Реферат по предмету "География"


Эстетика урбанизированного ландшафта

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Географический факультет
Кафедра физической географии и геоинформационных систем
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Эстетика урбанизированного ландшафта
 
(магистерская диссертация)
 
 
 
 
 
Выполнил студент
2 курса 971-м группы
Пошелюжин Александр Васильевич
 
_________________________
 
Научный руководитель
к.г.н., доцент Барышникова Ольга Николаевна
 
_________________________
 
Допустить к защите                                                   Работа защищена
 
Зав. кафедрой,                                                            ___________________­  2009 г.
к.г.н., профессор
Хабидов Александр Шамильевич                           Оценка __________________
 
(подпись) ______________                                      Председатель ГАК
 
_________________ 2009 г.                                      _________________________
 
                                                                                    _________________________
 
 Барнаул  2009

РЕФЕРАТ
 
 
 
Предмет исследования – методология оценки эстетической ценности урбанизированного ландшафта.
Тема работы – эстетика урбанизированного ландшафта с позиции эстетического ландшафтоведения.
Цель – разработать авторскую методику оценки эстетических свойств урбанизированных ландшафтов с позиции эстетического ландшафтоведения.
В работе использована собственная методология, основанная на методах статического и картографического анализа с привлечением методических аспектов из психологии и дизайна. Методология заключается в том, что оценка эстетики урбанизированных ландшафтов производится методом «ключей», где каждая точка обзора оценивает ландшафт по четырем общим критериям: целостность, структурированность, мера разнообразия и специфичность. Для каждого из этих критериев разработан список собственных показателей, по которым производилась балльная оценка ландшафта и данные представлялись в виде упрощенной картосхемы.
После проведения полевых работ и создания картосхемы по некоторой части Барнаула, полученная картосхема показала, что наша методология вполне логична. Ее применение возможно на проектной основе с следующих целях: индикация бытовых и социальных процессов в городе, направленное воздействие (манипуляция) на психику реципиентов, погруженных в данную среду. Кроме этого, в процессе работы проведен критический анализ литературы по теории эстетического ландшафтоведения. Нами было выявлено несколько конструктивных ошибок большинства авторов: склонность к популяризации научных изысканий изложения работ, отталкивание от философских категорий (непрактичный аспект), конфликтность оперируемых понятий, игнорирование факта раздела восприятия человека на три уровня.
Методологию можно расширять по выбору показателей для целей конкретного проекта. Методология может быть актуальна для целей благоустройства города, воссоздания социальных настроений в отдельных пунктах города, повышение эффективности архитектурных и рекламных работ, индикация таких социальных процессов как мелкая преступность (хулиганство и др.), очаги распространения вредных насекомых и растений (по признаку запустения) и т.д.
Основные выводы из работы:
1. Существующие методологии оценки эстетических свойств ландшафта неоднозначны и сомнительны по своей результативности. Поэтому необходимо искать иные принципы разработки методологий. Возможно, более продуктивным будет совместное привлечение научных изысканий из различных областей науки: география, психология, медицина, философия, дизайн и др.
2. Т.к. в промышленном дизайне уже имеется осмысленный опыт в манипуляции сознанием реципиентов, мы можем заключить, что вообще возможна адекватная формальная оценочной система эстетических свойств. Объяснением этого служит наличие в живой среде системы психических механизмов, в том числе отвечающих за эстетическое постижение. В частности, в медицине и психологии уже существуют некоторые представления о психофизическом воздействии цвета на организм человека.
3. Оценочная система актуальна лишь в двух нижних уровнях эстетического восприятия: морфологическом и семиотическом. Высший уровень, феноменологический, не достаточно моделируем, но и его актуальность в усредненных моделях будет незначительна. Поэтому для целей изысканий по тематике настоящей работы интерес представляют лишь первые два уровня.
4. Полученная нами методология демонстрирует вполне логичные результаты по картосхеме, поэтому мы считаем ее достаточно адекватной, чтобы предъявить в качестве эффективной альтернативы другим методологиям.

СОДЕРЖАНИЕ
 
 
 
Реферат                                                                                                        2
 
Содержание                                                                                                 4
 
Введение                                                                                                      6
 
Глава 1. Эстетика как наука. Эстетическое ландшафтоведение:
1.1 Теоретические основы эстетики                                                  7
1.2 Развитие представлений об эстетике природы                                     9
1.3 Научно-методические истоки эстетического
ландшафтоведения                                                                              12
1.4 Становление эстетической геоморфологии                                 14
1.5 Конструктивные ошибки современных исследователей ландшафтной эстетики                                                                                                      17
 
Глава 2. Эстетическое постижение ландшафта:
2.1 Общая схема эстетического постижения действительности          19
2.2 Ландшафт как база формирования эстетической модели
2.2.1 Основное положение (парадигма)                                     23
2.2.2 Гармонические законы цветоведения.
Природный диктат цвета                                                            26
2.2.3 Форма в природе                                                                33
2.3 Оперирование древними инстинктами человека в современном рекламном дизайне                                                                                   37
 
 
Глава 3. Эстетическая оценка ландшафтов:
3.1 Классические подходы к оценке                                                  39
3.2 Дизайнерский подход                                                                   42
3.3 Формулировка и обоснование системного подхода                             44
3.4 Применение системного подхода на примере г.Барнаула           48
 
Заключение                                                                                                  52
 
Библиографический список                                                                        54

ВВЕДЕНИЕ
 
 
 
Тема настоящей работы «Эстетика урбанизированного ландшафта». Рассматривается не только вопрос эстетической привлекательности городской среды, но и вопрос ландшафтных истоков формирования человеческой перцепции. Тема работы слабо осмыслена в направлении ландшафтоведения, поэтому представляется полезным ее
Цель – разработать авторскую методику оценки эстетических свойств урбанизированных ландшафтов.
Объект исследования – эстетические свойства ландшафта.
Предмет исследования – методология оценки эстетической ценности ландшафта.
Поставлены задачи:
1.     Изучить теоретические представления эстетики, эстетического ландшафтоведения, социальной геоморфологии, психологии, медицины и дизайна о закономерностях эстетического восприятия.
2.     Рассмотреть опыт рекламного дизайна в области манипулирования человеческим восприятием.
3.     Интерпретировать факторы восприятия человека относительно среды обитания человека.
4.     Изучить современные методологии по оценке эстетической привлекательности ландшафта, обобщив тем самым существующий методологический опыт.
5.     Разработать авторские принципы оценки эстетических свойств урбанизированного ландшафта и обосновать их.
6.     Опробовать авторскую методику на конкретной территории исследований.
Глава 1. Эстетика как наука.эстетическое  ландшафтоведение
 
 
1.1 Теоретические основы эстетики
 
 
Термин «эстетика» (греч. Aisthetikos«чувствующий, воспринимаемый чувствами») был введен в науку немецким философом А.Баумгартеном в середине XVIIIв. [23, с.11]
Согласно определению Ю.Борева [7, с.13], эстетика – это «философская наука о сущности общечеловеческих ценностей, их рождении, бытии, восприятии и оценке, о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве, о природе эстетического и его многообразии в действительности и в искусстве, о сущности и законах творчества, о восприятии, функционировании и развитии искусства». Предметом эстетики автор называет «весь мир в его эстетическом богатстве, рассматриваемый с точки зрения общечеловеческой значимости (эстетические ценности) его явлений» [7, с.13]
Наиболее простое и правильное определение дает В.А.Николаев: «В наше время эстетика определяется как наука о природе и закономерностях эстетического освоения действительности, о сущности и формах творчества по законам красоты» [23, с.11]. С этой позиции, первичным в формировании эстетического восприятия человека следует признать природную среду, после нее – искусство, т.к. искусство — вторичное явление, лишь отражающее действительность.
Таким образом, в общем случае эстетика рассматривает два взаимосвязанных круга явлений  [7, с.13]:
— эстетически-ценностное отношение человека к действительности,
— и художественную практику людей (обобщая мировой художественный опыт).
Выделяют шесть проблемных полей эстетики:
1.Эстетика действительности. Природа и сущность эстетического, историческая обусловленность и изменчивость его форм и их значимости в художественной и эстетической жизни общества, универсальное значение категории прекрасного…
2.Эстетика искусства. Художественное творчество в его эстетическом отношении к действительности и в его значении для человечества.
3. Теоретико-информационная эстетика (в т.ч. социокоммуникативная эстетика).
4. Рецептивная эстетика.
5. Техническая (индустриальная) эстетика – теория дизайна, теория освоения мира по законам красоты промышленными средствами.
6. Практическая эстетика – все, что не создано в форме искусства.
Основа эстетики заключается в метакатегории «эстетическое». По определению Ю.Борева, «эстетическое – многообразная действительность, взятая в ее значении для человечества как рода и с учетом степени ее освоенности обществом, в свете высших для данного этапа исторического развития возможностей личности и общества» [7, с.19]. « Это придает эстетике мировоззренческий характер и делает ее философской дисциплиной. В отличие от философии, сосредотачивающейся на проблеме человеческого смысла бытия и на постижении сущности природы, общества и мышления, эстетика сосредотачивается на проблеме человеческого значения бытия и его многообразных проявлений (постижения их ценности)» [7, с.19].
Известно пять моделей эстетического:
1.           Объективно-духовная, объективно-идеалистическая: эстетическое – результат одухотворения мира Богом или абсолютной идеей.
2.           Субъективно-духовная, персоналистская, субъективно-идеалистическая: эстетическое – проекция духовного богатства личности на эстетически нейтральную действительность.
3.           Субъективно-объективная, дуалистическая: эстетическое возникает благодаря единению свойств действительности и человеческого духа. Т.е. прекрасное есть результат соотнесения свойств жизни с человеком как мерой красоты, или с его практическими потребностями, или с нашими представлениями о прекрасной жизни.
4.           Материалистическая, «природническая»: эстетическое – естественное свойство предметов, такое же, как вес, цвет, симметрия, форма.
5.           «Общественная» концепция: эстетическое – объективное свойство явлений, обусловленное их соотнесенностью с жизнью человечества (общечеловечески значимое в явлениях) [7, с.32-34].
В соответствии с вышеизложенным аналогично понимается и другая важнейшая категория эстетики – прекрасное. О прекрасном существует несколько десятков различных пониманий. В нашем исследовании поддерживается мнение западноевропейской эстетики конца XIX-XX вв., которая «отдала предпочтения воззрениям, согласно которым человек в процессе восприятия одухотворяет эстетически нейтральный мир и заставляет его излучать красоту. Природа лежит «по ту сторону прекрасного и безобразного», она «внеэстетична», как и «внеморальна» и «внелогична». Красоту в природу вносит человек» [7, с.50].
 
 
1.2 Развитие представлений об эстетике природы
 
 
Наиболее ранние теоретические разработки относительно эстетики природы относятся к античному времени. Учения носили чаще материалистический характер. Например, пифагорейцы  в VI-IVвв. до н.э. считали, что мир и его красота следуют законам геометрии. Гераклит (544–483 гг. до н.э.) понимал гармонию как результат синтеза и взаимного дополнения противоположностей. Начиная с Сократа (469-399 гг. до н.э.) античная философия, носящая антропоцентрический характер, обращается к изучению человека как субъекта эмоционального и рационального постижения действительности. Платон (428-348 гг. до н.э.) утверждал, что прекрасное объективно, являясь материальным воплощением абсолютного духа.
Ученик Платона, Аристотель (384-322 гг. до н.э.), считал прекрасное свойством самих вещей. Аристотель основал принцип соразмерности человека и предметов, которые он принимает за красивые, т.е. человек понимался как мера всех вещей. Кроме этого он разработал принцип, основанный на теории мимезиса (подражания), различающий объект, предмет, материал, способ и цель подражания. Этим единым принципом он объяснял и эстетические категории, и природу искусства, и его виды и жанры. Так, всякое искусство – это подражание многообразным явлениям действительности (объект подражания) [7, с.17].
В средневековье природа признавалась как творение Бога, а Бог – как явление красоты, добра и истины. Крупныйпредставитель западного христианства Августин Аврелий (Блаженный) (354-430 гг.) оставил богатое богословное наследие, в том числе труды по эстетике. Безусловным критерием красоты он признавал природную целостность со свойственными ей гармонией и иерархичностью составляющих элементов. Выдвигалась идея о соподчиненности сверху вниз таких природных образований, как человек – животное – растения – неживая природа, причем данная система ставилась в связь с этапами творения мира, описанными в «Библии».
В эпоху Возрождения (XIV-XVIвека) произошел возврат к некоторым античным идеям: человек вновь был признан как мера вещей, развивался культ человека, его разума, воли и красоты. В это время широко развивается живописное искусство, в котором происходит постепенное становление роли природного ландшафта, вплоть до образования пейзажного жанра. В это время в искусствоведении был введен термин «ландшафт».
В это время особенно яркое выражение приобретает рукотворное преобразование ландшафтов, в т.ч. декоративное садоводство. Таким образом, главная идея эпохи Возрождения – это совместное творческая работа с природой, а не пассивное ее созерцание.
Эпоха Просвещения (XVII-XVIIIвека) называется расцветом западноевропейской пейзажной живописи. Художественное видение природы способствует формированию эстетических представлений о различных параметрах пейзажа (композиция, колорит, динамизм и т.д.). Впоследствии они оказали существенное влияние на развитие ландшафтной эстетики.
Далее наступает время философского осмысления, наиболее важным проявлением которого можно назвать философию И.Канта. Он отказался от идеи антропоцентризма, считая человека лишь частным воплощением всемирного порядка и гармонии. При этом красота признавалась как явление не зависящее от познавательного процесса, но требующее некоторого уровня культуры у субъекта восприятия. Природа признавалась как неиссякаемый источник эмоционального богатства, физического и духовного здоровья человека.
Другим важнейшим философом этого времени, занимавшийся вопросами эстетики, является Фридрих Гегель. В отличии от И.Канта, он считал, что природа не может наделяться красотой без человека (субъекта восприятия). Иными словами, Кант признавал красоту в природе как имманентное явление, а Гегель – как субъективное, порожденное человеком.
Вторая половина XIX– начало XXвеков характеризуется кризисом в науке и культуре, который был вызван господствовавшим долгое время европейским рационализмом со свойственными ему механистической научной парадигмой и редукционизмом. Это вызвало «переоценку всех ценностей», преобразование идейных ориентиров. Соответственно, внеценностное научное отношение к природной эстетике привело к проблеме эстетического отношения к ней. В свое время В.И.Вернадский придавал чрезмерное, «геологическое» значение именно науке, полагая ее ведущим фактором духовной деятельности, поистине творческим, а все другие проявления, и среди них религия, искусство и философия, — ведомыми. Культурная ценность науки признается как бы самодостаточной, абстрагируется от ценностей других форм общественного сознания, в том числе нравственных и эстетических; это отвлечение и было условием прогресса науки [12, с.53].
В тоже время происходит перестройка философской науки. Наиболее важной персоной здесь является исследователь В.С.Соловьев. Главную идею его работ можно обозначить так: «… гармония и красота – категории исторические» [23, с.28]. В работе «Красота в природе» он развивает мысль об эстетическом прогрессе природных образований по мере эволюции мира. Идейной составляющей этого суждения является гипотеза о рождении гармонии и порядка из хаоса. Также и ландшафты отождествляются с развивающейся из хаоса системой, которая на примитивном уровне имела низкие эстетические качества, а по мере своего «упорядочивания» эстетическая ценность ландшафта возрастала.
Современное философское понимание можно сформулировать в виде субъект-объектной системной парадигмы, суть которой состоит в признании объективных основ эстетического в реально существующей гармонии окружающего мира [23, с.28].
 
 
1.3 Научно-методические истоки эстетического ландшафтоведения
 
 
Начало развития направления эстетического ландшафтоведения связывают с фигурой А.Гумбольдта (1769-1859). Повлиявшая на него немецкая классическая философия (главным образом философия И.Канта) сказалась на его 6-томн


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.