КУРСОВАЯРАБОТА
покурсу «Гражданское право»
потеме: «Авторское право в России»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ОСНОВАЗАЩИТЫ АВТОРСКИХ ПРАВ
2. МЕТОДЫ ЗАЩИТЫАВТОРСКИХ И ПАТЕНТНЫХ ПРАВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Изменение функции знания и культуры вцивилизации конца ХХ века привело к резкому увеличению масштабов использованиярезультатов интеллектуальной деятельности. Творения человеческого разумаприобрели значение одного из важнейших видов объектов экономического оборота.
Отдельные элементы авторского правапоявились очень давно. Можно вполне обоснованно утверждать, что социальное,этическое и политическое значение произведений науки и искусства признавалисьна протяжении всей сознательной истории человечества. Уже в Древней Грециисуществовали правила о сохранении текстов трагедий для осуществления контроляза соответствием исполняемого на сцене представления подлинному авторскомупроизведению. Творения Эсхила, Софокла и Еврипида должны были доводиться допублики в неискаженном виде. Гонорар как форма оплаты творческого труда,особенности права собственности на произведения искусства были известны ещеримскому праву. Однако в целом «экономической стороне» авторского права долгоевремя не придавалось особого значения.
С изобретением печатного станка (в 1448г.), открытием для человечества «галактики Гуттенберга» появилась возможностьпустить «романы и поэмы» в экономический оборот, возможность широко торговатьими. Благодаря печатному станку и мануфактурам любые рукописи, а затем и иныематериальные носители произведений могли быть быстро и относительно дешеворазмножены. Издание книг всегда требовало затрат максимальных средств и усилийот того, кто делал это первым. Ему же приходилось оплачивать и труд автора.Конкуренты не несли расходов, связанных с подготовительной стадией, и моглипредложить публике тот же товар по более низким ценам. В результате нисоздатель произведения, ни издатель, оплачивавший его труд, часто не получалиникаких экономических выгод от своей деятельности. Такое положениепрепятствовало распространению культурных ценностей. Необходимо было добиться, чтобыкаждое заинтересованное лицо могло реализовать свои материальные интересы черезрыночный механизм и в то же время «никто не собирал урожая там, где ничего непосеял». Возникла настоятельная потребность в осуществлении государствомрегулирующей, координирующей, законодательной функций в данной области, вобеспечении внутригосударственной защиты и международно-правовой охраныавторских прав.
Наиболееважной задачей было четкое определение того, что принадлежит одному лицу, а чтодругому; кто на что имеет право. Решение этой задачи могло обеспечить толькогосударство. Осуществление правового регулирования, установление правил,ориентиров для человеческого поведения, предложение законных способовдостижения правомерных целей – и дальнейшее подчинение человеческого поведенияруководству этих правил, осуществление охраны отвечающих их требованиямобщественных отношений являются основными задачами всякого цивилизованногогосударства.
Авторское ипатентное право в своей основе является юридическим выражением осознаниягосударством важности сохранения культуры для сохранения и развития общества.Поддержка и защита творчества, охрана результатов интеллектуальной деятельностинепосредственно связаны с защитой свободы личности, прав человека. Этоопределяет актуальность данной работы.
1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ОСНОВА ЗАЩИТЫ АВТОРСКИХ ПРАВ
Теоретическиепредпосылки авторского права базируются на необходимости для человечества иметьширокий доступ ко всем достижениям интеллектуальной творческой деятельности ивытекающей отсюда обязательности вознаграждать тех, кто способствуетвозникновению и распространению этих достижений. В широком значении, подавторским правом понимается совокупность личных (неимущественных) прав, которыене связаны с получением прибыли и вознаграждения, а служат непосредственно длязащиты интересов автора, и имущественных прав автора; в узком – этоимущественные права автора, которые он вправе передавать другим лицам путемзаключения авторского договора.
В России кнастоящему времени создана в основном правовая база для охраны авторских исмежных прав. В то же время отсутствие полноценной систематизации приводит к«усложненности» действующего законодательства, содержащего очень сложные посвоей структуре нормы, закрепляющие сразу целый комплекс исключительных прав,исключений из них, а в ряде случаев еще и исключения из этих исключений.
В системузащиты авторских прав и прав патентообладателей входит:
· Федеральныенормативные акты.
В первуюочередь авторские права охраняет Конституция РФ. Согласно Конституции каждыйимеет право на свободное использование своих способностей, в том числе иинтеллектуальных для предпринимательской и иной не запрещенной закономэкономической деятельности[1].Ст. 35 гласит, что право частной собственности (в том числе и интеллектуальной)охраняется законом.
Гражданский Кодекс РФ признаетисключительное право (интеллектуальную собственность) гражданина илиюридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные кним средства индивидуальные юридического лица, индивидуализации продукции,выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знакобслуживания и.т.п.)[2].
Согласно ГК РФ использование результатовинтеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, которые являютсяобъектом исключительных прав, может осуществляться третьими лицами только ссогласия правообладателя. Гражданско-процессуальный кодекс закрепляетосвобождение от уплаты государственной пошлины истцов, защищающих в суде своиавторские права[3].
Авторские права защищает уголовноеправо. Согласно УК РФ за нарушение авторских и смежных прав, грозит, в томчисле, лишение свободы на срок до двух лет[4].Согласно диспозиции данной статьи преступным и уголовно наказуемым деяниемявляется незаконное воспроизведение, распространение произведений науки,литературы, искусства, компьютерных программ и баз данных, а равно незаконноевоспроизведение, распространение исполнений фонограмм и программ вещания, ихнезаконное тиражирование и распространение на аудио- и видеокассетах, дискетах,иных носителях информации, а также иное использование чужих произведений,компьютерных программ и баз данных, объектов смежных прав без разрешения лиц,имеющих авторское право или смежные права.
Квалифицированныйсостав данного преступления образуют те же действия, совершенные неоднократнолибо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
В РоссийскойФедерации действует Федеральный Закон от 20 июля 2004 года №72-ФЗ «Об авторскомправе и смежных правах». Рассмотрим его поподробнее.
Законрегулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованиемпроизведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм,исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания(смежные права). Под автором закон понимает физическое лицо, творческим трудомкоторого создано произведение.
Согласно ст. 7 данного Закона объектамиавторского права являются:
· литературные произведения (включая программы для ЭВМ);
· драматические и музыкально-драматические произведения, сценарныепроизведения;
· хореографические произведения и пантомимы;
· музыкальные произведения с текстом или без текста;
· аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы,слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения).
· произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графическиерассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;произведения архитектуры, градостроительства и садовопаркового искусства;фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичнымифотографии;
· географические, геологические и другие карты, планы, эскизы ипластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другимнаукам;
· другие произведения.
К объектам авторского права такжеотносятся:
· производные произведения (переводы, обработки, аннотации,рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработкипроизведений науки, литературы и искусства);
· сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные
· произведения, представляющие собой по подбору или расположениюматериалов результат творческого труда.
Закономвводятся следующие определения разновидностей интеллектуальной собственности идействий с ней[5]:
аудиовизуальное произведение –произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой кадров(с сопровождением или без сопровождения их звуком), предназначенное длязрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощьюсоответствующих технических устройств; аудиовизуальные произведения включаюткинематографические произведения и все произведения, выраженные средствами,аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы, диафильмы и слайдфильмыи тому подобные произведения), независимо от способа их первоначальной илипоследующей фиксации;
база данных – объективная формапредставления и организации совокупности данных (статей, расчетов и так далее),систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены иобработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ);
воспроизведение произведения –изготовление одного или более экземпляров произведения или его части в любойматериальной форме, в том числе в форме звуко- и видеозаписи, изготовление втрех измерениях одного или более экземпляров двухмерного произведения и в двухизмерениях – одного или более экземпляров трехмерного произведения; записьпроизведения в память ЭВМ также является воспроизведением;
воспроизведение фонограммы –изготовление одного или более экземпляров фонограммы или ее части на любомматериальном носителе;
запись – фиксация звуков и (или)изображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме,позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение илисообщение;
обнародование произведения –осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведениедоступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа,публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом;
опубликование (выпуск в свет) – выпуск вобращение экземпляров произведения, фонограммы с согласия автора произведения,производителя фонограммы в количестве, достаточном для удовлетворения разумныхпотребностей публики исходя из характера произведения, фонограммы;
передача в эфир – сообщениепроизведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирногоили кабельного вещания для всеобщего сведения (включая показ или исполнение)посредством их передачи по радио или телевидению (за исключением кабельноготелевидения). При передаче произведений, фонограмм, исполнений, постановок,передач организаций эфирного или кабельного вещания в эфир через спутник подпередачей в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передачасигналов со спутника, посредством которых произведения, фонограммы, исполнения,постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания могут бытьдоведены до всеобщего сведения независимо от фактического приема их публикой;
передача организации эфирного иликабельного вещания – передача, созданная самой организацией эфирного иликабельного вещания, а также по ее заказу за счет ее средств другойорганизацией;
показ произведения – демонстрацияоригинала или экземпляра произведения непосредственно или на экране с помощьюпленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а такжедемонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения ихпоследовательности;
последующая передача в эфир –последующая передача в эфир ранее переданных в эфир произведений, фонограмм,исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания;
программа для ЭВМ – объективная формапредставления совокупности данных и команд, предназначенных дляфункционирования ЭВМ и других компьютерных устройств с целью полученияопределенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходеразработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения;
произведение декоративно-прикладногоискусства – двухмерное или трехмерное произведение искусства, перенесенное напредметы практического пользования, включая произведение художественногопромысла или произведение, изготовляемое промышленным способом;
публичный показ, публичное исполнениеили сообщение для всеобщего сведения – любые показ, исполнение или сообщениепроизведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирногоили кабельного вещания непосредственно либо с помощью технических средств вместе, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствуетзначительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо оттого, воспринимаются ли произведения, фонограммы, исполнения, постановки,передачи организаций эфирного или кабельного вещания в месте их сообщения или вдругом месте одновременно с сообщением произведений, фонограмм, исполнений,постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания;
репродуцирование (репрографическоевоспроизведение) – факсимильное воспроизведение в любых размере и форме одногоили более экземпляров оригиналов или копий письменных и других графическихпроизведений путем фотокопирования или с помощью других технических средств,иных, чем издание; репрографическое воспроизведение не включает в себя хранениеили воспроизведение указанных копий в электронной (включая цифровую),оптической или иной машиночитаемой форме;
сдавать в прокат (внаем) – предоставлятьэкземпляр произведения или фонограммы во временное пользование в целяхизвлечения прямой или косвенной коммерческой выгоды;
сообщать – показывать, исполнять,передавать в эфир или совершать иное действие (за исключением распространенияэкземпляров произведения или фонограммы), посредством которого произведения,фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного иликабельного вещания становятся доступными для слухового и (или) зрительноговосприятия, независимо от их фактического восприятия публикой;
сообщать для всеобщего сведения покабелю – сообщать произведения, фонограммы, исполнения, постановки, передачи организацийэфирного или кабельного вещания для всеобщего сведения посредством кабеля,провода, оптического волокна или с помощью аналогичных средств; фонограмма –любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков;
экземпляр произведения – копияпроизведения, изготовленная в любой материальной форме;
экземпляр фонограммы – копия фонограммына любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно сфонограммы и включающая все звуки или часть звуков, зафиксированных в этойфонограмме.
Авторское право распространяется напроизведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческойдеятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также отспособа его выражения.
Закон также выделяет объекты, на которыхне распространяется авторское право. К таковым относятся:
· официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты
· законодательного, административного и судебного характера), атакже их официальные переводы;
· государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежныезнаки и иные государственные символы и знаки);
· произведения народного творчества;
· сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер[6].
В авторском праве существует понятиепрезумпции авторства. Автору произведения не надо совершать какие-либо действиядля его возникновения. Согласно ст. 9 Закона авторское право возникает в силуфакта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права нетребуется регистрации произведения, иного специального оформления произведенияили соблюдения каких-либо формальностей.
Права автора и патентообладателя делятсяна имущественные и неимущественные. К неимущественным правам относятся[7]:
· право признаваться автором произведения (право авторства);
· право использовать или разрешать использовать произведение подподлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то естьанонимно (право на имя);
· право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любойформе (право на обнародование), включая право на отзыв;
· право на защиту произведения, включая его название, от всякогоискажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести идостоинству автора (право на защиту репутации автора).
Имущественные права включают в себяправо осуществлять или разрешать следующие действия[8]:
· воспроизводить произведение (право на воспроизведение);
· распространять экземпляры произведения любым способом: продавать,
· сдавать в прокат и так далее (право на распространение);
· импортировать экземпляры произведения в целях распространения,включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительныхавторских прав (право на импорт);
· публично показывать произведение (право на публичный показ);
· публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);
· сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу вэфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачив эфир (право на передачу в эфир);
· сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу вэфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичныхсредств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);
· переводить произведение (право на перевод);
· переделывать, аранжировать или другим образом перерабатыватьпроизведение (право на переработку);
· сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо можетиметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время посвоему выбору (право на доведение до всеобщего сведения).
Основное отличие неимущественных прав отимущественных заключается в том, что неимущественные права сохраняются у авторавне зависимости от того, принадлежит ли ему созданное им произведение или жеавтор уступил исключительные права на его использование. Имущественные правамогут передаваться только посредством авторского договора[9].
Авторский договор долженпредусматривать:
· способы использования произведения (конкретные права, передаваемыепо данному договору);
· срок и территорию, на которые передается право;
· размер вознаграждения и (или) порядок определения размеравознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки еговыплаты;
· а также другие условия, которые стороны сочтут существенными дляданного договора.
Авторское произведение допустимоиспользовать без согласия автора, но только в личных, некоммерческих целях безизвлечения прибыли и с обязательным указанием имени автора, произведениекоторого используется, и источника заимствования.
Закон об охране авторских прав в РФвступил в силу в 1995 году. 28 июля 2004 года вступили в силу поправки к нему.
Пересмотру и изменению подверглисьважнейшие положения Закона. Поскольку Закон был разработан до принятияКонституции РФ, некоторые его положения противоречили Конституции. Введеныпонятия «технических средств защиты авторских и смежных прав» (ст. 48-1 Закона)и «информации об авторских и смежных правах» (ст. 48-2 Закона).
Среди наиболее важных поправок,внесённых в Закон, необходимо отметить введение в Закон нового права авторов/исполнителей и производителей фонограмм – права на «доведение до всеобщегосведения», затрагивающего использование произведений, исполнений и фонограмм вцифровых сетях, в частности, сети Internet. Поправки, относящиеся к праву надоведение до всеобщего сведения, вступают в силу с 1 сентября 2006 года.
Кроме того, следует отметить, что теперьв России вместо прежнего 50-летнего устанавливается 70-летний срок охраныавторских прав (после смерти автора).
Изменились положения, применяемые принарушениях авторских и смежных прав. Изменения коснулись, прежде всего, суммкомпенсаций, которые правообладатели могут требовать с нарушителей, даже бездоказывания размера причиненных убытков. Теперь авторы и обладатели смежныхправ вправе требовать от правонарушителя вместо возмещения убытков выплатыкомпенсации в размере от 10 тыс. до 5 млн. рублей[10].
Кроме того, предусмотрено, чтоорганизации по коллективному управлению правами теперь вправе обращаться отсвоего имени с заявлением в защиту нарушенных прав своих членов даже безпредъявления специальной доверенности на ведение судебного дела от их имени.
РФ признаны важнейшие международныеправовые акты в области авторского права. Согласно Конституции РФ и ст. 3Закона об авторских правах, если международным договором, в котором участвуетРоссийская Федерация, установлены иные правила, чем те, которые содержатся вроссийском законодательстве, то применяются правила международного договора.
К важнейшим международно-правовым актамв этой области относятся:
· Бернская конвенция об охране литературных и художественныхпроизведений (Парижский Акт, ВОИС, 24 июля 1971г.).
· Всемирная Конвенция Об Авторском Праве (пересмотренная в Париже 24июля 1971 года).
· Конвенция об охране интересов производителей фонограмм отнезаконного воспроизводства их фонограмм.
· Международная конвенция об охране интересов артистов — исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций подписана вСтокгольме 14 июля 1967 года.
· Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права исмежных прав от 24 сентяря 1993 года.
· Договор ВОИС по авторскому праву.
· Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам.
· Мадридское соглашение.
· Мадридский протокол.
· Парижская конвенция по охране промышленной собственности.
В заключение перечислим важнейшиеподзаконные акты российского законодательства, посвященному авторскому праву. Кним относятся:
· Постановление Правительства РФ № 1224 от 3 ноября 1994 года «Оприсоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературныхи художественных произведений в редакции 1971 года, Всемирной конвенции обавторском праве в редакции 1971 года и дополнительным протоколам 1 и 2,Конвенции 1971 года об охране интересов производителей фонограмм от незаконноговоспроизводства их фонограмм».
· Постановление Правительства РФ № 614 от 17 мая 1996 года «О ставкахвознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения(постановки)».
· Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 218 «Оминимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использованияпроизведений литературы и искусства».
· Постановление Правительства за №355 от 28.05.92 года «О порядкеопределение расходов, учитываемых при налогообложении сумм вознагражденияфизических лиц за издание, исполнение или иное использование произведенийнауки, литературы и искусства, а также вознаграждений авторам открытий,изобретений и промышленным образцов».
· ПМС – Правительства РФ №153 от 22.02.93г. «О порядке исчислениясреднего заработка отдельных категорий творческих работников».
· Указ Президента Российской Федерации от 7 октября 1993 г. № 1607 «ОГосударственной политике в области охраны авторского права и смежных прав».
· Указ Президента Российской Федерации от 5 декабря 1998 года № 1471«О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителейфонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуальногопроизведения или звукозаписи произведения».
· Распоряжение Президента РФ № 152-рп от 25 марта 1994 года «Вопросыприсоединения Российской Федерации к ряду Международной конвенции в областиохраны авторских прав».
· Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 9 июля1993 г. № 5352-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «Обавторском праве и смежных правах».
· Письмо Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 19октября 1993 г. № С-13/ОСЗ-317 «В связи с принятием Закона Российской Федерации«Об авторском праве и смежных правах».
· Указ президента РФ от 5 декабря 1998 года № 1471 о мерах пореализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограммна вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуальногопроизведения или звукозаписи произведения
· Постановление правительства РФ от 29 мая 1998 г. № 524 оминимальных ставках вознаграждения авторам кинематографических произведений,производство (съемка) которых осуществлено до 3 августа 1992 г.
· Приказ Российского агентства по патентам и товарным знакам от 4ноября 2000 г. № 212 о программе сотрудничества между Российской Федерацией иВОИС.
2.МЕТОДЫ ЗАЩИТЫ АВТОРСКИХ И ПАТЕНТНЫХ ПРАВ
За нарушенияавторских и патентных прав к лицам, виновным в их совершении, могут применятсяразличные виды юридической ответственности: административная, гражданская.,уголовная.
Наиболееопасные посягательства на субъективные авторские права рассматриваются какпреступления и влекут за собой уголовную ответственность. Уголовнаяответственность в отличие от других видов ответственности устанавливаетсятолько законом, а полномочиями привлечения к уголовной ответственности обладаеттолько суд. Никакие иные нормативные акты не могут определять опасныепосягательства на субъективные авторские права как преступления, никто не можетбыть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовномунаказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом[11].
Как ужеотмечалось выше, в Уголовном кодексе Российской Федерации лишь статья 146предусматривает уголовная ответственность за посягательство на авторские исмежные права граждан. Законодатель не дает исчерпывающего перечня способовэтих посягательств, он лишь говорит о том, что нарушение авторских прав исмежных прав может быть выражено в незаконном использовании объектов авторскогоправа, а равно в присвоении авторства. Под незаконным использованием объектовавторского права или смежных прав следует понимать, например, «переработку»чужого произведения, которая не придает новому произведению художественной илинаучной самостоятельности, принудительное соавторство (принуждение автора к включениюв соавторы лиц, не имеющих отношения к созданию произведения), незаконноевоспроизведение чужого произведения (переиздание без ведома автора егопроизведения, изъятие части произведения, включение в произведение комментария,пояснительного текста). Это и незаконное распространение чужого произведения(реализация, публичное исполнение, представление) вопреки воле автора.
Присвоениеавторства – это выпуск в полном объеме или части чужого произведения под своимименем; издание под своим именем произведения, созданного в соавторстве сдругими лицами, без указания их фамилий.
Адвокату вделах по защите нарушенного авторского или патентного права может (если недолжен) рассматривать наступление уголовной ответственности за нарушениеавторских и смежных прав лишь в случае причинения крупного ущерба потерпевшему.Ущерб от данного преступления может быть материальным, а также можетзаключаться в нарушении конституционных прав граждан. Материальный ущерб можетбыть в виде реального ущерба собственности и в виде упущенной выгоды(недополучение, например, определенной суммы денег, которую мог бы получитьавтор на законных основаниях).
К критериямкрупного ущерба относятся:
· степеньнарушения конституционных прав гражданина,
· характери размер понесенного им материального ущерба,
· числопотерпевших граждан,
· тяжестьпричиненного им морального вреда[12].
В последниегоды судебная практика признает под крупным ущербом ущерб, который превышаетдесятикратный минимальный размер зарплаты, установленный законодательством РФ.
Уголовнаяответственность за нарушение авторских и патентных прав наступает при условии,если вредные последствия в виде крупного ущерба находятся в причинной связи снезаконным использованием объектов авторского права или смежных прав, а равно сприсвоением авторства.
Ссубъективной стороны данное преступление характеризуется умыслом. Виновныйосознает, что он незаконно использует объекты авторского права или смежныхправ, либо что присваивает авторство и предвидит возможность причинениякрупного ущерба, и желает или допускает эти последствия. Мотив и цель неявляются обязательными признаками субъективной стороны (ими можете бытьтщеславие, корысть, зависть, ненависть и т.д.).
Субъектомпреступления может быть частное лицо, достигшее 16-летнего возраста.Должностные лица, нарушившие авторские права граждан из корыстной или инойличной заинтересованности, должны отвечать за злоупотребление должностнымиполномочиями (ст. 285) либо по ст. 201 УК за злоупотребление полномочиями.
Такимобразом, уголовно-правовой способ защиты авторских прав будет заключаться ввозбуждении против нарушителя авторских прав уголовного дела с применением к такомунарушителю мер уголовного наказания. Адвокат, исполняющий поручениепотерпевшего, вправе и обязан активно участвовать на предварительном следствиии дознании в ходе исследования обстоятельств дела, а также в суде. При этом,нельзя забывать, что в основе процессуальной формы уголовной ответственностивсегда лежит презумпция невиновности.
Доказательствомавторства в суде могут служить:
· свидетельскиепоказания;
· письменныедоказательства к которым, как указано в ст. 71 Гражданско-процессуального кодексаРФ, относятся акты приемки – сдачи работ, договоры, справки, деловаякорреспонденция, документы об участии в выставках, конкурсах с даннымпроизведением истца, дипломы, призы или иные награждения за созданиепроизведения;
· экземплярысвидетельств о депонировании и регистрации произведений в Российском авторскомобществе – РАО, экземпляры свидетельств Библиотеки Конгресса США и т.д.,свидетельства Роспатента на промышленный образец и т.д.
Административнаяответственность наступает за совершение административных проступков,предусмотренных. Кодексом об административных правонарушениях. Кроме того, этаответственность может определяться указами Президента РФ, постановлениямиПравительства РФ и нормативными актами субъектов Российской Федерации.
Так Кодекс устанавливаетадминистративную ответственность за продажу, сдачу в прокат и иное незаконноеиспользование экземпляров произведений. При этом, законодатель уточняет случаи,когда продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование в коммерческихцелях экземпляров произведений влечет наложение штрафа на граждан и должностныхлиц с конфискацией контрафактных экземпляров произведений. Такие случаи будутиметь место, если:
· экземплярыпроизведений являются контрафактными в соответствии с законодательством обавторском праве и смежных правах
· наэкземплярах произведений указана ложная информация об их изготовителях и оместах производства, а также иная информация, которая может ввести взаблуждение потребителей
· наэкземплярах произведений уничтожен либо изменен знак охраны авторского нраваили знак охраны смежных прав, проставленные обладателем авторских или смежныхправ.
Меройадминистративного принуждения является наложение штрафа на граждан и надолжностных лиц в размере с конфискацией контрафактных экземпляровпроизведений. Конфискованные экземпляры произведений подлежат уничтожению, заисключением случаев их передачи обладателю авторских или смежных прав по егопросьбе.
Такимобразом, административно-правовой способ защиты авторских прав состоит в рассмотрениижалоб авторов (их представителей, адвокатов) и других заинтересованных лиц, атакже протестов прокуроров организациям, вышестоящим по отношению корганизациям, использующим произведения авторов – министерствам,государственным комитетам и другим ведомствам. Эти организации осуществляютзащиту прав авторов и по собственной инициативе в случаях обнаружения фактов ихнарушения.
Адвокат,наделенный полномочиями лицом, которому административным правонарушениемпричинен моральный, физический или имущественный вред, вправе участвовать врассмотрении дела об административном правонарушении. Адвокат вправезнакомиться со всеми материалами дела, заявлять ходатайства, по поручению лица,пригласившего его, приносить от его имени жалобы на постановление по делу обадминистративном правонарушении.
Какпоказывает судебно-арбитражная практика, основным способом защиты авторскихнрав является Гражданско-правовой способ, и это неудивительно. Авторское правовходит в состав гражданского права, т.к. отношения, возникающие в связи ссозданием и использованием произведений науки, литературы и искусства, являютсяимущественным и основаны на общих принципах гражданских правоотношений:равенство участников этих отношений, свободы договора и т. д. Поэтому длявосстановления нарушенного или оспариваемого авторского права управомоченноголица применяются общие нормы о защите гражданских прав (статьи 11-16 ГК РФ),нормы, возникающие из возможного причинения управомоченному лицу моральноговреда (статьи 150, 151, 1099-1101 ГК РФ), об ответственности за нарушениеобязательств (статьи 393-406 ГК РФ) и нормы общих положений о возмещении вреда(1044-1083 ГК РФ).
Защита личныхнеимущественных прав автора осуществляется независимо от вины их нарушителя инезависимо от нарушения имущественных интересов автора. Исковая давность поспорам о нарушении личных неимущественных прав не применяется[13].
Требования обустранении допущенных нарушений личных неимущественных прав могут бытьпредъявлены автором (его представителем, адвокатом), а после его смерти –наследниками. Следует отметить, что автор вправе в том же порядке, в какомназначается исполнитель завещания, указать лицо (только физическое и необязательно родственника), на которое он возлагает охрану права авторства,права на имя и права на защиту своей репутации автора после смерти. Это лицоосуществляет свои полномочия пожизненно. При отсутствии таких указаний всоответствии с п. 2 ст. 27 Закона охрана права авторства, права на имя и правана защиту репутации автора после его смерти осуществляется его наследниками илиспециально уполномоченным органов Российской Федерации, который осуществляеттакую охрану, если наследников нет или их авторское право прекратилось (внастоящее время такая организация в России отсутствует).
Важнымвопросом является защита авторских прав в деловой жизни. Многие компании всвоей практике сталкиваются с творческими произведениями – научными ихудожественными текстами, дизайнерскими решениями, разного рода композициями ипр.
Ст. 14 ЗаконаРФ «Об авторском праве и смежных правах» говорит о том, что исключительныеавторские права на использование авторских произведений, созданных работникомпо заданию работодателя принадлежат непосредственно работодателю.
За автором(работником) сохраняются только личные неимущественные (в международныхконвенциях – моральные) права – то есть право считаться автором данногопроизведения, право на то, чтобы произведение было издано (опубликовано) подего собственным именем, псевдонимом или не будет подписано вовсе. За автором(работником) также сохраняется право на защиту своего произведения от всякогоискажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести идостоинству.
Самаяраспространенная ошибка работодателей – неправильно составленные трудовыедоговоры или их полное отсутствие. Если трудовой договор не заключен илиневерно составлен, то работник может заявить, что создание произведения невходило в его служебные обязанности и что он создал произведение в обеденныйперерыв или иное нерабочее время. В этом случае защитой является правильноеопределение должности работника и должностная инструкция с четко прописаннымиобязанностями. Придет на помощь и письменный приказ на выполнение работ, скоторым работник был ознакомлен, о чем делается соответствующая запись.
Заказ рекламырекламному агентству – очень распространенное явление. И в этом случаеобязательно нужно составлять договор о передаче исключительных (эксклюзивных)прав на использование не только готового продукта, но и его рабочих версий.
В договоре сконтрагентом необходимо предусматривать и его ответственность, в случаепредъявления претензий от авторов, чьи произведения были использованы привыполнении заказа предприятия.
Прииспользовании любых результатов творческой деятельности необходимо заключитьавторский договор с обладателем авторского права и выплатить ему гонорар, вслучае, если не истек срок авторского права.
Подытоживаясказанное, можно сделать вывод, что от нарушителя авторских прав можнотребовать:
1) признанияправ, т.е. публичного признания прав автора произведения;
2)восстановление положения, существовавшего до нарушения прав, т.е. напримеруничтожения контрафактных экземпляров, указание имени при использованиипроизведения (если, например, не указали имя в журнале или каталоге, гденапечатали произведение);
3)прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, т.е. запрет продажи контрафактной продукции, ее рекламы и т.д.;
4) возмещениеубытков, включая упущенную выгоду.
Всоответствии с п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса РФ под «убытками» понимаютсярасходы, которые лицо, чье право было нарушено, произвело или должно будетпроизвести для восстановления нарушенного права, а также неполученные доходы,которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если быего права на было нарушено (упущенная выгода).
При этомубытками можно считать например, затраты на юриста, покупку контрафактнойпродукции (для доказательства нарушения) и т.д.
5) взысканиекомпенсации морального вреда.
Компенсацияморального вреда, в соответствии со ст. 1101 ГК РФ осуществляется в денежнойформе. Размер компенсации определяется судом в зависимости от характерапричиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также винынарушителя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Охрана произведений посредствомавторского права и смежных прав является международно и отечественно признаннымдинамично развивающимся правовым институтом. Законодательная функциягосударства позволяет обеспечить развитие нормативно-правовой базы, призваннойслужить надежной «юридической оболочкой» для соответствующих отношений.Правовыми нормами, составляющими институт авторского права и смежных прав,регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведенийнауки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений,постановок, передач организаций эфирного и кабельного вещания (смежные права).Объединение в едином правовом институте двух указанных групп норм объясняетсязависимостью возникновения и осуществления смежных прав от прав авторовтворческих произведений, а также урегулированностью соответствующих отношенийединым законом.
К основным видам защиты авторских ипатентных прав относят уголовно-правовой, административно-правовой и гражданско-правовыеспособы. В России к настоящему времени создана в основном правовая база дляохраны авторских патентных прав. Авторские и патентные права защищаютсяКонституцией РФ и отраслевым законодательством: Гражданским Кодексом РФ,Уголовным Кодексом РФ, Федеральным Законом «Об авторском праве и смежныхправах» и т.д. В то же время отсутствие полноценной систематизации приводит к«усложненности» действующего законодательства, содержащего очень сложные посвоей структуре нормы, закрепляющие сразу целый комплекс исключительных прав,исключений из них, а в ряде случаев еще и исключения из этих исключений.Комплексная регламентация разных видов интеллектуальной собственностипредусматривается в Соглашении ТРИПС. По этому пути, как представляется, должнаидти и Россия.
Однако, прежде чем производить «слияние»правовой регламентации всех видов интеллектуальной собственности в рамкахединого кодифицированного акта, необходимо разработать теорию, содержащую всебе такие принципы, используя наименьшее число исключений из которых можнобудет описать наибольшее количество эмпирических явлений, отличных друг отдруга и порой друг другу даже противоречащих. Особого рода «упорядоченностьзнаний» должна предшествовать любой кодификации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция РФ.
2. Гражданский Кодекс РФ.
3. Гражданско-процессуальный Кодекс РФ.
4. Уголовный Кодекс РФ.
5. Уголовно-процессуальный Кодекс РФ.
6. Федеральный Закон от 20 июля 2004 года №72-ФЗ «Об авторском правеи смежных правах».
7. Белов В., Денисов Г. Из мирового опыта защиты интеллектуальнойсобственности // Российский экономический журнал. 2003. №3.
8. Близнец И.А. Применение в России международно-правовых способовзащиты интеллектуальной собственности // Российская юстиция. 2002. № 1.
9. Гражданское право. Часть 1. Издание 2-е / Под ред. А.П. Сергеева,Ю.К. Толстого. – М., 1997.
10.Комментарий к Уголовному Кодексу РФ. Под ред. 10. И. Скуратова,В.М. Лебедева. – Издательская группа ИНФРА М-НОРМА, 1997.
11.Хаметов Р. Корпоративная борьба с нарушениями авторских и смежныхправ // Хозяйство и право. 2002. №4.