Оглавление
Введение
Глава 1. Система энергетики вРеспублике Татарстан
1.1 Развитие энергетики в РеспубликеТатарстан
1.2 Особенности развития энергетики вРеспублике Татарстан
Глава 2. Правовые аспекты развитияэнергетики
2.1 Законодательство по энергетике
2.2 Особенности формирования правовойсистемы по развитию энергетики
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Известно, что энергетика является двигателемнаучно-технического прогресса и предпосылкой экономического развитияпрактически всех стран мира. Энергия проникает во все сферы, образно говоря,энергией пропитана вся наша жизнь. Потребление энергии является обязательнымусловием существования человечества. В связи со стабилизацией общейэкономической ситуации в Республике Татарстан и наметившимся ростомпромышленного производства в последние годы наблюдается увеличение потребленияэлектрической и тепловой энергии. Поэтому автором была выбрана для исследованиятакая тема как «Проблемы развития энергетики в Республике Татарстан».
Актуальность настоящей работы в том, что современнаяэкономическая, да и во многом политическая жизнь дает нам достаточнокрасноречивых примеров влияния энергетики на все сферы многогранной палитрымира. Словосочетания «энергетическая безопасность», «энергетическая политика»,«энергетическая дипломатия», «энергетическая (энергоэффективная) экономика» несходят со страниц ежедневных газет и солидных журналов.
Энергия как предмет правового регулированияхарактеризуется уникальными особенностями и признаками, отличающими ее отдругих предметов и явлений материального мира. Эти особенности во многомпредопределяют необходимость самостоятельного регулирования энергетическихотношений, включающих весь комплекс проблем, связанных с превращением энергииприродных ресурсов в блага человечества.
Энергия как способность выполнять работу, каксвойство материи, пребывает (существует, реализуется) в определенных формах.Главными из них для нас являются: электрическая, механическая, химическая,тепловая, ядерная энергия.
Каждая из форм энергии обладает своимиотличительными свойствами. Они налагают определенные особенности в правовомрегулировании ее использования (требования техники безопасности, содержаниеэнергетического хозяйства, порядок и способ доставки (передачи) энергии,определение ее качества и др.).
Научная новизна данной работы в том, что даннаяработа содержит ответы на ряд вопросов, связанных с решением проблем развитияэнергетики в Республике Татарстан и энергетического законодательства.
Практическую ценность данной работы автор видит втом, что работа содержит предложения по совершенствованию нормативно-правовойбазы энергетического законодательства в Российской Федерации.
Интерес к научным исследованиям проблем развитияэнергетики и энергетического права был всегда. Так, проблемы развитияэнергетики и энергетического права были рассмотрены такими авторами как: М.М.Агарков, С.М. Корнеев (середина 50-х гг. прошлого века), которые в своихработах рассматривают энергию как самостоятельный объект правовогорегулирования. А поскольку значимость энергии в обеспечении всех сторонжизнедеятельности современного общества весьма значительная, то требуетсясамостоятельное, комплексное правовое регулирование всей совокупностиотношений, связанных с получением (производством, преобразованием),куплей-продажей, передачей (транспортировкой) и потреблением энергии, О.Н. Садиковтакже в своих работах рассматривает правовое регулирование энергетическихотношений, более поздние работы В.В. Витрянского, который рассматриваетдоговорные отношения, связанные с энергетикой. Правда, было относительноезатишье, и только на рубеже XX и XXI столетий мы наблюдаем значительновозросший интерес юридической науки к правовым проблемам энергетики в самомшироком смысле этого слова.
Цель данной курсовой работы – исследовать проблемыразвития энергетики в Республике Татарстан.
Для достижения целинеобходимо определить следующие задачи:
1) Рассмотреть системуэнергетики в Республике Татарстан.
2) Проанализироватьправовые аспекты развития энергетики.
При написанииработы применялся метод диалектического познания, частно-научные методы,комплексное исследование текущего законодательства регулирующего энергетику.
В даннойработе в качестве теоретической основы были использованы нормативно-правовыеисточники, методическая литература, а также работы таких авторов, как:Витрянский В.В., Классон М., Лахно П.Г. В качестве основы и сравнения былииспользованы и другие источники.
Настоящаяработа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, спискаиспользованной литературы и приложений. />
Глава 1.Система энергетики в Республике Татарстан1.1 Развитие энергетикив Республике Татарстан
Грандиозныйдля послереволюционной России план ГОЭЛРО предопределил развитие экономикимолодой Татарской Республики и ее основы электроэнергетической базы.
Именнострочка исторического плана, рожденного в 1920 году, продиктовала строительствопервой в Татарской республике мощной тепловой электростанции — ею сталаКазанская ТЭЦ-1.
Вфеврале и марте 1921 года открылись электростанции в деревне Нурлаты, городахБугульма, Тетюши и Чистополь. В Казани в это время энергию давалаэлектростанция «Красная заря».
Период с1925 по 1928 годы характеризуется наращиванием мощности Казанской электрическойстанции имени 3-й годовщины Татарской Республики, которая положила началоразвитию городских сетей на трехфазном токе высокого напряжения. Перевод сетейс постоянного на переменный ток завершился в 1927 году.
В 1933года в эксплуатацию вводится первый агрегат Казанской ТЭЦ-1 на пылеугольномтопливе. Кроме Казани, она давала электроэнергию Зеленодольску, рабочимпоселкам: Юдино, Васильево, Дербышки и др. В 1938 году в строй действующихвходит Казанская ТЭЦ-2 для обеспечения энергией промышленного и жилого районовсеверной части Казани. Стало возможным часть энергии передавать в Марийскуюавтономную республику для строительства и эксплуатации Марийскогоцеллюлозно-бумажного комбината.
Открытиебогатых нефтяных залежей на юго-востоке республики вызвало к жизни развитиездесь крупного энергетического узла. В 1944 году был введен в действие первыйтурбогенератор на Уруссинской ГРЭС, дальнейшее расширение которой продолжилосьв пятидесятые годы.
В 1955году установлена связь с Башкирской энергосистемой по двум линиямэлектропередачи напряжением 110 кВ, что позволило значительно повыситьнадежность электроснабжения нефтяных промыслов. Широко развернулись работы поэлектрификации сельскохозяйственных районов юго-востока Татарии.
В 1958году вступила в эксплуатацию линия электропередачи Волжская ГЭС — Бугульманапряжением 400 кВ (в марте 1964 года переведена на 500 кВ). Она позволилавключить Уруссинскую ГРЭС в параллельную работу с Волжской ГЭС. Таким образом,Татарская энергосистема вошла в Единую энергетическую систему Европейской частиСССР. Еще более возросла надежность энергоснабжения потребителей.
В 1959году линия электропередачи напряжением 400 кВ была продолжена до Челябинска иСвердловска. Так соединились системы Татарии и Урала.
С пускомпервых двух энергоблоков Заинской ГРЭС в 1963 году потребности республики вэлектроэнергии были полностью удовлетворены. Татария стала выдавать избытокэлектроэнергии в Единую энергетическую систему Европейской части СССР.
Вовторой половине шестидесятых годов в Татарии начинает бурно развиватьсянефтехимическая промышленность. В 1966 году для снабжения тепловой иэлектрической энергией строящегося Казанского завода органического синтезаначато сооружение Казанской ТЭЦ-3.
Вфеврале 1967 года вступил в строй первый турбоагрегат Нижнекамской ТЭЦ-1,расположенной в центре нового промышленного района и предназначенной дляэнергоснабжения Нижнекамского производственного объединения«Нижнекамск-нефтехим», Нижнекамского шинного завода и города Нижнекамска. Дляпокрытия возрастающих промышленных нагрузок в 1979 году дала энергию вступившаяв строй Нижнекамская ТЭЦ-2.
Реализацияпроекта комплекса заводов по производству большегрузных автомобилей в городеНабережные Челны обусловила рождение еще одной электростанции — в 1973 годуначала вырабатывать электрическую и тепловую энергию ТЭЦ КамАЗа (ныне НабережночелнинскаяТЭЦ). В 1979 году вступила в строй первая в энергосистеме гидроэлектростанцияна реке Кама в г. Набережные Челны — Нижнекамская ГЭС.
Начатоев 1989 году сооружение Елабужской ТЭЦ вызвано к жизни предполагавшимисябольшими электрическими и тепловыми нагрузками Елабужского автомобильногозавода.
В 1994году установлены вторые котлы на городских котельных Азино и Савиново.
Вместе сбыстрым ростом мощностей электростанций интенсивное развитие получилиэлектрические сети, предназначенные нести потребителям вырабатываемую настанциях электроэнергию.
Заметноеразвитие электрические сети получили в 1933 году после вступления в стройКазанской ТЭЦ-1. Новая ТЭЦ стала питать подстанцию Заречье напряжением 35 кВ. В1938 году осуществлена связь ТЭЦ Марийского бумажного комбината с Казанскимэнергоузлом.
Наюго-востоке Татарии первые линии электропередачи 35 кВ с подстанциями длянефтепромысловых объектов были сооружены в 1944 году. Затем началосьстроительство сетей напряжением 110 кВ.
В началешестидесятых годов взят курс на ликвидацию мелких неэкономичных электростанцийи энергоустановок в городах и поселках республики и перевод всех потребителейна централизованное электроснабжение от районных электростанций и подстанций,на широкое развитие электрических сетей.
В связис бурным развитием электрификации городов, поселков и сельского хозяйствареспублики происходит реконструкция сетевых предприятий Татэнерго. Если раньшеони формировались, как правило, по принадлежности к той или иной промышленнойзоне, то с 1964 года эксплуатация сетей основывается на территориальномпринципе.
В 1964году в энергосистеме на территории двух энергоузлов было создано шесть сетевыхпредприятий: Альметьевские, Бугульминские, Нижнекамские, Чистопольские,Казанские и Приволжские. Последние сформированы, в основном, на базеТатсельэлектро.
В 1969году на правом берегу Волги организовано еще одно предприятие -Буинскиеэлектрические сети, в 1984 году на востоке республики — Елабужскиеэлектрические сети.
Внастоящее время производственное энергетическое объединение «Татэнерго» один изведущих в России электроэнергетических комплексов. По отпуску тепла объединениеявляется крупнейшим в России и Европе, а по производству электроэнергии — лишь30 стран превосходят его. В составе объединения 9 действующих и одна строящаясяэлектростанция, 8 электросетевых предприятий, предприятие тепловых сетей,энергосбыт, а также предприятия и организации, осуществляющие транспортныеперевозки, ремонтное обслуживание и наладку энергооборудования, научно-техническое,инженерное и проектно-конструкторское обеспечение, обучение персонала и ряддругих функций.
Установленнаяэлектрическая мощность электростанций объединения на 01 января 1999 годасоставляет 7003 МВт, тепловая мощность 13884 Гкал/ч. Протяженность воздушных икабельных линий электропередачи с напряжением 6-500 кВ приближается к 33тысячам километров, в том числе линий 35-500 кВ — более 9,4 тысячи километров.
Объединениеобеспечивает электрической и тепловой энергией Республику Татарстан — крупный индустриальныйи сельскохозяйственный регион площадью 68000 квадратных километров и можетвыдавать дополнительно сверх потребностей республики 1000-1500 МВтэлектрической мощности. В среднем за год энергосистема отпускает 22-30миллиардов кВт-ч электрической и вырабатывает более 34,5 миллиона Гкал тепловойэнергии. Численность промышленного производственного персонала объединения — около 17 тысяч человек.
Девяностыегоды отмечены большими трудностями в экономике страны. Не избежала их иэнергосистема Республики Татарстан. Генерирующие мощности используютсянаполовину. Кроме общего снижения спроса на энергию потребителями, причинойнедогрузки являются систематические ограничения в подаче газа, а также взаимныенеплатежи.
Основноеоборудование — турбогенераторы и котлоагрегаты — приближается к предельномусроку эксплуатации, и к 2005 году парк этого оборудования с предельнойнаработкой достигнет 80% генерирующей мощности тепловых электростанций.
Учитывая,что значительный объем энергооборудования отработал свой расчетный ресурс (наотдельных предприятиях — более пятидесяти лет), разработана программатехнического перевооружения и реконструкции на предстоящие 5-10 лет.Предусматривается установка новейших образцов станционного оборудования ивнедрение высокоэффективных технологий. При этом будет сделан упор на внедрениегазотурбинных установок, что позволит в среднем сэкономить до 25% потребляемоготоплива, более, чем в два раза уменьшить выбросы вредных веществ в окружающуюсреду.1.2 Особенности развитияэнергетики в Республике Татарстан
Основнымпроизводителем тепловой и электрической энергии в Республике Татарстан являетсяОАО «Татэнерго». На данном предприятии вырабатывается практически всяэлектроэнергия и значительная доля тепловой энергии. ОАО «Татэнерго» являетсяодной из крупнейших энергосистем Российской Федерации. В составе ОАО«Татэнерго» функционируют 9 тепловых электростанций (7 ТЭЦ и 2 ГРЭС), однагидроэлектростанция и 3 районных котельных г. Казани. Установленная электрическаямощность составляет (по состоянию на 01 января 2004 года) 6986 МВт.
Снабжениенаселения и бюджетных потребителей тепловой энергией осуществляется ГУП РПО«Таткоммунэнерго» и ГУП РПО «Татсельжилкомхоз». В составе ГУП РПО«Таткоммунэнерго» находится 16 предприятий тепловых сетей, в составе ГУП РПО«Татсельжилкомхоз» — 70 МПП ЖКХ.
Динамикаосновных показателей функционирования ОАО «Татэнерго» за период 2003-2006 годыприведена в табл.1.
Анализпредставленных данных позволяет сделать вывод о том, что в связи состабилизацией социально-экономической ситуации, увеличением объемовпроизводства, в последние годы наблюдается рост выработки электрической итепловой энергии, при этом опережающими темпами растет объем выработкиэлектрической энергии. Уровень потребления тепловой энергии остаетсяпрактически неизменным с 1995 г. Незначительные колебания вызваны, в основном,сезонными особенностями. В последние годы в связи с наметившимся ростом объемовпроизводства промышленности и связанный с этим рост потребления тепловойэнергии, компенсируется широкомасштабным внедрением мероприятий поэнергосбережению.
Вразрезе отраслей наибольшее снижение электроемкости наблюдается в сельскомхозяйстве, машиностроении и в химической и нефтехимической промышленности. В тоже время наблюдается рост электроемкости в деревообрабатывающей промышленностии в легкой промышленности.
Основныепроблемы энергетической отрасли Республики Татарстан следующие:
Значительныйфизический и моральный износ основных производственных фондов, достигший к 2006г. величины в 65,8%. Рост износа основных фондов в период с 1990 г. составил8.9 %. Данная ситуация объясняется недостаточной инвестиционнойпривлекательностью энергетики, необходимостью значительных капитальныхвложений, высокими сроками окупаемости мероприятий по модернизации предприятийэнергосистемы. Здесь же следует обратить внимание на уровень потерь в сетях:9.5% в сетях ОАО «Татэнерго», 11.31% — в сетях переданных ГУП РПО«Таткоммунэнерго» ГУП «Татэлектросеть» и 18.7% — в сетях, передаваемых ГУП РПО«Татсельжилкомхоз». Несмотря на то, что уровень потерь в сетях ОАО «Татэнерго»является одним из самых низких в стране, указанное значение выше по сравнениюсо значениями сетевых потерь в промышленно развитых странах мира (4-5%), крометого, доля потерь по сравнению с 1991 г. выросла на 18.4%.
Ориентацияэнергосистемы на один вид топлива (природный газ). Объем потребления топливапредприятиями энергосистемы составило в 2006 г. 12.5 млн. т. у.т., из них долягаза составила 94%. Ситуация осложняется зависимостью потребителей от поставокгаза из-за пределов республики, политикой ОАО «Газпром», направленной нанеуклонное снижение поставок газа по регулируемым ценам, а также высокимитемпами роста цен на газ в перспективе (по различным оценкам до 118-138долларов к 2020 году).
Значительноеэкологическое воздействие, оказываемое предприятиями энергетической отрасли наокружающую среду.
Стратегическимицелями развития энергетики Республики Татарстан являются:
- Надежноеснабжение экономики и населения Республики Татарстан электрической и тепловойэнергией;
- Обеспечениеполноценного функционирования энергосистемы во взаимодействии с единойэнергосистемой Российской Федерации в рыночных условиях;
- Повышение эффективности функционирования и обеспечение устойчивого развитияэнергетической отрасли на базе новых современных технологий.
В связисо стабилизацией общей экономической ситуации в Республике Татарстан инаметившимся ростом промышленного производства в последние годы наблюдаетсяувеличение потребления электрической и тепловой энергии. В дальнейшемпрогнозируется рост потребления электрической энергии: в 2005 г.- на 5.7% посравнению с 2003 г., в 2010 г.- на 20-22%. Кроме того, в связи среформированием энергосистемы Российской Федерации и началом полноценногофункционирования оптового рынка электрической энергии, перед энергосистемойреспублики ставится задача выхода на общероссийский рынок с предложениями попродаже электрической энергии.
Производствотепловой энергии также имеет тенденцию к увеличению. Планируемый ростсоставляет в 2010 г.- 3-4 % по сравнению с 2003 г.
Модернизацияэнергосистемы Республики Татарстан должна основываться на следующих принципах:
Обеспечениеконкурентоспособности продукции, производимой энергосистемой. Это является особенноактуальным в условиях реформирования энергосистемы Российской Федерации иначалом полноценного функционирования рынка электрической энергии;
Реформированиеэнергосистемы на основе требований федерального законодательства;
Внедрениемероприятий, позволяющих осуществлять поэтапное развитие и возможностьприспосабливаться к изменению условий функционирования (изменение нагрузки,развитие электростанций, реверс потоков мощности, заключение и реализациядоговоров на поставку электроэнергии за пределы Республики Татарстан);
Вводобъектов, обеспечивающих комбинированное производство электрической и тепловойэнергии, снижение удельных расходов топлива, а также уменьшающих негативноевоздействие на окружающую среду (газотурбинные установки) с вытеснением действующихгазовых котельных в зону пиковых тепловых нагрузок.
Внедрениемероприятий, которые при минимальных затратах способны дать большойэкономический эффект: модернизация действующего оборудования и ввод объектовнезавершенного строительства.
Техническоеперевооружение генерирующих мощностей энергосистемы должно базироваться наширокомасштабном внедрении установок, обеспечивающих комбинированноепроизводство энергии.
Суммарнаямощность вновь введенных электрических мощностей в Республике Татарстан в2005-2010 гг. составит величину порядка 670-690МВт. Из них 400МВтпредусматривается построить за счет собственных средств предприятийэнергосистемы, а остальные 270-290 МВт за счет средств основных потребителейэнергоресурсов и инвесторов.
Дляповышения энергетической безопасности Республики Татарстан, снижениязависимости от внешних поставщиков первичных энергоресурсов, оптимистическийсценарий развития энергосистемы целесообразно возобновление строительстваТатарской АЭС и ввод в эксплуатацию 2 энергоблоков мощностью 1000 МВт. Крометого, для повышения эффективности функционирования энергосистемы необходимопредусмотреть подъем уровня водохранилища Нижнекамской ГЭС до проектной отметки68 м., не позднее 2010 г.
