Реферат по предмету "Макроэкономика"


опыт государственной поддержки малого и среднего бизнеса

Содержание Введение .1. Сущность малого и среднего предпринимательства 1. Понятие малого и среднего предпринимательства и основные критерии отнесения субъектов экономики к малым и средним предприятиям 2. Роль малого и среднего бизнеса в предпринимательской дея- тельности 2. Основные направления государственной поддержки малого и сред- него бизнеса в странах-членах Европейского союза 3.Развитие и поддержка предпринимательства в


Республике Бела- русь 24 Заключение 34 Список использованных источников 36 Введение В условиях нестабильной экономической политики государства, тяжёлого налогового бремени всё более широкое распространение получает малый бизнес. Малый бизнес обычно характеризуется тем, что он более мобилен и легче приспосабливается к изменяющимся условиям, хотя его инвестиционные возможности невелики.


Поэтому необходимо дать свободу развитию малых предприятий. Они дают Беларуси необходимую насыщенность рынка, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен. Экономически это выгодно, потому что появление большого числа фирм приведет к созданию новых рабочих мест, да и это принесет реальные деньги в бюджет не только центра, но и областей, что особенно


важно, учитывая выделение. Одним из самых главных преимуществ является то, что появление малого и среднего бизнеса неизбежно ведет к появлению конкуренции на отечественном рынке, чего так не хватало экономике Беларуси на последних этапах развития. В этом я вижу актуальность избранной мною темы. В Республике Беларусь действует система поддержки развития малого предпринимательства общие принципы ее организации сформулированы в двух базовых законодательных актах это закон


РБ О государственной поддержке и развитию малого предпринимательства в Республике Беларусь , действующий с 1996 г и указ Президента РБ О государственной поддержке малого предпринимательства . На основе действующей законодательной базы ежегодно принимаются программы, в которых устанавливаются конкретные мероприятия для реализации в текущем году на основе общегосударственной программы принимаются


отраслевые и региональные программы поддержки малого предпринимательства, составляются планы деятельности министерств и ведомств РБ Министерства экономики, Министерства архитектуры и строительства и др Целями государственной политики стимулирования развитии малого предпринимательства являются повышение занятости населения, вовлечение в малое предпринимательство незащищенных, малообеспеченных слоев населения инвалидов, пенсионеров , развитие перспективных видов деятельности и новых видов производств, поддержка


инновационной деятельности. Для оказания адресной поддержки соответствующие государственные органы формируют Перечень перспективных видов деятельности. В результате реализации системы государственной поддержки в Беларуси создается соответствующая инфраструктура поддержки и развития малого предпринимательства - центры поддержки предпринимательства, инкубаторы малого предпринимательства, научно-технологические парки и др. Для реализации отдельных направлений государственной поддержки развития малого предпринимательства


в Республике Беларусь создается специальная инфраструктура. Целью данной курсовой работы является анализ опыта поддержки малого и среднего предпринимательства в развитых странах и в Республике Беларусь. Для достижения поставленной цели решаются задачи - Рассматривается сущность малого и среднего предпринимательства - Анализируется основные направления государственной поддержки малого и среднего бизнеса в странах-членах


Европейского - Выявляются особенности развития и поддержки предпринимательства в Республике Беларусь. Объектом исследования данной курсовой работы является малое и среднее предпринимательство. Изложенные задачи логически обусловили структуру курсовой работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников. Среди основных методов, которые использовались в процессе проведения курсового исследования необходимо


назвать методы формальной логики синтеза, анализа, дедукции, сравнения , исторический и диалектический методы, статистический, анализ периодических и специальных литературных источников. При написании курсовой работы использовалась научная литература по макроэкономике, малому бизнесу, предпринимательству, а также периодическая литература Вопросы экономических наук, Налоговый вестник, Национальная экономическая газета,


Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь и др. Тема курсовой работы в научной литературе достаточно хорошо освещена, и не только в научной литературе, но и в периодической печати. Особенно можно отметить, что Ермак Д. в своей статье рассматривает большие перспективы малого бизнеса. Кочетков Г. уделяет внимание роли и месту предпринимательства в инновационной деятельности.


Попков М. анализирует развитие и поддержку предпринимательства Республики Беларусь. Алмазов Р.А. рассматривает основные направления государственной поддержки малого бизнеса в странах-членах ЕС. Глава 1 Сущность малого и среднего предпринимательства 1.1 Понятие малого и среднего предпринимательства и основные критерии отнесения субъектов экономики к малым и средним предприятиям Малым предпринимательством малым бизнесом признается деятельность, осуществляемая


определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки, конституирующие сущность этого понятия. Как показывает мировая и отечественная практика, основным критерием, на основе которого предприятия организации различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии в организации . В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая


относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником. Наряду со средней численностью персонала критериями отнесения к малому предпринимательству выступают объем оборота прибыли, дохода , величина активов, размер уставного капитала и др. По данным Всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятия признаются субъектами малого предпринимательства, превышает 50. Однако наиболее часто применяются вышеназванные 12, c.7 .


Международная организация экономического сотрудничества и развития ОЭСР , в которую входят развитые страны, определяет предприятия с числом до 19 человек как весьма малые , до 99 человек как малые , от 100 до 499 человек как средние и свыше 500 как крупные . Существует разнообразие критериев отнесения предприятий к различным категориям. Так, в странах - членах ЕС все хозяйствующие субъекты экономики подразделяются на микропредприятия,


малые, средние и крупные предприятия. В Европейском обозрении малых и средних предприятий 6 использовались следующие категории предприятий микропредприятия - с численностью занятых от 1 до 9 человек малые предприятия - с численностью от 10 до 49 человек средние предприятия - с численностью занятых от 50 до 249 человек крупные предприятия - с численностью занятых 250 человек и более. Таким образом, в ЕС предельной численностью занятых, позволяющей отнести предприятие к малым, является


не более 49 человек, тогда как в Беларуси в отдельных отраслях экономики - не более 100 человек. В целом, в ЕС другими критериями, позволяющими отнести предприятия к малым, наряду с численностью занятых работников является товарооборот - не более 40 млн. евро, либо балансовая стоимость активов - не более 27 млн. евро. Важным критерием является экономическая независимость малых предприятий. Однако в различных европейских странах количественные критерии значительно отличаются.


В Австрии критериями отнесения предприятий к малым являются следующие число работающих - не более 50 человек, при этом годовой доход - не более 5 млн. евро, либо балансовая стоимость активов - не более 2 млн. евро. В обоих случаях доля в собственности предприятия внешних собственников не должна превышать 25 . Последний критерий соответствует российской практике. В Германии к малым и средним предприятиям относятся предприятия с числом работающих не более 500 человек,


с годовым оборотом не более 100 млн. евро. В секторе ремесленной торговли к малым предприятиям относят все предприятия, владельцы которых внесены в реестр ремесленной торговли, независимо от размеров предприятия и вида деятельности. В Италии микропредприятиями считаются предприятия, на которых занято не более 19 человек, а к малым - с числом работающих от 20 до 99 человек. Малым средним предприятием является предприятие, на котором число работающих составляет от 100 до 199


человек. В Португалии к малым и средним предприятиям относят предприятия, занятые в сфере материального производства, в горнодобывающей промышленности, оказывающие услуги другим предприятиям, а также предприятия, действующие в отраслях оптовой и розничной торговли. Годовой оборот в малых предприятиях не должен быть более 12,3 млн.евро, а доля в капитале других предприятий не должна превышать 50 . В Швеции к малым и средним предприятиям относят предприятия с численностью


работающих не более 200 человек. Для классификации малых и средних предприятий используются следующие показатели стадии роста начальная, выживание, рост географическая сфера деятельности локальные, региональные, национальные масштабы отраслевая принадлежность специфические характеристики владельцев и управляющих например, женщины-предприниматели, иностранцы и т.д. типы проблем, характерных для предприятий например, управление качеством продукции, финансирование и т.д


В Японии в соответствии с основным законом о малых и средних предприятиях используются следующие показатели табл. 1.1 . Приведенные выше критерии отнесения предприятий к малым и средним являются верхними пределами, но могут быть законодательно изменены, в зависимости от необходимости применения отдельных предприятий в некоторых отраслях экономики например, по Закону о модернизации оборудования малых и средних предприятий, по Закону о малых предприятиях в фарфоро-фаянсовом производстве и резиновой промышленности .


В Японии применяется понятие маломасштабного предприятия с численностью работающих до 20 человек в торговле и в сфере услуг - до 5 человек . Таблица 1.1 Сферы деятельности предприятий Размер уставного капитала, млн. иен Численность работающих, человек Обрабатывающая промышленность и транспорт до 100 до 300 Оптовая торговля до 30 до 100 Розничная торговля и сфера услуг до 10 до 50


Вызывает практический интерес опыт отнесения предприятий к малым, используемый в США. Так, к малым предприятиям, в частности, относят предприятия, управляемые независимыми собственниками, не занимающие доминирующего положения на рынке. Количественные критерии численность наемных работников или годовой оборот устанавливаются Администрацией малого бизнеса США для каждой отрасли в соответствии со Стандартным промышленным классификатором в зависимости от особенностей


производства и других факторов в том числе при применении отдельных видов государственной поддержки . Например, в строительстве к малым относят предприятия с годовым оборотом от 7 млн. долл. по видам деятельности в сельском хозяйстве - с годовым оборотом до 3,5 млн. долл. в отдельных отраслях - 0,5 млн. долл. 16, c.201 . В Великобритании малое предприятие должно соответствовать двум из трех следующих критериев оборот не более 2,3 млн. ф. ст. активы - не более 1,5 млн. ф. ст. средняя численность занятых


- до 50 человек. Используются также более конкретные отраслевые показатели численности работающих, оборот, а в грузоперевозках - количество автомобилей. В Республике Беларусь к малым предприятиям относятся компании со среднесписочной численностью занятых в промышленности и на транспорте - до 100 человек, в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - до 60 человек, в строительстве и оптовой торговле - до 50 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании - до 30


человек, в других отраслях непроизводственной сферы - до 25 человек при этом малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности, относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в общем объеме реализации продукции за квартал. В Латвии к малым относят предприятия, на которых число работающих не превышает 25 человек, оборот составляет не более 200 тыс. лат, а балансовая стоимость основных средств - не более 70 тыс. лат.


В Эстонии малыми считаются предприятия с числом работающих не более 80 человек при обороте не более 15 млн. эстонских крон. В Литве к малым относят предприятия с числом работающих не более 100 человек и с оборотом не более 2 млн. литов. В Республике Македонии для определения малых предприятий применяются следующие показатели число работающих должно быть не более 50 человек, доход - не более 8 тыс. динаров, стоимость имущества активы, балансы - не более 6 тыс. динаров.


Во всех странах первым критерием отнесения предприятия к малым является численность работающих, наряду с которой применяются и такие показатели, как стоимость активов, объем оборота, объем дохода, доля в собственности предприятия внешних собственников, размер уставного капитала фонда и др. 1.2 Роль малого и среднего бизнеса в предпринимательской деятельности Важным фактором формирования рынка является развитие малого предпринимательства.


История цивилизованного бизнеса свидетельствует о том, что многие крупные корпорации начинали с деятельности одного человека, который либо сам был предпринимателем, либо на основе его идеи была создана малая фирма. Малые предприятия являются наиболее гибкой и динамичной формой развития предпринимательства 1, c.109 . При отнесении предприятий к малому бизнесу могут использоваться различные критерии. Это прежде всего численность работников, объем реализованной продукции и услуг, отраслевая принадлежность,


величина годовой балансовой прибыли, возможности и характер деятельности и др. В большинстве стран основными считаются среднесписочная численность и отраслевая принадлежность. По своим возможностям малые предприятия можно условно разделить на два вида 1 не имеющие потенциала для роста такие предприятия занимают небольшую нишу, например, охватывают малый по территории рынок или занимаются товарами, имеющими ограниченный спрос 2 быстрорастущие, которые имеют в будущем потенциал


для роста деловой активности, но вначале создаются как малые предприятия. По мере роста масштабов деятельности и деловой активности они перейдут в категорию крупных предприятий. По характеру деятельности малые предприятия можно разделить на экономически независимые, т.е. осуществляющие свою деятельность самостоятельно, и связанные с крупными предприятиями, т.е. выполняющие определенный вид услуг или работ по заказам этих предприятий. Современная экономика развитых стран в подавляющем


большинстве представлена малыми и средними предприятиями, их доля в общей численности зарегистрированных предприятий достигает 99 в Японии . Малый бизнес в рыночной экономике является сегодня ведущим сектором, определяющим темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Он относится к новаторскому, антибюрократическому стилю хозяйствования. Малые предприятия быстро реагируют на внешние условия и видоизменяют конечную продукцию, следуя за


спросом, осваивают новую продукцию. Например, в Японии малые предприятия способны завершить опытное производство в течение недели, в то время как на крупных предприятиях этот процесс занимает гораздо больше времени. Роль малого бизнеса не всегда понималась правильно. В 1960-е годы преобладала тенденция на сворачивание малого бизнеса, когда происходило массовое поглощение малых фирм крупными компаниями. Считалось, что малый бизнес менее эффективен по сравнению с крупным.


Резкое изменение отношения к малому бизнесу началось в 1970-е годы, когда значительно снизились темпы роста национального продукта и производительности труда. Большинство развитых стран столкнулось с огромной инфляцией и безработицей. Глобальный экономический кризис, вызванный гигантскими масштабами хозяйствования, привел к переоценке места и роди малого бизнеса в экономике. Пришло понимание того, что наемный работник не есть самый лучший


работник, так как у него нет экономических и социальных корней в обществе. С этого момента начинается стремительное развитие малого бизнеса и становление класса мелких собственников, которые и составили ядро современного среднего класса, обеспечивающего экономическую и политическую стабильность государств 4, c.118 . Еще более оптимистичные перспективы развития малого бизнеса в будущем. Прогнозируется, что в результате усиления глобальной конкуренции его ряды в ближайшие десять лет пополнятся


небольшими предприятиями, которые крупные компании для того, чтобы выжить, вынуждены будут отпускать в свободное рыночное плавание. Экономика, в которой малый бизнес занимает небольшой удельный вес, считается лоскутной , так как она не в состоянии качественно обслуживать своих граждан с учетом их разнообразных индивидуальных потребностей и предпочтений. Малый бизнес - это в первую очередь новые товары и услуги, их широкий ассортимент, новые рабочие места, основные налоги в местные и федеральные республиканские


бюджеты, низкие издержки и доступные цены. В развитых странах на долю малых предприятий приходится около 50 всех крупных изобретений при незначительном, по сравнению с крупными компаниями, объеме ассигнований на науку. Если считать крупный бизнес костяком экономики, то малый бизнес по праву можно назвать ее мускулами . Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры, придает экономике необходимую гибкость и динамичность. Существенный вклад оно вносит и в процесс формирования нормальной


конкурентной среды. В подавляющем большинстве малые предприятия изготавливают обычные вещи обычным способом. Они занимают свою небольшую нишу, которая и обеспечивает их выживание, а нередко и процветание. Жизнестойкость малого бизнеса определяется тем, сумеет ли он использовать следующие условия территориальная, производственная и технологическая дифференциация бизнеса. Крупным предприятиям не везде выгодно заниматься бизнесом из-за слишком узких рыночных параметров.


Небольшой объем продаж и высокие эксплуатационные расходы не позволяют крупным предприятиям заниматься многими видами деятельности и небольшими по емкости рынками важность персонального обслуживания. Основу многих видов бизнеса составляет персональное обслуживание клиентов парикмахерские, врачебные кабинеты, консультационные, бухгалтерские услуги и т.д В этом случае качество работы во многом зависит от профессионального мастерства владельца фирмы удобство


обслуживания. Расположение фирмы и поздние часы работы позволяют их владельцам успешно конкурировать с крупными предприятиями, которые не имеют таких преимуществ потребность в каком-либо специализированном ремесле, например, печников, столяров, кулинаров, механиков и т.д. нерегулярность спроса. Деятельность сезонного характера зачастую не способствует тому, чтобы создавать крупномасштабное предприятие, например, по прокату лодок, лыж и т.д. оперативность и гибкость структур.


Это условие имеет особенно важное значение при разработке и внедрении наукоемких проектов, когда необходимо быстро сконцентрировать финансовые и интеллектуальные ресурсы на новом направлении 14, c.6 . Для развития малого бизнеса необходим отдельный комплекс общих и специфических предпосылок социально-экономического, инфраструктурного, правового, организационного и кадрового характера. Малый бизнес - это длинный рабочий день, высокая степень риска, большая конкуренция и ограниченный


потенциал для получения прибыли. Считается, что без реальной поддержки государства малый бизнес не может успешно развиваться. Всеми своими достижениями, которыми располагает малый бизнес в странах с развитой рыночной экономикой, он обязан прежде всего государственной политике. Малому бизнесу в этих странах оказывается всесторонняя помощь и предоставляются различные льготы. В их числе создание сети бесплатных консультативных пунктов, где начинающие предприниматели могут получить


необходимые знания по бизнесу и информацию, связанную с выбором сферы деятельности, разработкой бизнес-планов, организацией управления и бухгалтерского учета, взаимодействием с внешними партнерами и клиентами. Кроме того, малые предприятия и индивидуальные предприниматели под гарантии государства могут воспользоваться льготными кредитами, получить реальную материальную помощь различных предпринимательских фондов. К достоинствам малого бизнеса относят сравнительно низкая капиталоемкость и поэтому широкая доступность


всем желающим открыть свое дело гибкость и оперативность в действиях и решениях, что позволяет в короткие сроки наладить производство, торговлю разнообразными товарами и услугами личное общение с клиентами, ориентация на потребителя, быстрая адаптация к особенностям местных условий, что значительно повышает вероятность выживаемости малого бизнеса. Индивидуальный предприниматель, например, идеально приспособлен для изучения пожеланий, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка возможность быстрого


накопления капитала, высокая его оборачиваемость, свободный и оперативный перелив капитала в наиболее доходные сферы деятельности, что позволяет малому бизнесу быстро приспосабливаться и изменяться. Благодаря высокому обороту доходность малых предприятий может быть нисколько не ниже, а нередко и выше, чем крупных фирм низкие эксплуатационные издержки, что позволяет малым фирмам оставаться на плаву даже в самые тяжелые периоды развития экономики небольшой размер рынка для обеспечения прибыльности бизнеса


независимость действий, возможность быстро реализовать свои идеи, изобретения, достичь личного успеха, что особенно важно для людей с ярко выраженными индивидуальными чертами характера. В большинстве малых фирм управленческая иерархия не соблюдается, система принятия управленческих решений значительно упрощена, что дает возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, а энергичному и инициативному предпринимателю - свободу действий мобильность на рынке и в сфере высоких


технологий, что способствует достижению высоких научно-технических результатов 17, c.94 . Несмотря на большое значение малого бизнеса для экономики, его становление и развитие сопряжено с определенными трудностями и недостатками. Главная проблема в малом бизнесе - это нехватка первоначального капитала и трудности с его привлечением со стороны в процессе деятельности. Значительная часть малых фирм должна ориентироваться в основном на собственные средства.


Недостаток капитала порождает, в свою очередь, ряд функциональных недостатков, к которым можно отнести проблемы с привлечением квалифицированной рабочей силы, специалистов по менеджменту, приобретение устаревшего оборудования, неудобное месторасположение фирмы и т.д. К недостат к а м малого бизнеса также относят большая физическая и умственная интенсивность, которую требует предпринимательская деятельность, особенно на ее начальном этапе длинный рабочий день и большая


ответственность, поэтому предпринимателю уже с первых шагов необходимо настраиваться на долгие часы тяжелой работы и редкие часы отдыха. Владелец малого бизнеса вынужден справляться со всеми неблагоприятными условиями, полагаясь только на себя значительная зависимость от других лиц, фирм и государства. Малые предприятия вынуждены подчиняться не только законам, но и партнерам, которые диктуют график работы фирмы, условия контрактов, уровень цен и др. личные проблемы предпринимателей.


Просчеты и ошибки в бизнесе нередко отражаются на жизненном уровне семьи, а это, в свою очередь, становится причиной появления дополнительных проблем личного характера. Поэтому предприниматели без поддержки семьи редко преуспевают. Выводы Малое и среднее предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма.


Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства. Вот почему становление и развитие малого и среднего предпринимательства представляет собой стратегическую


задачу экономической политики. Глава 2 Основные направления государственной поддержки малого и среднего бизнеса в странах-членах Европейского союза Основное внимание в данной статье сосредоточено на проблемах государственной поддержки малого и среднего бизнеса далее МСБ в странах-участницах ЕС. Государственная поддержка малого предпринимательства представляет собой создание государственными структурами экономических и правовых условий, стимулов для развития малого


бизнеса, а также вложения в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях. С точки зрения предпринимателя, государство должно создавать условия, в которых он сможет эффективно достигать своих целей, прежде всего экономических максимальная прибыль, эффективность инвестиций, минимальный риск, защита собственности . С точки зрения государства, предприниматель призван обеспечить реализацию целей и интересов более высокого порядка рост общего благосостояния, поддержка занятости, социально-


политическая стабильность, экономическая мощь государства . Именно в области пересечения целей и интересов государства и бизнеса может осуществляться эффективная государственная политика 2, c.269 . Поскольку успех любого дела всегда и во всем зависит от соблюдения двух условий правильного определения конечной цели и подбора соответствующих средств, ведущих к этой цели, для достижения эффективности государственной поддержки малого предпринимательства, в первую очередь,


необходимо определить стратегические цели политические, экономические и социальные. Политическая цель заключается в создании правовых и организационных условий для роста деловой активности малого бизнеса в формировании отношения властных структур к малому предпринимательству как к субъекту экономической жизни при принятии государственных решений по всем вопросам жизнедеятельности малого бизнеса. Экономическая цель государства в отношении малого бизнеса, как самостоятельного сектора экономики,


может быть задана в виде системы определенных количественных и качественных параметров, которые должны быть достигнуты в результате осуществления той или иной государственной политики. Эти параметры могут определяться в целом но стране, и также в отраслевом и региональном разрезе. Достижение экономической цели зависит от устойчивости функционирования малых предприятий, интенсификации инвестиционных процессов, развития финансово-кредитной системы, развития рынков труда и капитала.


Социальная цель государственной политики в сфере поддержки малого предпринимательства состоит, прежде всего, в формировании позитивного отношения различных слоев и групп населения к предпринимательской деятельности, причем не только как к источнику улучшения личного благосостояния, но и как к возможному пути своей собственной жизни, к удовлетворению своих собственных амбиций и самоутверждению. Необходимо ликвидировать проблемы на пути сознательного выбора для любого человека - стать предпринимателем


или остаться наемным работником, инвестировать средства в производство или использовать их для личного потребления. Стратегическая задача государственной поддержки малого предпринимательства состоит не только в передаче малым предприятиям финансовых, материальных, технических и иных ресурсов, а в создании экономических, социальных и правовых условий для их выживания, выработке иммунитета , способности расти и саморазвиваться в условиях рыночной экономики. Экономические условия - это, в первую очередь, состояние рынка капитала


рынка труда рынка инвестиционных товаров, включая землю и иные объекты недвижимости. Социальные условия - это возможность и стремление потенциальных покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде. Существенную роль при этом имеют нравственные и религиозные нормы, зависящие от социально-культурной среды 6, c.34 . Правовые условия предполагают наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, в том числе и государственной налоговой политики.


Важную роль играет также подготовка законодательных инициатив по вопросам правовой гарантии предпринимательской деятельности. Исходя из постановки стратегических задач, тактика государственной поддержки малого предпринимательства заключается в выборе путей и методов их достижения, создании и совершенствовании необходимых для этого механизмов с зачетом реального состояния экономики, общих задач государственной экономической политики. Тактическими задачами государства в развитии малого предпринимательства является осуществление следующих


мероприятий, способствующих формированию системы государственной поддержки малого бизнеса определения и закрепления стабильных источников государственных и негосударственных ресурсов ассигнований, направленных на поддержку малого предпринимательства разработки и применения рациональных механизмов использования выделенных средств, в наибольшей мере отвечающих интересам государства координации деятельности малых предприятий через четкое разграничение полномочий и ответственности органов власти, занятых в той или


иной степени вопросами государственной поддержки малого предпринимательства на наднациональном, национальном, региональном и местном уровнях предоставления малым предприятиям на льготных условиях аренды помещений, оборудования, земельных участков для осуществления своей деятельности организации деятельности судебных, контрольных и правоохранительных органов по защите интересов малого предпринимательства, обеспечению его безопасности и охране прав собственности организации научных исследований по проблемам малого бизнеса


и его государственной поддержки привлечения интеллектуального потенциала страны для разработки программ государственной поддержки малого бизнеса с учетом долгосрочной перспективы развития учебной работы, направленной на стимулирование малого предпринимательства, подготовку людей к занятию собственным бизнесом, переквалификацию государственных служащих, оказание консультаций начинающим бизнесменам. Для решения стратегической задачи государственной поддержки малого предпринимательства создания оптимальных


экономических, социальных и правовых условий его развития и перечисленных выше тактических задач, государство должно проводить соответствующую экономическую политику, которая складывается из фискальной, научно-технической, инвестиционной, ценовой, кредитно-финансовой и других видов, при реализации которых оно в комплексе использует как прямые административные , так и косвенные экономические методы. Прямые методы государственного регулирования осуществляются в двух формах административно-ведомственной


в виде прямого дотационного финансирования в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия развитию малого бизнеса . К ним относятся субсидии, дотации, налоговые и инвестиционные льготы, компенсации, выплаты из фондов поддержки предпринимательства, государственные заказы программно-целевой в виде финансирования целевых программ, где государство выступает в роли заказчика .


Косвенные методы государственного регулирования нацелены на стимулирование процесса развития малого предпринимательства, создание благоприятного социально-экономического и общественного климата для деятельности этого сектора экономики. Важнейшим структурообразующим элементом системы государственной поддержки малого предпринимательства, сформированным сообразно поставленным целям, является создание механизмов ее реализации, посредством которых и будут осуществляться прямые и косвенные методы государственного воздействия,


а именно нормативно-правовой базы, определяющей специфические условия деятельности субъектов малого предпринимательства, методы его государственной поддержки и процедуры принятия решений сети специализированных институтов, обеспечивающих разработку и реализацию государственной политики, направленной на поддержку малого бизнеса, включающей органы государственной власти, негосударственные объединения и организации, специализированные объекты инфраструктуры поддержки малого бизнеса, созданные и действующие как при


государственных органах, так и без их участия фонды, кредитные, страховые и гарантийные учреждения, технологические парки, бизнес-инкубаторы, промышленные зоны и полигоны, учебные, консультационные, информационные и обслуживающие структуры государственных программ, непосредственно ориентированных на оказание тех или иных мер поддержки малым предприятиям, а также программ социально-экономического развития, которые разрабатываются с учетом интересов предпринимателей и могут включать меры по поддержке в области инвестиции,


отраслевого и регионального развития, занятости, миграции 18, c.54 . Перечисленные элементы данной системы выполняются при следующих условиях функционирования всей системы государственной поддержки малого предпринимательства открытости, как при формировании государственной политики, так и при ее реализации наличие полной информации о содержании конкретных мер государственной поддержки и условий доступа к ним, публичной отчетности о состоянии малого бизнеса, использовании выделенных


на его поддержку средств, деятельности соответствующих государственных институтов гибкости системы приоритетов и разнообразии форм государственной поддержки, имея в виду концентрацию усилий на оказание малым предприятиям особых мер поддержки применительно к различным этапам их деятельности, особенностям каждой отрасли и региона, специфическим характеристикам отдельных групп предпринимателей учете национальных и исторических особенностей, в том числе на региональном уровне, поощрении ремесел, сезонных работ, народных промыслов,


артельных и семейных форм организации предпринимательской деятельности, самозанятости дерегулировании и упрощении управленческих процедур в отношении малых предприятий и максимальном ограничении произвола чиновников, минимизации непроизводительных затрат времени их руководителей и персонала на эти цели упрощение порядка регистрации и форм отчетности, сокращение перечней лицензируемых видов деятельности, минимизация числа согласующих и контролирующих инстанций . Инструменты воздействия государства на процессы формирования


среды развития бизнеса и СПП Инструменты прямого воздействия предпринимательского сообщества на государство инструменты прямой обратной связи Косвенное воздействие предпринимательского сообщества на государство уход от налогов в теневой сектор как инструмент непрямой косвенной обратной связи С учетом перечисленных принципов организована государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Европейском Союзе в целом и в отдельных странах-членах


ЕС. В ноябре 1986 г. Европейская Комиссия подготовила Первую программу действий в поддержку малого предпринимательства. Европейские службы предприняли акции, которые они считали важными для развития малого предпринимательства. Прежде всего, это касается информации. Европейской комиссией были созданы Европейские Информационные Центры Euro-Info-Centres по всей территории стран-членов


ЕС. В области сотрудничества между предприятиями действовали Сети деловой кооперации Business Cooperation Network и Центр деловой кооперации Business Cooperation Centre . В их распоряжении имеется информационная система, объединяющая консультантов, расположенных по всему Европейскому Союзу. В финансовой сфере малые предприятия могут воспользоваться различными субсидиями


многочисленных европейских фондов Европейского фонда регионального развития European Fund of Regional Development , Европейского социального фонда European Social Fond , Европейского инвестиционного Банка European Investment Bank которые представляли малым предприятиям долгосрочные кредиты, отдавая предпочтение предприятиям, расположенным в неблагоприятных в экономическом отношении регионах.


Кроме государственной поддержки малого предпринимательства на уровне Европейского Союза, практически в каждой стране существует своя национальная система стимулирования развития малого бизнеса, назначение которой состоит в том, чтобы создать экономический климат, способствующий созданию и нормальному функционированию малых предприятий. Это заключается, прежде всего, в создании национальных институтов по информационному обеспечению, финансовой


поддержке, организации системы обучения руководителей предприятий, подготовке предпринимателей, желающих начать самостоятельную деятельность. При этом подобные институты имеют свои отделения или филиалы практически во всех регионах страны. В качестве примера можно привести испанский Институт малых и средних промышленных предприятий Institute de la Pequena y Mediana Empressa Industrial , являющийся автономной организацией в системе


Министерства индустрии и энергетики. Институт занимается информационным обеспечением, финансовой поддержкой малых предприятий уже в течение 25 лет. Основным источником финансирования Института являются средства государственного бюджета Испании, в котором предусмотрена отдельная строка расходов на эти цели. Кроме того, Институт имеет определенные поступления от информационного обслуживания и издательской


деятельности, от инвестиционной деятельности, а также распоряжается частью средств, направляемых на реализацию проектов по поддержке малого бизнеса в рамках ЕС. Институт заключает соглашения с радом ведущих банков страны об условиях кредитования малых предприятий, которые расширяют свою деятельность путем новых инвестиций или модернизации имеющихся мощностей. В рамках соглашения Институт, в частности, компенсирует банкам часть процентов по кредитам.


Институт также оказывает содействие технологическому развитию производства и освоению новой продукции, стимулирует межфирменную кооперацию и совместную деятельность предприятий. В Институге имеются два хорошо оснащенных информационных центра. Один из них входит в систему Европейских Информационных Центров, что позволяет Институту и его абонентам получать информацию более чем из 260 подобных центров


ЕС и банков данных международных организаций 9, c.14 . Второй информационный центр ориентирован на потребности предпринимателей внутри страны. Этот центр имеет информацию обо всех предприятиях Испании наименование, местонахождение, сфера деятельности, объем производства, потребность в видах сырья и материалов и т.п В центре имеется доступ к информации о коммерческих предложениях на поставку продукции,


инвестициях, создании совместных предприятий за рубежом, государственных подрядах и т.п. Имеется также информация о предприятиях стран-членов ЕС. Доступ к информации предоставляется бесплатно - необходимо иметь только персональный компьютер и модем. В каждой стране существуют государственные и негосударственные учреждения, занимающиеся финансовыми вопросами малого бизнеса. В Испании финансовую поддержку малого предпринимательства осуществляет уже


упомянутый Институт малых и средних промьплленных предприятий Institute de la Pequena y Mediana Empressa Industrial . Первоначально финансовая поддержка осуществлялась традиционными субсидиями и льготными кредитами малым предприятиям за счет собственных средств Института. В Италии финансовая помощь малым предприятиям осуществляется в основном банком


Mediocredito centrale и его региональных отделений. Этот банк предоставляет кредиты для модернизации оборудования и обеспечения необходимых запасов сырья промышленным фирмам. Кроме того, он занимается экспортным кредитованием. В Италии действует Национальный фонд по льготному кредитованию . Целевая помощь фонда сосредоточена на поддержке машиностроительной, текстильной и пищевой отраслей


экономики, причем 65 его средств направляется малым предприятиям юга страны, менее развитого в промышленном плане, и 35 - фирмам центральной и северной Италии. Наряду с этим фондом в Италии также действуют фонд Промышленной реконструкция и конверсии , предназначенный для льготного финансирования малых предприятий добывающей и перерабатывающей промышленности Центральный гарантийный фонд , представляющий гарантии


малым предприятиям по среднесрочному финансированию Национальный фонд ремесел , предназначенный для финансирования соответствующих программ и проектов малого бизнеса Специальный ротационный фонд для прикладных исследований , оказывающий содействие национальной индустрии, внедрению передовых технологий через участие в капитале фирм, занимающихся технологическими разработками Специальный фонд технологического обновления , представляющий льготные кредиты под реализацию


новаторских программ в области электроники, автомобилестроения, самолетостроения, тонкой химии, металлургии. Кредиты выделяются до 15 лет на более льготных условиях по сравнению с коммерческими банками. Учредительным актом фонда предусмотрено выделение более 20 средств на развитие малого предпринимательства. В Германии постоянно работает программа по стимулированию населения для создания собственного дела, в соответствии с которой ряд банков предоставляет займы в размере до 100 тыс. марок сроком до 20 лет.


В течение 10 лет заемщики освобождены от погашения основного долга, а в первые два года по ним не взимаются проценты. В течение этих двух лет федеральное правительство возмещает банкам соответствующие суммы. Одновременно с этой программой реализуется специальная правительственная программа Общая концепция научно-технической политики в отношении мелких и средних фирм . В рамках этой программы, например, компании с годовым оборотом до 500 млн. марок, заключившие договор


с научно-исследовательской организацией, имеют право на получение субсидий в размере 30-40 объема расходов по договору. Поддержка НИОКР, проводимых малыми и средними предприятиями, является одним из основных направлений государственной политики стран-членов ЕС. Так, во Франции Национальное агентство по внедрению изобретений компенсирует малым предприятиям до 35 расходов на освоение новой техники и покрывает до 50 затрат на разработку новых продуктов и технологий.


Доля затрат на НИОКР для малых предприятий составляла во Франции в начале 90-х годов 10 70 млрд. фр. всех государственных расходов на НИОКР 2, c.279 . Для поддержания инновационных малых фирм немецкое государство ежегодно выделяет 230 млн. евро и еще 40 млн. евро - на проведение совместных исследований. Государство оплачивает до 60 стоимости консультаций предпринимателям, а также предоставляет ежегодно


льготные кредиты на сумму свыше 1,1 млрд. евро для модернизации производства из Фонда плана Маршала . В Дании допускается предоставление беспроцентной ссуды сроком на три года, покрывающей от 50 до 75 затрат небольших фирм на проведение исследований. В случае неудачи проводимых НИОКР или неиспользования компанией их результатов половина предоставленной ссуды списывается за счет бюджетных расходов государства.


В Швеции разработки кредитуются под высокие проценты, но кредиты возвращаются только в случае завершения НИОКР. В странах-участницах ЕС финансирование крупных технологических программ осуществляется также из государственных средств, но в значительной части - из общего бюджета. В известной технологической программе стран ЕС ЭСПРИТ обновление информационной технологии 60 общей стоимости выполняемых контрактов приходится на малый бизнес.


В программе ЕС Эврика эта доля составляет 50 . Финансирование малых венчурных фирм в отличие от других типов инновационных предприятий осложняется следующими обстоятельствами реализация новых проектов связана с большим риском общий стартовый объем инвестиций у венчурных компаний обычно выше, чем у обычных малых предприятий даже самые успешные проекты венчурных фирм начинают приносить прибыль со значительным временным лагом. Поэтому банки, предоставляя кредиты малым венчурным фирмам, оговаривают определенные условия,


ограничивающие возможность предпринимателей маневрировать денежными ресурсами, а также устанавливают значительные проценты за кредиты. В Италии деятельность малого бизнеса регулируется законом Меры по созданию, модернизации и развитию мелких предприятий , которым предусматривается следующее при покупке передовой технологии предприятие может получить субсидию или быть освобожденным от уплаты налогов в размере до 25 от суммы субсидий при покупке услуг, связанных с увеличением производительности труда,


приобретением передовой технологии, поиском новых рынков сбыта и повышением качества продукции, предприятие может получить субсидию или освобождается от уплаты налогов в размере 40- 50 в зависимости от размеров предприятия предприятие, ведущее научно-исследовательскую работу, освобождается от уплаты налогов в размере 30 затрат на исследовательские работы. В целом, более 60 средств, ежегодно выделяемых по закону на предпринимательскую деятельность в целом по всей


Италии, представляется в форме освобождения от уплаты налогов. Широко используются методы ускоренной амортизации. В Германии существуют гак называемые специальные нормы амортизационных отчислений, которые применяются ко всем инвестициям, направленным на создание новых рабочих мест, охрану окружающей среды, выпуск технически передовой продукции, экспортные поставки. Вложенные средства списываются за три года, причем в первый


год амортизируется 50 вложенного капитала, во второй - 30 и в третий все остальное. Льготный режим амортизационных отчислений позволяет малым предприятиям Германии осуществлять инновационный процесс, модернизировать производство. На долю амортизационных отчислений приходится около 66 всех капиталовложений, на реинвестицию дохода - 27 , а на внешние источники финансирования -только 7 .


Существует еще и такая льгота как создание резерва не облагаемой налогом прибыли. Например, в Германии это разрешено в таких отраслях, как ремесленное производство, торговля, промышленность, и в сфере деятельности, связанной со сдачей имущества в наем и аренду. Резерв может составлять до 20 от прибыли. Поскольку в ЕС долгое время отсутствовал единый подход стран-членов к политике поддержки


МСП, попытка разработать такой подход была предпринята в июне 2008 г когда был принят Закон о малом бизнесе Small Business Act, SBA , который отражает политическую волю органов ЕС и прежде всего ЕК признать центральную роль МСП в экономике и впервые создает всеобъемлющие рамки для политики ЕС и стран-членов в отношении МСП. Закон направлен на разработку общего подхода к малому и среднему предпринимательству и на формулирование общих принципов политики по содействию развития


МСП и по оказанию помощи в решении различных проблем. По словам вице-президента ЕК, отвечающего за предпринимательство и развитие промышленности, сегодня настало время раз и навсегда вывести потребности МСП в авангард политики ЕС SBA будет способствовать привлечению всех ресурсов ЕС для помощи малому бизнесу в его повседневной деятельности и расчистке путей для тех, кто хотел бы


создать больше рабочих мест и обеспечить ускорение экономического роста в Европе и за ее пределами . В SBA сформулированы следующие 10 принципов политики стран - членов ЕС в области поддержки МСП 1. Создавать среду, в которой предприниматель может добиться успеха, а предпринимательство вознаграждается. 2. Обеспечивать, чтобы честный предприниматель, столкнувшийся с угрозой банкротства, получил второй шанс. 3. Разработать правила в соответствии с принципом


Сначала думай о малом . 4. Создать государственную администрацию, отвечающую за удовлетворение потребностей МСП. 5. Адаптировать инструменты государственной политики к потребностям МСП. 6. Облегчить доступ МСП к финансам и создавать легальную бизнес-среду, обеспечивающую своевременные расчеты по коммерческим сделкам. 7. Помогать МСП получать большие прибыли от возможностей, предоставляемых единым внутренним рынком ЕС. 8. Обеспечивать улучшение деятельности


МСП и продвижение всех форм инноваций. 9. По возможности, помогать МСП противостоять экологическим вызовам. 10. Поощрять и поддерживать МСП в получении ими прибыли на растущих рынках. В соответствии с последним принципом в середине января 2010 г. было объявлено о планах ЕК открыть за границей ряд новых отделений по поддержке МСП в их проникновении и развертывании на новых рынках.


При этом Брюссель не намерен посягать на полномочия национальных учреждений и частных организаций, которые уже предоставляют такие услуги МСП. Эти меры принимаются во исполнение SBA, который нацеливает государства - члены ЕС на помощь МСП в освоении рынков сбыта за пределами Евросоюза 2, c.280 . В настоящее время ЕК имеет группы доступа на рынок equipes d acces au marche на 31 ключевом экспортном


рынке - от Аргентины до Вьетнама. Европейская сеть поддержки предприятий Reseau de soutien europeen aux entreprises , которая оказывает услуги МСП и другим компаниям, представлена в 17 странах за пределами ЕС. Вывод Из вышесказанного следует, что хотя система налоговых льгот в разных странах неодинакова, в основном она включает следующее компоненты снижение ставки по налогу на прибыль компании в размере


части капиталовложений в новое оборудование, строительство снижение ставки по налогу на прибыль в размере части расходов на НИОКР разрешение создавать за счет прибыли фонды специального назначения, не облагаемые налогом обложение прибыли по заниженным налоговым ставкам дифференцированный подход в обложении налогом на прибыль и подоходным налогом создание не облагаемого налогом резерва использование механизма ускоренной амортизации. Следует, однако, отметить, что в ряде стран указанные льготы предусматриваются не для всех


малых предприятий, а лишь для отдельных групп фирм, расположенных в неблагоприятных регионах страны или отдельных отраслях экономики. Несмотря на существование определенных налоговых льгот, подход к ним строго дифференцирован по группам предприятий и целям расхода средств. Таким образом, в Европейском Союзе в целом и во всех странах-членах НС существует давняя и отработанная система государственной поддержки малого предпринимательства.


Глава 3 Развитие и поддержка предпринимательства в Республике Беларусь Малое и среднее предпринимательство является важным фактором социально-экономического развития Республики Беларусь. По состоянию на 01.01.2008 г. в республике функционировало 44,8 тыс. малых предприятий на 1 января 2007 г 37,6 тыс количество индивидуальных предпринимателей составило 212,5 тыс. чел прирост с начала года -20.7 тыс. чел. Малые предприятия по итогам 2007 г. обеспечили 11,5 общего


объема поступлений, контролируемых налоговыми органами 3042,3 млрд руб индивидуальные предприниматели - 2,7 , или 722,5 млрд руб. в 2006 г 646,8 млрд. руб За девять месяцев 2007 г. вклад малых предприятий в ВВП составил 7,8 за аналогичный период 2006 г 7,5 ими произведено 7,7 общего объема производства продукции работ, услуг промышленного характера , обеспечено 11,0 общего объема розничного товарооборота,


7,6 общего объема экспорта и 27,7 общего объема импорта товаров в 2006 г соответственно 6,2 8,8 15,0 и 31.6 . Доля малого предпринимательства в общем объеме выручки от реализации продукции, работ, услуг по народному хозяйству за январь-сентябрь 2007 г. составила 16.6 в 2006 г 21.0 . Эта выручка по народному хозяйству и розничный товарооборот за январь-сентябрь 2007 г. выросли по отношению к аналогичным показателям 2006 г. на 136,2 и 123,9 соответственно 7, c.3 .


На 01.10.2007 г. в малом предпринимательстве было занято 467,9 тыс. чел. на 1.10.2008 г 421,5 . По численности работающих лидируют промышленные предприятия - 37,1 общего количества занятых в данном секторе экономики, рассматриваемый показатель у организаций торговли и общественного питания - 24,7 , в строительстве - 16,4, на транспорте - 7.8 . Несмотря на определенные успехи, малое предпринимательство еще не оказывает


серьезного влияния на экономику, медленно идет его становление в малых и средних городских поселениях, в сельской местности. Наиболее развит данный сектор в столице на г.Минск по состоянию на 1 января 2008 г. приходится более 46 малых предприятий и 20 индивидуальных предпринимателей. Программой государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2007 г. было запланировано увеличение количества юридических лиц-субъектов малого


предпринимательства до 34 тыс. доведение доли данного сектора в общем объеме выручки, полученной в народном хозяйстве от реализации товаров и услуг, до 22,8 увеличение количества занятых в сфере малого предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, до 15,3 общей численности экономически активного населения. Первый показатель - количество малых предприятий - был перевыполнен более чем на 10 тыс. ед. Рост доли малого предпринимательства в общем объеме выручки, полученной в народном хозяйстве от реализации


товаров и услуг, за 9 месяцев 2007 г. по отношению к аналогичному периоду 2006 г. составил лишь 16,6 , так что, по-видимому, задача довести ее до 22,8 решена не будет. Число занятых в рассматриваемой сфере по итогам 9 месяцев 2007 г. составило немногим более 16 общего их количества в экономике. Целью проводимой государственной политики поддержки малого предпринимательства является создание благоприятных условий для его развития как залога социальной стабильности и устойчивого


роста экономики Республики Беларусь. В целях устранения причин и факторов, сдерживающих этот процесс, по приоритетным направлениям ежегодно реализуются программы государственной поддержки данного сектора экономики. Сложилась и функционирует система такой поддержки 13, c.42 . Вместе с тем сдерживающим фактором интенсивного развития малого бизнеса в белорусской экономике является большое количество административных и иных ограничений, прямо или косвенно затрудняющих организацию


и осуществление предпринимательской деятельности. В их числе ограничения на стадии вступления субъекта малого предпринимательства на рынок, связанные с прохождением регистрации, лицензирования, сертификации, гигиенической регистрации, а также в период функционирования и выхода из рынка. В 2007 г. Правительством совместно с представителями общественных объединений малого бизнеса проводилась целенаправленная работа по анализу и оптимизации существующих административных процедур.


Был составлен перечень, включающий 1290 процедур и более 5 тыс. документов, необходимых для их совершения. Рабочие группы, состоящие из представителей органов государственного управления и общественных объединений малого бизнеса, подготовили рекомендации, а министерства и другие госорганы представили в Правительство проекты нормативных правовых актов, которые предусматривают упрощение административных процедур, утверждение их исчерпывающего перечня, установление необходимых сроков совершения, сокращение


количества документов и проч. Одним из итогов этой работы стало принятие Декрета Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2007 г. 8. В нем предусмотрено введение заявительного принципа регистрации и принципа одного окна при ликвидации субъектов хозяйствования. Была отменена необходимость указания в учредительных документах видов деятельности, предполагаемых к осуществлению, за исключением лицензируемых.


Потребуется указать предполагаемые к осуществлению виды деятельности в заявлении о государственной регистрации либо уведомить регистрирующий и налоговый органы о таких видах до начала их осуществления. Декретом также уменьшаются в два раза минимальные размеры уставных фондов юридических лиц. В целях упрощения порядка налогообложения организаций и индивидуальных предпринимателей, создания благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности в марте был принят


Указ 119 Об упрощенной системе налогообложения . Новый порядок оказался востребованным на 1 ноября 2007 г. в налоговых органах республики состояло на учете более 10 тыс. плательщиков, применяющих ее, а с момента вступления в силу Указа их количество увеличилось на 43 . Для стимулирования экономического развития сельских населенных пунктов 20 декабря 2007 г. был издан Декрет 9, в соответствии с которым к организациям и индивидуальным предпринимателям, работающим в сельской


местности, будет применяться особый порядок налогообложения. В частности, в течение 2008-2012 гг. они освобождаются от уплаты налогов на прибыль и на недвижимость. В целях создания особых условий хозяйствования для субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в малых и средних городах, в сельских населенных пунктах, принят Указ Президента Республики Беларусь от 27.02.2007 г.


108 О некоторых мерах по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества , который позволяет осуществлять продажу неиспользуемого государственного имущества, в том числе расположенного в небольших населенных пунктах и в сельской местности, на аукционе с установлением начальной цены продажи, равной одной базовой величине, передавать его в безвозмездное пользование индивидуальным предпринимателям и негосударственным юридическим лицам под конкретные инвестиционные проекты.


Это далеко не полный перечень принятых нормативно-правовых актов и мер, которые должны стать предпосылкой интенсивного развития малого бизнеса. Сделаны решительные шаги в создании условий для успешной работы предпринимательского сектора. Увеличение количества малых предприятий в республике за счет ограничения численности занятых у индивидуальных предпринимателе - основа усиления частнопредпринимательского сектора экономики. В дальнейшем этот процесс будет стимулироваться посредством устранения особых режимов таможенного


оформления при импорте товаров индивидуальными предпринимателями и создания равных условий хозяйствования для всех субъектов предпринимательской деятельности 8, c.9 . В 2008 г. предусматривается создать специализированный банк, целенаправленно работающий с субъектами малого предпринимательства. Готовится к принятию закон о поддержке малого и среднего предпринимательства, который станет определяющим и основополагающим документом, регулирующим вопросы этого сектора экономики.


Реализация намечаемых мероприятий расширит участие малого предпринимательства в социально-экономическом развитии государства. Данный сектор должен более существенно влиять на темпы экономического роста, оптимизировать структуру и качество валового внутреннего продукта, являться основным источником создания новых рабочих мест. Его хозяйствующие субъекты, наиболее мобильные, активно внедряющие новые технологии, быстро реагирующие на изменение конъюнктуры рынка, будут способствовать формированию конкурентной средь и повышению эффективности


экономики государства. По состоянию на 01.01.2009 г. в республике, согласно данным Министерства по налогам и сборам, функционировало 66,4 тыс. малых предприятий. На 1 января 2008 г. число малых предприятий составляло 44,9 тыс прирост с начала года - 21.5 тыс. Количество индивидуальных предпринимателей за год не изменилось . Малые предприятия по итогам 2008 г. обеспечили 14,2 11,5 в 2007 г. от общего объема поступлений, контролируемых


налоговыми органами - 4904,4 млрд руб. 3042,3 млрд руб. в 2007 г Сумма налоговых поступлений от индивидуальных предпринимателей несколько снизилась и составила за год 668,4 млрд руб. по сравнению с 722,5 млрд руб. в 2007 г. Значительное увеличение числа малых предприятий и налоговых поступлений от их хозяйственной деятельности стало следствием регистрации юридических лиц малых предприятий индивидуальными предпринимателями.


Основная причина этого процесса - установление ограничений с 01.01. 2008 г. по найму работников для индивидуальных предпринимателей 10, c.18 . За девять месяцев 2008 г. вклад малых предприятий в ВВП составил 9,1 за аналогичный период 2007 г 7,8 , малыми предприятиями произведено 8,2 от общего объема производства промышленной продукции, работ, услуг 7,7 - соответственно в 2007 г. 14,7 розничного товарооборота 11,0 16,2 от общего объема внешнеторгового оборота 15,2 .


Доля малого предпринимательства в общем объеме выручки от реализации продукции, работ, услуг по народному хозяйству за январь-сентябрь 2008 г. составила 18,0 16,6 в 2007 г Рентабельность реализованной малыми предприятиями продукции работ, услуг за 9 месяцев прошедшего года составила 19,2 за аналогичный период 2007 г 14,6 . Объем производства промышленной продукции, работ, услуг и розничный товарооборот за январь-сентябрь 2008


г. возросли по отношению к аналогичному показателю 2007 г. на 60,4 и 85,7 соответственно 3, c.12 . Численность занятых на малых предприятиях на 01.10.2008 г. составила 458,7 тыс. чел. на 1.10.2007 г. -416,3 . По численности работающих лидируют промышленные предприятия - 38,7 от общего количества занятых на малых предприятиях, на предприятиях торговли и общественного питания занято 25,1 в строительстве - 15,7 на транспорте - 8,2 .


Несмотря на определенные успехи, малое предпринимательство еще не оказывает серьезного влияния на развитие экономики, слабо развито в малых и средних городских поселениях и сельской местности. Данный сектор наиболее развит в г.Минске, на который по состоянию на 1 января 2009 г. приходится более 40 на начало 2007 г 46 малых предприятий и 21 на начало 2007 г. -20 индивидуальных предпринимателей. Для устранения причин и факторов, сдерживающих развитие малого предпринимательства, усиления его роли


в экономике на приоритетных направлениях ежегодно реализуются программы государственной поддержки малого предпринимательства. Программой государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2008 г. было запланировано доведение доли малого предпринимательства в общем объеме выручки, полученной в народном хозяйстве от реализации товаров и услуг, до 24,7 увеличение общего числа занятых в сфере малого предпринимательства до 17,1 от общей численности занятых в экономике.


Однако удельный вес выручки, полученной в народном хозяйстве от реализации товаров и услуг малыми предприятиями, за 9 месяцев 2007 г. составил лишь 18,0 . Число занятых в сфере малого предпринимательства по итогам 9 месяцев 2008 г. составило около 16 от общего числа занятых в экономике. Целью проводимой государственной политики поддержки малого предпринимательства является создание благоприятных условий его развития как залога социальной стабильности и устойчивого роста экономики


Республики Беларусь. Для реализации этой цели в минувшем году был принят ряд нормативных правовых актов, направленных на развитие и поддержку малого бизнеса. Среди них можно отметить Декрет Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. 1 О стимулировании производства и реализации товаров работ, услуг . Декретом, в частности, предусмотрено для вновь создаваемых с 1 апреля 2008 г. коммерческих организаций


с местом нахождения в населенных пунктах с численностью до 50 тыс. чел. в течение пяти лет со дня их создания освобождение от уплаты отдельных видов налогов и сборов предоставление права самостоятельно устанавливать и применять свободные цены на товары работы, услуги собственного производства, самостоятельно устанавливать заработную плату своим работникам. В соответствии с Указом Президента 703 от 24 декабря 2008 г. с 1 января 2009 г. для индивидуальных предпринимателей,


осуществляющих розничную торговлю, отменена необходимость таможенного оформления товаров третьих стран, выпущенных в свободное обращение в Российской Федерации. В то же время усилена ответственность индивидуальных предпринимателей за неуплату единого налога и осуществление хозяйственной деятельности без лицензии 15, c.34 . Упорядочено проведение проверок. Согласно Указу 689 от 19 декабря 2008 г проверки хозяйственной деятельности


предпринимателей могут проводиться только при наличии достоверных данных о совершаемых ими нарушениях законодательства. Периодичность проверок государственными органами санитарного состояния, строящихся и реконструируемых объектов и безопасности условий труда теперь установлена не менее чем через год после проведения ими последней проверки субъекта хозяйствования. Это далеко не полный перечень принятых нормативно-правовых актов и мер, которые должны стать основой


интенсивного развития предпринимательства в 2009 г 5, c.13 . Решительные шаги в создании условий для успешной работы предпринимательского сектора, снижение административных барьеров и улучшение деловой среды были отмечены международными организациями. Индекс деловой среды, во многом являющийся ориентиром для зарубежных инвесторов, за прошедший год был значительно улучшен. Согласно рейтингу условий ведения бизнеса


Всемирного банка Doing Business 2009 , Республика Беларусь за последний год поднялась на 30 пунктов - со 115 на 85 место. В процессе формирования рейтинга проводится анализ экономического развития в 181 стране мира на предмет выявления препятствий в ведении бизнеса по 10 показателям государственного регулирования предпринимательской деятельности, учитывающим время и стоимость выполнения требований для ее открытия и ведения, внешней торговли, уплаты налогов, а также закрытия.


В 2008 г. открылся учрежденный Европейским банком реконструкции и развития и Международной финансовой корпорацией ЗАО Белорусский банк малого бизнеса . Новый банк будет специализироваться на финансировании малого и среднего предпринимательства, предоставлять кредиты в размере от 100 до 200 тыс. долл. в первую очередь микрокредиты до 10 тыс. долл. индивидуальным предпринимателям, микро малым и средним предприятиям.


Первоначально он будет работать в Минске и Минской области, затем в течение четырех лет планируется открытие филиалов во всех областях республики. Недостаточной является финансовая поддержка малого предпринимательства. Одним из вариантов улучшения ситуации может стать развитие системы гарантирования кредитов для малого предпринимательства, субсидирование государством части процентной ставки по банковским кредитам. При этом необходимо ежегодно определять объемы такой поддержки в республиканском и местных бюджетах.


Важным шагом развития и поддержки малого предпринимательства должно стать обязательное законодательное закрепление доли малого бизнеса в обеспечении государственных закупок товаров работ, услуг в размере не менее 15 от общего их объема. Это потребует внесения соответствующих изменений в существующую систему. В целях улучшения предпринимательского и инвестиционного климата в Республике Беларусь Администрацией Президента и Правительством утвержден


План первоочередных мероприятий по либерализации условий осуществления экономической деятельности в 2009 г в котором предусматривается реализация мер, направленных на совершенствование налогового, таможенного законодательства и ценового регулирования. В этот документ включены также меры по упрощению сертификационной деятельности строительных, санитарных, противопожарных норм и правил и др. Реализация намеченных мер будет содействовать существенному увеличению участия малого предпринимательства


в социально-экономическом развитии государства. В Республике Беларусь, согласно данным Министерства по налогам и сборам, по состоянию на 01.01.2010 г. функционировало 78,6 тыс. малых предприятий, в то время как на 1 января 2009 г. число малых предприятий составляло 66,4 тыс. прирост с начала года - 12,2 тыс Количество индивидуальных предпринимателей за год увеличилось на 7,1 тыс. рис. 1 . Рис. 1. Динамика изменения количества малых предприятий и численности индивидуальных предпринимателей


в 2004-2010 г. Малые предприятия по итогам 2009 г. обеспечили 15,6 14,2 в 2008 г. от общего объема поступлений, контролируемых налоговыми органами 5101,5 млрд руб. 4904,4 млрд руб. в 2008 г Сумма налоговых поступлений от индивидуальных предпринимателей увеличилась и составила за год 800,4 млрд. руб в 2008 г 668,4 млрд. руб 15, c.36 . Существенное увеличение числа малых предприятий стало следствием предпринимаемых правительством мер


по либерализации экономики и улучшению делового климата в стране. Условия, создаваемые в нашей стране для успешной работы предпринимательского сектора, положительно оценивает Всемирный банк. Согласно рейтингу условий ведения бизнеса Doing Business-2010 , Республика Беларусь за последний год поднялась на 27 позиций - с 85 на 58 место и вошла в число десяти стран, наиболее активно осуществляющих реформы в сфере регулирования предпринимательской


деятельности. Произошло это главным образом вследствие упрощения порядка регистрации предприятий, отмены требования о минимальном размере уставного фонда, сокращения времени необходимого для открытия бизнеса. Вместе с тем Беларусь заняла последнее, 183 место по налогообложению, что оставляет значительный резерв для проведения преобразований в этой области. Несмотря на определенные успехи, малое предпринимательство еще не оказывает серьезного влияния на развитие экономики, незначительны его масштабы в малых и средних


городских поселениях, в сельской местности. Наиболее высокие показатели данного сектора отмечены в Минске по состоянию на 1 января 2010 г более 40 малых предприятий 40 и в начале 2009 г. и 22,6 21 в 2009 г индивидуальных предпринимателей. Основными препятствиями для развития существующего бизнеса и становления новых предприятий в кризисный период являются отсутствие необходимой поддержки со стороны кредитных учреждений в финансировании субъектов предпринимательства и снижение совокупного потребительского спроса.


Меры содействия развитию сектора малого предпринимательства в 2010 г. должны быть направлены на финансовую, имущественную поддержку и дальнейшее сокращение административных барьеров. К этому же ряду следует отнести необходимость законодательного закрепления его доли в обеспечении государственных закупок товаров работ, услуг в размере не менее 15 от общего их объема. Уменьшению административных барьеров должны способствовать замена обязательной сертификации ряда товаров,


работ, услуг добровольным декларированием упрощение административных процедур и установление специальных расценок для субъектов малого предпринимательства по подключению к необходимой инфраструктуре электро- и водоснабжение, коммуникации связи . Для поддержки малого предпринимательства в минувшем году был принят ряд нормативных правовых актов, среди которых Указ Президента Республики Беларусь от 21.05.2009 г.


255 О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства . В соответствии с ним изменились условия оказания государственной поддержки. К субъектам малого предпринимательства отнесены индивидуальные предприниматели, а также коммерческие организации с численностью до 15 чел. включительно микроорганизации и от 16 до 100 чел. включительно малые организации . В документе определен круг субъектов малого предпринимательства, которым не может


оказываться государственная финансовая поддержка за счет средств, предусмотренных в программах. К ним относятся субъекты малого предпринимательства, в уставном фонде которых доля участия Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц, иностранных юридических лиц и иностранных граждан, религиозных организаций, общественных объединений, союзов ассоциаций , фондов, одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, превышает 25 за исключением субъектов


инфраструктуры поддержки малого предпринимательства . К условию оказания субъектам малого предпринимательства государственной финансовой поддержки отнесен и размер выручки без НДС за календарный год. Ее значения установлены Правительством в Постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 30.07.2009 г. 863. Предельными значениями выручки от реализации товаров выполнения работ,


оказания услуг для индивидуальных предпринимателей определены 500 млн. руб. для микроорганизаций - 2000 млн. руб. для малых организаций - 14000 млн. руб. Знаковым нормативным актом, направленным на совершенствование контрольной надзорной деятельности в Республике Беларусь, стал Указ Президента Республики Беларусь от 16 сентября 2009 г. 510. В нем приведен перечень контролирующих и надзорных органов, а также


сфер их контроля. Введен запрет на проведение проверок вновь зарегистрированных фирм в течение двух лет со дня их государственной регистрации. Предусмотрено освобождение субъектов хозяйствования от административной ответственности в случае совершения незначительных нарушений. Процесс планирования будущих проверок станет открытым для субъектов хозяйствования с предоставлением графика в Интернете . Кроме того, ограничивается количество дней проверки предприятия срок проверки


юридических лиц не может превышать 30 рабочих дней, индивидуальных предпринимателей - 15 рабочих дней. Согласно положениям указа, субъекты хозяйствования распределены по группам риска высокая, средняя, низкая на основании критериев, учитывающих потенциальную опасность возможных нарушений для общества. В соответствии с этой классификацией субъекты хозяйствования будут проверяться от одного раза в год до одного раза в пять лет. При отсутствии нарушений следующая плановая проверка субъектов, отнесенных


к высокой группе риска, может быть назначена не ранее чем через два года, отнесенных к средней группе - не ранее чем через пять лет. Важным шагом, способствующим либерализации ценового регулирования и администрирования, стало принятие Министерством экономики Республики Беларусь Постановления 141 от 19 августа 2009 г. О внесении изменений и дополнений в Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 10 сентября 2008 г.


183 . В соответствии с ним были внесены существенные изменения в действующую инструкцию О порядке формирования и применения цен и тарифов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. В частности, указанное постановление допускает формирование цен на товары иностранного происхождения, ввезенные субъектами предпринимательской деятельности исходя из контрактных цен а также таможенных платежей, транспортных, страховых и иных расходов, процентов по кредитам , с учетом конъюнктуры рынка.


Решение одного из ключевых проблемных вопросов, препятствующих развитию малого бизнеса - упрощение доступа субъектов предпринимательства к имуществу , нашло отражение в Указе Президента Республики Беларусь от 25 сентября 2009 г. 479 О переводе жилых помещений в нежилые и внесении изменения в указ Президента Республики Беларусь от 16 марта 2006 г. 152 .


Указом установлен четкий порядок перевода жилых помещений одноквартирных и многоквартирных домов в нежилые исполнительными комитетами, в месячный срок после подачи собственником соответствующего заявления, что даст возможность ведения бизнеса на занимаемых площадях. Государственная политика поддержки малого предпринимательства, направленная на создание благоприятных условий его функционирования, призвана существенно расширить участие данного сектора в социально-экономическом


развитии государства в 2010 г. Вывод Анализируя развитие малого и среднего бизнеса в Беларуси, можно сделать вывод о том, что в нашем государстве правительством сделано очень много для развития и закрепления этого рода деятельности. Это и различные государственные программы по поддержке малого бизнеса, и специальные фонды, созданные государством. И конечно же, важным условием для развития малого предпринимательства служит грамотная налоговая политика


государства, что в Беларуси в последнее время стало заметно. Налогообложение субъектов малого предпринимательства в Беларуси осуществляется на основе двух систем общеустановленная система налогообложения и упрощенная система Заключение Малое и среднее предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма.


Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства. Вот почему становление и развитие малого и среднего предпринимательства представляет собой стратегическую


задачу экономической политики. Система налоговых льгот в разных странах неодинакова, в основном она включает следующее компоненты снижение ставки по налогу на прибыль компании в размере части капиталовложений в новое оборудование, строительство снижение ставки по налогу на прибыль в размере части расходов на НИОКР разрешение создавать за счет прибыли фонды специального назначения, не облагаемые налогом обложение прибыли по заниженным налоговым ставкам дифференцированный подход в обложении налогом на прибыль и подоходным


налогом создание не облагаемого налогом резерва использование механизма ускоренной амортизации. Следует, однако, отметить, что в ряде стран указанные льготы предусматриваются не для всех малых предприятий, а лишь для отдельных групп фирм, расположенных в неблагоприятных регионах страны или отдельных отраслях экономики. Несмотря на существование определенных налоговых льгот, подход к ним строго дифференцирован по группам предприятий и целям расхода средств. Таким образом, в


Европейском Союзе в целом и во всех странах-членах НС существует давняя и отработанная система государственной поддержки малого предпринимательства. Анализируя развитие малого и среднего бизнеса в Беларуси, можно сделать вывод о том, что в нашем государстве правительством сделано очень много для развития и закрепления этого рода деятельности. Это и различные государственные программы по поддержке малого бизнеса, и специальные фонды, созданные


государством. И конечно же, важным условием для развития малого предпринимательства служит грамотная налоговая политика государства, что в Беларуси в последнее время стало заметно. Налогообложение субъектов малого предпринимательства в Беларуси осуществляется на основе двух систем общеустановленная система налогообложения и упрощенная система Список использованных источников 1. Алейников


А.Н. Предприниматльская деятельность Учебно-практическое пособие М. Новое знание, 2003 304с. 2. Алмазов Р.А. Основные направления государственной поддержки малого бизнеса в странах-членах ЕС Вопросы экономических наук 2004 5 с.269-281. 3. Ананьев Р. Малый вклад в большие проекты Народная газета 2008 6 февраля с.12. 4. Блинов А.О Шапкин И.П. Малое предпринимательство теория и практика


Учебник М. Дашков и К, 2003 356с. 5. Вокалис М. Вы нам рабочие места, мы вам финансовую помощь Налоговый вестник 2009 12 с.12-17. 6. Газдиева З.Ш. Основные направления и механизм государственной поддержки малого бизнеса и предпринимательства в индустриальных странах Вопросы экономических наук 2004 5 с.233-39. 7. Ермак Д. Большие перспективы малого бизнеса Экономическая газета 2006 15 с.3 8.


Зиновский В. Создать инфраструктуру финансирования малого бизнеса Налоговый курьер предпринимателя 2008 26 апреля с.1-12. 9. Кондратьев В. Средний бизнес в мире и в России Мировая экономика и международные отношения 2008 6 с.13-18. 10. Коноваленко В. В поддержку предприимчивых Республика 2008 16 декабря с.18. 11. Кочетков Г. Роль и место предпринимательства в инновационной экономике


США-Канада экономика, политика культура 2006 2 с.31-44. 12. Лапуста М.Г Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство Учебник М. Инфра-М, 2007 555с. 13. Лебедева Л. Малый и средний бизнес критерии и оценки Человек и труд 2006 8 с.31-75. 14. Мазоль С.И. Экономика малого бизнеса Учебное пособие Мн. Книжный Дом, 2004 272с. 15. Попков


М. Развитие и поддержка предпринимательства Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь 2010 2 с.33-36. 16. Предпринимательство Учебник Под ред. М.П. Лапусты М. Инфра-М, 2007 667с. 17. Технология бизнеса Под ред. Е.И. Чивилихина М. Норма, 1999 640с. 18. Шпатов А.


Зарубежный опыт стимулирования инновационной активности предпринимателей Вопросы экономических наук 2009 2 с.53-55.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Seven Deadly Sins Essay Research Paper INTRODUCTION
Реферат Правовое положение несовершеннолетних в сфере уголовно-исполнительных отношений
Реферат Газоразрядные мониторы
Реферат Song Of Myself Individuality And Free Verse
Реферат Алфавитный каталог: его функции, назначение и организация на примере центральной библиотеки
Реферат Экономические основы технологического развития тема “ Основы технологического и экономического развития”
Реферат Морфофункциональный анализ стелющейся колонии у гидроидов на примере cordylophora inkermanica marfenin
Реферат Confucianism Essay Research Paper Confucianism The religion
Реферат Псевдорусский стиль
Реферат А. Московская Развитие профессиональных знаний на стыке профессий: опыт социального предпринимательства
Реферат The Light In The Forest Analysis Essay
Реферат Реклама в маркетинге 2
Реферат Футбол и хоккей для младшего среднего и старшего школьного возраста срок реализации 3 года
Реферат С чего начинается система управления персоналом
Реферат Pulp Fiction Essay Research Paper Pulp FictionPlot