СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ… 1. ФИРМА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ…1.1 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ… 1.2 ПРИРОДА ИЗДЕРЖЕК… .2 ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК… … … …2.1 ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА В КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ….2.2 ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА
В ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ….2.3 ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ. ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ.… … … … 25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ….31 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…32 Введение Процесс перехода к рыночным отношениям требует поиска эффективных путей создания экономики нового типа. Фун¬даментом такой экономики в Казахстане должно стать свободное и равно¬правное сосуществование и развитие предприятий различных форм
собст¬венности. Завершившиеся процессы разгосударствления и приватизации государственной собственности привели к появлению частного сектора экономики, который требует особого внимания в ближайшие годы. В своем послании народу "Казахстан - 2030" Президент Н. А. Назарбаев говорит, что: "Мы должны помогать, стимулировать и дополнять активность част¬ного сектора, чтобы соответствовать новой мировой экономической пара¬дигме"
По данным Национального Статистического Агентства количество хозяйствующих субъектов, занимающихся предпринимательской деятель¬ностью, в Республике Казахстан составило по состоянию на 1.01.03 года 128,64 тыс. предприятий и 197,0 тыс. индивидуальных предпринимателей. В сфере малого бизнеса занято 907,0 тыс. человек, что составляет лишь пятую часть трудоспособного населения страны. Приведенные данные говорят о том, что развитие предпринимательства в нашей стране еще не стал
существенным фактором становления рыночной экономики. Между тем, дальнейшее развитие рыночных отношений в республике, необходимость выхода из экономического и социального кризиса требуют исследования принципов и подходов к проблемам формирования различного рода фирм, малого бизнеса, который должен стать стимулом общего подъема экономики. Важнейшим элементом частного сектора являются фирмы, предприятия, приз¬ванные стать одним из позитивных
и перспективных направлений рефор¬мирования отечественной экономики. Основная задача сегодняшнего этапа развития рынка состоит в создании надлежащих условий для становления и развития ключевой фигуры рынка - предпринимателя, ибо без этого не может сложиться необходимая конкурентная среда. Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях - максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства
и спросом на выпускаемую продукцию. В конкретных случаях (завоевание места на рынке, конкурентная борьба и т. п.) фирма может идти на временное снижение прибыли и даже убытки. Но длительное время существовать без прибыли фирма не может, ибо она не выстоит в конкурентной борьбе. Поскольку издержки - это основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на объем предложения, то принятие решений руководством фирмы невозможно без анализа уже имеющихся издержек производства
и их величины на перспективу. Сейчас, в условиях небывалого падения производства как никогда актуально оценка столь немаловажного фактора, влияющего как на политику производителя, так и на ориентацию покупателя. Именно издержки производства лежат в основе производственного процесса. И именно о них в первую очередь думает производитель. А разве проблема максимизации прибыли не затрагивает проблему издержек производства, а не вечный ли
это вопрос: "Как увеличить число покупателей, спрос на свою продукцию?" Все это говорит о том, что издержки производства одна из основных слагаемых процесса производства. На основании маркетинговых исследований менеджеры производственных фирм определяют условия производства товаров (услуг), которые будут поставляться на рынок. Значительное внимание при этом уделяют предстоящим затратам.
Затраты производственных факторов, используемых для производственной и реализационной деятельности, называются “издержками производства”. С экономической точки зрения издержки представляют собой стоимость всех затрачиваемых материалов и услуг. Поэтому каждая фирма заинтересована в анализе затрат в динамике их соотношения с уровнем цены на продукт. Существуют два подхода к оценке затрат бухгалтерский и экономический. И бухгалтеры, и экономисты согласны с тем, что издержки фирмы в любой период равны стоимости ресурсов,
использованных для производства реализованных в течение этого периода товаров и услуг. В финансовых отчетах фирмы зафиксированы фактические (“явные”) затраты, которые представляют собой денежные ресурсы на оплату используемых производственных ресурсов (сырье, материалы, амортизация, труд и т. д.). Однако экономисты, кроме явных, учитывают и “неявные” затраты. Поясним это на следующем примере. Предположим, что в производство продукции фирма вкладывает заемный
капитал, который она взяла в банке; тогда в издержки включались бы и средства на погашение банковского процента. Следовательно, при условии, что вкладывается привлеченный капитал, из дохода фирмы необходимо исключить неявные затраты в размере банковского процента. Любая фирма стремиться поучить максимум прибыли при минимальных совокупных затратах. Естественно, что минимальный объем совокупных затрат меняется в зависимости от объема производства.
Однако составляющие совокупных затрат по-разному реагируют на изменение объема производства. Это относится, в первую очередь, к расходам на оплату обслуживающего персонала и оплату производственных рабочих. Поэтому “совокупные общие затраты” делятся на “постоянные” и переменные. 1 Фирма как инструмент реализации рыночной экономики Фирма изначально являлась опорой предпринимательства, продуктом рыночной экономики.
На последующих стадиях экономического развития и научно-технического прогресса ее функции расширяются, роль возрастает. Первоначально термин «фирма» (от итальянского firma – подпись) означал «торговое имя» коммерсанта. Ныне – это организационная структура бизнеса, предпринимательская единица во всех сферах экономики, обладающая не только юридической, но и реальной экономической самостоятельностью. Правовые формы функционирования современной фирмы многообразны: акционерное общество, общество с ограниченной
ответственностью, коммандитное общество и другие. Различные школы экономической науки по-разному трактуют определение фирмы как категории. Традиционная экономическая теория определяет фирму как производственно-технологическую систему, как конгломерат людей и машин. Фирма представлялась «черным ящиком», на входе, в который сосредоточиваются различные ресурсы и технология, а на выходе получается готовый продукт. Для экономической теории считалось несущественным, что происходит
внутри. В таком определении фирмы особое внимание обращается на организационные аспекты её функционирования и связанные с ними резервы экономической эффективности. Сегодня все большее значение приобретает неоинституционалистский подход к определению фирмы. Неоинституционалисты не рассматривают фирму как нечто данное, они хотят понять механизм ее возникновения. Зачем нужна фирма, если есть рынок? Почему бы собственникам ресурсов не функционировать как независимым
товаропроизводителям, покупая факторы производства у других собственников, добавляя свой вклад и реализуя готовую продукцию потребителям? Представитель неоинституционализма Р. Коуз сделал нестандартное для традиционной экономической теории предпочтение в пользу фактора издержек трансакций, т. е. контрактов, сделок (обычно принимавшихся равными нулю). Трансакционные издержки – это издержки ведения сделок: информационные, издержки измерения качества
товаров и услуг, на разработку правил ведения контрактов, издержки уклонения от ответственности за выполнение обязательств по сделкам и т. д. Издержки трансакций никогда не бывают нулевыми, так как в реальном мире отношения собственности в значительной мере влияют на производство. Исходя из этого, Р. Коуз предложил трактовать фирму как совокупность взаимовыгодных контрактов. Определение фирмы как совокупности контрактных отношений позволяет понять, что появление фирмы обусловлено,
прежде всего, существованием издержек рыночного механизма (механизма цен). Путем создания организации и предоставления предпринимателю, права управлять ресурсами может сэкономить на определенных издержках рыночного механизма. Предприниматель выполняет свою функцию с меньшими издержками, так как получает факторы производства по более низким ценам, чем при рыночных трансакциях, которые он вытесняет. Если же он потерпит неудачу, то всегда может вернуться на свободный (открытий) рынок.
Такую систему взаимоотношений, при которой управление ресурсами зависит от предпринимателя, Р. Коуз и называет фирмой, фирма как система альтернативна рынку, Внутри фирмы отношения регулируются не рыночными сигналами (спросом и предложением), а командами, исходящими из иерархической системы. По существу, фирма есть система, в которой ценовой механизм подавлен. Поэтому и граница фирмы определяется чертой, на которой уравновешиваются трансакционные рыночные издержки
и трансакционные издержки административного механизма. А поскольку структура трансакционных издержек у фирмы иная, чем на свободном рынке, то когда последний (рынок) бессилен, с проблемой организации труда справляется фирма. Характеристика фирмы как сети двухсторонних долгосрочных контрактов между собственниками ресурсов, которые замещают рынок продуктов и ресурсов, в которых ценовые сигналы играют относительно небольшую
роль, позволяет определить и оптимальный размер фирмы, фирма, становится крупнее по мере того, как предприниматель организует дополнительные трансакции (сделки), и уменьшает свои размеры, когда он прекращает заниматься организацией сделок. Фирма занимает важнейшее место в институциональной структуре рыночной экономики. Институциональная структура рыночной системы включает такие институты, как рынок и фирма. Фирма нуждается в объективном контроле со стороны рынка.
Но и рынок нуждается в фирмах, так как только организация производства в виде фирм может дать необходимый результат для развития рыночной экономики. Существование рынка и фирмы есть сосуществование в единой рыночной экономике двух типов отношений; традиционно рыночных и альтернативных им внутрифирменных отношений, которые Р. Коуз трактует как отношения сознательного регулирования производства, отношения координации, для эффективности которых большое значение имеют нерыночные методы и формы (приказы, личное доверие,
внутрифирменные правила, традиции, моральные факторы). Поведение фирм на рынке имеет большое значение для других групп субъектов: домашних хозяйств, государства, иностранцев. Изучение поведения фирм является необходимым условием выработки экономическими агентами адекватных решений, как на микро - так и на макроуровне. Современная фирма – это сложный многоотраслевой комплекс промышленных, торговых и финансовых предприятий
национального и международного уровня. Главное в нынешней фирме – ее кадровая компетентность предприниматели, менеджеры, ученые, инженеры, рабочие с их мастерством, профессионализмом, компетентностью, инновационным потенциалом, конкурентной энергией, управленческими новациями, опирающимися на конкретную материально-техническую базу и реальную величину функционирующего капитала. Процветание фирмы, ее известность – производные от таланта и труда ее коллектива.
В современном мире в легальной экономике насчитывается около 50 млн. фирм – разнообразных предпринимательских структур, 99% которых относятся к малому и среднему бизнесу. Они крайне неравномерно распределяются по континентам и странам. Свыше 20 млн. фирм функционирует в США, около 16 млн. – в странах ЕС, свыше 7 млн. – в Японии, 5 млн. фирм приходится на европейские страны, не входящие в
ЕС. Конечно, фирма фирме рознь. 20 млн. мельчайших и мелких фирм не заменят 500 крупнейших, на которые приходятся главные направления наукоемких и традиционных производств. Каковы особенности современных западных фирм? Во-первых, специфична их организационно-правовая структура: головная компания интегрирует экономическую власть в условиях юридической самостоятельности входящих в ее состав компаний с принадлежащими им предприятиями.
Это придает фирме социально-экономическую, производственно-технологическую, организационно-управленческую цельность и устойчивость. Коммерческая самостоятельность отдельных звеньев сочетается с жестким централизмом (финансовый контроль, политика капиталовложений) головной компании, что обеспечивает синхронную деятельность всех подразделений фирмы. Во-вторых, механизм функционирования фирмы основан на эффективном взаимодействии капитала, труда, земли, информации. В результате производство превращается в результативный процесс;
обращение обслуживает выработанные стратегию и тактику; накопление и потребление характеризуются запрограммированной рациональностью В-третьих, фирма создает особые условия жизнедеятельности человека, она востребовала обширные и разносторонние знания: бухучет, менеджмент, Маркетинг, английский и другие языки, психологию, экономическую географию, историю. Фирма – одна из немногих «экономических ниш», где человек может самовыразиться.
В-четвертых, фирма функционирует эффективно. Экономическая эффективность фирмы связана со структурой кадров. На всех этапах развития рыночной экономики фирме принадлежит особая роль. Она – школа предпринимательства, движущая сила бизнеса, генератор инноваций, «полигон» освоения и внедрения результатов НТП. Фирма интегрирует и организует экономику на микроуровне. А совокупность фирм определяет эффективность национальной, региональной и мировой экономики в целом.
Таким образом, западные фирмы являются мощным средством экономической и социальной интеграции народного хозяйства общества. Механизм интересов фирмы, человека и общества функционирует на основе «конкурентного баланса» между прибылями, ценами и высоким уровнем жизни. Активным участником этих интересов выступает государство. Итак, можно сделать вывод, что фирма действительно находится в центре рыночной экономики и без нее
не возможна предпринимательская деятельность. Почему существуют фирмы Существует несколько подходов к объяснению возникновения и развития фирм. Во-первых, фирма представляет собой организационно-экономическую систему, с помощью которой осуществляются производственные процессы для создания товаров и услуг. Во-вторых, в социально-экономическом отношении фирмы – это общность людей, объединенных едиными мотивами
действия. В-третьих, фирма – совокупность взаимовыгодных контрактов. Последнее определение интересно потому, что фирма представляется не как объединение людей, машин и технологий, а как механизм реализации рыночных отношений, в основе которых лежат издержки по осуществлению хозяйственных сделок – трансакций. Внутри фирмы осуществляется сложная коллективная управленческая деятельность. В процессе управления соблюдаются соподчиненность и сбалансированность определенных задач и функций,
что предполагает строгое следование некоторым правилам (ограничениям) со стороны участников производственного процесса, т.е. осуществление административных функций, которые становятся одним из отличительных признаков фирмы. Любая фирма, занимающаяся хозяйственной деятельностью, ставит перед собой определенные цели, к достижению которых она стремится. Всякая предпринимательская деятельность имеет своей целью получение прибыли. Поэтому поведение фирмы можно описать с помощью производственной функции, которая определяет
нацеленность фирмы на максимизацию прибыли. Многообразием возможных положений отдельных фирм в конкретной экономической ситуации на рынке определяется различная нацеленность их функционирования. Это может быть желание выжить при определенном конкретном условии, предполагающем получение минимума прибыли; увеличение доли участия на рынке или захват нового рынка; повышение качества продукции и т.п. 1.1 Проблемы развития фирмы в условиях рыночной экономики.
