Реферат по предмету "География"


Экономическая характеристика Центрально-Черноземного экономического района

Всероссийская государственная налоговая академия
Министерства Финансов Российской Федерации
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Экономическаягеография и регионалистика»
тема: «Экономическаяхарактеристика Центрально-Черноземного экономического района»
Выполнила: студенткагр. БЗУ-101
                     Черкасова Т.А.
Проверил:
Москва 2006
Содержание:
1.    
2.    
3.    
4.    
5.    
6.    
                                                                                                                                                                I.Введение
Обоснование рациональной территориальной организациинародного хозяйства, построенное с применением новейших методов исследований,возможно только при использовании методологии и результатов исследований многихнаук. Среди них значительная роль принадлежит экономической географии.
Онаизучает объективные закономерности и специфические особенности территориальнойорганизации народнохозяйственного комплекса в соответствии с общими ирегиональными экономическими, техническими и природными условиями страны. Еецель как научной дисциплины сводится к созданию теоретических основ процессаформирования различных пространственных (территориальных) систем внутринародного хозяйства и пропорций между ними.
Научнаяпроблематика, связанная с экономико-географическим обоснованием территориальнойорганизации народнохозяйственного комплекса России, представлена тремянаправлениями: теоретическим, методическим и экспериментальным.
Экономическаягеография как наука занимает важное место в общенаучной и профессиональнойподготовке экономических кадров в нашей стране.                                           II.
Состав:
q  Белгородскаяобласть,
q  Воронежскаяобласть,
q  Курскаяобласть,
q  Липецкаяобласть,
q  Тамбовскаяобласть.
Территория – 167,7 тыс. кв. км.
Население– 7 761 тыс. чел.
Центрально-Черноземныйрайон расположен в центре европейской части Российской Федерации. Соседство стакими развитыми индустриальными регионами, как Центральный, Поволжский районыРоссийской Федерации и Донецко-Приднепровский район Украины, благоприятносказывается на его экономическом развитии.
Вфедеральном разделении общественного труда Центрально-Черноземный районспециализируется на горнорудной, металлургической, машиностроительной,химической, пищевой промышленности и на производстве некоторых видовстроительных материалов, а также на интенсивном сельскохозяйственномпроизводстве. Здесь выращиваются зерно, подсолнечник, сахарная свекла,картофель, овощи, значительна доля животноводства (молочно-мясное,свиноводство, птицеводство).
Вовнутриотраслевой структуре производства промышленной продукции на чернуюметаллургию приходится 34,6%, машиностроение – 15,8%. Из другихотраслей выделяются пищевая – 16,5% и производство электроэнергии – 13,7%.Сравнительно большой удельный вес в структуре промышленного производствазанимают такие отрасли, как химическая и нефтехимическая (6,7%), а такжепромышленность строительных материалов (5,8%).                                                                                                          III.
Главнымприродным богатством района являются железные руды Курской магнитной аномалии,залегающие на его территории двумя полосами: Орел – Щигры – Старый Оскол –Валуйки шириной от 1 до 25 км и Льгов – Белгород шириной от 2 до 40 км, с помощьюпластов от 70 до
350м.
Общиегеологические запасы руд, главным образом железистых кварцитов, достигаюттриллионов тонн, балансовые – 42 млрд. тонн; по геологическим запасамКурская магнитная аномалия занимает первое место в мире, по балансовым ейпринадлежит первое место в России. Залегают руды на глубине от 35 – 40до 400 – 500 ми глубже. Неглубокое залегание руд позволяет вести их добычу в открытыхкарьерах со значительно меньшими капитальными и текущими затратами труда исредств. Шахтная добыча руд на глубине осложнена здесь обильнойводонасыщенностью подземных горизонтов. Строительство подземных рудников ныневедется с помощью специальных холодильных агрегатов для замораживания пород припроходке шахтных стволов. Качество богатых руд на глубине может не тольковосполнять расходы на эту технику, но и обеспечивать значительную эффективностьгорнорудной промышленности КМА. Кроме высокого содержания железа, эти рудысодержат всего лишь десятые доли процента серы и сотые доли процента фосфора, акремнезема в товарных рудах здесь в 3 – 4 раза меньше, чем,например, в криворожских рудах. Высокое содержание железа в рудах и другие ихкачества удешевляют их обогащения, а в домнах меньше расходуется кокса,сокращается расход дефицитных в районе воды и топлива, снижается себестоимость.Кроме того, подземная добыча руды исключает отвалы пустой породы наповерхности, которые при открытой добыче занимают обширные площади, исключая изземледельческого оборота ценнейшие черноземы.
