Московскийгосударственный университет экономики, статистики и информатики
Кафедра социальной экономикиКурсовая работа
по теме:
Разгосударствлениеи приватизация: пути и формы.
Опыт России изарубежных стран.
Выполнила студентка
группы ЗИ-103
(1 курс, 1 семестр)
Садова А.В.
Шифр 98190
Преподаватель:
Агапова И.С.
Москва
1998
Содержание:
Введение.
1
Глава 1. Содержание приватизации.
2
1.1. Пути разгосударствления. Самоуправление предприятием и
приватизация.
2
1.2. Формы и методы приватизации.
4
Глава 2. Этапы приватизации в России.
9
2.1. Акционирование и ваучерная приватизация.
9
2.3. Денежная приватизация.
10
2.4. Итоги и перспективы приватизации.
11
Глава 3. Опыт зарубежных стран.
15
3.1. Опыт ваучерной приватизации.
15
3.2. Опыт платной приватизации.
16
Заключение.
19
Словарь терминов.
20
Литература.
22
ВВЕДЕНИЕ.
Реформы отношений собственности являются важнейшим элементом перехода крыночной экономике. Однако подходы к проведению этих реформ, их темпам имасштабам, а также альтернативы форм реорганизации государственного сектораэкономики могут существенно различаться. Не во всем благоприятный первоначальныйопыт реформы собственности, когда ставилась задача предельно быстрогоразгосударствления и приватизации большинства предприятий, заставил частичнопересмотреть не только роль государства, но и место государственного сектора впереходной экономике.
Потенциальное противоречие между функциями собственности и контроля вкорпоративных формах предпринимательства привело к серьезным конфликтаминтересов в большинстве крупных приватизированных предприятий. Во всехпостсоциалистических странах на фоне слабой законодательной проработки правсобственности интересы менеджмента противостояли интересам акционеров. Абыстрая массовая приватизация по ваучерным схемам сопровождалась еще иконфликтами интересов внутренних и внешних инвесторов.
В связи с этим широко распространенная в первые годы рыночных реформточка зрения на быструю приватизацию и накопление “критической массы” частнойсобственности сменилась пониманием особой роли государства и государственногосектора в переходной экономике.
В переходной экономике государственный контрольотличается от государственного управления в плановой экономике.Государственные предприятия должны быть выведены на режим функционирования,соответствующий основным требованиям рыночной среды, т. е. быть «маркетизированы».Эти требования в основном сводятся к следующему: жесткий бюджет, конкуренция, реструктуризация производства и финансов, организациякорпоративного управления.
Глава 1. Содержание приватизации.
1.1. Пути разгосударствления.Самоуправление предприятием и приватизация.
Известны два пути преодоления тотального выведения предприятий из-под прямогоконтроля государства, т.е. разгосударствления:через самоуправление или через приватизацию.
Самоуправленческаямодель предприятия, позволяющая обеспечить определенную степень хозяйственнойобособленности, с одной стороны, и некоторые черты групповой собственности, сдругой, появилась в недрах административно-плановой экономики именно как формаухода от тотального государственного контроля и усиления мотивации к эффективнойхозяйственной деятельности. Наибольшее распространение самоуправленческаямодель получила в Югославии и Польше, но отдельные ее элементы использовалисьи в других бывших социалистических странах (например,система рабочего участия в прибылях предприятий в Венгрии).
Самоуправленческая модель базировалась на весьма аморфныхотношениях собственности, когда эти отношенияраспространялись главным образом на полученныепредприятием хозяйственные результаты, а не накапитал. Если сравнивать самоуправление с формамисобственности, принятыми в рыночной и в переходной экономике, то по своей сути оно больше всего приближается к аренде предприятия его трудовым коллективом, когда первоначальный (авансированный)капитал остается в собственности государства как арендодателя.
Подобная модель хозяйственногообособления предопределяет заинтересованность самоуправленческого трудовогоколлектива прежде всего в росте текущих доходов предприятия, оставляя в сторонелюбую мотивацию в преумножении капитала. Поэтомусистема заинтересованности строится не на принципе максимизации общей массыприбыли фирмы, как это преимущественно бывает в условиях рыночной экономики, ана увеличении текущих доходов каждого отдельногочлена самоуправленческого коллектива. А поскольку при этом заработная платавоспринимается как элемент дохода, а не издержек производства, цены напродукцию таких предприятий не служат им ориентиром в соотношении рыночногоспроса и предложения. Это, в свою очередь, означает, что самоуправленческиепредприятия если и возможны в рыночной и переходной экономике, то лишь вкаких-то определенных конкретных случаях мелкого предпринимательства.Доминирующей формой они быть не могут.
Сущность приватизации. Приватизация в переходнойэкономике является преобладающей формой разгосударствления, с одной стороны, инаделения граждан собственностью за счет тех или иных форм перераспределенияобщественного имущества, с другой. Под приватизацией, как правило, понимаютпродажу или безвозмездную передачу государственной собственности в руки отдельныхграждан, трудовых коллективов или юридических лиц. На базе государственныхпредприятий могут возникать частные и смешанные фирмы в различныхорганизационно-хозяйственных формах—отиндивидуальных предпринимательств до всех видов корпораций.
Главное содержание приватизации заключается втрансформации предприятий-производителей, основанных на том или иномпроизводственно-техническом комплексе (звеньев «единой фабрики» плановойэкономики), к фирмам, базирующимся на капитале. Капитал как самовозрастающаястоимость несет с собой коренные изменения всех функций, жизненных циклов,структурных сдвигов бывших государственных предприятий.
Зарождение и развитие отношений по капиталу (присохранении в превращенной форме отношений по труду) кардинальным образомменяют всю систему интересов в рамках предприятия и требуют новых механизмов ихсогласования. В процессе приватизации в ходемассовых трансакций (передачи, перехода прав собственности) появляются новыесоциальные категории—собственников(акционеров), управляющих (менеджеров), наемных работников. Приватизация, такимобразом, создает предпосылки для коренных изменений в структуре общественныхгрупп и отношений.
По существу, приватизирующиеся предприятияпереходного периода—это основная ячейка,где совершается главное таинство рыночной трансформации экономики. Успешность итемпы трансформации зависят как от общей логики и последовательности проходимойэкономической политики (внешние условия и среда функционирования капитала),принципов и методов самих реформ отношений собственности (подходы кприватизации и реформированию госсектора), так и от рыночной реструктуризацииэкономики (консолидация и эффективный перелив капиталов). При этом именно рыноккапитала является ключевой проблемой создания эффективного комплекса рыночныхмеханизмов в переходной экономике.
Конкретные методы проведения реформы собственностизависят от того, на каких принципахпередается государственное имущество новым собственникам. Это прежде всеговыбор между платной (за полную стоимость или на льготных условиях) илибесплатной формами приватизации. Весьма остро перед началом приватизации вовсех странах стоял вопрос о том, кто может претендовать на имуществоприватизируемых государственных предприятий—все граждане, только члены трудовых коллективов, обладатели достаточных длявыкупа капиталов. Актуальным был и вопрос о масштабах допуска к приватизациииностранного капитала. По всем этим проблемам в постсоциалистических странахшли острые дискуссии социально-политического и экономического плана. Приватизациявообще является одним из наиболее политизированных элементов рыночнойтрансформации.
Огромные массы меняющих форму собственностигосударственных активов во всех постсоциалистических странах потребовалидостаточного разнообразия возможных легальных форм приватизации. Причемсоображения социальной справедливости, получавшие все большую общественнуюподдержку, в ходе реформ раздвинули круг возможных участников за счет включенияв число новых владельцев активов населения, работников и управляющих компаний,бывших владельцев или их наследников, утративших некогда право собственности впроцессе социалистической национализации. Характерно также, что приватизация вомногих странах с переходной экономикой проводилась одновременно слиберализацией законодательства о предприятиях и предпринимательскойдеятельности.
1.2. Формы и методы приватизации.
Почти десятилетний опыт постсоциалистическойприватизации позволяет осмыслить результативность ее отдельных форм для ростаинвестиционной активности и эффективности экономики. В принципе, всеразнообразие методов может быть сведено к следующим: прямая продажа за деньгиактивов и ценных бумаг, льготная продажа или бесплатная передача активовработникам компаний, массовая ваучерная приватизацияи реприватизация.
Возможна и болеедетальная группировка форм приватизации. Так, Всемирный банк выделяет следующиеспособы приватизации в постсоциалистических странах: прямая продажа активов,массовая приватизация по ваучерным схемам, выкуп контрольногопакета акций менеджментом и/или работниками, публичное предложение, ликвидация,безвозмездная передача муниципальным органам, акционирование,акционерное государственное предприятие с участиеминостранного капитала. Оценивая результативность перечисленных методов,следует иметь в виду, что, во-первых, во всех странах использовались те илииные их комбинации, а, во-вторых, небольшая покупательная способность гражданв сравнении с потенциальной ценой государственных активов заставляла в ходереформы собственности менять приоритеты в выборе методов приватизации.
Массоваяприватизация путем выдачи приватизационных ваучеровпозволяет сравнительно быстро распределить государственные активы средибольшого числа граждан. Независимо от того, выдаются ли приватизационныесвидетельства бесплатно или за некоторую небольшую сумму денег, ваучерные схемыявляются социально наименее конфликтным способом приватизации. Вместе с темполученные по таким схемам собственнические права не могут квалифицироватьсякак полноценное право частной собственности и, скорее всего, являются лишьстартовым условием для дальнейших трансакций или обращения в деньги.Преобладающим методом ваучерные схемы были в Чехии, Словакии, России, Монголии,Казахстане, Албании.
Бесплатность или низкая цена ваучеров позволилабольшей части населения принять участие в массовой приватизации, а государственныеактивы прошли через этап первичного закрепления прав собственности довольнобыстро. Положительным моментом является также быстрый старт приватизациинаиболее проблемной части государственных активов—крупных промышленных предприятий. Вместе с тем ваучерные схемы,исключив возможность получения доходов от приватизации в бюджет, углубили проблемы внутреннего и внешнегогосударственного долга.
Ваучерные схемы, конечно,не самый лучший путь для формирования рынков капиталов. Обилие возникавшихинвестиционных фондов и компаний проблемы нерешало. Из стран, доводивших быструю массовуюприватизацию, только в Чехии, Словакии и Словении финансовые рынки обладаютдостаточной устойчивостью для становления частного сектора экономики. Этому внемалой степени послужила частичная реструктуризация и предприватизационная работана предприятиях, ценные бумаги которых готовились к выходу на рынок. В России,Казахстане, Монголии и особенно в Албании (судя по событиям начала1997 г.) финансовые рынки находятся внедостаточно устойчивом состоянии, хотя и имеют постоянный рост. В большинствеже случаев изменения в правах собственности, особенно на крупных предприятиях,не сопровождались мерами по их рыночной реструктуризации. Финансовые иинвестиционные институты, миновав наиболее выгодный спекулятивный этапсоздания рынка ценных бумаг, оказались слишком слабыми для нормальной инвестиционнойработы с реальным сектором.
Приватизацияметодом прямых продаж активов, ценных бумаг, имущественных комплексовзаранее подготовленному инвестору или на денежных конкурсах, аукционах,тендерах и т. п. имеет преимущество—получениеденег, которые могут стать источником как поступлений в бюджет, так иинвестиций в приватизируемую компанию.
Предметом продажи можетстать лишь привлекательное для инвесторов, прибыльное предприятие, поэтомуданным методом, к сожалению, не могла приватизироваться большая частьнуждающихся в инвестициях крупных промышленных предприятий. Число инвесторов(особенно в сравнении с ваучерными схемами) сильно ограничено теми, ктореально имеет капитал. Из этого следует, что первичное закрепление правсобственности на государственные активы и дальнейшее их перераспределениеможет происходить достаточно концентрированно (в отличие от распыленностиваучерного метода). Аукционы и конкурсы способствуют выявлению рыночной оценкиприватизируемых активов на уровне максимально прибыльной. Но по эффективнымценам удается продать лишь небольшую часть предприятий (если, конечно, речь неидет о сделках, растягивающихся на многие годы). Большинство же предприятийреализуется по заниженным ценам, и результативность сделок купли-продажи дляпродавца состоит главным образом в смене государственной собственности начастную (как было, например, в Восточных землях Германии). Для покупателярезультат определялся способностью извлечь прибыль из приобретенных активов.
Особый случай—продажаактивов иностранному инвестору. Во всех странах с переходной экономикойделалась ставка на приток инвестиций от покупателей-нерезидентов. Ожиданиясвязывались с получением доступа на западные товарные и финансовые рынки, свнедрением западного менеджмента, ростом рыночной стоимости компаний.Преобладающим метод прямых продаж был в Венгрии, Хорватии, Эстонии,использовался в Польше, т. е. применялся в тех странах, где еще в недрахплановой экономики создавались условия для развития частной собственности. Иностранныйкапитал оценил эту выгоду стартовых условий приватизации, хотя реальныеинвестиции все же были меньше ожидавшихся и по объемам, и по эффективностирыночной реструктуризации экономики.
Приватизация методом прямых продаж способствуетбыстрому прогрессу финансовых рынков и, что особенно важно, создает благоприятныйклимат для роста вновь образуемых частных предприятий на национальном,иностранном или смешанном капитале.
Передача илильготная продажа государственных активов работникам приватизируемых компанийполучила распространение в ряде постсоциалистических стран (Польша, Латвия,Литва), причем даже там, где первоначальная концепция приватизации его не предусматривала(например, в Венгрии). Особый размах этот метод получил в России, где он использовалсяв общей схеме массовой ваучерной приватизации и способствовал первичнойпередаче в собственность трудовых коллективов3/4 приватизированных компаний. Ценность активов, полученныхакционерами с помощью этого метода приватизации, крайне неравномерна поотраслям и компаниям—от весьмасущественных элементов собственности и дохода (как, например, было в российском«Газпроме» или в крупных нефтяных компаниях) до пустых свидетельствсобственнических прав на убытки и долги предприятий. Однако наиболее существенныминегативными последствиями данного метода являются дефицит или даже полноеотсутствие внешних инвесторов в первое время после приватизации, а такжетрудности в налаживании нормального корпоративного управления. Выход на рынкикапиталов таких компаний может быть затруднен.
Следующим методом приватизации является реприватизация, т. е. восстановление вправах собственности лиц, незаконно лишенных имущества в результатеконфискационной национализации. Основными формами реприватизации являются: реституция,т. е. возвращение собственности прежним владельцам в натуральном виде, икомпенсация, т. е. возврат стоимости конфискованного имущества деньгами илиспециальными ваучерами. Реприватизация в обеих этих формах проводилась в бывшейЧехословакии (затем в Чехии), Венгрии, Болгарии, Словении, Хорватии, Эстонии.Опыт постсоциалистических стран показал, что наиболее благоприятнореприватизация протекает в тех случаях, когда она предшествует основным акциямпо приватизации. Запаздывание с проведением реприватизации, особенно в формереституции, может привести к конфликтам между инвесторами, уже вложившими своикапиталы, и лицами, предъявляющими права собственности как бывшие владельцыимущества. Такая ситуация весьма неблагоприятна для привлечения иностранныхинвестиций.
Глава 2. Этапы приватизации вРоссии.
2.1.Акционирование и ваучерная приватизация.
В России задача быстрого ухода государства из сферы непосредственного управления предприятиями решалась с помощьюих массового акционирования и ваучерной приватизации в1992—1994 гг. В короткий срок была создана законодательная базаприватизации, где были прописаны ее формы, методы, варианты льгот для всехкатегорий акционеров, коллективных и индивидуальных собственников.
Российский ваучер был неименным, и на нем стоялденежный номинал, рассчитанный по балансовой стоимости совокупных государственныхпроизводственных фондов на1 июля1992 г. Это позволило без особых трудностей вкороткие сроки консолидировать крупные пакеты ваучеров и производить масштабныеваучерные вложения на аукционах по продаже акций приватизированных предприятий.
В первичном размещении акций большинства компанийпринимали участие следующие группы инвесторов: работники и менеджменткомпаний (трудовые коллективы), крупные институциональные инвесторы (банки,инвестиционные фонды и компании, компании-смежники), мелкие инвесторы(граждане и их объединения).
Трудовые коллективы на ваучерном этапе получилибеспрецедентные по мировым мерам льготы, что объяснялось стремлением властейпровести первичное закрепление прав собственности достаточно быстрыми темпамии без крупных социальных конфликтов. Поэтому по итогам ваучерного этапаконтроль над75% приватизированныхкомпаний осуществляли внутренние акционеры, и таким образом был создан резервдля неизбежного дальнейшего перераспределения капитала. Пакеты трудовыхколлективов быстро размывались, и уже через год после завершения ваучернойприватизации доля внутренних акционеров в капитале компаний существенноснизилась, а внешних—увеличилась почтивдвое.
Крупные институциональные инвесторы проявляли интересв основном к предприятиям топливно-энергетического комплекса, экспортнымпредприятиям (черная и цветная металлургия), торговым компаниям. Большинство жеприватизированных компаний, особенно в обрабатывающих отраслях,стратегического инвестора не получили. Банки, надеясь на крупные спекулятивныедоходы, приобрели за ваучеры множество пакетов акций компаний, оказавшихсясовершенно неконкурентоспособными и требовавших огромных инвестиций длярыночной реструктуризации. Однако на ваучерном этапе и некоторое время посленего у коммерческих банков не было осмысленной инвестиционной стратегии, еслине считать расхожего тезиса о необходимости диверсификации портфелей.
Результаты ваучерного этапа оказались болеескромными, чем ожидалось. Однако главное все же было достигнуто: в Россииначалось формирование институциональных основ рыночной экономики и наметилисьвполне определенные тенденции изменения социальной структуры на базеформирования частного сектора. К началу1995г. корпоративный сектор экономики насчитывал более 25 тыс. акционерных обществ(40млн. акционеров), причем не менее10% ихакций принадлежали иностранным инвесторам. Уже в середине1995 г. количество приватизированных предприятийпревысило количество неприватизированных, составив соответственно50,5 и49,5%их общего числа. В1995 г. весьнегосударственный сектор экономики произвел70%ВВП России.
2.2. Денежная приватизация.
Ваучерную приватизацию, по замыслу, должен был сменитьтак называемый денежный этап, на котором акции приватизированных предприятийпродавались бы стандартными методами, за «живые» деньги. Должен был заработатьи фондовый рынок. Формально этап денежной приватизации начался с1995 г. и имел две основные цели: во-первых,пополнение государственного бюджета, во-вторых, инвестиционная поддержкаприватизированных компаний. На денежном этапе продажа акций уже не могла бытьмассовой и единовременной. Пакеты должны были выставляться на денежныеаукционы постепенно и равномерно, обеспечивая бесперебойные денежныепоступления в бюджет и инвестиции в развитие компаний. Намеченная схема несмогла эффективно заработать, по крайней мере, по трем причинам.
Во-первых, на заключительном этапе ваучернойприватизации в целях оживления затухавшего спроса были выставлены на торги ипроданы пакеты акций наиболее привлекательных для инвесторов компаний.Во-вторых, у потенциальных инвесторов именно в это время появилась серьезнаяальтернатива для денежных вложений—рынокгосударственных ценных бумаг В-третьих, из-за крайне низких темпов денежнойприватизации на передний план выдвинулась задача поступлений в бюджет, оттеснивинвестиционную целевую составляющую.
2.3. Итоги и перспективыприватизации.
На первоначальном этапе рыночной трансформацииустойчиво преобладали мнения, что приватизация как массовая трансакциясобственнических прав может быть проведена в сравнительно короткие сроки,быстро создаст критическую массу частных собственников и основу стабильногоповышения эффективности экономики. Иллюзии рассеивались по мере той или инойстепени реализации приватизационных программ: на волне приватизации подъемаэкономики не произошло. Нельзя, однако, полностью согласиться и сраспространенным в России взглядом на приватизацию как на ошибочный курсвластей, способствовавший развалу экономики. В мировой экономической истории небыло еще прецедентов, когда на огромном геополитическом пространствепрактически одновременно и в столь короткие сроки были бы приведены в движениефактически все государственные активы. Процесс такого размаха не мог пройтигладко, с абсолютно позитивным или близким к намеченному результатом. Проблемыбыли неизбежны и в основном могут быть сведены к следующему.
Во-первых, несовершенство, неразвитость институтовсобственности в переходных экономиках, отсутствие механизмов самонастройки икомпенсации сторонних воздействий позволяют государству в лице чиновничьейноменклатуры фактически сохранять полностью или частично контроль надприватизированными активами. Права новых собственников плохо защищены.Юридическая смена собственности на государственные активы не обеспечиваетновому собственнику полной уверенности в правах и не стимулирует поэтомурационального экономического поведения. Таким образом, в переходных экономиках(как, впрочем, и в любых других) приватизация выходит далеко за рамки чистоюридического процесса. А потому даже вполне добротная юридическая основаприватизации—это очень важная, но всеголишь часть процесса изменения отношений собственности.
Во-вторых, нет никаких гарантий, что вслед заюридическим изменением формы собственности на государственные активы изменятсясами собой экономические отношения в распределении ресурсов. На самом делерегулирование ресурсной базы, как правило, сохранялось в руках государствабезотносительно к форме собственности на активы. И необходимы большиедополнительные усилия, чтобы действительно разделить собственность и власть послесмены юридического статуса.
В-третьих, в трансформирующихся экономиках переходправ собственности не ведет автоматически к изменению системы управления иконтроля. Опыт всех стран свидетельствует о неизбежности конфликтов повопросам профессионального управления и контроля между новым и старымменеджментом, внешними и внутренними инвесторами приватизированных компанийдаже независимо от их размеров.
В1995—1996 гг.не была достигнута главная, фискальная, цель приватизации—недовыполнение заданий по поступлениям вбюджет было огромным. Переломить на некоторое время негативную тенденциюудалось с помощью новой для России (и нетипичной в мировой практике) схемы такназываемых залоговых аукционов (осень—зима1995 г.). В соответствии с этой схемой правительство(госбюджет) получает от коммерческих банков кредит под залог федеральныхпакетов акций наиболее привлекательных компаний. По акциям, предназначенным взалог, проведены тендеры, победителями которых были признаны банки,предложившие более крупные кредиты. Банки, выигравшие на залоговом аукционе,получили право управлять залоговыми пакетами в течение всего времени залога. Поистечении этого времени (намеченный срок—1сентября1996 г.) в случае невозвратакредитов (а иначе и не могло быть при катастрофическом состоянии госбюджета) залогодержательполучал право продать залоговые пакеты и погасить за счет выручкипредоставленные правительству кредиты. С определенными оговорками залоговыесхемы можно назвать специфическим методом приватизации—практически все залогодержатели предпочли не продавать своипакеты. На залоговые аукционы были выставлены акции12 компаний. Бюджет в общем итоге получил от залоговых аукционовоколо1 млрд. долл.
Проведение аукционов сопровождалось множествомконфликтов между участвовавшими банками (их инвестиционными компаниями), апосле завершения аукционов возникли конфликты также междубанками-залогодержателями и менеджментом компаний. Менеджмент стремилсясохранить контроль, не допуская представителей банков в корпоративные органыуправления, препятствуя открытию всей финансовой информации и тормозя темсамым начало реструктуризации предприятий (таким, например, было противостояние«Норильского никеля» и ОНЭКСИМбанка).
Залоговые аукционы были первой попыткой переводакрупных российских промышленных предприятий под частное управление. Но на ихрезультативности сказался очевидный олигархический характер переходнойэкономики в России. Залоговые аукционы практически были закрытыми длябольшинства банков, создавая выгодные условия сделок только «для своих».Поэтому суммы залога и цена последующих продаж оказались, по различным оценкам,в3—5 раз ниже того, что могло бытьполучено на открытых торгах.
В1997 г.вступил в силу новый закон «О приватизации государственного имущества и обосновах приватизации муниципального имущества Российской Федерации». Законделает основной акцент на приватизацию не предприятий (большая часть из нихуже приватизирована), а имущественных долей государства. Набор методовприватизации расширен за счет продажи производных ценных бумаг. Сокращены имогут использоваться более гибко (вплоть до полной отмены) льготы трудовымколлективам. Важно, что стоимость имущественных комплексов определяется нетолько по балансовой стоимости, а совокупно—наосновании уставного капитала, балансовой оценки и рыночной стоимости.Восстановлено забытое понятие аренды с выкупом (по рыночной стоимости).
С1997 г.предусмотрен ряд новых подходов, призванных улучшить ситуацию прежде всего сбюджетными доходами от приватизации. Учитывая низкую бюджетную эффективностьпредшествовавших массовых продаж, новый порядок приватизации опирается нахорошо подготовленные немногочисленные крупные сделки. Предпродажная подготовкас привлечением независимого финансового консультанта нацелена на получениемаксимальных поступлений в федеральный бюджет. Помимо продаж по индивидуальнымпроектам будут продаваться пакеты акций и недвижимость по стандартным схемам,на коммерческих конкурсах с инвестиционными и социальными условиями.Предусмотрено также продолжить практику сдачи федерального имущества в аренду.
Крупнейшими сделками в1997—1998 гг стали продажи пакетов акций компаний «Связьинвест»,«Роснефть», ряда нефтяных компаний, выведенных для этого из запретительныхсписков.
Планы приватизации компаний, условия конкурсов иаукционов по продаже крупных пакетов вновь стали предметом длительных острыхконфликтов между потенциальными инвесторами, федеральными и региональнымивластями. Чтобы упорядочить процесс подготовки и проведения приватизационныхсделок, Мингосимущество РФ предусмотрело классификацию предприятий с той илииной степенью государственного участия и соответствующими ограничениями вприватизации. Выделяется пять типов предприятий:
Þ
Þ
Þ
Þ
Þ
В первом квартале1998г. пакеты акций, находящиеся в федеральной собственности, по величине доли вуставном капитале АО распределялись следующим образом: более50%—831 АО; от 25 до50%—2004 АО; до25%—1400 АО; «золотая акция»—631 АО. Всего на начало1998 г. в России зарегистриро-чана31 тыс. АО.
Глава 3. Опыт зарубежныхстран.
3.1.Опыт ваучерной приватизации.
Приватизация в постсоциалистических странах не быларавномерным поступательным процессом смены титула собственности предприятий сгосударственного на частный или смешанный. Формирование структуры экономики, покритерию форм собственности отвечающей требованиям рынка, осуществлялосьпоэтапно, с замедлениями, отступлениями и корректировками первоначальныхпрограммных установок. Практически повсеместно началу нормальной легитимнойприватизации по стандартным схемам и в соответствии со специальными законами игосударственными программами предшествовал этап так называемой спонтаннойприватизации. Если передача новым собственникам малых и части средних предприятийчерез аренду, продажу и реституцию (возвращение бывшим владельцамсобственности, национализированной после второй мировой войны) прошла довольнолегко и успешно, то «большая» приватизация столкнулась с существеннымитрудностями. В Болгарии, Польше, Румынии и Чехословакии (позднее Чехии иСловакии) были приняты ваучерные схемы приватизации. Но, за исключениемЧехословакии, они не осуществлялись на практике вплоть до середины 90-х годов,когда в этих странах уже возникли рыночная банковская система и фондовыйрынок. В эти годы различные представители и группы правящего слоя боролись законтроль над государственной собственностью и делили ее. В итоге к1995—1996 гг.в сферу ваучерной приватизации попали те предприятия, которые государствоне могло продать частным лицам или организациям. В это время ваучернаяприватизация уже полностью потеряла привлекательность для населения.Примечательно, что на референдуме, состоявшемся в Польше в феврале1996 г, большинство граждан высказались вподдержку платной приватизации.
Единственным примером быстрой и успешной ваучернойприватизации в Восточной Европе является приватизация в Чехии и Словакии,прошедшая в1992—1994 гг. Она во многоманалогична схеме ваучерно