Министерствообразования Российской Федерации
Хабаровский государственныйтехнический университет
Кафедра « ФКиБУ »Курсовая работа
по курсу: бюджет и бюджетнаясистема.
Тема: « Экономическоесодержание бюджета государства »
Выполнил: студент. гр. ФК–91(п)
Буренок Н.
Проверил: преподаватель
КарловскаяЕ. А.
Х а б а р о в с к 2001
Содержание.
Введение.
1 История возникновения и развития бюджетагосударства.
1.1 Содержание и функции бюджетагосударства. Бюджетная система.
1.2 Бюджетная системадореволюционной России.
1.3 Бюджетная система СССР.
2 Бюджетные основы России в настоящеевремя.
2.1 Бюджетное устройство ибюджетная система России.
2.2 Бюджеты Российской Федерации.
2.3 Финансово – бюджетныйфедерализм.
3 Бюджетное право.
3.1 Основные положения бюджетногоправа.
3.2 Бюджетные права органовгосударственной власти Российской Федерации.
3.3 Бюджетные права органовместного самоуправления.
3.4
Заключение
Список литературы.
Введение.
Сейчас Российская Федерация находится в процессе экономического становления. Поэтому, очень важно правильно играмотно создавать нормативно-правовую базу экономическим отношения иструктурам экономического регулирования государства. Одним из механизмоврегулирования является бюджетная система государства и включённый в неегосударственный бюджет. Бюджет государства можно рассматривать с трёх точекзрения: как экономическую категорию, с правовой точки зрения и в материальномсмысле. Если рассматривать бюджет как экономическую категорию, то этоэкономические отношения связанные с денежными фондами.
Для нормального существования и развития нашего государства необходимопродумано и грамотно регулировать эти экономические отношения, а вмести с нимии движение денежных средств. Это связано с тем, что бюджет является источникомфинансирования многих составных частей государства, таких как: армия, наука,культура и т.д. С помощью бюджета стимулируются наиболее важные отраслиэкономики. В итоге, при помощи бюджета государство может выполнять своифункции.
В России создана достаточноразвитая бюджетная система, основанная на государственном устройстве,закреплённая в Конституции РФ и другимиактами, с применением принципов финансово – бюджетного федерализма. Но ещёосталось много нерешенных вопросов в структуре бюджетной системы и невыработаны отлаженные механизмы функционирования и взаимоотношений бюджетовразличных уровней.
В настоящее время необходимо больше уделять внимание бюджетной системегосударства, так как сильная устойчивая система регулирования денежных потоков способствует надёжному функционированиюгосударства, гармоничному развитию экономических и социальных отношений, росту благосостояния, какгосударства так и его граждан.
Необходимо отметить, чтоконечным результатом существования любого государства, на мой взгляд, являетсяэкономическое благополучие и процветания его граждан. Надёжная бюджетная системаявляется одним из важнейших структур государства, поэтому, для достиженияглавной цели государства необходимо постоянно развивать и совершенствоватьбюджетную систему государства.
1 История возникновения и развития бюджетагосударства.
1.1 Содержание и функции бюджетагосударства. Бюджетная система.
В формировании и развитии экономической и социальной структуры обществабольшую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамкахпринятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов,позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, являетсяфинансовая система общества и входящий в ее состав — государственный бюджет.
Именно через государственный бюджет производится направленное воздействиена образование и использование централизованных и децентрализованных фондовденежных средств.
Бюджет государства — это форма образования и расходования фонда денежныхсредств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государстваи местного самоуправления.
С помощью государственного бюджета государственные власти получаютфинансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии,осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т. е.для выполнения государством возложенных на него функций.
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства,дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властныхполномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовыхресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксируетконкретные направления расходования средств, перераспределение национальногодохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качествеэффективного регулятора экономики.
В то же время бюджет правомерно рассматривать как экономическуюкатегорию, которая выражает определенные экономические отношения. Бюджет —категория свойственная различным отношениям. Его возникновение и развитиесвязано с зарождением и формированием государства. Государство используетбюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения какнепосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведенияэкономической и социальной политики.
Как экономическая категория бюджетные отношения являются составнойчастью финансовых отношений, следовательно, им присуща денежная форма иосновные функции финансов.
Бюджет выполняет следующие основные задачи:
• перераспределение ВВП;
• государственное регулирование истимулирование экономики;
• финансовое обеспечение бюджетной сферы иосуществления социальной политики государства;
• контроль за образованием ииспользованием централизованных фондов денежных средств.
Распределительная функция бюджета(основная) проявляется через формирование и использование централизованныхфондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти иуправления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяетсядо 50% ВВП. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизньстраны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку илиразвитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения,государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпыпроизводства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.
Перераспределение ВВП через бюджетимеет две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии:
1) образованиедоходов бюджета;
2) использованиебюджетных средств (расходы бюджета).
Доходы бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном ибезвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации враспоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации и органов местногосамоуправления.
В процессе образования доходов бюджета происходит принудительноеизъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественноговоспроизводства. На этой основе возникают финансовые взаимоотношениягосударства с налогоплательщиками.
Доходы бюджета имеют существенные различия по их плательщикам, объектамобложения, методам изъятия, срокам уплаты и др. Но вместе с тем они отличаютсяединством, так как преследуют одну цель — формирование доходной части бюджетовразных уровней. Им свойственны денежная форма и обезличенность.
Доходы бюджета могут носить налоговый и неналоговый характер. Основным источником налоговых доходов являютсявновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате ее первичногораспределения (прибыль, заработная плата, добавленная стоимость, ссудныйпроцент, рента, дивиденды и т. д.), а также накопления.
Неналоговые доходы бюджетов образуютсяв результате либо экономической деятельности самого государства, либоперераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы.
Структура бюджетных доходов подвижна и во многом определяетсяконкретными экономическими условиями. Например, в странах с высоким уровнемжизни основой налоговых доходов являются доходы с физических лиц, а в странах снизким уровнем жизни — косвенные налоги и налоги с юридических лиц.
Расходы бюджета — денежные средства, направляемые на финансовоеобеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели — организации производственной инепроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетныхсредств. Таким образом, расходы бюджета носят транзитный характер. В бюджететолько определяются размеры бюджетных расходов по статьям затрат, анепосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счетрасходов бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровнямбюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды.Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основемогут предоставляться только бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Структурабюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном планеи зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и общественныхприоритетов.
Контрольная функция бюджета действуетодновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательностьгосударственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.
Бюджетноеустройство. Бюджетное устройство определяет организацию государственногобюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельнымизвеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетнуюсистему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования ииспользования бюджетных средств и др.
Составляющей частью бюджетного устройства являетсябюджетная система. Бюджетная система — это совокупность бюджетов государства,административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетномотношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономическиеотношениях, государственном устройстве и правовых нормах.
Бюджетная система — главное звено финансовой системыгосударства.
Основыбюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны,действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета вобщественном воспроизводстве и социальных процессах.
Отформы государственного и административного устройства страны зависит такжепостроение бюджетной системы. По степени распределения власти между центром иадминистративно — территориальными образованьями все государства подразделяютсяна унитарные, федеративные и конфедеративные.
Унитарное (единое) государство —это формагосударственного устройства, при которой административно-территориальные образованияне имеют собственной государственности или автономии. В стране действуют единаяконституция, общие для всех систем права и единые органы власти,централизованное управление экономическими, социальными и политическимипроцессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит издвух звеньев — государственного и местных бюджетов.
Федеративное(объединенное) государство —это форма государственногоустройства, при которой государственные образования илиадминистративно-территориальные образования, входящие в государство, имеютсобственную государственность и обладают определенной политическойсамостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенции.Бюджетная система федеративных государств трехзвенна и состоит из федеративного бюджета, бюджетов членовфедерации и местных бюджетов.
Конфедеративное (союзное)государство —это постоянный союз суверенных государств, созданный длядостижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируетсяиз взносов входящих в конфедерацию государств. У государств — членовконфедерации действуют свои бюджетные иналоговые системы.
Заболее чем тысячелетнюю историю России ее бюджетное устройство и бюджетнаясистема прошли путь от княжеской казны и системы унитарного государства досистемы, основанной на федеральном государственном устройстве. Рассмотримкратко ее историю.
1.2Бюджетная система дореволюционной России.
Первым источником поступлений в княжескуюказну на Руси была дань, которуюсобирал князь с подвластных земель. Дань имела натуральную форму и собираласьв виде скота, мехов, меда, воска, продовольствия. Кроме того, в пользу князясобирались пошлины и штрафы: судебные — виры, дорожные — мыт, пошлина с брака— выводная куница. По мере укрепления власти князя устанавливались места сборадани и ответственные за ее сбор лица, а сама дань принимает форму подати. С XIII в. начинает складыватьсясистема посошного обложения. Единицейобложения становится соха, дым, двор, тягло. В период татаро-монгольского ига впользу ордынских ханов собирался налог «ордынский выход».
В XV в. с образованием Русскогоцентрализованного государства посошная подать стала собираться в пользуМосковского князя. Доходами казны были также таможенный, соляной, кабацкий идругие сборы.
В XV в. в России начинает складыватьсядвухзвенная бюджетная система унитарного государства, состоящая из великокняжеской казны (бюджета государства) и местных бюджетов, которыесоответственно формировались за счет княжеских (т. е. государственных) налогови местных сборов.
Местныеналогибыли введены в Русском государстве также в XV в. Длясодержания царских наместников и волостителей, выполнения ими возложенных наних административных и судебных функций, для решения местных хозяйственныхзадач с местного населения собирались денежные и натуральные сборы: конскоепятно (за клеймение), тамга (за продажу товара), весчее(за взвешивание), гостиное (за пользование торговым помещением), померное (за измерение) и др.
В 1551 г. Иван IV провел земскуюреформу. В этом же году Стоглавый собор утвердил «Уставную земскую грамоту». Встране было введено земское самоуправление. Власть царских наместников былаупразднена. Вместо них на местах стали земские старосты, которые руководили земскимиизбами, творившими суды и собиравшими налоги. Налог «посошныйокуп», заменявший взимаемые с населения наместничьи сборы, начал поступать в государеву казну, из которой сталивыделять средства на содержание земских изб и финансирование местных мероприятий.
В XVI в. сбором налогов стали ведатьсозданные территориальные органы — чети:Владимирская, Галицкая, Костромская, Новгородская, Устюжская. В первой четвертиXVII в. на содержание стрельцов вводится стрелецкаяподать. Население было обязано не только платить налоги, но и нести другиеповинности (строительство и ремонт дорог и мостов, поставка подвод, прием напостой представителей власти). С городского населения, кроме того, взималисьоброки с лавок, кузниц, мастерских, мельниц и др. С народов Поволжья, Урала,Сибири собирался ясак, главным образом мехами. Помимо прямых налогов существоваликосвенные, которые стали поступать в казну с введением в середине XVI в. винных откупов.
Первый в России бюджет — смета государственных доходов и расходов —был составлен в 1645 г. В городах составлялись городовые сметы доходов ирасходов. Эта система действовала до петровских реформ.
В 1679 г. вместо стрелецкой подати идругих сборов вводится подворный налог.Общая сумма налога назначалась правительством, а крестьянские общины и посадыраскладывали ее между собой по дворам.
После проведения переписи населения в 1722г. подворный налог заменяется подушной податью, которая взималась с лип мужскогопола (кроме дворянства, духовенства и чиновничества). Подушная подать былаодним из главных источников доходов государственного бюджета. В 1796 г. на еедолю приходилось около 34% всех доходов.
Нарядус прямыми и косвенными налогами население, главным образом крестьянство, несломирские повинности, которые имелинатуральную и денежную формы. Повинности были обязательные (содержание органовволостного и сельского управления, содержание дорог и др.) и необязательные(строительство церквей, школ, больниц, содержание пожарной охраны и др.). Онивзимались по раскладке среди населения. В 1851—1854 гг. мирские повинностизаконодательно были оформлены в земскиеповинности и земские сборы.Кочевые народы с 1824 г. платили кибиточную подать.
Реформы 60-х годов XIX в. внеслинекоторые изменения в налоговую систему. В 1863 г. подушная подать с мещанзаменяется налогом с недвижимогоимущества. В 1865 г. вводится промысловыйналог, т. е. сбор с документов на право заниматься торговлей и промыслами.В 1861 г. вместо винных откупов вводится акцизна производство спиртных напитков. В 1875 г. вместо подушной подати с крестьянвведен поземельный налог. Он взималсяс земли крестьян и дворян. Основную сумму (свыше 75%) этого налога вносиликрестьяне. Важным источником бюджетных доходов были косвенные налоги, получаемые в основном от акциза и винной монополии,введенной в 1894 г.
Менялся и аппарат управлениягосударственным и местными бюджетами. С созданием в 1802 г. функциональныхминистерств (Министерство внутренних дел. Министерство финансов и др.) наместах организуются подведомственные им государственные учреждения, то естьвертикальная система учреждений государственного управления. Например,территориальными органами Министерства финансов были на губернском уровне казенные палаты, на уездном — казначейства.
Казенные палаты раскладывали на населениеналоги, вели учет поступления налогов и расходов. Казначейства принимали ихранили средства, поступающие в казну в виде налогов, выдавали денежныесредства на финансирование мероприятий, осуществляемых на местах. С 1817 г.они ведали казенными магазинами, торговавшими алкогольной продукцией,контролировали винокуренные заводы. В свою очередь за деятельностью казенныхпалат и казначейств наблюдали губернаторы.
В 1864 г. вышло «Положение о губернских и уездных земскихучреждениях», в соответствии с которым в России были созданы органы местногосамоуправления — земства. Представительным(распорядительным) органом земств были земские и уездные собрания. Членами этихорганов были гласные (депутаты), избираемые по трем куриям(уездных землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских общин).Гласные собирались раз в год на сессию, на которой рассматривалисьхозяйственные и финансовые вопросы деятельности земств, утверждались сметыдоходов и расходов земств и отчет о деятельности исполнительных органов земств.Исполнительным органом земств были губернские уездные управы, избираемые на тригода. Председатели губернских управ утверждались министромвнутренних дел, а уездных — губернаторами.
Земстваведали местными хозяйственными делами, местными дорогами, организациейшкольного образования и медицинского обслуживания населения.
Финансовымисредствами для выполнения возложенных на земства функций были земские бюджеты, формировавшиеся за счетсуществовавших до этого и переданных земствам земских повинностей и сборов.
Земскиеповинности взимались независимо от уровня зажиточности плательщика ипредназначались для финансирования целевых расходов, например, на содержаниешкол, больниц, пожарной охраны, полиции и др. Земские повинностиустанавливались либо государством, либо губернскими и уездными земствами.
Другимисточником земских бюджетов были земские сборы, которые взимались с земель идругого недвижимого имущества, с промысловых патентов, покупаемых за правозаниматься каким-либо промыслом. Земские сборы составляли более 60% доходовземских бюджетов.
Крупнымисточником земских бюджетов (до 25% общих доходов) были пособия изгосударственного бюджета.
Земские бюджеты включали обязательные инеобязательные расходы. Обязательные расходы были приоритетны и предназначалисьдля финансирования содержания органов местного управления, тюрем, мировыхсудей, дорожного хозяйства и др. К необязательным расходам относились расходына здравоохранение, содержание школ и др.
В волостях были волостные бюджеты, формировавшиеся за счет так называемых мирскихдоходов, в том числе волостных и сельских сборов, доходов от принадлежащегосельским обществам имущества, от сдачи в аренду мирских земель и др.
Городские бюджетыформировались за счет доходов от городских предприятий (боен, бань,водопроводов и др.), сдачи в аренду земельных участков, сборов с недвижимогоимущества городских жителей, сборов с владельцев лошадей, конских экипажей идр.
Местные бюджеты не входили в составгосударственного бюджета России.
Таким образом, в России до революциидействовала двухзвенная бюджетная система унитарного государства.
1.3Бюджетная система СССР.
В первые месяцы после Октябрьской революции1917 г. вследствие развала органов государственного и местного управления,саботажа чиновников и банков поступление налогов в бюджетную системупрактически прекратилось. Для финансирования неотложных нужд новые органывласти вынуждены были прибегнуть к контрибуции с имущих слоев населения,главным образом, как писали в то время, «с купцов и спекулянтов, нажившихся завремя войны и расходующих непроизводительно свои капиталы». До ноября 1918 г. в57 губерниях в виде контрибуций было мобилизовано в бюджет 816,5 млн. руб.
Успешное существование нового строянапрямую зависело от состояния финансов в стране. Уже 17 мая 1918 г. открылсяВсероссийский съезд представителей финансовых отделов Советов, на которомглава правительства В. И. Ленин, выступая с докладом, подчеркнул:
« Мы должны во что бы то ни сталодобиться прочных финансовых преобразований, но надо помнить, что всякиерадикальные реформы наши обречены на неудачу, если мы не будем иметь успеха вфинансовой политике. »
Исходяиз тяжелого экономического положения в стране было признано необходимым перейтик строгой централизации в области финансов, с тем чтобы обеспечить поступлениесредств в бюджет и их эффективное использование. Это положение стало основополагающимв формировании финансовой политики Советского государства на всех последующихэтапах истории СССР.
Этипринципы были зафиксированы в июле 1918 г. в первой Конституции РСФСР, в статье 79 которой былисформулированы цели государственной финансовой политики:
Финансовая политика РСФСР в настоящийпереходный момент диктатуры трудящихся способствует основной цели —экспроприации буржуазии и подготовления условий для всеобщего равенства гражданреспублики в области производства и распределения богатств. В этих целях она ставитсебе задачей предоставить в распоряжение органов советской власти всенеобходимые средства для удовлетворения местных и общегосударственных нуждСоветской республики, не останавливаясь перед вторжением в право частнойсобственности.
Конституция 1918 г. установилафедеративное устройство РСФСР и заложила основы бюджетного устройствагосударства. Принцип централизации всех финансов выразился в установленииединства государственного бюджета и всей финансовой системы РоссийскойФедерации, включении государственных доходов и расходов в общегосударственныйбюджет. Вместе с тем в Конституции предусматривалось разделениегосударственного и территориальных бюджетов (бюджетов автономных республик иобластей), т. е. разделение государственных и территориальных доходов ирасходов. Государственные бюджеты Украинской Социалистической Республики иБелорусской Социалистической Республики существовали отдельно.
В 1920 г. доходная часть государственногобюджета имела следующие состав и структуру (%):
Доходы от государственных предприятий, имуществ иугодий 97,5
в томчисле:
отпромышленности 35,6
транспорта 14,1
сельскогохозяйства 5,1
налоги исборы 0,3
прочиепоступления 2,2
Территориальные бюджетаформировались за счет: поступлений от налогов, устанавливаемых губернскими,уездными, городскими, волостными Советами, взимаемыми на местные нужды;надбавок (в пределах 40%) к государственному подоходному налогу; доходов отместных советских предприятий и имущества; ссуд и пособий из государственногобюджета.
Однако в условиях военного времени,экономической разрухи, отсутствия средств в местных бюджетах (например, в 1919г. расходы местных бюджетов Петроградской губерниисоставили 950 млн. руб, а поступления от местныхналогов — 44 млн. руб., или 4,6%) сессией ВЦИК в июне 1920 г. было приняторешение о слиянии государственного и территориальных бюджетов.
С окончанием Гражданской войны,переходом к новой экономической политике (нэпу) и восстановлению народногохозяйства в связи с необходимостью стабилизации финансов, усиленияхозрасчетных отношений, в том числе в местном хозяйстве, и повышенияэкономической деятельности местных Советов в октябре 1921 г. ВЦИК принялПостановление «О мерах по упорядочению финансового хозяйства», в соответствиис которым государственный и территориальные бюджета были разъединены.
С образованием в 1922г. Союза СоветскихСоциалистических Республик и выходом в 1924 г. Конституции СССР были внесеныизменения в бюджетную систему. Образуетсягосударственный бюджет СССР, в который вошли государственные бюджетасоциалистических республик, составляющих СССР, был создан союзный бюджет, накоторый было возложено финансовое обеспечение общесоюзных нужд и мероприятий, главнымобразом в области хозяйственного и культурного строительства и оборонногозначения.
При формировании доходной части всехбюджетов использовался принципподведомственности, в соответствии с которым, предприятия и хозяйственныеорганизации были распределены между различными уровнями власти и вносилиотчисления от прибылей в соответствующий бюджет. Таким образом, предприятиясоюзного подчинения, т. е. находившиеся в ведении союзных ведомств, вносилисвои платежи из прибыли в союзный бюджет, а предприятия (республиканского,областного, городского подчинения) — в соответствующие бюджета. В свою очередьиз соответствующих бюджетов финансировались предприятия, организации иучреждения союзного, республиканского и местного подчинения.
Следовательно,доходы союзного бюджета формировались за счет общесоюзных государственныхдоходов, главным из которых были отчисления от прибылей предприятий союзногоподчинения и общегосударственные налоги и доходы, например, доходы отвнешнеэкономической деятельности.
Следуетотметить, что местные бюджеты (бюджета автономных республик, краевые,областные, городские, районные, а с 1929—1930 гг. — сельские бюджета) невключались в состав бюджетов союзных республик и в государственный бюджет СССР.
Большую роль в развитии народногохозяйства и бюджетной системы СССР сыграла налоговаяреформа 1930 —1932 гг. Она заложила основы налоговой системы, главные элементы которой существуют и внастоящее время. В ходе реформы было унифицировано 86 действовавших ранееплатежей в бюджет, устранена многократность обложения налогоплательщиков,укреплен финансовый контроль за хозяйственной деятельностью предприятий. Около60 налогов и сборов были объединены в основные платежи — налог с оборота,отчисления от прибыли государственных предприятий и подоходный налог длякооперативных предприятий.
В ходе налоговой реформы был введенпринципиально новый метод формированиядоходов территориальных бюджетов. В соответствии с Постановлением ЦИК иСНК «О республиканских и местных бюджетах» от 21 декабря 1931 г.» втерриториальные бюджеты стала передаваться часть государственных доходов —налога с оборота, поступлений от реализации государственных займов и др.. Передача этих средств осуществлялась впорядке бюджетного регулирования в виде процентных отчислений отобщегосударственных налогов и доходов, ставших регулирующими источниками длясбалансирования территориальных бюджетов. Общностьисточников доходов стала важным фактором усиления связи между всемибюджетами, входящими в бюджетную систему СССР. В дальнейшем этот принцип сталраспространяться на другие общегосударственные источники. Он используется и вныне действующей бюджетной системе России.
Окончательное формирование бюджетнойсистемы СССР связано с Конституцией 1936 г. Усиление централизованного начала вуправлении народным хозяйством и финансами государства нашло отражение встатье 14 Конституции СССР, где было зафиксировано, что к ведению союзныхорганов власти относилось не только утверждение государственного бюджета СССР иотчета о его исполнении, но и установление налогов, поступающих в союзныйбюджет, бюджеты союзных республик и местные бюджеты.
Тенденция к централизации выразилась ив Постановлении СНК СССР от 10 июля 1938 г., в соответствии с которым в государственныйбюджет СССР были включены местные бюджеты.В 1938 г. в государственный бюджет СССР также был включен бюджет государственного
социального страхования. Такимобразом вплоть до 1991 г. бюджетная система страны имела следующую схему:
Рис 1. Бюджетная система СССР.
В зависимости отстепени централизации распределение финансовых ресурсов между бюджетамименялось, что можно проследить по следующим данным:
1928/29г. 1938г. 1946г. 1965г. 1988г.
Государственный бюджет СССР (расходы)
100%
100%
100%
100%
100%
в том числе союзный бюджет
60,7%
72,2%
79,5%
42,5%
56,9%
Бюджеты союзных республик
39,3%
27,8%
20,5%
57,5%
43,1%
2 Бюджетные основы России в настоящее время.
2.1Бюджетное устройство и бюджетная система России.
Основы бюджетного устройства РоссийскойФедерации определяются Конституцией страны и ее государственным устройством какфедеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики всоставе Российской Федерации, края, области, автономные округа.
В соответствии с Конституцией РФ (статьи 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (статья 10)бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:
• федеральногобюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
• бюджетов субъектов Российской Федерации(региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетныхфондов;
• местныхбюджетов.
Бюджетная системаРоссийской Федерации включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджетреспублик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджеты городовМосквы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, 10окружных бюджетов, автономных округов и около 29 т