Издругих полезных ископаемых Центрально-Черноземный район располагает крупнымизапасами мела и известняков, значительными – мергеля, огнеупорных глин,формовочных кварцевых песков, кирпичных глин, особенно в Воронежской иБелгородской областях.
Климатрайона умеренно континентальный, в западной части достаточно увлажненный, вюго-восточной – более сухой, нередки засухи. Средняя температуру июля от +19от +20°С, января от–9 до -11°С,количество годовых атмосферных осадков 400 – 500 мм.Продолжительность вегетационного периода с температурами выше +5°С– 175– 200 дней, с температурой выше +10°С– 140– 170 дней.
Гидрографическаясеть бедна. Единственной крупной рекой является Дон с притоками Воронеж иСеверный Донец. Дон только в нижнем течении до Павловска судоходен. Остальныереки мелководны, основное их использование – водоснабжение населения ипромышленных предприятий. В настоящее время сложился напряженныйводохозяйственный баланс в крупных городах.
Ценнейшимбогатством района являются почвы: только на западе Курской и на севереТамбовской областей распространены серые лесные и подзолистые почвы, на всейостальной территории – разного типа черноземного горизонта в отдельных районахдо 120 – 130 см.Это самые плодородные почвы. Черноземы здесь образовались на рыхлых грунтахпесковидных суглинков, поэтому они легко поддаются водной эрозии, ведущей кобразованию оврагов. В некоторых местах эрозии подвержено до 60% земель,поэтому борьба с оврагообразованием составляет важнейшую задачу землевладельцеврайона. Действенным средством этой борьбы стала специальная обработка полей иискусственные лесонасаждения. Искусственные лесопосадки составляют околополовины лесопокрытой площади района. Средняя лесистость по району 8%.Промышленная рубка леса почти всюду запрещена.
Населениерайона около 8 млн. человек, что составляет более 6% численностинаселения Российской Федерации. Черноземный центр – густонаселенный районстраны. Средняя плотность населения 46,3 чел./кв. км. В связи с бурнойиндустриализацией района численность городского населения составила 61,4%,сельского – 38,6%. В районе насчитывается 122 города, однакокрупных городов мало, самый большой по численности – Воронеж. Национальныйсостав населения района однороден: преобладает русское население, в южной частидовольно высок процент украинцев. Трудовые ресурсы района составляют примерно 6%трудовых ресурсов Российской Федерации.                                                                                                                       IV.
Трудовыересурсы и разнообразное промышленное сырье создают весьма благоприятныепредпосылки для развития индустрии.
Ведущейотраслью народнохозяйственной специализации Центрально-Черноземного районаявляется горнорудная и металлургическая промышленность. Черная металлургияполучила свое развитие еще в начале XVIIв. Онабыла представлена добычей железной руды и выплавкой чугуна в окрестностяхЛипецка. В настоящее время этот город превратился в крупный центр металлургиимежрегионального значения. Новолипецкий металлургический завод специализируетсяна выплавке чугуна и высококачественной стали. Развитию мощной горнорудной иметаллургической промышленности способствует освоение железорудныхместонахождений КМА.
Набазе руд КМА формируется территориально-производственный комплекс.Географическое положение комплекса исключительно выгодно. Его территориюпересекают как в широтном, так и в меридианальном направлении железнодорожныемагистрали, которые дают выход в Центральный район, промышленно развитые районыУкраины, Поволжья, на Северный Кавказ. Комплекс обладает разветвленной сетьюавтомобильных дорог, газопроводов и линий электропередач.
БассейнКМА занимает площадь около 600 км при ширине от 2 – 5 до 40 км. Мощностьпластов железной руды на севере и в центральной части КМА – 40 – 60 м, на юге – 300– 350 м.
Железныеруды КМА используются на металлургических заводах Липецка, Тулы, поступают вЧереповец, а также на металлургические заводы Урала и Украины. В Старом Осколестроится электрометаллургический комбинат по производству стали методом прямоговосстановления железа, минуя доменный процесс.
Расширениеоткрытой добычи железных руд способствует дальнейшему росту промышленностистроительных материалов (извести, бетона, железных конструкций и изделий).
 Энергетическая база района КМА укреплена врезультате строительства мощных атомных станций – Курской и Нововоронежской.
Сразвитием черной металлургии в промышленности комплекса повысился удельный весмашиностроения: производства горного оборудования, паровых котлов. В Курскепреобладает точное машиностроение, особенно приборостроение и электротехника.
Машиностроениеи металлообработка – важные отрасли промышленности района. На его заводахпроизводят горное оборудование, экскаваторы, тракторы, сельскохозяйственныемашины, станки, химическую аппаратуру, радиотехнические и электротехническиеизделия. В последние годы машиностроение развивается более высокими темпами,чем в среднем по стране. В условиях технического перевооружения и повышениябезопасности атомной энергетики атомное машиностроение и приборостроение могутполучить дополнительные мощные стимулы для своего развития, участвуя визготовлении основного атомного энергетического оборудования и современныхсредств контроля за эксплуатацией реакторов.
Перспективная отрасль машиностроения района –авиационная промышленность. На Воронежском авиационном заводе начатопроизводство широкофюзеляжного магистрального лайнера ИЛ-96М. Двигатели длянего, считающиеся самыми экономичными и надежными в мире, будет поставлятьамериканская компания «Иратт-Уитни».
Промышленныйпотенциал района имеет большие возможности для технического оснащения отраслейАПК. Так, липецкие тракторы – наиболее пригодный тип универсальных машин дляоснащения как крупных общественных, так и фермерских хозяйств. Предприятиярайона могут обеспечить все сферы АПК оборудованием и инвентарем.
Большоевнимание уделяется развитию машиностроения в ряде средних и малых городов, гдеимеются резервы трудовых ресурсов. Здесь создаются производства по изготовлениюинструментов, штампов, запасных частей, деталей и узлов.
Химическаяпромышленность района представлена довольно крупными предприятиями попроизводству синтетического каучука и автошин в Воронеже, резинотехническихизделий и анилиновых красителей в Тамбове, синтетического волокна (лавсана) вКурске, витаминов и моющих средств в Белгороде и Шебекино, суперфосфата вУварове Тамбовской области. Все эти производства, за исключением выпускаудобрений, имеют межрегиональное значение. Но Центрально-Черноземный районкрайне дефицитен по топливу и водным ресурсам, что диктует необходимостьсдерживать развитие водо- и топливоемких химических производств. Наиболееперспективными отраслями химической промышленности здесь следует считатьвитаминную, которая располагает богатой плодоовощной базой, а такжепроизводство минеральных удобрений, столь необходимых для полей района.
Набазе местного сырья развита промышленность строительных материалов: цементная,производство мела и извести – в Липецкой, Белгородской, Воронежской областях;огнеупоров – в Воронежской области. Цемент, известь, огнеупоры вывозятся вдругие районы, однако стеновых и ряда других строительных материалов нехватает, что делает необходимым развитие этой отрасли в районе.
Наместном и привозном сырье еще в первой половине прошлого столетия в Тамбовскойобласти была развита шерстяная промышленность, сохраняющая межрайонное значениепо настоящее время (Рассказово). Почти во всех областях развиваетсякожевенно-обувная, трикотажная, швейная и некоторые другие отрасли легкойпромышленности, связанные с удовлетворением растущих потребностей местногонаселения.
Слабойстороной народнохозяйственного комплекса Центрально-Черноземного района былаего энергетическое хозяйство. На душу населения электроэнергии производилосьменьше, чем в каком-либо другом районе Российской Федерации. Поэтому развитиюэлектроэнергетики здесь придается большое значение. Значительно расширенаНововоронежская атомная электростанция, построена мощная АЭС – Курская, котораятакже будет расширена.                                                                                  V.
Промышленное производство Белгородской областисформировалось под влиянием уникальных запасов железных руд КМА, богатыхресурсов строительных материалов, а также высокопродуктивных земельных угодий.В настоящее время промышленность области представляет собой формирующийсякомплекс горнодобывающих и обрабатывающих производств.
Вструктуре товарной продукции промышленности на долю отраслей специализации(горнодобывающей, машиностроения, пищевой и некоторых отраслей промышленностистроительных материалов) приходится более 50%.
Уровеньи направление развития производительных сил области в значительной степениопределяет черная металлургия, доля которой в перспективе будет достигать третивсей промышленной продукции. Имеются все предпосылки для увеличенияпроизводства железной руды, стали, проката и осуществления внутренних имежрайонных поставок данной продукции.
Машиностроениеи металлообработка в основном будут развиваться в двух направлениях:производства, обслуживающие ТПК КМА (горное машиностроение, ремонтоборудования), и производства, которые уже получили значительное развитие иявляются эффективными с точки зрения территориального разделения труда(химическое, котлостроение, производство автотракторного электрооборудования идр.).
Пищеваяпромышленность базируется на собственной сырьевой базе, и будет развиваться засчет расширения и реконструкции действующих предприятий, чтобы обеспечитьпотребительский спрос в зоне растущих промышленных центровтерриториально-производственного комплекса КМА. Одновременно формируютсясахарная, мясная, плодоовощеконсервная и другие подотрасли пищевойпромышленности.
Особоезначение имеет ликвидация отставания в развитии легкой промышленности, вчастности швейного производства. Область обладает емким рынком сбыта,устойчивой сырьевой базой и характеризуется наличием свободных трудовыхресурсов.
Вближайшей перспективе усилится специализация области на производствестроительных материалов, прежде всего цемента на собственной ресурсной базе.
Благодарявысокопродуктивным земельным угодьям область является одной из ведущих вРоссийской Федерации по производству сельскохозяйственной продукции.
Дальнейшееразвитие агропромышленного комплекса области неразрывно связано с решениемтранспортной проблемы. Важное значение имеет увеличение протяженностиавтомобильных дорог с твердым покрытием.
Белгородскаяобласть активно участвует в международном разделении труда. Имеются всепредпосылки для усиления внешнеэкономической деятельности таких предприятий,как Оскольский электрометаллургический комбинат, Лебединскийгорно-обогатительный комбинат и др.
Особенностьюхозяйства Воронежской области является то, что отрасли промышленного комплексавыпускают свыше 30% общего объема промышленной продукцииЦентрально-Черноземного района. В межрайонном и внутрирайонном разделении трудаобласть представлена такими высокоразвитыми отраслями, как машиностроение иметаллообработка, химическая, нефтехимическая и пищевая промышленность,многоотраслевым сельскохозяйственным производством.
Впромышленном комплексе будут развиваться традиционные отрасли специализации.Так, в машиностроении это производство машин и оборудования для химической,горнорудной, строительной промышленности, агропромышленного комплекса, а такжепродукции приборостроительной и радиотехнической подотрасли.
Основнаязадача химической и нефтехимической промышленности – более полноеудовлетворение потребностей района в минеральных удобрениях.
Основныепроблемы транспортного комплекса области должны решаться за счет реконструкциижелезнодорожных транспортных путей, развития сети автомобильных дорог местногозначения с твердым покрытием, что позволяет устранить потерисельскохозяйственной продукции при транспортировке.
Существуютвсе предпосылки экономического развития малых городов области. Так, дляразмещения цехов и филиалов головных предприятий машиностроения предпочтительныгорода Лиски, Россошь, Бутурлиновка, Бобров.
Областипредстоит решить проблемы охраны окружающей среды и рационального использованияминерально-сырьевых и водных ресурсов. Важнейшая задача – снизить объемпромышленных выбросов в атмосферу на основе увеличения мощностей очистныхсооружений, выноса вредных цехов и предприятий за пределы селитебной зоны.Рационализация использования минеральных ресурсов предполагает комплексноеосвоение вскрышных пород гранитных, глиняных и меловых карьеров, уменьшениепотерь при добыче и переработке полезных ископаемых. Напряженность водногобаланса области требует прекращения забора подземных вод, предназначенных дляпитьевых целей, на орошение и проведение других водоохранных мероприятий.
 Продукция экспорта: станки, сварочноеоборудование, буровые установки, экскаваторы, электронная и радиотехническаяпродукция, аммиак, подсолнечное масло.
Определяющуюроль в хозяйственном комплексе Курской области играют машиностроение иметаллообработка, химическая и нефтехимическая, горнорудная, легкая и пищеваяпромышленность.
Ведущейотраслью промышленности остается многоотраслевое машиностроение иметаллообработка, основная часть продукции (аппаратура электрическаянизковольтная, аккумуляторы, средства вычислительной техники, приборы и др.)производится на крупных предприятиях для удовлетворения потребностейформирующегося территориально-производственного комплекса Курской магнитнойаномалии.
Область обладает уникальными железорудными запасами(КМА), для которых характерен многокомпонентный состав. Однако в результатедлительной эксплуатации эти запасы истощаются, что приводит к изменению типапредприятий: преобладают горно-обогатительные комбинаты (ГОК). Так,железорудная промышленность, представленная Михайловским горно-обогатительнымкомбинатом, обеспечивает высококачественным сырьем металлургические заводымногих районов России.
Химическаяи нефтехимическая промышленность, которая определяет производственнуюспециализацию области, ориентируется на увеличение выпуска, в частности,резинотехнических изделий, удобрений, лакокрасочной продукции, синтетическихволокон на Курском производственном объединении «Химволокно».
Некотороеснижение удельного веса легкой и пищевой промышленности в структурепромышленного производства будет происходить на фоне значительного возрастанияобъемов их товарной продукции.
Влегкой промышленности будет увеличен выпуск шерстяных тканей, верхнего ибельевого трикотажа, продукции швейной промышленности. Для развития пищевойпромышленности необходимо привести в соответствие ее мощности с объемамизаготовляемой для переработки сельскохозяйственной продукции.
Естьвсе предпосылки для наращивания мощностей промышленности строительныхматериалов за счет усиления комплексности использования вскрышных пород приразработке железорудных месторождений КМА.
К числугородов, рекомендуемых для размещения новых предприятий машиностроения инекоторых других отраслей промышленности, относятся Дмитриев-Льговский,Железногорск, Щигры, Львов, Рыльск, Обоянь.
Продукциюна экспорт поставляют ПО «Геомаш», ПО «Курский завод тракторных запасныхчастей», «Электроаппарат», заводы «Аккумулятор», кузнечно-прессовогооборудования и др. В импорте области сегодня преобладают оборудование изапчасти. Перспективным является создание совместных с инофирмами предприятий вметаллургическом, машиностроительном, строительном и агропромышленномкомплексах области.
Длялипецкой области характерен высокий уровень индустриализации: в нейпроизводится пятая часть всей промышленной продукции региона. Основную долюсоставляет продукция отраслей специализации: черной металлургии (чугун, сталь,прокат), машиностроения и металлообработки (металлорежущие станки, тракторы,санитарно-техническое оборудование), химической промышленности (смолы, лаки,азотные удобрения), а также пищевой промышленности. Наличие собственнойметаллургической базы и потребность в машиностроительной продукции диктуетнеобходимость дальнейшего развития названных отраслей и особенно производстватракторов, узлов и запасных частей к ним, а также создания межотраслевыхпроизводств, укрепления ремонтной базы машиностроения. В области имеются всепредпосылки для этого. Большое значение придается расширению Новолипецкогометаллургического комбината.
Дляподдержания высоких темпов роста пищевой промышленности необходимо устранитьсуществующие в области диспропорции между производством сельскохозяйственногосырья и мощностью перерабатывающих предприятий пищевой промышленности.
Областьимеет устойчивую сырьевую базу и располагает трудовыми ресурсами для развитиялегкой промышленности, особенно швейного производства.
Важнойпроблемой является неоправданно высокая концентрация промышленного производствав Липецке и Ельце. Решение проблемы может быть связано с развитиемпроизводства, в том числе общемашиностроительного профиля, в малых городах –Чаплыгине, Лебедяни, Данькове и др.
Остростоят задачи охраны окружающей среды и рационального использования природногопотенциала. Традиционными направлениями уменьшения загрязнения окружающей средыявляются строительство очистных сооружений, замена устаревшего оборудования,увеличение в топливном балансе доли газообразного топлива, созданиесанитарно-защитных зон вокруг предприятий с вредными выбросами.
Внешнеэкономическойдеятельностью в области занимаются более 40 предприятий, в том числеНоволипецкий металлургический комбинат, Елецкий завод тракторныхгидроагрегатов, Грязинский культиваторный завод, Липецкое кожобъединение и др.В структуре экспорта преобладают сырье и материалы. Существуют предпосылкирасширения внешнеэкономических связей области и создания совместных синофирмами предприятий в металлургии, машиностроении, легкой и пищевойпромышленности.
Отраслями промышленной специализации Тамбовскойобласти являются машиностроение и металлообработка, химическая, легкая ипищевая промышленность. Эти отрасли производят технологическое оборудование длялегкой промышленности, машины и аппаратуру для химических заводов, запчасти кавтомобилям и тракторам, шерстяные ткани, минеральные удобрения, серую кислоту,красители и др.
Преимущественноеразвитие отраслей машиностроения ориентировано на неметаллоемкие производствавследствие отсутствия собственной металлургической базы. Одним из приоритетныхнаправлений должно стать создание межотраслевых специализированных производств.Невысокий уровень кооперирования машиностроительных заводов потребует созданияна них вспомогательных участков и малосерийных производств по выпускуинструмента, тары и т.д.
Химическаяпромышленность будет развиваться по пути наращивания производства минеральныхудобрений на Уваровском химзаводе, лаков, красок, эмалей на действующемлакокрасочном заводе, синтетических красителей на Тамбовском химкомбинате ит.д.
Имеютсявсе предпосылки для увеличения выпуска продукции легкой промышленности за счетреконструкции действующих предприятий – шерстяных фабрик в Рассказове,Моршанске и др.
Основнаяпроблема пищевой промышленности области – это несбалансированность мощностейхранилищ, складов с объемами производства сельскохозяйственной продукции.Поэтому темпы роста продукции подотраслей пищевой промышленности будутопределяться наличием местных сырьевых ресурсов и объемами их промышленнойпереработки.
Областьхарактеризуется чрезмерной концентрацией промышленного производства в областномцентре, а также недостаточным развитием отраслей материального производства всредних и малых городах. Важной задачей является размещение новых промышленныхпредприятий в следующих малых и средних городах: Моршанске, Жердевке,Кирсанове, Рассказове, Котовске.
Важнуюроль в развитии областного промышленного комплекса играет транспорт. Внастоящее время Тамбовская область обеспечена сетью дорог хуже, чем другиеобласти Центрально-Черноземного района. Особенно это относится к автомобильномутранспорту, который осуществляет основной объем грузовых и пассажирскихперевозок. Поэтому темпы сооружения автомобильных дорог с твердым покрытиемдолжны быть здесь выше, чем в других областях района.
Вструктуре экспорта на долю машин и оборудования приходится более 30%,материалов, сырья, товаров народного потребления – более 60%. В общемобъеме поставок на экспорт велика доля по «Пигмент», завода «Полимермаш»,Мичуринского локомотиворемонтного завода, Тамбовского агропромышленногокомплекса. Перспективно дальнейшее развитие внешнеэкономического сотрудничествапосредством активизации взаимовыгодных связей с иностранными партнерами полинии отраслей специализации – машиностроения, химии, легкой и пищевойпромышленности.Список использованной литературы:
1.    Экономическая география России: Учебник / Под общейред. акад.
В.И.Видяпина, д.э.н., проф. М.В. Степанова. – М.: ИНФРА-М, Российская экономическаяакадемия, 2002. – 533 с. – (Серия «Высшее образование»).
2.    Копылов В.А. «География промышленности России и странСНГ».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.