Оглавление
TOC o «1-3» Введение… PAGEREF _Toc70744867 h 3
Глава I. Общая характеристика государственной службы… PAGEREF _Toc70744868 h 5
1.1. Понятие, значение и принципы государственной службы… PAGEREF _Toc70744869 h 5
1.2. Понятие и классификация государственных служащих… PAGEREF _Toc70744870 h 10
Глава II. Аттестация государственных служащих… PAGEREF _Toc70744871 h 17
2.1. Общая характеристика аттестации государственныхслужащих… PAGEREF _Toc70744872 h 17
2.2. Квалификационные разряды государственных служащих… PAGEREF _Toc70744873 h 23
Заключение… PAGEREF _Toc70744874 h 25
Список используемых источников… PAGEREF _Toc70744875 h 26
Введение
Государственная служба представляет собой профессиональную служебнуюдеятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочийРоссийской Федерации и полномочий, отнесенных к ведению субъектов Федерации.Лица, к ведению которых отнесена указанная государственно-служебнаядеятельность, являются должностными лицами.
Аттестация государственных служащих декларируется современнымзаконодательством в качестве обязательной нормы для определения уровняпрофессиональной подготовки и соответствия государственного служащегозанимаемой должности государственной службы, а также для решения вопроса оприсвоении ему квалификационного разряда.
К основным задачам аттестации государственных служащих относятся:
1.
2.
3.
4.
В настоящей работе мы более подробно остановимся на общей характеристикегосударственных служащих и их аттестации.
Цель настоящей работы – дать характеристику и краткий анализ действующегоположения государственных служащих и их аттестации. Для достижения поставленнойцели в работе будут рассмотрены следующие вопросы. Во-первых, прежде чемперейти к характеристике аттестации государственных служащих, считаюнеобходимым обратить внимание на понятие, классификацию государственныхслужащих. Во-вторых, особое внимание обратим на аттестацию государственныхслужащих и их квалификационные разряды в настоящее время.
При написании настоящей работы были использовано действующеезаконодательство Российской Федерации, работы известных юристов, таких какВолошина В.В., Титов К.А., Старилов Ю.Н., Чиканова Л.А., Скобелкин В.Н. и др.,а также учебные пособия по административному, служебному праву, государственнойслужбе, статьи из правовых и научно-популярных журналов «Государство и право».
Аттестация государственных служащих является актуальным вопросом и внастоящее время, именно поэтому видна практическая ценность данной работы,прежде всего в возможности осознать и воспринять теоретические и практическиеаспекты разрабатываемой темы в ее единстве и соотношении с современностью. Чтокасается разработанности темы исследования работы в юридической литературе, тохочется отметить, что по вопросам работы имеется довольно большое количестворазличных исследований, монографий и научных статей.
Хочется надеяться, что данная работа будет полезна и представлять интересв теоретическом плане.
Глава I. Общая характеристика государственной службы1.1. Понятие, значение и принципы государственнойслужбы
Службакак вид человеческой деятельности зарождалась и развивалась вместе с обществоми внутри него.
Разделениетруда в обществе еще на ранней ступени его жизни как следствие непрерывногоразвития производительных сил привело к формированию в обществе определенныхсоциальных групп, названных впоследствии классами, прослойками и т.д.,— рабочие, крестьяне и др. Среди этихсоциальных групп заняла свое место группа, получившая название служащих. Адеятельность, которую она стала осуществлять,—служба. Затем и сама служба подверглась дифференциации,— появилась с рождением государства государственная служба, службаобщественная, частная и т.д.
Какиеже особенности этой деятельности— службы— составили основания для выделения иобособления ее от других видов общественной деятельности?
Каждаясоциальная группа применительно, скажем, к современным условиям— рабочие, аграрии, ученые и т.д.— отличается от другой процессом труда, пообъекту воздействия в процессе труда, что влечет, в свою очередь, особенности вотношениях между участниками трудового процесса, в оплате труда и т.д. Решающимже фактором, определяющим отличия одной социальной группы от другой, являетсяобъект воздействия в процессе труда со стороны его участников. Например,рабочим считается лицо, воздействующее на объект природы,— в его первозданном виде (добыча полезныхископаемых) или прошедшем производственную переработку (вождение транспортногосредства, сборка агрегата и т.д.). А служащий, что же служит объектомвоздействия с его стороны в процессе труда?
Объектомвоздействия служащего в процессе труда является человек, личность каксоциально-биологическое существо, т.е. воля человека, его здоровье, свобода,правовой статус в целом, интересы и т.д. Служащий служит другим лицам, хотяслужба выражается не только в пожеланиях, рекомендациях, обучении, но и вприказах, распоряжениях, взысканиях, наказаниях и т.п.
Ноздесь возникает вопрос: а ведь, например, товаропроизводитель, он ведь тожевоздействует на других лиц рынком, конкретным товаром, ценой и т.д.? Верно,воздействует, но не непосредственно, а через товар. Служащий же в каждомотдельном случае воздействует на личность прямо и непосредственно, притом наличность конкретную, заведомо, как правило, известную (обучение, образование,научная сфера и т.д.) или ставшую известной в самом процессе труда(административное задержание, арест и т.д.).Но не относится к сфере службы оказание тем же лицам, скажем, услуг— отремонтированы квартира, холодильник,изготовлена одежда по заказу и т.п., поскольку здесь непосредственного, прямоговоздействия на личность нет. Это сфера производства (по законодательству одиниз трех видов производства— продукции,услуг и работ). Эта вторая особенность труда служащего является определяющей иотличает труд служащего от всех других видов трудовой деятельности. Сзарождения службы как вида социальной деятельности прошли века и тысячелетия,появилась служба государственная, возникли другие виды службы (частная,общественная и др.), но существо службы осталось прежним и неизменным, чтосоставляет твердую основу для разработки соответствующего законодательства иего практического применения.
Исходяиз сущности службы как вида социальной деятельности, можно определить и теосновные признаки, которые характеризуют служащего, т.е. субъекта,осуществляющего служебную деятельность. Служащий:
· во-первых, как следует из сказанного выше, воздействует впроцессе своего труда на человека, а не на, например, технические средства;
· во-вторых, служащий это свое воздействие (учит, лечит,ограничивает свободу ит.д.) на личностьоказывает непосредственно, а не через посредство иных мер и средств;
· в-третьих, в процессе указанного непосредственноговоздействия на личность преследуются определенные цели, носящиеобщественно-полезный характер, т.е. полезные для общества и для личности, хотятакое совпадение не всегда возможно, но, в конечном счете, польза и дляличности несомненна, даже если речь идет о применении к ней принудительных мер.
Такоеопределение общего социального статуса служащего проведено пока без учетаправовых признаков служащего (возраст, профессиональные требования и др.). Этиюридические критерии определены уже не ко всем служащим, а по группам внутриних— к государственным служащим, кзаконодательстве о службе этот пробел должен быть восполнен, тем самым будетсоздана общая основа для правового регулирования службы в ее различных видах. Ктому же в законодательстве отсутствовали и отсутствуют нормы, в которыхопределялись бы общее понятие служащего и его социальный и правовой статусы.[1]
Успешноерешение государством экономических, социальных и политических задач во многомзависит от эффективности деятельности государственных органов, через посредствокоторых и осуществляются функции государства. В свою очередь, эффективностьдеятельности любого государственного органа напрямую зависит от правильностиподбора, расстановки и рационального использования кадров, входящих в составэтих органов, их профессиональной подготовки, квалификации и опыта работы.Кадровый (личный) состав государственных органов составляют государственныеслужащие.[2]Происходящие в стране преобразования во всех сферах жизни общества игосударства породили новые требования, предъявляемые к государственнымслужащим. Поскольку функционирование государственного аппарата в условияхперехода к рыночным отношениям в значительной степени перестало соответствоватьзадачам осуществления рыночных реформ, возникла необходимость реформированиягосударственной службы. Цель ее реформирования состоит в том, чтобы создатьгосударственный аппарат нового типа, способный работать в современных и будущихполитических и экономических условиях, аппарат высоко профессиональный,компетентный, экономичный и дисциплинированный.
Донедавнего времени в нашем законодательстве не было определения понятия“государственная служба”. В юридической литературе в это понятие вкладывалосьвыполнение служащими государственных организаций (органов, предприятий,учреждений и т.д.) трудовой деятельности, предусмотренной занимаемымидолжностями, направленной на осуществление задач и функций государства иоплачиваемой им. При этом государственными служащими считались все служащие влюбой государственной организации.[3]
Всвязи с вступление в законную силу Федерального закона “Об основахгосударственной службы Российской Федерации” от 31 июля 1995[4] этоположение кардинально изменилось. Статья 2 названного закона определила, чтопод государственной службой Федеральном законе понимается профессиональнаядеятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.
Кгосударственной службе относится исполнение должностных обязанностей лицами,замещающими государственные должности категорий «Б» и «В».
Государственнаяслужба на государственных должностях категории «Б» ограничена сроком,на который назначаются или избираются соответствующие лица, замещающиегосударственные должности категории «А».
Государственнаяслужба включает в себя:
1)федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации;
2)государственную службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в ихведении.[5]
Такимобразом, к государственным служащим относятся только лица замещающие должностив государственных органах, а не в любых государственных организациях (например,служащие государственных вузов не считаются государственными служащими).[6]
Новыезадачи, стоящие перед государственной службой, предопределяют и иное (новое)отношение к государственным служащим, исполняющим государственную службу.Успешная профессиональная деятельность государственных служащих по реализациифункций государства во многом зависит от их правового положения.
Всоответствии Российским законодательством Государственным служащим являетсягражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленномфедеральным законом, обязанности по государственной должности государственнойслужбы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федеральногобюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Государственныеслужащие федеральных органов государственной власти, органов государственнойвласти субъектов Российской Федерации, а также иных государственных органов,образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, признаютсягосударственными служащими Российской Федерации.[7]
Изприведенного определения можно выделить три основных признака государственногослужащего:
Государственныйслужащий – это гражданин Российской Федерации. Иностранные граждане и лица безгражданства не могут быть государственными служащими в Российской Федерации. Немогут быть государственными служащими и граждане Российской Федерации, имеющиегражданство иностранного государства (двойное гражданство). Исключениесоставляют случаи, когда их допуск к государственной службе прямо урегулированна взаимной основе государственными соглашениями.
Государственныйслужащий, это гражданин Российской Федерации, исполняющий обязанности погосударственной должности. Государственной должностью считается должность вфедеральных органах государственной власти, органах государственной властисубъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органахобразуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с установленнымкругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данногогосударственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнениеэтих обязанностей.[8]
Основныепринципы государственной службы закреплены в Конституции Российской Федерацииили вытекают из нее. Виды этих принципов конкретизированы в Законе РоссийскойФедерации “Об основах государственной службы”. Здесь принципы сформулированыбез расшифровки содержания, без тех оговорок об исключениях, которыеустановлены или могут устанавливаться из общих правил. Например, принципгласности в осуществлении государственной службы не беспределен, впредусмотренных законом случаях он ограничен в интересах государства.Содержание некоторых принципов конкретизируется в нормах, имеющихся в самомзаконе. Например, относительно к принципу профессионализма и компетентностигосударственных служащих и др.1.2. Понятие иклассификация государственных служащих
СогласноФедеральному закону “Об основах государственной службы в Российской Федерации”,государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий впорядке, установленном этим законом, обязанности по государственной должностигосударственной службы (категории “Б” и “В”) за денежное вознаграждение,выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджетасоответствующего субъекта Федерации.
Черезгосударственных служащих реализуются полномочия государственных органов во всехсферах жизни общества.
Однакосостав государственных служащих неоднороден, их функциональное назначение пореализации полномочий государственных органов разнообразно и трудятся они внеодинаковых условиях. Поэтому их можно подразделить на определенные группы поразличным критериям.
Помасштабу деятельности органов государственной власти, где они служат,государственные служащие могут быть разделены на федеральных служащих ислужащих субъектов Федерации.
Характердеятельности федеральных государственных служащих вытекает из полномочийсоответствующих федеральных государственных органов: Администрации Президента,Аппарата Правительства, аппаратов палат Федерального собрания и т.д.
Всубъектах федерации сосредоточена основная часть государственных служащих, чтово многом обусловлено продолжающейся децентрализацией государственногоуправления. На государственной службе субъектов Федерации состоятгосударственные служащие, осуществляющие полномочия по предметам веденияорганов государственной власти этих субъектов.[9]
Есливзять за основу такой критерий, как особенности службы в федеральныхгосударственных органах, то выделяются гражданские и милитаризованные служащие(военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, налоговой полиции и др.).Например, военная служба как особый вид государственной службы предусматриваетисполнение военнослужащими специфических обязанностей, в том числе принеобходимости участие в боевых действиях, несение боевого дежурства (боевойслужбы), защиту жизни, здоровья, чести и достоинства личности, оказание помощиправоохранительным органам в обеспечении законности и правопорядка.[10]
Всоответствии с принципом разделения властей различаются государственныеслужащие органов законодательной, исполнительной и судебной власти.
Органызаконодательной власти выполняют законодательную и контрольную функции вотношении органов исполнительной власти в пределах, установленных КонституциейРоссийской Федерации. Для успешного выполнения этих ответственных функций,например, Палаты Федерального собрания должны располагатьвысококвалифицированными аппаратами сотрудников. Поэтому сюда на должностикатегорий “Б” и “В” (руководители аппарата и секретариата, их помощники исоветники, начальники управлений и отделов) подбираются специалисты – практики,ученые в области государственного управления, информатики, экономики, финансов,права. Только такой аппарат способен обеспечить нормальную работу парламента.
Органыисполнительной власти осуществляют организационно – управленческую,исполнительно – распорядительную функцию обеспечивающую бесперебойноефункционирование государства и его аппарата. В их системе занято более 85 %государственных служащих. Управление требует прежде всего способности ккомплексному, системному и прогностическому видению общественных явлений,процессов, отношений. Эти качества необходимы всем руководителям самостоятельнопринимающим управленческие решения и другим служащим принимающим участие вподготовке таких решений. Главным критерием для занятия той или иной должностикатегории “Б” и “В” в сфере исполнительной власти становится профессиональнаяподготовка на уровне мировых стандартов.
Судебнаявласть, согласно статье 118 Конституции Российской Федерации, осуществляетсяпосредством конституционного, гражданского, административного и уголовногосудопроизводства. Есть у судебной власти и другая функция – возможностьконтроля за законностью актов государственных органов (ч. 2 ст. 120 КонституцииРФ). Обеспечение исполнения полномочий судей возложено прежде всего на аппаратысоответствующих судов, в которых учреждены должности категорий “Б” и “В”. Крометого, имеются специальные государственные органы, на которые возложен рядфункций по обеспечению исполнения полномочий судей. Так, Федеральным закономРоссийской Федерации от 21 июля 1997 года “О судебных приставах”[11] наслужбу судебных приставов возложены задачи по обеспечению установленногопорядка деятельности Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ,судов общей юрисдикции, а также по исполнению судебных актов и актов другихорганов. Федеральным законом от 8 января 1998 г. “О судебном департаменте приВерховном Суде Российской Федерации”[12]установлено, что этот федеральный государственный орган осуществляеторганизационное обеспечение деятельности верховных судов республик, судовгородов федерального значения, судов автономной области и автономных округов,районных судов, военных и специализированных судов. Федеральный закон от 17 января1992 года “О прокуратуре Российской Федерации”[13]определил требования к профессиональному уровню кандидатов на должностипрокуроров различного уровня, а также меры правовой и социальной защитыпрокуроров и следователей, являющихся государственными служащими.
Исходяиз текущей и перспективной потребности в государственных служащих государствомпланируется и организуется их подготовка путем обучения в высших и среднихспециальных учебных заведениях, а также путем приобретения опыта работы поспециальности, необходимого для выдвижения на вышестоящие должности. При этомсогласно Указу Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 года[14]обязательную профессиональную переподготовку проходят лица, впервые назначенныена руководящие должности федеральной государственной службы (не нижезаместителя начальника отдела), в течении первого года работы на этихдолжностях, а затем – обязательное повышение квалификации ( не реже одного разав три года). Обязательная профессиональная переподготовка и повышение квалификацииэтих лиц осуществляются в Российской академии государственной службы приПрезиденте Российской Федерации и подведомственных ей образовательныхучреждениях, а также в Академии народного хозяйства при ПравительствеРоссийской Федерации. Ежегодно планом предусматривается возможность подготовкии лиц, замещающих государственные должности государственной службы субъектовРоссийской Федерации.[15]
Пообъему должностных полномочий государственные служащие подразделяются надолжностных лиц и служащих, не являющихся должностными лицами. Применявшеесяранее разделение служащих на три категории: руководителей, специалистов итехнических исполнителей – с чем были связаны государственно–властныеполномочия и их объем – утратило свое значение. Теперь характер государственно–служебныхотношений и объем государственно–властных полномочий государственных служащихвытекает из установленного деления занимаемых ими должностей категории “А”. “Б”и “В”. Поскольку деятельность государственных служащих по обеспечению и исполнениюполномочий государственных органов, где они служат, может иметь различнуюнаправленность, государственные служебные отношения подразделяются навнутренние (внутриорганизационные) и внешние.
Внутриорганизационныеправоотношения – это отношения служебной подчиненности внутри данного органа(системы). Они возникают, изменяются и прекращаются на основе законодательствав связи с замещением должности категории “Б” или “В” в аппаратах органовзаконодательной, исполнительной или судебной власти и иных государственныхорганов. Другой стороной такого правоотношения является государство в лицеоргана или должностного лица, уполномоченного назначать, перемещать насоответствующую должность, а следовательно и увольнять с государственнойслужбы. Внутриорганизационными являются также отношения, возникающие угосударственного служащего со своими начальниками – с момента замещениягосударственной должности – по поводу организации работы, распределенияобязанностей, поощрения, ответственности и других вопросов, которые, какправило, определяются должностными инструкциями.[16]
Внешнимисчитаются государственно–служебные отношения, которые на основезаконодательства складываются между государственными служащими и неподчиненными им гражданами, государственными и не государственнымиорганизациями в связи с осуществлением им своих должностных полномочий. Этиправоотношения возникают с момента замещения им государственной должности. Но вкачестве представителя государства (органа исполнительной власти) можетвыступать не каждый, а только тот служащий который по занимаемой должностинаделен государственно–властными полномочиями в сфере исполнительной власти, — должностное лицо (представитель власти). К должностным лицам можно отнестиработников государственных органов, чьи властные полномочия публичногохарактера выходят за пределы этих органов. Их распорядительные действия(полномочия) могут распространяться на граждан и юридических лиц,организационно не подчиненных им по службе. К числу таких государственныхслужащих, которых называют представителями власти, относятся: прокуроры,следователи, сотрудники милиции, налоговой полиции, судебные исполнители,государственные инспектора различных контрольно–надзорных органов,представители государства в акционерных обществах. Согласно Федеральному законуот 21 июля 1997 года “О службе в таможенных органах Российской Федерации”[17],должностными лицами являются граждане занимающие должности в таможенныхорганах, которым присвоены установленные этим законом специальные звания (отпрапорщика таможенной службы до действительного государственного советникатаможенной службы Российской Федерации).[18]
Взависимости от срока службы можно выделить государственных служащих,назначаемых на государственную службу на неопределенный срок (например надолжность категории “В”), на определенное время (например, на должностькатегории “Б”), с установлением испытательного срока (при поступлении нагосударственную службу).[19]
Взависимости от требований, предъявляемых к уровню образования ипрофессиональной подготовки государственные служащие подразделяются на пятьгрупп соответственно делению государственных должностей государственной службы(высшие, главные, ведущие, старшие и младшие).[20]
Глава II. Аттестация государственных служащих 2.1. Общая характеристика аттестации государственныхслужащих
Правовойинститут аттестации государственных, муниципальных служащих тесно связан сдругими правовыми институтами, поэтому с аттестация взаимодействует свопросами, связанные с дисциплинарной ответственностью, поощрением, трудовымдоговором (проблемы перевода, изменения существенных условий труда,увольнения); с профессиональной подготовкой, переподготовкой, повышениемквалификации государственных (муниципальных) служащих и др.
Вправовом регулировании аттестации государственных служащих большое значениеимеют не только правовые нормы, но и понятийный аппарат, призванный обеспечитьединство в нормотворчестве.[21]
Понятиеаттестации государственного служащего имеет большое значение также и дляобеспечения единства при реализации и правоприменении соответствующих норм,поскольку напрямую связано с содержанием аттестации.
Аттестацияэто комплексное понятие, и его необходимо рассматривать в нескольких аспектах.
- Аттестация — это специальный термин, спомощью которого устанавливается специфика правового регулирования трудагосударственных (муниципальных) служащих.
Аттестацияявляется обязательным правовым условием работы не только для государственныхслужащих, но и для ряда работников и служащих государственных ведомств иучреждений, а в некоторых случаях и других организаций, независимо от формсобственности.
Кним относятся: судьи Российской Федерации; лица, занимающие должностиисполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечениембезопасности судоходства, полетов и движения наземных транспортных средств,педагогические работники государственных, муниципальных учреждений образованияРоссийской Федерации и др.
Определениепонятия «аттестация государственного служащего» дано в ФЗ № 19 «Об основахгосударственной службы в РФ» (с последующими изменениями и дополнениями): дляопределения уровня профессиональной подготовки и соответствия государственногослужащего занимаемой государственной должности государственной службы, а такжедля решения вопроса о присвоении государственному служащему квалификационногоразряда проводится его аттестация. Аттестация проводится не чаще одного раза вдва года, но не реже одного раза в четыре года.
- Аттестацию государственных служащихнужно рассматривать как правовой институт – совокупность норм, регулирующихотношения, возникающие с аттестацией.<