МОУ средняя школа №49
Реферат по географии
Работувыполнила:
Ученица9 «Б» класса
КазаковаАнна
Научныйруководитель:
Учительгеографии
ТалановаВ. Н.
Ярославль 2007
План
Введение………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Внешнеэкономическиесвязи России…………………………………………...4
1.1 Место и роль России в мировой торговле …………………………………...4
1.1.1 Структура импорта……………………………………………………..……7
1.1.2 Структураэкспорта…………………………………………………..……...9
1.2 Россия и Всемирная Торговая Организация …………................................10
1.3 Россия на международном рынке труда……………………………...……..12
1.4 Значение внешнеэкономических связей для экономикиРоссии. Причины развития……………………………………………………………..12
1.5 Банковская система России…………………………………………………...12
1.6 Выход российских предприятий на IPO………………………………….....14
1.7 Стратегическиеориентиры интеграции России в мировое хозяйство………………………………………………………………………………..18
Глава 2. Россия в Международном ГеографическомРазделении
Труда……………………………………………………………………………..19
2.1 Международное Географическое разделениеТруда: определение, общие характеристики……………………………………………………………………..…19
2.2 Виды Международного Географического Разделения
Труда…………………………………………………………………………......23
2.3 Место и роль России в Международном ГеографическомРазделении Труда………………………………………………………………………...….24
2.4 Иммиграционная политика России………………………………………..24
Глава 3. Нефтегазоваяпромышленность…………………………………………....….29
3.1 О состоянии рынка нефти в начале ХХIвека………………………….…29
3.2 Внешнеэкономические планы развития газовой отрасли…………...….33
3.3 Перспективы создания газового ОПЕК…………………………...………34
Заключение:Россия в современном мире – проблемы и
перспективы………………………………………………………………..36
Приложения……………………………………………………………………………..…..39
Приложение 1………………………………………………………...……………….....41
Приложение2. …………………………………………...……………………………...42
Приложение3. …………………………………………………………………….….…44
Приложение4……………………………………………………………………………48
Списоклитературы………………………………………………………………………..51Введение
Укреплениевнешнеэкономических и внешнеполитических связей России с другими странами -важнейшая часть стратегии развития страны в XXIвеке. Это связано с тем, что ускоряющийся процесс глобализации во всех сферахжизни обуславливает принципиальную невозможность изоляционистского путиразвития и для небольших стран, и длятаких гигантов, как Россия. Особенно важно укрепление международногоэкономического сотрудничества для нашей страны, как отстающей на пути переходаот индустриальной к постиндустриальной экономике. Такие страны нуждаются впервоначальном толчке, который в дальнейшем позволит при высоких темпах роста в обозримое время догнатьвысокоразвитые страны по уровню жизни населения и макроэкономическимпоказателям. Таким толчком могут послужить инвестиции в российскую экономику состороны наиболее успешно развивающихся стран мира. Однако, по опыту стран,относительно недавно вставших на путь изменения экономического уклада,известно, что, обычно, только частных инвестиций на первом этапе реформ нехватает: требуются прямые кредиты правительству, которые могут быть направленына максимально безболезненное для населения изменение структуры экономики.Такие кредиты предоставляют специально созданные международные организации,деятельность которых направлена на кредитование развивающихся стран развитыми.В связи с этим для страны, нуждающейся в кредитах, встает вопрос четкогоопределения сферы своих национальных интересов и геополитического места страныв современном мире. Решая этот вопрос важно точно решить, какие интересыявляются жизненно важными для России, а обеспечение каких только тормозитукрепление позиций станы на международной арене.
Конечноже, без напряжения всех внутренних сил, без сосредоточения всех сил на техотраслях, которые в перспективе могут стать отраслями специализации станы,государство не может рассчитывать на успешное проведение реформ. В этой связикрайне важно понять место России в международном разделении труда, выделитьотрасли, в которых есть резервыувеличения доли станы в совокупном объеме производства. Для того чтобыправильно выделить эти отрасли, необходимо определить свободные и дешевыересурсы, имеющиеся у государства (особенно нужные для производства пользующихсяспросом товаров).
