Реферат по предмету "География"


Эволюция научной географии

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСТИТЕТ
Геолого-географический факультет
Кафедра географии
ЭВОЛЮЦИЯ НАУЧНОЙ ГЕОГРАФИИ
(Курсовая работа)
Выполнила
ст-тка 1 курса,
группы
Научныйруководитель:
Стажер-исследователь
Гребенюк А. М.
Томск 2005
Содержание
Введение___________________________________________________2
1.   Этапы развитиянаучной географии__________________________4
1.1.  Теоретические географическиеоткрытия__________________4
1.2. Роль эволюционного учения вразвитии научной географии__7
1.3. Экономическая география ирайонирование_______________10
1.4. Научныегеографические школы_________________________14
2. Развитие теоретическихоснов научной географии______________ 17
2.1. Дифференциация иинтеграция научной географии________ 17
2.2. Математическиеметоды в современной географии________ 19
2.3. Теоретическаягеография______________________________ 20
2.4. Развитие исодержание общей географии сегодня__________22
Заключение_________________________________________________24
Список использованнойлитературы____________________________ 25

Введение
В последнее время в науке сформировалась особая отрасль,которая получила название «науковедение», или «наукознание». Познание истории иметодологии науки приобрело в настоящее время большое значение. Развитиенауковедения оказало положительное влияние на содержание гораздо более частныхнаучных исследований по истории и методологии отдельных наук – сделало их шире,соединило их с рассмотрением истории и методологии смежных наук. Несомненно,существуют общие закономерности развития и функционирования науки как сложнойсистемы знаний, как социального явления, связанного с динамикойпроизводительных сил, со сменой общественных экономических формаций.Фундаментальные науки непрерывно рождают новые теории, теоретические положения,обобщения, выводы, питая научно-технический прогресс. Науки претерпеваютпостоянные изменения, постоянно пополняются, изменяется их структура, областиих исследования. Аналогичные процессы происходят и в географии: она сильнодифференцировалась и образовала систему, в которую вошли физическая география иландшафтоведение, картография, экономическая и социальная география,социально-экономическая картография, геоморфология, океанология, климатология,гидрология суши, биогеография, медицинская география, палеогеография,эрозионистика, гляциология, география почв, страноведение, история географии,теоретическая география, геокибернетика, рекреационная география и другиеразделы.
Наряду с процессом дифференциации географии возник ипротивоположный процесс интеграции, направленный на единство географическойнауки, на ее внутреннюю теоретическую целостность. Интеграция науки состоит нев том, чтобы уничтожить ветви, образовавшиеся в процессе ее дифференциации, а втом, чтобы объединить их общими теоретическими позициями, общим фундаментом.Иначе география потеряет свое значение фундаментальной науки и превратится внабор прикладных наук. Интеграция, направленная на единство географическойнауки, имеет в виду интенсивный «обмен веществ» между дифференцировавшимися ееветвями и пограничные исследования. Начиная с ранних этапов развития, географияпостоянно ощущала потребность в интеграции ее все более отдаляющихся друг отдруга естественных и общественных отраслей. Еще А. Гумбольдт писал о важностисоздания единой научной области, изучающей как все природное, так и социальноена земле, а Ф. Ратцель и другие его современники задавались вопросом:«Действительно ли понятия и методы физической географии столь глубокоотличаются от таковых в социальной географии, что эти две ее ветви решительноне могут быть объединены в рамках одной дисциплины?».
Давайте примем определение географии как науки о законахразвития пространственно-временных систем, формирующихся на земной поверхностив процессе взаимодействия природы и общества и о методах регулирования этихсистем и управления ими. В наше время ни одна из этих систем не может бытьисследована вне процесса взаимодействия природы и общества. В одних из них этовзаимодействие сильнее, в других – слабее, но все равно оно составляет сущностьвсей географической науки, ее единства, целостности. В географической науке нерешены проблемы объединения ее представлений о геокомпонентах с фундаментальноразличающейся субстанцией и подвижностью вещества в единое знание огеокомплексе, а также проблемы интеграции знания о косной части природной средыи биоте. Требует интеграции также сильно разветвленная и продолжающаярасползаться социально-экономическая география.
Первые идеи о необходимости единства знания о Земле исоздании обобщающей науки прозвучали, вероятно, в виде синтетической концепциигеосфер Э. Зюсса и высказываний А. Геттнера, который предположил, «откинув всеместные особенности и временные изменения или просто пренебрегая ими исосредоточивая свое внимание только на всеобщих для всей земной поверхностиодинаковых (или предположительно одинаковых) явлениях, сделать связь различныхцарств природы предметом особой науки». В 60-е годы XX века стремление к интеграции проявилось в попыткерассмотрения географии как «единой монистической» науки, в призыве к «идейнойборьбе за единство географических дисциплин, которая позволит охватить «единымвзглядом» всю целую картину реального мира».
География, зародившаяся в примитивной форме описанияместности, сегодня представляет собой сложную совокупность наук с несколькимидесятками направлений, каждая из которых представляет собой науку гораздо болеесложную, чем география в стадии ее зарождения. На этом пути наука претерпевалазначительные изменения и развивалась в тесном взаимодействии с другимифундаментальными науками. В своей курсовой работе я покажу сложный путьэволюции и современное состояние научной географии.
1.   Этапыразвития научной географии
 
1.1. Теоретические географические открытия
 
География возникла в глубокой древности в связи с насущнымижизненными потребностями людей – с охотой, рыболовством, кочевым скотоводством,примитивным земледелием. География началась с познания окружающей местности.Уже охотники на мамонтов оставили свои «крохи» (карты) среди наскальныхизображений. В процессах очень медленных миграций и освоения новых территорийкаменного века складывались различные расовые типы и этнические общности.Позднее древнейшие государства соединили представителей этих типов и общностей.Эти государства нуждались в познании территории и народов не только своих, но идругих государств. На этом этапе происходило плодотворное смыкание различныхкультур, заимствование накопленных представлений, изобретений, навыков.Известны далекие путешествия древних египтян, минойцев, финикиян и карфагенян,древних индийских мореходов. Они предпринимались в практических целях, чтобырасширить число источников знаний и количество поставляемого ценного сырья. Вантичную эпоху – в Древней Греции и позже в Древнем Риме – широко развернулисьсерьезные работы по географии. Долгое время, географические представлениясоставляли одно целое с философией, историей, медициной. Знаменитый Геродот,много путешествовавший, считал, что история должна рассматриватьсягеографически, а география – исторически. Именно от Геродота пошло изречение,что география – рукотворная история. Геродот специально не изучал природу, ноего предположения во многих случаях были вернее, чем у значительно болеепоздних географов, например, относительно формирования долины и дельты Нила,замкнутости Каспийского моря.
Поворот в географии от истории к естествознанию былосуществлен великим греческим философом Аристотелем. Он много внимания уделялестественным географическим исследованиям, что нашло свое отражение в его«Метеорологии». В известной степени Аристотель – родоначальник гидрологии, океанологии,метеорологии.
В эпоху эллинизма греческая наука и культура соединяются снаукой и культурой Востока. Географический кругозор ученых Греции сильнорасширился, обильный фактический материал перевел к пересмотру многих прежнихпредставлений. Это все усилило дифференциацию науки (которой положил началоуниверсальный гений Аристотеля), углубило специализацию исследований. Полвекаспустя греческий ученый Эратосфен синтезировал и обобщил новые познания ифактический материал на более высоком уровне. Его труды использовал в своихработах Страбон, живший на рубеже двух летоисчислений. Он написал «Историю» в43 книгах и «Географию» в 17 книгах. От «Истории» почти ничего не сохранилось,а география полностью уцелела. Век спустя после смерти Страбона римскийастроном, картограф и географ Клавдий Птолемей тоже написал ряд ценных трудовпо географии. Именно им заканчивается классическая эпоха античной географии.
Отцом медицинской географии стал отец и медицины – Гиппократ.В своем труде «О воздухах, водах и местностях» он выявил связь быта, здоровья ихарактера народов с окружающей средой.
В «темную ночь средневековья» география во многих странахЕвропы в значительной степени замерла. Процветала арабская географическаялитература, в которой сохранено и приумножено наследие античной географии. Возросла роль путешественников в географии. Знаменитая «Книга Марко Поло»,написанная им в 1298 году, знаменует уже зарю географической науки нового этапаэпохи средневековья.
Далее с эпохой Возрождения связаны великие географическиеоткрытия и начало развития естествознания. Великие географические открытиянамного расширили научные географические представления, стимулировали развитиегеографической науки. На карте мира Герарда Меркатора уже можно различитьсовременные контуры материков, полуостровов, островов, морей.  Появились первыетеоретические и конкретные экономико-географические труды. Географы придавалисвоей науке то направление, которое было необходимо обществу, работали над тем,что требовала от них жизнь, и это позволяло ученым использовать накопленныефакты и методы.
Авраам Артелий в 1570 году выпустил первый в миреисторико-географический атлас, а в 1578 году – первый историко-географическийсловарь. Почти одновременно с атласом Артелия в России был составлен знаменитый«Большой чертеж» нашего государства, который остался рукописным, пришел вветхость и исчез.
XVII век явился периодом становленияоснованного на эксперименте естествознания. Ньютон в этот период, кроме всехсвоих остальных заслуг, обосновал принципы гидродинамики, что очень важно длягеографов.
Среди авторов эмпирических исследований и формальныхсистематизаций в естествознании появился талантливый географ Бернхард Варен,труд которого «География генеральная», изданный в 1650 году – явление исключительное.В России эта книга была издана в 1718 году.
1.2. Роль эволюционного учения вразвитии научной географии
 
Эволюция научной географии и история объектов, изучаемыхгеографией, неразрывно связана с эволюцией жизни на Земле. Твердое знаниепроцесса эволюции организмов и их сообществ, включая сюда также эволюциючеловека, является необходимым условием плодотворного развития географическойнауки. Приходится признать, что связь между эволюционным учением и развитиемидей научной географии в должной мере еще не прослежена по сей день, хотя,несомненным является тот факт, что она является одной из основных в истории итеории географии. С достаточной степенью уверенности можно сказать, что онанедооценивается. Разрыв географии и биологии отрицательным образом сказываетсяна развитии географии и сильно обедняет ее теорию.
Истоки эволюционного учения прослеживаются еще в XVIII веке. Именно тогда рядомнасчитывающей много веков географией появляется биология, содружество с которойсыграло значительную роль в эволюции научной географии и до сих порположительно сказывается на географии, особенно на биогеографию,ландшафтоведение и некоторые другие ее отрасли.
Говоря об эволюционном учении, нельзя не упомянуть о великоманглийском биологе Чарльзе Дарвине (1809-1882), который совершил революцию внауке, выдвинув свою теорию естественного отбора. Он ставил знак равенствамежду точным термином «естественный отбор» и более расплывчатым «борьба засуществование». Наука географии имеет прямое отношение к теории эволюцииДарвина, так как, по его словам, наряду  с естественным отбором и через егопризму на эволюцию организмов оказывает влияние и окружающая среда, изменениеклимата и других внешних природных условий. Это очень важно для географическихи тесно связанных с ними экологических исследований.
Также следует упомянуть о русском предшественнике Дарвина –профессоре Московского университета Карле Францовиче Рулье. Он выдвинул тезисоб изучении образа жизни живых существ в связи со всей природой, особенностейих существования и в пространстве и во времени. Особенно сильно подчеркивалРулье необходимость изучения родной природы и местной фауны. Он не дошел доидеи естественного отбора, но зато проявил большое новаторство, значительноопередив Дарвина по широте и глубине экологических идей, по анализу прямоговоздействия окружающей среды на развитие и особенности органического мира.
История эволюционного учения тесно переплелась с историейнаучной географии, и такое взаимное переплетение далеко не случайно. Почти всекрупнейшие эволюционисты до Дарвина, сам Дарвин и его последователи проводилиэкспедиционные исследования, изучая природу как целое, были не толькобиологами, но и, в той или иной степени, географами. В одинаковой степени ибиологии и географии принадлежат Дарвин, Рулье, Северцов, Бэр, Уоллес, деКандоль, Бекетов и многие другие. Ими эволюция органического мирарассматривалась в неразрывной связи с эволюцией окружающей среды. По существу,это единая история, и она могла быть лучше всего прочитана без каких-либо«перегородок» внутри себя. Эволюционное учение привело к появлению экологии. Всвою очередь, экология сильно повлияла на эволюционную теорию, сделала ее болеематериалистичной, освободила ее от схематизма, обогатила огромным конкретнымматериалом о связях образа жизни организмов с историей окружающей среды.География же получила от эволюционного учения прежде всего идею развития,которая была у некоторых наиболее крупных географов в прошлом, но не охватываланауку в целом. Эволюционное учение, становление и развитие экологии далигеографии мощный стимул к изучению жизни, к рассмотрению органического мира какнаиболее важного компонента природы в целом. Орогидрографический «крен»географии прошлого был выправлен.
В географической литературе советского периода огромноезначение для эволюции научной географии приписывается Карлу Марксу (1818-1883)и Фридриху Энгельсу (1820-1895). Бесспорно, что оба основоположника учениямарксизма осуществляли теоретические научные исследования, делали научныепрогнозы. Но следует заметить, что большинство их работ (таких, как, например,«Ландшафты» Энгельса или «Диалектика природы») рассматривают прежде всегосоциально-экономические или же экономическо-философские проблемы. Они произвелипереворот в развитии политической экономии, философии, истории и другихсоциальных наук. География же, относящаяся скорее к естественным наукам (или жек гуманитарным как к находящимся на «стыке» естественных и социальных наук), помоему мнению, не претерпела никаких значительных изменений после опубликованиятрудов Маркса и Энгельса. В качестве показательного можно привести такоевысказывание Ф. Энгельса о теории эволюции Дарвина: «Дарвин не подозревал,какую горькую сатиру он написал на людей, и в особенности на своих земляков,когда он доказал, что свободная конкуренция, борьба за существование,прославляемая экономистами как величайшее историческое достижение, являетсянормальным состоянием мира животных…». То есть, мы видим чисто теоретическоепроведение аналогий между обществами капитализма и социализма. Мне кажется, чтоуместно будет сказать о том, что в результате трудов К. Маркса и Ф. Энгельсагеография не приобрела каких-либо новых терминов и не изменила сколько-нибудьсвою структуру. Относительно географии можно сказать, что эти два мыслителязанимались скорее анализом известных фактов и высказанных предположений, чемнаучными географическими исследованиями и синтезом собственных географическихтеорий. Это, впрочем, не умаляет их огромного влияния на теоретические основыметафизического естествознания, политической экономии, теории народонаселения имногих других наук. Единство человека с обществом и  природой (рассматриваемоекак единство и борьба противоположностей) – вот мысль, связующей нитьюпроходящая через большинство трудов К. Маркса и Ф. Энгельса и интересующая насбольше всего. Кроме того, они показали, что проблема сохранения окружающейсреды есть проблема социальная. Будучи приверженцами (а точнее,основоположниками) утопической теории социалистического общества, Маркс и Энгельсвыдвинули такой тезис: в силу того, что проблема сохранения окружающей среды — социальная  проблема, она не может быть решена в капиталистическом общества.Мне кажется, что этот тезис является спорным, равно как и миф о господствечеловека над природой.
1.3. Экономическая география ирайонирование
Зарождение экономической географии в России относится ксередине XVIII века и связано с экономическими и политическими успехами страны,расширением ее территории, созданием всероссийского рынка.
В середине и во второй половине XVIII века снаряжаютсярусские академические экспедиции, исключительные по своему масштабу ицелеустремленности. Вслед за трудами В. Н. Татищева и И. К. Кириллова создаютсязамечательные географические работы Ломоносова, Крашенинникова, Рычкова,Лепехина, Георги, Палласа.
Это была «блистательнаяэпоха в рассуждении познания России… Предпринято было множество ученыхразысканий и исследований. Естественное богатство стран, составляющих Россию,успехи в промышленности, в народонаселении и образованности, наблюдения нравовмногоразличных народов, населяющих Россию, — вот предметы сих исследований. Впродолжение времени накоплены были драгоценнейшие материалы для самых подробныхстатистических описаний России...»[1].Особенно значительны были результаты академических экспедиций. Работы Плещеева,Чулкова, Новикова, Зябловского и других содержали новые географические сведенияили их обобщения. В то же время было создано множество местных работ. В 1765году возникло Вольное экономическое общество, в 1810 году — Статистическоеотделение министерства внутренних дел. Таким образом, была начата огромнаяработа по накоплению фактического материала, необходимого для последующихэкономико-географических обобщений.
В 1760 году М.В.Ломоносов впервые употребил термин  «экономическая география». Он высказалгениальную по своей четкости и ясности мысль, что цель географии заключается втом, что она «всея вселенной обширность единому взгляду подвергает». На основекомплексных русских географических исследований, еще в рамках сложившейся назападе «камеральной статистики», но уже стремясь преодолеть эти рамки, в Россииначинает складываться экономическая география как особая научная экономическаядисциплина, которая в полной мере сформировалась в первой половине XIX века.
Характеризуя зарождение вРоссии в XVIII веке экономической географии, следует особенно подчеркнуть еесвязь с комплексными общегеографическими исследованиями, в том числеэкспедиционными, нацеленность с самого своего возникновения на решениепрактических задач освоения новых территорий, стремление к целостному познаниюогромной страны. Общность замыслов, объединявших комплексные географическиеисследования этого времени, взаимосвязь и преемственность идей, выдвигавшихся всоздавшихся на их базе работах, научное открытие целого «континента» — Сибири(включая Дальний Восток) позволяют говорить о выдающихся успехах географическойнауки в России в середине — второй половине XVIII века, важное место средидостижений которой принадлежит научным результатам экономико-географическогохарактера (материалам, обобщениям, идеям).
Первая половина XIX века- следующий замечательно важный период в развитии экономической географии вРоссии. Именно в этот период экономическая география в нашей стране зарождаетсякак самостоятельная область науки, создаются первые «опыты» экономическогорайонирования России и первые труды, содержащие экономико-географическиехарактеристики всех районов страны.
Проблема районированияесть и будет основной для всей системы географических наук. Очень интересновыразил роль районирования для географии Н.Н. Колосовский: «Во всякой науке,как показывает история научных знаний, самым трудным и сложным деломоказываются исходные положения и понятия. В математике таковым является понятиео числе, в физике — понятие о материи и энергии, в биологии — учение о«первичном» живом веществе — клетке, в географии — учение о районах».
Район — территориальнаясистема, которая всегда является частью наиболее крупных территориальныхподразделений всей земной поверхности — континентов, океанов, стран(государств), почвенных зон, растительных зон и так далее. Районирование — процесс выявления и изучения объективно существующей (в природе, в расселении ижизни людей, в хозяйстве) территориальной структуры, упорядоченности,организованности и иерархической подчиненности. Выделение районов — путь куправлению территориальной организацией совокупностей явлений в природе, расселениилюдей, хозяйстве.
Особенное значение имелпервый опыт экономического районирования России: выделение десяти«пространств»  (районов) России К. И. Арсеньевым в 1818 году, с которыхсобственно и начинается развитие районной экономической географии. Первый опытэкономического районирования России, осуществленный К.И. Арсеньевым, завершилдлительный период исканий в науке, отражавших объективный ход экономическогоразвития страны. Наступил момент, когда различия между хозяйственными районамистраны, формировавшиеся в реальной действительности, были, наконец, осознанынаукой; экономико-географические факты, долгое время комплектовавшие лишь«магазины для справок», были охвачены «единым взглядом» и на их основе быласоздана, хотя и весьма еще не совершенная, но первая и целостная картинаразделения страны на экономические районы. 
В этом отношении вмаленьких книжках «Начертания статистики Российского государства» содержалосьоткрытие, сделавшее первый крупный вклад в решение основной проблемыэкономической географии. К этому открытию науку привела логика исследования,логика изучавшихся объективных фактов. Следует также отметить, что в 1818 годуопубликована «Краткая всеобщая география» К.И. Арсеньева, которая впоследствиистала самым распространенным учебником.
Первым ученым в историимировой науки, разработавшим стройную теорию районирования, был русскийреволюционный демократ, соратник А. И. Герцена Николай Платонович Огарев,который в целях борьбы с самодержавно-крепостническим строем внимательно изучалэкономику России и в связи с этим интересовался районированием нашей страны.  Вего экономических и публицистических работах имеются высказывания по вопросамвыделения районов в России. Огарев был автором интересной статьи потеоретическим вопросам экономического деления России.
Другим величайшим и наиболее разносторонним географом нашейстраны является П.П. Семенов Тян-Шанский. Его имя связано с пионернымисследованием Тянь-Шаня, с организацией русской научной статистики, в частностис составлением программы первой Всероссийской переписи населения (1897), сэкономическим районированием России, с исследованием населения и сельскогохозяйства страны, с крупномасштабным исследованием небольших территорий, вплотьдо типичных хозяйств, с составлением подробного «Географическо-статистическогословаря» нашей страны, с известной серией книг «Россия. Полное географическоеописание нашего Отечества». Особенно же велика роль П.П. Семенова Тян-Шанскогокак бессменного руководителя Русского географического общества с 1873 года и допоследнего дня его жизни, как организатора всемирно известных экспедицийОбщества.
Нельзя было познатьпо-новому складывающуюся географию страны, не построив сетку ее экономическогорайонирования, а построить такую сетку можно было, только уловив те районныеразличия, которые формировались в объективной действительности. Следовательно,не потому возникла идея экономического районирования России, что разнообразнаее территория. Эта идея возникла на определенном этапе исторического развитиястраны, когда формирование хозяйственных связей между районами создало дляэтого необходимые экономические основания. Чем дальше и глубже шел процессгеографической дифференциации страны и вместе с тем чем больше накапливалось внауке экономико-географических наблюдений, отражавших его, тем яснееосознавалась необходимость экономического районирования страны и принципиальнонового подхода к ее изучению, по сравнению с тем, который был возможен в рамкахтрадиционной камеральной статистики (получившая распространение в XVIII века вРоссии и за рубежом камеральная статистика возникла в Германии в XV веке).
Особое место в развитииэкономико-географической мысли в конце XIX века занимают работы Д.И.Менделеева, в том числе его опыт районирования России по «экономическим краям»со строгой системой показателей, характеризующих выделенные им районы, а такжемногочисленные опыты сельскохозяйственного районирования.
 
1.4. Научныегеографические школы
Во второй половине XIX в.в России складывается новая крупная географическая школа, во главе которойстоял П.П. Семенов Тян-Шанский. Эта школа была одной из величайших изкогда-либо создававшихся в мире географических школ. Она насчитывала несколькотысяч исследователей, в том числе таких ученых мирового значения, как сам П.П. СеменовТян-Шанский, Н.М. Пржевальский, В. И. Роборовский, Г. Н. Потанин, М. В. Певцов,В. А. Обручев, И. В. Мушкетов, А. П. Федченко, П. А. Кропоткин, Н. Н.Миклухо-Маклай и многие другие.
С 1863 по 1897 годы П.П.Семенов Тян-Шанский стоял во главе государственной статистики России, и под егоруководством был осуществлен ряд крупных обследований нашей страны. В это жевремя развивается земская статистика. В рассматриваемый период накапливаетсятакже материал по изучению природы нашей страны. Все это позволяет создать рядкрупных сводных географических работ, имевших важное значение для развитияэкономической географии. Среди них выделяются: «Географическо-статистическийсловарь Российской империи» (5 томов, 1863-1885 годы.), «Статистика поземельнойсобственности и населенных мест Европейской России» (8 выпусков, 1880-1886годы) и «Россия. Полное географическое описание нашего отечества» (11 томов,1899-1913 годы). П.П. Семенов Тян-Шанский был редактором и автором части статейв указанных изданиях. Ему принадлежит также видное место в районированиидореволюционной России, использованном для статистики и многих экономическихработ.
В конце XIX-начале XXвека в России развивается целое созвездие географических научных школ: Д. Н.Анучин и его ученики Л. С. Берг и А.А. Борзов, деятельность которых особенноразвернулась уже в советское время, В.В. Докучаев и несколько поколений егоучеников, среди них В.И. Вернадский, А.Н. Краснов, Г.И. Танфильев, Б.Б.Полынов, А.Е. Ферсман, А.И. Войеков. Многие выдающиеся географы в своих работахобращали огромное внимание на хозяйственное использование  природных условий иресурсов и тем самым внесли важнейший вклад в целостное развитие географическойнауки, что имеет принципиальное значение для экономической географии.
В советской географиизначительное место занимает Николай Иванович Вавилов. Вообще, советская школагеографии является преемницей анучинской школы. Ее развитием занимались ученикиАнучина А. А. Борзов и Л. С. Берг. Их учение в основном относится к физическойгеографии. Его хорошо дополнила географо-физическая школа Полынова Б. Б. Крометого, в Советском Союзе развивались географо-гидрологическая школа В. Г.Глушкова и С. Д. Муравейского, океанологическая школа Ю. М. Шокальского и Н. Н.Зубова, биогеографическая школа В. Н. Сукачева и В. Б. Сочавы, а такжеэкономико-географическая школа М. Н. Баранского и Н. Н. Колосовского.
Среди иностранныхисследователей географии следует выделить Оскара Пешеля, опубликовавшего книгу«Новые проблемы сравнительного землеведения как попытка морфологии земнойповерхности». Вслед за Пешелем последовал Фердинанд Рихтгофен. В 1883 годуРихтгофен сформулировал свой взгляд на географию как на науку о различныхявлениях, существующих во взаимодействии с ликом Земли, прежде всего с еерельефом и другими сторонами природы. Он придавал особенно большое значениепроцессам формирования земной поверхности, прежде всего геологическим. Цельгеографии Рихтгофен видел в установлении взаимодействия человека снеорганической и органической природой земной поверхности. В одно время с нимжил и работал профессор Фридрих Ратцель, который заложил основыантропогеографии. Хотя это название и можно перевести как «география человека»и им, например, пользовался Д. Н. Анучин, но это не совсем точно. Антропогеографияв понимании Ратцеля и его последователей, представлялась как применение кизучению размещения человека и его деятельности теоретических положенийдарвинизма. В 1882-1891 годах Ратцель опубликовал 2 тома «Антропогеографии».Главная идея этого большого сочинения состоит в том, что существует многообщего между группами животных и группами людей в их жизни, размещении,взаимодействии с окружающей природой: и те, и другие должны бороться за своесуществование, чтобы уцелеть. Одним из самых видных иностранных географов тоговремени был Альфред Геттнер. Геттнера беспокоил теоретический разлад вгеографии, распадение на самостоятельные науки цикла общего землеведения,потеря целостности географии.  Он попытался заняться обоснованием такойгеографии, которая бы не расплывалась в разные стороны, не разменивалась бы начастности, не захватывалась бы другими науками и имела бы сущность, относящуюсятолько к географии и ни к какой другой науке. В основу своей теоретическойконцепции он положил старые идеи Риттера о «заполнении пространства». Сущностьгеографии, считал Геттнер, заключается в применении пространственного методаисследования. Его итоговое определение географии звучит так: «наука опространствах земной поверхности по их вещественному наполнению». И еще: «рассматриватьвещи и процессы с хорологической[2]точки зрения – это значит принимать их не как таковые и не в их развитии вовремени, как в наполнении пространства».
Среди ненемецкихгеографов выделялся знаменитый французский географ Видаль де ла Блаш, которыйвозглавлял кафедру географии в Сорбонне. Видаль заложил основы так называемогопоссибилизма, то есть теории отбора человеком таких возможностей природы,которые соответствуют его способу жизни.

2.   Развитиетеоретических основ научной географии
 
2.1.Дифференциация и интеграция научной географии
Во всех науках нашего времени происходит сложный объективныйпроцесс их дифференциации и интеграции. Оба эти, казалось бы, взаимоисключаемыепроцессы связаны с требованиями общественной практики, со специализацией иконцентрацией как в производственной, так и в непроизводственной сфере ссовершенствованием методов исследования, с научно-техническим прогрессом.Науковеды даже выделяют закон дифференциации и закон интеграции.
Дифференциация науки происходит в значительной степенистихийно, является результатом требований практики, под ее «напором». Наоборот,интеграционный процесс нуждается в более целенаправленных действиях крупныхнаучных организаций, в государственной поддержке, в международном признании.Для осуществления интеграции в науке нужны очень большие, сильные и широкообразованные ученые. Дифференциация и интеграция в географии иногдарассматриваются как своего рода аналогии понятиям «анализ» и «географическийсинтез». Процессы дифференциации и интеграции в географии понимаются,анализируются, объясняются, направляются и прогнозируются, основываясь на томили ином теоретическом базисе, исходя из конкретных потребностей того или иногообщественного строя. Метагеография[3],разведывая потенциал, возможности географической науки, выявляя ее глубиннуюсущность, стала и наукой об управлении географической наукой как системой.Географическая наука, как и всякая другая система, требует регулирования иуправления ею. В этом и заключается активная роль метагеографии. Каждая изгеографических дисциплин имеет собственный материальный объект исследования в видепространственной системы. Географы уже много лет исследуют территориальныесистемы разного характера. Их рассмотрение как целостностей неминуемо требуетвнутренней интеграции, или комплексного в изучении разных объектов в каждой изгеографических дисциплин, так как эти объекты связаны в реальнойдействительности.
Все большее значение приобретает междисциплинарнаяинтеграция, при которой для решения комплексной проблемы соединяются усилиядвух и более географических дисциплин. В ряде случаев на их контактах создаютсямолодые, прогрессивные, практически важные и быстроразвивающиеся дисциплины.Междисциплинарная интеграция закономерно выходит и за пределы географическойнауки, в результате чего появляются такие прогрессивные дисциплины, как,например, агроклиматология, биоклиматология, биогеоценология, этногеография.Процессы междисциплинарной интеграции имеют особенно большое значение приосуществлении конкретных исследований. Междисциплинарная интеграция нашла своевыражение в составлении многочисленных синтетических карт. На этих картахпоказаны во взаимной связи самые различные природы, населения, хозяйства.
Больше всего вопросов и сомнений вызывает общегеографическаяинтеграция, то есть органическое целостное объединение как естественных, так исоциально-экономических ее отраслей – общегеографический синтез. Возможен литакой синтез вообще? Ответ содержится в том, какой методологической основыосуществления общегеографического синтеза придерживаться.
Таким образом, географический синтез есть высшая ступенькомплексности географических исследований, на которой достигается единствогеографических знаний, получается новый необходимый практике результат в видецелостных верных рекомендаций путей использования и защиты природы в процессепостроения оптимальных территориальных систем расселения и хозяйства.Географический синтез очень труден. Этим объясняются и медленное движение еговперед, и возражения против него: порознь жить легче, чем при интеграции.
Одним из результатов интеграции в последние десятилетия сталикомплексные национальные и региональные географические атласы. Кроме того,более интегрированным должно стать и страноведение. Когда отдельные сторонники«разорванной» географии нападают на так называемую единую географию, то онисражаются с ветряными мельницами – нигде в мире в настоящее время нетгеографической науки, которая не имела бы многих ветвей[4].Секционная структура международных географических конгрессов в значительноймере отражает сложившуюся дифференциацию науки. Главный аргумент сторонников«разорванной» географии состоит в том, что физические и экономическая географияоткрывают разные объективные законы, изучают разные формы движения материи,имеют разные методы и цели, разные «библиотеки», разные  интересы специалистов.Географическая наука, как целое, входит в группу наук, интегрирующихдействительность на высшем уровне развития. Ее нельзя разрывать на части,относя физическую географию к числу наук, изучающих досоциальные формыдвижения, а экономическую и социальную географию – к числу общественных наук.Различные течения географии соединяются. Растет «дерево» географической науки сего могучей кроной, становясь «деревом целей». Теперь можно более четкоопределить функции «ветвей» и их связь со «стволом». Географическая наукаобразует диалектические единства с многочисленными частными ее дисциплинами, втом числе с экономической и социальной географией. Дифференциациягеографической науки необходима – она позволяет глубинные процессывзаимодействия в ноосфере, в разных пространственных ее системах. Интеграцияпозволяет не просто накладывать в четырехмерном пространстве-времени этисистемы, но и подниматься до выявления интегральных систем и структур и дооткрытия интегральных законов географической науки.
2.2. Математические методы всовременной географии
Научно-техническая революция сопровождается усиленнымприменением математических методов исследования во всех без исключения науках.Математическое мышление стало очень важным для ученых всех специальностей, втом числе и для географов.
Сильное влияние на развитие математических методов вгеографии первоначально оказало более ранее их использование в смежных науках,прежде всего в геологии, в биологии и экономике. Вначале «математизация»географии имела в целом подражательный характер. В дальнейшем сталиформироваться собственные оригинальные пути исследования, когда в смежных сгеографией науках и в самой географии стали использоваться методыматематической статистики для обработки и анализа массового материала.Математика – целостная наука. Основой этого является ее строгая аксиоматика ипостроение основывающихся на математическом принципе цепочек высказываний.«Математизация» география требует решения трудных методических иметодологических вопросов. Взаимодействие математики и географии определяетсяизучением той и другой разных типов структур.
Анализ систем географической науки требует, чтобы эти системыреально существовали в пространстве-времени в масштабе, позволяющем нанести этисистемы на те или иные тематические карты. Таким образом, исследуемыегеографической наукой системы находятся в определенном диапазоне параметров.Каждая исследуемая географической наукой система (геосистема) представляетсобой целое, обладающее закономерной для него структурой. Эта структура должнатакже иметь параметры, которые могут быть отражены на тематических картах. Наноосферном уровне образуются интегральные геосистемы. Достижения математики,кибернетики, системных исследований, логики и философии в сочетании с движениемвперед частных наук привели к широкому применению моделирования различныхобъектов, процессов и связей явлений. География  взяла на вооружение и этотинструмент. Географов больше всего интересует моделированиепространственно-временных отношений, объектов, процессов. В географии болеевсего применяются модели логические, картографические и математические.
2.3. Теоретическая география
Теоретическая география есть результат развития всей системыконкретных географических дисциплин, отразившегося в тематической картографии игенерализации различного типа тематических карт, вплоть до перехода кабстрактным моделям географических объектов, процессов, пространственных системи структур. Большую роль в становлении теоретической географии сыграла«математизация» географии в целом, использование в ее построенияхматематического мышления. Теоретическая география ставит своей задачейвыявление наиболее общих законов и построение пространственно-временных системи структур, изучаемых географической наукой. Без подобных абстракцийпродвижение вперед географии теперь уже затруднительно. Идеи теоретическойгеографии стали «носиться в воздухе» еще в конце 40-х годов XX века, в 50-х годах проблемой теоретической географии серьезнозаинтересовался Б. Б. Родоман. Он в 1956 году опубликовал работу, соединившуюкартографию и типологию таксономических единиц многоступенного районирования.Эта работа предлагала разработать специальное учение, изучить общую длягеографов грамматику, общие инструменты – то есть, создать единую теоретическуюбазу, теоретическую географию.
В 1962 году в Швеции вышла книга молодого американскогогеографа Вильяма Бунге «Теоретическая география». Далее, шведский географТорстен Хагерстрандт показал логический путь науки: картография – промежуточныйтермин «метакартография» – теоретическая география.
Бунге определил содержание теоретической географии, сказав,что это наука о пространственных процессах и пространственных структурах в ихнаиболее общем, абстрактном, математическом выражении. Существенно, что приэтом Бунге увидел большое практическое прикладное значение теоретическойгеографии для территориальной организации различных объектов, для прогноза.Надо сказать, что родившаяся под картографией теоретическая география, в своюочередь играет все большую роль в дальнейшем развитии картографии, обогащая иее теорию, и методы составления карт, и их информационную емкость, повышаяпрактическое значение карт.
2.4. Развитие и содержание общейгеографии сегодня
При наличии многочисленных частных прикладных дисциплин,возникших на стыках отдельных географических и смежных с ними наук в ходепродолжающейся дифференциации, география все чаще рассматривается в последнеевремя как наука об «Экологии человека». В ее рамках формируется новаяприкладная область знания – геоэкология, которая отличается от многихспециальных дисциплин общегеографическим, синтетическим характером. Она имеетдело и с антропогенным воздействием на биоту и природу в окружающей среде, таки с влиянием последней на человека. Главная причина неудачных попытокформирования единого географического знания – идеологическая, связанная срадикально-материалистическими воззрениями на различающиеся законы развитиячеловеческого общества и природы Земли. Согласно им, среди ряда географовутвердилось мнение о несовместимости объектов их исследования. Естьутверждение: «чтобы общественные и естественные географические науки моглислиться в «единую, монистическую» географию, они должны иметь объект изучения,специфические свойства и законы развития которого были бы одинаковоспецифическими для природы и общества. Такого объекта нет». Вероятно, этоутверждение было сделано вопреки уже накопленному опыту выделения такого общегообъекта – географической среды, включающей человеческое общество каксовокупность людей, предметов, орудий и результатов труда человека, илисоциосферы, или антропосферы, или ноосферы. Само стремление свидетельствует обосознании в географии, как и в геологии того, что «ограничение объектаисследования – важный акт в процессе познания». От нас требуется естественное,а не условное или искусственное выделение «природного» объекта, в котором таксугубо естественные, так и антропогенные вещи, явления и процессы составляютпервую и вторую природы, сливающихся в единое бытие на земле. Выделяют дваглавных и множество общих объектов Земли. Основные два – это планетарно- иландшафтно-геологическое пространства.
При создании общих основания географии и геоэкологии наиболеесущественно познание именно внешних законов, которые не разделяют, а объединяютразные по своей природе объекты. Их выявление и использование позволитпреодолеть раскол между физической и социально-экономической географией исформировать единую методическую основу. Создание такой основы базируется нетолько на теоретических, но и на уже эмпирически установленных общихзакономерностях. Такие закономерности установлены:
·    в синхронномразвитии самых разных явлений косной природы, биоты и человека на Земле;
·    в сходномстроении разнообразных геолого-географических образований.
Подобные закономерности являются частным проявлением принципавсеобщего изоморфизма. Хронологические и хорологические закономерности, в своюочередь, отражают общие черты функционирования, динамики и распределениявещества и энергии в разных по своей природе частных объектах.
Географическое знание мы делим на объектное, получаемоеотдельными дисциплинами и содержащее сведения об изучаемых специальнымиметодами частных объектах – геокомпонентах, и предметное, формирующеепредставление и данные об общих аспектах или сторонах частных объектов. Делениегеографического знания на объектное и предметное оправдано принципиальноразными тенденциями или даже парадигмами в научном исследовании – с однойстороны, стремлением специалиста по отдельному геокомпоненту познать все егосвоеобразие, а с другой – стремление к поискам этого сходства между одними итеми же предметами разных по своей природе частных объектов и к объединениюпоследних на своих моделях в виде общего объекта.
Под общей географией следует понимать не узкоспециализирующуюся только на всеобщих и одинаковых явлениях и игнорирующую ихпространственные и временные различия особую науку А. Геттнера и не «единуюмонистическую» географию В. А. Анучина, а совокупность уже образованным и нынеформирующихся дисциплин, размеров и глав, представляющих предметное знание.Общая география прежде всего объединяет две науки, изучающие пространства любыхпо происхождению как частных, так и общих объектов на Земле: геотопологию иструктурную географию. Они составляют единую морфологическую основу географии,которую в начале века пытались сформировать на основе понятие «хорология».
Отчетливо наметились подходы к формированию объединяющей обеветви географии морфологической основы. Таким образом, общая география ужесейчас представляет мощный интеграционный стержень географической науки,составленный из морфологического, динамического и субстанционального уровней иоснованной на них геоэкологии. Кроме этого, интегрирующий стержень включаеткартографию и испытывает деление на науки геотопологического и планетарногоряда.

Заключение
В целом, проанализировав имеющийся материал по эволюциинаучной географии, можно сделать вывод о том, что наука неуклонно развивается.Развитие это происходит не обособленно, а в тесном взаимодействии с различнымидругими науками, такими как, например, математика и биология.
В научной географии используются все современные научныеметоды, подходы, инструменты. Ситуация внутри самой географии показываетдовольно гармоничное соотношение тенденций дифференциации и интеграции. Выделение внутри географии множества специализированных направленийспособствует более глубокому их изучению. А совместное синтетическоеиспользование результатов исследований различных ответвлений общего деревагеографической науки двигает научную географию вперед.
Следует заметить, что география  с самого начала развиваласькак общемировая наука. В разных странах возникали различные географическиешколы, которые тесно взаимодействовали между собой, и в процессе взаимодействияи обмена опытом внесли значительный вклад в развитие как географической науки вцелом, так и отдельных ее отраслей.
Также нельзя не упомянуть влияние на географию теорииэволюции. Приверженцы этой теории внесли посильный вклад не только в ееразвитие, но и в развитие географии.
В курсовой работе показана эволюция научной географии,начиная с ее зарождения, первых, чисто прикладных ее форм, до сегодняшнего еесостояния целостностной науки, объединяющей в себе огромное множествоспециализированных отраслей и имеющей огромное как теоретическое, так иприкладное значение. Внутри науки сформировалась особая теоретическаягеография, которая выступает инструментом объединения географических знаний вобщую науку.

Списокиспользованной литературы:
1.    БольшаяСоветская Энциклопедия – М.: «Советская энциклопедия»,  1971, т. 6, с. 216-218;
2.    География России: Энциклопедическийсловарь – М.: «Большая Российская Энциклопедия», 1998, с. 390-398;
3.    Зимин Б. Н., Шупер В. А. – «Забытаянаука?» // Вопросы философии №6, 1989;
4.    Ласточкин А. Н. – «Общая география:предпосылки развития и содержание» // География и природные ресурсы №4, 1998,с. 5-9;
5.    Новейший справочник необходимыхзнаний – М.: «Рипол Классик», 2000, с.267-361;
6.    Родоман Б. – «Наука, чуть было неонемевшая» // Знание-сила №9, 1990;
7.    Саушкин Ю. Г. – «Географическая наукав прошлом, настоящем, будущем» – М.: «Просвещение», 1980 – 380 с.;
8.    Труды по географии, том VII – Тарту, 1969 – 216 с.;


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.