Содержание
1. История экономического освоения
2. Природные ресурсы региона
3. Промышленность
4. Сельское хозяйство
5. Транспорт
6. Население
7. Внешнеэкономические связи
8. Экологические проблемы
Список литературы
1. Историяэкономического освоения
В составДальневосточного федерального округа (ДФО) входят 10 субъектов РоссийскойФедерации: Республика Саха (Якутия); Приморский и Хабаровский края;Магаданская, Камчатская, Сахалинская, Амурская области; Корякский и Чукотскийавтономные округа; Еврейская автономная область. Центр — город Хабаровск.
Освоениетерриторий за Уралом началось в 16 веке и в царской России предполагалось, чтоэти земли — резерв и гарантия безбедного существования России в будущем. Покабыли необходимые запасы в европейской части, незачем было масштабноразрабатывать и осваивать месторождения, строить хорошие дороги. Сейчас временаменяются. Дальний Восток через десять-двадцать лет станет центром экономическойжизни России. В странах Азиатско-Тихоокеанского региона сейчас идет мощныйподъем экономики. Дальний Восток России в силу своего географического положениявовлечен в процесс сотрудничества с Китаем, Японией, Южной и Северной Кореями.
2.Природные ресурсы региона
Дальневосточныйфедеральный округ располагает богатой и разнообразной минерально-сырьевойбазой, которая определила основные отрасли рыночной специализации: цветнаяметаллургия, рыбная промышленность, пушной промысел, лесное хозяйство,судостроение и судоремонт, оленеводство, мясное животноводство.
Районзанимает ведущее место в стране по запасам олова: Депутатское месторождение вЯкутии; Невское, Иультинское месторождения в Мурманской области;Хрустальненское, Лифудзинское месторождения в Приморском крае; Солнечное,Фестивальное, Хинганское — в Хабаровском крае. Крупные залежи полиметаллическихруд — Тетюха в Приморском крае. Месторождения ртути выявлены на Чукотке, всеверо-восточной части Якутии и в Корякском надгорье (Камчатская область). ВМагаданской области (Иультинское оловянно-вольфрамовое месторождение) и вПриморском крае (Арму-Иманский район) добывается вольфрам. В Приморском крае набазе этого месторождения работает горно-обогатительный комбинат. Железные рудызалегают в основном на юге Хабаровского края, в Амурской области и РеспубликеСаха. На территории Еврейской автономной области находится Малохинганскийжелезнорудный район, самое крупное месторождение которого — Кимканское, гдетакже добываются марганцевые руды. Большие залежи коксующихся углей расположенына Южно-Якутской угленосной площади.
Основныеугольные запасы сосредоточены в Кивда-Райчихинском буро-угольном бассейне,Буреинском, Свободненском, Сучанском, Суйфунском, Угловском районах, а также вЛенском и Южно-Якутском бассейнах, ряд месторождений разведан на Сахалине.
В республикеСаха открыта Лено-Вилюйская нефтегазоносная провинция. Наиболее значительныеместорождения газа — Усть-Вилюйское, Неджелинское, Средне-Вилюйское,Бадаранское, Собо-Хаинское, а также месторождения Сахалинского шельфа, Колендо,Охтинское, Некрасовское.
Всемирноизвестные запасы алмазов находятся в Республике Саха, где построены три крупныхгорно-обогатительных комбината Якутии: «Мир», «Айхал», «Удачная». В бассейнахрек Вилюя и Алдана идёт добыча исландского шпата и горного хрусталя, в Приморье— плавикового шпата. Запасы слюды в ДВФО — одни из самых богатых в стране,залегают в месторождениях Тимптонском и Эмельджакском.
Химическоесырьё представлено поваренной солью (Якутия) и серой (Камчатка). Дальний Востокимеет большую речную сеть, самые крупные реки — Лена и Амур со множествомпритоков. Несмотря на короткий период навигации, реки используются кактранспортные пути. Кроме того, они богаты гид-роэнергоресурсами (Вилюйская,Зейская, Бурейская ГЭС).
РасполагаетДальний Восток и запасами нерудного сырья: известняками, гранитом, мергелем,туфом, огнеупорными глинами, кварцевыми песками, доломитом, а также графитом,слюдой, солью и др.
Велики иразнообразны запасы лесных ресурсов Дальнего Востока. Леса здесь составляютсвыше 35% общероссийских ресурсов. Самые распространенные леса – лиственничные,в которых сосредоточена основная часть запасов древесины (более 60%). Этот видлесов распространен на территории Якутии, Амурской и Магаданской областей иХабаровском крае. Елово-пихтовые леса составляют более 5% площади всех лесов и12% запасов древесины Дальнего Востока. Эти леса преобладают в Приморском краеи на Сахалине. К наиболее ценным относятся кедрово-широколиственные леса (снаибольшей концентрацией древесины), составляющие около 3 млн. га. Ими покрыт1% территории Дальнего Востока.
Из лесныхресурсов недревесного происхождения нужно отметить уникальные видылекарственных растений (женьшень, элеутерококк, аралия маньчжурская и другие,всего – более тысячи видов), а также сотни видов пищевых растений, грибов ит.д.
Земельныересурсы.Главным ресурсом, к которому привязаны все остальные виды, являются земельныересурсы. Земельный фонд Дальнего Востока составляет 616,9 млн. га. В немотмечается пять основных типов угодий: леса (45,5%), оленьи пастбища (30,3%),сельскохозяйственные угодья, и прочие земли. Очень мала площадь земельныхугодий (1,1%), на которых возможно размещение сельскохозяйственногопроизводства. Конечно же, возможно некоторое увеличение площадей за счетосушения болот, проведения мелиорации, но это требует значительных финансовыхресурсов. Здесь на душу населения, даже при довольно низкой плотности,приходится только 1,32га сельскохозяйственных угодий, да и земли этималоплодородные, переувлажненные, неудобные, требуют огромных затрат намелиорацию.
Территориальноземельные ресурсы распределены неравномерно. Так основная частьсельскохозяйственных угодий расположена на юге Амурской области, Еврейскойавтономной области, Приморского и Хабаровского краев.
Водныересурсы.Дальний Восток богат ресурсами морей, океанов и суши. Моря принадлежатбассейнам Северного Ледовитого и Тихого океанов. Реки в основном относятся кбассейну двух крупнейших рек – Лены и Амура, впадающих соответственно вСеверный Ледовитый и Тихий океаны, причем они настолько велики, что впадающие вних притоки в свою очередь являются крупными реками, по которым возможносудоходство. Гидрографическая сеть Дальнего Востока включает много сравнительномелких озер.
Моря ДальнегоВостока: Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское (се-верное побережье),Берингово, Охотское, Японское (восточное побережье) – обладают громаднойакваторией (свыше 3,5 млн. кв. км.) и разнообразными природными ресурсами, какбиологическими, так и минеральными.
БогатствоДальнего Востока водными и лесными ресурсами обеспечивает разнообразиебиологических ресурсов, к которым относятся ресурсы морей, рек и озер, а такжересурсы суши.
Биологическиересурсы моря. Огромны морские биологические ресурсы Дальнего Востока, восновном сконцентрированные в 200-мильной прибрежной зоне и на шельфедальневосточных морей. Общий объем рыбы и морепродуктов в российскойэкономической зоне достигает 26 млн. т., среди которых 16 млн. т. тресковыхпород рыб (минтай, навага, треска, хек и др.), 3 млн. т. сельдь, от 0,3 до 0,7млн. т. камбалы, окуня, сардин, лососей, сайры. Запасы морепродуктов составляют2,5 млн. т. – это криль, кальмар, краб, трубач, морской гребешок, анфельция,креветка, трепанг, морская капуста. По акватории дальневосточных морей этиресурсы распределены неравномерно. Наиболее продуктивными являются Охотоморский(46% добычи) и Южно-Курильский (18% добычи) промысловые районы.
Нужно такжевыделить многообразие морских животных. Здесь обитают тюлени, моржи, котики,каланы, встречаются киты и кашалоты.
Биологическиересурсы суши. В тайге, занимающей значительную часть территории ДальнегоВостока, обитает значительное число редких крупных животных. К ним относятсясвыше 10 видов хищников (тигр, бурый и гималайский медведь, волк, различныевиды рысей, леопард и др.), около 40 видов пушных зверей (лоси, кабаны, олени,косули и др.) и до 100 видов охотничьих птиц.
Самым богатымразнообразием фауны обладает южная уссурийская тайга, где сосуществуют около700 видов животных, среди которых встречаются как северные, так и южные виды.
3.Промышленность
Доляпромышленного производства Дальнего Востока в общероссийском показателенезначительна — всего 4,4% (рис.1, 2).
/>
/> Рис.1. Удельный вес Дальнего Востока в промышленном производстве России в 1991 году Рис.2. Удельный вес Дальнего Востока в промышленном производстве России в 2004 году
Рис.1.Удельный вес Дальнего Востока в промышленном производстве России в 1991годуРис.2. Удельный вес Дальнего Востока в промышленном производстве России в2004 году
Ведущимиотраслями промышленности на Дальнем Востоке являются электроэнергетика, цветнаяметаллургия, пищевая промышленность (рис.3).
В структурепромышленного производства регионов Дальнего Востока в 2004 году ведущееположение занимают цветная металлургия (30%) и пищевая промышленность (20%), вкоторой явно выделяется рыбная отрасль (14,8%, на ней специализируютсяКамчатская область, Корякский АО и Приморский край). Среди других отраслейзначительный вес имеют машиностроение и металлообработка (16,6%), топливнаяпромышленность (12,8%) и электроэнергетика (10,9%). По существу, цветнаяметаллургия и рыбная промышленность, развитые на базе богатых сырьевых ресурсов,определяют место Дальнего Востока на внутрироссийском рынке. В меньшей степениэто относится к машиностроению и топливной промышленности.
/>
Рис.3.Отраслевая структура производства промышленной продукции ДВ в сравнении сРоссией в 2004 году
К ведущимотраслям ДВФО относится рыбная промышленность. По улову рыбы округ занимаетпервое место среди других регионов страны. Основные промысловые рыбы: лососевые(кета, горбуша), сельдь, камбала, тунец, сайра, скумбрия, палтус, морскойокунь. Важную роль играет регион в китобойном и крабовом промыслах. Главныерайоны рыболовства — Охотское, Японское, Берингово моря и восточная частьТихого океана. Крупные центры рыбопереработки — Петропавловск-Камчатский,Усть-Камчатск, Невельск, Холмск, Корсаков, Находка.
Отраслямирыночной специализации являются лесная, целлюлозно-бумажная идеревообрабатывающая промышленности. На севере огромные пространства занимаюттундра и лесотундра. Западное побережье Охотского моря, северные частиПриамурья и Сахалина, центральная часть Камчатки и почти 80 % территории Якутиипокрыты лесами. Лесные ресурсы составляют 415,7 млн. га. Запас древесины —20450 млн. кубометров. Дальневосточный федеральный округ экспортирует лес ипродукты его переработки в страны Тихого и Индийского океанов.
Машиностроительныйкомплекс региона имеет разнообразную инфраструктуру, но в большей мерепредставлен судоремонтом и выпуском энергетического оборудования. На заводах округапроизводят рыболовные суда, дизели, мостовые краны, судовые механизмы, литейноеоборудование, металлорежущие станки, приборы, инструменты. Один из крупнейшихмашиностроительных центров — город Хабаровск.
Предприятия,производящие машиностроительную продукцию, сосредоточены в основном вХабаровском и Приморском краях, Амурской и Еврейской автономной областях.Отличительной чертой машиностроения является существенный удельный вес изначение оборонного производства (в первую очередь это касается Хабаровскогокрая). В течение 1990-х гг. оборонный комплекс России, и Дальнего Востока вчастности, переживал значительное падение, связанное со свертыванием оборонныхзаказов. Активно начался процесс конверсии.
В настоящеевремя на территории регионов Дальнего Востока расположено более 30 предприятийи организаций практически всех отраслей оборонной промышленности с общейчисленностью работающих 56,5 тыс. человек (по данным на середину 2004 г.): впромышленности — 56,1 тыс. человек, в науке — 0,4 тыс. человек.
Продукция,выпускаемая предприятиями и организациями оборонной промышленности ДальнегоВостока и Забайкалья, составляет в оборонном комплексе России в настоящее времяболее 3%.
Таблица 1
Динамикапромышленного производства в России и регионах Дальнего Востока 1991 – 2004 (в% к 1990 г.)Регионы 1991 1995 1998 2004 РФ 92,0 49,7 46,2 54,4 ДФО 97,0 45,8 39,2 44,8 Республика Саха (Якутия) 98,0 75,3 75,1 84,6 Приморский край 96,0 55,4 44,5 51,3 Хабаровский край 99,0 33,4 29,6 37,3 Амурская обл. 94,0 47,5 30,2 34,6 Камчатская обл. 92,0 47,0 41,2 42,2 Магаданская обл. 97,0 60,1 56,5 59,2 Сахалинская обл. 103,0 57,5 49,4 58,7 Еврейская АО 95,0 21,0 10,2 12,8 Корякский АО 93,0 43,7 40,2 49,6 Чукотский АО 92,0 48,4 41,9 41,4
Конкурентоспособностьбольшинства других отраслей промышленности Дальнего Востока в настоящее времякрайне низкая.
Крупнейшимикомпаниями регионов (по данным исследования Рейтингового агентства «Эксперт») внастоящее время являются АЛРОСА («Алмазы России — Саха») и «КнАПО»(«Комсомольское-на-Амуре производственное объединение»). Кроме них в список 200крупнейших попали еще 4 компании. 77-е место в этом списке занимает компания«Якутуголь», объем реализации продукции которой в 2004 г. составил 5,3 млрд.руб., а уровень рентабельности — 9,5%.
4.Сельское хозяйство
Важнойотраслью экономики Дальневосточного округа является сельское хозяйство.Основное место в сельском хозяйстве занимает производство зерна, сои, картофеляи овощей. Сельскохозяйственные угодья расположены преимущественно в Амурскойобласти, Хабаровском и Приморском краях, южных районах Республики Саха(Якутия).
Главнаятехническая культура — соя. На Камчатке развивается овощеводство закрытогогрунта, где для выращивания овощей используются горячие подземные воды. Большиеплощади отведены под кормовые культуры, что создаёт устойчивую кормовую базудля животноводства. Животноводство развито в основном на юге. Особое местопринадлежит оленеводству. Ни долю ДВФО приходится почти половина поголовьясеверных оленей страны. На севере, где расположены обширные пастбища, разводятсеверных оленей, а на юге, в Приморье, развито пантовое оленеводство. Пушноезвероводство также имеет большое значение. В лесах региона насчитывается более40 видов ценных пушных зверей.
В структуресельского хозяйства наблюдаются естественные закономерности: в северныхрегионах (Магаданской области и Республике Саха) доля животноводства выше (61,1и 59,0% соответственно), чем растениеводства (38,9% и 41%). Благодаря этомуРеспублика Саха является лидером Дальнего Востока по производству продукцииживотноводства (23,3% всей продукции животноводства ДВ).
В остальныхрегионах, составляющих около четырех пятых валового производства сельскогохозяйства ДВ, доля растениеводства была выше. Наибольший вес среди регионов ДВрастениеводство занимало в сельхозпродукции Амурской области — 62,5%. В 2003 г.в области производилось около 27% растениеводческой продукции ДВ. В Сахалинскойобласти производство в секторе растениеводства составляло 60,2% всего объема валовойпродукции сельского хозяйства. Хабаровский край и Камчатская область имелинесколько менее выраженную специализацию на растениеводстве — 58,4% и 57,5%. ВПриморском крае и Еврейской АО доли растениеводства (51,3% и 52,4%соответственно) и животноводства (48,7% и 47,6%) примерно одинаковые.
Валовоепроизводство сельского хозяйства включает не только стоимость сырых продуктоврастениеводства и животноводства: в нее входит стоимость незавершенногопроизводства в растениеводстве (затрат на посев озимых и яровых культур,обработку почвы и другие работы, проводимые в оцениваемом году до начала уборкипод урожай следующего года), стоимость выращивания скота, птицы и прочихсельскохозяйственных животных в отчетном году, а также стоимость продукциипчеловодства и рыборазведения.
Поэтомуважным индикатором динамики сельского хозяйства является оценка валовых сборовосновных сельскохозяйственных культур и производства важнейших продуктовживотноводства в натуральном выражении.
5.Транспорт
Водныйтранспорт
Вдольпобережья Дальнего Востока расположено 32 морских порта, включая 22 торговых и10 рыбных, а также около 300 гаваней, где имеются пристани и якорные стоянки.Всего в регионе насчитывается около 270 коммерческих предприятий,осуществляющих портовые функции. Наиболее важными портами с круглогодичнойнавигацией являются (с юга на север): Зарубино, Посьет, Владивосток, Находка,Восточный, Ванино, Магадан, Петропавловск-Камчатский, на Сахалине — Корсаков иХолмск.
На ДальнемВостоке зарегистрировано около 200 судоходных компаний, владеющих в общейсложности немногим более 1 тыс. судов океанского, прибрежного и внутрипортовогоплавания. Подавляющее большинство из них мелкие, имеющие одно — два судна илиарендующие суда. На базе морских портов Владивостока, Находки, Холмска,Петропавловск-Камчатска, Тикси работают наиболее крупные морские пароходства:Дальневосточное (FESCO), Приморское, Востоктрансфлот, Сахалинское, Камчатское иАрктическое.
Приморскоеморское пароходство обладает самым мощным в России танкерным флотом (44 суднаобщим дедвейтом 635 тыс. т) и перевозит нефть, нефтепродукты, жидкие пищевыепродукты и химикаты, «Востоктрансфлот» специализируется на перевозкерефрижераторных грузов.
Принедостаточно развитой авто- и железнодорожной инфраструктуре обеспеченностьДальнего Востока судоходными речными путями в три раза выше среднероссийскогоуровня. На каждые 10 тыс. кв. км территории здесь приходится 31 км речныхпутей. Судоходными являются реки Амур (на терри-тории Хабаровского края,Еврейской автономной области и Амурской области), Уссури, Амгунь, Мая, Тунгуска(в Хабаровском крае), Зея, Селемджа, Бурея (Амурская область), Лена, Вилюй,Киренга, Витим, Олекма, Алдан, Индигирка (Республика Саха), Колыма (Магаданскаяобласть, Республика Саха), Анадырь (Магаданская область). Однако большинстворек протекают в северных приполярных широтах, по малонаселенным территориямЯкутии и Магаданской области, и потому интенсивность использования этих водныхартерий невелика.
Железныедороги
Средиадминистративных образований Дальнего Востока наибольшей плотностью железныхдорог отличаются Сахалинская область и Приморский край, где на каждые 10 тыс.кв. км территории приходится соответственно 168 и 96 км путей. Однакосуществующая здесь сеть сформировалась на ранних этапах хозяйственного освоениярегиона Востока и в последние десятилетия не обновлялась.
Несмотря натехническую отсталость железных дорог и подвижного состава, железнодорожныйтранспорт в южной зоне Дальнего Востока традиционно играет важную роль в грузо-и пассажироперевозках. По железным дорогам осуществляется основной товарообменс другими регионами России. Этим видом транспорта на Сахалине перевозится 30%всех грузов. В Приморском крае и Амурской области доля железнодорожныхперевозок составляет 40-50% от общих объемов грузов, в Хабаровском крае — более70%. Основной поток внутренних и экспортных грузов формируется за счет трехотраслей — топливной (уголь, нефтепродукты), черной металлургии и леснойпромышленности.
Автомобильныйтранспорт
Общаяпротяженность сети автомобильных дорог на Дальнем Востоке, включаяведомственные, составляет 78,3 тыс. км. Плотность автомобильной се-ти в регионесущественно ниже, чем в целом по России, и лишь Приморский край имеетпоказатель, близкий к среднероссийскому.
Почти 80% дорогс твердым покрытием сосредоточено в южной зоне Дальнего Востока и на Сахалине.По этим территориям проходят автомобильные дороги федерального значения«Уссури», «Колыма» и «Амур».
Автомобильныйтранспорт в южной зоне Дальнего Востока играет исключительно важную роль вторговле с Китаем. В последние годы здесь открыто 13 автодорожных пунктовпропуска на границе, в том числе пять в Приморском крае, три в Амурскойобласти, два в Хабаровском крае и три в Еврейской АО.
Гражданскаяавиация
Обширныепространства дальневосточных территорий и недостаточное развитие наземных путейсообщения предопределяют повышенную значимость здесь авиационного транспорта.Особенно это касается пассажирских перевозок, где авиация играет ведущую ролькак на внутрирегиональных, так и на межрегиональных линиях. В целом на ДальнемВостоке доля воздушного транспорта в пассажирских перевозках составляет около38%. Однако, в регионе есть немало районов и населенных пунктов, для которыхсамолет — единственное средство связи с «большой землей».
На ДальнемВостоке насчитывается более 200 аэропортов и аэродромов гражданскогоназначения, из них 105 находятся на юге региона. В массе своей это аэродромы сгрунтовыми взлетно-посадочными полосами, которые весной и осенью выходят изстроя, и лишь тринадцать имеют специальное бетонное покрытие, предназначенноедля приема тяжелых пассажирских и транспортных самолетов. Главными воздушнымигаванями, через которые проходит основной поток пассажиров и авиагрузов,являются административные центры краев и областей — Хабаровск, Владивосток,Южно-Сахалинск, Благовещенск, Магадан, Петропавловск-Камчатский, Якутск.
Трубопроводныйтранспорт
На территорииДальнего Востока трубопроводный транспорт получил развитие в трех регионах — наСахалине, в Хабаровском крае и в Якутии. В перспективе, с освоением новыхнефтегазовых месторождений Сахалина нитку газопровода планируется продолжить изХабаровска в Приморский край. Грандиозный проект прокладки магистральногонефтегазопровода протяженностью 6,6 тыс. км предлагает компания«Сахагаз» (Якутия). В случае его реализации якутские нефть и газпридут в Хабаровский и Приморский края, в КНДР и Рес-публику Корея (до Сеула).
6.Население
Дальневосточныйфедеральный округ — один из самых больших регионов страны. Он занимает 6115,9тыс. кв. км — 36,4 % территории России. Численность населения — 7,3 млн.человек, уровень урбанизации — 76 %. Большая часть жителей ДВФО — русские,среди других национальностей преобладают украинцы, татары, эстонцы, латыши,литовцы, евреи, а также группы коренных народностей: чукчи, коряки, эвенки,эвены, камчадалы, ительмены, эскимосы и другие.
Наибольшаячисленность населения проживает в Приморском крае, доля Приморского края вобщей численности населения, проживающего на Дальнем Востоке, по сравнению сдругими регионами увеличивается (с 28,5% в 1991г. до 30,2% в 2003г.).Хабаровский край по данному показателю занимает второе место (21% в 2003г.)
Наиболеевысокую плотность населения имеет Приморский край (13,48 человек на 1 кв. км.),наименьшую плотность имеет Корякский автономный округ (0,11 человек на 1 кв.км.).
Главнымфактором сокращения численности населения является миграция за пределы ДальнегоВостока, главным образом в западные районы России на постоянное местожительства. Наибольших темпов миграционная убыль достигла в северной зонеДальнего Востока – на Чукотке и в Магаданской Области, где в 1992-1995 гг.миграционный отток достигал 6-12 человек на 100 жителей. В наибольшей степенимиграционным процессам подверглись города, в наименьшей – сельские местности.
В 2003 г.,как и в предыдущие годы, на Дальнем Востоке преобладало городское население(75,9% общей численности). Сельское население составляло 24,1%. Наиболеевысокая доля населения, проживающего в городской местности, наблюдается вМагаданской области (89,9% от общей численности населения) и в Сахалинскойобласти (85,8%). Наименьшая доля населения, проживающего в городах, — вКорякском автономном округе (24,8% от общей численности населения) и вРеспублике Саха (Якутия) 64,4%.
7.Внешнеэкономические связи
Распад СССР,потеря портов на Балтике и Черном море, заселение азиатских регионов России ирастущее общемировое значение Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) диктуютвозможность стратегического развития внешнеэкономического мира. Россия осуществляетсегодня внешнеэкономические связи со всеми странами АТР.
ДальнийВосток, обладая огромным потенциалом природных ресурсов и имея развитоепромышленное производство, определяют внедрение России в мировую экономику.Удобное географическое положение, развитая сеть различных видов транспорта,эффективность использования природно-ресурсного потенциала, производственный,научный, кадровый потенциал способствуют этому.
Россия имеетперспективы внешнеэкономического развития в таких сферах, как электроэнергетика,алюминиевая, нефтехимическая, деревообрабатывающая, лесная, целлюлозно-бумажнаяпромышленности. На территории Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского регионови Дальнего Востока расположены крупные промышленные предприятия, которыесоставляют около 70% всего производства России. Производимая ими продукциясчитается конкурентоспособной на мировом рынке и пользуется в ряде стран АТРнаибольшим спросом. Качество и цена привлекает иностранные фирмы ксотрудничеству. Но главная проблема заключается в том, что вывозятсяполуфабрикаты и сырье, а не готовая продукция, что нежелательно для экономикиРоссии.
Сейчасэкспорт продукции сибирских регионов в страны АТР преобладает над импортом. Мывывозим лесоматериалы, пиломатериалы, целлюлозу, алюминий, уголь, газ,нефтепродукты, энергию, хим. продукцию, а также золото, алмазы, пушнину. Натерриториях Якутии, расположены крупные запасы угля, золота, леса, руды, меди,имеющие мировое значение.
Структураимпорта из стран АТР более разнообразна. Ведущими торговыми партнерами являютсяКитай, Австралия, США, Япония, Корея, Монголия. Мы ввозим машины, промышленноеи медицинское оборудование, продукты питания, бумагу и картон, автомобили,одежду, мебель, изделия электроники. Парадокс российской экономики заключаетсяв том, что мы вывозим качественное сырье, а ввозим готовые изделия. Сейчаснеобходимо ориентировать производственный комплекс на увеличение в экспортедоли готовой продукции и совершенствования инфраструктуры для международнойторговли.
Перспективнымнаправлением внешнеэкономической деятельности Дальнего Востока являетсясоздание совместных предприятий. Цель – привлечение иностранных инвесторов,современного оборудования и прогрессивных технологий.
Сейчасзаключено соглашение между Министерством топлива и энергетики РФ и Китайскойнациональной нефтегазовой корпорацией о реализации проектов сотрудничества вобласти нефти и газа.
Предусматриваетсястроительство газопровода от месторождения в Китай. Не исключается возможностьпоставок газа в Монголию, Республику Корея, Японию.
Освоениеэкспорта дальневосточных топливных ресурсов – путь к обеспечению должныхпозиций России в АТР и в мире. Уникальный рекреационный потенциал требуетогромных средств для развития туризма, что является благополучным для экономикиРоссии. Развитие внешнеэкономических связей Дальнего Востока со странами АТР –будущее России.
8.Экологические проблемы
Общеесостояние окружающей среды на Дальнем Востоке характеризуетсянесбалансированностью природопользования практически во всех регионах, то естьнарушением соответствия развития и размещения материального производства,расселения населения и экологической емкости территорий.
Уникальнаяпространственно-временная изменчивость природных условий, особенногидротехнического режима, широкое развитие сезонной и многолетней мерзлотыопределяют значительно меньшую относительно западных районов Россииустойчивость дальневосточных экосистем, причем эта неустойчивость увеличиваетсяс юга на север, что можно увидеть хотя бы на примере климата. И иногда характермежресурсных связей, усугубленный малой устойчивостью экосистем, крайнеосложняет, а порой и полностью исключает эксплуатацию на одной территорииодновременно нескольких ресурсов. Например, разработка россыпных месторожденийи добыча красной рыбы, развитие химической промышленности на приморскихтерриториях и создание плантаций марикультуры на шельфе и т.д.
На ДальнемВостоке производится незаконная вырубка девственных лесов, главного богатстваДальнего Востока. При этом от лесной промышленности также много отходов;например, в виде высокотоксичных фенольных соединений, выделяемых древесиной ипопадающих в водоемы.
Очень вреднадля окружающей среды в настоящее время деятельность горнодобывающихпредприятий.
В числеэкологических проблем Дальнего Востока также лесные пожары, последствиятайфунов и землетрясений, наводнения, крушения нефтеналивных танкеров, авариина нефтегазопромыслах и других промышленных объектах. При этом следуетотметить, что на отдельных участках восстановление прежних биогеоценозовневозможно. Из нарушенных земель приблизительно всего лишь 75% может бытьрекультивировано.
Списоклитературы
1. Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основырегиональной экономики.
2. Воронин В.В. Экономическая географияРоссийской Федерации / Учебник для ВУЗов в 2 ч., ч 2. — Самара: СГЭА; 2005.
3. География. Население и хозяйство России. Учебник под ред. В.Я.Ром, В.П. Дронов. – М.: Дрофа, 2004.
4. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П.Экономическая география России. – М.: Наука, 2004.
5. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики:Учебник для вузов. — М.: Триада, 2003.
6. Комаров М.П. Инфраструктура регионов России:Учебник. — СПб.: Питер, 2004.
7. Лиасов Н.К. Экономические районы России. –Спб.: Питер, 2005.
8. Региональная экономика / Тяглов С.Г., ЧернышЕ.А. и др.: Учебное пособие. — Ростов н/Д.: Феникс, 2004.