Содержание
Введение
1. Институт гражданства в России
2. Правовое положение иностранныхграждан и лиц без гражданства
3. Порядок въезда иностранных гражданв РФ и выезда из РФ
3.1. Виза
3.2. Миграционная карта
3.3. Ограничения для въезда в Россиюи выезда из России
4. Основные права, свободы иобязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ
5. Категории иностранных граждан
5.1. Временно пребывающие натерритории РФ
5.2. Временно проживающие натерритории РФ
5.3. Постоянно проживающие натерритории РФ
6. Ответственность иностранныхграждан и лиц без гражданства
7. Федеральная миграционная служба
Заключение
Список использованных источников илитературы
Введение
Актуальность данной темызаключается в том, что вопрос о субъектах административного права являетсяодним из важнейших, так как они выступают участниками административно –правовых отношений.
Что касаетсяиндивидуальных субъектов административного права, то относительнопринадлежности к конкретному государству личность может выступать в одном изтрех правовых состояний: отечественного гражданства, иностранного гражданства итак называемого безгражданства.
Распад Советского Союза,провозглашение государственного суверенитета России, появление новыхнезависимых и суверенных государств, взамен союзных республик, привело к ростуинтенсивности международных отношений Российской федерации с другимигосударствами, в особенности с бывшими союзными республиками в различныхобластях, что стало причиной значительного увеличения числа иностранныхграждан, приезжающих в Россию. В международном рейтинге Россия занимает третьеместо по миграционной привлекательности. При этом туристы занимают не основнуючасть мигрантов, что, как уже отмечалось, связано со сложившейсягеополитической ситуацией.
Заместитель директораФедеральной миграционной службы Вячеслав Поставнин в интервью Российской газетесообщил, что за три с небольшим месяца 2007 года (с тех пор, как началодействовать новое миграционное законодательство) на миграционный учет ужевстали почти 1 миллион 800 тысяч человек.[1]В этом году Правительство РФ утвердило на 2007 год квоту на выдачу 6 миллионовразрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию впорядке, не требующем получения визы[2]. Эти цифры подчеркиваютважность и значимость государственной политики РФ в сфере миграции. Следуетучитывать, что правовые связи иностранных граждан и лиц без гражданства вовремя пребывания в Российской Федерации весьма многочисленны и разнообразны.Значительную часть составляют правоотношения с участием иностранных граждан илиц без гражданства в сфере действия норм административного права. Остро стоитвопрос о нелегальной миграции.
При исследовании данноговопроса мною были использованы такие методы как сравнительно-правовой, методанализа, формально-логический и ряд других методов.
Целью данной работыявляется изучение основных аспектов административно-правового статуса иностранныхграждан и лиц без гражданства в России.
Длядостижения этой цели необходимо поставить следующие задачи:
· Анализ понятиягражданства в России;
· Анализ правовогоположения иностранных граждан в РФ;
· Изучениекатегорий иностранных граждан в РФ, их основных прав, свобод и обязанностей.
1. Институтгражданства в России
Гражданство – этоустойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупностиих взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свободчеловека и гражданина. С гражданством связаны самые существенные последствиядля человека: объем его прав, свобод, обязанностей.
Действующая Конституциязакрепляет порядок, согласно которому гражданство РФ приобретается ипрекращается в соответствии с федеральным законом. Таким законом в настоящеевремя является Федеральный Закон РФ «О гражданстве РоссийскойФедерации» от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ.
В ч. 1 ст. 6 КонституцииРФ закреплен принцип единого гражданства. Это связано, прежде всего, с тем, чтозаконодательство республик, входящих в состав РФ, устанавливает гражданство данныхсубъектов Федерации. Конституцией провозглашается принцип равного гражданстванезависимо от оснований его приобретения. Проживание гражданина России за еепределами не изменяет его гражданства. Заключение или расторжение бракагражданина России с лицом, не принадлежащим к гражданству РФ, тоже не влечет засобой изменения гражданства. Изменение гражданства одним из супругов не влечетза собой изменение гражданства другого супруга. Расторжение брака не влечетизменения гражданства родившихся в этом браке или усыновленных детей.
Принадлежность лица кгражданству того или иного государства имеет существенное значение, посколькугражданин обладает в отношении государства всеми правами и свободами, агосударство защищает своего гражданина, где бы он ни находился. Гражданство – этонаделение гражданина не только соответствующими правами и свободами, но иобязанностями.
В Конституцииподчеркивается, что каждый гражданин обладает на ее территории всеми правами исвободами и несет равные обязанности. Следует отметить, что граждане РФ посравнению с другими лицами, законно находящимися на территории России, наделеныправами в сфере осуществления политической власти. Например, только гражданемогут избирать и быть избранными в представительные органы государственнойвласти РФ и ее субъектов. Только граждане обязаны защищать отечество и нестинекоторые другие обязанности.
Одной из важных гарантийиспользования гражданином РФ своих прав и свобод является закрепление в ст. 6Конституции РФ положения, исключающего возможность лишения гражданина егогражданства. Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства и выслан запределы РФ. Он не может быть также выдан другому государству иначе как наосновании закона или международного договора РФ. Россия гарантирует своим гражданамзащиту и покровительство и за ее пределами. В конституции РФ указывается, что вРФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, онинеотчуждаемы и являются непосредственно действующими.[3]Такимобразом, можно сказать, что государство признаёт и гарантирует не только праваи свободы своих граждан, но и иностранных граждан, и лиц без гражданствасогласно общепризнанным принципам и нормам международного права и всоответствии с Конституцией.
2. Правовоеположение иностранных граждан и лиц без гражданства
Субъекты правоотношений –это индивиды или организации, которые на основании норм права могут бытьучастниками правоотношений, носителями субъективных прав и обязанностей. Вадминистративном праве под субъектом понимают лицо (индивид и организацию),которая по закону может быть участником административно-правовых отношений иносителем административных прав и обязанностей. Юридическая возможность индивидаи организации быть участником различных правоотношений, носителями конкретныхюридических прав и обязанностей связана с наличием определенных свойств, дляобозначения которых применяется термин «правосубъектность». Правосубъектность,как способ быть участниками правоотношений, устанавливается правовыми нормами иможет быть различной у разных субъектов. В основном различают индивидуальные иколлективные субъекты права. К индивидуальным субъектам права относятся такжеиностранные граждане и лица без гражданства[4]. Это подтверждается нетолько внутригосударственными, но и международными нормами права. Так, в статье6 Всеобщей декларации прав человека 1948 года говорится: «Каждый человек, гдебы он не находился, имеет право на признание его правосубъектности». Это положениедекларируется также Международным пактом о гражданских и политических правах1966 года.
Для того чтобы человек,обладающий правосубъектностью, мог стать участником административно-правовыхотношений он, наряду с общей правосубъектностью, должен также обладатьадминистративной правосубъектностью.
Административнаяправосубъектность включает в себя две составляющие: 1. Административную правоспособность– это способность приобретать субъективные юридические права и обязанностиадминистративно-правового характера, т.е. быть участникомадминистративно-правовых отношений. Она является частью общей правоспособности.
2. Административнуюдееспособность – это практическая способность собственными действиямиприобретать субъективные юридические права и обязанности, осуществлять ипрекращать их, т.е. реализовывать свою административную правоспособность врамках конкретных административных отношений.
Разновидностью административнойдееспособности является административная деликтоспособность, т.е. способностьлица нести административную ответственность за совершенные правонарушения(деликты). Существует и другое мнение по вопросу правосубъектности. Так, докторюридических наук, профессор Старилов Ю.Н. считает, что термин «административнаяправосубъектность» лишен правового регулирования в административном праве ианализируется учеными в целях выяснения правовой природы и общих вопросовадминистративно-правового статуса участников административно-правовыхотношений.[5] Если рассматриватьсубъектов административного права в общем, то можно выделить, что все субъектыадминистративного права обладают некими общими чертами, характеризующими их административно-правовойстатус: все субъекты административного права неразрывно связаны суправленческой деятельностью государственной власти и имеют равные юридическиегарантии рассмотрения возникшего спора в административном или судебном порядке.Однако каждый субъект обладает своим особым правовым статусом, различным отдругих участников правоотношений.
Субъектыадминистративного права, имеющие установленный законом и административно-правовыминормами правовой статус, становятся участниками административных правоотношенийтогда, когда практически осуществляют определенную за ними административнуюправоспособность. Наличие у иностранных граждан и лиц без гражданства административно-правовой правосубъектности и факт участия в административно-правовыхправоотношениях является очень важным, поскольку это участие являетсяпредпосылкой возникновения всех других правоотношений.
Административно-правовойстатус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ определяется в первуюочередь Конституцией РФ 1993 года, в частности статьями 27, 62, 63; международнымидоговорами РФ; Федеральным законом РФ «О правовом положении иностранныхграждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ; Федеральномзаконом Российской Федерации «О миграционном учете иностранных граждан и лицбез гражданства в Российской Федерации» от 27.07.2006 г. №149-ФЗ;постановлением правительства и иными нормативно правовыми актами.
Административно-правовойстатус иностранных граждан и лиц без гражданства представляет собойсовокупность их прав и обязанностей, закрепленных нормами права игарантированных государством. Что касается содержания правового статусаиностранных граждан, то в структурном плане оно представлено правами, обязанностямии гарантиями их реализации.
Иностранный гражданин – этофизическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющеегражданство (подданство) иностранного государства.
Лицом без гражданствапризнается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и неимеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранногогосударства[6]..
Безгражданство может быть абсолютным иотносительным. Абсолютное безгражданство — безгражданство с момента рождения.Относительное безгражданство — безгражданство,наступившее в результате утраты гражданства.
Вопрос обезгражданственности лиц представляет собой аномалию для любого государства, ив этой связи все государства, в том числе и Российская Федерация, стремятся ограничитьчисло безгражданственных лиц путем заключения специальных международныхсоглашений и принятия эффективных внутригосударственных законов. В частности ЗаконРСФСР «О гражданстве» 1991 г. уже содержал ряд положений, имеющихцелью сократить число безгражданственных лиц, которые нашли отражение также вФЗ РФ «О гражданстве» от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ. Установлено, что ребенок,родившийся на территории РФ от лиц без гражданства, является гражданином РФ.Согласно ст. 6 Закона, Российская Федерация поощряет приобретение гражданстваРоссийской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории РФ.
Данный вопросрегулируется рядом таких международных актов как Конвенция ООН «О статусеапатридов» 1954 г. и Конвенция ООН «О сокращении безгражданства» 1961 г. «Любоедоговаривающееся государство должно предоставлять свое гражданство любомурожденному на его территории лицу, которое иначе было бы апатридом». Конвенция «Остатусе апатридов» устанавливает, что в договорившихся государствах должнысоблюдаться основы правового статуса апатридов, которые в общем, совпадают справовым статусом иностранцев («Кроме тех случаев, когда апатридам на основаниинастоящей Конвенции предоставляется более благоприятное правовое положение, договаривающеесягосударство будет предоставлять им положение, которым вообще пользуютсяиностранцы»), а в случаях нарушения прав и свобод «каждый апатрид имеет правосвободного обращения в суды на территории всех договорившихся стран»[7],при этом в Конвенции под термином «апатрид» подразумевается лицо,которое не рассматривается гражданином каким–либо государством в силу егозакона, но ее положения не распространяются:
1) на лиц, которые внастоящее время пользуются защитой или помощью других органов или учрежденийООН, кроме Верховного комиссара ООН по делам беженцев;
2) на лиц, за которымикомпетентные власти страны, в которой они проживают, признают права иобязанности, связанные с гражданством этой страны;
3) на лиц, в отношениикоторых имеются серьезные основания предполагать, что они:
а) совершили преступлениепротив мира, военное преступление или преступление против человечества вопределении, данном этим деяниям в международных актах, составленных в целяхпринятия мер в отношении подобных преступлений;
б) совершили тяжкое преступлениенеполитического характера вне страны, давшей им убежище, и до того, как онибыли допущены в эту страну;
в) виновны в совершениидеяний, противоречащих целям и принципам ООН.
Необходимо заметить, чтоправовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства различается,например, в вопросах дипломатической защиты. Вместе с тем в большинстве случаевиностранные граждане и лица без гражданства с точки зрения права длягосударства одинаковы, что подтверждается законодательной и правоприменительнойпрактикой.
3. Порядоквъезда иностранных граждан в Российскую Федерацию и выезда из Российскойфедерации
3.1. Виза
Статья 24 Федерального Закона«О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от15.08.96 г. № 114-ФЗ устанавливает, что иностранные граждане могут въезжать вРоссийскую Федерацию и выезжать из РФ при наличии визы по действительнымдокументам удостоверяющим их личность и признаваемым РФ в этом качестве, еслииное не предусмотрено международными договорами РФ. Виза – это разрешение навъезд и транзитный проезд через территорию Российской Федерации подействительному документу, удостоверяющему личность иностранного гражданина илилица без гражданства и признаваемому Российской Федерацией в этом качестве.
Основаниями для выдачииностранному гражданину визы являются:
1. Приглашение на въезд,которое выдается:
— органом иностранных дел(МИД) и в случаях, предусмотренных в законе, органом внутренних дел (МВД), походатайству:
а) федеральных органовгосударственной власти;
б) дипломатическихпредставительств и консульских учреждений иностранных государств в России;
в) международныхорганизаций и их представительств в России, а также представительствиностранных государств при международных организациях, находящихся в России;
г) органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации (республиканских,областных и прочих органов).
— территориальным органомвнутренних дел по ходатайству:
а) органов местногосамоуправления;
б) юридических лиц, вуведомительном порядке вставших на учет в органе внутренних дел;
в) граждан РоссийскойФедерации и постоянно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан;
2. Решение органаиностранных дел, дипломатического представительства или консульского учрежденияРФ, представительства органа иностранных дел в пределах приграничнойтерритории, по ходатайству находящегося за пределами России иностранногогражданина, поданному в связи с необходимостью въезда для экстренного лечениялибо вследствие тяжелой болезни или смерти близкого родственника;
3. Решение органаиностранных дел о выдаче иностранному гражданину визы, направленное вдипломатическое представительство или консульское учреждение РФ;
4. Решение руководителядипломатического представительства или консульского учреждения РФ о выдачеиностранному гражданину визы, принимаемое в исключительных случаях по заявлениюв письменной форме иностранного гражданина;
5. Решениетерриториального органа внутренних дел о выдаче иностранному гражданинуразрешения на временное проживание в России;
6. Договор на оказаниеуслуг по туристическому обслуживанию и подтверждение о приеме иностранноготуриста организацией, осуществляющей туристическую деятельность;
7. Решение органавнутренних дел о признании иностранного гражданина беженцем по заявлению,поданному иностранным гражданином в дипломатическое представительство иликонсульское учреждение РФ.
3.2. Миграционнаякарта
Миграционная карта – это документ,содержащий сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранныхграждан или лиц без гражданства и о сроке их временного пребывания в РоссийскойФедерации, подтверждающий право иностранного гражданина или лица безгражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получениявизы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий дляконтроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранногогражданина или лица без гражданства[8].
При въезде иностранецобязан получить и заполнить миграционную карту, которую нужно будет сдать(вернуть) в пункте пропуска через Государственную границу РФ при выездеиностранного гражданина или лица без гражданства из России. Миграционная картасодержит сведения об иностранном гражданине и служит для контроля за еговременным пребыванием на территории РФ, заполняется на каждого иностранногогражданина вне зависимости от возраста.
Выдача прибывающим иностраннымгражданам бланков миграционных карт осуществляется членами экипажей воздушных(морских, речных) судов, членами бригад поездов, водителями автомобильноготранспорта общего пользования (автобусов), должностными лицами органапограничного контроля.
В отношении иностранногогражданина, незаконно находящегося на территории РФ, или лица, которому неразрешен въезд, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранногогражданина, законно находящегося в России, создает угрозу обороноспособности илибезопасности государства, общественному порядку или здоровью населения, в целяхзащиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересовдругих лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания)данного иностранного гражданина в России. Иностранный гражданин, в отношениикоторого принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в РоссийскойФедерации, обязан выехать из РФ или будет депортирован. Также, стоит отметить,что решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина вРоссийской Федерации является основанием для последующего отказа во въезде вРоссийскую Федерацию.
3.3. Ограничениядля въезда в Россию и выезда из России
Въезд может быть неразрешен (на усмотрение компетентных органов) в случае, если иностранныйгражданин:
1) в пункте пропускачерез российскую границу нарушил правила её пересечения, таможенные правила,санитарные нормы, – до устранения нарушения;
2) использовал подложныедокументы или сообщил заведомо ложные сведения о себе или о цели своегопребывания в России;
3) имеет неснятую илинепогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территорииРоссии или за ее пределами;
4) два и более раза втечение трех лет привлекался к административной ответственности в соответствиис российским законодательством за совершение административного правонарушенияна территории России;
5) в период своегопредыдущего пребывания в России при выезде из Российской Федерации не сдалмиграционную карту;
6) в период своегопредыдущего пребывания в России уклонился от уплаты налога илиадминистративного штрафа или не возместил расходы, связанные с административнымвыдворением за пределы России или с депортацией, –до осуществлениясоответствующих выплат в полном объеме.
Въезд не разрешается вслучае, если:
1) это необходимо в целяхобеспечения обороноспособности или безопасности государства, общественногопорядка или защиты здоровья населения;
2) в период своегопредыдущего пребывания в России иностранный гражданин подвергалсяадминистративному выдворению или был депортирован, – в течение пяти лет со дняадминистративного выдворения или депортации;
3) иностранный гражданинимеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особотяжкого преступления на территории России либо за ее пределами;
4) иностранный гражданинне представил документы, необходимые для получения визы в соответствии сроссийским законодательством, – об их представления;
5) иностранный гражданинне представил полис медицинского страхования, действительный на российскойтерритории, – то его представления, за исключением сотрудников дипломатическихпредставительств и консульских учреждений иностранных государств, сотрудниковмеждународных организаций, членов семей указанных лиц и других категорийиностранных граждан;
6) при обращении за визойлибо в пункте пропуска через российскую границу иностранный гражданин не смогподтвердить наличие средств для проживания на территории России и последующеговыезда или предъявить гарантии предоставления таких средств (об этом подробнеев одном из следующих выпусков);
7) в отношениииностранного гражданина принято решение о нежелательности пребывания(проживания) в Российской Федерации.
Выезд может бытьограничен в случаях, если иностранный гражданин:
1) в соответствии сроссийским законодательством задержан по подозрению в совершении преступлениялибо привлечен в качестве обвиняемого, – до принятия решения по делу или довступления в законную силу приговора суда;
2) осужден за совершениепреступления на российской территории, – до отбытия (исполнения) наказания илидо освобождения от наказания;
3) уклоняется отисполнения обязательств, наложенных на него судом, – до исполнения обязательствлибо до достижения согласия сторонами;
4) не выполнилпредусмотренные российским законодательством обязательства по уплате налогов, –до выполнения этих обязательств;
4.Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданствав РФ
Как уже отмечалось,иностранные граждане, и лица без гражданства пользуются в Российской Федерацииправами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кромеслучаев, установленных федеральным законом или международным договором.[9]ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»устанавливает некоторые ограничения прав и свобод иностранных граждан, новместе с тем освобождает от некоторых обязанностей, возникающих лишь приналичии гражданства РФ.
Иностранные граждане вРоссийской Федерации не имеют права:
— Избирать и бытьизбранными в федеральные органы государственной власти, органы государственнойвласти субъектов РФ, находиться на муниципальной службе;
— Участвовать вреферендуме РФ и референдумах субъектов РФ, однако постоянно проживающие вРоссийской Федерации иностранные граждане имеют право избирать и бытьизбранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местномреферендуме, в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами.
— Они не могут бытьпризваны на военную службу (альтернативную гражданскую службу), но, учитываяконтрактную основу формирования части войск Вооруженных Сил РФ, могут бытьприняты на работу в войска, воинские формирования и органы в качествегражданского персонала, также могут поступить на военную службу по контракту.
Иностранные гражданеимеют право на свободу передвижения в личных и деловых целях в пределах РФ, заисключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которыетребуется специальное разрешение.
Иностранные гражданепользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбиратьрод деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своихспособностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной закономэкономической деятельности, с учетом ограничений, предусмотренных федеральнымзаконом, при этом для возможности осуществления трудовой деятельностииностранные граждане, в частности прибывшие в РФ в порядке, не требующемполучения визы, должны получить разрешение на работу, порядок получениякоторого устанавливается в статье 13 ФЗ «О правовом положении иностранныхграждан в России» от 25.07.2002 г.
Данный порядок нераспространяется на иностранных граждан:
· постоянно проживающихв РФ;
· временно проживающихв РФ;
· сотрудниковдипломатических представительств;
· аккредитованных вРФ журналистов;
· обучающихся вобразовательных учреждениях профессионального образования РФ и выполняющихработы (оказывающих услуги) в течение каникул и работающих в свободное от учебывремя в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательныхучреждениях, в которых они обучаются;
· приглашенных вРоссийскую Федерацию в качестве преподавателей для проведения занятий вобразовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в РоссийскуюФедерацию для занятия преподавательской деятельностью в учрежденияхпрофессионального религиозного образования (духовных образовательныхучреждениях).
Работодатель и заказчик работ(услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только приналичии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.Однако иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию, в порядке, нетребующем получения визы и имеющих разрешение на работу, можно привлекать ииспользовать для осуществления трудовой деятельности, без получения разрешенияна привлечение и использование иностранных работников, но с обязательнымуведомлением о таких привлечениях и использовании территориального органафедерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органаисполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения всоответствующем субъекте Российской Федерации. При этом временно пребывающий вРоссийской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовуюдеятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выданоразрешение на работу.
5. Категориииностранных граждан
Различия в правовомположении имеются не только между гражданами и иностранными гражданами (лицамибез гражданства), но и между разными категориями иностранных граждан. В целом,различают иностранных граждан:
· Временнопребывающих в Российской Федерации;
· Временнопроживающих на территории Российский Федерации;
· Постояннопроживающих на территории.
У каждой категорийиностранных граждан имеется некоторые особенности правового положения.
5.1. Временнопребывающие на территории РФ
Временно пребывающий вРоссийской Федерации иностранный гражданин – лицо, прибывшее в РоссийскуюФедерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, иполучившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешенияна временное проживание[10]. Основанием для выдачииностранному гражданину (лицу без гражданства) визы либо основанием для въездав Российскую Федерацию в порядке, не требующем поучения визы, является приглашениена въезд в РФ. Приглашение на въезд в РФ выдается Министерством иностранных делРФ либо Министерством внутренних дел РФ или ее территориальным органом.Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина (лица безгражданства) в целях обучения в образовательном учреждении выдаетсятерриториальным органом Министерства внутренних дел по ходатайствуобразовательного учреждения. Приглашение на въезд в РФ иностранного работника,за исключением иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующемполучения визы, в целях осуществления трудовой деятельности, выдаетсяфедеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или еготерриториальным органом по ходатайству о выдаче приглашения, поданномуработодателем или заказчиком работ (услуг) в соответствующий орган. Квота навыдачу иностранным гражданам, за исключением иностранных граждан, прибывших вРФ в порядке, не требующем получения визы, приглашений на въезд в РФ в целяхосуществления трудовой деятельности ежегодно утверждается Правительством РФ попредложениям исполнительных органов государственной власти субъектов РФ сучетом демографической ситуации в соответствующем субъекте РФ и возможностейданного субъекта по обустройству иностранных граждан.
Срок временногопребывания иностранного гражданина в РФ определяется сроком действия выданнойему визы, который не может превышать девяносто суток для иностранных граждан, прибывшихв РФ в порядке, не требующем получения визы, за исключением случаев, когдаиностранный гражданин заключил трудовой договор или гражданско-правовой договорна выполнение работ (оказание услуг) с соблюдением требований Федеральногозакона (продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем наодин год), и случаев предусмотренных Федеральным законом.
Срок временногопребывания иностранного гражданина в РФ может быть продлен либо сокращен федеральныморганом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, илифедеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительныефункции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сферемиграции или его территориальными органами в случаях, если изменились условияили перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешенвъезд в Российскую Федерацию.
Срок временногопребывания отдельных категорий временно пребывающих в РФ иностранных гражданможет быть увеличен до ста восьмидесяти суток или сокращен как на территорииодного или нескольких субъектов РФ, так и на всей территории РФ ПравительствомРФ в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимальногобаланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройствуграждан РФ, а также в целях решения иных задач внутренней и внешней политикигосударства. Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин обязан выехать изРФ по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания,установленного настоящим Федеральным законом или международным договором РФ, заисключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срокдействия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, илиразрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него принятызаявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения навременное проживание в порядке, предусмотренном федеральным законом.
5.2. Временнопроживающие в РФ
Временно проживающий вРоссийской Федерации иностранный гражданин – лицо, получившее разрешение навременное проживание. Под понятием разрешение на временное проживание понимаетсяподтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временнопроживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное ввиде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина илилица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого вРоссийской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа,удостоверяющего его личность[11].
Разрешение на временноепроживание выдается иностранному гражданину территориальным органомфедерального органа исполнительной власти в сфере миграции в пределах квоты,утвержденной Правительством Российской Федерации. Без учета утвержденнойПравительством Российской Федерации квоты разрешение на временное проживаниеможет быть выдано иностранному гражданину:
1) родившемуся натерритории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся натерритории Российской Федерации;
2) признанномунетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданствеРоссийской Федерации;
3) имеющему хотя быодного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве РоссийскойФедерации;
4) состоящему в браке сгражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в РоссийскойФедерации;
5) осуществившемуинвестиции в Российской Федерации в размере, установленном ПравительствомРоссийской Федерации;
6) поступившему навоенную службу, на срок его военной службы;
7) в иных случаях,предусмотренных федеральным законом[12].
В соответствии с пунктом1 статьи 6 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» иностранномугражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получениявизы, за исключением иностранных граждан, указанных в пункте 3 статьи 6настоящего Федерального закона, разрешение на временное проживание выдается безучета квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации. Этот жеФедеральный закон предусматривает в статье 7 основания отказа в выдаче либоаннулирования разрешения на временное проживание.
Срок действия разрешенияна временное проживание составляет три года.
5.3. Постояннопроживающие в РФ
Постоянно проживающий вРоссийской Федерации иностранный гражданин – лицо, получившее вид нажительство. Под понятием вид на жительство понимается документ, выданныйиностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права напостоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободныйвыезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид нажительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом,удостоверяющим его личность[13].
Вид на жительство можетбыть выдан иностранному гражданину по его заявлению в территориальный органфедерального органа исполнительной власти в сфере миграции в течение срокадействия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований,при условии, что иностранный гражданин проживал в РФ не менее одного года наосновании разрешения на временное проживание и обратился с заявлением втерриториальный орган федерального органа исполнительной власти в сферемиграции, не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока действияразрешения на временное проживание.
Вид на жительствовыдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия видана жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может бытьпродлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство неограничено. При этом постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин обязанежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в РФ территориальныйорган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по меступолучения данным иностранным гражданином вида на жительство.
Порядок выдачи вида нажительство и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением овыдаче вида на жительство, утверждаются Правительством Российской Федерации, ав статье 9 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» устанавливаютсяоснования отказа в выдаче либо аннулирования вида на жительство.
6. Ответственностьиностранных граждан и лиц без гражданства
Статья 4 ФЗ «О правовомположении иностранных граждан в РФ» говорит, что иностранные гражданепользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне сгражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренныхфедеральным законом[14]. Это означает, чтоответственность также в равной мере распространяется и на граждан, и наиностранных граждан (лиц без гражданства). Но в этом вопросе также проявляетсяособенности административно — правового статуса иностранных граждан и лиц безгражданства. Особенность этой является специальная мера наказания, котороймогут быть подвергнуты только иностранные граждане (лица без гражданства) –административное выдворение.
Административноевыдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц безгражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанныхграждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации,а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — вконтролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданстваиз Российской Федерации[15].
Это наказание применяетсятолько к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Граждане РФ не могубыть лишены гражданства РФ, выданы другому государству, выдворены за пределыРоссии. В соответствии с частью 3 статьи 62 Конституции РФ «иностранныеграждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами инесут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленныхфедеральным законом или международным договором Российской Федерации».
Подобное наказаниепредусмотрено КоАП РФ за нарушение режима Государственной границы РФ (часть 2статьи 18.1.); нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границуРФ (часть 2 статьи 18.4.); нарушение иностранным гражданином или лицом безгражданства режима пребывания в Российской Федерации (статья 18.8.); нарушениеиностранным гражданином или лицом без гражданства правил привлечения ииспользования в Российской Федерации иностранной рабочей силы (часть 2 статьи18.10.); нарушение иммиграционных правил (статья 18.11.). Во всех статьях КоАПРФ, содержащих такое наказание, как административное выдворение за пределыРоссийской Федерации, оно закрепляется в качестве возможного дополнительногонаказания наряду с основным наказанием – административным штрафом.
Административноевыдворение за пределы Российской Федерации назначается судьей, а в случаесовершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административногоправонарушения при въезде в Российскую Федерацию – компетентными должностнымилицами органов исполнительной власти. Такими должностными лицами являютсянаделенные необходимыми полномочиями сотрудники пограничных органов.
Содержаниеадминистративного выдворения за пределы Российской Федерации достаточноспецифично. Оно состоит в контролируемом перемещении иностранного гражданина(лица без гражданства) с территории Российской Федерации через Государственнуюграницу РФ. Перемещение может производиться принудительно и путемконтролируемого самостоятельного выезда выдворяемого из Российской Федерации. Вслучае если у выдворяемого из России лица нет необходимых средств иустановление стороны, пригласившей его в Россию, невозможно, перемещениевыдворяемого лица через Государственную границу РФ осуществляется за счетсредств федерального бюджета.
Средства, выделяемые изфедерального бюджета на мероприятия по административному выдворению,расходуются на приобретение проездных документов для выдворяемого лица (а вслучаях, установленных законодательством Российской Федерации, — такжепроездных документов для должностного лица органа внутренних дел,сопровождающего выдворяемого иностранного гражданина или лица без гражданства);на содержание выдворяемого лица до исполнения решения об административномвыдворении; на оформление документов, необходимых для осуществления выдворения;совершение иных действий, непосредственно связанных с выдворением[16].
В случае административноговыдворения иностранного гражданина, осуществляющего трудовую деятельность вРоссийской Федерации без разрешения на работу, средства, затраченные изфедерального бюджета на обеспечение выезда иностранного гражданинасоответствующим видом транспорта из Российской Федерации, подлежат взысканию всудебном порядке с работодателя или заказчика работ (услуг), привлекшихуказанного иностранного гражданина к трудовой деятельности, по иску органа,исполнявшего постановление об административном выдворении указанногоиностранного гражданина[17].
Административноевыдворение как меру административного наказания не следует смешивать с меройадминистративного пресечения, применяемой уполномоченными должностными лицамипограничных органов и пограничных войск и связанной с передачей иностранныхграждан и лиц без гражданства, нарушивших режим Государственной границы РФ,властям государства, с территории которого они пересекли Государственнуюграницу РФ[18].
Исполнение постановленияоб административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранногогражданина или лица без гражданства производится путем официальной передачииностранного гражданина или лица без гражданства представителю властейиностранного государства, на территорию которого указанное лицо выдворяется,либо путем контролируемого самостоятельного выезда лица, подлежащегоадминистративному выдворению за пределы Российской Федерации[19].Об административном выдворении иностранного гражданина или лица без гражданстваиз пункта пропуска через Государственную границу РФ уведомляются властииностранного государства, на территорию или через территорию которого указанноелицо выдворяется (если административное выдворение предусмотрено международнымдоговором Российской Федерации с этим государством).
В случае если передачалица, подлежащего административному выдворению за пределы Российской Федерации,представителю властей иностранного государства не предусмотрена международнымдоговором Российской Федерации с этим государством, административное выдворениелица осуществляется в месте, определяемом пограничными органами.
Исполнение постановленияоб административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранногогражданина или лица без гражданства оформляется в виде двустороннего илиодностороннего акта, который приобщается к постановлению. До административноговыдворения за пределы Российской Федерации иностранные граждане или лица безгражданства по решению суда могут содержаться в специальных помещениях,предусмотренных для содержания лиц, подвергнутых административному задержанию.
7. Федеральнаямиграционная служба
Федеральная миграционнаяслужба (ФМС России) является федеральным органом исполнительной власти,осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору иоказанию государственных услуг в сфере миграции[20].ФМС России в своей деятельности руководствуется Конституцией РоссийскойФедерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами,актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации,международными договорами Российской Федерации, актами Министерства внутреннихдел Российской Федерации.
ФМС являетсяподведомственной МВД федеральной службой, руководство деятельностью которым осуществляетПрезидент Российской Федерации. На основании статьи 7 Указа Президента РФ «Осистеме и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9.03.2004 г.№ 314, Положения о федеральных органах исполнительной власти (Положение оФедеральной миграционной службе (в ред. Указов Президента РФ от 21.03.2007 г. №403, от 20.04.2007 г. № 516)[21] утверждаются ПрезидентомРФ (Указ Президента Российской Федерации от 19.07.2004 г. № 928 «ВопросыФедеральной миграционной службы» (в редакции Указов Президента РФ от06.10.2004 г. № 1285, от 07.05.2005 г. № 516, от 21.12.2005 г. № 1497, от01.08.2006 г. № 820, от 21.03.2007 г. № 403, от 20.04.2007 г. № 516)[22],а руководитель ФМС и его заместители назначаются на должность и освобождаютсяот должности Президентом РФ.
Статья 13 УказаПрезидента Российской Федерации от 9.03.2004 г. № 314 «О системе и структурефедеральных органов исполнительной власти»[23] содержит положение обобразовании ФМС Министерства внутренних дел Российской Федерации, с передачей ейправоприменительных функций, функций по контролю и надзору и функции пооказанию государственных услуг в сфере миграции, причем под функциями поконтролю и надзору понимаются:
· осуществлениедействий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти,органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами игражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральнымиконституционными законами, федеральными законами и другими нормативнымиправовыми актами общеобязательных правил поведения;
· выдача органамигосударственной власти, органами местного самоуправления, их должностнымилицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и(или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;
· регистрацияактов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовыхактов;
Под правоприменительнымифункциями понимается издание индивидуальных правовых актов, а также ведениереестров, регистров и кадастров, а под функциями по оказанию государственныхуслуг понимается осуществление федеральными органами исполнительной власти услуг,имеющих исключительную общественную значимость и оказываемых на установленныхфедеральным законодательством условиях неопределенному кругу лиц.
Положение «О Федеральноймиграционной службе» содержит основные задачи этого федерального органаисполнительной власти, которые она осуществляет во взаимодействии с другимифедеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной властисубъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественнымиобъединениями и иными организациями непосредственно и (или) через своитерриториальные органы, а также иные входящие в ее систему организации иподразделения.
Недавние изменения взаконодательстве в целях обеспечения гарантий прав и свобод человека игражданина в сфере миграции и совершенствования государственного управления вобласти миграционной политики расширили полномочия ФМС.
Финансирование расходовна содержание центрального аппарата ФМС России, ее территориальных органов ииных входящих в систему ФМС России организаций и подразделений осуществляетсяза счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.
В целом последниеизменения в законодательстве относительно полномочий и прав ФМС России направленына реализацию политики о выведении ФМС из подчинения МВД России.
Сейчас ФМС имеет статусотдельной структуры, но подведомственной Министерству внутренних дел.Руководство ФМС не раз заявляло о необходимости вывода из-под ведения МВД ипревращения его в гражданский институт (« разграничение полномочий между МВД иФМС позволит сосредоточить регулирование миграционных процессов в рамкахкомпетенции одной службы»).
Летом 2005 года ВладимирПутин, выступая на заседании Совета по содействию развитию институтовгражданского общества и правам человека, заявил, что ФМС могла бы быть более эффективной,если бы была гражданской. Председатель Комитета помощи беженцам «Гражданскоесодействие» Светлана Ганнушкина также считает, что миграционная служба должнастать гражданским ведомством. «Они лучше понимают, что нужно в миграционнойсфере делать, чем МВД, которая их контролирует и вырабатывает политику. Япротив перестановки кадров, пусть там работают военные, люди, имеющие чины.Лишь бы они не пытались командовать развитием процессов, которые происходят вобществе»[24].
Заключение
Иностранными гражданами в Российской Федерации лица, неявляющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие доказательства своейпринадлежности к гражданству иностранного государства.
Лицом без гражданства в РФ признаются лица, не имеющие гражданства какого-либо государства.
Безгражданство бываетабсолютным и относительным. Абсолютное безгражданство — безгражданство смомента рождения. Относительное безгражданство — безгражданство, наступившее врезультате утраты гражданства. В действующем в настоящее время Федеральном законе «Огражданстве РФ» устанавливается, что ребенок, родившийся от лиц без гражданствана территории Российской Федерации, являетсягражданином России. Законодательствоопределяет, какие документы и факты могут служить доказательством наличия улица гражданства того или иного государства.
В соответствии сКонституцией РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства в РФ гарантируютсяпредусмотренные законом права и свободы. Они пользуются теми же правами и свободамии несут те же обязанности, что и граждане РФ, если иное не вытекает изКонституции Российской Федерации, и других актов российского законодательства. Иностранныеграждане и лица без гражданства в РФ равны перед законом независимо от происхождения,социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности,пола, образования, языка, отношения к религии, рода, характера занятий и другихобстоятельств.
Использованиеиностранными гражданами и лицами без гражданства прав и свобод не должно наноситьущерб интересам российского общества и государства, правам и законным интересамграждан РФ и других лиц.
Находящиеся в РФ иностранныеграждане и лица без гражданства обязаны уважать Конституцию РФ и соблюдать российскиезаконы.
Иностранные гражданемогут постоянно проживать в РФ, если они имеют на то разрешение и вид нажительство, выданные органами внутренних дел.
Временно пребывающие в РФиностранные граждане – это граждане находящиеся в России на ином законном основании.Они обязаны в установленном порядке зарегистрировать свои заграничные паспортаили заменяющие их документы и выехать из РФ по истечении определенного им срокапребывания.
Российская Федерацияможет предоставить политическое убежище иностранным гражданам и лица безгражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
Учитывая большое и всевозрастающее число мигрантов в мире, 4 декабря 2000 года Генеральная Ассамблеяпровозгласила 18 декабря Международным днем мигранта. В этот день в 1990 годуАссамблея приняла Международную конвенцию о защите прав всехтрудящихся-мигрантов и членов их семей. Государствам-членам, а такжемежправительственным и неправительственным организациям предложено отмечатьМеждународный день мигранта на основе, в частности, деятельности пораспространению информации о правах человека и основных свободах мигрантов,обмену опытом и разработке мер по обеспечению их защиты.
Списокиспользованных источников и литературы:
1. КонституцияРоссийской Федерации (принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года).Новосибирск: Сибирское университетское изд., 2004.
2. Кодекс РоссийскойФедерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ.Новосибирск: Сибирское университетское изд., 2008.
3. Федеральный закон«О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ (в ред.Федеральных законов от 11.11.2003 № 151-ФЗ, от 02.11.2004 № 127-ФЗ, от03.01.2006 № 5-ФЗ, от 18.07.2006 № 121-ФЗ). Новосибирск: Сибирскоеуниверситетское изд., 2007.
4. Федеральный закон«О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РоссийскойФедерации» от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ. Новосибирск: Сибирскоеуниверситетское изд., 2007.
5. Федеральный закон«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля2002 года № 115-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 № 86-ФЗ, от11.1.2003 № 141-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 02.11.2004 № 127-ФЗ, от18.07.2006 № 110-ФЗ, от 18.07.2006 № 121-ФЗ, от 29.12.2006 № 258-ФЗ). Новосибирск:Сибирское университетское изд., 2007.
6. Федеральный законРоссийской Федерации «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда вРоссийскую Федерацию» № 114-ФЗ от 15 августа 1996 года.//Собрание законодательства РФ, 19.08.1996, № 34, ст. 4029.
7. Положение «Опорядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» от 14 ноября2002 года № 1325 // СЗ РФ. – 2002. — № 46. – Ст.4571.
8. Положение «ОКомиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации» от 14ноября 2002 года № 1318 (с изменениями и дополнениями от 25.11.2003г.) // СЗРФ. – 2002. — № 46. – Ст.4570.
9. Инструкция МВД повопросам гражданства от 6 февраля 2003 года № 82 // Бюллетень нормативных актовфедеральных органов исполнительной власти. – 2003. — № 16.
10. Европейскаяконвенция о гражданстве (Страсбург, 6 октября 1997 год) // Справочная правоваясистема «Гарант».
11. Конвенция ООН «О статусе апатридов» принята28 сентября 1954 года, вступила в силу 6 июля 1960 года.
12. Указ Президента «О системе и структурефедеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 года № 314 //Собрание законодательства РФ, № 11, 15.03.2004, ст. 945.
13. Постановление Правительства № 682“Об утверждении на 2007 год квоты на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам,прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы” //Российская газета (Федеральный выпуск) № 4223 от 16 ноября 2006 года.
14. Бахрах Д. Н., Россинский Б. В.Старилов Ю. Н. Административное право. М.: Норма, 2005. – 800 с.
15. Лазарев В. В, Липень С. В. Теориягосударства и права М.: Спарк, 2004. – 528 с.
16. «Российскаягазета» (Федеральный выпуск) № 4350 от 25 апреля 2007 г ода
17. «Российская газета» (Федеральныйвыпуск) № 3658 от 18 декабря 2004 года
18. Газета «НовыеИзвестия» 27 марта 2007 г.