Становление и развитие Казахстана как суверенного государства, переход к рыночному механизму хозяйствования предполагает реализацию программ демонополизации народного хозяйства как путем разукрупнения чрезмерно крупных производственных объединений, так и за счет создания новых малых и средних предприятий. В этом плане предполагается осо¬бенно широко использовать малый бизнес, который по сравнению с круп¬ным, эффективнее использует современную технику, быстрее осваивает новые виды продукции, производит товары,
широко используя местные источники сырья и отходы крупного производства. Исследование состояния и динамики развития малого бизнеса, разра¬ботка четкой экономической политики государства, поощряющей рост небольших предприятий, требуют более четкого определения того, что следует относить к понятию "малый бизнес". Изучение различных точек зрения зарубежных и отечественных экономистов, а также собственные исследования, позволили определить, что малый бизнес — это уже не отдельные,
разрозненные малые предприятия, а сложившаяся система связанных общей природой, целями и методами организаций и пред¬приятий, действующих в основном на местных рынках и наиболее тесно связанных с конечными потребителями товаров и услуг. Совокупность указанных факторов формирует понятие "Фирма", как категории, характеризующей социально-экономический уровень развития страны, как элемент предпринимательства, без которого нельзя обеспечить успешное вхождение в рынок. "
Фирма " - понятие емкое, поэтому, рассматривая его место и роль в экономике, следует определить критерии его выделения. По своей природе они могут быть количественными и качественными. Количественные критерии по своему содержанию позволяют правиль¬но определить размер предприятия. В отечественной и зарубежной практике количественные критерии обычно принято оценивать по трем параметрам: численности производственного персонала, объему валовой продукции и величине производственных фондов.
Каждый из них имеет свои недостатки и преимущества. Но, в конечном итоге, основным крите¬рием, который широко используется в статистических и экономических исследованиях большинства стран, является численность занятых на пред¬приятии. Остальные показатели используются в качестве корректи¬рующих. Выделение качественных характеристик малого бизнеса, как формы разрешенной экономической деятельности,
представляет собой самостоя¬тельную проблему, поэтому автор считает, что наиболее важными из них являются: договорной характер деятельности; длительность отношений сторон и устойчивость связей; функциональная направленность деятель¬ности; пространственная сфера деятельности; определенность конкретной цели. Исследование роли малого бизнеса на этапе формирования рыночной экономики в Казахстане позволило сделать вывод, что он является одним из главных факторов развития рыночной системы
хозяйствования и соз¬дания конкурентной среды, одновременно способствуя повышению уровня занятости, решению социальных проблем, более эффективному исполь¬зованию способностей делового человека. Сегодня организация мелких хозяйственных единиц происходит под влиянием различных экономических, политических и социальных факторов, сдерживающих их развитие. Характерным моментом для развития экономики в целом, и малого бизнеса, в частности, в Республике Казахстан является неустойчивость юридических норм и неотработан¬ность
механизма действия уже принятых законов. Проведенное исследование теоретических и методологических проб¬лем формирования и развития отечественных предприятий малого биз¬неса показало, что наиболее жизнеспособными в этих условиях оказались следующие их виды: - предприятия, действующие в производственной сфере, так назы¬ваемые "симбионты"; - услугопроизводящие фирмы, работающие в сфере услуг; - предприятия-брокеры, оказывающие услуги в сфере обращения и без¬наличной торговли.
Симбионты малые предприятия, внедренные в крупную производственную структуру, использующие сырье, производ¬ственную базу и рабочую силу основного предприятия. Это, как правило, арендный или подрядный коллектив с правами юридического лица. В условиях спада промышленного производства, когда большинство предприятий испытывает трудности с заключением договоров на поставку продукции, именно, предприятия-брокеры выполняют функции "крове¬носных сосудов" экономики. Фактический объем произведенной малыми предприятиями про¬дукции
составил по состоянию на 1.01.98 года 101,8 млрд. тенге. В то же время доля продукции, произведенной этими предприятиями, остается пока незначительной - всего 6 - 7 % от ВВП. Положение предприятий малого бизнеса по отраслям народного хозяйства выглядит следующим образом: 6,6 % от общего количества предприятий функционирует в сельском хозяйстве, 1,3%-в горнодобывающей промышленности, 12,9% - в обрабатывающей промышленности,
11,1 % - в производстве строи¬тельных материалов, 33,6% - в торговле, 34,5% занимают остальные отрасли. Анализ деятельности предприятий и фирм за 1992 -1997 годы показал, что процесс формирования этих предприятий, как сектора эконо¬мики РК, идет неустойчиво, о чем свидетельствуют следующие данные: из 128,64 тыс. зарегистрированных на 1.01.03 г. субъектов малого предпри¬нимательства функционирует только 19,4 %.
Проводимая государством политика поддержки и развития малого предпринимательства позволила сформировать правовые, организационные, инфраструктурные условия, которые еще недостаточны для успешной деятельности предпринимателей на рынке. Однако наличие нерешенных проблем в этой области, низкий уровень выживаемости малых предприятий, жесткая конкурентная борьба заставляют предпринимателей бороться за свое существование. Считается, что для решения данных проблем необходимо внедрение системы маркетинга в качестве стратегического
принципа хозяйственной деятель¬ности предприятий малого бизнеса. Такая необходимость вызвана тем, что именно маркетинг обеспечивает процесс стыковки реального потен¬циала фирмы с запросами рынка в целях максимального удовлетворения спроса потребителей. Опыт стран с развитой экономикой показывает, что функцио¬нирование и развитие любого предприятия не представляется возможным без внедрения концепции маркетинга как формы рыночного управления.
Современный маркетинг представляет собой систему гибкой увязки производства и потребления, способ их согласованного взаимодействия, играющего важную роль в воспроизводственных процессах экономики. По мнению экономистов маркетинговый подход, в основу которого положены идеи удовлетворения нужд и потребностей рынка, должен стать главным направлением стратегии малого бизнеса. На основе изучения мировой, советской и современной отечественной экономической литературы, в работе
рассмотрено содержание концепции маркетинга в малом бизнесе как системы поведения предпринимателя в условиях современного рынка. Маркетинг должен охватывать различные стороны деятельности фирмы и направлять ее на решение таких задач, как комплексное изучение рынка, ценообразование, товарная политика, управление сбытом, коммуникационная деятельность. Основным кри¬терием успеха предприятий малого бизнеса должно стать то, что выпус¬каемые ими изделия удовлетворяют разносторонние потребности клиен¬тов.
Только при выполнении этого условия предприниматель достигает своей главной цели - получения прибыли и увеличения объема сбыта. Использование концепции маркетинга в практике производственно-коммерческой деятельности предприятий зависит от уровня доходов, мас¬штабов деятельности, стоящих перед ними целей, рыночной конъюнктуры и других факторов. Поэтому степень внедрения концепции маркетинга на отечественных предприятиях различна. В связи с этим, считается необ¬ходимым выделить следующие степени внедрения:
локальное, частичное и глобальное. Локальное внедрение маркетинга - разработка и применение инстру¬ментов маркетинга в практике фирм, позволяющих установить двухсторон¬ние отношения между производителями и потребителями, основу которых составляют изучение, формирование и реализация потребностей поку¬пателей. Частичное внедрение системы маркетинга предполагает более высокую степень использования ее элементов, которые пусть и в ограниченном масштабе, но формируют целостную систему маркетинга.
В этом случае фирма осуществляет маркетинговую деятельность, опираясь на разрабо¬танные долгосрочные планы. Это дает возможность производить продукты с заранее заданными свойствами. Данный уровень использования марке¬тинга предполагает внедрение его элементов на микроуровне с дальней¬шим учетом региональных профилей в общественном разделении труда и формированием регионального рынка. Глобальное внедрение системы маркетинга - формирование маркетинга на макроэкономическом уровне, которое
можно сформулировать как совместную деятельность государства, предприятий, фирм и иных субъек¬тов хозяйствования, направленную на удовлетворение нужд покупателей и создание рынка потребителя. Такое внедрение системы маркетинга отечественными предприни¬мателями раскрывает ее целевую направленность, одной из главных сос¬тавляющих которой является анализ реальных рыночных процессов и тен¬денций развития предприятия. На первых порах предприятия малого бизнеса могут использовать у себя лишь отдельные направления
маркетинговой концепции, постоянно сужая или расширяя сферы их применения. Переход к рыночной экономике обуславливает необходимость рабо¬тать по-новому, приспосабливать производственно-сбытовую деятель¬ность к конкретной рыночной ситуации. Для этого необходимо решение целого ряда задач, главная из которых - ориентация предприятия на прин¬ципы маркетинга, как наиболее эффективные в условиях рынка.
Непременным условием успешной деятельности на рынке является постоянное маркетинговое исследование рынка на базе непрерывного сбо¬ра и обработки информации обо всех изменениях его конъюнктуры. Иссле¬дование рынка позволяет перейти от субъективных суждений к фактам, тем самым, снижая для предприятия степень риска, связанную с быстрыми изменениями соотношения между спросом и предложением. Поэтому изменения рынка являются центральным блоком структуры маркетин¬гового исследования.
Сложность получения маркетинговой информации о конъюнктуре рынка в целом, о соотношении на нем позиций крупных, средних и малых предприятий, незначительный удельный вес отечественных предприятий малого бизнеса в валовом национальном продукте обусловили проведение исследования одного конкретного рынка - рынка хлебобулочных изделий. Например, состояние рынка хлебобулочной продукции тесно связано с развитием АПК страны. Рынок производителей зерна Карагандинской области состоит из 1200 сельхозпредриятий всех
форм собственности, деятель¬ность которых на сегодняшний день нельзя оценивать положительно. Валовое производство зерна по состоянию на 1.01.98 года составило 1798,8 тысяч центнеров, что на 70,7% ниже показателя предыдущего года, при этом урожайность снизилась практически втрое. Кроме того, на селе, по сути, идет возврат к натуральному обмену. Распад системы государственных закупок вызвал широкое распространение бартерных сделок, в результате
которых 75% собранного урожая уходит на погашение различных выплат (погашение бюджетных долгов, покупку горючесмазочных материалов, оборудования и его ремонт, удобрений и т. д.), в итоге лишь 25% зерна идет на рынок. Это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние дел в следующем звене, представленном предприятиями-производителями муки. Оставшаяся часть собранного урожая, а именно 449,7 тысяч центнеров зерна, достаточна для производ¬ства лишь 31,4 тысяч тонн муки, что не обеспечивает потребность регионального
рынка хлебобулочных изделий. Анализ рынка производителей муки показал, что производство продукции снизилось за последние 3 года на 16%, причем это произошло за счет уменьшения объемов деятельности крупных предприятий, таких как АО "Алтын Дан" и " Астык Онимдеры ". Если в 1995 году работа этих предприятий обеспечивалась 100% поставками государственного зерна, то сегодня они вынуждены обеспечивать себя сами, покупая зерно за пре¬делами области.
Таким образом, нарушенные связи между товаропроизводящими и заготовительными предприятиями зерна и муки, недостаточный объем зерновых культур, выращиваемых в области, заставляют производи¬телей хлеба, использовать для выпечки и переработки привозное зерно. Для того, чтобы восстановить связь между производителями зерна, муки и хлеба внутри региона, необходима активная государственная поддержка сельхозпроизводителей зерна.
Собранная информация позволила определить размеры совокупного предложения хлебобулочной продукции по Карагандинскому региону. Учитывая особенности продукта, вследствие которых он не импор¬тируется и не отправляется на экспорт, объем совокупного предложения был определен по формуле: СП = ЕСП == иСП + иСП + + иСп, где СП - совокупное предложение; ЕСП - суммарный объем производства всех предприятий рынка; иСП -объем производства отдельного предприятия.
Согласно данной формуле размер совокупного предложения или емкость рынка хлебобулочной продукции на 1.01.98 года составила 1215177,1 тыс. тенге. По сравнению с прошлым годом суммарный объем производства хлебобулочных изделий малыми фирмами увеличился в 9,6 раз. Фирменная структура рынка хлеба и хлебобулочной продукции пред¬ставлена различными типами предприятий. Сгруппировав эти предприятия по показателю численности занятых на них работников в три группы: крупные, средние и малые.
Можно определить долю предприятий малого бизнеса на рынке хлебобулочной продукции Карагандинского региона. Рыночная доля, занимаемая частными пекарнями, составила на начало 1998 года 23,8 %. По исследуемым предприятиям ТОО "КАМ-РЕЗЕРВ" и "ДОКА-НАН" этот показатель равен 3,0% и 1,5% соответственно. Товарная структура рынка хлебобулочных изделий представлена хлебом и его разно¬видностями: батоны,
калачи, плетенки, булочки. 2) анализ доли крупных, средних и малых предприятий на рынке хлебо¬булочных изделий. Долгое время хлебопекарная промышленность была представлена в основном крупными и средними предприятиями. Переход к рыночным отношениям повлиял на необходимость пересмотра договорных связей, некоторые из которых были признаны нерентабельными, обусловил зави¬симость качества выпускаемой продукции от желаний и нужд потребителя. Здесь надо отметить, что каждая фирма прежде чем начинать свое дело,
т.е. выпуск какой либо продукции или же технологии продукции должна прежде всего проанализировать все этапы своей деятельности, который приведет к успеху. 1.2 Природа издержек Частные предприятия представляют собой один из важнейших объектов микроэкономического анализа. Их можно изучать с самых разнообразных углов зрения, однако в первую очередь их нужно рассматривать с достаточно прозаической точки зрения - как механизм для превращения затрат труда, капитала и природных
ресурсов в готовую продукцию, представляющую собой товары и услуги, произведенные для удовлетворения человеческих потребностей. Фирма как производственное звено является ключевым элементом неоклассической традиции микроэкономического анализа. В силу действия феномена редкости (ограниченности всех видов ресурсов) производство без некоторых издержек вообще невозможно. В силу этого обстоятельства любое решение о производстве чего- либо вызывает необходимость отказа от
использования тех же ресурсов для производства каких- то иных вещей (Издержки - это те выплаты, которые фирма обязана сделать, или те доходы, которые фирма обязана обеспечить поставщику ресурсов для того, что - бы отвлечь эти ресурсы от использования в альтернативных производствах). Таким образом, все издержки представляют собой альтернативные (или вмененные) издержки. Альтернативные издержки производства являются главным препятствием, с которым сталкивается фирма в
процессе реализации своих возможностей максимизации прибыли. Классификацию издержек производства нужно начать с того, что в число альтернативных издержек, с которыми сталкиваются фирмы, входят выплаты рабочим, инвесторам, а так же владельцам природных ресурсов; все эти выплаты осуществляются с целью привлечь факторы производства, отвлекая их тем самым от альтернативных вариантов применения и т.д. Эти издержки можно классифицировать множеством способов: явные, неявные
издержки Явные издержки - это альтернативные издержки, принимающие форму прямых (денежных) платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий. В число явных издержек входит зарплата, выплачиваемая рабочим, жалованье менеджеров, комиссионные выплаты торговым фирмам, выплаты банкам и другим поставщикам финансовых услуг, гонорары за юридические консультации, оплата транспортных расходов и т.д. Существуют также неявные издержки.
К их числу относятся альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы (или находящиеся в собственности фирмы, как юридического лица). Эти издержки не предусмотрены контрактами, обязательными для явных платежей, и поэтому остаются недополученными (в денежной форме). Обычно фирмы не отражают неявные издержки в своей бухгалтерской отчетности, но от этого они не становятся менее реальными. 2 Виды издержек
Разделение издержек на явные и неявные один из возможных способов классификации издержек. Еще один важный метод классификации издержек основывается на учете временных горизонтов, на протяжении которых принимаются те или иные производственные решения. Для того, чтобы обеспечить выпуск продукции фирма должна осуществляет целый спектр разного рода затрат. Объемы выпуска продукции изменяются в зависимости от изменения объемов этих затрат.
Объемы некоторых видов затрат поддаются весьма быстрой корректировке, в то время как другие требуют большего времени. Если рассматривать затраты корректировка и регулирование которых требует большого времени, то без нарушения общности, можно сказать, что именно они определяют размеры фирмы параметры ее производственных мощностей, то есть размеры производственных структур и производственный потенциал машинного парка фирмы. Затраты именно такого рода относятся к категории постоянных затрат.
А издержки сопряженные с обеспечением постоянных затрат, именуются постоянными издержками. Помимо постоянных затрат, фирмы несут также переменные затраты, которые могут быстро и без особых трудностей подвергнуты изменению в рамках предприятия данного размера по мере того, как изменяется объем выпуска продукции. Сырье, энергия, почасовая оплата труда - вот примеры переменных издержек большинства фирм. От конкретной ситуации зависит, какие затраты являются постоянными, а какие переменными.
Лучше всего это видно на примере: Почасовую оплату относят к переменным издержкам производства. В тех случаях, когда падает спрос на продукцию фирмы, почасовых рабочих обычно увольняют, поскольку фирма переориентируется на более низкий уровень производства. Однако в соответствии с коллективными договорами, которые отдельные фирмы заключают со своими профсоюзами, почасовая оплата (по крайней мере в некоторой своей части) относится не к переменным, а к постоянным
издержкам. Речь идет о коллективном договоре крупных сталелитейных фирм с Объединенным профсоюзом рабочих сталелитейной промышленности. Договор предполагает выплату пенсий, страхование здоровья и жизни, наличие пособий по безработице, а также выплату выходных пособий на случай закрытия завода. Общая сумма выплат может доходить до 70000 долларов на одного рабочего.
Если издержки на оплату труда остаются постоянными, то в случае закрытия предприятия возможна ситуация, в которой дальнейшее использование производственных мощностей целесообразно даже при наличии прямых убытков стоимостной оценки. Например, в 1980 году дирекция фирмы "Кайзер Стил" проголосовала за то, чтобы оставить на работе 11000 человек, поскольку закрытие предприятия обошлось бы фирме более чем в 350 миллионов долларов в виде пособий.
В другом случае необходимость оперировать с расходами на оплату труда как с постоянными издержками потребовала от одной из фирм принятие нестандартных решений в целях недопущения убыточных операций. В 1981 году компания "Нэшнл Стил" пришла к выводу о невозможности дальнейшего финансирования своего отделения в Вейртоне, Западная Вирджиния. Закрытие завода обошлось бы компании в 320 миллионов долларов, которые пошли бы на пособия квалифицированным рабочим.
Чтобы снять с себя это бремя, "Нэшнл Стил" продала право управления заводом в Вейртоне трудовому коллективу. насчитывающему 10000 рабочих и служащих. Они же не прекратили работу завода в надежде на то, что некоторое снижение заработной платы и общий рост производительности вновь сделает предприятие прибыльным. Как видно из примера, затраты являющиеся для одних фирм переменными, вполне могут для других фирм относится
к категории постоянных. Так, издержки, связанные с обеспечение переменных затрат, называются переменными издержками. Различие между переменными и постоянными затратами является основной для разграничения двух временных горизонтов: краткосрочными временными интервалами и долгосрочными временными интервалам. Из определения переменных издержек следует, что величины переменных издержек в конечном счете зависят не только от объемов производства, но и от экономии материальных и трудовых затрат в результате производимой
рационализации производства и труда. Воздействие последних приводит к тому, что переменные издержки с ростом объемов производства увеличиваются по-разному. На практике выделяют три возможных случая увеличения переменных издержек: пропорционально увеличению объемов производства, регрессивно, опережающими темпами в сравнении с ростом производства. Безвозвратные издержки. Безвозвратные издержки обладают отличительной чертой, которая позволят их выделять
среди других затрат. Безвозвратные издержки осуществляются фирмой раз и навсегда и не могут быть возвращены даже в том случае, когда фирма полностью прекращает свою производственную деятельность в данной сфере. Если фирма планирует начать работу в некотором новом для себя направлении бизнеса или расширить свои операции, то безвозвратные издержки, связанные с этим решением, как раз и представляют собой альтернативные издержки, сопряженные с началом новой деятельности.
Как только решение об осуществлении издержек такого рода принято, безвозвратные издержки перестают быть для фирмы альтернативными, ибо она раз и навсегда потеряла возможность вложить эти средства куда бы то ни было. То обстоятельство, что безвозвратные издержки фактически не имеют никакой связи с текущими операциями фирмы, нередко выражается поговоркой: "Что с воза упало, то пропало" Общественные издержки включают в себя все расходы на изготовление
и реализацию продукции. Они составляют стоимость товара для изготовителя, служат основой для определения исходной продажной цены - цены предложения. Эта цена позволяет предприятию окупить себестоимость и принести прибыль. Например, издержки предприятия на изготовление шариковых ручек включают: затраты на покупку материалов, на изготовление ручек. Общественные издержки шариковых ручек включают: общие, совокупные затраты, то есть затраты на производство, на рекламу, на сбыт; они выражаются в цене этих ручек.
Многие экономисты внесли существенный вклад в изучение издержек. Например, теория издержек К. Маркса основывается на двух принципиальных категориях - издержки производства и издержки обращения. Под издержками производства понимаются затраты на зарплату, сырье и материалы, сюда же входят амортизация средств, труда и т.д. Издержки производства представляют собой расходы на производство, которые должны понести организаторы предприятия с целью создания товаров и последующего
получения прибыли. В стоимости единицы товара, издержки производства составляют одну из двух ее частей. Издержки производства меньше стоимости товара на величину прибыли. Категория издержки обращения связана с процессом реализации товаров. Дополнительными издержками обращения являются издержки на упаковку, сортировку, транспортировку и хранение товаров. Этот вид издержек обращения близок к издержкам производства и, входя в стоимость товара, увеличивает
последнюю. Дополнительные издержки возмещаются после продажи товаров из полученной суммы выручки. Чистые издержки обращения - издержки на торговлю (зарплата продавцов и т.д.), маркетинг (изучение потребительского спроса), рекламу, затраты на оплату персонала штаб-квартиры и т.д. Чистые издержки не увеличивают стоимости товаров, а возмещаются после продажи из прибыли, созданной в процессе производства товаров. Говоря об издержках производства и обращения,
К. Маркс рассматривал процесс формирования издержек непосредственно по их основным элементам в производственном процессе. Он абстрагировался от проблемы колебания цен вокруг стоимости. Кроме того, в двадцатом веке появилась необходимость определить изменения издержек в зависимости от количества производимой продукции. Современные концепции издержек, разработанные экономистами Запада, во многом учитывают оба вышеотмеченных момента.
В центре классификации издержек - взаимосвязь между объемом производства и издержками, ценой на данный вид товаров. Издержки делятся на независящие и зависящие от объема производимой продукции. В западных странах используется вышеописанное деление затрат (издержек) на постоянные и переменные, причем прямые и часть косвенных затрат относятся к переменным, а оставшаяся часть косвенных затрат (не зависящих от объема производства) - к постоянным.
Нередко первая из вышеуказанных частей косвенных затрат выделяется в отдельную группу - частично переменные затраты, поскольку эти затраты изменяются по своей величине не в прямо пропорциональной зависимости от изменения объема производимой продукции. Деление затрат на прямые и переменные позволяет получить показатель - добавленную стоимость, определяемую вычитанием из общего дохода (выручки) предприятия переменных затрат. Добавленная стоимость состоит, таким образом, из постоянных затрат и чистой прибыли. этот показатель
позволяет оценить общую эффективность производства и реализации вне зависимости от прямо зависящих от величины объема производства переменных расходов. В СНГ деление затрат на условно-постоянные и условно-переменные, рассчитываемые по экономическим элементам, применяется при расчете экономии от влияния технико-экономических факторов. Подобные расчеты выполняются для определения будущей плановой себестоимости продукции на основе имеющейся
фактической себестоимости. Такого рода расчеты не всегда целесообразны, поскольку позволяют всего лишь определить увеличение затрат в случае, если бы условно-постоянные расходы возрастали прямо пропорционально росту объема производимой продукции (практически невозможная ситуация). Издержки производства имеют большое значение в формировании конечного результата деятельности предприятия - прибыли или убытка. Конечный результат деятельности слагается из финансового результата от реализации
продукции и доходов от вне реализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Определяется конечный результат как разница между выручкой от реализации продукции в действующих ценах и затратами на ее производство и реализацию. Следовательно, для получения максимально возможной прибыли необходимо снижать затраты на производство и реализацию этой продукции. Основной путь снижения затрат производства - это экономия всех видов ресурсов, потребляемых в производстве
трудовых и материальных. 2.1 Издержки производства в краткосрочном периоде Краткосрочный период - это период времени слишком короткий для изменения производственных мощностей, но достаточный для того, чтобы изменить интенсивность использования этих мощностей. Производственные мощности остаются неизменными в краткосрочном периоде, а объем выпуска может изменяться путем изменения количества рабочей силы, сырья, и других ресурсов применяемых на этих мощностях.
Издержки производства какого либо продукта зависят не только от цен на ресурсы но и от технологий - от количества ресурсов, которое необходимо для производства. Мы рассмотрим, каким образом будет изменяться объем выпуска по мере того как все большее и большее количество переменных ресурсов мы будем вводить Закон убывающей отдачи Обычно предприятие имеет сразу несколько видов издержек.
Мы для упрощения будем рассматривать один вид издержек – труд. Рассмотрим, что происходит с ежедневным уровнем производства, измеренным в физических единицах (с совокупным физическим продуктом) при изменении количества рабочих от 0 до 8 . Если рабочих нет то и производства нет, один рабочий тоже не в состоянии производить, так как некоторые линии требуют как минимум двух рабочих. Выпуск растет сначала очень быстро - по мере того как к труду
привлекается большее количество людей. После того как количество рабочих достигает семи человек, дальнейшее увеличение количества рабочих не дает увеличение объема выпуска. Причина такова: инструменты и оборудование заняты, поэтому дополнительным рабочим необходимо простаивать в ожидании того, когда освободятся мощности. Но в диапазоне от 0 до 7 рабочих, выпуск растет. Предельные издержки Предельными издержками называются дополнительные издержки, связанные с увеличением
выпуска продукций на 1 единицу. Зависимость между предельным продуктом и предельными издержками объясняется: при данном уровне цены (издержек) на переменные ресурсы, растущая отдача (т.е. увеличение предельного продукта) будет выражаться в падении предельных издержек, а убывающая отдача (т.е. падение предельного продукта) - в росте предельных издержек. Кривая предельных издержек представляет собой зеркальное отражение кривой предельного продукта. Когда предельная производительность достигает максимума, предельные издержки
достигают минимума. 2.2 Издержки производства в долгосрочном периоде Мы рассматривали издержки в краткосрочном интервале, они относились к решениям, касающимся краткосрочных изменений объема выпуска продукций при использовании заданного количества постоянных затрат. Сейчас мы будем рассматривать предприятие в долгосрочном периоде, когда оно может изменить масштабы своих производственных мощностей. Представьте себе, что небольшое предприятие легкой промышленности
сначала развернуло минимальные производственные мощности, а затем, благодаря успешной экономической деятельности все больше и больше расширялось. Сначала, какое то время, увеличение мощностей будет сопровождаться снижением средних общих издержек. Однако, в конце концов все больший рост мощностей приведет к увеличению средних общих издержек. Строительство все более крупных предприятий будет приводить к снижению минимальных издержек на единицу продукции. Экономия, обусловленная масштабом производства
Для описания того, каким образом изменяются долговременные средние издержки с изменением масштаба производства, используется специальная терминология. Если в какой либо точке выпуска долговременные средние издержки падают с ростом выпуска, то говорят, что фирма имеет экономию, обусловленную масштабом производства. Если же в какой либо точке выпуска долговременные средние издержки растут, то говорят об ущербе нанесенном от роста масштабов производства и наконец, если в какой либо период долгосрочные средние издержки вообще
не изменяются с ростом объема производства, то говорят, что предприятие имеет постоянный эффект от роста масштабов производства. Так откуда же все-таки происходит экономия, обусловленная ростом масштабов производства. Дело в том, что по мере роста, предприятие изменяет свои производственные технологии и методы внутренней организации, для того чтобы реализовать преимущества крупного производства. В некоторой своей части экономия, обусловленная масштабом, проистекает из действия раннее упомянутого
человеческого фактора. То есть речь идет о специализации и кооперации. Фирма может стать очень крупной пока она исчерпает весь эффект специализаций и коопераций. Например, в мелкой фирме директор может заниматься маркетингом всего около одного часа в день, а в крупной фирме создаются специальные отделы, в которых люди занимаются маркетингом все свое рабочее время. Следующим источником экономий, являются технологии.
В подавляющем своем большинстве, линии, способные сделать двойную работу дешевле двух менее производительных линий. Так один “Server“ стоит дешевле, чем два обыкновенных компьютера. Мелкой фирме эффективней использовать менее внушительную технику, чем покупать дорогие, производительные линии, но по мере роста предприятие будет все ощутимее испытывать снижение средних издержек за счет роста масштабов производства. Однако существуют и отрицательные стороны роста масштабов производства.
С ростом предприятия начинает увеличиваться штат рабочих, в крупном предприятии становиться трудно управлять людьми. Рабочие перестают работать на цель всего предприятия, а начинают стремиться к успеху только своего отдела, не учитывая потребности и возможности остальных отделов. Резко возрастают расходы на содержание крупного управленческого аппарата. Еще один отрицательный момент, когда предприятие не учитывает в полной мере совокупный спрос и закупает
оборудование больших масштабов, чем это необходимо, что ведет к существенным потерям. Наглядным примером такого предприятия является «Авиастар». По планам «архитекторов» этого завода он должен был занимать площадь в 120 квадратных километров и выпускать все, начиная от веников, и кончая оборудованием для космических станций. Даже если бы этот проект удалось завершить, то завод не находился бы в лучшем положении, чем сейчас.
Могло быть даже хуже. 2.3 Прибыль предприятия, ее использование и распределение Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производ¬ства в процессе предпринимательской деятельности. Резуль¬татом соединения факторов производства (труда, капита¬ла, природных ресурсов) и полезной производительной де¬ятельности хозяйствующих субъектов является произве¬денная продукция, которая становится товаром при усло¬вии ее реализации потребителю.
На стадии продажи выявляется стоимость товара, вклю¬чающая стоимость прошлого овеществленного труда и жи¬вого труда. Стоимость живого труда отражает вновь со¬зданную стоимость и распадается на две части. Первая пред¬ставляет собой заработную плату работников, участвую¬щих в производстве продукции. Ее величина определяется факторами, обусловленными необходимостью воспроизводства рабочей силы. Для предпринимателя она представляет часть издержек по производству продукции.
Вторая часть вновь созданной стоимости отражает чистый доход, который реализуется только в результате продажи продукции, что означает общественное признаки полезности. На уровне предприятия в условиях товарно-денежных отношений чистый доход принимает форму прибыли. На рынке товаров предприятия выступают как отношения обособленные товаропроизводители. Установив цену они реализуют ее потребителю, получая при этом выручку, что не означает получение прибыли,
выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализации которые принимают форму себестоимости продукции. Когда выручка превышает себестоимость, финансовые льготы свидетельствует о получении прибыли. Предприниматель всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда извлекает. Если выручка равна себестоимости, то уда¬юсь лишь возместить затраты на производство и реализа¬цию продукции. Реализация состоялась без убытков, но от¬сутствует и прибыль как источник производственного,
на¬учно-технического и социального развития. При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки — отрицательный финансовый результат, что ставит его в достаточно сложное финансовое положение, не исключаю¬щее и банкротство. Прибыль как важнейшая категория рыночных отноше¬ний выполняет определенные функции. Во-первых, прибыль характеризует экономический эф¬фект, полученный в результате деятельности предприя¬тия. Но все аспекты деятельности предприятия с помощью прибыли в качестве единственного показателя
оценить невозможно. Такого универсального показателя и не может быть. Именно поэтому при анализе "производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия используется система показателей, Значение прибыли состоит в том, что она отражает финансовый результат. Вместе с тем на величину прибыли и ее динамику воздействуют как зависящие от предприятия факторы, так и не зависящие от них. Фактически вне сферы воздействия предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень
цен на потребляемые матерально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, амортизационных отчислений. Объектом распределения является балансовая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направ¬ление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли ре¬гулируется в той ее частику которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных пла¬тежей.
Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры ста¬тей ее использования находится в компетенции предприя¬тия. Принципы распределения прибыли можно сформули¬ровать следующим образом: - прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельнос¬ти, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом; - прибыль для государства поступает в соответствующее бюджеты
в виде налогов и сборов, ставки которых Р могут быть произвольно изменены. Состав и ставки нало¬гов, порядок их исчисления и взносов в бюджет законодательно; - величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улуч¬шении результатов производственно-хозяйственной и фи¬нансовой деятельности; - прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия,
Б первую очередь направляется на накопление, обеспечи¬вающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части — на потребление. На предприятии распределению подлежит чистая при¬быль, т. е. прибыль, оставшаяся в распоряжении предпри¬ятия после уплаты налогов и других обязательных плате¬жей. Из нее взыскиваются санкции, уплачиваемые в бюд¬жет и некоторые внебюджетные фонды. Распределение чистой прибыли отражает процесс фор¬мирования фондов и резервов предприятия для финанси¬рования
потребностей производства и развития социальной сферы. В современных условиях хозяйствования государство не устанавливает каких-либо нормативов распределения прибыли, но через порядок предоставления налоговых льгот стимулирует направление прибыли на капитальные вло¬жения производственного и непроизводственного характе¬ра, на благотворительные цели, финансирование природо¬охранных мероприятий, расходов по содержанию объектов и учреждений социальной сферы и др.
Законодательно ог¬раничивается размер резервного фонда предприятий, регулируется порядок формирования резерва по сомнительным долгам. Распределение чистой прибыли — одно из направлении внутрифирменного планирования, значение которого Условиях рыночной экономики возрастает. Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия и определяется положение, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических служб и утверждается
руководящим органом предприятия. В соответствии с уставом предприятия могут составлять сметы расходов, финансируя из прибыли, либо образовывать фонды специального значения: фонды накопления (фонд развития производства или фонд производственного и научно-технического развития, фонд социального развития) и фонды потребления (фонд материального поощрения). Смета расходов, финансируемых из прибыли, включа¬ет расходы на развитие производства, на социальные нуж¬ды трудового коллектива, на материальное поощрение
ра¬ботников и благотворительные цели. К расходам, связанным с развитием производства, от¬носятся расходы на научно-исследовательские, проектные, конструкторские и технологические работы, финансирова¬ние разработки и освоения новых видов продукции и тех¬нологических процессов, затраты по совершенствованию технологии и организации производства, модернизации обо¬рудования, затраты, связанные с техническим перевоору¬жением и реконструкцией действующего производства, рас¬ширением предприятий.
В эту же группу расходов включа¬ются расходы по погашению долгосрочных ссуд банков и процентов по ним. Здесь же планируются затраты на про¬ведение природоохранных мероприятий и др. Взносы пред¬приятий из прибыли в качестве вкладов учредителей в со¬здание уставного капитала других предприятий, средства, перечисляемые союзам, ассоциациям, концернам, в состав которых входит предприятие, также считаются использо¬ванием прибыли на развитие.
Распределение прибыли на социальные нужды включа¬ет расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, находящихся на балансе предприятия, финансирование строительства объектов непроизводственного назначения, организации и развития подсобного сельского хозяйства, поведения оздоровительных, культурно-массовых меро¬приятий и т. п. К затратам на материальное поощрения относятся единовременные поощрения за выполнение особо важных Производственных заданий, выплата премий за создание, освоение и внедрение новой техники,
расходы на оказание материальной помощи рабочим и служащим, единовремен¬ные пособия ветеранам труда, уходящим на пенсию, над¬бавки к пенсиям, компенсация работникам удорожания сто¬имости питания в столовых, буфетах предприятия в связи с повышением цен и др. Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприя¬тия, подразделяется на две части. Первая часть увеличи¬вает имущество предприятия и участвует в процессе на¬копления, вторая — характеризует
долю прибыли, исполь¬зуемой на потребление. При этом не обязательно всю при¬быль, направляемую на накопление, использовать полнос¬тью. Остаток прибыли, не использованной на увеличение имущества, имеет резервное значение и может быть ис¬пользован в последующие годы для покрытия возможных убытков, финансирования различных затрат. Нераспределенная прибыль в широком смысле — как прибыль, использованная на накопление, и нераспределен¬ная прибыль прошлых лет свидетельствуют о финансовой устойчивости предприятия, о наличии
источника для пос¬ледующего развития. Распределение и использование прибыли товариществ и акционерных обществ имеют свои особенности, обуслов¬ленные организационно-правовой формой этих предприя¬тий. К затратам на материальное поощрение относятся единовременные поощрения за выполнение особо важных производственных заданий, выплата премий за создание, оСБоение и внедрение новой техники, расходы на оказание материальной помощи рабочим и служащим, единовремен¬ные пособия ветеранам труда, уходящим на
пенсию, над¬бавки к пенсиям, компенсация работникам удорожания сто¬имости питания в столовых, буфетах предприятия в связи с повышением цен и др. Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприя¬тия, подразделяется на две части. Первая часть увеличи¬вает имущество предприятия и участвует в процессе на¬копления, вторая — характеризует долю прибыли, исполь¬зуемой на потребление. При этом не обязательно всю при¬быль, направляемую на накопление, использовать полнос¬тью.
Остаток прибыли, не использованной на увеличение имущества, имеет резервное значение и может быть ис¬пользован в последующие годы для покрытия возможных убытков, финансирования различных затрат. Нераспределенная прибыль в широком смысле — как прибыль, использованная на накопление, и нераспределен¬ная прибыль прошлых лет свидетельствуют о финансовой устойчивости предприятия, о наличии источника для пос¬ледующего развития. Распределение и использование прибыли товариществ и акционерных обществ имеют свои особенности,
обуслов¬ленные организационно-правовой формой этих предприя¬тий. Совершенствование финансово-экономической работы на предприятии предполагает управление формированием, определением и использованием прибыли как единым про¬весом. Заключение Фирма занимает важнейшее место в институциональной структуре рыночной экономики. Институциональная структура рыночной системы включает такие институты, как рынок и фирма.
Фирма нуждается в объективном контроле со стороны рынка. Но и рынок нуждается в фирмах, так как только организация производства в виде фирм может дать необходимый результат для развития рыночной экономики. Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производ¬ства в процессе предпринимательской деятельности. Объектом распределения является балансовая прибыль предприятия.
Под ее распределением понимается направ¬ление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли ре¬гулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных пла¬тежей. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры ста¬тей ее использования находится в компетенции предприя¬тия.
Список использованной литературы 1. Экономикс С. Брю, Макконел т.2 2. Микроэкономика Э. Д. Долан 3. Экономика предприятия и предпринимательство В. П. Грузинов М.1994 4. Экономика предприятия в условиях рынка под ред. А. И. Руденко М.93г 5. Экономика предприятия под ред. А. И. Руденко Мн.1995г 6. Фишер С Дорнбуш Р Шмалензи
Р. Экономика: Перевод с английского со 2-го издания М.: Дело, 1998г. 7. Макконел К.Р Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х т. 8 Сажина М.А Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов М.: Издательская группа Норма – Инфра-М, 1998 456с.
9 Экономика: Учебник. 3-е изд перераб. и доп. / Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова М 2000 896с. 10 Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общей ред. акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой М.: Инфра-М, 1997 560с. 11 Экономическая теория: Учебник для вузов / Под. ред. А.И. Добрынина, Л.С.
Тарасевича СПб.: Изд. СПбГУЭФ, Питер-Ком, 1999 - 544с. 12 Смешанное общество Алматы,1999. 13 Мамыров М.Г. Государство и бизнес Алматы,2000. 14 Кошербаева А. Проблемы развития предпринимательства в условиях становления рынка Алматы,2001. 15 Рыночная экономика: проблемы становления -
Алматы,2000.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |