Реферат по предмету "Налоги"


Основные задачи сферы государственного регулирования

Содержание:
1. Введение                                                                                                                3
2. Принципы рыночной экономики                                                                                   3
3. Соотношение государства иэкономики в исторически разных системах    6
4. Государственное регулированиеэкономики: понятие и пределы           14
5. Государство в рыночнойэкономике: микроэкономический аспект       23
6. Итоги                                                                                                               25
7. Заключение                                                                                                     26
8. Список использованнойлитературы                                                          28

1. Введение.
Инфляционные скачки цен,бюджетный дефицит, денежная волна и ее оттоки, расстройство складывавшейсядесятилетиями системы поставок, денежные реформы – все эти противоречия иперекосы требуют перемены точки зрения на рынок, новых подходов к механизму егорегулирования, выработки и последовательной реализации системы экстренных (нобазирующихся на надежном научном фундаменте и рассчитанных на длительныйпериод) мер по формированию современного рынка, выработки эффективногомеханизма его регулирования.
История экономической наукипронизана дискуссией о роли государства в экономике. Одна точка зрения состоитв том, что государство в силу своей огромности, неразворотливости и неизбежногобюрократизма не способно решать экономические проблемы лучше, чем самиучастники рынка, а потому его вмешательство в дела изготовителей и потребителейследует свести к минимуму. Другая группа ученых утверждает, что современнаяэкономика стала на столько сложной, а нации сталкиваются со столь сложнымипроблемами, что без объединения усилий всех граждан под эгидой государствапросто не обойтись. В итоге этих многовековых дискуссий стала преобладающейточка зрения, состоящая в том, что государство должно вмешиваться в экономикулишь тогда, когда собственно рыночные механизмы срабатывают плохо или неработают на пользу общества вообще.
Если сгруппировать экономическиезадачи, решаемые сегодня большинством государств мира, то их можно свести кследующим:
1)     
2)     
3)     
Справляться с этими задачамиправительству помогает большой набор различных экономических механизмов.
2. Принципы рыночной экономики.
В Конституции РоссийскойФедерации нет термина «рыночная экономика», но содержащиеся в ней нормы неоставляют сомнений в том, что государство охраняет основные принципы именнорыночной экономики. Тем самым кардинально меняется соотношение государства иэкономики: из организации, которая непосредственно управляла народнымхозяйством, государство превращается только в регулятора экономическихотношений. Но это принципиально ужа другая роль, она исключаетадминистративно-командные функции государственного аппарата и признает свободуэкономической деятельности людей и их объединений. Государство теперь не вправеустанавливать плановые задания, диктовать цены, сохранять монополию внешнейторговли, заведовать сбытом и снабжением, руководить сельским хозяйством и т.д.
Экономическая роль государстваобрисована в Конституции России весьма лаконично и, в сущности, толькокосвенно. Но в большинстве конституций мира нет даже такого объемаэкономических обязанностей государства, чем подчеркивается самостоятельностьэкономики и ее саморегуляция. В тоже время складывается впечатление, чтоРоссийская Конституция более озабочена не закреплением принципов рыночнойэкономики, а утверждением их действенности на всей территории сложногофедеративного государства с его амбициозными субъектами и укоренившимсяместничеством. Но в любом случае даже лаконичные формулировки ст. 8,возведенные в ранг основ конституционного строя, не оставляют сомнений в том,что на базе данной Конституции возврат к административно-командной экономике невозможен.
Впрочем, те основыконституционного строя, которые сформулированы в ст. 8, не свидетельствует ополном отстранении государства от управления экономикой и установлениистопроцентно либеральной экономики. Они не исключают мощного государственногосектора в экономике и немалых возможностей для административного вмешательствав экономическую жизнь. Тем самым открывается широкий спектр экономическойполитики, которая может существенно отличаться при разных правительствах. Еслиучесть, что современная российская экономика по существу складывается каксмешанная, т.е. государственно-частная, то можно считать, что эта модель имеетдостаточную конституционную основу.
Конституционные гарантии,определяющие принципы рыночной экономики, состоят в следующем:
–       
–       
–       
Единство экономического пространства не относится кчислу ясных правовых понятий, очевидно только, что оно выражает стремлениенарода видеть территорию России как своеобразный общий рынок с единымиправилами. В п. «ж» ст. 71 Конституция выражает эту мысль достаточно определенно,когда говорит о том, что в ведении Российской Федерации находится «установлениеправовых основ единого рынка», другие пункты этой статьи говорят о правеФедерации регулировать финансы, валюту, кредиты, таможню, основы ценовойполитики и др. Все эти правомочия федеральной власти естественно для такогоисторически сложившегося комплекса, каким является экономика России. В тожевремя ясных обязанностей регионов соблюдать единые правила «экономическогопространства», как и установления соотношения экономической компетенцииФедерации и субъектов, в действующих правовых актах пока нет. Следовательно,конкретное содержание этого понятия будет зависеть от законодательстваФедерации и ее субъектов.
Положение ч. 1 ст. 8 Конституциитаким образом, что его можно принимать и как согласие на международнуюэкономическую интеграцию, хотя в этом случае свободное перемещение товаров,услуг и финансовых средств потребует специальных актов – как внутренних, так имеждународно-правовых.
Близким по содержанию являетсяположение ч. 1 ст. 74 «о свободном перемещении товаров, услуг и финансовыхсредств», означающее, что их движение не должно наталкиваться на таможенныебарьеры, ограничиваться введением каких-либо пропусков или разрешений на ввоз ивывоз, других препятствий. По существу, речь идет о свободной торговли ибанковской деятельности, без чего не мыслима экономическая интеграция. УказПрезидента от 23 декабря 1991 г. устанавливает правовые гарантии единстваэкономического пространства. Согласно этому Указу любые акты органов власти ирешения должностных лиц, ограничивающие движение товаров, работ и услуг навнутреннем рынке страны, признаются не действительными.
Поддержка государствомконкуренции – лучший способ содействия рыночной экономике. Конкуренция – самыйнадежный механизм координации индивидуальных действий без принуждения ивмешательства со стороны властей. Она тем эффективнее, чем меньше этоговмешательства и разного рода монополизма, особенно государственного.Конкуренция помогает выявить весь потенциал человеческой энергии и инициативы,на первый взгляд кажется, что она оттесняет государство от экономики, но насамом деле – требует от него поддержки и внимания, ибо ей постоянно угрожаетмонополизация. С помощью конкуренции решаются проблемы инвестиций и экономическогороста. Крупнейший западный экономист Ф.А. Хайек справедливо отмечал: «Кромераспределения продуктов с помощью рыночной конкуренции, мы не знаем никакогоиного способа информировать индивидов о том, куда каждый из них долженнаправить свои усилия, чтобы его вклад в создание совокупного продукта оказалсямаксимальным»[1].Конкуренция, следовательно, есть, самый надежный механизм рыночной экономики,увязывающий производство и человека в единую систему саморазвивающейсяэкономики.
Поддержка конкуренцииосуществляется всей экономической политикой государства. Это прежде всеголиквидация государственного монополизма, разгосударствление, приватизация иакционирование предприятий, специальные антимонопольные меры, стимулированиеинвестиционной активности. Такой политикой обеспечивается улучшение качества иразнообразие товаров, предотвращение дороговизны, а следовательно, повышениежизненного уровня населения и качества жизни. Конкуренция делает то, чтоникогда не в состоянии сделать централизованное планирование и командные методыуправления. Конституционный строй, обязывающий поддерживать ее, – наилучшийсоюзник экономического прогресса.
Свобода экономическойдеятельности – другой основополагающий принцип рыночной экономики. В сочетаниис правом частной собственности это главный антипод тоталитарной государственнойэкономики с ее плановой и административно-командной системами. Свободаэкономической деятельности означает, что люди могут беспрепятственно создаватьи преобразовывать предприятия, распоряжаться с продуктами своей деятельности сцелью извлечения прибыли. Они в праве свободно вести торговлю, открывать банкии биржи, создавать хозяйственные объединения. Индивидуальное обогащение оттакой деятельности, если она не противоправна, не только не враждебно интересамобщества, но как раз служит этим интересам. Поэтому граждане вправе требоватьот государства защиты от непомерного налогообложения, коррупции государственныхчиновников, рэкета и организованной преступности. Чем реальнее и прочнеегарантии в этой области, тем выше темпы экономического развития и жизненныйуровень народа.
