Содержание
1. Автоматизированныеинформационные системы
2. Программно-техническийкомплекс автоматизированного карточного учета спецконтингента в УИИ
3. Поискинформации по правовому вопросу с помощью карточки поиска СПС «КонсультантПлюс» поле «Тематика»
1.Автоматизированные информационные системы
В научно-техническойлитературе часто используются термины «система», «системауправления», «автоматизированная система управления», «автоматизированныеинформационные системы».
Системой называетсялюбой объект, который, с одной стороны, рассматривается как единое целое, а сдругой — как множество связанных между собой или взаимодействующих составныхчастей.
Под системой понимаетсясовокупность связанных между собой и с внешней средой элементов или частей,функционирование которых направлено на получение конкретного полезногорезультата.
В соответствии с этимопределением практически каждый объект можно рассматривать как систему,стремящуюся в своем функционировании к достижению определенной цели. Понятиесистемы охватывает комплекс взаимосвязанных элементов, действующих как единоецелое. В систему входят следующие компоненты:
1. Структура — множество элементов системы и взаимосвязей между ними.
2. Входы и выходы — материальные потоки или потоки сообщений, поступающие в систему или выводимыеею.
3. Цель и ограничения.
Для системы характерныследующие основные свойства:
сложность;
делимость;
целостность;
многообразие элементови различие их природы;
структурированность.
Сложность системызависит от множества входящих в нее компонентов, их структурноговзаимодействия, а также от сложности внутренних и внешних связей идинамичности.
Делимость системыозначает, что она состоит из ряда подсистем или элементов, выделенных поопределенному признаку, отвечающему конкретным целям и задачам.
Целостность системыозначает, что функционирование множества элементов системы подчинено единойцели.
Многообразие элементовсистемы и различия их природы связано с их функциональной специфичностью иавтономностью. Например, в материальной системе объекта, связанной спреобразованием вещественно-энергетических ресурсов, могут быть выделены такиеэлементы, как сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо,полуфабрикаты, запасные части, готовая продукция, трудовые и денежные ресурсы.
Структурированностьсистемы определяет наличие установленных связей и отношений между элементамивнутри системы, распределение элементов системы по уровням иерархии.
Управление — важнейшаяфункция, без которой немыслима целенаправленная деятельность любойсоциально-экономической, организационно-производственной системы (предприятия,организации, территории).
Систему, реализующуюфункции управления, называют системой управления. Важнейшими функциями,реализуемыми этой системой, являются прогнозирование, планирование, учет,анализ, контроль и регулирование.
Управление связано собменом информацией между компонентами системы, а также системы с окружающейсредой. В процессе управления получают сведения о состоянии системы в каждыймомент времени, о достижении (или не достижении) заданной цели с тем, чтобывоздействовать на систему и обеспечить выполнение управленческих решений.
Таким образом любойсистеме управления экономическим объектом соответствует своя информационнаясистема, называемая экономической информационной системой.
Информационная система(ИС) — это совокупность внутренних и внешних потоков прямой и обратнойинформационной связи объекта, методов, средств, специалистов, участвующих впроцессе обработки информации и выработке управленческих решений.
Информационная системапредставляет собой систему, функционирование которой во времени заключается всборе, хранении, обработке и распространении информации о деятельностикакого-то объекта реального мира. Информационная система создается дляконкретного экономического объекта и должна в определенной мере копироватьвзаимосвязи элементов объекта.
Информационные системыпредназначены для решения задач обработки данных, автоматизации конторскихработ, выполнения поиска информации и отдельных задач, основанных на методахискусственного интеллекта.
Задачи обработки данныхобеспечивают обычно рутинную обработку и хранение информации с целью выдачи(регулярной или по запросам) сводной информации, которая может потребоватьсядля управления выбранным объектом.
Информационная системаявляется системой информационного обслуживания работников управленческих служби выполняет технологические функции по накоплению, хранению, передаче иобработке информации. Она складывается, формируется и функционирует врегламенте, определенном методами и структурой управленческой деятельности,принятой на конкретном экономическом объекте, реализует цели и задачи, стоящиеперед ним.
Однако отметим, что современныйуровень информатизации общества предопределяет использование новейшихтехнических, технологических, программных средств в различных информационныхсистемах.
Автоматизированнаяинформационная система (АИС) представляет собой совокупность информации,математических методов и моделей, технических, программных, технологическихсредств и специалистов, предназначенную для обработки информации и принятияуправленческих решений.
Создание АИСспособствует повышению эффективности производства объекта и обеспечиваеткачество управления. Наибольшая эффективность АИС достигается при оптимизациипланов работы предприятий, организаций и учреждений, быстрой выработкеоперативных решений, четком маневрировании материальными и финансовымиресурсами и т.д.
Так же возрастаниеобъемов информации в информационной системе организаций, потребность вускорении и более сложных способах ее обработки вызывают необходимостьавтоматизации работы информационной системы, т. е. автоматизации обработкиинформации.
В неавтоматизированнойинформационной системе все действия с информацией и решения осуществляетчеловек.
Приведем определенияавтоматизированной информационной системы (АИС).
1. Автоматизированнаяинформационная система — совокупность информации, экономико-математическихметодов и моделей, технических, программных, технологических средств испециалистов, предназначенная для обработки информации и принятияуправленческих решений.
2. Автоматизированнаяинформационная система — взаимосвязанная совокупность данных, оборудования,программных средств, персонала, стандартов, процедур, предназначенных длясбора, обработки, распределения, хранения, выдачи (предоставления) информации всоответствии с требованиями, вытекающими из целей учреждения.
В целом АИС можнорассматривать как человеко-машинную систему с автоматизированной технологиейполучения результатной информации, необходимой для информационного обеспеченияперсонала и оптимизации процесса управления в предметной деятельности.
Отметим, что в силусложности структуризации информации и формализации процессов ее обработкиавтоматизация всех информационных процедур организации затруднена. Степеньавтоматизации различных информационных процессов колеблется от 10 до 20%.
Сравним преимущества инедостатки информационных систем с неавтоматизированной (бумажной) и савтоматизированной информационной технологией.
Преимуществанеавтоматизированных (бумажных) систем:
— простота организациии (или) установки;
— простота дляпонимания и освоения;
— не требуютсятехнические навыки;
— гибкость испособность к адаптации для соответствия предметной деятельности.
Преимуществаавтоматизированных информационных систем. В АИС проявляется возможностьотображения на информационную плоскость всего, что происходит с организацией.Все экономические факторы и ресурсы выступают в единой информационной форме, ввиде данных.
2.Программно-технический комплекс автоматизированногокарточного учета спецконтингента в УИИ
правоохранительный преступление автоматизированный учет
Отечественная изарубежная практика деятельности правоохранительных органов по предотвращению,выявлению и раскрытию преступлений свидетельствует о связи между уровнеминформационной поддержки мероприятий по борьбе с преступностью и ихрезультатами. Совершенствование информационного обеспечения оперативныхподразделений становится одним из главных направлений повышения эффективностиправоохранительной деятельности.
Во исполнениетребований Приказа МВД России № 562 2002 г. по повышению эффективностиинформационного обмена между подразделениями органов внутренних дел на основеиспользования единых стандартов и технологий информационными центрами МВД,ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации ГИЦ МВД осуществляется автоматизацияпофамильных оперативно-справочных учетов.
Наличиеавтоматизированного пофамильного оперативно-справочного учета в Главноминформационном центре позволило с декабря 2002 г. организоватьавтоматизированную обработку запросов, поступающих по каналам связи в режимеотложенных запросов. Всего за девять месяцев 2005 г. в ГИЦ МВД России поступилоболее 5000000 запросов, из них по МСПД — более 1500000 (37%).
Направление запросов поканалам связи существенно снизило время их обработки. Так, при отсутствиисведений на проверяемое лицо ответ автоматически формируется и направляется втечение часа с момента получения запроса. В случае наличия сведений о судимостилица или нахождения его в розыске осуществляется подготовка ответа, которыйпредоставляется по каналам связи инициатору запроса.
Перевод запросов сбумажных носителей на каналы связи, сокращение использования услуг фельдсвязипозволяют значительно повысить оперативность их обработки, перейти отколичественного учета к поэкземплярному и в дальнейшем перераспределить личныйсостав, ориентировав его на решение иных вопросов.
Автоматизация в ГИЦоперативно-справочных учетов проходит по двум направлениям: дактилоскопическиекартотеки и пофамильные. Эффективность оперативно-справочных, розыскных икриминалистических учетов определяется по количеству преступлений, прираскрытии которых использовалась учетная информация. Данные показатели согласностатистическим карточкам учета преступлений составляют по итогам работы за Iполугодие 2005 г. соответственно более 80% и 40%.
ФГУ НИИИиПТ ФСИН Россииимеет свой опыт разработки и внедрения программных средств по автоматизацииведения специальных учетов для следственных изоляторов (ПТК АКУС СИЗО),исправительных учреждений (ПТК АКУС ИК), уголовно-исполнительных инспекций (ПТКАКУС УИИ).
Программно-техническийкомплекс для автоматизированного картотечного учета спецконтингента в СИЗО сталосновополагающим в серии программных продуктов, предназначенных для автоматизацииспецучета в рамках УИС, начиная с ее низовых звеньев и заканчивая картотекамирегионального и ведомственного уровней.
ПТК АКУС СИЗО былпринят в эксплуатацию в июне 2000 г. и в данное время успешно эксплуатируется вучреждениях более чем 50 региональных УФСИН. Комплекс представляет собойинформационно-поисковую систему, охватывающую стороны деятельности служб СИЗО,занимающихся учетом спецконтингента. Прежде всего это относится к спецотделу,дежурной части и оперативному отделу. Благодаря внедрению ПТК АКУС СИЗО сталовозможным создание АРМ для сотрудников указанных подразделений СИЗО и охватинформационных направлений работы служб СИЗО, ведущих спецучет.
Естественно, что если «перемножить»количество этих информационных направлений на численность подучетных элементоврегионального уровня, то можно представить объем данных, который может бытьвостребован оперативными службами.
ПТК АКУС СИЗО работаеткруглосуточно в реальном масштабе времени в сетевом режиме, с числом рабочихстанций 8 — 10. Имеются примеры внедрений до 20 станций и выше. Комплексобладает следующими основными достоинствами:
— простота и удобство вэксплуатации;
— масштабируемость;
— модульный принциппостроения;
— открытость длявзаимодействия с другими системами и подключения внешних модулей;
— компактное хранениеинформации;
— надежность храненияинформации;
— быстрая обработка ипредставление информации;
— развитаяиерархическая система рабочих и справочных таблиц;
— наличие библиотекистандартных запросов для выборки данных из БД по заданным критериям отбора;
— наличие конструкторазапросов для создания новых и редактирования имеющихся запросов;
— наличие библиотекистандартных отчетных форм с возможностью формирования выходных документов:учетных карточек, списков, отчетов, справок и т.п.;
— удобный графическийинтерфейс пользователя;
— возможность полученияфотоизображений абонентов;
— индивидуальнаянастройка АРМ;
— развитая системаразграничения доступа.
Одним из функциональныхмодулей ПТК АКУС СИЗО является наличие в его составе АРМ «Фотомастер»,с помощью которого можно создавать и обрабатывать изображения в фас и в профильабонентов спецучета. Изображения «привязаны» к соответствующемуабоненту, и их можно получать как на экране, так и в отчетных документах.Особенно важно подчеркнуть, что нет технических ограничений на формированиефототеки особых примет подследственного, что могло бы быть полезным как приведении ОРД, так и в случае побега.
В 2002 г. былразработан АРМ «Дактомастер», благодаря которому появиласьдополнительная возможность получения дактилоскопических отпечатков бескрасковымметодом. АРМ «Дактомастер» является составной частью ПТК АКУС СИЗО ипозволяет выполнять следующие базовые функции:
— снятие отпечатковэлектронным способом;
— обработка отпечатковс выделением характерных особенностей (индексов);
— занесение дактилокартв картотеку;
— сличение отпечатка симеющимися в картотеке;
— поиск отпечатка вкартотеке;
— вывод дактилокарты напечать.
АРМ«Дактомастер» разрабатывался с учетом возможности организации экспортабескрасковых дактилокарт в картотеки региональных ИЦ и далее в ГИЦ. Ксожалению, в настоящее время уровень технических решений опередил существующуюнормативную базу. Предстоит серьезная работа по «легализации» обменамежду картотеками ФСИН и МВД.
Следующим этапомавтоматизации спецучета в УИС явилась разработка в 2003 г. ПТК по автоматизацииведения специальных учетов в исправительных учреждениях. Это программноесредство стало вторым после ПТК АКУС СИЗО звеном в серии программных продуктов,реализующих учет абонентов УИС. ПТК АКУС ИК является очередным шагом внаправлении автоматизации документооборота УИС, логическим продолжением иразвитием ПТК АКУС СИЗО и необходимой предпосылкой на пути созданиярегиональной картотеки абонентов спецучета.
При разработке ПТК АКУС(СИЗО и ИК) особое внимание уделялось методической поддержке работ. Разработкавелась на основании постановок задач, согласованных с практическимипользователями и ГУИН. К настоящему времени ПТК АКУС выполнены на основанииследующих нормативных документов:
Инструкция о работеотделов (групп) специального учета следственных изоляторов и тюрем Министерстваюстиции Российской Федерации (Приказ Минюста Российской Федерации от 18 мая2001 г. № 148-ДСП);
Инструкция о работеспециальных отделов (групп) исправительных колоний, воспитательных колоний илечебных исправительных учреждений (Приказ ГУИН МЮ РФ от 11 февраля 2002 г. №47);
Инструкция о надзоре заосужденными, содержащимися в исправительной колонии (утверждена ПриказомМинюста России от 7 марта 2000 г. № 83);
Инструкция о порядкепроведения профилактики правонарушений, замышляемых и подготавливаемых лицами,содержащимися в учреждениях УИС МЮ РФ (Приказ ГУИН МЮ РФ от 27 мая 2002 г. №117).
Основной задачей ПТКАКУС ИК является автоматизация ведения учета спецконтингента в исправительныхучреждениях. Комплекс охватывает все направления деятельности ИУ, связанные соспецучетом, и разработан для автоматизации документооборота в спецотделе,отделе безопасности, оперативном отделе, отделе по воспитательной работе ИУ.ПТК АКУС ИК учитывает следующие основные информационные направления:
Картотека абонентов(установочные данные; анкета); Действующие приговоры; Взыскания; Внутренниеперемещения в пределах учреждения; Свидания; Передачи, посылки, бандероли; Отпуск;Перемещения по отрядам; Характеристика; Профилактический учет; Медчасть; Наличиеисполнительных листов; Прежние судимости; Приметы; Условия содержания вучреждении; Отношение к воинской службе; Второй адрес места жительства; Жалобы;Временное убытие из колонии; Изменение приговора; Смерть; Побег; Документыосужденного; Поощрения; Особые приметы; Фотоархив; Дактилокарты; Рассмотрениезаявлений на УДО; Особые даты; Родственники
В 2005 г. НИИИиПТ разработалпрограммный продукт «Интегратор АКУС», который позволяет использоватьвсе поисковые возможности ПТК АКУС на объеме региональных данных.
Резюмируя сказанное,представляется необходимым подчеркнуть, что среди вопросов совершенствованияинформационного обеспечения ОРД подразделений УИС первоочередное вниманиеследует уделить:
— анализуинформационных потребностей руководителей и сотрудников указанныхподразделений;
— внедрению современныхинформационных технологий в ОРД подразделений УИС;
— повышению уровняпрофессиональной подготовки сотрудников, осуществляющих работу по накоплению,регистрации и обработке оперативно-розыскной и иной информации;
— оптимизацииинформационных массивов, банков данных и т.д., которые должны концентрироватьсяв подразделениях УИС
— совершенствованиюорганизации обмена оперативно-розыскной и иной информацией с другими субъектамиОРД;
— разработке ивнедрению программно-технических средств и современных информационных технологийна основе единых стандартов;
— созданию оптимальнойструктуры сетей связи и внедрению эффективных средств передачи данных,обеспечивающих качественный и своевременный обмен информационными сведениями;
— применениютехнических средств защиты информации, обрабатываемой в автоматизированныхсистемах оперативно-розыскного назначения.
3. Поиск информации поправовому вопросу с помощью карточки поиска СПС «Консультант Плюс»поле «Тематика»
Сегодня нет особеннойнеобходимости убеждать кого-либо в том, что государство должно иметь четкую иясную позицию относительно путей и методов создания и развития эффективнойсистемы распространения правовой информации в России. Эта задача имеет особоезначение, так как система распространения правовой информации являетсяважнейшим, базовым элементом инфраструктуры и одним из ключевых условийразвития России как цивилизованного правового государства.
Не будет преувеличениемсказать, что в этой сфере в России за последние десять лет произошлизначительные и прогрессивные изменения, которые вызывают оптимизм у любогоспециалиста, работающего с правовой информацией. Действительно, с однойстороны, кардинальные изменения в экономике и политике привели к тому, чтовозникла массовая и острая потребность в правовой информации и у специалистов,и у простых граждан. С другой стороны, потребителю были предложены достаточноэффективные и качественные средства массовой информации и соответствующиеуслуги. Это и традиционные печатные издания, как государственные, так инезависимые, и услуги консультационных фирм, и специализированные справочныеправовые компьютерные системы. Особое, опережающее развитие получили именнокомпьютерные технологии распространения правовой информации. Это объясняетсяуникальными возможностями, которые могут быть предоставлены пользователю наоснове компьютерных технологий:
— оперативностьраспространения информации;
— возможностикомпактного хранения больших объемов информации;
— широкие возможностипоиска информации.
Именно поэтому сегоднякомпьютерные технологии распространения правовой информации играют ключевуюроль в этой сфере и являются своего рода фундаментом всей системыраспространения правовой информации, а также источником информации дляабсолютного большинства остальных СМИ и консультантов.
Консультант Плюс —компьютерная справочно-правовая система по законодательству России.Разрабатывается НПО ВМИ, г. Москва. Основана в 1992 году. На апрель 2010 г.система содержит более 4 844 763документов. Обновляется ежедневно.Распространяется через сеть региональных информационных центров (РИЦ).
Информация, включённаяв систему структурирована по разделам, в настоящее время в СПС Консультант Плюссуществуют следующие разделы:
Законодательство
Судебная практика
Финансовые и кадровыеконсультации
Комментариизаконодательства
Формы документов
Законопроекты
Международные правовыеакты
Правовые акты поздравоохранению
Технические нормы иправила
Название разделаотражает характер информации, которая в нём содержится. Каждый раздел, в своюочередь, состоит из информационных банков, которые являются подмножествамираздела. Такое структурирование данных упрощает поиск информации в системе засчёт исключения из поиска разделов и информационных банков, содержащихинформацию заведомо не удовлетворяющую условиям поиска. Деление массиваинформации на информационные банки преследует ещё одну цель — такое делениепозволяет реализовать модульный принцип построения технических систем. То естьэто даёт возможность конечному пользователю системы включить в свой наборименно те информационные банки, которые ему необходимы, тем самым сэкономитьвремя при поиске и избежать излишних материальных затрат на приобретение исопровождение не нужных пользователю банков.
В СПС КонсультантПлюсвключаются документы следующих видов:
Нормативно-правовыеакты РФ её субъектов и основные международные правовые акты.
Комментарии иразъяснения к нормативно-правовым актам и консультации по конкретным ситуациямиз юридической и бухгалтерской практики.
Книги и статьи изпериодической печати и сборников.
Схемы корреспонденциисчетов.
Формы документов, какофициально утверждённые так и примерные.
Информация справочногохарактера (календарь бухгалтера, курсы валют, размер ставки рефинансирования ит. п.
Аналитические обзоры.
Механизм поиска в СПСКонсультантПлюс позволяет производить поиск документов по нескольким критериям:
Тематика(Конституционный строй, Гражданское право, Семья и т. д.)
Вид документа (Закон,Кодекс, ПБУ и т. д.)
Принявший орган(Правительство РФ, ВАС РФ, Администрация Президента РФ и т. д.)
Дата (датапринятия/изменения документа)
Номер (номер документа)
Название документа(вводиться если известно полное название документа или отдельные слова)
Текст документа (поискдокументов содержащих следующие фразы и слова)
Поиск по статусу(действует, утратил силу, не вступил в силу)
При поиске по критериям6 и 7 существует возможность применения таких логических операций к запросамкак И, ИЛИ, КРОМЕ. Для некоторых разделов существуют также свои уникальныекритерии поиска, которые обусловлены особенностями документов, включённых вэтот раздел.
Кроме механизмамногокритериального поиска в рассматриваемой СПС присутствует ещё одининструмент, именуемый «Правовой навигатор». Он являет собой некийклассификатор правовой информации, который подразделяет весь массив информациина определённые тематические категории, каждая из которых, в свою очередь,содержит ряд детализирующих её подпунктов. При выборе такого подпункта системаформирует список документов как нормативного так и консультанционногохарактера, которые так или иначе раскрывают суть данного подпункта.
С 1 апреля 2009 г. всистеме Консультант Плюс Появился так называемый Быстрый поиск. Быстрый поискпредставлен в виде единой поисковой строки (как в Интернете) сразу в Стартовомокне системы. В поисковую строку вводится любая известная информация одокументе или описание интересующего вопроса. Запрос вводится простым языком,можно использовать сокращения, синонимы, аббревиатуры (например: «закон обухучете», «статья 120 НК», «работа в праздники» идр.). Быстрый поиск поможет найти конкретный документ, фрагмент документа(главу или статью), получить информацию по интересующему вопросу. В результатепоиска система выдаст компактный (до 50 документов) и удобный списокдокументов, которые наиболее точно соответствуют запросу.
Быстрый поиск дополнилуже существующие в системе Консультант Плюс поисковые инструменты — Карточкупоиска и Правовой навигатор; теперь пользователь получает доступ к трем мощнымпоисковым средствам, каждое из которых имеет свои преимущества.