть вторая ст. 13Конституции гласит, что государство предоставляет всем равные права дляосуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, игарантирует равную защиту и равные условия для развития всех формсобственности. Исходя из вышеизложенного не совсем понятно, почемугосударственным юридическим лицам предоставляются в области лицензированиякакие-то преимущества в виде возможности выступать в качестве лицензирующегооргана; да и функции государства должны реализовываться именно государственнымиорганами, а не организациями, которые создаются для иных целей.
Положение о лицензировании определяетлицензию как специальное разрешение на осуществление вида деятельности приобязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданноелицензирующим органом соискателю лицензии или лицензиату.
Опять же юридическая техника приформулировке названного понятия оставляет желать лучшего. Простое сопоставлениеданного определения и определений терминов «соискатель лицензии» и«лицензиат» позволяет утверждать, что после выдачи лицензииюридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или физическому лицу,осуществляющим адвокатскую или частную нотариальную деятельность, они перестаютбыть соискателями лицензии и становится лицензиатами[2].
В Положении не определен термин«лицензируемый вид деятельности». Однако нужно учитывать, чтобелорусское законодательство исходит из того, что осуществление лицензируемоговида деятельности не обязательно связано с получением прибыли. Единственнымкритерием для признания вида деятельности лицензируемым является включение егов перечень лицензируемых видов деятельности, который является закрытым.Осуществление же такого вида деятельности без получения специального разрешениядаже в общеполезных целях без намерения получить прибыль влечет установленнуюзаконодательством ответственность.
В соответствии с п. 9 Положениязаявление с приложением необходимых документов для получения лицензиипредставляется в соответствующий лицензирующий орган соискателем лицензии либоего уполномоченным представителем. Документы, представленные в лицензирующийорган для получения лицензии, принимаются по описи, копия которой вручается соискателюлицензии либо его уполномоченному представителю с отметкой о дате приемадокументов указанным органом. Поэтому практика некоторых государственныхорганов, в соответствии с которой документы оставляются в специальном ящикевходящей корреспонденции, противоречит законодательству Республики Беларусь.
Из анализа норм, содержащихся в пункте 9Положения, вытекает также вывод о том, что пакет документов для получениялицензии нельзя направить в лицензирующий орган по почте.
Лицензирующий орган по результатамрассмотрения заявления принимает решение о выдаче либо об отказе в выдачелицензии соискателю.
В соответствии с п. 12 Положения ввыдаче лицензии может быть отказано при:
— наличии в представленном заявлении сприложением необходимых документов недостоверных сведений;
— несоответствии представленных документовтребованиям Положения о лицензировании вида деятельности, осуществляемого наосновании лицензии;
— наличии заключения о несоответствиивозможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям порезультатам проверки и (или) экспертизы;
— обращении за получением лицензии доистечения одного года со дня вынесения решения об аннулировании лицензии, заисключением случая аннулирования лицензии в связи с выдачей ее с нарушениемустановленного порядка.
При наличии одного из этих оснований лицензирующийорган вправе принять решение об отказе в выдаче лицензии, о чем в 5-дневныйсрок со дня принятия такого решения письменно уведомляет соискателя лицензии.
В настоящее время установлен лишьперечень оснований, по которым в выдаче лицензии может быть отказано. Такимобразом, при буквальном толковании данной нормы получается, что при наличииопределенных оснований, предусмотренных в законодательстве Республики Беларусь,решение о выдаче (отказе в выдаче) лицензии принимает чиновник лицензирующего органапо своему усмотрению.
Вероятно, в законодательстве нужноуказать конкретные основания, когда отказ в выдаче лицензии являетсяобязанностью лицензирующего органа. В остальных случаях отказ может являтьсяправом лицензирующего органа, что, однако, не исключает установления границосуществления такого права. Такое разграничение можно осуществить с помощьюприменения таких оценочных категорий, как «существенное нарушение»,«неустранимое препятствие», «отсутствие документов, влекущееневозможность» и т.п. Например, лицензирующий орган обязан отказать ввыдаче лицензии при наличии неустранимого несоответствия представленныхдокументов требованиям Положения о лицензировании вида деятельности,осуществляемого на основании лицензии. В то же время, в случае обращения заполучением лицензии до истечения одного года со дня вынесения решения обаннулировании лицензии отказ в выдаче соответствующего специального разрешенияможет быть правом лицензирующего органа. Между тем при установлении подобногоразделения необходимо четко предусмотреть границы распоряжения лицензирующегооргана предоставленным ему правом отказывать в выдаче специального разрешения(лицензии)[2].
В Положении от 14 июля 2003 годаотсутствуют нормы о том, что отказ в выдаче лицензии должен быть мотивирован.Решения, принимаемые лицензирующими органами при осуществлении лицензирования,могут быть обжалованы соискателями лицензий или лицензиатами в судебном порядкев месячный срок со дня их принятия. Поэтому, даже в отсутствие требований омотивировке отказа в выдаче лицензии, ее наличие представляется необходимым.Невозможно обжаловать решение, которое не содержит оснований, по которым онопринято.
В любом случае здесь будет действоватьобщий принцип, установленный в процессуальном законодательстве: бремядоказывания законности действий государственного органа возлагается науказанный государственный орган.
В настоящее время на практике возникаетвопрос о возможности передачи лицензии на осуществление деятельности в составепредприятия как имущественного комплекса.
В соответствии с п. 3 ст. 530Гражданского кодекса Республики Беларусь, касающейся договора купли-продажипредприятия, права продавца, полученные им на основании разрешения (лицензии)на занятие соответствующей деятельностью, не подлежат передаче покупателюпредприятия, если иное не установлено законодательством.
В то же время в соответствии с п. 17Положения в случае смены собственника, изменения наименования (фирменногонаименования), места нахождения юридического лица, фамилии, имени, отчества,места жительства физического лица, получившего лицензию, изменениязаконодательства, в соответствии с которым требуется внесение изменений и (или)дополнений в лицензию, иных сведений, указанных в лицензии, лицензиат обязан вмесячный срок обратиться в лицензирующий орган для внесения соответствующихизменений и (или) дополнений в лицензию, выдачи ее копии в порядке, установленномПоложением.
Думается, что данная правовая коллизиядолжна быть разрешена в пользу признания возможности передачи лицензии в составепредприятия при условии внесения соответствующих изменений в лицензию в установленныйсрок.
При нарушении лицензиатом месячногосрока обращения в лицензирующий орган для внесения изменений и (или) дополненийв лицензию ее действие прекращается (п. 20 Положения). Положение оставляетоткрытым вопрос, с какой даты прекращается действие лицензии: с датывозникновения необходимости обращения в лицензирующий орган или с датыистечения месячного срока, установленного для соответствующего обращения.Правильным представляется мнение о том, что лицензия остается действительнойеще в течение месяца со дня изменения фактических обстоятельств, влекущихизменение в лицензию.
По общему правилу лицензия считаетсяаннулированной со дня принятия решения о ее аннулировании. Лицензирующий органв течение 5 дней со дня принятия решения об аннулировании лицензии письменноуведомляет об этом лицензиата, который в 5-дневный срок со дня полученияуведомления обязан возвратить лицензию (ее дубликат) и копии лицензии,заверенные лицензирующим органом, в соответствующий лицензирующий орган (п. 35Положения).
Думается, что такой подход не являетсяправильным. На практике бывают случаи, когда решение лицензирующего органа обаннулировании лицензии принято, но лицензиата никто не уведомил об этом.Поэтому представляется, что действие лицензии должно прекращаться или со дняуведомления лицензиата о принятом решении, если такое решение принял лицензирующийорган, или со дня вступления в силу решения суда об аннулировании лицензии[2].
В соответствии с п. 45 Положениярешения, принимаемые лицензирующими органами при осуществлении лицензирования,могут быть обжалованы соискателями лицензий или лицензиатами в судебном порядкев месячный срок со дня их принятия.
Думается, что и в данном случаеправильнее было бы, чтобы срок для судебного обжалования начинал течь не смомента принятия решения, а с момента уведомления лицензиата или соискателялицензии о принятом решении. Кроме того, представляется целесообразнымустановление общей нормы, в соответствии с которой лицензиат или соискательлицензии письменно уведомлялся бы о принятом в отношении его решениилицензирующего органа.
Таким образом, как видно из анализаПоложения, некоторые из его норм подлежат корректировке и дополнению.
Заключение
Предпринимательская деятельность в современных условияхтребует государственного регулирования, благодаря которому частные интересыконкретных субъектов сочетаются с публично-правовыми интересами всего общества.Неслучайно в системе мер такого регулирования в Республике Беларусь широкоераспространение получило лицензирование отдельных видов деятельности.
В данной курсовой работе сделана попытка изучить как сугуботеоретическую сторону этого института, так и его применение на практике.
