Теория конкуренции и монополий. Типологий рыночных структур Содержание: 1.Эволюция подходов к исследованию конкуренции и монополий в экономической науке. Конкуренция, ее сущность, типы и формы. 2.Типология конкурентной структуры рынков. Характеристика основных типов рыночных структур. 3.Несовершенная конкуренция. Антимонопольная политика и ограничение монополизма.
Эволюция подходов к исследованию конкуренции и монополий в экономической науке. Конкуренция, ее сущность, типы и формы Конкуренция – в переводе с латинского означает "сталкиваться". В самом общем виде конкуренция – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли или продажи товаров. Конкуренция – это экономический закон рыночного хозяйства. Она происходит между продавцами и покупателями, среди продавцов и среди покупателей.
Стремление победить в конкурентной борьбе ведет к установлению господствующего положения на рынке, захвату рыночной власти, проявлению тенденций монополизма (от греческих слов "monos" – единственный, один и "poleo" – продаю). Монополизм понимают двояко: как господство на рынке товаров и услуг одного производителя, продавца или сравнительно небольшой группы производителей, продавцов. Объединившихся в целях захвата рынков, вытеснения конкурентов, продающих данный или аналогичный товар,
контроля цен; как действия хозяйствующих субъектов, органов управления, направленные на устранение конкуренции, установление доминирующего положения одного участника рынка. В ХХ веке одной из важнейших проблем экономической теории стала проблема соотношения конкуренции и монополизма, которые, тем не менее, не следует противопоставлять. Экономисты XIX века исходили из концепции свободного рынка, на котором конкурируют множество независимых
продавцов и покупателей. В новых условиях такой подход выглядел уже нереалистичным, оторванным от жизни. Важным, если не решающим фактором стало функционирование монополистических объединений различного рода – картелей, синдикатов, трестов, холдинговых компаний и т.п. Теории монополии и конкуренции, сложившиеся в первой половине ХХ столетия, были разнообразны. Среди них надо назвать, прежде всего, марксистскую теорию, точнее –
ряд несовпадающих во многом теорий сторонников марксизма. Рассматривая конкуренцию при капитализме, Фридрих Энгельс определял ее как наиболее полное выражение господствующей в современном гражданском обществе войны всех против всех. Карл Маркс полагал, что закон капиталистической конкуренции основывается, прежде всего, на разнице между стоимостью товара и издержками производства.
При этом он различал две формы капиталистической конкуренции: внутриотраслевую и межотраслевую. Немецкий социал-демократ Рудольф Гильфердинг (1877-4941) в своем труде "Финансовый капитал" (1910) особое внимание уделял монополиям в банковском деле. Он считал, что банковские монополии подчиняют себе промышленность. Р. Гильфердинг рассматривает понятие "финансовый капитал" – капитал, находящийся в распоряжении
банков, но прилагаемый к промышленному производству. Утверждение господства финансового каптала открывает дорогу к замене свободной конкуренции планомерной организацией экономики. В конце двадцатых годов Р. Гильфердинг провозгласил начало эры "организованного капитализма", основу которого представляет сознательное руководство всем народным хозяйством, осуществляемое банковскими монополиями.
Образование международных картелей означает устранение конкуренции в масштабах группы стран или даже во всемирном масштабе, утверждение начал интернационально организованного капитализма, следствием чего является исключение военного соперничества государств. Таким образом, в теории Р. Гильфердинга монополии и конкуренция – антагонисты; монополистический капитализм означает преодоление свободной конкуренции и ограничение рыночных сил.
Австрийский марксист Карл Каутский (1854-1938) в отличие от Р. Гильфердинга акцентировал внимание на промышленных монополиях. В 1914 г. им была выдвинута теория ультраимпериализма. Капитализм, по его мнению, в будущем может вступить в стадию ультраимпериализма. Монополии, сложившиеся в отдельных странах и отраслях, сольются в единый всемирный картель.
Это приведет к устранению конкуренции, замене анархии производства планомерным регулированием хозяйства в мировом масштабе. Аналогичную позицию абсолютного противопоставления монополии и свободной конкуренции занимал Владимир Ильич Ленин (1870-1924), хотя он критикует теоретические построения Р. Гильфердинга и К. Каутского. Его взгляды наиболее полно изложены в работе "Империализм как высшая стадия капитализма" (написана в 1915-191б гг опубликована в 1917 г.).
Установление господства монополий, как считал В.И. Ленин, означает смену капитализма свободной конкуренции империализмом, т.е. монополистическим капитализмом. Свободная конкуренция неизбежно ведет к концентрации производства и капитала; эта концентрация вызывает к жизни монополии; монополии ограничивают свободу конкуренции. Сами основы товарного хозяйства оказываются подорванными.
Едва ли не решающими источниками прибыли, становятся монопольный взлет цен на продукцию, монопольный диктат на рынках сырья и капиталов. В противовес Р. Гильфердингу и К. Каутскому, которые акцентировали внимание на началах планомерности, привносимых монополиями в хозяйственную жизнь, В.И. Ленин выдвигает на передний план обострение противоречий капитализма на монополистической стадии. Монополии, вырастая из свободной конкуренции и в принципе отрицая ее, на практике
не могут эту конкуренцию ликвидировать: они существуют над ней и рядом с ней. Это порождает особенно острые конфликты, и в частности, углубление экономических кризисов. В.И. Ленин характеризует монополистический капитализм как паразитический, загнивающий капитализм. Если конкуренция была фактором технического и экономического прогресса, то монополия – мощный фактор застоя и регресса. Захватив господствующее положение, монополии не проявляют интереса ни к обновлению
продукции, ни к повышению ее качества, ни к снижению издержек производства. Более того, появляются возможности торможения технического прогресса путем скупки патентов без расчета на их реализацию в производстве и путем прямого удушения аутсайдеров, пытающихся технические новинки внедрить. Но, поскольку монополии не могут полностью изгнать конкуренцию из экономической жизни, застой и загнивание – лишь тенденция, свойственная современному капитализму, а не абсолютное правило.
Неравномерность развития отдельных стран и отраслей хозяйства приводит к тому, что противоположные тенденции к застою и к быстрому росту проявляются с разной силой в различных отраслях и странах. Почти в то же время, что и марксистская концепция монополий, сложилась теория эффективной конкуренции. Ее автор – австрийский (с 1932 г. – американский) экономист Йозеф Шумпетер (1883-1950). В отличие от традиционного, воспринятого и марксистами, противопоставления
монополий и конкуренции, Й. Шумпетер видит возможность их позитивного взаимодействия. Не всякая конкуренция эффективна для экономического роста. Эффективной Й. Шумпетер считает только конкуренцию, основанную на снижении издержек производства и повышении качества продукции за счет технических, организационных и управленческих новаций. Наилучшими условиями для осуществления таких новаций обладают крупнейшие компании и их монополистические
объединения. Именно монополии, располагающие громадными ресурсами, имеют возможность проводить исследовательские работы, внедрять новую технику и технологам, что связано зачастую с гигантскими капиталовложениями, с длительными сроками окупаемости инвестиций. Если ранее монопольная прибыль базировалась на особых правах и привилегиях, предоставленных властями, или же на исключительной собственности на дефицитные ресурсы и невоспроизводимые блага, то теперь она – порождение нововведений, вознаграждение за техническое
и организационное новаторство. Монополию, обеспечивающую сверхприбыль за счет новаторской деятельности, Й. Шумпетер именует эффективной монополией. Эта сверхприбыль для каждой конкретной монополии – дело временное. Она исчезает вследствие осуществления других нововведений конкурентами, монополиями-соперниками. Каждая монополия преследует свои частные интересы, но результатом оказывается выигрыш всего общества. По Й. Шумпетеру, эффективная монополия – источник позитивного динамизма экономики.
В этом отношении его теория прямо противоположна марксистской концепции, видящей в монополиях причину хозяйственного застоя и регресса. В тридцатые годы XX века сформировались две новых теории – монополистической конкуренции и несовершенной конкуренции. Автором первой был американский ученый Эдвард Чемберлин (1899-1967). Чемберлин исходит из того, что чистая конкуренция между товаропроизводителями возможна лишь в том случае,
если все они создают абсолютно идентичный продукт и продают его в совершенно идентичных условиях ничем не отличающимся друг от друга покупателям. В реальной жизни этих условий нет. Даже однородные продукты различаются оттенками качества, упаковкой, торговой маркой. Не тождественны и условия реализации: у фирм различны пространственное распределение продавцов, формы обслуживания покупателей, дополнительные услуги (например, гарантии обмена или ремонта неисправных товаров),
меры по рекламированию. Не идентичны и покупатели по их информированности, привычкам к определенным продавцам или местам продажи и т.п. Эта дифференциация продукции означает, что каждый производитель (продавец) занимает монопольное положение. Так называемая свободная конкуренция есть по существу конкуренция монополистов. Не существует единого рынка, а есть множество относительно обособленных рынков со своими ценами. Но дифференциация товаров и рынков не абсолютна: в той мере, в какой они могут служить субститутами,
реальна конкуренция. Существование субститутов (хотя и не полных) ограничивает возможности каждого монополиста повысить цены, чтобы извлечь сверхприбыль. До Э. Чемберлина в теоретических построениях спрос принимался как нечто заданное по объему и эластичности. У Чемберлина спрос – явление, меняющееся, под воздействием производителя. Формирование спроса связано с издержками сбыта, не менее важными, чем издержки производства.
Чемберлин доказывает, что в реальной конкурентной среде издержки производства выше, чем они были бы при чистой конкуренции, ибо производственные мощности недогружены. Выпуск продукции можно бы увеличить, но для соответствующего увеличения сбыта потребовалось бы либо понизить цены, либо понести значительные дополнительные издержки сбыта, так что в итоге прибыль бы не повысилась. Дифференциация продукта, по Э. Чемберлину, это важнейший, но не единственный фактор монополистической
конкуренции. Другой фактор – малое количество продавцов, т.е. фактическая олигополия. На олигопольных рынках неизбежно, хотя и стихийно прокладывает себе дорогу тенденция к взаимосогласованным решениям, в частности, к параллелизму цен. Например, решение какой-либо одной компании повысить цены рационально для нее лишь в том случае, если так же готовы действовать другие компании, иначе неизбежна потеря рынка компанией, повысившей пены. Английский экономист
Джоан Робинсон (1903-1983) разработала теорию несовершенной конкуренции. Конкуренция является совершенной, если ни один из производителей не может через объем своих продаж влиять на общий уровень цен. В условиях все усиливающейся концентрации производства ситуация меняется. Крупнейшие компании оказывают существенное влияние на рыночные цены. До Дж. Робинсон экономисты ограничивались анализом монополии на стороне предложения.
Робинсон ввела в круг исследований монополию на стороне спроса, в частности на факторы производства, включая труд. Такая монополия именуется монопсонией. В условиях несовершенной конкуренции появляется возможность проведения монополиями сознательной ценовой политики, маневрирования ценами во времени и пространстве, а также с учетом особенностей отдельных групп покупателей. В модели совершенной конкуренции фигурировал единый рынок с некими однородными покупателями,
одинаково реагирующими на изменение цен. В действительности, у разных категорий потребителей в зависимости от их доходов, привычных ориентаций и ожиданий и других факторов ценовая эластичность спроса различна. Монополии учитывают эту дифференциацию, проводя политику "ценовой дискриминации". Абстрактный единый рынок на деле сегментируется, и по отношению к различным сегментам рынка монополия проводит различную политику. Представление, что монополии всегда выгодно повышение цен, абсурдно.
Максимум прибыли как раз достигается ценовой дискриминацией. На тех сегментах рынка, где эластичность спроса по цене высока, монополии устанавливают относительно низкие цены. Это позволяет резко расширить сбыт и с лихвой перекрыть ценовые потери за счет снижения издержек производства благодаря эффекту масштаба. Там, где эластичность спроса по цене низка, цены устанавливаются на более высоком уровне. Аналогичную ценовую дискриминацию могут проводить и монополии, осуществляя
закупки у разных групп продавцов, на разных сегментах рынка. При сходстве многих моментов, теории Чемберлина и Робинсон глубоко различны. Э. Чемберлин доказывает, что монополистическая конкуренция – это механизм, обеспечивающий наиболее эффективное функционирование экономики. Дж. Робинсон провозглашает, что в условиях несовершенной конкуренции появляется возможность эксплуатации
и не обеспечивается оптимальное использование производственных ресурсов. Отсюда она делает вывод, что отсутствие свободной, совершенной конкуренции может быть компенсировано лишь сознательным вмешательством в рыночные процессы. Дж. Робинсон, в частности, выступала за правительственное регулирование минимальной заработной платы, поддерживала профсоюзы как регулятор предложения труда, считала теоретически справедливым в определенных
условиях государственное регулирование цен. Конкуренция имеет большое значение в экономической жизни общества. Она способствует развитию производства и повышению его эффективности. Благодаря конкуренции создаются огромное разнообразие товаров и услуг и богатые возможности выбора для потребителей. Конкуренция создает условия по оптимальному использованию достижений научно-технического прогресса в области изготовления новых видов товаров, вызывает необходимость гибко реагировать на изменения
в производстве и реализации товаров, нацеливает производителей на повышение качества товаров, обеспечивает свободу выбора и действий продавцов и покупателей. Конкуренция стимулирует деятельность субъектов рыночных отношений. Через конкуренцию товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества
продукции, усилению научно-технического прогресса. В то же время конкуренция имеет и негативные стороны. Она обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий. Конкуренция отрицательно сказывается на защите окружающей среды, не стимулирует развитие производства
товаров и услуг коллективного пользования (дороги, общественный транспорт), сохранение невоспроизводимых ресурсов (лес, дикие животные, полезные ископаемые). С конкуренцией связываются также такие явления, как ухудшение материального положения определенной части населения, безработица, социальная несправедливость. Противоборство агентов рынка усиливает их социально-экономическое расслоение.
Соответственно, противоречиво оценивается роль монополий в экономике, т.е. можно привести доводы как за, так и против них. Ряд обстоятельств позволяет выступить в защиту монополий. Развитие научно-технического прогресса (НТП) эффективно только в крупных фирмах. Общеизвестно, что, хотя значительная часть выдающихся технических открытий ХХ века сделана мелкими предпринимателями, их реализация стала уделом "большого бизнеса".
Крупное производство позволяет лучше использовать эффект масштаба и широко развертывать научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). В результате это приводит к снижению себестоимости и повышению качества продукции. Стереотипы мышления начала ХХ века, будто монополия всегда стремится паразитировать на достигнутом, тормозить НТП, склонна к "загниванию и застою", сильно устарели. Современная монополия существует в условиях развитого рыночного хозяйства, которое постоянно предполагает
угрозу конкуренции – внутриотраслевой или межотраслевой, национальной или иностранной, реальной или потенциальной. В качестве недостатков монополий можно отметить то, что, по мнению большинства экономистов, они приводит к неэффективному распределению ресурсов. Деятельность монополий усиливает дифференциацию доходов, чревата социально-политическими конфликтами и нестабильностью. Следует учесть, что конкуренция и монополизм – это не две различные взаимоотрицающие
экономические силы, а две стороны одного и того же рыночного взаимодействия. Без вмешательства государственных структур и конкуренция, и монополии могут превратиться в разрушительную силу для экономики. Для обуздания конкуренции, с одной стороны, и ограничения монополизма, с другой стороны, удержания их на уровне нормального стимулятора экономики государство в своих законах определяет "правила игры" соперников. В этих законах фиксируются права и обязанности производителей и
потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников рынка. В целом современные экономисты считают конкуренцию одной из главных причин эффективности производства. Именно конкуренция заставляет фирмы внедрять научно-технические достижения, совершенствовать технологию производства. Сущность конкуренции проявляется, прежде всего, в ее следующих функциях, которые выделяются в экономической литературе: обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего
невозможно получить прибыль; стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее "выживание" производителей; дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, другие проигрывают и разоряются, третьи остаются при своем); давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли; ликвидация неконкурентоспособных предприятия, их продажа, слияние или поглощение другими, более сильными, предприятиями, преобразование и т.п.; стимулирование
снижения цен и повышения качества товаров. В экономической литературе большое внимание уделяется анализу типов и форм конкуренции. Во-первых, различают внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию. Их механизм был достаточно подробно рассмотрен К. Марксом. Внутриотраслевая конкуренция – это конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия их производства и сбыта, за получение сверхприбыли.
Товары реализуются исходя из общественно необходимых затрат, которые образуют общественную, рыночную стоимость. Внутриотраслевая конкуренция сводит различные индивидуальные стоимости к рыночной стоимости и рыночной цене, обусловливает неравенство индивидуальных норм прибыли предпринимателей различных отраслей производства. Межотраслевая конкуренция – это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за более выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли.
Поскольку на норму прибыли влияют разные факторы, то ее величина в различных отраслях неодинакова. Однако каждый предприниматель независимо от того, где применяется его капитал, стремится получить на него прибыль не меньшую, чем остальные предприниматели. Это приводит к переливу капиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой нормой. В ходе такого движения капиталов между отраслями производства нормы прибыли
выравниваются вследствие конкуренции в единую общую норму прибыли, представляющую собой среднее из этих различных значений норм прибыли. Прибыль, получаемая по средней норме на авансированный капитал, называется средней прибылью. Образование средней прибыли означает перераспределение совокупной прибыли между предпринимателями различных отраслей по принципу: равновеликая прибыль – на равновеликий авансированный капитал, вложенный в эти отрасли. Во-вторых, в зависимости от уровня конкуренции различают две ее формы: совершенная и
несовершенная. Для характеристики уровня конкуренции на том или ином конкретном рынке используются следующие показатели: количество производителей и потребителей на рынке, тип производимой продукции, способность отдельного производителя и потребителя влиять на рыночные цены, барьеры на пути вступления в отрасль, отсутствие или наличие неценовых форм конкурентной борьбы. С учетом этих показателей рынки условно разделяют на две группы – конкурентные (совершенная конкуренция)
и неконкурентные (несовершенная конкуренция). Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника хозяйственного процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. На конкурентном рынке, или рынке совершенной конкуренции, рыночный механизм и его основные закономерности проявляются в наиболее чистом виде. Совершенная конкуренция предполагает отсутствие власти производителя над рынком.
В современной действительности совершенная конкуренция – довольно редкий случай, лишь некоторые из рынков приближаются к ней (например, рынок зерна, ценных бумаг, иностранных валют). С точки зрения теории совершенная конкуренция является простейшей ситуацией и эталоном, образцом для сравнения эффективности реальных хозяйственных процессов. Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется
несовершенной. Несовершенная конкуренция означает известную степень господства производителя над рынком. Крайним случаем является ситуация, которая характеризуется наличием единственного производителя и продавца (монополия) на рынке конкретного товара или единственного покупателя (монопсония). Кроме того, различают функциональную конкуренцию (касается определенного товара) и видовую (по цене и качеству). Типология конкурентной структуры рынков.
Характеристика основных типов рыночных структур Структура рынков – сложное понятие, имеющее множество аспектов. Одним из них является степень свободы конкуренции – совершенная или несовершенная конкуренция. Совершенная конкуренция как тип рыночной структуры (модель рынка) – это соперничество многочисленных фирм-производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции. Для нее характерны следующие черты: наличие большого числа фирм (множества продавцов), производящих
один и тот же вид товара. Фирма должна быть относительно небольших размеров и объем производства в производимой продукции должен быть незначителен, так что она не имеет возможности влиять на рыночную цену; возможность свободного доступа в различные производственные секреты; однородность продукции, производимой различными предприятиями в рамках одного производственного сектора, состоящего из множества фирм; хорошее знание рынка покупателями и продавцами, т.е. все субъекты купли-продажи должны знать цены на рынке, спрос и
предложение на товары. Совершенная, или свободная, конкуренция в экономике развитых стран типична была до середины XIX века. Во второй половине XIX – начале XX века появляются крупные предприятия и их объединения. Эти процессы привели к существенному изменению конкурентной борьбы на рынках. Наряду с совершенной конкуренцией реальностью стала несовершенная конкуренция.
Несовершенная конкуренция в отличие от свободной, совершенной конкуренции ограничена влиянием монополий и государства. Существуют три модели несовершенной конкуренции – монополия, монополистическая конкуренция, олигополия. Первая модель несовершенной конкуренции – монополия. Ей присущи следующие черты: единственный продавец, т.е. одна фирма или отрасль является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги; нет близких заменителей.
Продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. С точки зрения покупателя это означает, что он должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него, т.е. нет приемлемых альтернатив; диктуемая цена: чистая монополия диктует цены или осуществляет значительный контроль над ценой; заблокированное вступление: вступление в отрасль конкурентов в условиях чистой монополии ограничено непреодолимыми барьерами (патенты, монополия на источники сырья, транспортные
средства и т.п.). Монополия снижает уровень риска в процессе конкуренции. Это обусловлено тем, что, во-первых, она обладает довольно точной информацией о потребителях и конкурентах; во-вторых, ей более доступна реклама; в-третьих, монополия через каналы финансовых и политических связей оказывает влияние на заказчика в лице государственных учреждений. Второй моделью несовершенной конкуренции является монополистическая конкуренция.
Ее отличительные признаки: существует достаточно большое число фирм, что ограничивает контроль каждой над ценой, отсутствует взаимная зависимость, и тайный сговор фактически невозможен; продукты характеризуются реальными и мнимыми различиями и различающимися условиями их продажи; экономическое соперничество влечет за собой и ценовую, и неценовую конкуренцию; вступление в отрасль является относительно легким. Легкое вступление и массовый выход фирм вызывает тенденцию к получению ими нормальной прибыли в долговременном
периоде; тип продукта – дифференцированный. На практике предприниматель, действующий в условиях монополистической конкуренции, стремится к такой особой комбинации цены, продукта и стимулирующей сбыт политики, которая будет максимизировать его прибыль. Монополистическая конкуренция утверждается там, где эффективными могут быть и небольшие предприятия и особенно там, где много возможностей изменения товара (его модификации, качества, внешнего вида и т.д.). Третья модель несовершенной конкуренции – олигополия.
Ее признаки, характерные черты: наличие нескольких фирм (продавцов); тип продукта – стандартизированный или дифференцированный; контроль над ценой: ограниченный взаимной зависимостью, значительный при тайном сговоре; наличие существенных препятствий при вступлении в отрасль; очень типична неценовая конкуренция (особенно при дифференциации продукта). Олигополия как тип рыночной структуры получила большее распространение в отраслях, где эффективнее крупное производство и отсутствуют широкие возможности дифференциации отраслевого
товара. В зависимости от типа продукции различают чистую и дифференцированную олигополию. Предприятия чистой олигополии производят однородный стандартизированный продукт: алюминий, цемент, продукцию химической или сталелитейной промышленности. Идентичность этих товаров определяет и единую цену на них. Дифференцированные олигополии обычно специализируются на выпуске товаров потребительского назначения
(автомобили, покрышки и камеры, электробытовая техника, сигареты). В систематизированном виде характеристика основных типов конкурентной структуры (моделей) рынков может быть дана в виде таблицы. Характерные черты Модель рынка Чистая конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монополия Число фирм Очень большое число Много
Несколько Одна Типы продукта Стандартизированный Дифференцированный Стандартизированный или дифференцированный Уникальный (не имеет близких заменителей) Контроль над ценой Нет Некоторый, но в узких рамках Ограниченный взаимной зависимостью; значительный при тайном сговоре Значительный Условия вступления в отрасль Очень легкие, без препятствий
Сравнительно легкие Наличие существенных препятствий Вход в отрасль блокирован Неценовая конкуренция Нет Значительный упор на рекламу, торговые знаки и марки и т.д. Типична, в особенности – при дифференциации продукта Главным образом реклама Примеры Сельское хозяйство, фондовая биржа, валютный рынок
Розничная торговля, производство одежды, обуви Производство стали, автомобилей, бытовой техники Местные предприятия коммунального хозяйства Несовершенная конкуренция. Антимонопольная политика и ограничение монополизма Модель рынка совершенной конкуренции предполагает наиболее рациональное использование всех ресурсов общества, минимизацию общественных затрат на производство продукции.
Рынок несовершенной конкуренции, по сути, предполагает отклонение от состояния равновесия, сложившегося в условиях совершенной конкуренции. Следовательно, общество несет определенные потери в связи с монополизацией хозяйственной жизни, хотя степень ее может быть различной. Несовершенная конкуренция объединяет в себе три типа рыночной структуры – монополию, олигополию, монополистическую конкуренцию. Для них характерно то, что фирмы – участники рынка обладают определенной монопольной властью.
На рубеже XIX-XX веков произошла широкомасштабная монополизация рынка. Свободная конкуренция стала исторически соответствовать периоду классического капитализма. В наиболее полной мере она проявилась, пожалуй, только в Англии и лишь в середине XIX века, когда монополии только зарождались, были очень непрочными и быстро распадались. Однако уже к концу XIX века прошла волна образования монопольных объединений, и на рубеже
столетий монополии занимают доминирующее положение сначала – в тяжелой, а потом – в легкой и пищевой промышленности. В современных условиях свободное рыночное соперничество стало редким явлением. Например, в западных странах это явление можно наблюдать на рынке ценных бумаг и на рынке сельскохозяйственной продукции. Монополизация явилась закономерным следствием развития процессов концентрации (т.е. укрупнения производства за счет дополнительно вовлекаемого капитала) и централизации (т.е. слияния мелких и средних
предприятий в единое крупное) промышленного производства под воздействием научно-технического прогресса. Как и конкуренцию, монополии можно классифицировать по различным основаниям. По месту в торговых сделках монополии подразделяются на два вида: Монополия – объединение предприятий, продающее определенные товары множеству покупателей (т.е. имеется единственный продавец и много покупателей). Монопсония – хозяйственное объединение, скупающее какие-
либо продукты у всех продавцов (т.е. имеется единственный покупатель и множество продавцов). В зависимости от степени охвата рынка выделяются следующие виды монополистических организаций: Чистые монополии (монопсонии) – это организации, действующие в масштабах одной отрасли. В случае чистой монополии действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товара, предназначенного для продажи, и его ценой.
Чистая монопсония в отсутствие каких-либо конкурентов полностью контролирует скупку продукции множества товаропроизводителей по установленной ею цене. Абсолютная монополия (монопсония) – формируется в масштабе национальной экономики в целом. Она находится в руках государства или его каких-то хозяйственных органов (например, государственная монополия внешней торговли и т.п.). В зависимости от характера и причин возникновения различают следующие виды монополистических объединений:
Естественная монополия – возникает тогда, когда те или иные субъекты рынка имеют в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники и т.п.). Иногда сюда же относят отрасли и производства, в которых недопустимо развивать конкуренцию в силу технологических особенностей производства (например, метрополитен, электрическая связь, железнодорожные перевозки и т.п.). В экономической литературе иногда те монополии, которые сознательно
поддерживаются, рассматривают особо и называют технологическими. Искусственные монополии – объединения, создаваемые в целях получения монополистических выгод и основанные на сосредоточении в одних руках производства и рынка сбыта какого-либо продукта. Искусственные монополии имели несколько форм – случайную, устойчивую и всеобщую. Случайная форма возникает неожиданно, когда появляется исключительная возможность производить и продавать
товар при лучших условиях производства и при временном благоприятном соотношении спроса и предложения. Устойчивая монополия возникает у крупнейших предприятий, захвативших рынки сбыта в конце ХХ века. Известны такие формы устойчивых монополий, как пулы, ринги, картели, синдикаты, тресты. Эти монополистические объединения возникали в какой-либо одной отрасли. Появление избыточного капитала в одной отрасли и неспособного приносить высокую прибыль привело к образованию
устойчивых монополий в различных отраслях (комбинированные тресты, концерны, конгломераты). Всеобщая форма монополий появилась во второй половине ХХ века, когда на большинстве рынков объединения предпринимателей совместно или с помощью государства становятся либо основными покупателями, либо основными продавцами. В экономической литературе иногда особо выделяют легальные монополии, которые образуются на законном
основании. Это возможно при следующих обстоятельствах: Патентная система – удостоверяет авторство изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и т.п. и обеспечивает приоритетное и исключительное право на их использование. Авторские права – закрепляет исключительное право авторов на использование собственных произведений в любых формах и любыми способами. Товарные знаки – закрепляет исключительное право владельца товарного
знака пользоваться и распоряжаться товарным знаком и запрещает его использование другими лицами. Монополизация рынка особенно широко развернулась в конце XIX века в США. Это послужило мощным импульсом к развертыванию массовых выступлений против монополий, что привело к необходимости проведения государством антимонопольной политики и выработке антимонопольного законодательства. Антимонопольная политика является одним из направлений государственного регулирования
экономики и составляет систему мер (законодательство, налогообложение, разгосударствление, приватизация и др.), предусматривающих ограничение монополизации производства и рынков с целью активизации конкуренции. Антимонопольная политика, имеющая целью нейтрализацию негативных последствий монополизма и стимулирование конкуренции в ее цивилизованных формах, проводится по нескольким направлениям: Ограничение монополизации рынка; Запрещение слияний конкурирующих компаний;
Запрещение установления монопольных цен; Сохранение и поддержание конкуренции в ее цивилизованных формах. В странах Запада государство активно вмешивается в хозяйственную деятельность монополий и олигополий. Оно стремится не допустить чрезмерного влияния монополий и олигополий в экономике, разрабатывает антимонопольное (антитрестовское) законодательство. Наиболее разработанным принято считать антимонопольное законодательство США, имеющее давнюю историю. Первые законы, запрещавшие монопольные соглашение, были приняты в
Канаде (1889 г.) и США (1890 г.). Последний – это знаменитый закон Шермана, получивший широкую популярность как "хартия экономической свободы". Закон звучал очень грозно. Любые договоры или объединения, имеющие целью ограничивать свободу промысла, монополизировать какую-либо отрасль хозяйства, признаются незаконными. Создание монополий влечет штраф до 5 тыс. долл. (впоследствии он был повышен до 50 тыс. долл.) и тюремное
заключение сроком до одного года. Такой же закон был принят в Австрии и Новой Зеландии. Закон Шермана впоследствии дополнялся, в него вносились поправки (в 1914, 1939 и 1950 гг.). Он стал распространяться на новые виды деятельности и новые формы объединений и соглашений. Закон Клейтона (1914 г.) запретил соглашения об ограничении круга контрагентов, покупку или поглощение фирм, если это могло уничтожить конкуренцию, создание холдинговых компаний и другие соглашения.
Запрещались горизонтальные слияния (объединения фирм одной отрасли). В 1914 г. была образована федеральная торговая комиссия, предназначенная для борьбы с "нечестными" методами конкурентной борьбы и антиконкурентными слияниями компаний. Закон Робинсона-Пэтмэна (1936 г.) установил запрет на ограничительную деловую практику в области торговли ("ножницы цен", ценовая дискриминация и др.), т.е. деятельность, направленную на подрыв, устранение
или недопущение конкуренции. Закон Селлера-Кефовера (1950 г.) дополнил закон Клейтона запретом на слияние путем приобретения активов, было уточнено понятие незаконного слияния. Теперь запрещались не только горизонтальные слияния, но также вертикальные (объединение компаний – последовательных участниц одного производственного процесса). В Западной Европе (Бельгия – 1935 г.; Нидерланды – 1933 г.;
Дания – 1937 г.) также были предприняты попытки законодательного контроля картельных соглашений. Здесь картели рассматривались как средство борьбы с "излишней конкуренцией", но законы были направлены на то, чтобы не допустить злоупотребления этой формой монополии. В Римском договоре, положившем начало Общему рынку, в ст. 85 и 86 также установлено запрещение монопольных соглашений.
Таким образом, все эти законы были направлены на обеспечение свободного рынка, добросовестной конкуренции, устанавливали контроль над разного рода соглашениями. Однако немногие дела по обвинению в нарушении свободной конкуренции, рассмотренные, например, американскими судами, закончились наказанием нарушителей законов. Очень часто суды были на стороне монополий. Современное процветание разного рода монополий, возникновение
транснациональных корпораций свидетельствует о том, что образование монополий – закономерный процесс. Это объясняется тем, что сама конкуренция как важный элемент рыночного механизма порождает их, ибо каждый конкурент на рынке мечтает стать монополистом.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |