Оглавление
1. Найдите в ГК РФстатью, в которой закреплено понятие юридического лица, раскройте содержаниеэтого понятия и перечислите основные признаки юридического лица.....................................................3
2. Налоговая инспекция г.Арзамаса сделала официальное предупреждение ООО «Орион» о недопустимостизанятия деятельностью, противоречащей его уставным целям. В документеуказывалось, что ООО «Орион», предусмотревшее в своем уставе торговлюпредметами хозяйственно-бытового назначения в качестве основного видадеятельности, неоднократно участвовало в продаже в аукциона недвижимости. Дайтеоценку правомерности действий налогового органа г. Арзамаса.....................5
3. Налоговыми органами г.Липецка было отказано в регистрации ЗАО «Поиск» в качестве юридического лица всвязи с неполнотой предоставленных документов. После устранения указанныхнарушений учредители ЗАО «Поиск» вновь обратились по поводу регистрации иполучили повторный отказ. основанием нового отказа явилось то, что в областиуже зарегистрировано много организаций, занимающихся разработкой программногообеспечения для компьютеров, а упомянутое ЗАО также намеревалось осуществлятьданный вид деятельности. Правомерны ли подобные действия налогового органа?куда может быть обжалован отказ в государственной регистрации?..............................................................................6
1. Найдитев ГК РФ статью, в которой закреплено понятие юридического лица, раскройтесодержание этого понятия и перечислите основные признаки юридического лица
Статья 48.
1. Юридическим лицомпризнается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном веденииили оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своимобязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать иосуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности,быть истцом и ответчиком в суде.
Юридические лица должныиметь самостоятельный баланс или смету.
2. В связи с участием вобразовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметьобязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные правана его имущество.
К юридическим лицам, вотношении которых их участники имеют обязательственные права, относятсяхозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительскиекооперативы.
К юридическим лицам, наимущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещноеправо, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а такжеучреждения.
3. К юридическим лицам, вотношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав,относятся общественные и религиозные организации (объединения),благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации исоюзы).
Статья 49.Правоспособность юридического лица
1. Юридическое лицо можетиметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным вего учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностьюобязанности.
Коммерческие организации,за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренныхзаконом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности,необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Отдельными видамидеятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо можетзаниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
В соответствии сФедеральным законом от 18.12.2006 N 231-ФЗ с 1 января 2008 года в пункте 2статьи 49 слова «обжаловано юридическим лицом в суд» будут замененысловами «оспорено юридическим лицом в суде».
2. Юридическое лицо можетбыть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом.Решение об ограничении прав может быть обжаловано юридическим лицом в суд.
3. Правоспособностьюридического лица возникает в момент его создания и прекращается в моментвнесения записи о его исключении из единого государственного реестраюридических лиц.
(в ред. Федеральногозакона от 02.07.2005 N 83-ФЗ)
Право юридического лицаосуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии,возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок ипрекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено закономили иными правовыми актами.
2. Налоговая инспекция г.Арзамаса сделала официальное предупреждение ООО «Орион» о недопустимостизанятия деятельностью, противоречащей его уставным целям. В документеуказывалось, что ООО «Орион», предусмотревшее в своем уставе торговлюпредметами хозяйственно-бытового назначения в качестве основного видадеятельности, неоднократно участвовало в продаже в аукциона недвижимости. Дайтеоценку правомерности действий налогового органа г. Арзамаса.
Действия налоговогооргана незаконные по следующим основаниям. По общему правилу ООО вправезаниматься любыми видами деятельности, если иное не установлено в уставе. Вуставе может быть указано, что правоспособность юридического лица ограниченаучредителями, например, указано, что общество вправе заниматься лишь торговлей.Тогда занятие иными видами деятельности возможно лишь после внесения измененийв учредительные. документы. Указание, что основной вид деятельности этоторговля не означает запрет заниматься иными видами деятельности.
3. Налоговыми органами г.Липецка было отказано в регистрации ЗАО «Поиск» в качестве юридического лица всвязи с неполнотой предоставленных документов. После устранения указанныхнарушений учредители ЗАО «Поиск» вновь обратились по поводу регистрации иполучили повторный отказ. основанием нового отказа явилось то, что в областиуже зарегистрировано много организаций, занимающихся разработкой программногообеспечения для компьютеров, а упомянутое ЗАО также намеревалось осуществлятьданный вид деятельности. Правомерны ли подобные действия налогового органа?куда может быть обжалован отказ в государственной регистрации?
В пункте 1 статьи 23Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственнойрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» называетисчерпывающий перечень оснований для возможного отказа в регистрацииюридических лиц:
— непредставлениеопределенных Федеральным законом от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «Огосударственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»необходимых для государственной регистрации документов.
На практике учредителям изаявителям приходится сталкиваться с требованием регистрирующих органовпредставить дополнительные документы для государственной регистрации.Федеральным законом от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственнойрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установленыперечни документов, необходимых для осуществления государственной регистрации.Иные документы регистрирующие органы не вправе требовать. Отказ регистрирующегооргана в государственной регистрации по мотивам непредставления дополнительныхдокументов может быть признан незаконным.
Об этом говорит иарбитражная практика — Постановления Федерального арбитражного суда (далее ФАС)Западно-Сибирского округа от 4 июля 2005 года по делу№Ф04-4119/2005(12651-А70-33), от 9 ноября 2004 года по делу№Ф04-7229/2004(5295-А67-37), Постановление ФАС Московского округа от 11 апреля2005 года по делу №КГ-А41/1311-05, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 4августа 2003 года по делу №А43-3017/2003-26-102. Как видно суды исходят изтого, что перечни документов представляемых для государственной регистрацииисчерпывающе установлены соответствующими статьями Федерального закона от 8августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей»:
— представление документовв ненадлежащий регистрирующий орган.
В случае отказарегистрирующего органа на основании того, что документы представлены вненадлежащий регистрирующий орган в решении об отказе должно быть указано вкакой регистрирующий орган должны быть представлены документы и его адрес;
— наличие в Единомгосударственном реестре юридических лиц (далее ЕГРЮЛ) записи о том, чтоюридическое лицо находится в процессе ликвидации.
С момента записи в ЕГРЮЛо том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации не допускаетсягосударственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документыликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрацияюридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, илигосударственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате егореорганизации (пункт 2 статьи 20 Федерального закона от 8 августа 2001 года№129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей»).
Решение об отказе вгосударственной регистрации должно содержать указание на основание отказа.
Решение об отказе вгосударственной регистрации принимается не позднее срока, установленногостатьей 8 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственнойрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» длягосударственной регистрации. Решение об отказе в государственной регистрацииможет быть признано недействительным в случае вынесения его с нарушениемустановленного пятидневного срока (Постановление ФАС Московского округа от 1декабря 2003 года по делу №КГ-А40/9377-03).
Решение об отказе вгосударственной регистрации направляется лицу, указанному в заявлении огосударственной регистрации, с уведомлением о вручении такого решения.
Решение об отказе в государственнойрегистрации может быть обжаловано в судебном порядке.
Отказ в государственнойрегистрации юридического лица, а также уклонение от такой регистрации могутбыть обжалованы в суд – часть 3 пункта 1 статьи 51 Гражданского кодексаРоссийской Федерации (далее ГК РФ).
Ответственностьрегистрирующего органа.
Ответственностьрегистрирующего (налогового) органа за нарушение порядка государственнойрегистрации юридических лиц предусмотрена статьей 24 Федерального закона от 8августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей».
В соответствии пунктом 1статьи 24 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственнойрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» за необоснованныйотказ в государственной регистрации, неосуществление государственнойрегистрации в установленные сроки или иное нарушение порядка регистрации, атакже за отказ в предоставлении или за несвоевременное предоставление сведений,содержащихся в государственном реестре, должностные лица регистрирующих органовнесут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Гражданскаяответственность.
Согласно положению пункта2 статьи 24 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственнойрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», регистрирующийорган на общих основаниях, предусмотренных гражданским законодательством,возмещает ущерб, причиненный отказом в государственной регистрации, уклонениемот государственной регистрации или нарушением порядка государственнойрегистрации, допущенным по его вине.
Согласно статье 16 ГК РФубытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий(бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, в томчисле издания не соответствующего закону или иному правовому акту актагосударственного органа, подлежат возмещению Российской Федерацией,соответствующим субъектом Российской Федерации.
Под убытками понимаютсярасходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будетпроизвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение егоимущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицополучило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право небыло нарушено (упущенная выгода).
В случаях, когдапричиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казнысубъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имениказны выступают соответствующие финансовые органы.
Административнаяответственность.
Согласно пункту 1 статьи14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далееКоАП РФ) несвоевременное или неточное внесение записей о юридическом лице вЕГРЮЛ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц органов,осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц.
Незаконный отказ впредоставлении или несвоевременное предоставление содержащихся в единомгосударственном реестре юридических лиц сведений (документов) либо иных,предусмотренных законодательством о государственной регистрации юридическихлиц, документов заинтересованным лицам, влечет наложение административногоштрафа на должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрациююридических лиц, в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда (пункт2 статьи 14.25 КоАП РФ).
Уголовнаяответственность.
В соответствии со статьей169 Уголовного кодекса Российской Федерации «Воспрепятствование законнойпредпринимательской или иной деятельности» – неправомерный отказ вгосударственной регистрации юридического лица либо уклонение от их регистрации,если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебногоположения — влечет для «чиновника» наступление уголовной ответственности.
Ответственность заявителяи (или) юридического лица за неправомерные действия.
Ответственность заявителяи (или) юридического лица за неправомерные действия (непредставление илинесвоевременное представление сведений необходимых для включения в государственныйреестр, а равно предоставление недостоверных сведений) предусмотрена пунктом 1статьи 25 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственнойрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Административная ответственность.
Осуществлениепредпринимательской деятельности без государственной регистрации в качествеиндивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качествеюридического лица влечет наложение административного штрафа в размере от 5 до20 минимальных размеров оплаты труда (пункт 1 статьи 14.1 КоАП РФ).
Непредставление, илинесвоевременное предоставление, или предоставление недостоверных сведений оюридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрациююридических лиц, в случаях, если такое предоставление предусмотрено законом,влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лицв размере 50-ти минимальных размеров оплаты труда (пункт 3 статьи 14.25 КоАПРФ).
Предоставление в орган,осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов,содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовнонаказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностныхлиц в размере 50-ти минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию насрок до трех лет (пункт 4 статьи 14.25 КоАП РФ).
Уголовнаяответственность.
В соответствии споправками, внесенными в статью 171 Уголовного кодекса Российской Федерации«Незаконное предпринимательство», осуществление предпринимательскойдеятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, а равнопредставление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридическихлиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если это деяние причинилокрупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено сизвлечением дохода в крупном размере, влечет за собой уголовнуюответственность.
Регистрирующий органвправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случаедопущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона илииных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также вслучае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативныхправовых актов государственной регистрации юридических лиц.
В случае исправлениядопущенных грубых нарушений закона в требовании регистрирующего органа оликвидации юридического лица может быть отказано (Постановление ФАСДальневосточного округа от 9 августа 2005 года по делу №Ф03-А16/05-1/1793).
В каждом конкретномслучае должно быть установлено, в чем проявилось нарушение закона, а такжеимеют ли нарушения неустранимый характер.
Юридическое лицо не можетбыть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характерили вредные последствия таких нарушений устранены (Постановление ФАСМосковского округа от 17 мая 2005 года по делу №КГ-А40/3899-05).