Реферат по предмету "География"


Районирование

--PAGE_BREAK--происходила   ломка    старых

административных единиц – губерний, уездов и волостей.  Были  введены  новые

административные единицы – края, области и районы.

      Были   ликвидированы   многие   несоответствия    административно    -

территориального деления царской России экономическому значению регионов.

      К   концу   30-х   годов    сформировалось    современное    политико-

административное  деление  СССР,  которое  просуществовало  вплоть  до  90-х

годов. В этот период существовало 15 союзных  республик:  РСФСР,  Украинская

ССР,  Белорусская  ССР,  Эстонская  ССР,  Латвийская  ССР,  Литовская   ССР,

Молдавская  ССР,  Грузинская  ССР,  Армянская  ССР,   Азербайджанская   ССР,

Туркменская ССР, Таджикская ССР, Киргизская ССР, Узбекская ССР  и  Казахская

ССР.

      В составе союзных республик существовали 20  автономных  республик,  8

автономных областей и 10 автономных (национальных) округов.

      Сложившаяся  к  началу  90-х  годов   политическая   и   экономическая

обстановка привела к распаду  Советского  Союза.  Этот  процесс  объясняется

рядом  причин,  главная  из  которых  –  господство  тоталитарной   системы,

концентрация  всех  властных  структур  в  руках  КПСС,   полный   политико-

экономический  диктат  руководящих   структур   КПСС   над   всеми   сферами

политической и экономической жизни страны. Естественно,  тот  диктат  должен

был рано  или  поздно  быть  свергнут.  Произошел  развал  империи,  который

сопровождался финансовым, экономическим, политическим  кризисом.  Сначала  6

союзных  республик  заявили  о  государственной  независимости  –   Эстония,

Латвия, Литва, Молдавия,  Грузия,  Армения.  Они  отказались  от  участия  в

подписании союзного договора о  сохранении  Союза  и  утверждения  Федерации

свободных  государств.  Предполагалось  изменение  названия  страны  –  Союз

Советских  Суверенных  Республик.  Однако  его   подписание   было   сорвано

государственным переворотом, организованным ГКЧП в  августе  1991г.  И  хотя

путч был подавлен демократическими силами России, его последствия привели  к

дальнейшему развалу СССР и обострению  политико-экономической  обстановки  в

стране.  О  полной  независимости  в  этой   обстановке   заявили   Украина,

Казахстан, Узбекистан, Азербайджан  и  другие  республики.  Начался  процесс

национализации общесоюзной собственности. Нарушилось еще хрупкое  равновесие

республик, хотя и подтвержденное двусторонними экономическими соглашениями.

      В настоящее время полностью распался бывший Советский Союз, и на месте

огромной империи образовались  суверенные  государства,  признанные  мировым

сообществом: Россия  (Российская  Федерация),  Украина,  Беларусь,  Молдова,

Латвия,   Литва,   Эстония,   Грузия,   Армения,   Азербайджан,   Казахстан,

Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан  и  Туркмения.  Все  эти  государства  –

республики по форме государственного устройства,  в  основном  президентские

республики.

      По инициативе  России,  Украины,  Беларуси  было  создано  Содружество

независимых государств  (СНГ),  целью  которого  является  создание  единого

экономического пространства и установление взаимовыгодных  связей,  а  также

совместное управление стратегической  обороной,  установление  контактов  по

действию на их  территориях  единой  транспортной  системы,  системы  связи,

единого энергоснабжения. В состав СНГ в настоящее  время  входят  12  бывших

союзных республик  СССР,  хотя  соглашение  о  создании  СНГ  ратифицировано

парламентами не во всех из них.[14, c.153]

      Сложилось современное административно-территориальное деление  России.

В Российскую  Федерацию  входят  следующие  республики:  Республика  Адыгея,

Республика Алтай, Республика Башкортостан,  Республика  Бурятия,  Республика

Дагестан, Ингушская Республика, Кабардино-Балкарская Республика,  Республика

Калмыкия, Карачаево-Черкесская республика,  Республика  Карелия,  Республика

Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия,  Республика  Саха  (Якутия),

Республика  Северная  Осетия,   Республика   Татарстан,   Республика   Тыва,

Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская  Республика,  Чувашская

Республика.

      Вместе с тем следует отметить, что Чечня  заявила  полный  суверенитет

вне Российской Федерации и не  намерена  подписывать  Федеративный  договор.

Однако существование Чеченской республики вне Федерации не признается.

      Автономной областью в составе России пока осталась одна  –  Еврейская;

другие же автономные области преобразованы в  республики.  В  состав  России

входят  10  автономных   округов:   Коми-Пермяцкий,   Корякский,   Ненецкий,

Таймырский   (Долгано-Ненецкий),    Агинский    Бурятский,    Усть-Ордынский

Бурятский,   Ханты-Мансийский,   Чукотский,   Эвенкийский,   Ямало-Ненецкий.

Осталось неизменным количество краев  –  6:  Ставропольский,  Краснодарский,

Красноярский, Алтайский, Приморский, Хабаровский  и  областей  –  49.[6,  c.

121]

      Кроме того, в настоящее время выделяются 7 федеральных округов.
      1.2 История развития экономического районирования
      Экономическое  районирование  имеет  свою  историю.   Первые   попытки

экономического районирования и первые публикации по  вопросам  районирования

давали начальную ориентировку в  хозяйственных  различиях  отдельных  частей

страны.

      В ходе исторического развития можно выделить несколько этапов развития

теории экономического районирования.

    1) 1840-1861 – зарождение теории экономического районирования;

    2) 1861-1917 – эволюционное развитие;

    3) 1917-1920 — застой в развитии;

    4) 1920-1931 –  бурное  прогрессивное  развитие,  теория  районирования

       находилась под воздействием НЭПовской реформы в России;

    5)  1931-1957   –   относительно   спокойное   эволюционное   развитие,

       районирование менялось благодаря воздействию жестко централизованной

       системы управления экономикой России;

    6)   1957-1964   –   революционные   изменения    (прогрессивные    или

       регрессивные), в 1957-1964 гг. экономика развивалась с принципиально

       новым делением территорий на экономические районы;

    7)  1964-1991  –  относительно  спокойное  эволюционное   развитие,   в

       экономике действовал принцип жестко централизованного управления;

    8) 1991 – 2000 (революционные изменения прогрессивные или регрессивные)

       [13, с. 132]

    9) 2000 – настоящее время (также революционные изменения).

