Реферат по предмету "География"


Территориальный продукт

/>Введение
 
Экономическиеи социальные преобразования, осуществляемые в России, объективно требуютвнесения изменений в методологию и практику территориального управления.Повышение конкурентоспособности России, создание условий для притока инвестицийв экономику, необходимость учитывать запросы людей и предоставлять населениюкачественные публичные услуги это неполный перечень новых управленческих задач.
В условияхжесткой конкуренции среди регионов за приток инвестиций, квалифицированнойрабочей силы, экологически безопасного производства все более актуальным становитсяповышение имиджа, инвестиционной привлекательности региона, а значит и наличиетерриториального продукта. Однако, приходится признать, что не получают вдолжной мере научного, методологического и практического решения проблемыуправления территорией в условиях роста соперничества за ресурсы. Отсутствуютконцептуальные подходы к разработке новой философии территориального управления,основанной на максимальном удовлетворении потребностей жителей и организаций(коммерческого и некоммерческого характера) в комфортных и безопасных условияхпроживания и осуществления деятельности. Исходя из этого, рассмотрение даннойтемы представляется особенно актуальным.
Знания ипрактические навыки территориального управления с позиции территориальногомаркетинга могут быть использованы при разработке и реализациипрогнозно-аналитических документов и целевых программ развития территории иотдельных отраслей, а также могут служить основой совершенствованиярегиональной экономической политики и механизмов ее реализации.
Практическиерекомендации по совершенствованию регионального управления на основетерриториального маркетинга и продвижение конкурентных преимуществ территории(территориального продукта), формирование привлекательного образа территории идр. могут представлять интерес для государственных и муниципальных служащих,представителей бизнеса и некоммерческих общественных организаций, всех тех, ктозаинтересован в социально-экономическом развитии территории. Для органов властиможет оказаться весьма полезным анализ потенциально возможных направленийразвития конкурентных преимуществ территории.
Объектомисследования является территориальный продукт как отличительная черта региона.
Предметомисследования являются территориальный продукт Чувашской Республики.
Целью курсовойработы является анализ территориального продукта Чувашской Республики.
Длядостижения указанной цели предусматривается решение следующих задач:
· раскрытьсущность территориального продукта;
· определитьсоставные элементы территориального продукта;
· выявитьвзаимосвязь территориального продукта и торговой марки территории;
· исследоватьтерриториальный продукт Чувашской Республики;
· предложитьпути увеличения территориального продукта.
Для наиболееполного и глубокого изучения темы были использованы собранные и обобщенныематериалы по дисциплинам «Маркетинг территорий», таких авторов как Т.В. Сачук,А.П. Панкрухин, Ф. Котлер, а также материалы официальных порталоворганов власти и др.
 

/>1. Территориальныйпродукт: сущность
 
Первоесредство маркетинга – территориальный продукт – является одной из наиболеесложных категорий в территориальном маркетинге.
А.П. Панкрухинопределяет территориальный продукт как ассортимент, количество и качестворесурсов территории, востребуемых ее потребителями: ее географическоеположение, население (персонал), качество жизни, инфраструктура, способностьработать с высокими технологиями, сырье-вые ресурсы, уровень деловойактивности, уровень развития сферы поддержки бизнеса, рекламного рынка, аудита,public relations и т. д[1].
Для тогочтобы дать оценку территориального продукта, сделаем небольшое отступление ивернемся к пониманию маркетинга как философии деятельности. При таком пониманиимаркетинга Ф. Котлер[2] обозначаеттри уровня маркетинговой деятельности:
· маркетингреагирования – это выявление и удовлетворение потребностей потребителя, т.е. способностьопределить потребности клиента и найти реальное решение;
· предвосхищающиймаркетинг – это умение определить, когда латентная (скрытая, невыявленная) потребностьстанет реальной;
· маркетинг,формирующий запросы: самый рискованный вид маркетинга предлагать продукты илиуслуги, о которых никто не просил и часто даже не предполагал их существование.
Все триуровня современного маркетинга – это развитие основной цели маркетинга:обеспечение потребностей потребителя. Маркетинг это зеркальное отражение двухучастников процесса обмена. Продавец реализует товар, а потребитель надеетсяудовлетворить свои желания и потребности. Если мы будем знать, какие желания ипотребности есть у наших потребителей, мы сможем предложить им товар, которыйрешил бы их задачи.
/>1.1 Составные элементытерриториального продукта
 
Чтобыопределить состав территориального продукта, задумаемся о том, какиепотребности есть у человека в тот момент, когда он принимает решение о выборетерритории. В этом случае территория воспринимается им как конкретное место,где он намерен жить и / или осуществлять деятельность. Мы сейчас неуточняем, какое качество жизни и какая деятельность его привлекают, мы простовыделяем эти две самостоятельные и в то же время дополняющие друг друга цели.
Именнотерриториальный продукт позволяет комплексно охарактеризовать территорию какобъект социального и / или экономического интереса частного лица,дает возможность ответить на вопрос: что приобретает потребитель, принимаярешение жить и / или вести деятельность на данной территории? Частноелицо, стоящее пред выбором, где жить и / или осуществлятьдеятельность, будет оценивать:
· комплексресурсов территории для того чтобы оценить потенциал данной территории с точкизрения возможности развития там своего бизнеса и пр.;
· материально-вещественныеблага (в виде доходов, товаров), которые оно сможет получить на даннойтерритории;
· общественныеблага и услуги, которые оно может получить на территории;
· социально-экономическаяполитика, которую проводят органы власти данной территории.
Представляется,что территориальный продукт можно рассматривать как сложную структуру, состоящуюиз трех отдельных элементов.
Во-первых,это конкретные характеристики территории (природные ресурсы территории, климат,месторасположение, развитие транспортного сообщения, виды деятельности натерритории, уровень экологической безопасности, статусная нация и другиехарактеристики). В этом случае человек воспринимает территорию как объектсвоего месторасположения в пространстве, т.е. превалирует «географическая»оценка территории со всеми вытекающими из этого последствиями.
Во-вторых,территория воспринимается человеком как конкретное место где, проживая и / илиосуществляя деятельность, он будет получать доходы и их тратить. Поэтому длячеловека значимыми являются наличие работы, уровень заработной платы, величинапрожиточного минимума, возраст выхода на пенсию и размер пенсии, совокупностьтоваров и услуг, которые производятся или оказываются на данной территории имогут представлять интерес для личного потребления и развития деловогосотрудничества, и другие характеристики. В этом случае человек воспринимаеттерриторию как объект своих экономических и социальных интересов в момент времени«сейчас» и / или в момент времени «завтра».
В-третьих,это система организации и качество менеджмента данной территории, которыйосуществляют органы представительной и исполнительной власти в лице своихруководителей и сотрудников. Частное лицо воспринимает этот элементтерриториального продукта как общественно организованную силу, которая будетнаправленно и активно влиять на его жизнь и деловую активность на даннойтерритории. Например, на территории разработана и действует программаобеспечения жильем молодых специалистов, работающих в сельской местности, илисуществуют финансовые доплаты за счет средств местного бюджета учителям, илидействует программа поддержки инвесторов.
Территориальныйпродукт во многом совпадает с параметрами внутренней среды территории, но приэтом каждая из категорий имеет четко прослеживаемые различия:
· составляющиевнутренней среды территории – это предпосылки формирования территориальногопродукта из факта пассивного наличия; они превращаются в объект реальногопотребления, использования человеком;
· составляющиевнутренней среды в рамках территориального продукта становятся элементамисистемы, поскольку для потенциального потребителя не менее важно оценивать их вкомплексе, проследить возможные взаимозависимости, направления взаимодействия исоставить себе общее системное представление о территории;
· прианализе территориального продукта оценка ресурсов и общественных благ,оказываемых на территории, от общей, объективной оценки смещается в сторонусубъективной, индивидуально окрашенной оценки;
· невсе имеющиеся ресурсы и общественные блага, услуги территории как составляющиевнутренней среды территории могут иметь для человека равную значимость,ценность отдельных составляющих внутренней среды территории может быть разной;
· потенциальногопотребителя территориального продукта волнует не только наличие ресурса илиобщественной услуги как таковой, а возможность, условия его приобретения и использованиялично им;
· потенциальныйпотребитель рассматривает риски (угрозы), с которыми он сталкивается или можетстолкнуться при приобретении и пользовании ресурсов территории, оценивает,перекрывают ли положительные характеристики данной территории эти риски(угрозы);
· потенциальныйпотребитель обращает внимание не только на наличие ресурсов и общественныхуслуг на территории, а насколько они лучше, в большей степени ему подходят, т.е.проводит сравнительный анализ разных территорий;
· всеколичественные и качественные параметры, определяющие территориальный продукт,потребитель оценивает с рациональных и иррациональных позиций;
· всехарактеристики территориального продукта потребитель рассматривает в динамике,что позволяет ему выделить причинно-следственные связи и строить прогнозыразвития территориального продукта, особенно по важным для него характеристикам.
Территориальныйпродукт является тем «продуктом» территории, который оценивает человек,сравнивает с другими территориальными продуктами. Потребители приобретают тепреимущества, которые они могут получить от проживания и / илиосуществления деятельности на данной территории. Отдавая предпочтение какому-тотерриториальному продукту, человек надеется удовлетворить тем самым своипотребности в проживании и / или осуществлении деятельности наилучшимобразом и при наименьших затратах[3].
/>1.2 Классификациятерриториального продукта
Ф. Котлерпредложил использовать для характеристики товара мультиатрибутивную модель, всоответствии с которой потребитель воспринимает товар как совокупность трехгрупп атрибутов. Применим данную модель для характеристики территориальногопродукта:
· товарпо замыслу – основная польза или польза от использования товара, в этом смыслевсе территориальные продукты, пригодные для жизни и деятельности, одинаковы;
· товарв реальном исполнении – это территориальный продукт в его реальной форме, т.е.это конкретная территория, имеющая ряд объективных свойств, например,географическое месторасположение, качество жизни на данной территории и ряддругих параметров. Территориальные продукты начинают реально различаться другот друга;
· товарс подкреплением – это территориальный продукт, который предусматриваетпредоставление дополнительных услуг и выгод потребителю. Например, территории скомпактным проживанием представителей малых народов могут иметь дополнительное финансированиесоциальных программ, и как любое общественное благо, доступное для всех безисключения, человек, не являющийся представителем малого народа, но проживающийна этой территории, получает дополнительную социальную поддержку.
Такаяклассификация территориального продукта представляется важной, посколькузакладывает основу для сравнения территориальных продуктов друг с другом иподводит нас в дальнейшем к оценке конкурентных преимуществ территориальныхпродуктов.
/>1.3 Территориальныйпродукт и торговая марка территории
 
При анализетерриториального продукта особое внимание следует уделить такому сложному понятию,как торговая марка территории.
Торговаямарка является одним из основных источников информации, которым пользуетсяпотребитель, чтобы упростить свой выбор и снизить потребительский риск.Традиционно выделяют два типа сведений о торговой марке: осведомленность иимидж. Осведомленность о торговой марке предполагает формирование в сознаниипотребителя мгновенной ассоциации с торговой маркой и ее узнавание по отличительнымсвойствам. Ассоциации могут быть функциональными, эмпирическими,символическими, а также формирующими отношение (общую ценность) к торговоймарке. Уместно говорить о торговой марке территории, помня ряд существенныхразличий по сравнению с торговой маркой товара, которая выбираетсяпроизводителем или продавцом осознанно. Торговая марка товара может нести всебе дополнительную смысловую нагрузку за счет названия товара, может бытьсконструирована путем соединения, слияния, присоединения слов и частей слов,может быть подкреплена визуально – графически за счет написания названия,шрифта, значка или рисунка, причем результат творчества художника-графика, какправило, отличается оригинальностью. Торговая марка товара при необходимостиможет быть изменена, улучшена. Торговая марка территории более консервативна илишь в ограниченном объеме подлежит изменению и улучшению.
Торговаямарка территории может быть представлена через официальные и неофициальныесимволы территории. Различают официальную символику территории (название, герб,флаг, гимн) и неофициальную (неформальную) символику в виде укоренившихся вобщественном сознании символов, вызывающих ассоциацию с территорией. Торговаямарка территории должна повышать осведомленность потребителей о территории и вызыватьположительные ассоциации, что может стать существенным аргументом в конкурентнойборьбе. Целенаправленная работа по формированию официальных, а в большейстепени неофициальных символов территории может стать полезной[4].
Товарнаямарка территории может способствовать построению ассоциативных сетей, что будетоблегчать процесс узнавания, отличия, выбора территории. Товарная маркатерритории обязательно несет в себе определенные познавательный и эмоциональныйаспекты.
Осведомленностьо территории часто бывает связана с географическим обозначением региона, чтовызывает определенные штампы, которые «всплывают в памяти и имеют какположительную, так и нейтральную или негативную эмоциональную оценку».Фактически мы имеем дело с семантической или схематической долгосрочной памятьючеловека, которая является хранением представлений нашего обобщенного знания омире, в котором мы живем. В результате каждая территория, в той или инойстепени известная, может быть описана через ассоциативную сеть, например:
· зонаКрайнего Севера – холодно, снег, метель, темно, далеко, невзрачный пейзаж,тундра, олени, мужество, терпение, вечная мерзлота;
· ДальнийВосток – Тихий океан, мало освоен, море, рыба, крабы, Китай, Япония, далеко;
· Сибирь– тайга, полезные ископаемые, наука, труд, Ермак, освоение, романтика,мужество, экологически чисто, крупные реки;
· берегЧерного моря – отдых, жара, солнце, море, дорого, красиво, фрукты, грязно,шумно, статус, развлечение.
Историческисложившееся название территории является одним из самых значимых элементовторговой марки территории.
Рассмотримпримеры географических названий, вызывающих негативные эмоции. Например,Грязево, Гадюкино, Змиевка, Мокрое, Болотное, Отдаленный, Тупик, Глухово. Сдругой стороны, можно выделить примеры названий населенных пунктов, которыевызывают позитивные эмоции. Например, названия места: Красивое, Чистова,Царевичи, Царицына, Княжево, Князево.
Кромеисторически сложившихся названий официальными символами территории являютсягерб и флаг. Геральдика, будучи консервативна по своей природе, ограничиваетвозможности поиска и выбора цвета, образа, графического исполнения. Одной изпроблем официальной символики является ограниченная возможностьиндивидуализации; так территории, покрытые лесами, будут использовать зеленыйцвет во флаге и образ лесного зверя (часто для России – медведя). Такиеофициальные символы территории не будут вызывать индивидуализированныеассоциации, и потому узнавание и осведомленность о территории будет минимальна,что не позволит выделить отличительные свойства и качества территории, а такжеопределить выгоды для потребителя, а значит, не удастся сформировать отношениепотребителя к этой территории.
Неофициальныесимволы в большей степени подлежат формированию и развитию, могут быть болееиндивидуализированы и вызывать ассоциации, связанные с памятниками природы иархитектуры, известными личностями, растениями и животными, флорой и фаунойтерритории, товарами, производимыми данной территорией. Например, резьба покости ассоциируется с народными ремеслами жителей Крайнего Севера, а сделаннаяиз дерева «птица счастья» – с территориями Северо-Запада России. Хорошоузнаваемыми символами, «зрительными образами» территории могут бытьархитектурно-мемориальные символы в виде изображений архитектурных иисторических памятников, расположенных на территории. На память могут приходитьприсказки, шутки, поговорки, устоявшиеся фразы, которые часто несут в себеопределенный эмоциональный заряд. Хорошо, если это вологодское масло, тульскийсамовар, городецкий пряник, оренбургский платок, а может быть тамбовский волк,сирота казанская, бандитский Петербург.
Официальные инеофициальные символы лежат в основе того или иного образа территории какнекоторой формы отражения действительности в сознании человека.
Итак, следуетвыделять и пропагандировать основные отличия (дифференциаторы) территории,которые значимы и воспринимаются потребителями положительно.

/>2. Территориальныйпродукт Чувашской Республики (ЧР)
 
/>2.1 Географическая оценкатерритории ЧР
 
Чувашиярасположена на востоке Восточно-Европейской равнины, преимущественно направобережье Волги, между ее притоками Сурой и Свиягой. Чувашская республикарасположена в центральной части Российской Федерации на правом берегу рекиВолга. Республика граничит:
· назападе с Нижегородской областью, расстояние от г. Чебоксары до г. Н. Новгорода– 247 км.
· насевере с Республикой Марий Эл, расстояние от г. Чебоксары до г. Йошкар-Ола– 93 км.
· навостоке с Республикой Татарстан, расстояние от г. Чебоксары до г. Казани– 181 км.
· наюге – с Ульяновской областью, расстояние от г. Чебоксары до г. Ульяновск– 244 км.
· наюго-западе – с Республикой Мордовия, расстояние от г. Чебоксары до г. Саранск– 347 км
Территорияреспублики составляет 18,3 тыс. кв. км. (0,1% территории России).
Численностьнаселения Чувашской Республики по состоянию на 1 января 2007 г. составляла1286,2 тыс. человек. Средняя плотность населения – 70,1 чел./кв. км.
Этническийсостав населения: чуваши – 67,7%, русские – 26,5%, татары – 2,8%.
Столица – г. Чебоксары(численность населения – 452,9 тыс. человек на 01.01.2007).
В ЧувашскойРеспублике 317 муниципальных образований – 21 муниципальный район, 5 городскихокругов, 291 поселение из них – 7 городских поселений, 284 сельских поселения.
Чувашиявходит в состав Приволжского федерального округа Российской федерации.
Республикаимеет благоприятное географическое положение, позволяющее развиваться отраслямэкономики, ориентированным на привозное сырье и топливо, а также на вывозпроизводимой продукции.
Республикаявляется крупным транспортным узлом, в котором пересекаются железнодорожные,водные, основные российские автомобильные магистрали. Через республику проходяттри федеральные автодороги, пролегают основные автотрассы, которые дают выходтранспорту в северные, восточные, южные и центральные районы страны и за еепределы. Через Чебоксары проходят автотрассы: Иран – Азербайджан – Поволжье – СеверЕвропейской части России, в том числе по мосту через Волгу; западная границаРоссии – Москва – Урал.
Преобладающаячасть территории (97%) расположена на возвышенности правобережья лесостепнойзоны, меньшая часть (3%) – в лесном левобережье. Чувашская Республикахарактеризуется умеренно-континентальным климатом. Леса занимают более 30%территории (в основном в Присурье и Заволжье).
Уникальностьприродной среды определяется водными ресурсами. Такие крупные реки как Волга(протяженность ее в пределах Чувашии 127 км), Сура, Цивиль, более пятисотозер и речушек составляют запасы питьевой воды. На обоих берегах Волги вокрестностях Чебоксар вскрыты хлорно-натриевые воды мацестинского типа, на ихбазе функционируют санаторий и водогрязелечебница.
В ЧувашскойРеспублике разведано крупное месторождение гипса, которое разделено пластамиангидрита и доломита. Технологическими испытаниями установлена пригодностьгипсового камня для получения строительного гипса, а при дополнительнойобработке возможно получение высокопрочного гипса. Запасы гипсовогоместорождения – 120 млн. тонн, ангидрита – 50,9 и доломитов – 12,2 млн. тонн.
В республикеучтено 46 месторождений с запасами кирпичных глин и суглинков, 4 месторожденияс запасами 9,7 млн. куб. м. керамзитного сырья, 11 месторождений карбонатныхпород.
В южном июго-западном районах республики имеются месторождения фосфоритов, здесь жешироко распространены горючие сланцы. Торфяные месторождения выявлены по всейтерритории республики. Общая площадь торфяников превышает 9 тыс. га.
ЧувашскаяРеспублика входит в группу относительно благополучных регионов РоссийскойФедерации по экологической обстановке, хотя и остаются проблемы обусловленные выбросамипредприятий топливно-энергетического комплекса, химической промышленности иавтотранспорта.
 
/>2.2 Развитостьинфраструктуры ЧР
 
В нашейреспублике значительное внимание уделяется развитию общественнойинфраструктуры, прежде всего в сельской местности, где проживает 42,7%населения республики. В последние годы в рамках ускоренной реализации целевыхпрограмм на финансирование работ по строительству и реконструкции объектовжилищного фонда, социальной сферы, дорожного и коммунального хозяйства изреспубликанского бюджета Чувашской Республики было направлено 4,3 млрд. рублей,что составляет 27,3% расходной части республиканского бюджета Чувашской Республики.
За 2000–2006годы введено в эксплуатацию 8733,8 км распределительных газовых сетей, втом числе 4504,3 км – за последние три года, из них в сельской местности8230,3 км и 4289,0 км соответственно. Уровень газификации села выросс 37% (2000 год) до 99,9% (2005 год), из подлежащих газификации 1595 сельскихнаселенных пунктов природный газ подведен к 1594 населенным пунктам.
Ежегодно растут объемы жилищного строительства. Например,в 2006 году темпы роста строительства жилья по сравнению с 2005 годом составили116,6%, в том числе 119,3% – в сельской местности. По вводу в эксплуатациюжилых домов на 1000 человек населения в 2006 году Чувашия опередила все регионыПриволжского федерального округа и в 1,8 раза – среднероссийский показатель. С2000 по 2006 год за счет всех источников финансирования в Чувашской Республикевведено в эксплуатацию около 4,3 млн. кв. метров общей площади жилья.Обеспеченность населения жильем на 1 человека увеличилась с 18,6 кв. метра в 2000 году до 21,5 кв. метра в 2006 году (в 2005 году: по России – 20,9 кв. метра, по ПФО – 20,6 кв. метра, по Чувашии – 20,6 кв. метра).
За последние несколько лет сданы в эксплуатацию136,9 км водопроводных сетей, в том числе 66,3 км – в сельскойместности.
За 2000–2010 годы введены в действие новыеавтомобильных дороги с твердым покрытием, а также производится ремонт ужепостроенных. Однако, Чувашская Республика по плотности автомобильных дорог(258,7 км дорог с твердым покрытием на 1 тыс. кв. км территории)находится на уровне стран с развитой рыночной экономикой, но значительноуступает им по техническому состоянию дорожного полотна, которое несоответствует нормативным требованиям. Основная часть дорог имеет параметрынизких категорий, 77% общей протяженности дорог общего пользования IV, Vкатегорий и внекатегорийные дороги. В целях улучшения качества обслуживанияпассажиров необходимо построить новые и реконструировать действующие автовокзалыи автостанции.
По плотностидорог с твёрдым покрытием республика занимает 6-е место в Российской Федерации.Обеспеченность автомобильными дорогами составляет 317,0 км на 1000 кв. км.
Федеральнуюсеть дорог Чувашской Республики составляют автомобильные дороги:
· М-7«Волга» от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы, протяжением173,21 км. Осуществляются транспортно-экономические связи следующихсубъектов РФ: г. Москвы, Смоленской, Московской, Владимирской, Рязанской,Нижегородской, Кировской, Пермской, Свердловской, Самарской и Челябинскойобластей, республик – Марий-Эл, Татарстан, Башкортостан, Мордовия и Чувашия.
· А-151Цивильск – Ульяновск, протяжением 123,00 км, обеспечиваеттранспортно-экономические связи из районов Нижнего Поволжья в Ульяновскуюобласть и Республику Татарстан.
· А-119«Вятка» от Чебоксар через плотину Чебоксарской ГЭС на Йошкар-Олу, Киров доСыктывкара, протяжением 17,46 км.
· Потерритории Чувашской Республики проходят трассы двух направлений железных дорогобщего пользования:
· Москва– Казань – Екатеринбург, являющаяся транспортной артерией Запад-Восток, покоторой осуществляются транспортно-экономические связи Дальнего Востока,Сибири, Урала с европейской частью страны, а также выход в среднеазиатскиегосударства СНГ.
· Чебоксары–Канаш–КрасныйУзел(Мордовия), обеспечивающая связь столицы Чувашии с сетью дорог Юга и Юго-западастраны.
Наиболеекрупными железнодорожными станциями являются: Канаш, Чебоксары, Алатырь и Шумерля.
Крупнойводной магистралью, по которой осуществляются внешние и внутренние перевозкиреспублики является р. Волга. Основные порты расположены в городах Чебоксары иНовочебоксарск. Из Чебоксар они идут в южном направлении на Волгоград,Ростов-на-Дону, Астрахань, Каспийское, Азовское и Черное моря, и далее черезДунай в Европу. В западном направлении водное сообщение осуществляется сгородами Нижним Новгородом, Ярославлем, Москвой и северными регионами России.
Чебоксарскийаэропорт имеет статус международного, обеспечивает бесперебойный прием и вылетвоздушных судов.
Особоевнимание в Чувашской Республике уделяется озеленению и благоустройству городови сельских поселений. В рамках озеленения и благоустройства в городах исельских поселениях было посажено более 3,28 млн. деревьев, 407,8 тыс.кустарников, создано свыше 421,9 тыс. кв. метров газонов, более 185 тыс. кв.метров цветников. Заложено 624 новых парка, сквера и аллеи, а также проведеныреконструкция и благоустройство объектов озеленения.
Ведущее местов инфраструктуре Чувашии занимает промышленность, которая обеспечивает около 38%создаваемого валового регионального продукта. На предприятиях отрасли трудитсяоколо 25% занятого населения и сосредоточена треть основных производственныхфондов республики.
Структурапромышленного производства представлена полным набором основных отраслей, кромецветной металлургии. Наибольший удельный вес в отраслевой структуре выпускапродукции занимают предприятия машиностроения и металлообработки (43,4%),электроэнергетики (14,1%), пищевой (13,1%), химической (10%) и легкойпромышленности (6,9%)[5].
Выпускаетсяразнообразная продукция производственного и бытового назначения: сложноеэлектротехническое оборудование, механизмы и приборы, мощные промышленныетракторы и бульдозеры, ткацкие станки, промышленные холодильные камеры,кабельная продукция, сода каустическая, синтетические красители и смолы,пластмасса, средства защиты растений, хлопчатобумажные ткани, гобелены,трикотажные и чулочно-носочные изделия, мебель, сборные железобетонныеконструкции и детали; почти все основные продукты пищевой промышленности. Более85% выпуска промышленной продукции сконцентрировано на крупных и средних предприятияхреспублики.
Агропромышленныйкомплекс Чувашской Республики является предметом постоянного вниманияПравительства республики, поскольку свыше 40% населения Чувашии проживает всельской местности. В сельском хозяйстве трудится 22% занятого населения.
ЧувашскаяРеспублика располагает достаточно развитым строительным потенциалом.
Уровенькачества связи и информации в Чувашской Республике также повышается. Числопользователей сети «Интернет» составляет более 10 тыс. человек, сотовой связью –свыше 28,3 тыс. человек. Создана Республиканская информационно-аналитическаясистема (РИАС): построена единая коммуникационная инфраструктура, внедренаединая программно-информационной среда и комплексная система защиты информации.
Дальнейшееразвитие РИАС способствует дальнейшему формированию телекоммуникационнойинфраструктуры и расширению сети центров общественного доступа, оптимизацииинформационного обеспечения деятельности государственного аппарата и еговзаимодействия с хозяйствующими субъектами и гражданами. Созданы объединенныегосударственные ресурсы, портал государственных органов власти ЧувашскойРеспублики, Ситуационный центр Чувашской Республики и внедряется автоматизированнаяподсистема комплексного анализа и прогнозирования социально-экономическогоположения республики, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов, атакже система электронной торговли для государственных и муниципальных нужд.
В Чувашиисозданы благоприятные условия для развития малого предпринимательства:
· стабильнаясоциально-политическая ситуация;
· сформировананормативно-правовая база;
· ведетсяактивная работа по преодолению административных барьеров при развитиипредпринимательства;
· развиваетсяинфраструктура поддержки предпринимательства;
· работаюти совершенствуются механизмы финансовой поддержки;
· функционируютцентры подготовки кадров.
В маломбизнесе сегодня работает 18,8% граждан от всего экономически-активногонаселения Чувашии. В 10 раз увеличилась поддержка из республиканского бюджетаза прошлый год, что позволило обеспечить доступ к финансовым средствам.Преимущество отдается производственным проектам, а также проектам в сфересельского хозяйства, народных художественных промыслов, сфере услуг, инвестиционнойдеятельности. Кстати, полученное в лизинг оборудование, освобождается от налогана имущество, а предприятия, активно инвестирующие, – от ряда региональныхналогов[6].
Недавно вреспублике появилась возможность воспользоваться и микрокредитованием (кредитыдо 100 тысяч рублей), которую предоставляет недавно открытый фонд поддержкималого предпринимательства «ФОРА». И от предпринимателя, чтобы получить этоткредит, не требуется ни залога, ни бизнес-плана. Микрокредиты получаютпредприниматели и путем участия в кредитных кооперативах[7].
Чтобыподдержать предпринимателей и помочь им в обеспечении рынков сбыта, решено былозадействовать субъекты малого предпринимательства и в процедуре государственныхзакупок. Постановлением Кабинета Министров предусмотрено не менее 15 процентовгосзаказа размещать у субъектов малого предпринимательства.
Такимобразом, в целом инфраструктуру Чувашской Республики можно считать достаточноразвитой.
 
/>2.3 Региональные товарыЧР
 
Некоторыерегионы целенаправленно формируют в сознании сугубо региональные брэндыпродуктов, их ассоциации с названиями регионов. Чаще всего названия регионовассоциируются с продуктами питания. В качестве примеров таких ассоциаций вотношении отдельных штатов США можно привести апельсины Флориды, сырВисконсина, виски Кентукки, картофель Айдахо. В России известны уже упоминавшиеся«московская» и «столичная» водка, тамбовский окорок, вологодские кружева имасло, тульские пряники. Сходная ситуация с предметами, входящими в сферународных промыслов: мы знаем гжельский фарфор, хохломскую роспись, тульскиесамовары, уральские самоцветы и др. Этот ряд можно продолжить и в ближнем зарубежье:Крым ассоциируется с отдыхом, а к названию сорта яблок «апорт» многие готовыдобавить: «алма-атинский».
Именно науровне региона часто возникают проблемы с использованием региональных брэндов.В странах, где действует английская система права (в США, Великобритании,Австралии, ЮАР, Канаде и других бывших британских колониях и доминионах),приоритетно право производителя: он может вести торговлю на протяжении десятковлет, не опасаясь за свою интеллектуальную собственность. В России же действуетевропейская заявительная система получения прав на товарный знак, согласнокоторой преимуществом в споре обладает сторона, первая предоставившая заявку наего регистрацию, а факт использования товарного знака компанией-производителемдействующее законодательство не принимает во внимание. Ясно, что в таком случае«кто смел, тот и съел», а поэтому на первое место выходит отношениепроизводителя к процедуре регистрации. Для маркетинга региона не последнеезначение имеет проблема использования наименования региона в названии товаров,производимых как местными предприятиями, та» и иностранными.
Французскаякомпания «Перно Рикар» была обвинена в том, что она зарегистрировала в качественазвания водки слово «Алтай», т.е. географическое наименование российскогокрая. Сложилась парадоксальная ситуация: ведь «Перно Рикар – практическикрупнейший инвестор в бюджет Алтайского края, одного из беднейших регионовРоссии, открыла завод, предоставив рабочие места более чем тысяче человек,обеспечив работой также производителей бутылок, этикеток и т.п. Французскиепредприниматели были крайне разочарованы, узнав, что регион имеет к нимпретензии, поскольку собирались выводить «Алтай» на мировую арену иэкспортировать в 20 стран, т.е. продвигать регион за рубеж[8].
Как ужеотмечалось, ведущее место в инфраструктуре Чувашии занимает промышленность.Перечисленные ниже предприятия являются наиболее крупными в этой сфере.
ОАО «Промтрактор»является единственным в Европе и одним из трех в мире предприятий попроизводству тяжелых промышленных тракторов, являющихся аналогамисоответствующей продукции фирм CATERPILLAR (США) и KOMATSU (Япония). Выпускаеттракторную технику для нефтегазовой, горнодобывающей промышленности и дорожногостроительства, в настоящее время в производстве освоено 11 модификацийгусеничных бульдозеров-рыхлителей и 6 модификаций трубоукладчиков.
ОАО «Чебоксарскийагрегатный завод» является лидером отечественного машиностроения в производствезапасных частей к ходовым системам промышленной, сельскохозяйственной итрелевочной гусеничной техники, а также узлов и деталей сцеплений длятракторов, комбайнов и автомобилей. Завод производит и поставляет комплектующиек тракторам известных зарубежных фирм KOMATSU (Япония), CATERPILLAR (США),HITACHI (Япония).
ОАО «Текстильмаш»– единственный в России производитель широкой гаммы модификацийвысокопроизводительных и экономически эффективных ткацких станков СТБ, СТБУ,СТР для выработки тканей массового ассортимента из пряжи всех видов и запасныхчастей к станкам. Предприятие имеет представительства в различных странахЕвропы, Ближнего Востока, Азии и Латинской Америки, экспортирует продукцию в болеечем 30 стран мира.
ОАО «Завод«Чувашкабель» выпускает различные провода, в том числе для водо- инефтепогружных двигателей, эмалированные и обмоточные, авиационные дляэлектрических установок, монтажа электрооборудования, сейсмические и медицинские.
В столицеЧувашии – Чебоксарах сформировался целый куст ведущих предприятий, являющихсяроссийскими лидерами в выпуске электротехнической продукции. В структуреэкспорта республики 13% принадлежит электротехническим изделиям и приборам.Чувашская продукция известна высокотехнологичным уровнем и качеством,современными научными разработками. Так, ОАО «Чебоксарскоенаучно-производственное приборостроительное предприятие «Элара» относится кчислу немногих в России, кто за последние пять лет обновил основные средстваболее чем на 90%. Большое внимание уделяется на предприятии развитию «Hi-tech»(высоких технологий). ОАО «ЧНППП «Элара» производит сложную электроникудля авиации, изделия автомобильной электроники, интегральные микросборкиспециального назначения, многослойные печатные платы, изделия промышленнойэлектроники для объектов теплоэнергетики, транспорта, медицинскую технику.Завод имеет своих представителей в различных регионах России и за рубежом,является одним из основных экспортеров республики.
ОАО «Чебоксарскийэлектроаппаратный завод» – известный производитель низковольтных реле иконтакторов, комплектных устройств и устройств защиты, регулируемыхэлектроприводов и микропроцессорных устройств – всего того, что пользуетсяустойчивым спросом в различных отраслях промышленности и энергетики,нефтегазовой промышленности, электрических станций и энергосистем,станкостроительных и лифтостроительных заводов России и стран СНГ.
ОАО «Заводэлектроники и механики» специализируется на разработке, производстве и сервисномобслуживании электрических исполнительных механизмов, средств автоматизации ирегулирования технологическими процессами, расходомеров, теплосчетчиков длятепловой и атомной энергетики, химической, металлургической, нефтяной, газовойпромышленности, строительства, коммунального хозяйства и агропромышленногокомплекса.
Лидирующееположение по выпуску целого ряда химической продукции в России занимает ОАО «Химпром».Ассортимент выпускаемой на предприятии продукции включает в себя более 250наименований базовых продуктов. Продукция предприятия имеет около 6 тысячпостоянных потребителей в России и странах СНГ, а также поставляется во многиезарубежные страны, такие, как Германия, Венгрия, Финляндия, Люксембург, Нидерланды,Словакия, Бельгия, Дания, Швейцария, США, Великобритания. По объему экспортаОАО «Химпром» занимает первое место в республике.
Наиболеекрупные производители легкой промышленности республики это ОАО «Корпорация«Чебоксарский хлопчатобумажный комбинат», ОАО «Новочебоксарская фабрика«Пике», ЗАО «Чебоксарский трикотаж», ОАО «Лента».
ОАО «Корпорация«Чебоксарский хлопчатобумажный комбинат» выпускает около 50 наименованийхлопчатобумажных тканей: бязь, ситец, сатин, тик, двунитка, марля, сорочечнаяткань, мебельно-декоративные ткани, бытовые ткани; нетканые материалы; ниткишвейные; пряжу хлопчатобумажную и смешанную, трикотажного и ткацкогоназначения; швейные и трикотажные изделия.
Основнымвидом деятельности ОАО «Лента» является выработка лент из синтетических ихлопчатобумажных нитей для нужд швейной и электротехнической промышленности,сельского хозяйства, транспорта и строительства.
ОАО «Новочебоксарскаяфабрика «Пике» вырабатывает высококачественную хлопчатобумажную пряжутрикотажного и ткацкого назначения, трикотажное полотно и выпускает изделия изнего.
Впищевой промышленности лидерами являются ОАО «Чебоксарская пивовареннаяфирма «Букет Чувашии» и ОАО «АККОНД». Эти фирмы также во многом определяютрегиональные товары нашей республики.
ОАО «Чебоксарскаяпивоваренная фирма «Букет Чувашии» (прежнее название – Чебоксарскийпивоваренный завод) – российская пивоваренная компания. Также производит квас,лимонад и минеральную воду. В начале 2007 года вступила в строй линия порозливу пива в алюминиевые банки. С апреля 2007 года появились новые сортакваса торговой марки «Букет Чувашии» – «Домашний», «Окрошечный» и новойторговой марки «Славен»; выпущен новый детский «Киндер квас» на основенатурального яблочного сока. Питьевая вода «Букет Чувашии» и минеральная вода«Русский родник» стали разливаться в ПЭТ-бутылки емкостью 0,5 л, 1,5 л,5 л, а также 18,9 литров. По состоянию на конец 2008 года заводпредставляет собой полностью интегрированное предприятие с солодовней,варочным, бродильным, лагерным, холодильно-компрессорным отделениями и цехомрозлива.
ОАО «АККОНД»– российская кондитерская фабрика, одно из ведущих предприятий Чувашии.Относится к числу крупнейших градообразующих предприятий города Чебоксары.Предприятие включено в «Перечень крупных, экономически или социально значимыхорганизаций Чувашской Республики на 2008 год». Ассортимент выпускаемойпродукции насчитывает более 400 наименований. Фабрика является единственным вРоссии производителем мягкой жевательной карамели. На отечественном рынкепредприятие входит в список номинантов конкурса «Лучшие российские предприятия»и сохраняет лидирующие позиции в области качества. В 2001 году кондитерскаяфабрика «АККОНД» получила международный сертификат системы управления качествомISO, с сентября 2010 предприятие работает по новой версии ISO9001:2008. В сентябре 2004 года был получен международный сертификатуправления качеством на основе принципов HАССP. Высокое качество продукции ОАО «АККОНД»неоднократно было подтверждено наградами престижных российских и международныхвыставок. Это золотые и платиновые медали «Знак качества XXI века», золотаямедаль конкурса «Всероссийская марка качества». В ноябре 2000 г.предприятию была присуждена премия Президента Чувашской республики в областикачества, в октябре 2005 кондитерская фабрика «АККОНД» награждена премией ПравительстваРоссийской Федерации в области качества. В 10 зарубежных стран, среди которыхстраны СНГ, Балтии, а также в США, Канаду и Германию экспортирует своюпродукцию кондитерская фабрика «АККОНД», что составляет около 10% в общемобъеме отгруженной продукции. В 2010 году ОАО «АККОНД» признанопобедителем конкурса «Лучший экспортер Чувашской Республики».
Проводимая вреспублике структурная перестройка экономики, развитая производственнаяинфраструктура, высокая квалификация инженеров и рабочих, рациональноеиспользование научного и технического потенциала позволили создать новыетехнологии, которые не уступают зарубежным аналогам и зачастую превосходят их.
В ЧувашскойРеспублике приоритетное внимание уделяется вопросам качества. Например, двапредприятия имеют сертификаты на соответствие системы экологическогоменеджмента международному стандарту ИСО 14000 – это СП ЗАО «Пронова» и ОАО «Чебоксарскийэлектроаппаратный завод».
В сфереагропромышленного комплекса основными стратегическими целями являются формированиеэффективного высокотехнологичного и конкурентоспособного агропромышленногопроизводства для улучшения продовольственного обеспечения населения, с активнымпродвижением товаров и сельскохозяйственного сырья, произведенного вреспублике, на местный, межрегиональный и зарубежный рынки.
Основныеотрасли агропромышленного комплекса представляют зерноводство,картофелеводство, хмелеводство, мясомолочное скотоводство, свиноводство,птицеводство и пчеловодство.
На всю Россиюкачеством своей продукции известны картофелеводы Чувашии. Освоив новыетехнологии с использованием научного потенциала региона, многие хозяйствареспублики стали получать свыше 200 центнеров картофеля с гектара. Выращенный вреспублике как семенной, так и продовольственный картофель реализуется вомногие регионы Российской Федерации.
Приоритетнаяотрасль сельского хозяйства – хмелеводство, имеющее многовековую традицию. Подхмельниками занято около 1,5 тыс. га. На Чувашию приходится около 80% валовогосбора хмеля в России. Среди 53 стран мира, выращивающих хмель, Чувашия занимает8-ое место по объемам и 4-ое по качеству этого продукта.
Ежегодно встолице республики Чебоксарах проводится международная ярмарка-фестиваль «Хмельи пиво России». Город Чебоксары выбран штаб-квартирой Ассоциации хмелеводовРоссии. Вступление России в Международную ассоциацию хмелеводов открываетширокие возможности в обмене информацией по производству, переработке иреализации хмеля, налаживании непосредственных партнерских связей.
ЧувашскаяРеспублика располагает достаточно развитым строительным потенциалом (8%валового регионального продукта). Наиболее значимыми строительнымиорганизациями являются ОАО «Дорисс», ОАО «Монолитстрой», ОАО «ГЭСстрой»,ЗАО «Чувашагропромстрой». Производством строительных материалов занимаютсяболее 90 предприятий, из них половина – предприятия малого бизнеса.Строительно-монтажные работы ведут около 150 крупных и средних предприятийразличных форм собственности.
Подводя итог, можно отметить, что региональных товаров вЧувашской Республике значительное количество, это и кондитерские изделия, и мясомолочноескотоводство, различного рода промышленная продукция и многое другое, нопроцесс их формирование, позиционирование на рынке идет, не так легко, какхотелось бы. Именно этот момент мы и рассмотрим в следующей главе.


/>3. Анализтерриториального продукта/>Чувашской Республики
 
/>3.1 Проблемы формированиярегионального продуктаЧР
 
Одной из проблем формирования региональногопродукта Чувашской Республики и как следствие его затрудненного развитияявляется неконкурентоспособность выпускаемой продукции и услуг.
Это обусловлено тем,что одним из условий включения в международный товарооборот является внедрениемеждународных стандартов качества в организациях республики.В настоящее время числосертифицированных по ISO 9000 организаций составляет лишь 0,6% от общегоколичества организаций реального сектора экономики (в США и Западной Европесертифицировано от 60 до 80% существующих компаний, в Китае – 0,4%,в России – 0,2%).
Имеют сертификаты соответствия международнымстандартам ISO 14000 лишь малое число предприятий Чувашской Республики:например, акционерные общества «Промтрактор», «Чебоксарский электроаппаратный завод».Практически не вовлечены в процесс внедрения международных стандартовкачества малый бизнес, организации сферы услуг, образования, здравоохранения,строительного комплекса, культуры.
Другой проблемой является земля. Земля вЧувашской Республике является наиболее эродированной по сравнению с землямидругих регионов Российской Федерации. Коэффициент расчлененности территориисоставляет 1,25, насчитывается более 3,7 тыс. оврагов и балок протяженностьюсвыше 22 тыс. км. Более 80% пашни подвержены водной эрозии.
Снижение доходности и рентабельностисельскохозяйственного производства лишило сельхозтоваропроизводителейвозможности вести нормальное воспроизводство, а также привело к ухудшениюфинансового состояния сельскохозяйственных организаций с выводом земельсельхозназначения из оборота и уходу из села квалифицированной рабочей силыиз-за низких доходов, а значит сократилась и доля производимой продукции и,конечно, это не может не оказывать негативное воздействие на формированиерегионального продукта в агропромышленном комплексе Чувашской Республики. Высокаястепень износа материально-технической базы, также требует коренноймодернизации для преодоления технической и технологической отсталости отраслии производства конкурентоспособной продукции.
Помимо этого среди проблем формированиярегионального продукта в нашей республике можно назвать:
· ограниченностьминерально-сырьевых ресурсов республики, отсутствие стратегических видовполезных ископаемых;
· жесткаяконкуренция на мировых рынках технологий, обусловливающая трудности выхода синновационной продукцией на мировой рынок;
· усилениеотставания в техническом развитии организаций ряда производств, снижение ихэффективности;
· значительныйизнос основных фондов в отдельных отраслях экономики и инженерной инфраструктуры;
· неразвитостьинфраструктуры инновационной деятельности, недостаточная связь науки ипроизводства, недофинансирование прикладной науки;
· неразвитостьинвестопроводящих структур, недостаточная практика выхода организаций нафондовый рынок;
· отсутствиеистории и традиций предпринимательства.
Тем не менее,отметим тот факт, что Чувашская Республика зарекомендовала себя какинновационный полигон, апробирующий самые современные проекты и технологииобщероссийской значимости, причем как в социальной сфере, так и в реальномсекторе экономики. Очевидно, что залогом быстрого и качественного ростарегионального продукта, успеха региональной инновационной и структурнойполитики служат наращивание объемов и повышение качества как инвестиций втрадиционном понимании (в средства производства), так и инвестиций вчеловеческий капитал.
Потенциальные возможности республикиблагоприятствуют сотрудничеству с представителями как ближнего, так и дальнегозарубежья во всех отраслях экономики, науки и культуры, следовательно,трудности в области формирования и развития регионального продукта вполне преодолимы.
 
/>3.2 Пути увеличениятерриториального продукта
 
ЧувашскаяРеспублика является динамично развивающимся регионом. Выгодное географическоеположение не ставит перед Чувашской Республикой вызовов, связанных сбезопасностью и целостностью Российской Федерации, а отсутствие полезныхископаемых не делает ее заложницей мировой конъюнктуры. В этой связи вызовы,которые стоят перед Чувашией в долгосрочной перспективе, имеют экономическийхарактер и связаны с созданием комфортных и благоприятных условий дляпроживания граждан на ее территории.
Необходимосоздать такие условия, чтобы молодые, активные, образованные гражданестремились жить и работать на чувашской земле. Только такой имидж регионапозволит раскрыть его миссию большинству жителей, продемонстрируетположительные отличия, являющиеся источником устойчивых конкурентныхпреимуществ, обеспечивающих лидерство региона на глобальном рынке.
Как мыупоминали, в первой главе территориальный продукт оказывает влияние наконкурентоспособность региона, поэтому социально – экономическая политика,проводимая на территории Чувашской Республики должна содействовать, а непрепятствовать становлению Чувашии инновационным, конкурентоспособным,процветающим и комфортным для проживания регионом с развитой экономикой,обеспечивающей стабильный рост качества жизни населения.
При этом мыдолжны считаться с социально-экономической политикой Российской Федерации,глобальными тенденциями мирового развития, связанными с переходом кпостиндустриальному обществу, применением новейших технологий, формированием «экономикизнаний» и усилением интеграционных экономических процессов в обществе.
В Стратегиисоциально – экономического развития Чувашской Республики до 2020 года[9]акцентируется внимание на том, что пространственное развитие территорииЧувашской Республики базируется на максимально полном использовании потенциалазон, определенных в соответствии с Территориальной комплексной схемойградостроительного планирования[10].
В зависимостиот природно-ресурсного, трудового, промышленного, инфраструктурного,сельскохозяйственного и инвестиционного потенциала муниципальные районы Чувашииобъединены в четыре характерные зоны.
Северная зона– Ядринский, Моргаушский, Чебоксарский, Мариинско-Посадский, Цивильский,Аликовский, Красноармейский и Козловский районы. В этой зоне проживает 68%населения Чувашии, доля городского населения составляет 88,6%.
Конкурентнымтерриториальным преимуществом данной зоны является приближенность к развитомупромышленному комплексу гг. Чебоксары и Новочебоксарска. Здесь сосредоточеныосновные энергетические мощности Чувашской Республики (Чебоксарская ГЭС,тепловые электростанции), самые крупные промышленные предприятия (ОАО «Промтрактор»,ОАО «Химпром», ОАО «Чебоксарский агрегатный завод» и др.). Сельскоехозяйство имеет пригородную специализацию. Развита инфраструктура, имеются рекреационныезоны и лесные массивы. Все это делает северную зону самой экономически активнойи инвестиционно привлекательной, в том числе для урбанизации территорий ивнедрения новых технологий в строительстве.
Центральнаязона – Урмарский, Канашский, Янтиковский, Ибресинский и Вурнарский районы.Сельскохозяйственная зона с благоприятными условиями для организациивоспроизводства и переработки сельскохозяйственной продукции. Зона богатаприродными ресурсами (глиной кирпичной, известняком, лесом, лекарственнымитравами, ягодами, грибами и т.д.). Имеются предприятия по их переработке.Важнейшим транспортным центром данной зоны является г. Канаш спредприятиями машиностроения и металлообработки; инновационным центромразработки и внедрения новых технологий в области агрохимии – ОАО «Вурнарскийзавод смесевых препарато» пгт. Вурнары. Все это способствует размещению натерритории зоны новых производств и развитию центра логистики и транспортногообслуживания.
Юго-Восточнаязона – Комсомольский, Яльчикский, Батыревский и Шемуршинский районы.
Сельскохозяйственнаязона с наивысшим уровнем плодородия земель в Чувашии. Наиболее эффективноиспользуются сельхозугодия на территории Батыревского района. Объемыпроизводимой сельскохозяйственной продукции значительно превышают объемы еепереработки. Культивируется коневодство.
Все населениеЮго-Восточной зоны проживает в сельской местности. Данная территорияпривлекательна для организации выпуска экологически чистой сельхозпродукции исбора даров леса.
Юго-Западнаязона – Красночетайский, Шумерлинский, Порецкий и Алатырский районы. Кроме того,на юго-западе расположен г. Алатырь, являющийся центром русскойправославной культуры, что дает возможность для развитиятуристско-рекреационного кластера с вовлечением основных ресурсов – р. Суры илесных массивов.
Вг. Алатыре размещены организации, специализирующиеся на выпуске электротехническойпродукции (ОАО «Электроавтомат», ОАО «Завод «Электроприбор»),панелей, металлоконструкций, холодильников (ОАО «Алатырский заводнизкотемпературных холодильников»), продукции для железнодорожного транспорта(Алатырский механический завод – филиал ОАО «Российские железные дороги»),автоматических ремней безопасности (ООО «СКМ»). В городе располагаетсяпроизводство конструкций для быстровозводимого малоэтажного жилья посовременным технологиям. Запланировано строительство горно-обогатительногокомбината.
В этой зонеразвиты лесное хозяйство и переработка древесины, ее территория на 65% покрыталесом. Около 47,5% населения проживает в сельской местности[11].
В Стратегии вкачестве важнейшего ресурса динамичного социально-экономического развитияЧувашской Республики рассматривается рациональное использование человеческогокапитала и интеллектуального потенциала. Предметом особого внимания являетсясоздание необходимых инфраструктурных условий для обеспечения качественныхструктурных сдвигов во всех отраслях экономики и социальной сфере. Все это вконечном итоге приведет к улучшению качества жизни населения.
Всоответствии с выбранными стратегическими целями и задачами действия органовгосударственной власти Чувашской Республики должны базироваться на реализации такихприоритетных направлений развития как:
· организацияи развитие производств автокомпонентов (ОАО «Научно-производственныйкомплекс «Элара» и др.), изделий и комплектующих для авиа- и судостроения (ОАО «ВНИИР»и пр.), увеличение глубины переработки, разработки и внедрения продукции,основанной на нанотехнологиях, развитие межрегиональной кооперации и кооперациис ведущими мировыми производителями химической промышленности и пр.;
· вовлечениев оборот неэффективно используемых земельных участков;
· эффективноеиспользование и вовлечение земель в рыночный оборот и др.
Повышениекачества жизни населения и формирование человеческого капитала такжепредставляется значимым показателем, способствующим увеличению территориальногопродукта, ведь качество и уровень жизни отражают степень развития территории.
В то же времятерриториальным продуктом нашей республики может стать и туризм. Уже сейчас выгодноегеографическое расположение и благоприятная экологическая обстановка, включениездравниц Чувашии в туристические маршруты ведущих российских туроператоровспособствует его развитию. По территории Чувашской Республики проходятважнейшие железнодорожные, водные и автомобильные магистрали, наша республикаимеет богатое историко-культурное наследие, потенциал для развития экологическогои сельского туризма (леса, богатое разнообразие животного и растительного мира,волжские и сурские пляжи, привлекательный природный ландшафт).
С этой целью строительствопредлагается гостиниц, отвечающим мировым стандартам, проведение крупных международныхспортивных мероприятий, разработка новых экскурсионных маршрутов для круизныхтуристов и пр.
Заключим, чтовыгодное транспортное расположение региона, динамичное развитие Чувашии запоследние годы, поддержка со стороны правительства Чувашской Республики вобласти продвижения региона и развития территориального продукта во многомспособствует увеличению территориального продукта, хотя определенные проблемы(о них сказано выше) на данном этапе все еще существуют.

/>Заключение
 
Длямаркетинга главное, что обеспечивает успех территории – степеньцивилизованности рыночных отношений на этой территории. На территории должнобыть удобно жить, работать и развиваться, а для этого нужно, прежде всего,развивать инфраструктуру жилых районов, промышленных зон, в целом рыночнуюинфраструктуру. Среди аргументов перспективности, развития территории в первуюочередь могут быть названы: возникновение новых и развитие старых производств;динамика производственной и рыночной инфраструктуры, коммуникаций; уровеньзанятости и ее структура; уровень благосостояния; динамика инвестиций; развитиевысшего и послевузовского образования.
Сбедными финансовыми ресурсами реальнее начинать с низкозатратных технологий:формировать имидж, проявлять уже имеющиеся конкурентные преимущества иотыскивать целевые группы «потребителей территории», которые помогутсформировать более притягательную инфраструктуру и привлечь инвестиции дляреализации долгосрочных программ развития территории. Безусловно, среди таких«потребителей территории» надо постоянно видеть далеко не только иностранцев,но и, прежде всего, собственное население и предпринимательские круги.Постепенное улучшение их самочувствия – гарантия дальнейшего развития.
В ЧувашскойРеспублике имеет благоприятное географическое расположение, находится на пересечениитранспортных путей, обладает достаточно развитой инфраструктурой, региональныетовары Чувашской Республики узнаваемы и любимы (например, кондитерские изделияфирмы ОАО «АККОНД»), но процесс их формирование, позиционирование на рынкеидет, не так легко, как хотелось бы.
Тем не менее,Чувашская Республика зарекомендовала себя как инновационный полигон,апробирующий самые современные проекты и технологии общероссийской значимости,причем как в социальной сфере, так и в реальном секторе экономики. Очевидно,что залогом быстрого и качественного роста регионального продукта, успехарегиональной инновационной и структурной политики служат наращивание объемов иповышение качества как инвестиций в традиционном понимании (в средствапроизводства), так и инвестиций в человеческий капитал.
Потенциальные возможности республикиблагоприятствуют сотрудничеству с представителями как ближнего, так и дальнегозарубежья во всех отраслях экономики, науки и культуры, следовательно,трудности в области формирования и развития регионального продукта вполне преодолимы.
Заключим, чтовыгодное транспортное расположение региона, динамичное развитие Чувашии запоследние годы, поддержка со стороны правительства Чувашской Республики вобласти продвижения региона и развития территориального продукта во многомспособствует увеличению территориального продукта, хотя определенные проблемына данном этапе все еще существуют.

/>Список литературы
 
1.  Закон ЧувашскойРеспублики от 15 июня 1998 г. №15 «Об инвестиционной деятельности вЧувашской Республике» (с изм. и доп. от 19 апреля, 29 декабря 1999 г., 23октября 2000 г., 20 сентября 2001 г., 23 мая 2003 г.).
2.  Закон ЧувашскойРеспублики от 4 июня 2007 г. №8 «О Стратегии социально-экономическогоразвития Чувашской Республики до 2020 года».
3.  Указ Президента ЧувашскойРеспублики от 30 января 2004 г. №9 «О территориальной комплексной схемеградостроительного планирования развития территории Чувашской Республики».
4.  Указ Президента ЧувашскойРеспублики от 20 января 2006 г. №3 «О мерах по созданию благоприятныхусловий для привлечения дополнительных инвестиций в реальный сектор экономикиЧувашской Республики».
5.  Котлер, Ф., Асплунд, К.,Рейн, И., Хайдер, Д. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий,жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы: Учеб. пособие / Ф. Котлер,К. Асплунд, К. Рейн и др. – СПб.: Питер, 2006. – 382 с.
6.  Сачук, Т.В. Территориальныймаркетинг: Учеб. пособие / Т.В. Сачук – СПб.: Питер, 2009. – 386 с.
7.  Сачук, Т.В. «Поведениепотребителей в территориальном маркетинге» / Т.В. Сачук – Петрозаводск: Карельскийнаучный центр РАН, 2006 – 157 с.
8.  Панкрухин, А.П. Маркетингтерриторий: Учеб. пособие / А.П. Панкрухин – СПб.: Питер, 2007. – 416 с.
9.  Панкрухин, А.П. Муниципальное управление:маркетинг территорий: Учебное пособие / А.П. Панкрухин – М.: Логос, 2006. –64 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Сочинение "Ревизор"
Реферат Эйхен, Фёдор Яковлевич
Реферат Модульное задание
Реферат Охрана труда. законодательство об охране труда
Реферат Совершенствование деятельности органов местного самоуправления по
Реферат Управленческое решение как системный инструмент
Реферат Основные этические принципы эпохи Возрождения Отношение к античности
Реферат Термодинамика химической и электрохимической устойчивости сплавов системы Ni-Si
Реферат «добрые соседи»
Реферат Психологічні особливості конфліктів у молодшому шкільному віці
Реферат Динамика численности лисицы обыкновенной в ГПЗ Благовещенский ГПЗ Березовский ГПЗ Муравьёвский
Реферат Проблема национального характера в одном из произведений современной русской литературы
Реферат Toy Soldiers Essay Research Paper Ever since
Реферат Дослідження питань обліку розрахунків з постачальниками і підрядниками
Реферат 4 специализация финансовое и банковское право