Реферат по предмету "География"


Современная Беларусь

Экономическая и политическая реальность в современной Беларуси
 
Республика Беларусь расположена вцентре Европы.
Территория Беларуси — 207,6 тыс.км2, что составляет примерно 2% от площади Европы. По размерамтерритории Республика Беларусь занимает 13-е место среди европейских государств.Территория страны отличается компактностью, наибольшая ее протяженность с северана юг — 560 км, с запада на восток — 650 км.
Беларусь граничит с 5государствами: на западе — с Польшей, на северо-западе — с Литвой, на севере — сЛатвией и Россией, на северо-востоке и востоке — с Россией, на юге — с Украиной.
На 1 января 2006 года численностьнаселения республики составила 9,8 млн. человек, численность городскогонаселения — 72,4% общей численности населения. Плотность населения — 47 человекна 1 км2.
Государственными языкамиявляются белорусский и русский.
Республика Беларусь — унитарноедемократическое социальное правовое государство, обладающее на своей территорииверховенством и полнотой власти. Наша страна — суверенное государство,самостоятельно осуществляющее внутреннюю и внешнюю политику. Источник власти иноситель суверенитета — народ Беларуси.
В нашей стране государственнаявласть осуществляется на основе ее разделения на три ветви власти: законодательную,исполнительную и судебную.
Во главе государства стоитПрезидент как гарант Конституции, прав и свобод граждан, олицетворяющийединство народа и призванный обеспечивать суверенитет и безопасность страны.
Парламент — Национальноесобрание Республики Беларусь — является представительным и законодательныморганом Республики Беларусь и состоит из двух палат — Палаты представителей иСовета Республики.
Исполнительную властьосуществляет Правительство — Совет Министров, который возглавляетПремьер-министр. Совет Министров — центральный орган государственногоуправления, которому подчинены республиканские органы государственного управленияи иные государственные организации.
Судебная власть самостоятельна иосуществляется независимо от законодательной и исполнительной властей. Контрольза конституционностью нормативных актов осуществляется Конституционным Судом.
Местное управление и самоуправлениеосуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные ираспорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления,местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственныхи общественных делах.
Президент, депутаты Палатыпредставителей и местных Советов депутатов избираются гражданами страны наоснове всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайномголосовании.
В республике успешно идетпроцесс совершенствования законодательства. Национальным собранием РеспубликиБеларусь за период с 1996 года принято ряд важнейших кодексов. Среди нихГражданский, Гражданский процессуальный, Уголовный, Уголовно-процессуальный,Уголовно-исполнительный, Налоговый, Инвестиционный, Банковский кодексы идругие, которые регулируют общественные отношения в обновляющихся экономическихи политических условиях жизни суверенного государства. Принято более 900законов.
По состоянию на 1 января 2006года в стране действовали 17 политических партий, 34 республиканскихпрофессиональных союза, 3 республиканских государственно-общественныхобъединения, 16 союзов общественных объединений, 239 международных и 724республиканских общественных объединения.
Внешняя политика РеспубликиБеларусь служит обеспечению благоприятных внешних условий для внутреннегоразвития страны, как основы поступательного роста благосостояния белорусскогонарода.
Стратегические цели РеспубликиБеларусь на международной арене — защита суверенитета государства; защитаинтересов граждан, общества и государства; сохранение безъядерного статуса; приобретениенейтрального статуса.
Одними из важнейших задачРеспублики Беларусь в области внешней политики являются:
создание благоприятныхвнешнеполитических и внешнеэкономических условий для повышения уровняблагосостояния народа, развития политического, экономического,интеллектуального и духовного потенциала государства;
равноправная интеграцияРеспублики Беларусь в мировое политическое, экономическое, научное,образовательное, культурное и информационное пространство;
содействие построениюстабильного, справедливого, демократического миропорядка, базирующегося напринципах международного права;
формирование добрососедскихотношений с сопредельными государствами;
защита прав и интересов гражданРеспублики Беларусь за рубежом;
содействие укреплениюмеждународной безопасности, нераспространению оружия массового уничтожения иконтролю над вооружениями;
расширение международногосотрудничества в сфере охраны окружающей среды, в информационной и гуманитарнойсферах.
Республика Беларусь выступает запревращение Содружества Независимых Государств в региональную организацию свысоким уровнем экономической и политической интеграции, за повышениеэффективности деятельности органов СНГ, их реорганизацию с целью оперативногопринятия решений и создания действенного механизма по контролю за выполнениемпринимаемых решений. Интересы Беларуси в рамках СНГ и других интеграционныхобразований заключаются в создании полноценной зоны свободной торговли. Этобудет способствовать формированию в рамках Содружества полноценной рыночнойинфраструктуры, развитию в будущем общего экономического пространства. Зонасвободной торговли будет содействовать более плавному и равноправному вхождениюстран Содружества в мировую систему хозяйства, вступлению во Всемирную торговуюорганизацию.
Последовательная политикаБеларуси в области ядерного разоружения получила высокое международноепризнание.
Республика Беларусь поддерживаетполитику ООН в области поддержания международного мира и безопасности.
Республика Беларусь исходит изубеждения, что мировой порядок XXI века долженосновываться на механизмах коллективного решения ключевых проблем, наприоритете положений Устава ООН и общепризнанных норм международного права.
Стабильность системымеждународных отношений может быть достигнута только на основе реальногоравноправия всех ее субъектов, взаимного уважения и взаимовыгодногосотрудничества, призванного обеспечить надежную безопасность каждого членамирового сообщества в политической, военной, экономической, гуманитарной и иныхсферах.
Происходящие изменениямеждународной политической обстановки и экономической ситуации, процесссоциально-экономического развития Беларуси влекут необходимость постоянногосовершенствования договорной практики.
Деятельность по заключению иисполнению международных договоров в значительной степени способствуетреализации внешнеполитических и внешнеэкономических интересов государства,укреплению его позиций в международных отношениях.
Президентом Республики Беларусьпоследовательно проводится политика, направленная на всестороннее развитиеинтеграции Беларуси и России, создание Союзного государства, укреплениеотношений дружбы, сотрудничества и добрососедства двух наших стран и народов.
Правовой основой, обеспечивающейдостижение самой высокой степени экономической и политической интеграцииРеспублики Беларусь и Российской Федерации, являются Договор о созданииСоюзного государства, Программа действий Республики Беларусь и РоссийскойФедерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства,Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о равных правахграждан и Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией осоздании равных условий субъектам хозяйствования.
В развитие этих основополагающихдокументов подписаны пакеты договоров и соглашений на межправительственном имежведомственном уровне по всем направлениям союзного строительства.
2 апреля 2006 года исполнится 10лет с момента подписания Договора об образовании Сообщества Беларуси и России,с которого началась активная и масштабная работа по сближению наших стран инародов на новой основе, как двух независимых суверенных государств. Запрошедшие годы союзные отношения между Республикой Беларусь и РоссийскойФедерацией вышли на качественно новый уровень и приобрели необратимый характер.
В настоящее время функционируютВысший Государственный Совет, Совет Министров и Постоянный Комитет Союзногогосударства. Образованы и работают Пограничный и Таможенный комитеты, Комитетпо гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды,Телерадиовещательная организация Союзного государства, Комиссия по тарифному инетарифному регулированию при Совете Министров Союзного государства.
Ведется планомерная работа по унификациинациональных законодательств.
Активно проводится работа посозданию единого экономического пространства.
Ведется последовательная работапо созданию единого таможенного пространства. Торговля товарами отечественногопроизводства осуществляется беспошлинно, в свободном режиме. Завершается работапо созданию условий для перехода на более высокую ступень экономическойинтеграции — этап таможенного союза и полной отмены таможенного контроля иоформления товаров из третьих стран на белорусско-российской границе.
Заложены основы финансовойсистемы Союзного государства. Под постоянным контролем союзного правительствапланомерно продвигается работа по подготовке к введению единой денежной единицыСоюзного государства.
Основной целью Союзногогосударства является обеспечение мирного и демократического развития братскихроссийского и белорусского народов, укрепление их дружбы, повышениеблагосостояния и уровня жизни, неуклонное соблюдение основных прав и свободчеловека и гражданина, проведение социальной политики.
Сегодня созданы необходимыеусловия для обеспечения нормальных человеческих контактов, полноценногосвободного общения белорусов и россиян.
В настоящее время гражданамнаших стран, как в Беларуси, так и в России беспрепятственно и бесплатнооказывается скорая и неотложная медицинская помощь, все виды медицинской помощиГероям Советского Союза, кавалерам орденов Славы трех степеней, Героям России иБеларуси, а также диагностика и лечение социально опасных заболеваний всоответствии с утвержденным перечнем.
В целях развития действующихположений в области Обеспечения равных прав граждан Беларуси и России внастоящее время подготовлен к подписанию пакет двусторонних соглашений, в томчисле о сотрудничестве в области социального обеспечения, о порядке оказаниямедицинской помощи гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохраненияРеспублики Беларусь и гражданам Республики Беларусь в учрежденияхздравоохранения Российской Федерации, об обеспечении равных прав гражданРоссийской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор местапребывания и жительства на территориях государств — участников Союзногогосударства.
На постоянной основе идет обменнаучными достижениями, активно расширяются культурные и спортивные Связи. Ежегоднотолько из союзного бюджета финансируется 15-20 совместных мероприятий всоциальной Сфере.
Республика Беларусь будет и вдальнейшем неуклонно укреплять и развивать стратегическое партнерство сбратской Россией во всех сферах деятельности, на всех направлениях строительстваСоюзного государства.
В 2001-2005 годах национальнаяэкономика росла достаточно высокими и динамичными темпами.
Среднегодовой прирост валовоговнутреннего продукта за период с 2001 по 2005 годы составил, по предварительнымданным, 7,4%. Это один из самых высоких показателей среди стран СНГ. В 2005году валовой внутренний продукт превысил уровень 2000 года на 43%.
Прирост промышленной продукцииза последние 5 лет составил свыше 50%.
Значительные успехи достигнуты всельскохозяйственном производстве. Продукция сельского хозяйства в 2005 году посравнению с 2000 годом возросла на 26%. За последние 5 лет в Беларусисформировалась устойчивая тенденция роста объемов сельскохозяйственногопроизводства.
Стабильный рост экономики страныспособствовал увеличению реальных денежных доходов населения. По оценке, в 2005году по сравнению с 2000 годом реальные денежные доходы населения увеличились в1,8 раза, реальная заработная плата — в 2 раза, реальный размер начисленноймесячной пенсии — в 2,1 раза.
2005 год — завершающий годпятилетки — характеризовался высокими темпами практически во всех отрасляхэкономики.
В 2005 году валовой внутреннийпродукт возрос по сравнению с предыдущим годом на 9,2%, производствопромышленной продукции — на 10,4%, инвестиции в основной капитал — на 23,2%,розничный товарооборот — на 19,4%, платные услуги населению — на 15%.
Демографическая ситуациянаходится под постоянным вниманием государства. Численность населенияРеспублики Беларусь на 1 января 2006 года составила 9750,2 тыс. человек и посравнению с предыдущим годом сократилась на 49,9 тыс., или на 0,5%.
На 1 января 2006 годачисленность городского населения составила 7059,2 тыс. человек, или 72,4% общейчисленности населения республики, сельского — 2691 тыс. человек (27,6%).
В Беларуси проживаютпредставители более 130 национальностей, среди которых наиболее многочисленнымиявляются белорусы — 8159,1 тыс. человек (81,2% общей численности населения),русские — 1141,7 тыс. человек (11,4%), поляки — 395,7 тыс. человек (3,9%), на долюдругих национальностей приходится 3,5%.
Основными целями государственнойдемографической политики являются снижение смертности и повышениепродолжительности жизни населения, повышение рождаемости, оптимизациямиграционных процессов.
Важнейшей составляющей процессавоспроизводства населения является рождаемость. В последние годы отмечаетсяповышение уровня рождаемости.
Учитывая важность решениядемографических проблем для будущего нашей страны, принят Закон одемографической безопасности и разработана Программа демографическойбезопасности, реализация которых создаст предпосылки для изменения негативныхтенденций в рождаемости и смертности.
Большое влияние надемографические процессы наряду с рождаемостью и смертностью оказывает миграциянаселения. Начиная с 1996 года, Республика Беларусь сохраняет положительноесальдо миграции со всеми странами СНГ и Балтии. За период с 1996 по 2005 годычисло прибывших в республику составило 226 тыс. человек, число выбывших — 87тыс. человек.
Процесс реформирования экономикипривел к сокращению занятости в государственном секторе и увеличениючисленности работающих в негосударственном секторе.
В Беларуси один из самых низкихуровней зарегистрированной безработицы среди стран СНГ. Уровень безработицы (побезработным, зарегистрированным в органах государственной службы занятости) наконец ноября 2005 года составил в России 2,3%, в Украине — 2,9%, Кыргызстане — 3,2%,Армении — 7,6%.
Уровень жизни населения. Обеспечениеустойчивого роста уровня и качества жизни белорусских граждан — основная задачасоциальной политики государства.
Для характеристики уровня жизнинаселения применяется ряд социально-экономических индикаторов. Основными из нихявляются: денежные доходы населения, размер заработной платы, средний размерназначенной пенсии и другие.
На начало 2005/06 учебного годав республике функционировало 4,2 тыс. общеобразовательных учреждений.
Новые подходы в сфере общегосреднего образования потребовали разработки и осуществления целого рядагосударственных республиканских программ:
«Информатизация системыобразования» — компьютеризация школ республики, решается задача внедренияновых информационных технологий в образовательный процесс.
«Иностранные языки» — осуществляютсямероприятия по расширению изучения иностранного языка;
«Сельская школа» — вцелях обеспечения равных возможностей для сельских школьников в полученииобщего среднего образования продолжалась разработка и внедрение различныхмоделей организации учебно-воспитательного процесса в сельской школе,расширение сети гимназических, лицейских классов, организация обучениястаршеклассников в областных общеобразовательных лицеях.
На начало 2005/06 учебного годав республике функционировало 230 учреждений, обеспечивающих получениепрофессионально-технического образования, в их числе 127профессионально-технических училищ, 54 профессионально-технических колледжа, 49профессиональных лицеев.
Среднее специальное образованиев республике обеспечивают 204 учебных заведения, в их числе: 70 колледжей, 25техникумов, 37 училищ, 50 профессионально-технических колледжей, 5 высшихколледжей.
В настоящее время наиболеехарактерной особенностью развития высшего образования в Беларуси являетсяпереход к массовому высшему образованию. По состоянию на начало 2005/06учебного года в системе высшего образования функционировало 55 учреждений,обеспечивающих получение высшего образования.
Повысился образовательный статусвысших учебных заведений.
Если в 1995/96 учебном году вреспублике было 15 университетов, то сейчас их число удвоилось — 31 университет.
Центрами духовного обогащениянации, образования и информации являются библиотеки. Благодаря государственнойподдержке, в Беларуси сохранена сеть публичных библиотек.
Главным научно-исследовательскими координационным центром в области библиотековедения, библиографоведения икниговедения в республике является Национальная библиотека Беларуси — хранилищеуниверсального фонда, объем которого составляет 8 млн. экземпляров различныхносителей информации по всем отраслям знаний. Библиотека имеет полумиллионныйфонд национальных изданий и белорусистики, свыше 60 тысяч рукописей истаропечатных книг, более миллиона документов на иностранных языках. Приобретаютсяи пополняются актуальные базы данных.
Музеи республики из года в годвносят существенный вклад в дело сбора, изучения и сохраненияисторико-культурного наследия.
Одно из важнейших мест вкультурной жизни республики занимает театральное искусство. На конец 2004 годав республике действовало 28 профессиональных театров разного жанра, из которых2 — оперы и балета, 18 — драматических и музыкальных, 8 — детских и юногозрителя.
Средства массовой информацииреспублики динамично развиваются в соответствии с требованиями времени. Старейшиепечатные издания сохранили ведущие позиции, многие новые уверенно завоевываютавторитет.
Увеличивается количествовыпускаемых в республике книг и брошюр, журналов и газет.
Здравоохранение — одна изважнейших отраслей социальной сферы. Основными направлениями развития охраныздоровья являются: формирование здорового образа жизни, обеспечение стабильнойработы организаций здравоохранения, расширение мероприятий по профилактикезаболеваний.
Разрабатываются и реализуютсятерриториальные программы государственных гарантий оказания гражданамбесплатной медицинской помощи. Здравоохранение в Республике Беларусьхарактеризуется высокой обеспеченностью медицинскими кадрами.
В настоящее время в республикеотрасль «наука и научное обслуживание» располагает значительнымнаучно-техническим потенциалом, который используется для развития и повышенияконкурентоспособности экономики.
По состоянию на начало 2005 годав республике работали 295 научно-исследовательских, проектно-конструкторских,технологических и других организаций.
Республика Беларусь имеетразвитую систему подготовки научных кадров высшей квалификации. Основнымиформами этой подготовки являются аспирантура и докторантура.
Важнейшим стимулом развитиясовременной белорусской экономики являются создание и использование передовыхпроизводственных технологий и инновационная деятельность, которая в последниегоды входит в число приоритетов научно-технической и экономической политики.
В настоящее время государствопроводит последовательную культурную политику, направленную не только насохранение богатого культурного потенциала республики, но и на его развитие.
Используемая литература
1. Бабосов Е.М. Основы идеологии современного государства. — 2-е изд.,доп. — Мн.: Амалфея, 2004. — 448с.
2. Мельник В.А. Республика Беларусь: власть, политика, идеология: Практическаяполитология. — Мн.: Тесей, 2000.2-е изд., исправ. и доп. — 240с.
3. Устремленность в будущее Беларусь 1995 — 2005, статистический сборник/В.И. Зиновский. — Мн.: Белорусский Дом печати, 2006. — 120с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Analysis Of Paulo Freire And John Berger
Реферат Глобальные проблемы мировой экономики 4
Реферат Географические проблемы безработицы в современной России
Реферат Студия DEFA
Реферат Формулярные списки чиновничества в России в XVIII - XIX веках
Реферат Тема творческой личности в лирике Лермонтова
Реферат Глобализация 7
Реферат Газоснабжение рабочего поселка на 8,5 тыс. жителей
Реферат Системы охранной сигнализации
Реферат Глобальный кризис
Реферат Старая и новая Россия в романе ИА Гончарова Обыкновенная история
Реферат Налогообложение малого бизнеса на примере малого предприятия
Реферат ® на водной основе могут использоваться в качестве средства для обработки грунтовой поверхности, в качестве шпатлевки и верхнего слоя, как составляющая бетона и для других особых целей. Толстослойные покрытия на водной основе
Реферат Пространство и время форма бытия
Реферат Денежный рынок Украины 3