      После 1991 г. и по настоящее  время  имеются  новые  точки  зрения  на

территориальную структуру народного хозяйства РФ.

      На каждом из обозначенных этапов теория районирования  находилась  под

воздействием одного  или  нескольких  системообразующих.  знаков.  В  состав

последующих обычно включают:

      o экономическую специализацию различных частей страны;

      o характер экономических связей;

      o национальные особенности территории;

      o  географические  особенности  (ландшафт,   климат,   обеспеченность

        различными  ресурсами,  прежде  всего,  минеральными  и   водными).

        [13, c. 132]

      Рассмотрим некоторые этапы более подробно.
      1840-1917 годы
      Так как хозяйственная жизнь России в дореволюционные годы определялась

главным образом сельским хозяйством, в основу  районирования  были  положены

климатические  и  другие  зональные  природные  условия.  Эти  первые  опыты

экономического районирования были по преимуществу  районированием  природно-

хозяйственным или сельскохозяйственным.  В  период  развития  капитализма  в

России с усилением территориального разделения труда и хозяйственных  связей

встали новые задачи перед сельским хозяйством и промышленностью России.  Это

потребовало  углубления  работ  на   базе   данных   статистики   населения,

промышленности, сельского хозяйства, транспорта. Особенно выделяются  работы

по экономическому районированию  России  известного  статистика  и  географа

П. П. Семенова-Тян-Шанского.  Он  осуществил  в   середине   прошлого   века

районирование европейской части России на  так  называемые  14  естественных

областей. Во внимание брались как природные,  так  и  экономические  условия

территорий.[14, c.154]

      Второе районирование им было проведено в конце XIX  в.,  в  результате

которого были выделены 12  районов  европейской  части  России.  Эти  районы

представлялись  как  компактные,   своеобразные   по   своим   природным   и

хозяйственным условиям территории.

      В  конце  XIX  и  начале  XX  в.  появляется  целый   ряд   работ   по

экономическому районированию России.

      Однако все опыты дореволюционного районирования не имели  достаточного

практического  значения,  они  носили,   главным   образом,   познавательный

характер.  Вместе  с  тем   работы   таких   дореволюционных   ученых,   как

А. Н. Челинцева,    А. И. Скворцова,    П. П. Семенова-Тян-Шанского     были

использованы при разработке госплановской сетки районов.[15, c.144]
      1920-1931 годы
      Первый перспективный план – план ГОЭЛРО – был разработан и утвержден в

1921  г.  по  8  крупным  экономическим  районам.  Выделение   экономических

районов, как  научное  сочетание  губерний  (группировки),  положило  начало

научного  районирования   и   территориального   планирования.   Объективная

необходимость разработки территориальных планов  возникла  вместе,  с  новым

общественным строем и планированном народного хозяйства страны. [12, c. 16]

      По  плану  ГОЭЛРО  выделялись   8   районов:   Северный,   Центрально-

Промышленный, Южный, Поволжский, Уральский,  Кавказский,  Западно-Сибирский,

Туркестанский.   Важнейшим   условием   экономического    районирования    в

послереволюционный  период   явилось   соответствие   его   административно-

территориальному устройству. Это был первый опыт  советского  экономического

районирования.[1, c. 35]

      Особенностью   такого   районирования   было    несовпадение    границ

экономических районов и административных образований (в последующих  работах

Госплана по районированию этот недостаток был устранен).

      Главный  системообразующий  признак,  использованный  в  районировании

Госпланом,   –   возможность   административных    единиц    самоуправляться

экономически.

      Это следует из определения  экономического  района  Комиссии  ВЦИК  по

районированию.  «В  виде  района  должна  быть  выделена  своеобразная,   по

возможности   законченная   территория,   которая,   благодаря   комбинациям

природных особенностей, культурных накоплений прошлого времени  и  населения

с его подготовкой к производственной деятельности, представляла бы  одно  из

звеньев общей цепи народного хозяйства». [12, c. 6] И далее:  «Этот  принцип

экономической законченности  дает  возможность  построить  далее  на  хорошо

подобранном комплексе местных ресурсов, капитальных  ценностей,  принесенных

со стороны, новой технике и общегосударственного плана  народного  хозяйства

проект хозяйственного  развития  района  на  базе  наилучшего  использования

возможностей при наименьших затратах. При  этом  достигаются  другие  весьма

важные результаты:  районы  до  известной  степени  специализируются  в  тех

отраслях, которые в них могут быть развиты наиболее  полно,  а  обмен  между

районами  ограничивается  строго   необходимым   количеством   целесообразно

направленных товаров». [12, c. 7]

      Такая возможность существовала вследствие следующих факторов:

      . наличие единой минерально-сырьевой базы района;

      . наличие сети железных и шоссейных дорог,

      . относительная экономическая замкнутость экономики района;

      .   наличие   профессиональной   подготовки   работников   с   учетом

        экономической специализации области.

      В числе важнейших задач управления крупными областями были:

      o таможенная политика;

      o денежное обращение и государственные кредиты;

      o управление магистральной сетью железных дорог;

      o морские перевозки и хозяйство крупнейших портов;

      o есть электропередачи и государственных районных электросетей;

      o владение недрами земли и выдача лицензий на их разработку;

      o разработка законодательных документов.[13, c. 133]

      Первый пятилетний план (1928—1932) был составлен  по  24  районам.  Он

предусматривал всемерное  углубление  специализации,  районов,  рациональное

географическое разделение труда между ними,  а  также  комплексное  развитие

хозяйства районов.

      В  этом  плане  подчеркивалось,  что  планомерно  проводимая  политика

специализации хозяйственной  деятельности  районов  есть  необходимый  метод

ведения планового  хозяйства.  План  по  районам  страны  был  разработан  в

соответствии с Директивами XV  съезда  партии  о  резком  подъеме  экономики

отсталых национальных районов и окраин.

      В результате успешного выполнения первой пятилетки была создана вторая

угольно-металлургическая и третья угольная базы на востоке страны,  а  также

произошли  крупные  сдвиги  в  индустриальном  развитии  всех   национальных

районов. [12, c. 16]
      1931-1957 годы
      В  1938–1940  гг.  Госпланом  СССР  была   разработана   новая   сетка

экономических районов. По этой сетке территория СССР делилась на 13  крупных

экономических районов. В соответствии  с  ней  составлялись  и  утверждались

государственные планы      продолжение
--PAGE_BREAK--народного  хозяйства  в  четвертой,  пятой  и  шестой

пятилетках. Планы составлялись по отраслям, экономическим районам и  союзным

республикам. [11, c. 57]

      Второй пятилетний план, (1933—1937) предусматривал дальнейшие сдвиги в

размещении производительных сил,  главным  образом  на  восток  страны.  Это

явилось  важным  условием  более  широкого  использования   всех   природных

богатств  и   хозяйственных   ресурсов   районов   и   осуществления   более

рациональных экономических связей между ними.

      План был разработан по 32 районам и по зоне  советской  Арктики.  План

развития районов представлял собой глубоко научное  и  технико-экономическое

обоснование  задач   развития   хозяйства   районов   с   учетом   различных

исторических и природных условий и ресурсов. В числе районов  были  выделены

Украинская  ССР,  Белорусская  ССР,  Закавказская   Советская   Федеративная

Социалистическая  Республика  (ЗСФСР  –  Армения,  Азербайджан  и   Грузия),

Узбекская ССР, Туркменская ССР и Таджикская ССР. План  развития  районов  во

втором пятилетии представлял собой конкретизацию по  отдельным  республикам,

краям и областям с учетом их задач  и  места  в  выполнении  плана  развития

народного хозяйства страны. [12, c. 17]

      Третий  пятилетний  план  (1938—1942)  был  составлен  по  9   крупным

экономическим районам РСФСР  и  10  союзным  республикам.  В  решении  XVIII

съезда партии о третьем пятилетнем  плане  впервые  широко  были  поставлены

задачи  комплексного  развития  хозяйства   экономических   районов.   Съезд

выдвинул  задачу:  организовать  добычу  топлива  и  производства   цемента,

стекла, алебастра, химических удобрений, массовых изделий легкой  и  пищевой

промышленности,  во  всех  основных  экономических   районах   в   размерах,

полностью   удовлетворяющих   их   потребности.   Что   же   касается   ряда

продовольственных продуктов,  швейных  и  галантерейных  изделий,  мебели  и

местных  строительных  материалов,  то  они,  как  указал  съезд,  должны  в

достаточном количестве производиться в каждой республике,  крае  и  области.

Особое  внимание  в  третьем  пятилетнем   плане   было   уделено   созданию

предприятий-дублеров  по   машиностроению,   химической   промышленности   и

нефтепереработке  в  Поволжье  и  на  Урале.  Это  явилось  важным  шагом  в

укреплении  обороноспособности страны.

      В военный период (1941—1945)  значение  территориального  планирования

резко  усилилось.  Оно  решало  задачу:  в  кратчайшие   сроки   пустить   в

эксплуатацию в восточных районах страны  перемещенные  из  западных  районов

Советского  Союза   предприятия.   Большое   значение   для   своевременного

развертывания  оборонной  промышленности  на  востоке  СССР  имели   военно-

хозяйственные планы по районам Поволжья, Урала, Западной Сибири,  Казахстана

и Средней Азии. По основным видам военной продукции устанавливались  задания

непосредственно по заводам.

      Четвертый пятилетний план (1946—1950) был разработай  по  13  основным

районам. В нем центральное место заняли вопросы восстановления  разрушенного

фашистами   хозяйства   и   развития   всех   отраслей,   особенно   тяжелой

промышленности. [12, c. 18]

      Пятый пятилетний план (1951—1955), разработанный также по 13  основным

районам  и  15  союзным  республикам  и  утвержденный  XIX  съездом  партии,

предусматривал обеспечение дальнейшего улучшения географического  размещения

нового строительства промышленных предприятий,  приближение  производства  к

источникам  сырья,  топлива,  к  районам  потребления  с  целью   ликвидации

нерациональных и чрезмерно дальних перевозок.

      Шестой пятилетний план (1956—1960) развития народного  хозяйства  СССР

был составлен так же, как и на две  предыдущие  пятилетки,  по  13  основным

экономическим районам и 15 союзным республикам. В шестой  пятилетке  впервые

была   поставлена   задача   ограничения   в   районах   европейской   части

строительства электроемких и  топливоемких  предприятий  и  преимущественное

размещение этих производств на востоке страны,  что  вызывалось  напряженным

состоянием топливно-энергетического баланса европейских  (западных)  районов

страны   и    общей    задачей    улучшения    географического    размещения

производительных сил. [12, c.18]
      1957-1964 годы
      В связи  с  научно-техническим  прогрессом  появляются  новые  отрасли

экономики.  Для  управления   новыми   отраслями   создаются   министерства.

Составление  схем  размещения   производительных   сил   страны   становится

предельно сложным.  Возникла  необходимость  в  коренном  изменении  системы

управления экономикой, в новом, семилетнем плане

      Семилетний  план  развития  народного  хозяйства   СССР   (1959-1965),

разработанный  по  13  крупным  районам,  15  союзным   республикам   и   по

внутриреспубликанским экономическим (административным)  районам,  был  новым

этапом районирования СССР.

      Вся территория страны (СССР) была поделена на 105 единиц. Они получили

название «административный экономический район» (АЭР). [12, c.18]  В  каждом

районе был создан специальный орган управления  экономикой  Совет  народного

хозяйства  (СНХ).  Название  этого  органа  было  взято  из  прошлого:   так

назывались органы экономического управления областями в 20-е годы. Но  между

совнархозами периода 1957-1964 годов и совнархозами 20-х годов  существовали

принципиальные различия. Совнархозы, созданные в 1957 году  управляли  всеми

предприятиями национального значения, функционирующими  на  территории  АЭР.

Совнархозы  20-х  голов  представляли  собой   экономические   подразделения

областных   Советов    рабочих,    крестьянских,    солдатских    депутатов,

функционально  подчинялись  ВСНХ.   Совнархозы   1957-1964   гг.   управляли

промышленностью; сельское хозяйство и небольшая часть  предприятий  местного

значения управлялась Совминами автономных республик  и  исполкомами  местных

Советов.

      Управление экономикой через СНХ имело и положительные и  отрицательные

черты.
      Положительные черты
     1.  Впервые  в  экономике  Советской  России  органы  управления  были

        максимально приближены к объектам  управления.  Между  Совнархозами

        как органами травления  и  предприятиями  в  этот  период  не  было

        промежуточных управленческих звеньев. Благодаря  этому,  ускорялось

        движение управленческой информации, ускорялся процесс  согласования

        в различных вопросах, связанных с новым строительством (размещением

        производительных сил).