Организационныемероприятия по повышению эффективности функционирования энергосистемы должнывключать в себя следующее:
- Взаимодействиес федеральными органами власти в области законодательного разграниченияполномочий и ответственности в сфере регулирования энергетического секторамежду федеральными и республиканскими органами исполнительной власти и органамиместного самоуправления для достижения баланса интересов органовгосударственной власти, предприятий энергетической отрасли и потребителейэнергоресурсов;
— Объединение тепловых сетей ОАО «Татэнерго» и муниципальных тепловых сетей врамках одного предприятия, что определит ответственность предприятий занадежное теплоснабжение конечных потребителей (в населенных пунктах РеспубликиТатарстан, где присутствуют генерирующие мощности ОАО «Татэнерго», работающиена комбинированной выработке);
- Созданиеинформационно-аналитической базы данных и организация мониторинга всехдействующих систем энергоснабжения для определения реальных затратэнергоресурсов и, в последующем, для оптимизации их потребления;
- Разработкадействующих и перспективных схем электро- тепло- и газоснабжения всехнаселенных пунктов Республики Татарстан. При этом, должны быть созданыорганизационно- правовые и экономические механизмы разработки новых генеральныхпланов энергоснабжения городов с учетом оптимальной структуры энергоресурсов идругих факторов;
— Создание условий для повышения инвестиционной привлекательности энергетическойотрасли, привлечения частных инвестиций, возможно с использованиемгосударственных гарантий;
- Необходимоуделить большое внимание снижению потерь при передаче и распределенииэлектроэнергии. В настоящее время уровень потерь составляет 9.5%, в то времякак в развитых странах данная величина не превышает 4-5%. Снижение потерь домирового уровня должно стать одной из задач финансовой стабильностиэнергосистемы.
- Актуальнойявляется задача снижения затрат электрической энергии на собственные нуждыэнергосистемы. Решение этой проблемы должно базироваться на внедрении комплексаорганизационных и технических мероприятий.
Долгосрочныеперспективы роста экономики и благосостояния граждан Республики Татарстанпредопределяют увеличение спроса на энергетические ресурсы. Ориентацияэкономики республики на энергоемкий рост угрожает, с одной стороны,консервацией технологической отсталости и потерей конкурентоспособностипроизводственного сектора республики, а с другой стороны, лавинообразнойинтенсификацией внутреннего спроса на энергоресурсы, в результате которой дажепри достижении максимальных технически реализуемых показателей роста ихпроизводства спрос на них не будет обеспечен предложением. Такой путь развитиянеминуемо влечет за собой кризис дефицита энергетических ресурсов.
В этихусловиях особое значение приобретает реализация государственной республиканскойполитики управления спросом на энергетические ресурсы и энергоэффективности.
Запоследнее десятилетие только наиболее энергоемкие промышленные предприятияреспублики активно занимались внедрением энергосберегающих производственныхтехнологий. Между тем, снижение энергоемкости ВВП на один процент способнообеспечить рост ВВП на 0,4 процента.
Перестройкаструктуры экономики в сторону высокотехнологичных и менее энергоемкихпроизводств и технологические меры экономии энергии должны позволить снизитьэнергоемкость валового регионального продукта на 25-27% к 2010 г.
Повышениеэнергоэффективности достигается не только за счет привлечения финансовыхресурсов и правильных технических решений, но и за счет планирования,управления и контроля.
Необходимопродолжить работу в республике по совершенствованию системы индикативногоуправления энергоэффективностью. На основе индикаторов энергоэффективностинужно определять задания министерствам, ведомствам итерриториально-административным органам управления по их снижению.
Особоезначение приобретают методы экономической мотивации энергосбережения.Необходимо разработать нормативы энергоэффективности и ввести экономическуюсистему стимулирования. Плата за применение не энергоэффективного оборудованиядолжна ежегодно повышаться и стимулировать действия по его модернизации илизамене. Должна быть введена значительная разовая плата за установку нового неэнергоэффективного оборудования, чтобы ликвидировать возможности застройщикаснижать стоимость строительства, пренебрегая энергоэффективностью.
Необходимоужесточить борьбу с расточительным расходованием энергоресурсов, превышающимразумные параметры. Потребители, не использующие в значительной мереорганизационный потенциал энергосбережения, должны законодательно выплачиватьгосударству соответствующие компенсации.
Прямоебюджетное финансирование мероприятий по энергосбережению редко приводит кзначительным долговременным результатам, т.к. не выполняется мониторингосуществляемых проектов с оценкой реального экономического эффекта и отчуждениемсэкономленных средств из общего финансового оборота для компенсации затрат,поощрения персонала и выполнения последующих мероприятий. Экономия не приводитк цепной реакции еще большей экономии.
Необходимоприменять методы кредитования разницы в стоимости энергоэффективного и обычногооборудования с возвратом кредита из будущей экономии. Необходима разработкаметодики и системы кредитования частных застройщиков для стимулирования их кприменению энергоэффективного оборудования.
Важныминструментом государственной политики является поддержка и стимулированиеэффективного бизнеса в области энергосбережения. Государственный протекционизмв отношении данного вида бизнеса, пока слабо развитого в республике, позволитсформировать экономических агентов, предлагающих и реализующих наиболееоптимальные научные, проектно-технологические, производственные решения,направленные на снижение энергоемкости производства и потребления.
Необходимовывести поддержку энергосберегающего бизнеса на качественно новый уровень,предполагающий переход от прямой финансовой помощи со стороны государства нальготных условиях к формированию системы реализации эффективных бизнес-проектовв соответствующей сфере, страхования коммерческих и некоммерческих рисков.
В связисо стабилизацией общей экономической ситуации в Республике Татарстан инаметившимся ростом промышленного производства в последние годы наблюдаетсяувеличение потребления электрической и тепловой энергии. В дальнейшемпрогнозируется рост потребления электрической энергии: в 2008 г. – на 5,7 % посравнению с 2006 г., в 2010 г. – на 20-22 %. Производство тепловой энергиитакже имеет тенденцию к увеличению. Планируемый рост составляет в 2010 г. –3-4%, по сравнению с 2006 г.
Прогнозструктуры потребления энергии в разрезе отраслей промышленности в 2010 г. и2020 г. представлен на рис.1.2.2. и 1.2.3.
Результатомтехнической модернизации энергосистемы Республики Татарстан должно статьповышение эффективности и надежности системы энергоснабжения потребителей, атакже значительное снижение потребление топлива для выработки 1кВтч.электрической и тепловой энергии. В 2006 г. расход условного топлива длявыработки 1 кВтч, электрической энергии составлял 334,3 г/кВтч, к 2010 г.планируется довести указанное значение до 285,3 г/кВт.ч.
Перестройкаструктуры экономики в сторону высокотехнологичных и менее энергоемкихпроизводств и технологические меры экономии энергии должны позволить снизитьэнергоемкость валового регионального продукта на 25-27 % к 2010 г.
Глава2. Правовые аспекты развития энергетики 2.1 Законодательство по энергетике
Энергетическое законодательство — это крупныйинтегрированный комплекс, один из элементов системы законодательства РоссийскойФедерации, совокупность нормативных правовых актов различного уровня,регулирующих предпринимательские и иные отношения, возникающие в областиорганизации и функционирования топливно-энергетического комплекса (далее потексту ТЭК) страны. В нормах энергетического законодательства закрепляютсясущественные особенности правовых отношений, которыми закон устанавливаетправовой порядок в топливно-энергетическом комплексе, в том числе ведениепредпринимательской деятельности, регулирование отношений, связанных сосуществлением этой деятельности в условиях рыночной экономики.
В Российской Федерацииэнергетическое законодательство развивается по общей схеме — не от общего кчастному, а от частного к общему. В последнее десятилетие, с момента принятияКонституции Российской Федерации 1993 года, правовому регулированиюотношений в области организации и функционирования топливно-энергетическогокомплекса уделялось значительное внимание. В развитие положенийп. «и» ст. 71 Конституции Российской Федерации, относящего«федеральные энергетические системы» к ведению Российской Федерации, был принятцелый ряд законов, регулирующих различные отношения в топливно-энергетическомкомплексе страны. В настоящее время на различных этапах подготовки находятсяпроекты федеральных законов. К таковым, например, относятся:
— Проект федерального закона «О федеральных энергетических системах», которыйразработан во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля1997 г. N 426 «Об Основных положениях структурной реформы в сферах естественныхмонополий». В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации введении Российской Федерации находятся федеральные энергетические системы.
— Проектфедерального закона «О магистральном трубопроводном транспорте», который былпринят Государственной Думой 21 сентября 1999 года. Это специальный закон,который необходим в первую очередь для реализации государственных интересов,которые заключаются в сохранности и обеспечении рационального использованияприродных ресурсов, получении оптимальной доли расходов от использования этихресурсов в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации,укреплении единства страны, создания рабочих мест, обеспечении потребностейвнутреннего рынка в соответствующей продукции.Указанный Федеральный законопределяет правовые, экономические и организационные основы отношений,возникающих при создании, функционировании и развитии магистральноготрубопроводного транспорта — важнейшей составляющей федеральных энергетическихсистем. Федеральный закон основывается на положениях Конституции РоссийскойФедерации, в соответствии с которыми вопросы, касающиеся федеральныхэнергетических систем, основ ценовой политики относятся к предметам веденияРоссийской Федерации и др.
28 августа 2003 г.распоряжением N 1234-р Правительство Российской Федерации утвердилоЭнергетическую стратегию России на период до 2020 г. В этом программномдокументе зафиксированы основные направления энергетической политики нафедеральном и региональном уровнях на основе Конституции Российской Федерации,законодательных и иных нормативных актов. Примечательно, что в числе основныхинструментов, способствующих ее реализации, называется правовое обеспечениеотношений в сфере топливно-энергетического комплекса.
Реализация Энергетическойстратегии требует принятия, по данным Яновского (заместитель министраэнергетики Российской Федерации до 9 марта 2004 г.), как минимум17 законопроектов.
Анализ современныхтенденций развития законодательного обеспечения ТЭК РФ позволяет сделать выводо том, что в Российской Федерации формируется новый энергетическийправопорядок.
С этой точки зренияпредставляется научно обоснованным и практически оправданным изучение (анализ)комплекса теоретических правовых проблем, возникающих в данной сферечеловеческой жизнедеятельности. Являясь составной и наиболее важной частьюнационального хозяйства страны, энергетика занимает в нем ведущее положение всилу выше обозначенных факторов.
В последнее время,несмотря на то, что энергетика является локомотивом экономики, особенно вперестроечный период, она была в определенной степени обойдена вниманиемюристов (за исключением вопросов электроэнергетики, в связи с реформированиемкоторой был принят целый ряд законов и подзаконных нормативных актов).
Предмет правовогорегулирования энергетического законодательства — энергетические отношения — служит причиной своеобразия норм, которые составляют эту отрасль. Поэтому длянадлежащего и эффективного правового регулирования отношений в областиэнергетики большое значение имеют технические и технологические условия, базирующиесяна выводах естественных наук. Без знания и учета этих качеств энергетическихотношений разработка и применение правовых норм будет неполной, а во многихслучаях и ошибочной.
В 2003 г. был принятпакет законодательных актов и постановлений Правительства Российской Федерации,а также иных актов, регламентирующих электроэнергетическую сферу.
Так,25 марта 2003 года Президент РФ подписал Закон РФ «Обэлектроэнергетике», 26 марта — Закон РФ «Об особенностях функционированияэлектроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторыезаконодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силунекоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятиемФедерального закона «Об электроэнергетике». В тот же день Президент РФ утвердилзаконы, корректирующие положения других основополагающих законов: в Законе РФ«О естественных монополиях» определен исчерпывающий переченьестественно-монопольных видов деятельности; внесены изменения и дополнения вовторую часть Гражданского кодекса Российской Федерации и Закон РФ «Огосударственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию вРоссийской Федерации», и ограничен срок его действия. В соответствии с ЗакономРФ «Об электроэнергетике» принят ряд подзаконных нормативных актов,регламентирующих правила оптового рынка; технические регламенты в сферефункционирования Единой энергетической системы России (передачи электроэнергии,надежного энергоснабжения и т.д.) и др.
И конечно, научная мысльзаставляет обратить внимание на нетрадиционные возобновляемые источники энергии(солнечная энергия, ветер, вода, геотермальные источники, энергия приливов иотливов и др.) – далее по тексту НВИЭ. Надо сказать, что в зарубежных странахпринят целый ряд нормативных актов, регулирующих отношения в этой сфере. ВРоссийской Федерации значимый нормативно-правовой акт — Закон РФ «Огосударственной политике в сфере использования нетрадиционных возобновляемыхисточников энергии» был принят Федеральным Собранием в конце 90-х годовпрошлого века, но отклонен Президентом РФ. В 2003 г. группой ученых подруководством начальника Управления научно-технического прогресса МинэнергоРоссии была разработана концепция проекта Федерального закона РоссийскойФедерации «О нетрадиционных возобновляемых источниках энергии». Предметомправового регулирования Закона, согласно концепции, являются отношения,возникающие в сфере проектирования, разработки, производства и использованиявозобновляемой энергии.
Целью Закона являетсяустановление правовых, организационных, экономических и финансовых основ имеханизмов регулирования отношений государства, производителей и потребителейоборудования и установок использования нетрадиционных возобновляемых источниковэнергии.
Концепция предполагаетрегулирование отношений, возникающих в связи с изучением и использованием этихисточников энергии, для создания благоприятных предпосылок приоритетногоиспользования НВИЭ в интересах улучшения социального положения населения,охраны окружающей природной среды и экономии невозобновляемых источниковэнергии.
Возобновляемые источникиэнергии — источники непрерывно возобновляемых в биосфере Земли видов энергии(солнечная, ветровая, океаническая, гидроэнергия рек, геотермальная, энергиябиомассы и др.).
В Энергетическойстратегии России для преодоления отставания в использовании возобновляемыхисточников энергии, сохранения запасов истощаемого органического топлива длябудущих поколений, существенного улучшения энергоснабжения удаленных отэлектросетей населенных пунктов, а также улучшения экологической обстановки вэкологически напряженных районах признано необходимым: разработать и принятьфедеральный закон «О возобновляемых источниках энергии» и соответствующий актПравительства Российской Федерации; осуществлять государственную поддержку созданиямежсезонных запасов торфяного и дровяного топлива.
Анализ нормативных актов, регулирующих отношения вобласти организации и функционирования топливно-энергетического комплексастраны, дает основание для вывода о том, что в системе законодательства РоссийскойФедерации сформировался и продолжает динамично развиваться относительносамостоятельный и отличающийся существенными правовыми особенностямизаконодательный массив — энергетическое законодательство.2.2 Особенностиформирования правовой системы по развитию энергетики
Особенностиформирования правовой системы по развитию энергетики заключаются в том, чтоформирование последней происходило от плановой экономики к рыночной. Рассмотримэтот процесс более подробно. Правовые нормы, сформировавшиеся в условияхплановой экономики, не способствовали развитию энергетики в рыночных условиях.Поэтому принят адекватный рыночным отношениям пакет законов, в их числе базовыйФедеральный закон от 26 марта 2003 г. «Об электроэнергетике», которымиопределен ряд базисных изменений в данной сфере. Осуществляются демонополизацияструктур Единой энергетической системы (РАО «ЕЭС России») и развитиеконкуренции в сфере производства, сбыта и оказания услуг в областиэлектроэнергетики с выделением генерации (производства), деятельности попередаче электроэнергии, оперативно-диспетчерскому управлению, сбытуэлектрической энергии в качестве самостоятельных видов деятельности.
Указанныеизменения в сферах производства, передачи, купли-продажи электроэнергииобусловили ряд существенных изменений и в структуре договорных связей пообороту электрической энергии. Появились новые договорные формы, направленныена регулирование отношений, связанных с реализацией и приобретениемэлектроэнергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии. Это:
1)договор об оказании возмездных услуг по передаче электрической энергии;
2)договор об осуществлении технологического присоединения энерго-принимающегоустройства (энергоустановки) к электрической сети;
3)договор об оказании возмездных услуг по оперативно-диспетчерскому управлению;
4)договор о присоединении к торговой системе оптового рынка электрическойэнергии;
5)договор купли-продажи электроэнергии;
6)договор купли-продажи электрической энергии по равновесной цене оптового рынка;
7)договоры купли-продажи, а также поставки электрической энергии на розничныхрынках;
8)договор купли-продажи электрической энергии у гарантирующего поставщика.
Рассмотримболее подробно договор энергоснабжения. По договору энергоснабженияэнергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) черезприсоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, атакже соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечиватьбезопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей иисправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблениемэнергии (п. 1 ст. 539 ГК).
Такимобразом, договору энергоснабжения присущ ряд черт, отсутствующих у других гражданско-правовыхдоговоров. К ним относятся необходимость иметь присоединенную кэнергоснабжающей организации сеть, обязанность абонента соблюдатьпредусмотренный договором режим потребления энергии, обеспечивать безопасностьэксплуатации находящихся в его ведении сетей, исправность приборов учета.
Особыесвойства электроэнергии: невозможность зрительно обнаружить ее как вещь,накопить на складе в значительном объеме для промышленного потребления,ограниченность применения начал «владения» и «распоряжения» по отношению кэнергии, практическое совпадение момента производства и потребленияэлектроэнергии как единого во времени процесса.
Приразработке второй части ГК договор энергоснабжения был определен какразновидность договора купли-продажи, поскольку энергия — это товар. Вевропейских странах данный договор также рассматривается как вид договоракупли-продажи. По мнению В.В. Витрянского, договор энергоснабжения,являясь отдельным видом договора купли-продажи, по набору квалифицирующихпризнаков никак не может быть признан ни разновидностью договора поставки, нинепосредственно примыкающим к нему договорным институтом.
Договорзаключается между энергоснабжающей организацией и потребителем (абонентом)энергии. Порядок заключения договора энергоснабжения различен в зависимости оттого, заключается он с гражданином или юридическим лицом. Процедура заключениядоговора с гражданами на потребление энергии на бытовые нужды упрощена.Согласно ст. 540 ГК, когда абонентом по договору энергоснабжения выступаетгражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считаетсязаключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленномпорядке к присоединенной сети.
Еслииное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключеннымна неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям,предусмотренным ст. 546 ГК. Договор энергоснабжения, заключенный наопределенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях,если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о егопрекращении или изменении, либо о заключении нового договора.
Посколькудоговор энергоснабжения относится к числу публичных договоров, порядок егозаключения содержит особенности. В силу п. 3 ст. 426 ГК недопускается отказ энергоснабжающей организации от заключения публичногодоговора при наличии возможности предоставить энергию потребителю. Принеобоснованном уклонении энергоснабжающей организации от заключения договора наотпуск энергии потребителю применяются положения, предусмотренные п. 4ст. 445 ГК: потребитель энергии в этом случае может обратиться в суд стребованием о понуждении энергоснабжающей организации заключить договор.
Всоответствии со ст. 31 Закона об электроэнергетике в состав субъектовоптового рынка входят поставщики электрической энергии (генерирующие компании)и покупатели электрической энергии (энергосбытовые организации, крупныепотребители электрической энергии, гарантирующие поставщики), получившие статуссубъектов оптового рынка в порядке, установленном названным Законом,администратор системы оптового рынка, а также организации, обеспечивающиефункционирование технологической инфраструктуры (электросети, системныйоператор).
Припокупке электроэнергии на оптовом рынке покупатель заключает договоры с тремяорганизациями: 1) с электрическими сетями — на оказание услуг по передачеэлектроэнергии; 2) с системным оператором — на оперативно-диспетчерскоеуправление технологическими режимами работы объектов электрической энергетики;3) с администратором системы оптового рынка — на присоединение кфинансово-расчетной системе оптового рынка.
Правилафункционирования оптового рынка, передачи электрической энергии по сетям,оперативно-диспетчерского управления технологическими режимами работы объектовэлектроэнергетики согласно Закону об электроэнергетике определяютсяПравительством РФ. Поэтому перечисленные выше договоры должны бытьквалифицированы как договоры присоединения (ст. 428 ГК). Основные условиятаких договоров определены правилами об оптовом или розничном рынке(ст. 13, 29, 32, 35 Закона об электроэнергетике), утверждаемымиПравительством РФ. Эти условия могут быть приняты другой стороной не иначе какпутем присоединения к предложенному договору в целом.
Помимоуказанной системы договоров поставщики и покупатели электрической энергии — субъекты оптового рынка вправе заключать в порядке, предусмотренном правиламиоптового рынка, договоры купли-продажи электрической энергии. Субъекты оптовогорынка свободны в выборе контрагентов по таким договорам.
Всоответствии со ст. 541 ГК энергоснабжающая организация обязана подаватьабоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренномдоговором энергоснабжения, с соблюдением согласованного сторонами режимаподачи.
Вдоговоре на снабжение электроэнергией промышленных потребителей условие околичестве характеризуется, как правило, двумя показателями: 1) количествомкиловатт-часов подлежащей отпуску электроэнергии; 2) величиной присоединеннойили заявленной мощности.
Потребительвправе получить предусмотренное договором количество электроэнергии, используяпри этом лишь обусловленную договором величину присоединенной или заявленноймощности, что связано со спецификой предмета договора. Обязанностьэнергоснабжающей организации в отношении количества электроэнергии считаетсявыполненной, если она постоянно поддерживает ток в сети и предоставляетпотребителю возможность непрерывно получать электроэнергию в обусловленномдоговором количестве.
Посмыслу п. 2 ст. 541 ГК абонент вправе изменять обусловленноедоговором количество потребляемой энергии. В этом случае он обязан возместитьрасходы, понесенные энергоснабжающей организацией, связанные как с недобором,так и перебором энергии.
Когдаабонентом по договору на снабжение энергией выступает гражданин, потребляющийэнергию на бытовые нужды, он вправе использовать энергию в необходимом емуколичестве, на него не возлагается обязанности по возмещению расходовэнергоснабжающей организации, связанных с недобором или перебором энергии.
Отпускаемаяпотребителям электрическая энергия должна соответствовать по качествутребованиям технического регламента, государственного стандарта, иныхобязательных правил и договора. Качество электроэнергии характеризуется двумяпоказателями: напряжением и частотой тока.
Посколькувнутренние энергетические сети, энергопотребляющие установки и приборынаходятся, как правило, в собственности потребителей, на последних и возложенаобязанность обеспечивать их исправность и безопасность. Граница ответственностимежду потребителями и энергоснабжающей организацией за состояние и обслуживаниеэнергетических сетей, приборов и электроустановок определяется их балансовойпринадлежностью и фиксируется в прилагаемом к договору акте разграничения.
Оплатаэнергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии всоответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, инымиправовыми актами или соглашением сторон.
Всоответствии с Федеральным законом от 14 апреля 1995 г.«О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловуюэнергию в Российской Федерации» тарифы на электрическую и тепловую энергию,поставляемую коммерческими организациями, подлежат государственномурегулированию посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен,платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию или их предельных уровней.
ПостановлениемПравительства РФ от 30 июня 2004 г. N 332 утверждено Положение оФедеральной службе по тарифам (ФСТ России), являющейся федеральным органомисполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование цен(тарифов) на электрическую и тепловую энергию, газ (и некоторые другие товары).
Положениемо ФСТ России определены полномочия ФСТ России по установлению цен (тарифов) натовары и услуги. Она устанавливает предельные (минимальный и (или)максимальный) уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемуюэнергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению; оптовыецены на газ, тарифы на транспортировку газа по трубопроводам.
Государственноерегулирование цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию в пределахсвоих полномочий осуществляет орган исполнительной власти субъекта РФ в областигосударственного регулирования тарифов согласно Типовому положению об этоморгане, утв. постановлением Правительства РФ от 4 марта 2004 г.N 136.
Ответственностьсторон договора энергоснабжения определена ст. 547 ГК: в случаяхнеисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договоруэнергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместитьпричиненный этим реальный ущерб (п. 2 ст. 15 ГК).
Отсюдаследуют два вывода. Во-первых, новым гражданским законодательством установленаравная ответственность сторон договора энергоснабжения, однако возмещениеупущенной выгоды, вызванное нарушением условий договора энергоснабжения, вотличие от общего правила гражданско-правовой ответственности не предусмотрено.
Во-вторых,в отличие от общего основания ответственности, закрепленного п. 3ст. 401 ГК, если в результате регулирования режима потребления энергии,осуществленного на основании закона или иных правовых актов, допущен перерыв вподаче энергии абоненту, энергоснабжающая организация несет ответственность занеисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств при наличии еевины (п. 2 ст. 547 ГК).
Зарамками указанных обстоятельств ответственность энергоснабжающей организации занеисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств наступает наобщих основаниях как коммерческой организации при осуществлении предпринимательскойдеятельности. Энергоснабжающая организация, допустившая перерыв в подачеэлектроэнергии без соответствующего предупреждения, обязана возместитьпотребителю убытки, вызванные такими действиями.
Заключение
Итак, входе работы мы выяснили, что основными проблемами энергетической отраслиРеспублики Татарстан являются такие проблемы как: значительный физический иморальный износ основных производственных фондов; ориентация энергосистемы наодин вид топлива (природный газ); значительное экологическое воздействие,оказываемое предприятиями энергетической отрасли на окружающую среду.
Стратегическимицелями развития энергетики Республики Татарстан являются: надежное снабжениеэкономики и населения Республики Татарстан электрической и тепловой энергией;обеспечение полноценного функционирования энергосистемы во взаимодействии сединой энергосистемой Российской Федерации в рыночных условиях; повышениеэффективности функционирования и обеспечение устойчивого развития энергетическойотрасли на базе новых современных технологий.
В параграфе 1.2. автором были предложены организационныемероприятия по повышению эффективности функционирования энергосистемы вРеспублике Татарстан.
Так же в ходе работы мы выяснили, что уровеньтеоретической разработки проблем энергетического права в России не в полноймере отвечает потребностям практики. Очевидно, что нам нужно объединить усилияправоведов, как ученых, так и практиков, и на основе изучения взаимного опытапойти дальше в теоретическом обосновании правовых путей решения энергетическихпроблем. Тем более что в этой сфере накоплен, на наш взгляд, значительныйположительный опыт.
Анализ нормативных актов, регулирующих отношения вобласти организации и функционирования топливно-энергетического комплексастраны, дает основание для вывода о том, что в системе законодательстваРоссийской Федерации сформировался и продолжает динамично развиватьсяотносительно самостоятельный и отличающийся существенными правовымиособенностями законодательный массив — энергетическое законодательство. Несмотря на это в России до сих пор нет специального закона, регулирующеговопросы экологической безопасности в энергетике. Таким образом, энергетическоезаконодательство России является неполным, декларативным и противоречивым.
Юридическая практика показывает, что без современнойправовой основы обеспечения устойчивого развития и функционирования энергетики,при наличии в этой сфере фрагментарного законодательства и отсутствия единойметодологии, объективно невозможно урегулировать отдельными правовыми актамиособенности деятельности и взаимосвязи предприятий топливно-энергетическогокомплекса, отношений производителей и потребителей топливно-энергетическихресурсов.
Устранение этих недостатков связано с процессомсистематизации и кодификации этого законодательства, переходом от текущегорегулирования отдельных сторон деятельности к единой унифицированной системеправового регулирования. Речь и в данном случае идет о принятииосновополагающего для данной отрасли кодификационного акта — Закона обэнергетике или Энергетического кодекса.
Предлагаемый автором к разработке Энергетическийкодекс должен быть не узковедомственным технологическим нормативным актом повопросам функционирования энергетических систем и топливных отраслей промышленности,а важнейшим межотраслевым законодательным актом, призванным обеспечитькомплексное правовое регулирование в сфере энергетики. Он должен органическиувязать в единой системе все многообразие сложившихся здесь отношений,содержать исходные нормы, способствующие формированию и развитию единоготопливно-энергетического комплекса страны, определить тот уровень и основныепараметры регулирования энергетики, которые будут обязательны для всех законови иных нормативных правовых актов об энергетике, соподчиненных с Кодексом.
Таким образом, понятно, что работы в сфере развитияэнергетики и энергетического законодательства еще очень много. Юристам вэнергетической области в XXI в. необходимо приложить еще много усилий и знаний,чтобы все привести в должное состояние. Отсутствие границ, прежде всегонаучных, делает изучение и работу в области энергетического развитиязаконотворчества особенно привлекательной. Автор работы тоже приложил усилия,для решения выявленных проблем развития энергетики в Республике Татарстан, атакже разработал предложения по совершенствованию нормативно-правовой базыэнергетического законодательства в Российской Федерации.
Список использованнойлитературы
1. Конституция Российской Федерации(принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета, — № 237, — 1993.
2. Федеральный закон от 26.03.2003 N35-ФЗ (ред. от 18.12.2006) «Об электроэнергетике» // Собрание законодательстваРоссийской Федерации. – 2003. — N 13. — Ст. 1177.
3. Федеральный закон от 26.03.2003 N36-ФЗ (ред. от 05.02.2007) «Об особенностях функционирования электроэнергетикив переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные актыРоссийской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актовРоссийской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Обэлектроэнергетике» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. — N 13. — Ст. 1178.
4. Федеральный закон от 14.04.1995 N41-ФЗ (ред. от 31.12.2005; утратил силу) «О государственном регулированиитарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» // Собраниезаконодательства Российской Федерации. – 1995. — N 16. — Ст. 1316.
5. Федеральный закон от 17.08.1995 N147-ФЗ (ред. от 29.12.2006) «О естественных монополиях» // Собраниезаконодательства Российской Федерации. – 1995. — N 34. — ст. 3426.
6. Закон РФ «Об особенностяхфункционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений внекоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившимисилу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятиемФедерального закона «Об электроэнергетике» // Собрание законодательстваРоссийской Федерации. – 2003. — N 13. — Ст. 1178.
7. Гражданский кодекс РоссийскойФедерации (Часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 26.01.2007) // Собраниезаконодательства Российской Федерации. – 1996. — N 5. — Ст. 410.
8. Указ Президента Российской Федерацииот 28.04.1997 N 426 (с изм. от 23.07.2001) «Об основных положениях структурнойреформы в сферах естественных монополий» // Собрание законодательстваРоссийской Федерации. – 1997. — N 18. — Ст. 2132.
9. Письмо Президента РФ от 25.11.1999 NПр-1544 (Опубликовано не было) // Правовая система Гарант.
10. ПостановлениеСовета Федерации Федерального Собрания РФ от 11 ноября 1999 г. N 436-СФ «ОФедеральном законе «О государственной политике в сфере использованиянетрадиционных возобновляемых источников энергии» // Собрание законодательстваРоссийской Федерации. – 1999. — N 47. — Ст. 5642.
11. ПостановлениеГосударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21.09.1999 N4322-II ГД «О проекте федерального закона «О магистральном трубопроводномтранспорте» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. — N 40 — Ст. 4778.
12. РаспоряжениеПравительства Российской Федерации от 28 августа 2003 г. N 1234-р«Энергетическая стратегия России на период до 2020 года» // Собраниезаконодательства Российской Федерации. – 2003. — N 36. — Ст. 3531.
13. РаспоряжениеПравительства РФ от 30.12.1998 N 1904-р «О проекте федерального закона «Офедеральных энергетических системах» // Собрание законодательства РоссийскойФедерации. – 1999. — N 3. — Ст.439.
14. Агарков М.М.Избранные труды. Т. I. С. 38.
15. ВитрянскийВ.В. Договор купли-продажи и его отдельные виды. М.: Статут, 1999. – 640 с.
16. Гражданскоеправо: Учебник. Том II / под ред. доктора юридических наук, профессора О.Н.Садикова – «Контакт», ИНФРА-М, — 2007 г. – 369 с.
17. Звягин В.Правовой лабиринт Чубайса. О проблемах законодательного обеспечения реформыэлектроэнергетики // Мировая энергетическая политика. — 2003. — N 6. — С.66-69.
18. Классон М.,Мещанинова Л. Кремлевский сбор. В Москве прошел II Всероссийский энергетическийфорум «ТЭК России в XXI веке» // Мировая энергетика. — 2004. — N 3. — С.26.
19. Корнеев С.М.Договор о снабжении электроэнергией между социалистическими организациями. М.,- 1956. – 250 с.
20. Лахно П.Г.Энергетическое законодательство Российской Федерации // Нефтегаз, энергетика изаконодательство. — 2001-2002. — С.23-24
21. Предпринимательскоеправо Российской Федерации. Учебник для вузов / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г.Лахно. М.: Юрист, 2005. С. 104 — 106.
22. Салиева Р.Н.Правовое обеспечение развития предпринимательства в нефтегазовом сектореэкономики: Автореф. дисc.… д.ю.н. Тюмень, 2003.
23. Электроны всвободной продаже. Интервью с Олегом Баракиным // Мировая энергетика. — 2004. — N 2. — С.19-22.
24. http://home.tatenergo.ru
Приложение
Таблица1 — Динамика основных показателей функционирования ОАО «Татэнерго» за период2003-2006 годыПоказатели Ед.изм 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. Полезный отпуск электроэнергии Млн. кВт.ч 19089,8 18972,3 19314,42 19855,22 Полезный отпуск теплоэнергии Тыс. Гкал 30630,3 28289,2 28072,06 28212,42 Выработка электроэнергии Млн. кВт.ч 22947 22900 23422,55 24550 Потери и собственные нужды % 16,8 17,2 17,5 19,1 Выработка теплоэнергии Тыс. Гкал 32350,7 30458 30127,55 30037,1
/>
Рис. 1 — Индикаторы электроемкости продукции, кВт. ч/тыс. руб
/>
Рис. 2 — Прогнозпотребления электрической энергии отраслями промышленности в 2010 году
/>
Рис. 3 — Прогнозпотребления электрической энергии отраслями промышленности в 2020 году