Реферат по предмету "История экономических учений"


национализация и глобализация

Введение Преобразования в экономике коренным образом изменившие российское общество, имеют первостепенное значение для становления как российской государственности, так и российского гражданского общества, основанного на демократических стандартах. Самым заметным явлением проводимой в России коренной перестройки основ экономической жизни гражданского общества по всеобщему признанию была и остается приватизация, так как она является необходимым элементом в рыночной экономики, а именно способствует


развитию новых форм собственности, чем и характерна рыночная экономика, что и является актуальностью выбранной темы. Сегодня изменения в формах и структуре собственности, вызванные к жизни этим процессом, затронули интересы всех россиян без исключения, так что на ближайшую и отдаленную перспективы жизнь в российском обществе будет определяться эффективностью новых социально-экономических институтов . Экономическое и социальное значение приватизации заключается в создании условий для развития частной


собственности, конкуренции, свободного рынка товаропроизводителей. Непосредственными результатами приватизации к настоящему моменту являются: • массовое перераспределение и закрепление прав собственности на территории России; • появление новых субъектов экономической деятельности и обслуживающих их институтов — корпораций, выступающих преимущественно в форме открытых акционерных обществ, инвестиционных фондов и др.; • возникновение рынка ценных бумаг и усиление его роли в экономике


страны; • появление нового социального слоя частных собственников. Вместе с тем, приватизация как процесс преобразования экономики в сторону сужения сферы приложения государственного капитала, уменьшения числа субъектов, хозяйствующих на базе государственной и муниципальной собственности, еще не завершена. Все сказанное и предопределяет особую актуальность комплексного общетеоретических и гражданско-правовых проблем приватизации имущества.


Целью данной работы является изучение приватизации государственной собственности. Для реализации основной цели необходимо решить ряд задач: 1. представление понятия государственной собственности и ее признаки, изучение приватизации и ее места в правовом государстве, посредством раскрытия понятия «приватизация», ее сущности и необходимости, типы приватизации, объекты приватизации; 2. представление типов приватизации и объектов, а также ее эффективность,


и изучение динамики приватизации государственной собственности в России. Глава 1 Основные понятия государственной собственности и приватизации 1.1 Понятие государственной собственности Собственность относится к числу наиболее важных и сложных проблем экономики и экономической теории. История экономической жизни общества в периоды повышенной социальной активности ведет, как правило, к перераспределению объектов и прав собственности.


Пе¬реходная экономика России служит подтверждением этой исторической традиции. Там, где есть экономическая деятельность, там всегда присутствует проблема собственности. Отношения собственности пронизывают всю систему экономических отношений и сопровождают человека с момента его рождения до ухода в иной мир. Общепризнанно, что вопрос собственности - это, пожалуй, один из самых главных вопросов, определяющих генерацию, существование и пути развития человеческого общества.


От того, как и кем, он поставлен, решается и регулируется в данный момент времени, в том числе и в данный исторический промежуток времени, зависит устойчивость, благополучие, а зачастую и само существование любого общества как, впрочем, и каждого отдельного члена данного общества. Фактор ограниченности жизненных благ и экономических ресурсов требует не только разработки определенного порядка их распределения, но и установления каких-то правил контроля над ними.


Конечные товары и экономические ресурсы, если они ограничены, не могут быть равнодоступными для распоряжения, использования абсолютно всеми членами общества. Если бы это было так, то в обществе наступил бы беспорядок. Собственность – закрепление права контроля экономических ресурсов и жизненных благ за поставленными экономическими субъектами. Представления о собственности формировались в науке и жизни в течение тысяч лет, при этом, собственность стала, прежде всего, официальным объектом правовой, юридической природы


и философии. Долгое время собственность как особое общественное отношение являлась непосредственным предметом юриспруденции (прежде всего гражданского права), однако, с дальнейшим развитием общественного производства собственность становится наряду с юридической также и определяющей экономической категорией. Понятие отношения собственности включает в себя с одной стороны отношение собственника к своей вещи, т.е. имущественное отношение между субъектом и объектом.


Субъект собственности (собственник) это активная сторона отношения собственности, обладающая объектами собственности, владеющая ими, распоряжающаяся и пользующаяся ими. Отметим, что собственность не может быть бессубъектной. Что касается бесхозных объектов, предметов, вещей, не имевших или потерявших своего собственника, то они прекращают быть собственностью. Объект собственности это пассивная сторона отношений собственности


в виде предметов природы, вещества, энергии, информации, имущества, духовных, интеллектуальных ценностей, целиком или в какой-то степени принадлежащих собственнику. Часто объект собственности называется просто собственностью. В свою очередь первичные отношения собственности служат материальной предпосылкой отношений между субъектами собственности, т.е. субъектных отношений. Последние представляют собой экономические отношения, возникающие


в связи с собственностью, и отражающие имущественные взаимосвязи субъекта с другими субъектами. В самом деле, собственность невозможно представить без того, чтобы одни индивиды или их группы относились к конкретным вещам, условиям и продуктам производства как к своим, а прочие - как к чужим. Из этого с очевидностью следует, что собственность - это отношение индивида к вещи. При этом, поскольку речь идёт об отношении разных людей к одной и той же конкретной вещи, то имеются


основания говорить о собственности как об отношениях между индивидами по поводу вещей. Будучи законодательно урегулированы государством, они приобретают форму права собственности, которое включает полномочия собственника владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом. При более полном развертывании определения собственности, как экономической категории, различные экономисты исходили из разных оснований статичности или динамичности этой категории, основных ее проявлений в повседневной


практике, ее классового и исторического характера и так далее. С моей точки зрения, наиболее функциональным, с точки зрения настоящего исследования является определение через основные проявления хозяйственного господства собственника над вещью: владение, пользование, распоряжение. В самом общем виде собственность можно определить как отношения между экономическими агентами по поводу присвоения экономических ресурсов и потребительских благ.


Также в самом общем виде можно констатировать, что присвоение экономических ресурсов является первичным, определяющим по отношению к присвоению потребительских благ. Вследствие этого в любом обществе, любой стране расслоение населения на богатых и бедных вытекает главным образом из разного отношения людей к экономическим ресурсам как своим или чужим. Понять сущность собственности можно, если рассмотреть ее во взаимосвязи со всеми другими экономическими


отношениями общества: производством, распределением, обменом и потреблением благ. Именно собственность наиболее полно отражает социально-экономический характер эпохи. Все действующие экономические системы различаются по их отношению, прежде всего к собственности на средства производства. Различают несколько исторических типов собственности, характеризующихся различными методами соединения производителя и средств производства, а также распределения произведенного общественного


продукта между членами общества. Таким образом, собственность, как экономическая категория, определяется как отношение индивидов либо сообщества индивидов к принадлежащей им вещи, как к своей, которая выражается во владении, пользовании и распоряжении ею, а также в устранении воздействия всех иных субъектов в ту сферу хозяйственного господства, на которую распространяется власть собственника, то есть как общественное отношение по поводу владения распоряжение и распоряжение вещью.


Государственная собственность – это закрепление права контроля объектов за государством. Государственная собственность в странах развитого капитализма сосредоточена сегодня в крайне ограниченном спектре отраслей, которые по тем или иным причинам малорентабельны или даже убыточны, что делает их непривлекательными для частного капитала. Речь идет главным образом о социально-экономической инфраструктуре (железнодорожный транспорт, коммунальное хозяйство, сфера образования).


В других отраслях имеются лишь «точечные» участия государства в виде пакетов акций ряда фирм. Предприятия, именуемые государственными, либо целиком принадлежат государству, либо оно владеет контрольным пакетом акций (или, по меньшей мере, обладает солидным блокирующим меньшинством). Юридически их собственником выступают в федеративных государствах федеральные и земельные органы (типа земель Германии или штатов США, т.е. образования типа субъектов федерации в


России), а в унитарных государствах – соответствующие центральные и региональные учреждения. Фирмы и учреждения (например, в сферах образования или здравоохранения), в которых государство участвует на уровне ниже блокирующего меньшинства, можно назвать смешанными. В странах с федеративным устройством государственная собственность делится на федеральную и субфедеральную, т.е. собственность регионов – субъектов федерации.


Если возможности использования их всеми людьми ограничены, то применяется принцип очередности. А такие места, как зоопарки, заповедники, находящиеся в ведении государственных органов управления, относятся уже к государственной собственности, так же, как и государственные предприятия, учреждения, основные виды природных ресурсов, оборонные объекты. 1.2 Сущность и необходимость приватизации Как показывает мировая экономическая практика, национальная


экономика и ее рыночная среда может эффективно развиваться только в условиях нормальных свободных рыночных товарно-денежных отношений и отношений собственности. Особенно это важно для стран с развивающейся и переходной экономикой, в которых преобразование государственной собственности в формы собственности, адекватные новым рыночным отношениям, в значительной мере осуществляется путем ее приватизации. Причем значение и роль приватизации в развитых странах ни в кое мере нельзя принижать.


Основанием для этого является заключение о том, что приватизация носит характер непрерывного и постоянно развивающегося процесса. В связи с этим важным является определение места и роли среды отрасли экономики приватизации в экономике в целом и развитии класса собственников и рынков в частности. При¬ва¬ти¬за¬ция яв¬ля¬ет¬ся од¬ним из важ¬ней¬ших пре¬об¬ра¬зо¬ва¬ний при пе¬ре¬хо¬де к рын¬ку и пред¬став¬ля¬ет со¬бой осо¬бую сис¬те¬му эко¬но¬ми¬че¬ских от¬но¬ше¬ний, воз¬ни¬каю¬щих в свя¬зи с из¬ме¬не¬ни¬ем фор¬мы


соб¬ст¬вен¬но¬сти на сред¬ст¬ва про¬из¬вод¬ст¬ва: с «го¬су¬дар¬ст¬вен¬ной» на «ча¬ст¬ную». Рас¬смот¬ре¬ние ме¬то¬до¬ло¬ги¬че¬ских ос¬нов раз¬го¬су¬дар¬ст¬вле¬ния и при¬ва¬ти¬за¬ции по¬зво¬ля¬ет рас¬крыть эко¬но¬ми¬че¬ское со¬дер¬жа¬ние при¬ва¬ти¬за¬ции как сис¬те¬мы от¬но¬ше¬ний по из¬ме¬не¬нию фор¬мы соб¬ст¬вен¬но¬сти на сред¬ст¬ва про¬из¬вод¬ст¬ва с го¬су¬дар¬ст¬вен¬ной на ча¬ст¬ную (в том чис¬ле ин¬ди¬ви¬ду¬аль¬ную, пае¬вую, ак¬цио¬нер¬ную) под не¬по¬сред¬ст¬вен¬ным воз¬дей¬ст¬ви¬ем го¬су¬дар¬ст¬вен¬ных


ор¬га¬нов. Наи¬бо¬лее ко¬рот¬кое оп¬ре¬де¬ле¬ние при¬ва¬ти¬за¬ции фор¬му¬ли¬ру¬ет¬ся как пе¬ре¬ход го¬су¬дар¬ст¬вен¬но¬го иму¬ще¬ст¬ва в час¬тый сек¬тор эко¬но¬ми¬ки. Связь по¬ня¬тия при¬ва¬ти¬за¬ции и раз¬го¬су¬дар¬ст¬вле¬ния за¬клю¬чат¬ся в том, что при¬ва¬ти¬за¬ция яв¬ля¬ет¬ся раз¬го¬су¬дар¬ст¬вле¬ни¬ем соб¬ст¬вен¬но¬сти. Ино¬гда эти про¬цес¬сы вос¬при¬ни¬ма¬ют¬ся как воз¬врат го¬су¬дар¬ст¬вен¬ной соб¬ст¬вен¬но¬сти её истин¬ным вла¬дель¬цам. Но до сих пор нет еди¬но¬го оп¬ре¬де¬ле¬ния при¬ва¬ти¬за¬ции.


В за¬пад¬ных стра¬нах мож¬но встре¬тить мно¬же¬ст¬во оп¬ре¬де¬ле¬ний, та¬кие как: • пе¬ре¬ход прав соб¬ст¬вен¬но¬сти го¬су¬дар¬ст¬ва в поль¬зу ча¬ст¬ных лиц (ча¬ст¬но¬го сек¬то¬ра) или сме¬на го¬су¬дар¬ст¬вен¬ной соб¬ст¬вен¬но¬сти на ча¬ст¬ную; • пол¬ная про¬да¬жа го¬су¬дар¬ст¬вен¬ных пред¬при¬ятий ча¬ст¬ным ли¬цам; • про¬да¬жа час¬ти ак¬ти¬вов; • пе¬ре¬да¬ча функ¬ций го¬су¬дар¬ст¬вен¬ной соб¬ст¬вен¬но¬сти ча¬ст¬но¬му сек¬то¬ру на¬род¬но¬го хо¬зяй¬ст¬ва с тем, что¬бы рас¬пре¬де¬ле¬ние и взаи¬мо¬дей¬ст¬вие ре¬сур¬сов


осу¬ще¬ст¬в¬ля¬лось че¬рез ры¬нок. Не¬смот¬ря на раз¬но¬об¬ра¬зие оп¬ре¬де¬ле¬ний мож¬но вы¬де¬лить две ос¬нов¬ные мо¬де¬ли при¬ва¬ти¬за¬ции: плат¬ная и бес¬плат¬ная, ка¬ж¬дая из ко¬то¬рых опи¬ра¬ет¬ся на оп¬ре¬де¬лен¬ные до¬во¬ды и ар¬гу¬мен¬ты. При¬ва¬ти¬за¬ция с од¬ной сто¬ро¬ны, долж¬на стать эле¬мен¬том эко¬но¬ми¬че¬ской ре¬фор¬мы, ядром ра¬ди¬каль¬ных пре¬об¬ра¬зо¬ва¬ний, а с дру¬гой ин¬ст¬ру¬мен¬том го¬су¬дар¬ст¬вен¬но¬го ре¬гу¬ли¬ро¬ва¬ния дол¬го¬вре¬мен¬но¬го ха¬рак¬те¬ра.


Ос¬нов¬ны¬ми кри¬те¬рия¬ми вы¬бо¬ра спо¬со¬ба при¬ва¬ти¬за¬ции яв¬ля¬ют¬ся от¬рас¬ле¬вая при¬над¬леж¬ность и раз¬мер пред¬при¬ятия, учет прин¬ци¬пов со¬ци¬аль¬ной спра¬вед¬ли¬во¬сти и при¬ори¬те¬та тру¬до¬во¬го кол¬лек¬ти¬ва, де¬мо¬но¬по¬ли¬за¬ция, не¬об¬хо¬ди¬мость со¬хра¬не¬ния про¬фи¬ля пред¬при¬ятия и его про¬из¬вод¬ст¬вен¬но¬го по¬тен¬циа¬ла, рен¬та¬бель¬ность пред¬при¬ятия, при¬вле¬че¬ние ин¬ве¬сти¬ций. На¬зван¬ные кри¬те¬рии обу¬сло¬ви¬ли сле¬дую¬щие ос¬нов¬ные спо¬со¬бы при¬ва¬ти¬за¬ции - ак¬цио¬ни¬ро¬ва¬ние


(с за¬кры¬той под¬пис¬кой или про¬да¬жей ак¬ций); про¬да¬жа пред¬при¬ятий и иму¬ще¬ст¬ва по ком¬мер¬че¬ско¬му или ин¬ве¬сти¬ци¬он¬но¬му кон¬кур¬су (на аук¬цио¬не); вы¬куп арен¬до¬ван¬но¬го иму¬ще¬ст¬ва; бан¬крот¬ст¬во. Что¬бы до¬бить¬ся наи¬боль¬ше¬го ре¬зуль¬та¬та на¬до от¬дать пред¬при¬ятие в ру¬ки уме¬лых управ¬ляю¬щих и су¬меть за¬ин¬те¬ре¬со¬вать их в дос¬ти¬же¬ни¬ях наи¬луч¬ших ко¬неч¬ных ре¬зуль¬та¬тов. 1.3 Процесс приватизации При¬ва¬ти¬за¬ция яв¬ля¬ет¬ся важ¬ней¬шим ин¬ст¬ру¬мен¬том ин¬сти¬ту¬цио¬наль¬ной


по¬ли¬ти¬ки, и ее осу¬ще¬ст¬в¬ле¬ние ве¬дет к фор¬ми¬ро¬ва¬нию но¬вой со¬ци¬аль¬но-эко¬но¬ми¬че¬ской струк¬ту¬ры на¬род¬но¬го хо¬зяй¬ст¬ва. При¬ва¬ти¬за¬ция на са¬мом де¬ле сде¬ла¬ла ре¬фор¬мы не¬об¬ра¬ти¬мы¬ми, по¬сколь¬ку здесь воз¬врат за¬тро¬нул бы ин¬те¬ре¬сы мил¬лио¬нов лю¬дей. Воз¬ник ис¬кус¬ст¬вен¬ный ин¬ве¬сти¬ци¬он¬ный спрос и оп¬ре¬де¬лен¬ная кон¬цен¬тра¬ция прав соб¬ст¬вен¬но¬сти. В экономике, в целях наглядного представления места и функционирования экономики приватизации, можно


выделить шесть секторов: 1. домашние хозяйства (ДХ), имеющие возможность стать потенциальными собственниками; 2. частный сектор экономики (ЧСЭ) с дееспособным классом собственников; 3. рынок объектов и услуг приватизации (РОУП), состоящий из первичного и вторичного сегментов (причем РОУП функционирует в составе рынка ценных бумаг и рынка недвижимости); 4. Правительство, определяющее политику экономики приватизации в соответствии с государственной экономической


политикой; 5. Приватизатор, осуществляющий свою деятельность в рамках реализации государственной политики экономики приватизации; 6. государственные предприятия (ГП), являющиеся стратегически важными для экономики либо находящиеся в процессе «выращивания» в целях дальнейшей приватизации. Причем эти сектора, которыми являются тройка «Правительство-Приватизатор-ГП» объединены в блок I, характеризующий рыночно-производственный аспект среды отрасли


экономики приватизации, а сектора, которыми являются двойка «Приватизатор-РОУП» объединены в блок II, характеризующий аспект рынка объектов и услуг приватизации среды отрасли экономики приватизации. Такое представление изображено на рисунке 1.1 в виде модели секторов экономики приватизации. Рисунок 1.1 - Модель секторов экономики приватизации Как видно из модели (рис.1.1), Приватизатор находится на перекрестке двух блоков, что характеризует


важность его места как в среде отрасли экономики приватизации, так и в экономике в целом. Причем он в составе блока I реализует задачи и функции, предписанные ему государственной политикой экономики приватизации, в составе блока II – является активным участником РОУП (как первичного, так и вторичного рынка) в целях эффективной реализации своих задач и функций. На первом сегменте РОУП он выступает как участник определяющий предложение объектов приватизации в


зависимости от конъюнктуры рынка на втором сегменте, а на втором сегменте он инициирует участие ГП в целях программы по их «выращиванию» (т.е. предприватизационный процесс ГП) либо повышения эффективности функционирования статегически важных для государства ГП, не подлежащих приватизации. Связь между Правительством и ЧСЭ с участием Приватизатора характеризуется тем, что при этом осуществляется в установленном порядке


конфискация имущества (или части имущества) недееспособных субъектов ЧСЭ в связи с образовавшейся у них кредиторской задолженности перед государственным бюджетом, затем это имущество передается в распоряжение Приватизатора. Связь между Приватизатором и ЧСЭ по согласованию с Правительством характеризует меры по постприватизационной поддержки приватизированных предприятий, переданных


ЧСЭ, а также меры по конкурентному развитию класса дееспособных собственников. Связи между ЧСЭ и первичным сегментом РОУП, ЧСЭ и вторичным сегментом РОУП характеризуют активное участие ЧСЭ (в основном конкурентоспособных дееспособных) в установленном порядке в приобретении приватизируемых объектов на первичном рынке и на вторичном рынке соответственно. Связи между ДХ и первичным сегментом РОУП, ДХ и вторичным сегментом


РОУП характеризуют активное участие ДХ (в основном имеющие возможность стать потенциальными конкурентоспособными собственниками) в установленном порядке в приобретении приватизируемых объектов на первичном рынке и на вторичном рынке соответственно. Таким образом, экономика приватизации, при условии активной грамотной плодотворной деятельности в ней Приватизатора, имеет важное место на рынке и в экономике в целом. Благодаря такому месту она должна, естественным образом, эффективно выполнять в рамках государственной


социальной и экономической политики активную роль, выражающуюся в следующих взаимосвязанных, взаимозависимых и взаимообусловленных между собой формах: 1) целевое конкурентное эффективное развитие как ЧСЭ, составляющую основу и движущую силу поступательного развития рыночной экономики, так и стратегически важных для государства ГП, не подлежащих приватизации; 2) «выращивание» ликвидного капитала и пополнение рынков этим капиталом различными методами приватизации,


тем самым создание благоприятных условий для развития рынка объектов и услуг приватизации; 3) содействие формированию, конкурентному развитию и естественному отбору класса дееспособных собственников; 4) обеспечение притока валюты в государственный бюджет; 5) стимулирование привлечение в экономику приватизируемых предприятий инвестиций (внутренних и иностранных), их реструктуризацию и реновацию в зависимости от требований рынка.


6) активное участие на РОУП, т.е. на первом сегменте РОУП (на первичном рынке) в качестве участника, определяющего сбалансированное предложение объектов приватизации в зависимости от конъюнктуры рынка на втором сегменте, а на втором сегменте (на вторичном рынке) в качестве инициатора участия ГП в целях программы по развитию статегически важных для государства ГП, не подлежащих приватизации либо по «выращиванию»


ГП (т.е. предприватизационный процесс ГП). Глава 2 Основные методы и состояние приватизации в России 2.1 Регулирование и методы приватизации государственной собственности Под приватизацией государственного имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской


Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. Законодательство Российской Федерации о приватизации состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Нормы о приватизации государственного имущества, содержащиеся в других федеральных законах, не должны противоречить настоящему


Федеральному закону. Законодательство субъектов Российской Федерации о приватизации состоит из законов субъектов Российской Федерации о приватизации государственного имущества, принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Покупателями государственного имущества могут быть любые физические и юридические


лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов, кроме определенных случаев. Ограничения не распространяются на собственников объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на относящихся к государственной или муниципальной


собственности земельных участках, при приобретении указанными собственниками этих земельных участков. Установленные федеральными законами ограничения участия в гражданских отношениях отдельных категорий физических и юридических лиц в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности государства обязательны при приватизации государственного имущества. Открытые акционерные общества не могут являться покупателями


размещенных ими акций, подлежащих приватизации в соответствии с Федеральным законом. По характеру делится приватизация на: прямую и косвенную. Метод прямой приватизации характеризуется тем, что государственное имущество напрямую передается (раздается бесплатно, продается по определенной цене) в установленном порядке претендентам-собственникам из негосударственного сектора. Бесплатно государственное имущество передается посредством специальных ваучеров, чеков, купонов,


сертификатов и т.п.), которые в последствии обмениваются на акции специализированных инвестиционных фондов или приватизированных предприятий. Прямая продажа государственного имущества осуществляется через аукционы и биржи (фондовые, недвижимости) претенденту-собственнику (юридическому или физическому лицу) из негосударственного сектора или непосредственно инвестору. Метод косвенной приватизации характеризуется тем, что государственное имущество предается претенденту-


собственнику из негосударственного сектора на условиях концессии, аренды, траста, лизинга. При этом право собственности на переданное имущество сохраняется за государством. По масштабам: массовая (всенародная) и индивидуальная (адресная) приватизация. Метод массовой приватизации характеризуется тем, что государственное имущество бесплатно передается посредством специальных ваучеров, чеков, купонов, сертификатов и т.п.), которые в последствии обмениваются


на акции специализированных инвестиционных фондов или приватизированных предприятий. Этот метод применен, например, в Чехии, Словакии, России, Казахстане, Литве и др. Метод индивидуальной приватизации характеризуется тем, что государственное имущество передается по конкурсу (тендеру) или адресно определенному инвестору, предложившему наилучший или выгодный для экономики страны, отрасли и предприятия инвестиционный проект.


По типу: открытая и закрытая приватизации. Метод открытой приватизации характеризуется тем, что в приватизации государственного имущества (в выкупе или получении) могут участвовать все желающие претенденты-собственники из негосударственного сектора без ограничений. Метод закрытой приватизации характеризуется тем, что в приватизации государственного имущества (в выкупе или получении) может участвовать только заранее известный круг претендентов-собственников из негосударственного сектора.


По схеме: последовательная, параллельная и параллельно-последовательная приватизация. Метод последовательной (поэтапной) приватизации характеризуется тем, что государственные предприятия приватизируются в зависимости от размеров, видам деятельности и месту на рынке последовательно (поочередно) в несколько этапов. Метод параллельной приватизации характеризуется тем, что приватизация всех предусмотренных государственной программой государственных предприятий осуществляется одновременно в течение определенного


установленного период времени. Метод параллельно-последовательной приватизации характеризуется тем, что стратегически важные крупные государственные предприятия приватизируются во вторую очередь последовательно, а другие в первую очередь – параллельно. По объему: приватизация государственного предприятия по частям, посредством ликвидации и полностью (целиком). Метод приватизации государственного предприятия по частям характеризуется тем, что оно предварительно разделяется в более мелкие предприятия и затем каждый из


них приватизируется отдельно. При этом может быть применен способ выделения или разбивки и перестройки государственного предприятия на отдельные подразделения с последующей продажей их по частям Во многих странах с централизованной экономикой крупные предприятия включают в себя множество предприятий различного типа, которые следует отделить и разукрупнить до начала любого вида приватизации. При этом прибыльные подразделения предприятия распродаются как отдельные предприятия.


Метод приватизации государственного предприятия полностью характеризуется тем, что оно приватизируется целиком. Метод приватизации государственного предприятия посредством его ликвидации – это метод ликвидации государственного предприятия с продажей его имущества и с последующей выплатой существующих задолженностей (позднее оставшееся имущество может быть предложено для покупки инвесторам, но по более низкой, по сравнению с существовавшейся на период ликвидации, цене). Этот метод используется только тогда, когда все надежды


на спасение предприятия путем внутренней перестройки исчерпаны. По условиям перехода права собственности: приватизация государственного предприятия с: единовременным выкупом, правом пользовании, правом последующего выкупа, правом управления. Метод приватизации государственного предприятия с единовременным выкупом государственного предприятия – это метод предусматривающий выкуп государственного предприятия претендентом-собственником из негосударственного


сектора с условием единовременной оплаты за него. Метод приватизации государственного предприятия с правом пользования – это метод предусматривающий получение государственного предприятия претендентом-собственником из негосударственного сектора с условием права пользования (концессия, аренда) им. Метод приватизации государственного предприятия с правом последующего выкупа – это метод предусматривающий получение государственного предприятия претендентом-собственником из негосударственного сектора на условиях


лизинга или аренды, в которых предусматривается последующий его выкуп. Это предусматривает аренду государственного предприятия частным лицом или заключение соглашения об управлении предприятием между государственным и частным предприятием (активы и пассивы предприятия при этом фактически остаются в собственности государства). Такой подход имеет существенные ограничения в долгосрочной перспективе.


Метод приватизации государственного предприятия с правом управления – это метод предусматривающий получение в доверительное управление (траст) государственного предприятия претендентом-собственником из негосударственного сектора с условием без или с правом распоряжения. По порядку преобразования государственных предприятий в организационно-правовые формы: приватизация путем: акционирования, преобразования в частные фирмы, преобразования в паевые общества (коллективные предприятия, хозяйственные общества с ограниченной,


общей и дополнительной ответственностью), преобразования в арендные предприятия, преобразования в совместные предприятия с иностранным капиталом, передачи или продажи частным предпринимателям (без образования юридического лица). Метод приватизации государственного предприятия путем его акционирования – это метод преобразования государственного предприятия в акционерное общество (закрытое или открытое) на основе продажи его акций (полностью или части) претендентам-собственникам из негосударственного сектора.


2.2 Способы приватизации государственной собственности Используются следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества: 1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество; 2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе; 3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;


4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе; 5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ; 6) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг; 7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения; 8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;


9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ; 10) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления. Приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если размер уставного капитала, определенный в соответствии со статьей 11 Федерального закона, превышает минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества, установленный законодательством


Российской Федерации, может осуществляться только путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество. В иных случаях приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия осуществляется другими предусмотренным Федеральным законом способами. Приватизация имущественных комплексов федеральных унитарных предприятий и находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, балансовая стоимость основных средств которых на последнюю


отчетную дату превышает пять миллионов минимальных размеров оплаты труда, а также имущества, соответствующего иным критериям, установленным Правительством Российской Федерации, может осуществляться: • путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество; • на аукционе; • на специализированном аукционе; • посредством продажи за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;


• посредством внесения в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации федерального имущества в качестве вклада в уставный капитал стратегического акционерного общества. Приватизация имущества также может осуществляться: • путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество; • на аукционе; • на специализированном аукционе; • на конкурсе; • посредством внесения акций в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества.


В случае, если аукцион, специализированный аукцион или конкурс по продаже такого имущества был признан не состоявшимся в силу отсутствия заявок либо участия в нем одного покупателя, приватизация может быть осуществлена другим установленным способом в порядке, предусмотренном Федеральным законом. Приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными Федеральным законом. В самом механизме формирования такой собственности


заложена, с одной стороны, ориентация на рынок и прибыль, с другой – на социальную защищенность работника, которая тесно связана с обладанием им собственностью своего же предприятия. Можно заметить, что каждый из вышеуказанных методов приватизации обладает своей спецификой и условиями применения. Поэтому правильный выбор того или иного наиболее подходящего из них или эффективной комбинации методов для успешной реализации государственной политики приватизации является сложной задачей, так


как предприятия функционируют в различных условиях и находятся под воздействием целого ряда факторов. Последние можно подразделить на две группы: - факторы, в основе которых лежат взаимосвязанные, взаимозависимые и взаимообусловленные друг с другом интересы государства и экономики к приватизации; - факторы, связанные с конкретными обстоятельствами условий функционирования предприятий. К первой группе относятся направления государственной политики, нацеленные на изменение и совершенствование


характера взаимоотношений государства и экономики например, упрочнение политической власти, поощрение действия рыночных сил и конкуренции, стимулирование улучшения показателей деятельности предприятий, развитие и интеграция национального финансового рынка в мировые рынки капиталов, расширение и развитие форм собственности, поддержка и развитие предпринимательства и классов собственников. К конкретным обстоятельствам, которые необходимо рассматривать параллельно с этим, относятся финансовые


состояние и показатели работы реформируемого государственного предприятия, а также его организационная форма и сфера экономической деятельности, потенциал инвестиционных ресурсов частного сектора, наличие и развитость рынков капитала и некоторые социальные условия. Приступая к реализации программы приватизации, любое правительство преследует как минимум три цели: 1) снижение бюджетного дефицита путем сокращения субсидий, выделяемых предприятиям;


2) пополнение бюджета за счет поступлений от продажи государственных активов; 3) развитие рыночной среды для достижения эффективных экономических отношений. Выделяются группы объектов, приватизация которых регулируется нормативными правовыми актами Российской Федерации и города, учитывающими их отраслевую или иную специфику: а) памятник истории и культуры б) нежилой фонд; в) нежилые помещения в жилых домах, в том числе домах


МЖК, ЖСК, ТСЖ; г) промышленный объект; д) объект военно-промышленного комплекса; е) научное учреждение; ж) объект социального назначения; з) объект инженерной инфраструктуры города; и) объект, расположенный на особо охраняемых природных территориях; к) сельскохозяйственный объект; л) прочие, требующие учета особенностей. В российской концепции приватизации соединились два разнонаправленных подхода. Первый подход во главу угла ставит интересы трудовых коллективов приватизируемых предприятий, второй


– задачи народной приватизации и соблюдение принципа социальной справедливости при распределении государственной собственности. Занявший ведущее место на начальном этапе приватизации механизм закрытой подписки и чековых аукционов совмещает оба эти подхода. Наиболее трудным стал для предприятия выбор момента начала приватизации предприятия в целом (или арендуемого имущества). Массовое преобразование государственных предприятий в акционерные общества создало возможность развития фондового рынка в


Российской Федерации. Были сняты ограничения на продажу акций, приобретенных работниками предприятий на трудовых льготных условиях. Отмена трехлетнего моратория на продажу акций способствовала выбору второго варианта акционирования большинством трудовых коллективов. Важное значение для приобретения дальнейшей самостоятельности приватизированными предприятиями имело принятие законодательных актов, регламентирующих продажу земельных участков.


2.3 Современное состояние приватизации в России государственной собственности Прогнозный план приватизации РФ на 2009 год включено 239 федеральных государственных унитарных предприятия, акции 320 акционерных обществ, доли в уставных капиталах 4 обществ с ограниченной ответственностью, а также 18 объектов недвижимого имущества, составляющего казну страны. Продажа акций будет осуществляться на аукционах с открытой формой подачи предложений о цене.


Организатором выступит Росимущество. Крупные объекты, для которых требуются специальные решения правительства, в следующем году не будут выставлены на продажу. Правительство России не планирует в 2009 году приватизировать крупные госпредприятия или продавать крупные пакеты акций, находящиеся в госсобственности. Всего на начало 2008 год в госсобственности находилось 5 709 ФГУПов и пакеты акций 3974 АО. Среди них крупных объектов нет — федеральный бюджет намерен получить


от распродажи лишь 12 млрд рублей, это свидетельствует о том, что государство не преследует фискальные цели, а избавляется от ненужных активов. Щедростью это назвать трудно, учитывая, сколько такого добра находится в госсобственности (на 1 января 2008 года государство являлось акционером 3674 АО и собственником имущества 5709 ФГУПов). Но главная загвоздка не в количестве, а в качестве этих активов. В программе приватизации на 2009 год значатся, к примеру, рыбхоз «Левжинский»,


Бессарабский элеватор, Завод пневматических машин и гидроаппаратуры (г. Санкт-Петербург), международный аэропорт «Волгоград», Почта Деда Мороза (г. Великий Устюг), Кузбасский НИИ шахтного строительства, загадочное Здание удаления старой краски (г. Великие Луки) и прочее в том же духе. Объекты, надо полагать, вполне достойные, но калибром и потенциальными перспективами инвестиционное


воображение не захватывают. Кстати, в прошлом году аналогичного товара было запланировано продать на 12 миллиардов рублей, но в бюджет поступило только 7,19 миллиарда (причем 3,7 миллиарда из них перешли еще с 2007 года). В план приватизации на будущий год включено 239 из 5709 Федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП) и пакеты акций 324 акционерных обществ (АО) из 3974 АО с госучастием. По его словам, доходы от приватизации в 2009 году должны составить 12 млрд.


руб. Такую же сумму государство планирует получить в 2010 и 2011 годах. Это значительно меньше, чем государство получало от продажи своей собственности все последние годы. Так для сравнения, в 2007 году прибыль от продажи госсобственности, по данным Росимущества, составила 19,3 млрд. руб а в 2006 году – 18,3 млрд. руб. При этом в 2006 году план приватизации был выполнен всего на 58,9%.


В 2005 году государство выручило от приватизации еще больше – 34,8 млрд. руб. Дело в том, что ФГУПы и АО с госучастием – это механизмы извлечения административно-статусной ренты для чиновников, которые занимаются регулированием их деятельности. Продать эти предприятия – все равно что «вырвать кусок из их рта». В то же время, планы получить 12 млрд. руб. от приватизации госсобственности сегодня можно рассматривать


двояко, поскольку следует учитывать специфику момента. В начале года этот показатель выглядел действительно скромным, но сейчас получить хотя бы эти деньги из-за плохой ситуации на финансовых рынках было бы не так уж и плохо. Горизонт планирования приватизации в один год делал слишком легким для менеджмента ФГУП и АО срыв приватизации госактивов: достаточно были лишь затягивания на несколько месяцев нужных


согласований в случае ФГУП и срыва аукциона по продаже актива РФФИ. Те предприятия, которые не были проданы в определенный год, автоматически вносятся в программу следующего. Логично предположить, что рано или поздно ситуация потребует более решительных мер, вплоть до ликвидации этих предприятий. Если бы эти предприятия были совсем нерентабельными, то давно были бы внесены в состав более крупных госпредприятий, например госкорпораций, либо закрыты.