В тоже время свободаэкономической деятельности требует от государства особенного внимания, ибозлоупотребление ею чревато социальным взрывом. Государство должно не простогарантировать эту свободу, но и регулировать ее использование, придаваяэкономике социальную ориентацию. Свобода предпринимателя, например, не должнапорождать произвол в создании условий труда для работников, нарушать правапотребителей и социальную справедливость в обществе. Таким образом,провозглашение свободы экономической деятельности не только не исключает, нопредполагает детальное и систематическое государственное регулированиеэкономических взаимоотношений.
3. Соотношение государства иэкономики в исторически
разных социальных системах.
Вопрос о соотношении государстваи экономики практически существовал всегда, с тех пор как появилось первоегосударство и будет существовать до тех пор, пока будет существоватьгосударство. Это один из «вечных» вопросов, который каждый рас по-новому встаетперед каждой новой государственной организацией как на начальных стадиях еевозникновения и становления, так и на последующих этапах ее развития.
Естественно, он по-разномувстает и перед каждым типом государства. Совершенно по-разному он решаетсяприменительно, скажем, к рабовладельческому и феодальному государству. При этомдело заключается не только и даже не столько в разном уровне развитияэкономики, сколько в ее разном типе и характере. Экономика, существовавшая нарядус рабовладельческим государством и соотносившаяся с ним, с неизбежностьюпредполагала наличие полностью бесправной и полностью зависимой от государстваогромной массы людей-рабов. Экономика же феодального общества и государстваориентировалась на полу бесправный крепостной труд.
Решение проблем соотношениягосударства и экономики может осуществляться на двух разных уровнях и рассматриваться в двух планах: общетеоретическом и прикладном,практическом.
Рассмотрение проблем соотношениягосударства и экономики наобщетеоретическом уровне означает выявление общих закономерностей ихразвития, взаимосвязи и взаимодействия, независимо от их типов и характеров;выявление и изучение свойственных им на разных этапах истории тенденцийэволюции; решение традиционного вопроса о приоритетности, а точнее –первичности и вторичности государства и экономики по отношению к друг другу.
В отечественной и зарубежнойнаучной литературе вопрос о соотношении государства и экономики наобщетеоретическом уровне решался и решается далеко не одинаково. В однихслучаях первенство отдается экономике перед государством и политикой. В других,наоборот, – государству и политике перед экономикой. В третьих же случаях вотношениях между государством и экономикой усматривается некий паритет.Считается, что государство способно оказывать на экономику такое жевоздействие, как и экономика на государство.
Разумеется, можно и нужноспорить с теми положениями теории первенства экономики над государством иполитикой, которые абсолютизируют экономический фактор, пытаются объяснить всепроисходящее в обществе явления и события лишь экономическими причинами,отождествляют «социальное» с «экономическим», и пр. Но нельзя оспаривать то,что было многократно подтверждено самой жизнью, многовековой историей развитиячеловеческого общества и в этом смысле стало очевидным. А именно – чтоэкономическое развитие в конечном счете, в общем и целом, определяет собойосновные тенденции и направления политического, идеологического, духовногоразвития общества, а не наоборот.
Появление рабского трудаобуславливает собой с неизбежностью появления рабовладельческого государства,труда крепостных крестьян и ремесленников – возникновение феодальногогосударства, наемного труда рабочих – капиталистического государства. Именнотак совершается экономическое и государственное развитие, а не наоборот.
Проблема соотношения государстваи экономики может и должна рассматриваться не только в общетеоретическом, но ив сугубо прикладном, практическомплане применительно к выяснению и решению какого-либо конкретного вопроса,достижению конкретной цели, определению характера взаимоотношений того илииного конкретного государства с соответствующей ему конкретной экономикой.
Рассмотрение данной проблематикив прикладном, практическом, так же как и в общетеоретическом плане задачавесьма сложная и многоаспектная. Решению ее посвящена огромная научная ипопулярная литература. Однако тема по-прежнему остается актуальной. Причин дляэтого существует много. Главные из них применительно, например, к современномуроссийскому государству, праву и экономике – обобщение и использованиезарубежного и отечественного опыта для определения оптимальных путей и форм ихвзаимодействия.
Исходными посылками при этом,так же как и при рассмотрении проблем соотношения государства и экономики висторически различных социальных системах являются следующие.
1. Государство и экономика – это сложные,многогранные явления, охватывающие, соответственно, не только сферуполитической и материальной жизни общества, но и оказывающие огромное влияниена все другие его сферы. Бытующее в отечественной и зарубежной специальнойлитературе мнение о том, что государство – это «чисто» надстроечное, аэкономика – «чисто» базисное явление, в данном случае не «срабатывает».Исторический опыт показывает, что государство в любой общественной формацииявляется одновременно субъектом самых разнообразных – экономических,политических, социальных, идеологических и иных отношений и в этом смысле оно –не только надстроечное или уже – политическое, но и экономическое,идеологическое и иное явление. Экономика также, влияние на другие сферыобщества, выступает как многогранное явление. И так – во всех без исключениястранах.
В практическом плане это означает, что соотношениегосударства и экономики следует прослеживать не только в сфере политики иэкономики, но и в других сферах жизни общества.
2. При рассмотрении соотношениягосударства и экономики следует обратить внимание прежде всего на факторы, обусловливающие характерэтого соотношения в различных исторических условиях, и на пределы взаимного влияния государства на экономику и экономики нагосударство. В условиях существования различных социальных систем они далеко неодинаковы.
В практическом плане этоозначает, что более эффективным и оправданным для использования накопленногоопыта в современной России было бы изучение характера соотношения государства иэкономики не вообще, а применительно к конкретной исторической эпохе и стране,к строго определенной социальной системе. Особенное значение при этом имеетопыт США, Великобритании, Франции, Японии и других высокоразвитых впромышленном отношении стран.
3. Соотношение государства иэкономики в любой стране и социально-политической системе – это не пассивный, авесьма активный процесс. Это – двусторонний процесс их взаимосвязи ивзаимодействия, где каждая из сторон в зависимости от сложившихся обстоятельствможет играть определяющую или определяемую роль. Однако ведущее значение вконечном счете принадлежит экономике.
4. При анализе проблем соотношениягосударства и экономики в исторически разных социальных системах в практическомплане (для решения аналогичных проблем применительно к современной России)более целесообразным представляется идти не по традиционному пути, предполагающему изучение государства иэкономики от рабовладельческого государства и права вплоть до наших дней, а поиному пути. А именно – по пути ихклассификации и исследования в зависимости от степени развития в странерыночной структуры.
В соответствии с даннымкритерием, исключительно в практических целях – целях исследования рыночныхотношений и характера взаимосвязи и взаимодействия государства и экономики висторически разных социальных системах последние весьма условно можноподразделить на следующие три группы:
а) системы, в которых полностьюили почти полностью отсутствуют рыночные элементы;
б) системы с зарождающимисярыночными отношениями, идущие по пути установления рыночных институтов; и
в) системы с высокоразвитойрыночной экономикой.
Для каждой из выделенныхгрупп социальных систем характерны свои специфические взаимоотношения междугосударством и экономикой, свои формы и методы взаимодействия, свои принципывзаимосвязи, пределы влияния друг на друга. Теоретически и практически этосвойственно для любой имевшей место в истории развития человечества, для нынесуществующих и только зарождающихся систем.
Исторический опыт Россиии других стран со всей очевидностью свидетельствуют о том, что в мире нет общеймодели, некоего шаблона или образца во взаимоотношениях государства иэкономики, пригодных для всех без исключения социальных систем. Есть лишь общиезакономерности, исторические тенденции и общие принципы развития характеравзаимосвязи и взаимодействия государства и экономики.
Что же касаетсяконкретных типов взаимоотношений государства и экономики, то они складываютсяили в рамках каждой отдельно взятой социальной системы или же в пределах вышеназванных групп социальных систем.
Характернымиособенностями взаимоотношений, возникающих между государством и экономикой, в пределах первой группы социальных систем, в которых отсутствуюттрадиционные рыночные отношения, являются следующие.
Во-первых, несомненное доминирование государственной собственностиперед всеми формами собственности. Статья II Конституции СССР 1997 года, например, как и соответствующиеконституции бывших союзных республик, рассматривая государственнуюсобственность как «общее достояние всего советского народа», достаточно четкоопределяла, что эта форма собственности является «основной формой социалистическойсобственности». В этой же статье закреплялось положение, в соответствии скоторым «в исключительной собственности государства находятся: земля, ее недра,воды, леса», а также провозглашалось, что государству принадлежат основныесредства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве,средства транспорта и связи, баки, имущество организованных государствомторговых, коммунальных и иных предприятий, основной городской жилищный фонд,также «другое имущество, необходимое для осуществления иных задач государства».
Аналогичные положения,законодательно закрепляющие доминирующую роль государства и государственнойсобственности перед иными формами собственности, содержатся в конституциях инекоторых других стран. В частности, в конституции КНР (ст. 7) констатируется,что государственный сектор экономики – «сектор хозяйства, основанный насоциалистической народной собственности» является «руководящей силой в народномхозяйстве» и что «государство гарантирует укрепление и развитие государственногосектора экономики».
В Основном законе Китая,так же как и в Конституции СССР признавались различные формы и негосударственной собственности. Однако им неизменно отводилась подчиненная роль.Доминирующая роль государственной собственности как одна из важнейшихособенностей характера взаимоотношений государства и экономики в «нерыночных»социальных системах предопределяет собой и все другие его особенности.
Во-вторых, важной особенностью отношений государства и экономики,существующих в пределах рассматриваемой группы социальных систем, является ихжесткая «привязанность» друг к другу отсутствие гибкости и, как следствие,долговременной стратегической устойчивости и эффективности.
Жесткая связь и«привязанность» государства и экономики друг к другу имеют позитивное значениелишь в чрезвычайных ситуациях (война, катастрофа в национальном масштабе ипр.), когда требуется в кратчайшее время максимальная концентрация всехимеющихся в стране ресурсов, политических, экономических, духовных сил. Вусловиях же обычной, повседневной жизни на современном этапе развития обществатакая жесткая связь чревата утратой динамизма, инициативы и эффективности вразвитии государства и экономики. Она предопределяет в перспективе неизбежностьвозникновения застойных тенденций, а также «перелив» кризисных явлений изгосударственной сферы в экономическую, и наоборот.
В-третьих, к числу особенностей, характерных для взаимоотношенийгосударства и экономики, существующих в рамках «нерыночных» социальных систем,следует отнести также чрезмерную централизацию экономических рычагов в рукахгосударства, а точнее – правительства, сосредоточение всего механизмауправления экономикой в центральных правительственных структурах. Как следствиевсего этого – неизбежное разбухание аппарата управления экономикой, ростбюрократизма, усиление начетничства и падение профессионализма, необоснованныйрост затрат на содержание многочисленной армии чиновничества. Данные негативныеявления особенно четко проявляются и развиваются в больших по территории,населению и народнохозяйственным комплексам странах.
В-четвертых, весьма характерным для взаимоотношений государства иэкономики рассматриваемых социальных систем является строго плановый характерэкономики в масштабе страны и на локальном уровне, а также детально-жесткаярегламентация их на всех уровнях. Следует отметить при этом, что планприобретает нормативно-правовой характер, а последствиям его соблюдения, илинаоборот, нарушения, придается юридическое значение.
В-пятых, отношения между государством и другими субъектамиэкономических связей строятся не на партнерской основе, а на основе прямогоуказания – подчинения. Над так называемыми либеральными методами управленияэкономикой преобладают авторитарные методы. Взаимоотношения междугосударственными органами и экономическими структурами регулируются в первуюочередь, соответственно, не с помощью норм гражданского или коммерческого, аадминистративного и иных ему подобных по характеру отраслей права.
Помимо названныхособенностей, свойственных взаимоотношениям государства и экономики в условиях«нерыночных» государственных систем, есть другие не менее важные особенности.Они свидетельствуют о полном административно-командном подчинении экономическихструктур государственным структурам, об отсутствии у них значимой для ихнормального существования и развития относительной самостоятельности иавтономности.
Несколько иная картинапросматривается во взаимоотношениях государства и экономики, существующих впределах переходных от нерыночных крыночным социальных систем. Типичные примеры – современная Россия,некоторые другие государства СНГ, называвшие себя недавно социалистическими донедавнего времени прибалтийские республики и страны Восточной Европы.
Наиболее существеннымичертами и особенностями этих систем являются:
а) постепенное изменениехарактера взаимоотношений государственных органов и экономических структур всторону партнерских;
б) утрата монополиигосударства и государственной собственности над экономикой и иными формамисобственности;
в) изменения методовгосударственного воздействия на экономические отношения;
г) постепенноевытеснение административных методов руководства и рычагов воздействия наэкономику финансовыми и им подобными средствами;
д) резкий отходправительственных структур от плановости в развитии экономики и неизбежноевозникновение при этом неупорядоченности и даже хаотичности;
е) последовательнаяпереориентация экономических и государственных структур с общенациональныхприоритетов на свои собственные финансовые и иные интересы, на прибыль какосновной движущий фактор в их становящихся партнерских отношениях;
ж) усиление роли налогови налоговой полиции как государственного средства финансового воздействиягосударственных структур на общество и на экономические структуры;
з) быстрое возрастаниефинансового, гражданского, коммерческого налогового, банковского и иных,непосредственно связанных с развитием экономики, отраслей права в общей системеправа.
Несмотря на то, что впереходной период экономическая сфера деятельности государства постепенносужается, в целом его роль в регулировании данного процесса не должнаснижаться. Государство не может и не должно отказываться от регулярных средстввоздействия на экономику, от управления процессом перехода от нерыночных крыночным отношениям.
Основные направленияэкономической деятельности государства в данный период с неизбежностью должнысводиться к следующему: выработке общей, в масштабе всей страны, внутренней ивнешней экономической политики; правовому обеспечению возникающих рыночных отношений;определению круга и правового статуса субъектов экономических отношений;выработки социальной политики и действенных средств защиты экономических и иныхинтересов населения; запрещению и пересечению нарушающих закон средств веденияхозяйства и коммерции; созданию наиболее благоприятных условий для развитияотечественного производства, защиты его от недобросовестной конкуренции ипротекции его от вытеснения более развитым зарубежным капиталом; регламентацияпорядка разрешения возникающих в сфере экономики споров и установлениеюридической ответствен­ности за нарушение законодательства.
Характерные особенностивзаимоотношений государства и экономикив условиях существования исторически сложившейся третьей группы рыночных социальных систем заключается в следующем:
а) установлении преимущественнопартнерских отношений между государственными и рыночными структурами;
б) минимальном вмешательствегосударства в экономику, уровень которого для каждой страны является, какправило, различным;
в) органичном сочетанииадминистративно-правовых с финансо­выми и иными «либеральными» средствамивоздействия государства на экономические отношения;
г) сосредоточении в рукахгосударства лишь минимальных, объективно необходимых для его нормальногосуществования и функционирования материальных средств;
д) полном сосредоточении в рукахгосударства финансовой и нало­говой систем;
е) доминирование частнойсобственности над государственной и всеми другими формами собственности.
О характере взаимосвязи ивзаимодействия государства и эко­номики в условиях рыночных отношенийсуществует огромная науч­ная литература. В силу этого нет необходимостиостанавливаться здесь на освещении данного вопроса.
4. Государственное регулированиеэкономики:
 понятие и пределы.
Прирассмотрении проблем соотношения государства, права и экономики важное местозанимает проблема механизма государственного воздействия или государственногорегулирования экономики. Данная проблема имеет не только теоретическое, но ипрактическое значение.
В отечественной и зарубежнойспециальной литературе рассмотрению ее всегда уделялось особое внимание. И этоне случайно, ибо от того, как понимается, а главное, как применяется механизмгосударственного регулирования экономики, во многом зависят результаты егодеятельности, результаты экономического развития страны.
Сравнивая между собой механизмыгосударственного воздействия на экономику различных социальных систем и разныхстран, нельзя не видеть их существенного различия. Если, например, всоциально-политических системах с высокоразвитыми рыночными отношениямипреобладает косвенное вмешательствогосударства в экономику путем правового регулирования деятельностинегосударственных органов и организаций–юридических лиц, то в социально-политических системах со слаборазвитыми иливообще неразвитыми рыночными отношениями в силу объективных и субъективныхпричин доминирует прямое государственноевмешательство в экономику, преобладают различные формы непосредственной деятельности государства в сфере экономики.
Ярким примером непосредственноговоздействия государства на экономику в современном мире может служитьгосударственно-правовая практика Китая. В действующей Конституции КНР в связи сэтим особо закрепляется, что государство:
а) «неуклонно повышаетпроизводительность труда и эффективность экономики»;
б) «развивает производительныесилы общества» путем повышения активности и технического уровня трудящихся,распространения передовой науки и техники, совершенствования систем управленияэкономикой и управления предприятиями, «осуществления различных формсоциалистической ответственности, улучшения организации труда»;
в)«неуклонно проводит в жизнь режим экономики, ведет борьбу противрасточительства»;
г)рационально распределяет средства накопления и потребления, учитывает государственные,коллективные и личные интересы;
д) наоснове развития производства постепенно улучшает ма­териальную и духовную жизньнарода;
е) наоснове социалистической собственности «осуществляет пла­новое хозяйство»;
ж)охраняет право собственности граждан на законные доходы, сбережения, жилище и«другую законную собственность»;
з) спомощью «всесторонне сбалансированных хозяйственных пла­нов и вспомогательнойроли рыночного регулирования» гарантирует пропорциональное, гармоничноеразвитие народного хозяйства; и др.[2].
В данном, равно как и в другиханалогичных случаях, мы имеем дело с преобладающим прямым вмешательствомгосударства в сферу экономики, с прямым его воздействием на экономику.Государство при этом выступает не только в роли регулятора, но и в качественепосредственного субъекта, участника экономических отношений. Оно не толькоустанавливает, но и своими непосредственными действиями осуществляетсодержащиеся в издаваемых им актахустановки. Государство выступает, таким образом, одновременно и как исполнительи как регулятор разнообразных отношений, возникающих в сфере экономики.
Разумеется, государствопроявляется таким же двояким образом и во всех других случаях, практически прилюбой общественно-политической системе. Однако степень его регулятивной инепосредственно экономической деятельности, соотношение той и другой далеко невсегда бывает одинаковой.
Чтоже собой представляет государственноерегулирование экономики?
Согласно устоявшемуся мнениюгосударственное регулирование экономики воспринимается как одно из проявлений(функций) государственного управления. Основной смысл и содержание егозаключается в установлении и обеспечениигосударством общих правил поведения (деятельности) субъектов общественныхотношений и корректировке их в зависимости от изменяющихся условий.
Однако только этим неисчерпывается данная функция государственного управления. Она включает в себятакже всесторонний контроль за выполнением требований, содержащихся в нормахправа, регулирующих те или иные общественные отношения; координацию и установлениеобщего направления деятельности участников соответствующих отношений;всестороннюю защиту их законных интересов и прав; определение и нормативное закрепление приоритетов в проводимой всфере экономики государственной политике; установление порядка заключения государственных контрактов (договоров),порядка регистрации, лицензированияи т.п.
В качестве субъектов государственного регулирования экономики традиционновыступают органы государственной власти и управления. В странах общего права(Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.), где судебный прецедент рассматривается в качестве источникаправа, субъектами государственного регулирования экономики могут выступатьтакже и суды.
Общепризнанными правовыми формами государственногорегулирования экономики соответственно выступают законы, подзаконные и судебныеакты.
Законы всегда имеют приоритетноезначение. Россия в этом плане не является исключением, однако, с двумяоговорками. Первая. Зачастую, не законы, а указы Президента, согласно сложившейся практике, имеютприоритетное значение в ряде сфер жизни общества и экономики, включая процессыакционирования, приватизации и др. Весьма важным является то, чтобы этапрактика всегда строго согласовывалась со ст.90ч.3 Конституции РФ, гласящей, что «указыи распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречитьКонституции Российской Федерации и федеральным законам» и что Президент тольков соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами «определяет основные направлениявнутренней и внешней политики государства».
Вторая оговорка заключается втом, что в России судебные прецеденты пока не являются правовыми формамигосударственного регулирования. Они постепенно создаются Конституционным Судоми требуется время для того, чтобы его решения стали признаваться в качествеисточников права.
Во всех странах действенными,хотя и весьма традиционными инструментамигосу


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.