УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА»
Географический факультет
Кафедра географии Беларуси
Курсовая работа
ОРИГИНАЛЬНЫЕ КАРТЫ И АТЛАСЫ
Брест, 2010
Содержание
Введение
1. Принципы классификацииоригинальных карт и атласов
2. Атласы-гиганты
3. Древнейшие картографическиепроизведения
4. Оригинальные тематика и формаисполнения атласов и карт
5. Мастерство и дизайн в раннейкартографии
Заключение
Список литературы
Введение
Картографические произведения- это уникальные документы, памятники конкретной исторической эпохи, в которыхзафиксированы разнообразные сведения о территориях на определенный моментвремени. Карты и атласы с полным основанием можно рассматривать не только какпамятники мировой истории и культуры, но и как ценнейший материал для научныхисследований. Во многом, поэтому мною была выбрана такая тема для изучения, какоригинальные атласы и карты.
Целью курсовой работыявляется накопление и обобщение знаний о нестандартных картографическихпроизведениях. Главная задача написания работы – это выделение основныхпринципов для отнесения тех или иных карт либо атласов к оригинальным, а такжеподробное рассмотрение каждого из них.
Актуальность рассмотренияданной конкретной темы состоит, прежде всего, в интересе её изучения для любогопотенциального исследователя, т. к. в процессе исследования раскрываетсябольшое количество любопытных фактов из истории дизайна картографии и нетолько. Тема оригинальных атласов и карт мало кем рассматривалась и это даётещё один повод для её изучения. Своё видение данной темы я и попытался изложитьв курсовой в следующих разделах: принципы классификации оригинальных карт иатласов, атласы-гиганты, древнейшие картографические произведения, оригинальныетематика и форма исполнения атласов и карт, мастерство и дизайн в раннейкартографии.
1. Принципы классификации оригинальных карт и атласов
Задолгую историю развития картографической науки карты и атласы прошли длительныйпроцесс эволюции. Проходили столетия — менялись представления людей о Земле,появлялись новые материалы: на смену папирусу и пергаменту пришла бумага, былоизобретено книгопечатание. Все эти перемены не могли не отразится и накартографии, поэтому атласы и карты так сильно изменились со времени ихпоявления.
Завсю историю картографии было создано огромное количество нестандартных иоригинальных картографических произведений, которые не вписываются в нашисовременные представления о картах и атласах. Очень трудно дать определённую ичёткую классификацию оригинальным картографическим произведениям, можно лишьпопытаться выделить главные принципы и основания, по которым те или иные картыи атласы можно отнести к рангу оригинальных. Итак, основными принципами дляотнесения атласов и карт к нестандартным могут быть их формат, возраст,материал на котором они изготовлены, оригинальная тематика, а такженестандартный способ изображения картографируемого объекта или территории.Итак, рассмотрим каждое основание для классификации в соответствующем разделе.
2.Атласы-гиганты
Среди огромногоразнообразия оригинальных картографических произведений особенно выделяютсянестандартные по формату атласы, которые поражают своими размерами. Некоторыеиз этих атласов занесены в Книгу рекордов Гиннеса как самые объёмные или самыекрупноформатные атласы в мире. Абсолютное большинство этих атласов было созданоещё в XVII веке, который по праву называютвеком атласов. Это столетие увидело появление атласа как доминантнойкартографической формы. Печатные формы карт для атласов кочевали от одногоиздателя к другому, по завещанию или за деньги, и использовались десятилетие задесятилетием, часто с очень маленькими изменениями или вообще без них. Поэтому XVII век отмечен появлением целого рядасемейных династий картографов, которые занимались изданием атласов. Среди нихнужно выделить и династию Блау, двое представителей которой, братья ВиллемЯнсзон и Йоан Блау, изготовили по специальному заказу крупнейший по объёмуатлас, ныне хранящийся в Вене и известный как «Атлас принца ЕвгенияСавойского». Данный атлас насчитывает 46 томов. Он включает в себя не толькопечатные карты, выпущенные другими издателями, но и карты ручной работы, виды,календари и т. п.
В XVII веке большимспросом пользовались настенные карты, некоторые из них даже были объединены вдва «суператласа», изготовленные в 1660 году для королевских персон. Первый былзаказан принцем Йоханом-Морицем Нассауским для преподнесенияФридриху-Вильгельму, великому курфюрсту; он хранится в Германии, вГосударственной публичной библиотеке Берлина. Его размеры поистине внушительны– 1,10 х 1,70 м, а весит этот уникальный атлас — ни много ни мало — 175 кг. На его переплёт пошло три телячьи шкуры, каждая половина переплёта изготовлена из ценнойдревесины и оправлена в латунный оклад. Атлас содержит 35 настенных карт иявляется самым большим из картографических изданий мира.
Второй «суператлас»,хранящийся в настоящее время в Британском музее, был преподнесён Йоханом Кленкеи другими амстердамскими купцами королю Англии Карлу II по поводу восстановления его на престоле в 1660 г. Атлас имеет размер в высоту почти шесть футов и состоит из 40 больших настенных карт,выпущенных знаменитыми амстердамскими издателями [1, 5].
3.Древнейшие картографические произведения
Долгие годы многихучёных, не только картографов, но и археологов, интересовал вопрос о том, какаяже карта является самой древней в мире. До 1978 года древнейшей из известных географическихкарт считалась карта, начертанная на глиняной дощечке, найденная в СевернойМесопотамии (ныне Ирак), на которой изображены рельеф и поселения этойтерритории. Некоторые исследователи датируют её 2800 годом до нашей эры, однакоона немного «моложе» карты, обнаруженной в конце 1970-х годов в Иордании. Обистории открытия и исследования этой иорданской карты и пойдёт речь далее.
Чуть заметная тропкасерой змейкой вьётся вверх по склону среди фиолетово-чёрных растрескавшихсякамней. Может быть, вовсе и не тропка это, а проплешины голой рассохшейсяземли, пристроившись одна к другой, имитируют заброшенный путь… Немилосерднопечёт знойное аравийское солнце. Короткий роздых и — снова вверх. Кажется,прямо в белёсое, раскалённое небо. И вдруг — внезапная остановка.
— Они, «краеугольныекамни»…
На относительно ровнойкрохотной площадке заметен геометрически правильный контур. При желании егоможно принять за остатки фундамента какого-то древнего строения, может быть,жилой хижины.
Предположение становитсяуверенностью, когда идущий впереди группы, перешагнув через этот каменистыйконтур, наклоняется и из небольшой кучки краеугольных осколков кремня,упрятавших свой первоначальный цвет под плёнку тёмного пустынного загара, берётнебольшую уплощённую пластину. Протягивает её своим спутникам. Кремневаяпластина с явными следами обработки упорной, но не очень умелой руки. Да,сомнения рассеялись: восходители ступают среди сколов, скребков, отщепов идругих орудий первобытного человека. Здесь целая мастерская. Стало быть,исследователи действительно находятся в доисторическом селище. Теперь ужеглазом можно охватить его размеры. Они невелики: селение насчитывало всего сполдюжины миниатюрных, круглых в плане строений.
— Ну-ка, посмотрим,нанесено ли оно на карту. Вот наша долина Вади-Ктайе. Эта линия, как мы иполагали, обозначает тропу, по которой мы сюда поднялись. А вот и кружок,соответствующий селению. Что ж! Составители карты оказались точны.
И снова в путь. Опятьвверх по ускользающей от взгляда тропе, пока она не упирается в отвесный обрыввысотой в полсотни метров.
— А что на карте?..Смотрите, линия, обозначающая, как мы знаем, тропу, обрывается вскоре задеревней. Видимо, таким способом неизвестный нам картограф показал своимсовременникам, что тропа тупиковая и дальше по ней не пройдёшь...
Пора объяснить, что делопроисходит на юго-западе современной Иордании, в нескольких десятках километровот залива Акаба. На этой выжженной солнцем, забытой аллахом и людьми гористойземле итальянский исследователь Эдоардо Борцатти фон Лёвенштерн и его товарищипроводили в полевой сезон 1987 года идентификацию необычной, быть может,древнейшей в мире карты...
Слухи о том, что скальныеущелья Южной Иордании богаты рисунками доисторических людей, проникли в учёныймир давно. Однако исследователи не спешили проложить свои маршруты в этоттруднодоступный пустынный район, где среди однообразия красноватых песковскалистыми островами горбятся гранитные останцовые горы: Джебел-Амуд,Джебел-Ум-Ишрин, Джебел-Эль-Каз-Али… Конечно, совсем безлюдным этот район неназовёшь: его в разных направлениях пересекают караванные тропы, а по окраинампопадаются кочевья бедуинов, но только в середине 70-х годов, после того какпоблизости создали государственное земледельческое хозяйство, возниклавозможность организовать систематические научные экспедиции.
Борцатти впервые появилсяв иорданской пустыне в 1974 году. Целый сезон ушёл на общую разведку:геологические, геоморфологические, ботанические, гидрологические изыскания.Тогда же выяснилось, что почти в каждом ущелье стены были покрыты многослойнымиизображениями. Древние художники наносили эти рисунки в течение несколькихтысячелетий, нередко перечёркивая, а отчасти и замазывая произведения своихпредшественников. Разная техника была у древних живописцев, разный уровеньмастерства, но научная оценка наскальной живописи Вади-Рамм и Вади-Ум-Ишрим ещёвпереди.
Выяснилось, что самыедревние каменные орудия датируются поздним палеолитом, 16-12 тысячами лет донашей эры. Спустя шесть тысячелетий климат стал более благоприятным длясельскохозяйственных работ, и в Юго-Западной Иордании стало зарождатьсяземледелие. А ещё через две тысячи лет страна уже была достаточно густозаселена, учёные располагают сведениями о десятках, если не сотнях, мелкихкрестьянских общин. Видимо, к концу IV — началу III тысячелетия донашей эры и относится замечательное открытие, сделанное экспедицией Борцатти.
В 1978 году итальянцыначали детальные палеоэтнографические исследования массива Джебел-Амуд. А этохаотическое скопление разнонаправленных хребтов, возвышающихся над песчанойравниной метров на восемьсот; громоздящиеся одна на другую скалы, отвесныеглубокие пропасти; тесные, изломанные ущелья; множество полостей и пещер визъеденных временем склонах. Без помощи местного населения учёным вряд лиудалось бы найти главное сокровище, оставленное неведомой доисторическойкультурой, — карту. А надо сказать, что сначала бедуины не баловали чужеземцевсвоим расположением, в особенности когда дело касалось наскальных рисунков. Нераз Борцатти, доверившись «точным» сведениям, полученным от местных жителей,убеждался, что они очень далеки от реальности. Прошло немало времени прежде,чем учёным удалось завоевать доверие населения. Оказалось, что бедуины поначалупринимали исследователей за обычных кладоискателей. Сыны пустыни упрямо верили,что в пещерах древних скалистых массивов спрятаны несметные сокровищапрославленных эмиров и вождей, путь к которым будто бы указывают рисунки наскалах и, конечно, карта.
В тот уже далёкий 78-йгод барьер недоверия был окончательно разрушен. Шейх Диси самолично согласилсясопровождать экспедицию в потайной грот, образованный наклонившимися в разныестороны гранитными плоскостями. В этот полуприкрытый скальным шатром «зал»размером семь метров на четыре вёл узкий извилистый лаз.
Искатели оказались вскудно освещённой пещере. На стенах проглядывался многопластовый узороднотонных и цветных рисунков и знаков, теперь уже, быть может, навсегданепонятных. Некоторые из них были едва различимы. Но не настенная галерея сталаглавной достопримечательностью продолговатого «зала». В самом центре егоисследователи увидели массивный каменный блок в форме параллелепипеда. Верхняягрань казалась строго горизонтальной, однако впоследствии инструментальные наблюденияобнаружили всё-таки слабый, всего в два-три градуса, уклон к северо-востоку.Северный край поверхности плиты щербил неглубокий уступ. Каких-нибудь следовискусственной обработки, отделки, шлифовки монолита учёные не заметили.
Когда произвели обмеркамня, всех поразило ещё одно существенное обстоятельство: огромная массаскального блока. Судя по размерам, монолит должен был весить ничуть не меньшедвенадцати тонн! Каким образом удалось технически неграмотным людям, нерасполагавшим никакими механическими подъёмными устройствами, передвигать в тедавние времена столь массивные глыбы?
Но ещё больший интересвызвала сама поверхность камня. Она вся была испещрена густой сеткой бороздок иямок различного размера и глубины. Бороздки были шириной от одного до четырёх споловиной сантиметров, и, похоже, гравировали их металлическим орудием, адиаметр сферических ямок составлял от двух до шести с половиной сантиметров приглубине полтора-три сантиметра.
Нетрудно было догадаться,что экспедиция Борцатти оказалась перед картой, на которой далёкие предкибедуинов отразили свои географические познания. Простое сопоставление контуровна камне с современной топографической картой района выявляет удивительноесходство изображений. Так, например, в сети прямолинейных бороздок легкоусмотреть расположение современных водотоков — тальвегов. Разрежение бороздокотмечается в пустынном северо-восточном секторе и на приподнятом, слабоизрезанном плато. Именно здесь появляются изолированные ямки. Древний чертёжпересечён по диагонали контурами широкой разработанной долины. Она легкоопознаётся на местности, причём по дну долины уже на человеческой памятипротекала крупная илистая река, как это показала геологическая съёмка.
Борцатти логичнопредположил, что карту высекали люди, прекрасно знакомые с изображённойместностью, да к тому же знавшие дорогу к удобному наблюдательному пункту,откуда вся закартированная территория хорошо просматривается. Для «каменнойкарты» в целом удалось даже определить масштаб — 1:16 000, один сантиметризображения соответствует 160 метрам на местности. Правда, масштаб невыдерживается по всему полю карты. Наибольшие искажения отмечены в самомтруднодоступном северо-восточном секторе, хотя и здесь общую орографическуюсхему можно без труда опознать на местности.
Учёные заметили ещё однуособенность карты: бороздки её северной половины не сообщаются с южными.Единственный случай перехода через «демаркационную линию» относится купомянутой широкой долине, по которой некогда мчался мутный, илистый поток. Ноименно это и помогло определить время, когда она была высечена. По мнениюученых, составлял карту не один человек, да и создавалась она в течение 150-200лет…
Что же изображено насамой древней сохранившейся карте планеты? Разгадывать это пришлось с копиейкарты непосредственно на местности. Долину за долиной отмеряли шагамиисследователи, скрупулёзно сверяя знаки доисторической карты с реальносуществующими объектами. И выяснилось, что бороздки довольно точно воспроизводятрасположение межгорных долин. Значит, всего лишь примитивная схема? Но сама посебе она вряд ли представлялась бы древнему человеку достойной воссоздания вкамне. Логично предположить, что авторов карты интересовали, например,проходящие по долинам дороги.
Сложнее обстоит дело сямками. Несомненно, что с их помощью отмечены какие-то пункты, очень важные длядревнего населения. Но какие именно? Селения, источники, опасные места, могилыпредков, идолы или ещё что-нибудь? Борцатти предложил нанести на снятую скаменной карты кальку все известные селища и стоянки палеолитического человека,а также местонахождения наскальных фресок, распределив эти данные согласновозрасту — по различным историческим периодам или археологическим культурам. Итогда выяснилось, что узор ямок на карте ближе всего совпадает со схемойрасположения археологических памятников энеолита. Кроме того, именно в товремя, когда климат Ближнего Востока был более влажным, существовалаупоминавшаяся уже могучая река, разграничивающая север и юг исследованногорайона. Археологи отыскали около 20 поселений того периода, в которыхнаходилось от 10 до 25 хижин, эллиптических или круглых в плане. Сохранилисьдаже их основания, сложенные крупными каменными блоками. Каждое имеет разрыв,который можно принять за вход в жилище. В некоторых селениях, оказавшихся всухом чистилище пустыни, остались и стены хижин высотой до полутора метров. Всеселения показаны на карте. Как правило, они располагаются на склонах, скалистыхобрывах. Часто возле селений, а то и в них самих, находились невысокие насыпипогребальных холмиков.
Однако далеко не всемямкам удалось отыскать «наземное соответствие». И немудрено! Ведь надпустынными холмами иорданского Юго-Запада не просто пронеслись тысячелетия —здесь кочевали, а бывало, и оседали на время поколения номадов. Те из селений,что пять с лишним тысяч лет назад выросли на небольших намывных речныхтеррасах, были растёрты в прах бесчисленными стопами прошедших там кочевников.На многих камнях развалин — надписи, в которых легко узнаются алфавиты всехисторических эпох.
Вообще-то и современныебедуины не прочь оставить собственный автограф на древнем рисунке — чаще всегокакой-нибудь символ. В этом отношении карте повезло: за тысячелетия каменногорельефа не коснулся резец себялюбца.
И всё-таки с какой цельюизготовлена карта? Отбросив ряд примитивных поверхностных предположений,Борцатти и его товарищи высказали мнение, что карта создавалась… дляконтрольно-административных нужд. Но если это так, то поселяне-«картографы» находилисьна достаточно высокой стадии общественного развития. Значит, итальянскимисследователям посчастливилось напасть на следы неизвестной цивилизации,стоявшей если не в одном ряду со знаменитыми сатрапиями Древнего Востока, то нетак уж далеко от них?..
Пожалуй, наиболеевпечатляющим во всей этой истории является вывод итальянских археологов о том,что каменная карта предназначалась для нужд административного управления.Считается, что наши древние предки изготовляли две вида карт. Одни отражалиобщие представления об устройстве мира, а другие — конкретную окружающуютерриторию. Здесь же мы, по всей видимости, имеем дело с крупномасштабнойкартой иного типа, созданной для решения прикладных задач. А это говорит овесьма высоком уровне картографической грамотности древнего народа. Карты непросто информировали о расположении поселений, дорог и троп, охотничьих угодийи пастбищ, но, говоря современным языком, помогали принимать решения приуправлении теми или иными землями. Несомненно, картографы должны были обладатьсовершенной техникой и точными методами, а главное — отчетливо представлятьобщественные нужды. Одновременно можно предположить и сравнительно высокуюграмотность тех, кто мог читать эту карту и пользоваться ею.
Но можно ли назвать картусамой древней? Ещё в 70-х годах XXвека появились сообщения о том, что на Украине, в Черкасской области, найденкусок бивня мамонта с нанесённым на него картографическим рисунком: река,деревья, постройки. Учёные определили возраст находки — 14-15 тысяч лет...
Но будем помнить, чтокартографические изображения появились задолго до каких-либо форм письменностии сопровождали человечество с начала его зарождения [2, 4].
4.Оригинальные тематика и форма исполнения атласов и карт
С каждым годом в мирекарт и атласов появляется всё большее и большее количество оригинальныхтематических картографических изданий — Атлас бурь, грибной, анатомический идр. Большое количество таких изданий можно обнаружить и во всемирной сети.Взять, к примеру, карты городов и схемы пассажирского транспорта в городахбывшего СССР (СНГ), размещённые на сайте www.geocities.com/rip_ru/Main.htm, иливиртуальный планетарий со звёздными картами с сайта www.grigam.wallst.ru/glav.htm. Однако, наиболеепримечательным среди оригинальных тематических интернет-изданий являетсяанглоязычный Атлас биосферы (Atlas of the Biosphere), который размещается на сайте www.sage.wisc.edu/atlas/.
Данный атлас, созданный в 2002 году, – это проект Центра поддержания глобальнойокружающей среды Института исследований окружающей среды университета штатаВисконсин (г. Мэдисон). Цель создания атласа проста и состоит в том, чтобысобрать как можно больше информации об окружающей среде и человеческихвзаимодействиях с ней по сравнению с любым другим источником и предоставить этуинформацию как можно большему числу людей. Информация об окружающей среде,представленная в атласе посвящена широчайшей аудитории. Атлас биосферы включаетв себя два раздела: карты и схемы. Раздел карт содержит географически точныеданные, разбитые на четыре главные категории: человечество, землепользование,экосистемы и водные ресурсы.
Раздел схем оченьдетально иллюстрирует различные ресурсные циклы и круговороты, благодарякоторым происходит возобновление отдельных земных систем. Среди схем можновыделить круговороты различных веществ на Земле (воды, горных пород, озона), атакже циклы отдельных химических элементов (азота, кальция и др.). Все схемывыполнены в виде красочных иллюстраций с динамическими стрелками, показывающиминаправления миграции тех или иных элементов, в результате чего создаётсянаглядное представление о ресурсном цикле. Объектом картографирования могутстать даже вымышленные миры, страны и территории. Татуин, Набу, Корускант — слова, известные любому, кто хоть чуть-чуть знаком с киносагой Джорджа Лукаса«Звёздные войны». Безусловно, кроме энциклопедии рас или справочника покосмическим кораблям Империи и Повстанцев, в Сети обнаруживаются и подробныекарты галактики Star Wars, которые можно найти на сайте www.nav-computer.com.
Известный в широких кругах в Америке и в узких у нас сериал Star Trek такжеможет похвалиться своими атласами, например на сайте www.startreksite.com/maps.
Прославленное Толкиеном Средиземье из «Властелина колец» также не минула чашасия. На знаменитом бесплатном сервере Geocities до сих пор обитает прекраснаяколлекция самых разнообразных, в том числе и тематических карт, среди которыхможно найти и карты Средиземья (www.geocities.com/ringobsession/middleearth.html).
Оригинальныекарты-иллюстрации можно встретить и в литературных произведениях. Например, нафорзаце книги известного английского писателя XIX века Майна Рида помещены две любопытные карты: картадействия романа «Белая перчатка» и карта путешествия через дебри островаБорнео. Что касается последней, то она отнюдь не является вымышленной. На нейотображены горы, реки, моря, острова, соответствующие действительности. Картадаже имеет масштаб…
Если из книжно-киношногомира вернуться в реальный, то оригинальных и нестандартных карт и схемнаберётся великое множество, в особенности по форме исполнения. Особеннопримечательными являются круглые арабские карты, карты стран в виде животных,средневековые морские карты – портоланы. Теперь о них поподробнее.
Средневековая исламскаякарта мира. Название карты переводится как «Жемчужина чудес и уникальностьвещей странных». В центре карты святейшие города ислама: Мекка и Медина. Накарте показаны Китай и Индия на севере и «Христианские секты и государстваВизантии» на юге. Внешние круги изображают моря. Данный манускрипт – этокосмология, не означавшая быть географически точной, а только дающая читателюпредставления систематическим взглядом сквозь существующие знания о мире тоговремени.
Портолан СредиземноморьяКартографическая революция произошла в Средиземноморье в XIII в. с появлением нового виданавигационных морских карт – портоланов. Обычно написанные на шкурах животных,портоланы изображали побережья Средиземного и Чёрного морей, а такжеАтлантическое побережье Юго-Западной Европы с высокой степенью точности.Портолан, изображённый на рисунке, является одной из наиболее красочных карт,хранящихся в Библиотеке Конгресса в Вашингтоне. Карта была составлена в 1559 г. Матеусом Прунесом (1532-1594), главным членом семьи майоркских картографов.
С подъёмом европейскогонационализма создание карт стало инструментом, который способствовал выявлениюнационального самосознания. Помимо составления детальных национальных карт иатласов, которые устанавливали границы для отдельных государств, картографытакже развивали легко узнаваемую иконографию. В случае с семнадцатьюпровинциями, известными как «Нижняя Германия», «Les Pays Bas», «Нидерланды» или «Низменная страна» и включавшимисовременные Бельгию, Нидерланды, Люксембург и часть северной Франции, то ихчасто изображали в виде льва [3, 6, 7, 8].
5.Мастерство и дизайн в ранней картографии
Картыиграют в жизни человека важную роль. Можно рассматривать их как конечныйпродукт географических исследований и открытий, а можно — как средствографического представления земной поверхности. В любом случае совершенноестественно, что ранние картографы стремились превратить свои карты, кроме всегопрочего, в подлинные произведения искусства. Так или иначе, на ранних картахобязательно присутствуют не только специальные картографические символы, но ичисто художественные элементы — изображения животных, растений и людей (часто всценах из повседневной жизни), панорамные виды ландшафтов и городов. На старыхкартах для всего этого вполне хватало места: чем меньше известно о стране, тембольше пустых мест, которые необходимо заполнить, тем настоятельнеенеобходимость рассказать о её характерных чертах посредством рисунка, посколькуобычные картографические символы для этого не годятся. Вполне справедлива инасмешка Свифта над картографами, которые на картах Африки:
Пробелыв знаниях скрывая,
Рисуютстрашных дикарей;
Необнаружив городов,
Слоновв пустынях размещают.
Картытогда разрастались в целые книги, художественные литературные произведения,сообщавшие такую информацию, какую ни один прозаический современный картографне мог бы отразить в своей научной работе.
ВСредние века карты часто помещали в рукописные книги в качестве заставок илиукрашений. Существует, например, изображение византийского императора сглобусом в руках. На глобусе при этом изображена Т-образная карта, стольлюбимая средневековыми картографами. В другом манускрипте карта играет рольбуквицы в начале главы: глава начинается со слова orbis, и круг буквы О, весьма кстати, заполняет карта.Средневековые картографы называли карту orbis imago (изображение мира) или pictura (рисунок), и концепция карты как рисунка прожила до гораздоболее поздних времён. В конце XVIIв. географ Филипп Клювер заявил: «Маппа, или карта географическая, естькартина, которая содержит землю или её части в искусном плоском изображении» («Mappa seu Charta Geographica est pictura, qua situs terrae vel eius partes in plano artificios describitur»). Средневековая карта выросла отминиатюры до огромных алтарных карт Эбсторфа или Херефорда, украшенныхвоображаемыми людьми, животными и сценами, раскрашенными золотом и множествомярких красок. Карты позднего Средневековья были произведением не толькокартографов, но и миниатюристов, то есть художников. Даже в XVI в. карта мира (включавшая уже иновый континент) по-прежнему рассматривалась как произведение искусства. Такойбыла карта Хуана де ла Косы и карта, изготовленная в 1546 г. Десельером по заказу Генриха II. Итальянскиеманускрипты «Географии» Птолемея украшались портретами папы, которомупосвящались, или царствующих особ.
В эпохукарт, гравированных на дереве или меди, украшения часто были работой подлинныххудожников, таких, как Дюрер или Гольбейн. Карты украшались гербами правящихдомов (например, карты Генриха Целла), охотничьими сценами (Вид), севернымисредствами транспорта и батальными сценами на Неве и Чудском озере (ОлафМагнус), сценой перехода через Красное море (В. Виссенбург), различнымимоделями кораблей и т. п. Ещё в XVIIIв. картуши на картах рисовали художники. Многие карты, кроме того, раскрашиваливручную. Неудивительно, что такие карты часто использовались для украшениякомнат. Их вставляли в рамы, покрывали стеклом и вешали на стены вместо картин.Их и сейчас используют в этом качестве. Скорее, правда, можно сказать, чтосовременный мир заново открыл для себя их привлекательность, признав и иххудожественную ценность, и их культурное значение как символов минувших эпох.Очевидные неточности в деталях на этих старых картах не всегда являютсяошибками со стороны картографа. Иногда они правдиво и информативно отражаютзнания и опыт того времени. Возможно, город, который мы знаем сейчас, тогда несуществовал или был известен под другим именем. Может быть, эта дорога илиграница проходила по другому месту, а этот лес когда-то занимал место, гдесейчас расположены поля и города. То, что сейчас суша, возможно, было когда-тодавным-давно отнято у озёр, таких, как Хаарлеммермер (которое и сейчас можноувидеть на карте «Голландия» 1558 г.) или исчезающее Зёйдер-Зе наших дней.Такие моменты скорее подчёркивают, нежели умаляют, ценность карт какисторических документов или диковинок.
Откарты, вставленной в раму и повешенной на стену, всего один шаг до карты,нарисованной непосредственно на стене, и сложно сказать, которая из этих картпоявилась первой. Карты-фрески, возможно, предшествовали картам в рамках,нарисованным на холсте или пергаменте. Эбсторфская карта была сначаланарисована на пергаменте, а затем повешена на стену. Здесь играли рольсоображения как практичности и удобства, так и красоты. Подобные настенныеукрашения были особенно популярны в Италии эпохи Возрождения. Во Дворце Дожей вВенеции была особая комната, Sala del Scudo, на стене которой карта быланарисована в конце XIV или в начале XV в. В 1483 г. эту карту уничтожил пожар, и её заменили двумя другими картами работы Гастальди — картамиАфрики (1549 г.) и Азии (1553 г.). После этого комнату стали называть Sala delle due Mappe. Эти карты были выполнены по технологии фресок, длячего Гастальди было разрешено изготовить пробную версию на стене церкви Св.Николая. Позже эти карты также исчезли, и теперь на их месте восемь карт работыГризеллини. Когда кардинал Пьетро Барбо построил себе в Риме дворец, известныйсейчас как Венецианское палаццо, он заказал для стены одной из комнат карту. Обэтой карте не известно ничего — ни дата, ни автор, ни форма исполнения. Онаупоминается и в 1495 г., и в 1683 г., а изготовлена была, вероятно, между1455-м и 1464 гг. Комнату приходилось часто ремонтировать, а однажды в нейобрушился потолок, после чего её разделили на несколько комнат меньшегоразмера. Карта, видимо, при этом погибла. По отзывам современников, она была «grande et attacato su altro nel muro», и это позволяет предположить, что карта была ненарисована непосредственно на стене, а закреплена на ней. Пеллегрино Данти деРинальди (Эгнацио Данти), известный астроном и картограф второй половины XVI в., прославился как автор настенныхкарт. Вызванный во Флоренцию герцогом Козимо де Медичи, он изобразил 53 картына дверцах шкафов в «новом гардеробе» Палаццо-Веккьо. Он провёл топографическуюсъёмку окрестностей Перуджи и нарисовал их карту на стене большой залыгубернаторского дворца в Болонье. Её закрасили в 1798 г. В 1580 г. Данти был вызван в Рим в качестве папского космографа. Он руководил изготовлениемкарт на стенах Бельведерской галереи, теперь называемой Галереей географическихкарт, в Ватикане. Для этого он сделал наброски 32 больших карт Италии. Онруководил также реставрацией более старых карт неизвестного мастера примерно 1600 г. Подобного рода настенные украшения вновь вошли в моду уже в наше время: в 1935 г. для Республиканского арсенала в Амальфи была изготовлена большая керамическая карта в видестаринного портолана, а на стене зала собраний во Дворце Мира в Женевевыполнена мозаичная имитация старинной карты мира.
Мозаичныекарты были известны в Древнем мире, хотя их место всегда было на полу, а не настенах. Примером может служить почти нетронутая карта Палестины и части Египта,сохранившаяся в руинах церкви в Мадабе (середина VI в.). Мозаичное изображение Египта, обнаруженное в храмеФортуны в Пренесте (ныне Палестина) может быть даже старше. Но это большеизображение, нежели карта, поскольку информация здесь представлена не вкартографической форме, а ограничена в основном изображениями характерных чертфизической географии, флоры, фауны и политической жизни Египта.
Картыслужили для украшения стен и в форме гобеленов. Как мы уже видели, султанМохаммед II приказал выткать большой ковёр сизображением карты мира из Птолемеевой «Географии». Карты служили сюжетом нетолько для ковров, но и для гобеленов. В конце XVI в. некий английский мастер-ткач был направлен вНидерланды учиться именно этому искусству, чтобы применить свои знания повозвращении. Долгое время этим искусством в Англии владели семейство Шелдон изВестона в Варвикшире и семейство Бесли в Вустершире. Образцы их работы и другиеаналогичные гобелены можно увидеть в нескольких английских музеях. Вести обэтом искусстве дошли до Петербурга, и императрица Елизавета поручила Ломоносову— директору географического департамента, отвечавшего за изготовление всех ивсяческих карт, — исследовать его возможности. В XVIII в. в Европе зародилась идея изготовления обоев сизображением карт. Бумажные обои тогда были совсем недавно завезены из Китая, иА.Ф. Цюрнер предложил своему господину для этой цели карты; он заявил, чтотогда комнаты господина можно будет «отделать самым великолепным образом». ВЯпонии карты часто служили темой для какемонос (картин, развешиваемых по стенамна шнурах), а также для ширм и вееров.
Особыйкласс настенных украшений составляют карты, выгравированные на металлическихпластинах с втёртыми в углубления красками (intarsia). Примером такой карты может служитькарта Борджиа.
Картычасто воспроизводились на всевозможных объектах, хотя делалось это не всегдатолько для украшения. На китайских треножниках, например, помещали карты илиописания страны, а карты на столах Карла Великого или Рожера II (карта Идриси) определённопредназначались для практического использования. Карта части Чёрного моря нащите римского воина также имела практическое значение (в противоположность щитуАхилла). Карты на сундуках, однако, как, например, на сундуке XVI в. работы Агемины (коллекцияТривулци), или на кубках были чисто декоративными. В 1640 г. дрезденская Кунсткамера приобрела «глобус серебряный, несомый Атласом, предназначенныйслужить чашей для питья». Украшения подобного рода были известны ещё скифам: насеребряном сосуде из скифской гробницы под Майкопом изображён ландшафт с рекой,текущей с гор в озеро. Держава (королевская регалия) также представляет собойестественное место для карты, а двуглавый орёл русского военно-морского флотадержал в своих лапах и клювах четыре карты русских морей (Балтийского, Белого,Чёрного и Каспийского). Карты появляются на монетах и медалях — карта всейЮжной России призвана была отметить путешествие Екатерины в Крым, а картаМоравии (1689 г.) — действия Морозини против турок. Их можно обнаружить нациферблатах солнечных часов, как карты Этцлауба, на инструментах илидекоративных глобусах, иногда изготовленных из золота или серебра, хотя их всёже нельзя классифицировать как произведения исключительно декоративногоискусства. Можно лишь сожалеть о современной моде использовать (и губить)старые карты для изготовления и украшения различных предметов, таких, какламповые абажуры, портсигары и спичечницы, корзинки для бумаг или ширмы; эточистое варварство и снобизм.
Картыиногда появляются на картинах, задавая таким образом тему произведенияискусства. Существует множество подобных картин, но они никогда не изучалисьименно с этой точки зрения. Карты обычно считают незначительной деталью взамысле картины; на неё не стоит тратить много времени, а потому она не слишкомточна. Примерами могут служить полуфантастическое изображение каналов Голландиина картине сна св. Елизаветы (диптих мастера из Ренена, ок. 1480 г.) и знаменитая картина Гольбейна «Посольство к Великому Моголу, 1314 г.». На последней небольшая видимая часть изображённого глобуса содержит анахронизм: очертанияАфрики на глобусе относятся ко времени на полтора столетия позже изображенногона картине события.
Художникичасто используют карты для достижения символического или комического эффекта.Одно время популярны были карты воображаемых земель, таких, как земля Кокэнь накарте И.Г. Хоманна, к которой прилагался особый отдельный текст Шнабелина ввиде книги, или забавная карта «Земля Любви» («cartes de tendre»), относящаяся к середине XVIII в. Символизм также не прошёл мимо карт (рис. 10):Европа в виде женщины (Йоханн Путш, 1537 г.), Азия в виде Пегаса (Г. Бюнтинг, 1582 г.), Италия в виде сапога, Швейцария в виде медведя, Нидерланды в видеорла или льва и т. п. Гурмон (ок. 1550 г.) насадил на мир шутовской колпак. Политическая карикатура такого рода живёт и сегодня и не заслуживаетнаименования искусства.
Необходимопроводить чёткое различие между картами как произведениями искусства и картамикак объектами для искусства или просто украшениями. Современные картографы несчитают достойной особого внимания эстетическую выразительность своих карт.Если в начале позапрошлого века французский полковник Бонн мог сказать: «Неследует забывать, что топографическая карта есть род рисунка. Её предметдостаточно сух; давайте же не будем лишать её той доли привлекательности, чтовсё же в ней присутствует», то теоретик XX в. мог бы ответить на это: «Посмотрите, сколь невысокитребования, которые предъявляет к художественному мастерству картографа рисунокрельефа на топографических картах».
Однакосовременный человек, очевидно, тоже небезразличен к художественным достоинствамкарты. Современные географические карты совмещают в себе точность научнойтопографии с живой выразительной силой ранней карты, избегая при этом излишнейсимволичности и нацеливаясь на немедленный визуальный эффект. Старыеоригинальные карты, однако, не теряют своего значения, которым они обязаны, впервую очередь, самому своему возрасту. Ибо древности, полученные человеком внаследство от минувших столетий, обогащают и облагораживают его, побуждают еговнимательно заглянуть в глубь собственной личности и человеческого сознаниявообще: «Я — связующее звено между прошлым и будущим; если отвергается прошлое,то не может быть будущего, и сам я ничто» [1, 3].
Заключение
Подводя итоги написаниякурсовой работы, можно отметить, что в ходе исследования удалось выделить главныепринципы и основания для отнесения определённых карт и атласов к типуоригинальных. Данными принципами являются: нестандартный формат атласа иликарты, солидный возраст картографического изображения, оригинальная тематика иматериал, на котором изображено картографическое произведение, а такженестандартная техника исполнения картографического издания. Однако, в этойкурсовой мне не удалось составить конкретную классификацию оригинальных карт иатласов, т. к. данная тема является очень широкой. У картографов на сегодняшнийдень нет единого мнения на счёт того, что относить к оригинальнымкартографическим произведениям, а что нет.
Что же касается разделовкурсовой работы, то в каждом из них были описаны наиболее примечательные, намой взгляд, картографические произведения, вызывающие неподдельный интерес. Этои атласы-гиганты, и древнейшие картографические произведения, и многое др.
Таким образом можносделать вывод, что данная область исследования в картографии отнюдь неисчерпана, что существует ещё огромное поле неизвестной информации оборигинальных картах и атласах, которое ещё предстоит кому-то познать.
Списоклитературы
1. Багров, Л.История картографии / Л. Багров. – Москва: Центрполиграф, 2004. – 319 с.
2. Куприн, А.М.Занимательная картография: кн. для учащихся 6-8 кл. сред. шк. / А.М. Куприн. –Москва: Просвещение, 1989. – 191 с.
3. Штегена, Л. Векаи географические карты / Л. Штегена. – Москва: Знание, 1987. – 48 с.
4. Москвин, А. Картаиз Леты / А. Москвин, А.М. Берлянт // Вокруг света. – 1988. — № 10. – С. 28-30.