РЕФЕРАТ ПО МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ По теме: «Мировой рынок электроники в современных условиях» СОДЕРЖАНИЕ Введение….………….1 Раздел 1…4 Раздел 2…7 Раздел3…11 Раздел 4… 15 Заключение….23 Список литературы… ……… 24 ВВЕДЕНИЕ Электронная промышленность начала стремительно развиваться в середине прошлого века. С 60-х годов и до настоящего времени средний годовой темп рос-та электронной промышленности составил 17%,
и на сегодня потенциал развития отрасли далеко не исчерпан. Такого роста не было ни в одной другой отрасли мировой промышленности. В начале рынок электроники рос за счет крупных вертикально-интегрированных компаний, одновременно развивавших все ключевые технологии: производство элементной базы, производство электронной аппаратуры, разработку программного обеспечения. Компании - пионеры электроники сами осуществляли разработку, производство,
маркетинг и были замкнутыми структурами, как "государства в государстве". Ярким примером такого подхода являлась организация компании IBM в 60-80-е годы. В то время, когда осуществлялся поиск и разработка базовых технологий, это было оправдано. По мере определения и стандартизации базовых технологий стала развиваться специализация компаний. Одни компании специализировались на производстве элементной базы (Intel,
Analog Devices, International Rectifier), другие - на про-изводстве программного обеспечения (Microsoft, Oracle), третьи - на производстве электронной аппаратуры (Dell, Cisco). Специализирующиеся компании стали бы-стро занимать рынок. Многие крупные вертикально-интегрированные компании, чтобы сохранить конкурентоспособность, были вынуждены последовать этой тенденции. Из Thomson выделилась компания
ST, специализирующаяся на производстве полупроводниковых компонентов, из Siemens были выделены Infineon Technologies - производитель микросхем, Eupec - производитель силовых приборов. Из компании Motorola были выделены компании On Semi - производитель стандартных электронных компонентов и Freescale - производитель микропроцессоров, телекоммуникационных микросхем и датчи-ков.
Компания Philips произвела внутреннюю ре структуризацию и в настоящее время состоит из специализированных компаний, свободно работающих на всем рынке. Подобным же образом были реструктуризированы по направлениям японские и корейские компании. РАЗДЕЛ 1 : «Производство». По оценкам зарубежных экспертов, представленным в исследовании международного фонда IDC Finds, в 2007 г. мировой рынок контрактного производства электроники (рынок
EMS) вырос на 17%, достигнув 268 млрд. долл. ODM-производители продемонстрировали еще больший рост — 23%, их совокупная выручка составила 180 млрд. долл. Что касается продуктовых ниш, то крупнейшими остаются сегменты производства компьютеров и бытовой техники (36 и 29%, соответственно). Третье место уверенно удерживает промышленная электроника. Лидирующие позиции на мировом рынке контрактного производства занимают компании из
Юго-Восточной Азии, так доля абсолютного лидера рынка, компа-нии Foxconn, составляет 16%, рост в 2007 г. по сравнению с 2006 г. составил 46%. Flextronics, поглотившая Solectron, занимает сегодня 12% рынка. Quanta показала наибольший рост в отрасли — 57% и заняла третью строчку в рейтинге, успех компании принесло производство ноутбуков. Уверенный рост как рынка
EMS-провайдеров, так и рынка ODM-производителей, по мнению экспертов компании Frost&Sullivan, обеспечен, как минимум, до 2013 г.: по прогнозам, рынок EMS-услуг достигнет 387,4 млрд. долл а рынок ODM-производителей — 219 млрд. долл. Основа роста рынка EMS-провайдеров — дальнейшее проникновение в различные сегменты рынка, где доля контрактных производителей пока не велика, и основные объемы про-изводства обеспечивают поставщики
конечной продукции. Эксперты предсказывают, что преимущества EMS-компаний в области органи-зации производства, цепочек поставок или инженерных решений уже в ближайшей перспективе не смогут обеспечить им стабильного существования, и призывают их диверсифицировать свою деятельность вплоть до прямой кооперации с ODM-компаниями с целью наращивания пакета услуг в виде исследований, разработок, тестирования готовых изделий и т.д. Иначе говоря, чем шире станет комплекс услуг, который
контрактный производитель сможет предложить OEM-заказчику, чем грамотнее выстроит он свои цепочки поставок, тем больший доход сможет получить. Контрактное производство электроники в России стремительно развивается, испытывая не только количественные, но и качественные изменения. Количественные — за счет роста российского рынка электроники в целом, за счет увеличения числа заказчиков и реализуемых ими проектов. Качественный рост обеспечивает неослабевающее давление заказчиков, которые
тщательно отслеживают ситуацию на рынке, ужесточая требования по снижению стоимости, сокращению сроков, повышению качества. И это давление не позволяет производителям стоять на месте, вынуждая их конкурировать. Обобщенно российский рынок контрактного производства можно представить в виде двух пересекающихся областей — область контрактного производства в Рос-сии и область производства для российских заказчиков. По оценкам, основанным на исследованиях «ИД Электроника», объем кон-трактного производства электроники
в России для зарубежных заказчиков составляет около 180 млн. долл рост в 2007 г. — около 20%. Это рынок, на кото-ром доминируют предприятия-резиденты Калининградской особой экономиче-ской зоны. Располагая освобождением от уплаты таможенных пошлин на комплектующие и рядом налоговых льгот, они обеспечивают своим клиентам, крупнейшим мировым производителям бытовой электроники (Sony, Philips, Samsung и т. д.) исключительные возможности для снижения стоимости
их продукции на российском рынке. Объем контрактного производства в России для российских заказчиков составил в 2007 г. 200 млн. долл годовой рост этого сегмента — 33%. В этом сегменте рынка преобладает мелко- и среднесерийное производство телекоммуникационного оборудования, промышленной электроники, систем безопасности, медицинской техники, к нему не относится крупносерийное производство автоэлектроники и счетчиков энергоресурсов.
Примерно такой же объем заказов получают от российских заказчиков зарубежные контрактные производители. В этом сегменте преобладает средне- и крупносерийное производство как потребительской, так и промышленной электроники, предназначенной для рынков с высокой чувствительностью к цене изделий. Кроме того, большинство российских компаний, осуществляющих продажи за рубежом, предпочитают размещать заказы у зарубежных контрактных производителей, чтобы избежать расходов и потерь времени, связанных
с процедурами импорта комплектующих и экспорта готовой продукции. Есть основания полагать, что в ближайшие годы сохранятся высокие темпы роста всех трех сегментов российского рынка контрактного производства. Для развития российского рынка контрактного производства благоприятными будут следующие факторы: удорожание рабочей силы в Юго-Восточной Азии и переориентация китайских предприятий на удовлетворение потребностей внутреннего
рынка снижает привлекательность китайских контрактных произво-дителей; расширение Евросоюза приводит к удорожанию контрактного производства в странах Восточной Европы; установка на развитие в России вы-сокотехнологичных производств, взятая руководством страны, позволяет надеяться на принятие адекватных мер по устранению барьеров, сдерживающих развитие в России контрактного производства электроники. Можно ожидать, что в ближайшие три года произойдет удвоение
российского рынка контрактного производства. При этом доля России на мировом рынке контрактного производства не превысит 0,5%. К факторам, ограничивающим потенциал российского рынка контрактного производства электроники, можно отнести следующие: низкая производительность и низкая культура труда, особенно в регионах с избыточной рабочей силой; таможенная политика, при которой пошлины на импорт конечной продукции ниже пошлин на
импорт комплектующих для ее производства; слаборазвитая транспортная инфраструктура; недостаточная известность российских контрактных производителей на зарубежных рынках и среди внеотраслевых заказчиков. Так что же следует предпринять, чтобы в полной мере воспользоваться благо-приятными факторами и нивелировать неблагоприятные? Во-первых, и об этом шаге давным-давно говорит все сообщество разработчиков и производителей электроники, необходимо добиться отмены таможенных пошлин на ввозимые из-за рубежа электронные компоненты.
Во-вторых, необходимо упростить процедуру возврата НДС при экспорте продукции и ввести отсрочку платежей НДС на комплектующие до завершения отгрузки произведенной продукции заказчику. Эта мера позволит российским компаниям производить продукцию, предназначенную для зарубежных рынков, и осуществлять ее поставки без сложных бюрократических процедур.
Не меньшую роль в усилении российских контрактников способны сыграть развитие транспортной инфраструктуры и перемещение производств из Москвы и Санкт-Петербурга в регионы с низкой стоимостью труда. РАЗДЕЛ 2: «Основные поставщики на мировой рынок». Компании, являющиеся основными поставщиками на мировой рынок, приво-дятся в табл.1. Таблица 1: Рей-тинг 2007 Рей-тинг 2008 Компания 2007
Объем про-даж, млдр.долл. 2008 Объем продаж, млдр.долл. Доля Рынка, % 1 1 Intel 33,995 33,767 13,1 2 2 Samsung Electronics 16,902 16,902 6,5 4 3 Toshiba 12,186 11,081 4,3 3 4 Texas Instruments 12,275 11,068 4,3 5 5 ST Microelectronics 10,000 10,325 4,0 8 6 RenesasTechnology 8,001 7,017 2,7 7 7 Sony 8,055 6,350 2,7 13 8
Qualcomm 5,619 6,477 2,5 6 9 Hynix 9,047 6,023 2,3 9 10 Infineon Technologies 6,201 5,354 2,3 12 11 NEC Electronics 5,742 5,326 2,3 10 12 AMD 5,918 5,455 2,1 14 13 Freescale Semiconductor 5,264 4,333 1,9 19 14 Broadcom 3,746 4,643 1,8 17 15 Panasonic Corporation 3,880 4,473 1,7 15 16 Micron Technology 4,869 4,435 1,7 11 17 NXP 5,766 4,055 1,6 21 18
Sharp Electronics 3,401 3,682 1,4 18 19 Elpida Memory 3,838 3,599 1,4 25 20 Rohm 2,633 3,348 1,3 20 21 nVidia 3,466 3,241 1,3 23 22 Marvell Technology Group 2,777 3,059 1,2 28 23 MediaTek 2,452 2,396 1,1 26 24 Fujitsu Microelectronics 2,529 2,757 1,1 24 25 Analog Devices 2,707 2,498 1,0 Другие компании 88,539 83,340 32,5
Intel Corporation— американская корпорация, производящая широкий спектр электронных устройств и компьютерных компонентов, включая полупроводники, микропроцессоры, наборы системной логики (чипсеты) и др. Штаб-квартира — в городе Санта-Клара, штат Калифорния, США. Intel внесла огромный вклад в развитие компьютерной техники. Достаточно сказать, что спецификации на все порты, шины, системы команд написала
Intel или компании, работающие совместно с ней. Например, такой тип памяти как DDR стал известен благодаря ей (скорее, вопреки), хотя долгое время компания продвигала другой тип памяти — RAMBUS RAM (RDRAM). Samsung Electronics (Самсунг Электроникс) — компания-производитель электроники, со штаб-квартирой в Сеуле, Южная Корея. Слово «самсунг» на корейском языке буквально означает «три звезды».
Samsung Electronics Co. Ltd. является мировым лидером в производстве полупроводников, телекоммуникационного оборудования и цифровой конвергенции. Samsung Electronics — ведущий производитель чипов памяти, жидкокристаллических дисплеев, мобильных телефонов и мониторов. В 124 офисах компании на территории 56 стран мира работают около 138 000 человек. Основными направлениями деятельности Samsung Electronics являются: Device Solution («Полупроводники и
ЖК-дисплеи»), Digital Media («Цифровые ме-диатехнологии»), Digital Appliance(«Бытовая техника»), а также Telecommunication Network («Информационные технологии и телекоммуника-ции»). Toshiba Corporation — крупный международный концерн, работающий в области электротехники, электроники, энергетического оборудования, медицинского оборудования.
В 2009 году компания заняла 97 место в Fortune Global 500. Texas Instruments — американская компания, производитель полупроводнико-вых элементов, микросхем, электроники и изделий на их основе. Расположена в Далласе (штат Техас, США)[3]. Является 4-м в мире по размерам производителем полупроводников, уступая лишь Intel, Samsung и Toshiba. Занимает 1-е место по производству микросхем для мобильных устройств, а также 1-е
место по производству цифровых сигнальных процессоров (DSP) и аналоговых полу-проводников. Также компания производит микросхемы для широкополосных модемов, компьютерной периферии, электронные бытовые устройства и RFID-метки . В 2009 году компания заняла 215 место в рейтинге Fortune 500. STMicroelectronics — крупнейшая европейская микроэлектронная компания, занимающаяся разработкой, изготовлением и продажей различных полупроводниковых электронных и микроэлектронных компонентов.
Сегодня штаб квартира компании находится в Женеве, в тоже время, её холдинговая компания STMicroelectronics N.V. зарегистрирована в Амстердаме, однако компания исторически связана с Италией и Францией, где и значительно взаимодействует с рынком. Компания имеет представительства в США, Китае и Японии. Sony Corporation — транснациональная корпорация со штаб-квартирами в
Япо-нии и США, возникшая в Японии в 1946 году. Сегодня Sony Corporation — одно из операционных подразделений, входящих в состав холдинга Sony Group. Sony Corporation занимается выпуском бытовой и профессиональной электроники, игровых консолей и другой высокотехнологичной продукции. Кроме того, Сони является одной из крупнейших в мире медийных компаний, владея звуко-записывающей маркой
Sony BMG (совместно с компанией Bertelsmann), киностудиями Columbia Pictures и TriStars Pictures, а также полным архивом фильмов компании MGM (совместно с компанией Comcast). Qualcomm — компания по разработке и исследованию беспроводных средств связи, расположенная в Сан Диего, Калифорния, США и основанная в 1985 году. Hynix Semiconductor Inc. — корейская компания, специализирующаяся на про-изводстве полупроводниковой
памяти (DRAM и флеш-память типа NAND). Образована в 1983 году, штаб-квартира в Ичхон, Южная Корея. Hynix Semiconductor Inc является вторым в мире производителем чипов памяти. Infineon Technologies — немецкая компания, крупный производитель микросхем для телекоммуникаций. Штаб-квартира — в Нойбиберге, юго-восточном приго-роде Мюнхена. Чтобы не допустить технологического отставания от лидеров, компаний
Intel и Samsung, участники рынка полупроводниковых компонентов, совместно инвестируют строительство и развитие фаундри-компаний. Быстрый возврат инвестиций обеспе- чивается благодаря открытой политике фаундри-компаний по отношению к заказчикам со всего мира. Принимая заказы многих производителей компонентов, менеджеры добиваются полной загрузки фабрик и быстрой окупае-мости. Главной движущей силой рынка электроники была и остается полупроводниковая технология.
Повышение производительности, миниатюризация и снижение стоимости полупроводниковых приборов всегда вызывали появление > - при-менения, которое обеспечивало кратное увеличение спроса на электронные компоненты и рост рынка электроники в целом. Так, в 70-х этим применением было телевидение, с середины 80-х - компьютер, в 90-х - Интернет и цифровые системы связи, затем сотовая связь. Быстрый рост рынка электроники в конце прошлого века привел к перегреву инвестиций: производственные
мощности создавались в расчете на продолжение роста, на появление новых применений. Однако к 2001 году новые применения не появились, а рынки сотовой связи, компьютеров и Интернет достигли первого насыщения и замедлили рост, возник кризис переизбытка производственных мощностей. На сегодня вопрос о следующем остается открытым. Рынок электроники растет за счет совершенствования существующих применений и освоения , таких, как беспроводная связь - компьютер, бытовая электроника
- компьютер, цифровое фото - беспроводная связь и т.д. Средний темп роста рынка ЭК связан с общим ростом промышленного производства коэффициентом 3. То есть 4-5%-ному росту общего промышленного производства будет соответствовать рост рынка ЭК в 12-15%. Это связано с тем, что совершенствование продукции во всех отраслях промышленности происходит в основном за счет увеличения доли электроники в выпускаемой продукции и/или увеличения доли электроники
в технологических процессах. РАЗДЕЛ 3: «Масштабы и тенденции изменения спроса на мировом рынке в первое десятилетие 21 века». Обзоры мирового рынка электронных компонентов были посвящены в основ-ном анализу цикли ческих колебаний на таких рынках, как рынок компьютеров, рынок телекоммуникационного оборудования, рынок промышленной электро-ники, и тому, как эти колебания вызывают, в свою очередь, колебания складских запасов компонентов, средних цен на компоненты и уровней загрузки полупроводниковых фабрик.
Об этом можно прочитать в статье Малколма Пенна (Future Electronics) в <Живой электронике России>, однако анализ этой информации будет интересен только тем, кто планирует инвестиции в мировую полупроводниковую промышленность, или тем, кто использует колебания складских запасов в брокерской деятельности на мировом рынке. Для российских компаний гораздо интереснее анализ распределения ролей в матричной структуре, описанной
выше, между компаниями и странами, так как на основе этого можно сделать выводы о возможном позиционировании нашей страны в мировом рынке электроники. Основное перераспределение производства в мировой электронике происходит в направлении стран Юго-Восточной Азии. А в распределении ролей между компаниями все больший вес набирают компании - контрактные производители. Рассмотрим подробнее эти тенденции. Считается, что страны
ЮВА, и в первую очередь Китай, стали производственной площадкой для многих транснациональных компаний благодаря дешевой рабочей силе. Однако опросы, проведенные среди российских контрактных производителей и представителей заводов ЮВА, показывают, что стоимость квалифицированного труда, а именно такой труд востребован современной элек троникой, в России и в ЮВА почти не отличается. Многие рабочие и инженерные позиции в странах
ЮВА оцениваются даже дороже, чем в России. Однако перемещение производства продолжается мимо России в ЮВА. Это связано с тем, что Китай и другие страны этого региона ведут политику, чрезвычайно привлекательную для инвесторов. Государство снимает практически все барьеры для импорта комплектующих и технологического оборудования, необходимого для производства. Различными мерами стимулируется развитие экспорта выпускаемой в
Китае продукции. Например, для того чтобы преодолеть предубеждения относительно китайского качества, все известные компании, осуществляющие сборочные операции в Китае, обязаны писать на своей продукции . Доходит до того, что высокочастотные компоненты Agilent оказываются китайского производства, хотя они только корпусируются в Китае, а самое сложное кристальное производ ство находится в
США. С другой стороны, китайские власти, осознавая привлекательность своего большого внутреннего рынка для поставщиков готовой продукции, принимают протекционистские меры, защищая китайских производителей и инвесторов, вложивших средства в производство в Китае. Сегодня часто приходится слышать о необходимости больших государственных вложений в электронную промышленность, и при этом даются ссылки на китайский опыт. В реальности эти инвестиции были сделаны западными компа-
ниями, а государ ственное участие выражалось в виде налоговых льгот для инвесторов и отказа от таможенных сборов со стратегически важной продукции. В настоящее время мировой рынок электронных компонентов растет в основ-ном за счет Китая. Китай стал самым крупным импортером электронных компо-нентов и продолжает держать темп роста внутреннего рынка компонентов в 2-3 раза больший, чем США. Потребление компонентов предприятиями Европы и
Японии в последние годы практически не растет. Увеличение влияния контрактных производителей на рынке электронных компонентов происходит за счет предоставления услуг контрактного производства все большему числу OEM-компаний. Контрактные производители, благодаря увеличению объема производства и увеличению числа заказчиков, получили возможность консолидировать закупки электронных компонентов и выйти на прямые закупки с заводов - производителей компонентов. Во многих случаях произошло исключение дистрибьюторов
из цепочки поставок. А в тех случаях, когда франчайзинговый дистрибьютор участвовал в проекте по разработке и его интересы были защищены производителем, реализовать свое право на долю прибыли дистрибьютору бывает очень трудно, так как типичной является ситуация, когда американская OEMкомпания заказывает разработку R&D-фирме в Израиле, опытные партии - контрактному производителю в Европе, а серийный выпуск продукции - транснациональной
EMS-компании, которая размещает производство на своих заводах в разных странах, где ниже стоимость производства и ближе рынки сбыта. Терминология, принятая на рынке контрактного производства, приведена в статье "Контрактное производство: история и термины". Контрактные производители также стали включать в свои услуги дизайн и редизайн изделий с целью повышения технологичности и качества выпускаемой продукции. Дизайн изделий позволяет контрактным производителям
сократить номенклатуру используемых компонентов, оптимизировать цепочки поставок и снизить себестоимость. Участие контрактных производителей в выборе элементной базы позволило им оказывать мощное влияние на производителей компонентов, которые вынуждены делиться своей прибылью с контрактным производителем и настраивать систему поставок для соответствия жестким требованиям контрактного производства. Из вышесказанного может сложиться впечатление, что
Россия остается в стороне от основного течения мирового рынка электроники. Однако перенос производства в Китай и развитие транснациональных контрактных производителей в мировом масштабе - это оптимизация расходов массового производства. А по оценке зарубежных экспертов рынок промышленной электроники, сложного сетевого оборудования, мощной вычислительной техники, систем безопасности, медицинской техники и другой сложной мелко- и среднесерийной
продукции соизмерим с совокупным рынком потребительской электроники, такой, как бытовая электроника, пользовательские компьютеры и мобильные телефоны. Кроме того, рынок сложной потребительской продукции, то есть той, которая сделана с учетом требований определенного круга по требителей, увеличивается гораздо быстрее, чем рынок электроники в целом. И это естественно. Согласно иерархии ценностей Маслоу, после того, как основные потребности удовлетворены
(а эти потребности являются общими для всех стран и всех групп потребителей и удовлетворяются массовой продукцией), большее значение приобретают индивидуальные потребности, которые связаны с проявлением индивидуальности и желанием самоидентификации и самовыраже-ния. Для небольших, по мировым масштабам, российских компаний перечисленные немассовые рынки являются огромным полем деятельности, и китайские произ-водители в этом поле, а точнее в этом огромном лесу, нам не конкуренты,
подобно тому, как огромное вой ско оказывается бессильным в лесу перед партизанскими отрядами. А если еще будет найдено новое , то с его помощью можно создать свое большое поле. Но чтобы удержать свое поле, нужна еще грамотная государственная политика и умение наших компаний кооперироваться и создавать спрос на внутреннем и зарубежном рынках. Руководители ряда таиландских, сингапурских, малайзийских и тайваньских компаний, производящих значительную
часть электротехники под глобальными брендами, уверены, что худшее для сектора осталось позади. «Я полагаю, что снижение спроса на электронные компоненты во втором квартале достигло дна, поскольку количество новых заказов сейчас увеличивается», — говорит Анусорн Муттарайд, директор таиландской компании Delta Electronics. Эта фирма, на 24% принадлежащая тайванской корпорации с тем же названием, ожидает роста продаж на 11,7%
в 2009 году, тогда как по итогам 2008-го этот показатель составил всего 1%. Крупнейший в мире производитель электроники на заказ — компания Hon Hai Precision (Тайвань) — намерен увеличить выручку на 30% в связи с тем, что все больше компаний в целях снижения издержек прибегают к аутсорсингу, избавля-ясь от собственных производственных линий. Аналогичные прогнозы предлагают и другие производители электроники.
Например, тайваньский поставщик ноутбуков Compal Electronics пересматривает свой прогноз объема глобальных поставок ПК в этом году. Compal и его бли-жайший конкурент Quanta Computer вместе производят более половины портативных компьютеров мира, и их прогнозы считаются индикатором общего положения дел на рынке. Что касается Японии, то здесь, по официальным данным, заказы на производство оборудования для изготовления полупроводников
опережают продажи вот уже четвертый месяц подряд. Рынок микросхем выходит из самого большого кризиса в своей истории. Акции южнокорейской компании Hynix Semiconductor — второго в мире произ-водителя чипов памяти — подскочили сегодня почти на 4% на фоне роста цен на микросхемы. РАЗДЕЛ 4: «Место России на мировом рынку электроники». Рост производства в российской электронной промышленности - неизбежный процесс, который уже начинают
признавать иностранные экономисты. Например, по оценкам общепризнанного американского специалиста-маркетолога Вальтера Кастинга (Walter Custer, Custer Consulting, USA, EPC2004 Cologne. Exhibition and Conference), по темпам роста производства электроники Россия занимает второе место среди европейских стран - 8,2% в 2003 г 6,8% в 2004 г. (на первом месте Чешская
Республика - 11%) и 10,6% в 2005 г. По объемам производства печатных плат Россия на третьем месте - $465 млн (на первом месте Германия - $958 млн, на втором Италия - $482 млн). Конечно, Юго-Восточная Азия и по темпам роста, и по объемам производства электроники намного опережает Европу и США. Но интеллектуальный потенциал в развитии электроники остается приоритетным за
Западом, в том числе и за Россией. Постоянное совершенствование микроэлектронной технологии, рост степени интеграции микросхем, увеличение функциональной насыщенности электронной аппаратуры, повышение производительности вычислительных процессов требуют постоянного роста плотности печатного монтажа, освоения новых технологий сборочно-монтажного производства, дальнейшего совершенствования технологического обеспечения надежности. Современные требования к элек-тронным приборам и оборудованию заставляют все эти процессы идти со все
возрастающей скоростью. Кардинально изменился подход к созданию электронной аппаратуры, которая должна одновременно обеспечивать высокое быстродействие, расширенный ди-намический диапазон, относительно малое энергопотребление, высокую чувствительность, повышенную стойкость к воздействию внешних факторов. Стратегия обновления производства В отечественной и зарубежной практике ведется непрерывный поиск новых и совершенствование известных методов межсоединений.
Ежемесячно публикуют-ся сотни патентов, описывающих новые процессы и операции, претендующих на новое слово в технологиях электронной аппаратуры. Среди достижений в техно-логии монтажа появлялись и методы, изобретение которых сопровождалось значительной рекламой, но на практике они оказались маловыгодными, или не-надежными, или нашли ограниченное применение. Ежегодные международные конференции, симпозиумы по международной стандартизации способствуют в дискуссиях
специалистов и практике использования по отбору выверенных решений, на основе которых родились базовые технологии. Именно для базовых общепринятых технологий разрабатываются и поставляются оборудование и материалы, создаются новые стандарты. На их основе строятся новые произ-водства с многомиллионными вложениями капитала. Сохранение конкурентоспособности продукции сегодня - далеко не простая задача. Гнет ценовой политики конкурентов, изменяющиеся стандарты, быстрый моральный износ изделий - вот только
несколько факторов, определяющих конкурентоспособность электронных устройств на современном рынке. Чтобы сохранить на нем лидерство, необходимо предлагать дешевые изделия, легко под-гоняемые под требования заказчика в процессе проектирования и пригодные для быстрого освоения крупносерийного производства. Сегодня в условиях рыночной экономики особенно важно проявлять профессионализм в инвестировании производства, поскольку каждая даже, казалось бы, малозначительная ошибка может привести к большим экономическим
потерям. В этом принципиальное отличие нашего времени от предыдущего периода затратной экономики, мало считавшейся с потерями ради дальней цели. Поэтому, если задаваться целью модернизации производства с забегом на будущее, чтобы вложенные средства не обесценились уже на этапах завоевания рынка, нужно четко определить свои приоритеты в разделении производства рыночной продукции и для этого нужно совершенно определенно знать современные достижения производства и тенденции его развития.
Они не обязательно должны состоять в новых принципах технологий. Гораздо важнее проследить состояние принципов производства. Информация о необходимых мероприятиях для проведения такой модернизации, как правило, черпается из нескольких источников: Изучение опыта других предприятий, которые уже произвели обновление технологической базы. Как правило, они видят в вас потенциальных конкурентов и не спешат делиться с вами полной информацией.
Изучение рекламной информации, представляемой отечественными фирмами-поставщиками оборудования на внутрироссийских семинарах, конференциях и т. д. Посещение международных выставок оборудования и конференций. Выезд за рубеж для ознакомления с действующим производством. Но они тоже увидят в вас конкурентов. Заказ технического проекта модернизации производства у инжиниринговой фирмы со всеми составляющими, свойственными инженерному проекту, как то описание новых технологий, необходимые
для их реализации дополнительные оборудование, материалы и инструмент, технологические планировки размещения оборудования, квалификационные требования к персоналу, технико-экономические показатели проекта (сбалансированный по производительности состав оборудования, объем капитальных затрат, себестоимость типовой продукции, маркетинг рынка, прибыль, рентабельность и окупаемость проекта). На сегодняшний день выверенное решение по модернизации производства мож-но получить только после детального
изучения этих источников информации и за счет привлечения партнера, который отвечал бы за конечный результат. Выбор профессионального партнера - наиболее сложная задача. Профессиональные фирмы-интеграторы не ограничивают свою деятельность поставкой оборудования, они поставляют технологический процесс, где оборудование является лишь составной частью комплексного проекта. Они владе-ют оценкой современного состояния и ближайшей перспективы развития технологий электронных
изделий, чтобы при капитальных вложениях в развитие производства оптимизировать затраты на комплектование производства оборудованием - наиболее капиталоемкой составляющей инвестиций в обновление производства. Чтобы определиться в своем положении на международном рынке разделения труда россиянам приходится оглядываться и на Запад, и на Восток, чтобы правильно сориентироваться и использовать свои несомненные преимущества. В чем эти преимущества? У нас остался еще инженерный потенциал, способный поднять и освоить в про-изводстве
любые сложные технологии. Это очень важно, что мы еще хорошо понимаем все технологические новинки и готовы их осваивать при наличии со-ответствующего оборудования и материалов. При этом российские технологи мыслят более широко, воспринимая новые технологические принципы во всем комплексе проблем, что недоступно большинству иностранных специалистов (по-верьте практике общения автора). В российских производствах в последнее время обнаруживается потребность в молодых кадрах с достойными
предложениями зарплаты. И это вселяет надежду на дальнейшее развитие нашего интеллекту-ального потенциала. Конкурентоспособность российского производства: в России относительно дешевые энергоресурсы и трудозатраты. Так, в цене продукта в Германии стоимость трудозатрат составляет 40%, в Китае - 8%, в России - 12 14%. Зато в Китае энергоресурсы составляют 36%, а у нас всего лишь 7 9%.
Тем не менее, массовое производство электроники перемещается в Юго-Восточную Азию. Но структура продукции говорит о том, что сюда перемещается массовое производство относительно простой продукции. В США объемы про-изводства электронных изделий упали с $11,5 млрд в 2000 г. до $5,5 млрд в 2004 г в Европе с $5,4 до $3 млрд. В то же время в ЮВА наблюдается подъем с $12 млрд до $18 млрд в основном за счет перемещения сюда простых
продуктов массового спроса. Можно попробовать соревноваться с Китаем в сборке электронных изделий, но судьба России не в этом. Пока мы, русские, не утратили инженерный интеллект, лучшим продуктом наших предложений для рынка могут быть программно-аппаратные средства, в которых "железо" по стоимости составляет лишь 25%, ос-тальное - программный продукт. Но если говорить только об электронной про-мышленности, то наше место
в производстве сложных изделий, не доступных ки-тайцам по сложности и не доступных европейцам и американцам по цене. Это возможно за счет наших дешевых энергоресурсов, относительно низких трудоза-трат и высокого уровня образования. Такое положение России признают в откро-венных беседах те же китайцы, считая нас образованнее их. Производство электроники складывается из следующих составляющих: электронные компоненты + производство печатных плат + сборочно-монтажные линии (электронные модули) + тестирование + системная
интеграция + программ-ная инсталляция. Производство электронных модулей состоит из двух достаточно независимых процессов - производство печатных плат (ПП) и сборочно-монтажное производство. Если рассматривать экономические аспекты этих двух этапов производства электронных модулей, то самым важным различием является сложившаяся на рынке разница в рентабельности этих двух производств, в результате которой окупаемость сборочно-монтажных производств составляет 5 -
7 месяцев, а окупаемость производства ПП составляет не менее 3 лет и существенно зависит от применяемых технологий и выпускаемой номенклатуры. Такое различие связано с таможенной политикой, при которой ПП являются полуфабрикатом и растаможиваются по цене стеклотекстолита, а любая собранная печатная плата считается готовой продукцией и растаможивается по ставкам ввоза электронной продукции. Результатом этого стал отток заказов на производство печатных плат в
Китай и страны Юго-Восточной Азии и бурный рост сборочно-монтажных производств в России. Проектные нормы печатных плат идут вслед за развитием элементной базы. Развитие микроэлектронных компонентов постоянно идет в направлении увеличения интеграции, производительности и функциональности. Этот процесс характеризуется увеличением плотности активных элементов на кристалле примерно на 75% в год, а это, в свою очередь, вызывает необходимость в увеличении количества их выводов
на корпусе на 40 % в год. Этим обуславливается постоянно растущий спрос на новые методы корпусирования, а вслед за этим увеличения плотности межсоединений на печатной плате. В результате общих тенденций площадь монтажных подложек уменьшается примерно на 7%, а физические размеры электронной аппаратуры - на 10-20 % в год. Эта тенденция поддерживается непрерывным увеличением плотности меж-соединений за счет уменьшения элементов печатного монтажа: ширины проводников и зазоров, отверстий
и контактных площадок, пространственного (послойного) распределения межслойных переходов за счет использования сквоз-ных, глухих, слепых отверстий. Все это серьезно влияет на облик производства печатных плат: увеличивается стоимость основных фондов, объем прямых издержек, увеличивается цикл производства. В конечном итоге все это приводит к увеличению себестоимости плат. Технологии печатных плат (ПП) и монтажа компонентов вынуждены развивать-ся параллельно и теми же темпами,
что и за рубежом, поскольку эти технологии диктуются в первую очередь конструкциями корпусов компонентов. Но это не означает, что все производство будет перестраиваться под изготовление элек-тронных изделий с высокой плотностью компоновки, около 80% объемов будет загружено производством обычных, ставших уже привычными изделий с ис-пользованием обычных компонентов. Направленность обновлений в этой части производства в основном будет состоять в снижении себестоимости
продукции в существующем производстве, в обновлении парка оборудования, подверг-нувшегося физическому и моральному износу. Но любое обновление целесообразно строить из соображений создания высокотехнологичного производства, в котором можно было бы изготавливать изделия по высоким проектным нормам, не доступным большинству конкурирующих предприятий. И рано или поздно производители печатных плат встают перед задачей изготовления печатных плат высокой плотности. Общемировая тенденция роста объемов производства характеризуется
двойным превышением темпов над ростом ВНП: Примерно такими же темпами развивается производство электроники в России. Структура рынка электроники в России. Ее можно представить таким образом: Импорт: ВТ и ИТ, бытовая электроника, связное и терминальное оборудование. Внутренний рынок: оборонная продукция, системы безопасности, связное и коммутационное оборудование, автомобильная электроника. Экспорт электроники - в составе экспорта вооружения.
Существует несколько причин, по которым российское производство электроники находится в числе высших приоритетов: необходимость использования собственной электроники в жизненно важных от-раслях: в военной технике, системах безопасности и контроля доступа к инфор-мации, в газонефтедобыче; заинтересованность зарубежных компаний в переносе контрактного производства в Россию, где стоимость высокопрофессиональной рабочей силы намного ниже.
Поэтому, несмотря на отсутствие поддержки со стороны государства, рост производства электроники в России в ближайшие годы продолжится в любом случае. Это обусловлено тем, что: растущая конкурентоспособность российских компаний должна потеснить им-портный товар; прибыль развивающихся компаний реинвестируется в собственный бизнес; скорость развития рынка электроники в несколько раз превышает скорость развития экономики в целом и потому привлекает инвестиции
из других отраслей экономики; все это происходит на фоне общего роста экономики России. В устоявшемся западном делении рынка электроники на consumer, automotive, industrial, communication, medical equipment, computer & periphery, military в Рос-сии труднее всего будут развиваться разработка и производство бытовой электроники (consumer) и компьютерной техники (computer & periphery). Все остальные сегменты разработок и производства в
России будут развиваться беспрепятственно. Рынок электронной продукции в России делится на три области, в которых методы достижения успехов сильно отличаются. Область потребления электроники, недоступная или мало доступная зарубежным конкурентам - закрытые или полузакрытые рынки, связанные с безопасностью: военная техника, ядерная энергетика, различные системы охраны и безопасности, специальная связь, электронная и физическая защита информации, продукция, изготавливаемая
по специфически российским стандартам, связанным, например, с климатическими условиями. В целом закрытая часть рынка в России растет. Сегодня она занимает приблизительно 20-25% всей электроники, производимой в России. И она будет расти в связи с предстоящим увеличением военного бюджета. Основные требования к производителям этой области электроники - высокое ка-чество и надежность продукции. Из-за отсутствия конкуренции они могут устанавливать высокую норму прибыли, поэтому для них отсутствует
необходи-мость в снижении себестоимости продукции. Нет острой необходимости совершенствовать ее, строить каналы сбыта, вести рекламную кампанию, изучать спрос потребителей, т. е. делать все то, что заставляет компанию развиваться. Од-нако при исчезновении государственного протекционизма эти компании теряются в условиях рыночных отношений, проигрывают конкурентам и могут вообще исчезнуть с рынка, если не успеют перестроить методы
ведения бизнеса и избавиться от излишних издержек. Область массового производства электроники сосредоточена за рубежом. В этой области российским производителям приходится жестко конкурировать с импортной продукцией. Здесь доминируют иностранные транснациональные компании. Российским производителям работать в этой области чрезвычайно трудно.
Те компании, которым удается удержаться в этой области внутреннего рынка, конкурируя с зарубежными компаниями, рано или поздно могут выйти и на зарубежные рынки. Область инноваций - создание новой электроники, потребительские качества которой существенно отличаются от продукции массового производства. Здесь нужно либо предугадывать, либо создавать спрос. Компетенции, востребованные в данной области: нестандартность мышления, умение создавать и управлять
творческими группами и вера в успех. Это как раз то, что не достает российским разработчикам, особенно скорости разработки. Кроме того, сегодня в России нет достаточных ресурсов для серьезных разработок и постановки новых изделий на производство. Однако к заметному изменению качества товаров, улучшению их функциональности российские компании готовы уже сейчас. Разрабатывая стратегию развития своих компаний, руководители должны обяза-тельно определить величину
своего присутствия на закрытых, конкурентных и инновационных рынках. Считается, что лучшим было бы соотношение 20:70:10. Производство печатных плат (ПП). Суммарная производительность предприятий России, изготавливающих печатные платы, составляет 30 кв. м в час при необходимости иметь 50 кв. м в час. Дефицит производственных мощностей для изготовления
ПП покрывается размещением заказов за рубежом: в Китае и Европе. Причем в Европе размещают заказы на изготовление наиболее сложных плат, которые на российских предприятиях не воспроизводятся в силу недостаточной оснащенности. По результатам опроса предприятий, заявивших о себе как о контрактных про-изводителях, в России действует около 50 SMT-линий. Это означает, что дефицит производственных линий сборки и монтажа
покрывается ручным трудом и в лучшем случае полуавтоматическими рабочими местами. Структура использования ПП в мире складывается следующим образом. 30-32% ПП используется в телекоммуникации, около 30% - в вычислительной технике, 10-12% - бытовая техника, 6-8% - военная электроника, 7-8% - автомобильная промышленность, 5-6% - медицинская техника.
В России основными потребителями ПП является: Закрытое производство. Производители оборонной продукции лишены возможности заказывать ПП за пределами России и именно в рамках ВПК сохранились крупные производства ПП. Предприятия этой группы подчинены Роспрому (управления авиационной промышленности, радиоэлектронной промышленности и систем управления, судостроительной промышленности) и
Федеральному космическому агентству. С образованием холдинговых структур в системе управления оборонными предприятиями увеличились инвестиции в основные средства и, в первую очередь, производства ПП. Все реализованные и заказанные проекты касаются модернизации производства ПП с целью поддержания работоспособности и улучшения технических показателей готовой продукции. При модернизации расчет экономической эффективности, как правило, не производится, соответственно,
не считаются прямые издержки и косвенные затраты. Себестоимость продукции определяется исходя из допустимой продажной стоимости. За последние 5 лет в рамках оборонного комплекса создано одно новое производство (не запущено из-за проблем с очистными сооружениями) и проведена полная модернизация десятка производств. Все остальные ведут модернизацию за счет собственных средств и выполняемых НИОКР. Можно выделить следующие основные характеристики этой группы производителей печатных плат: производительность
на уровне мелкосерийного производства 2-3 кв. м печатного монтажа в час; неприспособленность для выпуска массовой продукции; производство в соответствии с требованиями военной приемки, а значит со значительными накладными расходами при полном пренебрежении экономической эффективностью; отсутствие гражданских заказов, контрактное производство только для предприятий оборонного комплекса. Тенденции, которые просматриваются в этой закрытой области производства, состоят в стремлении обеспечить
самодостаточность в производстве печатных плат. Именно поэтому предприятия этой группы стараются найти средства на переоснащение производства ПП. Контрактное производство. Частные производства, предоставляющие услуги контрактного производства ПП, представлены едва ли десятком предприятий по всей России. Среди них крупнейшими и наиболее оснащенными является
НПО "ЭЛАРА" (Чебоксары), ГРПЗ (Рязань) и Смоленский завод "Измеритель". Как правило, они предоставляют услуги контрактного производства ПП в соответствии с техническими требованиями и условиями заказчиков. Указанные предприятия характеризуются: производительностью на уровне серийного (5-8 кв. м печатных плат в час) и мел-косерийного производства, хорошей технической и технологической подготовкой производства,
наличием квалифицированного персонала, эффективной системой экономического управления, позволяющей выдерживать конкуренцию с азиатскими производителями, наличием развитого корпоративного управления, обеспечивающего адекватную оценку рынка, привлечение заказов, снабжение производства, динамичное цено-образование, минимумом непроизводственных издержек, позволяющих иметь накладные рас-ходы на уровне 40%. Местоположение российского производства печатных плат можно охарактеризовать следующими оценками себестоимости
$/кв. дм: Судя по соотношению себестоимостей производство печатных плат в России можно считать рентабельным при условии минимизации непроизводственных издержек. Однако российское производство из-за недостатка производственных мощностей и недостаточно высокого технического уровня не может полностью удовлетворить внутренние потребности. Дефицит потребностей в ПП погашается импортом. Структура импорта
ПП: Но есть и организационно-технические причины размещения заказов ПП за ру-бежом: моральная и физическая изношенность основных фондов, отсутствие современной нормативной базы, низкая дисциплина исполнения заказов, недостаточный уровень качества, не соответствующий современным требовани-ям, недостаточный технический уровень, не соответствующий современной элементной базе и потребностям по нормам проектирования. Ряду предприятий, прошедших первый этап модернизации по обновлению основных
фондов, недостает лишь ресурсов управления для устранения чисто организационных причин неустойчивого позиционирования на рынке печатных плат. Бурный рост сборочно-монтажных производств стимулировался переходом на новую элементную базу с применением технологии поверхностного монтажа (SMT). Оборонные предприятия оказались в стороне от этого процесса в связи с консервативностью производства оборонной продукции, отсутствием соответствующей российской элементной базы, отсутствием готовых разработок,
основанных на новациях в микроэлектронике. Только в последние 2-3 года у этих предприятий появился интерес к приобретению SMT-линий в связи с появлением новых разработок. Сборочно-монтажные производства представлены, в основном, частными структурами и по производительности относятся к мелко- и среднесерийным производствам. Все они оснащены современным оборудованием и за редким ис-ключением не имеют собственной номенклатуры
изделий и ориентированы на контрактное производство. Экологически безопасные, компактные, требующие исключительной технической и технологической подготовки, эти предприятия идеально подходят для размещения в условиях мегаполисов. Все известные крупные сборочные предприятия России расположены в Москве. Стоимость всего комплекта оборудования линейки производительностью 30000 комп/час составляет 900 000
долларов, 60 000 компонентов в час - 1,2 млн долларов. При полной загрузке окупаемость такого комплекта может быть дос-тигнута за 4-7 месяцев в зависимости от количества заказов. Появление новых производств в настоящее время сдерживается отсутствием стабильности на рынке и небольшим количеством заказов. Более 30 сборочно-монтажных предприятий России идентифицируют себя как контрактные производители.
Одно из них является полностью дочерней компанией международной фирмы Elcoteq Networks (Финляндия), три являются совместными предприятиями с зарубежными партнерами: LVS-Electronics (совместное предприятие с тайваньским партнером), PCB Technology (Новосибирск - СП с двумя японскими компаниями), Kamatel (Пермь - СП с Siеmens). Остальные - бывшие предприятия советских времен или вновь созданные
на российские капиталы предприятия. Большинство из этих предприятий имеют квалифицированные службы подго-товки производства, разветвленную структуру обеспечения качества с сертификацией по уровню ИСО-9001-2000, развитую систему маркетинга, обеспечивающую равномерную загрузку производства. Пример устойчивого функционирования московских предприятий Fastwel, LVS-Electronics, "АЛЬТОНИКА", МЭЛТ с наращиванием объемов их производства говорит
об их рентабельности даже в условиях Москвы. Инвестирование производства Создание современного производства требует значительных инвестиций: от 100 тыс. до миллионов долларов. Собственных средств для таких вложений у пред-приятий нет, долгосрочные кредиты недоступны, привлечение средств с фондового рынка за счет продажи акций мало реально. В таких условиях предприятия вынуждены искать инвесторов, готовых принять бизнес-планы развития производства
и финансировать их реализацию. Любопытно, что посредниками по привлечению инвестиций в развитие производства успешно выступают фирмы, поставляющие соответствующее оборудование. Наиболее продвинутые фирмы-поставщики имеют в своем составе технологические подразделения, способные профессионально оценить реальное техническое состояние предприятий и на основе этих оценок разработать технические проекты создания новых и реконструкции существующих производств.
Используя экспресс-методы расчета экономических показателей создаваемых производств, они владеют полной информацией для подготовки пакета документа, необходимого для переговоров с инвесторами. С другой стороны, будучи частными предприятиями, ориентированными на рыночные условия, такие фирмы-поставщики оборудования давно установили тесные отношения с ча-стным капиталом и успели завоевать его доверие. ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Сегодня в России создалась противоречивая ситуация, при которой есть спрос капитала,
и есть предложение капитала, но нет эффективного рынка, где они мо-гут встретиться. Разрешить эту ситуацию могут профессиональные фирмы, вызы-вающие доверие обеих сторон. Постоянное обновление элементной базы требует соответствующей модернизации существующих технологий и оборудования производства печатных плат. Для России после 90-х годов стала неизбежной интеграция с западным рынком и его довлеющее влияние на отечественное производство.
Это привело к необходимости активного заимствования технических решений, состоявшихся в международной кооперации электронной продукции. Наблюдается возросший интерес инвесторов к вложению капиталов в производство и дефицит реальных инвестиционных проектов. Появились российские фирмы, удовлетворяющие интересы обеих сторон. Сложившаяся конъюнктура рынка капитала является уникальной в новейшей истории России и представляет реальный шанс для экономического возрождения отечественного производства электроники.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Юксаков В.Л Лидеры мировой экономики. // Знание, 2002. №2 2. Семин Н.Ф Семин Р.Н. Основы мировой экономики М.: Экономика. 2002. 3. Халевинская Е Крезе И. Мировая экономика М.:Мысль. 2002. 4. www. vikipedia.ru. 5. www.kit-e.ru 6. Найденов И.В Найденова Г.И. «Особая экономическая зона» и региональные сравнения //
Вопросы статистики. 2002. № 12. 7. Научно-технический журнал «Электроника: Наука, Технология, Бизнес». 8. Глобализация мировой экономики и Россия. Бандурин В.В Рацич Б.Г Чатич М. М 1999
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |