Реферат по предмету "География"


Торфяные месторождения - как объект рационального природопользования

ТолкачеваЕлизавета Сергеевна 9 «Г» класс
МОУ«СОШ № 58»
Омск,2010
Актуальность темы
Многиезарубежные страны имеют развитую экономику, благодаря мощной минеральной базе.Главной особенностью этих стран является тот факт, что они используют все видыресурсов, которые имеются на их территории. В то же время они экономно ирационально используют топливные ресурсы: уголь, нефть, газ; заменяя ихнаиболее дешевым видом топлива – торфом.
Добычаторфа и его переработка играют в этих странах немаловажную роль. Известно, чтов 90-е годы Германия экспортировала 1700 тыс. т сельскохозяйственного торфа, страныПрибалтики – 1150 тыс. т, Россия – лишь 40 тыс. т, имея запасы в 200, 7 млрд. тторфа, что составляет 66% от мировых запасов.
Значительноеколичество торфа импортируют развитые страны, где он идет не только в качестветоплива и для нужд сельского хозяйства, но и для получения воска, медицинскихпрепаратов, продуктов парфюмерной промышленности, технической бумаги, кислот, спиртаи многих других видов продукции [13].
Огромнозначение торфа в сельском хозяйстве. Наибольшие торфяные запасы Россиисосредоточены на территории Западной Сибири. При тщательном изучении торфяниковна территории Западной Сибири можно легко создать богатую минеральную базу дляпроизводства удобрений именно в тех районах, где качество торфа выше.
Геологическиеисследования показывают, что кроме торфа Западная Сибирь богата сапропелем, болотныммергелем, торфовивианитом, которые образуют многочисленные месторождения скрупными запасами. Такие месторождения могут быть вовлечены в эксплуатацию вкороткие сроки без крупных капиталовложений силами хозяйств или агрономическимиобъединениями.
Благодаряработе геологов, географов, других исследователей, на сегодняшний день можнолегко возродить торфяную промышленность, что позволит экспортировать торф какценное органо-минеральное сырье в те районы страны, где этого вида ресурсовнедостаточно.
Современныеминеральные удобрения, которые используются в России при ведении сельскогохозяйства, имеют иностранное происхождение и стоят очень дорого. Экспорт торфаи торфяной продукции в некоторой мере позволил бы стабилизировать экономику нетолько Западной Сибири, но и страны в целом, а потребителю обеспечил быгарантию быстрого и доброго урожая.
Крометого, развитие торфяной промышленности как в нашей области (регионе), так и встране, позволит решить ряд многих остро стоящих проблем:
1. Проблему топлива и экономическую.
Себестоимостькускового торфа ниже угля в 2, 5 раза, причем при его сжигании не происходитзагрязнения окружающей среды. За прошлое столетие Россия сэкономила 400 млн. ткаменного угля за счет сжигания торфа. Доля торфа в топливном балансе странысоставляла в 1928 г. – 41, 4%. Создание топливной базы на основе торфа сегодняпозволило бы решить и вопрос энергетического обеспечения страны, ведь послереволюции наша страна долгое время находилась в разрухе и план ГОЭЛРО, основанныйна строительстве электростанций, сжигающих торф, именно он дал импульс для развитияэкономики.
2. Проблему безработицы.
Развитиеторфоперерабатывающей промышленности в стране (области) дало бы работу нетолько людям, в ней участвующим, но и вовлекло бы ряд машиностроительныхпредприятий, которые обеспечили бы данный вид промышленности необходимымимашинами, оборудованием; вовлекло бы ряд химических предприятий, которыепроводили бы комплексную переработку торфа, получая из него ценные химическиепродукты.
Такимобразом, анализируя торф как ценное природное сырье, можно сделать вывод о том,что возрождение торфяной промышленности ведет к успешному развитию и общемуросту экономики страны.
Объектомисследования этого данной работы являются:
— торфяные ресурсы России;
— торфяные залежи юга Западно-Сибирской равнины.
Предметомявляются:
— география торфяных залежей;
-возможностииспользования торфа как ценного природного сырья для отраслей хозяйственногосектора.
Основныецели работы:
— оценка торфяных запасов России, Западной Сибири, Омской области.
— разработка дополнений к урокам по теме «Природные ресурсы России» по курсу 8 и9 классов.
Основныезадачи:
— определить значение данного вида ресурсов;
— дать характеристику физическим и химическим свойствам торфа;
— выявить особенности размещения торфяных залежей на территории Западной Сибири;
— оценить запасы торфа Омской области;
— определить проблемы и перспективы развития торфяной промышленности в стране, регионе,области.
Часть 1. Понятие торфа. Растения-торфообразователи
Торф,каменный и бурый уголь, как и другие полезные ископаемые, были известнычеловеку еще в каменном веке
Обычноантичные авторы обозначали твердые горючие ископаемые (угли, асфальт, горючиесланцы) собирательным названием «битум».
Впервыепод названием «антракос» (уголь) ископаемые угли были описаны Теофрастом (III –IV в. До н.э.).
Перваякнига о торфе («Трактат о торфе») Мартина Шока вышла на латинском языке в 1658 г. В Германии. В практике использования торфа книга имела большое значение, но в вопросахпроисхождения содержала ряд неправильных выводов.
Растительноепроисхождение торфа было неопровержимо доказано в 1729 г. Дегнером, применившим для его изучения микроскоп. «Торф, — писал он, — представляет собой вдействительности скопление бесчисленных, цветущих, зеленеющих и растущих встоячей воде болотных растений» [23, 49].
Торф– это горючее полезное ископаемое, образовавшееся в условиях переувлажнения ибез доступа воздуха в результате неполного распада болотных растений.Химический состав его весьма сложен: 50-60% углерода, 30-40% кислорода, 3-5%водорода, 1-3% азота и около 1% серы.
Торфобразуется благодаря механическому разрушению растительных остатков ихимическому изменению входящих в состав растений органических иоргано-минеральных соединений [15].
Оторфовываниерастительных остатков происходит в самых поверхностных слоях залежей, кудасвободно проникают кислород и где идет энергичная работа микроорганизмов. Этотверхний слой и носит название торфообразующего или торфогенного слоя. Он лежитнепосредственно под живой дерниной растений, и толщина его не превышает 30-50 см от поверхности болота. Чем глубже мы проникаем в залежь, чем меньше там воздуха, тем меньшемикроорганизмов и тем слабее протекают процессы разложения растительныхостатков.
Такимобразом, торф образуется на поверхности болота и в дальнейшем, когда над нимнарастают новые слои растительности, он опускается, уплотняется, но остаетсявсе на той же степени разложения.
Основнойпроцесс, происходящий в растительных остатках, заключается в разложениивходящих в состав растений соединений: клетчатки и лигнина. Клетчаткаразлагается быстро, превращаясь в конечные продукты распада: углекислый газ иводу. Лигнин более богат углеродом, чем клетчатка. Разлагаясь, эти основныечасти растений образуют углерод и, чем сильнее их разложение, тем больше вторфе углерода, т.е. торф, наиболее разложившийся, отличается и более высокимитопливными качествами.
Кромеклетчатки и лигнина в состав растений входят смолы, воски и жиры. Эти веществаотличаются большой стойкостью и накапливаются в залежах в значительномколичестве. Накопление этих веществ повышает ценность торфа.
Впроцессе оторфовывания растительных остатков часть растительной клетчаткипревращается в воду и углекислый газ и выбывают из состава торфа. Минеральныесоли остаются в торфе полностью [71].
Несмотряна то, что на болотах встречается очень большое количество разнообразныхрастений, число торфообразователей весьма невелико (прил. рис 1, с.15, 16).
Значительноеучастие в образовании торфа принимают: тростник, камыш, хвощ, осока, пушица, шейхцерия,ольха черная, береза пушистая, сосна.
Ноособенно большое участие в построении торфяной массы принимают мхи: сфагнумы игипнумы [14, 68, 69].
Общеегеографическое распространение торфяников в Западной Сибири
Несмотряна неполные данные о болотах и особенно о торфяниках Западной Сибири, давноизвестно, что заторфованность ее вдвое превышает заторфованность европейскойчасти России. (прил. рис.2, с.17)
Натерритории Западной Сибири (Новосибирской, Омской, Томской, Тюменской иКемеровской областях) заторфованию, по данным на 1964 г., подлежит 11, 5% общей ее площади. В европейской части России торфяники от общей ее площадисоставляют 5, 7% (Кац, Нейштадт, 1963) [25]. Западная Сибирь представляет собойторфяной регион, где сосредоточено более 60% мировых запасов торфа [66].
Распределениеторфяных месторождений по территории Западной Сибири неравномерно (прил. табл.1,с.18). Первое место занимает Тюменская область, как по количеству болот и ихобщей площади, так и по запасам торфа. В целом по области преобладают залежиторфа низинного типа (57, 5%). Развиты они в основном на юге области. Натерритории Тюменской области известны месторождения вивианитовых торфов: СограI, Павловское, _ысовое; очень крупное торфовивианитное месторождение – Боровое.В ряде районов области были выявлены месторождения и проявленияфосфоросодержащих торфов: Крутое, Клюквенное месторождения, Тобольская Согра, Николаевское,Язевочное, Растес, Перейма.
ВТомской области преобладают верховые и переходные торфяники. На сегодняшнийдень выявлены здесь крупные торфяные месторождения: свыше 80% площадиразведанного торфяного фонда составляют месторождения с площадью более 10 000 га. Торфяные залежи верхового типа составляют 61, 9% от общих запасов, остальная часть запасовсвязана с низинными залежами. Здесь выявлены Аркадьевское месторождениеторфовивианита и Поздняковское месторождение вивианитового торфа. Имеютсясведения о наличии фосфора на торфяных месторождениях в Каргасокском иКалпашевском районах Томской области.
ВНовосибирской области наиболее распространены низинные торфяники. К нимотносится 72, 7% всех запасов торфа. Основная часть месторождений сосредоточенав северной половине области. Выявлены месторождения торфовивианита: Осиновское,Воскресенская Согра, а также месторождения вивианитового торфа: Топкое, Усть-Баксон.Кроме того, известны месторождения фосфорсодержащих торфов: Арынцасское, Паганайское,Большое, Сельбинское, Киндинское, Ржавецкое, Кудряшевское, Тулинское, Чемское.
ВКемеровской области открыт ряд залежей высокозольных торфов. На 01.01.85г.разведаны месторождения: Милютинское, Сергеевское, Журавлинское. На Новониколаевском,Соколовском, Емельяновском месторождениях, на также на месторождениях: Глобус иГорелое обнаружено повышенное содержание фосфора.
Натерритории Омской области торфяной фонд размещен неравномерно (прил. рис.3, с.19).Наиболее заторфован север области. В Омской области запасы торфа по 383месторождениям оцениваются в 5 610 млн. т (209 тыс. га), что составляет 4, 7%торфяных ресурсов Западной Сибири. Изученные запасы торфа достигают 1 534 млн.т (разведано 143 месторождения).
Наиболеекрупные месторождения находятся в Тарском (Степановское – 38, 6 млн. т), Знаменском(Аркаш – 8, 8 млн. т) и Большереченском (Большой Аллап – 4, 0 млн. т) районах.Остальные детально разведанные месторождения не имеют значительных запасов имогут разрабатываться силами мелких сельскохозяйственных предприятий.
Натерритории области выявлены месторождения торфовивианитов и вивианитовыхторфов: Янгинское, Кумлинское, Аркаш I, Аркаш II, Ключи, Собачье болото, Калининское,Малаховское. Разведаны месторождения фосфорсодержащих торфов: Тайлегинское, Атакское[12; 18; 21, 25, 66].
Торфяноесырье области различается большим разнообразием физических и химических свойств(прил. рис.4, с. 20), что позволяет применять его по всем известным сегоднянаправлениям. (прил.рис.5, с. 29)
Вцелом же регион обладает достаточной базой для развития торфянойпромышленности. Необходимо уже в ближайшее время провести детальную разведкуместорождений и приступить к добыче торфа с дальнейшей его переработкой. Ведьвозможности использования торфа как природного сырья – УНИКАЛЬНЫ.(прил.с.30)
Исследовательская часть
Саматема «Торфяники» меня заинтересовала случайно. Работая с «интернетом» я увиделав сноске новостей информацию о компании «Русский торф». Я ознакомилась сдеятельностью компании и узнала, что Группа компаний «Русский торф»занимается добычей и переработкой торфа, а также различных продуктов из торфа:производит и поставляет торф топливный и сельскохозяйственный, торфяные брикеты,растительный грунт в ассортименте. В торфодобыче и торфопереработке занятывысококвалифицированные рабочие и специалисты. В производстве задействованы:тракторная техника, подготовительно-уборочные комплексы, погрузочно-разгрузочнаяи автомобильная техника, тепловозы, вагоны. Одной из основных целей холдинга «Русскийторф» является восстановление и развитие торфяной промышленности в Центральномрегионе России. Я просмотрела прайс- лист и была приятно удивлена стоимостьюсырья и готовой продукции. Мне захотелось узнать об этом природном ресурсеподробнее, и я обратилась к учителю географии. Ольга Сергеевна предложила мнеряд книг и журналов о торфяниках, где была представлена информация о торфяныхзапасах не только по России, но и по Омской области.
Исследуялитературные источники я узнавала все больше и больше, и мне хотелосьподелиться своими знаниями с одноклассниками, и тогда возникла идея о созданииработы на тему «Торфяные месторождения — как объект рациональногоприродопользования» где были бы выявлены особенности торфяных залежейтерритории России в целом, территории Западно-Сибирского региона и Омскойобласти. (все это изложено в первой части работы)
Атак как я уже много знала о торфе, мне было интересно, а что знают другие? Спреподавателем географии мы провели тест-опрос учащихся 8-9 классов «Что вызнаете о торфе?», чтобы узнать на сколько хорошо осведомлены учащиеся в даннойобласти и выяснили следующее:
Уучащихся сформированы лишь очень поверхностные знания о торфе, торфяныхресурсах. Например: на первый вопрос: «Что такое торф? Как он образуется?» многиеотвечали: Торф – это….
Полезноеископаемое, образуемое при гниении различных растений и пород деревьев;
Полезноеископаемое, добываемое при осушении болот;
Каменноеобразование;
Непереработанная нефть, образованная на болотах
Полезноеископаемое, образуемое на дне болот, когда погибают организмы, они оседают искапливается плотная масса, которая и есть торф.
Лишьнемногие отметили, что торф- это горючее полезное ископаемое, образующееся врезультате неполного распада болотных растений, в условиях повышеннойвлажности.
Отвечаяна второй вопрос: «Какова география торфяных залежей?» ребята писали следующее:
ТерриторияРоссии;
Омскаяобласть (Тюкалинский район)
Везде,где есть болота.
Натретий вопрос: «Какие «продукты» можно получить при переработке торфа?»школьники отметили основные важные качества:
Топливо
Удобрение
Строительныйматериал
Утеплитель
Медицинскиепрепараты.
Датьответ на четвертый вопрос: «Что вы знаете о торфяных ресурсах Омской области?»многие не смогли.
Напоследний вопрос: «Из каких источников вы имеете информацию о торфе» ответыбыли следующими: телевидение, учитель географии, слышали от взрослых, «интернет».
Большуючасть анкет ребята сдали не заполненными.
Втом, что ребята не назвали в качестве основного источника информации о торфеучебник — нет ничего удивительного, так как федеральный комплект учебниковгеографии, не обладает должным объемом информации о торфяниках.
Чтобынемного исправить сложившуюся несправедливую ситуацию с «торфяными ресурсами», вработе предложены дополнения к урокам географии в курсах 8 и 9 классов.Дополнения к уроку 8 класса (прил.с.38) предлагаются по теме «Природные ресурсыЗападной Сибири». Это будет урок – презентация, где учитель и заранееподготовленные учащиеся расскажут о том, что такое торф, как он образуется, какимисвойствами обладает, как добывается и используется. В конце урока у ребятсформируются основные представления об этом ресурсе, и останется подробныйконспект.
Для9 класса предлагаются дополнения к уроку «Топливная промышленность России»(прил.с.45), где рассматриваются нефтяная, газовая и угольная промышленность, нарядус ними хотелось бы предложить учащимся рассмотреть и торфяную промышленность, котораяв начале 20 века играла ведущую роль в балансе страны, потом была несправедливозабыта и сейчас ждет своего возрождения повторно.
Конечнотема «Торфяники, Торфяные ресурсы» является «узкой», и данные разработки могутне найти применения в школьном курсе географии в ряде регионов страны, ноучитывая, что мы живем в зоне активного торфообразования и в связи тем, чтоадминистрация Омской области, планирует возрождение отрасли, на основании этогоследует формировать у учащихся знания о торфяных ресурсах не только на урокахгеографии, так и на внеклассных занятиях.
Заключение
Многиезарубежные страны имеют развитую экономику, благодаря мощной минеральной базе.Главной особенностью этих стран является тот факт, что они используют все видыресурсов, которые имеются на их территории. В то же время они экономно ирационально используют топливные ресурсы: уголь, нефть, газ; заменяя ихнаиболее дешевым видом топлива — торфом.
Торф- это горючее полезное ископаемое, образовавшееся в условиях переувлажнения ибез доступа воздуха в результате неполного распада болотных растений.Химический состав его весьма сложен: 50-60% углерода, 30-40% кислорода, 3-5%водорода, 1-3% азота и около 1% серы.
Добычаторфа и его переработка играют в торфодобывающих странах немаловажную роль, являясьсырьем для получения воска, медицинских препаратов, продуктов парфюмернойпромышленности, технической бумаги, кислот, спирта и многих других видовпродукции. Известно, что в 90-е годы Германия экспортировала 1700 тыс. тсельскохозяйственного торфа, страны Прибалтики — 1150 тыс. т, Россия — лишь 40тыс. т, имея запасы в 200, 7 млрд. т торфа, что составляет 66% от мировыхзапасов.
Огромнозначение торфа в сельском хозяйстве. Наибольшие торфяные запасы Россиисосредоточены на территории Западной Сибири. При тщательном изучении торфяниковна территории Западной Сибири можно легко создать богатую минеральную базу дляпроизводства удобрений именно в тех районах, где качество торфа выше.
Натерритории Западной Сибири (Новосибирской, Омской, Томской, Тюменской иКемеровской областях) заторфованию, по данным на 1964 г., подлежит 11, 5% общей ее площади. В европейской части России торфяники от общей ее площадисоставляют 5, 7% (Кац, Нейштадт, 1963). Западная Сибирь представляет собойторфяной регион, где сосредоточено более 60% мировых запасов торфа.
Натерритории Омской области торфяной фонд размещен неравномерно. Наиболеезаторфован север области и запасы торфа по 383 месторождениям оцениваются в 5610 млн. т (209 тыс. га), что составляет 4, 7% торфяных ресурсов ЗападнойСибири. Торфяное сырье области различается большим разнообразием физических ихимических свойств, что позволяет применять его по всем известным сегоднянаправлениям.
Крометого, развитие торфяной промышленности как в нашей области (регионе), так и встране, позволит решить ряд многих остро стоящих проблем:
1.Проблему топлива и экономическую.
2.Проблему безработицы.
Такимобразом, анализируя торф как ценное природное сырье, можно сделать вывод о том,что возрождение торфяной промышленности ведет к успешному развитию и общемуросту экономики страны.
Главнойи основной проблемой при изучении вопросов, касающихся торфа, в школьном курсегеографии является недостаточное рассмотрение данной темы в федеральномкомплекте учебников географии. Большей частью торф — лишь перечисление всоставе полезных ископаемых. Учитывая тот факт, что мы живем в зоне активноготорфообразования и в связи с тем, что администрация Омской области планируетвозродить торфяную промышленность, следует формировать у учащихся знания оторфяниках не только на уроках географии, но и во внеклассных формах обучения:географических кружках, факультативах.
Предложенныедополнения к урокам не входят в программу основного курса 8-9 класса, но имеютважное значение, так как направлены на формирование у учащихся старших классовпонятий и представлений о торфяниках России, Западной Сибири, Омской области.
Данныеуроки способствует пропаганде географических знаний; формируют у учащихсяэкономическое и экологическое сознание; умение пользоваться различнымиисточниками географической информации, актуальны и перспективны; также достаточноинтересны, научены, носят краеведческий характер и могут сыграть немаловажнуюроль в профориентации школьников.
Список литературы
1.Аксакалова Г.П., Андреев Н.В., Голов В.П. Факультативные занятия по географии.- М.: Просвещение, 1985. — 144 с.
2.Аксакалова Г.П., Андреев Н.В., Дик Н.Е. Факультативные занятия по географии.//Факультативные занятия в средней школе. Под ред. Кашина М.П. и Эпштейна Д.А., М.:«Педагогика», 1973. — 240 с.
3.Аксакалова Г.П., Дик Н.Е.Состояние и дальнейшие пути развития факультативныхкурсов по географии. — География в школе, 1973, № 1, с. 42.
4.Арсланов А.А. и др. Уточнение возраста верхнеплейстоценовых отложений некоторыхразрезов Ярославского Поволжья. — В сб. Верхний плейстоцен. Стратеграфия иабсолютная хронология. М.: «Наука», 1966, с. 133.
5.Баринова И.И. и др. Внеурочная работа по географии. — М.: «Просвеще-ние», 1988- 157 с.
6.Баринова И.И. География России. Природа 8 кл. Учеб. для общеобразоват. учеб.заведений. — М.: Дрофа, 1997 — 277 с.
7.Бронзов А.Я. Гипновые болота на южной окраине Западно-Сибирскойравнины//Почвоведение, 1936, — № 2, — с. 224.
8.Белькевич П.И., Гайдук К.А. Торфяной воск и сопутствующие продукты. Минск, «Наукаи техника», 1977. — 232 с.
9.Блинков Г.Н. Торфяники и их использование в сельском хозяйстве. Новосибирск, Зап.-Сиб.книжн. издательство, 1975.
10.Бурак Ю.К. Ипсользование торфа в сельском хозяйстве. М.: Россельхозиздат, 1975.
11.Бельский В.И. Особенности болотообразования в некоторых лесных и предгорныхрайонах Сибири и Дальнего Востока. 1965.
12.Вяткин И.А. Минерально-сырьевая база Омской области и перспективы ееиспользования//Ресурсы Омской области. М.: 1999. с. 4.
13.Валуцкий В.И. Лесостепные рямы Восточной Барабы как объекты охраны природы. — Новосибирск,1991. — 21 с. Деп. в ВИНИТИ 11.06.91, № 2448-В-91.
14.Гуленкова М.А., Красникова А.А. Летняя практика по ботанике. Учебное пособиедля студентов. М.: «Просвещение», 1976, 159 с.
15.Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира. Учеб. для10 кл общеобразовательных учреждений. — 4-е изд. — М.: «Просвещение», 1998. — 270с.
16.Герасимов Д.А. О принципах классификации, разведки и картирования торфяныхотложений. — Почвоведение, 1937, № 5, с. 643.
17.Герасимова Т.П. и др. Физическая география. Начальный курс. Учеб. для 6-го кл.общеобразовательных учреждений/Герасимова Т.П., Грюнберг Г.Ю., Неклюкова Н.П. — 8-е изд. — М.: «Просвещение», 1999. — 192 с.
18.Дергачев В.Д. Роль минерально-сырьевой базы в развитии экономическогопотенциала Омской области//Природа, природопользование и природоустройствоОмского Прииртышья. — Материалы III научно-практической конференции, Омск, 2001,с. 97.
19.Дубах А. Наибольшие глубины торфяных отложений. — Изв. Гос. геогр. общества, 1938,вып. 1, с. 121.
20.Зверев И.Д. Проблематика исследований в области факультативныхзанятий.//Факультативные занятия в средней школе. Под ред. Кашина М.П. иЭпштейна Д.А., М.: «Педагогика», 1973, с. 18.
21.Ильичев А.И. Природно-ресурсный потенциал Западной Сибири. Природные ресурсыОмской области и их рациональное использование. Омск, 1985.
22.Иванов К.Е., Новиков С.М. Болота Западной Сибири, их строение и гидрологическийрежим. Л.: Гидрометиздат, 1976. — 446 с.
23.Кац Н.Я. Болота земного шара. — М.: «Наука», 1971. — 296 с.
24.Кац Н.Я. Типы болот СССР и Западной Европы и их географическое распространение.- М.: ОГИЗ. Государственное издательство географической литературы, 1948. — 320с.
25.Кузьмина М.С. Торфяники Западной Сибири. Новосибирск, 1967.
26.Кошкарова В.П. Семенные флоры торфяников Западной Сибири. Новосибирск, 1986.
27.Коринская В.А. и др. География материков и океанов. Учеб для 7 кл. среднейшколы/Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. — 3-е изд… дораб. — М.:«Просвещение», 1993. — 287 с.
28.Кондаков М.И. Задачи и содержание факультативных занятий вшколе//Факультативные занятия в средней школе. Под ред. Кашина М.П., ЭпштейнаД.А., М.: «Педагогика», 1973, с. 9.
29.Калечищ Т.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. — М.:«Просвещение», 1980.
30.Лисс О.Л., Березина Н.А. Болота Западно-Сибирской равнины. — М.: Изд-воМосковского университета, 1981. — 206 с.
31.Лиштван И.И., Базин Е.Т., Косов В.И. Физические процессы в торфяных залежах.Минск, 1985.
32.Лиштван И.И. Торф в народном хозяйстве/Возможности торфа как природногосырья//Торфяная промышленность, 1991, № 4, с.15.
33.Лиштван И.И., Король Н.Т. Основные свойства торфа и методы их определения. — Минск:«Наука и техника», 1975, — 320 с.
34.Лиштван И.И. Практикум по физике и химии торфа. Калинин. 1971.
35.Лийметс Х. Некоторые воспитательные проблемы, связанные с преподаваниемфакультативных курсов/Факультативные занятия в средней школе. Под ред. КашинаМ.П., Эпштейна Д.А., М.: «Просвещение», 1973, — с. 38.
36.Марков В.Д., Хорошев П.И. К оценке прогнозных запасов торфа в СССР. — Торфянаяпромышленность, 1975, № 6, с. 20.
37.Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учеб. для 10 кл.средней школы. — 2-е изд., перераб. — М.: «Просвещение», 1993. — 288 с.
38.Миленький А.Я. Интересы подростков к учебным предметам как предпосылка ихготовности к занятиям по выбору/Факультативные занятия в средней школе. Подред. Кашина М.П., Эпштейна Д.А., М.: «Просвещение», 1973, с. 45.
39.Нейштадт М.И. Мировой феномен природы — заболоченность Западно-Сибирскойравнины. — изв. АН СССР, серия географическая, 1971, № 1.
40.Нейштадт М.И. Болотообразовательные процессы в голоцене//Естественные ресурсы, охранаи преобразование природы. 1985, № 1. с. 39.
41.Нейштадт М.И. Научные предпосылки освоения болот Западной Сибири. М.: «Наука», 1977,227 с.
42.Нейштадт М.И. Торфяные болота Западной Камчатки. — В кн. Торфяные болотаКрайнего Севера и Азиатской части СССР. Тр. Центр Торф. опытной станции (ЦТОС),1936, т. 1, с. 31.
43.Наумова Г.В. Торф в биотехнологии. — Минск: «Наука и техника», 1987. — 151 с.
44.Никонов М.Н. О роли познания современных торфяных отложений для выяснениягенезиса ископаемых углей: Бюл. Моск. Общества испыт. природы. Отд. геол. 1948,т. XXIII, вып. 6, с. 93.
45.Никонов М.Н. О некоторых особенностях размещения торфяных залежей. — Тр.юбилейной сессии, посвящ. столетию со дня рождения В.В. Докучаева, 1949, с.602.
46.Никонов М.Н. Районирование торфяных болот в связи с их использованием внародном хозяйстве. — Тр. ин-та леса, 1955, т. 31, с. 17.
47.Никонов М.Н., Слука В.П. О размещении торфяных болот. — Почвоведение, 1964, №10, с. 44.
48.Ноллендорф В.Ф. Торф как питательный субстакт для тепличных культур. — Рига:«Знание», 1983, с. 151.
49.Ниценко А.А. Краткий курс болотоведения. М.: «Высшая школа», 1967, 150 с.
50.Пьявченко Н.И. Торфяные болота, их природное и хозяйственное значение. М.:1985.
51.Пьявченко Н.И. Болотообразовательный процесс в лесной зоне. — В сб.: Значениеболот в биосфере, М.: «Наука», 1980.
52.Проворкин А.С. Об использовании торфа в Грузинской ССР. — Сб. статей поизучению торфяного фонда. М., 1957, вып. 2, с. 221.
53.Прозоров Ю.С. Болота маревого ландшафта Средне-Амурской низменности. М.: Изд-воАН СССР, 1961, — 123 с.
54.Прозоров Ю.С. Динамика и особенности заболачивания низменности в бассейне озераБолонь. — В кн.: Особенности болотообразования в некоторых лесных и предгорныхрайонах Сибири и Дальнего Востока. М.: «Наука», 1965, с. 75.
55.Прохорчик Л.Ф. Организация внеклассной работы по географии. — Минск: «Народнаавеста», 1980.
56.Ривкина Х.И. Продукты переработки торфа и использование их в народномхозяйстве//Торфяная промышленность, 1959, №, с.18.
57.Рафаэла фон Бредов. Люди из железного века.//ГЕО, 1999, № 5, с. 83.
58.Ром В.Я., Дронов В.П. География России. Население и хозяйство. 9 кл.: Учеб. дляобщеобразовательных учебных заведений. — 30е изд. — М.: Дрофа, 1997. — 400 с.
59.Сухомлинский В.А. О воспитании/сост. и авт. вступ. очерков С. Соловейчик/2-еизд. — М.: «Политиздат», 1975, 272 с. — с.202.
60.Сударкина А.А., Фирстов В.В. Мотивы выбора учащимися естесственно-научныхфакультативных курсов/Факультативные занятия в средней школе. Под ред. КашинаМ.П., Эпштейна Д.А. М.: «Просвещение», 1973, 240 с. — с. 56.
61.Середа В.И. Система внеклассной работы по географии в средней школе. Из опытаработы. М.: «Просвещение», 1972, 144 с.
62.Семакин Н.К. Внеклассная работа по географии. Из опыта работы. — М.:«Просвещение», 1979. — 160 с.
63.Сергеев Б.Ф. Комплексная, безостаточная переработка торфа на химическиепродукты//Торфяная промышленность. 1959, №, с. 16.
64.Смирнова В.В. Принципы оценки ресурсов лечебного торфа//Торфянаяпромышленность. 1991, № 12, с. 28.
65.Сиянгин И.И., Кузнецов Н.Я. Применение удобрений в Сибири. М.: 1979.
66.Степанов А.Г., Туманцев В.В. Состояние окружающей среды Омской области в 1999г.- Доклад. — Госуд. комитет окружающей среды Омской области, 2000, с. I — 31.
67.Тийтс Х.А. Факультативный курс «Народное хозяйство своей республики». — Географияв школе, 1982, № 1, с. 42.
68.Тюремнов С.Н. Растительный покров//Торфяные месторождения Западной Сибири. — М.:Глав. Управление торфяного фонда при СМ СССР, 1957а. — с. 30.
69.Тюремнов С.Н. Растительный покров//Торфяные месторождения Западной Сибири. М.:Глав. Управление торфяного фонда при СМ СССР, 1957б. — с. 129.
70.Тишкович А.В., Шныриков В.Г., Зубовский В.С. Природа торфа и дефективностьудобрений на его основе. — Минск: «Наука и техника», 1987, 140 с.
71.Шкляр Н.Г. Сокровища болот. М.: 1945.
72.Элькин Г.Н. География России. Природа, 8 кл.: Метод. пособие. — СПб.: «Паритет»,2001, — 256 с.
73.Элькин Г.Н. География населения и хозяйства России. 9 кл.: Метод. пособие. — СПб.:«Паритет», 2001 — 256 с.
74.Ямпольский А.Л. Направления и проблемы развития торфяной промышленности всеверных районах Западной Сибири/Торфяная промышленность, 1991, № 12, с. 2.
75.Актуальные вопросы формирования интереса в обучении/Под ред. Г.И. Щукиной. — М.,1984, — с. 49.
76.Возрастная и педагогическая психология. Учеб. пособие для студентов пед.институтов. Под ред. проф. А.В. Петровского. М.: «Просвещение», 1973, — с. 98.
77.География 9 класс. Поурочные планы по учебнику Рома В.Я., Дронова В.П. Изд-во«Учитель — АСТ». Составитель Воробцова Т.Н. 1999.
78.Методика обучения географии в средней школе/Под ред. Л.М. Панчешниковой. — М., 1983.
79.Методика обучения географии в средней школе/Под ред. И.С. Матрусова — М., 1985.
80.Методика обучения географии в школе: Учебное пособие для студентов географ.спец. высш. пед. учеб. заведений и учителей географии. Л.М. Панчешникова, И.В.Душина, В.П. Дронов и др. Под ред. Л.М. Панчешниковой. — М.: «Просвещение», Учебнаялитература, 1997, — 320 с. — с. 30.
81.Почвенные смеси для рассады//Моя земля. 4 (66) — 14.02.2001. с. 12.
82.Применение торфа и продуктов его переработки в народном хозяйстве. Межвузовскийтематический сборник/Калинин. госуд. университет. Ред. кол.: Кунин А.М., 1977,- с. 150.
83.Программы средней общеобразовательной школы. Факультативные курсы. Сборник № 2.Часть 2. Физика, астрономия, география. Под ред. В.А. Обменина. М.:«Просвещение», 1990, — с. 106.
84.Рельеф Западно-Сибирской равнины/Земцов А.А., Мизеров Б.В., Николаев В.А. и др.- Новосибирск: «Наука», Сибирское отделение, 1988, — 192 с.
85.Торфовивианиты Западной Сибири/Под ред. Бгатова В.И. Новосибирск, 1986.
86.Физико-химические основы технологии торфяного производства/Лиштван И.И., ТерентьевА.А., Базин Е.Т., Голован А.А. — Минск: «Наука и техника», 1983, — 232 с.
87.Чтобы обогреться, нужно оглядеться//Зеркало. 4 апреля 2001, с. 8.
88.Школьный практикум. География России. Население и хозяйство. 9 кл./Ром В.Я., ДроновВ.П… — 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2001 — 128 с.
89.Экзаменационные вопросы и ответы. География 10-11 выпускные классы: Учебноепособие. — М.: АСТ-Пресс. 2001, — 288 с.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта referat.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.