Итак,сосредоточимся на трех важнейших для развития внешнеэкономических ивнешнеполитических связей России аспектах: геополитическом положении ивнешнеполитических связях России, ее месте в международном разделении труда,внешнеэкономических связях и еестратегических ресурсах.Глава1.Внешнеэкономическиесвязи России1.1 Место и роль России в моровой торговле
Следствием распада СССР для РоссийскойФедерации стали огромные геополитические потери и существенное ухудшениевозможностей ее взаимодействия с мировым хозяйством. Россия оказалась далекоотодвинутой на северо-восток (если исходить из границ бывшего СССР) в глубь Евразийского материка. Стал более отчетливопроявляться континентальный характер России, несмотря на то, что она омываетсятремя из четырех мировых океанов – Атлантическим, Северным Ледовитым и Тихим.Россия лишилась половины морских портов, при этом особенно значительнымиоказались потери незамерзающих портов.
В настоящее время большинствожелезнодорожных, автомобильных, воздушных магистралей, а также трубопроводовРоссии проходят по территории иностранных государств, что существенно ухудшаетэкономическую ситуацию для Российской Федерации.
Российская Федерация унаследовала от СССРоколо 60% его экономического потенциала. Однако в результате продолжительногонедоинвестирования в последующие годы важнейшая часть этого потенциала –основные производственные фонды (особенно их активная часть – машины иоборудование) – продолжали изнашиваться, не обновлялись. В результате к 1996г.около 70% основных фондов имели срок службы 20 лет и более, т.е. фактическинуждаются в немедленной замене.
Постепенно продвигаясь к формированиюэкономики рыночного типа в ходе проведения экономических реформ в 1990-2000гг.,Российская Федерация не смогла пока добиться радикального улучшения своегосоциально-экономического положения. Недочеты и трудности в экономическомразвитии страны в 90-е гг. ХХ в. явились причиной того, что Россия занимаетпромежуточное место между промышленно развитыми и развивающимися странами.
Так, положение России в мировой экономике вконце ХХ в. характеризовалось следующими данными:
1. доля страны в совокупном валовом продуктемира снизилась с 3,4% до почти 2,0% — примерно 10-е место в мире;
2. ее удельный вес в мировом промышленномпроизводстве не превышал 4% — 5-я позиция в мире;
3. по уровню производительности труда впромышленности (годовая выработка на одного занятого) страна занимала 64-юпозицию, а в сельском хозяйстве – 70-ю ступень в мировой классификации.
Тем не менее, существуют определенныеперспективы развития российской экономики, поскольку на территории РоссийскойФедерации находятся довольно значительные запасы разнообразных и наиболееценных видов полезных ископаемых (нефть, газ, руды металлов и др.). Кроме того,в стране удалось сохранить мощный научно-технический потенциал, значительныеинтеллектуальные ресурсы, сравнительно высокий общеобразовательный и культурныйуровень населения. Наконец, перспективы обусловлены продолжением осуществленияреформ в отечественной экономике, в ходе которых должно произойти ееоздоровление на основе структурной перестройки и перехода к рыночным условиямхозяйствования.
В последние годы ХХ в. В российской экономикевозрастало воздействие рыночных факторов на производство и поведениехозяйствующих субъектов. Проводимые в стране экономические реформы позволилиуже к началу ХХI в.сформировать основные структурные элементы рыночной экономики.
Данное обстоятельство изменило отношение кРоссии со стороны ряда ведущих стран мира. Так, в апреле 2002г. Министерствоторговли США официально признало российскую экономику свободной. Вслед за США воктябре 2002г. Совет Европы объявил Россию страной с рыночной экономикой.
С точки зрения долгосрочных перспектив Россияобладает значительной привлекательностью для иностранных инвесторов. Исходя изэтого Россия предприняла ряд действий для вхождения в международные финансовыеорганизации: в 1992г. присоединилась к МВФ, МБ, Международной финансовойкорпорации (МФК), заняла место СССР в Европейском банке реконструкции иразвития (ЕБРР), учрежденном в 1991г. специально для содействия реформам встранах Восточной Европы.
Россия проводит активную политику привлеченияиностранных инвесторов. Так, на 1 января 2001г. в секторе нефинансовыхпредприятий экономики России было накоплено 32 млрд. долл. иностранныхинвестиций (включая рублевые). Виды иностранных инвестиций, пришедших в Россию,были следующими: в 2000г. объем прямых и иностранных инвестиций увеличился, ноих доля в структуре иностранных инвестиций снизилась до 40,4% (в 1999г. –44,6%). Всего на конец 1 квартала 2001г. объем накопленных прямых иностранныхинвестиций в российскую экономику составил 15,9 млрд. долл., или 44,9% всехпоступивших средств.
Под прямыми иностранными инвестициямипонимают инвестиции физических и юридических лиц, владеющих предприятием или полностьюимеющих не менее 10% акций или уставного капитала, что дает им право на участиев управлении предприятием. В течение 1995-2002г.г. такие вложения составлялипорядка 40-50% всех иностранных инвестиций России.
Объем портфельных инвестиций в российскуюэкономику по состоянию на 31 марта 2001г., накопленный с 1992г., составил 741млн. долл., или немногим более 0,2% всех поступивших из-за границы средств.
Прочие иностранные инвестиции в форме займови кредитов составили на тот же период 15,2% млрд. долл., или 49,8% всехпоступивших из-за границы финансовых ресурсов.
Инвесторами в экономику России являются 108стран. Крупнейшими из них по объему накопленного с 1992г. капитала на31.03.2001г. были США (20,2%), Германия (18,9%), Кипр (15,6%), Франция (10,9%),Великобритания (7,4%), Италия и Нидерланды (по 5,1%), Швеция (2,3%), Швейцария(1,4%) и Люксембург (1,3%).
Кроме того, в наследство от СССР Россиидосталось около 70% его внешнеэкономических связей. Однако следует отметить,что еще в 1986-1991гг. внешнеторговый оборот Российской Федерации, находившейсяв составе СССР, сократился почти вдвое, и тенденция падения сохранялась до1993г.
Это было обусловлено не тольковнешнеэкономическими факторами. Внешнеэкономические связи отражалинеблагоприятную социально-экономическую ситуацию внутри страны: сокращениепромышленного и сельскохозяйственного производства, разрыв хозяйственных связейс бывшими республиками СССР, потеря рынков сбыта в странах бывшего СЭВ и вбольшинстве развивающихся стран, высокая инфляция и рост внешнего долга. В1993г. был принят Закон «О таможенном тарифе», положивший начало переходу восновном к экономическим методам регулирования внешнеэкономическойдеятельностью (ВЭД).
Таблица 1. Внешняя торговляРоссийской Федерации в 1992-1998гг.,
млрд. долл.
Показатели
1992
1993
1994
1995
1996
1997
1998
Товарооборот
96,6
95,2
105,6
126,6
134,2
140,2
116,6
В том числе:
экспорт
53,6
59,2
66,9
79,9
86,9
86,6
72,6
импорт
43,0
36,0
38,7
46,7
47,4
53,6
44,1
Сальдо
10,6
23,2
28,2
33,2
39,5
33,0
28,5
Источник: данныеГосударственного таможенного комитета Российской Федерации за соответствующиегоды.
Как видно из таблицы 1, начиная с 1994г.наметился определенный рост товарооборота. Внешнеторговый оборот России в1997г. увеличился по сравнению с 1993г. почти в 1,5 раза, хотя физическиеобъемы экспортных и импортных поставок выросли не столь значительно, посколькурост стоимостных объемов внешней торговли в этот период был обусловлен вбольшой степени ростом мировых цен на многие товары российского экспорта.
Однако уже в 1997г. проявились негативныефакторы в развитии внешнеторгового оборота России: темпы прироста товарооборотав стоимостном выражении составили около 5% против 12% в среднем за 1994-1996гг.Таким образом, 1996г. стал наиболее благоприятным годом (за последние 12 лет)для российского экспорта, что было обусловлено высокими мировыми ценами насырую нефть и другие энергоносители. Так, средние экспортные цены на российскиетовары выросли в 1995г. на 16%, в 1996г. – на 9%; однако в 1997г. они ужеснизились на 2%, что обусловило соответствующее сокращение стоимостных объемовроссийских поставок за рубеж.
В то же время 1997г. оказался переломным идля российского импорта, что было связано с относительной стабилизацией встране и ростом совокупного внутреннего спроса. Темпы прироста импорта из страндальнего зарубежья составили рекордную для 90-х годов величину – 24%. Степеньнасыщения внутреннего рынка и розничного товарооборота достигла максимальногоуровня, что поставило в критическое положение целый ряд жизненно важныхотраслей национальной экономики.
В 1998г. внешнеторговый оборот Россиисущественно сократился (на 16,8% по сравнению с 1997г.) – прежде всеговследствие валютно-финансового кризиса, произошедшего в августе 1998г. Резкоепадение курса рубля обусловило сокращение объема импорта, а банкротство рядаведущих коммерческих банков привело к параличу платежной системы, что не моглоне сказаться на исполнении экспортных обязательств. В 1998г. отмечалось исущественное ухудшение международной общехозяйственной и товарной конъюнктуры,обусловившее обвальное падение мировых цен на большинство видов сырья иматериалов. 1.1.1 Структура импорта
Открытие внутреннего рынкапрактически без учета и анализа сложившегося положения в отечественнойпромышленности уже в первые годы реформ привело к экспансии на российский рынокдешевых товаров иностранного производства (в большинстве своем невысокогокачества). Такая внешнеэкономическая политика сняла проблему дефицита, однакосерьезно подорвала позиции отечественных товаропроизводителей. По отдельнымоценкам, удельный вес импортной продукции в объеме ресурсов для использованияна внутреннем рынке составил в 1997г. более 25%. По ряду товарных позиций онзначительно превысил международно признанный порог экономической безопасности.
В структурном плане доля машин,оборудования и транспортных средств в совокупном импорте России достигла в1993г. 38,0%, но затем сократилась до 35,4% (1998г.); указанная товарная группатрадиционно является крупнейшей в российском импорте по стоимостному объему.Очевидно, что импорт по данной товарной группе в первую очередь должениспользоваться для закупок современных машин и оборудования с целью повышениятехнического уровня производства, роста качества выпускаемой продукции иповышения конкурентоспособности отечественных товаров. Однако в результателиберальных рыночных реформ структура импорта по указанной товарной группесущественно изменилась. Если ранее в импорте основной объем приходился намашинотехническую продукцию производственного назначения, предназначавшуюся длятехнического перевооружения отечественной промышленности, то в рассматриваемыйпериод стала преобладать продукция непроизводственного назначения: бытоваяэлектротехника и электроника, автомобили и прочие потребительские товары. Такаяимпортная ориентация при кратном сокращении объемов производства отечественногомашиностроения и особенно производства средств производства свидетельствует оглубоких структурных кризисных процессах в народнохозяйственном комплексестраны в целом.
Значительное место в совокупномимпорте России занимали продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье;их удельный вес в 1998г. составил 26,3% (в 1995г. – 28,2%). По оценкамэкспертов, на импортные продукты приходилось около 2/5 общего объемапотребления продовольствия в стране, а в продовольственном балансе Москвы доляимпорта составила примерно 70%. Столь высокая зависимость внутреннего рынка отимпорта продовольственных товаров обусловлена следующими основными причинами: отечественноесельское хозяйство находится в глубоком экономическом и социальном кризисе, до сих пор невыработана государственная политика поддержки отечественныхсельхозпроизводителей и защиты внутреннего рынка. В свое время отказавшись отимпорта фуражного зерна для откорма скота и последующего производствамясомолочной продукции, Россия была вынуждена ввозить в больших количествах этитовары (в частности, свежемороженое мясо, сливочное масло и пр.), финансируятем самым сельхозпроизводителей других стран. Очевидно, что импорт этойпродукции, равно как и ввоз мяса птицы, свежемороженой рыбы, растительногомасла, сахара и прочих товаров, производство которых вполне возможно в России,не был оправдан ни экономически, ни тем более политически. Кроме всего прочего,в Россию стало завозиться большое количество алкогольных напитков и табачныхизделий, потребление которых уже давно превысило все допустимые нормы.Экономически оправданным следует признать импорт кофе, какао-бобов, продукциитропического земледелия и других товаров, не производимых на территории страны.
Существенное место в российскомимпорте занимают товары широкого потребления, доля которых оценивается в20-30%. Точно определить долю этих товаров на основе официальных данныхтаможенной статистики достаточно сложно, поскольку их ввоз в больших объемахосуществляется физическими лицами (так называемая неорганизованная торговля).Серьезные проблемы в этом направлении внешнеторговой деятельности обусловленыполупрозрачностью границ со странами СНГ (что отражает низкую эффективностьтаможенного союза) и поставками недоброкачественной продукции.
1.1.2Структура экспорта
Структурные изменения, произошедшие вроссийской экономике за годы перестройки, не могли не отразиться на структуревнешней торговли. Так, доля машиностроительной продукции во внутреннемпромышленном производстве сократилась с 30 до 17%, легкой промышленности – с 12до 2%; в то же время доля продукции топливно-энергетического комплекса возрослас 11 до примерно 33%. В связи с этими процессами в товарной структуре экспортастраны доля сырья и полуфабрикатов увеличилась с 84% в 1992г. до почти 90% вотдельные годы в период до 1998г., а доля готовых изделий сократилась с 16 до10%, что было обусловлено, прежде всего, неконкурентоспособностью большинствавидов готовых изделий, а также тяжелым финансовым положением российскихпредприятий.
Экономический кризис, связанный с распадомСоветского Союза, разрыв большей части кооперационных связей междупредприятиями бывших союзных республик, потеря рынков сбыта в странах, ранеевходивших в СЭВ (в них поставлялось 3/4 объема экспортируемого оборудования), — все это привело к сокращению экспорта машинотехнической продукции, доля которойв 1993г. упала до 6,5%. Правда, начиная с 1995г. машиностроительный комплексстраны стал расширять свои поставки на внешний рынок: экспорт машинотехническойпродукции, включая военную технику и вооружения, последовательно увеличивался ив 1998г. составил 11,3% (однако это было несопоставимо с общемировым уровнем –около 40%).
В российском экспорте, как и ранее,доминировали энергоносители: нефть, нефтепродукты, природный газ, каменныйуголь; они являлись определяющей позицией в товарной группе «Минеральныепродукты». В 1996-1997гг. на их долю приходилось почти 48% товарной структурыэкспорта, в 1998г. из-за резкого снижения мировых цен эта доля сократилась исоставила 42,3%.
1.2 Россия и Всемирная ТорговаяОрганизация
Россия подала заявку на вступление в ГАТТ виюне 1993 г.После преобразования ГАТТ во Всемирную торговую организацию подтвердила своенамерение о вступлении в эту организацию в декабре 1994 года. В настоящее времяРоссия имеет статус наблюдателя в ВТО.
Соглашение об учреждении ВТО требует отвступающей страны принятия на себя таких же обязательств, какие уже взяли насебя страны-учредители.
«Каждый член организации долженобеспечивать соответствие своих законов, нормативных и административных актовего обязательствам, взятым по соглашениям, входящим в ВТО».
Из членства во Всемирной торговой организацииможно извлечь ряд преимуществ.
Во-первых, на Россию распространитсяпринцип режима наибольшего благоприятствования. В результате наше государствосможет воспользоваться постоянно снижающимися тарифами других стран.Отечественная продукция не будет попадать под дискриминационные меры. Россиясможет защищать свои торговые права от неправомерных действий других стран подэгидой процедуры разрешения споров ВТО. По данным Министерствавнешнеэкономических связей Россия по степени дискриминациинаходится на втором месте в мире после Китая.
По подсчетам специалистов, не являясь членомВсемирной торговой организации, Россия ежегодно из-за ограничений подопуску российских товаров на мировые рынки, теряет от 1 до 4 млрд. долл.
Во-вторых, вступление во Всемирную торговую организациюпоможет разработать механизм допуска иностранного капитала в финансовую сферу
России.
В-третьих, повысится роль стимулирующей иоздоровляющей международной конкуренции для российского производителя.
В-четвертых, членство в ВТО позволит получить таможенныельготы, облегчит доступ к кредитам, привлечет инвесторов, получение передовыхтехнологий.
С другой стороны, вступив во Всемирную торговую организацию,Россия в значительной степени должна, во-первых, либерализовать свойвнешнеторговый режим, реализуя принципы свободной торговли со странами-членамиВТО. Это может отрицательно повлиять на ее собственное производство, подрываяего итак невысокую конкурентоспособность.
Во-вторых, Россия станет еще более зависимой отимпортного продовольствия. Реже между промышленно развитыми странами возникаютпротиворечия по поводу взаимных поставок сельскохозяйственной продукции.
Без повышения импортных пошлин вытеснить импорт с российскогопродовольственного рынка будет очень сложно.
В-третьих, вступление в ВТО может привести к гибелидостаточно конкурентоспособной металлургической промышленности Россиивследствие снижения (согласно решениям Токийского раунда ГАТТ) на 30%таможенных тарифов на металлургическую продукцию.
В-четвертых, страховой рынок может быть полностьюзахвачен иностранными страховщиками, имеющими значительно больший капитал, чемотечественные, и развитую инфраструктуру.
В-пятых, наплыв дешевого импорта приведет к закрытиюряда производств и нарастанию безработицы.
ПрисоединениеРоссии к Всемирной торговой организации должно служить средством дляобеспечения ее внешних экономических интересов в условиях глобализации мировойэкономики. Главное, чтобы это присоединение не превратилось в самоцель, иРоссия не оказалась в итоге беззащитной перед мощным давлением других стран –членов этой организации.
1.3 Россия на международномрынке труда
Вхождение России как равноправного партнера вмировое экономическое сообщество неизбежно связано, помимо других факторов, стаким многогранным процессом, как международная миграция рабочей силы.
Россия с запозданием включилась вмеждународные процессы миграции населения. Импортируя рабочую силу, она лишь вначале 90-х годов открыла вопрос об экспорте своей рабочей силы.
С принятием «Закона о занятости» (1991 г.) всем гражданамРоссии предоставлено юридическое право выезжать за рубеж на работу. Осуществитьэто право человек может либо в соответствии с межправительственнымисоглашениями, используя специальные агентства, либо сам, найдя работузаграницей.
По прогнозам, сделанным в начале 90-х годов,число российских эмигрантов к 2000 г. может достигнуть 25 млн. человек. Это породилоопасения о грядущей российской экспансии на Запад. В результате развитыеевропейские страны ввели ряд барьеров, затрудняющих переселение российскихграждан в эти страны.