Поскольку некоторые виды деятельности субъектовхозяйствования могут нанести вред как общественным отношениям, так и жизни издоровью человека, то государство взяло на себя функцию регламентироватьведение такой деятельности и жёстко её контролировать. В связи с этим лицензированиеотдельных видов деятельности нельзя считать институтом, попадающим под сферудействия гражданского права. В работе удалось, с опорой на научные статьибелорусских и российских исследователей, доказать принадлежность институталицензирования, в основном, к административной сфере правовых отношений. Этолишний раз доказывает, что государству с помощью императивного методаадминистративно-правового регулирования под силу уберечь своих граждан отвозможных опасностей на правовом поле.
В работе кратко описан путь становления институталицензирования в нашей стране, а также проанализированы нормы, заключённые внормативных правовых актах, которые регламентируют деятельность этого институтав нашей стране. Помимо простого перечисления нормативных актов в работе сделанапопытка выявить недочёт, содержащиеся в их нормах.
В Республике Беларусь основу институталицензирования отдельных видов деятельности составляет не Закон РеспубликиБеларусь, а Декрет Президента Республики Беларусь, причём декрет временный. Этоможет означать, что институт лицензирования находится на достаточно сложномэтапе своего развития, т.к. его правовое регулирование осуществляет акт,который издаётся Президентом, согласно ч. 3 ст. 101 Конституции Республики Беларусь,«в силу особой необходимости». Но это оправдано, т.к. лицензирование – оченьбыстро и динамично развивающийся институт, и внесение изменений и дополнений вДекрет представляется куда более лёгкой задачей, нежели в Закон.
Список использованных источников
1. Бадей, Г.О совершенствовании порядка лицензирования видов деятельности/ Г. Бадей // Директор. – 2000. – № 8. – С. 58-61.
2. Галич,В.В. Декрет № 17 — два года применения / В.В. Галич // Консультант Плюс:Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центрправовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2007.
3. Гражданскийкодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 7 декабря. 1998 г., № 218-З: Принят Палатой представителей 28 окт. 1998г.: Одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998г.:В ред. Закона Респ. Беларусь от 20.07. 2006 г., № 162-З // Эталон-Беларусь [Электрон. ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2007.
4. Гущин,А.В. Из истории формирования института лицензирования / А.В. Гущин //Государство и право. – 2004. – № 9. – С. 102-105.
5. Гущин,А.В. Лицензионное производство / А.В. Гущин // Право и экономика. – 2004. – №2. – С. 8-12.
6. Декрет№ 17 встретили с удовлетворением, хотя надеялись на большее // Национальная экономическаягазета. – 2003. – № 54. – С. 4.
7. Злотник.П. Проблемы правового регулирования лицензирования / П. Злотник // Хозяйство иправо. – 2000. – № 2. – С. 90.
8. КодексРеспублики Беларусь об административных правонарушениях: Кодекс Респ. Беларусь, 21 апреля 2003 г., № 194-З: Принят Палатой представителей 17 дек. 2002 г.: Одобрен Советом Республики 2 апр. 2003 г.: В ред. Закона Респ. Беларусь от 04.01.2007 г., № 201-З // Эталон-Беларусь[Электрон. ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2007.
9. Комментарийк Гражданскому кодексу Республики Беларусь: В 2 кн. Кн. 1. – 2-ое изд. / Отв.ред. В.Ф. Чигир. – Минск: Амалфея, 2000. – 544 с.
10. Комментарий кГражданскому Кодексу Республики Беларусь в трех книгах (постатейный) Т. 1 / Рук. авт.коллективов и отв. ред. д.ю.н., профессор В.Ф. Чигир. Коллектив авторов. –Минск: Ред. журн. «Пром.-торговое право», 2003. ––776 с.
11. Конституция КонституцияРеспублики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с измен. и дополн., принятыми нареспубликанских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
12. Костылева, К.И.Административно-правовое регулирование лицензионно-разрешительной деятельности:автореф. дис… канд. юрид. наук: 12.00.14 / К.И. Костылева; Моск. гос. юрид.акад. – М., 2005. – 24 с.
13. Кувакина, Т.В. Некоторыеособенности лицензирования / Т.В. Кувакина // Закон. — 2005. — N 12. — С.18-22.
14. Кудашкин, В.В. Правовыеаспекты института лицензирования хозяйственной деятельности / В.В. Кудашкин //Журнал российского права. – 1999. – № 1. – С. 131.
15. Мазур, О. Лицензированиекак институт административного права / О. Мазур // Юстиция Беларуси. – 2007. –№ 2. – С. 58-60.
16. О защите правпотребителей: Закон Респ. Беларусь, 9 января 2002 г. № 90-З: в ред. ЗаконаРесп. Беларусь от 20.07.2006 г., №162-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] /ООО«ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. ‑Минск, 2007.
17. О лицензированииотдельных видов деятельности: Декрет Президента Респ. Беларусь, 14 июля 2003 г., № 17: вред. Декрета Президента Респ. Беларусь от 31.12.2006 г., № 22 // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] /ООО«ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. ‑Минск, 2007.
18. О некоторых мерах пореализации Декрета Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17 и овнесении изменений и дополнений в отдельные Постановления Совета МинистровРеспублики Беларусь: Пост. Совета Министров Респ. Беларусь, 19 дек. 2003 г., №1666: в ред. пост. Совета Министров Респ. Беларусь от 23.04.2004 г., № 458 //Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО«ЮрСпектр», Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. ‑ Минск, 2007.
19. О перечне видовдеятельности, на осуществление которых требуется специальное разрешение(лицензия), и органов, выдающих эти разрешения (лицензии): Пост. КабинетаМинистров Респ. Беларусь, 21 авг. 1995 г., № 456 – утратил силу.
20. О порядке выдачисубъектам хозяйствования специальных разрешений (лицензий) на осуществлениеотдельных видов деятельности и государственной регистрации предпринимателей,осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица: Пост.Совета Министров Респ. Беларусь, 16 окт. 1991 г., № 386 – утратил силу.
21. О порядке лицензированиявидов деятельности, связанных со специфическими товарами (работами, услугами):Указ Президента Респ. Беларусь, 21 окт. 2003 г., № 459: в ред. Указа ПрезидентаРесп. Беларусь от 04.06.2004 г., № 269 // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон.ресурс] / ООО«ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. ‑Минск, 2007.
22. Об утверждении Инструкциио порядке выдачи специальных разрешений (лицензий) на осуществлениедеятельности в области таможенного дела: Пост. Гос. таможенного комитета Респ.Беларусь, 30 окт. 2003 г., № 67: в ред. пост. Гос. таможенного комитета Респ.Беларусь от 30.12.2006 г., № 132// Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] /ООО«ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. ‑Минск, 2007.
23. Об утверждении Положенияоб аттестации физических лиц на их соответствиепрофессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к антикризисномууправляющему в производстве по делу об экономической несостоятельности(банкротству): Пост. Министерства экономики Респ. Беларусь, 27 окт. 2003 г., №206 //Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2003. – № 123. –8/10152.
24. Об утверждении Положенияоб аттестации физических лиц на их соответствиепрофессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к управляющему впроизводстве по делу об экономической несостоятельности (банкротству): Пост.Министерства экономики Респ. Беларусь, 16 янв. 2002 г., № 9 – утратил силу.
25. Об утверждении Положенияоб аттестации физических лиц на их соответствиепрофессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к антикризисному управляющемув производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве): Пост. Министерстваэкономики Респ. Беларусь, 27 окт. 2003 г., № 206 // Нац. реестр правовых актовРесп. Беларусь. – 2003. – № 123. – 8/10152. // Консультант Плюс: Беларусь[Электрон. ресурс] / ООО«ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ.Беларусь. ‑ Минск, 2007.
26. Об утверждении Правиллицензирования и осуществления аудиторской деятельности в банковской системеРеспублики Беларусь: Пост. Правления Нац. банка Респ. Беларусь, 2 июля 2003 г.,№ 129: в ред. пост. Правления Нац. банка Респ. Беларусь от 26.05.2006 г., № 82// Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО«ЮрСпектр»,Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. ‑ Минск, 2007.
27. Олейник, О.М. Современныепроблемы хозяйственного (предпринимательского) права / О. Олейник //Государство и право. – 1996. – № 4. ― С. 66.
28. Олейник, О.М. Правовыеосновы лицензирования хозяйственной деятельности / О. Олейник // Закон. – 1994.– № 6. – С. 16.
29. Реуцкая, Е.А.Хозяйственное право: курс интенсив. подгот. / Е.А. Реуцкая. – Минск:ТетраСистемс, 2007. – 352 с.
30. Рукавишникова, И.В.Методы правового регулирования общественных отношений (на примере финансовогоправа): Монография / И.В. Рукавишникова – Ростов-на-Дону: Книга, 2002. – 128 с.
31. Симчук, А.Н. Олицензировании отдельных видов деятельности / А.Н. Симчук. – Минск: Амалфея,2005. – 35 с.
32. ТихомировЮ.А. О концепции развития административного права и процесса / Ю.А. Тихомиров// Государство и право. – 1998. – № 1. – С. 6-9.
33. Уголовный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 9июля 1999 г., № 275-З: Принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: Одобрен Советом Республики 24 июня 1999 г.: В ред. Закона Респ. Беларусь от 20.07.2006 г., №162-З // Эталон-Беларусь [Электрон. ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ.Беларусь. — Минск, 2007.