Еще один вариант решения проблемы — привлечение зарубежных инвесторов. Хотя эксперты концентрируют внимание на том, что на Западе нашу страну считают «слабым звеном в БРИК». Цены на активы в других развивающихся странах ниже, инвестор лучше защищен и налогообложение более комфортное. В принципе приватизация имеет огромный потенциал в борьбе с кризисом, но только не в нынешнем ее виде.


Чуть больше десятка миллиардов рублей — капля в море по сравнению с теми триллионами, которые требуются для покрытия дефицита бюджета. И если в этом году залатать дыры получится за счет средств Резервного фонда, то уже в следующем угроза секвестра будет гораздо реальнее. В таком случае в списке программы приватизации рядом с хлебозаводами и поликлиниками могут появиться действительно высоколиквидные госкомпании. Изменение правил приватизации — уже второй шаг правительства,


который может указывать на продолжение "большой" приватизации в ближайшие годы. В июне 2008 года первый вице-премьер Игорь Шувалов объявил о назначениях независимых директоров в первые 11 госкомпаний со 100-процентной госсобственностью. Из объяснений самого господина Шувалова следовало, что это сделано для улучшения корпоративного управления в АО, эксперты же расценили это как начало предпродажной подготовки.


Заключение Собственность как экономическое отношение начало формироваться еще на заре ста¬новления человеческого общества. На монополизации различных объектов соб¬ственности держатся все важнейшие формы внеэкономического и экономического принуждения к труду. Экономическое принуждение к труду исходит из собственности на условия производства или из собственности на капитал. В современной России наблюдается довольно пёстрая картина существования форм и видов собственности,


когда наряду с общегосударственной, кооперативной, колхозной, и другими характерными для социалистической формы хозяйствования довольно бурно развиваются капиталистические формы собственности, такие как частная и многие другие. Можно констатировать, что в России сложился новый общественно-экономический строй, который характеризуется: восстановлением системы частной собственности, установлением власти капитала и денег, резким ростом дифференциации доходов населения.


При выборе концепции и определении масштабов приватизации необходимо опираться на решение задач повышения эффективности производства. Надо учитывать зарубежный опыт приватизации, который свидетельствует о более высокой эффективности. Приватизация, начавшаяся в России более десяти лет назад, породила, помимо прочего, проблему легитимности отношений собственности в нашей стране, остающуюся актуальной и сегодня. Почти две трети россиян (64%) считают, что приватизационные сделки в большинстве случаев проводились


с нарушением закона, и лишь 9% – что они, как правило, осуществлялись по закону. Источники средств для приватизации в России: - личные сбережения граждан; - приватизационные чеки, ваучеры; - средства юридических лиц – это денежные накопления предприятий негосударственных форм собственности, предпринимателей; - заемные средства – банковские кредиты, полученные в коммерческих банках под высокий процент и при большом доверии; - иностранные инвестиции.


В стране были использованы следующие способы приватизации: - акционирование; - аукционная или прямая продажа предприятий; - конкурсная продажа; - выкуп арендованного имущества. План на 2009 год предусматривает продажу пакетов акций или государственных долей в 324 АО и акционирование 239 ФГУПов. Среди них крупных объектов нет —федеральный бюджет намерен получить от распродажи лишь 12 млрд рублей. Список используемой литературы:


1. Конституция Российской Федерации. 2. ГК РФ, с изменениями. – Калининград, 2008. ФГУИПП «Янтарный сказ». 3. Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» (в ред. Федеральных законов от 27.02.2003 N 29-ФЗ, от 09.05.2005 N 43-ФЗ, от 18.06.2005 N 60-ФЗ, от 18.07.2005 N 90-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 05.01.2006 N 7-ФЗ, от 17.04.2006


N 53-ФЗ, от 27.07.2006 N 155-ФЗ, от 05.02.2007 N 13-ФЗ, от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 10.05.2007 N 69-ФЗ, от 24.07.2007 N 212-ФЗ, от 08.11.2007 N 261-ФЗ, от 01.12.2007 N 318-ФЗ, с изм. внесенными Федеральными законами от 26.12.2005 N 189-ФЗ, от 19.12.2006 N 238-ФЗ, от 05.02.2007 N 13-ФЗ). 4. Бу¬ла¬тов А.С


Эко¬но¬ми¬ка: Учеб¬ник. Мо¬ск¬ва, Из¬да¬тель¬ст¬во БЕК, 2008. 5. Иохин В.Я. Экономическая теория М.: Юристь, 2008. 861с. 6. Липсиц И.В. Экономика. В 2-х т. Т. 2. М.: Вита-Пресс – 2005. 352с. 7. Козырев В.М. Основы современной экономики М.: Финансы и статистика, 2006. 432с. 8. Любимов Л.


Л, Липсиц И.В Основы экономики М.: Просвещение, 2004.159с. 9. Основы экономики. Учебник. Под ред. Райзберга Б. А М.: Инфра-М, 2004. 10. Чепурин М. Н. Курс экономической теории. – Киров: 2006. 11. Экономика. Учебник. Под ред. Булатова А. С – М: Юрист, 2008. 12. Экономическая теория для студентов вузов/


О. С, Пузиков и др. – Изд-е 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. 13. «Приватизации накидывают срок»// Газета «Коммерсант», № 145/П (3962) от 18.01.2009. 14. «Состояние приватизации государственной собственности» // «Рынок жилья» № 144 от 22.02.2009 г. 15. «Приватизацию госсобственности придержат на время кризиса» // «Финансы» от 24.04.2009 г.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.