ТОМСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Историческийфакультет
КУРСОВАЯРАБОТА
НАЦИОНАЛЬНЫЙВОПРОС И НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОГО КИТАЯ
Томск 2008
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. НАЦИОНАЛЬНЫЙВОПРОС В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ
1.1 Структура и национальныеособенности современного Китайского общества
1.2 Особенности и значениенационального вопроса
2. ВНУТРЕННЯЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКАКНР
2.1 Политика национальной автономии вКНР
2.2 Экономическая составляющая национальнойполитики
2.3 Аспекты социальной политики
3. ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕАСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ИИСТОЧНИКОВ
/>ВВЕДЕНИЕ
Большинствоисследователей сегодня сходятся во мнении, что современная система международных отношений ещё находится в процессе становления.На протяжении уже двух десятилетий после распада СССР идут споры о новоммировом порядке, о направлении развития новой миросистемы, о том, какиеальтернативы развития мирового сообщества существуют, и какими факторами этоопределяется. Много пишут о том, насколько изменилось положение КНР в мире. Быстроеэкономическое развитие и интеграция в мировую экономику позволили этомугосударству занять новое место в системе межгосударственных взаимоотношений.Китай стал одним из определяющих факторов глобального экономического развития,превратился во влиятельную силу в Восточной и Центральной Азии, на Корейскомполуострове. Это сильное государство обладает собственной политическойпозицией, чётко отстаивает свои национальные интересы. Китай стремится выйти науровень глобальной политической силы, способной влиять на создание новогомирового порядка.
Естественно, что наращиваниестратегической мощи, усиление международных позицийи влияния Китая вызывают тревогу, озабоченность и страх у мировогорыночно-демократического сообщества. Тема «китайской угрозы» широко освещаетсяив мировой, и в российской политологии, журналистике. Последнее время многоговорят о том, что Китай несёт прямую угрозу мировому развитию. Конечно, недооцениватьпотенциал Китая не стоит. Но существует огромное количество как внешних, так ивнутренних проблем, рисков, угроз и вызовов развитию самого Китая. Причёмвнутренние угрозы при подробном рассмотрении могут оказаться гораздо болеесерьёзными, чем внешние. В условиях увеличивающейся взаимозависимостисовременной мировой системы, глубокие кризисы в Китае несомненно отразятся наглобальной экономической и политической стабильности. Данная курсовая работапосвящена национальным проблемам и национальному вопросу в современном Китае,проблемам национальных меньшинств, влиянию национального вопроса на внутреннююи внешнюю политику государства. Это лишь небольшой аспект, затрагивающийвнутренние проблемы КНР. Конечно, национальные проблемы – это далеко неединственная и сегодня уже не самая серьёзная угроза развитию Китая. Но, тем неменее, это очень интересная тема с точки зрения межнациональных отношений, этотакже важный аспект внешней политики, который необходимо учитывать.
Для того чтобы оценитьзначимость национального вопроса и национальной политики в КНР, необходимо рассмотретьнациональную ситуацию в стране, обратить внимание на национальный и религиозныйсостав населения, межнациональные отношения, условия проживаниянациональностей, и на ряд других важных обстоятельств.
1. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС ВСОВРЕМЕННОМ КИТАЕ
Прежде чем подробно рассмотреть конкретное практическое содержаниеи особенности национального вопроса, вкачестве вступления необходимо привести некоторые теоретические аспекты.Анализируя различную литературу по данной теме, нельзя не сказать о методологиикитайской национальной политики. В основе многих исследований по новой историиКитая лежит концепция «единого многонационального Китая», или концепция «единойкитайской нации», разработанная китайскими учёными в 70-х и конкретизированнаяв 80-х годах. В этой концепции чётко прослеживаются две тенденции. Первая – этостремление построить научную модель формирования нынешнего «единогомногонационального Китая», признающая, что современный Китай образовался врезультате длинного и сложного процесса исторического развития. Из этоговытекает вывод об эволюции границ Китая на протяжении его истории, осознаниестановления государства как длительного и противоречивого историческогопроцесса. Вторая тенденция, которая преобладала в 70-е – начале 80-х годов, но постепеннопреодолевается и изменяется китайскими историками с конца 90-х, исходит изложных представлений, что Китай всегда, с глубокой древности, существовал иразвивался как единое многонациональное государство. В рамках данной концепцииотрицается эволюция границ страны, территории обитания любого народа,связанного с ханьцами, воспринимаются как территории Китая. Этот подход такжеповлиял на освещение целого ряда исторических вопросов, происходила переоценкамногих общественных явлений, давалась завышенная оценка роли отдельныхличностей в истории, несмотря на явные факты угнетения, ассимиляция малыхнародов изображалась благом, явно преувеличивалась роль Китая в мировойистории. То есть изображение исторических событий во многом подчиненосиюминутным задачам внешнеполитического, либо внутриполитического курса. Приисследовании истории национальностей, проживающих по обе стороны границ Китая ссоседними государствами – таджиков, уйгуров, монголов, ороченов, джунгар,казахов, киргизов и других, подчёркивается, что эти народы в прошлом полностьюнаходились под властью либо в сфере влияния китайского императора, а территорииих проживания оказались впоследствии утраченными для Китая. Такиегеографические районы как бассейн реки Амур, о. Сахалин, территории к югу и квостоку от озера Балхаш, Памир, юг Казахстана и многие другие рассматриваютсякак насильственно отторгнутые от Китая. Данная концепция направлена на подъёмнационального самосознания китайцев, чтобы сделать популярной идею единства,укрепления и возрождения страны. Такой подход признаёт за всеми народами,проживающими на территории КНР, статус нации, но одновременно в понятиекитайская нация включаются все этнические группы, несмотря на различия вязыках, культурах и психическом складе. Их роль в истории Китая сводится доминимума, они лишь внесли свой вклад в процесс становления и формированияединого и многонационального китайского государства. Поэтому за меньшинствами непризнаётся право на национальное самоопределение, критикуется и отрицаетсяпринцип федеративного государственного устройства, а единственно возможным инаилучшим вариантом для развития Китая является организациянационально-государственного строительства на принципе районно-национальнойавтономии, о которой подробно будет сказано далее.
1.1Структура и национальные особенности современного Китайского общества
Известно, что развитие Китаянасчитывает более 3500 лет. Это государство имеет богатую историю, Китайская цивилизация является одной из древнейшихкультур мира. Кроме того, современный Китай – крупнейшее полиэтническоегосударство. Поэтому неудивительно, что китайское общество отличается высокой неоднородностью,национальным и культурным разнообразием. Включая этнических китайцев – ханьцев– в Китае официально различается 56 национальностей. Они говорят на различныхязыках и диалектах, исповедуют практически все мировые религии, имеют различныекультуры и традиции.
Площадь территорииКитая составляет 9,6 млн. км². При этом, согласно последним официальным даннымГосударственного Управления Статистики КНР за 2007 год население Китаясоставляет 1/5 населения планеты, или 1,329,349,388 человек. Соответственно плотностьнаселения составляет 137.0 человек на км2,/>это сравнительно немного и не превышает плотность населения большинстваевропейских стран. Но необходимо учесть тот факт, что рельеф и климат Китая оченьразнообразны, поэтому часть территории практически не заселена (прежде всего,горные и пустынные земли), и реальная плотность населения гораздо выше. Уровеньгородского населения составляет 42.3%, или 562,000,000 человек; сельского – 57.7%,или 767,000,000 человек./> Больше половины населенияживёт в деревне, это огромное количество человек. Доля национальных меньшинств,живущих в деревне, ещё выше – это практически 80% от их общей численности. Важно также обратить вниманиена половозрастную структуру населения: 0-14 лет – 20.4% (муж.143,527,634 человек / жен. 126,607,344человек); 15-64 лет: 71.7% (муж.487,079,770 человек /жен. 460,596,384 человек); от 65 лет и старше: 7.9% (муж.49,683,856 человек /жен. 54,356,900 человек). В целом мужчин больше, чем женщин– 51,53% к 48,47%. Тенденции на ближайшие десятилетия крайне негативные, таккак темпы старения населения в Китае ускоряются. Трудоспособному населению,молодёжи, скоро будет трудно обеспечивать налогами существующее количествопожилого нетрудоспособного населения. Для китайской экономики это серьёзная угроза.Хотя миграции населения, возможно, помогут смягчить проявления демографическогоспада, ставшего результатом политики ограничения рождаемости. Также, из-зажёсткого курса на ограничение рождаемости, растёт уровень дисбаланса полов. Мужчинстановится больше. Уровень прироста населения в 2007 году официально составил0.606%. При этом население этнических меньшинств имеет уровень прироста почти всемь раз выше, чем ханьцы. В целом доля неханьского населения составляла 6.2% в1953г., 8.04% в 1990г., 8.41% в 2000г. и 9.44% в 2005г. Сегодня ханьцысоставляют около 91.9% всего населения страны. Хотя доля национальныхменьшинств в национальной структуре населения сравнительно небольшая, но вчисленном выражении это примерно 107,677,300 человек, больше, чем численностьнаселения самых многонаселенных европейских государств.
Наиболеемногочисленные национальные меньшинства это – чжуаны (их численность 16 миллионовили 1.30% населения), манчху (10 миллионов или 0.86%), хуэй (9 млн., 0.79%), мяо(8 млн., 0.72%), уйгуры (7 млн., 0.68%), народность и (7 млн., 0.65%), тхуцзя(5.75 млн., 0.62%), монголы (5 млн., 0.47%), тибетцы (5 млн., 0.44%), буи (3 млн.,0.26%), и корейцы (2 млн., 0.15%). Национальный состав населения отличаетсячрезвычайным разнообразием. Представлены 6 языковых семей: сино-тибетская –ханьцы, тибетцы, лаху, наси, и д.р.; алтайская – уйгуры, монголы, казахи,маньчжуры, и др.; тайская – чжуаны, буи; австроазиатская – мяо, яо, булан;корейская – корейцы; индоевропейская – русские, таджики. Китайский язык также имеетмножество диалектов. Собственную письменность имеют далеко не все народы,некоторые до сих пор находятся на таком низком уровне развития, что не имеютсовсем никакой.
Важнуюроль в формировании межэтнических взаимоотношений играет фактор религии. По религиозному вероисповеданию большинствонаселения – буддисты. Часто люди одной национальности могут быть носителямиразличных религиозных верований. Из неханьцев буддистами являются монголы,тибетцы, тай и другие. Тибетский ламаизм распространен среди тибетцев,монголов, сибо и некоторых других. Ислам суннитского толка – среди уйгуров,хуэй, казахов, узбеков, татар. Христианство (в основном католичество) – средимяо, корейцев, маонань, чжунцзя, и некоторых других. Также среди национальныхменьшинств широко распространены шаманизм и различные традиционные верования.
Демографическиеи национальные особенности населения обуславливают многие проблемы внутренней и внешней политике Китая, в частностипроблемы национальной политики и решения национального вопроса. С точки зрения национальнойструктуры населения, абсолютное численное преобладание ханьцев – это определяющийтипологический признак полиэтнического Китая. В ходе истории они обеспечилисебе доминирующую политическую, экономическую и культурную роль. Именно ведущаяроль ханьцев как этнического ядра – это один из важнейших факторов, оказывающихглобальное воздействие на национальную ситуацию в стране.
1.2 Особенности и значениенационального вопроса
Исторически Китай сталцентром притяжения для многих народов. С течением времени различные этносыКитая что-то заимствовали у ханьцев, подвергались большей или меньшейханизации. Имел место и обратный процесс – неханьские национальности такжевоздействовали на культуру ханьцев, но это происходило лишь в отдельныхрегионах и в целом на национальную ситуацию не влияло. Национальная ситуациявсегда отличалась сложностью. Национальности не были сплочены, часто враждовалидруг с другом. Наряду с наличием центростремительных тенденций в межэтническихотношениях существовали и центробежные тенденции, стремление к сепаратизму, этостало особенно заметным в ХХ веке.
Национальный вопрос в современномКитае ввиду различных причин играет очень важнуюроль. Первая причина в том, что было только что отмечено – численностьнациональных меньшинств огромна, игнорировать интересы такой группы людейневозможно. Во-вторых, национальные районы охватывают 64% площади страны, оничрезвычайно богаты природными ресурсами и являются важнейшей базой всей китайскойэкономики[24]. Но при этом, большая часть национальных районов – западныерайоны с горным рельефом, полупустынным и степным ландшафтом. Условия дляразвития хозяйственной деятельности в них в основном неблагоприятны, к тому жеотсутствует транспортная инфраструктура, природные ресурсы труднодоступны дляосвоения. На протяжении долго времени наблюдалась очень слабая связь перифериис центром. В-третьих, большая часть сухопутных границ Китая находится внациональных районах, что придаёт им особое стратегическое значение. В-четвёртых,национальные районы находились в экономически отсталом положении на протяжениидолгого времени. Сегодня правительство пытается стимулировать их развитие, норазрыв по-прежнему велик, и это сказывается на развитии экономики всегогосударства. И, в-пятых, национальные проблемы и этнические конфликты – этосерьёзная угроза миру и стабильности в государстве, а также имиджу Китая намировой арене. Национальное разнообразие приводит к множеству противоречий,создает трудности во взаимопонимании и проведении единой согласованнойполитики. Национальные меньшинства проживают большей частью совместно с другиминациональностями (примерно 70% городов и уездов многонациональные), в некоторыхрайонах компактного проживания национальных меньшинств численность ханьцев идругих национальностей даже больше, чем численность жителей, принадлежащих кнациональным меньшинствам, осуществляющим автономию (исключение составляютСиньцзян-Уйгурский автономный район и Тибет). Это часто вызывает особое недовольствоменьшинств. Межнациональные отношения всегда отличались сложностью, а в ХХ векеони стали особенно острыми, причем не только у ханьцев с другими народами, но иу малых народов между собой. Причиной конфликтов всегда служили территориальныеспоры, различный уровень культурного развития и социального устройства, общественногоуклада, различное положение на социальной лестнице.
Китайские учёные последниедва десятилетия уделяли особое внимание исследованиюнациональных проблем и национального вопроса, для того чтобы у правительствабыла возможность находить адекватные решения в их урегулировании. Насовременном этапе национальный вопрос имеет ряд специфических особенностей. Вцелом разработки китайских учёных очень актуальны, хотя и несколько преувеличиваютроль экономических проблем[14,c.18]. Главная особенность национальноговопроса в Китае в том, что межнациональные противоречия сегодня проявляютсяглавным образом не в политике, а в области экономических прав и интересов, всфере экономики. Как уже отмечалось, между ханьцами и неханьцами существуетзначительный разрыв в уровнях и темпах развития. Их экономическое положение и впрошлом было далеко от сбалансированности, ещё в самом начале 50-х годов в КНРбыла поставлена задача преодоления фактического неравенства национальностей. Нои сегодня особенно остро стоит вопрос экономического развития национальныхрайонов, задача ликвидации бедности. Экономика действительно стоит на одном изпервых мест национального строительства. Национальных проблем много и ониразнообразны, особенно они проявились в процессе общественных изменений и переходак рынку. При этом существующие противоречия не только внутренние, но и внешние– их источником называют враждебные силы за рубежом и классовая борьба внутристраны.
Особенноститерриториального распределения национальностей, наличие обширных территорий со смешанным населением, придаютнациональному вопросу «местный» характер. Вместе с тем, развитие национальныхменьшинств и национальных районов непосредственно влияет на развитие и всейстраны. Поэтому необходимо решать национальные проблем с учётом «глобальности»национального фактора.
Нередко национальныйвопрос принимает скрытые формы. Но реформы, переход к новым системам хозяйствованиямогут затронуть интересы всех национальностей и регионов, породить новыепротиворечия. А возникновение конфликтов на национальной почве в современныхусловиях мгновенной реакции СМИ имеют негативные последствия для всей страны.Китайцы очень боятся массовых волнений и беспорядков. КПК сегодня не призываетк окончательному решению национального вопроса. «Развитие, ведущее кокончательному решению национального вопроса – длительный процесс»[14, с.22]. Но на различных историческихэтапах национальный вопрос имеет различное содержание и особенности. Сегодня национальныйвопрос сосредоточивается в экономической сфере. Но к середине XXI века, когда все национальностистраны достигнут, как ожидается, общей зажиточности, содержание национальноговопроса опять станет иным. Таким образом, решение национального вопросаотносится к неопределённому будущему. До этого же времени национальный вопросбудет продолжать существовать и сохранять свою актуальность. На каждом новомэтапе развития страны возникают новые национальные проблемы, которые требуют тогоили иного решения. С началом политики реформ открылись лучшие возможности дляпроведения национальной политики. Тем не менее, национальный вопрос инациональные отношения продолжают постоянно оказывать неблагоприятноевоздействие на дело единства государства, на стабильность общества, развитиеэкономики, укрепление государственной безопасности, на улучшение качестванаселения страны и на степень успешности модернизации. Таким образом,значимость национального вопроса действительно огромна. И, соответственно,велико его влияние на современную национальную политику государства.
2. ВНУТРЕННЯЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КНР
Национальная политикаКитая складывалась на протяжении веков. Уже со времён династий Цинь (221-207гг. до н.э.) и Хань (206г. до н.э. –220г. н.э.) Китай стал последовательно проводить политику присоединениятерриторий, населенных некитайскими народами. Для этого Китайское государствоприменяло гибкие методы, основанные на глубоком понимании различия в образежизни и уровне экономического развития ханьцев и их соседей. В Ханьское времявозникла политическая практика слабого руководства варварами, для которых былиразработаны особые принципы политического, административного и правовогорегулирования. Государственная доктрина Китая провозглашала, что благотворноевлияние китайского монарха испытывают не только ханьцы, но и дальние народы,которые сами покоряются и прибывают ко двору с данью. Поэтому все народы иплемена, находившиеся в разной степени удаленности от Китая, рассматривалиськак реальные, либо потенциальные вассалы Китайского государства. Шаги,направленные на включение новых земель, официальная идеология объясняла либопомощью этническим перифериям, либо необходимостью наказания за нарушениевассальных обязанностей. При династии Тан (618-907гг.) в китайскую политическуюдоктрину впервые была включена идея полиэтнического, многонациональногогосударства, в котором проживали и ханьцы, и «варвары». Эта историческисложившаяся практика управления неханьскими народами плавно вписалась и внациональную политику правительства КНР, хотя на официальном уровне КПК,руководствуясь опытом Советского Союза, определила следующие принципыпартийного курса в отношении малочисленных народов: равенство всехнациональностей; развитие экономики и культуры национальных районов; повышениеуровня образования и подготовки национальных кадров; уважение и сохранениетрадиций, обычаев и верований малочисленных народов, сохранение языка. Конечно,официальное провозглашение этих принципов было достаточно прогрессивным шагом,однако сущностная составляющая национальной концепции осталась прежней –убедить общественное мнение, что Китай – исторический преемник Срединногогосударства, исторически складывался как единое многонациональное государство,а китайская нация – это суперэтнос. К тому же, как выяснилось впоследствии, фактическое неравенство неханьских национальностей, ихзначительная социально-культурная и экономическая отсталость в реальности непозволяли в полной мере реализовать принципы политического равноправия,наделения их равными с ханьцами правами и свободами.
Задача определениянационального состава населения встала перед китайскими учёными с первых жедней образования КНР. Сразу же без каких-либо трудностей и сомнений было зафиксированоналичие 38 национальностей. Но вскоре по данным переписи населения в 1953 годув КНР заявили о себе свыше 400 различных этнических групп[15, с.458].Были проведены широкомасштабные научные исследования неханьскихнациональностей, был собран и обработан уникальный материал. В итоге к началу60-х годов утвердили ещё 16 национальностей. В 1979 г. к этому официальному списку национальностей добавили ещё одну – цзино – национальностей стало55, и официальный список больше не изменялся[14,с. 149]. Ноостаются ещё и прочие национальности – вопрос об их идентификации ещё не решён.В эту группу, прежде всего, входят различные малочисленные народностиматерикового Китая. Жители Тайваня, Гонконга, Макао также в официальной классификациименьшинств отдельно не выделяются как этносы, и её не признают.
К моменту провозглашенияКНР доля неханьского населения составляла примерно 47 млн. человек. В такой ситуации КПК приступила к решениюнационального вопроса. Процесс формирования китайской национальной политикипрошёл сложный, и для неханьских национальностей во многом трагичный путь. Обычноисследователи выделяют три главных этапа: [15, с.459]
1).Период становленияоснов национальной политики – 1949 до 1957 года; 2).Период деструкции — с 1957до 3-го Пленума ЦК КПК 11-го созыва в декабре 1978г.; 3).Период конструктивногостроительства в национальных районах, начавшийся на пороге 80-х годов ипродолжающийся в настоящее время.
Уже во второй половине50-х годов КПК заговорила о постепенном сужении рамок национального вопроса в КНР. Это стало следствием его трактовкикак части китайской революции. Революция, как считалось в то время, уже подвеластрану к рубежам коммунизма, а раз так, значит, и национальный вопрос сталтерять своё значение. Ослабление внимания КПК к национальному вопросу сталосерьёзным просчётом. Последующие годы были ещё менее благоприятными. В период«культурной революции» в КНР официально отрицалось «существование присоциализме наций и национального вопроса».
Долгое время положение национальныхменьшинств в Китае было бедственным.
Господство феодальных отношений,отсталость орудий производства и безземелье обуславливали крайне низкий уровеньжизни. Эксплуатация со стороны местных властей усугублялась грабительской политикойправительства, рассматривавшей территории, населенные национальнымименьшинствами, как источники дешевого сырья. Проводилась не только политикаэкономического ограбления населения национальных окраин, но и всяческиподавлялась национальная культура, язык и традиции национальных меньшинств.Лишь в конце 70-х годов, когда произошло резкое ухудшение национальнойситуации, рост напряжённости в национальных отношениях, участились вспышкиинцидентов на этнической почве, значимость проблемы привлекла к себе вниманиеруководства КПК. В 1982 г. XIIВсекитайский съезд КПК впервые в истории партии дал оценку национальноговопроса в Китае как проблемы чрезвычайной государственной важности. Сегодняпозиция КПК в отношении оценки значимости национального вопроса кореннымобразом отличается от её первоначальной точки зрения на данную проблему. Новыйподход поднял значимость национального вопроса. Действительно, не определивместа и роли национального вопроса в стране, трудно строить достаточнообоснованную и эффективную национальную политику, которая жизненно важна длясовременного государства. Новая оценка помогла в 80-е годы изживаниюнигилистического отношения к этой важной проблеме как внутри КПК, так и встране в целом. Во многом благодаря усилиям Дэн Сяопина КНР вышла на путьконструктивного решения национального вопроса, при этом была сформированацелостная теория с учётом китайской специфики. Национальный вопрос получилчрезвычайно высокий статус – стратегически важной проблемы. Это способствовалоактивизации национальной политики, осуществляемой в КНР, а также развёртываниюв Китае теоретической работы в данной области. Сегодня основные направлениянациональной политики КПК – это проблемы сплочённости, национального равенстваи благосостояния национальностей.
2.1.Политика национальной автономии в КНР
До 1949 года и КПК, иГоминьдан поддерживали принцип федеративности и национального самоопределения,даже признавали право неханьцев на выход из состава Китая. Однако послеобразования КНР партия отказалась от этого, чтобы обеспечить территориальнуюцелостность страны. В качестве основы решения национального вопроса былапринята районная национальная автономия, исключавшая выход какой-либо нации изсостава Китая. При этом под районной национальной автономией подразумеваетсяосуществление районной автономии в местах компактного проживания представителейнацменьшинств под единым руководством государства, учреждаются органысамоуправления.
Первым из автономных регионов в 1947 г. стала ВнутренняяМонголия (столица –Хух-Хото). После провозглашения КНР китайскоеправительство приступило к введению национальной районной автономии во всехместах компактного проживания нацменьшинств. Широкая автономизация началась с 1950 года, но большинство автономийбыли мелкими – в масштабах волости и внутриуездного района. В 1952 году былпринят первый нормативный акт, регламентирующий политику районной национальнойавтономии – «Основные принципы осуществления районной национальной автономии вКНР». Конституция 1954 года ограничила статус автономий тремя ступенями, компактно проживающие национальныеменьшинства (например, уйгуры, тибетцы, чжуаны, хуэй, маньчжуры, монголы) могутсоздавать три вида автономных образований: автономную область, автономныйокруг, автономный уезд. Автономныерайоны ниже уезда были упразднены. Такая система деления существует и сегодня. Вцелом страна разделена на провинции, национальные автономные районы и городацентрального подчинения. Провинции и автономные районы разделены наавтономные округа, уезды, автономные уезды и города. Уезды и автономные уездыразделены на волости, национальные волости, а также посёлки и села. Согласноположениям Конституции, государство при необходимости может учреждать особыеадминистративные районы. С целью повышения эффективности административнойработы, развития экономики и содействия сплоченности нации, правительство можетрегулировать или изменять административные границы автономных районов. Воктябре 1955 г. был образован Синьцзян-Уйгурский автономный район (столица – Урумчи);в марте 1958 г. — Гуанси-Чжуанский автономный район (столица — Наньнин); в октябре 1958 г. — Нинся-Хуэйский автономный район (столица — Иньчуань); в сентябре 1965 г. — Тибетский автономный район (столица — Лхаса). На конец 2003 г. в Китае были созданы 155 административныхединиц национальной автономии, в том числе 5 автономных районов, 30 автономныхокругов и 120 автономных уездов (хошунов). По данным 5-й Всекитайской переписинаселения в 2000 г. 44 из 55 нацменьшинств образовали своинационально-территориальные автономии, в них проживает 75% представителейнацменьшинств Китая.
С самого начала районная автономия КНР имела чистоадминистративные рамки –автономии не имели и не имеют статусагосударственности, все вопросы решаются и контролируются центром. Районынациональной автономии рассматриваются как неотъемлемая часть унитарногогосударства. Органы автономных образований осуществляют обычные функции местныхорганов власти соответствующего уровня и вместе с тем являются органамисамоуправления данного автономного образования. Китайская система управленияносит жесткий, централизованный и бюрократический характер. В рамках общихустановок, диктуемых сверху, власти автономий пользуются определенной свободойвыбора способов реализации этих установок, ориентируясь на имеющиеся ресурсы инационально-территориальные традиции. Система в целом очень негибкая ималоэффективная.
Естественно, что abirus.ru/o/ps&gs1.htm — top#topособенности организации национальнойавтономии в КНР в значительной мере обусловлены демографическими и этническими особенностямиструктуры китайского общества, которые более подробно уже были рассмотрены впервой части этой главы. По утверждениям китайских авторов, перекрестнаямиграция различных национальностей в КНР привела к тому, что значительное числонациональностей теперь не представляют собой самостоятельной единицы, аформируют региональное хозяйство со смешанным населением[24]. Хотя эти утверждения делаются дляобоснования неприемлемости для Китая государственной формы автономии, вероятно,в них в определенной степени находят отражение и реально происходящие процессы.С точки зрения национального состава автономные образования могут быть: созданына основе компактного проживания нескольких национальных меньшинств (например,автономный округ национальностей мяо и дун в юго-восточной части провинцииТуйчжоу, Дунлиньский многонациональный автономный уезд в провинции Гуанси идр.), созданы на основе проживания одного национального меньшинства (например,Тибетский автономный район, Нинся-Хуэйский автономный район, Ляышаньскийавтономный округ национальности и в провинции Сычуань и др.), либо построены наоснове компактного проживания одного национального меньшинства с включением вего состав меньших по размеру автономных образований других национальныхменьшинств (например, в составе Синьцзян-Уйгурского автономного районаобразованы автономные округа и автономные уезды казахской национальности и др.)[13, с.33—34]. Ряд национальностей создали несколько национальных образованийразличного уровня. Так, тибетцы в Китае проживают не только в Тибетскойавтономной области, но и в провинциях Сычуань, Ганьсу, Цинхай и Юньнань, гдеони образовали 10 автономных округов и два автономных уезда. Монголы, кромеавтономной области Внутренняя Монголия, создали монгольские автономные округа иавтономные уезды в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, в провинции Цинхай идругих регионах.
С законодательной точки зрения в КНР существует целая системаправовых норм, регулирующаявсе сферы деятельности в национальных автономиях. Правовой статус автономныхобразований, помимо Конституции 1954г., регулируется Законом КНР о районной национальнойавтономии 1964г. Кроме этого, позже на основе Конституции КНР 1982 года былпринят новый Закон КНР о национальной районной автономии (этот закон был принятвторой сессией Всекитайского собрания народных представителей 31 мая 1984 г. и пересмотрен 28 февраля 2001 г.). Положения Закона формулируются в виде общих принципов, онитребуют конкретизации для реализации в районах автономии в виде изданиясопутствующих установлений и правил, которые содержат конкретные способыисполнения закона[16, с.72].Закон чётко определяет, что автономные административные единицы в правепринимать самостоятельные решения в сферах политики, экономики, юстиции икультуры. Также важную роль играют Положения о каждом виде автономии,принимаемые самими автономными образованиями и регулирующие их правовой статус. Собрание народныхпредставителей каждого автономного образования принимает положение об автономиии отдельно действующие положения. Эти акты автономных областей утверждаютсяПостоянным Комитетом Всекитайского Собрания Народных Представителей, аавтономных округов и автономных уездов — постоянными комитетами собранийнародных представителей провинций и автономных областей и доводятся до сведенияПК ВСНП.
В Законе КНР “Онациональной районной автономии” установлено: Собрания народных представителейв районах национальной автономии помимо прав, которыми пользуются обычныеместные органы государственной власти, имеют также право с учетом политических,экономических и культурных особенностей национальностей в данной местностивырабатывать положения об автономии и отдельно действующие положения”. В ЗаконеКНР “О законодательстве” предусмотрено: “В положениях об автономии и отдельнодействующих положениях разрешается с учетом особенностей местныхнациональностей изменять положения законов и административных правил”. “Если вположениях об автономии и отдельно действующих положениях в соответствии сзаконом внесены изменения в положения законов, административные правила инормативные акты местного характера, то эти изменения действительны в данномрайоне автономии”. В Законе КНР “О национальной районной автономии” такжеуказано: “Если решения, постановления, приказы и инструкции вышестоящихгосударственных органов не соответствуют реальным условиям районов национальнойавтономии, органы самоуправления могут с разрешения вышестоящих государственныхорганов изменять их или приостанавливать их исполнение.
В 87 из 347 законов изаконоположений, разработанных и обнародованных Всекитайским Собранием НародныхПредставителей, содержатся положения, касающиеся национальных меньшинств. Втаких документах, как Закон «О выборах во Всекитайское собрание народныхпредставителей и местные собрания народных представителей КНР», Закон «Об организацииместных собраний народных представителей и местных народных правительств КНР»,Уголовный кодекс КНР, Уголовно-процессуальный кодекс КНР, Закон КНР о браке,Закон КНР о воинской обязанности, Лесной кодекс, Степной кодекс, установленыстатьи, обеспечивающие национальное равенство и защищающие права и интересынациональных меньшинств. Всоответствии с этими законодательными актами районная национальная автономияявляется одним из важных институтов политической системы. На органысамоуправления автономных образований возлагается стратегически важнаяобязанность сохранять единство страны.
Районы компактногопроживания представителей нацменьшинств в Китае в соответствии с Конституцией,Законом о национальной районной автономии и другими законами пользуются полнымправом на самоуправление. В то же время, органы самоуправления осуществляютполномочия местных государственных органов, предусмотренные в разделе 5 главыIII Конституции КНР. В районах национальной автономии все национальностипользуются правом выбирать и быть избранным, путем избрания депутатов СНП исоздания органов самоуправления осуществлять демократические права науправление внутренними делами своей национальности и своего района. Законодательство устанавливаетопределенные льготы при распределении должностей для лиц тех национальностей,которые осуществляют автономию. Председатели автономных районов, начальникиавтономных округов, начальники автономных уездов должны принадлежать ксоответствующим национальностям. Другие лица, входящие в состав правительствавтономных образований, должны по возможности принадлежать к национальности,осуществляющей автономию, и другим национальным меньшинствам. Это правилораспространяется и на кадровых работников структурных подразделений органовсамоуправления автономных образований. Здесь постоянно возникают проблемы, темболее что в некоторых ареалах компактного проживания национальных меньшинствчисленность ханьцев и других национальностей больше, чем численностьнациональных меньшинств, осуществляющих автономию. Национальных кадров всегдане хватало, а наличие кадровых работников ханьского происхождения в органахсамоуправления нередко приводит к конфликтам с местным населением. Кроме того, национальные меньшинства избираютиз своей среды депутатов ВСНП, тем самым осуществляя свои права на управлениегосударственными делами. Среди депутатов ВСНП всех созывов, начиная с 1-госозыва, доля депутатов из нацменьшинств всегда превышала долю населениянацменьшинств в общей численности населения всей страны. Каждая национальностьпредставлена депутатами ВСНП, а национальности, имеющие население свышемиллиона человек каждая, представлены членами ПК ВСНП[24].
Решение о созданииавтономных образований, их границах и наименовании принимается вышестоящиморганом власти совместно с соответствующими местными органами и после консультацийпередается на утверждение Государственного совета. Наименование автономногообразования, за исключением особых случаев, устанавливается по местномуназванию, названию национальности, административному положению (например,Тибетская автономная область, Автономная область Внутренняя Монголия).
В духовной сфере органы самоуправления районов национальнойавтономии ведают делами образования, науки и культуры, собирают и охраняютнациональные памятники, способствуют развитию национальной культуры. В рамкахгосударственной системы военного строительства органы самоуправления могут вслучае необходимости и с разрешения Государственного совета формировать отрядыобщественной безопасности для охраны общественного порядка. Конституциявозлагает на государство обязанность оказывать малочисленным национальностямфинансовую, материальную и техническую помощь с целью ускорения развитияэкономического и культурного строительства, а также содействовать подготовкекадровых работников, специалистов и квалифицированных рабочих из представителейместных национальностей.
2.2Экономическая составляющая национальной политики
Экономическое развитиесовременного Китая имеет определённую специфику. В конце 70-х годов, когда Китай только начал проводитьреформирование экономики на основе рыночных принципов, Дэн Сяопин провозгласил,что сначала нужно добиться, чтобы зажиточной стала часть населения страны инекоторые регионы, а затем ускорить развитие остальных регионов, чтобы весьнарод смог повысить свой жизненный уровень. Дэн Сяопин имел в виду, что по мереприоритетного развития части регионов, они будут в состоянии помогать другимрегионам, станут локомотивом в их развитии. При этом он не раз подчеркивал, чтов Китае нельзя допускать появления социальной поляризации. Хотя неравенство способствуетпробуждению предпринимательской активности, но нельзя раскалывать страну на двечасти, когда меньшинство богатеет, а большинство бедствует. В результате реформза 20 лет Китай превратился в великую экономическую державу. При этом не былони шоковой терапии, ни всеобщей приватизации. Формирование частного секторапроисходило постепенно на основе кооперативов, на основе коллективных хозяйств.Поэтапно, в 90-е годы страна перешла к акционированию государственныхпредприятий. Сегодня этот процесс еще не завершен. Параллельно с обеспечениемроста экономики в Китае смогли добиться быстрого подъема жизненного уровня.
Тем не менее, в странесуществует целый ряд острых социальных проблем, обусловленных тем, что Китай – перенаселеннаястрана, в которой около 750-800 млн. человек живет в деревне. Площадь пахотныхземель все время сокращается. Идет выживание крестьян с земли, которую забираютпод промышленное, коммерческое, дорожное строительство. В деревне происходитимущественное расслоение. Значительная часть крестьян не смогла адаптироватьсяк новым условиям хозяйствования и была вынуждена искать работу в городах,соглашаться на неквалифицированный низкооплачиваемый труд. Крупнымкапиталистам, которые успешно ведут свое дело и находятся в ладу с законом, вКитае создаются нормальные условия для работы. Более того, сегодня некоторыепредставители этой разбогатевшей прослойки допущены в состав партии. Это делаетсядля того, чтобы показать, что капиталисты являются составной частью китайскойнации. Для них даже придумано особое определение – «социалистическиетруженики», которые тоже вносят свой вклад в дело построение социалистическогобудущего Китая. По мере втягивания Китая в систему международного разделениятруда возникает необходимость повышения конкурентоспособности предприятий. Этозаставляет проводить ускоренное акционирование. А повышение эффективностипроизводства вынуждает избавляться от излишней рабочей силы. Отсюда – проблемабезработицы, ее тоже нужно решать. С другой стороны, остро стоит проблемааграрной перенаселенности страны. Правительство усиленно проводит курс наурбанизацию. Но проблемы нехватки природных ресурсов и низкий образовательныйпотенциал общества тормозят проведение реформ. Китай прилагает колоссальныеусилия, чтобы сделать свою экономику инновационной. Во все партийные программыи государственные планы вписано, что не только экономика должна статьинновационной, но и все общество должно быть инновационного типа. Это –современная стратегия развития государства. И для этого делается все, чтоможно. Учитывая, что Китай сейчас очень быстро развивается, в стране накопленвнушительный золотовалютный резерв, достигнуто огромное положительное сальдо вовнешней торговле, есть средства для того, чтобы придавать своей экономикеинновационный характер, развивать научные исследования. В сегодняшнем Китаетратятся колоссальные деньги на развитие науки, технологий, на обучение, в томчисле и за рубежом. Стратегия развития Китая опирается на финансовую,экономическую и государственную мощь, которая позволяет концентрировать всересурсы для достижения поставленной цели.
Ускоренное экономическое развитие национальных районов в этомконтексте приобретает важнейшее стратегическое значение. Органы самоуправленияавтономий на основе государственных планов самостоятельно организуют и ведутэкономическое строительство, с учетом местных особенностей и потребностейразрабатывают курс, политические установки и планы экономического строительства,упорядочивают систему общественных отношений, обеспечивают рациональноеиспользование и охрану природы, пользуются преимуществами в разработке ииспользовании местных природных ресурсов. Органы самоуправления автономий самостоятельнораспоряжаются местными финансовыми средствами, причем статьи финансовыхпоступлений и расходов для автономий определяются Государственным Советом попринципу установления для них преимуществ. В Китае действует специальнаясистема низкопроцентных займов для национальных районов. Они также пользуютсяльготами при составлении бюджетов. Из статей расходов финансового бюджетарайонов национальной автономии выделяется маневренный денежный фонд, долярезервных денежных средств в местном бюджете превышает аналогичный показатель вбюджете обычных районов. Выполняя финансовый бюджет, органы самоуправлениямогут сами распоряжаться доходами сверх сметы, а также остатками от сметырасходов. В то же время, при исполнении налогового законодательства, помимо техстатей доходов, которые по единому утверждению государства частично илиполностью освобождены от налогового обложения, также частично или полностьюосвобождаются от налогов местные финансовые доходы в тех сферах, развитиекоторых следует особо поддерживать и поощрять. Органы самоуправления в районах получаютсубсидии на нужды образования, строительство в районе границы, помощь отсталымрайонам, помощь в борьбе против бедности. Органы самоуправления районовнациональной автономии могут заниматься внешнеэкономической деятельностью,могут с разрешения Госсовета открывать внешнеторговые контрольно-пропускныепункты. Во внешней торгово-экономической деятельности они пользуются льготами,предусмотренными государственной политикой. Первоначальновышестоящие финансовые органы восполняли дефицит бюджета районов национальнойавтономии, так как их расходы превышали доходы, районы существовали за счетгосударственных дотаций. Сейчас основной акцент делается на помощи государстварайонам национальной автономии в виде финансовых трансфертов. Вместе сразвитием национальной экономики и ростом финансовых поступлений, вышестоящиефинансовые органы постепенно наращивают объемы финансовых трансфертов,предназначенных районам национальной автономии. Посредством обычных финансовыхтрансфертов, специальных финансовых трансфертов, финансовых трансфертов,предусмотренных политикой преференций в отношении национальностей, а такжепрочих форм, устанавливаемых государством, увеличивается вложение капиталов врайоны национальной автономии с целью ускорения развития экономики исоциального прогресса этих районов, постепенного сокращения разрыва с развитымирайонами. Урегулированы важные вопросы инвестирования капиталов, банковскойподдержки национальных районов и создания в них соответствующей инфраструктуры.При этом предусмотрено, что при инвестировании крупных проектов базовойинфраструктуры в районах национальной автономии, государство, учитываяразличную обстановку в этих районах, либо избавляет их от привлечениясобственных средств, либо существенно облегчает решение указанных задач путемкапиталовложений или банковских кредитов.
2.3Аспекты социальной политики
Идеология Китаяформулирует социальную направленность государства. Китай объявил себя государством,выражающим интересы всего народа и служащим интересам народа, и многиеисследователи отмечают, что это реально отражается в политике страны. В целом,китайская социальная политика едина, в отношении национальных меньшинствпредпринимаются те же решения, проводятся те же меры, что и для основной частинаселения. При этом они даже пользуются льготами, имеют большие преимущества вомногих сферах социальной политики ввиду своего особого положения.
Сегодня Китай нарастил очень серьезный экономический потенциал,но бороться за мировой рынок становится все труднее, поэтому в последнее времяделается упор на развитие внутреннего потребления. Ставится цель, чтобы нетолько экспорт, но и рост внутреннего спроса стимулировал развитие экономики.Под эту цель выстраивается и социальная политика. В последние годы были принятысерьезные решения по повышению зарплаты в госсекторе, что потянуло за собой и остальныесектора экономики. Увеличилось количество отпускных дней в году. Так создаетсядополнительный стимул для внутреннего потребления. Кроме того, на протяжении 25лет рыночных реформ неравенство и имущественное расслоение в Китае нарастало. Повышениезарплат в госсекторе помогает и в решении этой серьезной социальной проблемы. Сдругой стороны, усиливается борьба с коррупцией, принимаются меры по соблюдениюзакона во всех звеньях. Конечно, эти меры сложно проводить в жизнь, тем более втрадиционном клановом азиатском обществе. Эти меры носят и карательный, ивоспитательный характер. В целом эта линия жестко проводится в жизнь и помогаетсдерживать развитие коррупции.
Сфера образования – одна из приоритетных в области китайскойсоциальной политики. Необходимо отметить, что за последние 15-20 лет в Китае вырослизарплаты у преподавателей вузов. К зарплатам обычно прибавляются дополнительныеформы доплат и заработков. Государство предоставляет преподавателям жилье нальготных условиях. При этом учитывается стаж работы, квалификация и т.д.Пенсии, например, в институтах Академии Наук Китая составляют 100% от зарплаты.Но там действует очень жесткий принцип: по достижении 60 лет руководительлюбого уровня, вплоть до директора, обязан уйти на пенсию. Только вышестоящиеруководители могут на 2-3 года продлить срок своей работы[26].
Для современной промышленности и информационных технологийтребуется грамотная, хорошо подготовленная рабочая сила. Во многих институтахрешен вопрос с молодыми кадрами. Эта проблема возникла в 80–90-х годах, когдапроизошел отток молодежи в бизнес. Но в последнее время многие вернулисьобратно в науку, потому что зарплаты стали больше, стало легче решать жилищнуюпроблему. Еще при Дэн Сяопине был взят курс на улучшение жизненных условийинтеллигенции. Он понимал и открыто говорил (хотя в то время еще были в ходумарксистские лозунги о классовой борьбе), что без интеллигенции не будетсовременной экономики, а без современной экономики не будет устойчивогоразвития. Главной проблемой для интеллигенции является дорогое образование.Хотя в ведущих университетах есть и бесплатные места, но только для малоимущихстудентов. Хорошее образование – это хорошее будущее, поэтому подавляющая частьстудентов учится в вузах за свои деньги. Также очень дорого стоит качественноемедицинское обслуживание.
Чтобы органысамоуправления могли в полной мере осуществлять свои политические права науправление внутренними делами своих национальностей и своих районов,принимаются различные меры для подготовки кадровых работников всех ступеней,научно-технических кадров и управленцев разных специальностей и профилей изсреды нацменьшинств. На конец 2003 г. в стране насчитывалось свыше 2,9 млн.кадровых работников и специалистов из среды нацменьшинств[24].В районах национальной автономии специально создана сеть университетов иинститутов по подготовке национальных кадров, обучение в которых либобесплатное, либо гораздо дешевле, чем в обычных высших учебных заведениях.Среди решений последнего времени – введение всеобщего бесплатного 6-летнегообразования для крестьянских детей, а их сейчас в стране порядка 150 млн. Вближайшей перспективе станет бесплатным образование для детей крестьян в рамкахсредней школы первой ступени, то есть 9-летнее обучение. Государство создаетдля детей нацменьшинств специальные классы и подготовительные курсы. Вузы исредние специальные школы при наборе новых учащихся снижают критерии итребования к абитуриентам из числа представителей нацменьшинств, практикуютособый подход в отношении поступающих из среды малочисленных национальностей. Вто же время в развитых районах страны открыты специальные национальные средниешколы или национальные классы в обычных средних школах. С целью усиленияподготовки кадров высшего звена из среды нацменьшинств, китайское правительстворешило с 2005 г. в опытном порядке ежегодно набирать в национальных районах дляучебы в докторантуре и магистратуре 2500 человек, а с 2007 г. — 5000 человек и довести их общую численность до 15 тыс. человек[24]. Такимобразом, решаются и социальные задачи, и задачи подготовки кадров.
Формируется новое общество современного типа. В Китае нередкоможно встретить термин «деревня нового типа», «крестьянин нового типа», «новыйчеловек» – то есть человек всесторонне развитый. Китайское руководствосовершенно сознательно выстраивает политику формирования «человека новоготипа», потому что без него ни о каких инновациях в развитии не может быть иречи. Специфика китайской реформы в том что, параллельно с быстрымэкономическим развитием идет постоянный прирост жизненного уровня населения.Это не взаимоисключающие процессы. Такова политика государства, в которойпостоянно присутствует мощная социальная составляющая. В условиях аграрнойперенаселенности по-другому нельзя, иначе произойдет социальный взрыв. Однаконедавно в Китае была опубликована информация, что свыше 93% населения страныприобрело коммерческое жилье, причем на душу населения приходится по 23,6 м2 жилья. Российские специалисты института Дальнего Востока подтверждают этот факт[26].Страна огромная, численность населения стремится к полутора миллиардам, но средняяобеспеченность жилой площадью китайского горожанина превышает 20 кв. метров, а это значительно выше, чем России. В некоторых китайских провинциях средняяобеспеченность жильём выше 28 м2. на одного горожанина. Наприобретение коммерческого жилья правительство выделило населению только в 2003году более 200 млрд. юаней. Эти цифры изумляют[26]. В деревнеобеспеченность жильем еще выше, интенсивно ведется строительство частных домов,для обеспечения стройматериалами даже создана сеть небольших заводов. Посколькуавтор курсовой работы не имеет возможности документально подтвердить даннуюинформацию, приходится полагаться на мнение экспертов. Видимо, приведенныецифры и факты можно отнести к успехам недавних экономических и социальныхреформ.
Зарплата рабочих в Китае не такая высокая, как уинтеллигенции. Она зависит от уровня образования, квалификации, профессионализма.У мигрантов, у рабочих с низкой квалификацией жизненный уровень невысокий, ониживут бедно. Но наиболее низкий уровень жизни в китайской деревне. Крестьянекормили страну, они обеспечили индустриализацию. Даже в годы реформ средства наразвитие, на реализацию крупнейших проектов в основном давала деревня. Сейчас,поскольку Китай укрепился, на селе только начинается развертывание системысоциального обеспечения. Значение решения социальных проблем села икрестьянства последнее время повышается. Это и защита законных правкрестьянства, и уменьшение экономического бремени на крестьян. С 2004 по 2006годы в Китае отменили сельскохозяйственный налог, который существовал тамнесколько тысяч лет. Этот налог сам по себе был небольшим для крестьян, но егоотмена имеет важное символическое и психологическое значение. Населениесельской местности в основном очень бедное. В Китае ещё в 80-е годы взяли курсна искоренение бедности. Были выделены самые бедные районы в разных частяхстраны. В основном они находятся в центральном, западном и юго-западном регионеКитая, часто совпадая с местами компактного проживания национальных меньшинств.Власти разрабатывали специальные меры по ускорению социально-экономическогоразвития в этих районах. Например, принимали решения по строительству колодцев,ускорению ирригационного, дорожного строительства, улучшению медицинскогообслуживания. Шли путем ускорения производства в сельском хозяйстве. Крайненизкий уровень жизни сельского населения в Китае сочетается с проблемой избытканеквалифицированной рабочей силы в деревне. Пытались решить эти две проблемы сразупутём создания целой отрасли поселково-волостных предприятий. Это небольшиепредприятия, которые выпускали продукты, обувь. Значительная часть этой обувипоставлялась в Россию, особенно в 90-е годы. Продукция была очень простая, нетребующая квалифицированной рабочей силы, больших оборотных средств ипроизводственных затрат. Все это происходило под патронажем государства,местных властей и позволило занять десятки миллионов крестьян. Поселково-волостныепредприятия были ресурсоемкими, загрязняли окружающую среду. Но, тем не менее, онидали средства к существованию десяткам, а может быть, и сотням миллионов семей.Сегодня в деревне первостепенная проблема – это рост имущественногонеравенства. Расслоение общества привело к появлению 150-200 миллионов люмпенов,которые вынуждены переезжать в города. В последние 10 лет набирает силу крайненегативная тенденция – идет административное выдавливание крестьян с земли безнадлежащей компенсации. Земли отдаются под промышленное, торговоестроительство. Оно приносит хорошую прибыль компаниям и связанным с нимичиновникам, но крестьяне часто не получают даже разумную компенсацию. Этоприводит в последние годы к прямым столкновениям крестьян с местными властями. Центральныевласти, изучив эту ситуацию, приняли в октябре 2006 года на VI пленуме ЦК КПК«Программу построения социалистического гармоничного общества»[26].Целью ее является выход Китая к 2020-му году на уровень среднезажиточногообщества, в котором подавляющее большинство членов имеет приемлемый образжизни. В соответствии с этой программой производится перемещение приоритетов стемпов экономического роста к общему качеству развития. Качество ростаобеспечивается в рамках так называемой научной концепции развития. Концепцияпредусматривает одновременное комплексное развитие и экономики, и социальнойсферы, и административной сферы, и защиту природной среды. Власть должна бытьспособна обеспечить разумное проведение внешней политики, создать благоприятныевнешние условия для реализации своих программ. Принимаются меры по улучшениюуправления сельским хозяйством. Одновременно взят курс на развитие системысоциального обеспечения в деревне, улучшение образования в деревне, введениесистемы медицинского страхования. Оно вводится на основе медицинскихкооперативов, поскольку государство не может сразу взять на обеспечение около 800млн. человек. Но шаги в этом направлении сделаны: в этом процессе участвуют икрестьяне своими деньгами, и государство. Программа построениясоциалистического гармоничного общества носит комплексный характер, на первомместе – решение проблем деревни, затем она касается экономики. Экономика должнапринять инновационный характер, быстро развиваться.
Отдельно в этой Программе говорится об улучшенииморально-нравственной сферы, потому что 25 лет реформ сказались и на моральномсостоянии общества. Произошло размывание прежних, социалистических идеалов,особенно у молодежи. В значительной мере утрачиваются и традиционные идеалы. На государственном уровне приняторешение о преподавании конфуцианства с первого класса в школе, вплоть до зубрежки наизустьконфуцианских текстов, но пока в порядке эксперимента. Естественно, что еслипреподавание конфуцианства станет обязательным, это может вызвать серьёзноенедовольство в некоторых национальных районах.
Из числа национальных меньшинств 22 народа относятся кмалочисленным – это народы с численностью менее 100 тыс. чел. Историческималочисленные этносы проживают на окраинах страны, в местах со слаборазвитойинфраструктурой. Главная цель, которая изначально ставилась КПК в ее политикепо отношению к национальным районам, сводилась к следующему: удержать их вкачестве неотъемлемой части территории КНР и насколько возможно мирнымисредствами провести социально-экономические и политические преобразования. Поотношению к сельскому населению Китая, составляющему больше половины жителейстраны, национальные меньшинства оказались в более выгодном положении. Созданасистема льгот и пособий, способствующих выживанию малых этносов. Национальныепредприятия освобождаются от ряда налогов или платят их по льготному тарифу. Дляжелающих основать свое хозяйство предусмотрены безвозмездные пособия,бесплатное предоставление техники. В условиях общенационального контроля надрождаемостью представителям национальных меньшинств разрешается иметь двоих, асемьям малочисленных народов – троих детей.
Такая всеобъемлющая забота государства формально повышаетблагосостояние национальных меньшинств, гарантирует их выживание, но фактическиделает национальные автономии полностью зависимыми от центра. В КНРпросматривается общенациональная тенденция ассимиляции малочисленных народов.На официальном уровне в КНР активно поддерживается доктрина китайской нации,приоритетное внимание уделяется формированию у граждан государственногосознания – государственной идентичности при одновременном перемещении на второйплан этнического сознания национальностей. Термина сохранение национальныхменьшинств избегают, говоря об их развитии. При наличии декларативных положенийо необходимости сохранения национальных культур, традиций, обычаев и языкасчитается неизбежным исчезновение национальных языков, а в недалеком будущем иполное растворение малых народов в великой китайской нации. Этническоесамосознание некоторых народов настолько снижено, что ставит под сомнение самосуществование данного этноса. Так произошло, например, с маньчжурами, бывшимикогда-то многочисленным народом со своими традициями и письменностью, нопостепенно почти полностью ассимилировавшимися с ханьцами. Национальноесамосознание сильно развито лишь у отдельных народов, как, например, у уйгуровв Синьцзяне и народов Тибета: там сохраняются национальный язык и культура. Из-заобостренного чувства этнической идентичности и сепаратистских настроенийпроживающих здесь народов эти территории считаются особо проблемными, китайскоеруководство признает их неспокойными районами. Экономическое развитие этихрайонов сильно отстает от других провинций. Отсутствие развитой инфраструктурыне позволяет развивать этнографический туризм, дающий немалый доход и рабочиеместа для малочисленных народов, проживающих, например, на экономическиразвитом юге Китая. Просматривается прямая зависимость между экономическимблагосостоянием и процессами ассимиляции: чем динамичнее идет развитиенационального района, тем быстрее происходит ассимиляция. Государстводекларирует свободу выбора для каждой народности, на деле это превращается впоощрение ассимиляции. В китайской этнографии существует теория ассимиляции,выдвинутая ученым Цзянь Боцзан в 60-х годах XX в. Согласно этой теориивысокоразвитый народ, завоевывая менее развитый, способствует не только егопрогрессу, но и постепенной ассимиляции. Если же народ-завоеватель слабеезавоеванного народа как в цивилизационном, так и в духовном плане, он неминуемосам растворится в завоеванном этносе. В качестве примера, подтверждающегоданную теорию, можно привести завоевание русскими Сибири, когда сибирскиенароды, стоявшие на первобытной ступени развития, получили возможность быстрогоперехода к более цивилизованным формам жизнедеятельности, но при этом многие изних полностью ассимилировались с русскими; историю завоевания Китаяманьчжурами, четырнадцать династий которых находились у власти в стране, нокоторые к настоящему времени почти полностью отождествили себя с ханьцами.Теория достаточно спорная. Нельзя утверждать, что за триста с лишним лет,прошедших со времени завоевания русскими Сибири, все коренные народы этого регионаассимилировались с русскими. 150 тысяч эвенков, эвенов, селькупов и другихкоренных малочисленных народов, проживающих в современной Сибири, томуподтверждение. Однако теория ассимиляции слабого народа с более развитым вполнеправомерна по отношению к историческому развитию самого Китая. В Китае напротяжении длительного времени наблюдается устойчивый процесс консолидациикитайской нации и достаточно успешной аккультурации или полной ассимиляциинеханьских этнических групп на его территории. Большинство этнологов Китаяотносят себя к приверженцам теории ассимиляции. По мнению большинства специалистов,исторический процесс и рыночная экономика неизбежно приведут к растворениюмалочисленных народов в китайской нации.
По Конституции всем национальностям гарантируется правопользоваться своими национальными языками, включая право на использованиенационального языка в зале суда. Органы самоуправления при выполнении своихслужебных функций в соответствии с установлениями положений об автономиисоответствующих районов национальной автономии используют распространенные вданной местности язык и письменность, либо несколько языков и письменностей. Вто же время при использовании нескольких распространенных языков иписьменностей в качестве главных могут использоваться язык и письменностьнациональности, осуществляющей районную автономию. В таких районах национальнойавтономии, как Внутренняя Монголия, Синьцзян и Тибет, уже выработаны иреализуются соответствующие установления или конкретные правила по использованиюи развитию языков и письменностей своих национальностей. На важные государственныесобрания, такие как Всекитайские съезды КПК, сессии ВСНП, предоставляютсядокументы на монгольском, тибетском, уйгурском, казахском, корейском, ийском,чжуанском языках или же даётся устный синхронный перевод.
Органы самоуправления врайонах национальной автономии в соответствии с Конституцией и другими законамиуважают и защищают свободу вероисповедания нацменьшинств, гарантируютнормальную законную религиозную деятельность. Также гарантируется право исвобода жить и вести общественную деятельность в соответствии с традиционнымиобычаями и нравами. Декларируется уважение бытовых привычек меньшинств, ихпраздников, специфических национальных продуктов питания, использования ими особыхпредметов обихода, их свадебных и похоронных обрядов. Но в то же время всяческипоощряется внедрение новых, «научных, культурных и здоровых обычаев в свой быт,в свадебные и похоронные церемонии»[24]. Видно, что даннаяформулировка двойственна, на практике именно в бытовой сфере права меньшинствчаще всего игнорируются, нарушаются, большинство конфликтов на национальнойпочве возникает из-за неуважения традиционных нравов и обычаев.
Целый ряд гарантий развития национальной культуры такжесодержится в Законе об автономии. Законодательно предусмотрено, что вышестоящиегосударственные органы поддерживают партнерское сотрудничество экономическиразвитых районов с районами национальной автономии в деле развития образования,науки, техники, культуры, здравоохранения и физической культуры неханьцев.Наряду с шефской помощью Закон закрепил необходимость наращиваниягосударственных вложений в данных сферах. Но эти и многие другие положения,рассмотренные ранее, связаны лишь с официальной партийно-государственнойдоктриной национальной политики КНР, получившей правовое воплощение. В то жевремя неофициальные источники, и в первую очередь зарубежные наблюдатели,отмечают целый ряд неформальных моментов, не укладывающихся в рамки официальнойдоктрины, а также противоречивость реальной национальной политики КНР. Например,часто говорят о проблеме изменения национального состава некоторых автономныхрайонов результате государственной политики переселения в них ханьцев и другихранее не проживавших в этих местах национальностей (например, ситуация в Тибетеили Синьцзяне). Это – одна из основных причин недовольства меньшинств в этих районах.Фактически, китайское руководство не только обеспечивает эти районы болееквалифицированными кадрами специалистов, но и старается обезопаситься отпроявлений сепаратизма. При этом нарушаются юридические положения об автономиии кадровые преимущества местных властей. Другой пример – политика в отношениинациональных языков. В целом такое прогрессивное явление как распространение общенациональнойкультуры и не диалектного, а общенационального китайского языка, частосопровождается сворачиванием использования местных национальных языков и дажевытеснением их из сферы образования. В официальной доктрине эти и другиеподобные противоречия естественно не отражены.
В целом сегодняшняяполитика КНР в отношении национальных меньшинств направлена на ускорениеэкономического и культурного развития этих народов, на подтягиваниенациональных районов до уровня развитых провинций страны, что должно способствоватьэкономическому развитию всей страны, а также консолидировать нацию ипредупредить возможные сепаратистские акции. При этом этническая самобытностьмалочисленных народов отодвигается на второй план. Поощряется ассимиляция.Фактов явного угнетения и дискриминации прав меньшинств сегодня не много, о нихне говорят официально, но они значимы, показательны. Но недовольство меньшинствв различных районах проявляется регулярно и доходит через средства массовойинформации. Обычно неправомерные действия оправдываются благими намерениями.Идеи сплочения национальностей и противодействия сепаратизму являются главнымив национальной политике. Официально и великоханьский национализм, и узкийнационализм неханьцев критикуются, осуждаются, говорится о том, что их нужноискоренять. На практике бывает по-разному. Вместе с этим происходиткоммерциализация национальной культуры, часто она начинает ориентироваться наэтнографический туризм. Особенно это касается малочисленных народов.Активно развивается производство национальной одежды, поделок из бересты. Этнографическийтуризм приносит немалый доход представителям малых народов и дает рабочие местана обслуживающих объектах — гостиницах, ресторанах, прачечных, автозаправках. Коммерческаяэксплуатация своей этнической принадлежности для малых народов становитсянормой.
3.ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
Как уже было отмечено, быстроепродвижение Китая к статусу сверхдержавы вызывает тревогу и сильные опасения у другихстран. Особенно у его ближайших соседей. Сегодня мы видим, что Китай подчиняетсяслабым международным ограничителям, особенно в собственном регионе. Наряду сдругими странами тихоокеанского региона он является членом ФорумаАзиатско-тихоокеанского сотрудничества. Саммит стран Восточной Азии ирегиональный форум Ассоциации государств Юго-Восточной Азии теснее привязываютего к азиатским соседям. Шанхайская организация сотрудничества связывает Китайс Россией и странами Центральной Азии. Однако верных друзей и союзников врегионе у Китая практически нет. Даже Россия – ненадежный союзник, Россиявоспринимает Китай как страховку от разных бед. Другие крупные региональныепартнеры Китая – Индия и Япония – относятся к нему с подозрением и страхом. Междуними существует ряд неурегулированных противоречий. Получается, что своими друзьямиКитай может назвать лишь пару диктатур — Мьянму и Северную Корею. Но Мьянмаиграет на разногласиях между Китаем и Индией, а также его партнерами по АСЕАН,а Северная Корея эксплуатирует страх Китая перед тем, что после крушения нынешнегорежима возникнет сильная, демократическая Корея, находящаяся в союзныхотношениях с Америкой. При этом, хотя внешнеполитическая обстановка в целомявляется благоприятной для Китая и не содержит прямых военных угроз, в миресуществует ряд внешних рисков и вызовов КНР. Национальный вопрос оказываетнаибольшее влияние на региональную политику, его необходимо учитывать преждевсего при решении региональных конфликтов. У Китая имеется ряд региональныхпроблем и противоречий, если сформулировать кратко, наиболее серьёзные это:
1). Проблема Тайваня.Китай вынужден постоянно ссылаться на военную силу в целях предотвращенияпровозглашения независимости Тайваня, что существенно портит имидж страны намировой арене. Тайвань остаётся постоянным раздражителем в отношениях КНР иСША. В случае провозглашения независимости острова, КНР окажется в сложнейшейполитической ситуации, резко ухудшатся отношения с Западом и возникнутэкономические потери.
2). Корейская проблема. Вслучае обладания КНДР ядерным оружием создаётся зона ядерной нестабильности награницах Китая, увеличивается риск военного конфликта в Корее. Тогда Китай,связанный обязательством защищать КНДР по Соглашению о перемирии 1953 г., будетпоставлен в трудное политическое положение. А неспособность северокорейскогорежима управлять собственной экономикой создаёт угрозу гуманитарной катастрофына границе с северо-восточными районами Китая. Исходя из этого, Китаю выгодносоздание новой политико-юридической основы мира в Корее и структурнаятрансформация северокорейского режима, начало реформ и открытости в КНДР.
3). Нерешённыетерриториальные споры с Японией, Южной Кореей, странами АСЕАН в Южно-Китайскомморе, Индией. Компромиссное решение отложить проблему позволяет Китаюминимизировать территориальные угрозы. Китай готов вести бесконечныепереговоры, идя при этом на улучшение отношений в других сферах. Он отказалсяот практики провоцирования южных соседей, стягивая военно-морские силы костровам в Южно-Китайском море, на которые претендуют сразу шесть стран.Представляется, что долгосрочный курс на экономическую интеграцию сприграничными странами, с АСЕАН, Японией, Южной Кореей, Индией, будетспособствовать плавному снятию остроты территориальных споров.
4). Индо-Пакистанскийконфликт и международные амбиции Индии. Военная эскалация между Индией иПакистаном несёт прямую угрозу безопасности Китая. КНР выгодны сохранениестатус-кво, развитие индо-пакистанского диалога, усиление миротворческой ролиООН и роли Китая, как одного из мировых лидеров, прилагающих миротворческиеусилия в регионе.
5). Проблемы БлижнегоВостока. Угрозы и вызовы этого региона затрагивают проблемы энергетическойбезопасности Китая и его политического имиджа. Осторожная позиция, в том числеи по проблемам Ирака, позволяет Китаю сохранить лицо и свои позиции в регионе.Однако в дальнейшем возникнет необходимость более рельефно обозначить своюпозицию по ближневосточному урегулированию.
6). Проблемы ЦентральнойАзии. Китай в рамках ШОС держит оправданный курс на противодействие угрозамтерроризма, экстремизма и сепаратизма. Позиции уйгурских сепаратистовзначительно ослаблены. При этом уйгурские диаспоры Казахстана и Кыргызстанастали использоваться в виде удобного фактора для решения внешнеполитическихпроблем – например, противодействуя активности уйгуров в Кыргызстане, президентАкаев получал возможность для более мягкого подхода Китая к проблемепограничных территорий, и т.д. Но необходимо отметить, что нынешний состав ШОС– КНР + четыре члена Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) +Узбекистан – не самый оптимальный для обеспечения китайских интересов. В такомсоставе Россия и её союзники могут сдерживать китайские инициативы, неотвечающие их интересам.
Учитываявнутриполитическую и внешнеполитическую обстановку, территориальная целостность– это вопрос стратегической важности для Китая. Историки отмечают, что вплотьдо первой половины ХХ века периферийные районы, населенные неханьскиминациональностями, ещё не были органической часть китайской государственнойструктуры: у них не было тесных экономических, а зачастую и политических связейс внутренними провинциями. Иногда даже реальные взаимоотношения пограничныхнациональных районов с внутренними территориями были не такими тесными, как ихвзаимоотношения с зарубежными странами. Например, Синьцзян имел тесныеотношения с Россией и Советским Союзом, в определённый период с Англией; уТибета с Англией, а у Юньнани с Францией осуществлялась свободная торговля,заключались соглашения о взаимных контактах в различных сферах[14, с.12]. Естественно,руководство Китая это не устраивало. Китай всегда был готов на крайние меры,чтобы сохранить свой контроль над данными территориями. Во времена кризисацентральной власти выступления населения на окраинах страны усиливались. Еслиподробно рассматривать ситуацию с Синьцзяном, то основную поддержку уйгурскиесепаратисты получали из стран Центральной Азии. И Российская империя, и СССР такжеимели реальные рычаги воздействия и пользовались этим в зависимости отсостояния взаимоотношений с Китаем, но действий, направленных на признаниенезависимости уйгурских образований с российской стороны не было ни в ХIХ, ни в ХХ веке. А конфликты наСеверном Кавказе, в Чечне, повлияли на то, что Россия в данном вопросеподдерживает официальный Китай. КНР добилась от России признания уйгурскихбоевиков террористами. Россия сегодня в положении «вне игры» в Западном Китае.Информационную материальную поддержку уйгурам оказывали с Запада, в основном изСША. США обвиняли Китай в нарушении прав человека и демократии, Китай в своюочередь настаивал на невмешательстве в его внутренние дела. Поскольку США –основной противник Китая на международной арене, им всегда были на руку любыевнутренние противоречия и конфликты в КНР. Но после событий 11 сентября 2001года Китай вступил в антитеррористическою коалицию, и отношения между странамипо данному вопросу стабилизировались. Хотя Китай по-прежнему настораживаетпотенциальная возможность стимулирования американцами деятельности уйгуров вСиньцзяне, появление военных баз США и НАТО в близости от китайских границ.
Можно считать, что прямойугрозы территориальной целостности в Китае сегодня не существует. Национальныепроблемы и сепаратизм в большей степени влияют на международный имидж страны. Всвязи с борьбой с терроризмом, исламским экстремизмом и сепаратизмом,наркоторговлей и пиратством, а также в связи с изменением международногоположения страны, сепаратизм в СУАР и Тибете имеет меньшую внешнюю поддержку,чем раньше. Буддизм не пользуется популярностью в мире за исключением Индии иряда малых стран, поэтому жёсткая позиция Пекина по вопросу международныхвизитов Далай-ламы воспринимается не в контексте борьбы за независимостьТибета, а в контексте нарушения прав человека. Угроза территориальнойцелостности Китая из-за Тибетской проблемы может исходить лишь от Индии. Но здесьКитай принимает ряд важных мер – от социально-экономических (поднятие уровняжизни и развитие экономики Тибета), развития экономических отношений и мер доверияс Индией, до мер военно-политического сдерживания. Проблема Тибета представляетособенно большую угрозу с точки зрения имиджа государства. Последние событияэто подтверждают. Волнения в Тибете вызвали волну выступлений на Западе. Активисты организаций, выступающих занезависимость Тибета, совершили атаки на китайские посольства в США и Европе.Во многих азиатских и европейских городах прошли митинги против действийкитайских властей. Погромы в Тибете не прекращаются. Накануне Олимпиады общественное мнениеособенно остро реагирует на происходящее. Отрицательные последствия для Китаяуже очевидны. Что будет дальше, покажет время.
Таким образом, можно утверждать,что национальный вопрос не только имеет важнейшее значение во внутреннейполитике Китая, он влияет на все сферы жизни государства. Во внешней политикевнутригосударственные национальные противоречия – это крайне уязвимое место.Многие государства пытаются манипулировать данной проблемой, используют её всвоих интересах, добиваясь от Китая определённых действий, уступок, либо черезвнутренние конфликты пытаясь повлиять на его международное положение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основная цель даннойработы – рассмотреть существующие противоречия в сфере китайской национальной политики,определить их причины и степень влияния на внешнюю и внутреннюю политикугосударства, постараться дать как можно более объективную оценку затронутымпроблемам. При этом работа носит учебный характер, не претендует на завершённостьисследования по данной теме, на бесспорность сделанных выводов и суждений. Существуюттрудности доступа ко многим нормативным документам и источникам из-за слабоговладения автором китайским языком и отсутствия необходимых материалов нарусском и английском языках. Тем не менее, на основе анализа различных доступныхисточников и специальной литературы, учитывая точку зрения известных российскихисследователей по данному вопросу, можно подвести итоги и сказать, что дляКитая решение национального вопроса и продуманная эффективная национальнаяполитика являются стратегически важными вопросами. Хотя национальная ситуация имежэтнические взаимоотношения всегда отличались сложностью, осуществлениенациональной районной автономии сыграло решающую роль в сохранениитерриториальной целостности государства. Конечно, во многих конкретныхситуациях средства и методы проведения национальной политики заслуживаюткритики и осуждения. Одна из причин этого в том, что коммунистическая партия всегдасправедливо опасалась, что предоставление слишком большой свободы окраинам способноподорвать ее монополию на власть, а отсутствие сильной центральной властинеизбежно приведёт к распаду страны на несколько частей. Китайский национализм вданном случае стал главным инструментом жесткой централизации государства исредством удержания власти. В то же время, только таким путём, через подчинениевсех регионов воле центра, Китаю удалось достигнуть современного уровняэкономического развития. Возможно, Китай никогда бы и не смог добиться такихрезультатов другим путём. Все силы и ресурсы были направлены на модернизацию иреформы. Приоритет экономических задач диктовал и диктует все остальныенаправления развития. Сохранение единства государства, возросшая мощь и влияниестали достойным результатом. Многие исследователи утверждают, что демократическиепринципы организации власти, путь западной либеральной демократии в принципе неприемлемдля азиатских стран. Он ведёт к анархии. В Китае пока речь не идёт ни о какойдемократии, вопросы прав и свобод человека начали подниматься только впоследнее время. Но полностью игнорировать права меньшинств в современныхусловиях для Китая невозможно. Важно, что Китай заявляет о стремлении к укреплениюмежнациональных отношений, основанных на равноправии, сплоченности и взаимнойпомощи. Гораздо сложнее реализовать это на практике. Необходимы новые методы иподходы со стороны китайского руководства для решения национального вопроса.Возможно, дальнейший экономический рост и рост уровня жизни населения станетнадёжной основой для социальной стабильности китайского общества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
1. Бичурин Н.Я. «Китай в гражданском инравственном состоянии». – М.: Восточный дом, 2002. – 423с.
2. Богословский В.А., Москалёв А.А.«Национальный вопрос в Китае (1911-1949)». – М.: Наука (АН СССР, Ин-т ДальнегоВостока) главная редакция вост. лит., 1984. – 260с.
3. Васильев Л.С. История Востока (2т.)– М.: Высшая школа,2003. – 567с.
4. Воскресенский А.Д. Китай и Россия вЕвразии. Историческая динамика политических взаимовлияний. – Москва: Муравей,2004. – 600с.
5. Делюсин Л.П. «Китай: полвека – двеэпохи». – М., ИВ РАН, 2001. – 293с.
6. Делюсин Л.П. «Дэн Сяопин иреформация китайского социализма» — М.: Муравей, 2003. – 206с.
7. Делюсин Л.П. «Китай в поисках путейразвития». – М.: Муравей, 2004. – 444с.
8. Китай: угрозы, риски, вызовыразвитию. – М., Московский Центр Карнеги, 2005. – 646с.
9. Китай в XXI веке – глобализация интересов безопасности. / подред. Г.И. Чуфрина – М.: Наука, 2007. – 327с.
10. Китай в мировой и региональнойполитике (История и современность). – М., ИДВ, 2003. – 189с.
11. Китай в Северо-Восточной Азии:история и современность. – Владивосток: Дальнаука, 1999. – 170с.
12. Крюков М.В. «Этническая историякитайцев в ХIХ – нач. ХХ в.». – М.: Наука, Вост.лит., 1993. – 414с.
13. Ли Шуцинъ. К вопросу об особенностях автономии национальныхрайонов в нашей стране. // Информационные материалы ИДВ АН СССР.Экспресс-информация. Вып. 7. Ч. П. 1989.
14. Москалёв А.А. «Теоретическая база национальной политики КНР(1949-1999)». – М.: Москва, 2004. – 224с.
15. Москалёв А.А. «Национальный вопрос:поиски и находки». // Китай на пути модернизации и реформ. – М.: Вост. лит. РАН,1999. – с.458-472.
16. Москалев А.А. «О новой редакцииЗакона КНР об автономии». // Информационные материалы Института ДальнегоВостока РАН. Серия В: Общество и государство в Китае в ходе реформ.-Вып.12-13.-М,, 2002.
17. Мосяков Д. «Новые тенденции вполитике Китая в Юго-Восточной Азии». // Азия и Африка сегодня. — 2006. — № 1.- С. 9-11.
18. Феномен восточного деспотизма: структура управления и власти./ отв. ред. Иванов Н.А. – РАН Ин-т Востоковедения. М.: Наука, Вост. лит., 1993.– 392с.
19. Dawa Norbu «China’s Tibet policy». –Richmond: Curzon, 2001. — 470p.
20. Facts about China /edited by Xiao-bin Ji; contributors, Eric Dalle – New York; H.W. Wilson, 2003.
21. Gilley Bruce «China’sdemocratic future: how it will happen and where it will lead». – New York:Columbia University Press, 2004. — 297p.
Ресурсы Интернета:
22. Андреева Г. Особенности национальнойавтономии в КНР // Материк. Информационно-аналитический Интернет-портал. – www.materik.ru
23. Лукин В.Н. Современные стратегииснижения риска международного терроризма: китайский культурный национализм //периодическое Интернет-издание журнал Сredo New, №2, 2006г. – www.orenburg.ru/culture/credo
24. Материалы Китайского информационногоИнтернет-центра // режим доступа – www.russian.china.org.cn/russian/index.htm
25. Официальный сайт Государственного УправленияСтатистики КНР // режим доступа — www.stats.gov.cn/english/index.htm
26. Смирнов Д.А. «Социальное лицо Китая». //периодическое Интернет-издание Психологическая газета: Мы и Мир. – 2007. – №2 (126).// режим доступа – www.gazetamim.ru/opinion/smirnov.htm
27. Страшун Б.А. Конституционное (государственное)право зарубежных стран.Т.4 – Москва, 2001. // Электронная библиотекаюридической литературы — www.pravoznavec.com.
Нормативные документы:
1. Текст КонституцииКНР 1982 // Деловой журнал «ChinaPRO»— Весь Китай — 2008 .– №3(33).// режим доступа – www.chinapro.ru/law
2. Закон КНР«О национальной районной автономии» (Принят на 2-й сессии ВСНП шестого созыва 31 мая 1984 г.) // Китайская Народная Республика. Законодательные акты. Перевод с китайского. / сост.:Егоров К.А., под ред.: Гудошников А.М. — М.: Прогресс, 1989. — 504 c.
3. Закон «О бюджете Китайской НароднойРеспублики» (Принят на второй сессии ВСНП 8-го созыва 22 марта, 1994 года, обнародовануказом № 21 Президента КНР, вcтупилв силу с 1-го января, 1995 года). // Деловойжурнал «ChinaPRO»— Весь Китай — 2008 .– №3(33). // режим доступа – www.chinapro.ru/law