Цифры реальной эмиграции рабочей силысвидетельствуют о следующем: в 1990-
1995 гг. среднегодовая численность эмигрантов составляла 100-105 тыс. человек.В это число не включены выезжающие на временную работу, часто без соответствующегооформления. Какая-то часть выехала за рубеж по «своим каналам». Так чтомиллионы выезжающих работников из России — это пока только прогноз ипредположения.
Экономическая миграция из России определяетсяследующими факторами: во-первых, более высоким уровнем жизни в промышленноразвитых странах и выгодными материальными условиями, предлагаемыми другимистранами; во-вторых, ограничением численности выезжающих емкостью рынков трудапринимающих стран и в целом сравнительно низким уровнем квалификации рабочейсилы в Российской Федерации, непризнанием большинством стран мира дипломов овысшем образовании, языковым барьером. Поэтому выезжать будет преимущественновысококвалифицированная и мобильная часть населения.
Признавая необходимость экспорта рабочей силыза рубеж (хотя есть и его противники), к числу положительных факторов,сопровождающих этот процесс, относят следующие: снижение давления на внутреннийрынок труда; минимизация существующих в его структуре дисбалансов; уменьшениебезработицы; финансовые поступления от мигрантов; повышение профессионального икультурного уровня работников-мигрантов.
Для упорядочения российской трудовоймиграции, осуществления социальной защиты наших сограждан российскоеправительство предприняло ряд шагов. Так, заключены межправительственные имежведомственные соглашения с Германией,
Польшей, Швейцарией, Финляндией, Словакией, Китаем и многостороннее, соглашениегосударств — участников СНГ.
Практически все соглашения с государствамиЗападной и Восточной Европы содержат квоты, в соответствии с которыми ежегоднов этих странах могут работать не более 4 тыс. россиян.
Выход России на международный рынок трудаосложняется рядом факторов и, прежде всего, неблагоприятной конъюнктурой этогорынка в последние годы
(высокой конкуренцией со стороны стран-экспортеров рабочей силы). Кроме того,помимо политики квотирования, западные страны в отношении иностранной рабочейсилы готовят и другие барьеры.
Так, по прогнозам Германского Федеральногоинститута занятости, в связи с созданием единого внутреннего рынка ЕС страныэтого блока будут неохотно привлекать работников из-за рубежа.
Вероятно, 40% всех новых рабочих мест будет создано в Великобритании и
Германии, из них около 25% — в промышленности, 50% — в оптовой и розничнойторговле, транспорте, строительстве. По мнению большинства европейскихэкспертов, эти страны при отсутствии роста населения скорее предпочтутвнедрение новых трудосберегающих технологий и активное использование трудаженщин.
Но, несмотря на определенные сложности восвоении нового международного рынка, Россия должна приложить максимум усилийдля его освоения. Такой вывод определяется расчетами российских экономистов,которые показывают, что валютная эффективность экспорта рабочей силызначительно выше, чем валютная эффективность товарного экспорта.
Для планомерного и эффективного освоениямеждународного рынка рабочей силы нужна единая государственная концепцияэкспорта рабочей силы. По расчетам экономистов для охвата 10% основных мировыхрынков рабочей силы
России потребуется около 10 лет. В перспективе Россия могла бы держать зарубежом 1—1,5 млн. человек, получая ежегодно 10—20 млрд. долл.
1.4 Значение внешнеэкономическихсвязей для экономики России. Причины развития
Внешнеэкономическая деятельность представляет собой совокупность методов исредств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества,валютно-финансовых и кредитных отношений с зарубежными странами.
Главной причиной возникновения и развития внешнеэкономических связей междустранами является международное разделение труда.
Основные направления развития внешнеэкономическихсвязей в современных условиях:
· восстановлениеи развитие экспортного потенциала страны;
· использованиеиностранных кредитов для технического переоснащения;
· повышениеконкурентоспособности российских товаров на внешнем рынке на основемодернизации производства;
· изменениеструктуры импорта за счет увеличения удельного веса продукции промышленногопроизводства в форме высокоточных технологи