Размещение и оценка нефтяной промышленности мира
Нефть занимает ведущее место в мировом топливно-энергетическом хозяйстве. Её доля в общем потреблении энергоресурсов непрерывно растет: 3 % в 1900, 5 % перед 1-й мировой войной 1914-1918, 17,5 % накануне 2-й мировой войны 1939-45, 24 % в 1950, 41,5 % в 1972, 48 % в 2004.
Мировая добыча нефти в настоящее время (2006) составляет около 3,8 млрд тонн в год, или 30 млрд баррелей в год. Таким образом, при нынешних темпах потребления, разведанной нефти хватит примерно на 40 лет, неразведанной - ещё на 10-50 лет. Также растёт и потребление нефти - за последние 35 лет оно выросло с 20 до 30 млрд баррелей в год.
Имеются также большие запасы нефти (3400 млрд баррелей) в нефтяных песках Канады и Венесуэлы. Этой нефти при нынешних темпах потребления хватит на 110 лет. В настоящее время компании ещё не могут производить много нефти из нефтяных песков, но ими ведутся разработки в этом направлении.
Цены на нефть, как и на любой другой товар, определяются соотношением спроса и предложения. Если предложение падает, цены растут до тех пор, пока спрос не сравняется с предложением. Особенность нефти, однако, в том, что в краткосрочной перспективе спрос малоэластичен: рост цен мало влияет на спрос. Редкий владелец автомобиля начнёт ездить в автобусе из-за роста цен на бензин. Т.е. нефть и ее производные имеют низкую эластичность спроса. Поэтому даже небольшое падение предложения нефти приводит к резкому росту цен.
Относительно недавно в число крупнейших мировых потребителей нефти вошли Китай и Индия. В XX веке рост спроса на нефти уравновешивался разведкой новых месторождений, позволявшим увеличить и добычу нефти. Однако многие считают, что в XXI веке нефтяные месторождения исчерпают себя, и диспропорция между спросом на нефть и её предложением приведёт к резкому росту цен - наступит нефтяной кризис. Некоторые считают, что нефтяной кризис уже начался, и рост цен в 2003-2008 годах являлся его признаком.
Цена нефти в феврале 2008-го уже превышала психологически важную отметку в 100 долларов за барель, в марте высокие темпы роста цен продолжились(110$). Максимальная цена нефти сорта WTI (Light Sweet) была достигнута 11 июля 2008 года, превысив $147 за баррель.
В октябре 2008 цена на нефть опустилась ниже 67 долларов за баррель в результате глобального экономического кризиса и достигла своего 12 месячного минимума.
Следует отметить, что рост мировых цен на нефть всегда разгоняет долларовую инфляцию, так как США крупнейший потребитель нефти.
Крупнейшие мировые нефтедобытчики (По данным Международного энергетического агентства)
Страна
2008
2006
2003
Добыча, млн т.
Доля мирового рынка (%)
Добыча, млн т.
Доля мирового рынка (%)
Добыча, млн т.
Доля мирового рынка (%)
Саудовская Аравия
480
9,1
507
12,9
470
12,7
Россия
488,1
9,2
477
12,1
419
11,3
Соединенные Штаты Америки
294
5,6
310
7,9
348
9,4
Иран
252
4,8
216
5,5
194
5,2
Китай
189
3,5
184
4,7
165
4,4
Мексика
167,94
3,2
183
4,6
189
5,1
Канада
173,4
3,3
151
3,8--PAGE_BREAK--
138
3,7
Венесуэла
180
3,4
151
3,8
149
4
Казахстан
70
1,3
64,9
1,7
51,3
1,2
Остальные страны
2985,56
56
1692,1
43
1589,7
43
Мировая добыча нефти
5280
100
3936
100
3710
100
Как правило, основные запасы нефти находятся под контролем государственных нефтяных компаний. Это объясняется тем, что нефтяная промышленность – самый важный сектор экономики для стран, получающих основной доход от экспорта нефти. От получаемых средств зависит наполнение бюджета и возможность развивать другие отрасли экономики.
С каждым годом в мире открывают все меньше новых запасов легкодоступной нефти. Количество открытых месторождений в мире возрастало в 60-70-е годы, затем стало несколько снижаться, причем особенно заметным было уменьшение прироста крупных месторождений. И сегодня более 80% объема мировой добычи осуществляется из месторождений, открытых до 1973 года.
Около 40% всемирной добычи и около половины экспорта нефти приходится на страны ОПЕК. Сейчас лидерами в области экспорта «черного золота» являются, соответственно, два лидера по добыче – Саудовская Аравия (на экспорт нефти приходится 95% от общего экспорта страны) и Россия.
С Ближнего Востока нефть поступает прежде всего в Азиатско-Тихоокеанский регион, а также в Северную Америку и Европу. Большая часть нефти экспортируется из России в Европу, но благодаря новым восточным проектам и росту добычи нефти на Сахалине ожидается, что 30% российского экспорта будет поставляться в динамично развивающиеся страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Нефть является главной статьёй российского экспорта. По данным Федеральной таможенной службы в 2007 из России было вывезено 233,1 млн тонн сырой нефти на 114,15 млрд долл., что составляет около 32,4 % российского экспорта. Популярным заблуждением является часто встречающаяся информация о необходимости поставки нефти на экспорт для обеспечения импорта продукции массового потребления. Даже если бы Россия вообще не поставляла нефть на экспорт в 2007 году, торговый баланс России был бы в профиците на 45,7 млрд долл.
Добычей нефти занимаются несколько нефтяных компаний, крупнейшими из которых по результатам 2007 года являются ОАО «Роснефть», ОАО «Лукойл» и ОАО «ТНК-BP».
Экономический потенциал Южного Федерального округа
Ю́жный федера́льный о́круг — административное формирование на юге европейской части России. Образован указом президента РФ от 13 мая 2000 года.
Указом Д.А. Медведева от 19 января 2010г. из его состава выделен Северо-Кавказский федеральный округ с центром в г. Пятигорск.
На западе округ имеет с Украиной сухопутные и водные границы, на востоке — с Казахстаном. На юге граничит с Абхазией и с Северо-Кавказским федеральным округом.
На востоке федеральный округ ограничен Каспийским морем, на западе — Азовским и Чёрным морями.
Южный федеральный округ (после выделения из него Северо-Кавказского федерального округа) включает 2 республики, 3 области и 1 край. Его площадь - 416 тыс. 840 кв. км.
В состав округа входят: Республики – Адыгея, Калмыкия; Краснодарский край; области – Астраханская, Волгоградская, Ростовская.
Основными направлениями внутрирегиональной политики в масштабе Юга России является интеграция: общерегионального экономического, рыночного пространства, путем усиления взаимодействия экономики и рынков субъектов РФ; региональных рынков и общерегионального рынка с крупным бизнесом, общероссийскими корпорациями; крупного региона и субъектов Федерации с отраслевыми и межотраслевыми комплексами (инвестиционно-строительным, аграрно-промышленным, транспортным, туристическо-рекреационным, промышленным); территорий, муниципальных структур с экономикой крупных городских центров, представляющих субъекты РФ и Северного Кавказа, всей территории Юга России.
Эти направления включают в себя также интеграцию: внутрирегиональную миграционную; финансово-банковскую, бюджетно-налоговую; государственных структур на основе федерального округа.
В основе объективных интеграционных процессов лежит развитие предпринимательства, слияние корпоративных структур, банковских организаций, возникновение регионального финансового рынка, миграция населения.
В интеграционных процессах в масштабе крупных регионов имеются как положительные тенденции, так и угрозы суверенитету, экономической безопасности, общегосударственной целостности страны.
Противоречивость интеграционных процессов в масштабе крупного региона может порождать явления сепаратизма, угрозы отделения, тенденции к автаркии вместо саморазвития в условиях единого государства и общероссийского экономического, финансового пространства.
Поэтому региональные интеграционные процессы требуется регулировать не только в интересах развития региона, но и всей Российской Федерации, ее единства и целостности.
Необходима активная промышленная, инвестиционная политика со стороны государства.
Исследования показывают, что существует прямая зависимость между экономической политикой государства и уровнем рыночных отношений: чем более развиты рыночные отношения, тем сильнее и многостороннее влияние государства на рыночные механизмы и регуляторы.
В стратегии ускоренного развития экономического потенциала Южного федерального округа и образующих его субъектов Федерации, повышения устойчивости, конкурентоспособности и экономической безопасности необходимо усилить координацию деятельности федерального центра, структур Южного федерального округа и органов власти субъектов Федерации.
Координация регулирования и управления процессами социально-экономического развития субъектов Северного Кавказа и всего Южного федерального округа должна базироваться на интеграционных тенденциях в этом регионе и на более интенсивном вовлечении экономики отдельных субъектов Федерации в общероссийское рыночное пространство.
Важно также существенное увеличение инвестиционных потоков в этот регион из общероссийской финансово-кредитной, а не только бюджетной, системы.
Отрасли специализации:
— базовые отрасли топливно-энергетического комплекса (угольная, нефтяная, электроэнергетическое хозяйство);
— машиностроение (металлоемкое, сельскохозяйственная техника, оборудование для нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности);
— химическая промышленность (химические волокна, азотные удобрения, пластмасса);
— пищевая индустрия (сахар, консервы, растительное масло, мясные и молочные продукты, вино);
— сельское хозяйство (зерно (пшеница, рис, просо, кукуруза), сахарная свекла, овощи, плоды, ягоды, эфиромасличные культуры, виноград, чай, цитрусовые, табак, лен, мясо, шерсть);
— рекреационная отрасль (курортное хозяйство и т.п.).
Основные продукты ввоза в рамках экономической кооперации районов: нефть, лесоматериалы, металл, продукция машиностроения, изделия легкой промышленности, удобрения.
Основные продукты вывоза в рамках экономической кооперации районов: сельскохозяйственная продукция, продукция пищевой, легкой промышленности, цемент, уголь.
Преимуществами Южного федерального округа являются исключительно благоприятные климатические условия, выгодное географическое положение, высокий агроклиматический потенциал, уникальные рекреационные ресурсы и высокая степень обеспеченности трудовыми ресурсами. Мощный импульс развитию округа придаст проведение в 2014 г. Олимпийских игр в Сочи.
Ограничениями для развития субъектов РФ, входящих в состав Южного федерального округа, являются неоднородность уровня их развития, слабая инфраструктурная обеспеченность, низкий уровень квалификации трудовых ресурсов, значительная доля трудных для освоения горных территорий, угрозы проявления экстремизма и терроризма.
Перспективы развития северо-западной части округа (Ростовская область) связаны с Ростовской агломерацией (города Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Таганрог, Батайск, Азов и города восточного крыла Донбасса), экономика которой специализирована на транспортном, энергетическом и сельскохозяйственном машиностроении, металлургии, угледобывающей промышленности, транспортной логистике (с опорой на порт Тамань), а также секторах новой экономики (информационные технологии, научно-образовательный комплекс, инновационные транспортные технологии).
Центрами развития Азово-Черноморской части округа становятся группы городов Новороссийск-Анапа-Геленджик (рекреационно-курортный комплекс и туризм, транспортно-логистические услуги, промышленность стройматериалов, нефтедобыча, специализированное сельское хозяйство), Сочи-Адлер-Туапсе (рекреационно-курортный комплекс и туризм), Краснодар-Армавир-Горячий Ключ-Кропоткин (машиностроение, рекреационно-курортный комплекс, транспортно-логистические услуги, агропромышленный комплекс).
Для экономик субъектов РФ, расположенных в низовьях р. Волги, локомотивами опережающего экономического роста выступают, в основном, обрабатывающие отрасли и сельское хозяйство.
Для Волгоградской области перспективы связаны с развитием металлургии, химии, ориентированного на производство дорожно-строительной техники машиностроения, научно-образовательного комплекса, транспортной логистики и агропромышленного комплекса.
В Астраханской области опережающими темпами будут развиваться судостроение, нефтегазодобыча, нефтегазопереработка, агропромышленный комплекс. С точки зрения межрегиональной интеграции и разделения труда, экономики этих субъектов РФ в силу сложившихся экономических специализаций и общей инфраструктуры интегрированы с субъектами РФ, входящими в состав Приволжского федерального округа, в большей степени, чем с другими субъектами Южного федерального округа.
Экономические перспективы Республики Калмыкия связаны с переходом на современные технологии выращивания и переработки продукции в ее традиционной экономической специализации — агропромышленном комплексе.
Ключевыми условиями реализации экономического потенциала субъектов РФ, расположенных в Южном федеральном округе, выступают переход к конкурентоспособной экономике с диверсификацией ее традиционных специализаций и снятие инфраструктурных (прежде всего, в области транспорта) ограничений их развития.
На территориях субъектов РФ, обладающих богатым природно-рекреационным потенциалом, необходимо создать условия для опережающего развития туристической отрасли, что, в свою очередь, даст импульс развитию пищевой промышленности, сельского хозяйства, легкой промышленности, строительства коммерческой и жилой недвижимости. Для экономического подъема субъектов РФ, в которых накоплен мощный индустриальный потенциал, определяющее значение будет иметь оказание государственной поддержки модернизации их перспективных базовых отраслей с целью повышения производительности труда и производства продукции с высокой добавленной стоимостью.
Дополнительный базис для развития экономики округа может составить добыча и переработка ресурсов Каменск-Шахтинского золотоносного месторождения и Северо-Кавказской золоторудной провинции, охватывающей территории северокавказских республик — Адыгеи, Северной Осетии-Алании, Кабардино-Балкарии и частично Дагестана, Тырныаузского месторождения вольфрама в Кабардино-Балкарии, титано-циркониевых месторождений Ставропольского края, месторождений антрацита в Ростовской области, месторождений поваренной соли в Краснодарском крае.
Развитие транспортной системы округа связано, прежде всего, с повышением ее связности и наращиванием пропускной способности всех видов транспортных коммуникаций.
Необходимо завершить создание единой опорной автодорожной сети без разрывов и «узких мест», восстановить международное и межрегиональное морское, речное и воздушное сообщение, что имеет принципиальное значение для развития мощного туристско-рекреационного комплекса округа.
Реализация транзитного потенциала транспортной системы округа и увеличение внешнеторгового грузооборота связаны с повышением пропускной способности железнодорожного транспорта и переходом к скоростному движению, организацией взаимодействия морского и железнодорожного видов транспорта с образованием крупных транспортных узлов на базе логистических центров и терминалов, развитием системы морских портов на Азово-Черноморском и Каспийском побережьях, Таманском полуострове, водно-транспортного сообщения между Каспийским и Черным морями и водных путей на участках международных транспортных коридоров «Север-Юг» и «Дунай-Дон-Волга», а также создания авиахаба на базе аэропорта г. Ростов-на-Дону.
Литература
Зотова А.И. Усиление финансовой самостоятельности субъектов Южного федерального округа // Материалы VII научно-практической конференции. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2007.
Основные характеристики субъектов Российской Федерации: статистический сборник / Главный редактор В.Л. Соколин – М.: Росстат, 2008.
Рощупкина В.В. Анализ финансового потенциала субъектов Южного федерального округа. — ГОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет», 2008.
Ярашева А.В. Северный Кавказ: проблемы экономической интеграции.//Проблемы преобразования и регулирования региональных социально-экономических систем: сборник статей. Вып. 38. -СПб.: ИПРЭ РАН, 2007.
ru.wikipedia.org/wiki/нефть
www.riatec.ru – сайт центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса.
www.mirnefti.ru – сайт Роснефти.