     2. Появилась возможность эффективно кооперировать разные производства,

        относимые к разным отраслям хозяйства, на территории одного  района

        в единое целое. Другими словами, появилась  возможность  создать  в

        границах  района  цельные  системные  производственные  образования

        территориально-производственные системы

     3. Во  имя  кооперации  хозяйственных  объектов  разных  отраслей  СНХ

        занялись комплексированием производства.

     4. СНХ вследствие своей близости к  предприятиям  района  могли  более

        эффективно решать вопросы их снабжения  материальными  и  трудовыми

        ресурсами, подготовки новых кадров.[13, c.134]

      Недостатки

      В системе управления экономикой до 1957 года, то есть  при  управлении

посредством министерств, создавались  специальные  подразделения  отраслевой

специализации – главные  научно-технические  управления  при  министерствах.

Главной  функцией  этих  подразделений  было  внедрение   научно-технических

разработок,  то  есть  поддержание  на  должном  уровне  научно-технического

прогресса отрасли. После ликвидации министерств  были  реформированы  и  эти

управления. Функция поддержания НТП на высоком уровне автоматически  перешла

к СНХ. Размещение  производительных  сил  страны  велось  до  1957  года  по

определенной схеме. Предприятия одной отрасли не группировались  в  границах

какой-либо  одной  территории,  а  наоборот,  более  или  менее   равномерно

распределялись по регионам. Например, авиазаводы СССР были  построены:  один

– в Литве, два – на Украине, два – в Москве, один  –  в  Казани,  один  –  в

Ульяновске и т.д. После 1957 года каждый из этих заводов оказался  в  разных

экономических  административных   районах.   Существовавший   прежде   обмен

технологиями, кадрами, дефицитными видами сырья, научными  достижениями  был

уже  невозможен.  В  ряде  крупных  СНХ  (например,  Центральном  и  Северо-

Западном)  некоторые  возможности  для  грамотного  руководства  техническим

прогрессом имелись, но в  большинстве  Совнархозов  это  стало  невозможным.

Технический  прогресс,  темпы  его  развития   в   сравнении   с   развитыми

экономическими странами стали отставать. Этот  фактор  стал  определяющим  и

способствовал ликвидации Совнархозов в 1965 году.[13, c.136]

      Несмотря на явные недостатки в  системе  управления  производительными

силами этого периода, обнаружилась, в ряде случаев, любопытная  особенность:

в  тех  районах,  где  границы   экономического   административного   района

совпадали с границей  административной  (например,  с  границами  какой-либо

автономной  республики),  обнаружилась  способность  к  системному  развитию

производительных  сил.  В  этих  регионах  стали  формироваться  комплексно-

организованные   хозяйственные   системы,    действительно    «хозяйственные

комплексы». Такая особенность вызвала  пристальный  интерес  специалистов  в

области районирования, размещения производительных  сил  и  экономгеографов.

Именно  в  это  время  впервые  в  мире  стала   формироваться   специальная

экономическая теория – теория ТПК.
      1964 –1991 годы
      В 1963 г. Госплан СССР  предложил  разделить  территорию  СССР  на  18

крупных  экономических  районов  с  учетом  их  природных  и   экономических

особенностей. В РСФСР выделены  были  10  крупных  экономических  районов  –

Центральный,   Северо-западный,    Центрально-черноземный,    Волго-Вятский,

Поволжский,  Северо-Кавказский,  Уральский,   Западно-Сибирский,   Восточно-

Сибирский и Дальневосточный.

      В 1982 г. Северо-Западный район был разделен на два района  –  Северо-

Западный и Северный. Таким образом, последняя сетка  районов  СССР  включала

19 крупных экономических районов, из них 11 –  на  территории  России.  [15,

c.146]
      1991 – 2000 годы
      Развитие российской экономики в условиях реформ  перехода  к  рыночным

отношениям.
      После 2000 года
      В  2000  году  было  произведено  разделение   территории   Российской

Федерации на семь округов. Начало формирования районирования по  федеральным

округам.
      1.3 Теория ТПК
      Впервые термин «ТПК» появился в конце  50-х  годов.  Первоначально  за

аббревиатурой ТПК скрывались слова  «территориально-промышленный  комплекс»,

то есть комплекс понимался узко, только как промышленный.  Позже  его  стали

расшифровывать     как     «территориально-производственный».      Категория

«производство» шире категории  «промышленность»,  то  есть  подразумевается,

что в ТПК могут включаться предприятия не только промышленных  отраслей,  но

также строительства, сельского хозяйства, а также инфраструктурные  объекты,

способствующие  эффективной  работе  предприятий  упомянутых  трех  секторов

народного хозяйства. [16, c. 29]

      К инфраструктуре  относятся:  производственная  –  общие  транспортные

артерии, энергоснабжение, общая связь,  складское  хозяйство,  социальная  –

учреждения  здравоохранения,   народное   образование,   жилье,   учреждения

культуры и науки, социальной защиты населения.[13, c. 135]

      Основоположниками    теории    ТПК    считаются     И. Н. Колосовский,

П. М. Алампиев, Ю. Г. Саушкин.

      В период 1957-1964 гг., благодаря усилиям СНХ и  органов  региональной

власти, некоторые региональные и  хозяйственные  комплексы  достигли  такого

уровня развития, что к ним можно было бы применить определение  ТПК.  Обычно

это  наблюдалось  там,  где  имелись   относительно   небольшие   автономные

образования, развитая производственная инфраструктура и развита, по  меньшей

мере, одна отрасль народного хозяйства.

      Например,   в   1957-64    гг.    существовал    КОМИ    экономический

административный район. Экономическо-административные  границы  совпадали  с

государственной границей этой республики. Благодаря  этому,  предоставлялась

возможность относительно быстро находить компромисс в решении  двух  органов

управления (Совмин АССР, СНХ). Функции управления  Пыли  поделены  следующим

образом:  СНХ  руководил  всей   промышленностью   республики   и   крупными

строительными  организациями;  Совет  министров  –  предприятиями   местного

республиканского    значения,    сельскохозяйственным    производством     и

строительными организациями  вспомогательного  значения.  Регион  уже  тогда

имел, по меньшей  мере,  две  транспортные  артерии;  железнодорожную  линию

(Котлас-Воркута) и    продолжение
--PAGE_BREAK--  крупную  водную  артерию  –  реку  Печору,  впадающую  в

Печорскую губу Баренцева моря. Здесь имелись запасы полезных  ископаемых.  В

их числе: угли Печорского угольного бассейна (Воркута, Инга),  нефть  и  газ

Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции  (Ухта,  Усинск);  запасы  спелой

древесины, преимущественно хвойных пород (сосна,  ель,  пихта,  лиственница,

кедр),  а  также  значительные  запасы  лиственных  пород  деревьев.  Запасы

древесины  стали  основой  для  формирования  соответствующих   производств:

фанерное  производство,  мебельное  производство,  производство   целлюлозы,

бумаги (газетной и журнальной, обоев) и т.д.

      Запасы  газа  и  нефти  обусловили  строительство   газоконденсатного,

сажевого и нефтеперерабатывающего заводов.

      К концу 1964 года можно было констатировать, что КОМИ СНХ  и  СМ  КОМИ

АССР создали здесь по меньшей мере три ТПК:  первый  –  на  базе  древесного

сырья в районе Сыктывкара, второй – на базе месторождении  нефти  и  газа  в

районе Ухты, третий – на базе углей в районе Воркуты.

      В   условиях   развития   территориально-производственного   комплекса

происходил  наиболее  полный  учет  отраслевых  к  территориальных  факторов

развития производительных сил. [13, c. 137]

      В 70-е годы была предложена концепция формирования ТПК по специальному

плану.

      В 80-е годы эта  концепция  вырастает  до  уровня  теории  программно-

целевого ТПК. Начиная с 1981 года в государственных планах экономического  и

социального развития страны программно-целевым ТПК  отдается  особое  место,

они  получают  целевое,  адресное  финансирование.  Целевое   финансирование

получали и экономические районы.
   Глава 2 Отраслевая структура экономики Росиии и обоснование размещения

                                производства
      На стартовом уровне перехода к  рыночным  отношениям  в  нашей  стране

сложилась  нерациональная  отраслевая   структура.   Отрасли   материального

производства составляют свыше 70%, отрасли непроизводственной сферы —  менее

30%.

      Рыночная же экономика в цивилизованных странах характеризуется другими

пропорциями, в большинстве из них свыше 50% составляют  отрасли  социальной,

непроизводственной сферы.

      Вступление России в рынок ведет к  коренной  структурной  перестройке,

социологизации экономики. Стоят  задачи  резкого  увеличения  доли  отраслей

непроизводственной сферы, повышения производительности труда в  материальном

производстве и улучшения уровня народного благосостояния.[3, с. 25]
      2.1 Отраслевая структура экономики России
      Экономика России  представляет  собой  народнохозяйственный  комплекс,

возникший  на  базе  социального  и  экономического  развития,  межрайонного

разделения труда и процессов интеграции.

      Народнохозяйственный комплекс России отличается сложной структурой,  в

которой   можно   выделить   два   основных   соотношения:   отраслевое    и

территориальное (отраслевую и территориальную структуры).

      Отраслевая, или компонентная структура отражает соотношения,  связи  и

пропорции между крупными группами отраслей. [14, c.38]

      Весь народнохозяйственный комплекс подразделяется на группы отраслей:

      o отрасли материального производства: промышленность,  строительство,

        сельское  хозяйство,  а  также  отрасли,  связанные  со  снабжением

        населения  продукцией,  т.е.   заготовки,   материально-техническое

        снабжение, торговля и общественное питание;

      o отрасли непроизводственной сферы:  жилищно-коммунальное  хозяйство,

        бытовое обслуживание, транспорт, связь и т.п.;

      o социальное обслуживание населения: здравоохранение, наука, культура

        и искусство, просвещение;

      o отрасли управления и обороны.

      Для изучения народнохозяйственного комплекса России  большое  значение

имеет отраслевая функциональная классификация. Она  включает  четыре  группы

отраслей:

      > первичные — добывающая промышленность и сельское хозяйство;

      > вторичные — обрабатывающая промышленность:

      >  транспорт,  торговля,  жилищное  строительство,   здравоохранение,

        обслуживающие производство и население;

      > управление, наука и научное обслуживание.

      Развитие производства приводит к постоянному выделению новых  отраслей

производства, особенно на базе научно-технического прогресса. При этом  идет

процесс снижения доли добывающих отраслей за счет роста наукоемких.

      Для  современной  структуры  народного  хозяйства  России  характерной

чертой является наличие отраслевых и межотраслевых комплексов. Причем все  в

большей степени идет процесс укрепления производственных связей,  интеграции

разных ступеней производства. Сложились такие межотраслевые  комплексы,  как

топливно-энергетичсский,   металлургический,   машиностроительный,   химико-

лесной, строительный,  агропромышленный,  транспортный.  Все  эти  комплексы

имеют в свою очередь сложную и дифференцированную структуру. [16, c. 81]

      В условиях становления  и  развития  рыночных  отношений  все  большее

значение  приобретает  инфраструктура.  Инфраструктура  —  это  совокупность

материальных средств для обеспечения  производственных  и  социально-бытовых

потребностей.  Она  подразделяется   на   производственную   и   социальную.

Производственная  инфраструктура  включает  транспорт,  связь,  складское  и

тарное хозяйство, материально-техническое снабжение, инженерные  сооружения,

теплотрассы,  водопровод,  коммуникации  и  сети,  газо-   и   нефтепроводы,

ирригационные  системы  и  т.д.;  социальная   —   пассажирский   транспорт,

коммунально-бытовое хозяйство городов и населенных пунктов.

      Инфраструктура как производственная, так и социальная играет важнейшую

роль в комплексности народного хозяйства  и  в  освоении  новых  территорий.

[16, 81]

      Дифференциация  структуры   народнохозяйственного   комплекса   России

характеризуется  разделением  крупных  отраслей   на   простые   отрасли   и

подотрасли. Особенно ярко  выражена  дифференциация  в  промышленности,  где

выделяется, по различным оценкам, до 18 укрупненных  отраслей,  150  простых

отраслей и свыше 300 подотраслей.

      Под территориальной структурой понимается членение  системы  народного

хозяйства по территориальным ячейкам (таксонам)  —  зонам,  районам  разного

ранга, промышленным центрам, узлам.  Она  меняется  гораздо  медленнее,  чем

отраслевая структура, так как  основные  ее  элементы  сильнее  привязаны  к

конкретной  территории.  Однако  освоение  новых  территорий  с  уникальными

природными ресурсами меняет  структуру  отдельных  регионов  и  способствует

формированию новых территориальных комплексов. [14, c. 78]

      Промышленность   России   имеет    сложную    диверсифицированную    и

многоотраслевую структуру, отражающую изменения в развитии  производительных

сил и совершенствовании  территориального  разделения  общественного  труда,

связанные с научно-техническим прогрессом.

      Современная    промышленность    характеризуется    высоким    уровнем

специализации.  В  результате  углубления  общественного  разделения   труда

возникло множество отраслей, подотраслей и видов производств,  образующих  в

своей   совокупности   отраслевую    структуру    промышленности,    которая

определяется многими общественными и экономическими факторами. Основными  из

них  являются:  уровень   развития   производства.   технический   прогресс,

общественно-исторические   условия,   производственные   навыки   населения,

природные ресурсы. Наиболее существенным  фактором,  определяющим  изменения

отраслевой структуры промышленности, выступают  научно-технический  прогресс

и его основные направления — автоматизация,  компьютеризация  и  механизация

производства, совершенствование технологий, специализация  и  кооперирование

производства.   Изменение   и   совершенствование    отраслевой    структуры

промышленности под  воздействием  научно-технического  прогресса  происходят

непрерывно.

      В действующей классификации промышленности выделены  пять  комплексных

отраслей. Так, топливно-энергетический комплекс включает  отрасли  топливной

и энергетической промышленности  (угольную,  нефтяную,  газовую,  сланцевую,

торфяную, электроэнергетику). Научно-технический  прогресс  оказал  особенно

большое  влияние  на  отраслевую  структуру  машиностроения,  где   получили

развитие  такие  отрасли,  как  электротехническая,  приборостроительная   с

подотраслями:  производство   средств   вычислительной   техники,   приборов

контроля и регулирования сложных технологических процессов, роботов и т.  д.

Созданы новые подотрасли в металлургической, химической  и  других  отраслях

промышленности. Возникла новая отрасль промышленности  —  микробиологическая

и т. д.

      Промышленность подразделяется на добывающую и обрабатывающую.  Отрасли

обрабатывающей промышленности составляют основу  тяжелой  индустрии.  На  их

долю приходится 90% общего объема продукции промышленности.

      По экономическому назначению продукции вся промышленность  делится  на

две  большие  группы;  производство  средств  производства  (группа   А)   и

производство предметов  потребления  (группа  Б).  Доля  продукции  отраслей

группы А составляет  более  65%.  Деление  промышленности  на  группы  имеет

важное  экономическое  значение.  Оно   позволяет   определить   натурально-

вещественный  состав  производственной  продукции,  исчислить  долю   каждой

группы  в  общем  объеме  промышленного  производства  и  на   этой   основе

установить правильное соотношение между производством  средств  производства

и производством предметов потребления.
      2.2 Методы отраслевого экономического обоснования производства.
      Для количественного  определения  уровня  специализации  экономических

районов  используются  такие  показатели,   как   коэффициент   локализации,

коэффициент душевого производства и коэффициент межрайонной товарности.

      Коэффициент локализации Кл данного производства на территория района —

это отношение удельного веса данной отрасли в структуре производства  района

к удельному весу той же отрасли в стране  Расчеты  производятся  по  валовой

товарной продукции, основным промышленным фондам и численности  промышленно-

производственного персонала:
      где Ор — отрасль района; Ос — отрасль страны; Пр  —  все  промышленное

производство района; Пс — все промышленное производство страны.
      Коэффициент  душевого  производства  Кд  исчисляется   как   отношение

удельного веса отрасли хозяйства района в соответствующей структуре  отрасли

страны к удельному весу населения района в населении страны:
      где Ор — отрасль района; Ос — отрасль страны; Нр —  население  района,

Нс. — население страны.
      Коэффициент межрайонной товарности Су рассчитывается как  от.  ношение

вывоза из района данной продукции к ее районному производству:
      где Су — показатель специализации района на  соответствующей  отрасли;

Уо — удельный вес района в стране по данной  отрасли  промышленности;  Ур  —

удельный вес района в стране по всей отрасли промышленности.
      Если расчетные показатели больше или равны единице, то  следовательно,

данные  отрасли  выступают  как  отрасли  рыночной  специализации.   расчеты

показывают,  что  отрасли  с   наибольшим   удельным   весом   в   структуре

промышленного  производства  страны  имеют  и   наибольшие   показатели   по

коэффициентам специализации, локализации и душевого производства.

      Одним  из  главных  критериев  размещения  отраслей  на   определенной

территории является показатель их экономической  эффективности.  В  качестве

критерия эффективности размещения производства в общей  методике  СОПСА  при

Государственном комитете экономики России был принят  показатель  «получение

намеченных     объемов     продукции     с      наименьшими      совокупными

народнохозяйственными  затратами».  В  качестве  рекомендуемых   показателей

эффективности размещения предприятий установлены: себестоимость продукции  с

учетом ее доставки потребителю, удельные  капитальные  вложения  на  единицу

мощности и прибыль. Из сравниваемых  показателей  наилучший  —  это  минимум

приведенных затрат, т.е. себестоимость продукции плюс произведение  удельных

капиталовложений и отраслевого нормативного  коэффициента  их  сравнительной

эффективности (общий коэффициент — 0,15, соответствующий нормативному  сроку

окупаемости в течение 7 лет или 0,12—8,3 года).
      где П — приведенные затраты на единицу продукции;  С  —  себестоимость

(сумма всех текущих затрат на производство единицы продукции); К —  удельные

капитальные вложения на  единицу  продукции;  Ј  —  нормативный  коэффициент

эффективности капитальных вложений.
      Определение   показателей   экономической   эффективности   размещения

производства ведется также с использованием показателей рентабельности Р:

      Для определения отраслей  рыночной  специализации  используется  также

индексный метод, предложенный В. В. Кистановым :
      где Ц — цена; С  —  себестоимость  единицы  продукции;  К  —  удельные

капитальные  вложения   на   единицу   продукции;   Ф   —   сумма   основных

производственных фондов и нормативных оборотных средств.
      Показатель рентабельности показывает отношение прибыли  от  peaлизации

продукции к  капитальным  вложениям  или  основным  фондам.  Из  приведенных

формул вытекает, что величина рентабельности зависит не только  от  размеров

текущих и единовременных затрат, но и от уровня цен на  продукцию.  [14,  c.

122-125]

      Наряду  с  указанными  показателями  по  каждой  отрасли  производства

разрабатывается система  технико-экономических  показателей  ее  размещения.

Она включает:

   а)  удельные  расходы  основных  видов   сырья   топлива,   тепловой   и

      электрической энергии, воды на единицу готовой продукции;

   б)  выход  производственных  отходов      продолжение
--PAGE_BREAK--(на  единицу   продукции)   и   их

      характеристику;

   в) трудовые затраты на единицу продукции

   г) удельные затраты основных фондов.

      Важное  значение  для  обоснования   размещения   производства   имеют

обеспеченность     рабочих     основными     производственными      фондами,

энерговооруженность и пр. [14, c. 127]

      Использование,  показателей  эффективности  рационального   размещения

способствует  установлению   оптимальных   пропорций   между   отраслями   и

производствами.  При  выборе  наиболее   оптимального   вариант   размещения

промышленного предприятия  необходимо  учитывать  влияние  ряда  факторов  —

материалоемкости,   транспортного,   потребительского.   Так,   в   отраслях

добывающей промышленности главную роль играют запасы ресурсов,  их  качество

и транспортные условия, уровень научно-технического прогресса.

      Для многих отраслей обрабатывающей промышленности важно учитывать  при

размещении влияние преобладающих факторов при  всей  ее  совокупности.  Так,

энергоемкость выступает  как  главный  фактор  при  размещении  производства

синтетического  каучука,  химических  волокон  пластмасс,  смол,   а   также

отраслей цветной металлургии, особенно  алюминиевой,  магниевой,  никелевой.

[3, с. 19]

      Многие отрасли обрабатывающей промышленности ориентируются на сырьевой

фактор  —  это  черная  металлургия,  тяжелое  металлоемка   машиностроение,

производство  минеральных  удобрений,   цементная,   стекольная,   сахарная,

целлюлозно-бумажная.  В  их  производстве  расход  сырья  в  несколько   раз

превышает вес готовой продукции.

      Трудоемкость   как   главный   фактор   учитывается   при   размещение

станкостроения,  приборостроения,  электротехнической   и   радиотехнической

промышленности, а  также  текстильной,  швейной,  обувной,  трикотажной.  На

потребительский фактор ориентируются: нефтеперерабатывающая  промышленность,

резинотехническая,    кирпичная,    сельскохозяйственное     машиностроение,

хлебопекарная, кондитерская, молочная, мясная.

      Вместе с тем во всех отраслях, наряду с преобладающим, большим влияние

на их размещение оказывают и другие факторы, например, в черной  металлургии

полного  цикла  —  сырьевой  и  топливно-энергетический  факторы.  При  этом

особенно важно в размещении всех отраслей учитывая экологический  фактор.[3,

с. 20]
 Глава 3 Основы современного районирования. Проблемы структурной перестройки

                             хозяйства регионов.
      Современный экономический район – это целостная территориальная  часть

народного хозяйства страны,  имеющая  свою  производственную  специализацию,

прочные  внутренние  экономические  связи.  Экономический  район  неразрывно

связан с другими частями  страны  общественным  территориальным  разделением

труда как единое хозяйственное целое с прочными  внутренними  связями.  [14,

c. 155]
      3.1 Современное экономическое районирование
      Образование  экономических  районов  является  объективным  процессом,

выраженным развитием  территориального  разделения  труда.  В  основе  этого

процесса лежат следующие принципы.

      Экономический принцип, рассматривающий  район  как  специализированную

часть  единого  народнохозяйственного  комплекса   страны   с   определенным

составом  вспомогательных  и  обслуживающих  производств.   Согласно   этому

принципу специализацию района должны определять  такие  отрасли,  в  которых

затраты труда, средств на производство продукции и ее  доставку  потребителю

по  сравнению  с   другими   районами   будут   наименьшими.   Экономическая

эффективность специализации района должна оцениваться  как  с  точки  зрения

установлено наиболее целесообразного  территориального  разделения  труда  в

масштабе всей страны,  так  и  с  точки  зрения  наиболее  производительного

использования имеющихся ресурсов района.

      Национальный  принцип,  учитывающий  национальный   состав   населения

района, его исторически сложившиеся особенности труда и быта.

      Административный   принцип,   определяющий   единство   экономического

районирования  и  территориального   политико-административного   устройства

страны. Этот  принцип  создает  условия  для  эффективного  самостоятельного

развития районов и укрепления их роли  в  территориальном  разделении  труда

России. Без определения  специализирующих  отраслей  не  обходится  ни  одна

работа, связанная  с  экономикой  района.  Для  этого  следует  использовать

теоретически  обоснованные  показатели,  которые  тесно  связаны  с  другими

показателями территориального разделения труда. Поскольку в основе  рыночной

специализации  лежит   территориальное   разделения   общественного   труда,

следовательно,   и   определение    специализирующихся    отраслей    должно

базироваться  на  выявлении  доли  участия  района  общественном  разделении

труда. [14, c. 22]

      Эти принципы  являются  основополагающими  для  современной  теории  и

практики  экономического  районирования  России.  В   современных   условиях

выделение  крупных  экономических  районов   диктуется   развитием   научно-

технического прогресса. Контуры границ  экономических  районов  определяются

ареалом   размещения   отраслей   рыночной   специализации    и    важнейших

вспомогательных производств, связанных с  отраслями  рыночной  специализации

технологическими  поставками  сырья,  деталей,   узлов,   т.е.   кооперацией

производств. К районообразующим факторам современных  экономических  районов

можно отнести наличие крупных  месторождений  полезных  ископаемых,  высокую

плотность населения и накопленный им трудовой опыт и т.д.

      Экономическое  районирование   не   застывший   процесс,   оно   может

изменяться, совершенствоваться в процессе экономического развития  страны  в

зависимости от многих факторов. Формирование в  ряде  крупных  экономических

районов программно-целевых ТПК может привести к разукрупнению  экономических

районов. Идет процесс развития программно-целевых ТПК  –  Тимано-Печорского,

ТПК на базе КМА, Западно-Сибирского,  Канско-Ачинского  (КАТЭК),  Саянского,

Южно-Якутского. Они формируются на базе уникальных природных ресурсов.  [14,

c. 23]

      Современное экономическое районирование России включает  три  основных

звена  (таксономические  единицы):  крупные  экономические  районы;   районы

среднего   звена   –   края,   области,   республики;   низовые   районы   –

административно-хозяйственные   районы,   городские   и   сельские   районы.

[15, c. 33]

      Каждый вид экономического районирования отвечает определенным  задачам

территориального   развития.   Высшее   звено   районирования   –    крупные

экономические районы – используется центральными  республиканскими  органами

власти для  общегосударственного  управления  экономикой  в  территориальном

разрезе. Крупные экономические  районы  –  это  четко  специализированные  и

относительно завершенные территориальные хозяйственные  комплексы,  играющие

важную роль  в  общероссийском  разделении  труда.  Располагая  значительной

территорией,  большой  численностью   населения,   разнообразным   природно-

ресурсным потенциалом, крупные экономические районы имеют  четко  выраженную

специализацию  (до   5–7   отраслей).   Чем   больше   территория   крупного

экономического  района,  тем  шире  его  производственный  профиль,  сложнее

хозяйственный комплекс.

      Среднее звено районирования используется  для  руководства  некоторыми

отраслями хозяйства в пределах области, края, республики. Велика его роль  в

руководстве сельским хозяйством и сферой услуг.

      Областные районы имеют свои экономические признаки. Своеобразная форма

комплексного развития  областей,  объединение  сельскохозяйственных  районов

вокруг промышленных центров обеспечивают ведущее место города.

      Низовые экономические районы представляют  собой  первичные  звенья  в

таксономии экономического районирования. На их основе  образуются  начальные

специализированные  территориальные  производственные   комплексы.   Низовые

районы играют важную роль в разработке и выполнении перспективных и  годовых

программ    развития    районного    хозяйства    и    социально-культурного

строительства, в размещении и специализации предприятий  по  производству  и

переработке   сельскохозяйственной   продукции,   местной    промышленности,

бытового обслуживания, торговли и общественного питания. [12, c. 4]

      Экономические  районы   могут   объединяться   в   макрорегионы,   или

экономические  зоны,  отличающиеся  общими  природными  условиями,   чертами

экономики, тенденциями дальнейшего  развития.  На  больших  территориях  зон

четко вырисовываются общие крупные межрайонные проблемы.

      Главные принципы выделения экономических зон – уровень  хозяйственного

освоения территории, соотношение между важнейшими ресурсами  и  степенью  их

использования.

      Существуют две экономические зоны – Западная (европейская часть России

и Урал) и Восточная (Сибирь и Дальний Восток). Для  выполнения  долгосрочных

целевых  программ,  сбалансированности  производства  и  потребления  важных

видов  продукции  группы  районов  в  экономических  зонах  объединяются   в

укрупненные районы. В Западной зоне три укрупненных района – Север  и  Центр

европейской части России, Урало-Поволжье и Европейский Юг. В Восточной  зоне

два укрупненных района – Сибирь и Дальний Восток. [6, c. 148]
      3.2 Реформирование региональной политики
      В условиях становления и развития рыночных отношений формируется новая

региональная  политика.  Следует  отметить  особую  важность   регионального

аспекта экономических реформ, проводимых у нас в стране.

      Вследствие  огромных  различий   природно-географических,   социально-

демографических,  экономических  и  других  условий  определены  подходы   к

особому развитию экономики  каждого  отдельного  региона  России.  При  этом

главными ориентирами будут:

     1) учет  специфики  работы  регионов  в  осуществлении  общероссийской

        структурной,      инвестиционной,      финансовой,      социальной,

        внешнеэкономической политики;

     2)  перенос  ряда  направлений  реформы  в  основном  на  региональный

        уровень, особенно в малом  предпринимательстве,  социальной  сфере,

        охране природы и использовании природных ресурсов;

     3)  децентрализация   процессов   управления   реформой,   активизация

        экономической деятельности на местах;

     4) необходимость разработки специальных программ проведения  реформ  в

        регионах с особо своеобразными условиями.[10, с. 58]

      В экономических реформах большое внимание  уделяется  мероприятиям  по

пространственной интеграции  экономики  России.  К  ним  относятся  создание

механизма   вертикальных   и   горизонтальных    взаимодействий    субъектов

хозяйствования  и  органов   управления,   всемерное   содействие   развитию

общероссийского  территориального  разделения  труда   и   един.   рыночного

пространства, меры  по  преодолению  распада  межрегиональных  хозяйственных

связей, экономического и политического сепаратизма.

      Главная социальная региональная цель политики  в  социальной  сфере  –

обеспечение достойного уровня благосостояния в каждом регионе.  Региональная

политика  направлена  на  ослабление  внутреннего  социального   напряжения,

сохранение  целостности  и  единства  страны.  Главная   цель   региональной

политики в экономической сфере – это  рациональное  использование  природно-

экономических   возможностей    регионов,    преимуществ    территориального

разделения труда и экономических связей регионов.[7, с. 67]

      Стратегические задачи регионального развития сводятся к следующим.

     1.  Реконструкция  экономики  старопромышленных  регионов  и   крупных

        городских  агломераций  путем  конверсии  оборонных  и  гражданских

        отраслей, модернизации инфраструктуры,  оздоровления  экологической

        обстановки, приватизации.

     2.  Преодоление   кризисного   состояния   агропромышленных   регионов

        Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальнего  Востока,  возрождение

        малых  городов  и  российского   села,   ускорение   восстановления

        утраченной жизненной среды в сельской местности, развитие  местной;

        производственной и социальной инфраструктуры, освоение  заброшенных

        сельскохозяйственных земель.

     3.  Стабилизация  социально-экономического  положения  в  регионах   с

        экстремальными  природными  условиями  и  преимущественно  сырьевой

        специализацией,  создание  условий  для  возрождения  малочисленных

        народов (прежде всего это районы Крайнего Севера, горные районы).

     4. Продолжение формирования территориально-производственных комплексов

        и промышленных узлов в северных и восточных регионах России за счет

        нецентрализованных   инвестиций   и   с   приоритетным    развитием

        производств  по  комплексному  использованию  добываемого  сырья  с

        соблюдением строгих экологических стандартов.

     5. Стимулирование развития экспортных и импортозаменяющих  производств

        в регионах,  имеющих  для  этого  наиболее  благоприятные  условия;

        формирование свободных экономических зон, а также технополисов  как

        региональных центров внедрения достижений отечественной  и    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.