Реферат по предмету "Экономика"


Государственное регулирование цен и заработной платы: проблемы и перспективы

Министерство экономического развития и торговли РФ ГОУ ВПО Российского Государственного Торгово-экономического университета Кафедра экономической теории КУРСОВАЯ РАБОТА по экономической теории на тему Государственное регулирование цен и заработной платы проблемы и перспективы. Выполнила студентка 1 курса гр. МП-11 Куштанова Э.


З. Проверила к.э.н доцент Захарова Р.Г. Дата проверки Оценка Подпись Пермь 2004 СОДЕРЖАНИЕ Введение2 Глава I. Фундаментальные понятия заработной платы и цены. 1. Теория заработной платы.2. Понятие и сущность цены7 Глава II. Государственное регулирование цен и заработной платы неотъемлемые части друг друга.


1 Государственное регулирование заработной платы. 2 Государственное регулирование цен 15 Глава III. Пути решения проблемы разница прожиточного минимума и минимальной заработной платы методом регулирования цен. 1 Анализ и возможные пути решения проблемы 23 2 .Контроль за соблюдением порядка применения регулируемых цен27 Заключение29 Список используемой литературы 31


Приложение 32 Введение Во всех экономических системах государство играет весомую экономическую роль, выполняя больший или меньший набор хозяйственных и социальных функций. Имеется своего рода пирамида целей госрегулирования, которые находятся между собой в определенной субординации, изменяющийся в результате эволюции конкретных условий в той ли иной стране в данный исторический момент. Высшими, центральными целями неизменно являются формирование наиболее благоприятных условий для поддержания


экономического развития включая его социальные сферы и общественной стабильности. Все прочие цели производны от этих двух, но они периодически модифицируются в зависимости от многих факторов и различным образом переплетаются между собой, находясь в отношениях взаимозависимости. В четверку главных целей госрегулирования входят стабилизация цен и заработной платы. Цель моей работы заключается в следующем 1. Проследить как госрегулирование цен и заработной платы


влияет на экономику и общество. 2. Выявить плюсы и минусы госрегулирования. 3. Определить основные проблемы данной темы и методы их решения. 4. Рассмотреть инструменты регулирования цен и заработной платы. 5. На конкретном примере доказать эффективность или неэффективность данного регулирования в России. 6. Сравнить госрегулирование России и Зарубежных стран.


Предложить свои этапы решения нынешних проблем в Росси. Актуальная проблема затрагивается в моей работе на мой взгляд. Это проблема несоответствия в России прожиточного минимума и минимальной заработной платы. Это признак неразвитости страны, отсталости в экономике. Как же государство решает эту проблему, и связанные с ней остальные, какие меры и законы регулируют


заработную плату и как регулирование цен влияет на заработную плату Ответы на эти непростые вопросы я постараюсь дать и проанализировать в своей курсовой работе. А так же мною предложены ряд законов и постановлений, которые подтверждают ту или иную информацию и обосновывают мои высказывания, мнения и предложенные мной методы решения данной проблемы. Моя задача показать насколько глубоко и эффективно государство стремиться улучшить экономическое развитие


страны особенно его социальные сферы и что конкретно предпринимает для улучшения благосостояния страны и как действуют эти законы и к чему они приводят. Глава I. Фундаментальные понятия заработной платы и цены. 1. Теория заработной платы. Заработная плата- это денежное выражение товара, которым является рабочая сила или цена труда. Факторы, определяющие заработную плату стремление работодателя к прибыли производительность


труда от вида работы, квалификации, условий труда от уровня образования и профессиональной подготовки наличие конкурирующих групп. Термин заработная плата экономистами Запада используется для обозначения ставки заработной платы в единицу времени за час, день и т.д. Таким образом, ставка заработной платы суть цена, выплачиваемая за использование единицы услуг труда. Это помогает четко разграничивать заработную плату и общие заработки, последние зависят от ставки заработной


платы и предложения труда. Необходимо провести различие между номинальной и реальной заработной платой. Номинальная заработная плата это сумма денег, полученная за час, день, неделю и т.д. Это то, что получаем в кассе. Реальная заработная плата это количество товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальную заработную плату, т.е. реальная заработная плата это покупательная способность номинальной заработной платы. Она зависит от номинальной заработной платы и цен на приобретаемые товары


и услуги. Изменение реальной заработной платы в процентном отношении можно определить как разницу между процентным изменением в номинальной заработной плате и процентным изменением в уровне цен. Так, повышение номинальной заработной платы на 8 при росте уровня цен на 5 дает прирост реальной заработной платы на 3. Однако номинальная и реальная заработная плата не обязательно изменяются в одном и том же направлении. Формы оплаты труда 1. сдельная 2. повременная 3. контрактная.


Структура сдельной формы оплаты труда Рис.1 Структурная схема сдельной формы оплаты труда. 2, 169 Существуют две границы заработной платы нижняя и верхняя. Нижняя граница это прожиточный минимум. Верхняя граница это Фонд Жизненных Средств необходимый набор продуктов питания, затраты на содержание труда, затраты для своего развития. Нижняя граница заработной платы это концепция минимума средств существования, которая


берет начало от Д. Рикардо и Т. Мальтуса, сводит заработную плату к физически необходимому минимуму средств существования. Однако стоимость рабочей силы не может сводиться только к этому минимуму, а включает потребности, порожденные экономическими, социальными, культурными условиями, в которых формируется армия наемного труда. В то же время определение низшей границы стоимости цены рабочей силы минимумом средств существования и утверждение о стремлении предпринимателя свести заработную плату к низшей границе вряд


ли правомерно и экономически оправдано. Как показывает хозяйственная практика развитых стран, на рынке труда средний уровень реальной заработной платы устанавливается на гораздо более высоком уровне, чем стоимость минимума средств существования. Прожиточный минимум уровень доходов, необходимых для приобретения человеком продуктов питания на нижней границе физиологических норм, а также для удовлетворения хотя бы минимальных потребностей в одежде, обуви, оплате жилья и транспортных услуг, в предметах санитарии


и гигиены. На современном рынке труда прожиточный минимум реально служит лишь нижайшей границей заработной платы. Это обстоятельство сегодня четко оговаривается законодательством многих стран, прямо определяющим минимальный размер оплаты труда и его обязательность для всех работодателей. 7, 702 2 Понятие и сущность цены. Цена- это денежное выражение стоимости товара. Ценой называется количество денег, за которое продается и покупается экономическое благо.


Цена определяется на рынке в результате взаимодействия покупателей и продавцов, в ходе которого они сравнивают предложение и спрос на товар и устанавливают цену. Так как цена устанавливается на уровне, когда предложение товара равно спросу на него предложение и спрос находятся в равновесии, то рыночная цена обычно является равновесной ценой . Но что стоит за спросом и предложением Различные направления экономической теории предлагают различные


ответы на этот простой, казалось бы, вопрос. Классическая экономическая теория полагала, что в основе цены, которая устанавливается в ходе обмена товара на другие ценности меновая цена, лежат затраты на производство этого товара. Таким образом, цена товара определяется, прежде всего издержками на его производство, т.е. платой за использованные экономические ресурсы. Как писал Адам Смит, в целом цена все же сводится непосредственно или в конечном счете к трем составным


частям к ренте, заработной плате и прибыли1. Трудовая теория стоимости, полагающая, что главный фактор это труд, была развита другим классиком Давидом Рикардо 1772 1823. Маржиналистская концепция полагает, что в основе стоимости ценности товара лежит его полезность для потребителя, точнее, предельная полезность. Еще Карл Менгир 1840 1921 выдвинул, а Евгений Бем-Баверк 1851 1914 развил положение, что именно соотношение предельных


полезностей обмениваемых товаров и обусловливает пропорции их обмена, т.е. цены. Неоклассическая теория в лице ее основателя Альфреда Маршалла предложила свой взгляд на цену и ценообразование. Подход Маршалла является синтезом классического и маржиналистского подхода к цене. Маршалл исходил из того, что Рикардо и Бем-Баверк сосредоточили свое внимание на различных сторонах


одного и того же процесса формирования ценности. 5, 418 Итак, мы можем сделать вывод, что же такое заработная плата, основываясь на учениях и теориях разных школ, которые рассматривали данный вопрос. Согласно выработанному неоклассической теорией подходу цена товара определяется двумя принципами предельной полезностью и издержками производства. Цена, которую покупатель согласен уплатить за товар, обусловливается степенью полезности товара.


Цена, которую назначает продавец, имеет в своей основе издержки производства товара. Цены формируются не посредством их усреднения, а в ходе своеобразного компромисса между покупателями и продавцами как предельно допустимые со стороны спроса и со стороны предложения. Это два взаимодействующих между собой принципа цены. Маршалл писал Принцип издержек производства и принцип конечной полезности, без сомнения, являются составными


частями одного всеобщего закона спроса и предложения, каждый из них можно сравнить с одним из лезвий ножниц1. Подобную модель ценообразования можно давать двухфакторной. 9, 135Глава II. Государственное регулирование цен и заработной платы неотъемлемые части друг друга. 1. Государственное регулирование заработной платы. Государство прямо регулирует заработную плату только на предприятиях и в учреждениях, которые к нему


относятся. В частном хозяйстве заработная плата определяется на рыночной основе, в зависимости прежде всего от производительности труда и соотношения между спросом на рабочую силы и ее предложением. На мелких и средних предприятиях заработная плата устанавливается посредством индивидуальных контрактов и трудовых договоров. Заработная плата той части занятых, которая охвачена профсоюзами, регулируется ежегодными тарифными соглашениями между соответствующими отраслевыми профсоюзами и союзами предпринимателей


государство может оказывать на это лишь консультативное воздействие. Однако следует иметь в виду, что в среднем по странам Запада профсоюзами охвачено лишь около 40 работающих по найму, причем в Западной Европе этот показатель несколько выше не более 50 в среднем при значительном разбросе по отдельным странам, а в Японии и особенно в США ниже. Во многих развитых странах законодательство о труде включат


в себя установление минимальной заработной платы. Однако пи практике оно нередко не выполняется. В России же еще в конвенции Международной организации труда 1970 г. ст. 3 была сформулирована цель установления государством размера минимальной заработной платы обеспечение гарантированного минимального уровня жизни, а также факторы, принимаемые во внимание при определении уровня минимальной заработной платы потребности работников и их семей с учетом общего уровня заработной


платы в стране, стоимости жизни, социальных пособий и сравнительного уровня жизни других социальных групп экономические соображения включая требования экономического развития, уровень производительности и желательность достижения и поддержания высокого уровня занятости. Начиная с 1992 г. порядок установления минимальной заработной платы в России предусматривает ее единой для всей России. Ее размер в рублях меняется с учетом роста издержек


на возмещение стоимости рабочей силы расходы на питание, одежду, предметы домашнего обихода, а также постоянно растущих расходов на содержание жилища, медицинское обслуживание, образование, социальные нужды работника. Так, в 1992-2002 гг. размер минимальной заработной платы в России менялся 19 раз. На протяжении последнего десятилетия минимальный размер заработной платы в России устанавливался ниже уровня стоимости минимальной потребительской корзины, что непосредственно


влияло на снижение уровня жизни населения. Если в дореформенном СССР прожиточный минимум и составлял 60 минимальной заработной платы, в 1992 г 50, в 1998 г 15,1, то в 2000 г только 8,2. В связи с этим необходимо устанавливать минимальную заработную плату в процентах к прожиточному минимуму одинокого работника в трудоспособном возрасте. Минимум должен исчисляться по всем субъектам Российской


Федерации, и абсолютный в денежном выражении уровень минимальной заработной платы должен быть различным. Это необходимо в связи с тем, что введенные еще для социалистической модели экономики районные коэффициенты перестали отражать различия в условиях воспроизводства рабочей силы. С 1 февраля 2002 г. вступил в действие Трудовой кодекс российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 133 месячная заработная плата работника, отработавшего за этот


период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда трудовые обязанности, не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. С апреля 2002 г. минимальный размер оплаты труда в РФ установлен Федеральным законом О минимальном размере оплаты труда и составляет 450 руб. в месяц. Прожиточный минимум на душу населения за 3 квартал 2002 г. определен в 1817 руб для трудоспособного


населения -1980 руб пенсионеров - 1387 руб детей - 1 799 руб. Постановление Правительства РФ от 01.11.2002 г. 793. Таким образом, прожиточный минимум в среднем превышает размер минимальной оплаты труда в 4 раза, что не соответствует не только требованиям международного права, но и здравому смыслу. Что же касается законодательного установления минимальной заработной платы в размере не ниже величины


прожиточного минимума трудоспособного человека, то согласно ст. 421 Трудового кодекса РФ порядок и сроки введения такого размера минимальной заработной платы прописаны специальным федеральным законом. Такой закон пока не принят. Вместо него заработную плату и другие виды доходов от инфляционного повышения цен защищает ИНДЕКСАЦИЯ доходов населения. Порядок индексации денежных доходов и сбережений граждан в связи с ростом


цен на потребительские товары и услуги установлен еще в 1991 г. Законом РСФСР Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР. В соответствии с вышеназванным законом индексации подлежат оплата труда работников предприятий, учреждений и организаций, кроме работников предприятий, самостоятельно определяющих цены на производимые ими товары и оказываемые услуги государственные пенсии, стипендии, социальные пособия семьям с детьми,


по безработице, временной нетрудоспособности и другие, кроме единовременных вклады граждан в Сберегательном банке РФ государственные займы и иные ценные государственные бумаги, взносы в организации государственного страхования. Для индексации денежных доходов и сбережений граждан используется индекс потребительских цен на продовольственные товары, а также платные услуги. Он рассчитывается нарастающим итогом ежеквартально с начала года на базе статистических данных, полученных


в результате наблюдений за изменением розничных цен в государственной и частной торговле, а также в сфере услуг на основе фактически сложившегося уровня потребления за предыдущий год в РФ по фиксированному набору основных потребительских товаров и услуг без учета товаров и услуг необязательного пользования. С марта 2002 г. расчет индексов потребительских цен регулируется постановлением Госкомстата РФ Об утверждении Основных положений о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами


на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен. Динамика индекса потребительских цеп в РФ за 1992-2002 гг. показана в табл. 1. Таблица 1. Индекс потребительских цен в России в 1992-2002 гг к декабрю предыдущего года. ,0940,0315,0231,0121,8111,0184,4136,5120 ,2118,6110,3 Данные за 3 квартал 2002 г. 8,11,17,1848,109,199 Ст.5 Закона Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в


РСФСР устанавливает следующий порядок индексации доходов первая часть доходов, равная полуторной величине минимальной месячной оплаты труда в РФ, увеличивается на индекс потребительских цен вторая часть дохода, равная полуторной величине минимальной оплаты труда, увеличивается на 50 индекса потребительских цен. Таким образом, индексации подлежит часть дохода, величина которой не превышает три минимальные месячные оплаты труда в РФ. Остальной доход не индексируется.


Для лиц, проживающих в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к оплате труда, размер минимальной оплаты труда, подлежащей индексации, определяется с учетом этих коэффициентов. Индексация заработной платы осуществляется через коллективный договор профсоюза с ассоциацией предпринимателей или с отдельным предпринимателем. Индексация доходов работников с фиксированной оплатой труда, а также пенсий, пособий и других социальных выплат зависит от государственных органов власти.


Для этого принимаются специальные законодательные акты, регулирующие порядок индексации. Так, например, постановлением правительства Российской Федерации от 1 8 июля 2002 г. 535 Об утверждении коэффициентов индексации с 1 августа 2002 г. базовой и страховой частей трудовой пенсии утверждены коэффициенты индексации с 1 августа 2002г. базовой и страховой частей трудовой пенсии в размере 1,09. в мае 2002г. в 1,5 раза.


В проекте бюджета РФ на 2003 г, предусмотрено увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы с1 октября 2003г. в 1,33 раза. Таким образом, можно отметить, что в России наблюдается постоянное отставание роста заработной платы от инфляции из-за неопределенности в сроках и размерах индексации. 13 25-29 2. Государственное регулирование цен. Государство выступает в лице самого крупного закупщика продуктов, и заказчика на осуществление различной


рода работ для общественно-государственных нужд. Оно в значительной части определяет уровень цен на закупаемую продукцию выполняемые виды работ. Государство нередко проводит и специальную закупочную цеповую политику в отношении продукции аграрного сектора, устанавливает фиксированные или предельны цены и тарифы в топливно-энергетическом комплексе, на транс портные услуги, предоставляет льготы и осуществляет компенсационные выплаты в здравоохранении, жилищном строительств и т.п.


Оно также устанавливает прямой контроль над ценами на товары, имеющие жизненно важное значение для населения, например, хлеб, соль, а также на табачные изделия и винно-водочную продукцию, цены на которые в решающей степени предопределяются акцизными сборами. Довольно часто государство прибегает к регулированию цен на блага, имеющие значение для жизнеобеспечения населения электроэнергию, газ, тепло, медикаментыи т.п 10, 697


Государственное регулирование играет очень важную роль в регулирование цен и заработной платы с целью предотвратить инфляцию или уменьшить ее темпы. А инструментами государства в этом случаи выступают индекс цен и заработной платы. Инфляция как экономическая категория отражает перераспределение национального дохода между сферами общественного воспроизводства, отраслями и регионами народного хозяйства, между классами и социальными группами населения, осуществляемое через механизм изменения цен.


Измерение инфляции осуществляется с помощью целого ряда показателей. Наиболее широкое применение имеют следующие индекс цен индекс покупательной способности рубля темпы инфляции индекс заработной платы индекс реальных доходов населения. В повседневной практике при анализе хозяйственной деятельности наиболее широкое применение находят индексы цен, темпы инфляции и индексы заработной платы.


Индексы цен рассчитываются государственными статистическими органами и регулярно публикуются в печати. В Таблице 2 приводятся данные по изменению цен в странах Восточной Европы. В России индекс потребительских цен вырос по сравнению с предыдущим годом в 1991 г. в 2,6 раза в 1992 г. в 26,2 в 1993г. в 9,4, в 1994 г. в 3,2 в 1995 г. в3,2в1996г в1,2в1997г в1,1раза. Таблица 2. Показатели динамики продукции и цен в странах


Восточной Европы за 1990-1997 гг. Страны и годыТемпы прироста или спада в Темпы прироста розничных цен в ВНППромышленного производства Польша1991-8,0-24,2 585,8 1992-7,0-11.9 70,3 19932.63,9 43,5 19943,87,3 35,3 19955,011.9 32,0 19965,09,0 25,0 19974,08,0 21,0 Чехия1991-1,2-3,5 9.8 1992-14,2-21,8 56,7 1993-6,4-7,9 11,1 1994-0,5-5,1 20,6 19952,52,0 10.0 19964,02,0 10,0 19974,02,0 10.0 Словакия1991-2,5 10,5 10,6 1992-14,5-12,4 61.2 1993-7,0-13,2 10,0 1994-3,2-2,8 23,7 19954.07.10 14,0 19962,05,0 13,0 19973,06,0 12,0 18, 10


В рамках инфляции издержек ослаблено действие тех факторов, которыеотносительно легко поддаются монетаристским ограничениям. В первуюочередь это относится к спирали зарплата-цены. Действие этой спиралиобычно проявляется в превышении роста зарплаты над ростом цен. В Россиинаблюдается диаметрально противоположная ситуация заработная платабюджетников, пенсии, пособия растут медленнее, чем цены Одним из факторов, определяющих повышение темпов инфляции на потребительском


рынке в 1998 и 1999 гг является зависимость этого рынка от импорта. Динамика потребительских цен испытывает влияние конъюнктуры мирового рынка и складывающегося изменения цен на импортные товары, так как реальная девальвация рубля ведет к удорожанию импортных товаров, а вслед за ними и отечественных. Введение жестких мер государственного регулирования рынка и цен становится необходимым. Инфляция порождает необходимость проведения индексации доходов населения.


Для этой цели рассчитывается прожиточный минимум. В соответствии с Законом РФ от 24 октября 1997 г. 134-ФЗ О прожиточном минимуме в Российской Федерации установлена потребительская корзина, включающая в себя минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.


Стоимостная оценка потребительской корзины определяет величину прожиточного минимума. По РФ потребительскую корзину устанавливает федеральный закон. По субъектам Федерации потребительская корзина устанавливается законодательными органами субъектов Федерации с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления основных социально-демографических групп населения.


Величина прожиточного минимума определяется на основе данных Государственного комитета РФ по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары, услуги и расходы по обязательным платежам и сборам. 11, 418 Прожиточный минимум необходим при установлении минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также при определении размеров стипендий, пособий и других социальных


выплат гражданам Российской Федерации. В табл.3 приводится изменение стоимости набора из 25 основных продуктов питания, составляющих продовольственную корзину прожиточного минимума в 13 российских городах-миллионерах в марте 1998 и 1999 гг. в расчете на одного жителя. Из непродовольственных товаров в Санкт-Петербурге более всего подорожали ткани на 36,8, школьно-письменные товары на 28,1, трикотаж на 27,8, одежда и белье на 22,2, моющие средства на 21,5, чулочно-носочные


изделия на 20,9, медикаменты на 17,8, строительные товары на 12,1, табачные изделия на 11,4, электротовары - на 9,9, бензин на 8,0, телерадиотовары на 6,8. 14, 18 Таблица 3. Изменения стоимости продовольственной корзины. ГОРОДАМарт 1998г.Март 1999г.Москва298,8670,3Санкт-Петербург250 ,5570,0Самара 242,9566,2Екатеринбург249,9553,9Новосиби рск260,3537,3Челябинск233,7526,3Россия24 8,2524,5Волгоград226,4511,7Пермь241,1497


,9Уфа223,8496,9Омск231,6494,9Нижний Новгород220,2490,9Ростов-на-Дону213,5465 ,7Казань196,9400,7 Из платных услуг, оказываемых населению, в I квартале 1999 г. в Санкт-Петербурге повысились тарифы на медицинские услуги на 19,9, услуги образования на 17,5, услуги транспорта на 15,7, из них проезд в метро на 50 бытовые услуги на 9,6, в том числе стоимость химчистки 33,8, ремонт часов 18,7, ремонт и пошив одежды на 12,3.


Жилищно-коммунальные услуги в I квартале подорожали на 9,7, из них тарифы на электроэнергию повысились на 58,9, газ сетевой на 44,9. В Ленинградской области прирост цен на услуги городского муниципального транспорта составил 93,9, услуги образования 22,6, дошкольных учреждений 17,5, медицинские услуги 14,3, услуги связи 12,0, бытовые услуги 6,4. Жилищно-коммунальные услуги подорожали на 12,9 , из них тарифы на электроэнергию повысились на 46,0, квартплату на 38,8, холодное водоснабжение на 12,0.


Стоимость прожиточного минимума должна отражать изменения цен и учитываться при индексации выплат населению. В настоящее время вместо прожиточного минимума при индексации выплат населению используется минимальный размер оплаты труда МРОТ, равный 600руб.00коп который ниже величины прожиточного минимума. Правительство РФ обещает в течение ряда лет перейти к индексации доходов населения с учетом инфляции на базе прожиточного минимума вместо МРОТ. Разницу между ними можно проследить на следующем примере.


Для индексации долговых обязательств правительства РФ Государственной Думой РФ принят 21 июня 1996 г. Федеральный закон О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации, По этому закону в целях восстановления и защиты сбережений граждан Российской Федерации был установлен долговой рубль.


Долговой рубль является условной денежной единицей и выражается в валюте Российской Федерации через долговую стоимость, устанавливаемую для единицы номинала целевого долгового обязательства в порядке, определяемом настоящим федеральным законом. По этому закону установлено, что долговая стоимость одного долгового рубля определяется исходя из изменения соотношения контрольной стоимости необходимого социального набора и базовой стоимости данного набора.


За базовую стоимость необходимого социального набора принята его стоимостная оценка в валюте СССР, определенная исходя из розничных цен государственной и кооперативной торговли а также тарифов на основные бытовые и коммунальные услуги, действовавшие на территории РСФСР в 1990 г. Необходимый набор включает 22 наименования продовольственных и непродовольственных товаров и 6 видов услуг, включая городской транспорт. В законе был также определен достаточно жесткий порядок


и контроль за определением долговой стоимости, ее динамики и индексаций. Долговая стоимость должна определяться еженедельно или же ежегодно. Если рост ежемесячной долговой стоимости превысит 1 по сравнению с предыдущим месяцем, то ее расчет должен осуществляться еженедельно. Компенсация по вкладам населения должна происходить на основе расчетов долговой стоимости. В 1996 г. была произведена выплата вкладов населению старше 80 лет, ветеранам


Великой Отечественной войны, блокадникам и некоторым другим категориям лиц. Вклады индексировались на основе расчета индекса в 1000. В 1999 г. производится индексация вкладов лицам, родившимся в 1922 г. О динамике цен и стоимости долгового рубля можно судить по табл. 19.3. Из табл. 19,3 видно, что индекс долговой стоимости вырос с 399,88 руб. в 1990г. до 3612 682 руб.


в 1997 г или на 9034,42, то есть долговой рубль 1990 г. в начале 1997 г. нужно было бы приравнивать к 9034,42 руб. по их покупательской стоимости. Индексацию в 1000 и только для лиц старше 80 лет можно рассматривать как еще одно воровство у населения их сбережений. В 1999 г. в соответствии с Постановлением Правительства от 20 мая 1999 г. 553 выплата компенсации вкладов осуществляется гражданам, родившимся до 1922г или их наследникам 1


тыс. руб. исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 г если размер вклада не превышал 1 тыс. руб. В зависимости от срока хранения и закрытия вкладов установлены дифференцированные коэффициенты от 1,0 до 0,6. Самый низкий коэффициент 0,6 установлен для вкладов закрытых в 1992 г. Применяемый порядок индексации вкладов населения требует совершенствования, так как его несправедливость очевидна. 11, 8 Таблица 4. Основные показатели хозяйственной деятельности республик и областей


Уральской ассоциации за январь- март 2004 года. показатели Ед. изм. Республ. Башкор- тастанПермская областьКурган- ская областьСверд ловская областьТюменская областьЧелябинская областьСреднедушевые денежные доходы за март Руб. 4547,80 5760,42 3521,1 5615,9 11158,6 4482,8 Средняя зпл 1работ за 02.2004 по крупным и средн предп. Руб. 5272,5 5748,0 4342,0 6496,1 17342,4 5611,4Реальн зпл к соответствен периоду прошлого года 120,3 110,8 126,8 118,1 112,8 117,9Индекс


потребитель. цен к соответств. периоду предыдущего года 112,23 113,29 111,76 108,11 108,52 109,38 по данным ОблКомСтата Деловой Экспресс 14, 2004г. Глава III. Пути решения проблемы разница прожиточного минимума и минимальной заработной платы методом регулирования цен. 1. Анализ и возможные пути решения проблемы. Поскольку бюджет правительства РФ переживает кризисное состояние и возврат сбережений населению осуществляется постепенно, их можно


использовать как кредитные средства для капитальных вложений в целях оживления экономики РФ, создания новых рабочих мест, строительства жилья для населения, новых предприятий и за счет получения прибыли от их функционирования можно было бы выплачивать населению ее часть в виде дивидендов с учетом размера их рыночной долговой стоимости. Для нормальной индексации сбережений нужно брать набор продуктов и услуг, включенных в корзину расчета Госкомстатом индекса потребительских цен.


Поскольку по регионам РФ наблюдается существенная дифференциация цен, как отмечалось выше, необходимо разработать региональные коэффициенты, корректирующие долговую стоимость. Такая дифференциация была введена в 1998г РФ было определено 8 зон. Представление о ней дается табл.3 в приложении стр.37. В структуре органов исполнительной власти предусматриваются органы, формирующие и реализующие политику


цен. На федеральном уровне это правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, в частности Министерство экономики РФ и входящий в его состав Департамент цен. Будучи центральным органом исполнительной федеральной власти, Департамент цен осуществляет не только государственное регулирование, но и межотраслевую координацию


цен. Его основные действия разработка предложений по проведению единой в стране государственной политики цен совершенствование механизма ценообразования с целью повышения действенности цен в развитии рыночных отношений, структурной перестройке в народном хозяйстве, решении социальных проблем. Правительство Российской Федерации принимает решения о введении государственного регулирования, осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов


России по регулированию цен, утверждает перечни продукции, цены на которую на внутреннем рынке подлежат регулированию, и пересматривает их по мере необходимости. В целом перечень товаров и услуг, по которым допускается прямое регулирование цен, за последние годы существенно сокращен. Доля продукции и услуг, на которые ранее цены регулировались на федеральном и региональном уровнях, по данным департамента цен Минэкономики


РФ, уже к 1996 г. составила 15-16 в стоимости совокупного общественного продукта. Права органов исполнительной власти в части регулирования Цен в значительной степени увязаны с возможностями их бюджетов. Расширение прав предприятий по самостоятельному установлению цен и тарифов происходит с одновременным использованием экономических рычагов воздействия на цены, имеющихся в распоряжении исполнительной власти


налоги, льготные кредиты, арендная плата и т. д с тем, чтобы не допускать их необоснованного завышения, полнее учесть платежеспособный спрос населения и возможности бюджета. Установление пределов возможного роста цены за определенный период времени или предельного уровня цены, то есть максимального или минимального уровня цены, выше или ниже которого цена не может подниматься. Такое регулирующее мероприятие очень важно в условиях дефицита, так как рост свободных цен в конечном


счете ведет к сокращению производства. Россия, отпустив в связи с переходом к рынку свои цены на свободу, потеряла значительную часть национального продукта. В настоящее время правительство России предлагает установить верхний лимит цены на продукцию естественных монополий. Предельный уровень цены может быть надежной гарантией населению от ценового диктата производителей в условиях отсутствия конкуренции на внутреннем рынке.


На социально важные товары и услуги предельный уровень цены может устанавливаться местными органами власти и управления. Многие цивилизованные страны с развитой рыночной экономикой уже прошли этап регулирования верхних пределов цен на товары первой необходимости, в частности на продукты питания, и теперь уже отказались от этой меры. Но отказались не потому что она плоха, а потому что надобность в ней отпала, поскольку рынок полностью насыщен, существует эффективная конкуренция не только между теми, кто производит товары,


но и теми, кто их реализует, полностью исключен монополизм производителей и торговцев путем действия эффективного антимонопольного законодательства. В своей деятельности российское правительство в 1996-1998 гг. ввело в практику регулирования предельные минимальные цены. Так, Министерство экономики в целях обеспечения устойчивой работы ликероводочной отрасли промышленности и с учетом изменения норм и правил производства и оборота алкогольной продукции утвердило минимальные


цены на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28. Аналогичные правила предусмотрены для продукции, производимой или ввозимой на территорию РФ из других стран. В условиях рыночной экономики регулируемые цены, как и свободные цены, устанавливаются и утверждаются самими предприятиями. Государственное воздействие на такие цены осуществляется путем методического и организационного единства в установлении цен на товары и услуги, в разработке рекомендаций


по их обоснованию, в том числе и по отраслям народного хозяйства. Государство в лице своих органов управления определяет порядок исчисления уровня затрат калькуляции себестоимости, уточняет состав затрат специальными нормативными документами, определяет расходы, возмещаемые из прибыли, устанавливает нормативы рентабельности на продукцию предприятий монополистов, Прямое вмешательство государства целесообразно тогда, когда ставится задача стабилизации действующих


цен или их незначительного роста, например в 1998 г. предполагался рост цен 5-10 в год. В 1999 г. прогнозируется рост цен в размере 30 не выше 3 в месяц. Достигнуть этой величины без государственного участия невозможно в 1998 г. рост цен составил 184. Решение о необходимости регулирования цен принимается на основе анализа деятельности субъектов ценообразования с учетом стимулирующей роли соответствующих методов регулирования в повышении качества производимой


продукции и удовлетворении спроса на нее. 10, 241 17, 15 2.Контроль за соблюдением порядка применения регулируемых цен. Государство не только определяет перечень продукции, цены на которую подлежат регулированию, сферы применения такого регулирования, но и определяет органы государственной власти, осуществляющие этот контроль. К органам контроля цен относятся на федеральном уровне Министерство экономики РФ, на уровне субъектов РФ орган исполнительной власти субъекта


РФ, осуществляющий контроль за ценами в пределах своей компетенции, на местном уровне орган местного самоуправления. Кроме того, финансовые и антимонопольные органы, органы регулирования естественных монополий и государственной налоговой службы, государственные торговые инспекции и другие имеют право осуществлять контроль за соблюдением порядка применения цен и тарифов. Нарушение порядка применения цен и тарифов это несоблюдение субъектом предпринимательской деятельности


установленных цен или условий, их ограничивающих, непредставление в срок по требованию органа контроля цен документов и иной информации, необходимой для проведения проверки. Органам контроля цен предоставлены достаточные полномочия для осуществления своих контрольных функций. Они беспрепятственно проверяют действующие на территории, находящейся в их ведении, все субъекты предпринимательской деятельности в отношении соблюдения ими порядка применения цен и тарифов принимают решения о финансовых


санкциях и взыскании сумм штрафа в установленном размере в ходе проверки или после нее дают предписания, обязательные для исполнения, об устранении нарушений порядка применения цен и тарифов привлекают к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа руководителей предприятий, виновных в нарушении порядка применения цен и тарифов. Полномочия органов контроля цен местного самоуправления распространяются только на субъекты предпринимательской деятельности, находящиеся в муниципальной собственности.


Проверяемые предприятия обязаны представить всю необходимую информацию органам контроля. Сведения, составляющие коммерческую тайну и полученные органами, осуществляющими контроль за соблюдением порядка применения цен, не подлежат разглашению. При выявлении нарушений порядка применения цен и тарифов размер финансовых санкций определяется как разница между фактически примененной ценой и ценой, сформированной в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами, в пересчете на объем реализованной


продукции. Если предприятие само выявило несоблюдение установленных цен или условий, их ограничивающих, оно самостоятельно осуществляет перерасчет с потребителями или в случае невозможности такого перерасчета вносит в бюджет сумму разницы между фактически примененными ими ценами и ценами, сформированными в соответствии с действующим законодательством, в перерасчете на объем реализованной продукции. По итогам проверки составляются акты проверки, которые, в свою очередь, являются основанием для принятия


органами контроля решений о применении финансовых санкций и взыскании сумм штрафа. Взыскание названных санкций и штрафа по решению органов контроля цен осуществляют налоговые органы. Решения органов контроля цен могут быть обжалованы предприятиями в суде или арбитражном суде. 10, 243 Заключение В настоящие время экономика России находиться в стадии подъема, но все равно проблема несоответствия прожиточного минимума и минимальной заработной платы остается открытой.


В ближайшем будущем президентом РФ было обещано решения этой проблемы и так же планируется повысить заработную плату бюджетникам и пенсии на 50. Реально ли это или эти планы так и останутся всего лишь планами Ответ на этот вопрос покажет ближайшее будущее. Но проблема еще в том, что повышения заработной платы повлечет за собой несомненное повышения общего уровня цен на рынке. В моей работе были представлены действия правительства в таких случая.


Методы регулирования и сдерживания повышения цен на рынке. В условиях рыночной экономики каждый производственный ресурс имеет свою цену, которая, как и товарная цена, реагирует на изменение спроса и предложения указанного ресурса. Действующие уровни цен на производственные ресурсы делают возможным выбор таких производственных ресурсов, при которых определенный объем производства достигается при минимуме издержек.


Так, общеизвестно, что более высокая оплата рабочей силы стимулирует внедрение технически оснащенных процессов производства, и наоборот, низкая плата рабочей силы способствует консервации устаревших и трудоемких процессов производства. Тем самым цены производственных ресурсов, ориентируя предпринимателей на использование дешевых ресурсов и экономии на дорогих, в той же мере, как и товарные цены, воздействуют на более эффективное распределение производственных ресурсов в масштабе общества, то есть цена выполняет


регулирующую роль в распределении производственных ресурсов. В сравнение со странами Западной Европы Россия выглядит отсталой, но ряд улучшений по регулированию заработной платы и цен несомненно значительный . РФ постепенно, но уверенно встает на ноги и сейчас данной проблеме уделяется много внимания и решение ее в ближайшем будущем прогнозтруется. Решение этой проблемы повысит уровень страны и на внешнем рынке.


В моей работе представлены ряд законов, постановлений, указов и числовых рядов, указывающих на тенденцию развития и улучшения социальной жизни общества. Перенос акцента на использование рыночных методов воздействия государства на экономику в индустриально развитых странах потребовал оздоровления финансов. Это стало тем более актуально, что необходимость в перестройке хозяйственного механизма этих стран совпал с сильнейшим финансовым кризисом. Одной из важнейших статей увеличения доходной части бюджета


стала приватизация государственного имущества. Важнейшим каналом регулирования экономической конъюнктуры стала государственная ценовая политика. Ориентация последнего десятилетия на либерализацию экономики нашла отражение в отказе от жестких форм регулирования цен и тарифов в ряде отраслей. Список используемой литературы 1. Путин В.В Москва, Кремль, 1.10.2003 127- Ф.З. 2. Трудовой кодекс РФ-


М. Статус-Кво 97, 2002 3. Экономическая теория. Под ред. Булатова А.С. М. Экономистъ, 2003. 4. Общая экономическая теория. Под ред. Баликоева В.З М. ЭконоМ, 1996. 5. Цены и ценообразование. Под ред. Есипова В.Е Ст Пб. Налогъ, 1999. 6. Экономика. Под ред. Иванова Ю.Н Ст Пб. Питер,2000 7. Экономическая теория.


Под ред. Иохин В.Я Учебник- М. Юристъ, 2000. 8. Социальная политика доходов и заработной платы.Под ред. Левашова В.И М. Центр экономики и маркетинга, 2000. 9. Экономическая теория. Под ред. Носовой С.С М. Вита-Пресс, 1998. 10. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. Под ред. Уткина Э.А М. Единорог, 1999. 11. Антонова


Н.А Багереев М.С Сучкова Л.А Социальные индикаторы доходов и уровня жизни населения. 200211. 12. Васильев И. С Проблемы совершенствования оплаты труда в современной России Аналитический Вестник совета Федерации РФ. 19998. 13. Виноградов В.А Регулирование заработной платы ЭКО 20036. 14. Зернова О. Н Доверенность президенту Социальная защита 20037. 15.


Катышева И.Р Рекомендации парламентских слушанийНародное образование 20035. 16. Назаренко А Борхунов Н Регулирование цен Экономика сельского хозяйства 200212. 17. Пыжук И.И Социальные трансферты в России и др. странах Экономическая школа19995. 18. Свиридов И.А Индексации Вопросы экономики 19988. 19. httpwww.narodnoenarodnoe.org 20. httpwww.gosyd.ruzakonrus.rtp


Приложение 1. Трудовой кодекс Российской Федерации. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Глава 21. Заработная плата Статья 133. Установление минимальной заработной платы Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека. Месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период


норму рабочего-времени и выполнившего нормы труда трудовые обязанности, не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. При оплате труда на основе тарифной системы размер тарифной ставки оклада первого разряда единой тарифной сетки не может быть ниже минимального размера оплаты труда. В размер минимального размера оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные


выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные компенсационные и социальные выплаты. Порядок расчета прожиточного минимума и его величина устанавливаются федеральным законом. СТАТЬЯ. 134. Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы


в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. В организациях, финансируемых из соответствующих бюджетов, индексация заработной платы производится в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами, а в других организациях в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом организации. Статья 135. Установление заработной платы Системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов,


различного вида выплат устанавливаются организаций, финансируемых из бюджета, соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами работникам организаций со смешанным финансированием бюджетное финансирование и доходы от предпринимательской деятельности законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций работникам других организаций коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, трудовыми


договорами. Система оплаты и стимулирования труда, в том числе повышение оплаты за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу и в других случаях, устанавливается работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными настоящим Кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.


Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами организации, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами. Статья 136. Порядок, место и сроки выплаты заработной платы При выплате заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных


частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате. Форма расчетного листка утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором.


Место и сроки выплаты заработной платы в неденежной форме определяются коллективным договором или трудовым договором. Заработная плата выплачивается непосредственно работнику, за исключением случаев, когда иной способ выплаты предусматривается законом или трудовым договором. Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным договором, трудовым договором.


Для отдельных категорий работников федеральным законом могут быть установлены иные сроки выплаты заработной платы. При совпадении дня выплаты с выходным или праздничным нерабочим днем выплата заработной платы производится накануне этого дня. Оплата отпуска производится не позднее, чем за три дня до его начала. Статья 139. Исчисление средней заработной платы Для всех случаев определения размера средней заработной платы, предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.


Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат. При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 месяцев, предшествующих моменту выплаты. Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные


отпуска исчисляется за последние три календарных месяца путем деления суммы начисленной заработной платы на 3 и на 29,6 среднемесячное число календарных дней. Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в рабочих днях, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска определяется путем деления суммы начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю шестидневной рабочей недели.


В коллективном договоре могут быть предусмотрены и иные периоды для расчета средней заработной платы, если это не ухудшает положение работников. Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного настоящей статьей, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений Приложение 2. Оплата труда. Федеральный закон.


О внесении изменения и дополнению в федеральный закон о минимальной заработной платы. Принят Госуд. Думой 7.09.03г. Одобрен Советом Федерации 24.09.03г. Статья 1. Внести в Фед. закон от 19.06.00г. 82-ФЗ О минимальном размере оплаты труда Собрание законодательства РФ, 2000, 26, ст. 2729. 2002, 18, ст. 1722 следующие изменения и дополнения 1. с 1 октября 2003 года


в сумме 600 руб. в месяц. Приложение 3. Таблица3. Рекомендуемый минимальный набор продуктов питания для трудоспособного населения Санкт-Петербурга и Ленинградской области II зона кгмесяц. Наименование продуктов Трудоспособные обныенаселение Средняя розн. цена за 1 кг на 01 .07.99, руб. коп. Стоимость на 01.07.99 муж лет жен 154 года мужчины женщины


Хлебные продукты хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые, всего 17.50 12,01 30.0 18.6 13.2В том числе бобовые 0,42 0,25 10,00 4,20 8.9 мука пшеничная 2.25 2,08 11.25 10.40 рис 0,33 0,29 13,00 12.44 11.8 другие 0,50 0,42 15.00 16.02 15.7Наименование продуктов Трудоспособное население Средняя розн. цена Стоимость на 01.07.99 мужчины 16-59 лет женщины 16-54 года руб. коп. мужчины женщины хлеб пшеничный 17,92 11,25 10,00 179.20 112,50 хлеб ржаной 5,00 2,10 2,10


макаронные изделия 2, Картофель 9,17 6,00 55,02 3. Овощи и бахчевые, всего капуста свежая и квашеная 2,92 2,50 16,00 46,72 40,00 огурцы и помидоры свежие и соленые 0,17 0,17 20.00 3,40 столовые корнеплоды 2,50 2,50 15,00 37,50 37,50 прочие овощи 2,50 2,50 20,00 20,00 Фрукты свежив 1,55 1,22 30,00 46,50 36,60 сахар 2,00 1,83 16,00 14,64 конфеты 0,06 0,06 30,00 10.0 16.7 говядина 1,50 1,25 39,00 58,50 48.75 баранина 0,08 43,00 свинина 0,08 0,33 50,00 16,50 мясо птицы 1,08 1,00 40,00 43,20 40,00


в том числе рыба свежая 1,42. 1,25 24.00 34,08 30,00 сельдь 0,06 0,06 20,0 21,4 18.2



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :