Реферат по предмету "Налоги"


Пенсионные фонды Эстония

Содержание
Введение                                                                                                                    3
1. Пенсия как финансовый инструмент                                                                 3
1.1. Основные понятия                                                                                3
1.2. Виды пенсий в ЭстонскойРеспублике                                              4
1.3. Схемы пенсионных выплат                                                                 5
2. Фонды пенсионного страхования                                                                      6
2.1. Государственный фонд пенсионногострахования                           6
2.2. Частный фонд пенсионногострахования                                           8
2.3. Государственный или частный            ?                                                          9
3. Налогообложение и регулирование пенсионных фондов                               10
Заключение                                                                                                               11
Использованная литература                                                                                                12
Введение
Далеконе секрет, что все люди пекутся о своей старости и пытаются каким-то образомсебя обеспечить, чтобы не остаться без средств к существованию внетрудоспособном возрасте. Также многие люди хотят себя подстраховать на тотслучай, если производственная травма или несчастный случай вдруг лишат человекатрудоспособности или даже жизни (если профессия связана с постоянным риском дляжизни; например оперативный работник, кадровый военный). На протяжении многихлет единственным гарантированным источником дохода после ухода на заслуженныйотдых по достижении пенсионного возраста, либо вследствие потеритрудоспособности были государственные пенсионные выплаты. Таким образом, всесредства аккумулировались на государственных счетах и затем перераспределялись.В настоящий момент на финансовом рынке появляются новые участники – пенсионныефонды, которые далеко не обязательно являются государственными учреждениями. Ихцель – накопление капитала посредством пенсионных отчислений тех людей, которыезаинтересованы в своем благосостоянии после активной занятости.  
1. Пенсия как финансовый инструмент
1.1. Основные понятия
                             Деньги                                             Взносы

эмитен- ты
пенсионные фонды
спонсоры   
 жми
                         Ценные                                           Пенсионные
                         бумаги                                            обязательства
Рис.1. Схема работы пенсионных фондов
Пенсионныефонды (в том числе и пенсиионные планы) – это финансовые учреждения,которые эмитируют пенсионные обязательства взамен пенсионных взносов от частныхи юридических лиц и вкладывают полученные деньги в финансовые инструменты (см.рис.1).
Пенсионныевзносы – вклады от населения, фирм, государства, на основе которыхформируется необходимый для последующих пенсионных выплат капитал.
Спонсор– плательщик взносов, инвестор. Им может быть:
·        
·        
·        
1.2. Виды пенсий в ЭстонскойРеспублике
а)Государственные пенсии.
·        Возрастная пенсия (vanaduspension). Для достигших 60 летмужчин, у которых рабочий стаж по крайней мере 25 лет и  для достигших 55 лет женщин, у которыхрабочий стаж по крайней мере 20 лет; 
·        Пенсия по инвалидности(invaliidsuspension) назначаетсяпри частичной или полной потере трудоспособности независимо от стажа;
·        Пенсия при потере источника дохода в семье(toitjakaotuspension)назначается нетрудоспособным ее членам, в случае смерти ее члена, приносившегоосновной доход;
·        Досрочная пенсия (väljateenitud aastate pension)–назначается специалистам в некоторых областях, где вредное для здоровьяпроизводство не позволяет им достичь пенсии по возрасту из-за ранней потеритрудоспособности или ее уменьшения;
·        Пенсия поддержки(hoolduspension) назначается на 5лет позже, чем пенсия по возрасту для тех, у кого нет права на какой-либодругой вид пенсии.
б)Профессиональные пенсии – взносы делает работодатель; причем это могут бытькак добровольные, так  и обязательныевзносы.
в)Добровольные пенсии или профессиональные контракты – взносы делаетполучатель пенсии. Также могут быть как добровольные, так и обязательные.[1]
1.3. Схемыпенсионных выплат
Существуетнесколько широко принятых схем начисления пенсий. Пенсия по выбытии (pension lahkumisel, pay-as-you-go)–пенсия выплачивается изимеющегося в настоящий момент в наличии капитала, который собирается независимоот долгосрочных инвестиций (планов) плательщика пенсионных взносов. В случаегосударственной пенсии, пенсия выплачивается за счет «сегодняшних» налогоплательщиков.Существует опасность, что из-за низкого, а в последние семь лет вообщеотрицательного прироста населения в Эстонии, будущие поколения пенсионеровбудет, грубо говоря, «некому кормить», и население еще сильнее «постареет».Такой вариант для системы, предусматривающей частные пенсионные фонды, неподходит. 
Схемас назначенным взносом (määratudsissemaksetega pensioniskeem, defined contribution plan)назначает плательщику взносов (спонсору)точную сумму, которую тот должен регулярно вносить в пенсионный фонд. Такимобразом взносы примут формы процентов от заработной платы или дохода. Суммавыплат обычно не гарантируется, зависит от продолжительности выбранной схемы(иными словами от фактора времени) и от доходности сделанных пенсионным фондоминвестиций. Причем согласно закону, инвестиции могут быть произведены в акциина фондовом рынке, в инвестиционные фонды, а также в акции самого предприятия,что в общем-то не лишено смысла, так как прослеживается определенная логическаяцепочка: чем успешнее действует предприятие, тем лучше его показатели прибыли,рентабельности и проч., тем выше котируются его акции на рынке ценных бумаг,тем больше доходность пенсионного фонда, и тем выше наконец пенсии, полученныеиз этого фонда. Такой вариант называется ESOP, employee stock ownership program.[2] Он довольно органичновписывается в концепцию частных пенсионных фондов.
Схемас назначенным размером выплат (määratud väljamaksetega pensioni skeem, defined benefit plan) берет за основу заданный размерпенсионных выплат после выхода на пенсию. Причем размер пенсионных выплатзависит в первую очередь от стажа и от размера заработной платы в периодзанятости, а размеры взносов нарпямую зависят от желаемого результата.
Выплаты(väljamaksed).Производимые из пенсионных фондов выплаты зависят от суммы, которая накопиласьна момент выхода на пенсию. За эти деньги можно «купить» пенсию: до конца жизникак аннуитет или на определенный период.
Трипоследние схемы хорошо подходят для частных пенсионных фондов.
2. Фонды пенсионного страхования
2.1. Государственный фонд пенсионногострахования
Насегодняшний день в Эстонии не существует четкого законодательного акта, которыйбы регулировал деятельность пенсионных фондов, как таковых. Однако это далеконе значит, что не существует никакого контроля за этой частью финансовогорынка. С января 1999 года запланировано начало действия первого этапа новойтрехступенчатой пенсионной системы, а с 2001 года пенсионная система будетсосотоять из трех компонентов: государственной пенсии, обязательногострахования и добровольного страхования. И этот шаг нельзя не приветствовать –у каждого человека таким образом будет своего рода выбор. И будет возможностьпозаботиться о своей старости. Если сейчас можно услышать мнение: «Хочуотложить себе на старость, так как на пенсию не прожить»,- имеется в видузаработать и положить на счет в банке, то при добровольном пенсионномстраховании можно будет сделать тоже самое, но при квалифицированной помощифинансовых посредников, а именно – пенсионных фондов. Такая схема уже довольнопродолжительное время действует в некоторых развитых странах, например вВеликобритании.[3]
Внастоящий момент пенсионный фонд формируется за счет так называемого целевогоналога – социального налога (sotsiaalmaks).И плательщиками в данном случае выступают работодатели независимо от формсобственности. Расчет страховых взносов в пенсионный фонд осуществляетсяработодателями самостоятельно и перечисление происходит ежемесячно с помощьюплатежных поручений. Каждый месяц 20 % отчисляются в госбюджет от брутто (доотчисления прочих налогов) фонда заработной платы. В скором времени планируетсявведение отчетности по каждому работнику в отдельности, что по мнениюзаконодателей должно прекратить выплаты «зарплаты в конвертах»[4].Ведь совершенно точно известно, что многие предприятия, в особенности малые,платят своим работникам зарплату неофициальную, а социальный налог перечисляютот общего фонда зарплаты, что позволяет существенно уменьшать расходы позаработной плате. К плательщикам, нарушившим порядок оплаты страховых взносов, применяютсяфинансовые санкции.         
Социальноестрахование можно также назвать общественным или социальным товаром, спроизводством которого частный сектор не справляется. Предлагаемое частноестрахование может лишь дополнить государственное, но не может его целикомзаменить. На формирование капитала для пенсионных выплат в Эстонской республикеуходит основная часть бюджета социального страхования и  составляет от его общей суммы приблизительно ¾(см. приложение). Но пенсии в Эстонии оченьнизкие по сравнению со странами Западной Европы, где кстати  пенсии считаются более защищающими, чем вСША, Японии или Австралии. В последних она составляет «только» 45-60% отсредней зарплаты, а в странах Европейского Совета – 55-75% соответственно.[5]
Вотнаверное еще один критерий для вступления в Европейский Союз, преодолетькоторый Эстонии будет не так уж просто.Пенсионеровв Эстонии по данным регистра около 400 тысяч, что составляет примерно 26%населения. В странах Европейского Совета, где люди выходят на пенсию обычно ввозрасте 65 лет, процент пенсионеров лишь 14-15%. Действительно, что рост числажителей пенсионного возраста связан прежде всего со старением населения.  Поэтому низкие пенсии в Эстонии обусловленыне только общим достаточно низким уровнем доходов населения, но и большимчислом лиц пенсионного возраста.[6]  
2.2. Частныйфонд пенсионного страхования
Фондпельзя просто так организовать на пустом месте, для этого необходимы некоторыепредпосылки. На первый взгляд, сегодня в самом предпочтительном положениинаходятся страховые компании. У них самая подхлдящая база для того, чтобызанять пустующую нишу на финансовом рынке и начать предоставлять услугичастного пенсионного страхования. Они имеют необходимый капитал, а также опытведения подобных расчетов. Ведь пенсии – это тоже своего рода страхование,учитывающее фактор времени как один из основных. Поскольку в Эстонии самымиуспешно развивающимися финансовыми посредниками являются коммерческие банки, товозможна ситуация при которой банки тоже предпримут все усилия, чтобыпредложить свои услуги в этой области. Существует несколько способовконтролирования и управления пенсионными фондами (а значит и возможность полученияприбыли) для коммерческих банков:
1).Трастовая деятельность, то есть банк является поверенным в делах пенсионногофонда. Например, это может быть маклерская деятельность при купле-продажефинансовых инструментов на бирже ценных бумаг. Поверенный банк покупает от лицафонда, уполномочившего его на эту сделку.                 
2).Инвестиционное управление, то есть коммерческий банк может управлятьинвестиционным портфелем, принадлежащим пенсионному фонду, причем фонд вправесам назначить портфельного управляющего или за него это сделает банк.
3).Продажа персональных пенсий или как их еще можно назвать персональных программ.Коммерческий банк может выдавать от своего имени обязательства на выплатупенсии на определенных условиях, которые, однако, не должны котироваться навторичном рынке, то есть их нельзя перепродавать. Человек покупает облигацию,по которой банк начинает выплачивать проценты после выхода этого человека напенсию, а также может погасить на оговоренных ранее условиях.
4).Пенсионные советы. Банк может оказывать консультации по помещению средств вразличные пенсионные фонды и финансовые инструменты на длительные сроки,составлять приблизительные графики выплат, оказывать юридические консультации.[7]
Насколькоявствует из приведенных выше примеров, у коммерческих банков существует многовозможностей, и появление частных пенсионных фондов открывает для них широкоеполе деятельности.
                       
2.3. Государственный или частный?
Кпреимуществам государственного пенсионного фонда можно отнести:
·        
·        
·        
Преимуществачастного фонда:
·        
·        
·        
Следуетзаметить, что пока не существует закона, который бы регулировал деятельностьгосударственных структур на бирже; иными словами неясно, имеет ли правогосударство играть на бирже деньгами налогоплательщиков? По данному вопросу досих пор не прекращаются дебаты. Например, Янно Рейльян считает, что желаниегосударства заработать, выгодно поместив свободные (?!) средства  в финансовые инструменты, нельзя неприветствовать.[8]Так что в Эстонской Республике и государство играет на бирже, что вряд липрибавляет энтузиазма налогоплательщикам.
3. Налогообложение и регулированиепенсионных фондов
Дляподдержки пенсионных фондов государство часто устанавливает налоговые льготы.Например, доход от инвестиций, сделанных пенсионным фондом освобождаются отналогов или запрещается выдача кредитов пенсионными фондами. Кроме того,отчисления в пенсионный фонд уменьшают прибыль к обложению. Управлятьпенсионным фондом может сам работодатель через баланс своего предприятия, естьтакже возможность создать свою внутреннюю структуру, которая бы занималасьвопросами пенсионного обеспечения. Для этих же целей можно обратиться в фирму,специализирующуюся в данной области, ну и, конечно же, в страховое общество.
Таблица 1
Пенсионныеотчислениям в балансе предприятия
Активы
Пассивы
Долгосрочные инвестиции
Положительно прогнозируемые обязательства
Источник: В. Махов, Muudkrediidiasutused, 1998, стр. 35 
Государствотакже должно регулировать деятельность пенсионных фондов. Это можно сделатьнесколькими путями:
·        
·        
·        
·        
·        
·        
·        
Большинствоиз этих требований абсолютно обосновано, так как вкладчики должны быть увереныв какой-то защищенности своих вкладов. Нетрудно представить, что могло быпроизойти, если бы несколько пенсионных фондов подверглись бы последствиямфинансового кризиса в момент всеобщего падения курса большинства акций нафондовом рынке как это случилось в конце 1997 года. 
Заключение
Людисейчас верят больше государству, а значит и позиция государственного фондапенсионного страхования достаточно прочная. Никто не хочет делать постоянныеотчисления в частный пенсионный фонд, не будучи уверенным в том, что он черезнекоторое время не обанкротится, или его председатель не покинет Эстонию,прихватив честно заработанные сбережения граждан.
Кромефактора недоверия населения частному пенсионному фонду следует также отметить,что средняя продолжительность жизни в Эстонии делает часто невыгодным делатьвклады, так как люди не успевают пожить на пенсии. А предпосылок для увеличенияпродолжительности жизни не предвидится (ухудшение экологической обстановки,возросшая интенсивность труда).
Вближайшем будущем возможен вариант, при котором большинство населения будетпользоваться услугами и государственных, и частных пенсионных фондов. Но этоневозможно при отсутствии законодательной базы, а стремление Эстонии вЕвропейский Совет требует пересмотра многих законов и нормативных актов. Использованная литература
1.     Гольцберг, М. А., Кредитование, Киев, BHV,1994,  380 стр.
2.     Махов, В., Muudkrediidiasutused, конспект лекций, Тарту, 1998, 50 стр.
3.     Поляк, Г. Б.,Финансовый менеджмент, Москва, Финансы, 1997, 517 стр.
4.     Ульст, Э.,RiigirahandusI, Тарту, Ülikoolikirjastus, 1996, 170стр.
5.     «Деловыеведомости», экономический еженедельник, 29 апреля.
6.     «Деловыеведомости», экономический еженедельник, 6 мая. 


[1]В. Махов, Muud krediidiasutused, конспект лекций,1998, стр. 33
[2]В. Махов, Muud krediidiasutused, конспект лекций,1998, стр. 34
[3]Гольцберг, М. А., Кредитование, 1994, стр 176.
[4]Аррак, интервью для газеты «Деловые ведомости», 6мая, 1998.
[5]Ульст, Э., Riigirahandus I, 1996, стр. 144
[6]Ульст, Э., Riigirahandus I, 1996, стр. 145
[7]Гольцберг, М. А., Кредитование, 1994, стр 176.
[8]Рейльян, Я., интервью газете «Деловые ведомости», 29апреля


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.